"Поэты и композиторы о зиме". Новогоднее и рождественское настроение. Зима в музыке Музыкальные произведения про зиму названия

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

"Зима в музыке"

Цель: Подвести учащихся к осознанию того, что музыка обладает изобразительными возможностями, в ней можно услышать "холод и тепло".

Задачи: Раскрытие изобразительных возможностей музыкального искусства и понимания того, что музыка умеет изображать картины природы.

Развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления, тембрового слуха, творческих способностей.

Воспитание бережного отношения и любви к природе, умения наслаждаться и любоваться ею.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский. "У камелька" (Из цикла "Времена года")

А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года")

Е. Поплянова. "Снежный ком"

Н. Перунов. "Дед Мороз" (попевка)

Оборудование:

Фортепиано,

Музыкальный центр

Портреты композиторов (Чайковский, Вивальди)

Репродукция картины И. Шишкина "Зима"

Методы: наблюдение, сопоставление, сравнение, словесное рисование и описание, диалог, сравнение

Тип урока: углубление в тему

Ход урока

Музыкальное приветствие

У.: (читаю отрывок из стихотворения И.З.Сурикова "Зима")

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно:

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-

Вот пришли морозцы-

И зима настала.(:)

У.: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д.: О зиме

У.: Как описывает зиму русский поэт? (Ответы детей)

У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину И. Шишкина "Зима". Что вы видите? А что слышите?

Д.: Треск сучьев, скрип снега и т.д.

У.: Как вы думаете, зима очень холодная? (Ответы детей)

У.: Если бы вы были композиторами, то какими звуками нарисовали бы холод?

(Учитель играет звуки в разных регистрах, а дети выбирают их. Можно предложить нескольким ученикам самостоятельно найти на инструменте эти звуки). изобразительный музыка искусство мышление

У.: Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Композитор, с музыкой которого мы с вами знакомились на прошлом уроке (Чайковский) написал музыкальный альбом, который назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. Для каждой из них подобраны несколько строк из стихотворений русских поэтов А.Пушкина, А.Майкова, А.Фета и др. Кроме названия месяца, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины. Послушайте первую пьесу альбома - "Укамелька" (Январь).

Слушание. П.Чайковский "Укамелька"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы? (Ответы детей)

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина?

У.:В исполнении, какого инструмента звучит пьеса?

Д.: Фортепиано

У.: Правильно. Молодцы!

У.: Такое же название дал своему произведению Антонио Вивальди-итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог. (Показываю портрет). В его произведении 4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину "Зима".

Слушание. А. Вивальди. "Зима"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы?

Д.: Музыка тихая, спокойная, плавная, нежная, добрая, немного грустная и т.д.

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина? (Ответы детей)

У.: В исполнении, какого инструмента звучит произведение?

Д.: Скрипка.

У.: (Показываю и рассказываю об инструменте). Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

У.: Вот так русский и итальянский композиторы в своей музыке изображают картины природы. Одинаково или по-разному они передают настроение зимы? (Ответы детей)

У.: А теперь представим себе - вокруг нас белый снег. (Вместе с детьми читаем):

Белый пух,

Снежный пух -

Все-все-все в пуху вокруг.

Пух на шапках,

Пух на шубах,

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно, ух!

Кто щекочет?

  • - Пух! (Н. Перунов)
  • - Мы замерзли. Греем ручки, греем ножки!

Исполнение попевки "Дед Мороз" с движениями (хлопки, притопы), можно исполнить, импровизируя и инсценируя по тексту.

У.: Ребята, с какой песней мы с вами познакомились на прошлом уроке.: "Снежный ком".

У.: Итак, исполняем песню легко, весело, задорно, не забываем о правилах пения.

Исполнение. "Снежный ком"

У.: Молодцы! Весело исполняли песню.

У.: Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала?

Д.: Холодную, снежную, морозную зиму и т.д.

У.: С произведениями, каких композиторов мы познакомились?

Д.: С произведениями П.Чайковского и А. Вивальди

У.: Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение.

Домашнее задание: Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали.

Дидактический материал, состоящий из 7 масок-ободочков нот, 7 цветных ламинированных нот на липучках, плакат с нотным станом и нарисованными цветными нотами на нем, плащ и маска-ободочек для «скрипичного ключа», 7 карточек с изображениями нот в картинках, штук 20 средних скрипичных ключиков для поощрения и поднятия самооценки работы ребенка на уроке.

Музыкальный материал, включающий фонограмму песни «Чтоб выучиться пению» З. Петровой, ноты этой песни для собственного исполнения, аккомпанемент нотной попевки «До-воробышка гнездо…».

Звучит фонограмма песни «Чтоб выучиться пению» 3. Петровой и А. Островского. Дети под маршево - бодрую музыку заходят в класс и садятся на места. Внезапно музыка прекращается…

Я: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли! Когда вы заходили в класс - музыка звучала?

Дети: Марш! Веселый такой и радостный!

Я: Да, вы правы, но что-то случилось с нашей музыкой - она больше не звучит…. Дело в том, что музыкальные нотки отправились на прогулку, а когда вернулись - забыли, где они живут! Как же быть, ребята, как же петь? Что же нам делать?

Дети: Надо найти нотки! Показать им их домик!

Выбрать 7 малышей, одеть им обручи с одинаковыми черными нотками со словами: «Ребята, представьте, что вы - потерявшиеся нотки, очень грустные…». Открыть створки доски.

Я: Нотки! А вот и ваш домик!! Он называется НОТНЫЙ СТАН! Только он пустой какой….. Я знаю, кто нам поможет!

Зову Скрипичный ключ - ребенка, облаченного в накидку и обруч ключа. Он открывает кружочки на черных нотках обручей, и нам является названия наших нот. Скрипичный ключ показывает на первую ноту стана «ДО» и ребенок с маской «ДО», встает первым и «представляет» нам свою ноту, называя несколько слов с её участием (дом, дорога, подол и т.д.); за ним следуют остальные «ноты».

Итак, ноты нашли свои места и мы все вместе радуясь этому событию, исполним попевочку:

ДО - воробушка гнездо.

РЕ - деревья во дворе.

МИ - котенка покорми.

ФА - в лесу кричит сова.

СОЛЬ - играет детвора.

ЛЯ - запела вся земля.

СИ - поем мы для того,

Чтобы вновь вернуться в ДО

Во время песенки, каждая «нотка» делает шаг вперед и кланяется. При последней фразе, «нотки» из своего ряда делают круг и при повторном исполнении, ведут хоровод, после чего все дети возвращаются на места.

Ребята, как мы с вами уютно расположили нотки! Приглашаю вас в гости!

Смотрим презентацию «Нотные ступеньки», в которой представлен звукоряд в виде ступеней. Поем звукоряд подряд и вразнобой. Затем, играем в игру - «Назови нотку». Я бегло указываю на ноту, а ребята должны назвать и спеть её без ошибки, учитывая звуковысотность ноты относительно друг друга.

Я: Какие молодцы, ребята - не запутаешь их! А ну-ка назовите-ка мне нотку над «фа»? А под «си»? А кто выше - «ми» или «ре»? А как седьмую ноту зовут?

Я: Молодцы! Всех отгадали!

Для тех ребят, которые не успевали себя проявить или видно, что не очень разобрались в теме, рекомендую провести следующее блиц-задание: раздать разноцветные 7 нот каждому и попросить прикрепить их на соответствующую ноту на вышеупомянутом стане на доске.

Я: Ну что, ребята, всех ноток мы вернули на место по домам. И за сегодняшний урок, я надеюсь, они очень хорошо с вашей помощью запомнили свои места! Споем же для них песню «Чтоб выучиться пению».

Ребята встают за своими стульчиками, и начинается вокальная работа по фразам. Припев, где исполняется чистый звукоряд, можно петь acapella по таблице с нотным станом.

Прощание с ребятами и обещание друг другу твердо помнить место каждой ноты, чтобы при случае снова помочь ей его обрести

Внеклассное мероприятие «Час поэзии м музыке о зиме».

Цели и задачи : познакомить учащихся с творчеством русских поэтов и композиторов, научить чувствовать и понимать поэтические и музыкальные образы, наблюдать красоту природы, воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей Родине.

Сегодня я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии и музыки!

Зимняя природа побуждает людей творить. Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Художники это делают с помощью красок, а поэты рисуют картины зимы словами.

(Показ слайдов)

…Здравствуй русская молодка,

Раскрасавица - душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

    Звучит Вивальди «Зима» - в современной обработке.

Показ слайдов о зиме).

Первый снег

И.А. Бунин

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

А.С. Пушкин

«Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А что же такого необычного и волшебного происходит зимой? Приходит зима, выпадает снег, становится холодно. Мороз разукрашивает своими узорами окна домов, украшает ветки деревьев, речка покрывается хрустальным льдом, снег переливается при свете солнца. Все становится как в сказке, волшебным, таинственным.

    Звучит Чайковский «Декабрь».

(Показ слайдов)

Пороша

С. Есенин

…Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Чародейкою Зимою…

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит, он околдован,

Не мертвец и не живой

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Да, ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Снег идет медленно, неторопливо. И все, что попадается ему на пути, снег красит в белый цвет.

    Звучит Чайковский «Январь».

(Показ Слайдов).

«Зима»

И.З. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы

И зима настала…

Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней. Околдованный лес запел песню. (муз. Чайковского или Вивальди)

Зима опускается на землю во всей своей красе. Сверкает Снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Ясные березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

    Звучит Чайковский «Февраль».

(Показ слайдов).

«Береза»

С. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Тишиной, спокойствием, чистотой веет от спящей красавицы природы.

Видимо, сюда редко ступает нога человека.

Заметает пурга

Белый путь.

Хочет в мягких снегах

Потонуть.

Ветер резвый уснул

Ни проехать в лесу,

Ни пройти…

С. Есенин

Снег, снег – царство снега. Все в лесу в сказочно белых сугробах. Мороз сковал стволы деревьев. Волшебница – зима торжествует, она властвует.

    Звучит Вивальди. Из альбома «Времена года» - «Зима».

(Показ слайдов).

«Не ветер бушует над бором…»

Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет – по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

«Поет зама-аукает…»

С. Есенин

Поет зама-аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

«Опрятней модного паркета…»

А.С. Пушкин

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумать плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед.

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Мороз и солнце! На деревьях иней! Задремали березки, нарядились ели в теплые шубки… Сколько приятных впечатлений дарит нам зима! А сколько радости и веселья доставляют нам зимние развлечения.

«Хорошо играть зимой»

Зима-зимушка, зима

Ты бела и холодна!

С неба падают снежинки,

Вот какая красота,

Белый снег лежит в лесу,

На деревьях, на носу.

Я смахну рукой снежинку,

Отщипну от шишки льдинку.

С горки в саночках спущусь

И на лыжах прокачусь.

Хорошо играть зимой

И не хочется домой!

Вот сколько чудесного, радостного несет нам с собой зима! Зима – это еще и прекрасные, волшебные, загадочные, полные волшебства Новогодние праздники.

Послушаем Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского и постараемся услышать волшебные и сказочные звуки.

    Звучит Па-де-де из балета «Щелкунчик».

(Показ слайдов).

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.

Творческая работа

  • Пишем сценарий праздника "Первый снег".
    Прочитай возможные варианты плана проведения праздника.
  • Составь свой план. Запиши его.

ПЛАН :

1. Учитель объявляет начало праздника ;
2. Ученики читают стихи о первом снеге ;
3. Музыкальный фрагмент П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь) .
4. Игра “Не дай упасть снежинке” ;
5. Загадки о снеге ;
6. “Танец снежинок” ;
7. Песня “Здравствуй, гостья-зима!” ;
8. Заключительное слово .
9. Песня “Кабы не было зимы”.

  • Перед тем, как писать сценарий праздника, нужно:
  • выписать названия стихотворений, которые будут использованы;

Сстихотворение С. Зайчика “Утром рано, вместе с мамой”; стихотворение Н. Воронова “Первый снег”; стихотворение “Первый снег” И. Мельничук; стихотворение С. Городецкого “Первый снег”; стихотворение И. Бунина “Первый снег”; стихотворение И. Бурсова “Первый снег”; стихотворение Г. Галина “Иней”; стихотворение С. Михалкова “Белые стихи”; стихотворение Мартинас Вайнилайтис “Возле дома снежный дед”.

  • определить музыкальные фрагменты, которые будут звучать;

Музыкальный фрагмент Вальса Штрауса "Весенние голоса", музыкальный фрагмент П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь).

Игра “Не дай упасть снежинке”, загадки о снеге; “Танец снежинок”; русская народная песня в обработке Я. Римского-Корсакова “Здравствуй, гостья-зима!”; песня “Кабы не было зимы”.

  • написать вступительное слово;
  • распределить роли;

Ведущий - классный руководитель, участники - ученики нашего класса.

  • придумать диалоги.

Сценарий праздника "Первый снег"

Учитель: – Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие наши гости! Мы, наконец, завершили творческую работу написания сценария праздника о первом снеге и собрались сегодня, чтобы представить наш совместный труд вам. Итак, праздник начинается!

(Дети выходят на сцену и становятся в два ряда. В первом ряду - чтецы, во втором ряду - дети с конфетти в руках, которыми осыпают сцену под звучащие стихи).

1. Ученицы читают по ролям стихотворение С. Зайчика “Утром рано, вместе с мамой”.

Утром рано, вместе с мамой
Вышла Машенька гулять.
Оглянулась - очень странно,
Город просто не узнать.
Всё покрыто белым-белым
Чуть искрящимся ковром,
В серебре стоят деревья
И под белой шапкой дом.
-Мама! Мама! Это сказка?
Для меня или для всех?
Может, в лес сбежали краски?
-Это, Маша, первый снег.

2. Ученик читает стихотворение Н. Воронова “Первый снег”.

Первый снег был щедрым очень,
Только сил не рассчитал.
В город к нам пришёл он ночью,
А к утру уснул, устал.
Все деревья в парке старом
Охраняли первый сон.
И, казалось, что недаром
Выбрал это место он.
Даже ветер не решился
Здесь нарушить тишину,
Пригляделся, покружился
И умчался в вышину.

3. Ученик читает стихотворение И. Мельничук “Первый снег”.

На деревья, на аллеи
Снег летит муки белее,
Легкий-легкий, чистый-чистый,
Мягкий, хрупкий и пушистый.
Снег в руке сжимаем
И снежки кидаем.
Первый снег – светлый снег,
Как же радует он всех.

4. Ученик читает стихотворение С. Городецкого “Первый снег”.

Месяц с Солнцем стал считаться,
Кому раньше подыматься,
Раз-два-три-четыре-пять,
Вышел ветер полетать,
Напустил он птиц крылатых,
Облак серых и лохматых.
Запушило небосвод,
Днём и ночью снег идёт,
А меж облак, под оконцем,
Плачут горько Месяц с Солнцем:
Раз-два-три-четыре-пять.
Кому тучи разгонять?

5. Ученик читает стихотворение И. Бунина “Первый снег”.

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.

6. Ученица читает стихотворение И. Бурсова “Первый снег”.

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
- Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
- Это вовсе не снежок -
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Учитель: – Все люди по-разному воспринимают и даже переживают приход зимы, но первый снег никого не может оставить равнодушным, потому что всё вокруг сразу же преображается, становится светлым, чистым, праздничным. Аплодисменты нашим ребятам.
А сейчас мы послушаем пьесу Чайковского из цикла “Времена года”. “Декабрь”. Слушая это произведение, постарайтесь запомнить ту картину, которую вы мысленно увидите.

Учитель: - А теперь, давайте немного поиграем.

7. Игра «Не дай упасть снежинке» .
Правила: Игрок берёт кусочек ваты, подбрасывает его и пытается не дать ему упасть, дуя на него. (под Вальс Штрауса "Весенние голоса")

8. Учитель: – Часто зиму называют “Волшебница-зима”. Почему? Что волшебного происходит зимой? (Заслушиваются ответы детей). Послушайте загадки и отгадайте их:

Протяжною песней метель успокоит,
И скатертью белой он землю укроет. (Снег)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (Снег.)

Белый сахар,
Белый мел,
Он, известно, тоже бел.
Полетит, как пух, зимою,
Не поймать его порою. (Снег)

Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. (Снег.)

Как белым всё укроет,
Увидим мы с тобою,
Засыплет все дорожки,
Дома, скамьи, порожки. (Снег)

Зима пришла, случилось чудо,
Пух белый появился ниоткуда. (Снег)

Он пришёл негаданно, удивил нас всех,
А для ребят желанный белый, нежный… (Снег.)

Из небесного мешка
Вдруг посыпалась мука!
Засыпает всё вокруг -
Лес, поля, дома и луг...
А как только ты возьмёшь,
Да муки той наберёшь…
Смотришь, а её уж нет!
Лишь остался мокрый след.
Что за странная мука?!
Не видать нам пирога! (Снег)

Какой это мастер
На стекла нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (Е. Благинина. “Мороз”.)

9. Учитель:

– Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные –вырезные,
А возьмешь – вода в руке

Ребята: Снежинки.

Учитель: Девочки приготовили нам настоящий "Танец снежинок". Встречайте!

10. Ученица читает стихотворение Г. Галина “Иней”.

По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки деревца зима…

11. Ученик читает стихотворение С. Михалкова “Белые стихи”.

Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник,
Только дворник
Говорит:
– Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас – беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!

12. Ученик читает стихотворение Мартинас Вайнилайтис “Возле дома снежный дед”.

Возле дома снежный дед
В шубу снежную одет.
Он кряхтит на всю округу,
Он зовет свою подругу.
Мы и стали во всю прыть
Бабу снежную лепить.
А она сказала: – Скука!
Нету внучки, нету внука!
Мы слепили и внучат –
Маленьких снеговичат.

13. Дети исполняет русскую народную песню в обработке Я. Римского-Корсакова “Здравствуй, гостья-зима!”

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам -
Песни Севера петь
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас!
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,4 (79.45%) от 73 голосующих

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.