«Музыкальные пейзажи». Музыкальное занятие в подготовительной группе. Пейзаж в инструментальной музыке В полях лениво стадо бродит.От тяжкого, удушливого знояСтрадает, сохнет все в природе,Томится жаждой все живое. Кукушки голос звонко и призывноДоносится

Музыка и природа

«На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы» (О.Бальзак).

Трудно назвать композитора, который не отразил бы в музыке своё восхищение образами природы. Шум дождя, птичье пение, переливы искрящихся на солнце водных струй… Все эти звуки природы вдохновляли композиторов к созданию музыкальных произведений.

Послушай, музыка вокруг…

Она во всём – в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны,

Раскаты грома, звук капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зелёной тишины.

И дятла дробь, и поездов гудки,

Чуть слышные в дремоте,

И ливень - песенкой без слов

Всё на одной весёлой ноте…

(М. Ивенсен)

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Если вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на всё, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства.

Человек неразрывно связан с природой, он часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, композиторов, художников.

Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. На полотнах художников природа никогда не выглядит мёртвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые композиторы умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Какой океан звуков окружает нас! Пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома, рокот волн. Услышать музыку в природе, вслушаться в музыку дождя, ветра, шороха листьев, морского прибоя, определить, громкая она, быстрая или едва слышная, струящаяся.

Все эти звуковые явления природы музыка может изобразить, а мы, слушатели, представлять. Каким образом музыка «изображает звуки природы»?

Композиторы используют свои музыкальные средства выразительности, которые помогают ярко изобразить образ или действие. Их сравнивают с красками художников. «Краски музыки» - это

мелодия (музыкальная мысль),

темп (скорость звучания),

лад (мажор, минор, пентатоника и др. – настроение музыки)

высота звука (регистр),

динамика (громкость звука),

ритм (чередование различных длительностей),

гармония (последовательность аккордов).

Если композиторы имеют свои музыкальные краски, то их произведения можно назвать музыкальными картинами. Что такое музыкальная картина? Музыкальная картина – это произведение, которое очень ярко и доступно передаёт впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.

Живописная музыка - это красочная, яркая, богатая, насыщенная музыкальными голосами – тембрами, выразительная музыка. Слушая её, легко представить определенную картину. Это изобразительная музыка, где передана удивительная красота мира с помощью музыкальных средств выразительности.

В изобразительном искусстве есть жанр живописи, изображающей картины природы - пейзаж. В музыке тоже есть пейзажи, за которыми мы будем наблюдать. Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. Большую изобразительную роль в музыке играют гармония и тембры музыкальных инструментов.

Одна из самых ярких и величественных музыкальных картин создана Бетховеном. В четвертой части своей симфонии («Пасторальной») композитор звуками «нарисовал» картину летней грозы. (Эта часть так и называется «Гроза»). Слушая могучие звуки усиливающегося ливня, частые раскаты грома, вой ветра, изображенные в музыке, мы представляем себе летнюю грозу.

Мастерски использует оркестр для создания таинственного пейзажа русский композитор А.К. Лядов. Лядов писал: «Дайте мне сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Своей музыкальной сказке «Кикимора» композитор предпослал литературный текст, заимствованный из народных сказок. «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Вырастает Кикимора. Зло на уме держит она на весь люд честной». Когда читаешь эти строки, воображение начинает рисовать и сумрачный пейзаж «у кудесника в каменных горах», и пушистого кота-Баюна, и мерцание в лунных лучах «хрустальной колыбельки».

Низкий регистр духовых инструментов и виолончели с контрабасами композитор использует для изображения каменных гор, потонувших в ночном мраке, а прозрачный, светлый высокий звук флейт, скрипок – для изображения «хрустальной колыбельки» и мерцание ночных звезд. Сказочность тридевятого царства изображена виолончелью и контрабасом, тревожный рокот литавр создает атмосферу тайны, ведут в загадочную страну. Неожиданно в эту музыку врывается короткая, ядовитая колкая тема Кикиморы. Затем в высоком прозрачном регистре возникают волшебные, небесные звуки челесты и флейты, как звон «хрустальной колыбельки». Вся звучность оркестра словно высветляется. Музыка будто возносит нас из мрака каменных гор к прозрачному небу с холодным загадочным мерцанием далеких звезд.

Музыкальный пейзаж «Волшебного озера» напоминает акварель. Те же легкие прозрачные краски. Музыка дышит тишиной и покоем. О пейзаже, изображенном в пьесе, Лядов рассказывал: «Вот как было у меня с озером. Знал я одно такое – ну, простое, лесное русское озеро и в своей незаметности и тишине особенно красивое. Надо было почувствовать, сколько жизней и сколько изменений красок, светотеней, воздуха происходило в непрестанно изменчивой тиши и в кажущейся неподвижности!». И в музыке слышны звучащая лесная тишина и плеск потаённого озера.

Творческую фантазию композитора Римского-Корсакова пробудила «Сказка о царе Салтане» Пушкина. В ней есть такие необыкновенные эпизоды, что «ни в сказке сказать, ни пером описать!». И только музыке оказалось под силу воссоздать чудесный мир пушкинской сказки. Композитор эти чудеса описал в звуковых картинах симфонической картины «Три чуда». Мы живо представим себе волшебный город Леденец с теремами и садами, а в нем - Белку, что «при всех золотой грызет орех», прекрасную Царевну-Лебедь и могучих богатырей. Как будто по-настоящему слышим и видим перед собой картину моря – спокойного и бурно вздымающегося, ярко-синего и мрачно-серого. Нужно обратить внимание на авторское определение - «картина». Оно заимствовано из изобразительного искусства - живописи.

Подражание звукам и голосам природы - самый распространенный прием изобразительности в музыке. Один из самых излюбленных приемов - подражание голосам птиц. Остроумное «трио» соловья, кукушки и перепела мы слышим в «Сцене у ручья» - 2 части Пасторальной симфонии Бетховена. Птичьи голоса звучат в пьесах для клавесина «Перекличка птиц», «Кукушка», в фортепьянной пьесе «Песня жаворонка» из цикла П. И. Чайковского «Времена года», в прологе оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» и во многих других произедениях.

Другой прием существует для изображения не звуков, а движений людей, птиц, зверей. Рисуя в музыке птичку, кошку, утку и других персонажей, С.С.Прокофьев («Петя и волк») изобразил их характерные движения, повадки, да так искусно, что можно воочию представить себе каждого из них в движении: летящую птичку, крадущуюся кошку, прыгающего волка. Здесь основными изобразительными средствами стали ритм и темп.

Ведь движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, и они очень точно могут быть отражены в музыке. Кроме того, характер движений бывает разный: плавные, летящие, скользящие или, наоборот, резкие, неуклюжие. Музыкальный язык чутко откликается и на это.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым копированием. Как бы ни прекрасны были леса, луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь – все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава, она такова, какой видит её человек.

Пейзаж в инструментальной музыке

Слушая инструментальные сочинения современных европейских композиторов, порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы. Это, конечно, свидетельствует о невероятном таланте автора музыки. Зачастую в основе изображения пейзажа в музыке лежит звукопись. Звукопись связана с имитацией различных звуков – пения птиц («Пасторальная симфония» Бетховена, «Снегурочка» Римского-Корсакова),

раскатов грома («Фантастическая симфония» Берлиоза), звона колоколов («Борис Годунов» Мусоргского). А еще есть ассоциативная связь музыки со всевозможными явлениями в природе. К примеру, просвещенному слушателю не нужно объяснять, что в симфонической картине Мусоргского

«Рассвет на Москве-реке» отображается восход солнца, а в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехерезада» целые фрагменты посвящены изображению моря.

Сложнее воспринять картину, когда автор ставит перед собой более абстрактную цель. Тогда в качестве путеводителя в кругу ассоциаций выступают заглавия или словесные ремарки авторов. К примеру, у Листа есть этюды под названием «Вечерние гармонии» и «Метель», а у Дебюсси – пьесы «Лунный свет» и «Холмы Анакапри».

Музыкальное искусство всегда оперировало выразительными средствами, свойственными своей эпохе. Образы окружающего мира, которые казались представителям различных стилей достойным объектом искусства, выбирались, исходя из художественных вкусов своего времени.

Одним из самых известных шедевров музыки барокко можно считать цикл из 4 инструментальных концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741). Автор выступает здесь не только как великий имитатор природных явлений (в концерте «Лето» есть картина грозы), он демонстрирует миру и свое лирическое восприятие природы.

В эпоху классицизма роль пейзажа более чем скромна. Однако такие великие пантеисты, как Йозеф Гайдн (1732-1809), сумели и в этом стиле прекрасно изображать восходы и закаты: образы медленных частей его сонат и симфоний погружают слушателя в атмосферу одухотворенного созерцания. Вершиной же классицизма в изображении природы, его признанным шедевром считается «Пасторальная симфония» Бетховена (1770-1827).

Романтики впервые проводят параллели между переживаниями личности и состоянием окружающей среды. Изображение явлений природы служит великолепным фоном, на котором высвечиваются переживания гордого и независимого героя. Самые наглядные примеры музыкального романтизма можно найти в фортепианном творчестве Листа и в симфонических полотнах Берлиоза. На русской почве одним из тех, кому в романтической манере удавалось блистательно передать картины природы, был Римский-Корсаков. Его симфонические зарисовки моря по силе воздействия сродни разве что великолепным полотнам Айвазовского.

Во второй половине XIX века появляется новый стиль живописи и музыки - «импрессионизм». Создателями его музыкального «словаря» становятся композиторы новой французской школы – Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1937). Хорошо известны высказывания К. Дебюсси, характеризующие основные моменты его мироощущения: «Я сделал религию из таинственной природы… Только музыканты имеют привилегию охвата поэзии ночи и дня, земли и неба, воссоздания атмосферы и ритма величественного трепета природы».

К этому же направлению относятся и многие фортепианные пьесы Равеля, в том числе «Игра воды». Именно в творчестве Равеля фортепиано становится инструментом, «которому подвластны изображения бабочек в ночной мгле, пение птиц в знойном оцепенении летнего дня, безбрежные волны океана, предрассветное небо, в котором плывут звуки колоколов» (так выдающаяся пианистка XX века Журдан-Моран пишет о его цикле пьес под названием «Зеркала»).

Музыка и живопись

Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так, В. Кандинский (1866–1944) соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр, а известный живописец М. Сарьян (1880–1972) писал: «Если ты проводишь черту, то она должна звучать, как струна скрипки: или печально, или радостно. А если она не звучит – это мертвая линия. И цвет то же самое, и все в искусстве так».

Выдающиеся русские композиторы Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин также обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. «Цветной слух» присущ и творческим индивидуальностям многих современных композиторов. К примеру, Э. Денисову (1929–1996) – некоторые его сочинения вдохновлены переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.

Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами В. Сурикова и народными драмами М. Мусоргского, находят аналогию в изображении природы у П. Чайковского и И. Левитана, сказочных персонажей у Н. Римского-Корсакова и В. Васнецова, символических образов у А. Скрябина и М. Врубеля.

Между тем о подлинном сплаве художественного и музыкального видения мира можно говорить, только познакомившись с творчеством М. Чюрлениса (1875-1911) – выдающегося литовского художника и композитора. Наиболее известные его картины «Сонаты» (состоящие из полотен Allegro, Andante, Scherzo, Finale) и «Прелюдии и фуги» несут на себе отпечаток музыкального восприятия автором окружающей действительности. Из музыкального наследия М. Чюрлениса, в котором живописное начало проявляется наиболее оригинально, выделяются его симфонические поэмы («В лесу», «Море») и фортепианные пьесы.

Среди музыкальных произведений, рожденных под впечатлением от всевозможных картин и скульптур, особый интерес у исполнителей вызывают: «Обручение» по картине Рафаэля и «Мыслитель» по скульптуре Микеланджело Ф. Листа, а также «Картинки с выставки», созданные М. Мусоргским под впечатлением рисунков В. Гартмана.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

Ольга Чернодуб
«Музыкальные пейзажи». Музыкальное занятие в подготовительной группе

Тематическое музыкальное занятие

"Музыкальные пейзажи"

подготовительная группа.

Доминирующая образовательная область : художественно- эстетическое развитие. Согласно ФГОС ДО.

Вид деятельности детей : Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, двигательная.

Методы и приемы : Наглядные (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный, словесные (пояснения, краткие указания, поэтическое слово, беседа, вопросы, практические (игры, упражнения).

Организация среды для проведения занятия : фортепиано, музыкальный центр, ноутбук и монитор, презентация, мольберт и мелки, портрет композитора Э. Грига, музыкальные инструменты: колокольчики, треугольник, металлофоны, свистульки, атрибуты для танцевальной импровизации: крылья бабочек, ленты, цветы.

Предварительная работа : знакомство с понятием пейзаж: рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана, А. Саврасова, В. Поленова и других; чтение стихотворений И. Бунина, А. Фета, А. Пушкина; обобщение знаний по окружающему миру и экологии; знакомство с понятием «музыкальный пейзаж», слушание музыкальных произведений С. Раханинова «Весенние воды», Э. Григ «Утро», А. Вивальди «Весна»; разучивание пальчиковой игры с пением «Улитка», песни Е. Фроловой «Весенняя», ознакомление с музыкой для танцевальной импровизации Г. Гладкова «Добрая фея».

Цель : Создание условий для развития музыкальной отзывчивости и творческого воображения детей. Формирование положительного отношения к природе.

Задачи :

Побуждать детей определять творческий образ и замысел композитора, художника;

Вызвать желание участвовать в музыкально- творческом процессе;

Обеспечить развитие вокальных навыков и звуковысотного слуха, используя технологию кластерного пения;

Способствовать формированию музыкально- ритмических способностей детей, навыков ориентировки в пространстве

Психоэмоциональная разгрузка детей

Повышение уровня речевого развития

Конспект

1. Вводная часть. Введение в тему.

Звучит музыка Г. Гладков «О картинах», дети с воспитателем заходят в зал, становятся в круг.

Здравствуйте, друзья, я рада вас видеть. Сегодня к нам пришли гости. Давайте вместе поздороваемся и улыбнемся друг другу.

Валеологическая песня - распевка "Приветствие" .

В центр зала положить желтый обруч («солнце»)

Ребята, посмотрите, какое яркое солнышко появилось в нашем зале.

Психогимнастика «Зарядка для солнышка».

Солнышко утром проснулось и засветило все жарче. А чего ему не хватает? (лучиков). Я попрошу …. сконструировать солнышко

Дети выкладывают.

Мотивация деятельности.

Ребята, такой замечательный денек! Я хочу пригласить вас отправиться на прогулку в мастерскую художника. Согласны?

А что там можно увидеть?

С кем можно встретиться?

Давайте пойдем вокруг солнышка друг за другом, а как мы будем идти (медленно или быстро) нам подскажет музыка.

Ходьба с переходом на бег.

А теперь пойдем парами. Каждая пара станет около лучика. Найдите себе любой лучик. Мальчики будут стоять ближе к солнышку, охранять наших красивых девочек от горячих солнечных лучей.

Танцевальное упражнение «Дружные пары»

1 ч. Идут под музыку до следующего лучика и останавливаются, делая пружинку. (прошу напомнить пару детей)

2ч – боковой галоп парами. (прошу напомнить 2 пару детей)

Так хочется поиграть и с этим лучиком, и с тем. Давайте будем подходить к лучику и здороваться пружинкой.

(Воспитатель надевает шарф и берет)

Вот мы и пришли. Посмотрите, нас встречает Художник. Здравствуй, Художник. Мы пришли к тебе в гости и хотели бы посмотреть твои картины!

Художник: Здравствуйте, ребята. Я вам очень рад. К сожалению не все мои работы завершены. Я нарисовал весенние пейзажи, а вот названия к ним придумать не успел.

Ребята, может быть, мы с вами поможем?

Художник: Ну, что ж, проходите, присаживайтесь.

Слушание.

Давайте рассмотрим первый пейзаж. (слайд) «Ручей»

Что изображено на нем?

Как можно назвать этот пейзаж? (предложить художнику выбрать лучший вариант)

Композиторы тоже сочиняли музыкальные пейзажи. Как вы думаете, о чем рассказывали эти музыкальные произведения?

Актуализация ранее приобретенных знаний

Игра «Если бы вы были композиторами». Вопросы:

Какую музыку сочинили вы, глядя на этот пейзаж?

Какое у нее было бы настроение?

Она была бы медленная или быстрая?

Ее бы исполняли певцы или музыкальные инструменты? Какие?

Сообщение новых знаний.

Давайте послушаем музыкальное произведение, которое написал композитор Э. Григ и назвал его «Ручеек». Послушайте внимательно и скажите, как рассказывает музыка и какой музыкальный инструмент ее исполняет?

Анализ средств музыкальной выразительности (характер, темп, динамика)

Игра «Копилка» (взволнованная, стремительная, проворная, бурлящая, тревожная)

Посмотрите, как бежит ручей? По ровной дорожке или поворачивает, извивается?

Пожалуйста, нарисуй, как бежит ручеек (моделирование на мольберте).

Ребята, давайте, превратимся в веселый ручеек и придумаем ему танец.

Я под снегом долго спал,

От молчания устал.

Я проснулся и помчался,

и с Весною повстречался:

(В. Ланцетти)

Коммуникативная музыкально-ритмическая игра «Ручеек». Создание поисковой ситуации.

Игровой массаж «Ручеек»

Самостоятельная деятельность по закреплению знаний.

Посмотрите, кто еще появился на нашем пейзаже? (показ Пальчиковая кукла «Улитка»)

Пальчиковая игра с пением «Улитка» (ребенок – показ)

Ребенок показывает пальчиковую игру.

Ребята, а вы любите пускать кораблик в ручейках?

Кластерное пение «Кораблик»

Давайте рассмотрим еще один пейзаж. (слайд) Как можно его назвать? Ребята, чего здесь не хватает? (красок) Какие краски вы бы использовали? Раскрасить нам его поможет песенка.

Посмотрите и угадайте, какая песенка нам поможет?

Мнемотаблица.

Можно ли назвать эту песню музыкальным пейзажем? Какие слова встречаются в песне, которые говорят о природе?

Какое настроение должно быть у песни?

Давайте возьмем инструменты и наполним этот прекрасный весенний пейзаж красками, звуками и посмотрим, что у нас получится.

Песня с игрой на детских музыкальных инструментах

Е. Фролова «Весенняя»

Художник: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Теперь все смогут любоваться чудесными пейзажами.

Скажи Художник, у тебя остались еще пейзажи?

Только этот…

Ребята, здесь что то не так! Я не могу понять! Здесь лишь пустая рамка! А давайте сами создадим свой весенний пейзаж, который будет называться «На весенней поляне»! Что на нем будет изображено? (цветы, радуга, бабочки, птицы)

Танцевальная импровизация с предметами.

Анализ и самоанализ деятельности детей.

Наша встреча пошла к концу.

Ребята, вам понравилось в мастерской художника?

Вам было интересно? И мне.

Какой вам пейзаж запомнился больше всего?

Я прощаюсь с вами.

Дальнейшая разработка темы.

Воспитатель: А я приглашаю вас в свою студию нарисовать весенние пейзажи.

Рисование под музыку.

Публикации по теме:

Доминантное музыкальное занятие по слушанию музыки в подготовительной группе «Петя и волк» Задачи: предоставлять возможность для актуализации знаний о симфонической музы-ке; обогатить представление о тембрах инструментов симфонического.

Интегрированное музыкальное занятие в подготовительной группе «Белая книга зимы» Цель: Привлечь внимание к красоте зимних звуков природы. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление,.

Цель: Продолжение знакомства детей с пейзажной живописью. Задачи: Образовательные: Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование.

Конспект НОД "Африканские пейзажи".Рисование в подготовительной к школе группе. Программные задачи: Продолжать учить детей создавать фон.

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 26

Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.

Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни...»
(И. В. Гёте)

Сообщение темы урока:

Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? (Думаем, что да. Потому что природа передаёт то или иное настроение. А каково оно - можно услышать в музыке и увидеть на картине.)

Работа по теме урока.

1. Природа в искусстве.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь - все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Однажды ты проснёшься в изумленье,
Услышишь птичьи трели на лугу.
И сердце затрепещет в восхищенье –
Вокруг всё в бело-розовом снегу!
Что стало в одночасье вдруг с природой?
Откуда столько света и тепла?
Преодолев мороз и непогоду,
Пушистой пеной вишня расцвела!
Собой заполонила всё пространство,
Взметнув цветов фонтаны в вышину!
Накинув ароматное убранство,
Приветствует красавицу Весну!
Принарядившись белыми цветами,
Невеста юная к себе манит.
И замирает сердце под ветвями.
Любовь, Надежду и Мечту хранит!

(Т. Лаврова)

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века - например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».

Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами - стала зримой.

Есть даже такое выражение - «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

2. Времена года.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному - к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна - и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином...

Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг - к новым чувствам, свету, солнцу.

Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)

Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.

«Протокольная правда никому не нужна, - говорил Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины «Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи более поздней весны. Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название. («Вечерний звон», эта картина тоже звучит.)

Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве - лирическую песнь русской души.

3. Образы природы.

Если музыка Чайковского - при всей её яркой изобразительности - все же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный.

Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение , как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков - запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».

«Пейзаж не имеет цели,- говорил Саврасов,- если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Итог урока:

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи - так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо - всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
  2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
  3. Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?
  4. Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
  5. Подбери поэтические и живописные произведения на пейзажную тему, которые вам известны.
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 28.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Чайковский. Времена года. Апрель - Подснежник (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3;
Жанекен. Пение птиц, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Музыкальный пейзаж.

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства 6 класс.

Пшеничная Татьяна Николаевна
учитель изобразительного искусства,
и черчения,

Трифонова Ирина Анатольевна,

учитель музыки
ГУ «Средняя школа№1»
Акмолинская обл., г.Кокшетау

Цель: Формировать у учащихся осознание взаимосвязи музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

образовательная: формировать навыки осознанного восприятия искусства;

закрепить знания о средствах музыки и изобразительного искусства;

воспитательная: воспитывать любовь к искусству, творчеству;

развивающая: развивать «внутреннее» зрение, воображение, художественное мышление; побуждать детей к творческому самовыражению в изображении природы;

развитие художественно-творческих способностей обучающихся, фантазии, воображения;

Тип: интегрированный урок.

Вид: комбинированный урок.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, инструктаж), частично поисковый, демонстрационный, репродуктивный.

Межпредметная связь: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование и наглядность: мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска/экран, проектор) электронный конспект урока «Музыкальный пейзаж».

Инструменты и материалы: для учителя - проектор, музыкальный центр; для учащихся – гуашь, альбом для рисования, кисти, палитра, простой карандаш, ластик, акварель, стаканчик-непроливайка, кисти, салфетка.

Предварительная работа: обработка и дополнение материала к уроку; подбор иллюстративного материала; разработка и оформление электронной презентации к уроку; разработка карточек для тренировки зрительной памяти.

Звуковой ряд: П.И. Чайковский «Декабрь», «Святки» пьеса для фортепиано из альбома «Времена года». А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». Песня В. Ударцев «Дождик – художник». Песня «Гимн музыке».

Зрительный ряд: А. Саврасов «Зимний пейзаж». А Васнецов «Зимнее утро». Образцы рисунков учащихся.

Ожидаемый результат: учащиеся осознают взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства.

Структура урока: 1. Организационный этап. 2. Вводная беседа. 3. Исполнение песни. 4. Беседа. 5. Групповая работа. 6. Выполнение творческой работы. 7. Просмотр и анализ работ учащихся. 8. Подведение итогов урока. 9. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Учитель музыки: Сегодня у нас с вами урок необычный. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о музыкальных картинах, картинах природы. Поэтому тема нашего урока так и называется «Музыкальный пейзаж».

(Слайд.На интерактивной доске высказывание)

Учитель ИЗО:

Человек неразрывно связан с природой, он часть её. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, своим идеалам, всегда было источником творчества писателей, художников, композиторов. Творческий процесс одинаков при создании живописного, музыкального или литературного образа. Художественный образ создается лишь тогда, когда реальный объект эмоционально воздействует на художника, когда творец включает свой «внутренний слух», пытается перенести свои внутренние ощущения, эмоциональную оценку на язык красок, звуков, слов. В. Окуджава очень ёмко выразил суть творческого процесса

Учитель музыки: Каждый пишет, что он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить…

Учитель ИЗО: Загадаю загадку, а вы ее отгадайте

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник,

Потому что я … художник

Учитель музыки: Ребята, у нас в репертуаре есть песня «Дождик - художник». Давайте споем.

3. Исполнение песни: «Дождик – художник» В. Ударцева всем классом.

4. Беседа.

Учитель ИЗО: В каком жанре изображают дождь?

Конечно, чаще всего дождь изображают в пейзажах.

Давайте вспомним что такое пейзаж?

Действительно пейзаж (от фр. Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

(Выбрать пейзаж из репродукций на слайде).

А теперь посмотрим работы известных художников пейзажистов.

(Идут слайды с пейзажем известных художников).

Природа всегда является для нас загадкой. Чем таинственней явления природы, тем больше внимание привлекает оно к себе, заставляет задуматься. Одним из таких загадочных явлений является смена времён года.

Учитель музыки: В музыке к теме «Времён года» обращались многие композиторы. Так известный итальянский композитор и скрипач Антонио Вивальди (портрет композитора) , сочинил известный цикл «Времена года», состоящий из четырёх концертов «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень».

Пётр Ильич Чайковский – русский композитор (портрет композитора на доске) также сочинил фортепианный цикл «Времена года», куда вошло 12 небольших пьес, и каждая пьеса имеет у композитора своё название.

1) А у какого австрийского композитора, с которым мы не так давно с вами знакомились на уроке, есть произведение с таким же названием «Времена года»?

У Йозефа Гайдна – австрийского композитора.

Сейчас прозвучат отрывки из произведений Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского. Прослушайте внимательно музыку и ответьте на вопрос:

2) Какое время года композиторы изобразили в своих произведениях? (Звучат отрывки из произведений композиторов.)

Верно, прозвучал концерт «Зима» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди в исполнении струнного оркестра и пьеса декабрь под названием «Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

3) В исполнении, какого инструмента прозвучал концерт?

Фортепиано.

4) Что такое святки? (Информацию о святках готовит один из учеников класса.)

Ученик: Святками называется двенадцатидневный период между праздником Рождества Христова и праздником Крещения Господнего. До сегодняшнего дня сохранилось много традиций весёлого празднования: колядки, игры, походы в гости. (слайд святки)

5) Как бы вы охарактеризовали эти два музыкальных произведения, посвящённых зиме? Подумайте над тем, что зима бывает разной.

6) Какая зима была в музыке Антонио Вивальди? Охарактеризуйте её прилагательными, а у П. И. Чайковского?

7) Вы обратили внимание на то, что в пьесе «Святки» звучал ритм какого танца?

Учитель ИЗО: Скажите, ребята, а можно ли увидеть музыку? Какие образы вы увидели слушая музыку? (Дети отвечают – зима, снег, вьюга, ветер и т.д)

5. Групповая работа.

Учитель музыки: 1 задание: «Вопрос – ответ» по музыке и изобразительному искусству от учителей. 2 вопроса для команды.

Учитель ИЗО: В рукописях какого художника эпохи Ренессанса найдены наброски проектов вертолета, парашюта и субмарины? (Леонардо да Винчи)

Учитель музыки: Русский композитор, который сочинил балеты: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»? (Чайковский).

Учитель ИЗО: Как называется жанр изобразительного искусства, когда художники рисуют животных (анималистический жанр)

Учитель музыки: Музыкальный спектакль, в котором герои поют? (Опера).

Учитель ИЗО: Теория гласит, что смесь красного, зеленого и синего цветов будет черной, однако реальные красители поглощают и отражают свет по-разному. Какой же цвет получится на практике? (Серый)

Учитель музыки: Этого австрийского композитора называют «королём вальса», кто он? (Штраус)

2 задание «Это интересно» (учащиеся рассказывают заранее приготовленные интересные факты из мира музыки и изобразительного искусства )

Ученик: Миланская консерватория носит имя Джузеппе Верди, хотя в 1833 году отказала ему в зачислении. Юному Верди было сказано, что он на 4 года старше обычного возраста принимаемых, не является гражданином Ломбардо-Венецианского королевства и лишён музыкального таланта.

Ученик: Бельгийский мастер Адольф Сакс, который изобрёл саксофон, изначально назвал его совсем по другому – мундштучный офиклеид. Только через два года его друг композитор Берлиоз назвал новый инструмент в журнальной статье саксофоном, и это название прижилось гораздо охотнее.

Ученик: Считается, что Пабло Пикассо самый известный художник в мире. Его картины имеют огромную стоимость, но в ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров. Полное имя Пикассо состоит из 23 слов:Пабло-Диего-Хосе-Франсиско-де-Паула-Хуан-Непомусено-Мария-де-лос-Ремедиос- Киприано-де-ла-Сантисима-Тринидад-Мартир-Патрисио-Клито-Руиз-и-Пикассо.

Ученик: Леонардо да Винчи мог рисовать одной рукой, и одновременно писать другой. Леонардо да Винчи был суровым вегетарианцем, и никогда не пил коровье молоко, так как считал это воровством. Он также был защитником прав животных, покупал птиц в клетках только для того, что бы выпустить их на волю.

6. Выполнение творческой работы.

3адание: «Рисуем – изображаем». Рисуем зимний пейзаж в технике «Набрызг»

7. Просмотр и анализ работ учащихся.

Учитель музыки: Ребята, а вы знаете, что многие классические произведения звучат в современной обработке. Вашему вниманию мы хотим предоставить очень красивый видеоролик.

Может, вы узнаете знакомую музыку, которая будет сейчас в этом видеоролике звучать.

(На доске идёт показ видеоролика).

Обратите внимание на красивый зимний пейзаж, который окружает музыкантов.

Итак, какую знакомую музыку вы услышали в этом видеоролике? (Холодная сердцем)

Идёт обсуждение видеоролика.

8. Итог урока.

Учитель музыки: Ребята, что интересного и привлекательного было в данной теме?

Учитель ИЗО: Что нового узнали? О чем хотели бы узнать еще больше? (Учащиеся выказывают собственное мнение по изучаемой теме, делятся своими впечатлениями).

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Нарисовать музыкальный пейзаж.

Хочется закончить наш урок замечательной позитивной песней «Гимн музыке» (исполнение песни: «Гимн музыке» всем классом.)

Спасибо за работу. Урок окончен.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.