Преступление и наказание» Ф.Достоевского. Проблематика и поэтика идеологического полифонического романа. Мастерство изображения народной жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

В "Преступлении и наказании" поставлены те основные социальные и этические проблемы, которые будут терзать Достоевского на протяжении всей его жизни. Прежде всего это - вопрос о возможных путях развития человеческой личности в условиях жизни России 60-х годов. Достоевский осуждает бунт сильной личности, действующей для движения власти принципом "все дозволено". Раскольников переступает не только юридические законы общества, но и нравственный "человеческий" закон. Таким писатель воспринимал человека "нового поколения".
Испытание ошибочной теории Раскольникова завершилось катастрофой, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. Кроткая, всепрощающая Соня указывает убийце путь христианского искупления вины. Рядом с проблемой нравственного перевоспитания человека путем страдания и религиозного смирения Достоевский ставит вопрос о развращающей человека власти денег, моральном растлении молодежи, процветающем в клоаке городских трущоб и толкающем к преступлению.
Раскрывая с жестокой правдивостью внутренний мир своих героев, Достоевский показывает бесплодные попытки "маленького человека" вырваться из жизненных рамок "униженных и оскорбленных".
Создавая характеры "сильных мира сего", писатель подвергает критике культурный и моральный уровень расчетливых и растленных дельцов.
Решая вопрос, в чем состоит исторический процесс и какое место в нем занимает мыслящий человек, Достоевский полемизировал с революционной демократией.
Писатель напряженно изучал духовный мир людей своей эпохи, стремясь угадать главную мысль человека, общества, человечества, проникнуть, как он сам говорил, в "будущие итоги настоящих событий".

32.Система персонажей романа «Преступление и наказание», её внутренний смысл и соотношение с центральной идеей произведения.

В 1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Основное его отличие от предшествующих произведений состояло в богатой полифонии образов. В романе насчитывается около девяноста персонажей: здесь и городовые, и прохожие, и дворники, и шарманщики, и мещане, и многие другие. Все они составляют тот особый фон, на котором развивается действие романа. Среди всего многообразия персонажей выделяются несколько, оказавших наибольшее влияние на ход мыслей Родиона Раскольникова - главного героя произведения. Каждый из них как человек с уже сложившимися взглядами и убеждениями является носителем какой-то определенной теории. И безусловно, эти герои подчинены одной основной задаче - всестороннему и полному раскрытию образа Родиона Раскольникова.
Условно всех второстепенных персонажей можно разделить на две группы: “антиподы” и “двойники” главного героя, в общении с которыми он находит подтверждение или опровержение своей теории.
Так, в самом начале романа Раскольников встречается с Семеном Захарычем Мармеладовым, спившимся чиновником, основной идеей которого является не борьба со злом, внутри и вокруг себя, а смирение с ним как с чем-то неизбежным. Самоуничижение - вот главный принцип Мармеладова. Этот безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким и прекрасно это осознает, но не может противостоять своей слабости. Встреча с Мармеладовым сыграла решающую роль в становлении теории Раскольникова, который не был способен, да и не хотел мириться с нищетой и повторять судьбу Семена Захарыча. После разговора с ним главный герой еще больше уверился в правильности своих убеждений.
Укрепила эту веру и его встреча с Катериной Ивановной, протест которой выражается лишь в словах и в бесплодных, порой болезненных мечтаниях. Подобный путь привел ее к потери рассудка и смерти от чахотки.
Раскольников тоже один из униженных и оскорбленных, но он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление. Порой он сомневается, боится загубить свою душу, но его манит результат, причем более ощутимый, чем тот, которого добилась Соня Мармеладова. Соня, по мнению главного героя, совершает, может быть, даже более страшное преступление, чем он, убивая не кого-то, а себя. Так же как впоследствии окажется напрасной и жертва Раскольникова. Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека, а она, приняв на себя его страдания, становится его верной спутницей. Все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова. По ее мнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм.
Но есть у Достоевского и другие герои. Это мать и сестра Раскольникова и его университетский товарищ Разумихин. Общение с ними после преступления невыносимо для главного героя. Он понимает, что души их чисты и что совершенным убийством он навсегда отделил себя от них. Недаром Они олицетворяют для Раскольникова “отвергнутую им совесть”. И для нее, и для Разумихина путь Раскольникова неприемлем. Они представляют новое поколение, которое будет “гуманно, человечно и великодушно”. Они “антиподы” Раскольникова, они отрицают его теорию.
Но есть в романе персонаж, который сам себя считает “двойником” главного героя. Это Свидригайлов - один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и всю жизнь потратил на поиск удовольствий.
следователь Порфирий Петрович - человек умный, проницательный, тонкий психолог. Не имея в руках прямых доказательств вины Раскольникова, он понимает, что единственный способ разоблачить преступника - заставить говорить его совесть. Ведь Порфирий Петрович прекрасно видит, что перед ним не ординарный убийца, а жертва ложной теории, частично порожденной и тем общественным порядком, который он защищает. На протяжении всего романа Порфирий Петрович выступает обличителем взглядов Раскольникова, суровым и безжалостным.


Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное, но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели.

33.Образ Раскольникова в идейно-художественной концепции романа «Преступление и наказание». Суть теории Раскольникова, её философско-идеологическое обоснование.

«Преступление и наказание» - одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Это роман, в котором автор изображает, как человеческая душа через страдания приходит к постижению истины. Веря в искупительную силу страдания, Достоевский раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям, глубоко грешный. В данном случае имеется в виду не только грех убийства, а и грех нелюбви к людям, и грех гордыни, убеждение, что все вокруг - «твари дрожащие», а он «право имеющий», то есть избранный.
Автор на протяжении всего романа подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Эта теория стара, как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которыми эта цель может быть достигнута, исследуется во все времена. «Цель оправдывает средства» - иезуитский лозунг. В нем и заключается суть теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом больше всего его волнует вопрос - обыкновенный ли он человек и имеет ли он право на преступление юридических законов. Раскольников - не обычный убийца, в основе его поступков лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над «муравейником».
Толкая Раскольникова на убийство, Достоевский стремится осознать причины того, почему в его сознании возникает столь жестокая идея. Возможно, его «среда заела». Но в этой же среде находятся и бедная Сонечка Мармеладова и Катерина Ивановна и еще тысячи других людей. Почему же они все не становятся убийцами? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. Им владеет теория «сверх людей», то есть людей, которым должно быть позволено больше, чем обычным людям, очень популярная в XIX веке. Соответственно, и само преступление понимается Достоевским гораздо глубже. Смысл его не только в лишении жизни человека, но еще и в том, что он сам разрешил себе совершить это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено распоряжаться жизнью других людей, решать, кому жить, а кому нет.
Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова и заставляет его самого в ней разубедиться. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Сюжет имеет характер зеркального отображения. Раскольников страдает и мучится от угрызений совести, не находя в себе силы простить самому себе содеянное. Через страдание автор дает Раскольникову возможность раскаяться и возродиться к новой жизни. Муки совести, отдаление от матери, сестры и есть самое страшное наказание для Раскольникова. Он сам осознает себя преступником, человеком, не имеющим права на нормальную жизнь, но это порождает новое преступление - Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников совершает сразу два, точнее даже три: он «вынужден» убить беременную Лизавету.
Может ли преступник вернуться к нормальной жизни. Да, если пройдет через долгие страдания, если сможет отказаться от тех преступных теорий, который он сам для себя создал. Таким был путь Раскольникова. Мотивы и причины совершения Раскольниковым преступления переплетены в клубок. «Не в том дело, как обосновать преступление, а в том, что недопустимо его обосновывать как бы то ни было» - именно это утверждение должно лежать в основе жизненных взглядов любого человека.


Преступление и Наказание - это глубокий философский, идеологический роман. Замысел его пришёл к автору на каторге. Этим можно объяснить его жанровую специфику и полифонию.

Ф.М. Достоевский проводит своего героя через череду испытаний для того, чтобы развенчать его теорию и ответить на вопрос: "почему нельзя убивать даже, казалось бы, ненужных людей?"

Родион Раскольников проходит совершение преступления, осознание, наказание, раскаяние.

В эпилоге романа мы видим его совершенно другим человеком. Именно поэтому данный роман можно считать романом-прозрением.

Главный герой создал теорию, согласно которой люди делятся на два типа: обыкновенные, т.е. "твари дрожащие", "человек вошь", и необыкновенные люди, способные "сказать новое слово". Необыкновенные люди являются "властителями судеб" и способны переступать через жизни обыкновенных. Идея Раскольникова заключается в том, что для сверхчеловека нет морали. Однако Достоевский, переживший ужасные муки на каторге, желает доказать, что переступить через жизнь другого - грех. И поэтому Раскольников должен пережить страдания и познать истину.

Совершив убийство, герой испытывает страшные муки.

Он словно сходит с ума, заболевает. Его лихорадка - выражение нравственных страданий. Он начинает понимать, что вряд ли может поставить себя в один ряд с Наполеоном.

Встреча с Соней Мармеладовой послужила первым и самым главным шагом на пути к прозрению. Девушка тоже совершила грех, однако её путь заключается в том, что, переступив через себя, она воссоздаёт себя заново. Раскольников открывается ей. Соня, девушка глубоко религиозная, советует Родиону сознаться во всём и встать на путь духовного очищения. Эта позиция очень близка автору. Соня читает Раскольникову Евангелие. Сначала тот противится, не понимает героиню. Он не понимает её "ненасытного сострадания" и задаётся вопросом: "как девушка, совершившая грех, остаётся светлой душой?"

Герой ещё некоторое время живёт в страшных муках совести, ищет душевные силы. Его признание - ещё один шаг на пути к духовному возрождению. Идея зла во имя добра терпит крах.

В эпилоге романа Раскольников представлен на каторге, он прозрел и постиг чудовищность и несостоятельность своей теории. Таким образом, автор демонстрирует путь познания истины и подтверждает мысль: "переступить через другого - грех".

Обновлено: 2018-03-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Роман знаменует начало наиболее зрелого и плодотворного («позднего») этапа творчества Достоевского и появление нового типа романа в мировой литературе.

Идеологизм - важнейшее художественное качество поздних романов Достоевского. Миромоделирующим принципом выступает в них та или иная идеологема в разнообразных формах своего воплощения. Это личная сложившаяся система взглядов или идея-страсть (идея Наполеона, Ротшильда, тезис «Все позволено» и пр.), социально-типовая идея поколения, класса, группы («В стаде должно быть равенство - вот шигалевщина», «Бесы»; «Мы - носители идеи», «Подросток»), мысль общенационального или общечеловеческого масштаба («Кто почвы под собой не имеет, тот и бога не имеет», «Идиот»; «Мировое дите плачет», «Братья Карамазовы»). Больше того, в своих романах Достоевский допускает грандиозные художественные обобщения «капитальных» исторических идей - христианской, коммунистической и буржуазной .

В центр системы персонажей нового романа выдвигаются герои-идеологи: Раскольников, Свидригайлов («Преступление и наказание»), Мышкин, Ипполит Терентьев («Идиот»), Ставрогин, Кириллов, Шигалев («Бесы»), Аркадий Долгорукий, Версилов, Крафт («Подросток»), старец Зосима, Иван и Алеша Карамазовы («Братья Карамазовы») и др. «Принципом чисто художественной ориентировки героя в окружающем является та или иная форма его идеологического отношения к миру», - писал Б.М. Энгельгардт, которому принадлежит терминологическое обозначение и обоснование идеологического романа Достоевского .

М.М. Бахтин в работе «Проблемы поэтики Достоевского» счел недостатком концепции Б.М. Энгельгардта то, что исследователь «монологизирует мир Достоевского, сводит его к философскому монологу, развивающемуся диалектически» . Исследователь настаивал на диалогизме (или диалогичности) как важнейшей особенности художественного мышления Достоевского. Она состоит в «диалогических отношениях» между автором и героем, между самими героями, между писателем и внехудожественной реальностью, между автором и текстом. Касаясь романного наследия Достоевского, исследователь писал: «...все в романе Достоевского сходится к диалогу, к диалогическому противостоянию как к своему центру» . Романам свойственно «внутреннее диалогизированное изложение... диалог уходит внутрь, в каждое слово романа, делая его двуголосым, в каждый жест, в каждое мимическое движение героя...» .

Диалог авторского и «чужого сознания» является принципиальной идейно-эстетической основой еще одной конструктивно-содержательной константы романного мира позднего Достоевского - полифонизма. Заимствованное из теории музыки, понятие полифонизма, т. е. многоголосие, было метафорически перенесено Бахтиным на творчество Достоевского для обозначения неслиянности отдельных «голосов» («правд», сознаний), свободы и самостоятельности сознания героя-субъекта по отношению к автору, равноправия позиций героев и автора. Неподчиненность идейных линий героев точке зрения автора все же следует усматривать лишь на уровне романной поэтики. Следует также отличать автора-повествователя и автора-творца, который на идейно-эстетическом уровне сохраняет за собой высшую оценочную позицию. Положения исследователя о диалогичности и полифонизме Достоевского до сих пор вызывают противоречивые мнения литературоведов.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71 Г. КРАСНОДАР

Литература

10 класс

Заликаева Светлана Георгиевна

Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения.

Цели урока:

1. Способствовать совершенствованию умений работать с текстом, обращая внимание на глубину, осознанность, прочность знаний.

    Развивать способность логически мыслить на примере выявления причинно-следственных связей.

    Развивать умение сопоставлять, обобщать, систематизировать материал, доказывать свою точку зрения. (Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения).

Задачи:

— обучающие владение монологической и диалогической речью; различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем)

— развивающие умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности)

— воспитательные нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир; потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение

Тип урока урок формирования новых знаний, закрепление изученного

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование мультимедийные средства, презентация, фильм из телепроекта «Имя Россия», портрет писателя, индивидуальные листы с текстом и заданиями.

Структура и ход урока .

Готовясь к уроку, я увидела интересную СМС-ку в газете «Ва – банк». Она меня заинтересовала, потому что ее написал ученик 10 класса, и я её вам сейчас прочитаю.

«Ну, сколько можно мозги пудрить! Читайте, читайте, читайте…. Что читать? Классику, что ли? Сейчас время сильных. Крутиться надо. Пока метаться будешь, другие затопчут! Кому нужны эти метания души!»

— Нужны ли метания души? О чем человек должен помнить всегда? Ответить на эти и многие другие вопросы порой бывает очень трудно.

На помощь приходят русские писатели и среди них Ф.М. Достоевский. (На слайде портреты русских писателей второй половины 19 века).

Его имя стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Более того, его произведения оставляют глубокий след в духовном развитии человека. Поисками ответа на все метания человека этот писатель занимался всю жизнь. В письме к брату Ф.М. сообщает: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». 1833г.

Сегодня мы обратимся к его творчеству: у нас урок-размышление по теме Ф.М. Достоевский. СЛАЙД (на слайде тема урока) «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения.

— На столах у вас задания для практической работы, которые вы будете выполнять в течение урока. На одном из листов находятся высказывания, афоризмы и домашнее задание, связанное с ними: (СЛАЙД с прописанным заданием и адресом сайтов) напишите работу объемом полторы странички. Как вы понимаете смысл одного из суждений, представленных ниже. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт. Можно использовать сайты Интернета (school collection . edu . ru , www . fcior . edu . ru , www . edu . ru , и др.)

(На слайде портрет Ф.М. Достоевского) Произведения классиков всегда были откликом на вопросы современности. Вы уже познакомились с биографией Ф.М.Достоевского, поэтому давайте вспомним, какие вопросы волновали общество и самого писателя. (Вопросы современности 60- годов, брожение различный идей: социалистических, нигилистических; (в романе Чернышевского «Что делать?» появляются «новые люди»), славянофилы и западники.)

У нас ребята готовили индивидуальное задание по вопросу «Как отразилась действительность на мировоззрении писателя в его творчестве?», давайте послушаем их.

(Сообщения ребят, после их высказываний показать фрагмент ФИЛЬМА из телепроекта «Имя Россия» о времени и Достоевском). (С фотографиями обложек книг ).

(в романе «Бесы» — события, связанные с покушением на царя и расправой с членами кружка Д. Каракозова, «Подросток» — показан крах русского семейства, неспособного жить старыми идеалами в новой России).

ВЫВОД: Время, в которое жил Достоевский, было временем великих реформ, и поэтому человеку в бурно изменяющемся мире нужны были четкие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, т.к. они не хотели жить по-старому и пытались найти свой путь в духовной жизни.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Один из таких молодых людей Р. Раскольников в романе «Преступление и наказание». (Слайд с портретом Р.Раскольникова)

— Что вам известно об истории создания романа «Преступление и наказание»? (Задуман как повесть «Пьяненькие»)

— Можете назвать хронологические рамки? (Задумал в 1859 году на каторге, начал писать в Висбадене в 1865 году, закончил в 1966)

В романе много героев, но главный из них Р. Раскольников – сын этого трудного времени. Именно он явился воплощением идей, взглядов многих молодых людей той эпохи. Раскольников убивает старуху-процентщицу самым жестоким образом, но даже не заглядывает в кошелек!

— Для чего тогда? (ответ была идея, во имя идеи)

— Давайте обратимся к письму Достоевского к издателю Каткову и найдем ответ.

Кстати, а вы помните, где был впервые напечатан роман «Преступление и наказание»? (журнал «Русский вестник») Кто был его редактором? (М.Н. Катков) (высвечивается на слайде портрет М.Каткова)

(Работа с письмом)

«Он (Раскольников) решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить её, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства… докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга» к человечеству» — чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы.

Несмотря на то что подобные преступления ужасно трудно совершаются,… ему – совершенно случайным образом удаётся совершить своё предприятие и скоро, и удачно.

Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь . Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения, даже без сопро[тивления]. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело…

В повести моей есть, кроме того, намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует.

Это видел я даже на самых неразвитых людях, на самой грубой случайности. Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы ярче и осязательнее видна была мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек… я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность».

ВЫВОД: Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу людям, мечтая за счет процентщицы устроить общество, помочь людям.

Раскольников проверяет правильность своей теории. Значит, главная тема романа – жизнь идеи Раскольникова, её судьба, утверждение и опровержение.

— Это главная тема романа. Критики называют этот роман идеологическим. Обратите внимание на значение этого термина. (Раскольников не простой убийца, а мыслитель, проверяет свою теорию в жизни) (На слайде постепенно высвечиваются понятия один за другим по мере обсуждения: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ).

Отметьте особенности романа: запишите на листах в таблице, что характерно для идеологического романа.

— Давайте обратимся к названию романа. Когда вы впервые взяли книгу, что вы о ней подумали, о чем она? (Здесь важным является преступление и наказание, за преступлением обязательно будет наказание).

— В названии романа – три слова. Существует мнение критиков, что второе слово (союз «и») тоже может быть понято особым образом. Что следует непосредственно за преступлением?

Найдите подтверждение этой мысли в письме Достоевского к Каткову. Т.е. как себя ведет Раскольников после преступления? (Да. Прочитать строки). Ещё не наказание. (Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести.)

Что же? Странный момент, когда преступление совершено, а преступник ещё ничем не наказан… От Бога – призыв к покаянию, от человека – безумное его отвержение»?

— Что пишет Достоевский о состоянии души главного героя после совершенного преступления, давайте обратимся к письму Достоевского. (желтые листы …Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления .

ВЫВОД: Мы с вами увидели, что это роман еще и психологический.

В 1-й части романа – преступление, в остальных – наказание.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: По мнению критиков, « Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф.М. Достоевского».

Роман состоит из 6 частей и эпилога, причем Достоевский пишет больше о наказании, чем о преступлении Раскольникова: из 6 частей описанию преступления посвящена лишь 1, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления.

Эту особенность романа отмечает и сам Автор, называя его «психологическим отчетом». Главное в наказании – это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки, страдания, психологические травмы. Писатель открывает глубокую психологию героя, обнажает его чувства, исследуя трагические противоречия внутренней сущности души и сердца. Раскрывается душевное состояние героев.

— А только ли Раскольников мучается? (Приведите примеры) Мармеладов, Свидригайлов,..

Запишите в листки аргументы в пользу утверждения, что это роман психологический.

— Кроме того, существует мнение, этот роман является и полифоническим. Как вы понимаете этот термин? (полифония – многоголосие, много разных мнений, идей, теорий)

— Обратимся к нашим листам, зачитайте слова М. Бахтина: «Роман «Преступление и наказание» — роман идей, в котором осуществляется основополагающий принцип полифонического построения с одним или несколькими героями-идеологами» (высвечиваются слова М.Бахтина).

— Вы можете назвать еще носителей идей в романе Достоевского?

(Порфирий Петрович – следователь, Соня Мармеладова, Лужин, Свидригайлов)

Вывод: В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, играющих важную роль в развертывании сюжета. Они, каждый по-своему, разъясняли ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.

Выпишите из определения М. Бахтина слова, которые доказывают, что это роман полифонический.

Обобщим все сказанное нами, давайте сделаем вывод: В чем же заключается жанровое своеобразие романа и его проблематики? (проблемы преступления и наказания, …,)

СЛОВО УЧИЕЛЯ: Роман «Преступление и наказание» очень многогранен. Достоевский поднимает очень важные проблемы: А какие это проблемы, на ваш взгляд? (преступления и наказания, проблеме нравственного и безнравственного, проблеме «маленького человека»..)

ОБОБЩЕНИЕ: «Преступление и наказание» – роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших идеологических, психологических романов.

(Слайд со словами Ф. Достоевского)

Сам автор считал, что молодому читателю нужны именно такие трудные книги как роман «Преступление и наказание». Человек живет тогда, когда ставит перед собой цели и добивается её.

А теперь скажите, нужно ли читать классику или сейчас время сильных? Давайте ответим автору смс-ки. (Конечно нужно, литература учит нас разбираться в жизни, ведь опыт прошлых лет нам может пригодиться. Все ответы на вопросы мы можем найти в классической литературе).

Следуя мучительным путем познания зла, Достоевский тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании любовью для того, чтобы оставаться человеком.

Именно об этом слова Достоевского, взятые в качестве эпиграфа.

(Слайд со словами Ф.Достоевского)

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Это очень трудно понять человека.

Древние говорили: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Сейчас, как никогда, очень многое в мире зависит от той крупицы добра, которую мы несем в каждый сегодняшний день. (Слайд со словами)

Берегите добро в своем сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его…» Именно этому учил Достоевский.

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил – жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать, и я с удовольствием поставлю всем работающим отметки в виде листков благодарности. По цвету вы определите, какая это оценка.

1. Ведущие вопросы романа

2. Характеристика романа

1. Ведущие вопросы романа

Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" впервые был опубликован в 1866 г. в журнале "Русский вестник" и является одним из величайших творений русского классика. В романе автор поднимает множество социальных, этических и философских проблем, что делает это произведение поистине великим, охватывающим различные сферы жизни, мысли и реальности. Можно выделить следующие поднятые Достоевским в романе проблемы и темы :

право человека на бунт против существующего порядка и жизненного уклада и коренное изменение этого уклада;

нигилизм, его сущность и трагедия;

социально-этическая проблема нравственного перевоспитания личности;

✓ тема страдания;

пути достижения счастья и выбор этих путей человеком;

нравственная сторона выбора человека;

ценность и значимость человеческой жизни;

тема нищеты и ее последствий для личности;

проблема денег и своевластия;

порочность стремления к власти через освещение темы наполеонизма;

отношения личности и общества;

эгоизм и альтруизм;

преступление и возможные формы нравственного, человеческого и общественного наказания;

судебная реформа и тип следственной практики в России того времени.

2. Характеристика романа

Роман "Преступление и наказание" можно охарактеризовать следующим образом :

своеобразие конфликта, которое проявляется в столкновении центрального героя — Родиона Раскольникова не с антагонистическими персонажами, а с реальностью;

своеобразие в построении системы характеров романа, и это своеобразие заключается в следующем:

Раскольников является центральным героем моноцентрического произведения, и все другие характеры соотнесены с ним;

Главный герой обусловливает значимость и идейно-эстетическую нагрузку образов;

обилие сокращенных и зашифрованных названий географических мест, которое обусловлено стремлением автора дать типическую, а не индивидуальную картину реальности;

использование облика Петербурга как метафорического средства изображения тяжести той реальности, в которой живет Раскольников (например, глухие переулки и тупики, символизирующие тупиковые, безвыходные жизненные ситуации, и т. п.);

полное описание Петербурга, в котором усматривается психологизм, анализ ситуации и реальности, осуществляется характеристика и оценка реальности;

использование образов и характеров романа для усиления драматизма через органическое сплетение образов с реальностью петербургской жизни (тяжелая жизнь семьи Мармеладовых);

раскрытие образа и характера главного героя — Раскольникова через использование автором таких средств, как рассказ о прошлом, внешний и внутренний портрет, интерьер жилища, внутренняя речь, повествование о долгих скитаниях, раскрытие его теории, изображение преступления, противопоставление героя другим персонажам, изображение сцены наказания, раскаяние и возрождение, а также информирование читателя о дальнейшей судьбе героя;

рассмотрение автором причин совершенного Раскольниковым преступления и выдвижение следующих его мотивов :

Сострадание к близким людям (мать, сестра) и к людям вообще;

Стремление помочь своим близким;

Стремление получить богатство, но не для себя (так как в итоге он им не воспользовался);

Желание протеста против мира зл и несправедливости, олицетворением которого является старуха-процентщица;

Стремление решить этическую проблему — можно ли прийти к счастью через нарушение законов;

Проверка разработанной теории, оправдывающей преодоление зла;

отражение в теории Раскольникова многих черт политической жизни страны в то время, среди которых можно выделить:

Русский нигилизм;

Идеи о "целях, оправдывающих средства", "сильной личности", которые были популярны в обществе и позднее развивались у народников;

Европейские идеи Т. Моммзена, М. Штирнера, книга Наполеона III и др., которые поднимали вопрос о праве выдающихся, "необыкновенных" личностей вершить суд;

рассмотрение автором вопроса наказания, который подразделяется:

На внутреннее — выражено в романе уже с самого начала через внутреннюю борьбу и нравственные сомнения Раскольникова;

Внешнее - через Порфирия Петровича как представителя власти.

3. Позиция автора в романе

В романе "Преступление и наказание" четко прослеживается позиция самого Достоевского по отношению к поднимаемым вопросам. Позиция автора сводится к следующему :

отказ Раскольникову в праве на преступление;

опровержение теории Раскольникова с помощью указания на ее неполность, так как в ней нет ответа на такие вопросы, как: что делать с сотнями тысяч таких же, как старуха, как использовать на благо обездоленных полученные деньги, к какой категории "высших" или "низших" отнесены мать и сестра героя и Соня, а также на то, что реализованные намерения не принесли облегчения Раскольникову ни в физическом, ни в моральном плане;

вскрытие бесчеловечности такого бунта, так как в результате пострадали и невинные люди, т. е. те самые обездоленные, ради которых Раскольников совершал свое преступление (Лизавета, которая также была убита, и другие герои);

проведение мысли о том, что ни одно убийство не может быть оправдано, какой бы цели оно ни служило.

4. Художественное своеобразие романа

Художественное своеобразие романа "Преступление и наказание" заключается в следующем:

стройность композиции, которая имеет следующие особенности :

Завязывание всех событий и наметка отношений между героями уже в первой части;

Убийство процентщицы (также в начале романа) как главное событие, вокруг которого концентрируются все художественные замыслы автора и теоретические построения героя;

Построение композиции на чередовании драматических событий (смерть Мармеладова, безумие Катерины Ивановны, уход Сони, убийство старухи и ее сестры и т. д.);

Предэпилог, подтверждающий оригинальность композиции и повествующий о счастливой судьбе некоторых героев романа;

Эпилог, призванный к разрешению нравственных и трагических задач и приведению героя к покаянию и нравственному возрождению;

драматизм и напряженность повествования;

своеобразие сюжета, которое выражается в следующем:

Динамичность сюжетного развития;

Разбитие на пять основных частей: подготовка к преступлению, само преступление, наказание, покаяние и возрождение героя;

значимость диалога, в котором выражается следующее:

Стремление героев раскрыть себя, утвердиться, выявить свою волю;

Столкновение идей и систем мышления;

особое место монолога, который призван помочь самораскрытию героев, обнажая их субъективную натуру;

своеобразие художественного метода, который выражается в следующем:

Использование приемов реализма (реалистичность страданий и картин жизни);

Приемы фантастического (сны Раскольникова);

Отказ от сентиментальности;

Глубокий психологизм, психологический анализ личности, характеров и поступков героев;

Выразительность портретных зарисовок;

жанровое своеобразие, которое выражено в следующем:

Черты социально-психологического романа;

Идеологический, философский роман-трагедия.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.