Частный театр – что это? Может ли частный театр быть успешным бизнес-проектом

На подобном явлении нужно остановиться подробнее, поскольку частные начинания в Петербурге и Москве отличались и имели ряд проблем, которых не было у коллег в провинции.

В Петербурге создание частных драматических театров в российской столице оказалось делом чрезвычайно сложным. Долгие годы, несмотря на достаточно большое количество попыток в этой области, частный драматический театр, способный к продолжительному успешному существованию в условиях конкуренции с Императорской сценой, оставался для Петербурга несбыточной мечтой.

В первые годы после отмены монополии в Петербурге возникает сразу несколько частных драматических театров. Первым, в октябре 1881 года, открылся Русский театр Коровякова. Его репертуар состоял в основном из классических зарубежных пьес, современной русской драмы, известных комедии и водевилей, но не привлекал широкого зрителя.

Да и финансовые средства, которыми располагал Коровяков, были весьма ограничены, необходимо было работать без убытка. Арендная плата была высокой. Окупать все затраты приходилось за счёт сборов. Билеты, следовательно, стоили дорого, что естественно сократило приток потенциальных зрителей. Приходилось играть почти ежедневно, ставить премьеры за два дня, понятно, это снижало их художественный уровень. Уже через два месяца Коровякову пришлось закрыть дело.

Ещё одну неудачную попытку организации частного дела в Петербурге принял антрепренер А.С. Шустов. По, сути, дело свелось к гастролям в нескольких постановках известного петербургского актёра А.А.Нильского. Об этом кратковременном начинании не стоило бы и упоминать, если бы не одно существенное обстоятельство: частный театр, делающий ставку на известных артистов, к середине 80-х годов окончательно сформируется и станет впоследствии весьма распространённым типом столичного театрального предприятия. Как правило, срок их жизни был очень мал.

Примеру А.С. Шустова вскоре последует и ряд других частных театров, в числе которых драматическая антреприза П.И. Казанцева - известного провинциального актёра и режиссёра. К концу сезона 1884 года театр под руководством Казанцева был уже достаточно хорошо известен и обрел популярность у определённой части публики. Однако это тоже не смогло существенно повлиять на финансовое положение предприятия. Средств, затраченных Казанцевым на создание зрелищных спектаклей, аренду помещения, текущие расходы и в особенности на приглашение именитых гастролеров, оказалось недостаточно для продолжения основной деятельности, и театр закрылся. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 101

Надо подчеркнуть, что предприятие П.Казанцева стало первым частным театром Петербурга, продержавшийся целый сезон, что по сравнению с другими антрепризами российской столицы совсем немало.

Особняком стоит другой известный петербургский частный театр - антреприза Г.А. Арбенина и гастроли труппы известного московского антрепренера, «мага и кудесника» М.В. Лентовского в сезон 1884 -1885 годов, ориентированная преимущественно на оперетту, водевили и феерию.

Лишь в 1895 году, через 13 лет после отмены монополии, было положено начало стабильному негосударственному театральному предприятию Петербурга: открылся театр Литературно-артистического кружка, клуба деятелей литературы и искусства. Как известно, этот театр явился самым долговременным частным драматическим театром в столице (он работал вплоть до 1917 года). Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 102

В целом же создание сети художественно полноценных стабильных частных театров драматических театров в российской столице в первые годы после отмены монополии оказались трудноразрешимой проблемой.

Более успешными, в этом отношении оказались театры, приглашавшие к участию в постановках именитых российских и зарубежных артистов, и театры-фарсы, составляющие значительную часть театральной сети Петербурга, а также оперетта. И, как показала история, в период последних десятилетий XIX века, в Петербурге деятельность именно этих двух типов частных театров - театра, делавшего ставку на известных актеров, а также театра легкого жанра, оказалась наиболее жизнеспособной.

Консерватизм большинства зрителей, конечно же, был не единственной причиной, по которой становление частных драматических театров в Петербурге происходило так трудно. Проблемы, с которыми столкнулись антрепренеры Петербурга и Москвы в период последнего двадцатилетия, в значительной степени были очень похожи.

Первым московским частным театром, как известно, явился драматический театр артистки Императорского малого театра А.А. Бренко. Он практически сразу прогорел. И причины столь короткого существования её начинаний не следует сводить исключительно к щедрым тратам или неумелой организации. Суть проблемы кроется в принципиально ином: её театр был изначально ориентирован на конкуренцию с Императорским Малым театром. Это проявлялось и в формировании репертуара, и в попытке создать аналогичный по художественным достоинствам актёрский ансамбль, и тщательности художественного оформления. Принципиально важно, что Бренко стремилась привлечь ту же зрительскую аудиторию.

Именно в этом и кроется основная суть проблемы большинства частных театров, основанных в столицах после отмены монополии, угасавших столь же быстро, как и возникавших. Могли ли эти театры рассчитывать на продолжительное существование, а не на единовременный успех, если их деятельность была ориентирована или конкурировала напрямую с императорской сценой? История показала, что деятельность таких начинаний была непродолжительной. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 111

Иными принципами организации творческого процесса в создании и жизнедеятельности своего театра руководствовался известный российский антрепренер Ф.А. Корш. Корш ориентировался, в основном, не на зрителя императорского Малого театра, а сознательно стремился привлечь иные слои потенциальной зрительской аудитории. В.А. Нелидов вспоминал, что Корш «привил вкус к театру той части публики, которая прежде или совсем не посещала театра, или весьма редко».

Этот театр был не таким, как казенный, и не таким, как провинциальные антрепризы, и совсем не таким, как станет со дня первого спектакля МХАТ. И уж никак он не был типичным - он был единственный в своём роде. Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. М.: Гитис. 1979 - С. 68

«Русский драматический театр» Корша оказался самым долговечным среди частных театров, возникших после отмены монополии. Это несмотря на то, что по одним источникам, театр Корша с момента основания существовал лишь на доходы от сборов. А ведь расходы у частных театров были огромны: необходимо было выплачивать налоги городским властям, содержать трепу, обслуживающий персонал, здание театра, изготавливать декорационное оформление, платить отчисления авторам, а в случае с театром Корша - ещё и платить известному всей России режиссёру Н.Н.Синельникову.

Особое место в становлении частного театра в Москве занимает М.В. Лентовский - его театр «Скоморох» стал тем исключением, когда предприятие просуществовало не один сезон.

Рассматривая частные драматические театры, возникшие в столицах после отмены монополии, необходимо обратиться к принципам создания и функционирования ещё одного типа, ещё одной модели театра. Это открытый в 1882 году антрепренером Георгом Парадизом «Театр ПАРАДИЗ», который смог привнести определённую новизну в театральную жизнь Москвы, найти своё место на театральном рынке столицы.

Этот театр работал по принципу театра-площадки, где проводились гастроли известных зарубежных исполнителей и русских провинциальных артистов, а также трупп именитых Европейских театров. Его антреприза просуществовала без малого два десятка лет. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 119

Антрепренером в те годы, как и сегодня, формально мог стать кто угодно, даже человек без среднего образования, совсем незнакомый с театральным делом, что собственно, было не редкостью. В Дирекции же императорских театров большинство служащих, включая директора, как правило, имели высшее военное образование, которое включало в себя и изучение отечественного сценического искусства, живописи, музыки и архитектуры. Свиридов В.А. Опыт полготовки младших офицеров в дореволюционной России // Военная мысль. 2000. № 5 - Стр. 120

Немаловажно также, что лишь чрезвычайно ограниченное число столичных антрепренеров обладали собственным зданием. За рассматриваемый период в Москве антрепренерами было выстроено всего лишь два театральных здания: «Русский драматический театр Корша» и «Интернациональный театр» Г.Парадиза.

И ещё существенной проблемой большинства частных театров в первые годы своего существования является оплата творческого труда. Как правило, антрепренёры не могли платить артистам так, как театры Императорские. Тех же, кто пытался сократить эту разницу, или платить не меньше, чем в императорских, как А. Бренко, ожидало неминуемое банкротство. Пилюгин А. Реформы в Императорских театрах. 1882. - М.: Гитис, 2003. - С. 122

Однако, как показала история, частные драматические театры в пореформенное двадцатилетие на самом деле дали столичным сценам очень многое и главное - колоссальный опыт саморазвития, идущий прежде всего, от общественной инициативы и частной предприимчивости. Быстро возникающие и столь же быстро угасающие антрепризы значительно способствовали выработке механизмов и утверждению принципа самоорганизации на художественном рынке столиц. Дадамян Г.Г. Борьба двух начал в организации театрального дела в России // Сб. Жизнь сцены и контрактный мир. С. 27

Однако не все театры выстраивали свою деятельность на основе антреприз. Многие искали новые организационно-правовые формы для своего дела, их принято называть товариществами нового типа. Это такие театры как Московская частная опера С. И. Мамонтова, МХТ, театр имени А. С. Суворина. Труппа в последнем была организована на паевых началах главным пайщиком - владельцем издательского предприятия Алексеем Сергеевичем Сувориным, а также П.П.Гнедичем, П.Д.Ленским. Шабалина Т. ТЕАТР СУВОРИНА // Онлайн Энциклопедия Кругосвет: [Электронный документ].- (http://www.netoskop.ru/theme/2001/06/21/2662.html). А про организационно-правовую форму Московского Художественного театра следует рассказать подробнее, поскольку она в своём роде была уникальна.

Театральные кружки и любительские театры

Солдатские театры

Солдатские театры существовали в крупных гарнизонах. Появились в XVIII веке. В XVIII веке спектакли ставились для офицеров, по указанию начальства.

В XIX веке пьесы ставятся «для собственного удовольствия и для увеселения простого народа». Спектакли солдатских театров посещали нижние воинские чины, мещане, небогатые купцы, разночинцы, крестьяне.

Репертуар традиционный, народный. Как правило, ставились три -- четыре пьесы. Самые распространённые комедии «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Лодка». Тексты религиозных пьес «Царя Максимилиана» и «Царя Ирода» «сохраняются преданием». В «Лодке» поэтизировалась вольная разбойная жизнь. Другие спектакли: «Кедрил-обжора», «Потешный гаяр», опера «Мельник -- колдун, обманщик и сват» и т. д.

Свои театры имели кантонисты.

Частные театры

Наряду с развитием императорских театров в XIX веке широкое распространение получили частные театры. Руководили ими, как правило, профессиональные актеры и режиссеры, получившие образование в театральных училищах, входящих в систему императорских театров, но ищущие свой путь в искусстве, ушедшие от казенного направления императорских театров, в которых долгое время не дозволялось никаких новаторств, а роли переходили от одних актеров к приходящим молодым в точно таких же исполнительских трактовках.

Частные провинциальные антрепризы

Провинциальные театральные антрепризы сыграли огромную роль в культурной жизни русской провинции. В XIX веке их в России стало огромное количество. Это были поначалу гастролирующие труппы. Постепенно какие-то из них обзаводились стационарными помещениями (специально для труппы антрепренера П. А. Соколова в 1843--1845 было построено первое театральное здание на Урале, в Екатеринбурге -- Первый городской театр (Екатеринбург)). О бродячих труппах повествует роман Шолом-Алейхема «Блуждающие звезды» -- роман посвящен еврейским труппам, но так же точно существовали и любые другие в многонациональной стране. В отличие от столичных театров они несли еще просветительно-образовательную функцию, причем куда большую, чем основное предназначение высокого искусства. С них по сути началась там театральная культура. Но вместе с тем они показали порочную политику централизации, свойственную России: провинция словно считалась местом второго сорта. Само слово «провинциальность» в русском языке приобрело презрительный оттенок, став синонимом полуобразованности, невысокого культурного и духовного уровня. Низшие слои русской провинции в XIX столетии часто были вообще неграмотны даже после отмены крепостного права.

В провинциальных антрепризах работали выдающиеся актеры, как, например Николай Хрисанфович Рыбаков, которому Островский посвятил роль Несчастливцева (пьеса «Лес»); они служили определенным трамплином для актёров и режиссеров, где те могли попрактиковаться перед работой в «настоящих» столичных театрах (например, артист Малого театра С. В. Шумский в 1847 году уехал в провинциальный Одесский театр попрактиковаться в исполнении ведущих ролей и, попрактиковавшись и получив определенный опыт, вернулся в Москву); с них начинали карьеру многие ставшие впоследствии знаменитыми деятели русской культуры, уходившие в дальнейшем на императорские сцены -- работники провинциальных частных театров не могли иметь тех льгот, которые положены были артистам императорских театров, в частности, государственные актеры, покидая сцену в старости, обеспечивались пожизненной пенсией. Подобная централизационная с делением на столицы и провинции система губительно сказалась и продолжает сказываться на всей истории развития страны, не только ее культуры.

Николай Коляда – о том, как живёт, творит и зарабатывает его «Коляда-Театр»

Во многих региональных городах России в разное время предпринимались попытки создать самоокупаемый частный театр. Большинство из них провалилось, а сами театры либо были закрыты, либо перешли под крыло государства. Но екатеринбургский «Коляда-Театр» оказался более крепким орешком – он существует с 2001 года, и является не просто успешным предприятием в творческом и коммерческом отношениях, но и одним из символов столицы Урала. О том, как удаётся региональному театру монетизировать искусство, порталу dk.ru рассказал основатель театра Николай Коляда.

Николай Коляда , 59 лет, актёр, драматург, режиссёр, сценарист, телеведущий; основатель, директор и художественный руководитель «Коляда-Театра» (Екатеринбург). «Коляда-Театр» является частным предприятием, зарегистрирован как некоммерческое партнёрство. Деятельность театра не ограничивается Екатеринбургом, труппа ежегодно в январе проводит двухнедельный гастрольный тур в Москве, выступает со спектаклями в других городах России, часто гастролирует за границей (Польша, Германия, Франция, Словения и т.д.). В штате театра – 80 человек.


Фото с сайта «Коляда-Театра».

Как начинался «Коляда-Театр»

История частных театров в Екатеринбурге, в общем, не длинная. Они начали появляться в 90-е годы, когда многим казалось, что это несложно: главное - собрать единомышленников и давать представления, а благодарные зрители сами найдут дорогу. Чаще это были танцевальные труппы. Многие живы и сейчас, но я не знаю, насколько они успешны и какая там зарплата у актеров. «Провинциальные танцы» стали муниципальным бюджетным учреждением. На слуху только «Волхонка» и «Театрон».

В 2000 году, оценив их опыт, я решил оставить Академический театр драмы, где десять лет работал режиссёром, чтобы заняться своим делом. Владимир Валл, директор некоммерческого партнёрства «Волхонка», к которому я пришел советоваться, дал мне ксерокопию своего устава и совет: делай как мы. С одной, впрочем, оговоркой.

«Некоммерческое партнерство могут учредить два человека, - пояснил Валл. - Компаньона бери не из театральной среды, чтобы о твоих финансовых делах в театре никто не знал. Иначе, едва на счету появятся лишние деньги, как подоспеют желающие делить их по справедливости. Начнётся война, и творчеству придет конец. У меня такое было».

А в литературном журнале «Урал», который я тогда редактировал, моим заместителем был Олег Капорейко (царство ему небесное, прекрасный был человек). Ему я и предложил работать со мной по театральной части. По большому счету, Капорейко было всё равно, чем я буду заниматься, но его радовало, что я нашёл себе ещё одно дело. Мы отнесли бумаги «Волхонки» юристу, и после долгих обсуждений он написал устав «Коляда-Театра». За 15 лет устав этот почти не изменился.


.

4 декабря 2001 года - в свой день рождения (так совпало) - я получил на руки учредительные документы и печать, а в январе 2002-го презентовал свой театр в Доме писателей. Думал, городские власти скажут: молодец, что додумался, и выделят помещение - работай! Но ничего такого не случилось. Первый спектакль по своей пьесе «Персидская сирень» я ставил на пару с театром драмы. Потом ушёл в «Театрон» и работал там целый год - делал совместные проекты с «Коляда-Театром», который оставался на бумаге. Своего угла у нас не было.

Приют комедиантов

В мае 2003 года мне позвонила Любовь Макарова, директор поэтического театра «Мы» (не знаю, жива ли она сейчас, или её закатали в асфальт бандиты - второе более вероятно) и сказала: «Я слышала, вы ищете помещение – у меня есть подходящий вариант». Речь шла о подвале на проспекте Ленина, 69, где прежде обитал поэтический театр «Мы» – Макарова хотела сдать площадь в субаренду.

На следующий день я пришел туда и решил, что меня все устраивает. Чтобы включился свет, которого там не было год, заплатил 25 тысяч рублей, благо свободные деньги тогда были – театры неплохо платили за мои пьесы. Я начал ремонт, купил мебель и звуковую аппаратуру – вбухал около 20 тысяч евро.

Актеров специально не приглашал – все до единого пришли сами, а приблудных кошек выкидывать нельзя. Кому нравится со мной работать – милости просим! Но есть «звёзды», которые любят только себя в театре, а не театр в себе. Прямо генерал-полковники. Было время, они появлялись и месяц-два работали, а потом мы прощались.

Тогда артистов набралось человек 15. Сначала – тыры-пыры-нашатыры – все было хорошо: мы ставили спектакли, платили аренду и дружили с этой Макаровой, а через полгода она пообещала подвал каким-то бандитам, надумавшим устроить там ночной клуб с пением стихов под гитару (знаем мы это пение!).

Нам велели убираться. Началась дикая война, продолжавшаяся полтора года: с одной стороны – мы, с другой – эти гангстеры (один из них даже бросался на меня с заточкой – хотел зарезать). Кончилось тем, что они разломали сцену – выступать стало невозможно.

Мы с артистами поставили на проспекте Ленина палатки и три дня митинговали, привлекая внимание граждан. НТВ показало нас в рубрике «Чрезвычайные происшествия» – друзья из Америки и Израиля начали звонить с вопросами: что у вас творится?! Приезжали городские и областные чиновники (в том числе, министр культуры Наталья Ветрова), требовали прекратить безобразие. Мы сказали: никуда не уйдем!

Тогда министерство культуры потрясло по сусекам, и мне предложили несколько помещений. Одним из них было бомбоубежище на проспекте Космонавтов. Места там было достаточно. Но когда я представил, что детям, которым мы показываем сказки, придётся спускаться на глубину 25 метров, мне стало лихо.

Наконец, очередь дошла до деревянного дома на ул. Тургенева, 20, где было 28 маленьких комнат и больше ничего – ни сцены, ни коммунальных удобств. Я позвал артистов, мы всё осмотрели и решили, что берём. Нам сказали: чтобы подключить воду, электричество и прочие коммуникации, нужно 50 млн. рублей. Не многовато ли? Мы уложились в 200 тысяч. Сначала выкопали канаву и подсоединились к водопроводу, потом я долго ходил по энергетическим компаниям: просил-умолял-дарил конфеты-обещал спеть и станцевать.

Пока не было электричества, купил генераторную установку – она целый месяц стояла на улице и громко трещала – туда доливали бензин из моей машины, а мы обустраивали театр – пилили, мыли, красили. Зрители и студенты УрГУ приходили помогать. Наконец, энергетики прислали дядю Васю – он залез на столб, подсоединил дом к электричеству, и лампочка загорелась.

27 сентября мы играли первый спектакль «Птица Феникс». Отопление ещё не включили, и зрители сидели одетыми, а синие от холода артисты, изображавшие людей на пляже, выдыхали пар и говорили: «Фу, как жарко, невозможно просто!»


Фото Ильи Давыдова (E1.ru) .

Я хотел сделать театр, где не будет мраморных лестниц, колонн, лепнины и прочей бездушной ерунды, которую обычно связывают с храмом искусства. Хотел непохожести на академические театры. Думаю, у нас это получилось. Главное, мы не связаны никакими условностями – если, начав репетировать пьесу, видим, что спектакль не складывается, можем отказаться от этого проекта, задвинув его в дальний ящик. А можем сделать премьеру за месяц. Это государственным театрам торопиться некуда – зарплата им гарантирована. А мы репетируем днём и ночью, чтобы актеры питались не «Дошираком». Из-за этого наши счета за электричество поначалу едва укладывались в 40 тысяч рублей в месяц.

Четыре года назад я получил в Перми премию Дягилева «Лучший продюсер России». Я пишу пьесы, умею ставить спектакли. Но это не значит, что я – творческий человек, который не соображает в финансах, а только руководит театром. Нет, я умею считать деньги: 40 + 40 – будет рубль-сорок.

В государственном драматическом театре вам скажут: искусство не окупается. В переводе на русский это значит: без дотаций мы не выживем. При таком количестве народа, который непонятно чем занят, меня это не удивляет. Представьте: директор одного большого театра, куда мы собирались с гастролями, звонит мне, чтобы выяснить, не затопим ли мы им сцену (в пьесе «Скрипка, бубен и утюг» идёт дождь). Отвечаю: все технические аспекты мы обговорили с вашим заведующим постановочной частью. «С каким именно, – интересуется он, – у меня их шесть».

Шесть заведующих! И левая рука не знает, что делает правая… Екатеринбург, впрочем, не лучше. У нас есть театры, где артисты, выходящие на сцену два раза в месяц, получают 60-70 тысяч рублей. За один выход – 30 тысяч! Киркоровы там собрались, что ли?

Так вот. Чтобы мои артисты не разбежались, приходится платить им не меньше, чем в других очагах культуры. В штате «Коляда-Театра» – 80 человек: 40 актеров и 40 человек обсуживающего персонала. И все хотят есть. Чтобы сводить концы с концами, мы играем 50-60 спектаклей в месяц. Каждый выходной – по четыре представления. Это – конвейер.


Фото Артёма Устюжанина (E1.ru) .

Я прихожу в театр к 10.00, а с 11.00 начинаются репетиции: четыре часа – с актерами, два – со студентами, два – с учениками театральной школы. Потом – спектакль, который заканчивается в 23.00. Домой добираюсь к полуночи и падаю, как убитый. А в голове работает счётчик, потому что частный театр должен беречь каждую копейку. И с самого утра я хожу, выключая повсюду свет, и кричу, чтобы экономили киловатты.

С миру по нитке

В домике на Тургенева мы прожили восемь лет. Удобств там не было: общий туалет для зрителей и актеров, а душ мы сделали сами, привязав лейку к стене. Внизу стоял детский бассейн.

Поначалу представления «Коляда-Театра» напоминали самодеятельность. У нас не было ни приличных костюмов, ни реквизита. Мы в буквальном смысле ходили по помойкам, выискивая старые комоды, буфеты, столы и стулья. Некоторые из них и сейчас стоят в холле – зрители с удовольствием их разглядывают.

При необходимости мы бросали клич, чтобы горожане тащили в театр старые ненужные вещи – за деньги, в обмен на билеты или безвозмездно. Последний раз так было, когда ставили «Безымянную звезду» – дали объявление, что собираем венские стулья, керосиновые лампы, старые телефонные аппараты и швейные машинки. Нам всё принесли.

Реквизит так и собирается. 10 лет назад мне позвонили со Свердловской киностудии, сказали: выбрасываем старые костюмы – можете забрать. Я съездил трижды, всякий раз до отказа набивая машину барахлом, оставшимся с со съёмок «Приваловских миллионов» и «Демидовых». Позже я не раз обращался и к директору музкомедии Софронову, дай бог ему здоровья: «Михаил Вячеславович, есть у вас костюмы, которые можно списать?». Если дают, приезжаем, забираем, чистим, перешиваем – пытаемся сделать конфетку.

И примерно раз в полгода мне звонят продавцы из свадебного салона на Луначарского: готовы четыре сумки костюмов на выброс – можете забрать. Я приезжаю, а там платья - свадебные, вечерние. Роскошные, но с дефектами – то бриллиантик фальшивый отвалился, то дырка, то пятно на видном месте. Говорят: всё равно на свалку, а вам – радость.

Так, благодаря стечению обстоятельств, мы собирали все, что подворачивалось под руку, и теперь в нашей коллекции много уникальных вещей. Со временем начали шить сами. В огромной театральной костюмерке, занимающей два этажа, комплектов одежды – около пяти тысяч. Все в приличном состоянии. Как только новый спектакль, я говорю актерам: «Быстро все на второй этаж, подбираем гардероб!»

Единственное, на что я никогда не жалел денег, это компьютерная техника, световая и звуковая аппаратура. Без неё мы так бы и остались театром художественной самодеятельности.

О гастролях

«Коляда-Театр» много ездит по России и за границу – без денег, заработанных на гастролях, нам не прожить. 10 лет назад, приезжая в Москву, мы останавливались в общежитии медицинского института – по 6-8 человек в комнате, и я говорил всем: «Терпите, братцы-кролики. Куда деться?» Сейчас мы останавливаемся в «Измайлово» – там вполне комфортабельно. Артисты, которым приходится вкалывать как проклятым, чувствуют себя белыми людьми.



Наверное, мы – единственный провинциальный театр, который научился зарабатывать в Москве. Ведь многие рады уже тому, что играют на столичной сцене, даже если в зале – три сестры и дядя Ваня. А у нас всё время аншлаги. В прошлом году мы продали билетов в Москве на 6 млн. рублей. (на дополнительный спектакль «Скрипка, бубен и утюг» билеты разошлись сходу). По договору, половина этой суммы досталась театру, половина – нам. На январские спектакли «Коляда-Театра» 2016 года ещё в ноябре москвичи раскупили билетов на 3 млн. рублей. Причем без особой рекламы – ни растяжек, ни плакатов в людных местах обычно не висит.

Чтобы театр не «остывал», пока труппа гастролирует, на хозяйстве остаются мои студенты – играть сказки для детей и готовить дипломные спектакли. Но столичные поездки выпадают раз в год, в остальное время мы мотаемся по регионам. То в Нефтекамск – 10 часов на поезде до Янаула, потом – автобусом, зал – 500 мест, 120 тысяч рублей за спектакль. Отыграли – и сразу обратно. То – в Тюмень, откуда недавно вернулись, заработав за четыре дня 750 тысяч руб. Одновременно тюменский театр «Ангажемент» играл спектакли на нашей сцене. Билетов они продали на 350 тысяч, и главреж предложил: «Коля, у тебя – известный театр, а у нас – не очень. Давай, сложим все деньги и поделим пополам». Я согласился, что это справедливо: 550 тысяч рублей – тоже хорошая сумма.

Я написал больше ста пьес – 70 из них поставлены в России и за границей, получаю за них гонорары. Деньги это небольшие – когда 300-400 тысяч рублей в месяц, а когда – совсем ничего. Я мог бы тратить их на себя, но театр требует финансовых вливаний. Поэтому все мои гонорары уходят на поддержку моего театра.

За границу мы начали выбираться лет восемь назад, после фестиваля «Реальный театр», где участвовали французы. Они нас и позвали. В первый раз мы играли один спектакль в Нанси, годом позже – уже 18 спектаклей по всей Франции, потом добрались до Парижа, где несколько раз показывали в театре «Одеон» своего «Гамлета».

При этом в любую страну, будь то Франция, Греция, Польша или Словения, мы едем с условием, что все расходы оплачивает приглашающая сторона - продюсер. На зарубежные гонорары я купил театру девять квартир, потому что актерам было негде жить – они снимали углы, а рассчитываться приходилось мне. Сейчас есть жилплощадь – в основном, хрущёвки на первых и последних этажах. Но это лучше, чем ничего. В завещании, которое хранится в сейфе, написано: в случае моей смерти все квартиры, все мои доходы, проценты от постановок пьес, движимое и недвижимое имущество переходит в фонд «Коляда-Театра».

«Нужно целовать в попу каждого зрителя»

Говорят, у «Коляда-Театра» очень особенная аудитория (читайте – фрики), которая не ходит в академические театры. Но, согласитесь, вряд ли 50-60 спектаклей в месяц смотрят одни и те же люди. При том, что у меня каждый вечер – полные залы. Ведь находятся желающие платить по 1,5 тысячи рублей за билет на премьеру, скажем, «Ричарда III».

Кто они? Ну, есть в Екатеринбурге думающие люди. Среди них много приезжих, иностранцев – немцев, французов, израильтян. Когда выпадает свободный вечер, они спрашивают у портье и администраторов, что можно посмотреть в Екатеринбурге. И те (дай бог им здоровья), рассказывая о Храме-на-Крови и Ганиной Яме, напутствуют: «Непременно посетите «Коляда-Театр». И к нам идут, а встречать гостей мы умеем.

Я научил всю свою обслугу, администраторов и билетёров, что нужно целовать в попу каждого зрителя, который приносит нам деньги. В зрительском фойе на видном месте лежат почтовые открытки с афишами наших спектаклей, которые можно подписать – на следующий день их отправят в любой уголок страны или за границу. Там же – выставка: мебель, предметы соцкультбыта, диковинные животные (крысы, попугаи). Все это можно разглядывать часами.


Фото Ильи Давыдова (E1.ru) .

Но главное – наш репертуар. Одна из фишек – в том, что мы ставим много детских спектаклей (пионер - маленький, сопливый - свой рубль в кассу несёт). Это не секрет – другие театры тоже работают для детей, но допускают одну и ту же ошибку: режиссёры, которые берутся за сказки, хотят показать все, на что способны – получается выпендрёж. А действие на сцене должно быть простым до невозможности – чтобы дети смеялись, боялись нечистой силы, радовались хэппи-энду, а их родители – не жалели денег на другие представления.

Мне нужны спектакли и для студентов, и для бабушек-дедушек. Но основная часть зрителей – это женщины бальзаковского возраста - за 45 лет, часто – одинокие: муж ушёл к молодой, спился или помер, а женщина ещё в соку, ищет любви и страстей. Когда выходишь на поклон, видишь, что 70-80% зрителей в зале - это они. Смотрят «Клуб брошенных жен», «Амиго», «Тутанхамона», страдают и плачут. Для них мы и работаем.

В этом смысле важно, чтобы зритель, который пришёл к нам впервые, не попал на спектакль, которого не поймет. Иначе он скажет: «Говно какое-то!» и сбежит навсегда. Поэтому наши кассиры будут отговаривать пенсионера, решившего купить билет на «Концлагеристов» или на «Клаустрофобию». Скажут: идите на «Бабу Шанель».

«Мы счастливы»

Надо сказать, что в Екатеринбурге меня не очень поважают и любят. В наш театр не ходят миллионеры, и у нас практически нет спонсоров – таких, чтобы пришли и сказали: «Хотим тебе помочь». Состоятельные люди предпочитают Музкомедию (ха-ца-ца, танцуем без конца) или Драму, где актеры в бархатных штанах ходят по сцене со шпагой и говорят словами Шекспира.

А у нас с шумом и криками выскакивает какая-то банда уголовников – несолидно. Иногда удается найти контору, которая выделит немного денег, но системного фандрайзинга не практикуем. Единственное, пожалуй, исключение – пекарь Анатолий Павлов. Когда я (на всякий случай) бросил в «Фейсбуке» клич: помогите фестивалю «Коляда-Plays», он прислал нам 30 ящиков печенья, чтобы гости пили чай. И уже четыре года мы получаем летом подарок от пекарни «На Вишнёвой». В ответ я всегда его рекламирую.


Фото с личной страницы Николая Коляды в Facebook.

Государство, впрочем, оказывает нам помощь, хотя мы и частный театр. Без денег из областного бюджета, выделяемых по указанию губернатора, мне было бы трудно вывозить по 40 человек на гастроли в Москву и Питер (кстати, жадные авиакомпании, у которых я выпрашивал скидки на билеты, ни разу не откликнулись). На ежегодный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays» театр получает губернаторский грант в 3 млн. рублей и скрупулезно отчитывается за каждую копейку. Покрыть все расходы за счет этих денег нельзя – нужно 7-9 миллионов, поэтому я начинаю копить заранее. Недавно привез миллион из Польши (пять недель репетиций), где ставил «Женитьбу» Гоголя.

В принципе, театр может рассчитывать, что Министерство культуры РФ выделит ему грант на постановку новой пьесы – мы всегда пользуемся такой возможностью. Иногда перепадает по политической линии – фонд Михаила Прохорова в разгар избирательной кампании давал миллион рублей на наши проекты. Только от управления культуры Екатеринбурга – за всю историю театра – не получили ни копейки.

К счастью, в 2014 году нам отдали помещение бывшего кинотеатра «Искра», которое шесть лет пустовало – жильцы дома не хотели, чтобы здесь снова крутили кино, а на театр, где шума не в пример меньше, согласились. Губернатор выделил из бюджета области 71 млн. рублей на реставрацию театра. Тут тесно – нет глубины сцены, нет помещений, где хранить декорации.

Но мы счастливы.



Фото с личной страницы Николая Коляды в Facebook.

В 2016 году в Киеве появился новый независимый театр «Мизантроп». Коллектив уже отметился громкими мультижанровыми постановками «Три сестры» и «Приглашение на казнь». Platfor.ma поговорила с одним из идеологов проекта, композитором Дмитрием Саратским, чтобы подготовить пошаговую инструкцию по созданию независимого театра в Украине.

Поймите, что вам нужен театр.

Создание своего театра начинается, в первую очередь, с мысли о невозможности работать иначе. Когда понимаешь, что иного пути нет и, для того чтобы реализовать свои творческие замыслы, тебе не подходит ни одна из существующих площадок - начинаешь задумываться, а может стоит создать что-то свое? Быть независимым от конъюнктуры, директоров, продюсеров, государства и прочих «нетворческих» факторов. Ну а дальше - это вопрос воли и наличия единомышленников - потому что путь этот очень тяжелый и совершенно непредсказуемый.

Убедитесь, что закон не против вашего театра.

На сегодняшний день регистрация - это не такой уж важный аспект существования театрального коллектива. Можно работать как ЧП или ТОВ, можно примкнуть к уже существующему театру и быть своего рода «подразделением», а можно вообще ничего такого не предпринимать и просто играть спектакли. Единственное, для чего необходимы какие-то юридические обоснования - это продажа билетов. Но тут тоже все довольно просто: достаточно заключить договор с одним из многочисленных билетных операторов и реализовывать билеты через них.

Если ты работаешь как ФОП или ТОВ, то тебе не обязательно доказывать что ты именно театр, а не что-нибудь другое, - зритель сам даст оценку твоему творчеству, но если же вам хочется каким-то образом приобщиться к государственным или муниципальным бюджетам, то тут уже придется столкнуться с бюрократической машиной во всей ее красе.

Хотя, если честно, это не имеет никакого смысла, так как стать «национальным», то есть подчиняться Министерству культуры могут лишь избранные коллективы, их очень мало - а звание «муниципального» или «областного» театра практически ничего не дает в финансовом плане. Скорее наоборот - это лишнее внимание со стороны власти, а значит: контроль за репертуаром, тендерные закупки буквально всего (даже батареек в микрофоны) и еще, не дай бог, какие-то заказные спектакли на праздники. В общем, одни минусы. Помещение, если у вас такового нет, вам никто не выделит, так как театры у нас не строятся уже лет 80. Так что, как не крути, - свобода и независимость сегодня лучше.

Найдите людей.

Для независимого театра люди - это и есть главный фактор успеха, потому что, не имея крыши над головой, не имея долгосрочных планов и финансовой поддержки, единственное, что может заставить коллег идти за тобой, - это их любовь к искусству и готовность жертвовать ради него. Жертвовать временем, заработками, сном, здоровьем - да практически всем, что у них есть. И если ты находишь таких людей - то шанс на будущее есть, если же ты ищешь людей по каким-то другим критериям - в сфере независимого театра - ты обречен на неудачу.

    Потратьте кучу времени на поиск денег.

    В нашем случае занятие, которое отнимает больше всего времени, - это поиск инвестиций. У нас самих нет достаточных средств для реализации задуманных постановок, поэтому мы просто берем деньги в долг, а потом в процессе проката отдаем их. Но это наш путь, и вполне возможно, что не всем нужно следовать такому примеру.

    Безусловно, работа над спектаклем, особенно в том формате, в котором работаем мы, а именно мультижанровый театр, в котором есть и сценическая, и музыкальная, и хореографическая, и световая составляющие, - это очень трудоемкий процесс. Кроме всего прочего, поскольку инвестиция и бюджет не резиновые - многое приходится делать самим: начиная от костюмов и заканчивая перемещением декораций и монтажом звука или света. Ведь чем больше привлекаешь специалистов, тем меньше остается денег на ткани, материалы, микрофоны и тому подобное. Приходится сильно экономить. Так что, если у вас, например, есть друг или родственник, готовый инвестировать в вас, - ни в коем случае не пренебрегайте этой помощью. Главное - не позволяйте этим людям влиять на творческий процесс, иначе все пойдет прахом.

    Определитесь, что хотите поставить.

    В нашем случае было немного необычно: сначала мы решили сделать спектакль «Три сестры», а только после его успеха решились презентовать театр и заявить о себе, как о новом коллективе. Но в целом нужно делать только то, что нравится, иначе нет смысла создавать свой театр. Если вы собираетесь под кого-то подстраиваться, пытаться поймать тренд или настроение публики - нет смысла создавать что-то новое. Главным тезисом должно быть: «творчество в чистом виде».

    Займитесь репетициями.

    Наши репетиции длятся по 12 часов и это мало кто выдерживает! Все потому что, ввиду очень плотных графиков, мы не можем себе позволить репетировать спектакль на протяжении полугода. Когда коллектив только начал свою жизнь, он априори не может сразу приносить деньги, именно поэтому каждый из нас (и создатели, и артисты) занимается еще множеством других проектов, которые позволяют нам держаться на плаву. Ну, а если рассматривать идеальный вариант - то репетиции должны длиться ровно столько, сколько необходимо, и предугадать это невозможно. Все зависит от жанра спектакля, от пьесы, лежащей в основе, от вдохновения режиссера в конце концов - а тут все непредсказуемо.

    Найдите зрителей.

    Есть мнение, что привлечь публику новому коллективу очень сложно, раз уж зрители не ходят даже на именитые театры. На самом-то деле все очень просто: нужно заставить людей поверить в то, что театр - это не скучно. Что это круче, чем кино, потому что все происходит здесь и сейчас. Что театр - это место, где люди, твои современники, будут на твоем языке говорить с тобой о проблемах, волнующих тебя. Не учить, не демонстрировать что-то, а общаться! И если ваш театр действительно живой и действительно актуальный, то эффект «сарафанного радио» будет привлекать все большую и большую аудиторию. Если же вы не такие - никакая реклама не поможет.

Снарк - герой поэмы Льюиса Кэрролла. Таинственное существо, которое все ищут и хотят. По словам Алесина, театр - тот же Снарк. Он может быть любым, и в этом его магия и притягательность. Юрий не боится ставить спектакли на серьёзные темы, поскольку уверен: театральными средствами можно легко объяснить даже задачу по математике.

За неполных два года в его репертуаре появилось пять спектаклей. В труппе работают пять актёров и четыре музыканта, бизнесу активно помогает жена. Проект пока не приносит большой прибыли, но Алесин надеется со временем вывести его на международный уровень.

Юрий АЛЕСИН

Основатель театра «Снарк»

Как начинал

Я учился в ГИТИСе - сначала на актёрском отделении, потом на режиссёрском. До открытия собственного бизнеса пытался реализовать себя в государственном театре, но были сложности: режиссёров в Москве очень много, постановки расписаны на несколько лет вперед. Чёткой и понятной системы трудоустройства для театрального режиссёра не существует - это очень медленный и мучительный процесс. Но в чём нет недостатка у выпускника ГИТИСа, так это в связях. Он знает театральных продюсеров, артистов, людей, которые отвечают за свет и звук. Так создавать что-то своё намного проще.

В 2009 году я сделал первый театральный проект совместно с Олегом Клениным - детский театр «Будильник », ориентированный на большой зал. Мы поставили спектакль «У ковчега в восемь». Я был режиссёром, а Олег - продюсером. Мы работали вместе до 2012 года, но потом возникли расхождения: я считал, что независимый проект сможет выжить только в том случае, если это камерный театр для аудитории в 30-50 человек.

Мы переделали сказку «Курочка Ряба»: действие происходило в космической лаборатории, где курочка и мышка - экспериментальные объекты , дед - учёный,
а бабка - робот

Олег же был уверен, что нужно прорываться на большие площадки на 100-150 человек. Так мы и разошлись. Теперь я работаю в сегменте камерного театра, а тот единственный спектакль «Будильника» идёт на большой сцене.

Деньги на старт мне одолжил брат. Мы тогда все работали за идею, и средства уходили только на покупку материалов. В труппу я взял в основном актёров, с которыми учился в университете. Так сложилось, что у меня по жизни много друзей-музыкантов, поэтому проблем с оркестром тоже не возникло. Директором стала жена Елена, которая до этого работала в кино, - планировала съёмки мыльных опер. Теперь она учится маркетингу, управлению и финансам в Школе театрального лидера.

Первый спектакль

«Побег из космоса» был фантастическим. Фантастика - это вообще такая дыра для репертуарной карты русского театра, в Москве вы не найдёте ничего подобного. Мы переделали сказку «Курочка Ряба»: действие происходило в космической лаборатории, где курочка и мышка - экспериментальные объекты, дед - учёный, а бабка - робот. В результате эксперимента курица снесла яйцо, которое может уничтожить всю Вселенную, мышь пытается спасти мир, и т.д. По жанру это фантастический комикс.

Тогда у нас возникли большие проблемы с техническим исполнением. Многое было завязано на свете, проекции, музыке (каждое действие озвучивалось определённым образом). А когда нет персонала, который всё это сделает профессионально и качественно, многое не получается. Теперь все чудеса создаём из бумаги, картона, тряпочек. Мы перешли к некому примитивизму, который подарил богатую ассоциативную связь.



Как всё работает

Многие театральные коллективы считают, что дети - маленькие обезьянки, которых нужно смешить и развлекать. Мы думаем, что они гораздо умнее. Наша философия - отношение к ребёнку как к равному. Кроме того, родители тоже не должны скучать. Я сужу по себе: если меня тема волнует, значит, она подходит для постановки. Материал стараемся брать современный. Одна из последних премьер - «Тили-тили-тесто», спектакль про любовь. Я вспомнил, как сам влюблялся в детском саду, и понял, что детей эта тема волнует. Мы с труппой придумали истории, связанные с детскими влюблённостями, нашли маленькие сказки, песни, сделали такой спектакль-разговор. В конце дети тоже выходят на сцену и рассказывают о том, в кого влюбляются, как делают подарки, и т.д. Мы считаем, что диалог очень важен. Это как раз один из форматов, не охваченный большими театрами: там это просто невозможно.

Мы всегда смотрим на реакцию и для каждой постановки определяем возрастную категорию. Дети все разные: в три года интересно одно, в пять - другое. Но родители обычно не обращают внимания на наши маркировки. «Дзынь», например, для детей от шести лет, а родители приходят, говорят: «У нас ребёнок такой умный, всё понимает, хотим пойти на этот». Мы, конечно, не отказываем, но надо понимать, что детям до шести лет вообще сложно смотреть что-то со словами.

Декорации - это всегда набор каких-то бытовых элементов. Птицу, например, мы делали из сушилки для белья

Если мы хотим поставить новый спектакль, то начинаем искать площадки, которым это было бы интересно. Договариваемся с каким-нибудь ДК, месяц репетируем бесплатно, а потом выручку от трёх спектаклей отдаём ему. Это позволяет сделать спектакль, который будет кормить нас в течение двух-трёх лет. А потом уже делим доход от продажи билетов по стандартной схеме - 50 на 50. Средняя цена билета - от 500 до 1 200 рублей.

В труппе пять актёров и четыре музыканта. Сценарии пишем в основном мы с женой. Если ты берёшь чей-то сценарий, то должен платить авторские отчисления. А традиционные, классические сюжеты используют очень многие, поэтому стараемся придумывать своё. В репертуаре пока пять спектаклей, сейчас приглашённый режиссёр Галина Зальцман ставит шестой.

Декорации - это всегда набор каких-то бытовых элементов. Если использовать их правильно, получается нечто необыкновенное. Есть, например, спектакль «Слон-концерт» - там декорация состоит из вешалки, на которой висят два надувных круга и чехлы для костюмов, а по центру - вентиляционная труба. Из этого всего получается слон, и больше всего денег в итоге получает художник, который это придумал. Птицу, например, мы делали из сушилки для белья.

Деньги

Cтрадаем в основном из-за нехватки денег. Постоянно приходится работать на энтузиазме, а он рано или поздно исчерпывается. Поэтому вначале, когда мы пытались делать большие спектакли, сильно теряли в качестве. Мы ставили слишком высокие цели, но не всё хорошее можно сделать на коленке. Потом определили для себя некоторые рамки: в спектакле не может участвовать больше трёх актеров, бюджет не может быть больше 50 000 рублей.




Почему я решил делать камерный театр, ведь он приносит меньше прибыли? У таких команд есть много преимуществ. Спектакли мобильные, перевозные и низкобюджетные по персоналу и декорациям. Можно выехать в любой город или конец Москвы (если пробки, всегда можно добраться на метро). Детский театр гораздо более востребованный, чем взрослый. В нашем сегменте мало разнообразия, но есть много нереализованных тем и форм.

Для творческого человека главное - реализовать свой созидательный потенциал, вопросы бизнеса на втором месте. Ему нужно найти партнёра, который станет заниматься привлечением денег. Но и тот, кто решит заняться театральным бизнесом, ничего не сможет без человека из сферы искусства. Мне сейчас активно помогает жена, но всё-таки надеюсь найти человека более агрессивного, который выведет это дело на новый уровень.

Благодаря тому что наши спектакли идут каждый месяц, люди приходят и рекомендуют другим, и потом мы выходим на частного заказчика, от которого получаем основную прибыль. Если нас за месяц три раза куда-то позвали, это хорошо. Иногда складывается идеально: днём мы играем в театре, а вечером уезжаем к заказчику. Обычно выездной спектакль стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Но общего рынка нет, поэтому можно назвать любую цифру. Сейчас со всеми детскими театрами пытаемся прийти к общему знаменателю, чтобы механизм был налажен. Каждый месяц мы получаем 20 000-150 000 рублей прибыли от спектаклей.

Планы

Я бы хотел показывать спектакли в Московской области, а какие-то («Дзынь», «Кораблик») - вывезти за границу. Нужно активно подавать заявки на международные фестивали, а пока мы работаем только с московскими.

Ещё мы хотели бы сотрудничать со школами. Есть такая специальность - театральный педагог. Помимо театрального просвещения он занимается передачей любой информации художественными средствами. Есть дети, которых трудно увлечь, а когда объясняешь задачу по математике с помощью театрального этюда, она становится интересна: информация усваивается лучше. У нас есть, например, шоу-лекция про Пушкина «Невольник чести». Мы взяли биографию, стихи, отзывы современников о поэте и сделали из этого урок-спектакль. Ставили его в нескольких школах, но обычно они не слишком стремятся к сотрудничеству.

Найдите постоянный состав. Если нет единомышленников, ничего не получится.

Создавайте что-то не только по денежным соображениям, но и по творческим.

Пытайтесь наладить партнёрство с государственными организациями - с Департаментом культуры или образования. У них колоссальный рынок сбыта: школы, праздники, парки - и все они нуждаются в контенте.

Делайте ставку на изобретательность исполнения, а не на дороговизну декораций и техники.

Откройте локальный
театр, ориентируясь на потребности местных жителей.

Все фотографии предоставлены героем

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.