Из какого материала построен большой театр. Большой театр

Наравне с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, храмом Христа Спасителя, Московским Кремлем Большой театр является объектом культурного наследия и одной из выдающихся достопримечательностей города Москвы. История создания Большого театра видела и светлые, и темные периоды, периоды расцвета и упадка. С самого своего основания в 1776 году театр подвергался многочисленным реставрациям: пожары были беспощадны к дому искусства.

Начало становления. Театр Меддокса

Отправной точкой в истории становления театра принято считать 1776 год, когда императрица Екатерина II разрешила князю П. В. Урусову заниматься содержанием и развитием театральных представлений. На улице Петровке был построен небольшой театр, названный в честь улицы Петровским. Однако он был уничтожен пожаром еще до своего официального открытия.

П. В. Урусов передает право владения театром своему другу, предпринимателю из Англии - Майклу Меддоксу. Полгода строительства под руководством архитектора Большого театра Христиана Розберга и 130 тысяч серебряных рублей позволили к 1780 году создать театр вместительностью в тысячу человек. В период с 1780 по 1794 было поставлено более 400 представлений. В 1805 году театр Меддокса сгорел, и актерская труппа до 1808 года была вынуждена давать представления в частных театрах. С 1808 по 1812 год деревянный театр, спроектированный К. И. Росси, находился на Он сгорел в период Отечественной войны, в московском пожаре.

Период с 1812 по 1853 год

После пожара 1812 г. к вопросу восстановления театра власти Москвы вернулись только в 1816 году. В организованном конкурсе приняли участие виднейшие архитекторы того времени, среди которых победителем стал А. А. Михайлов. Однако его проект оказался довольно дорогостоящим, поэтому дело перепоручили О. И. Бове - специалисту, входившему в Комиссию о строении Москвы. Архитектор Большого Театра Бове взял за основу план Михайлова, немного его видоизменив. Предполагаемая высота театра была уменьшена на 4 метра до уровня 37 метров, внутренняя отделка также подверглась пересмотру.

Проект был утвержден властями в 1821 году, и спустя 4 года на сцене театра было торжественно представлено произведение «Творчество муз», повествующее о возрождении Большого театра из пепла. В период с 1825 по 1853 год афиши Большого театра приглашали ценителей высокого искусства на комедийные пьесы - водевили («Деревенский философ», «Забавы калифа»). Особенно в то время было популярно оперное творчество: произведения А. Н. Верстовского («Пан Твардовский», «Аскольдова могила»), М. И. Глинки (знаменитые оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), а также произведения Моцарта, Бетховена, Россини. В 1853 году театр был вновь объят пламенем и почти полностью выгорел.

Реконструкции второй половины XX-ого века

Здание Большого театра после пожара 1853 г. было сильно повреждено. Конкурс на его реконструкцию выиграл Альберт Катеринович Кавос - выдающийся архитектор, под попечением которого находились Императорские театры. Он увеличил здание в высоту и ширину, переработал внутреннее и внешнее убранство, разбавив классический архитектурный стиль элементами ранней эклектики. Скульптуру Аполлона над входом в театр заменили на бронзовую квадригу (колесницу), созданную Петром Клодтом. На данный момент архитектурным стилем Большого театра в Москве принято считать неоклассицизм.

В 1890 гг. здание театра вновь нуждалось в ремонте: выяснилось, что его фундамент находился на еле держащихся деревянных сваях. Также театр остро нуждался в электрификации. Согласно проекту архитекторов Большого театра - И. И. Рерберга и К. В. Терского, полусгнившие деревянные сваи были заменены новыми уже к 1898 году. Это на время замедлило осадку здания.

С 1919 по 1922 год в Москве велись споры о возможности закрытия Большого театра. Этого, однако, не случилось. В 1921 году была проведена масштабная проверка конструкций и всего здания театра. Она выявила крупные проблемы у одной из стен зрительного зала. В этом же году начались реставрационные работы под руководством архитектора Большого театра того времени - И. И. Рерберга. Был укреплен фундамент здания, что позволило прекратить его осадку.

На время Великой Отечественной войны, в период с 1941 по 1943 год, здание Большого театра пустовало и было закрыто защитной маскировкой. Вся актерская труппа была переведена в Куйбышев (современная Самара), где под помещение театра был выделен жилой дом, расположенный на Некрасовской улице. После завершения войны в здании театра в Москве проводилась реконструкция: внутреннее убранство пополнилось роскошным и чрезвычайно дорогим занавесом, сделанным из парчи. Он долгое время служил главной изюминкой исторической сцены.

Реконструкции 2000-х годов

Начало 2000-х годов отметилось для Большого театра историческим событием: в здании появилась Новая сцена, созданная по последнему слову техники, с комфортабельными креслами и продуманной акустикой. На ней ставился весь репертуар Большого театра. Новая сцена начала работать в 2002 году, ее открытие сопровождалось оперой «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

В 2005 году началась грандиозная реконструкция Исторической сцены, которая длилась вплоть до 2011 года, несмотря на изначальные расчеты закончить работы еще в 2008 году. Последним представлением на Исторической сцене перед ее закрытием стала опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов». За время реставрации техникам удалось компьютеризировать все процессы в здании театра, а восстановление внутреннего убранства потребовало порядка 5 кг золота и кропотливой работы сотен лучших реставраторов России. Однако основные черты и характерные особенности внешней и внутренней отделки архитекторами Большого театра были сохранены. Здание по площади было увеличено в два раза, что в итоге составило 80 тыс. м 2 .

Новая сцена Большого театра

В 2002 году, 29 ноября, спустя 7 лет строительства, была торжественно открыта Новая сцена. Она менее роскошна и помпезна, чем Историческая сцена, однако на ней все равно ставится большая часть репертуара. На афишах Большого театра, зазывающих зрителей на Новую сцену, можно увидеть отрывки из различных балетов и опер. Особенно популярны балетные постановки Д. Шостаковича: «Светлый ручей» и «Болт». Оперные постановки представлены творчеством П. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама») и Н. Римского-Корсакова («Золотой петушок», «Снегурочка»). Цена билетов на Новую сцену, в отличие от Исторической, как правило, ниже - от 750 до 4000 рублей.

Историческая сцена Большого театра

Историческая сцена по праву считается гордостью Большого театра. Зрительный зал, включающий в себя 5 ярусов, вмещает порядка 2100 человек. Площадь сцены составляет около 360 м 2 . На Исторической сцене проводятся наиболее знаменитые постановки оперы и балета: «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Кандид» и другие. Приобрести билет, однако, может позволить себе далеко не каждый. Обычно минимальная цена на билет составляет 4000 рублей, максимальная же может доходить до 35000 рублей и выше.

Общий вывод

Большой театр в Москве является достоянием и одной из главных достопримечательностей не только города, но и всей России. История его становления с 1776 года испещрена и светлыми, и печальными моментами. Сильные пожары уничтожили несколько предшественников Большого театра. Некоторые историки отсчитывают историю театра с 1853 года, с театра, возрожденного архитектором А. К. Кавосом. Его история знала и войны: Отечественную, Великую Отечественную, однако театр смог выстоять. Поэтому и сейчас ценители высокого искусства могут увидеть лучшие оперные и балетные постановки на Новой и Исторической сцене.

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В таком виде театр просуществовал до конца ХХ века. В 2005 году началась самая масштабная и весьма неоднозначно оцениваемая реставрация и реконструкция Большого театра. Сроки ее завершения неоднократно сдвигались, в ходе работ сменился владелец генподрядчика, было заведено уголовное дело о растрате, проект реставрации был пересмотрен, а расходы многократно превысили изначальную смету. Обновленный Большой театр открылся 11 октября 2011 года.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Государственный академический Большой театр России, ведущий российский театр, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии национальной традиции оперного и балетного искусства. Его возникновение связано с расцветом русской культуры во 2-ой половине 18 в., с появлением и развитием профессионального театра. Создан в 1776 московским меценатом князем П.В.Урусовым и антрепренером М.Медоксом, получившими правительственную привилегию на развитие театрального дела. Труппа сформировалась на основе московской театральной труппы Н.Титова, артистов театра Московского университета и крепостных актеров П.Урусова. В 1778–1780-х спектакли давались в доме Р.И.Воронцова на Знаменке. В 1780 Медокс построил в Москве на углу Петровки, здание, которое стало именоваться Петровский театр. Это был первый постоянный профессиональный театр. Его репертуар составляли драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие не только певцы, но и драматические актеры.

В день открытия Петровского театра 30 декабря 1780 был показан балет-пантомима Волшебная лавка (пост. Я.Парадиз). В то время в театре работали балетмейстеры Ф. и К.Морелли, П.Пенюччи, Д.Соломони, ставившие спектакли Торжество приятностей женского пола , Притворная смерть Арлекина, или Обманутый Панталоне , Медея и Язон , Туалет Венеры . Популярностью пользовались балеты с национальным колоритом: Деревенская простота , Цыганский балет , Взятие Очакова . Из танцовщиков труппы выделялись Г.Райков, А.Собакина. Балетная труппа пополнялась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома (сущ. с 1773), и крепостными актерами труппы Е.А.Головкиной.

Здесь же были поставлены первые русские оперы: Мельник – колдун, обманщик и сват Соколовского (позже ред. Фомина) либретто Аблесимова, Несчастье от кареты Пашкевича, либр. Княжина, Санктпетербургский гостиный двор Матинского и др. Из 25 русских опер, написанных в 1772–1782, более трети были поставлены на московской сцене Петровского театра.

В 1805 здание Петровского театра сгорело, и с 1806 труппа перешла в введение Дирекции императорских театров, играла в различных помещениях. Русский репертуар был ограничен, уступив место итальянским и французским спектаклям.

В 1825 прологом Торжество муз , поставленным Ф.Гюллен-Сор, начались спектакли в новом здании Большого театра (архитектор О.Бове). В 1830–1840-е в балете Большого театра определяющее влияние оказывали принципы романтизма . Танцовщики этого направления – Е.Санковская, И.Никитин. Большое значение для формирования национальных принципов сценического искусства имели постановки опер Жизнь за царя (1842) и Руслан и Людмила (1843) М.И.Глинки .

В 1853 пожар уничтожил все внутреннее помещение Большого театра. Здание было восстановлено в 1856 архитектором А.К.Кавосом. В 1860-е Дирекция отдает Большой театр в аренду итальянскому антрепренеру Мерелли на 4–5 спектаклей в неделю: идет иностранный репертуар.

Одновременно с расширением отечественного репертуара театр осуществлял постановки лучших произведений западноевропейских композиторов: Риголетто , Аида , Травиата Дж. Верди , Фауст , Ромео и Джульетта Ш.Гуно , Кармен Ж.Бизе , Тангейзер , Лоэнгрин , Валькирия Р.Вагнера. ().

История Большого театра насчитывает имена многих выдающихся оперных певцов, из поколения в поколения передававших традиции русской вокальной школы. В Большом театре выступали А.О.Бантышев, Н.В.Лавров, П.П.Булахов, А.Д.Александрова-Кочетова, Е.А.Лавровская и др. Приход на оперную сцену Большого театра Ф.И.Шаляпина , Л.В.Собинова , А.В.Неждановой открыли новую страницу в истории исполнительского искусства.

Во 2-й половине 19 в. балетное искусство связано с именами балетмейстеров: Ж.Перро, А.Сен-Леона, М.Петипа; танцовщиков – С.Соколова, В.Гельцер, П.Лебедева, О.Николаева, позднее – Л.Рославлева, А.Джури, В.Поливанова, И.Хлюстина. В балетном репертуаре Большого театра были спектакли: Конек-Горбунок Пуни (1864), Дон Кихот Минкуса (1869), Папоротник, или ночь под Ивана Купала Гербера (1867) и др.

В 1900-е оперный репертуар Большого театра пополнился выдающимися в художественном отношении постановками: первые исполнения опер Римского-Корсакова – Псковитянка (1901), Садко (1906), Моцарт и Сальери (1901) с участием Ф.И.Шаляпина, Пан-воевода (под управлением Рахманинова , 1904) Кащей Бессмертный (с участием А.В.Неждановой, 1917); были осуществлены новые постановки: опер Глинки – Жизнь за царя (с участием Шаляпина и Неждановой, под управлением Рахманинова, 1904), Руслан и Людмила (1907), Мусорского – Хованщина (1912). Ставились оперы молодых композиторов – Рафаэль А.С.Аренского (1903), Ледяной дом А.Н.Корещенко (1900), Франческа да Римини Рахманинова (1906). Кроме Шаляпина, Собинова, Неждановой на оперной сцене Большого театра выступали такие певцы, как Г.А.Бакланов, В.Р.Петров, Г.С.Пирогов, А.П.Боначич, И.А.Алчевский и др. В 1900-х в балетную труппу Большого театра приходит балетмейстер А.А.Горский, который развил традиции русского балета и сблизил его с драматическим искусством. Совместно с Горским работал танцовщик и балетмейстер В.Д.Тихомиров, воспитавший целое поколение танцовщиков. В тот период в балетной труппе работали: Е.В.Гельцер, А.М.Балашова, С.Ф.Федорова, М.М.Мордкин, М.Р.Рейзен, позднее Л.П.Жуков, В.В.Кригер, А.И.Абрамова, Л.М.Банк. Спектаклями дирижировали С.В.Рахманинов, В.И.Сук, А.Ф.Андерс, Э.А.Купер, в оформлении спектаклей принимали участие театральный декоратор К.Ф.Вальц, художники К.А.Коровин, А.Я.Головин.

После Октябрьской революции 1917 Большой театр занимал видное место в культурной жизни страны. В 1920 театру было присвоено звание академического. В 1924 в помещении бывшей Частной оперы Зимина открывается филиал Большого театра (работал до 1959). Наряду с сохранением классического репертуара осуществлялись постановки опер и балетов советских композиторов: Декабристы В.А.Золотарева (1925), Прорыв С.И.Потоцкого (1930), Трупейный художник И.П.Шишова (1929), Сын солнца С.Н.Василенко (1929), Мать В.В.Желобинского (1933), Бэла Ан.Александрова (1946), Тихий Дон (1936) и Поднятая целина (1937) И.И.Дзержинского, Декабристы Ю.А.Шапорина (1953), Мать Т.Н.Хренникова (1957), Укрощение строптивой В.Я.Шебалина , Война и мир С.С.Прокофьева (1959). На сцене Большого театра и его филиала шли оперы композиторов народов СССР: Алмаст А.А.Спендиарова (1930), Абесалом и Этери З.П.Палиашвили (1939).

Исполнительская культура оперной труппы Большого театра в годы Советской власти представлена именами К.Г.Держинской, Н.А.Обуховой, В.В.Барсовой , Е.А.Степановой, И.С.Козловского , А.С.Пирогова, М.О.Рейзена, М.Д.Михайлова, С.Я.Лемешева , Г.М.Нэлеппа, А.П.Иванова, П.Г.Лисициана, И.И.Петрова, М.П.Максаковой, В.А.Давыдовой, И.И.Масленниковой, А.П.Огневцева.

Значительными этапами в истории советской хореографии были постановки балетов советских композиторов: Красный мак (1927, 1949) Р.М.Глиэра , Пламя Парижа (1933) и Бахчисарайский фонтан (1936) Б.В.Асафьева, Ромео и Джульетта Прокофьева (1946). Слава балета Большого театра связана с именами Г.С.Улановой , Р.С.Стручковой, О.В.Лепешинской , М.М.Плисецкой , А.Н.Ермолаева, М.Т.Семеновой, М.М.Габовича, А.М.Мессерера, Ю.Г.Жданова, Н.Б.Фадеечева и др. ()

Дирижерское искусство Большого театра представлено именами Н.С.Голованова, С.А.Самосуда, Л.П.Штейнберга, А.Ш.Мелик-Пашаева, Ю.Ф.Файера, Б.Э.Хайкина, Г.Н.Рождественского, Е.Ф.Светланова, А.М.Жюрайтиса и др. В оперной режиссуре Большого театра – В.А.Лосский, Л.В.Баратов, Б.А.Покровский. Постановки балетных спектаклей осуществляли А.А.Горский, Л.М.Лавровский, В.И.Вайнонен, Р.В.Захаров, Ю.Н.Григорович.

Постановочную культуру Большого театра тех лет определяло художественно-декорационное оформление Ф.Ф.Федоровского, П.В.Вильямса, В.М.Дмитриева, В.Ф.Рындина, Б.А.Мессерера, В.Я.Левенталя и др. ().

В 1961 Большой театр получил новую сценическую площадку – Кремлевский Дворец съездов, что способствовало более широкой деятельности балетной труппы. На рубеже 1950-х и 1960-х в театр пришли Е.С.Максимова , Н.И.Бессмертнова, Е.Л.Рябинкина, Н.И.Сорокина, В.В.Васильев , М.Э.Лиепа, М.Л.Лавровский, Ю.В.Владимиров, В.П.Тихонов.

В 1964 главным балетмейстером стал Ю.Н.Григорович, с именем которого связана новая веха в истории балета Большого театра. Почти каждый новый спектакль был отмечен новыми творческими поисками. Они проявились в Весне священной И.Ф.Стравинского (балетмейстер Н.Касаткина и Васильев, 1965) Кармен-сюите Бизе–Щедрина (А.Алонсо, 1967), Спартаке А.И.Хачатуряна (Григорович, 1968), Икаре С.М.Слонимского (Васильев, 1971), Анне Карениной Р.К.Щедрина (М.М.Плисецкая, Н.И.Рыженко, В.В.Смирнов-Голованов, 1972), Эти чарующие звуки… на музыку Дж.Торелли, А.Корелли, Ж.-Ф.Рамо, В.-А.Моцарта (Васильев, 1978), Чайка Щедрина (Плисецкая, 1980), Макбет К.Молчанова (Васильев, 1980) и др.

В оперной труппе тех лет выделяются имена Г.П.Вишневской , И.К.Архиповой , Е.В.Образцовой, М.Касрашвили, З.Соткилавы, В.Н.Редькина, В.А.Маторина, Т.С.Ерастовой, М.А.Шутовой, Е.Е.Нестеренко и др.

Общей тенденцией Большого театра 1990–2000-х стало приглашение зарубежных режиссеров и исполнителей, для постановок на сцене Большого театра: балеты Собор Парижской Богоматери , Три карты (Р.Пети, 2002–2003), Светлый ручей Д.Д.Шостаковича (А.Ратманский, 2003), опер Дж.Верди Сила судьбы (П.-Ф.Маэстрини, 2002) и Набукко (М.С.Кисляров), Турандот Дж.Пуччини (2002), Похождения повесы И.Ф.Стравинского (Д.Черняков), Любовь к трем апельсинам С.С.Прокофьева (П.Устинов). За этот период были возобновлены балеты Лебединое озеро Чайковского, Раймонда А.К.Глазунова, Легенда о любви А.Д.Меликова (постановка Григоровича), оперы Евгений Онегин Чайковского (Б.Покровский), Хованщина Мусоргского, Руслан и Людмила (А.Ведерникова), Игрок Прокофьева (Рождественский).

Балетная труппа Большого театра представлена именами: Н.Цискаридзе, М.Перетокина, А.Уварова, С.Филина, Н.Грачевой, А.Горячевой, С.Лунькиной, М.Александровой и др. Оперная – И.Долженко, Е.Околышева, Е.Зеленской, Б.Майсурадзе, В.Редькина, С.Мурзаева, В.Маторина, М.Шутовой, Т.Ерастовой и др. Оперная труппа театра имеет стажерскую группу.

Пост художественного руководителя театра в 1990-е занимали В.Васильев и Г.Рождественский, с 2001 главным дирижером и музыкальным руководителем Большого театра является А.А.Ведерников, дирижерами оперных и балетных спектаклей являются П.Ш.Сорокин, А.А.Ведерников, А.А.Копылов, Ф.Ш.Мансуров, А.М.Степанов, П.Е.Клиничев.

Современное здание Большого театра представляет собой главное сооружение архитектурного ансамбля Театральной площади (архитектор А.К.Кавос). По внутреннему устройству театр состоит из пятиярусного зрительного зала, вмещающего более 2100 зрителей и отличающегося высокими акустическими качествами (длина зала от оркестра до задней стены – 25 м, ширина – 26,3 м, высота – 21м). Портал сцены – 20,5 х 17,8 м, глубина сцены – 23,5 м. Над сценой помещено табло для титров.

В 2003 спектаклем Снегурочка Римского-Корсакова (постановка Д.Белова) была открыта новая сцена Большого театра. Премьерами 2003 стали балет Светлый ручей Шостаковича, опера Похождения повесы Стравинского и опера Макбет Верди.

Нина Ревенко


История Большого театра, который отмечает свое 225-летие, сколь величественна, столь же и запутана. Из нее с равным успехом можно создать и апокриф, и авантюрный роман. Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливалась и разъединялась его труппа.

Дважды рожденный (1776-1856)

История Большого театра, который отмечает свое 225-летие, сколь величественна, столь же и запутана. Из нее с равным успехом можно создать и апокриф, и авантюрный роман. Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливалась и разъединялась его труппа. И даже даты рождения у Большого театра две. Поэтому его столетний и двухсотлетний юбилеи разделят не век, а всего лишь 51 год. Почему? Изначально свои годы Большой театр отсчитывал от того дня, когда на Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком -- Большой Петровский театр, строительство которого стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому «Ла Скала». Его открытие состоялось 6 (18) января 1825 года. В честь этого события был дан пролог «Торжество муз» М.Дмитриева с музыкой А.Алябьева и А.Верстовского. В нем аллегорически изображалось, как Гений России при помощи муз на развалинах театра Медокса создает новый прекрасный хискусства -- Большой Петровский театр.

Однако труппа, силами которой было показано вызвавшее всеобщий восторг «Торжество муз», к тому времени существовала уже полвека.

Начало ей положил губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов в 1772 году. 17 (28) марта 1776 года последовало высочайшее соизволение «содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было».

Три года спустя он подал прошение императрице Екатерине II о выдаче десятилетней привилегии на содержание русского театра в Москве, приняв на себя обязательства построить для труппы постоянное театральное здание. Увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу -- человеку деятельному и предприимчивому. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой.

И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 17 (28) марта 1776 года. Поэтому в 1951 году отмечалось 175-летие, в 1976-м -- 200-летие, а впереди -- 225-летие Большого театра России.

Большой театр в середине XIX века

Символичное название представления, которым открылся Большой Петровский театр в 1825 году, «Торжество муз» -- предопределило его историю на протяжении следующей четверти века. Участие в первом спектакле выдающихся мастеров сцены -- Павла Мочалова, Николая Лаврова и Анджелики Каталани -- задало высочайший исполнительский уровень. Вторая четверть XIX века -- это осознание русским искусством, и московским театром в частности, своей национальной самобытности. Творчество композиторов Алексея Верстовского и Александра Варламова, на протяжении нескольких десятилетий находившихся во главе Большого театра, способствовало его необыкновенному подъему. Благодаря их художественной воле на московской Императорской сцене сложился русский оперный репертуар. Его основу составляли оперы Верстовского «Пан Твардовский», «Вадим, или Двенадцать спящих дев», «Аскольдова могила», шли балеты «Волшебный барабан» Алябьева, «Забавы султана, или Продавец невольников», «Мальчик-с-пальчик» Варламова.

Балетный репертуар богатством и разнообразием не уступал оперному. Руководитель труппы Адам Глушковский -- воспитанник петербургской балетной школы, ученик Ш. Дидло, возглавивший московский балет еще до Отечественной войны 1812 года, создал самобытные спектакли: «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», «Три пояса, или Русская Сандрильона», «Черная шаль, или Наказанная неверность», перенес на московскую сцену лучшие спектакли Дидло. В них проявилась великолепная выучка кордебалета, основы которой закладывал сам балетмейстер, стоявший и во главе балетной школы. Главные партии в спектаклях исполняли сам Глушковский и его жена Татьяна Ивановна Глушковская, а также француженка Фелицата Гюллень-Сор.

Главным событием в деятельности московского Большого театра первой половины прошлого века стали премьеры двух опер Михаила Глинки. Обе они сначала были поставлены в Петербурге. Несмотря на то, что добраться из одной российской столицы в другую уже можно было поездом, москвичам пришлось ждать новинок несколько лет. «Жизнь за Царя» впервые прозвучала в Большом театре 7 (19) сентября 1842 года. «...Как выразить удивление истинных любителей музыки, когда они с первого акта уверились, что этою оперою решался вопрос, важный для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существование Русской оперы, Русской музыки... С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период -- период Русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!» -- восклицал выдающийся писатель, один из зачинателей русского музыковедения В.Одоевский.

Четыре года спустя состоялось первое исполнение «Руслана и Людмилы». Но обе оперы Глинки, несмотря на благоприятные отзывы критики, недолго продержались в репертуаре. Не спасло их даже участие в спектаклях гастролеров -- Осипа Петрова и Екатерины Семеновой, временно вытесненных из Петербурга итальянскими певцами. Но спустя десятилетия именно «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» стали излюбленными спектаклями русской публики, им суждено было победить возникшую в середине века оперную итальяноманию. И по традиции каждый театральный сезон Большой театр открывал одной из опер Глинки.

На балетной сцене к середине века спектакли на русские темы, созданные Исааком Аблецом и Адамом Глушковским, были вытеснены тоже. Бал правил западный романтизм. «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда» появились в Москве почти вслед за европейскими премьерами. Тальони и Эльслер сводили москвичей с ума. Но русский дух продолжал жить в московском балете. Ни одна гастролерша не смогла затмить Екатерину банковскую, выступавшую в тех же спектаклях, что и заезжие знаменитости.

Для того чтобы накопить силы перед следующим подъемом, Большому театру пришлось пережить много потрясений. И первым из них стал пожар, в 1853 году уничтоживший театр Осипа Бове. От здания остался лишь обгорелый остов. Погибли декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека.

В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос. В мае 1855 года начались строительные работы, которые были завершены через 16 (!) месяцев. В августе 1856 года оперой В. Беллини «Пуритане» открылся новый театр. И было нечто символическое в том, что открывался он итальянской оперой. Фактическим арендатором Большого театра вскоре после его открытия стал итальянец Мерелли, который привез в Москву очень сильную итальянскую труппу. Публика с восторгом новообращенных предпочла итальянскую оперу русской. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти и других итальянских оперных идолов стекалась вся Москва. Зрительный зал на этих спектаклях всегда был переполнен.

На долю русской труппы оставалось всего три дня в неделю -- два для балета и один для оперы. Русская опера, не имевшая материальной поддержки, заброшенная публикой, представляла собой печальное зрелище.

И тем не менее, несмотря ни на какие трудности, русский оперный репертуар неуклонно расширяется: в 1858 году представлена «Русалка» А. Даргомыжского, впервые ставятся две оперы А.Серова -- «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868), возобновляется «Руслан и Людмила» М.Глинки. Год спустя оперой «Воевода» дебютирует на сцене Большого театра П.Чайковский.

Перелом во вкусах публики произошел в 1870х годах. В большом театре одна за другой появляются русские оперы: «Демон» А.Рубинштейна (1879), «Евгений Онегин» П.Чайковского (1881), «Борис Годунов» М.Мусоргского (1888), «Пиковая дама» (1891) и «Иоланта» (1893) П.Чайковского, «Снегурочка» Н.РимскогоКорсакова (1893), «Князь Игорь» А.Бородина (1898). Вслед за единственной русской примадонной Екатериной Семеновой на московскую сцену выходит целая плеяда выдающихся певцов. Это и Александра Александрова-Кочетова, и Эмилия Павловская, и Павел Хохлов. И уже они, а не итальянские певцы, становятся любимцами московской публики. Особой привязанностью зрителей в 70е годы пользовалась обладательница красивейшего контральто Евлалия Кадмина. «Быть может, никогда русская публика не знала ни ранее, ни позднее такую своеобразную, полную настоящей трагической силы исполнительницу», писали о ней. Непревзойденной Снегурочкой называли М.Эйхенвальд, кумиром публики был баритон П. Хохлов, которого высоко ценил Чайковский.

В балете Большого театра в середине века олистали марфа Муравьева, Прасковья Лебедева, Надежда Богданова, Анна Собещанская, и в своих статьях о Богдановой журналисты подчеркивали «превосходство русской балерины над европейскими знаменитостями».

Однако после их ухода со сцены балет Большого театра оказался в сложном положении. В отличие от Петербурга, где главенствовала единая художественная воля балетмейстера, балетная Москва во второй половине века осталась без талантливого лидера. Наезды А.Сен-Леона и М. Петипа (поставившего в Большом театре в 1869 году «Дон Кихота», а дебютировавшего в Москве еще до пожара, в 1848 году) были кратковременны. Репертуар заполнили случайные спектакли-однодневки (исключение составил долго продержавшийся в репертуаре «Папортник, или Ночь на Ивана Купала» Сергея Соколова). Провалом закончилась даже постановка «Лебединого озера» (балетмейстер -- Венцель Рейзингер) П.Чайковского, создавшего свой первый балет специально для Большого театра. Каждая новая премьера вызывала лишь раздражение публики и прессы. Зрительный зал на балетных спектаклях, в середине века дававших солидный доход, стал пустовать. В 1880х годах серьезно стоял вопрос о ликвидации труппы.

И все же благодаря таким выдающимся мастерам, как Лидия Гейтен и Василий Гельцер, балет Большого театра был сохранен.

В преддверии нового века XX

Подходя к рубежу веков, Большой театр жил бурной жизнью. В это время русское искусство приближалось к одному из пиков своего расцвета. Москва была в центре бурлящей художественной жизни. В двух шагах от Театральной площади открылся Московский Художественно-общедоступный театр, весь город рвался на спектакли Русской частной оперы Мамонтова и симфонические собрания Русского музыкального общества. Не желая отставать и терять зрителя, Большой театр стремительно наверстывал упущенное в предыдущие десятилетия, честолюбиво желая вписаться в российский культурный процесс.

Этому способствовали два опытных музыканта, пришедшие в это время в театр. Ипполит Альтани возглавил оркестр, Ульрих Авранек -- хор. Профессионализм этих коллективов, значительно выросших не только количественно (в каждом было около 120 музыкантов), но и качественно, неизменно вызывал восхищение. В оперной труппе Большого театра блистали выдающиеся мастера: продолжали свою карьеру Павел Хохлов, Елизавета Лавровская, Богомир Корсов, приехала из Петербурга Мария Дейша-Сионицкая, ведущим тенором стал выходец из костромских крестьян Лаврентий Донской, только начинала свой путь Маргарита Эйхенвальд.

Это позволило включить в репертуар фактически всю мировую классику -- оперы Дж.Верди, В.Беллини, Г.Доницетти, Ш.Гуно, Дж.Мейербера, Л.Делиба, Р.Вагнера. На сцене Большого театра регулярно появлялись новые произведения П.Чайковского. С трудом, но все же пробивали себе дорогу композиторы Новой русской школы: в 1888 году состоялась премьера «Бориса Годунова» М.Мусоргского, в 1892-м -- «Снегурочки», в 1898м -- «Ночи перед Рождеством» Н.Римского-Корсакова.

В том же году попал на московскую Императорскую сцену «Князь Игорь» А.Бородина. Это оживило интерес к Большому театру и в не малой степени способствовало тому, что к концу века в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В великолепной профессиональной форме подошел к концу XIX века и балет Большого театра. Без перебоев работало Московское театральное училище, выпускавшее хорошо обученных танцовщиков. Едкие фельетонные отзывы, типа помещенного в 1867 году: «А какие теперь кордебалетные сильфиды?.. все такие упитанные, как будто изволили накушаться блинов, и ножки свои волокут как попался» -- стали неактуальны. На смену блистательной Лидии Гейтен, на протяжении двух десятилетий не имевшей соперниц и несшей на своих плечах весь балеринский репертуар, пришли несколько балерин мирового класса. Одна за другой дебютировали Аделина Джури, Любовь Рославлева, Екатерина Гельцер. Из Петербурга был переведен в Москву Василий Тихомиров, ставший на многие годы премьером московского балета. Правда, в отличие от мастеров оперной труппы, пока их талантам не было достойного приложения: на сцене царили вторичные бессодержательные балеты-феерии Хосе Мендеса.

Символично, что в 1899 году переносом балета Мариуса Петипа «Спящая красавица» на сцене Большого театра дебютировал балетмейстер Александр Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX века.

В 1899 году вступил в труппу Федор Шаляпин.

В Большом театре начиналась новая эпоха, которая совпала с наступлением нового, XX века

Наступил 1917 год

К началу 1917 г. в Большом театре ничто не предвещало революционных событий. Правда, были уже какие-то органы самоуправления, например, корпорация артистов оркестра, во главе которой стоял концертмейстер группы 2х скрипок Я. К. Королев. Благодаря активным действиям корпорации оркестр получил право на устройство в Большом театре симфонических концертов. Последний из них состоялся 7 января 1917 г. и был посвящен творчеству С. Рахманинова. Дирижировал автор. Исполнялись «Утес», «Остров мертвых» и «Колокола». Участвовали в концерте хор Большого театра и солисты -- Е.Степанова, А.Лабинский и С.Мигай.

10 февраля театр показал премьеру «Дон Карлоса» Дж. Верди, которая стала первой постановкой этой оперы на русской сцене.

После Февральской революции и свержения самодержавия управление петербургскими и московскими театрами оставалось общим и сосредоточивалось в руках бывшего их директора В. А.Теляковского. 6 марта по приказу комиссара временного комитета Государственной думы Н. Н.Львова уполномоченным комиссаром по управлению театрами Москвы (Большим и Малым) был назначен А.И.Южин. 8 марта на собрании всех служащих бывших императорских театров -- музыкантов, солистов оперы, артистов балета, рабочих сцены -- Л.В.Собинов был единогласно избран управляющим Большим театром, и избрание это было утверждено Министерством Временного правительства. 12 марта прииаишли ищнл^миь; лудожественной части от хозяйственной и служебной, и Л. В. Собинов возглавил собственно художественную часть Большого театра.

Надо сказать, что «Солист Его Величества», «Солист Императорских театров» Л.Собинов еще в 1915 г. порвал договор с Императорскими театрами, не в силах выполнять все прихоти дирекции, и выступал то в спектаклях театра Музыкальной драмы в Петрограде, то в театре Зимина в Москве. Когда свершилась Февральская революция, Собинов вернулся в Большой театр.

13 марта в Большом театре состоялся первый «свободный торжественный спектакль». Перед его началом Л. В. Собинов произнес речь:

Гражданки и граждане! Сегодняшним спектаклем наша гордость, Большой театр, открывает первую страницу своей новой свободной жизни. Под знаменем искусства объединялись светлые умы и чистые, горячие сердца. Искусство порою вдохновляло борцов идеи и дарило им крылья! То же искусство, когда утихает буря, заставившая дрогнуть весь мир, прославит и воспоет народных героев. В их бессмертном подвиге оно почерпнет яркое вдохновение и бесконечные силы. И тогда два лучших дара человеческого духа -- искусство и свобода -- сольются в единый могучий поток. А наш Большой театр, этот дивный храм искусства, станет в новой жизни храмом свободы.

31 марта Л.Собинов назначается комиссаром Большого театра и Театрального училища. Его деятельность направлена на борьбу с тенденциями бывшей дирекции Императорских театров мешать работе Большого. Дело доходит до забастовки. В знак протеста против посягательств на автономию театра труппа приостановила показ спектакля «Князь Игорь» и просила Московский совет рабочих и солдатских депутатов поддержать требования коллектива театра. На следующий день от Моссовета в театр была прислана делегация, приветствовавшая Большой театр в борьбе за свои права. Есть документ, подтверждающий уважение коллектива театра к Л.Собинову: «Корпорация артистов, избрав Вас в директора, как лучшего и стойкого защитника и выразителя интересов искусства, убедительно просит Вас избрание это принять и о своем согласии уведомить».

В приказе №1 от 6 апреля Л.Собинов обратился к коллективу со следующим призывом: «Я с особенной просьбой обращаюсь к моим товарищам, артистам оперы, балета, оркестра и хора, ко всему постановочному, артистическому, техническому и служебному персоналу, художественному, педагогическому составу и членам Театрального училища приложить все силы для успешного окончания театрального сезона и учебного года училища и для подготовки на началах взаимного доверия и товарищеского единения предстоящей работы в будущем театральном году».

В этом же сезоне, 29 апреля, отмечалось 20-летие со дня дебюта Л.Собинова в Большом театре. Шла опера Ж.Бизе «Искатели жемчуга». Товарищи по сцене тепло приветствовали юбиляра. Не разгримировываясь, в костюме Надира, произнес Леонид Витальевич ответную речь.

«Гражданки, граждане, солдаты! Я от всего сердца благодарю вас за приветствие и благодарю не от себя, а от имени всего Большого театра, которому в трудную минуту вы оказали такую нравственную поддержку.

В трудные дни рождения русской свободы и наш театр, представлявший до тех пор неорганизованное собрание людей, «служивших» в Большом театре, слился в единое целое и основал свое будущее на выборном начале как самоуправляющая единица.

Это выборное начало спасло нас от разрухи и вдохнуло в нас дыхание новой жизни.

Казалось бы, жить да радоваться. Представитель Временного правительства, поставленный для ликвидации дел Министерства двора и уделов, пошел нам навстречу -- приветствовал нашу работу и, по желанию всей труппы, дал мне, избранному управляющему, права комиссара и директора театра.

Наша автономия не мешала идее объединения всех государственных театров в интересах государства. Для этого нужен был человек авторитетный и близкий театру. Такой человек нашелся. Это был Владимир Иванович Немирович-Данченко.

Это имя знакомо и дорого Москве: оно объединило бы всех, но... он отказался.

Пришли другие люди, очень почтенные, уважаемые, но чуждые театру. Пришли с уверенностью, что именно люди, посторонние театру, дадут реформы и новые начала.

Не прошло трех дней, как начались попытки покончить с нашим самоуправлением.

Наши выборные должности отложены, и нам обещано на днях новое положение об управлении театрами. Нам так и неизвестно, кем и когда оно выработано.

В телеграмме глухо сказано, что оно отвечает пожеланиям деятелей театра, каких -- нам неизвестно. Мы не участвовали, не были приглашены, но зато мы знаем, что недавно сброшенные приказные путы опять стараются нас запутать, опять приказное усмотрение спорит с волей организованного целого, и затихший приказный чин возвышает свой голос, привыкший к окрикам.

Я не мог взять на себя ответственность за подобные реформы и сложил власть директора.

Но как выборный управляющий театром я протестую против захвата судеб нашего театра в безответственные руки.

И мы, вся наша громада, сейчас обращаемся к представителям общественных организаций и Советам рабочих и солдатских депутатов поддержать Большой театр и не дать его на административные эксперименты петроградским реформаторам.

Пусть они занимаются конюшенным ведомством, удельным виноделием, карточной фабрикой, но театр оставят в покое».

Некоторые положения этой речи требуют разъяснения.

Новое положение об управлении театрами было издано 7 мая 1917 г. и предполагало раздельное управление Малым и Большим театрами, и Собинов назывался уполномоченным по Большому театру и Театральному училищу, а не комиссаром, т. е. фактически директором, согласно приказу от 31 марта.

Упоминая телеграмму, Собинов имеет в виду полученную им телеграмму Комиссара Временного правительства по ведомству бывш. двора и уделов (сюда входили и конюшенное ведомство, и виноделие, и карточная фабрика) Ф.А.Головина.

А вот и текст самой телеграммы: «Очень сожалею, что Вы по недоразумению сложили свои полномочия. Убедительно прошу продолжать работу до выяснения дела. На днях выйдет новое общее положение об управлении театрами, известное Южину, отвечающее пожеланиям деятелей театра. Комиссар Головин».

Однако Л.В.Собинов не перестает руководить Большим театром, работает в контакте с Московским Советом рабочих и солдатских депутатов. 1 мая 1917 года он сам участвует в спектакле в пользу Московского Совета в Большом театре и исполняет отрывки из «Евгения Онегина».

Уже в канун Октябрьской революции, 9 октября 1917 г. Политуправление военного Министерства направляет следующее письмо: «Комиссару Московского Большого театра Л.В.Собинову.

Согласно ходатайству Московского Совета рабочих депутатов Вы назначаетесь комиссаром над театром Московского Совета рабочих депутатов (бывший театр Зимина)».

После Октябрьской революции во главе всех московских театров была поставлена Е.К.Малиновская, которая считалась комиссаром всех театров. Л.Собинов остался на посту директора Большого театра, и ему в помощь был создан совет (выборный).

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.