Подготовительный класс в музыкальной школе. Музыкальное занятие в подготовительной группе детского сада

отличник образования РБ

Никитина Джамиля Фаридовна

На первом уроке я знакомлю детей с бабушкой Музыкой, параллельно, ведя разговор об их бабушках. Дети с удовольствием рассказывают о них и запоминают главные особенности бабушки Музыки: что она бывает весёлой и грустной, медленной и быстрой, громкой и тихой.

Здесь необходим музыкальный показ и первым открытием для детей является то, что музыку нужно уметь слушать. Ведь недаром у нас два уха и один рот. Сначала слушать, после – говорить. Это важно, в жизни пригодится точно! С первых уроков они понимают, что нужно научиться слушать и слышать. Даже не важно что или кого: бабушку ли Музыки или шелест ветерка, или своего друга. Воспитывается внимательность и умение сосредотачиваться во время слушания музыки. Понимая и разделяя такие понятия, как шумовые и музыкальные звуки, дети учатся воспроизводить музыку голосом, используя главный музыкальный инструмент – неповторимый и самый красивый, свой тембр голоса. Исходя из практики и наблюдений, выяснилось, что зачастую высокий тембр голоса отсутствует у детей вследствие родовых травм, приобретенных страхов и психосоматический реакций организма позже. И потому координация между слухом и голосом выравнивается путём использования голосовых упражнений. Я прошу детей рисовать голосом какой-нибудь персонаж и раннее, проиллюстрированной музыкальной сказки, например, Волка – низкий голос, Динозаврика с маленькими глазками – высокий голос, с маленькой головой – голос чуть пониже, с толстой шеей – средний голос, толстым животом – низкий голос и тяжёлым хвостом – переход на хрип. Рисуя голосом персонажей из сказок в ходе игры, дети теряют страх перед взятием нот в верхнем или низком регистрах. И, впоследствии, гамму до-мажор поют чисто, не боясь осуществлять переход из грудного регистра в головной. Самыми нотами считаются ре, ми, фа. В основном все дети поют их чисто, а вот с нотой соль многие дети боятся использовать головной резонатор, так как брать высокие ноты приходится искусственно. Когда же они понимают, как это делать, они теряют страх и с удовольствием поют на верхах. Только нельзя допускать перегрузки связок, всё нужно делать аккуратно, не громко.

Эти волшебные семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – подобны радуге, и каждая нота имеет свой цвет: до – красная, ре – оранжевая, ми – жёлтая, фа – зелёная, соль – голубая, ля – синяя, си – фиолетовая. Учимся узнавать ноты и писать их, используя наглядность в виде большого нотного стана с разноцветными нотками.

__________________________________________________________________________________

В Индии, например, по сей день используется ладовая система «шрутти», содержащая в себе 22 звука в октаве, а на ближнем востоке – арабо-персидская ладовая система, содержащая 17 звуков в октаве. Но в это мы маленьких музыкантов пока не посвящаем.

Здесь уместна песня из мирового шедевра, мюзикла «Звуки музыки», композитора Роджерса – «Нотная азбука». Можно её разучить и петь глядя в визуальное пособие. Детям нравится.

До – воробышко гнездо

Ре – деревья во дворе

Ми – котёнка накорми

Фа – в лесу кричит сова

Соль – играет детвора

Ля – запела вся Земля

Си – поём мы для того,

Чтоб опять вернуться в До.

Даже позднее записывая ноты в обычную нотную тетрадь, мы разукрашиваем их. Дети запоминают сначала ноты по цвету, после по местонахождению на нотном стане. И процесс обучения нотной грамоте происходит радостно и незаметно. По той же системе мы изучаем ноты басового ключа во втором полугодии. Очень помогает пособие Е.Королёвой «Музыка в сказках, стихах и картинках».

Также, помогает выстраивать интонацию слуховой анализ. С первых уроков через слуховые ощущения мы учимся определять «количество птичек на ветке» (количество звучащих единовременно нот). Определять самую звонкую птичку – верхний голос, а также самую мудрую, старую – низкий голос. Также мы «гуляем» по большому нотному стану с разноцветными нотками от ДО наверх и вниз. Можно вырезать из картона девочку, дети с удовольствием разукрасят её и дадут имя. И тогда уже гуляет не пальчик ученика от ноты к ноте, а реальный персонаж – девочка Света. Дети бережнее и внимательней «выгуливают» её, лучше чувствуют направление движения нот: вверх или вниз по гамме. Таким образом у детей формируется ощущение звуковыстоности.

Что касается вокального сольфеджирования, то дети с удовольствием учатся дирижировать через игру «человек-оркестр», а также петь ноты. Я использую первую часть сборника «Сольфеджио» Б. Калмыкова, Г. Фридкина. Училась по нему и я. Нахожу его очень удобным. К тому там много примеров народной музыки. Хотя, можно использовать и другие пособия, например Н. Ладухина.

Параллельно с работой над координированием слуха и голоса, ведётся огромная работа над ритмом. Воспитать в маленьком человеке верное ощущение ритма и времени, это, я считаю, залог его дальнейшего успеха в жизни. И это не пустые слова. Как часто мы видим способных и талантливых людей, но, зачастую, неприспособленных к современным реалиям жизни. Неприспособленность эта возникает из-за отсутствия чувства ритма, темпа, и метра. Жить в ритме, который тебе диктуют жизненные обстоятельства, это основа гармонии, счастья. Хаббарт: «Жить в мире высоких скоростей с тихоходными людьми небезопасно». На музыкальных примерах (в основном даю темы из народного музыкального творчества, позже объясню почему) дети учатся играть на знаменитых инструментах Орфа: ложки, трещётки, барабаны, ксилофоны и многие другие. Попадая в такт музыки и совпадая с ней по ритму, на своих инструментах, дети, входят в экстатическое состояние музыкального единства, у них появляется чувство значимости, ощущение своего творческого начала. Кстати, даже при самых незначительных победах, я прошу ребёнка погладить себя по голове, похвалить себя. Это важно – с детских лет поощрять себя за труд и результат, чтобы поддержать желание заниматься дальше. И, конечно же, педагог делает поощрение в виде пятёрки.

Важно также, чтоб ребёнок запомнил, что бабушку Музыку мы просчитываем до четырёх. Очень хорошо помогают читать ритм «два барата»: Ти и Та. Ти – маленькие, шустрые, быстрые, и обозначаем мы его вот так (рис.а):

А Та большой и важный брат, обозначаем мы его вот так(рис. Б):

Ти-ти-та у них сидит внутри, как будильник и работает в ритме музыки. И это здорово.

Воспитанию чувств ритма и темпа помогает написание ритмических диктантов. Педагог на одной ноте проигрывает ритмическую схему. Ребёнок записывает её в тетрадь, предварительно проиграв её на ударном инструменте и проговорив вслух словами ти и та. Очень важно, что он почувствовал себя маленьким композитором. К ритмической схеме он может приписать разноцветные нотки по своему усмотрению, попробовать сыграть своё произведение, дать ему название. Зачастую дети дома с родителями сочиняют и слова к своей музыке, получается песенка собственного сочинения. Развивается огромный интерес к своему творчеству, ребёнок понимает, что может сам сочинить музыку и про мышку, и про осень, и, конечно же, про маму.

Интерес к игре на фортепиано растёт из урока в урок. Так как до полного изучения подготовительного нотного курса, я не сажаю их за инструмент сразу, как в музыкальной школе, а садятся они сами, когда уже хорошо ориентируются в нахождении нот в любой октаве, пении сольфеджио. Дети сами просятся играть, происходит это само собой с большой радостью и удовольствием. Необходимо проделать с ними упражнение. Певоначально, мы вешаем, как на крючок, на третий палец «пальтишки» или «плащики». При расслабленной руке дети должны чувствовать свой третий палец и опору.

Потом уже свободную руку с чувствительным третьим пальцем переносим на клавиатуру.

Необходимо проделать с ними упражнение на разные пальцы, главное, чтоб они двигались в зеркальном отражении друг от друга. У каждого педагога свои хитрости, главное, чтобы было удобно, легко брать звук. Процесс звукоизвлечения дожжен быть естественным и удобным. В конце года они спокойно играют гамму До-мажор в прямом и расходящемся движении, хроматическую гамму, арпеджио (оно даётся труднее всего, поэтому я практикую пение трезвучия на каждом уроке) и аккорды. Аккорды дети любят, так как это самый простой вид аккомпанемента к их песенкам. В конце первого года обучения дети поют песенки под собственное сопровождение в тональности до-мажор.

Сейчас очень востребованы и популярны сборники И.Корольковой «Крохе-музыканту» 1 и 2 части.

Яркие иллюстрации и последовательно грамотно изложенный нотный материал дают свои поразительные результаты. При изучении басового ключа мне помогают пьесы из сборника Лещинской «Малыш на роялем»

Также очень полезно давать детям переписывать номера по сольфеджио со скрипичного ключа в басовый, при этом, не забывая раскрашивать нотки в цвета радуги. Помогает визуальная наглядность в виде большого нотного стана и разноцветных нот уже в басовом ключе. Здесь нам помогают полюбить басовый ключ такие сказочные персонажи, как Медведь, Волк, баба-Яга, ДедМорз и т.д.

Обращение к народному творчеству, фольклору не случайно. В связи с компьютеризацией, урбанизацией и очень малым общением с живой природой, происходит утрачивание связи с прошлым. Дети мало знают народных сказок, пословиц, поговорок, колыбельных. К сожалению, современные родители мало читают или не читают вовсе на ночь сказок, не поют колыбельных. А ведь это так благоприятно сказывается на психике ребёнка. Дело в том, что в каждом из нас существует генетическая память – память предков. Она придаёт нам силы, питает нас своим соком. Чувствуя в себе род, мы являемся неотъемлемой частью своего народа. Это важно для человека, поэтому питать его фольклорным творчеством, это всё равно, что питать молоком матери на духовном уровне. Потому, в качестве музыкальных иллюстраций я использую народную музыку: русскую, башкирскую, татарскую, грузинскую, украинскую. Чтобы детям понятнее было архаичное звучание фольклорной музыки, мой концертмейстер стилизует, осовременивает его. Все минусовые фонограммы звучат народно, но в контексте современной pop -культуры. Дети с удовольствием поют такие народные песни, как «Ходила младёшенька», «Виноград», «Ой рано, на Ивана», «Весёлые гуси», «Коляда»; башкирские – «Ай, Уралым», попурри на темы известных башкирских народных песен, татарская «Круглое озеро», грузинская «Мчит Арагве вдаль» и так далее. Очень полезна практика работы с микрофонами в студии и на сцене. Дети поначалу привыкают к тембру своего голоса, после начинают его любить, находят свои тембральные особенности, «изюминки». А прослушивание своих вокальных записей учат их анализировать свой голос и трансформировать его в лучшую сторону.

В течение года начинающий музыкант овладевает общими музыкальными понятиями и знаниями, а также начальными основными навыками. Он умеет:

Петь и дирижировать по нотам по сборнику Калмыкова-Фридкина с 1 по 30 номера

Писать ритмические и интонационные диктанты в размере 2/4 в тональности до-мажор на 8 тактов

Делать анализ музыкального произведения, умеет рассказать, какая была бабушка Музыка – грустная или весёлая, быстрая или медленная. Умеет просчитать и прохлопать её.

Играть гамму до-мажор

Играть аккомпанемент к 1 – 2 детским простейшим песенкам тональности до-мажор, используя полный функциональный оборот T – S – D – T .

Играть любую из пьес сборника «Крохе-музыканту» Корольковой по 1 части и первой половины 2 части. (самые продвинутые из учеников доходят до конца второй части).

Петь под минусовую фонограмму с микрофоном.

Сочинять свои мелодии и записывать их в нотной тетради.

Процесс введения в огромный мир музыкального искусства очень творческий и разнообразный. А построенный на любви становится для ребёнка незабываемым и результативным!

Музыкальная школа – это особенное учебное заведение, которое, по своей сути во многом не похоже на привычное для всех общеобразовательное.

Там тоже посещают занятия, ставят отметки, проводят уроки, экзамены, зачёты, но при этом обучение музыке невозможно без творческой составляющей, наличия определённых способностей, которые либо даны природой, либо нет.

Подготовительный класс музыкальной школы необходим для решения главной задачи, которая является наиболее актуальной на данном этапе: отсеять детей, которые просто не в состоянии будут соответствовать даже минимальным критериям. Его основной целью всегда является выявление из общего потока по-настоящему одарённых детей, которые смогут в дальнейшем успешно учиться и добиваться в этой области определённых результатов. Кроме того, учёба в музыкальной школе всегда неразрывно связана с необходимостью подготовки к её общеобразовательной программе.

В любой ДМШ каждый ученик на протяжении всего срока обучения должен изучать такие дисциплины как сольфеджио и хоровое пение. Подготовкой к ним и занимаются дети. Они проходят специальные подготовительные курсы , на которых изучают нотную грамоту, без которой невозможно приступать к освоению музыкального инструмента, а также пение в хоре, развивающее не только голосовые данные учащегося, но и его чувство ритма, темпа, музыки.

Чаще всего в подготовительные классы музыкальных школ принимают только детей, которым ещё не исполнилось 7 лет. Старшие дети, которые уже учатся в школе и изучают одну из обязательных там дисциплин "музыку" в большинстве случаев обладают остаточными знаниями и навыками, чтобы быстро сориентироваться в новой области. На начальном этапе изучения музыкального инструмента длительное время включаются только азы, для освоения которых необходим минимум, доступный каждому.

После окончания подготовительного класса всё же нет гарантии, что ребёнок поступит в музыкальную школу. Перед началом учебного года при поступлении в 1 класс проводятся вступительные экзамены, где наряду с детьми, проходившими обучение в подготовительном классе, будут проходить конкурсный отбор и те, кто его не посещал.

В каждой музыкальной школе есть определённое количество мест, на которые набираются учащиеся в 1 класс. Поэтому по результатам вступительных экзаменов набирается строго определённое количество детей. При этом претенденты, проходившие обучение в подготовительном классе, участвуют в отборе на общих основаниях. Но при этом в большинстве случаев шансов на поступление у них всё же немного больше.

Отбор в 1 класс проводится исключительно при наличии у ребёнка таланта и способностей, но подготовительный класс музыкальной школы во многих случаях помогает их раскрыть и выявить у детей дошкольного возраста.

Во все времена музыкальное воспитание играло одну из главных ролей в жизни каждого человека. Ведь иногда дети имеют возможность познавать мир только через безразличную глухую технику, при этом, не догадываясь, сколько всего неизведанного существует вокруг в духовной сфере. Человек - это не только телесная оболочка, а еще и то, какой дух находится у него внутри. Давно известно, что окружающую красоту трудно понять и постичь тем людям, которым в детстве не показали всю красоту окружающего мира, не помогли раскрыть все проявления прекрасного. И именно музыка помогает раскрыть все потаенные глубины человеческой души, именно музыка наполняет душу ощущением счастья, независимо от того, каких материальных благ добился этот человек. Кроме того, что может дать музыка ребенку в плане духовности и общего развития, необходимо отметить, что непосредственно игра на любом музыкальном инструменте также дает очень многое - хотя бы даже в физиологическом развитии. Игра на музыкальном инструменте укрепляет мозг, улучшает память и развивает умственные способности ребенка, способствует взаимодействию и координации между руками и мозгом, а также развивает мелкую моторику рук. Помимо прочего, ребенок начинает образно мыслить, у него появляется свой, нестандартный взгляд та все, что его окружает, он начинает видеть мир цветным, ярким, радостным и привлекательным.

Вполне естественно, что занятия музыкой требуют много трудолюбия, усидчивости и терпения. Кроме того, немаловажную роль играют при этом домашние регулярные тренировки. Это занимает очень много сил и времени. Но огромным плюсом при этом является то, что дети, которые с детства привыкли к ежедневным упорным тренировкам на протяжении определенного количества времени, сохраняют это качество своего характера на всю жизнь. Конечно, у таких детей остается мало времени для улицы и развлечений, но при этом у них вырабатывается чувство времени, и они умеют рассчитывать каждую минуту, чтобы провести ее с максимальной пользой. Это способствует развитию у него чувства ответственности и организованности.

Судьба ребенка может сложиться по-разному, возможно, что он не станет известным музыкантом, но порядку и точности он научится обязательно, что существенно облегчит ему взрослую жизнь.

Вот поэтому ответ на вопрос, стоит ли ребенку заниматься музыкой, должен быть однозначно утвердительным. Только от родителей зависит, какое будущее ожидает его ребенка, и насколько подготовленным он вступит во взрослую жизнь. Если вы уже определились с выбором музыкального инструмента, можете смело записываться на подготовительные занятия. Государственные музыкальные школы начинают прием в первый класс детей с семи лет.

Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина. Правы и сторонники раннего (а также очень раннего) развития – ведь маленький ребенок впитывает любую доступную информацию как губка, закладывая мощный фундамент для дальнейшего развития.

Убедительные аргументы приводят и противники слишком раннего обучения. Это и эмоциональные перегрузки, и психологическая неготовность малышей к систематическим занятиям, и физиологическая незрелость их игрового аппарата. Кто же прав?

Развивающие занятия для самых маленьких деток – вовсе не современное ноу-хау. Еще в середине прошлого века японский профессор Синити Сузуки успешно обучал трехлетних ребятишек игре на скрипке. Он не без основания полагал, что каждый ребенок потенциально талантлив, важно развивать его способности с самого раннего возраста.

Советская музыкальная педагогика регламентировала обучение музыке таким образом: с 7 лет ребенок мог (всего было семь классов). Для младших деток при музыкальной школе существовала подготовительная группа, в которую брали с 6 лет (в исключительных случаях – с пяти). Такая система просуществовала очень долго, пережив и советский строй, и многочисленные реформы в общеобразовательных школах.

Но «ничто не вечно под луной». Новые стандарты пришли и в музыкальную школу, обучение в которой теперь рассматривается как предпрофессиональная подготовка. Нововведений много, в том числе затрагивают они и возраст начала обучения.

В первый класс ребенок может поступать с 6,5 до 9 лет, а учеба в музыкальной школе продолжается 8 лет. Подготовительные группы с бюджетными местами теперь упразднены, поэтому желающие учить деток с более раннего возраста вынуждены будут платить довольно внушительные деньги.

Такова официальная позиция в плане начала обучения музыке. В реальности сейчас существует масса альтернативных вариантов (частные уроки, студии, развивающие центры). Родитель при желании может приобщить свое чадо к музыке с любого возраста.

Когда начинать учить ребенка музыке - вопрос очень индивидуальный, однако в любом случае решать его нужно с позиции «чем раньше, тем лучше». Ведь обучение музыке не обязательно подразумевает игру на инструменте, в раннем возрасте с этим можно и подождать.

Музыка - такой вид искусства, который дети способны воспринимать с первых дней жизни, и даже до рождения. Мамины колыбельные, ладушки-ладошки и прочие народные прибаутки, равно как и звучащая фоном классическая музыка - это все «предвестники» обучения музыке.

Дети, посещающие детские сады, дважды в неделю занимаются там музыкой. Пусть это далеко не профессиональный уровень, но польза есть несомненно. А если повезло с музыкальным руководителем, то можно не беспокоиться о дополнительных занятиях. Останется просто дождаться нужного возраста и пойти в музыкальную школу.

Обычно родители задумываются, в каком возрасте начинать занятия музыкой, подразумевая - насколько рано можно это делать. Но есть и верхняя граница возраста. Конечно, учиться никогда не поздно, но смотря о каком уровне музыкального образования говорить.

Для общего развития можно начинать постигать музыкальное искусство и на пенсии . Но если говорить о профессиональном владении инструментом, то даже в 9- летнем возрасте начинать уже поздновато, по крайней мере для таких сложных инструментов, как фортепиано и скрипка.

Итак, оптимальный (среднестатистический) возраст начала обучения музыке 6,5-7 лет. Конечно, каждый ребенок уникален, и решение нужно принимать индивидуально, учитывая его способности, желание, темпы развития, готовность к занятиям и даже состояние здоровья. И все же лучше начать капельку раньше, чем опоздать. Внимательный и чуткий родитель всегда сумеет привести ребенка в музыкальную школу вовремя.

Без комментариев

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкально-хоровая школа «Мечта»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрена и принята Утверждаю

на заседании методического объединения Директор МБОУ ДОД «ДМХШ

преподавателей музыкально - «Мечта» НМР РТ

теоретических дисциплин

протокол № ________________ _________ В.В.Игошина

«____»__________08_____ 2015__г. «____»_______________ 20__ г.

Рабочая программа учебной дисциплины

СОЛЬФЕДЖИО

(подготовительная группа)

ОДОБРЕНО педагогическим советом школы

«____»___08____________ 2015__ год

СОСТАВИТЕЛЬ:

Былинкина Ольга Павловна,

преподаватель высшей квалификационной категории.

г. Нижнекамск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК

Программа составлена для обучающихся подготовительной группы «Солнечные лучики» (7- 8лет) на один учебный год на основе типовых программ сольфеджио и ритмики ФГОС.

Занятия по предмету сольфеджио в подготовительной группе направлены на развитие музыкальных и творческих способностей, образно-художественного мышления, устойчивого интереса к занятиям, освоение основ музыкальной грамоты.

На занятиях используются задания по ритмике, практическое музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация), слушание и исполнение разнообразных музыкальных произведений. Задачи по слушанию музыки: развитие памяти, углубление эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование у детей представления о содержании музыкальных произведений (форме, жанре, средствах выразительности). Детальная работа по развитию вокально-интонационных навыков будет способствовать чистоте интонации, расширению певческого диапазона детей, закреплению в их сознании определённых интонационных оборотов, что поможет формированию ладового чувства.

Обучение нотной грамоте и знакомство с теоретическими понятиями происходит в игровой форме.

Большое внимание уделяется музыкально-творческому самовыражению, обучению приёмам импровизации как средству развития музыкальности у детей, как способу активного овладения музыкальным языком.

Для развития чувства ритма на занятиях используются музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, барабаны. Дети исполняют на них ритмический рисунок выученной или только что услышанной песни, попевки, подчёркивают метрические акценты мелодии, динамические оттенки.

Таким образом, применение данной программы способствует осуществлению главной задачи: пробуждению в ребёнке музыканта-художника, развитию у него желания вслушиваться в музыку и размышлять о ней.

Программа основана на программе по сольфеджио для ДМШ, утвержденной методическим кабинетом Министерства Культуры.

Цель добиться творческой активности и заинтересованности каждого ребёнка, развить в нём умение мыслить музыкальными образами, а также сформировать базу для комплексного развития музыкального слуха и вокально-интонационных навыков.

Задачи - развитие мелодического и гармонического слуха

Воспитание чувства метроритма

Знакомство с теоретическими понятиями

Пробуждение в ребёнке творческого мышления

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы состоит в том, что теоретические знания, получаемые в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям. Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач педагога по сольфеджио является выработка у учащихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа должна опираться на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практики учащегося, а также для дальнейшей деятельности, как музыканта-профессионала, так и любителя.

Критерии отбора музыкального материала на уроках сольфеджио достаточно многогранен и сложен. Педагогу приходится руководствоваться целым рядом разнородных критериев, таких как соответствие программным требованиям, целесообразность его использования для обработки необходимых технических навыков, стилевое разнообразие, исполнительские возможности учебной группы. Главная задача состоит в том, чтобы целенаправленный отбор материала для различных форм работы на сольфеджио (пения, слухового анализа, диктанта, интонационных упражнений, творческих заданий) в итоге давал учащемуся живое и конкретное представление о многообразии музыкально-выразительных средств, о важнейших проявлениях различных стилей и эпох.

Основными методическими принципами программы являются:

Принцип возрастания сложности изучаемого материала («от простого к сложному»);

Принцип развития познавательных интересов каждого ученика;

Принцип развития творческих способностей учащихся;

Принцип целостности - построение деятельности на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся;

Принцип междисциплинарной интеграции;

Принцип системности - преемственность знаний, то есть «родственные» отношения повторения и учения на всех ступенях образования.

Виды музыкальной деятельности на уроке сольфеджио включают следующие разделы:

Слушание музыки

Движение под музыку

Игра на музыкальных инструментах

Творческие упражнения(подбор по слуху, импровизация)

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа по предмету сольфеджио составлена в соответствии с количеством часов, указанном в учебном плане МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» НМР РТ. Предмет изучается в объеме 58 ч., 2 занятия в неделю по 30минут.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Сольфеджио» играет огромную роль в развитии музыкальных способностей(слух, ритм, память), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, способствует формированию практических навыков практического музицирования.

Полученные на уроках сольфеджио знания и навыки должны помочь обучающемуся в его занятиях по инструменту, хору, музыкальной литературе.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения предмета сольфеджио:

Знание основ музыкальной грамоты;

Умение грамотно слушать и анализировать музыку;

Развитие эмоционально-чувственной сферы, художественно-образного и творческого мышления.

Метапредметные результаты характеризует уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

Формирование навыка индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

Способность самовыражения;

Формирование творческого подхода к любому виду деятельности.

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

Овладение практическими творческими навыками;

Ознакомление с музыкально-теоретическими основами;

Умение анализировать и размышлять о содержании и характере музыки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети научатся распознавать на слух характер музыки, лад, направление мелодии, повторность и т.д, петь песни и попевки с тактированием и дирижированием, записывать их нотами, играть на фортепиано.

В процессе элементарной импровизации ребёнок научится мыслить звуковыми образами, разовьёт воображение, способность создавать новые образы на основе музыкально-слухового запаса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Различать консонансы и диссонансы в прослушанной музыке и отдельно взятых созвучиях.

Разучивание и подбор на инструменте небольших попевок.

Играть и петь попевки из повторяющихся звуков на разных клавишах в первой октаве.

Нотный стан. Скрипичный ключ. Нота.

Звукоряд.

Уметь определять по нотной записи и на слух направление мелодии, различать в мелодии восходящие, нисходящие и повторяющиеся звуки, играть их от заданного звука.

Записать нотный диктант, сыграть и спеть одну из разученных песен от заданного звука.

Доля-пульс. Музыкальный темп.

Отмечать долевую пульсацию, определять различие скорости чередования долей в прослушанных произведениях, определять быстрый, умеренный и медленный темпы.

Долгота звука. Длительности половинная и четвертная. Ритм.

Правописание штилей.

Отмечать ритм прохлопыванием длительностей на фоне равномерных шагов четвертными длительностями (пульс).

Прохлопать ритм только что прослушанной незнакомой мелодии,

выложить ритм ритмическими карточками.

Сильная и слабая доли. Размер 2/4.

Такт, тактовая черта. Тактирование.

Отмечать сильные и слабые доли тактированием, записывать мелодии нотами в ритмическом оформлении.

Интервальная сказка. Интервалы октава-ч.8 и прима-ч.1.

Играть, петь, определять на слух интервалы ч.8 и ч.1

Закрепление пройденного материала.

Второе полугодие 31ч

3четверть 17ч

Повторение пройденного материала.

Выполнять устно и письменно практические задания по пройденным темам.

Интервальная сказка. Интервал квинта-ч.5.

Играть, петь, определять на слух интервал ч.5

Пауза. Пауза четвертная.

Ритмические упражнения.

Выполнять упражнения по ритмическим карточкам, простучать записанный ритм, придумать и исполнить ритмический аккомпанемент, при помощи шумовых или ударных инструментов отметить пульсацию, сильные доли сольно или в ансамбле.

Импровизация ритма под долевую пульсацию,ритмического аккомпанемента.

Восьмые длительности.

Выполнять письменные и устные ритмические упражнения в различных сочетаниях пройденных длительностей.

Интервальная сказка. Интервал кварта - ч.4.

Играть, петь, определять на слух интервал ч.4.

Тон и полутон.

Выразительно исполнять попевки на тон и полутон, интонировать от заданного звука.

Находить тон и полутон на клавиатуре.

Знаки альтерации - бемоль и диез.

Находить при подборе поступенных мелодий по слуху повышения и понижения звуков, уметь объяснить знаки.

Уметь правильно записывать знаки альтерации на нотоносце перед нотами.

Интервальная сказка. Интервал секунда - м.2 и б.2.

Играть, петь, определять на слух интервалы б.2 и м.2.

Мажор и минор. Звукоряд мажора и минора.

Различать на слух лад, точно интонировать попевки и мелодии в мажоре и миноре.

Интервальная сказка. Интервал терция – б.3 и м.3.

Играть, петь, определять на слух интервалы б.3 и м.3

Закрепление пройденного материала.

Выполнять устно и письменно практические задания по пройденным темам.

4 четверть 14ч

Повторение пройденных тем.

Петь и играть от звука до песенки всех персонажей интервальной сказки.

Музыкальные жанры: полька, вальс, марш. Средства выразительности музыки.

Динамические оттенки.

Определять жанровую принадлежность

музыки, двигаться под музыку, отмечая сильные доли.

Анализировать услышанное произведение.

Размер 3/4

Импровизировать движения под музыку 2х и 3х – дольной пульсации, определять размер прослушанных произведений. Исполнять заданный ритмический аккомпанемент. Выкладывать карточками ритм знакомой или только что услышанной мелодии. Петь мелодии с тактированием на ¾. Прохлопать записанный ритм.

Размер 4/4

(ознакомление)

Определять размер прослушанных произведений. Исполнять заданный ритмический аккомпанемент. Выкладывать карточками ритм знакомой мелодии. Петь мелодии с тактированием на 4/4. Прохлопать записанный ритм.

Интервальная сказка. Интервал секста – б.6 и м.6.

Играть, петь, определять на слух интервалы б.6 и м.6

Интервальная сказка. Интервал септима – б.7 и м.7.

Играть, петь, определять на слух интервалы б.7 и м.7.

Сольфеджирование упражнений с тактированием.

Импровизация мелодии на текст. Вопрос и ответ в мелодии.

Петь нотами с тактированием разученные ранее песни.

Импровизировать мелодии на заданный текст.

Закрепление пройденного материала.

Сольфеджировать одну из разученных мелодий, выложить карточками её ритм, прохлопать его.

Определить в прослушанном произведении лад, темп, динамические оттенки.

Играть пройденные интервалы.

Итоговое занятие « Праздник знаний».

Использовать полученные знания и умения на практике.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебники:

Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. - М., 1975.

Пособия для учащихся:

Г.Ф. Калинина. Рабочая тетрадь. Сольфеджио 1 класс

Г.Ф. Калинина. Музыкальные прописи

Пособия для учителей:

Москалькова И. Рейниш М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ

Андреева М. От примы до октавы. - М., 1976.

Андреева М. «От примы до октавы», ч. II . - М., 1978.

Антошина М. и Надежина Н. Сольфеджио. 1 класс ДМШ. - М., 1970.

Барабошкина А. Методичексое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1 Ветлугина Н. Детский оркестр. – М., 1976.

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1975

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.