"зимняя тема в произведениях русских и зарубежных композиторов". «Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект Готовить сообщение зима в песенном творчестве композиторов

Цель:

Создать условия для пробуждения чувств единения с природой через красоту поэтического, художественного, музыкального языка произведений.

Задачи:

  1. Формирование эстетического вкуса, эмоциального отклика через различные виды искусств.
  2. Побудить детей к творческой деятельности.
  3. Помочь детям воспринимать музыку сердцем.
  4. Помочь выразить свои чувства через художественное исполнение.

Оборудование:

  1. словарь эстетических эмоций,
  2. Портреты композиторов
  3. Картины художников
  4. Альбомы, краски, кисти.

Оформление доски.

  • Тема урока.
  • Словарь эстетических эмоций.
  • Эпиграф:
    Чему бы жизнь нас не учила,
    Но сердце верит в чудеса.
Стихотворение Темп Динамика Характер

Ход урока

Дети входят в класс и поют музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, дети, я рада вас видеть!

Дети: Здравствуй, учитель, и мы рады вам.

Учитель: Ребята, какая у нас сегодня тема урока, что, вы нового узнаете на уроке? (Ответы детей.)

– Ребята, положите руку на сердце и послушайте его. Как у вас стучит сердце? (Спокойно.)

– Но, слушая разную музыку, сердце воспринимает ее по-разному. Послушайте, необычную музыку, какие чувства вы испытываете, слушая эту музыку.

(Звучит музыка Альфреда Шнитке из кинофильма “Сказка странствий”.)

– Какую весть нам принесла эта музыка? (Ответы детей.)

– А вы хотите побывать в сказке? Давайте снова обратимся к своему сердцу. (Дети кладут руку на сердце.)

– На чем мы отправимся с вами в путешествие? (На тройке лошадей.)

– А у какого композитора есть такое произведение – “Тройка”? (У П.И. Чайковского.)

– Сели свободно, положили руки на колени. И так, поедем в лес! Не забывайте любоваться природой!

(Дети смотрят видеофильм “Времена года. Ноябрь “Тройка”.)

– Что вы увидели, посмотрев этот фильм? (Беседа о музыке.)

– Глядя на эту красоту, что наша душа просит? (Ответы детей.)

Вот север, тучи нагоняя
Вздохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница зима.

(Домашнее задание – дети читают зимние стихи, четверостишие.)

– А вы хотели бы сами стать поэтами? Сейчас мы будем сочинять стихи. Перед вами рифмы, выберите те, которые подойдут к нашей теме.

– Молодцы! Правильно, но почему вы выбрали эти рифмы? (Ответы детей.)

Учитель вместе с детьми сочиняет четверостишие, и записывает его на доске, составляя партитуру.

–А теперь вы хотели бы стать композиторами? (дети сочиняют музыку на эти стихи).

Итак, увидев зимнюю картину, мы не смогли не откликнуться на нее и не сочинить стихи, музыку, но многие композиторы не остались равнодушными к природе, и они написали много песен о зиме.

Положите руку на сердце. Какая звучит песня? (Зимняя сказка. Исполнение песни.)

– Многие художники не оставались равнодушными к красоте русской природы и создали много полотен о русской зиме. Назовите, каких вы знаете художников, и их картины?

(На доске картины: Грабарь “Февральская лазурь”, Пластов “Первый снег” и др.)

– Соответствуют ли эти картины вашему представлению о зиме? (Беседа о картинах.)

– Я хочу, чтобы вы сегодня стали еще и художниками. Попробуем открыть тайну новой музыки, послушав ее, вам надо будет свои чувства, свое настроение передать в красках.

(Звучит танец снежинок из балета “Щелкунчик” П И Чайковского. Дети рисуют, анализ рисунков, защита рисунков,показ некоторых на доске.)

– В Марьинском театре прошла необычная постановка этого балета, режиссера Михаила Шемякина,он много внес нового, необычного и в костюмы, в оформление сцены удачно подобрал действующих лиц, я предлагаю вам посмотреть фрагмент из этого балета.

(Дети смотрят видеофильм “Танец снежинок”.)

– Ребята, пора возвращаться домой.

(Звучит “Тройка” П.И.Чайковского.)

– С каким настроением вы возвращаетесь домой? (Ответы ребят.)

– Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Обратите внимание на эпиграф урока, почему я взяла именно этот:

“Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса”.

(Ответы детей.)

– Мне бы хотелось, чтобы на протяжении всей вашей жизни вы верили в сказку, в чудеса, потому что в сказке добро побеждает зло и тот, кто верит в сказку, жить им становиться легче, интересней

Итог урока, рефлексия.

Домашнее задание; составить рифмы о зиме и сочинить свое четверостишие

Творческая работа

  • Пишем сценарий праздника "Первый снег".
    Прочитай возможные варианты плана проведения праздника.
  • Составь свой план. Запиши его.

ПЛАН :

1. Учитель объявляет начало праздника ;
2. Ученики читают стихи о первом снеге ;
3. Музыкальный фрагмент П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь) .
4. Игра “Не дай упасть снежинке” ;
5. Загадки о снеге ;
6. “Танец снежинок” ;
7. Песня “Здравствуй, гостья-зима!” ;
8. Заключительное слово .
9. Песня “Кабы не было зимы”.

  • Перед тем, как писать сценарий праздника, нужно:
  • выписать названия стихотворений, которые будут использованы;

Сстихотворение С. Зайчика “Утром рано, вместе с мамой”; стихотворение Н. Воронова “Первый снег”; стихотворение “Первый снег” И. Мельничук; стихотворение С. Городецкого “Первый снег”; стихотворение И. Бунина “Первый снег”; стихотворение И. Бурсова “Первый снег”; стихотворение Г. Галина “Иней”; стихотворение С. Михалкова “Белые стихи”; стихотворение Мартинас Вайнилайтис “Возле дома снежный дед”.

  • определить музыкальные фрагменты, которые будут звучать;

Музыкальный фрагмент Вальса Штрауса "Весенние голоса", музыкальный фрагмент П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь).

Игра “Не дай упасть снежинке”, загадки о снеге; “Танец снежинок”; русская народная песня в обработке Я. Римского-Корсакова “Здравствуй, гостья-зима!”; песня “Кабы не было зимы”.

  • написать вступительное слово;
  • распределить роли;

Ведущий - классный руководитель, участники - ученики нашего класса.

  • придумать диалоги.

Сценарий праздника "Первый снег"

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы, наконец, завершили творческую работу написания сценария праздника о первом снеге и собрались сегодня, чтобы представить наш совместный труд вам. Итак, праздник начинается!

(Дети выходят на сцену и становятся в два ряда. В первом ряду - чтецы, во втором ряду - дети с конфетти в руках, которыми осыпают сцену под звучащие стихи).

1. Ученицы читают по ролям стихотворение С. Зайчика “Утром рано, вместе с мамой”.

Утром рано, вместе с мамой
Вышла Машенька гулять.
Оглянулась - очень странно,
Город просто не узнать.
Всё покрыто белым-белым
Чуть искрящимся ковром,
В серебре стоят деревья
И под белой шапкой дом.
-Мама! Мама! Это сказка?
Для меня или для всех?
Может, в лес сбежали краски?
-Это, Маша, первый снег.

2. Ученик читает стихотворение Н. Воронова “Первый снег”.

Первый снег был щедрым очень,
Только сил не рассчитал.
В город к нам пришёл он ночью,
А к утру уснул, устал.
Все деревья в парке старом
Охраняли первый сон.
И, казалось, что недаром
Выбрал это место он.
Даже ветер не решился
Здесь нарушить тишину,
Пригляделся, покружился
И умчался в вышину.

3. Ученик читает стихотворение И. Мельничук “Первый снег”.

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

4. Ученик читает стихотворение С. Городецкого “Первый снег”.

Месяц с Солнцем стал считаться,
Кому раньше подыматься,
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел ветер полетать,
Напустил он птиц крылатых,
Облак серых и лохматых.
Запушило небосвод,
Днём и ночью снег идёт,
А меж облак, под оконцем,
Плачут горько Месяц с Солнцем:
Раз-два-три-четыре-пять.
Кому тучи разгонять?

5. Ученик читает стихотворение И. Бунина “Первый снег”.

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

6. Ученица читает стихотворение И. Бурсова “Первый снег”.

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
- Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
- Это вовсе не снежок -
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Учитель: – Все люди по-разному воспринимают и даже переживают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что всё вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным. Аплодисменты нашим ребятам.
А сейчас мы послушаем пьесу Чайковского из цикла “Времена года”. “Декабрь”. Слушая это произведение, постарайтесь запомнить ту картину, которую вы мысленно увидите.

Учитель: - А теперь, давайте немного поиграем.

7. Игра «Не дай упасть снежинке» .
Правила: Игрок берёт кусочек ваты, подбрасывает его и пытается не дать ему упасть, дуя на него. (под Вальс Штрауса "Весенние голоса")

8. Учитель: – Часто зиму называют “Волшебница-зима”. Почему? Что волшебного происходит зимой? (Заслушиваются ответы детей). Послушайте загадки и отгадайте их:

Протяжною песней метель успокоит,
И скатертью белой он землю укроет. (Снег)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снег.)

Белый сахар,
Белый мел,
Он, известно, тоже бел.
Полетит, как пух, зимою,
Не поймать его порою. (Снег)

Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. (Снег.)

Как белым всё укроет,
Увидим мы с тобою,
Засыплет все дорожки,
Дома, скамьи, порожки. (Снег)

Зима пришла, случилось чудо,
Пух белый появился ниоткуда. (Снег)

Он пришёл негаданно, удивил нас всех,
А для ребят желанный белый, нежный… (Снег.)

Из небесного мешка
Вдруг посыпалась мука!
Засыпает всё вокруг -
Лес, поля, дома и луг...
А как только ты возьмёшь,
Да муки той наберёшь…
Смотришь, а её уж нет!
Лишь остался мокрый след.
Что за странная мука?!
Не видать нам пирога! (Снег)

Какой это мастер
На стекла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (Е. Благинина. “Мороз”.)

9. Учитель:

– Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные –вырезные,
А возьмешь – вода в руке

Ребята: Снежинки.

Учитель: Девочки приготовили нам настоящий "Танец снежинок". Встречайте!

10. Ученица читает стихотворение Г. Галина “Иней”.

По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…

11. Ученик читает стихотворение С. Михалкова “Белые стихи”.

Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник,
Только дворник
Говорит:
– Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас – беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!

12. Ученик читает стихотворение Мартинас Вайнилайтис “Возле дома снежный дед”.

Возле дома снежный дед
В шубу снежную одет.
Он кряхтит на всю округу,
Он зовет свою подругу.
Мы и стали во всю прыть
Бабу снежную лепить.
А она сказала: – Скука!
Нету внучки, нету внука!
Мы слепили и внучат –
Маленьких снеговичат.

13. Дети исполняет русскую народную песню в обработке Я. Римского-Корсакова “Здравствуй, гостья-зима!”

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам -
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас!
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,4 (79.45%) от 73 голосующих

77

Влияние музыки на человека 06.01.2015

Дорогие читатели, сегодня у меня на блоге статья для души. Давно не писала на эту тему, хочется просто подарить вам новогодне-рождественское настроение. И это будет музыка. То, что мне всегда дорого и очень близко. Надеюсь, и вы подарите себе и своим близким это состояние и настроение.

Наверно, для каждого из нас Новый год и Рождество – это особые праздники. Я всех поздравляю с наступающим Рождеством и хочу пожелать вам только тепла и Любви, того, чего хочется каждому из нас от души и для души. Не забывайте наполнять её чем-то прекрасным.

В канун Рождества особенно хочется прикоснуться к зимней сказке, прочувствовать всей душой атмосферу любимых «ново-старо-новогодних» праздников. Обязательная программа выполнена – оливье, салюты, шампанское, ночь перед телевизором, завтраки, по времени более похожие на обеды, — все добросовестно отработано. Теперь самое время слегка отстраниться от праздничной суеты и подумать о чем-то своем – глубоком и заветном.

Не знаю, как у вас с погодой на праздники, нам не слишком повезло в этом году с ней, пушистым снежком мороз не побаловал, узоры на окнах не нарисовал. Чем же можно себе помочь настроиться на новогоднюю волну? Музыка… Она способна зажечь рождественские звездочки в наших душах. Я хочу вам подарить сказочное, сотканное из звуков музыки, зимнее настроение.

Сложно, конечно, выбрать самое-самое дорогое. Я во всех статьях делилась с вами новогодним настроением. Мы послушали уже много всего. Ярких, талантливо написанных и исполненных музыкальных произведений на тему зимы безумно много. Как классических, так и современных. Поэтому, не претендуя на безупречность в выборе самого лучшего, предложу то, что очень люблю я сама.

Давайте послушаем музыку зимы, ощутим . Наверно, каждой снежинке можно задать свою ноту, а если прислушаться к любому человеку, то мы можем услышать и Музыку его сердца. Это будет Музыка Любви. Желаю всем беречь эту Музыку.

Музыка зимы снежинкой флейты
акварельным серебром звенит
И в сугроб постельный лечь печальный
с ветерком играясь не спешит

Ожидания другого ждать напрасно
в царских искрах колокольчик лих
В тройку собираясь удалую
полетит к опушке белый стих

Сквозь лесной предел и в иней свежий
веточку нечаянно встряхнёт
Улыбнувшись шерстью гостю вздрогнет
серый волк счастливым запоёт

Музыка зимы снежинкой флейты
акварельным серебром звенит
Королевский пух в лесу белеет
парусом святым писать велит.

Вивальди. Зима. Цикл «Времена года».

Начнем, пожалуй, с Вивальди. 3 части цикла, и все такие разные. Пронизывающий холод в первой части, чудесная нежная ария во второй части и зимние радости – катание на коньках третьей части — все это легко можно представить, слушая музыку. Очень советую найти время и послушать все части, ведь обычно нам хорошо знакома только первая часть цикла.

Слова самого Вивальди, предваряющие музыку:

Закоченев под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами,
И ёжась, и дрожа на холоду!

Послушаем этот цикл в исполнении симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». Солист — Родион Петров. Прекрасная запись.

П.И.Чайковский Времена года. У камелька. Январь, Масленица. Февраль.

Замерзли? Самое время погреться «у камелька». В исполнении моего любимого Дениса Мацуева прозвучит гениальная музыка нашего великого композитора – Петра Ильича Чайковского. Слегка грустная, но очень светлая, простая, но очень выразительная и очень «русская» тема пьесы «У камелька. Январь» наполняет умиротворенностью. Пусть за окном ветер и стужа, а у камелька (это, кстати, русский аналог камина) так хорошо, так «защищенно».

Тихую задумчивость сменяет молодецкая удаль следующей пьесы «Масленица. Февраль». Вот уж «гулять, так гулять» — опять же русский дух, даже в столь камерном произведении Чайковский сумел его передать. Слышится и звон бубенцов, и переборы гармошки, и удалая народная пляска. Итак, слушаем Дениса Мацуева. И спасибо ему, за такую высоту исполнения.

П.И. Чайковский – Щелкунчик. Танец Феи Драже.

И еще немного музыки П.И.Чайковского. Сказочное рождественское настроение «накрывает» буквально с первых звуков «Танца феи Драже». Как — будто в подсознание уже заложена стойкая ассоциация: «Щелкунчик» — Рождество.

Георгий Свиридов «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

Георгий Васильевич Свиридов – любимый многими композитор. Жаль, на Западе его музыку долго не принимали. А музыка его очень русская, трогает глубокой духовностью и выразительной простотой. Слушая изящный и, вместе с тем, торжественный вальс из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель», представляешь, словно ты попадаешь на праздничный бал. Душа радостно парит, переполненная предчувствием любви и счастья… Эх, сейчас бы правда на бал – кареты, огни, кринолины, блестящие кавалеры…
Закроем глаза и отпустим душу на волю.

Ричард Клайдерман Love Song in Winter «Зимняя песня о любви».

А теперь перенесемся немного в другое зимнее настроение. И это будет уже Франция с прекрасным музыкантом, которого многие из вас знают, наверно. Когда нас переполняют чувства, даже самые радостные, этот момент, наверно, не может длиться долго. Зазвучит тихая мелодия, и придет легкая грусть. Щемит душу, но это сладкая боль…

До чего же я люблю эти мелодии французского композитора Ричарда Клайдермана. Великий мастер романтики. Неслучайно его называют «Принцем романтики». Правда, здорово, быть таким принцем? Его репертуар такой обширный. Здесь и классику можно встретить, и легкий джаз. Слова здесь лишние, такая музыка – словно сама любовь…погрузимся в чудесную зимнюю сказку.

А теперь зимнее настроение подарит нам любимый всеми Александр Розенбаум.

Александр Розенбаум. Зима.

Невозможно жить без любви, холодно, словно снегом душа припорошена. Александр Розенбаум – о зиме и о любви:

Ах, зима, ты моя, зима!
И молюсь я на лучик солнца.
Шапки снежные на домах,
И замёрзла вода в колодце.
Но горячим твоим губам
Нипочём леденящий холод.
Зиму вместе со мной с ума
Сводят взгляд твой и тёплый голос.

Душевно, просто, тепло так. Песня, от которой становится нежнее и теплее.

Сергей Чекалин. Падал снег.

Альбано и Ромина Пауэр Stille Nacht Тихая ночь.

Что-то мы совсем в лирику углубились. Но тем и хорошо зимнее время, что для всего находится место и время – и погулять, и помечтать, и излишества себе позволить, и о душе подумать. Хочу вместе с вами вернуться в праздничную рождественскую атмосферу, а заодно, пожелать всем, мои дорогие, здоровья, любви и удачи. Пусть на душе будет тепло даже в самую лютую зимнюю стужу. И перед нами итальянцы. И всеми любимые, конечно.

Альбано и Ромина Пауэр исполняют рождественскую песню Stille Nacht («Тихая ночь»). Она звучит на немецком языке, который считается довольно резким и неудобным для пения, но итальянцы – есть итальянцы… Мягкий, обволакивающий вокал погружает нас в то самое, рождественское ожидание чуда. Сказка и праздник снова с нами.

Очень люблю Альбано, как многих итальянцев. Это всегда душевность, лирика, простота, мелодичность. То, что всегда трогает…

Для тех, кому интересно творчество Альбано, на блоге у меня есть две статьи, посвященные итальянскому певцу. Это статья и продолжение нашего разговора с девушкой Оксаной Лаптевой из Кирова, которая осуществила свою мечту и встретилась с великим музыкантом, можно прочитать .

Андреа Бочелли White Christmas Белое Рождество.

Не могла пройти мимо еще одного итальянца — потрясающего вокалиста Андреа Бочелли. Исключительно талантливый, тонкий музыкант, обладающий волшебным голосом. Андреа потерял зрение в возрасте 12 лет, но это не помешало ему добиться успеха и покорить сердца миллионов слушателей и, особенно, слушательниц всего мира. Глубокое уважение и трепет души, когда слушаешь этого музыканта. Послушаем прекрасную рождественскую песню White Christmas («Белое Рождество») в исполнении Андреа Бочелли.

«Ароматы счастья» дарят вам новогоднее и рождественское настроение.

Дорогие читатели, конечно, музыки новогодней и рождественской очень и очень много. Но в рамках одной статьи невозможно обо всем любимом рассказать.

Шустрый Кролик Интернет-магазин вечерних платьев больших размеров . Женская одежда. Красиво, стильно, модно, оригинально. Отличное качество. Почувствуйте себя королевой!http://smart-lapin.ru

В завершении статьи я хочу всех вас поздравить от своего имени и от имени всей нашей редакции журнала Ароматы счастья с праздником. Ролик сделала моя подруга Елена Картавцева, воплотив мои идеи и пожелания.

Одна из моих любимых песен «Кружится снег». Именно её я использовала в ролике «Новогоднее поздравление от редакции журнала «Ароматы счастья».

Я еще раз дарю вам наши зимние ароматы вместе с этой песней. И для вас мои пожелания…

«ПУСТЬ ЧУДО ВДРУГ ПРОИЗОЙДЕТ, И СТАНЕТ ЖИЗНЬ ТЕПЛОМ ЛЮБВИ СОГРЕТА!» С Рождеством всех!

Разнообразить свой стол желает каждый человек. В этом отношении богатые вкусовые свойства гранатового сока не имеют аналогов. Гранатовый сок одновременно терпкий и сладкий, а рубиновый цвет вызывает аппетит и поднимает настроение.

Смена времен года – тема, которая испокон века притягивает внимание художников, творящих в различных видах искусства. Между тем музыканты, как впрочем и поэты, зачастую трактуют ее в философском ключе, проводя параллель между объективными изменениями погоды и субъективным ощущением быстротечности человеческой жизни.

Особое внимание они уделяют зиме, изображая ее как последний этап существования перед уходом в небытие. В их воображении вместе с наступлением зимы земля попадает под власть разрушительных стихий, а из глубин человеческого подсознания выползают черные силы вселенского одиночества. Однако есть авторы, которые воспринимают зиму жизнерадостно, находя в ней источник таких удовольствий, как катание на санях, маскарады, встреча Нового года, празднование Масленицы…

Попробуем проследить путь, по которому двигались композиторы XVIII-XX веков, изображая зиму в своих инструментальных опусах. Господство в этих сочинениях «чистой музыки» в большинстве случаев вынуждает авторов направлять в нужное русло ассоциативное мышление исполнителей и слушателей с помощью предваряющих текстов. Для этих целей они часто используют стихотворные эпиграфы или заглавия, изредка указывая на связь своей музыки с каким-либо конкретным сюжетом (либретто, сценарий).

XVIII век

«Тяжка зима, но радости мгновенья

Порой смягчают лик ее суровый…

Как счастлив тот, кого теплом и светом

Родной очаг укрыл от зимней стужи, –

Пусть снег и ветер злятся там, снаружи…» – эти строки входят в сонет, который предпослан одному из самых известных сочинений классической музыки, посвященных зиме. Они являются программой к четвертому скрипичному концерту Антонио Вивальди, завершающему его четырехчастный цикл «Времена года».

А. Вивальди (1678–1741) – крупнейший представитель итальянской музыки эпохи высокого барокко. В его инструментальных концертах, в частности в «Зиме», гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотятся в «Пасторальной симфонии» Бетховена. В XIX веке их разовьют композиторы-романтики, а в XX – импрессионисты.

Темы трехчастного скрипичного концерта «Зима» А. Вивальди необычайно рельефны, конкретны, эмоциональны и по-итальянски мелодичны. Тревога и возвышенное просветление, драматическое напряжение и обаяние покоя сменяются в этом произведении столь талантливо, что и после окончания прослушивания продолжают волновать воображение. Важно и то, что музыкальный язык этого сочинения перекликается с языком лучших творений авторов XX века, созданных в русле неоклассики. Именно поэтому любой из скрипичных концертов, объединенных А. Вивальди в цикл «Времена года», и в настоящее время востребован слушателями.


XIX век

«Я больше не живу в самом себе, я часть того, что вижу», – эти строки из стихотворения Дж. Байрона, которые часто цитировал величайший композитор-романтик Ференц Лист (1811–1886), могут быть эпиграфом ко многим его сочинениям, созданным в период творческого расцвета. Этому времени принадлежит и окончательная редакция «Этюдов высшего исполнительского мастерства» – цикла, состоящего из 12 виртуозных пьес, финальной из которых является «Метель». Это сочинение заставляет вспомнить удивительное признание композитора: «…между мной и явлениями природы установились какие-то неопределенные, но вполне реальные отношения, необъяснимая, но верная взаимосвязь».

В вышеназванном этюде автор наглядно воплощает романтическую идею о гордой и страдающей личности, находящей отголосок собственным метаниям в явлениях природы. Композиционно это выражено достаточно определенно: в сочинении ясно прослушивается взаимозависимость мелодии-декламации, несущей на себе отпечаток личной трагедии, и фактуры, изображающей окружающий мир, охваченный снежной круговертью. Все это сделано столь мастерски и талантливо, что дает повод считать «Метель» одной из самых ярких музыкальных зарисовок романтической эпохи.

В русской музыке XIX века, пожалуй, самые интересные страницы, посвященные зиме, принадлежат перу Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его отношение к этому времени года проявилось уже в первой симфонии, созданной в 26-летнем возрасте. Две части этого сочинения имеют программные названия: «Грезы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край». Ни в одной из последующих пяти симфоний Чайковский не решится прибегать к словам, так как и без этого его внутренняя жизнь будет у всех на виду. Между тем первый же фрагмент первой симфонии автора свидетельствует о том, что перед нами композитор лирического направления. В связи с этим показательно, что, будучи уже признанным мастером, Чайковский писал: «Симфония... самая лирическая из всех музыкальных форм... Не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано».

Многие исследователи творчества П.Чайковского связывают образы его первой симфонии с полотнами И. Левитана. Известно, что вторая часть симфонии создавалась композитором под впечатлением от его поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам и поездки на водопад Иматра летом 1860 года. Показательно, что в обеих частях этого произведения образ зимней дороги, пролегающей по угрюмому краю, сливается с лирическими размышлениями героя. Об этом сочинении искусствовед Г. Шерихова пишет: «Свою первую симфонию Чайковский начинает с нежнейшей акварели, дополняя ее тонкими штрихами пера… Сквозь этот зыбкий рисунок природы просвечивает незащищенная красота живой человеческой души, для которой каждое грубое вторжение столь же губительно, как и для природного мира».

Не менее наглядные картины зимы создает П. Чайковский и в фортепианном цикле «Времена года», где каждому месяцу посвящена пьеса с литературным эпиграфом. Так январю («У камелька») предшествуют строчки А. Пушкина из стихотворения «Мечтатель» (1815):

И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.

Февралю – «Масленица» – строчки П. Вяземского из стихотворения «Масленица на чужой стороне» (1853):

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

Декабрю – «Святки» – слова из баллады В. Жуковского «Светлана» (1811):

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Эти пьесы своего рода каталог музыкального языка автора. «У камелька» – сочинение, в котором прослеживаются доверительные интонации, свойственные оперным ариям композитора. «Масленица» несет на себе отпечаток симфонических скерцо автора, а «Святки» – один из самых пленительных вальсов, которыми так знаменит П. Чайковский.

Еще одним инструментальным вальсом, ставшим в последнее десятилетие визитной карточкой русского гения, является «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик». Новому всплеску интереса к этому сочинению способствовал талант выдающегося художника Андрея Шемякина (р.1943): он вместе с дирижером Валерием Гергиевым в 2001 году осуществил в Мариинском театре новую постановку «Щелкунчика». В ней А. Шемякин не только погрузил зрителей в причудливо-ужасный мир образов сказки Гофмана, но и поставил перед фактом откровенного «святотатства» – выпустил на сцену «снежинок», облаченных в черные трико, усеянные ослепительно-белыми кружками. В результате художник добился невероятного зрительного эффекта: на темном фоне декораций очертания фигур танцовщиц как бы растворились, а рассыпанные по их одеяниям «снежки» искрились и кружились, создавая иллюзию вьюги немыслимой красоты. Шемякин рассказывал, что образ черных снежинок родился у него после того, как он увидел в окно снежный вихрь на фоне ночного неба.

Композиторам русской школы всегда были близки образы фатальной стихии, которая властвует над человеческой жизнью, и в картинах зимы они находили им достойное воплощение. В список сочинений, связанных с этой тематикой, в полной мере можно включить этюд-картину Рахманинова ми бемоль минор ор. 33, этюд Скрябина Фа диез мажор ор. 42, сцену метели из оперы Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».

Между тем есть произведение, посвященное временам года, в котором зима нашла своего преданного почитателя. Речь идет об Александре Глазунове (1865–1936) и его балете «Времена года» (1900), задуманном в духе спектаклей при французском дворе XVI-XVII веков. Глазуновский талант «музыкального живописца» ярко осветил все это сочинение, однако с особенной силой раскрылся при описании образов зимы. Известно, что Н. Л. Римский-Корсаков – автор опер «Снегурочка» и «Ночь перед Рождеством», после репетиции первой картины «Времен года» Глазунова сказал: «Вот одна из лучших в русской музыке зим!» В связи с этим хочется привести слова А. Глазунова, написанные им в Париже незадолго до кончины: «Снегу не было...», «Скучаю по северной зиме, снегу здесь не дождешься…», «Жаль, что больше не увижу северной зимы и саней, по которым очень соскучился!»

Основоположником импрессионизма в европейской музыке был Клод Дебюсси (1862–1918) - французский композитор и музыкальный критик. Убежденный пантеист, он неоднократно озвучивал свое творческое кредо: «красота природы способна возбудить художественную фантазию композитора».

Потребность Дебюсси передать в звуках переменчивое состояние природы и волшебные краски ее ускользающей красоты толкнула композитора на поиски новых выразительных средств. Это коснулось не только музыкального языка в узком смысле слова, но и самих образов, которые в его сочинениях полны разнообразной символики. Цель автора – возбудить фантазию слушателей, направив ее в сферу всевозможных ассоциаций. Наглядной иллюстрацией к этому является его прелюдия «Шаги на снегу». Тема пьесы – «застывший, словно «вмерзший» в фактуру шаг, который гипнотизирует слушателя, не отпускает его внимание, заставляя непрерывно следить, как прочерчивается и теряется вдали траектория скорбного пути по заснеженной равнине» (Э. Денисов). Многие исследователи полагают, что подобная степень концентрации выразительности возводит мотив «Шагов» в степень «аллегории Времени и Судьбы».

В отличие от «Шагов на снегу», которая считается едва ли не самой загадочной и странной прелюдией К. Дебюсси, его пьеса «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок» ясна и понятна. Дополняя серию всевозможных токкат автора, она примечательна своим необычным импрессионистским колоритом, что «позволяет ее отнести к наиболее интересным и новаторским страницам цикла». Фортепианное письмо пьесы «Снег танцует» прозрачно и элегантно, что, скорее всего, связано с «детским» характером этой музыки. По стилю оно близко клавирным произведениям композиторов XVII века, в частности миниатюрам Л. Куперена (1626–1661).

XX век

Собразами зимы связана и музыка выдающегося русского композитора Георгия Свиридова (1915–1998), созданная к кинофильму по повести Пушкина «Метель». Оркестровая сюита, составленная автором в 1974 году из музыки к этому фильму, принесла ее автору всенародную любовь. Из этого сочинения наибольшей популярностью пользуется «Вальс» – он как нельзя более соответствует духу пушкинской повести, раскрывая простодушие ее героев, которым свойственно цельное, гармоничное восприятие жизни.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.