Самые известные оперы мира. Знаменитые русские оперы

Складывалась на протяжении многих лет. Одно из ведущих мест в ней занимает и русская национальная школа. Это абсолютно обоснованное утверждение, ведь многие известные композиторы в России высоко ценятся и по сей день во всем мире. Известные русские композиторы благодаря своим произведениям прославили свою страну, а также оказали непосредственное влияние на своих зарубежных коллег.

Немного истории

Расцвет русской музыкальной культуры приходится на восемнадцатый век. Этот период также принято считать эпохой больших сдвигов. В данный промежуток времени появляется первая русская композиторская школа, формируются основные традиции музыкального исполнения. Что касается жанров, довольно стремительно развивались сложнейшие из них: опера, хоровая и инструментальная музыка. Однако основным жанром все же следует считать оперу, причем в данный период она была популярна не только среди русских композиторов, но и за границей. В России опера, в отличие от иностранной, представлялась в более понятном, доступном, лаконичном и реалистичном виде, базируясь на народной основе. Вместе с ней развивалась и хоровая музыка, которая непременно сопровождала каждое представление. В данной статье вы найдете не только интересную информацию, но и фото известных композиторов.

Восемнадцатый век

На данном этапе появились первые известные русские композиторы, одним из них был Благодаря ему русская музыка получила новые традиции и тенденции, в жанре хорового концерта, например. Он славился созданным собственноручно стилем обработки - соединил черты старинных напевов с современными гармоническими тенденциями. Он мог обогатить любую, даже самую простую фактуру и превратить ее в нечто неповторимое благодаря использованию ритмичесих диверсификаций, разнообразному применению хорового состава, замечательному полифоническому мастерству. Также стоит упомянуть, что композитор работал в придворной певческой капелле и оказал немалое влияние на ее исполнительский стиль, как и многие известные композиторы России. Наиболее известными хоровыми концертами Дмитрия Бортнянского являются "Не отвержи меня во время старости" и хоровой концерт № 33.

Михаил Глинка

Известные русские композиторы начали появляться с восемнадцатого века, однако на самом деле настоящий расцвет русской классической музыки пришелся на конец восемнадцатого века. Он связывается, прежде всего, с Михаилом Ивановичем Глинкой. Именно этот композитор открыл новый исторический Главным его достижением было преломление основных классических тенденций. Глинка работал, можно сказать, во всех музыкальных жанрах, он писал оперы, произведения для симфонического оркестра, пьесы для фортепиано, множество романсов и вокальных сочинений, известны также его творения для камерных ансамблей. Новаторская роль Михаила Ивановича довольно велика, многие известные композиторы стремились к тому, чтобы соответствовать его неповторимому стилю. Глинка глубоко понимал народность, это довольно хорошо отражено в опере "Иван Сусанин". Известен композитор и своим особенным подходом к крестьянской песне, часто в произведениях он использовал распевность и вариационность. Стоит отметить, что до Михаила Ивановича Глинки многие известные композиторы писали подобные произведения, однако именно его считают основоположником русской национальной классической оперы. Наиболее известными в наше время являются сочинения "Руслан и Людмила" и "Иван Сусанин".

Александр Даргомыжский

В девятнадцатом веке в России развивается передовое общественное движение, интенсивно расцветает критический касается как искусства в целом, так и музыки. Александр Сергеевич Даргомыжский являлся представителем собственного, неповторимого стиля - интонационного реализма. Как и многие его современники, тоже известные композиторы, он продолжал традиции и новшества, введенные Михаилом Глинкой, однако внес некоторое новаторское своеобразие, этим же подчеркивая свой яркий стиль. Одним из самых больших достижений Александра Сергеевича является опера "Русалка". Ее новшество, прежде всего, заключается в том, что это первая в русской классической оперной школе лирико-психологическая драма с использованием сквозного развития. Немаловажно, что практически все новаторские элементы показаны в хоровых сценах, для них характерна напевность и некоторое сходство с популярным некогда городским романсом. Также это первая опера, в которой довольно оригинальны образы-персонажи - это и обычные люди разных социальных слоев, и мистические русалки. Еще одним популярным произведением Даргомыжского считается вокально-камерный-ансамбль "Петербургские серенады".

Самые известные композиторы, объединение "Могучая кучка"

Довольно значимым являлся и данный период. Конец девятнадцатого и начало двадцатого стало одним из самых значимых этапов в развитии культуры России. Именно в этот период известные музыкальные композиторы создали современное, всем знакомое сообщество «Могучая кучка». Данная группа внесла необыкновенно значимый вклад в развитие русской национальной композиторской школы. И это абсолютино не удивительно. Ведь в нее входили такие известные композиторы,как Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Милий Алексеевич Балакирев и Цезарь Антонович Кюи. Для их творчества характерны глубокие стилевые изменения в жанре оперы, в особенности большое значение придавалось исторической драматургии, а также массовым сценам.

Несмотря на то, что вся их деятельность, в принципе, была направлена на поддержание уникальных традиций Александра Даргомыжского и Михаила Глинки, они дополнили их массой изменений и новшеств, что впоследствии принесло им невероятную популярность за пределами России.

Модест Мусоргский

Мусоргский является основоположником абсолютно модернизированного направления в русской классической оперной школе. Довольно часто его сравнивали с Рубинштейном. Им было создано направление музыкальной драмы. Его оперное творчество также запоминается тем, что в произведениях используются такие неповторимые черты, как новые применяемые для характеристики образа народа, дифференцирование хора и выделение конкретных голосов в его составе, частое использование мелодического речитатива, диалогов. Стоит отметить, что хоровые сцены довольно величественны. Следуя уникальным тенденциям Даргомыжского, Мусоргский использовал те же сцены сквозного развития. Однако достижения композитора не ограничиваются только оперным жанром, ему отлично удавались хоровые обработки народных песен, самостоятельные фортепианные произведения и сочинения крупной формы для хора, вокально-симфонические шедевры. Наиболее популярными в наше время являются оперы композитора "Хованщина" и "Борис Годунов". Благодаря им Модеста Петровича узнали многие известные композиторы мира.

Сергей Рахманинов

Одним из наиболее популярных композиторов двадцатого века в России по праву можно считать Сергея Васильевича Рахманинова. В его произведениях им четко передавалась роль мелодичности. Основным источником вдохновения для композитора служила связь с русскими народными песнями, с древней хоровой культурой. Основным принципом его творчества можно также назвать искренность, непосредственное выражение чувств и реалистическую передачу жизненной картины. Наиболее удачным жанром для композитора послужили вокально-симфонические произведения. Они наделены невероятной психологической углубленностью и философской мыслью. Популярны в наше время кантата «Весна» и «Колокола». Кстати говоря, последняя является сочинением, благодаря которому известные композиторы мира вдохновились на написание собственных шедевров. Это были Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов. Также сюда относится и известный советский композитор Юрий Александрович Шапорин.

Большинство музыкантов также высоко ценили и ценят фортепианные сочинения Сергея Васильевича Рахманинова, невероятно красивы его прелюдии и этюды, одним из самых популярных концертных произведений является знаменитая "Элегия".

Ниже вам доступны оригинальные фото. Известных советских композиторов не так уж много, однако они оказали немалое влияние на музыкальную культуру России. Среди них Дмитрий Шостакович, Родион Щедрин, Александра Пахмутова.

Знаменитые композиторы мира. Вольфганг Амадей Моцарт

Если говорить о знаменитых композиторах в мире, первым, кто чаще всего вспоминается, является, конечно же, Моцарт. Композитор родился в Зальцбурге, играть начал очень рано, фактически в 6 лет уже гастролировал и давал концерты. Существует мнение о том, что мальчик обладал феноменальным слухом, а также памятью. Вольфганг Амадей Моцарт играл на скрипке, фортепиано, органе и клавесине, также владел отличными дирижерскими навыками и умением виртуозной импровизации. Многие классические композиторы, известные своими оригинальными произведениями, стремились к подражанию уникальному стилю Моцарта. В наше время к самым популярным его сочинениям можно отнести оперы и "Волшебная флейта", а также фундаментальный "Реквием".

Композиторы Франции: Жорж Бизе

Известные в наше время довольно популярны. Одним из самых выдающихся является Жорж Бизе - неповторимый представитель периода романтизма. Им написано большое количество оркестровых произведений, романсов и пьес для фортепиано. Однако самым известным, и, пожалуй, наиболее удачным жанром, в котором работал композитор, является опера. Конечно же, наиболее знаменитой можно назвать несравненную "Кармен". Еще одной, не такой известной, но не менее успешной стала опера "Искатели жемчуга".

В заключение можно сказать о том, что песни известных композиторов-классиков в России и во всем мире, а также их фортепианные, симфонические творения остаются популярными и на сегодняшний день. Довольно часто такие произведения звучат на концертах, по телевизору в фильмах и даже в рекламе. Это говорит о том, что музыкальная культура, со временем приобретая новую огранку, все же помнит о тех классических традициях, которые были установлены самыми известными композиторами.

Хабанера из оперы “Кармен” Бизе. Поет Елена Образцова.

Кармен – девушка, скажем прямо, не очень строгих нравов, работающая на табачной фабрике и путающаяся с солдатами и контрабандистами. Но ее любовь, пусть даже она будет длиться пару дней – лучшая награда для любого мужчины. Не в последнюю очередь потому, что французский композитор Жорж Бизе написал ей фантастически красивые арии, в которых страсть звучит в каждой ноте.

Ария Тореадора Эскамильо из оперы Бизе “Кармен”. Поет Клаудио Сгура

Тореадор Эскамильо, убийца быков, любимец женщин, воспевает собственную храбрость, кровь и песок. Мужской вариант певческого секса, короче говоря.

Ария Царицы Ночи (Die Hölle Rache) из оперы “Волшебная флейта” Моцарта. Поет Диана Домрау.

Очень странная масонская пьеса, положенная на гениальную музыку Вольфгангом Амадеем Моцартом. Самая красивая и самая трудная на свете ария для сопрано. Тут ничего нельзя добавить, можно только испытывать священный трепет. В формановском фильме “Амадей” очень красиво показано, как Моцарт сочинил эту арию во время разговора с тещей на повышенных тонах, но так ли это на самом деле – мы не знаем.

Nessun dorma, ария из оперы “Турандот” Пуччини. Поет Лучано Паваротти.

Лучшая опера – итальянская, лучший тенор – ну гм, тут все понятно, лучшая и, наверное, самая известная в мире оперная ария – вот эта.

Ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” Чайковского.

Самый, видимо, главный номер русской оперы. Пушкин написал для Ленского почти пародийное стихотворение (в самом деле, размышления 18-летнего поэта о безвозвратной ушедшей юности могут быть только пародийными), а Чайковский сделал из этого настоящую трагедию. И тут ее исполняет один из самых великих русских теноров – Иван Козловский.

Ария Германа из “Пиковой дамы” Чайковского. Поет Михаил Дидык.

Чайковский писал оперы по пушкинским текстам, и лучше этого в русской музыке никто ничего никогда не делал. “Пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу”.

Ария Графини из “Пиковой дамы” Чайковского. Поет Эва Подлесь.

Одна из самых любимых наших арий написана на самом деле не Чайковским. Она на самом деле из оперы французского композитора Анри Гретри “Ричард Львиное Сердце”. Чайковский ее использовал, чтобы показать, что Графиня – старомодная старуха, с тоской вспоминающая юность. Волшебная меланхолия, короче.

Половецкие пляски из оперы “Князь Игорь” Бородина. Поет хор Метрополитен Опера.

Ну ок, это не ария, это хор, по формальным причинам мы не должны были его сюда включать, но он фантастически красивый. Русские полонянки развлекают половецких воинов. По идее там должны быть степи, шатры и мужчины с саблями и усами, но в этой нью-йоркской постановке Дмитрия Чернякова танцоры просто кружатся среди маков.

Хор пленных евреев из оперы “Набукко” Верди.

Ну и чтоб два раза не вставать, сразу второй великий хор. Тоже пленные рабы, но по крайней мере не так тревожно.

Ария Фигаро из “Сивильского цирюльника” Россини. Поет Петер Маттеи.

Невероятно оптимистичная песенка человека, который везде успевает из одной из самых популярных опер в мире. Фигаро тут, Фигаро там, стоит только на секунду расслабиться, как уже тут же зовут. Что-то это нам напоминает…

Ария Герцога из оперы Риголетто Верди. Поет Марио Ланца.

Один из величайших, наряду с Карузо, теноров 20-го века в этой чудесной записи поет легендарную клевету на женский пол: “Сердце красавицы склонно к измене”.

Casta Diva, ария из оперы “Норма” Беллини. Поет Рене Флеминг.

Ультраклассика, одна из самых популярных оперных арий. Поет ее Рене Флеминг, самая аристократичная оперная певица.

Куплеты Мефистофеля, из оперы “Фауст” Гуно. Поет Руджеро Раймонди.

Люди гибнут за метал, сатана там правит бал – в переводе на русский оно звучит еще более эффектно.

Песня Юродивого из оперы “Борис Годунов” Мусоргского. Поет Иван Козловский.

Песенка, в которой святой безумец плачет за свою Родину и предрекает ей врага, кровь и разорение, в котором будет виноват царь-ирод. Самая странная и тревожная музыка из великой русской оперы

Застольная, дуэт из оперы “Травиата” Верди. Поют Пласидо Доминго и Анджела Георгиу.

В довольно печальной опере про умирающую от чахотки проститутку есть невероятно оптимистичный вальсик про прелести алкогольного опьянения, ставший настоящим шлягером и нежно любимый всеми лучшими тенорами нашего времени.

Ария-прощание Травиаты. Поет Анна Нетребко.

Но кончается все довольно печально – в этой арии героиня прощается со своим прошлым, болезнь в финальной стадии. И Нетребка тут совершенно восхитительная.

Плач Дидоны из оперы “Дидона и Эней” Перселла. Поет Джесси Норман.

Это не такой популярный шлягер, как “Куплеты Мефистофеля” или “Застольная”, хотя тоже исполняется довольно часто. Дидона умоляет Энея помнить о ней, когда ее положат в сырую землю, не забывать. А Джесси Норман в этой роли и в этом фантастическом наряде больше всего напоминает инопланетную оперную певицу из “Пятого элемента”. И да, она самая красивая оперная певица, кто не верит – тот наш личный враг.

Ария Керубино из оперы “Свадьба Фигаро” Моцарта. Поет Ринат Шахам.

Керубино – влюбленный паж графа Альмавивы, которого всегда поет женщина, меццо-сопрано. Перед нами израильская певица Ринат Шахам, которая не просто поет безупречно, она еще и играет, живет этой ролью, пытается изобразить запинающегося, очень сильно нервничающего мальчика. Выглядит это просто фантастически, честное слово.

Ария Аиды из оперы “Аида” Верди. Поет Инес Салазар

“Аида”, заказанная Джузеппе Верди к открытию Суэцкого канала и ставшая самым мощным и легендарным пробоем дэдлайна в истории цивилизации, опера невероятно трудная и ей всегда везет на красочные постановки. В этой арии Аида, рабыня и любовница египетского принца, тужит вот о чем: милый ее пошел войной на народ ее отца и братьев, и она не знает, за кого “болеть”.

Ария Фигаро из “Свадьбы Фигаро” Моцарта. Поет Брин Терфель.

Фигаро, цирюльник и плут, который у Моцарта гораздо симпатичней, чем у Россини, рассказывает юному пажу Керубино (тому, напомним, которого всегда поет женщина) о прелестях влюбленных бабочек и ужасах военной службы. Троллит, если по-нашему. А поет его в данном случае безупречный, мужественный и техничный Брин Терфель.

Правда, искусство – не только область духа, но и коммерция. И если речь идет об опере, то можно часто услышать от театральных менеджеров и руководства оперных театров такую фразу: «Это, конечно, замечательная вещь, но массовый зритель на нее не пойдет – ставить не будем». Так настроения социума властно вторгаются в хрупкий мир прекрасного!

Всё это вопросы глобальные и разобраться в них непросто. Тем не менее, мы решили сегодня предложить читателям несколько статистических выкладок из мира оперы. Не претендуя на исчерпывающие ответы, они дают любопытную информацию – какие национальные школы, авторы и произведения нынче наиболее популярны в мире? При подготовке статьи использовался сайт Operabase.com. Сведения обобщают показатели 5-ти сезонов с 2007/08 по 2011/12 гг. Появившиеся недавно на этом ресурсе обновленные данные, включающие показатели последнего сезона, не сильно отличаются от итогов предыдущих лет.

I. Десять наиболее популярных оперных композиторов

Примечание: в таблице указано количество постановок, в скобках – количество произведений, включая различные редакции опер, адаптации (в т. ч. детские), а также масштабные вокально-инструментальные опусы (оратории, реквиемы, сценические кантаты, мессы и др.).

  1. Верди - 3020 (29)
  2. Моцарт - 2410 (25)
  3. Пуччини - 2294 (13)
  4. Вагнер - 1292 (14)
  5. Россини - 1045 (42)
  6. Доницетти - 853 (29)
  7. Р.Штраус - 655 (15)
  8. Бизе - 654 (7)
  9. Гендель - 598 (60)
  10. Чайковский - 432 (7)

В двадцатку входят также Бриттен (13 место), Гуно (16), Леонкавалло (17), Яначек (18), Масканьи (19) и Беллини (20). Группа русских композиторов – Стравинский, Мусоргский, Римский-Корсаков и Прокофьев – расположилась на удивление плотно и занимает соответственно 28-31 места.

II. Десять ныне здравствующих композиторов

Примечание: в таблице приводятся имена наших живых современников, чьи произведения чаще всего ставятся в музыкальных театрах. Занимающий 1-е место Ф.Гласс в общем рейтинге всех авторов числится на 42-м месте. Указанные в списке Г.Фрид и Х.В.Хенце в анализируемый период еще были живы – оба скончались осенью 2012 года.

  1. Гласс - 69 (19)
  2. Хенце - 53 (16)
  3. Адамс - 33 (6)
  4. Максвелл Дэвис - 32 (8)
  5. Хегги - 30 (6)
  6. Рим - 29 (8)
  7. Дюсапен - 29 (6)
  8. Фрид - 27 (2)
  9. Этвёш - 24 (9)
  10. Гланерт - 24 (10)

Среди других известных имен в дальнейшем списке значатся Флойд (11 место), Бёртуисл (14), Саариахо (15), Бенджамин (17), Райман (18), Превин (29), Пендерецкий (35). Наш Р.Щедрин занимает 34 место.

Кстати, упоминания имен почти всех композиторов из этого списка можно найти на страницах нашего журнала, воспользовавшись системой поиска. С той или иной степенью подробности мы информировали читателей об их творчестве.

III. Десять самых исполняемых опер

  1. «Травиата» Верди - 629 постановок
  2. «Богема» Пуччини - 580
  3. «Кармен» Бизе - 573
  4. «Волшебная флейта» Моцарта - 571
  5. «Тоска» Пуччини - 504
  6. «Свадьба Фигаро» Моцарта - 494
  7. «Мадам Баттерфляй» Пуччини - 469
  8. «Севильский цирюльник» Россини - 465
  9. «Риголетто» Верди - 434
  10. «Дон Жуан» Моцарта - 433

Итого в списке лидеров по три опуса Пуччини и Моцарта, два Верди и по одному Бизе и Россини.

Во второй десятке – еще две оперы Верди («Аида» и «Набукко»), два произведения Доницетти («Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур»), «Так поступают все» Моцарта, «Турандот» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло и наиболее популярная русская опера - «Евгений Онегин» Чайковского (17 место).

Самая известная оперетта – «Летучая мышь» И.Штрауса – занимает 15 место.

Таким образом, все в этой двадцатке довольно логично и предсказуемо за исключением занимающей очень высокое 12-е место (!) оперы «Гензель и Гретель» Хумпердинка. Это, в общем-то симпатичное (но не более того) произведение вагнеровского эпигона, обогнало множество значительно превосходящих его по качеству оперных шедевров скорее всего из-за своей рождественской и условно детской направленности.

Любопытны и такие показатели: среди опер Вагнера впереди «Летучий голландец (25 место), из произведений Р.Штрауса лидирует «Саломея» (31), у Беллини – «Норма» (44), у Массне – «Вертер» (59), у Генделя – «Юлий Цезарь (69).

Одно из самых популярных произведений конца 19 – начала 20 века «Фауст» Гуно нынче занимает всего лишь 33-ю строчку, «Сказки Гофмана» Оффенбаха – 32-ю. «Сельская честь» Масканьи на 28-м месте, а вторая по популярности опера Россини «Золушка» на 29-й строке.

Лидирующее положение среди опер 17 века у «Дидоны и Энея» Пёрселла (61 место), а среди опусов 18 столетия (кроме Моцарта) у «Орфея и Эвридики» Глюка (47 место).

Из авангардистов на первом месте «Воццек» Берга (74). С ним соседствует самый популярный опус Бриттена – «Поворот винта» (73).

1-й оперой среди произведений восточноевропейских композиторов является «Русалка» Дворжака (40 место), из произведений столь популярного ныне Яначека впереди «Енуфа» (65).

Среди русских опер, как уже отмечалось, наиболее популярен «Евгений Онегин» Чайковского (17 место/247 постановок). В дальнейшей табели о рангах «Пиковая дама» Чайковского (54/105), «Борис Годунов» Мусоргского (60/95), «Похождения повесы» Стравинского (77/62), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (81/57), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича (82/56), «Иоланта» Чайковского (94/44) и «Царская невеста» Римского-Корсакова (107/35).

Чтобы читатель представлял себе масштаб цифр, укажем, что всего в мире за этот период хотя бы один раз ставились 2588 опер, из них 1250 более одного раза, 820 более 2-х и 625 более 3-х раз.

О национальных школах

Если попробовать сделать некоторые обобщения национального характера, взяв за основу 100 лучших опер, то выводы таковы:

Лидером, разумеется, является итальянская школа – 38 опер начиная с 1-го места у ведиевской «Травиаты». Далее идет немецкоязычная опера (композиторы Германии и Австрии) – 29 опусов (если не считать 3-х произведений Генделя, числящихся в таблице за Англией), возглавляемая занимающей 4-ю позицию моцартовской «Волшебной флейтой». Это абсолютные фавориты.

Следующая за ними французская школа во главе с «Кармен» Бизе представлена лишь 10-ю произведениями. Далее англичане с 8-ю операми, обогнавшие всего на 1 опус (благодаря всё тому же «приватизированному» ими Генделю) Россию (7). И, наконец, замыкает эту своеобразную таблицу Чехия с 4-мя операми. Если не считать Венгрии с ее авторами великих оперетт Легаром и Кальманом (4 опуса в списке), ни одной другой национальной школы больше в первой сотне шедевров нет!

Подведем промежуточный итог: В целом, если не принимать во внимание завышенное место Англии, картина достаточно объективная. Причем, если увеличить количество анализируемых опер, она становится все более справедливой.

Теперь давайте кратко взглянем на список из 200 опусов. У итальянцев 62 оперы, у австро-немецких композиторов 54, у французов и англичан по 24, у России – 18. Однако, если Генделю «вернуть» его немецкое происхождение, то все выглядит иначе – итальянцы уступят лидерство северным соседям, которым надо будет приплюсовать 13 опер Генделя (итого 67), а англичане останутся со своими 11-ю операми далеко позади России.

Надо отдавать себе отчет, что все эти статистические «игры» весьма условны. Это касается и англо-немецкого «спора» о Генделе, и неочевидного объединения австрийских и немецких композиторов в одну группу. Частота исполнения зависит также от количества оперных театров и интенсивности их деятельности в той или иной стране – здесь безраздельно властвует Германия.

И главное: сиюминутные вкусы публики, взятые вне исторической ретроспективы – это весьма и весьма ненадежный критерий. Только один яркий пример – обладавшего феноменальной популярностью в 19 веке Мейербера мы не найдем даже в списке из 500 произведений.

Много вопросов и по русской школе – Глинка не входит в топ-200! Впрочем, русская тема заслуживает отдельного разговора, в котором не обойтись без историко-культурного и социально-политического анализа.

Было бы неправильным не упомянуть еще об одном факторе. В этих статистических выкладках не охвачены все без исключения музыкальные театры мира. Тут есть определенные информационные пробелы. Об этом можно судить хотя бы по российскому списку Operabase, который неполон – среди 32 российских сцен, вошедших в него, нет Камерного музыкального театра Б.Покровского, театра «Зазеркалье» из Санкт-Петербурга, Челябинского оперного театра. Подобного рода лакуны есть и в других странах. Так, например, мне не удалось найти нью-йоркского театра Grattaciello, специализирующегося на веристском репертуаре, нидерландской Osse oper и еще ряда коллективов.

Впрочем, вряд ли это обстоятельство существенно повлияет на общий итог – все-таки подавляющее большинство оперных домов в статистике учтены.

Вот такая получается картина. Мы не будем ее дальше комментировать. Пусть читатели сами делают выводы и социокультурные обобщения.

Материал подготовил Е.Цодоков

О течественные история, литература и музыка в едином произведении.

Сценическое единение музыки, голоса, драматического сюжета. Впервые опера пришла в Россию в ХVIII веке с итальянскими исполнителями. Автором первой русской оперы с народным сюжетом стал основатель первого русского театра Федор Волков. Столетие спустя русская опера покорила весь музыкальный мир.

«Жизнь за царя» , или «Иван Сусанин», Михаила Глинки

Впервые о событиях 1612 года, польском походе на Москву, пропели 180 лет назад со сцены петербургского Большого театра. Автор либретто в первой редакции - барон фон Розен. После революции к советской действительности сюжет адаптировал Сергей Городецкий. В одной из версий костромской крестьянин стал комсомольцем и председателем сельсовета. С 1945 года опера «Иван Сусанин» открывает сезон в Большом театре . В 1993 году спектакль был представлен на историческом месте, где происходили эти события 400 лет назад, - в Ипатьевском монастыре Костромы . Постановку транслировали в 15 странах мира.

«Борис Годунов» Модеста Мусоргского

В основе оперы - сюжет одноименной трагедии Пушкина . Композитор сам писал либретто на протяжении пяти лет, используя исторические материалы Карамзина. Но путь до сцены оказался не менее длинным. Дирекцию Императорских театров сначала не устроило отсутствие яркого женского образа, затем смутили демократические нотки. Премьера состоялась в Мариинском театре в 1873 году. Но через десять лет по указу цензуры спектакль убрали со сцены. Возродил оперу Николай Римский-Корсаков . В 1908 году «Борис Годунов» с главной партией в исполнении Федора Шаляпина покорил Париж. Это были Русские сезоны.

«Князь Игорь» Александра Бородина

Сценическое воплощение «Слова о полку Игореве». Композитор работал над оперой на протяжении 18 лет, но так и не закончил свой труд. Дописывали произведение по черновым записям Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков . Оба композитора настояли на авторстве Александра Бородина. В 1890 году состоялась премьера в Мариинском театре. Опера получила восторженные отзывы. «Князь Игорь» - опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу всякого русского», - писалось в рецензиях. Спустя девять лет в Праге прошла европейская премьера, а в 1914-м «Князя Игоря» увидел Париж в оформлении Николая Рериха .

«Каменный гость» Александра Даргомыжского

Еще одна опера, законченная после смерти автора. По завещанию композитора работу над музыкальным воплощением пушкинского Дон Жуана завершили Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Опера точно следует тексту поэта, композиторы не меняли ни слова. Произведение получилось по тем временам новаторское: вместо арий и ансамблей - «мелодичные речитативы» и декламации под музыку. «Персонажи говорят ноты» - за исключением двух песен. Впервые «Каменный гость» был представлен петербургскому зрителю в Мариинском театре в 1872 году. Мировая премьера прошла спустя полвека в Зальцбурге.

«Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова

Снова пушкинские строки в основе оперы. «Небылица в лицах» стала последней работой композитора - закончена в 1908 году. Римский-Корсаков и автор либретто Бельский основывались на русском фольклоре с его скоморошьими песнями и плясками. Работа вышла сатирической. Римский-Корсаков писал своему ученику Максимилиану Штейнбергу: «Царя Додона хочу осрамить окончательно». Цензура так и не разрешила постановку в авторской версии на сцене государственных театров. Премьера прошла в 1909 году в московском Оперном театре Сергея Зимина, спустя год - на сцене Большого театра , а далее по всему миру: от Лондона до Нью-Йорка.

«Хованщина» Модеста Мусоргского

Борьба старой и новой Руси. Драма жизни на сцене. Композитор сам взялся за либретто, изучая исторические источники ХVII века - период всевластия князя Ивана Хованского. Мусоргский хотел показать переход власти от царевны Софьи к молодому Петру и бушующие вокруг дворцовые интриги. При жизни композитора опера не исполнялась. Готовил к постановке «Хованщину» Римский-Корсаков, а первый спектакль сыгран силами Музыкально-драматического кружка любителей в 1886 году. Лишь четверть века спустя началось триумфальное шествие оперы из Мариинки до всех крупнейших театров мира.

«Война и мир» Сергея Прокофьева

13 музыкальных картин из четырехтомника Льва Толстого . Оперный вариант романа-эпопеи создавался 12 лет. Задумал композитор патриотическую оперу в 1941 году. Сергей Прокофьев и Мира Мендельсон-Прокофьева в либретто стремились показать красоту и духовное богатство героев. Но с началом Великой Отечественной войны патриотическая тема вышла на первый план. Семь картин «мира» и шесть картин «войны» впервые были представлены в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко в 1957 году. Зарубежная премьера произведения состоялась в Италии на фестивале «Флорентийский музыкальный май».

7 русских опер с мировым именем

Русский художник и писатель Константин Коровин.
Борис Годунов. Коронование. 1934. Эскиз декорации к опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов"

Зародившись как подражание западным образцам, русская опера внесла ценнейший вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Появившись в эпоху классического расцвета французской, немецкой и итальянской опер, русская опера в 19 веке не только догнала классические национальные оперные школы, но и опередила их. Интересно, что русские композиторы традиционно выбирали для своих произведений сюжеты чисто-народного характера.

1

«Жизнь за царя» Глинки

Опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» рассказывает о событиях 1612 года - польском походе шляхты на Москву. Автором либретто стал барон Егор Розен, однако, в советское время по идеологическим соображениям редакция либретто была поручена Сергею Городецкому. Премьера оперы состоялась в Большом театре Петербурга в 1836 году. Долгое время партию Сусанина исполнял Федор Шаляпин. После революции «Жизнь за царя» ушла с советской сцены. Были попытки адаптировать сюжет под требование нового времени: так Сусанина принимали в комсомол, а финальные строки звучали как «Славься, славься, советский строй». Благодаря Городецкому при постановке оперы в Большом театре в 1939 году «советский строй» был заменен «русским народом». Большой театр с 1945 года традиционно открывает сезон различными постановками «Ивана Сусанина» Глинки. Самая масштабная постановка оперы за рубежом была реализована, пожалуй, в миланском «Ла Скала».

2

«Борис Годунов» Мусорского

Опера, в которой в качестве двух действующих лиц выбран царь и народ, была начата Мусоргским в октябре 1868 года. Для написания либретто композитор использовал текст одноименной трагедии Пушкина и материалы карамзинской «Истории государства Российского». Темой оперы стало время правления Бориса Годунова перед самым «Смутным временем». Мусоргский закончил первую редакцию оперы «Борис Годунов» в 1869 году, которая была представлена театральному комитету Дирекции императорских театров. Однако рецензенты забраковали оперу, отказав в постановке из-за отсутствия яркой женской роли. Мусоргский ввел в оперу «польский» акт любовной линии Марины Мнишек и Лжедмитрия. Им также была добавлена монументальная сцена народного восстания, которая сделала финал боле эффектным. Несмотря на все коррективы, опера опять была отвергнута. Ее удалось поставить лишь 2 года спустя в 1874 году на сцене Мариинского театра. За рубежом премьера оперы состоялась в Большом театре в парижском Гранд-Опера 19 мая 1908 года.

3

«Пиковая дама» Чайковского

Опера была закончена Чайковским ранней весной 1890 года во Флоренции, а первая постановка случилась в декабре этого же года в Мариинском театре Петербурга. Опера была написана композитором по заказу Императорского Театра, причем в первый раз Чайковский отказался брать заказ, аргументируя свой отказ отсутствием в сюжете «должной сценичности». Интересно, что в повести Пушкина главный герой носит фамилию Германн (с двумя «н» на конце), а в опере главным действующим лицом становится человек по имени Герман - это не ошибка, а намеренное авторское изменение. В 1892 году опера была впервые поставлена за пределами России в Праге. Далее - первая постановка в Нью-Йорке в 1910 году и премьера в Лондоне в 1915 году.

4

«Князь Игорь» Бородина

Основой для либретто стал памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Идея сюжета была подсказана Бородину критиком Владимиром Стасовым на одном из музыкальных вечеров у Шостаковича. Опера создавалась в течение 18 лет, но так и не была закончена композитором. После кончины Бородина работу над произведением завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Существует мнение, что Глазунов смог по памяти восстановить единожды услышанную им увертюру оперы в авторском исполнении, однако, сам Глазунов это мнение опровергал. Несмотря на то, что Глазунов и Римский-Корсаков проделали большую часть работы, они настояли на том, что «Князь Игорь» — полностью опера Александра Порфирьевича Бородина». Премьера оперы прошла в Мариинском театре Петербурга в 1890 году, через 9 лет ее увидел иностранный зритель в Праге.

5

«Золотой петушок» Римского-Корсакова

Опера «Золотой петушок» была написана в 1908 году по одноименной пушкинской сказке. Эта опера стала последней работой Римского-Корсакова. Императорские театры отказали в постановке оперы. Но как только зритель впервые увидел ее в 1909 год в московском оперном театре Сергея Зимина, оперу через месяц поставили в Большом театре, а затем она начала своё триумфальное шествие по всему миру: Лондон, Париж, Нью-Йорк, Берлин, Вроцлав.

6

«Леди Макбет Мценского уезда» Шестаковича

Опера по мотивам одноименной повести Лескова была завершена в декабре 1930 года, впервые поставлена в Михайловском театре Ленинграда в январе 1934 года. В 1935 году опера была показана зрителям Кливленда, Филадельфии, Цюриха, Буэнос-Айреса, Нью-Йорка, Лондона, Праги, Стокгольма. Во второй половине 30-х вплоть до 50-х годов опера была запрещена к постановке в России, а сам Шестакович был осужден руководством компартии страны. Произведение было охарактеризовано как «сумбур вместо музыки», «умышленно сделанное шиворот-навыворот» и послужило толчком для травли композитора. Постановки в России возобновились только в 1962 году, однако зрители увидели оперу под названием «Катерина Измайлова».

7

«Каменный гость» Даргомыжского

Идея оперы возникла у Александра Даргомыжского в 1863 году. Однако композитор сомневался в ее успехе и рассматривал работу как творческую «разведку», «забаву над «Дон-Жуаном» Пушкина». Он писал музыку на пушкинский текст «Каменного гостя», не изменяя в нем ни единого слова. Однако проблемы с сердцем не позволили композитору закончить работу. Он скончался, попросив в завещании своих друзей Кюи и Римского-Корсакова завершить работу. Впервые опера была представлена зрителю в 1872 году на сцене Мариинского театра в Петербурге. Зарубежная премьера состоялась только в 1928 году в Зальцбурге. Эта опера стала одним из «основополагающих камней», без ее знания невозможно понять не только русскую классическую музыку, но и общую культуру нашей страны.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.