Тема: Единство музыкального произведения. Музыкальные формы Что обозначает единство музыкального произведения

Слайд 2

Музыка- это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций - объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода.

Слайд 3

Откуда же появилась музыка?

Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд. Затем появилась военная и культовая музыка.

Слайд 4

Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах.

Слайд 5

Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки - профессиональная и народная.

Слайд 6

Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую.

  • Слайд 7

    Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов. Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

    Слайд 8

    Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются: мелодия гармония ритм лад тембр Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Средства музыкальной выразительности

    Слайд 9

    Мелодия

    Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

    Слайд 10

    Гармония

    Слайд 11

    Гармония

    Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония имеет 2 смысла: приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

    Слайд 12

    Ритм

    Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей. Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.

    Слайд 13

    Лад

    Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Тембр

    Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса.

    Слайд 16

    О каких музыкальных произведениях сложнее говорить? О музыкальных произведениях, никакой программы не содержащих. О музыкальных произведениях непрограммной музыки. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание.

    Слайд 17

    Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки

    Концерты; Симфонии; Сонаты; Этюды; Инструментальные пьесы…

    Слайд 18

    Что такое соната? Сона́та (итал. sonare - звучать) - жанринструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Л. В. Бетховен

    РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ НА ТЕМУ:

    «Единство музыкального произведения»

    Цель урока: Создание условий для определения целостности музыкального произведения.

    Задачи:

    Знать средства музыкальной выразительности, виды ритмов.

    Учить аргументировать свою точку зрения по поводу муз-ных произведений.

    Формировать вокально-хоровые навыки.

    Ход урока

    Организационный момент

    ( самоопределение к деятельности )

    Учитель:

    Я предлагаю наш сегодняшний урок провести под девизом:

    «Ученику- удача, учителю -радость!»

    Что является одной из главных форм деятельности на уроках музыки?

    Ответы: (слушание музыки, музыкальных произведений)

    Мы уже много знаем о классических произведениях, о композиторах, сочинивших эту музыку.

    Давайте повторим, а что такое музыкальное произведение?

    Ответы: (разные варианты)

    Музыкальное произведение - сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.
    Музыкальное произведение - это может быть любая музыкальная пьеса, в том числе, народная песня или инструментальная импровизация .

    Музыкальное произведение- это единое целое, как и любое художественное произведение.

    Актуализация знаний .

    Вопрос:

    Из чего состоит это целое?

    Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?
    Ответы:

    Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр.

    Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

    Учитель-

    Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, то есть, в единстве всего, из чего оно состоит.

    Трудно, а порой невозможно выделить в его звучании что-то одно- мелодию, ритм или тембры.

    Чтобы понять музыкальное ное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам- традиции , в которой оно возникло, и неповторимому почерку его автора. Нам надо узнать, что кроме знания традиций, новаторства и неповторимости, помогает лучше понять и узнать муз-ное произведение?

    Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

    (обращается внимание на записанное на доске слово- ЕДИНСТВО)

    Единство музыкального произведения

    (запись в тетради)

    Постановка учебной задачи.

    Какая цель сегодняшнего урока?

    Ответы учащихся- узнать, в чём единство музыкального произведения.

    Что мы должны ещё узнать и вспомнить, чтобы достичь этой цели?

    Ответы:

    Вспомнить средства муз-ной выразительности, узнать, чем достигается единство содержания и формы музыкального произведения.

    Открытие нового знания.

    Работа в группах.

    Чтобы ответить на все вопросы, мы поработаем в группах.

    Вспомним девиз нашего урока.

    Удачи вам, ребята!

    1 группа - учебник на стр 35,36- ответит на вопрос:

    Что образует единство музыкального произведения?

    2 группа - учебник на стр 37, 38- ответит на вопрос:

    Что, кроме знания традиции и новаторства помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?

    3 группа- впишут в текст карточек термины, которые характеризуют главные средства муз-ной выразительности.

    (группе предлагаются 5 карточек и отдельно 5 названий муз-ных терминов)

    Мелодия -

    Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит ………. Греческое слово ………. состоит из двух корней: melos и ode, что означает « пение песни». …….. - это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

    Гармония . -

    Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». ……….. дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и ……….. нерасторжимая связь. ………….. имеет 2 смысла:
    а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
    б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.
    3. Ритм

    Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ……….

    ……… в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.……… - тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». ……….. обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки.

    Благодаря ……… мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.

    ………существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому, что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.
    4. Лад
    ……. в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным.

    ……. - славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие ». В музыке …….. означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук ……… называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.
    5. Тембр

    ……… в переводе с французского означает «окраска звука».

    ……….. - это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим ………

    В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
    Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой …….., по которому мы его узнаём.
    4 группа - из множества разных предложенных музыкальных терминов, должны выбрать те, которые относятся к средствам муз-ной выразительности.

    (ключевые понятия- ритм, мелодия, гармония, аккомпанемент, динамика, лад, темп, фактура, регистр)

    4.Закрепление первичного материала.

    Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, запись в тетради основных терминов урока.-

    Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

    Учитель. Молодцы! Я очень довольна вашими ответами! Вы доставили мне радость и удовольствие от полученных вами знаний работы в группах.

    Слушание музыки

    «Мазурка» Ф. Шопена.

    Вальс « Сказки венского леса» И. Штраус.

    Вопросы:

    Что общего между произведениями? Чем различны? Почему так решили? Назвать средства муз-ной выразительности, с помощью которых композиторы помогли нам лучше узнать свои произведения.

    Охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембра, динамики в танцах.

    Исполнение «Всюду музыка живёт»

    Итог урока.

    Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

    Рефлексия

    Какие знания вы открыли для себя на уроке?

    Какие элементы урока вам понравились?

    Предлагаю группам дать оценку своей работы.

    9. Домашнее задание .

    Учебник - стр. 38. Ответить на 4 вопрос.

    Источники

    Единство музыкального произведения

    1. С чем проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении.
    2. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к III действию из оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера).

    Музыкальный материал:

    1. Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание);
    2. П. Чайковский. Интродукция к балету «Спящая красавица» (слушание);
    3. Я. Дубравин, стихи В. Суслова. «Всюду музыка живёт» (пение).

    Характеристика видов деятельности:

    1. Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.
    2. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности.

    «Не бойся слов теория, гармония, полифония и т. п.
    Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся».

    Р. Шуман

    Представьте себе, что вы пришли в театр. Скоро раздвинется тяжёлый занавес и начнётся спектакль. Герои старой сказки ещё не появились на сцене, но музыка уже звучит, и вы захвачены ею.

    Оркестр играет интродукцию (интродукция - слово латинского происхождения, означает «введение» - краткое вступление к оперному или балетному спектаклю ) к балету Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица».

    О чём эта музыка? ... Внезапно на вас обрушивается мощное и жёсткое звучание огромного оркестра. «Колючие», изломанные мелодические линии, резкое звучание диссонантных (диссонанс - сочетание двух или нескольких звуков, образующих напряжённое, резкое созвучие. Слово «диссонанс» происходит от латинского dissonantia, что значит «нестройное звучание» ) аккордов, грозные кличи духовых инструментов создаёт музыкальный портрет злой феи Карабос.

    Но вот лёгкий ветерок пассажа арфы переносит нас в волшебный мир Добра и Красоты: на фоне нежнейшего аккомпанемента появляется прекрасная мелодия. Это тема феи Сирени. Она спокойно парит, освещаемая светлыми красками консонантных (консонанс - благозвучное сочетание двух или более звуков. В переводе с латыни consonantia означает «согласное звучание» ) аккордов. Музыка звучит хрупко, беззащитно. Разве может такая фея противостоять натиску злобной Карабос?

    Давайте проследим за тем, как будет развиваться тема феи Сирени. Сначала мелодию исполняют только два инструмента: флейта и английский рожок. Затем её ведут скрипки, и вот наконец из неё рождается новая тема: она звучит у медных духовых инструментов торжественно и победно. В итоге развития лирическая мелодия превратилась в героическую.

    Чем же вызвано такое превращение?

    Издавна торжественные церемонии встреч, парадов, приветствий открывались праздничными сигналами фанфар. Эти духовые инструменты играли мелодии, использующие звуки мажорных трезвучий. В дальнейшем такие мелодии стали называть фанфарными. Они всегда связаны с выражением радости. А если их к тому же исполняют медные духовые инструменты, то они приобретают героический, торжественный характер. Поэтому, слушая интродукцию, мы верим, что фея Сирени победит Карабос, добро одолеет зло.

    Чтобы поведать об этом, слова не нужны. Музыка рассказала сказку своим языком, более сильным и выразительным.

    Но как понять музыкальный язык? Чем он отличается от речи?

    Музыкальный язык богат и разнообразен, потому что в его словаре не просто звуки, а мелодия, лад, ритм, гармония, тембр, динамика, темп, штрихи, фразировка...

    Всеми этими элементами музыкального языка в их всевозможных сочетаниях пользуются композиторы, создавая музыку.

    Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем.
    Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей.

    П. Чайковский

    Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, порой просто невозможно выделить в его звучании что-то одно - мелодию, ритм или тембры. Каждый композитор в своём творчестве стремится к созданию их единства. Дело ведь не в том, что он изобретает какие-то новые средства выразительности, а в том, что каждый раз он подчиняет их своему замыслу, своим представлениям о мире, о жизни, о людях.

    Как неповторимы люди, так неповторимы и их дела. Возьмите любую простую вещь - два разных человека сделают её совершенно по-разному! Тем более это относится к вещам сложным, заключающим в себе не только мастерство, но и душевную энергию - ведь в их создании участвуют воспитание, опыт, вкусы, привычки, образование и многое-многое другое. Поэтому мы не удивляемся тому, что два композитора, живущие в одно время и в одной стране, порой так непохожи друг на друга, как непохожи два разных произведения даже одного композитора или две разные скрипки одного мастера.

    Чтобы понять музыкальное произведение, мы обращаемся обычно к двум сторонам - традиции (традиция – то, что унаследовано от предшествующих поколений), в которой оно возникло, и неповторимому «почерку» его автора.

    Почему необходимо обращение к традиции?

    Потому что всё в мире возникает постепенно, ничто не приходит ниоткуда. Каждая река вытекает из своего истока и впадает в своё море; мастерству предшествует ученичество, зрелости - юность... Новая песня рождается из песенных особенностей своего времени, новый ритм - из ритмических, новый тембр - из тембровых. Любое явление, взятое в отрыве от породивших его корней, выглядит нелепо, как пришелец ниоткуда.

    Почему же мы вновь и вновь ищем в искусстве его уникальность (уникальный – единственный в своём роде), неповторимость?

    Потому что в каждом значительном произведении, сколь бы сильно ни выражалась в нём традиция, обязательно есть то, чего ещё не было и никогда уже не будет, потому что миг творчества, как и любой миг, неповторим.

    Единство старого и нового, образующее каждое музыкальное произведение, вызывает естественный вопрос: в чём оно проявляется? В биографии композитора? В названиях его произведений? Отчасти - да.

    И жизнь композитора, и названия его произведений, - всё это помогает нам понять многое в его творчестве.

    Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное своё выражение.

    И хотя музыка воздействует целостно, всё же она очень разная: в одних случаях в такой целостности солирует ритм, а в других - мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный мир гармонии, в других - в многокрасочное тембровое царство. Это естественно: ведь в каждом произведении общий замысел диктует выбор необходимых средств выразительности.

    Было бы странно, если, например, образы сказочного мира вдруг воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в красочной гармонии и оркестровки. Также было бы странно, если бы испанские танцы зазвучали славянской плавностью линий, и т. д.

    К счастью, этого никогда не бывает. Музыкальные сказки по-прежнему, как и всегда, неторопливы и красочны, а испанские танцы быстры и ритмичны.

    Каждое настроение, каждое чувство, переживание и характер имеют своих музыкальных «представителей». Что-то выражает себя в мелодии, что-то - в гармонии, а что-то - в особенных динамических средствах.

    Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется, средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембры и динамика. Разумеется, приведённый ряд может быть продолжен. Каждому музыканту известно, насколько важны различные штрихи, входящие в понятие артикуляции, ускорения и замедления темпа, образующие область музыкальной агогики, как необыкновенно выразительна роль педали.

    Вслушайтесь в музыкальные произведения и постарайтесь подумать не только над тем, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем именно выразительна каждая сторона. И тогда из текучести и разнообразия, всегда лежащих в основе музыкальных произведений, вы сможете выделить особенные черты, появляющиеся то в гармонии, то в тембрах или ритмах и образующие ту неповторимость «лика», которая всегда отличала великие произведения музыкального искусства.

    Вопросы и задания:

    1. Что образует единство музыкального произведения?
    2. Что, кроме знания традиции и новаторства, помогает нам лучше узнать музыкальное произведение?
    3. Послушайте Антракт к III действию оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера. Можно ли согласиться, что сила воздействия этой музыки связана с единством всех её выразительных средств? Для ответа на этот вопрос постарайтесь охарактеризовать особенности ритма, лада, мелодии, тембров, динамики. (Описание произведения в уроке )

    Презентация

    В комплекте:
    1. Презентация, ppsx;
    2. Звуки музыки:
    Вагнер. Вступление к 3 действию из оперы «Лоэнгрин», mp3;
    Чайковский. Тема Карабос из балета «Спящая красавица», mp3;
    Чайковский. Тема Феи Сирени из балета «Спящая красавица», mp3;
    3. Сопровождающая статья, docx.

    6 класс
    Тема: Единство музыкального произведения

    Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

    Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.
    Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

    Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

    Давайте разберёмся в этих названиях.

    1. Мелодия
    Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

    2. Гармония.
    Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:
    а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;
    б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

    3. Ритм
    Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.
    Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».
    Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

    4. Лад
    Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

    5. Тембр
    Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуково
    ·й окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).
    Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

    Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.
    Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.
    На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

    Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

    Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.
    В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.
    Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

    Какой же образ нам нарисовала музыка?
    - «Птица - тройка» лошадей.
    Учитель: это поэтический символ чего и почему именно кони?
    - это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.
    Учитель: сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.
    - призывная, несущаяся, фанфарная
    Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.
    песенная, протяжная, льется

    Василий Андреевич Жуковский:

    Кони мчатся по буграм,
    Топчут снег глубокий
    Вот, в сторонке божий храм
    Виден одинокий.

    Вдруг метелица кругом;
    Снег валит клоками;
    Черный вран, свистя крылом,
    Вьется над санями;
    Вещий стон гласит печаль!
    Кони торопливы
    Чутко смотрят в темну даль,
    Воздымая гривы

    Заголовок 115


    Приложенные файлы

    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Музыка - это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций - объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода. Откуда же появилась музыка? Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд. Затем появилась военная и культовая музыка. Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах. Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки - профессиональная и народная. Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую. Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение. Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются:мелодия гармония ритм лад тембр Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Средства музыкальной выразительности Мелодия Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы. Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония имеет 2 смысла: приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование. Гармония Ритм Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Лад Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор. Тембр Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. О каких музыкальных произведениях сложнее говорить? О музыкальных произведениях, никакой программы не содержащих. О музыкальных произведениях непрограммной музыки. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание. Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки Концерты;Симфонии;Сонаты;Этюды;Инструментальные пьесы… Что такое соната? Сона́та (итал. sonare - звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Л. В. Бетховен «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»Д.Д. Шостакович. Домашнее задание. Учебник музыка 7 класс. Темы 1 – 2.


    Приложенные файлы

  • 2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.