Детство, опаленное войной. Сможем ли мы понять как жили дети вовремя Великой Отечественной войны? Им, детям военного лихолетья, пришлось в полной мере. Презентация "Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в стихах русских поэтов."

Проект «Составление электронного иллюстрированного альбома «Картины военного лихолетья в стихах русских поэтов » Работу выполнила: Тарасенко Светлана Ученица 6 «В» класса Моу «Гимназия №53» г. Магнитогорска

Прощание. 1975 Андрей Мыльников СЛАВА За пять минут уж снегом талым Шинель запорошилась вся. Он на земле лежит, усталым Движеньем руку занеся. Он мертв. Его никто не знает. Но мы еще на полпути, И слава мертвых окрыляет Тех, кто вперед решил идти. В нас есть суровая свобода: На слезы обрекая мать, Бессмертье своего народа Своею смертью покупать. 1942г.

Подвиг Зои Космодемьянской. 1942 КЛЯТВА И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит! Июль 1941г.

ПРИЧИТАНИЕ Ленинградскую беду Руками не разведу, Слезами не смою, В землю не зарою. Я не словом, не упреком, Я не взглядом, не намеком, Я не песенкой наемной, Я не похвальбой нескромной............................... В поле зеленом Помяну... 1944г. Б. Тарелкин. Товарищи. 1983

ПОБЕДИТЕЛЯМ Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть... Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла "Берт". Вот о вас и напишут книжки: "Жизнь свою за други своя", Незатейливые парнишки - Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, Внуки, братики, сыновья! 29 февраля 1944г. А. Козлов. Соревнование на военном заводе. 1942

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они - кто старше, кто моложе - Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же... К. Антонов. Победители.

Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы - девчата, Похожие на парней. Нет, это горят не хаты - То юность моя в огне... Идут по войне девчата, Похожие на парней. А. Широков. За Родину

Я столько раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. 1943г. В. Мочальский. Победа. Берлин 1945 года. 1947

Где-то около Бреста Вдруг вошла к нам в вагон Невеселая песня Военных времен. Шла она по проходу И тиха, и грустна. Сколько было народу - Всех смутила она. Подняла с полок женщин, Растревожила сны, Вспомнив всех не пришедших С той, последней войны. М. Самсонов. Бойцы Сталинграда. 1983

Целовались. Плакали И пели. Шли в штыки. И прямо на бегу Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу. Мама! Мама! Я дошла до цели... Но в степи, на волжском берегу, Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу. А. Лопухов. Победа.

Война заставила по-новому, более глубоко и серьезно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить.
Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъему советского народа.

В годы Великой Отечественной войны у советских художников, как и у всего народа, с особенной силой проявилось патриотическое чувство, интерес к национальному прошлому нашей Родины, к ее лучшим вековым традициям.
Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943) известный баталист М. И. Авилов.

Ряд картин на исторические темы написал в годы войны художник П. П. Соколов-Скаля. Самая значительная из них - «Иван IV в Ливонии. Взятие крепости Кокен Гаузен» (1940- 1942) - посвящается победе русского народа над ливонскими псами рыцарями.

Старейший советский художник Н. П. Ульянов создал образ великого русского полководца М. И. Кутузова в картине «Лористон в ставке Кутузова» (1945).

Народный художник РСФСР Е. Е. Лансере написал гуашью серию небольших картин, объединенных общим названием «Трофеи русского оружия». Автор задумал показать великие победы русского оружия в различные исторические эпохи: «После Ледового побоища», «На Куликовом поле», «Полтавская победа», «1812 год» и т. д. Смерть помешала художнику завершить эту интересную работу.

Благородную задачу воплотить в искусстве образы наших великих предков, чьи исторические подвиги вдохновляли советских людей на борьбу с врагом, поставили перед собой многие мастера искусства.

«Я писал его, - рассказывает художник, - в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который «в судный час своего бытия» встал во весь свой гигантский рост».

Темы исторического прошлого тесно переплетались с темами героического настоящего. Художники были свидетелями и непосредственными участниками стремительных атак и боевых штурмов, тяжелых военных походов и кровопролитных сражений. Время не ждало. Надо было писать по живым впечатлениям. Художники работали, напрягая все силы. Картины не всегда удавались, некоторым из них не хватало глубины раскрытия темы, силы обобщения. Но ни у одной из них нельзя было отнять главного - искренности и страстности, сознания высокого патриотического долга.

Картину победоносного наступления советских войск запечатлел в одном из первых батальных полотен военных лет художник В. Н. Яковлев («Бой под слободой Стрелецкой», 1942).

Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1943) показал небывалую отвагу и стойкость моряков - защитников города-героя.

Им же были написаны картины «Сбитый фашистский ас», «Авиационный десант на Днепре» и другие.

В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.

Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова.

Картина изображает радостный момент соединения войск двух фронтов. Она была создана художниками вскоре после прорыва блокады, когда в памяти людей еще свежи были недавние переживания и горести, когда сама земля еще хранила следы ожесточенных сражений.

В годы Отечественной войны выдвинулись многие молодые художники, для которых работа над батальными темами явилась большой и плодотворной школой идейного и творческого роста.

В числе их наиболее ярко проявили себя воспитанники студии военных художников имени Грекова. Основанная в 1934 году как учебная, в дни войны она превратилась в боевой коллектив военных художников-профессионалов. Их работа протекала на передовых линиях фронта. Студийцы были непосредственными участниками подмосковных боев, великой битвы на Волге, форсирования Днепра и штурма Берлина.

Среди этой талантливой молодежи особенно выдвинулся живописец-баталист П. А. Кривоногов. В 1945 году он создал картину «Корсунь-Шевченковский», в которой запечатлел одно из больших сражений в районе Правобережной Украины, во время которого было окружено и уничтожено 11 немецких дивизий. Художник был свидетелем этой операции, что обусловило жизненную достоверность и документальную точность картины.

Наряду с историческим, батальным и бытовым жанрами видное место в советской живописи военных лет принадлежало портрету и пейзажу.
Высокого расцвета достигло искусство художника А. М. Герасимова. В 1944 году им было написано одно из лучших произведений - групповой портрет старейших русских художников В. Н. Мешкова, И. Н. Павлова, В. К. Бялыницкого-Бируля и В. Н. Бакшеева.

Целую галерею портретов белорусских партизан оставил нам художник Ф. А. Модоров. Здесь люди различных возрастов и званий, известные прославленные командиры и рядовые участники партизанских рейдов. Художник сосредоточил внимание на раскрытии внутреннего мира каждого, любовно написал их мужественные простые лица.

Новыми чертами отмечена также пейзажная живопись. В военный пейзаж художники вложили взволнованные чувства советских патриотов. Они показали сожженные врагом мирные села и города, варварски разрушенные памятники культуры. Грозное дыхание войны наполнило эти пейзажи героическим звучанием.

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы, но и мастера скульптуры.

Отечественная война поставила перед ними чрезвычайно сложную и благородную задачу - увековечить для потомства образы защитников, советской страны, героев фронта и тыла, отважных партизан. Поэтому одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.

Образы героев войны получили наиболее яркое воплощение в творчестве В. И. Мухиной. При внешней скромности и сдержанности композиционных решений Мухиной всегда удавалось раскрыть богатство внутренней жизни портретируемого, создать настоящий героический портрет. Таковы портреты полковников Б. А. Юсупова (1942), И. Л. Хижняка (1942), портрет партизанки.

Великая Отечественная война не остановила развития советского искусства. Обостренность патриотических чувств, гражданская страстность пронизывают искусство этого времени. Вместе со всем народом участвовали художники в борьбе против фашистских захватчиков. Одни из них находились на передовых позициях, запечатлевая в рисунках с натуры боевые эпизоды, другие трудились в редакциях военных газет, в мастерских "Окон ТАСС".

Плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!"

Огромную роль в годы Великой Отечественной войны сыграло искусство плаката. Уже на следующий день после вероломного нападения фашистских захватчиков на Советский Союз появился плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Во многих городах стали выходить "Окна ТАСС". Они повествовали о ходе военных событий, призывали к защите социалистической Родины, прославляли подвиги бойцов. В блокированном Ленинграде к плакату обратились многие мастера - графики, скульпторы, живописцы. Регулярно выходили работы коллектива "Боевой карандаш". Широкую известность получили плакаты В. Серова, А. Казанцева, И. Серебряного, В. Пинчука, листы В. Курдова, Г. Петрова, Н. Тырсы, В. Лебедева и многих других художников, работавших в осажденном Ленинграде. Драматические, проникнутые пафосом героики плакаты создавали в это время В. Иванов, А. Кокорекин, Д. Шмаринов, В. Корецкий и другие художники.

П. Корин, "Александр Невский"

В военные и послевоенные годы возникли такие выдающиеся произведения станкового искусства, как "Мать партизана" С. Герасимова, "Фашист пролетел" А. Пластова, триптих "Александр Невский" П. Корина, "Оборона Севастополя" А. Дейнеки, Воин-освободитель" Е. Вучетича, "Конец" Кукрыниксов, литографии А. Пахомова, посвященные героическим защитника Ленинграда, картины В. Серова, И. Серебряного, Ю. Непринцева, А. Лактионова, А. Мыльникова, скульптурные портреты героев войны работы В. Мухиной, Е. Вучетича. Н. Томского.

Патриотический подъем советского народа, уверенность в победе над врагом нашли своеобразное отражение в картинах, воспевающих героическое прошлое России.

А. Пластов, "Ужин трактористов"

Победоносное окончание Великой Отечественной войны поставило перед художниками новые задачи. Уже в первое послевоенное десятилетие сделано немало ценного во всех жанрах и видах изобразительного искусства. В основном достижения связаны с жанровой картиной. Появились замечательные полотна А. Пластова на темы колхозной жизни ("Ужин трактористов", "Сенокос", "Жатва"), работы С. Чуйкова (картины "Киргизской сюиты"). Однако в этот период в творчестве некоторых художников появились парадная помпезность, приверженность штампам.

Тэг: Изобразительное искусство


Когда началась война? 22 июня 1941 года прозвучали слова бьющие прямо в сердце. «Внимание! Говорит Москва Передаём важное правительственное сообщение. Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы нашего государства».



А мы не стали памяти перечить И, вспомнив дни далёкие, когда Упала нам на маленькие плечи Огромная не детская беда Была земля и жесткой и метельной Была судьба у всех людей одна У нас и детства не было отдельно, А были вместе – детство и война… Что вы знаете от детях войны?






В конце 1941-го меня с семьёй отправили в эвакуацию. Мне было 12. Затолкали нас в изрешеченную пулями теплушку. Это был последний эшелон. Я всю жизнь переживал, что меня не взяли на фронт из-за возраста. Практически все мой друзья воевали, а я мины на заводе собирал. Осознание того, что я мог бы сделать для Победы больше, родись хотя на пару месяцев раньше, до сих пор вызывает у меня чувство стыда и неловкости. Анатолий Адоскин




Мне было 13 лет, когда грянула война. Я уезжал в эвакуацию московским буржуйским мальчиком, а вернулся взрослым пацаном. Дело даже не в том, что я многому научился. Главное – я увидел войну воочию, ощутил на себе, что такое беда. Помню, оказались в городе Бугульма. Там располагались госпитали с тяжелоранеными: чем дальше от линии фронта базировался госпиталь, тем более тяжёлых раненых туда свозили. В госпиталях Бугульмы лежали просто останки солдат. Глядя на этих бедолаг, и я, и мои сверстники понимали: этот дядя без половины лица и без рук, он не вообще где-то за что-то пострадал. Он пострадал за каждого из нас. И я стою на двух ногах именно потому, что этот дядя отдал свои ноги за меня. Я помню, как раненые, изможденные солдаты пытались отдавать свои пайки нам, вечно голодным детям Алексей Баталов


…Кто не слышал как звонят колокола Хатыни?... Дети на оккупированной врагом территории Они вынуждены были уйти из своих домов в землянки, умирали от голода и холода. Они могут рассказать, о том, как гитлеровцы вешали, расстреливали, сжигали заживо целыми деревнями по поводу и без повода. Как это случилось с деревней Хатынь.








Погиб Марат в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою. Марат Казей. Марату не пришлось идти в школу в пятый класс. За связь с партизанами была повешена его мать. Вместе с сестрой Марат ушел к партизанам. Он стал разведчиком.


ЛЕНЯ ГОЛИКОВ Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза


Валя Котик Валя Котик Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.




Маленькие герои большой войны До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.


Информационные источники Дети войны. Снова бомбежка Фото Б.Ярославцева. Дети войны. Снова бомбежка Фото Б.Ярославцева Дети Светлана Николаева. Дети Светлана Николаева Дети в концлагере в Ясеноваце. Дети в концлагере в Ясеноваце День победы.jpg. День победы.jpg. Плакат "Родина-мать зовет!". И. Тоидзе. Плакат "Родина-мать зовет!". И. Тоидзе Энциклопедия Кирилл и Мифодий Энциклопедия Кирилл и Мифодий

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.