Народность в войне и мире. Сочинение на тему Образ простого народа в романе «Война и мир

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над поизведением " Война и мир ". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в " Войне и мире " он " любил мысль народную ". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа. Толстой видит в народе источник нравственности, необходимой для всего общества. С. П. Бычков писал: " По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы ".

Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя, ибо они зависят от всех и ни от кого в отдельности. В своих философско - исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как сумму, складывающуюся из " бесчисленного количества людских произволов ", то есть усилий каждого человека. Совокупность этих усилий выливается в историческую необходимость, отменить которую никто не может. По мнению Толстого, историю делают массы, и её законы не могут зависеть от желания отдельного исторического лица. Лидия Дмитриевна Опульская писала: " Толстой отказывается признать силой, руководящей историческим развитием человечества, какую бы то ни было " идею ", а также желания или власть отдельных, пусть даже и " великих " исторических деятелей. " Есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами, - пишет Толстой. - Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утверждённости Земли ". Перед историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин... отыскание законов ". Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов, которые определяют " стихийно - роевую " жизнь народа. Согласно его взгляду, участник исторического события не может знать ни смысла и значения, ни - тем более - результата совершаемых действий. В силу этого никто не может разумно руководить историческими событиями, а должен подчиняться стихийному, неразумному ходу их, как подчинялись древние фатуму. Однако внутренний, объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную подводил к осознанию этих закономерностей. Кроме того, в объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к определению действительных сил, руководивших событиями. Так, исход войны 1812 года был определён, с его точки зрения, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а " дубиной народной войны ", действовавшей с " простотой " и " целесообразностью ".

Народ у Толстого выступает как творец истории: миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы творят историю, двигают общество вперёд, создают всё ценное в материальной и в духовной жизни, совершают всё великое и героическое. И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере войны 1812 года. Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил " красоту ужаса " в войне. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель - пацифист, но при описании войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстаёт в изображении Толстого как война народная. Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Купец Ферапонтов убеждён, что французов не пустят в Москву, " не должны ", но, узнав о сдаче Москвы, он понимает, что " решилась Расея! ". А если уж Россия гибнет, то нечего спасать своё добро. Он кричит солдатам, чтобы забирали его товары, лишь бы ничего не досталось " дьяволам ". Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам, взяли в руки оружие и ушли в партизаны. В период тяжких испытаний для Отечества " делом народным ", всеобщим становится защита Родины. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны. " Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят ", - вот и всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл " неясных " и тоже слишком кратких слов солдат: " Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят ". Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину. В романе " Война и мир " Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России, справедливую войну. Д. С. Лихачёв писал: " Историческая сторона романа в её нравственно - победной части вся оканчивается в России, и ни одно событие в конце романа не переходит за пределы Русской земли. Нет в " Войне и мире " ни Лейпцигской битвы народов, ни взятия Парижа. Это подчёркивается смертью у самых границ Кутузова. Дальше этот народный герой " не нужен ". Толстой в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны... Вторгающийся враг, захватчик не может быть добр и скромен. Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые, Биргере, Торкале Кнутсоне, Магнусе, Мамае, Тохтамыше, Тамерлане, Эдигее, Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю неприятеле: он, естественно, в силу одного только этого своего деяния, будет горд, самоуверен, надменен, будет поизносить громкие и пустые фразы. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением. Напротив, защитник отечества всегда будет скромен, будет молиться перед выступлением в поход, ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте. Правда, этическая правда на его стороне, и этим определён его образ ".

По Толстому, бесполезно противиться естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов " не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему ". В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: " Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что - то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ". Кутузов знал, что " решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ". Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис " Рыцари Лебедя ". Он не хотел казаться великим человеком - он был им. Поведение Кутузова естественно, автор постоянно подчёркивает его старческую слабость. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши. С. П. Бычков писал: " Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату. Вопреки лживой легенде, созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову второстепенную роль в войне, Толстой восстанавливает историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами, и в этом заключалась его сила как полководца. " Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны ".

Я пытался писать историю народа.

Л. Толстой

Л. Н. Толстой считал, что передвижение стрелок на часах истории зависит от вращения множества сцеплен-ных друг с другом колесиков, а этими колесиками оказы-ваются люди с бесконечным разнообразием характеров.

В романе «Война и мир» — величайшем произведении не только русской, но и мировой литературы — Толстому удалось не только отобразить важнейшие события в исто-рии русского народа, но и раскрыть особенности русского национального самосознания.

Положив в основу романа «мысль народную», писатель проверяет ценность и зрелость своих героев отношением к простым русским мужикам, к солдатам. Наблюдая за на-родом, погружаясь в самую гущу событий, герои Толстого совершают важные для себя открытия, которые часто ме-няют их дальнейшую жизнь.

Искренняя, открытая, жизнелюбивая Наташа Ростова, можно сказать, пропитана русским национальным ду-хом: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым дышала, — эта графинечка, воспитан-ная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские». Именно поэтому Наташе близка народная музыка, народные танцы. Но ее любовь к народу не ограничивается пассивным восхище-нием, и в тяжелое для страны время Наташа требует, чтобы их подводы, куда уже погрузили имущество, были отданы раненым. При общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остает-ся благодарным Платону Каратаеву, с которым познако-мился в плену у французов, — русскому солдату, пропо-ведующему добро и любовь к жизни.

Храбрость и самоотверженность русского народа во вре-мя сражения при Аустерлице во многом повлияли на от-каз от честолюбивых устремлений князя Андрея Болконс-кого. И этому народу князь посвятил всю свою жизнь, когда началась Отечественная война 1812 года — время грозных испытаний, которое внесло огромные перемены в жизнь всего русского народа.

Колоссальную волну гнева вызвало нападение францу-зов на Россию у всех людей, кому была не безразлична судьба родины. На борьбу с врагом поднялась вся страна. Многие, в том числе и Андрей Болконский, ушли в дей-ствующую армию. Такие, как Пьер Безухов, отдавали свои деньги на военные нужды, снаряжали ополченцев. Многие купцы, например Ферапонтов, сжигали свои лавки или раз-давали имущество, чтобы ничего не досталось французам. Мирные жители Москвы перед вступлением в город войск Наполеона покинули город, чтобы не оказаться под влас-тью захватчиков. Материал с сайта

Высокий патриотический дух показали русские люди во время Бородинского сражения, где проявились и вы-сокое чувство товарищества, и сознание долга, и физичес-кая и моральная сила солдат. На Бородинском поле французы впервые столкнулись с противником такой силы духа. Именно поэтому русский народ одержал победу в этой войне, ведь бегство французов из Москвы и их окончательный разгром явились следствием совместных действий регулярной армии, партизанских отрядов и местных жителей, которые отказывались продавать вра-гам сено и продовольствие, оставляли города и деревни, захваченные врагами, сжигали запасы и склады, обрекая французов на голодную смерть. Русские люди понимали, что исход войны зависит от каждого из них, и поэтому не нуждались ни в убеждениях, ни в понуканиях. И они отстояли свою жизнь. «Дубина народной войны подня-лась со всею своею грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

«Чудесным, бесподобным народом» называет русский народ Л. Н. Толстой, восхищаясь его мужеством, самоот-верженностью, стойкостью его духа, которые помогли раз-громить даже непобедимую прежде армию Наполеона.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • подводы в которые погрузили имущество
  • народ в романе л н толстого война и мир
  • Воспитанная гувернанткой француженкой графинечка
  • чудесный бесподобный народ в романе война и мир сочинение
  • мирные жители в романе толстого война и мир

Неотъемлемыми качествами русского
народа являются бодрость, смелость,
находчивость, трудолюбие, мудрость,
героизм в борьбе с иноземными
захватчиками.
В. Г. Белинский

«Война и мир» - одно из величайших произведений гениального русского писателя, по праву вошедшего в сокровищницу русской и мировой литературы. «Война и мир» -это не просто роман, а роман-эпопея. Толстой рисует в нем целую эпоху в жизни народа, объясняет ход истории, ее движущие силы, совмещает описание исторических событий с повествованием о судьбах главных героев романа, создает целостный образ русского народа, описывает жизнь народную и жизнь великосветскую. В романе показана широкая панорама русской жизни. Все это вместе и составило тот уникальный жанр, названный романом-эпопеей.

Образ народа... Несомненно народ играет очень большую роль в романе «Война и мир». Любовью к народу и пониманием его роли в ходе истории пронизана каждая страница произведения. Наиболее ярко образ народа представлен во время военных действий, Отечественной войны 1812 года.

Отечественная война 1812 года - истинно «народная война», ставшая таковой после вторжения французов на русскую землю. Во время этой войны наиболее ярко проявилась огромная нравственная сила русского народа, его стойкость и мужество. Пик Отечественной войны 1812 года - Бородинское сражение. Именно здесь проявилась моральная сила русского войска, которую так хорошо понимал Андрей Болконский. He случаен его ответ на вопрос Везухова о том, отчего зависит успех сражения: «Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа. Успех зависит от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». И далее Болконский говорит: «Сражение зависит не от мастерства полководца, руководящего армией, а от воли самих солдат, составляющих эту армию. Если полководец понимает это, то он велик, и армия, им руководимая, победит».

Именно таким нарисовал Толстой образ Кутузова на страницах своего романа. Толстой подчеркивает негероичный облик Кутузова, возвеличивая тем самым его нравственные, моральные силы. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет «дух войска». «Дух войска» - это понимание солдатами и офицерами задач священной оборонительной войны. Поэтому Кутузов стремился поднять «дух войска», воодушевить русскую армию.

Нелегко далось Кутузову решение оставить Москву. Страшный вопрос встал перед ним в Филях: «Неужели это я допустил до Москвы Наполеона, и когда же я это сделал?» Ho все же он не поддался отчаянию. «Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки». Кутузов до конца сохраняет уверенность в победе над врагом и внушает это всем - от генерала до солдата. В Кутузове жило «народное чувство», роднившее его со всеми истинными защитниками Родины. Во всех поступках Кутузова лежало народное и потому истинно великое и непобедимое начало.

В своем романе Толстой создал картины народной партизанской войны и раскрыл ее истинный смысл и значение. Ведя партизанскую войну, русские люди «сделали все, что можно сделать для достижения достойной народа цели». Участники Отечественной войны 1812 года считали, что «мужики более, чем войска, победили французов». Кутузов считал, что победа была достигнута соединенными усилиями армии и народа.

Толстой показывает Бородинское сражение в основном глазами Пьера, невоенного, непредубежденного человека. Мне кажется не случайным то, что во время Бородинского сражения Пьер попадает на батарею Раевского, в самую гущу военных действий. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище. „Наш барин" прозвали его и про него ласково смеялись между собой». Вот оно, единение простых солдат, народных героев, и дворянина Безухова, представителя высшего сословия. Безухов совершенно свободно чувствует себя среди солдат, в те мгновения он - один из них, он чувствует то же воодушевление, что и они, его волнуют те же проблемы, он испытывает те же чувства.

Одна из основных смысловых частей романа - это общение в плену Пьера Безухова с Платоном Каратаевым, простым русским мужиком. Почему же в плен попадает именно Пьер, а, к примеру, не Андрей Болконский? Мне кажется, что князь Андрей не понял бы всего того, что вынес из общения с Каратаевым Пьер. Князь Андрей - аристократ, и он не смог бы так сблизиться с Платоном, он был бы выше его. Пьер же в тех обстоятельствах абсолютно равен с Каратаевым. Пьер познает простую русскую душу. Главное, что покоряет его в Каратаеве, - это любовное отношение к миру. Каратаев оказывает исцеляющее влияние на душу Пьера, израненную зрелищем расстрела. Влияние это скрыто в особом даре любви. Для Пьера Каратаев «был непостижимым, крупным и вечным олицетворением духа простоты и правды». Именно общение с Платоном Каратаевым приводит Пьера к более глубокому пониманию смысла жизни. Пьер познает истину, а вместе с ней чувство гармонии и счастья. Знаменательно, что истину эту ему открыл народ в лице Платона Каратаева, который внес успокоение в его душу.

Линия влияния народа на характер героев романа проходит через все произведение Толстого. Как потряс Наташу отказ маменьки взять с собой раненых во время отъезда из Москвы! Наташа не может понять, как можно бросить раненых в оставленной французам Москве, но увезти с собой ковры, перины и безделушки. Она понимает, какой великий подвиг совершили эти люди, вставшие на защиту России, и поэтому она преклоняется перед ними и перед всем русским народом.

Более века прошло с тех пор, как впервые вышел в свет роман «Война и мир», но людей всего мира до сих пор восхищает нравственная красота и сила русского народа, изображенного Толстым на страницах своего романа. Л.Н. Толстой показал величие русского духа, русской культуры, русского самопожертвования. Все это помогло нашему народу победить Наполеона в 1812 году, это делает роман великим. И в заключение я бы хотел привести слова Максима Горького, сказанные о великом русском писателе Льве Николаевиче Толстом, авторе бессмертного романа «Война и мир»: «He сирота я на земле, пока этот человек есть на ней».

1867 год. Л. М. Толстой закончил работу над эпохальным романом своего творчества «Война и мир». Автор отмечал, что в «Войне и мире» он «любил мысль народную», поэтизируя простоту, доброту и нравственность русского человека. Эту «мысль народную» Л. Толстой раскрывает, изображая события Отечественной войны 1812 года. Не случайно Л. Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России. Историк и художник-реалист Л. Толстой показал, что Отечественная война 1812 года была войной справедливой. Обороняясь, россияне подняли «дубинку народной войны, котораянаказывала французов к тому времени, пока нашествие не будет прекращено». Война коренным образом изменила жизнь всего русского народа. Автор вводит в роман множество образов мужиков, Солдатов, чьи раздумья, соображения в совокупности составляют народное мироощущение. Непреодолимая сила русского народа в полной мере ощущается в героизме и патриотизме жителей Москвы, вынужденных бросить родной город, свое сокровище, но не покоренных в душе; крестьяне отказываются продавать врагам продукты питания и сено, создают партизанские отряды. Настоящих героев, стойких и твердых в выполнении своей военной обязанности, показал Л. Толстой в образах Тушина и Тимохина. Более выразительно тема народной стихии раскрывается в изображении партизанской войны. Толстой создает яркий образ партизана Тихона Щербатова, который самовольно присоединился к отряду Денисова и был «самым полезным человеком в отряде». Платон Каратаев – обобщенный образ русского крестьянина. В романе он появляется на тех страницах, где изображено пребывание Пьера в плену. Встреча с Каратаевым много что изменяет в отношении Пьера к жизни. Глубокая народная мудрость будто сконцентрирована в образе Платона. Это мудрость спокойная, здравомыслящая, без ухищрений и жестокости. От нее Пьер изменяется, начинает по-новому ощущать жизнь, обновляется душой. Ненависть к врагу в одинаковой мере ощущали представители всех слоев русского общества, и патриотизм и близость к народу наиболее присущие любимым героям Толстого – Пьеру Безухову, Андрею Болконскому, Наташе Ростовой. Простая русская женщина Василиса, и купец Феропонтов, и семья графа Ростова ощущают единство в желании помочь стране. Духовная сила, которую проявил русский народ в Отечественной войне 1812 года, это та самая сила, которая поддерживала деятельность Кутузова как талантливого русского и полководца. Он был избран главнокомандующим «против воли государя и согласно, с волей народа». Именно поэтому, считает Толстой, Кутузов смог выполнить свою большую историческую миссию, так как каждый человек чего-то стоит не сам по себе, а лишь тогда, когда он – часть своего народа. Благодаря единению, высокому патриотичному подъему и моральной силе русский народ одержал победу в войне. «Мысль народная» – главная идея романа «Война и мир». Толстой знал, что простая жизнь людей, с его «личными» судьбами, перипетиями, радостью составляют судьбу и историю страны. «Я старался писать историю народа», – говорил Толстой, народа в широком понимании этого слова. Поэтому «мысль народная» играет для автора огромную роль, утверждает место народа как решающей силы в истории. Понравилось сочинение? Сохрани в закладках сайт еще пригодится — » Образ простого народа в романе «Война и мир»

Считается, что войны выигрывают и проигрывают полководцы и императоры, но в любой войне полководец без войска – это все равно, что иголка без нитки. Ведь именно солдаты, офицеры, генералы – люди, служащие в армии и принимающие участие в сражениях и битвах, становятся той самой ниткой, при помощи которой вышивается история. Если попытаться шить только одной иглой – ткань проколется, возможно, даже останутся следы, но результата работы не будет. Так и полководец без своих полков – просто одинокая иголка, которая легко теряется в стогах, образуемых временем, если за ним нет нитки его войск. Воюют не государи, воюет народ. Государи и полководцы только иголки. Толстой показывает, что тема народа в романе «Война и мир» – это главная тема всего произведения. Народ России – это люди разных сословий, и высший свет и те, кто составляет средний класс, и простые люди. Все они любят свою Родину и готовы отдать за нее жизнь.

Образ народа в романе

Две основные сюжетные линии романа раскрывают перед читателями то, как формируются характеры и складываются судьбы двух семей – Ростовых и Болконских.
На этих примерах Толстой показывает, как развивалась интеллигенция в России, некоторые ее представители пришли к событиям декабря 1825 года, когда произошло восстание декабристов.

Русский народ в «Войне и мире» представлен разными персонажами. Толстой словно собрал черты, присущие простым людям, и создал несколько собирательных образов, воплотив их в конкретных персонажей.

В Платоне Каратаеве, встреченном Пьером в плену, воплотились характерные черты крепостных крестьян. Добрый, спокойный, работящий Платон, рассуждающий о жизни, но не задумывающийся о ней: «Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет…». В романе Платон – воплощение части русского народа того времени, мудрого, покорного судьбе и царю, любящего свою Родину, но шедшего воевать за нее только потому, что поймали и «отдали в солдаты». Его естественная доброта и мудрость возрождают «барина» Пьера, который все время ищет смысл жизни и никак не может найти и постичь его.

Но в то же время «Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад». Все эти поиски и метания чужды и непонятны Каратаеву, он умеет принимать жизнь такой, какая она есть в это самое мгновенье, и смерть он принимает смиренно и без ропота.

Купец Ферапонтов, знакомый Алпатыча, типичный представитель купечества, с одной стороны скупой и хитрый, но, в то же время сжигающий свое добро, чтобы оно не досталось неприятелю. И верить, что Смоленск сдадут, он не хочет, и жену даже свою колотит за ее просьбы уехать из города.

И в том, что Ферапонтов и другие купцы сами поджигают свои лавки и дома, есть проявление патриотизма и любви к России, и уже понятно становится – Наполеон не сможет победить народ, готовый на все ради спасения своей Родины.

Собирательный образ народа в романе «Война и мир» создается многими персонажами. Это и партизаны вроде Тихона Щербатого, которые воевали с французами по-своему, и, словно играючи, уничтожали небольшие отряды. Это и странники, смиренные и религиозные, такие как Пелагеюшка, ходившая по святым местам. Мужики-ополченцы, одетые в простые белые рубахи, «чтобы приготовиться к смерти», «с громким говором и хохотом» роющие траншеи на Бородинском поле перед сражением.

В тяжелые времена, когда над страной нависла опасность быть завоеванной Наполеоном на передний план у всех этих людей вышла одна главная цель – спасение России. Перед ней оказались мелочными и неважными все остальные дела. В такие моменты люди с потрясающей четкостью проявляют свое истинное лицо, и в «Войне и мире» Толстой показывает разницу между простым народом, готовым умирать за свою страну и другими людьми, карьеристами и приспособленцами.

Особенно хорошо это проявляется в описании подготовки к битве на Бородинском поле. Простой солдат со словами: «Всем народом навалиться хотят…», некоторые офицеры, для которых главное то, что «за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди», солдаты, молящиеся перед иконой Смоленской Божией матери, Долохов, просящий прощения у Пьера – все это мазки общей картины, вставшей перед Пьером после разговора с Болконским. «Он понял ту скрытую … теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти» – так описывает Толстой общее состояние людей перед Бородинским сражением.

Но автор вовсе не идеализирует русский народ, в эпизоде, где богучаровские мужики, стремясь сохранить нажитое добро, не выпускают княжну Марью из Богучарова, он явственно показывает подлость и низость этих людей. В описании этой сцены Толстой показывает поведение крестьян, как чуждое русскому патриотизму.

Заключение

В сочинении на тему «Русский народ в романе «Война и мир» мне хотелось показать отношение Льва Николаевича Толстова к русскому народу как к «целому и единому» организму. И закончить сочинение я хочу цитатой Толстова: «…причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, … характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений…»

Тема народа в романе «Война и мир» – сочинение об образе русского народа |

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.