Упражнения для развития речи детей. Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики. Потешки для мелкой моторики

Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3 года) — очень важный этап овладения родным языком. Речь крохи не просто бурно развивается — она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

Как определить уровень развития речи малыша?

Большинство современных родителей осознают важность развития речи ребенка и ревностно следят за тем, как говорит их малыш. Проявляется это прежде всего в сравнении уровня развития речи ребенка с тем, как говорят его сверстники. Прекрасно, если малыш говорит охотно и довольно разборчиво. Но если ребенок говорит совсем мало, настолько неразборчиво, что его невозможно понять, или вообще молчит, это не на шутку тревожит его близких.

Однако чтобы определить уровень развития речи ребенка недостаточно сравнить его речь с тем, как говорят его ровесники. Для определения соответствия речи малыша возрастным нормам используются таблицы динамики развития речи. Такого рода информация есть в открытом доступе и дает общее представление об этапах формирования речи у ребенка — в какие периоды появляются гуление, лепет, первые слова и фразы, как постепенно развивается его пассивный (то, что ребенок понимает, но пока не говорит сам) и активный словарь (то, что ребенок и понимает и употребляет в собственной речи). Внимательно протестировав речь ребенка, можно определить пробелы в ее развитии.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал".

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит "чувство баланса": говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Занятия по развитию речи

Принимая активную позицию в отношении развития речи своего малыша, родители помимо насыщенного речевого общения должны организовать регулярные занятия по развитию речи ребенка. Конечно, это потребует специальной подготовки и новых знаний.

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики.

Обратите внимание, что занятия по развитию речи не просто полезны, но необходимы всем детям — как нормально развивающимся (в этом случае такие занятия подстегнут все стороны развития малыша), так и детям, у которых наблюдается задержка в развитии речи (в этом случае есть возможность с успехом компенсировать задержку уже до достижения ребенком четырехлетнего возраста), а также детям с логопедическими проблемами, носящими системный характер — общее недоразвитие речи и др. (в этом случае в раннем возрасте можно заниматься по описанной здесь системе, а в дальнейшем организовать специальные занятия с логопедом).

Развитие понимания речи

Рассмотрим работу по развитию понимания речи подробнее. Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Чтобы было понятнее, о чем идет речь, приведем примерный словарь рекомендуемых для запоминания слов по темам. Обратите внимание: для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова", "глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф", "куртка" и т.д.), дом и квартира ("дом", "дверь", "замок", "лестница", "комната" и т.д.), мебель ("стол", "стул", "диван", "кровать" и т.д.), овощи и фрукты ("капуста", "картошка", "морковка", "апельсин", "банан", "яблоко" и т.д.), домашние животные и их детеныши ("корова/теленок", "лошадь/жеребенок", "свинья/поросенок" и т.д.), дикие животные ("волк", "лиса", "заяц" и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка ("идет", "сидит", "стоит", "бежит", "прыгает" и т.д.), названия действий, которые совершают близкие ребенку люди ("читает", "пишет", "стирает" и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов ("желтый", "красный", "синий", "зеленый" и т.д.), названия некоторых ощущений и состояний ("сладкий", "соленый", "холодный", "горячий", "больно", "вкусно" и т.д.), названия некоторых понятий ("большой", "маленький"; "много", "мало" и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных играх, например, "Покажи нужную картинку!", "Послушай загадку, покажи отгадку!", "Найди предмет по цвету" и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: "На морковку", "Дай пить", "Маша бай-бай", "Даня куп-куп", "Мишка топ-топ", "Где мама?", "Кто там?", "Вот большой дом", "Что это?", "Это красная машинка", "Это большой кубик" и т.д. Помните, что развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи

Конечно, всем родителям хочется, чтобы их ребенок поскорее заговорил, чтобы речь его была четкой и правильной. Развивая активную речь ребенка, мы прежде всего стимулируем его речевое подражание.

Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.


Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы "самолеты", летим и гудим "У-у-у!"; или ходим по комнате и "крутим руль" - мы "машины", едем и сигналим "Би-би!"; изображаем игру на дудочке — "Ду-ду-ду!"; или укладываем куклу спать и поем ей песенку "Баю-бай!".

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Птичка... (птичка),
Вот тебе... (водичка)!
Вот тебе... (крошки)
На моей... (ладошке)!

Петушок, петушок...
(Золотой гребешок)
Выгляни в окошко...
(Дам тебе горошка!)

Кроме этого, необходимо проводить специальную работу по развитию глагольного словаря ребенка, учитывая следующую закономерность: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень развития его речи! Развивая глагольный словарь ребенка поначалу используйте облегченные варианты слов: "топ-топ" — идет, "кач-кач" — качается на качелях, "ам-ам" — ест, "куп-куп" — купается, "бух" — упал и др. А чтобы ребенку было интереснее заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-нибудь простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Как определить динамику развития речи малыша?

Необходимо предупредить, что не всегда результаты речевой работы с малышом проявляются быстро. Не волнуйтесь и наберитесь терпения — зачастую малышу необходим период накопления новых знаний и навыков, прежде чем он начнет их активно использовать. А чтобы все-таки увидеть динамику развития речи ребенка, можно завести "Дневник развития речи", в который не только вписывать новые слова и фразы, которые появляются в речи малыша, но и даты их появления. Пролистав записи за несколько месяцев, вы сможете наглядно увидеть результаты вашего с малышом общего труда.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!

Елена Янушко специалист по раннему развитию

Обсуждение

Главное - это разговаривать со своим ребенком часто, причем разговаривать правильно (не сюсюкаться и не коверкать слова), а также можно включать обучающие видеозанятия (мы, например, постоянно смотрели видео Логошкола Дома)

Комментировать статью "Ребенок не говорит? Развитие речи от 1 до 3 лет: как заниматься"

Группа Раннего МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ для детей от 2 х лет. ГБОУ ДО ЦДТ " Строгино " В составе Ансамбль Гусляров Веселый Перезвон (Победителя Международных Дополнительная информация и запись на занятия по телефону 8-916-435-26-02 Анастасия Андреевна Кубарева.

В новом году для детей я придумала ещё больше развлечений и образовательных программ, на этих 2 -х часовых занятиях ваш ребенок получит знания в таких направлениях как: математика, развитие речи, окружающий мир, разовьет свои сенсорные навыки...

Если ребенку 3 года,а развитие на 1,5 лет как с ним заниматься? Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Ну и найдите дефектолога для сопровождения ваших занятиЙ и консультаций.

Обсуждение

Сама была так же озабочена. Скачала с интернета развитие ребенка на наш возраст и на по-младше и сравнивала,что умеет делать,а что нет. Допустим: ребенок к 4годам умеет: Назвать свое имя,фамилию,возраст,город где живет и так.далее. И увидите на какой возраст ребенок развит. Дома сами,с помощью спец. догоните.У нас при возрасте 3,9г. было четко 3года,хотя должно было быть уже больше на 4г.

Дома сами определитесь, что ребенок понимает, к каким развивашкам готов, с чем играет, как. Если в ДР-поспрашивайте у персонала. Нанизывалки, крупные кубики, мячик, а там и сами сообразите, успехов!

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. По ряду причин хотим заниматься дома с участием друзей по площадке, но своих идей хватит недели на две в лучшем случае.

Обсуждение

На две недели?
В вашем возрасте достаточно двух занятий в неделю. По 40 мин. Не более. Во всех развивалках занятия проходят одинаково в течении месяца полтора. Дети не сразу соображают как и что нужно делать. Пока освоят и закрепят навык, уже найдете еще массы занятий.
Можно по очереди ходить в разведку на пробные занятия и делиться опытом в течении месяца.
Мне самой очень не понравилась школа семи гномов. Дети лучше осваивают те же знания на практике чем по картинкам. К примеру: можно бесконечно показывать на картинках яблоки, груши, огурцы, но попробовать и потрогать гораздо информативнее.
В этом плане методика Монтессори интереснее. [ссылка-1] тут можно почитать. Игрушки можно создавать из подручных материалов.

ОТКРЫВАЕМ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ от 1 года до 5 лет. адрес Москва, ул.Новосибирская, д.11 вопросы и запись по телефону Цвет, форма, размер,окружающий мир, развитие речи, развитие математических представлений.... 2. Для деток 2 - 3 лет ритмопластика.

Детские центры. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева Оплата за месяц за 16 занятий по 30 минут 2200 рублей. Занятия проходят в отрезке с У нас проводятся занятия " Вместе с мамой " для детей от 1 года до 3 лет по методике...

Речь считается одной из важных функций человека, и благодаря ей появляется возможность общаться с окружающими людьми. Чистая и правильная речь остается залогом уверенности в себе, а проблемы в дикции или проговаривании слов нередко становятся причиной комплексов и затрудняют процесс общения. В дошкольном возрасте полноценное общение малыша является одним из показателей его готовности к школе, а у взрослых может способствовать карьерному росту.

Улучшить дикцию удается с помощью специальных упражнений для развития речи, которые можно выполнять самостоятельно в домашних условиях. На самом деле, правильные фразы и хорошо поставленный голос служат результатом продолжительной работы человека над самим собой. Именно по этой причине выполнять такие упражнения необходимо постоянно, а не от случая к случаю, поскольку лишь при таком условии получится добиться желаемого результата.

Важно: Выделение нескольких минут в течения дня для занятий по улучшению дикции позволяет уже через месяц добиться хорошей разговорной речи и изменить голос до неузнаваемости.

Родителям необходимо знать, какие упражнения развивают образность речи, а с помощью каких удается улучшить словарь и грамматику.

В детском возрасте одним из лучших вариантов совершенствования речи считается игра. Специалисты рекомендуют прибегать к помощи тех игр, которые способствуют формированию словарного запаса малыша, развивают его логику и помогают совершенствовать навыки связного общения. Все в детском возрасте можно разделить на следующие виды:

  • Игры и упражнения, направленные на развитие слуха. В том случае, если у ребенка возникают проблемы с различением слов на слух либо он заменяет их на другие, то в последующем ему будет достаточно проблематично представить себе облик самого слова. упражнениями позволяет быстро справиться с такой проблемой, и наиболее эффективными считаются игры, направленные на развитие слуха:
    • предложить ребенку назвать слова, которые начинаются с заданной буквы;
    • при перечислении слов малышу следует хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит слово, которое начинается с определенной буквы;
    • предложить ребенку послушать рассказ и ответить, какие слова в нем перепутались;
    • необходимо изменить в слове звук таким образом, чтобы получилось новое слово.
  • Упражнения на развитие словарного запаса. На самом деле, количество словарного запаса и его качество во многом зависят от уровня развития всей речи в целом. Родителям следует обязательно обращать внимание на пассивный и активный словарь ребенка. Важно, чтобы малыш умел оперировать различными понятиями и применять их в самостоятельной активной речи. Приобрести такой навык либо усовершенствовать умение помогают следующие упражнения для развития речи у детей:
    • придумай как можно больше слов, которые обозначают цветы, деревья, животных и т. д.;
    • на каждое заданное слово необходимо придумать определенное действие (метель – метет, солнце – светит и другие);
    • нужно сравнить предметы по вкусу, цвету, продолжительности и высоте;
    • предложить ребенку придумать окончания слов или предложения;
    • рекомендуется как можно больше отгадывать загадок о животных птицах, деревьях, цветах и т. д.
  • Игры на развитие грамматических навыков. С помощью таких упражнений удается развивать и совершенствовать грамматический строй языка. Упражнения на развитие связной речи помогут ребенку не только составлять простые упражнения и сложные конструкции, но и понимать последовательность действий в тексте:
    • угадай конец фразы;
    • придумай предложение из заданного набора слов;
    • догадайся, какие слова в тексте потерялись;
    • исправь предложение;
    • придумай рассказ по картинке.

При переходе ребенка в старшую группу он должен правильно произносить все звуки родного языка. Кроме этого, необходимо вести активную работу по развитию фонематического слуха и правильной артикуляции. Избавиться от каши во рту удается с помощью , которые рекомендуется проговаривать вместе с родителями. Кроме этого, развитие речи ребенка в 4 года упражнениями и специальными играми позволяет наладить общение со сверстниками.


Как развить речь взрослого с помощью упражнения

Усовершенствовать речь взрослого, улучшить его интонацию и голос можно в домашних условиях с помощью специальных упражнений:

  1. Тренировка дыхания. Рекомендуется произносить главные звуки на выдохе, причем стараться тянуть их как можно дольше. Можно сделать короткий вдох и попытаться сосчитать до 10 на выдохе.
  2. Скороговорки. Рекомендуется начинать с простых скороговорок, постоянно их усложняя и совершенствуя. Кроме этого, можно положить в рот орехи и проговаривать при этом слова. При постоянном выполнении таких упражнений уже в скором времени техника произношения сложных сочетаний заметно улучшится.
  3. Артикуляционная зарядка для взрослых. Можно поочередно упираться языком в щеки при закрытом или открытом положении рта, а также перемещать челюсти вперед-взад.

В том случае, если человек проглатывает слоги при разговоре, то можно заняться скандированием стихотворений.

Правила выполнения упражнения

Для постановки правильной речи при выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие правила:

  • делать артикуляционную гимнастику необходимо каждый день по 4-5 раз;
  • каждое упражнение нужно выполнять по 5-7 раз;
  • при выборе упражнения необходимо идти от простых к более сложным;
  • начинать артикуляционную гимнастику лучше всего с упражнений для губ;
  • ребенок или взрослый должны хорошо видеть свое лицо и контролировать правильность выполнения упражнений.

Важно: игры и дидактические упражнения по развитию речи, при регулярном их проведении, помогают быстро исправить имеющие дефекты и улучшить дикцию.

Использование вспомогательных средств: игры, музыка и т. д.

Важным источников речевого развития для любого ребенка является художественная литература. В то же время ее воздействие во многом определяется имеющимся у ребенка уровнем развития речи. Несмотря на это, на ранних этапах работы сложно переоценить роль сказок в развитии малыша.

Положительное воздействие на развитие речи оказывает всевозможное искусство, которое выступает в роли стимулятора усвоения языка. Рекомендуется как можно чаще проводить словесную интерпретацию произведений различных жанров и дополнять их обсуждением с детьми.

Когда четырехлетний карапуз не выговаривает отдельные буквы, шепелявит или коверкает слова, это вызывает беспокойство у родителей, особенно если в ближайшем окружении есть примеры сверстников с почти безукоризненной речью. О том, какие дефекты речи для детей 4 лет считаются нормой, а когда нужно говорить об , и что делать, чтобы ликвидировать это отставание - и пойдет речь в данной статье.

Особенности речевого аппарата в 4 года

Ребенок в возрасте четырех лет уже в достаточной мере владеет таким инструментом, как речь, и умеет им пользоваться для коммуникации с внешним миром. Маленький человек уже не просто произносит слова и складывает их в предложения, но при помощи слов излагает собственные мысли и делает самостоятельные выводы из полученной извне информации.

Круг общения детей данной возрастной группы также значительно расширяется. Ребенку уже мало общения с родителями и близкими, ему хочется контакта с миром в лице различных незнакомых людей, причем ребенок не просто охотно идет на такой контакт, но и сам выступает его инициатором.
Слово «почемучка» чаще всего слетает с языка родителей применительно к ребенку именно в этот период его жизни. Специалисты считают, что чем больше вопросов задает «почемучка», тем лучшее умственное развитие он демонстрирует. Тот факт, что задав вопрос, ваше чадо часто теряет интерес к ответу, не дослушав его до конца, тоже является нормой, концентрировать внимание человечек еще не научился, а родителям нужно стараться формулировать ответы просто и понятно.

Знаете ли вы? Если вам кажется, что ваша кроха замолкает только когда засыпает, не удивляйтесь: так и должно быть. В этом возрасте нормой для ребенка является практически непрерывный речевой поток на протяжении всего времени бодрствования.

Словарный запас малыша четырех лет достаточно богат, чтобы общаться, но еще слишком беден, чтобы, например, пересказать бабушке сказку, рассказанную накануне мамой или подробно изложить события прошедшего дня. С другой стороны, благодаря отличной памяти, стишок или ту же сказку, если она короткая, малыш может дословно повторить, даже не до конца понимая значения отдельных слов и фраз.

Уже понимая, что все предметы и действия вокруг имеют свои названия, кроха может самостоятельно заменять неизвестное ему название собирательным, например, называть фиалку цветком, а селедку рыбкой.
Помимо существительных и глаголов, маленький человечек уже использует в разговоре более сложные части речи - местоимения, наречия, междометия, союзы и предлоги. Несогласованность падежей и ошибки в использовании таких служебных частей речи в этом возрасте совершенно нормальны.

На простые вопросы малыш уже дает не односложные, а довольно развернутые ответы.

Словарный запас ребенка к четырем годам в среднем достигает двух тысяч слов.

Далее, для этого возраста характерно очень быстрое совершенствование речи, она улучшается прямо на глазах, малыш начинает стараться говорить грамотно, подражая взрослым (получается, конечно, не сразу, но попытки очевидны).

Нормально, если интуитивно ощущая наличие в языке сложных слов (самолет, пароход и т.п.), малыш начинает изобретать собственные новые слова таким же способом.

В отдельных случаях карапуз даже пытается исследовать рифмы и сочинять простенькие стишки.
Тем не менее, речевой аппарат в этом возрасте еще далек от совершенства. Не является отклонением от нормы, если малыш:

  • путает падежи, согласование рода и числа (открыл «дверю», кошка «пробежал» и т.п.);
  • переставляет местами либо пропускает слоги или звуки в сложных словах;
  • не выговаривает свистящие, шипящие и сонорные звуки: шипящие заменяются свистящими («език» вместо «ежик», «сюм» вместо «шум») и наоборот («жаяц» вместо «заяц», «шеледка» вместо «селедка»), а сонорные «л» и «р» заменяются соответственно «ль» и «й» («йиба» вместо «рыба», «лясточка» вместо «ласточка»).
Вместе с тем, к четырем годам подрастающий человек обычно обретает навык слитного произношения слов с двумя согласными подряд (слива, бомба, яблоко). Этому способствует укрепление мышечного аппарата языка и губ, а также координации их движений. Непонятные поначалу звуки «ы», «х», «э» на этом этапе обычно уже не вызывают трудностей.

Кроме того, ребенок уже умеет регулировать громкость речи в зависимости от конкретных обстоятельств (дома говорить тише, а на шумной улице - громче). Речь начинает обретать интонации.

Еще одна особенность данного возраста состоит в том, что малыш начинает замечать речевые ошибки у других детей.

Основные характеристики речи ребенка в 4 года

Все сказанное выше считается нормой достаточно условно. Все дети индивидуальны как по умственным способностям, так и по темпераменту, одни развиваются быстрее, другие медленнее, и говорить о том, что Оля знает две тысячи слов и пишет стихи, а Вася всего тысячу и путается в простых предложениях, следовательно, является умственно отсталым, совершенно неправильно.

Знаете ли вы? Понятие нормы у мальчиков и девочек тоже сильно отличается: по речевому четырехлетние девочки опережают своих сверстников мужского пола в среднем на 4 месяца, для такого возраста это очень много!

Кроме того, постоянное общение с близкими для детей 4 лет являются лучшими занятиями по развитию речи, поэтому у ребенка, растущего в любящей и внимательной семье речевой аппарат и словарный запас объективно развиты лучше, чем у малыша, который никому не нужен.

Тем не менее, есть объективные показатели, свидетельствующие о том, что с речью ребенка что-то не так.

Тесты на определение патологий

Проведите самостоятельное тестирование своего ребенка, предложив ему выполнить следующие задания (не обязательно сразу, иначе малыш потеряет интерес к «игре» и перестанет стараться, а результат проверки окажется недостоверным):

  • произнести без подсказок свою фамилию, имя и отчество;
  • перечислить имена родителей, членов семьи, близких друзей и других людей, входящих в непосредственный круг постоянного общения;
  • описать какую-нибудь интересную ситуацию или приключение (подождите подходящего случая и выберите момент, когда с малышом произошло что-то, что должно было произвести на него впечатление);
  • узнать близкого человека на групповой фотографии либо на фотографии, где он изображен в молодости (тест на распознавание образов);
  • разделить по группам определенный набор предметов съедобное-несъедобное, одежда, посуда и т.п.), а по выполнении задания - обосновать свой выбор;
  • описать признаки того или иного предмета (иголка острая, яблоко кислое, клубника сладкая, ночь темная, зима холодная);
  • назвать совершаемое на картинке или в предложенной ситуации действие (девочка плачет, мальчик балуется, кошка убегает);
  • дословно повторить услышанное;
  • пересказать увиденное или услышанное (сказку, мультфильм);
  • говорить сначала громко, потом тихо.

Оцените результаты. Но будьте снисходительны к своему чаду!

Важно! Наличие ошибок при выполнении задания не свидетельствуют о речевых нарушениях. Если огрехи незначительные, и ребенок способен их исправить после того, как ему объяснят, в чем была ошибка, нет никаких причин для беспокойства.

Поводом задуматься и обратиться к специалисту является наличие следующих признаков (не одного, а целого ряда из нижеперечисленного):
  • речь малыша очевидно слишком быстрая или слишком медленная, настолько, что создается впечатление, что ребенок делает это нарочно;
  • «оратор» говорит так, словно набрал в рот каши, его невозможно понять даже близким людям;
  • ребенок общается отдельными словами, не складывая их в предложения в соответствии с правилами грамматики;
  • малыш не воспринимает то, что ему говорят (не путайте с капризами и нежеланием выполнять требования);
  • «глотание» окончаний слов присутствует постоянно;
  • в речи не просматривается «собственное мнение», она сплошь состоит из услышанных где-то фраз;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот, даже если он молчит, а слюны настолько много, что она брызжет во время разговора или свисает с губ в состоянии покоя.

Причины нарушений речи

Причин нарушений речевого может быть множество. Некоторые из них являются признаками серьезного заболевания, другие же просто свидетельствуют о недостатке внимания к малышу. В частности, выделяют такие факторы, которые могут повлиять на детскую речь:

  1. Наследственный фактор (генетические аномалии).
  2. Внутриутробные либо родовые .
  3. Последствия перенесенного заболевания.
  4. Неблагоприятная обстановка в семье.
К первой группе указанных причин относится не только то, в каком возрасте начали говорить родители малыша, но и вполне конкретные врожденные дефекты - неправильный прикус, заикание, нарушения строения неба или языка, патологии в определенных зонах коры головного мозга, проблемы со .

Вторая группа причин - это целый ряд заболеваний и других вредных факторов, с которыми могла столкнуться женщина во время и (стресс, инфекционные заболевания, принятие , попытка , травмы, алкоголь, внутриутробная гипоксия плода, вредное производство, родовая асфиксия и т.п.).

К проблемам с речью могут также привести , постигшие самого малыша в первые годы его жизни. Особенно это касается инфекционных болезней, травм головы и неба.
О неблагоприятной обстановке в семье отдельно говорить не будем, здесь все понятно.

Как определить нарушение речи

Нарушения речи у ребенка могут проявлять себя по-разному. В интересующей нас возрастной группе их принято классифицировать следующим образом:

  • фонационные (отсутствует интонация, не получается регулировать громкость речи и т.п.);
  • структурно-семантические (общие проблемы с речью вплоть до полного ее отсутствия);
  • фонетические (дефекты произношения и восприятия) и т.п.

Знаете ли вы? О речевых проблемах человечеству известно давно. Как следует из Ветхого Завета, они были даже у пророка Моисея. Согласно легенде, маленького Моисея хотел умертвить фараон за то, что младенец позволил себе играть с короной, в чем жрецы увидели плохое предзнаменование. По совету другого жреца, заступившегося за будущего пророка, малышу нужно было показать золото и горящие угли: если младенец выберет золото, то умрет, если угли - останется жить. Движимый рукой ангела-хранителя, ребенок потянулся к угольку и поднес его к губам. Из-за этого речь пророка в последующем так и осталась невнятной.


На первом этапе родители, заметив у своего чада 4 лет те или иные признаки речевых нарушений, должны указать на эту проблему педиатру, последний, в свою очередь, признав опасения обоснованными, направляет малыша к логопеду. В большинстве случаев уже на этом этапе дети и их родители получают необходимые рекомендации и комплекс логопедических упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Но иногда для того, чтобы понять, что именно вызывает речевые проблемы, ребенка иногда нужно комплексно обследовать. С этой целью педиатр и логопед могут привлекать узких специалистов, в частности:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • психолога;
  • сурдолога.
Для получения полной картины, малыша могут подвергнуть целому ряду лабораторных и других процедур, в частности:
  • магнитно-резонансной томографии;
  • энцефалограмме;
  • УЗИ головного мозга (эхоэнцефалография).
Такое позволит исключить патологии головного .
Помимо того, доктора обязательно проведут собственное тестирование малыша, изучат моторику мышц лица, проанализируют информацию о социально-бытовых условиях, в которых растет ребенок.

Если в целом с малышом все в порядке, его лечение будет состоять всего лишь в выполнении специальных упражнений для языка, предназначенных для детей 4 лет с учетом индивидуальных особенностей конкретного маленького пациента.

Структура логопедического занятия дома

Направленная на устранение дефектов речи, должна проводиться методически, системно, только в этом случае можно рассчитывать на высокий результат.

Психологический аспект работы с ребенком

Прежде всего родителям нельзя забывать о возрасте ребенка. Нужно сделать все, чтобы занятия превратились в веселую игру. Также это время следует использовать для общения с малышом, таким образом вы «убьете двух зайцев» и получите синергический эффект (правильно выполненные упражнения и внимание родителей в совокупности усилят действие друг друга).

Гимнастика для пальчиков

Казалось бы, какая связь между пальцами и языком? Оказывается, самая непосредственная. Весь многовековой опыт логопедии (а эта наука своими корнями уходит в античность) свидетельствует о том, что развитие мелкой моторики и речь находятся в прямой зависимости. Именно поэтому логопедические занятия для детей 4 лет всегда включают в себя упражнения для пальчиков, и, развивая речь ребенка дома, об этом блоке нельзя забывать.

Гимнастика для пальчиков у таких маленьких детей проводится не в виде физкультуры, а в виде игры. Ребенку предлагают «сделать» ручками ежика, кошечку, цветочек, шарик или флажок, показать, как птичка пьет водичку или машет крылышками и т.п.

Конкретный комплекс пальчиковых игр разработает логопед, задача родителей - строго выполнять их, уделяя игровому развитию мелкой моторики как минимум пять минут в день.

Артикуляционная гимнастика с картинками

Следующий вид упражнений - артикуляционная гимнастика . Ее задача состоит в развитии и укреплении мышц языка и губ, чтобы они стали сильными, гибкими и хорошо «слушались» своего хозяина.

Особенность этих занятий по логопедии для детей 4 лет состоит в том, что они проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как работают его лицевые мышцы, в каком положении находится язык и т.п. В первый раз логопед покажет родителям малыша, как правильно выполнять упражнения, в дальнейшем эта работа будет проводиться дома самостоятельно.

Регулярность гимнастики - ежедневно. Лучше уделить этому занятию два раза в день по 5-7 минут, чем мучить ребенка четверть часа подряд и потом оставить в покое до завтра. Под контролем родителей малыш облизывает губки язычком, как будто только что полакомился сладким вареньем, «чистит» зубки, но не щеткой, а языком, изображает с его помощью качели и т.п.

Развитие фонематического слуха

Очень важной частью занятия является развитие речевого (или фонематического) слуха. Наша задача - научить малыша слышать и распознавать звуки.

Заниматься подобными упражнениями с детьми в возрасте 4 лет - сплошное удовольствие. Можно придумать массу логопедических игр, можно своими руками сконструировать необходимые для этого атрибуты, а можно привлечь к такому изготовлению малыша, тогда у него заодно будет развиваться мелкая моторика, приобретаться полезные навыки и расширяться кругозор.

  1. Предложите ребенку послушать, как «звучат» те или иные предметы (шуршит бумага, стучат деревянные ложки, звенит стекло о стекло). Затем малыш должен распознать те же звуки, но уже с закрытыми глазами.
  2. Подберите в интернете видео, где звучат голоса различных животных или птиц. Покажите их ребенку и снова предложите распознать «зверя» по голосу с закрытыми глазами.
  3. Таким же образом отыщите видео или звукозапись с различными шумами - моря, леса, городской улицы. Дайте их послушать малышу и попросите его распознать источник каждого звука (автомобиль, мотоцикл, поезд, волна и т.п.).
  4. Завяжите ребенку глаза и двигайтесь по комнате с колокольчиком, стараясь не шуметь. Задача малыша - безошибочно показать пальчиком, откуда конкретно доносится звон.
  5. Предложите малышу сымитировать звуки, которые издают различные звери. Обращайте внимание ребенка не только на вид, но и на возраст животного (возможно, маленький котенок еще не умеет говорить «мяу», он только жалобно и тоненько пищит, причем не может делать это очень громко, ведь он совсем кроха). Для такого занятия по развитию речи хорошо использовать специальные логопедические картинки или игрушки в виде животных - ребенку в 4 года это будет намного легче и интереснее.
Одним из упражнений по развитию фонематического слуха является так называемая логопедическая ритмика . Придумайте интересную песенку, исполнение которой сопровождается определенными движениями (вспомните или пересмотрите фильм «Лысый нянь» с Вином Дизелем, там есть очень яркий пример такой логоритмики).

Фантазируйте, не ограничивайтесь упражнениями, которые для вашего ребенка придумал логопед, и тогда ваш малыш будет воспринимать занятия как интересную игру и с нетерпением ждать ее!

Развитие речи

Речь, как и мускулатуру, нужно развивать. Словарный запас ребенка должен пополняться постоянно, но как это сделать, если малыш целыми днями выполняет одни и те же рутинные действия? Постарайтесь наполнить жизнь своей крохи новыми впечатлениями, и тогда его речь будет обогащаться сама собой, без дополнительных усилий с вашей стороны.

Предложите ребенку составить интересный и увлекательный рассказ на тему: как я провел лето (разумеется, это сработает только в том случае, если малышу действительно есть что вспомнить). Подобные логопедические задачки для детей 4 лет намного интереснее и, что немаловажно, эффективнее, чем методичные занятия перед зеркалом.
Учите с ребенком стихи и скороговорки, читайте ему сказки, рассказывайте увлекательные истории и просто общайтесь. Не забывайте, что в этом возрасте словарный запас малыша делится на две части: слова, которые малыш использует во время речи, и слова, которые он пока не повторяет, но уже понимает. Старайтесь использовать в своих рассказах как можно больше новых слов и не ленитесь объяснять их значение. Развивая пассивный словарный запас малыша, вы тем самым, хотя и более медленно, расширите и активный.

Упражнения для постановки звука «р»

Для детей 4 лет, которые не выговаривают отдельные буквы, используются специальные упражнения. Например, в этом возрасте малыши очень часто не справляются , просто пропуская ее либо заменяя на «л», также трудности возникают с шипящими «ш», «щ». С этим очень хорошо помогают справиться логопедические стишки. Их существует огромное множество, они классифицированы по конкретным проблемным звукам, наиболее удачные можно подобрать по своему вкусу в Сети, даже не прибегая к помощи логопеда.

Важно! Проблема со звуком «р» часто имеет физиологический характер (недостаточное развитие так называемой «уздечки», в связи с чем язык не достает до неба, и малыш объективно не может «рычать»). Именно по этой причине не выговаривающих «р» детей обычно советуют все же показать специалисту. Для самоконтроля прислушайтесь, возможно, ваш малыш «глотает» букву «р» не всегда, а только в отдельных звуках, тогда, вероятнее всего, нужно просто потренировать навык.

Упражнений на «р» разработано множество. Вот несколько из них:
  1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к основанию верхних зубов. В таком положении несколько раз подряд нужно произнести звук «д». Далее задача усложняется. Все то же самое сопровождается выдыханием воздуха с направлением его на кончик языка. Смысл в том, чтобы малыш запомнил вибрацию, которая возникает при выполнении упражнения. Именно она присутствует при произношении звука «р».
  2. Произносим «ж» с широко открытым ртом, постепенно поднимая язык к верхним зубам. Взрослый в это время аккуратно помещает под язык ребенка специальный шпатель и делает им движения в стороны, чтобы создать вибрацию. Задача ребенка - подуть на язык.
  3. Малыш затягивает язык назад и произносит «за», а взрослый вводит под язык шпатель так же, как в прошлом упражнении. Если выполнить прием правильно, звучать будет именно «р», и ребенок должен запомнить это ощущение.

Упражнения для постановки шипящих

Из всех шипящих легче всего «договориться» со звуком «ш», с него обычно и начинают постановку. Малышу предлагается сказать «са», медленно поднимая язык к основанию верхних зубов, пока не раздастся шипение. Теперь с выпусканием воздуха из легких ребенок добавляет «а», чтобы произнести «ша». Помочь преобразовать «са» в «ша» должен взрослый, используя все тот же шпатель. Запоминаем ощущения и оттачиваем навык.

«Щ» также начинаем с простого «с». В постановке участвует шпатель, с помощью которого взрослый помещает язычок в правильное положение.

Для постановки «ч» произносим «т» с выдохом, а взрослый шпателем отодвигает язычок назад.

Не забываем о зеркале, а также не устаем показывать ребенку правильную технику произношения.

Ваш малыш очень хочет справиться с поставленной задачей, чтобы вы могли им гордиться! А еще дети - это природные подражатели. Поэтому если у четырехлетнего ребенка имеются речевые нарушения, но при этом никаких других патологий не выявлено, проблема решится очень быстро, если вы проявите терпение и уделите своему чаду немного внимания и любви.

Гимнастика для тела, рук, ног – привычное и знакомое дело и для взрослых, и для детей (по крайней мере, так хотелось бы думать). Мы делаем ее, чтобы укрепить мышцы, чтобы быть стройными, сильными, подтянутыми. А вот зачем упражнения для развития ребенка , гимнастика для языка? Язык – главный среди органов речи человека. И ему необходима гимнастика, как и всем другим мышцам в организме человека. Ведь язык должен быть развит очень хорошо для того, чтобы выполнять довольно сложные движения, в результате которых и получаются звуки, а они помогают нам общаться друг с другом. Очень важно развивать ораторские способности , научить ребенка правильно говорить.

поможет развить и укрепить мышцы языка и быстрее поставить правильное звукопроизношение. Даже если звуки малыш произносит правильно, то гимнастика для языка поможет сделать его более четкой и выразительной. В начале занятий упражнения нужно выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш контролировал правильность выполнения упражнений, потом можно будет зеркало не использовать. Не расстраивайтесь, если у ребенка что-то не получается, это довольно сложно для первого раза. Многое может не получиться даже у Вас. Будьте ласковы и снисходительны. Занимайтесь вместе с ребенком. Занятия должны длиться 5-7 минут. Кроме артикуляции для развития ораторских способностейочень важны и дыхательные упражнения, которые учат вдыхать воздух медленно и глубоко. Певицы говорят, что вдыхать воздух нужно так медленно, чтобы захотелось зевать, а на зевке можно и петь, и читать нараспев – звуки получаются насыщенными и сильными, а связки не устают.

Для начала, несколько дыхательных упражнений

1. Цветок. Предложите малышу представить, что он вдыхает аромат прекрасного цветка, который он держит на вытянутой руке. Он должен вдыхать воздух носом медленно и глубоко. Далее упражняемся в плавном и продолжительном выдохе:

2. Снежинки . На ладонь ребенка положите кусочек ваты и попросите его представить, что это снежинка. Она легкая и воздушная. Посмотрите, как она летает. Покажите малышу, как сдуть снежинку с ладони. Вдох делается через нос медленный и глубокий, и выдох через рот – длительный и плавный.

3. Чай. Прекрасное упражнение – дуть на горячий чай. Выдох не должен быть резким.

4. Листочки. Из зеленой бумаги нужно вырезать листочки, привязать их ниткой к карандашу. Ветер дует – листочки колышутся. Роль ветра исполняет ребенок. Дуть нужно достаточно сильно но не резко, при этом по прежнему делать глубокий и медленный вдох через нос.

5. Футбол. С двух сторон делаются импровизированные ворота. Это могут быть не очень большие коробки. Дуя на комочки ваты (мячи), вы должны забить гол в ворота противника.

6. Шарики . Очень полезно надувать воздушные шарики.

Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

7. Звоночек. Попросите ребенка, чтобы он подошел к стене и представил, что перед ним входная дверь, а рядом кнопочка звонка. Попросите малыша сделать глубокий медленный вдох носом, но плечи при этом не поднимать, задержать на секундочку дыхание. Пусть он нажмет на звонок пальчиком, одновременно произнося звук «рь=рь-рь». Затем то же самое нужно проделать, нажимая на звоночек пальцем другой руки.

8. Свеча . Перед ребенком держите зажженную свечу. Попросите его сделать носом глубокий вдох и резко задуть свечку. Повторите эту игру несколько раз. После нее, правда, нужно проветривать комнату.

9. Волшебник . Предложите малышу немного побыть магом. Произносите заклинание, но обязательно на одном дыхании: «Мимм -мэмм — мамм — момм — мумм — мымм!» Следите за артикуляцией, ребенок должен хорошо двигать губами.

10. Шарик . Возьмитесь с малышом за руки. Не разъединяя руки, сделайте медленный вдох носом и два шага назад. Так шарик надулся и у вас получился большой круг. Теперь вы выпускаете воздух, произнося «с-с-с….» и выдыхая, делаете один шаг вперед. Шарик немного уменьшился. Теперь его нужно еще уменьшить, для этого, не вдыхая, еще произносим «с-с-с…» и делаете еще один шаг вперед. Шарик стал совсем маленьким. Таким образом вы максимально выпустили воздух из дыхательных путей. После этого можно спокойно вздохнуть. Повторите игру несколько раз.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Такие упражнения для развития речи ребенка нужно выполнять регулярно, каждое из них повторять по 5 раз в течение 5-7 секунд. Обычно детям такая гимнастика очень нравится. Не забывайте дать малышу зеркало, он должен видеть, что делает. Погримасничать любят все!


Чистим зубки

— нужно улыбнуться и открыть рот

— с внутренней стороны почистить зубки кончиком языка сначала нижние, потом верхние

Окошко

— закрыть рот — холодно

Тесто

нужно улыбнуться

— держа язык между губами, пошлепать ими, получается звук «пя-пя-пя»

— зубками легонько покусать кончик языка — далее движения чередуются

Чашечка

— нужно улыбнуться — открыть широко рот

— широкий язык высунуть наружу и придать ему форму чашечки (приподнять кончик языка)

Дудочка

— сомкнуть губы и зубы

— с напряжением вытянуть губы вперед

Заборчик

— нужно улыбнуться

— обнажить сомкнутые зубы, с напряжением растягивая губы в широкой

Маляр

— нужно улыбнуться

— рот приоткрыть

— покрасить (погладить) нёбо кончиком языка

Грибочек

— нужно улыбнуться

— языком поцокать, как будто идет лошадка

— широкий язык присосать к нёбу

Поймай мышку

— нужно улыбнуться

— приоткрыть рот

— произнести «а-а» и широкий кончик языка поймать зубами, прикусить его (мышка поймана за хвостик)

Лошадка

— губы вытянуть

— рот приоткрыть

— поцокать узким язычком (как лошадки цокают копытами)

Пароход

— нужно улыбнуться

— рот открыт

— произнести с напряжением длинное «ы-ы-ы»

Слоник

— нужно улыбнуться

— губы вытянуть вперед трубочкой, получается «хобот слона»

— хоботом как будто набирать воду, слегка при этом причмокивать

Орешки

— закрыть рот

— поочередно кончик напряженного языка упирается в щеки

— на щеках образуются орешки – твердые шарики

Качели

— нужно улыбнуться

— рот открыт

— переводить кончик языка за нижние зубы, потом за верхние

Часики

— нужно улыбнуться

— рот открыт

— кончик языка переводить из одного угла рта в другой поочередно

Шарик

— надуть полностью щеки

— сдуть щеки тоже полностью

Гармошка

— нужно улыбнуться

— сделать языком грибочек (присосать его к нёбу)

— не отрывать язык от нёба, открывать и закрывать рот, при этом зубы не смыкать

Парашютик

— положить ватку на кончик носа

— языку придать форму чашечки и прижать к верхней губе

— сдуть с носа ватку

Занимайтесь такой артикуляционной гимнастикой всегда, когда у Вас есть такая возможность. И Ваш малыш в скором времени будет удивлять Вас своей красивой и правильной речью. Упражнения для развития правильной речи можно начинать выполнять с того возраста, когда ребенок начинает понимать, что вы от него хотите, может выполнять Ваши просьбы. Обычно начинают с 3-4 лет. Но даже если, Вы поняли, что такая гимнастика нужна малышу позже, то Вы успеете наверстать упущенное. Такая полезна не только для детей 3-4 лет , но и для взрослых. Зачем развивать правильную речь вы можете прочитать в статье » «. Не забывайте о развитии и пальчиковых играх. Всю информацию на эту тему Вы можете найти в рубрике « «.

Пусть наши детки будут здоровы, и их ораторские способности радуют родителей!

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости «Наши детки»! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!

Хорошая дикция у человека – сродни таланту, ведь четким произношением может похвастаться не каждый. Причины плохой дикции таятся во врожденных дефектах речевого аппарата, плюс к этому человек может подражать речи других людей и таким образом портить свою. Однако, с помощью специальных упражнений для можно исправить это положение вещей.

Принципы развития речи

Они применяются по отношению к детям и преследуют цель обучить их родному языку:

  1. Взаимосвязь умственного, сенсорного и речевого развития. Основу мышления составляют сенсорные представления, на которые и опирается речь, развиваясь в единстве с ними. Чем больше ребенок познает окружающий мир, тем лучше формируется его речь.
  2. Коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи. Речь понимается как деятельность, а язык используется для коммуникации.
  3. Развитие языкового чутья, то есть неосознанного владения закономерностями языка.
  4. Формирование элементарного осознания явлений языка. Ребенок неосознанно обобщает эти явления и формирует творческую речевую способность.
  5. Взаимосвязь работы над разными сторонами речи. При развитии одной стороны речи происходит одновременное развитие и других.
  6. Обеспечение активной речевой практики. Необходимо не только говорить, но и слушать, воспринимать речь.
  7. Обогащение мотивации речевой деятельности. Этот метод развития речи предусматривает повышение мотивации говорить, повторять, пересказывать.

Способы развития речи дома

Нередко бывает так, что уже взрослый человек в силу ряда причин хочет улучшить свой выговор, дикцию, интонацию. Если нечеткая и неправильная речь создает препятствия в повседневной жизни: ограничивает понимание, мешает произвести впечатление или привлечь внимание, а также достигнуть карьерных высот, то помочь могут специальные упражнения:

  1. Тренировка дыхания. Необходимо на выдохе на распев произносить гласные звуки, стараясь тянуть их как можно дольше. Можно пробовать сочетать их друг с другом. Сделав короткий вдох, продолжить, а еще можно считать на выдохе до десяти.
  2. Для развития речи и дикции взрослых очень полезно произносить . Самые разные, но предпочтительно те, звуки в которых даются труднее всего. В дальнейшем их можно объединять в одно целое. Чтобы освоить навык правильного произношения быстрее, в рот нужно положить орехи или зажать между передними зубами карандаш. Удалив такие предметы, можно заметить, что техника произношения сложных словосочетаний улучшилась.
  3. Развитие речи у взрослых предусматривает прослушивание диктофонных записей. Всегда полезно услышать свою речь со стороны, понять, как она звучит и выявить имеющиеся дефекты, а после приступить к их устранению.

Существенно улучшить свою дикцию можно и с помощью артикуляционной зарядки. Вот самые простые и распространенные упражнения:

  1. Перемещение челюсти вперед-назад при открытом положении рта.
  2. Поочередно упираться языком в щеки. Делать как при закрытом, так и открытом положении рта.
  3. Широко открыть рот и поочередно коснуться языком каждого зуба.
  4. Наклонить корпус вперед, скрестив руки на груди, и начать произносить гласные на распев. После каждого очередного звука принимать вертикальное положение, а после снова наклониться и продолжить.

Тем, кто проглатывает целые слоги во время разговора, рекомендуется скандировать стихотворения. Произведения нужно выбирать сложные и для этого хорошо подходят стихи Маяковского. Исправить произношение поможет и частое произношение слов, в которых согласные стоят рядом друг с другом.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.