Конспект НОД по развитию музыкального восприятия «Знакомство с музыкальными инструментами. Конспект занятия «Знакомство с музыкальными инструментами

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Аистёнок» г.о.Подольск

Конспект основной образовательной деятельности по музыкальному воспитанию в подготовительной
к школе группе

Тема: Знакомство с музыкальными инструментами «
Звучащая Тетива.
»

Выполнил музыкальный руководитель МДОУ №28 «Аистёнок»
Мусина Ирина Михайловна

г.о.Подольск 2016

Маленькая Дудочка, Барабанчик и
Звучащая Тетива.

Цель : Знакомство детей с историей возникновения музыкальных инструментов.

Задачи :

    Познакомить детей с различными группами инструментов;

    Познакомить с из звучанием;

    Вызвать интерес к дальнейшему изучению истории музыки и музыкальных инструментов

    Доставить радость и удовольствие от приобщения к музыкальному искусству.

Оснащение музыкального зала: компьютер, проектор с экраном, два выставочных стола с музыкальными инструментами, расположенными по группам. Блок-флейта, барабан, скрипка.

Ход занятия

(Слайд 1) Дети входят в зал под музыку, рассматривают выставку с инструментами, присаживаются на стулья. Стулья расставлены перед экраном полукругом.

МР : (поёт) Здравствуйте, ребята!

Дети : (поют) Здравствуйте!

МР: У нас с вами сегодня не совсем обычное занятие. Сегодня я хочу познакомить вас с моими друзьями, и очень хочу, чтобы и вы подружились с ними. Хотите? (да) Ну, тогда...

(Слайд 2) Однажды, давным-давно, когда ещё никого из вас не было на свете (слайд 3), да, впрочем, и ваших родителей тоже не было (слайд 4) , да и бабушек с дедушками тоже (слайд 5). Не было никаких машин (слайд 6) , самолётов (слайд 7) , компьютеров (слайд 8) и интернета (слайд 9) , не было даже метро и трамвая (слайд 10) . В общем, не было ничего, кроме очень красивой природы, диких зверей и человека (слайд 11) . Так вот однажды, (слайд 12) один человек вышел на охоту (потому что питался он тем, что добыл на охоте или вырастил сам) к быстрой реке. Но… позабыв о голоде, он остановился, услышав чудесные звуки. Его «ужин» давно убежал (слайд 13) , а он всё стоял, заворожённый этим загадочным, взявшимся неизвестно откуда, звуком.

(Слайд 14) То был невероятный шум ветра, запутавшегося в тростнике. Камыш издавал самые настоящие мелодии. Только человек не знал, как это выходит такая замечательная музыка.

Человек срезал одну тростинку и дунул в неё, как ветер. (Слайд 15) (Играю на тростниковой флейте). И… о, чудо! Вот она, музыка! А Маленькая ДУДОЧКА (так он её назвал), едва появившись на свет, тут же начала веселиться и играть на все лады. (Играю на тростниковой флейте). Человек обрадовался тому, что так здорово удалось приручить ветер, и так отлично это у него получилось.

Но Маленькой Дудочке было скучно одной, и она заиграла грустную мелодию. (Играю на тростниковой флейте грустную мелодию) На улице шёл дождь…(Слайд 16). И тут человек услышал раскаты грома. Они были слышны далеко-далеко, и человек решил, что ему нужно попробовать приручить гром. Но как это сделать? Он нашёл шкуру животного, натянул ее на старый пень и ударил по ней рукой. (Беру в руки барабан ). (Слайд 17) И вот из-под его рук вылетел звук, точь-в-точь похожий на тот самый гром.

(Слайд 18) Маленькая Дудочка и БАРАБАНЧИК – так человек назвал этот инструмент – очень весело стали играть вместе. Как же это здорово – быть друзьями!

(Слайд 19) Как-то раз, находясь на очередной охоте, человек, выпустив стрелу, услышал звук колеблющейся тетивы. Её вибрация так удивила и поразила его, как будто заглянула в самые сокровенные уголки души. Ему захотелось повторить этот звук, и он стал использовать лук для охоты как музыкальный инструмент. (Слайд 20) Затем он натянул на лук насколько струн (так он назвал тетиву) различной длины и толщины. Получился инструмент, который он назвал ЛИРОЙ. (Слайд 21)

Шли годы, десятилетия, века и эпохи. (Слайд 22) Маленькая Дудочка, Лира и их верный друг Барабанчик шагали вместе сквозь время, сопровождая человека на протяжении этого пути. (Слайд 23) Человек очень полюбил музыку, и всякий раз старался украсить ею свою жизнь.

(Слайд 24) Маленькую Дудочку человек использовал везде – он радовался и грустил вместе с нею, работал и отдыхал. (Слайд 25) Со временем у Маленькой дудочки появились сёстры и братья. (Слайды 26, 27, 28) У разных народов это были разнообразные гудки, свирели, сопелки, жалейки, рожки, волынки и флейты. (Слайд 29) А вот этот необычны инструмент называется альпийский рог. Его длина достигает 5 метров! Послушайте, как он звучит.

(Слайд 30) Давайте выйдем с вами на ковёр и поиграем. Становитесь в круг. Вы слышали, что звуки бывают громкие и... (тихие), высокие и... (низкие), длинные и... (короткие). Сейчас мы будем под музыку идти по кругу и повторять за мной определённую последовательность движений. Будьте внимательны! (После игры дети присаживаются на стулья)

(Слайды 31 - 37) К Звучащей тетиве Лире присоединились её родственники: гусли, арфа, цимбалы, лютня, гитара и наша русская балалайка. (Слайд 38) Но человеку захотелось продлить звучание маленькой Лиры, и он придумал Смычок – специальная палочка-трость с натянутым волосом. Лучше всего для этого подошёл волос лошади. С его помощью струна колебалась и звучала так долго, насколько хватало длины смычка. (Слайды 39, 40) Такие инструменты человек назвал Виолами. Они стали старшими сёстрами красавицы (слайд 41) СКРИПКИ – самого капризного и самого прекрасного инструмента, созданного человеком. (играю на скрипке «AVE MARIA» Бах-Гуно )

(Слайд 42) Сильно изменились древние музыкальные инструменты: Маленькая Дудочка преобразилась в целое семейство духовых инструментов во главе с Королевой Флейтой (слайды 43 - 46) . Наш старый друг Барабанчик (слайд 47) тоже приобрёл множество родственников: это были различные бубны, тамбурины, там-тамы, тарелки, литавры, ксилофоны, металлофоны и многие-многие другие. Звучащая тетива лука стала прародительницей сразу двух огромных семей (слайды 48, 49) – струнных щипковых и струнных смычковых музыкальных инструментов. (Слайд 50) Еще одно семейство струнных инструментов - клавишные (ударные, щипковые, духовые) инструменты - клавесины, фортепиано, аккордеоны пр.

(Слайды 51, 52) Все они до сих пор дружат друг с другом и с человеком. Они научились звучать все вместе в народном и симфоническом оркестре, в старинной народной и классической манере, в современной и эстрадной музыке. (Слайд 53) Играю на скрипке С.Джоплин «Артист Эстрады»

(Слайды 54 - 56) Люди до сих пор придумывают всё новые и новые формы музыкальных инструментов, но все они являются прямыми потомками Маленькой Дудочки, её друга Барабанчика и их приятельницы Маленькой Звучащей Тетивы.

Ребята, ну вот и подошло к конце наше сегодняшнее путешествие в удивительную страну музыки и ее верных слуг - музыкальных инструментов. Какие инструменты для вас были незнакомы? (ответы детей), а какие из них вам больше всего запомнились? (ответы детей), а к каким семействам принадлежат названные вами инструменты? (ответы детей). Молодцы ребята! Вам понравилось наше волшебное путешествие? (ответы детей) И мне тоже очень понравилось. Вы очень внимательно меня слушали и принимали активное участие в нашей беседе. Давайте ещё раз посмотрим на нашу выставку музыкальных инструментов и ненадолго попрощаемся.

(Пою) «До свиданья, дети!»

Дети: (поют) «До свидания!»

Под музыку дети выходят из музыкального зала.

Цель занятия:

  • Развитие музыкального восприятия путем знакомствадетей с музыкальными инструментами: внешний вид, способы звукоизвлечения, тембровые и динамические особенности.
  • Расширение словарного запаса новыми музыкальными понятиями и терминами.

Дидактический материал: Изображения рояля и клавесина, портреты композиторов (И.С.Бах, Ф.Шопен), аудио (видео) записи произведений.

Методические рекомендации: Занятие может проводиться как в первой, так и во второй половине дня. Время проведения занятия 20 минут. Основной метод для достижения цели занятия – словесный, т.е. беседа с детьми. Не менее важен практический метод: демонстрация иллюстраций (слайдов, видеозаписей), наглядное исследование инструмента (пианино), прослушивание произведений, передача впечатлений в танцевальной импровизации. Для закрепления материала необходима итоговая беседа с детьми и краткое повторение пройденного на последующих 2-3 занятиях.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Сегодня мы поговорим о семье инструментов, один из которых вы хорошо знаете.

Как называется инструмент, на котором я играю?
(Ответ детей).

Музыкальный руководитель: Правильно, этот инструмент называется пианино.

А знаете ли вы, что у пианино есть старший брат? Этого брата зовут рояль, что в переводе с французского означает «королевский». Посмотрите внимательно. Чем похожи эти братья-инструменты?

Педагог показывает изображения пианино и рояля. Дети старшего возраста самостоятельно ищут сходство. Малышам сравнение делает педагог.

Музыкальный руководитель : И у пианино, и у рояля есть клавиши, на которые нажимает музыкант. Посмотрите: белые клавиши идут подряд, черные чередуются: две-три-пропуск, две-три-пропуск. Все эти клавиши составляют клавиатуру. Давайте посмотрим, какие клавиатуры у пианино и рояля. Совершенно верно, они одинаковые.

И у пианино, и у рояля есть педали, на которые пианист нажимает ногами. Давайте послушаем, для чего нужны педали.

Наглядная демонстрация.

Правая педаль удлиняет звук. Даже если нажать клавишу и убрать руку, инструмент будет звучать. Давайте послушаем, что происходит со звуком, когда мы нажимаем левую педаль. Правильно, звучание инструмента становится тише.

Чем же отличаются пианино и рояль? Рояль-это большой инструмент, у него мощный звук и поэтому на рояле играют в концертных залах, таких, например, как филармония и капелла.Пианино меньше размером, звучит оно не так ярко, но зато его можно поставить в квартире.

Как же появляется звук у рояля и пианино? Пианист нажимает на клавишу. Клавиша соединяется с молоточком, который бьет по струне. Внутри инструмента закреплено множество струн. Они разной длины и толщены. У самых низких звуков самые толстые струны. Чем выше звук, тем тоньше струна. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дети вместе с педагогом рассматривают устройство пианино.

Музыкальный руководитель: А теперь я вам покажу еще один инструмент.

Педагог показывает изображение клавесина.

Это дедушка рояля – клавесин. Посмотрите, как они похожи. Посмотрим, чем же они отличаются?

Педагог показывает картинку с инструментом. Дети старшего возраста ищут сходство самостоятельно. Малышам сравнение делает педагог.

Музыкальный руководитель: У клавесина две клавиатуры. Он очень красиво украшен, нет педалей и размер клавесина намного меньше, чем рояля. Как вы думаете, зачем понадобилось придумывать рояль, если у музыкантов уже был такой красивый инструмент, как клавесин?
(Ответ детей старшего возраста).

Музыкальный руководитель: Клавесин замечательный инструмент. Множество красивых произведений написано для него. Но есть у него одна особенность: его громкость всегда одинакова. Послушайте: на пианино я могу сыграть тихо, могу очень громко.

Наглядная демонстрация.

Поэтому пианино и рояль называют фортепиано («форте» — громко, «пиано» — тихо). А на клавесине, как бы я ни старалась, громкость звука будет одинаковой.

Педагог показывает портрет И.С.Баха

Это был очень серьезный композитор, и сочинял он очень серьезную музыку. Мы послушаем Прелюдию. Это скорее пьеса-упражнение. Бах написал ее для своих детей, когда они учились играть на инструменте. Садитесь поудобнее, сейчас вы услышите голос дедушки-клавесина.

Звучит Прелюдия до-мажор. ХТК 1 том

Музыкальный руководитель:Вам понравился клавесин? А теперь давайте послушаем произведение, которое исполняется на рояле. Эту пьесу сочинил польский композитор Фредерик Шопен.

Педагог показывает портрет Ф.шопена

Этот композитор написал великое множество красивых произведений для фортепиано. Он и сам был виртуозным пианистом. Мы будем слушать ноктюрн. «Ноктюрн» в переводе обозначает «ночной». Представьте себе: лето, тихая ночь, окно распахнуто в сад. В кресле сидит Шопен.Он думает о чем-то и в голове его звучит эта музыка. Устраивайтесь поудобнее и послушайте, о чем рассказывает нам Ноктюрн.

Звучит Ноктюрн №1, опус 9

Музыкальный руководитель: Вам понравился голос рояля? А ноктюрн? А теперь расскажите мне, какое настроение было у Шопена, когда он сочинял этот Ноктюрн?(Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, с какими инструментами мы сегодня познакомились? Как называются пианино и рояль? Почему? Чем они отличаются от клавесина? Произведения каких композиторов мы слушали?
(Ответы детей).

Музыкальный руководитель : Теперь я хочу предложить вам танцевальную импровизацию на музыку Шопена. Внимательно слушайте музыку, и постарайтесь движениями передать настроение и характер пьесы.

Танцевальная импровизация. Ноктюрн №2, опус 9.

Конспект занятия по музыке

(подготовительная группа)

"В мире музыкальных инструментов"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи :

Образовательная:

Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Обогатить словарный запас музыкальными терминами.

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

Физическая культура.

Социализация.

Чтение художественной литературы.

Коммуникация.

Оборудование :

Мультимедийная установка для просмотра слайдов.

Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги - скороходы).

Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Деревянные крошки,

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Ладошка по нему стучит,

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

Ты возьми меня в ладошки.

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Ты возьми его в ладонь,

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

«Арфа – волшебный инструмент» -

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхал

В праздники под ахи, Потешались скоморохи

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с де

Детское музицирование открывает ребёнку волшебный мир музыкальных звуков, помогает окунуться в мелодичную красоту звучания инструментов, пробудить творческую инициативу. В малыше важно развивать всё ценное, чем так щедро одарила его природа, создавая благоприятную среду для формирования музыкальной культуры, основываясь на врождённых способностях ребёнка, раскрывая и совершенствуя заложенные в нём наклонности и задатки.

Цели проведения занятий о музыкальных инструментах в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Эстетическое удовольствие, получаемое от игры на разнообразных инструментах, сопутствующие творческие и подвижные игры способствуют расширению набора музыкальных впечатлений, личностному развитию ребёнка, стимулируют творческую активность, развивают мышление, внимание, память и волевые качества. Именно поэтому так важно работу по музыкальному воспитанию проводить систематично и целенаправленно, внимательно изучая методы и приёмы обучения.

На любом инструменте легко играть: нужно всего лишь в нужный момент тронуть нужную клавишу, и инструмент сам зазвучит.

И. С. Бах

Цели и задачи занятий, методические приёмы, актуальные для разных групп

Цели: развитие музыкальных и творческих способностей, воспитание любви к музыке и художественного вкуса.

  • развивать ритмический слух;
  • знакомить с классификацией и звучанием музыкальных инструментов;
  • обучать игре на простейших ударных, шумовых, струнно-щипковых инструментах.

Общие приёмы обучения:

  • словесные:
    • познавательная беседа;
    • практические пояснения;
    • наводящие и проблемные вопросы;
    • загадки;
    • стихотворения;
  • наглядные:
    • демонстрация и рассматривание инструментов;
    • обсуждение тематических иллюстраций;
    • показ способов и приёмов игры;
  • практические:
    • воспроизведение детьми приёмов игры на различных музыкальных инструментах;
    • совершенствование приобретённых навыков;
    • изготовление музыкальных инструментов и игровых пособий из подручного и бросового материала;
  • игровые:

Видео: игра «Весёлый бубен»

https://youtube.com/watch?v=a4sHFYCQQB4 Video can’t be loaded: Музыкально-дидактическая игра «Веселый бубен» (https://youtube.com/watch?v=a4sHFYCQQB4)

Занятие музыкой предполагает грамотное чередование фронтального, группового, индивидуального формата работы педагога с детьми. Такой подход позволяет детям глубже познакомиться с выразительными возможностями каждого инструмента, стимулирует интерес к музицированию, творческой импровизации, пробуждает вдохновение к сочинительству.

Методические приёмы работы с разными возрастными группами

Каждый возрастной период обладает своими особенностями и требует своего педагогического подхода. Отличаются также и методические рекомендации.

Возраст: 2–3 года (первая младшая группа)

Игровые приёмы: знакомство детей с музыкальными инструментами происходит во время обыгрывания сюрпризной ситуации. Например, мишка принёс мешочек с какими-то удивительными предметами (дудочки, погремушки, барабаны, кубики), малыши рассматривают инструменты, пробуют извлечь звуки. Затем под музыкальное сопровождение выполняют погремушкой ритмические движения разной силы, позволяющие добиваться то тихого, то громкого звучания. Занятие превращается в небольшое исследование, познание нового, и дарит свои открытия. Так создаётся атмосфера непринуждённого радостного удивления и наслаждения от общения с музыкой. На следующем занятии общение с лесным другом продолжается, косолапый мишка предлагает потанцевать с ним под звуки бубна. Малыши с удовольствием будут подражать полюбившемуся герою, передвигаясь медленным шагом с ноги на ногу, ковыляя вперевалочку и стараясь соблюдать ритмический рисунок танцевальных движений. В игровых забавах дети также учатся:

  • различать звучание разных музыкальных инструментов;
  • определять звуки по высоте;
  • развивать чувство ритма.

Возраст: 4 года

Малыши четвёртого года жизни дополнительно знакомятся с музыкальным молоточком и металлофоном, с радостью принимают участие в ритмических играх с инструментами. Например, малышам предлагают передать ускоряющийся или замедляющийся звук стука колёс движущегося поезда или цоканье копыт бегущей лошади. В игровых дидактических заданиях дети этого возраста без особых затруднений могут:

  • воспроизводить быстрый и медленный звуковой ритм на одном инструменте (шустрый зайчик быстро скачет, большой неуклюжий слон медленно и тяжело шагает);
  • различать высокое и низкое звучание колокольчика;
  • передавать элементарный ритмический рисунок мелодии;
  • узнавать известный им музыкальный инструмент по «голосу».

Дети среднего дошкольного возраста осваивают искусство игры на металлофоне

Возраст: 5 лет

Дети этого возраста осваивают искусство игры на металлофоне. Этот инструмент помогает развить музыкальный слух, чувство ритма, а также музыкальную память. Педагог уделяет большое внимание показу и синхронному объяснению правильного положения корпуса, движений рук. Первичное знакомство с техникой игры на металлофоне происходит на занятии, а тренировка и закрепление навыков продолжается во время индивидуального общения с детьми - например, когда ребёнка просят изобразить ритмический рисунок собственного имени с одновременным голосовым сопровождением. Для верного изображения ритма воспитатель предлагает сначала прохлопать, а затем воспроизвести ритмический рисунок на бубне или музыкальных молоточках. Большое значение приобретают воспроизведение мелодической линии, соблюдение темпа, слаженность движений.

Игра на струнно-щипковых инструментах к тому же развивает мелкую моторику

Возраст: 6 лет

Дети знакомятся с новыми и довольно сложными струнно-щипковыми (арфа, цитра, гусли) и клавишными (аккордеон, баян) инструментами. Освоение умения игры на цитре проводится в индивидуальной форме. Важнейшее значение приобретают дидактические игры музыкальной направленности, пробуждающие детскую фантазию и воображение и развивающие сенсорные способности. Во втором полугодии дети приступают к освоению музыкальной грамоты. Изучение нотного стана и названия нот проходит с помощью игровых ситуаций, вызывающих живой эмоциональный отклик и познавательный интерес; активно используются стихотворения, песенки, сказочные сюжеты.

Этапы знакомства с музыкальными инструментами

Приёмы игры:

  1. Младший дошкольный возраст:
    • погремушка: удары инструментом по ладошке или твёрдой горизонтальной поверхности (стол, пол); встряхивание;
    • бубен: инструмент фиксируется в одной руке, ладошкой или кулачком другой руки наносится удар; встряхивание;
    • колокольчики: инструмент держат в вертикальном положении, наносят удар палочкой, толкают пальчиком или свободно потряхивают;
    • барабан: синхронные, поочерёдные ритмичные удары палочками или дробь;
    • деревянные ложки: приём «ладушки», удары «пяточкой» по «пяточке»;
    • металлофон: уверенное вождение молоточком в воздухе, удар с отскоком по одной пластиночке.
  2. Средний дошкольный возраст:
    • бубен: новый приём - удар подушечками пальцев;
    • металлофон: отработка приёма глиссандо (медленное скольжение от звука к звуку);
    • ложки: новый приём - «блинчики» (поочерёдные удары по «пяточке» левой ложки, затем по «пяточке» правой ложки).
  3. Старший дошкольный возраст:
    • металлофон:
      • свободно разворачивая кисть, исполнять приём «удар-отскок»;
      • добиваться правильного движения молоточка вверх-вниз;
      • учиться передавать звуковой ритмический рисунок с помощью выстукивания;
    • ксилофон, румба: приём «Бурдон» (непрерывный звук);
    • знакомство с приёмами игры на ударно-шумовых инструментах:
      • колотушки,
      • маракасы,
      • кастаньеты,
      • бубенцы.

Видео: концертный номер (средний и старший дошкольный возраст)

https://youtube.com/watch?v=1T9Dj1qA5rY Video can’t be loaded: Детский сад. Игра на музыкальных инструментах. (https://youtube.com/watch?v=1T9Dj1qA5rY)

Организация занятия по знакомству с музыкальными инструментами

Структура занятия:

  1. Вводная, мотивационная часть:
    • музыкальное приветствие,
    • просмотр презентационного ролика,
    • познавательная беседа,
    • обсуждение темы.
  2. Основная часть:
    • творческие задания и упражнения,
    • игра на детских музыкальных инструментах,
    • музыкально-дидактические игры.
  3. Итоговая часть:
    • итоговая беседа педагога с детьми,
    • благодарность за активную работу и интерес, проявленный к занятию.

Интерес к музицированию помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе:

  • стихотворения;
  • загадки;
  • игры;
  • костюмированные представления;
  • демонстрацию иллюстраций;
  • прослушивание фрагмента музыкального произведения;
  • просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей.

Таблица: идеи для вводной части занятия

Тема занятия Содержание вводной части
«Путешествие с Емелей в музыкальную сказочную страну» Под звуки русской народной плясовой мелодии появляется Емеля.
Емеля: Здравствуйте, ребята, я очень люблю на своей печке путешествовать по миру, предлагаю вам составить мне компанию и отправиться в далёкое путешествие!
Воспитатель: Емеля, мы с удовольствием принимаем твоё приглашение, но сначала отгадай нашу загадку (читает загадку о ложке).
Емеля: Это же ложка, ух ты, как это я сам не догадался? Верно, перед дальним волшебным путешествием не мешало бы основательно подкрепиться, а есть я люблю!
Воспитатель: Емеля, это не просто ложка, а народный музыкальный инструмент.
Емеля: Это как? По чайникам да кувшинам?
Воспитатель: Нет, конечно, исполнитель ударяет ложку об ложку, вот так.
Емеля: Это всё очень интересно, но какое это имеет отношение к нашим планам?
Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашему гостю подсказку. (Дети исполняют народную мелодию на ложках)
Емеля: Я понял, нас ожидает путешествие в удивительную страну русских народных инструментов!
«Город музыкальных мастеров» Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебное путешествие, малыши рассматривают карту сказочного королевства, находят на ней изображение музыкального ключа, который символизирует город мастеров музыкальных инструментов. Взмах волшебной палочки переносит детей в сказочную реальность. Воображение помогает представить город, в котором много красивых домов, но площадь города пуста, город безлюдный, будто заколдован. Нужно разгадать загадки, выполнить упражнения и догадаться, мастерами каких инструментов (ложки, бубен, погремушка и т. д.) являются жители. Затем исполнить мелодию, станцевать, спеть, тогда город оживёт, наполнится весёлым смехом, звучанием музыкальных инструментов, песнями и танцами.
«В гости скрипку позовём» На занятие приглашается учитель детской музыкальной школы по классу скрипки. В исполнении профессионального музыканта звучит пьеса, которая открывает знакомство с удивительно красивым инструментом. Рассказ учителя музыки сопровождается показом настоящего инструмента: «Посмотрите, какой у корпуса скрипки гибкий стан, тонкая, изящная талия. Часть инструмента, которая заканчивается завитком, называется гриф, на него натянуты струны, от соприкосновения со струнами получается звук. Красивое протяжное звучание скрипки зависит от смычка. Прикоснитесь к смычку, и вы убедитесь, что на трость натянут настоящий тончайший конский волос. Теперь зацепите струну пальцами и услышите глухой, короткий звук. Только смычок помогает скрипке по-настоящему запеть протяжным и нежным голосом. Попробуйте провести смычком по струне, слышите, скрипка будто заговорила».
«Страна музыкальных инструментов» Педагог рассказывает детям, что в распахнутое окно влетела ласточка и принесла письмо. Текст письма: «Дорогие ребята, я знаю, что вы очень любите слушать музыку, петь и танцевать. Королева нашей Страны музыкальных инструментов приглашает вас в гости. Девочка Флейточка». Дети решают принять приглашение и собираются отправиться в путь, но тут в комнату вбегает Буратино, поёт песенку и при этом сильно фальшивит. Воспитатель предлагает детям взять с собой Буратино, чтобы он научился петь и познакомился с музыкальными инструментами. Дети двигаются под музыку, отстукивая ритм с помощью погремушек.

Видео: знакомство с музыкальными инструментами (НОД - направленная образовательная деятельность, средняя группа, автор И. В. Тярина)

https://youtube.com/watch?v=zleT8AEcs4s Video can’t be loaded: НОД «Знакомство с музыкальными инструментами разных стран» (https://youtube.com/watch?v=zleT8AEcs4s)

Темы для развивающей беседы:

  • «Можно ли прожить без музыки?»
  • «Город клавишных инструментов»
  • «В гостях у духовых инструментов»
  • «Тайны и загадки русских народных инструментов»

Рассказы о разных инструментах для вводной части занятия по музыке

Можно также использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дополняя текст записями соответствующего инструмента и картинками:

  1. С первых мгновений жизни человека окружают звуки. В мире природы музыка повсюду. Прислушайтесь - и вы услышите мелодию пения птиц, шелест осенних листьев под ногами, раскатистый шум морской волны, тихое дуновение весеннего ветерка, стрекотание цикад в жаркий летний день. Нас повсюду окружает музыка, надо только научиться её слышать. Люди придумали множество разнообразных инструментов, изобрели специальное музыкальное письмо, с помощью нот научились записывать мелодии. Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру музыкальных инструментов.

    В мире природы музыка звучит повсюду

  2. Ударные инструменты - громкая, шумная команда инструментов. Самый известный, мощный и важный её участник - это барабан. Ребята, как вы думаете, почему барабан имеет круглую форму, а не треугольную? (Только круг позволяет добиться необходимой силы натяжения кожи). С помощью палочек можно получить разные по силе звуки - от шороха лёгких шагов до грозного громыхания. Барабанная дробь - самый сложный исполнительский приём и требует настоящего виртуозного мастерства от музыканта.

    Ударные инструменты - самая громкая, шумная, команда инструментов

  3. Семья духовых инструментов (медные) - возглавляет парадные шествия, являясь желанным участником торжественных событий: ликующие голоса блестящих красавцев (труба, флейта, саксофон) исполняют мелодии в честь победителей спортивных состязаний, приветствуют самых дорогих и важных гостей. Возможно, название связано с тем, что волшебные звуки, радующие слушателей, извлекут только те музыканты, которые вкладывают душу во время игры.

    Семья духовых инструментов (медные) возглавляет парадные шествия, желанный участник торжественных событий

  4. Содружество струнных инструментов (скрипка, гитара, виолончель) – было всегда очень любимо даже самой требовательной и строгой публикой благодаря нежному и мягкому звучанию. Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев. Струнные инструменты занимают самые важные места в симфоническом оркестре - перед дирижёром и зрителями.

    Своей формой эти инструменты очень напоминают человеческое тело, звуки извлекаются смычком или подушечками кончиков пальцев

Видео: «Как звучат клавишно-духовые музыкальные инструменты» (мультфильм)

Музыкально-дидактические игры для младшей группы

Варианты игровых упражнений и заданий для малышей двух-четырёх лет:

  • игра под фонограмму любой популярной детской песни, выстукивание «в такт»;
  • звуковой аккомпанемент к стихотворениям;
  • звуковые картины на предложенную тематику (например, изобразить явление природы - дождь, шум ветра, снегопад);
  • сказочная история в звуке (звукоподражание сказочным героям).

«История бельчат»

Осенью бельчата бегали по лесным тропинкам, старательно собирая грибы и орешки на зиму (побарабанить пальчиками). Но вот на землю стали тихо опускаться пушистые белые снежинки (металлофон), постепенно они укутали озябшую землю красивым белоснежным покрывалом, на котором стали заметны следы шустрых бельчат (треугольник). В своих уютных и тёплых домиках на деревьях бельчата грызли орешки (ложки). Тепло их домиков хранил коврик из сухих листьев (шуршим шумовыми инструментами). А снаружи было холодно, дул ледяной ветер (флейта).

«На полянке»

На солнечную полянку прибежали погреться лесные животные - звучит разнохарактерная музыка, передающая образы животных: медленно переваливающегося медведя, быстро прыгающего зайчика, осторожно крадущейся лисички. Малышам нужно догадаться, кто есть кто и показать в движении и звуке.

Малышам нужно изобразить образ животного в движении и звуке

«Капельки и лучики»

Дети внимательно слушают музыку, изображающую шум дождя. Малышам нужно отстучать хлопками дождик, передать на музыкальном инструменте плавные движения ласковых солнечных лучиков. Дети самостоятельно выбирают подходящий инструмент, придумывают танцевальные движения.

«Музыкальные цветочки»

Игра на распознавание характера мелодии.

Картинки лежат на столе. Дети прослушивают фонограмму, по очереди определяют характер музыки, выбирают соответствующий цветок и показывают.

У каждого малыша один цветок, если звучит мелодия, совпадающая по настроению с выражением лица его цветка, то ребёнок поднимает свою карточку.

Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния

Серединка цветка изображает варианты эмоционального состояния:

  • нежная, ласковая, спокойная, умиротворяющая;
  • печальная, грустная, меланхоличная;
  • задорная, радостная, озорная.

Игры для среднего и старшего школьного возраста

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети могут уже справиться с задачами посложнее.

«Ритмические орнаменты»

Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках. Дидактический материал: картинки с графическим изображением ритмического рисунка.

Игра развивает представление о высоких и низких, долгих и коротких, плавных и резких звуках

Детям предлагается прохлопать, воспроизвести на инструментах, показать с помощью голоса или пластики движений музыкальный рисунок, изображённый на карточке.

«Ритмический заборчик»

Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма. Педагог прохлопывает мелодии разных жанров (полька, вальс, марш) с акцентом на сильной доле, демонстрируя соответствующую карточку.

Игра закрепляет понятие сильной доли, развивает чувство ритма

«Подбери картинку»

Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа. Дети прослушивают музыкальное произведение, определяют темп (быстрый, медленный, очень быстрый, очень медленный) и выбирают картинку с изображением животного, характер и темперамент которого соответствует музыкальному темпу.

Упражнение на закрепление понятия музыкального темпа

«Угадай музыкальный инструмент»

Звучат музыкальные фрагменты в исполнении музыкального инструмента, дети распознают его по звуку и указывают на соответствующую карточку.

Дети распознают инструмент по его звуку и указывают на соответствующую карточку

«Волшебный экран»

Игра расширяет музыкальный кругозор, развивает память и внимание. Дети должны узнать песенку, вспомнить название, подобрать картинку, изображающую эпизод из популярного мультфильма. По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку.

По картинке ребёнок определяет мультфильм, вспоминает и исполняет песенку

«Лото для маленьких музыкантов»

Игра тренирует способности звуковысотного слуха. В ней используются две группы карточек:


Ребёнок выбирает инструмент и исполняет мелодию восходящую, нисходящую или на одном звуке: вверх с первой по пятую, вниз с пятой по первую, на одной линейке.

«Четвёртый лишний»

Игра закрепляет знания об ударных, струнных, духовых и клавишных инструментах. Ребёнку предлагается лист с изображениями 4 музыкальных инструментов, где три относятся к одному типу, а четвёртый нет. Картинку, которая выпадает из логического ряда, ребёнок закрывает карточкой.

Скрипка не относится к группе клавишных

«Кубик-музыкант»

Для игры потребуется кубик большого размера, его можно изготовить из упаковочной коробки или из элемента модульного конструктора, на грани кубика приклеиваются изображения детских музыкальных инструментов. Кубик должен быть лёгким, привлекательным. Игроки под музыкальное сопровождение перебрасывают его по кругу, музыка останавливается, дети прекращают играть. Ребёнок, у которого в руках оказался кубик, называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию, повторяя ритмический рисунок за педагогом.

Ребёнок называет инструмент, нарисованный на верхней грани, подходит к столу, берёт соответствующий музыкальный инструмент и наигрывает мелодию

«Лесенка»

Предметы для игры: пятиступенчатая лесенка из элементов строительного конструктора, игрушки, детские музыкальные инструменты. Первый игрок наигрывает мелодию, второй игрок определяет направление звукового движения и перемещает игрушку на верхнюю ступеньку, нижнюю или оставляет на прежней ступеньке.

Игрок определяет направление звукового движения мелодии и перемещает игрушку по ступенькам

Видео: играем на музыкальных инструментах (старшая группа)

https://youtube.com/watch?v=oAiU61VA-LM Video can’t be loaded: «Что шумит, а что звучит, или играем на детских музыкальных инструментах» (https://youtube.com/watch?v=oAiU61VA-LM)

Таблица: загадки о музыкальных инструментах

Загадка Ответ
Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать надо меха.
Аккордеон
Три струны, играет звонко
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
Балалайка
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый…
Барабан
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поёт -
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш…
Баян
Звенит струна, поёт она,
И песня всем её слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовём…
Гитарой
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт-заливается.
Как называется?
Дудочка
Инструмент музыкальный,
Он духовой,
С тростью он одинарной,
Красивый такой.
И изящней его,
Видно, в музыке нет.
Всем понятно, о чём я?
Это…
Кларнет
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…
Ложках
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!
Маракас
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое…
Пианино
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека, поёт про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет…
Скрипка
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают…
Тарелки
На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда, она играла
Целый час на…
Фортепьяно

Видео: музыкально-дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент»

https://youtube.com/watch?v=I6dkLxSrPX8 Video can’t be loaded: МДИ Угадай музыкальный инструмент (https://youtube.com/watch?v=I6dkLxSrPX8)

Алгоритм разработки проекта

Творческий проект по знакомству с музыкальными инструментами - комбинированный и расширенный вариант реализации познавательно-творческой деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (музыкальное развитие, художественная литература, рисование, аппликация, изготовление детских музыкальных инструментов, концертные выступления и т. д.), имеющих общую тему.

Виды проектов:

  • краткосрочным - от одного занятия до одной недели;
  • долгосрочным - от месяца до года.

Алгоритм разработки проекта:

  • подготовительная работа;
  • основная часть;
  • итоговый этап.

Направления и формы реализации:

  • интеллектуально-познавательное развитие:
    • просветительские беседы с родителями и воспитанниками;
    • викторины и музыкально-дидактические игры;
    • домашние задания;
    • демонстрационный материал и наглядные пособия (игры-презентации, информационные стенды, папки-передвижки, музыкальный музей или уголок, альбомы, выставка детских рисунков и т. д.);
    • праздничные музыкально-театрализованные мероприятия;
    • экскурсии, посещение музейных экспозиций и концертов;
  • развивающие игры (музыкально-дидактические, артистические, ролевые).
  • практическая деятельность по изготовлению музыкальных инструментов;
  • словесные приёмы, направленные на активизацию внимания и развитие памяти (стихотворения, скороговорки, загадки, фольклорные материалы, сказки);
  • костюмированное музыкальное развлечение, концерт, музыкальная гостиная (с участием музыкального работника).

Таблица: музыкальный проект «Русские чудо-инструменты»

Название Русские чудо-инструменты
Характеристика Долгосрочный проект в подготовительной группе
Цели Создать условия для расширения и обогащения знаний у детей об истории происхождения русских народных инструментов, воспитывая любовь и уважение к русской народной культуре.
Задачи
  1. Формировать у детей опыт собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать и реализовывать, применяя и приобретая новые знания.
  2. Развивать интерес у детей к русской народной культуре.
  3. Познакомить детей с музыкально-выразительными особенностями русских народных инструментов.
  4. Формировать мотивацию к музыкальной деятельности через игру, пение, движение и исполнительство на народных инструментах.
  5. Развивать творческие и музыкальные способности детей.
  6. Поощрить у детей и родителей потребность к совместной познавательной и творческой деятельности.
  7. Создать благоприятную развивающую среду для формирования у детей интереса игры в фольклорном ансамбле.
Участники
  • Дети подготовительной группы,
  • музыкальный руководитель,
  • хореограф,
  • воспитатели,
  • родители.
Содержание Этапы осуществления проекта:
  1. Подготовительный этап:
    1. Сбор и изучение материала об истории происхождения музыкальных инструментов.
    2. Написание программы фольклорного ансамбля «Сколько музыкантов - столько и талантов».
    3. Организация предметно-пространственной среды (музыкальные инструменты, элементы костюмов, художественные игрушки, атрибуты, музыкально - дидактические игры).
    4. Подбор музыкального материала (песни, танцы, музыкальные произведения для слушания и музицирования).
    5. Подбор художественной литературы (сказки, загадки, стихи, пословицы).
  2. Основной этап:
    1. Исследования по реализации проекта: «О чём нам расскажет ложка, гусли, свирель и гармошка?», «Почему музыкальные инструменты могут стучать, бренчать, свистеть?», «Народ играет, сам себя забавляет». Организация развивающей, познавательной, предметной среды (совместные работы детей и родителей, детей и воспитателей):
      • совместный поиск информации;
      • проведение экскурсий;
      • рассматривание иллюстраций;
      • чтение литературы;
      • разучивание частушек, песен, игр, танцев.
      • проведение бесед;
      • музыкально-дидактические игры;
      • практические исследования;
      • проведение непосредственно образовательной деятельности и развлечений;
      • занятия в кружке;
      • прослушивание аудиозаписей и просмотр видеофильмов;
      • создание фольклорного ансамбля.
    2. Продукты деятельности: картотеки русских народных инструментов, шумовых инструментов, книжки-малышки со сказками о музыкальных инструментах.
    3. Проведение развлечения с родителями, праздника «Путешествие русской ложки», участие в краевом конкурсе «Маленькая страна».
  3. Заключительный этап:
    1. Диагностика полученных знаний детей в ходе проекта.
    2. Представление продукта проектной деятельности (оформление выставки поделок, шумовых инструментов).
    3. Оформление итоговой презентации проекта.
    4. Круглый стол с участниками проекта.
    5. Анализ проделанной работы, рефлексия.

Таблица: музыкальный проект «Русские народные инструменты», автор Е. А. Глушко

Название Русские народные музыкальные инструменты, автор Е. А. Глушко
Характеристика Краткосрочный проект в старшей группе
Цели Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, её историческим истокам, способствующим их музыкальному и общекультурному развитию.
Задачи
  1. Познакомить детей с историей русских народных музыкальных инструментов.
  2. Познакомить со звучанием русских народных инструментов.
  3. Формировать эстетический вкус детей.
  4. Найти сведения о русских народных музыкальных инструментах в литературных источниках и детской мультипликации.
  5. Развивать музыкально-игровые импровизации, ритмическое чувство, моторику рук, динамический слух.
  6. Закреплять навыки звукоизвлечения с помощью музыкальных инструментов (ложки, трещотки, гусли, колокольчики).
  7. Побудить детей обратиться к родителям с просьбой о посещениях выступлений казачьего хора, оркестра народных инструментов.
  8. Воспитывать интерес и любовь к русской народной музыке.
  9. Создавать условия для знакомства ребёнка с музыкальными русскими народными произведениями в домашней обстановке.
  10. Родителям побуждать детей к прослушиванию и исполнению на детских музыкальных инструментах знакомых народных произведений, и участвовать в музыкальной деятельности вместе с детьми.
Участники
  • Дети старшей группы,
  • музыкальный руководитель, хореограф,
  • воспитатели,
  • родители.
Содержание Этапы осуществления проекта:
  1. Подготовительный этап:
    1. Создание технической базы для знакомства с русскими народными музыкальными инструментами (создание презентации, запись звучания этих инструментов).
    2. Беседы «Какие русские народные музыкальные инструменты мы знаем», «Где можно найти нужную информацию?».
    3. Слушание произведений оркестра народных инструментов.
    4. Формулирование проблемных вопросов.
    5. Выдвижение гипотез.
  2. Практическая часть:
    1. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, словари, рассказы взрослых, самостоятельные суждения, интернет).
    2. Показ презентации «Русские народные музыкальные инструменты».
    3. Беседы (русские народные музыкальные инструменты в сказках, загадки о русских народных музыкальных инструментах).
    4. Игра на музыкальных инструментах.
    5. Проведение музыкально-дидактических игр для развития ритмического чувства и тембрового слуха.
    6. Выполнение упражнений для развития мелкой моторики рук.
    7. Игра на детских музыкальных инструментах в оркестре.
  3. Заключительный этап:
    1. Обобщение и систематизация полученных знаний.
    2. Фиксирование результатов полученных знаний (фотографии, слушание оркестра народных инструментов).
    3. Подготовка и проведение презентации.

Видео: День музыки в детском саду

https://youtube.com/watch?v=j1s5BcbkqNg Video can’t be loaded: Урок игры на музыкальных инструментах. День Музыки в детском саду Päikseke. (https://youtube.com/watch?v=j1s5BcbkqNg)

Детские музыкальные инструменты своими руками

Такие поделки легко и просто изготавливать вместе с детьми.

Маракасы «Ёлочка» и «Цветочек», «Шумельчик» из коробочки

Материалы и инструменты:

  • большая бутылка из-под детского шампанского,
  • бутылочка поменьше из-под сока,
  • коробочка,
  • наборы цветной и гофрированной бумаги,
  • лист бумаги стандартного формата,
  • фломастеры,
  • простой карандаш,
  • ножницы,
  • клей ПВА,
  • крупа, горох, соль.

Для шумовых музыкальных инструментов нужны ёмкости, наполнитель и бумага для обклейки

Пошаговая инструкция:

  1. Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока.

    Подготовить длинную полоску цветной гофрированной бумаги шириной четыре-пять сантиметров, нанести клей и оформить корпус бутылки из-под сока

  2. Нарезать из гофрированной бумаги ленточки двух цветов шириной 8 и 10 см, длина зависит от диаметра бутылок. Надрезать с одной стороны ленты полоски.

    Нарезать из гофрированной бумаги полоски двух цветов шириной 8 и 10 см

  3. Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета.

    Нанести полоску клея по краю широкой полоски и приклеить к ней узкую полоску другого цвета

  4. Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом.

    Подготовить ещё одну полоску для горлышка шириной около шести сантиметров и сделать надрезы аналогичным образом

  5. Обклеить корпус большой бутылки начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко.

    Обклеить основную часть корпуса бутылки, начиная с основания, спиралевидным движением обклеить горлышко

  6. На бумаге формата А4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон).

    На бумаге формата А-4 нарисовать круг тринадцать-четырнадцать сантиметров (циркулем или обвести готовый шаблон)

  7. Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков.

    Разделить круг на восемь частей, закруглить края внутренних треугольников в форме лепесточков

  8. Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям.

    Вырезать цветок, нарисовать круглую серединку по размеру горлышка и сделать надрезы по линиям

  9. Разрисовать две заготовки цветными карандашами или фломастерами (по желанию).

    Разрисовать две заготовки фломастерами или цветными карандашами

  10. Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать шумовой материал в бутылки.

    Надеть заготовки на горлышко бутылки, насыпать крупу в бутылки

  11. Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку; одну из тыльных сторон не заклеиваем, оставляем возможность для засыпания крупы в коробочку. Засыпать наполнитель в коробочку.

    Подготовить яркие цветные полоски шириной три-пять сантиметров и два квадратика, оклеить коробку

  12. Закрутить крышки, заделать коробочку: музыкальные игрушки готовы!

    Музыкальные игрушки готовы

Инструкция:

  1. Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги.
  2. В боковые отверстия продеть яркие ленточки.

Майонезные баночки оклеить заготовками из цветной бумаги, в боковые отверстия продеть яркие ленточки, инструмент готов

Инструкция:

  1. Подготовить чистые пластиковые круглые коробочки из-под пищевых продуктов.
  2. По краю вставить бубенчики.
  3. Украсить картинками.

Подготовить чистые пластиковые круглые коробочки из-под пищевых продуктов, по краю вставить бубенчики, украсить картинками

«Озорные погремушки»

В качестве основы подойдут лёгкие пластмассовые бутылочки, коробочки из-под гелей, шампуней, йогуртов и т. д., заполненные на треть шумовым материалом, например, крупой или горохом. Сосуды можно оклеить цветной бумагой, подрисовать рожицы и т. д.

Пластмассовые бутылочки, коробочки из-под гелей, шампуней, йогуртов заполняют на треть разным шумовым материалом

Инструкция:

  1. В трубку от пищевой фольги вставляется скрученная из фольги спираль.
  2. Насыпается любой шумовой наполнитель.
  3. Оба торца инструмента заклеиваются.

В трубку от пищевой фольги вставляется скрученная из фольги спираль, насыпается любой шумовой наполнитель, оба торца инструмента заклеивается

«Городецкая трещотка»

Пошаговая инструкция:

  1. Вырезать из ДСП одинаковые по размеру заготовки прямоугольной формы, тонировать с помощью акриловых красок.

    Вырезать из ДСП одинаковые по размеру заготовки прямоугольной формы, тонировать с помощью акриловых красок

  2. Дождаться высыхания краски, нарисовать на каждой заготовке простым карандашом эскиз декоративного орнамента в стиле городецкой росписи.

    нарисовать на каждой заготовке простым карандашом эскиз декоративного орнамента в стиле городецкой росписи

  3. Аккуратно расписать лепестки.

    Аккуратно расписать лепестки

  4. Красным цветом закрасить цветы и кружочки.

    Красным цветом закрасить цветы и кружочки

  5. Добавить синие кружочки.

    Добавить синие кружочки

  6. Дополнить орнамент декоративными элементами.

    Дополнить орнамент декоративными элементами

  7. Просверлить отверстие в каждой заготовке, покрыть детали изделия лаком, дождаться полного высыхания. Соединить все детали цветной лентой.

    Просверлить отверстие в каждой заготовке, соединить все детали цветной лентой

Фотогалерея: самодельные детские музыкальные инструменты

Баночка, с двух сторон - пластиковые крышки Барабаны из жестяных банок Жестяные коробки, декорированные натянутыми на дно лопнувшими шариками Гусли (крышка от обувной коробки и цветные резинки) Кастаньеты из крышек Колокольчике на картонной трубе Колокольчики, прикреплённые к широкой резинке Палочки с шумовым наполнителем, колокольчики на браслетах Свирель из соломинок Тамбурин (пяльца для вышивания и бутылочные металлические крышки)

Для дошкольников в силу их возраста сложно организовать визит в консерваторию или на выступление симфонического оркестра в настоящем концертном зале. Но в увлекательной, живой, игровой форме можно познакомить малышей с миром музыкальных инструментов, даже попробовать поэкспериментировать и самостоятельно изготовить вместе с ними самые неожиданные музыкальные игрушки из подручного материала. Так уже в дошкольном возрасте у малыша появится представление об основных группах инструментов, особенностях их строения и звучания, что пополнит общие музыкальные знания и разовьёт общую художественную культуру.

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе - 22 года. Сфера профессиональной деятельности - проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Альбина Андросова
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» старшая группа

Цель занятия : развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству .

1. Познакомить детей с историей возникновения .

2. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах ;

3. Развивать эмоциональную отзывчивость;

4. Сенсорные способности и звуковысотный слух;

5. Развивать чувство ритма, мелкую моторику рук;

7. Воспитывать любовь и интерес к музыке .

Коррекционные цели :

1. Развитие слухового внимания, активной фиксации взора.

2. Развивать прослеживающую функцию глаза и слухового внимания, мелкую моторику рук.

3. Развивать умение локализовывать работу зрения и рук.

Материалы и оборудование :

2 короба с музыкальными инструментами , музыкальные инструменты , презентация «История возникновения русских народных инструментов » , ноутбук, проектор, экран, ширма, угощение.

Предварительная работа :

Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен , разучивание русских народных попевок , хороводов и музыкально-дидактических игр , индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах .

Ход занятия:

(слайд №1 и звуком 1)

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети заходят в зал, образуют круг.

Муз. рук.: - Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

(поет) Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Пропою я вам «Привет!» .

Улыбнитесь мне в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!

Муз. рук.: - Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйте отгадать загадку :

Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный… .(инструмент .)

Муз. рук.: - Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты ? (Да) Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня в руках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты ?

(Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла» )

Муз. рук. - Вы слышите музыку ? Это же звучат наши утерянные инструменты , а исполняют они русскую народную песню .

Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты . А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты ? Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками.

(Музыкальный руководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном)

Слайд №2 и ЗВУК.

Муз. рук. - Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов ? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы.

(слайд №3) – Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршат семенами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент , который называется погремушка. (Слайд №4 с изображением русской погремушки ) Погремушка – это шумовой инструмент . Как вы думаете почему? (Ответы детей) Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (ЗВУК)

(Слайд №5) - Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга. Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку . (Слайд №6) . Деревянные пластиночки, нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаем как звучит трещотка (ЗВУК)

(Слайд №7) - А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент , который называется деревянные ложки (Слайд №8) . Деревянные ложки – это ударный инструмент . А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам ? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает , когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют . Давайте послушаем, как звучат ложки . (ЗВУК)

(слайд №9) Муз. рук.: - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша. Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент , подумал человек, и смастерил духовой музыкальный инструмент , который называется - свирель и рожок (слайд №10) Как вы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам ? (Ответы детей) Давайте послушаем эти волшебные звуки свирели. (ЗВУК)

(Слайд №11) - А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. (Звук) «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку », - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли (слайд №12) . Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты . Почему у них такое странное название? (Ответы детей) . Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь» , если их перебирать или пощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны и музыкант , который играет на балалайке, называется балалаечником. Сегодня к вам в гости пришел юный балалаечник Антон. Он исполнит для вас на балалайке русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» .

Гость из музыкальной школы балалаечник .

Исполняет «Во саду ли, в огороде»

Муз. рук.: - Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты . А раз их придумали и смастерили русские люди , русский народ , то и назвали эти инструменты русскими народными .

Стук в дверь, под музыку в зал входит парень Андрюша с коробом в руках.

Андрюша (кланяется) : Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки, задорные мальчишки.

Муз. рук.: - Здравствуй, а ты кто?

Андрюша : - Я Андрюша весельчак – это знает, всяк!

С вами буду я играть и ребятам помогать!

Муз. рук.: - Ну тогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой . Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.

Муз. руководитель исполняет попевку р. н. п. «Андрей-воробей» .

Муз. рук.: - Андрюша, понравилась тебе эта попевка?

Андрюша : - А я уже давно знаю эту попевку, а вот ребят я почему-то не услышал.

Муз. рук.: - А вот мы сейчас быстренько исправимся. Давайте, ребята, я сначала буду одна говорить, а потом все вместе будем проговаривать….(проговаривают) .

А сейчас пропоем и простучим в ладоши одновременно эту песню.

Андрюша : - Вот теперь другое дело! А я тоже знаю русскую народную песню .

Разучивание р. н. п. «Как у наших у ворот» .

Муз. рук.: - Андрюша, а что это за короб у тебя такой?

Андрюша :- Да вот по лесу я шел, там его я и нашел.

Этот короб не простой, этот короб расписной

Сказочный, красивый, а внутри с сюрпризом.

Муз. рук.: - Ой, как интересно! Андрюша, открывай скорей свой короб!

Андрюша : Открою, если отгадаете загадку.

И шумят, и бренчат, и хлопают, и звенят.

Расписные, яркие веселят всю ярмарку.

Дети : Музыкальные инструменты !

Андрюша : Эх, какие догадливые!

Муз. рук.: Ну - ка, ну - ка, покажи!

(Андрюша достает из короба трещотку, погремушку и ложки)

Муз. рук.: Так, это те инструменты , которые исчезли из нашей коробки, но как ты их нашел?

Андрюша : А я вышел на лесную поляну и увидел, как муравьи играют на инструментах . Посмотрите, как это было…

(Дети смотрят отрывок из мультфильма «Русские потешки » 1969г)

Муз. рук.: - Ребята, вам понравилось как играли лесные музыканты ? (Да) А какие инструменты вы узнали ? (трещотка, ложки деревянные, балалайка, гусли, рожок и т. д.) А вы бы хотели стать музыкантами ? (Да) Тогда давайте поиграем в игру «Угадай, на чем играю»

Андрюша : Точно! Слушайте внимательно! Если затрещит трещотка - пусть потопают ваши ножки, а если зазвенит погремушка – то потрите свои ушки. Ну, а если застучат ложки – громко хлопайте в ладошки. Всем понятна игра? Начинаем, детвора!

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «Угадай, на чем играю»

(Звучит русская плясовая )

Муз. рук.: - Прислушайтесь! Это русская народная плясовая музыка . Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора. Передайте своим танцем всю яркость, весь огонь русской плясовой .

(Дети импровизируют танец.)

Андрюша : - Ай да, детки молодцы, все танцевали от души.

Муз. рук.: - Андрюша, а что у тебя еще есть в коробе?

Андрюша : - В моём коробе ещё есть много инструментов разных . Инструменты хороши , поиграйте от души! Не с ходите гости с мест, пусть играет наш оркестр.

Муз. рук.: - Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (ответы детей)

Муз. рук.: - А кто руководит оркестром?

Дети : - Дирижер!

(Раздача инструментов )

Муз. рук.: - Громко, сильно не стучите, инструменты берегите ! Музыку слушайте внимательно!

В ритм попадайте обязательно!

ОРКЕСТР «Ах, вы сени» .

Муз. рук. – Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? За то, что вы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов , я вам вручаю медали.

Ну-ка, Андрюша, что у тебя еще в коробке лежит?

Андрюша : - Угощение для ребят, угостить детей я рад.

Вам пряники русские сладкие , мятные,

К чаю ароматному угощение знатное.

Раздача угощений.

Муз. рук. и Андрюша : Ребята, спасибо вам большое. До свиданья.

(Дети под музыку р . н. м. выходят из зала)

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.