Сценарий концерта «Музыкальные картинки народными инструментами". Фестиваль духовой музыки

сценарий творческого юбилейного вечера
посвященного 70-летию со Дня рождения
Заслуженного артиста Российской Федерации,
руководителя и дирижера народного коллектива -
оркестра народных инструментов
Новосибирского ДКЖ НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА САМОЙЛОВА

Занавес закрыт. Звучит фонограмма медленной композиции из репертуара группы «Зодиак» или «Спейс». За кулисами Ведущая читает стихи:

Ведущая:
Человек, как звезда рождается
Средь неясной туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности….
Поколеньями созидается
Век за веком Земля нетленная…
Человек, как звезда рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная!

Занавес открывается. На сцене сидят участники народного коллектива - оркестра народных инструментов. Праздничное убранство с декоративным панно- цифрой «?О» и лавровой ветвью. Выходит Ведущая. Фонограмма плавно сменяется лирической мелодией. Звучит тихо, фоном.

Ровно 70 лет назад, в январском небе, которое славится мерцанием звёзд, родилась и озарила светом землю новая звёздочка. А в городе Чите на свет появилось маленькое чудо, которое ласково нарекли Коленькой.
Никто не станет оспаривать истину, что всякое время рождает своих героев, которыми вправе гордиться земля, родившая их.
Испокон веку сибирская земля взращивала и взращивает замечательных людей, руки и труд которых достойны почета и уважения. Они никогда не позволяют себе «отключиться», не допускают «простоя», не пытаются «сорвать» бурю аплодисментов. Они просто знают своё дело! Они просто работают! Честно! Напряженно! Достойно!

Звучит фонограмма «минус» песни Р. Паулса «Маэстро»

Давайте же аплодисментами встретим такого человека и выразим восхищение нашему юбиляру и герою сегодняшнего вечера.
Встречайте! Человек, вся жизнь которого прошла с любовью к музыке,
Заслуженный артист Российской Федерации, руководитель и дирижер народного коллектива - оркестра народных инструментов Дворца культуры железнодорожников - НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ САМОЙЛОВ!

Торжественные фанфары. Аплодисменты.
На сцену выходит Н.Н. Самойлов

Ведущая:
Листает тихо календарь природа:
Отполыхала летняя гроза,
Уж снег покрыл всю землю, и к народу
Пришёл январь. А мы всем сердцем - ЗА!
У нас на это есть свои мотивы -
Означено начало января
Рожденьем Вашим! Потому красиво
И празднично в душе! Да и вокруг не зря
Синее небо, белоцветье красок…
И верим мы - всё это в Вашу честь!
Слова сегодня так просты и кратки:
«Как хорошо, что вы на свете есть!»
Ведущая:
Уважаемый Николай Николаевич! Один из восточных мудрецов сказал о человеческой жизни так:
На мир взгляни разумным оком,
Не так, как прежде ты глядел.
Мир - это море. Плыть желаешь?
Построй корабль из добрых дел!
На мой взгляд, Вам удалось такой корабль создать и достигнуть на нём важного жизненного рубежа!
Есть замечательная традиция - подводя итоги определенного жизненного пути конкретного человека, говорить ему добрые слова признания и восхищения. А юбилей - замечательный повод эту традицию поддержать!
Вы вступили в пору жизненной зрелости и мудрой рассудительности. Пусть лучшее, чем славен этот прекрасный возраст, поможет вам достичь новых вершин в вашей дальнейшей творческой деятельности!

Так пусть же музыка летит
Над миром, как восьмое чудо,
И человек её благословит,
Когда звучит она повсюду!

На сцене - народный коллектив - оркестр народных инструментов. Дирижирует юбиляр - маэстро Николай Самойлов!

1. Дж. Россини. Увертюра к опере «Сорока-воровка» - исполняет оркестр
2. Энрике Куртис «Мне не забыть тебя» - исполняет солист Новосибирского академического театра оперы и балета Заслуженный артист РФ Олег Видеман
3. Н. Валенте и Тальяферри «Страсть» - в том же исполнении
4. Русская народная песня «Выйду на улицу» - в том же исполнении.

Ведущая:
Есть в Сибири немало красот,
Так знакомых и милых нам с детства,
Где берёзы ведут хоровод -
Невозможно на них наглядеться!
И зелёным кольцом окружен,
Град стоит в одеянии нежном.
Юбиляру - Чита и родительский дом
Стали жизненным стартом, судьбой и надеждой!

По ходу вечера весь текст ведущей сопровождается легкой лирической мелодией.

«Все мы родом из детства»…Однажды вылетев и родительского гнезда, мы пытаемся жить самостоятельно, учимся, работаем, и порой не замечаем, что когда-то приходят вот такие славные юбилеи.
И, каких бы жизненных высот мы не достигали, в памяти навсегда остаются яркие картинки детства: первые родительские напутствия и наставления, первые пробы сил.
Николаю Самойлову самой судьбой был предрешён творческий путь. Ведь родился он в семье, где русская музыкальная культура была неотъемлемой частью бытия.
Мама, Галина Петровна замечательно пела, а отец, Николай Иванович - настоящий самородок, виртуозно владевший игрой на балалайке, ненавязчиво, любя приобщали они детей к миру музыки.
Увлеченность и желание также виртуозно владеть инструментом, как отец, сделали своё дело. Коля частенько брал в руки балалайку и на слух подбирал простенькие мелодии.

Ведущая:
Казалось бы, одно и то же
Который день, который год
Его, мальчишку, вновь тревожит
Очередного дня приход.
И не сдержать с утра волненье,
Как будто в этих буднях ты
Открытья ждешь и откровенья
И исполнения мечты…

Фоном начинает звучать фонограмма песни «Каким ты был, таким остался…» из кинофильма «Кубанские казаки». На тексте ведущей музыка микшируется.

И этот день настал! После выхода на экраны фильма «Кубанские казаки», в душу Николая запала песня «Каким ты был, таким остался…».
Мечта стала реальностью, когда, ещё не зная музыкальной грамоты, Николай впервые публично выступил перед домашними. Не трудно догадаться, что исполнял он полюбившуюся мелодию песни из «Кубанских казаков»!
Выслушав выступление сына, отец, понимая, что заложенное в детстве зёрнышко, дало ростки, принимает мудрое решение - Коле надо учиться и совершенствоваться. И он приводит его в Дом пионеров, вручая творческую судьбу мальчика в руки профессионального музыканта - педагога Константина Филипповича Клейнос.
Постигая азы музыкальной грамоты, Коля старательно разучивал пьески и миниатюрки, с каждым годом оттачивая исполнительское мастерство. Он был на верном пути! Но нужно было самоутвердиться и проверить свои силы…
Николай принимает решение и постепенно начинает выступать на различных, проводимых в то время повсеместно, различных смотрах, конкурсах и фестивалях.
Ощущение радости и осознание того, что он достиг определенного уровня пришли тогда, когда он, исполнив на областном фестивале «Вальс-каприз» Доброхотова, стал победителем!
Так, завладев душой и сердцем паренька, музыка стала его путеводной звездой по жизни.

Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня.
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землёй…
Она везде и вечно спутник мой.

5. Русская народная песня в обработке Веры Городовской «Калинка». Исполняют - солист оркестра, Лауреат Международного конкурса Дмитрий Маличенко и Лауреат Международных конкурсов Степан Перебейнос.

6. Франц Зуппе. Увертюра к оперетте «Лёгкая кавалерия». Исполняет оркестр.

7. Музыка Евгения Мартынова. Слова Андрея Дементьева «Лебединая верность». Исполняет солист Новосибирского академического театра оперы и балета, Лауреат Международного конкурса Карен Мовсесян.

Ведущая:
А сейчас давайте мысленно перенесёмся в далекие 60-е годы двадцатого века…
Отрадное было время…
И все вы тогда беспечно,
Своими живя забавами,
Торопились вперёд.
Был каждый день - бесконечным,
Словно состав товарный,
Который мимо шлагбаума
Целую вечность идёт.
И подгоняли время!
Свободно, легко, играючи
Вы обращались с ним,
Словно смотрели захватывающий
Многосерийный фильм.
Вам не терпелось:
«Скорее!»
Жгучий огонь любопытства
Был ненасытен в груди.
И новому дню навстречу
Вы устремлялись, как птицы,
Ведь так интересно увидеть:
А что же там, впереди?

А впереди было столько дорог, зовущих и манящих…
Но Николай Самойлов уже выбрал свой путь, свою дорогу жизни. После окончания школы, одноклассники собираются ехать для поступления В Новосибирск и зовут с собой Николая.
И поскольку в те годы в Чите не было музыкального училища, он с благословения родителей и с помощью Александры Фёдоровны Крушельницкой, готовившей его к поступлению, уезжает с друзьями в Новосибирск.
Один друг успешно поступает в Сибстрин, другой - в НЭТИ, а Николай, сдав на «четверку» сольфеджио, становится учащимся Новосибирского музыкального училища.
Так, видимо, распорядилась судьбы, что пришлось ему навсегда поселиться в столице Сибири, укорениться на ней и полюбить её на всю жизнь. Новосибирск стал для Николая не только местом его личностного роста, он стал для него вторым домом.

Путь в мир искусства
Очень сложен,
Ведь музам нелегко служить,
Но этот труд красив и важен,
И этим стоит дорожить!

Ведущая: Поняв эту простую истину, Николай Самойлов, закончив в 1961 году музыкальное училище, поступает в Новосибирскую государственную консерваторию на отделение народных инструментов.
Окончание консерватории пришлось на то время, когда в Советском Союзе был особый творческий подъём. Бесчисленные фестивали, смотры, конкурсы, гастроли только еще сильнее оттачивали профессионализм Николая Николаевича.
Начав работать в небольшой оркестровой группе, аккомпанирующей ансамблю русской песни и танца, руководителем которого был Александр Алексеевич Иванов, сначала в клубе «Транспортник», а затем во Дворце культуры железнодорожников, Николай Николаевич постепенно окружил себя талантливыми почитателями и ценителями народной музыки и народных инструментов. Постепенно оркестровая группа пополнялась новыми участниками, перерастая в новый творческий коллектив. И вот уже 36-ой год Николай Николаевич является бессменным руководителем и дирижёром уникального коллектива, который по праву считают жемчужиной и гордостью города, области, нашей родной магистрали и всего Сибирского региона! Аплодисменты!!!

Ведущая: Иному человеку кажется, что руководить большим коллективом или расписать партитуру легко. Но в творчестве кажущаяся легкость достигается большим трудом. За, казалось бы, с легкостью и виртуозностью исполненной мелодии лежит напряженный ритм репетиций.
Каким-то непостижимым образом Николай Николаевич умеет соединить неукротимость своих импульсивных порывов, душевных переживаний, причуд со смирением перед искусством, с осознанием своего артистического долга перед благодарным зрителем.
Сейчас прозвучит всего лишь одна цифра… Но, если вдуматься, что за сухой статистикой стоит нечто большее, то вы, дорогие друзья, будете сейчас рукоплескать!
За годы своей творческой деятельности Николай Николаевич Самойлов дал более 16 тысяч концертных выступлений!!!

Аплодисменты.

Ведущая: Успех и признание приходят лишь тогда, когда в коллективе складывается творческая и дружеская атмосфера. Ведь это, если можно так сказать, по сути, вторая семья.
А первая? Она там, где заканчивается сцена и бурлит обычная человеческая жизнь.
Наверное, вы слышали такой афоризм: «Всё, что есть в жизни прекрасного - это от женщины!». И это действительно так. Природа наделила женщин умением творить настоящие чудеса. Да, женщины - явление уникальное и неповторимое. И это проявляется во всём - в выражении её лица, движении рук, звуке голоса.
Многие годы верным соратником, другом, советчиком и человеком, переживающим за всё, что происходит на репетициях и концертах, является супруга Николая Николаевича - Татьяна Владимировна.
И сегодня, в этот прекрасный вечер, уважаемая Татьяна Владимировна, примите в подарок 2 песни-посвящения в исполнении Карена Мовсесяна.

8. Музыка Арно Бабаджаняна, слова Роберта Рождественского «Благодарю тебя!»

9. Музыка Арно Бабаджаняна, слова Евгения Евтушенко «Чёртово колесо».

Ведущая:
Я без друзей не значу ничего.
Когда смеюсь, когда грущу и плачу.
Живу для них и видно от того,
Что без друзей я ничего не значу.
Кручусь, вращаюсь в собственных делах,
Встречая за удачей - неудачу,
Не ошибаюсь в выбранных друзьях,
Ведь без друзей я ничего не значу!

С замечательной вехой в жизни юбиляра поздравляет…
Впрочем, внесу немного загадочности.
Этот человек знаком с Николаем Николаевичем более полувека. Они вместе учились в музыкальном училище. Он - известный не только в Новосибирске, но и далеко за пределами города и области человек. Друг и коллега.
Встречайте! Музыкальное поздравление юбиляру адресует народный артист России Владимир Гусев!

10. Бьёрн Улваеус, Бенни Андерссон «Золотая АББА». Исполняет оркестр народных инструментов. Дирижирует Владимир Гусев.

Ведущая: И ещё одно дружеское музыкальное приветствие.

11. Николай Харито. Музыкальная версия для балалайки с оркестром Владимира Лямкина «Отцвели хризантемы». Исполняет солист русского академического оркестра филармонии, народный артист России Андрей Гуревич.

Ведущая: Не без участия Николая Николаевича Самойлова и его оркестра состоялось творческое рождение в Новосибирске и еще одного известного человека. Очаровательная женщина, покорившая слушателей своим чарующим голосом. Когда она поёт, слова похвалы кажутся неуместными. Не исполняет, а именно поёт! Слушаешь её, и кажется, что песни, словно птицы, вспорхнут со сцены в зал, и обнимут, согреют своими крыльями душу каждого.
На сцене - заместитель начальника Департамента культуры администрации новосибирской области, солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, народная артистка России Татьяна Ворожцова!

12. Музыка и слова Пашкова. «Не уезжай, ты, мой голубчик!»

13. Музыка Юрьева, слова Андрежеевского «Эй, ямщик, гони-ка к яру»

14. Томазо Альбинони, слова Симона Асиашвили «Адажио».

Аплодисменты.

Ведущая:
Однажды великий Шекспир сказал:
Прислушайтесь, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают,
И ноты, в гимн, сливаясь юный,
В счастливом упоении поют!

И вновь я призываю вас окунуться в удивительный мир, где царствует Её Величество - Музыка!

15. Обработка Николая и Дмитрия Осиповых. «Камаринская». Исполняет унисон балалаек в сопровождении оркестра. Дирижёр - народный артист России Владимир Гусев.

16. Веласкес «Бесаме мучо». Исполняют народная артистка России Татьяна Ворожцова и Заслуженный артист России Олег Видеман.

17. Имре Кальман. Дуэт Теодоры и Мистера Икса из оперетты «Принцесса цирка» - В том же исполнении.

18. Валерий Черников. Пьеса в стиле кантри. Исполняет дуэт баянистов - Лауреаты Международных конкурсов Александр Сироткин и Андрей Битюцких.

Ведущая:
Уважаемый Николай Николаевич!
Вам - 70? Но разве это возраст!
Улыбка Ваша - ох, как молода!
Над головою Вашей те же звёзды,
Лишь мудрости прибавили года…
Неумолимо время мчится,
Вернуть его надежды нет,
Ничто уже не повторится
За чередой летящих лет.
Но каждый год - воспоминанье,
Его нельзя перечеркнуть,
Ведь он - не сон, не созерцанье,
А творческий и благородный труд!
Бегут года, меняя поколенья,
Но только радость в жизни добавляют,
И в этот день, прекрасный день рожденья
Друзья, коллеги от души Вас поздравляют!

Начинается блок поздравлений.

Приглашенные на творческий вечер Н. Самойлова

1. Александр Витальевич Целько - начальник Зап.-Сиб. ж.д.
2. Евгений Николаевич Кулинич - зам. начальника дороги по кадрам и социальным вопросам
3. Александр Михайлович Кужелев - председатель Дорпрофсожа
4. Виктор Михайлович Пушкарёв - специалист Дорпрофсожа
5. Леонид Алексеевич Грищенко - председатель теркома профсоюза НОД-2
6. Татьяна Александровна Ворожцова - солистка НГАТОиБ,
7. Александр Петрович Балабанов - Народный артист России, консультант Департамента культуры Администрации НСО
8. Людмила Алексеевна Жиганова - директор Новосибирского Государственного областного Дома народного творчества
9. Зинаида Захаровна Диденко - народная артистка РФ, профессор Новосибирской Государственной консерватории им. М.И. Глинки, председатель музыкального общества.
10. Валерий Владимирович Ромм - музыкальное общество
11. Анатолий Иванович Баев - директор русского академического оркестра.
12. Владимир Поликарпович Гусев - дирижер
13. Андрей Алексеевич Гуревич
14. Мария Николаевна Самаркина - заместитель директора Новосибирского Дворца культуры железнодорожников
15. Александр Васильевич Иванов - директор Новосибирского областного колледжа культуры и искусства
16. Владимир Владимирович Козлов - начальник Дирекции социальной сферы ЗСЖД;
17. Анатолий Георгиевич Решетов - начальник отдела культуры и спорта Дирекции социальной сферы.
18. Галина Леонидовна Паутова - специалист отдела культуры и спорта Дирекции социальной сферы.

Ведущая:
Бесследно пропадут житейские сюжеты,
Минор унылых дней и праздничный мажор,
В тот миг, когда, встряхнув крахмальною манжетой,
На вздохе воспарит над пультом дирижер…
Высок полёт смычков, у флейты голос нежен,
Плавны изгибы арф, и клавиш ровен строй.
А пальцы всё бегут по ним, как мы по жизни
Бежим, увлечены нешуточной игрой.
Во власти музыки мы все, мы ей увлечены,
И вот звучит она во всей красе,
Ладони музыкой полны…
19. Иоганн Штраус. Полька «Гром и молния» - Исполняет народный коллектив - оркестр народных инстументов.

20. Валерий Гаврилин. Марш из сюиты «Провинциальный бенефис».

Ведущая: Дорогие друзья, вы никогда не задумывались, почему талантливого человека часто сравнивают со звездой? Может быть, потому, что талант даётся свыше. А может быть, потому, что талантливый человек освещает нашу жизнь, делает её ярче, интереснее и богаче.
Так откуда же он черпает силы для творчества, для музыки своей души?
Откуда же они берутся, эти русские таланты?

Оттуда, где весной, припав к берёзе,
Ещё не зная этому цены,
Пьют сок
земли российской пацаны.
И летом, благодатным красным летом,
Когда проходят с туесками лесом,
Ту силу им через ступни босые
Передаёт их мать -
земля России.
Какие б годы ни пришли суровые,
Из вас, поля,
из вас, леса густые,
К нам будут приходить таланты русские,
И это вечно, как сама Россия!

Дорогой Николай Николаевич! Мы ещё раз сердечно поздравляем Вас с юбилеем! Здоровья вам, энергии, творчества и благодарных аплодисментов от почитателей вашего таланта!

Звучание музыки усиливается. Занавес закрывается.

Сценарий юбилейного отчетного концерта народного отделения 05.04.2013 г.

На сцене оркестр «Мозаика». Играют без объявления:

Гладков «Песня друзей»
Вебер «Хор охотников»

Сегодня нет пустого места в нашем зале -
На праздник мы друзей позвали.
Они, усевшись чинно в ряд,
О школе музыкальной говорят.
Здесь громко музыка звучит,
И все огнями яркими горит,
И это происходит не во сне –
В гостях вы в звёздной маленькой стране.

Вед. Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады видеть всех вас в этом зале, в зале, с которым у всех связаны различные чувства: волнение, воспоминание, может быть детский страх. Я, например, очень боялась играть на сцене. Сегодня у нас торжественный вечер. В этом году музыкальной школе исполняется 55 лет. И в преддверии праздника каждое отделение нашей школы проводит свой праздничный концерт. Класс баяна и аккордеона, так же, как и класс фортепиано, был открыт ровно 55 лет назад, поэтому народное отделение имеет богатую историю. Слово предоставляется руководителю народного отделения Колегову Николаю Илларионовичу.

Колегов: __________________________________________________________

Вед . Сегодня мы решили показать все, что мы уже умеем. В концерте будут участвовать учащиеся разных классов – от начинающих, до старшеклассников. Наш концерт открыл оркестр русских народных инструментов «Мозаика», рук. Эпова О.Б., конц. Будников В.А.

Право продолжить наш концерт предоставляется Жене Янкову и Кристине Крючковой. Они пока еще первоклассники, но народ смелый и уже приняли участие в Международном Фестивале детского и юношеского исполнительства «Музыкальный Арт-Форум». Андантино

Еще один участник Фестиваля Иван Степченко . Холминов, Песня

Когда речь заходит о баянах и балалайках, очень скоро разговор переходит в рассуждения о народных песнях. А где рассуждения, там и практическая работа. Мы сегодня попросили присоединиться к нашему концерту учащихся ансамбля русской песни «Рябина» (рук. С.Г. Пучкова). Пение в сопровождении баяна – это уже само по себе приятное действие, а если певцы в костюмах и текст песни веселый – тогда пение превращается в праздник. Сейчас на сцену выйдут еще не мастера праздника, но уже вполне профессиональные певцы – младшая группа ансамбля «Рябина».

«Жили-были»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

Концертмейстер Л.Н. Зуев

В разные исторические периоды разные инструменты владели сердцами людей. Издревле классическим инструментам (ф-но, скрипка, духовые) отводилась главенствующая роль в эстетическом просвещении детей и взрослых. Но взять в руки фортепиано или орган и пройти с выступлениями хотя бы от дома к дому, согласитесь, задача не из легких. Поэтому в Европе и были придуманы переносные органы – органолы. Из них позже и получились известные всем баяны и аккордеоны. Совсем другое дело гитара. Этот инструмент известен не менее, чем фортепиано, если не более. История гитары захватывающая и весьма интересная. Достаточно сказать, что почти в каждом европейском государстве гитары имели свой строй, а в России даже изобрели свой собственный вид гитары – семиструнную. С гитарой легче – взял в руки и уже можно организовать концерт. Можно спеть, а можно и сыграть. Причем, также, как и спеть, сыграть на гитаре можно все, что угодно. Сейчас вы услышите «Танго влюбленного кузнечика». Исполнит его Кузнецова Анастасия, дипломант III Международного конкурса «Музыкальный Арт-Форум» в г. Новосибирске, в 2012 году она получила Диплом I степени.

Воронов Андрей стипендиат мэра г. Усолье-Сибирское

«Санта Лючия»

Гордеева Влада Джулиани, Рондо для гитары и фортепиано

Конц. Добрышина М.А.

Анс. Рябина (ст. группа) «Вот какая пара» конц. Агеев А.Б.

«Усольские частушки»

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная версия - о восточных корнях русской домры. Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни . От подобных инструментов домра взяла корпус, гриф, струны и прием игры – щепочкой, выточенной из подручного материала – плектром. Простота изготовления позволила домре получить широкое распространение на Руси. Исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты. В настоящее время этот инструмент считается молодым и перспективным. Все больше и больше внимания уделяется ему на самых разных уровнях. В 2012 году был создан детско-юношеский ОРНИ «Таланты Прибайкалья». В этом году наша школа приняла участие в этом проекте и, надеемся, будем участвовать и дальше. Для вас играет Идрисов Тимур , участник областного орни «Таланты Прибайкалья»

Рондо

Конц. О.И. Рощихина

Недавно я прочитала интересный материал в интернете об аккордеоне. Оказывается, аккордеоном называется инструмент, у которого есть особое качество – когда при нажатии одной кнопки в левой клавиатуре звучит готовый аккорд из трех звуков. Автор материала высказал мысль, что аккордеоном нужно считать любой инструмент с подобными функциями, не важно кнопки или клавиши у него с правой стороны. Баян, по сути, также является аккордеоном, ведь у него тоже есть готовые аккорды. Может, с технической точки зрения, это верно, но нам ближе названия аккордеон и баян. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). Вот Коняхин Глеб и расскажет нам о герое гражданской войны, командарме Николае Щорсе. («Песня о Щорсе»).

Сразу начинает садиться оркестр баянистов

На отделении работают 8 человек, из них 6 являются выпускниками школы. Получив образование, они вернулись в родные стены и уже много лет успешно работают с детьми. Хочу спросить у выпускников – самый запомнившийся момент за время обучения?

Кипит работа повседневно,

Но вот среди кипучих дней

Вдруг наступает день рожденья,

Чудесный праздник – юбилей!

Оркестр баянистов дарит всем присутствующим «Диковинку из Дюссельдорфа»

В свое время оркестр был самым моим любимым предметом. Коллективное музицирование до сих я пор очень люблю. РВ репертуаре нашего оркестра были произведения Дунаевского, Хачатуряна, Бизе. Хочу спросить выпускников – какую пьесу вы больше всего запомнили?

Р.н.п. «Вейся, капустка»

На протяжении многих лет я веду свои маленькие наблюдения и выяснила, что баянисты – самые легкие на тподъем люди. Они готовы выступить прямо в тот момент, когда вы к ним обратитесь. А еще они очень любят проводить эксперименты и преподносить сюрпризы. Именно такой сюрприз приготовили для вас Леонид Николаевич Зуев и его выпускник Кирилл Шаляпин

А. Шалаев «Волжские припевки»

А еще – народное отделение самое играющее отделение. Именно здесь созданы два замечательных коллектива – ОРНИ «Сибирские узоры» и ансамбль «Усольский сувенир». Ансамбль русских народных инструментов «Усольский сувенир»

А. Пьяццолла «Либертанго»

Е. Дербенко «Семеновна»

Хотим вам пожелать удачи,
Успеха в жизни, ярких дней,
Чтоб вы с улыбкой, не иначе,
Встречали каждый юбилей!
Сил, творческих дерзаний и везенья,
Молодости, света, красоты!
И пусть всегда – не только в День рожденья –
Исполнятся заветные мечты.


Сценарий

«Военно-духовой оркестр»

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения духового оркестра, его формированием и развитием.
Задачи:
1. воспитывать интерес к духовному оркестру, к исполнению музыки духовым оркестром;
2. воспитывать интерес к музыке

Оборудование: компьютер, проектор
Музыкальное оформление:
1. Марш прощание Славянки (видеозапись)

2. «солдатушки, бравы ребятушки» (видео, + -)
3. Марш Преображенского полка (видеозапись)

4. Марш Семеновского полка (видеозапись)

5. Фрагмент военно-музыкального фестиваля

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята меня зовут Софья Андреевна внеклассное мероприятие проведу у вас я.

Музыку часто сравнивают с морем, говоря о ней: «Море звуков». И правда, если проследить течение всех музыкальных рек от самых истоков, то выяснится, что все они устремлены к огромному музыкальному морю, имя которому оркестр.

Что такое оркестр сегодня знает любой ребёнок.(Попросту говоря - это «хор» музыкальных инструментов).
Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка достигла относительно высокой ступени развития.
Слово «оркестр»- от греческого орхестра – это площадка, на которой располагался древнегреческий хор. Голоса хора поддерживал аккомпанемент небольшого инструментального ансамбля. Инструменты в этом ансамбле были разные и случайные. Ну а для того, чтобы му-зыканты не разъехались «кто в лес, кто по дрова», им помогал хорошо подкованный музыкант. То есть в полном смысле слова подкованный. Этот музыкант был обут в сандалии с железными подмётками и громко, чтобы его слышали артисты хора и ансамбля, отбивал ногой такт. Звали его уважительно – корифей. А в наше время – это дирижёр .

Ребята, как вы считаете, зачем оркестру нужен дирижёр? (Дирижёр с французского управлять, руководить).
- Ребята, как вы думаете, какова главная задача дирижёра? (Одна из главных задач дирижёра – заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно).

Как вы думаете чем отличается дирижер духового оркестра и военно-духового оркестра. (У них разные дирижерские палочки)

Подумайте как они называются. (Дирижерская палочка, военные дирижеры управляют оркестрами с помощью традиционной палочки, но жезл в оркестре все-таки остался. Им указывает ритм специальный человек обычно рослый "гренадер " – тамбурмажор)

А теперь я, вам предлагаю посмотреть видеофрагмент «прощанье славянке» - сводный духовой оркестр. (видеофрагмент)

Мы просмотрели видеофрагмент какая музыка была по характеру(Звонкая, задорная, бойкая, танцевальная, праздничная, маршевая…)

Ребята давайте теперь поговорим немного о истории возникновения военно-духового оркестра. Как вы думаете, давно ли существует военно-духовой оркестр. (Да давно)
ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ДУХОВОГО ОРКЕСТРА Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр. В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага - морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России - это уникальное явление. Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах. В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны

Ребята, если военно-духовой оркестр возник в годы войны, как предупреждали об опасности. (Когда-то на высоких башнях средневековых городов стояли трубачи-часовые. Различными сигналами они сообщали городу о входящем в гавань корабле, о начинающемся пожаре или о приближении врага. А вот этот трубач в пышных одеждах, наверное, ведёт за собой в атаку лихую конницу (фотография военного музыканта-кавалериста). Он весьма почётная фигура в войске. Видите он при оружии. Но клинок в ножнах у таких трубачей - необычный. У него обломан конец. Этим подчёркивалось, что шпага или меч трубача - лишь воинский символ. Трубач тоже воин, но его настоящее оружие – музыкальный инструмент. Ещё полководец А.В.Суворов говорил. «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил».
Возникновение и развитие духовых оркестров всецело связано с историей военных формирований).

Духовые оркестры создавались, главным образом, для использования в войсках, с целью игры в походах и в военных церемониалах.

Теперь я предлагаю немного попеть, а для того что бы попеть нам надо разогреть голосовые связки. Давайте проговорим скороговорки.(приложение)

Для начала прослушаем песню «Солдатушки, бравы ребятушки», а потом разучим движения.(читаю выразительно слова, а потом с движениями поем все вместе).

Молодцы ребята пели вы все дружно.
-В конце 17 века (1693-1698) в России были сформированы регулярные воинские части, получившие название полков Преображенского и Семёновского.

Ребята, а как вы думаете почему первые гвардейские полки русской армии назывались Преображенский и Семеновский?((Преображенский (Полк сформирован царём Петром I в 1691 году из потешных села Преображенского, от которого и получил своё наименование.)
Семеновский (Сформирован Петром I в 1691 году в подмосковном селе Семёновском под наименованием потешных семёновцев; с 1697 года они начали именоваться Семёновским полком, с 1700года - лейб-гвардии Семёновским).

Я вам предлагаю просмотреть и прослушать марш Преображенского и Семеновского полка.

(Дети просматривают видео Преображенского и Семеновского полка.)

Ребята вам понравилась музыка? Какое настроение она передавала нам?

В штат каждого из этих полков были введены небольшие духовые оркестры («хоры») состоявшие из малых флейт, гобоев, труб и малых (военных) барабанов. Этим было положено начало существованию в русских войсках военно-оркестровой службы. С 1698 года началось регулярное и постепенное развитие военно-духовых оркестров.

Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах. Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, площадях, в парках. Звучность духового оркестра особенно мощная и яркая. Да это и понятно, ведь основные инструменты духового оркестра – медно-духовые:
корнеты, трубы, тромбоны, валторны, баритоны, альты, тубы. Есть в составе оркестра и деревянные духовые инструменты – флейта, кларнет, гобой, фагот. Непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.

А теперь я хочу проверить, как вы знаете музыкальные инструменты!(приложение)

- Какие же вы молодцы, все инструменты знаете.

Еще ребята, в городе Москве проходит каждый год военно-музыкальный фестиваль в нём принимают участие российские и зарубежные военные оркестры, фольклорные коллективы, а также подразделения почетной охраны глав государств. Традиционно он завершается масштабным мероприятием на Красной площади. Название фестивалю дала Спасская башня Московского Кремля на Красной площади, возле которой традиционно проходит праздник(смотрят видео).

Ребята, в каком веке появились первые оркестры?(17 веке)
-Какая задача у дирижера? заставить весь оркестр играть строго ритмично и слаженно)
-Ребята, какие существуют полка?

(Преображенский, Семеновский, Измайловский)

Спасибо за внимание! До новых встреч!


Ведущая: Добрый день, дорогие друзья, коллеги, студенты, гости. Мы рады новой встрече с Вами. Сегодняшнюю программу мы назвали «Музыкальные картинки о Русских народных инструментах»
Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющейся из Русских народных инструментов….. тогда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента. Эта необыкновенная палитра звуков разольётся сегодня в зале в исполнении Лауреата международных и межрегиональных конкурсов, оркестра народных инструментов Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкевича. Художественный руководитель – Ольга Гринберг

1). Ведущая: Все мы знаем, что музыка лечит. И, как бы хорошо не складывалась наша жизнь, тревогу приходится иногда ощущать. Чтобы избавиться от этого чувства, нам советуют слушать музыку Шопена, Вальсы Штрауса и конкретное произведение Антона Рубинштейна - «Мелодия» Если сейчас в зале, у кого – то присутствует хоть малейшая тревога, она пройдёт, как только мы услышим эти чарующие звуки в исполнении Виктории Фёдоровой
Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, концертмейстер – дипломант международного конкурса Мария Ивановна Морозова

2). Ведущая: Мегюль «Соната» 1-часть. Исполняет Студ,__ Курса Галина Кулак. Класс преподавателя Алексея Николаевича Непомнящих

3). Ведущая: Гитарист Джон Ричардс, так выразил через стихи свою любовь к инструменту.

Струны дрожат,
Пальцы по грифу носятся,
В поисках стройного лада,
Льётся легато,
Бьётся о рифы
Статных аккордов мажорного ряда.
Скрыт исполнитель созвучным единством,
Со сладкоголосой гитарой своею,
Сердце пространной волною кружится,
Нотного танго гимнов Орфея.
Импровизация, ветер, свобода,
В перстах искусника будят восторг,
Слух затаив перезвоном гармоний,
Сея молвою придатки, как Бог.

Жермаль. "Баден-джаз-сюита" 1 часть. Исп. Студ._________ курса Елизавета Лаврентьева, Класс преподавателя Натальи Юрьевны Замятиной

4). Россини. Каватина Фигаро из оперы "Севильский Цирюльник". Исполняет Студ,__ Курса Иван Екименко, Класс преподавателя Юрия Васильевича Дунаева

5). Ведущая:

Домра, как забытая царица,
что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
звуком ладным в голубой выси.
Разносила на потеху миру,
в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру,
в старых сказках, баснях и стихах.
Но навет коварный и злобливый,
звуки домры захотел избыть,
Словно ворог жалкий и трусливый,
что желает свой позор забыть.
Он молчанье струнам тем заветным,
напророчил дерзкою рукою,
Чтобы песни их потоком светлым,
истекли безвременья рекою.
Но наветы домре не преграда,
сквозь столетья звук её чудесный,
Как судьбы достойная награда,
снова льётся радостною песней.

На сцене - Трио домр: Студентка_4_ Курса Алёна Черкова, Студентки 2-го курса - Анастасия Соломатина, Шончалай Мижит-Доржу. Класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко, концертмейстер – Ольга Черноярова. Артемьев, "Романс"

6). Ведущая: Ни для кого не секрет, что «Румба» это танец, танец ЛЮБВИ. Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейским Контрданс. В Испании слово «rumbo» означает «путь», в русском языке, морской аналог «румбы» - направление.
Люцио " Румба». Исполняет Студ,_2_ Курса Начин Биче-оол, класс преподавателя Елена Владимировна Модерова

7). Ведущая:
Не страшны мне ни бури, ни рифы,
Если в струнном звучанье слышны
Возле пирса гитарного рифа,
Крики чаек и шелест волны.
Я хочу, чтоб гитара звучала,
Душу трогая каждой струной,
Словно жизнь без конца и начала,
И ничто не случится со мной.

Виницкий "Мерси". Исполняет Студ,_2_ Курса Михаил Попов, Класс преподавателя Ивана Николаевича Афанасьева

8). Ведущая:

РастерлИнькалась балалайка:
Так и сыплет - терлИ- терлИ...
Ну-ка, милая, подыграй-ка,
Да по-русски заговори!
Балалайки простые звуки,
Пусть не сразу, да и не вдруг,
Память крови раскроют внукам,
Чтобы вывести их на круг.
Балалаечник разыгрался,
Веселись и пляши народ!
Жги, родимый, давай старайся,
и Оркестр - не подведёт!

Ермоченков. Концерт для балалайки с оркестром, 1-я часть. Исполняет Студ,_4_ Курса, Никита Краснов. Преподаватель – Дипломант международного конкурса – Андрей Николаевич Шакорин. Концертмейстер – Лауреат всероссийского и дипломант Международного конкурсов – Юлия Балабанова

9). Богословский, сл. Родионова "Песня старого извозчика".
Исполняет - Елена Модерова. Аккомпанирует - Галина Шаравина. Концертмейстерский класс Владимира Викторовича Шахова.

10). Цинцадзе "Сачидао". Исполняет Дуэт домр: Студенты,_2_ Курса Елена Жукова и Анна Катрюк. Класс преподавателя Лилии Владимировны Цветковой, Концертмейстер – дипломант международного конкурса, Мария Ивановна Морозова
(Полный состав оркестра готовится, и, на тексте ведущей, выходит на сцену)

2-я часть концерта

11). Ведущая: К концу XIX века, для широких народных масс искусство было недоступно. С таким положением не могли мириться передовые люди того времени. Среди этих людей был и Василий Васильевич Андреев. Однажды, он услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. Звучание этого инструмента так восхитило Василия Васильевича, что он решил создать ансамбль балалаечников и разработал конструкции различных видов инструментов. Немногим позже, Андреев решил создать оркестр. Мастер Налимов изготовил музыкальные инструменты, с которыми всё зазвучало по-новому: ярко, колоритно.
Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры.

Седой пеленою окутал туман,
Земли плодородное ложе,
О чем ты поешь, ясноокий Баян?
Твой голос мне сердце тревожит.
Ручьем льется песня, так нежен мотив,
Так сладостно гусли играют,
Что кажется, тонкие пальцы твои
Души моей струны ласкают.
И, словно проснувшись от долгого сна,
Встают чередой предо мною
Далекие, славные те времена,
Где каждый жил в мире с Землею.

Русская народная песня" У зори-то, у зореньки" обработка Веры Городовской. Дирижирует студентка 4 курса - Виктория Федорова, класс преподавателя Оксаны Игоревны Стрельченко

12). Ведущая: Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» получила значение самостоятельных, художественных произведений. Полная партитура «Пер Гюнта» включает в себя двадцать три номера. Сейчас прозвучит один из них - яркая и красочная динамическая пьеса.
За дирижёрским пультом – Художественный руководитель оркестра
– Ольга Гринберг.

Эдвард Григ. "В пещере горного короля"

13). Ведущая: Николай Алексеевич Некрасов сказал:
Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте!
Спасибо вам скажет сердечное Русский народ.............

Сергей Рахманинов. «Русская песня»

14). Ведущая: Аргентинский музыкант и композитор второй половины двадцатого столетия, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки, известен и узнаваем уже многими.

Астор Пьяццолла Танго "Mьетро дель Ангел" солистка Анастасия Парамонова,

15). Ведущая: Валенки, они же валенцы, волнушечки, выходки, пимы, катанки и чесанки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Образно говоря, люди уже шампанское пили, а валенок еще не знали. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Испокон веков они – неотъемлемая часть русского костюма, русского образа жизни, русской зимы и даже русского характера. «Прост как валенок», «Ваньку валяет», «Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!

В заключение концерта прозвучат вариации Александра Широкова на тему Р.Н.П. «Валенки»
Номер на «бис»: (нонстоп)
Ведущая: (по необходимости, сказать, после исполнения) Прозвучала Кубанская фантазия Юрия Зацарного "Брыньковский казачок"
Ведущая: Благодарим за внимание.
Наш концерт закончен.

Удивительный концерт – лиричный, звонкий, наполненный положительными эмоциями подарили нам 10 декабря 2013 года музыканты Северодонецкого музыкального училища. В этот вечер состоялся концерт духового оркестра «С ритмом в сердце, с мелодией в душе».

Находясь в зале, слушая музыку, восхищаясь игрой музыкантов, я ловила себя на мысли: «Это же надо, в такое непростое, непраздничное время – полный зал людей! Отчего это происходит каждый раз в музыкальном училище? Может быть от того, что совсем рядом с тобой живёт настоящее искусство, звучит живая музыка!» В этот декабрьский день зрителям была подарена встреча с духовым оркестром.

В преддверии нового года тема «Новогодней фантазии» А.Баженова была как нельзя кстати. Удивительно, но звучание знакомой с детства мелодии «В лесу родилась елочка» вызвало радость и улыбку почти у каждого зрителя.

«Фантазия» на темы песен Р.Паулса как-то по-особенному нежно выплеснула ностальгические нотки по мелодичной и трогательной музыке эпохи 80-тых.

На «ура» были приняты залом «Крымские эскизы» А.Спендиарова. Восточные мотивы всегда были и остаются притягательными и загадочными для слушателя. А профессиональное звучание оркестра только усиливало впечатление от красивейшей

Удачным решением стало включение в программу концерта вокальных номеров. Это помогло в создании разноплановой атмосферы в зале. Интересными были выступления вокалистов О.Борщова и Д.Штомпель, К.Игнат, Ю.Бражниковой и ансамбля бального танца «Престиж». Каждый номер был продуман, и придавал концерту особенный лиризм и эстетическое обаяние.

Зрители получили массу удовольствия и заряд энергии, они унесли с собой из зала свет в душе и чистые звуки музыки.

Безусловно, есть с чем поздравить духовой оркестр под руководством художественного руководителя и дирижера Александра Погорелого. Работа проведена огромная и на поверку результат оказался достойным! Оркестр продемонстрировал красочный и колоритный репертуар! Да и концертная программа была подготовлена таким образом, что каждый следующий номер оказывался неожиданным, интересным, и по-своему уникальным.

Финальное произведение концерта просто взорвало зал!

В наше время стало модным общаться с залом напрямую, это часто делают западные дирижёры. Александр Погорелый со своим коллективом сначала удивил зал, а потом просто заставил ликовать. Задумка была до гениальности простой – в какой-то момент оркестр остался без дирижера! Ведущая махнула на всё это рукой! Но барабанщик начал отбивать ритм! Дирижёр был вынужден вернуться на сцену. В результате А.Погорелый дирижировал не только оркестром, но и публикой в зале! Началось что-то вроде творческого соревнования между зрителями и оркестром! Кстати, зрители тоже очень грамотно подчинялись воле дирижёра! Мы с удовольствием аплодировали и «на пиано», и «на форте», и получали от этого массу положительных эмоций!

Роскошный финал! «Браво!» - духовому оркестру под управлением А.Погорелого, «Браво» - ведущей концерта и автору сценария Н.Пасечник, которая, как всегда, была на высоте – умна и обаятельна, и провела этот концерт на одном дыхании.

Нельзя не выразить благодарность специалистам, которые обеспечивают техническую поддержку концерта. Это Ю.Стрижак и Н. Бухов. Спасибо всем!

Мы знаем, что за выступлением каждого участника концерта стоит большой труд профессиональных музыкантов, педагогическая работа со студентами. Результат достигнут! Концерт состоялся, получился успешным и принёс немало радости северодончанам!

Удачи Вам, дорогие музыканты и организаторы концерта!

Поскольку я была приглашена принять участие в концерте, мне хотелось подобрать стихотворение созвучное тематике концерта. Совершенно случайно мне попался исторический материал о погибшем в 1941 году духовом оркестре, материал, который затронул моё сердце. Сначала были сомнения: «Надо ли на концерте, проходящем в преддверии новогодних праздников, рассказывать трагическую историю?» Позже созрело решение: «Надо!» Всегда надо понимать, что и у нас, и у наших музыкантов есть будущее. Для всех открыты широкие творческие перспективы. А во время войны жизнь подчинялась иным законам. И мы все просто обязаны помнить об этом всегда». И, спасибо людям, которые очень трепетно и внимательно слушали «Балладу о погибшем оркестре».

История хранит немало тайн.

От черных дыр, порой, бывает страшно…

Оркестр из сорок первого, сыграй,

Напомни о себе забытым маршем…

Их было девяносто человек,

Влюбленных в жизнь обычных музыкантов.

Пришла война, стал горьким хлеб и век,

Ведь войны не нуждаются в талантах…

Рыдает осень… Немцы - под Москвой...

И весь оркестр уходит в ополчение.

Оркестр известный звонкий духовой!

Оркестр, который скоро станет тенью…

Зачехлены саксгорны и кларнет,

Фагот и флейты, трубы и валторны.

И музыканты главный свой концерт

Идут играть в составе батальонов.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.