Губной музыкальный инструмент чукчей и эскимосов. Варган – голос тайги: музыкальная душа северных народов

Варган (от лат. organum музыкальный инструмент) волшебный и таинственный музыкальный инструмент, который северные народы наделяли способностью перемещать играющего по трем мирам. Варган существует по всему миру в различных разновидностях, под разными названиями, и неизменно околдовывает слушателя своим уникальным звуком.

Чтобы играть на этой небольшой штучке, ее прижимают к губам или зубам. Играют на варгане, задействуя язык, гортань, руки и даже дыхание.

В древности Варган почитался в качестве священного инструмента и использовался во многих обрядах и ритуалах северных народов. В шаманских практиках северных народов варган – это женский аналог бубна.

Про народы северные и не очень

У разных народов с древних времен варган и разные его вариации были любимыми инструментами.

В Средней Азии (Таджикистан и Узбекистан) были распространены инструменты под названиями чанг-кобуз, темир-чанг-кобуз (разновидность с железным язычком). В Киргизии металлический варган был распространен под названием темир-комуз. Суяк-чанг-кобуз (делался из кости), копуз (из дерева) и другие – две среднеазиатских разновидности с натянутой веревкой вместо язычка, которая и издавала звук.

Во Вьетнаме существовал пластинчатый варган – дан мои. Он делался из дерева, бамбука, кости или металла. В Китае варган известен под именем коусян, в Японии – как муккури.

Западные страны тоже не отставали от северных народов. Известны разновидности этого инструмента, распространенные в Венгрии (доромб), Норвегии (мунхарпа), Австрии и Германии (маультроммель), и даже в Англии и США – под именем «еврейская арфа».

На территории современного СНГ своими варганами могут похвастать Украина (дримба), Белоруссия (дрымба или вурган), ну и конечно же Россия, где он был распространен в основном в восточной части и среди народов севера. На Алтае – комус, в Башкирии – кубыз. В Якутии, Туве и Хакасии названия этих инструментов были схожими – хомус. О металлической природе инструмента говорили соответствующие приставки у разных народов – демир (Тува) или тимир (Хакасия). Есть и чукотский варган, и называется он ванны яяр. В европейской части России также встречались такие инструменты, и называли их зубанка – конечно же, по способу извлечения звука.

Варган в Югре

У северных народов ханты и манси варганы называются тумраны и известны в деревянном или костяном исполнении. Ханты и манси верят, что тумран излечивает больных и отгоняет злых духов.

Многие современные музыкальные группы, в поисках уникального и специфичного звучания, использовали в своем творчестве варган. Примеров можно найти немало. В частности, среди песен групп Калинов Мост, Пилот, Вопли Видоплясова – можно услышать этот замечательный инструмент. Отваживались записать песню с варганом даже такие мэтры как ДДТ и Наутилус Помпилиус.

Варган смело можно назвать не только инструментом северных народов, но поистине всемирным музыкальным инструментом. Практически любой человек, вне зависимости от национальности и музыкальной подготовки, может выразить свои эмоции в его звуках.

Повышенной распространенностью среди жителей чукотского самостоятельного округа пользуется ярар, саяк и сагуяк. Не менее востребованным среди них является и бубен. Этот музыкальный инструмент чукчей располагает своей историей, которая имеет древние истоки. Потому те, кто желает освоить технику игры на бубне, должны полностью познать ее происхождение.

Женский ярар

Что собой представляет этот инструмент?

На этом музыкальном инструменте предпочитают играть оленные чукчи.

Яраром называется рамный мембранофон, основным местом расположения крестовидной держалки которого считается тыльная сторона. Часто он называется женским либо праздничным.

Основа

Для изготовления ярара берется деревянный обод с шириной в 40 мм, а толщиной - 700 мм. Его поверхность следует плотно обтянуть кожей оленя таким образом, чтобы на ней полностью отсутствовали морщины и складки.

Подходящий материал

Многие ошибочно полагают, что для изготовления мембраны можно использовать любую шкуру оленя. Специалисты утверждают, что для таких целей подходит только кожаный материал из такого животного, который достиг трехмесячного возраста либо пребывает в более зрелом возрасте и имеет его не толстый слой.

Наилучшим периодом вымачивания такой шкуры считается теплая летняя пора, которая разрешает помещать ее в тундровой реке либо озере на протяжении 10 дней, под пристальным наблюдением знающих мастеров, которые обладают значительным опытом и навыками в данном деле.

Затем она проходит тщательную очистку своей поверхности, с которой удаляются прилипшие водные насекомые. После этой процедуры следует ощипывание шерсти, полоскание в чистой воде и натягивание на обод. Необходимо знать, что кожу нужно использовать сразу же, но если этого не делать, то она поддается последующей сушке.

Высушенный материал должен находиться в сухом месте, иначе на нее будут воздействовать дожди и солнце, под влияние которых утратиться основное назначение кожи. Она приобретет более жесткие качества, за счет которых будет плохо пропускаться вода.

Создание обода

Обод в основном производится на основе полярной ольхи. Также для него можно использовать лиственницу и березу. Свежевырубленный ольховый ствол отесывается, приобретает нужную форму наиболее медленным и осторожным образом. Его концы крепко закрепляются веревкой, которые следует недолго установить для сушки. Если концы обода хорошо высушены, то они скрепляются гвоздиками.

На внешней стороне обода необходимо сформировать аккуратные ямочки-углубления, в которые помещается тундровый камень в измельченном виде. Довольно часто на его основании изготавливается скребок, которым выделываются шкуры. Затем отверстия следует закрыть пленкой-кожицей, в качестве которой выступают отходы от выделки шкуры оленя.

Благодаря ямочкам-углублениям ярар приобретает улучшенные акустические данные, так как его звук приобретает более объемный и созвучный характер. Внутренняя сторона бубна наделена углублениями, имеющими измельченные кусочки тундрового камня, а правая сторона обода выполняется по немного большему количеству, чем наблюдается в его левой стороне.

Приготовление клея

Отличным склеивающим средством для обода является клей, основным компонентом которого выступает навар из кожи рыбы.

Он готовится по старинному рецепту, согласно которому перед варкой такой ингредиент следует разжевать во рту. Особенность такой процедуры заключается в том, что получаемый клей, на который воздействует слюна и кипячение, приобретает улучшенное качество.

Мужской ярар

Для создания такого музыкального инструмента формируется деревянный обод с шириной в 30 мм и толщиной в 320 мм, на которого натягивают кожу оленя. Его мембрана изготавливается по методу, подобному производству женского ярара.

Процесс изготовления обода

Для обод подбирается хорошее звонкое дерево, такое как лиственница, чозения, тальник и и другие. Свежевырезанному куску дерева придается нужная длина и ширина, посередине которого формируется небольшое углубление.

Для вымачивания заготовки используется горячая вода. После этого она подлежит постепенному сгибанию, приданию нужной формы и сушке. Для высушенного обода подбирается боковая ручка на основе кости либо дерева. Он натягивается идентично женскому виду, только для этого используется не рыбий клей, а специальная веревка, которая создается путем грамотного сплетения сухожилий. Ею следует крепко завязать углубления на ободе. Натяжные ремни веревки, прошедшие предварительную сушку, а также излишнюю кожу необходимо аккуратно срезать.

Создание колотушки

Колотушка формируется из длинной и узкой палочки, в качестве которой используется китовый ус либо хорошая порода дерева. Правая рука держит ручку, а внешней стороной следует направить на себя ярар, когда левая рука придерживает нижнюю часть колотушки. Если такой процесс выполнен правильно, то бубен, при ударении о колотушку, будет поддерживать ритм песни соответствующим концом обода.

Рамный мембранофон, имеющий боковую ручку-держалку на ободе

Для того чтобы изготовить такой старинный музыкальный инструмент чукчей, следует взять круглый либо овальный деревянный обод, с шириной в 30 мм и толщиной в 350 мм. На поверхность такого основания следует натянуть кожу моржового желудка.

Формирования обода

Отличным материалом для создания обода считается гренландский кит, лиственница, береза и тальник. Он обрабатывается по методу, который имеет большое сходство с технологией изготовления мужского ярара.

Натяжка желудка осуществляется согласно углублению обода, который следует намотать и завязать сухожильной веревкой. Она изготавливается на основе жилы оленьих ног, которые подлежат просушке и расщеплению, после чего из них создается веревка. Чтобы обладать крепкими и надежными качествами, она сильно растягивается в длину, после чего оставляется в этом виде на несколько дней.

Видео: Музыка Ярара

Каких только музыкальных инструментов по всему миру не встретишь! Ни один человек не скажет точно, сколько их существует. Начнём, пожалуй, c флейты. Древний музыкальный инструмент это, конечно же, флейта. Если верить

Как сообщает сайт cosmolady.info , имена призеров одной из самых популярных в Америке музыкальных премий Billboard Awards скажут в Лас-Вегасе 19 мая вечером, сообщает РИА Новости. В 2013 году лидеры

Каждый предмет, извлекающий особый звук, имеет свою историю происхождения. Обычно они стают следствием переселения народов, о которых можно найти упоминания во многих литературных произведениях определенного народа, в частности, эпоса, преданий,

В Москве состоялся Международный Осенний фестиваль хоровых коллективов. Данное мероприятие стало уже одним из фирменных. Именно оно неразрывно связано со стартом сезона в Московской консерватории. Весьма печально, что в этом

Новоиспеченный музыкальный телеканал Vimforce TV начнет свое вещание с 1 мая. Живая музыка станет форматным направлением канала. Это такая музыка, где музыкант, применяя фантазию и определенные навыки, показывает свое творчество

Варга́н (этимология неясна: либо от орган (ср. чеш. varhan ), либо от древнеславянского варга - рот, уста ), русское название народного музыкального инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам . По поверию алтайские шаманы играя на варгане могли перемещаться по трём мирам изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором . Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае , в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии .

На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане , Киргизии .

Типы варганов

Выделяют два основных типов варганов - пластинчатый и дугообразный. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

  • Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
  • Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).

Варганы разных народов

Алтайский комус

В XX веке алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая, но благодаря мастерам он был восстановлен.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган - кубыз

Белорусский варган

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске .

Гуцульская дрымба

Чаще всего используется в гуцульском музыкальном быту.

Балийский варган

Примечания

Литература

  • А. Плюшар . Энциклопедический лексикон , том 8. - Типография А. Плюшара ; С.-П., 1837 - с. 284 (Варганъ).

Ссылки

  • varganist.ru - Рассказы о варганах, мастерах изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.

Категории:

  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты
  • Русские народные музыкальные инструменты
  • Казахские музыкальные инструменты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

ЯРАР -ЧУКОТСКИЙ БУБЕН, СТАРИННЫЙ И САМЫЙ РАСПРОСТРАНЁННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЖИТЕЛЕЙ ЧУКОТКИ. НА ДЕРЕВЯННЫЙ ОБОД НАТЯГИВАЮТ КОЖУ ОЛЕНЯ, ДЛЯ ОБОДА ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОЛЬХУ, ЛИСТВЕННИЦУ, БЕРЁЗУ. КОЛОТУШКУ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ИЗ КИТОВОГО УСА ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКИ. ярар - бубен


ВАННЫЯРАР – «ЗУБНОЙ БУБЕН». ВАННЫЯРАР ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ БЕРЕЗОВОЙ, БАМБУКОВОЙ (ПЛАВУН), КИТОВОГО УСА, КОСТЯНОЙ ИЛИ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЛАСТИНКИ. ПОЗДНЕЕ ПОЯВИЛСЯ ДВУЯЗЫЧКОВЫЙ ВАРГАН. ВНУТРИ ПЛАСТИНЫ ВЫРЕЗАЕТСЯ ЯЗЫЧОК, ПОСТЕПЕННО СУЖИВАЮЩИЙСЯ К КОНЦУ. У ОСНОВАНИЯ ЯЗЫЧКА ИМЕЕТСЯ ДЫРОЧКА С ПРОДЁРНУТОЙ В НЕЙ НИТКОЙ. ИЗМЕНЯЯ ОБЪЁМ ПОЛОСТИ РТА, ПОЛУЧАЮТ НУЖНУЮ ВЫСОТУ И ИСПОЛНЯЮТ ТРАДИЦИОННЫЕ НАИГРЫШИ. ванныярар – ротовой бубен


ВАРГАН – ДУХОВОЙ ВАРГАН. ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКУЮ ВИЛКУ С КРУГЛОЙ ПЕТЛЁЙ И ВЫТЯНУТЫМИ КОНЦАМИ. В СЕРЕДИНЕ ПЕТЛИ УКРЕПЛЁН СТАЛЬНОЙ ЯЗЫЧОК С КРЮЧКООБРАЗНО ЗАГНУТЫМ СВОБОДНЫМ КОНЦОМ. ВСТРЕЧАЮТСЯ ВАРГАНЫ С ДВУМЯ ИЛИ ТРЕМЯ ЯЗЫЧКАМИ. ВАРГАНЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПРИ ГОРЛОВОМ ПЕНИИ, ПОДРАЖАНИИ ГОЛОСАМ ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ. варган


ТЭЛИТЭЛ – ЭТО ДВУХЛОПАСТНАЯ ВЕРТУШКА – ВИХРЕВОЙ СВОБОДНЫЙ АЭРОФОН. ВРАЩЕНИЕМ ОБЕИХ РУК ШНУРКИ ЗАКРУЧИВАЮТСЯ. ПОПЕРЕМЕННЫМ УСИЛИВАНИЕМ И ОСЛАБЛЕНИЕМ НАТЯЖЕНИЯ ШНУРКОВ ТЭЛИТЭЛ БЫСТРО ВРАЩАЕТСЯ ТО В ОДНУ, ТО В ДРУГУЮ СТОРОНУ, ИЗДАВАЯ ЖУЖЖАЩИЙ ЗВУК. В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЧУКЧЕЙ ТЭЛИТЭЛ ИМЕЛ ОБРЯДОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТОГДА КАК СЕЙЧАС ОН ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ. тэлитэл




ВЫЁПЧАНАН ИМЕЕТ ВОСЕМЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ. ИЗГОТАВЛИВАЕТСЯ ИЗ КОРЫ ДЕРЕВА, БОРЩЕВИКА ИЛИ КОСТИ, МОРЖОВОГО ПУЗЫРЯ, ИЗ КОСТИ ЛЕБЕДЯ, МОРЖОВОГО КЛЫКА ИЛИ МЕДВЕЖЬЕГО ЗУБА, ИЗ КУСОЧКОВ БЕРЕСТЫ, КУСТАРНИКА. ПРИ СВИСТКЕ ИЗДАЁТ ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ ЗВУК. ИЗДАВНА ЕГО ПРИМЕНЯЛИ ПРИ СГОНЕ ОЛЕНЕЙ И ВО ВРЕМЯ ОХОТЫ НА ПТИЦ В КАЧЕСТВЕ МАНКА. выёпчанан




МЕМБРАМОФОН – ПОГРЕМУШКА ИЗГОТАВЛИВАЛАСЬ ИЗ ВЫСУШЕННОГО ЖЕЛУДКА КУРОПАТКИ. ВЫЧИЩЕННЫЙ ЖЕЛУДОК НАДУВАЮТ И СУШАТ, ЗАТЕМ НАСЫПАЮТ В НЕГО МЕЛКИЕ РЕЧНЫЕ ИЛИ МОРСКИЕ КАМЕШКИ (ОКАТЫШИ). СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ. БЕРЕТСЯ ПОРОЖНЯЯ ЖЕСТЯНАЯ БАНКА. В НЕЕ НАСЫПАЮТ РЕЧНЫЕ КАМЫШКИ И ПЛОТНО ЗАКРЫВАЮТ КРЫШКОЙ. НА БАНКУ НАДЕВАЮТ ЧЕХОЛ ИЗ МАТЕРИИ ИЛИ КОЖИ, УКРАШЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ И ЦВЕТНЫМИ ПОДВЕСКАМИ. мембранофон




РЕЗОНАТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕСТЯНАЯ БАНКА. ЧЕРЕЗ ВСЮ ДЛИНУ ПРОХОДИТ ДЕРЕВЯННАЯ ШЕЙКА. НАТЯГИВАЮТ ДВЕ ТУГО НАТЯНУТЫЕ НИТИ. СМЫЧОК ИЗГОТАВЛИВАЛСЯ ИЗ КИТОВОГО УСА ИЛИ БАМБУКА. ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА ПАЛОЧКУ СЛЕГКА СМАЧИВАЮТ В ВОДЕ И ВОДЯТ ЕЮ ПО СТРУНЕ. Эйн эн – смычковая пиколютня

Песни, народная музыка и танцы играли важную роль в трудовой и духовной жизни чукчей. Возникшая из реальных жизненных потребностей общества система художественно-образного отражения действительности со временем привела к выделению и совершенствованию отдельных видов народного искусства, в том числе музыкального. Песни и танцевальные мелодии стали исполняться не только во время праздников и религиозных ритуалов, но и в часы отдыха, для развлечения.

"Между чукчами есть свои легенды, предания старины и народная поэзия, выражаемая в играх и песнях, - писал А.А. Аргентов , - На игрищах песни поются с текстом; мотивы их довольно разнообразны... При пении чукчи делают выразительные жесты, мужчины бьют в бубны, мурлычат монотонно и соблюдают непременный такт.

По временам они подражают реву и крику различных животных и птиц, что делают с большим искусством" (Аргентов , 1857. С. 69). "Чукчи любят пение, - отмечает В.Г. Богораз , - особенно во время праздников. Каждая семья и даже каждый человек имеет несколько собственных напевов. Одни из них наследственные, другие собственного сочинения" (Богораз , 1934. С. 23).

Наивысшей организационной формой бытования народной музыки как искусства, стали возникшие в далеком прошлом и сохранившиеся до наших дней песенно-танцевальные соревнования. Они проводились как между художественно одаренными людьми одного селения, так и между жителями разных селений.

Победители награждались подарками. Иногда это были специально созданные в честь победителей песни. В 1938 г., например, в честь чукчи Атыка - победителя на песенно-танпевальном соревновании в городе Ном на Аляске была создана песня-подарок от эскимосов Аляски.

В далеком прошлом у оленеводов возник своеобразный прием гортанного (горлового) пения пилыъэйн"эн. Певец втягивает воздух, сжимает горловые связки, губы широко растягивает в стороны, и, вдыхая воздух, издает своеобразный ше¬лестящий звук. Меняя сжатие горла и растяжение губ, он изменяет высоту звука. Опытные певцы могут сочетать гортанное пение с обычным, именуемым типъэйн"эм, образуя два самостоятельных голоса-тембра. Пильгъэйн"эн обладает своеобразными художественными возможностями в изображении различных явлений природы, картин быта. В одних случаях это - бегущее стадо оленей, преследуемое волками, езда на оленях или весенняя тундра, покрытая цветами, перелет птиц, в других - различные трудовые процессы, настроения и переживания человека. В некоторых селениях Чукотки и сейчас устраиваются состязания в исполнении гортанных песен. Они носят название айн"арачвын - звукосоревнование.

Древние чукотские мелодии звучат и в наши дни. Сохранению их способствовала традиция передачи от поколения к поколению семейных, общинных песен с характерными ритмами и интонациями. Уже при рождении каждый чукча вместе с именем получает от родителей именную песню, сочиняемую в первые дни появления ребенка на свет. В ней отражаются те или иные черты новорожденного, мечты о его будущем. Вырастая, ребенок узнает и заучивает личные песни родителей, дедов, других родственников; став взрослым, сочиняет песни сам, в том числе личную именную песню. В ней он выражает свою индивидуальность, эмоциональный настрой.

Чукотская народная музыка развивалась преимущественно как вокальная. Она не имела музыкальных инструментов со строго фиксированной высотой звуков. Повсеместное признание и широкое применение получил лишь ударный инструмент бубен-ярар. А.А. Аргентов писал, что бубен "непременно имеется у каждого домохозяина. С бубном чукча и сетует, и радуется, и шаманит". В.Г. Богораз дополнял: "Составным элементом домашней святыни является бубен-ярар... Каждая семья должна иметь свой бубен, упражнение на котором во время известных праздников обязательно для всех домочадцев, мужчин и женщин.,. В долгие зимние вечера чукчи берутся за бубен просто для развлечения" (Богораз, 19016. С. 51-52).

Играет на бубне обычно самый опытный музыкант, задавая певцам и танцорам ритм и динамику исполнения произведения. На праздничных торжествах, нередко на бубнах играют сразу несколько музыкантов. Есть танцы и пантоми¬мы, музыкальное сопровождение которых построено так, что в определенном месте пение прерывается на несколько тактов и пантомима продолжается только под аккомпанемент бубнов. В других случаях пантомима сопровождается только игрой на бубнах. Нередко солист сам аккомпанирует себе на бубне во время исполнения пантомимы. Следует заметить, что на всех смотрах и фестивалях художественной самодеятельности, проводившихся в советские годы, ни один из чукотских любительских ансамблей ни разу не применял какой-либо музыкальный инструмент, кроме ярара.

Были у чукчей и другие музыкальные инструменты. В трудах В.Г. Богораза упоминаются простейшие духовые и шумовые (жужжалки, завывалки) музыкальные инструменты. Описывая, например, "праздник гагары", он отмечает, что "чукчи подражали пению этих птиц свистками, сделанными из гусиных перьев или из дерева с язычками из китовой кости". Народные песни исполняются по различным поводам, в различной обстановке. Некоторые воскрешают в памяти исполнителей и слушателей яркие картины происходивших когда-то событий. Эти "памятные песни" чаще всего являются семейной реликвией и не предназначены для публичного исполнения. Создаваемые в настоящее время новые песни-импровизации (личные, именные, памятные) обычно отражают радостные события в жизни человека, но создаются они по образцам песен предков, на основе их интонаций, характерных ритмов. Новым явлением в песенно-музыкальном творчестве чукчей является создание самобытными композиторами песен на стихи профессиональных чукотских поэтов - А. Кымытваль, В. Кеулькута, М. Вальгыргина.

Воссоздать историю народной хореографии чукчей довольно сложно. Дореволюционные источники не содержат сколько-нибудь значительных описаний этой стороны жизни народа. Мы располагаем лишь отрывочным, разрозненным материалом. Судя по описаниям этнографов, путешественников, традиционное танцевальное искусство чукчей входило в состав обрядов и праздников, игравших важную роль в их общественной жизни.

Следует оговориться, что термином "танец" пластику обрядов и праздников можно назвать лишь условно. Это скорее пляски-пантомимы, в которых подражательные элементы занимают ведущее место. Почти все праздники годового цикла оленных чукчей содержат древние представления о роли дикого оленя в жизни народа, сопровождаются театрализованными действиями, изображающи¬ми повадки оленя, различные моменты охоты. Некоторые танцы исполняются под своеобразный аккомпанемент - горловое пение. Такого рода танцы называются пичгъэйнен (горлом кричать). В обрядах и праздниках оседлых чукчей, также имевших промыслово-магический характер, чаще фигурировали морские животные, но общие закономерности проявлялись и здесь.

Другой тип танцев исполнялся под аккомпанемент бубнов. Если пичгъэйнен не имели стабильной формы, то в танцах с бубнами уже существует деление на две группы, определены места для танцоров и музыкантов, аккомпанирующих на бубнах. Аккомпаниаторы должны стоять спиной к входу, напротив них - пляшущие женщины. В.Г. Богораз отмечал, что такой способ танцев у чукчей носил название ветчальыт (стоящая), так как исполнители танцевали, почти не сходя с места.

Третий тип танцев, характерный для обрядов благодарения, назывался тевляыргын (стряхивание). В религиозно-культовой традиции чукчей большое место отводилось мистическим приемам защиты от злых духов. Одним из них был тевляыргын .

Наиболее древние черты плясок-пантомим сохранились в празднике "воскресения" зверей, где мужчины изображали охотников, а женщины - имитировали повадки зверей. Танцующие изображали успешную охоту, "заверяли" зверя, что к нему отнесутся с подобающим почтением. Судя по тому, что первые исследователи чукчей подчеркивали обязательность этого раздела ритуалов, можно предположить, что раньше эти пантомимы были центром всего празднества. Своеобразны танцы "с гримасами", на которые обратил внимание Ф.П. Врангель, отмечавший, что главное достоинство пляски чукотских женщин - мимика. В некоторых пантомимах она доминировала над всеми элементами. К сожалению, по имеющимся данным трудно составить представление о смысловой и целевой направленности этих танцев.

Кроме плясок-пантомим, входивших обязательными элементами в сюжетную канву обрядов и праздников, существовали и такие, которые носили скорее развлекательный характер. Исполнялись они соло или парами под аккомпанемент бубна. Эти импровизации, не теряя традиционной формы и сюжета, обрастали новыми оттенками, что придавало им скорее развлекательный, нежели магический характер. Показателем перехода плясок-пантомим от обрядовых к зрелищным может служить юмористическая оценка изображаемого.

Танцы чукчей - яркое и самобытное явление, корни которого затерялись в глубине веков. С достоверностью сказать можно лишь то, что в основе пластики чукотских танцев - подражание, имитация поведения животных, являвшихся основным объектом охоты. В изображении животных и птиц чукчи достигли подлинного совершенства, умея одним-двумя движениями передать точное представление о звере. Танцы чукчей не отличаются подвижностью. Более активна верхняя часть туловища. Исполнители почти не сходят с места, раскачиваются из стороны в сторону, приседают, вытягиваются, двигают плечами и руками. Передвижения по площадке незначительны. Если танцуют одновременно несколько человек, движения их не согласуются. Исполнялись танцы довольно продолжительное время - 12-14 часов. Хореографическую часть обрядов и праздников начинали обычно их устроители, хозяин и хозяйка яранги.

Современное танцевальное искусство чукчей, сохраняя свои национальные особенности, обогатилось новыми формами и содержанием. При этом одной из эффективных форм отображения современности по-прежнему является пляска-пантомима. Наиболее многочисленны танцы промысловой тематики: "Охота на моржа ", "Охота на песца ", "Охота на уток " и т.д. Наблюдательность, великолепное знание животного мира, изумительная точность в пластическом воспроизведении поведения зверя отмечают эти танцы-пантомимы. Появились и новые формы коллективного исполнения танцев - национальные самодеятельные танцевальные ансамбли "Олененок", "Солнышко", "Белый парус", "Чукотские зори", "Ракушка" и др. Создание народных коллективов помогает сохранять богатства традиционного музыкального фольклора. В 1968 г. был создан первый профессиональный чукотско-эскимосский музыкально-хореографический ансамбль "Эргырон" ("Рассвет").

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.