Названия средств музыкальной выразительности. Средства музыкальной выразительности

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.

Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.

Мелодия

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

Регистр

Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают:

— высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
— средний регистр (ассоциации с голосом человека),
— низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

Ритм

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.

Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

Виды ритмических рисунков

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

  • Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) — обостряет, активизирует движение.
  • Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
  • Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
  • Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

Размер

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.

Темп

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.

Лад

В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.

Тембр

  1. Высокий — сопрано, тенор.
  2. Средний — мeццо-сопрано, баритон.
  3. Низкий — альт, бас.

Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

  • мужской (плотный, яркий тембр),
  • женский (теплый, прозрачный тембр),
  • смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
  • детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
Струнные инструменты
— Деревянные духовые инструменты
— Meднные духовые инструменты
— Ударные инструменты

Динамика

Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо щемящими грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

  • Piano pianissimo — ppp — предельно тихо
  • Pianissimo — pp — очень тихо
  • Piano — p — тихо
  • Mezzo piano — mp — не очень тихо
  • Mecco forte — mf — не очень громко
  • Forte — f — громко
  • Fortissimo — ff — очень громко
  • Forte fortissimo — fff — предельно громко

Обозначения изменения силы звучания:

Crescendo — cresc. — усиливая
Sforzando — sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая
Subito forte — sub.f. — внезапно громко
Diminuendo — dim. — уменьшая, ослабляя звук
Decrescendo -decresc. — ослабляя
Smorzando — smorc. — замирая
Morendo — morendo — замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Метр

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

Основные типы метра

    • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
    • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
    • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.
    • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
    • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
    • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
  • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).
  • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

  • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
  • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.
  • Марш — 44 , пунктирный ритм.

Гармония

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

По количеству звуков:
— Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.
— Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д.

По интервальному строению:
— аккорды секундового строения (кластеры)
— аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)
— аккорды квартового строения (квартаккорды)
— аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка).
Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.
Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.
Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).

Основные виды полифонии

  • Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
  • Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом. Основные виды фактуры:
    Формы имитационной полифонии:
  • Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
  • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
  • Фуга — многоголосное полифоническое произведение, в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
  • Фугетта (ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

Штрихи

Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.

  • Legato - (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.
  • Staccato - (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.
  • Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор. Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,

ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Музыка – это специфическая форма художественного отражения действительности в музыкальном образе. Существует гипотеза, что музыка произошла из выразительной человеческой речи. Музыкальный образ создаётся с помощью средств музыкальной выразительности:

ТЕМП – скорость исполнения музыки.

ТЕМБР – окраска звука. При определении тембра преобладают слова ассоциативного значения (прозрачная, стеклянная, сочная, бархатная музыка).

ИНТОНАЦИЯ – несёт в себе основное смысловое ядро в музыке, поэтому наиболее важна. Интонация в широком смысле – это развёртывание всего музыкального произведения от начала до конца, интонирование музыкального произведения. Интонация секунды определяет направление музыкального произведения.

РИТМ – последовательность звуков, различных по длине.

ЛАД – эмоциональная окраска звуков, сочетание звуков по высоте (мажор, минор)

РЕГИСТРЫ – высокие, средние, низкие.

ЖАНР – вид художественного творчества, связанный с породившей его исторической действительностью, жизнью и бытом людей (песня, танец, марш – «3 кита» - Кобалевский).

Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребёнка понять и почувствовать её содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную ему действительность. Известно, что одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи – всё то, что воспринимает слух человека в окружающем мире.

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию – интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах. Музыкальный образ лишён непосредственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщённо, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни. «Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежит интонация человеческой речи, - такова природа музыкального образа». (Бореев Ю.Б.)

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащённая динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.

Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь». (Ванслов В.В.)

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку (программная музыка снабжена словесной программой, раскрывающей её содержание).

Непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства.

Музыка не даёт новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

3.Понятие

Купле́т (фр. couplet) - часть песни, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии (напева).

Куплет повторяется в течение песни с новыми строфами поэтического текста, при этом мелодия может оставаться неизменной или слегка варьироваться. В результате образуется так называется куплетная форма, лежащая в основе строения большинства музыкальных произведений песенного жанра.

1) Начало пения; запевание.

2) Начало хоровой песни или каждого ее куплета, исполняемое солистом.

3) Начало былины, обычно не связанное с ее основным содержанием, необходимое для привлечения внимания слушателей; зачин.

часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне - хором после сольного Запева. В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Для П. характерны простота напева, ритмическая чёткость. Часто текст П. представляет выражение общей идеи, лозунг, обращение (особенно в революционных и массовых песнях). Во многих случаях П. каждый раз исполняется дважды, что придаёт ему особую весомость. Соотношение «запев - припев» переносится и в инструментальную музыку, - возникает двухчастная форма, вторая часть которой часто также повторяется, Рондо или рондообразная форма (см. Музыкальная форма).

№4. Понятие о бесписьменной и письменной музыкальной культуре. Особенности фольклорного музыкального искусства как явления, его черты как специфического пласта музыкальной культуры: устность, вариантность и вариативность, наличие типовых напевов, синкретичность и др.

Сущность и специфика фольклора как явления, особенности музыкального языка Проблема формирования национального самосознания как основы сохранения национального своеобразия культуры в современных условиях мировой глобализации несомненно заслуживает пристального внимания уже на первоначальном этапе постижения культуры человеком – в период дошкольного детства. И фольклор (народная мудрость), и авторские произведения искусства выступают незаменимыми средствами воздействия на чувства и сознание дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование образцов национальной культуры и, в первую очередь, музыкального фольклора. Музыкальный фольклор - это совокупность песенного, танцевального, инструментального творчества народа. Фольклор является более древним пластом музыкальной культуры, чем музыка композиторская. Это бесписьменная музыкальная культура, которая значительно отличается от письменной. Фольклор обладает рядом особенностей, учет которых позволяет эффективно использовать его в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. 1. Для фольклорной традиции характерна устность, передача от человека к человеку, из поколения в поколение. В связи с устностью в произведениях фольклора используются частые повторы мелодических оборотов и текстов (в расчете на ограниченные возможности памяти человека), лаконичная музыкальная форма. Эти особенности делают музыкальный фольклор доступным детям дошкольного возраста. 2. В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве (различные регионы) и во времени. Вариативность - изменение образца во время его исполнения (в зависимости от возможностей исполнителя). Эти черты фольклора позволяют использовать его произведения в качестве бесценного материала для развития музыкально- творческих способностей дошкольников. Разучиваемый с дошкольниками фольклорный образец является моделью, на основе которой ребенок может импровизировать, создавать свои варианты, не вступая при этом в противоречие с самой природой фольклора. 3. В результате устности в фольклоре зафиксировались типовые мелодии, ритмы, тексты, которые переносятся из одного образца фольклора в другой, часто являются признаками жанра (терцовый лад в колыбельных песнях, распетый пятый слог во фразах колядных песен, текстовые рефрены «Шчодры вечар, добры вечар», «Каляда», «Агу, вясна!» и др.). Дошкольники, знакомясь с рядом традиционных напевов, усваивают «лексику» и «грамматику» национального музыкального (как и вербального) языка. В этом процессе обогащается музыкальный интонационный словарь ребенка, а фольклор становится для него узнаваемым (в результате частой повторяемости) и близким явлением. 4. Для фольклора (особенно раннего пласта) характерна синкретичность - слитность всех его элементов (пения, движения, использования инструментов, игрового начала). Мировосприятие ребенка также синкретично, виды музыкальной деятельности дошкольника тесно связаны между собой. Таким образом, фольклорный репертуар соответствует возрастным возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста

4.Понятие

Инструментальная музыка - музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку. Широко распространена в классической музыке, джазе, электронной музыке, нью-эйдже, пост-роке и т. д.

Музыка - это вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени последовательностей звуков разной длительности, высоты, громкости, тембра, ритма, тональности, созданных человеком и воспроизводимых на музыкальных инструментах или человеческим голосом.

Зимина А.Н.(2000) утверждает, что содержание музыки передается совокупностью средств музыкальной выразительности. К ним относятся: мелодия, ритм, лад, темп, размер, регистр, динамические оттенки, структура музыкального произведения.

Наиболее важными из них являются ритм и мелодия, по праву называемые «королём и королевой» музыкального искусства.

Музыка, как и любой вид двигательной деятельности, имеют такой важный общий параметр как протяжённость во времени и ритмическая основа.

Ритм - это организованная последовательность звуков различных длительностей во времени. Они бывают различной длительности и обозначаются нотными знаками, являющимися своеобразными единицами музыкальной речи.

За единицу измерения принята целая нота. Она длится четыре счета. Остальные ноты - ее доли: половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т.д.

Длительность звука имеет довольно относительное понятие. Так, половинная или даже целая нота быстрого музыкального произведения, используемого для упражнений бегового характера, будет на слух восприниматься как более короткая в сравнении с четвертью в марше или даже восьмой в медленном вальсе или гавоте.

Не менее важным средством музыки является пауза. Она является своеобразным «знаком молчания» и может длиться столько же, сколько и любая нота, то есть, существует целая, половинная, четвертная, шестнадцатая и т.д. паузы, во время которых звуки замолкают. Паузы имеют большое художественное значение в выражении чувств и эмоций, образа музыкального произведения и также должны учитываться в движении, где могут передаваться как внезапной остановкой движения, принятием той или иной позы.

В музыке очень редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Организованное сочетание длительностей звуков называется ритмическим рисунком. Он не зависит от высоты звуков или их силы. Его можно воспроизвести движениями (хлопками, притопами, шагами, и др.).

Чередование сильных и слабых долей через равные промежутки времени (через одну или две слабые доли) принято называть тактом. Такты бывают разного размера.

Непрерывно повторяющаяся последовательность акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных ритмических единиц (отрезков времени) называется метр. Он применяется для организации музыкальных звуков различной силы звучания (тяжести).

Музыкальный размер - это метр, доля которого выражена определенной ритмической единицей. Он организует звуки во времени. В записи музыкальный размер обозначается в виде дроби. Цифра, стоящая в числителе, указывает на количество долей в каждом метре (такте), знаменатель обозначает длительность этих долей.

Как указывают Н.В. Казакевич Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилёва (2001) и ряд других исследователей, для занятий физическими упражнениями наиболее удобны музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4. При выполнении общеразвивающих упражнений подсчет ведется только по сильным долям, а при марше и танцевальных шагах - по сильным и слабым. Например, 2/4 - две доли (сильная и слабая), 3/4 - три доли (сильная и две слабых), 4/4 - четыре доли (первая- сильная, третья - относительно сильная, вторая и четвертая - слабые). Полька, галоп и т.п. относятся к музыкальному размеру 2/4, вальс, мазурка - 3/4, марши - 4/4. Размеры 4/4 и 6/8 называются сложными, так как в них кроме основного акцента на первую долю есть еще одна - относительно сильная доля.

Необходимо помнить, что многие музыкальные произведения начинаются со слабой доли, а не с полного такта (с сильной доли). Такой такт называется затактом и должен быть учтён при выполнении двигательного действия.

Счёт во время выполнения упражнения можно вести по тактам (например, в вальсе) или по четвертям. В случае, когда на каждую четверть такта движения делаются разные, считать по четвертям обязательно. При выполнении отдельных танцевальных движений счёт может вестись и по восьмым (раз- «и»).

С целью закрепления восприятия музыкального размера выделяют сильные (акцентированные) и слабые (неакцентированные) доли такта. При обучении занимающихся это делается посредством хлопков, притопов, акцентированной ходьбы, сочетания хлопков с ходьбой.

Музыкальный метр, ритм содействуют в процессе занятий физическими упражнениями воспитанию умения применять различные по амплитуде, длительности и интенсивности движения, сочетать их во времени о пространстве. Вместе с тем они положительно влияют на развитие сложной координации, ориентировки в пространстве, быстроты реакции и других важных качеств.

Коджаспиров (2005) утверждает, что мелодия является важнейшей основой музыки. Она представляет собой художественно осмысленный ряд музыкальных звуков, определённым образом организованных во времени и воплощает различные образы и состояния, что составляет идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения. Разнообразие мелодии передается направлением мелодических рисунков, которые условно делятся на восходящий, нисходящий, волнообразный и ровный. Они воспроизводятся движением рук или всего тела: на восходящую мелодию выполняются движения вверх и «от себя», на нисходящую - наоборот, движения к низу, «к себе». На волнообразный мелодический рисунок следует чередовать движения вверх и вниз, и наоборот. Особого внимания требует характер исполнения музыкального произведения: слитно или отрывисто. Слитное исполнение используется при выполнении плавных, широких, волнообразных движений; отрывистое - при выполнении резких, коротких движений.

Следует учитывать, что высота звуков может также быть отражена в понятии регистр. Существуют три музыкальных регистра: высокий, низкий и средний.

Казакевич Н.Г (2001) пишет, что огромное значение для отражения характера и образа музыкального произведения имеет лад. Ладов существует несколько - лидийский, фригийский, ионийский, дорийский и др., но основными и наиболее часто встречающимися в современной музыке являются мажорный и минорный лад. Мажор обыкновенно употребляется для выражения весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности. Однако, большое значение для того, как будет восприниматься настроение музыкального произведения, имеет сочетание лада и темпа.

Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. В наиболее общем виде он может быть разделён на медленный, умеренный и быстрый. Каждая разновидность темпа в значительной степени определяет характер музыкального произведения. Произвольное его изменение может полностью исказить замысел композитора.

Как и в музыке, в занятиях физическими упражнениями темп является важным средством выразительности движения. В медленном темпе движения выполняются широко, тяжело, с большой амплитудой. Он также применяется для статических (силовых) упражнений и при обучении новым упражнениям. Умеренный темп используется для сопровождения спокойных, сдержанных и подвижных движений, большинства общеразвивающих, танцевальных, прикладных упражнений. Быстрый темп нужен для быстрых и очень быстрых движений, выполняемых с небольшой амплитудой: бег, подскоки и др. Постепенное изменение темпа (замедление или ускорение) в движениях способствует большей выразительности.

Следующим средством музыкальной выразительности является динамика, что в переводе с греческого означает «сила». Все, что касается силы, громкости звучания, относится к динамическим оттенкам музыки. Они придают музыкальному произведению более выраженный образ, характер, дополняют и раскрывают содержание. Динамические оттенки музыкального сопровождения занятий включают в себя громкое и тихое звучание, постепенное усиление или ослабление силы звука, динамические акценты. Громкого звучания требуют все движения, выполняемые с большим мышечным напряжением. Под тихое звучание выполняются плавные, волнообразные движения, ходьба на носках и др. Постепенное усиление или уменьшение громкости звучания соответствует движениям, выполняемым с постепенным изменением мышечных напряжений.

Большое значение для характера выполняемых двигательных действий имеют музыкальные штрихи - легато, нон легато и стаккато.

Так, легато обозначает - плавно, связно. Звуки при легато звучат непрерывно, как бы переходя один в другой. Соответственно, и движения должны выполняться плавно.

Стаккато - звучит отрывисто. Это связано с тем, что короткие по длительности звуки отделены короткими паузами. При выполнении упражнения стаккато будет отличаться резкостью, порывистостью движений.

Нон легато означает - не связно и отражается чёткими размеренными движениями.

Совокупность средств музыкальной выразительности, создающих идейно-эмоциональное содержание музыкального произведения, называется музыкальной формой. Она тесно взаимосвязана со структурой музыкального произведения.

Структура является композиционным строением и определяется наличием частей музыкального произведения, особенностями метро-ритма, фактуры и т.д. К структурным элементам относятся: мотив, фраза, предложение, период. При этом мотив является наименьшим музыкальным построением. Соединение двух последовательно звучащих мотивов образует музыкальную фразу, звучание двух фраз - предложение, двух предложений - период, и, далее - двух периодов - простую двухчастную форму музыкального произведения (например, куплет-припев).

Таким образом, рассмотрев всё вышеуказанное, необходимо подчеркнуть значение средств музыкальной выразительности и важность учёта их совокупности при выборе того или иного музыкального произведения для занятий физическими упражнениями.

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

  • Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
  • В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.
  • Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
  • Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
  • Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий или «голос» музыкального инструмента.

К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

«Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения»

Цель занятия - развитие активного, осознанного восприятия музыки на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения, трансляция через исполнение.

Задачи занятия:

Закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально - образный тон произведения;

Формировать устойчивое слушательское внимание, душевное сосредоточение как истоки путей становления художественного вкуса;

Развивать умения анализировать содержание и средства выразительности музыкального произведения.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения, высказываться о музыке;

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать педагога, участников ансамбля; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Оборудование:

Ребусы, нотный стан, заготовленные ноты;

Ноутбук;

Фломастеры;

Музыкальные записи произведений: Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Ю.Жиро «Под небом Парижа», М. П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Ход занятия

    Организационный момент (настройка инструментов, приветствие, сообщение темы занятия)

    Беседа о выразительных средствах музыки:

- слушание музыкальных примеров;

- анализ произведения К. Гарделя « Por una caveza »

    Контрольное исполнение произведения К. Гарделя « Por una caveza »

    Рефлексия «Средства музыкальной выразительности»

Педагог: Здравствуйте, ребята. Тема занятия «Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения». У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танцевального искусства является движение, драматического - игра актеров. Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства.

Прежде чем начать разговор о средствах музыкальной выразительности, вспомним справочные сведения, с которых мы всегда начинаем изучение нового музыкального произведения. Это поможет нам в анализе музыкального материала с целью раскрытия его художественно-образного содержания, характера.

Сообщение «К. Гардель. Танго»

Педагог: Итак, какие вы знаете выразительные средства музыки?

Ответ: Темп, мелодия, динамика, штрихи, приемы игры, ритм и т. д.

Педагог: Какой главный элемент музыкальной речи? Назовите определение.

Ответ: Мелодия (от греч. – «напев», «пение») - это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она является основой любого музыкального произведения.

Педагог: Давайте определим, какой инструмент или инструменты ведет мелодию до 2 цифры?

( играют до 2цифры)

Ответ: Баяны, металлофон, домры

Педагог: Можно ли сказать, что мелодия в исполненном отрывке была неизменна? Тема баянов отличается от темы домр? Что изменилось?

Ответ: Изменился лад , поэтому мелодии различаются: первая - достаточно радостная восторженная, воодушевленная; вторая - напряженная, немного меланхоличная. Первая звучит мажорно, вторая - минорно.

Педагог: Если вы обратите внимание, весь текст произведения представлен чередованием двух основных мелодических линий (начало, 2 цифра - 1,3,4 цифры). Такое отклонение называют модуляцией - переход из одной тональности в другую. В этом особенность произведения, его характера. Ведь танго - это эмоциональный танец, контрастная смена плавных, спокойных движений порывистыми, четкими, чувственными. Скажите, ребята, а какое средство музыкальной выразительности отмечают, когда речь идет о танцевальной музыке? Дайте его определение.

Ответ: Это ритм . В переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Педагог: Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго. Послушайте музыкальные отрывки, назовите танец и музыкальное произведение.

Слушают музыкальные отрывки:

    Вальс - Ю.Жиро «Под небом Парижа»

    УНТ гопак - М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

    Танго - Е. Петербургский «Утомленное солнце»

Педагог: Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на характер музыки. Но не только музыка имеет ритм. Имеет ритм наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. В ансамблевом исполнении очень важную роль играет аккомпанемент, задающий ритм танца. Например, партия балалайки, представлена разнообразием ритмического рисунка каждой части. Прошу исполнить 2 цифру с затакта.

( играют 2 цифру )

Педагог: В чем трудность ритмического рисунка партии балалайки?

Ответ: Короткие длительности.

Педагог: А сейчас, прослушайте пример и ответьте, какое средство музыкальной выразительности создает характер музыки.

Звучит отрывок: Н. Римский - Корсаков "Полет шмеля"


Ответ: В данном музыкальном произведении важную роль играет быстрый темп (аллегро или престо ).

Педагог: А что называют темпом?

Ответ: Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.
Педагог: Мы всегда руководствуемся указаниями композитора о значении темпа, в частности танго, исполняется в умеренном, сдержанном темпе Moderato.

Педагог: Тембр и регистр (ребусы)

Тембр это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Наш инструментальный ансамбль - это разноцветная палитра всевозможных тембров (мягких). Разнообразные тембровые изменения мелодии танго подобны эмоциональным коллизиям танца. Играем 3 цифру.

(играют 3 цифру)

Педагог: Что напоминает чередование тембров инструментов?

Ответ: Чередование тембров домры и баяна представлено в форме диалога.

Педагог: Обратите внимание, тема у первой домры во втором предложении 3 цифры звучит в октаву. Что меняется? Что вы знаете об этом средстве выразительности? (ребус регистр)

Ответ: Регистр – это местоположение звуков. Регистр бывает низкий, средний, высокий.

Педагог: Прослушайте музыкальный пример, где регистр - важнейший элемент в создании художественно-эмоционального образа произведения. Опишите свои впечатления, представления об услышанном. Назовите музыкальное произведение.

Звучит отрывок из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»

Педагог: Еще одно выразительное средство - штрихи. Что вы знаете о них? Какие штрихи используются для отражения характера "Танго"? С чем можно их сравнить в танце?

Ответ: Штрих - (от нем. линия, черта) качество звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющее выразительное значение (легато, стаккато, деташе, маркато). В произведении К. Гарделя «Танго» используются штрихи легато, маркато, деташе. Разнообразие штрихов и приемов игры сравнимо со сменой танцевальных движений - то мягких плавных, то неожиданно резких, коротких.

Педагог: Ребята, а давайте сейчас на минуту отвлечемся и представим, что мы в лесу. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?

Ответ: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»

Педагог: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.

Игра «Эхо»

Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».

Громко я в лесу кричала.

Гулко эхо отвечало.

«Скоро будут холода?»

Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»

«Сколько елочек, смотри!»

Отвечало эхо... Три-три-три-три!

«Старый дуб совсем засох!»

Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!

«Ну, прощай, иду домой!»

Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!

О каком средстве музыкальной выразительности идет речь? Дайте определение.

Ответ: Динамика - сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Динамика танго отличается контрастностью: спокойная тема звучит меццо форте; тема волнений – форте.

Педагог: А что называют кульминацией? Определите кульминацию в исполняемом произведении.

Ответ: Кульминация – наивысшая точка эмоционального, смыслового напряжения, как правило, обозначается динамически как самое громкое место в произведении. Кульминация - 3 цифра.

Играют 3 цифру

Педагог: Сегодня мы вспомнили, что такое средства музыкальной выразительности, назвали основные, на музыкальных примерах выяснили их значение в создании образа музыкального произведения. А все для чего? Все для того, чтобы научиться понимать и составлять из этих неотъемлемых музыкальных элементов картину, образ музыкального произведения и воплощать это в своем исполнении ярко, точно, вызывая у слушателей искренние эмоции. К. Гардель «Танго» играют полностью

А теперь я предлагаю еще раз вспомнить средства музыкальной выразительности, записать по одному на нотках и заполнить нотный стан.

Педагог : На этом занятие окончено. Я очень рада вашему активному участию. Молодцы! Всем спасибо!

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.