Средства музыкальной выразительности тембр. Музыкальные выразительные средства в музыке. Нюансы и интонация как средства музыкальной выразительности

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор. Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,

ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Музыка – это специфическая форма художественного отражения действительности в музыкальном образе. Существует гипотеза, что музыка произошла из выразительной человеческой речи. Музыкальный образ создаётся с помощью средств музыкальной выразительности:

ТЕМП – скорость исполнения музыки.

ТЕМБР – окраска звука. При определении тембра преобладают слова ассоциативного значения (прозрачная, стеклянная, сочная, бархатная музыка).

ИНТОНАЦИЯ – несёт в себе основное смысловое ядро в музыке, поэтому наиболее важна. Интонация в широком смысле – это развёртывание всего музыкального произведения от начала до конца, интонирование музыкального произведения. Интонация секунды определяет направление музыкального произведения.

РИТМ – последовательность звуков, различных по длине.

ЛАД – эмоциональная окраска звуков, сочетание звуков по высоте (мажор, минор)

РЕГИСТРЫ – высокие, средние, низкие.

ЖАНР – вид художественного творчества, связанный с породившей его исторической действительностью, жизнью и бытом людей (песня, танец, марш – «3 кита» - Кобалевский).

Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребёнка понять и почувствовать её содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную ему действительность. Известно, что одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи – всё то, что воспринимает слух человека в окружающем мире.

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию – интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах. Музыкальный образ лишён непосредственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщённо, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни. «Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежит интонация человеческой речи, - такова природа музыкального образа». (Бореев Ю.Б.)

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащённая динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.

Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь». (Ванслов В.В.)

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку (программная музыка снабжена словесной программой, раскрывающей её содержание).

Непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства.

Музыка не даёт новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

3.Понятие

Купле́т (фр. couplet) - часть песни, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии (напева).

Куплет повторяется в течение песни с новыми строфами поэтического текста, при этом мелодия может оставаться неизменной или слегка варьироваться. В результате образуется так называется куплетная форма, лежащая в основе строения большинства музыкальных произведений песенного жанра.

1) Начало пения; запевание.

2) Начало хоровой песни или каждого ее куплета, исполняемое солистом.

3) Начало былины, обычно не связанное с ее основным содержанием, необходимое для привлечения внимания слушателей; зачин.

часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне - хором после сольного Запева. В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Для П. характерны простота напева, ритмическая чёткость. Часто текст П. представляет выражение общей идеи, лозунг, обращение (особенно в революционных и массовых песнях). Во многих случаях П. каждый раз исполняется дважды, что придаёт ему особую весомость. Соотношение «запев - припев» переносится и в инструментальную музыку, - возникает двухчастная форма, вторая часть которой часто также повторяется, Рондо или рондообразная форма (см. Музыкальная форма).

№4. Понятие о бесписьменной и письменной музыкальной культуре. Особенности фольклорного музыкального искусства как явления, его черты как специфического пласта музыкальной культуры: устность, вариантность и вариативность, наличие типовых напевов, синкретичность и др.

Сущность и специфика фольклора как явления, особенности музыкального языка Проблема формирования национального самосознания как основы сохранения национального своеобразия культуры в современных условиях мировой глобализации несомненно заслуживает пристального внимания уже на первоначальном этапе постижения культуры человеком – в период дошкольного детства. И фольклор (народная мудрость), и авторские произведения искусства выступают незаменимыми средствами воздействия на чувства и сознание дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование образцов национальной культуры и, в первую очередь, музыкального фольклора. Музыкальный фольклор - это совокупность песенного, танцевального, инструментального творчества народа. Фольклор является более древним пластом музыкальной культуры, чем музыка композиторская. Это бесписьменная музыкальная культура, которая значительно отличается от письменной. Фольклор обладает рядом особенностей, учет которых позволяет эффективно использовать его в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. 1. Для фольклорной традиции характерна устность, передача от человека к человеку, из поколения в поколение. В связи с устностью в произведениях фольклора используются частые повторы мелодических оборотов и текстов (в расчете на ограниченные возможности памяти человека), лаконичная музыкальная форма. Эти особенности делают музыкальный фольклор доступным детям дошкольного возраста. 2. В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве (различные регионы) и во времени. Вариативность - изменение образца во время его исполнения (в зависимости от возможностей исполнителя). Эти черты фольклора позволяют использовать его произведения в качестве бесценного материала для развития музыкально- творческих способностей дошкольников. Разучиваемый с дошкольниками фольклорный образец является моделью, на основе которой ребенок может импровизировать, создавать свои варианты, не вступая при этом в противоречие с самой природой фольклора. 3. В результате устности в фольклоре зафиксировались типовые мелодии, ритмы, тексты, которые переносятся из одного образца фольклора в другой, часто являются признаками жанра (терцовый лад в колыбельных песнях, распетый пятый слог во фразах колядных песен, текстовые рефрены «Шчодры вечар, добры вечар», «Каляда», «Агу, вясна!» и др.). Дошкольники, знакомясь с рядом традиционных напевов, усваивают «лексику» и «грамматику» национального музыкального (как и вербального) языка. В этом процессе обогащается музыкальный интонационный словарь ребенка, а фольклор становится для него узнаваемым (в результате частой повторяемости) и близким явлением. 4. Для фольклора (особенно раннего пласта) характерна синкретичность - слитность всех его элементов (пения, движения, использования инструментов, игрового начала). Мировосприятие ребенка также синкретично, виды музыкальной деятельности дошкольника тесно связаны между собой. Таким образом, фольклорный репертуар соответствует возрастным возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста

4.Понятие

Инструментальная музыка - музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку. Широко распространена в классической музыке, джазе, электронной музыке, нью-эйдже, пост-роке и т. д.

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Всего их 10:

регистр 6. метр

тембр 7. лад

темп 8. гармония

динамика 9. фактура

ритм 10. мелодия

1. РЕГИСТР

Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),

Низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

2. TЕМБР

Тембр – особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов. Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску

Звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный.

Meццо-сопрано

^ Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

мужской (плотный, яркий тембр),

женский (теплый, прозрачный тембр),

смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),

детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра.

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:

Стунные инструменты

Деревянные духовые инструменты

Meдные духовые инструменты
^ Ударные инструменты
Скрипка

Валторна

Виолончель

Контрабас

Колокольчики и др.

Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения.

Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем.

Основные группы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.

У м е р е н н ы е темпы

Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.

3.
^ Б ы с т р ы е темпы
Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.

О с н о в н ы е в и д ы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

У м е р е н н ы е темпы
^ Б ы с т р ы е темпы
Largo - широко

Andantino - немного быстрее, чем Andanto

Allegro - быстро

Lento - протяжно

Adagio - медленно

Moderato - умеренно

Vivace - живо

Grave - тяжело

Presto - очень быстро

Andante - довольно медленно, спокойно

Allegretto - немного медленнее, чем Allegro

Prestissimo - в высшей степени быстро

Изменения темпа в произведении:

^ Постепенное з а м е д л е н и е темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения)
Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)

^ Ritenuto - удерживая Accelerando - ускоряя
Ritardando - запаздывая

Animando - воодушевляясь

Allargando - pасширяя

Stringendo - ускоряя, торопясь

Возвращение к первоначальному темпу - а tempo, Tempo primo

Уточняющие понятия:

Piu - более

meno - менее

non troppo - не слишком

molto assai - очень, весьма

subito - внезапно,неожиданно

poco - немного

poco a poco - понемногу, мало-помалу

4. ДИНАМИКА

Динамика - это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями.

Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

Piano pianissimo

предельно тихо

очень тихо

не очень тихо

не очень громко

громко

очень громко

Forte fortissimo

предельно громко

Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:

Crescendo - cresc. - усиливая

Sforzando - sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая

Subito forte - sub.f. - внезапно громко

Diminuendo - dim. - уменьшая, ослабляя звук

Decrescendo -decresc. - ослабляя

Smorzando - smorc. - замирая

Morendo - morendo - замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой

К у л ь м и н а ц и и. Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении.

Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

^ Виды ритмических рисунков:

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение.

Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.

Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.

Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

^ Основные типы метра:

Строгий метр

сильные и слабые доли такта чередуются

равномерно

Свободный метр

акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты

^ Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.

Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/--), напр., вальс.

Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.

Переменный метр - меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24или трехдольные, напр. 34 или 38).

Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).

Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а.

Cтихотворные стопы:

^ Д в у х дольные стопы

Т р е х дольная стопа

Хорей (/ -)
Ямб (- /)
Дактиль (/ - -)

^ Бу-ря мгло-ю

не-бо кро-ет.

В ле-су ро-ди-лась е-лоч-ка

Слы-шу ли го-лос твой

звон-кий и лаc-ко-вый

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

Полька - 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.

Вальс - 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.

Марш - 44 , пунктирный ритм.

Задания и вопросы:

1. Найди и выпиши из стихотворений примеры стихотворных стоп!

Ямб: Хорей: Дактиль:

2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калсoнс при обработке латышской народной песни «Аr meitām dancot gāju»?

..................................................................................................................................................

^ Р. Калсонс. Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot gāju”

3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 24 и34, затем сыграй или спой:

4. Дополни текст!

Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши, темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .

5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:

..............………….джo, ........................... чe, ....................... шендо?

Подумай:

если non troppo = не слишком, то Allegro non troppo = ...............................................................

если marcia (читается: марча) = марш, то Marciale = ...............................................................

если assai, = очень, то Lento assai =..............................................................................................

7. Успокоительные лекарства называются транквилизаторами, что может означать Tranquillo? .......................................................

8. Brio - это название чистящего средства, что может означать Con brio? ...........................................................

9. Что может означать Tempo di marcia, Tempo di valsе, Tempa di polca?

.................................................................................................................................................................

10. Что может означать Brillante, Grazioso, Energico?.........................................................

....................................................................................................................................................................

11. С помощью словаря музыкальных терминов переведи с итальянского языка слова в этом маленьком рассказе!

Скоро закончится pause перед уроком маткматики. Класс molto agitato. В начале

piano, затем poco a poco crescendo звучат голоса учеников. Новый maestro математики

одному из наших одноклассников energico e risoluto сообщил, что сейчас нас ожидает

piccolo контрольная работа. Так subito!

"Я вчера даже не открывала свой libretto," doloroso e lacrimoso протянула наша отличница.

"Ну, задания будут ведь non troppo pesante," успокаивает ее одноклассница.

"Ерунда," grazioso e scherzoso прощебетала prima donnа нашего классa. "Я ему улыбнусь так dolce e amoroso, что он даже забуде про контрольную!"

"Ну bravo!" furioso e feroce чеканит староста класса. "У учителей нет права на такие

subito контрольные! Удираем! Prima volta, - обойдется! Ну - Vivo, Presto, accelerando..."

Aх, слишком поздно! Fermata! Уже alla marcia шагом festivo входит наш

Maestro. "Пожалуйста, tutti по местам," deciso e marcato звучит его голос. И урок

начинается... Oh, mamma mia, с контрольной работы...

Л а д – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу.

Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.

^ Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.

Toнальность – это лад с определенной тоникой.

Лады могут состоять из разного количества звуков:

трихорд - лад, состоящий из трех звуков.

тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.

пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.

семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

Главные лады:

^ Лады без полутонов

Семиступенные лады

Лады с двумя и более полутонами подряд

Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции.

Пентатоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма», т.к. он часто встречается в восточной музыке).

Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора».

Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски.

^ Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски.

Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия):

Параллельные (напр.

Дo мажор – ля минор)

Одноименные (напр.

Соль мажор - соль минор) лады.

Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -

миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский)

Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века).

8. ГАРМОНИЯ

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

^ Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

^ По количеству звуков:

По интервальному строению:

Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.

Септаккорды – аккорды из

четырех звуков и т.д.

Аккорды секундового строения (кластеры)

Аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)

Аккорды квартового строения (квартаккорды)

Аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Задания!

Подпиши данные аккорды!

2. По ключевым знакам определи возможные тональности и по образцу первого такта напиши оба трезвучия (мажора и параллельного минора)!

3. Найди в нотах (например, в учебнике по сольфеджио) и выпиши нотные примеры в различных ладах:

В мажорном ладу:

В минорном ладу:

4. Определи тональность и вид лада!

5. Определи тональность этих мелодий (впиши в рамочку), в скобках напиши устойчивые звуки, отметь, где есть a) поступенное движение по звукам, б) движение по устойчивым звукам, в) опевание устойчивых ступеней!

6. Сыграй и спой старинную латышскую народную песню и напиши, как называется ее лад!

7. Выпиши звукоряд этой мелодии! Отметь ступень, которая отличает этот лад

(миксолидийский) от натурального Соль мажора!

9. ФАКТУРA

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo - обработка).

Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.

Любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.
Гомофония Полифония
Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.

Полифония (греч. poly-много, phone-звук) - одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).
^ Основные виды полифонии
Имитационная п. - (лат. Imitatio - подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы).

Напр., канон, фуга или инвенция

Контрастная п. - одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом.
^ Основные виды фактуры:

Формы имитационной полифонии:

Канон - музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.

Фугетта (ит. fughetta - маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиа

^ Вопросы и задания!

1. Изучи данные нотные примеры и определи вид фактуры - впиши в окошки буквы правильных ответов: А – мелодия с аккомпанементом, B – полифонная фактура или C – аккордовая фактура!

А) Сыграй эту знаменитую песенку с сопровождением, внимательно вслушиваясь в гармонию, а затем найди и исправь неправильную гармонию!

........ ......... ............. .... ........ ............. ..... .... .......

б) Определи фунции аккордов в аккомпанементе (Т, S или D), подпиши их и разучи мелодию с сопровождением в четырех различных видах фактуры!

Роберт Шуман

Фортепианный цикл «Альбом для юношества »

^ ПЕРВАЯ УТРАТА

1. а) Прослушай внимательно пьесу и опиши характер музыки! .................................

................................................................................................................................................

б) Охарактеризуй различные элементы музыкального языка:

Лад - .........................................................................................................................

Темп - ........................................................................................................................

Динамика - ..............................................................................................................

Гармонии (консонансы или диссонансы)- ...........................................................

Фактура - ...............................................................................................................

^ СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК

Прослушай пьесу и опиши характер музыки! .............................................................

.............................................................................................................................................................

В пьесе три раздела (A B A). Вслушайся и определи какой лад

а) в начале пьесы (в первом разделе А) – .......................................................................

Б) в середине пьесы (В) ....................................................................

В) в заключительном разделе (А) ....................................................................

Что еще изменилось в среднем разделе пьесы? ...........................................................

Выбери и обведи правильный ответ на вопрос «Какая фактура была использована композитором в этом произведении?»

А) полифоническая фактура,

Б) аккордовая фактура,

В) мелодия с аккомпанементом.

Слушай музыку и помечтай! Опиши свою мечту!

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Выучи тему пьесы наизусть!

10. MЕЛОДИЯ

Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. В переводе с греческого языка означает “пение, песня”.

Мелодия – это основа музыки, “душа музыки”, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Элементы мелодии:

Мелодическая линия (или рисунок мелодии). Это г л а в н ы й компонент мелодии. Повторение одного звука нельзя считать мелодией, она образуется из звуков различной высоты.

Диапазон (объем мелодии)

Интонации (особые последовательности звуков)

Другие черты мелодии являются самостоятельными элементами музыкального языка: ритм, метр, лад, гармония, динамика и др.

Виды мелодической линии:

Восходящая мелодическая линия

Создает впечатление подъема, нарастания напряжения.

Нисходящая мелодическая линия

Создает впечатление спада, снятия напряжения - разрядки.

Волнообразная мелодическая линия

Движение в одном направлении не бывает длительным. Обычно происходит смена направлений движения. Образуется волнообразный рисунок мелодии.

Ровная (малоподвижная) мелодическая линия

Характерна для вокальной музыки. В ее основе - секундовые интонации. В быстром темпе создает впечатление текучести, нарастания энергии; в медленном - ощущение скованности, скорби.

Скачкообразная мелодическая линия

Характерна для инструментальной музыки. Скачок – ход мелодии на широкий интервал Восходящие скачки придают мелодии беспокойный характер. Дальнейшее плавное движение, заполняющее скачок, создает впечатление успокоения.

Эти основные виды мелодической линии обычно сменяют друг друга, образуя разнообразные мелодии.

Д и а п а з о н, т.е. объем мелодии также имеет большое значение для выразительности мелодии:

Мелодии узкого диапазона (не превышают кварту) – уравновешенные, сдержанные.

Мелодии широкого диапазона – эмоциональные, напряженные.

Мелодическая в е р ш и н а – самый высокий звук мелодии. Бывает т р е х видов:

Вершина - кульминация

Точка, момент наивысшего напряжения в развитии мелодии. За кульминацией обычно следует ослабление напряжения, спад, который выражается в нисходящем направлении движения мелодии.

Вершина – источник

Мелодия начинается с самого высокого звука. Напряженная мелодия постепенно становится более спокойной.

Вершина – горизонт

Мелодия заканчивается самым высоким устойчивым звуком. Такие мелодии как будто тают, растворяются в воздухе.

Ин т о н а ц и и в мелодии.

Интонация в з д о х а (интервал нисходящей секунды) придает мелодии грустный, жалобный характер.

Интонация в о п р о с а (восходящий скачок).

Восклицательная ф а н ф а р н а я интонация (устойчивая кварта или движение мелодии по звукам трезвучия) придает мелодии энергию, активность, бодрость.

Интонация л и р и ч е с к о й с е к с т ы (обычно это скачок с V на III ступень) придает мелодии широту, напевность звучания (большая секста в мажоре) либо скорбный, щемящий характер (малая секста в миноре).

Выразительность мелодии во многом связана с ладом и гармонией.

Ладовая основа мелодии:

Мелодия в м а ж о р е звучит светло.

Мелодия в м и н о р е звучит печально.

Мелодия в с т а р и н н о м ладу звучит необычно - архаично.

Мелодия в п е н т а т о н и к е звучит спокойно, часто связана с образами природы.

Лады с у в е л и ч е н н о й с е к у н д о й придают мелодии восточный колорит.

Гармоническая основа мелодии:

Повторение мелодии с новыми гармониями может изменить ее настроение.

Опора на звуки тонического трезвучия подчеркивает устойчивость, стабильность мелодии.

Использование диссонирующих интервалов привносит в мелодию напряжение.

Мелодия, образованная из аккордовых звуков имеет сдержанный, уравновешенный характер.

Мелодия, образованная из неаккордовых звуков - звуков, не входящих в состав аккорда. Эти звуки образуют гаммообразное, поступенное движение, придают мелодии вокальный характер, певучесть.

Основные способы звукоизвлечения мелодии – ш т р и х и:

Legato (связно) делает мелодию певучей, выразительной, плавной.

2. Non legato (не связно) делает мелодию спокойной, сдержанной.
^ 3. Staccato (отрывисто) делает мелодию озорной, забавной.

Определить вид мелодической линии в данных мелодиях!

Найти, подчеркнуть в этих мелодиях характерные интонации и подписать их названия!

А) ..........................................................................

Allegretto Л. ван Бетховен. 6 симфония. Тема 5 части

б) ......................................................... ^ Ф.Шопен. Ноктюрн

в) ......................................................... В.А.Моцарт. Реквием. Lacrimosa

П.И.Чайковский (1840-1893)

Фортепианный цикл «Времена года»

Июнь (Баркарола)

Баркарола (от итал. слова barca – лодка) – это песня лодочника.

Найди и определи по нотному примеру

Обозначение темпа - ....................................................

Размер -...................................................

Тональность - .............................................

Динамические оттенки - .........................................

Прослушай пьесу и ответь на вопросы!

А) только в верхнем

Б) в верхнем и среднем

.........................................................................................................................................................

Подчеркни три элемента музыкального языка, которые по твоему мнению лучше всех помогают созданию настроения музыки: размер, лад, регистр, тембр, темп, динамика, фактура!

Охарактеризуй выбранные элементы! .............................................................................

...........................................................................................................................................................

Выучи начальную мелодию пьесы! Выполни задания!

Диапазон этой мелодии – от звука............ до звука................ .

В мелодической линии этой мелодии (выбери правильный ответ!)

А) только поступенное движение в одном направлении

Б) много скачков

В) волнообразное движение

Октябрь (Осенняя песня)

Характеризуй общее настроение музыки! ......................................................................

..........................................................................................................................................................

Отметь наиболее характерную интонацию в мелодии!

А) фанфарная интонация

Б) интонация вздоха

В) нет характерных интонаций

Какие элементы музыкального языка, на твой взгляд, больше всего помогают созданию настроения в музыке? Охарактеризуй их! .....................................................

......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Выучи начальную тему пьесы!

Определи диапазон этой мелодии! ....................................................................................

Мелодическая линия этой мелодии (отметь правильный ответ!)

А) малоподвижная, ровная, в ней нет широких скачков,

Б) преобладает поступенное нисходящее движение, которое чередуется со скачками,

В) неуравновешенная, изломанная.

Линией изобрази рисунок мелодии и отметь каким-нибудь ярким цветом кульминацию!

Подпиши названия инструментов по-русски!

Группы музыкальных инструментов

Струнную группу –

основу симфонического оркестра составляют четыре смычковых инструмента разного размера, но схожей конструкции. У каждого из них имеется по четыре струны.

Скрипка - самый высокий и виртуозный инструмент в своей группе. Появился в Италии в 16 веке, заменив виолу. Знамениты семьи итальянских скрипичных мастеров из города Кремона – Страдивари, Амати и Гварнери.

Альт – чуть больше скрипки, имеет менее яркий тембр и звучит чуть ниже. Только с 19 века стал использоваться как сольный инструмент.

Виолон­чель – инструмент большого размера, на котором играют сидя, держа его между колен, при этом он опирается на специальный металлический шпиль. Звук виолончели густой, певучий. Напоминает по тембру человеческий голос. Поэтому часто виолончелям поручается исполнение широких напевных мелодий, хотя может звучать и виртуозно.

Контрабас - самый низкий инструмент, звучит глуховато на октаву ниже виолончелей и в два раза боль­ше них. На контрабасе играют или стоя, или сидя на специаль­ной высокой табуретке.

В группу деревянных духовых входят:

Флейта - самый высокий и подвижный из этих инструментов. Она может забираться в высочайший, «птичий» регистр. Иногда композиторы изображают флейтой пение птиц. Флейта- пикколо - высокая разновидность флейты]

Гобой - тоже высокий инструмент своеобразного «носо­вого» тембра. На нём очень красиво звучат медленные, певу­чие мелодии, но в быстрых пассажах он не угонится за флей­той. Тембр гобоя немножко похож на тембр зурны - восточ­ного духового инструмента. Иногда композиторы используют гобой для подражания восточной музыке.

^ Английский рожок - низкий, альтовый го­бой

Кларнет - инструмент альтового регистра. Он «с харак­тером»: может быть мягким и «бархатным», а иногда вдруг сорвётся на резкий крик. Умеет он играть и быстрые пассажи, они у него «журчат». Это «журчание» часто используют в «морских» и «речных» музыкальных «картинах».

Существуют также кларнет-пикколо - высокая разновидность кларнета и

бас-кларнет - низ­кая разновидность кларнета

Фагот - самый низкий и «неповоротливый» инструмент в этой семье. Как и гобой, он хорошо умеет петь красивые мелодии, но только «мужским» голосом и только в середине своего диапазона. Чем выше он забирается, тем более хрип­лым и «сорванным» становится его голос. А в глубоких басах он приобретает мощь, но теряет красоту и звучит комично. Фагот используют и в печальной медленной музыке, и в за­бавных музыкальных шутках.

Контрафагот - са­мый низкий инструмент этой группы.

Саксофон – по конструкции похож на кларнет, однако сделан из металла. Сконструирован в 19 веке французским мастером Саксом. Бывает различных размеров от высокого сопранового до низкого басового. Отличается специфическим тембром – певучим, полным. В основном используется в джазовой музыке.

Группа медных духовых:

Валторна – произошла от охотничьего рога. Для более громкого звучания его стали удлинять, а для удобства при игре – скручивать Постепенно количество витков росло – так возникла валторна. Очень важный инструмент в оркестре. Мягкий, благородный звук валторны может передавать различные настроения. Валторне часто поручаются сольные эпизоды.

Труба – самый высокий инструмент в своей группе. Имеет яркий, звонкий, блестящий тембр. Часто солирует. В симфонический оркестр труба вошла в 18 веке.

Тромбон – известен с 16 века, но в оркестр вошел только в 18 веке. Имеет выдвижную тонкую изогнутую трубку – кулису – с помощью которой меняется высота звука. Тембр яркий – светлый и мужественный в высоком регистре, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Технически очень подвижный инструмент, его особый эффект глиссандо (скольжение) – неисполнимый ни на одном другом духовом инструменте, достигается плавным движением кулисы.

Туба – самый большой и низкий инструмент медной группы. Играет роль баса – основы всего звучания оркестра. Тембр – массивый, суровый. Звучность может быть очень сильной и грозной.

Группа ударных инструментов:

Без определённой высоты звука:

С определённой высотой звука:

боль­шой барабан

малый барабан

колокола

ксилофон

треугольник

виброфон

кастаньеты

тамтам и др.

колокольчики и др.

Среди ударных инструментов главенствуют литавры. Как и валторны в медной семье, литавры самые старшие в семье ударных. В отличие от барабанов, тарелок они имеют опреде­лённую высоту звука. Кожа, натянутая на котёл, настраивает­ся на конкретную ноту. В оркестре ис­пользуется несколько литавр, по-раз­ному настроенных. Чаще всего три. Литавры используются только иног­да, в особых местах - очень громких или особо красочных. А в паузах ли­таврист может не спеша перестроить свои инструменты.

В большинстве классических симфоний литаврами и огра­ничивается ударная семья. Другие ударные иногда вводились для особых целей. Например, в Военной симфонии Гайдна барабаны и тарелки подражают военному оркестру. Но уже в XIX веке ударные военного оркестра - боль­шой и малый барабаны, тарелки, бубен (тамбурин), треугольник - становят­ся постоянными членами симфонического оркестра. К ним же присоединяется и огромный тамтам – огромный бронзовый диск, который подвешивается к раме, а ударяют в него колотушкой, обтянутой войлоком. Это всё инструменты без определённой высоты звука.

Многочисленные ударные инструменты, давно известные в народной музыке разных стран и континентов, вошли в со­став симфонического оркестра XX века. Это и испанские кастаньеты, и латиноамериканские маракасы, и африканские том-томы и многие другие. В некоторых со­временных симфонических партитурах ударная группа чуть ли не самая многочисленная.

Кроме литавр иногда в оркестр включают и другие ударные инструменты с определённой высотой звука. Например, оркестровые колокольчики, которые похожи на детский металлофон. Только колоколь­чики играют все звуки хроматической гаммы, и пластинки на них располагаются в два ряда - как белые и чёрные клавиши фортепиано. А есть ещё и большие трубчатые колокола. На металлическом каркасе подвешены такие же металлические трубки разной длины. Если ударить по такой трубке молотком, раздастся густой звон, очень по­хожий на колокольный. У каждой трубки своя высота, поэтому на таких колоколах можно отстучать мелодию. Гонг в отличие от там-тама также издает звук определенной высоты. В XX веке к этим инструментам добавились:

Ксилофон – состоит из деревянных брусков разной величины, которые составляют звукоряд из нескольких октав. На нем играют двумя маленькими молоточками. Тембр его пронзительный – сухой и щелкающий.

Виброфон - сделан как ксилофон, но не с деревянными, а металлическими пластинками и имеет подвешенные книзу резонаторные трубки. Вибрирующий (колеблющийся) характер его звука достигается электрическим двигателем. Изобрели в 20 веке в Америке.

Маримба - разновидность ксилофона более низкого диапазона. Маримба родом из Африки. Только там она имеет не металлическ

«Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения»

Цель занятия - развитие активного, осознанного восприятия музыки на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения, трансляция через исполнение.

Задачи занятия:

Закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально - образный тон произведения;

Формировать устойчивое слушательское внимание, душевное сосредоточение как истоки путей становления художественного вкуса;

Развивать умения анализировать содержание и средства выразительности музыкального произведения.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения, высказываться о музыке;

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать педагога, участников ансамбля; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Оборудование:

Ребусы, нотный стан, заготовленные ноты;

Ноутбук;

Фломастеры;

Музыкальные записи произведений: Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Ю.Жиро «Под небом Парижа», М. П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

Ход занятия

    Организационный момент (настройка инструментов, приветствие, сообщение темы занятия)

    Беседа о выразительных средствах музыки:

- слушание музыкальных примеров;

- анализ произведения К. Гарделя « Por una caveza »

    Контрольное исполнение произведения К. Гарделя « Por una caveza »

    Рефлексия «Средства музыкальной выразительности»

Педагог: Здравствуйте, ребята. Тема занятия «Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения». У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танцевального искусства является движение, драматического - игра актеров. Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства.

Прежде чем начать разговор о средствах музыкальной выразительности, вспомним справочные сведения, с которых мы всегда начинаем изучение нового музыкального произведения. Это поможет нам в анализе музыкального материала с целью раскрытия его художественно-образного содержания, характера.

Сообщение «К. Гардель. Танго»

Педагог: Итак, какие вы знаете выразительные средства музыки?

Ответ: Темп, мелодия, динамика, штрихи, приемы игры, ритм и т. д.

Педагог: Какой главный элемент музыкальной речи? Назовите определение.

Ответ: Мелодия (от греч. – «напев», «пение») - это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она является основой любого музыкального произведения.

Педагог: Давайте определим, какой инструмент или инструменты ведет мелодию до 2 цифры?

( играют до 2цифры)

Ответ: Баяны, металлофон, домры

Педагог: Можно ли сказать, что мелодия в исполненном отрывке была неизменна? Тема баянов отличается от темы домр? Что изменилось?

Ответ: Изменился лад , поэтому мелодии различаются: первая - достаточно радостная восторженная, воодушевленная; вторая - напряженная, немного меланхоличная. Первая звучит мажорно, вторая - минорно.

Педагог: Если вы обратите внимание, весь текст произведения представлен чередованием двух основных мелодических линий (начало, 2 цифра - 1,3,4 цифры). Такое отклонение называют модуляцией - переход из одной тональности в другую. В этом особенность произведения, его характера. Ведь танго - это эмоциональный танец, контрастная смена плавных, спокойных движений порывистыми, четкими, чувственными. Скажите, ребята, а какое средство музыкальной выразительности отмечают, когда речь идет о танцевальной музыке? Дайте его определение.

Ответ: Это ритм . В переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Педагог: Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго. Послушайте музыкальные отрывки, назовите танец и музыкальное произведение.

Слушают музыкальные отрывки:

    Вальс - Ю.Жиро «Под небом Парижа»

    УНТ гопак - М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

    Танго - Е. Петербургский «Утомленное солнце»

Педагог: Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на характер музыки. Но не только музыка имеет ритм. Имеет ритм наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. В ансамблевом исполнении очень важную роль играет аккомпанемент, задающий ритм танца. Например, партия балалайки, представлена разнообразием ритмического рисунка каждой части. Прошу исполнить 2 цифру с затакта.

( играют 2 цифру )

Педагог: В чем трудность ритмического рисунка партии балалайки?

Ответ: Короткие длительности.

Педагог: А сейчас, прослушайте пример и ответьте, какое средство музыкальной выразительности создает характер музыки.

Звучит отрывок: Н. Римский - Корсаков "Полет шмеля"


Ответ: В данном музыкальном произведении важную роль играет быстрый темп (аллегро или престо ).

Педагог: А что называют темпом?

Ответ: Темп - это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.
Педагог: Мы всегда руководствуемся указаниями композитора о значении темпа, в частности танго, исполняется в умеренном, сдержанном темпе Moderato.

Педагог: Тембр и регистр (ребусы)

Тембр это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Наш инструментальный ансамбль - это разноцветная палитра всевозможных тембров (мягких). Разнообразные тембровые изменения мелодии танго подобны эмоциональным коллизиям танца. Играем 3 цифру.

(играют 3 цифру)

Педагог: Что напоминает чередование тембров инструментов?

Ответ: Чередование тембров домры и баяна представлено в форме диалога.

Педагог: Обратите внимание, тема у первой домры во втором предложении 3 цифры звучит в октаву. Что меняется? Что вы знаете об этом средстве выразительности? (ребус регистр)

Ответ: Регистр – это местоположение звуков. Регистр бывает низкий, средний, высокий.

Педагог: Прослушайте музыкальный пример, где регистр - важнейший элемент в создании художественно-эмоционального образа произведения. Опишите свои впечатления, представления об услышанном. Назовите музыкальное произведение.

Звучит отрывок из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»

Педагог: Еще одно выразительное средство - штрихи. Что вы знаете о них? Какие штрихи используются для отражения характера "Танго"? С чем можно их сравнить в танце?

Ответ: Штрих - (от нем. линия, черта) качество звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющее выразительное значение (легато, стаккато, деташе, маркато). В произведении К. Гарделя «Танго» используются штрихи легато, маркато, деташе. Разнообразие штрихов и приемов игры сравнимо со сменой танцевальных движений - то мягких плавных, то неожиданно резких, коротких.

Педагог: Ребята, а давайте сейчас на минуту отвлечемся и представим, что мы в лесу. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?

Ответ: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»

Педагог: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.

Игра «Эхо»

Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».

Громко я в лесу кричала.

Гулко эхо отвечало.

«Скоро будут холода?»

Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»

«Сколько елочек, смотри!»

Отвечало эхо... Три-три-три-три!

«Старый дуб совсем засох!»

Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!

«Ну, прощай, иду домой!»

Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!

О каком средстве музыкальной выразительности идет речь? Дайте определение.

Ответ: Динамика - сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Динамика танго отличается контрастностью: спокойная тема звучит меццо форте; тема волнений – форте.

Педагог: А что называют кульминацией? Определите кульминацию в исполняемом произведении.

Ответ: Кульминация – наивысшая точка эмоционального, смыслового напряжения, как правило, обозначается динамически как самое громкое место в произведении. Кульминация - 3 цифра.

Играют 3 цифру

Педагог: Сегодня мы вспомнили, что такое средства музыкальной выразительности, назвали основные, на музыкальных примерах выяснили их значение в создании образа музыкального произведения. А все для чего? Все для того, чтобы научиться понимать и составлять из этих неотъемлемых музыкальных элементов картину, образ музыкального произведения и воплощать это в своем исполнении ярко, точно, вызывая у слушателей искренние эмоции. К. Гардель «Танго» играют полностью

А теперь я предлагаю еще раз вспомнить средства музыкальной выразительности, записать по одному на нотках и заполнить нотный стан.

Педагог : На этом занятие окончено. Я очень рада вашему активному участию. Молодцы! Всем спасибо!

Главная > Документ

СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности . Всего их 10:

    регистр 6. метр тембр 7. лад темп 8. гармония динамика 9. фактура ритм 10. мелодия
1. РЕГИСТР Регистр – эточасть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента. Различают - высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание), - средний регистр(ассоциации с голосом человека) и - низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание). 2. TЕМБР Тембр особая окраска звуков, характер звучания разных голосов или музыкальных инструментов.Голоса людей, муз.инструменты имеют различную окраску звучания. У одного инструмента тембр – прозрачный, у другого – теплый и мягкий, у третьего – яркий и пронзительный. Тембры человеческих голосов :

Регистр

Женские голоса

Мужские голоса

Meццо-сопрано

Хор - большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке. Типы хора :
    м ужской (плотный, яркий тембр), женский (теплый, прозрачный тембр), смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр), детский хор (светлый, легкий тембр).
Группы инструментов симфонического оркестра. Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям - музыканты называют их оркестровыми группами . Их в оркестре четыре:

Стунные инструменты

Деревянные духовые инструменты

Meдные духовые инструменты

Ударные инструменты

Скрипка Флейта Валторна Литавры
Альт Гобой Tруба Барабан
Виолончель Kларнет Tромбон Kсилофон
Контрабас Фагот Tуба Колокольчики и др.
3. TEМП Темп – это скорость движения музыки во время исполнения произведения. Метроном – прибор для отсчитывания длительностей в нужной скорости (напр., 108 четвертных нот в минуту). Указывает исполнителям точный темп произведения. Изобретен австрийским механиком Мельцелем. Основные группы темпов :
1. М е д л е н н ы е темпы Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль.
2. У м е р е н н ы е темпы Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью.
3.
Б ы с т р ы е темпы
Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор.
О с н о в н ы е в и д ы темпов:

М е д л е н н ы е темпы

У м е р е н н ы е темпы

Б ы с т р ы е темпы

Largo - широко

Andantino - немного быстрее, чем Andanto

Allegro - быстро

Lento - протяжно

Vivo - живо

Adagio - медленно

Moderato - умеренно

Vivace - живо

Grave - тяжело

Presto - очень быстро

Andante - довольно медленно, спокойно

Allegretto - немного медленнее, чем Allegro

Prestissimo - в высшей степени быстро

Изменения темпа в произведении :

Постепенное з а м е д л е н и е

темпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения)

Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности)
Ritenuto - удерживая
Accelerando - ускоряя
Ritardando - запаздывая Animando - воодушевляясь
Allargando - pасширяя Stringendo - ускоряя, торопясь
Возвращение к первоначальному темпу - а tempo , Tempo primo Уточняющие понятия :
    Piu - более meno - менее non troppo - не слишком molto assai - очень, весьма subito - внезапно,неожиданно poco - немного poco a poco - понемногу, мало-помалу
4 . ДИНАМИКА Динамика - это с тепень громкости исполнения музыкального произведения. Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми либо щемяще грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

Piano pianissimo

ppp

предельно тихо

Pianissimo

pp

очень тихо

Piano

p

Mezzo piano

mp

не очень тихо

Mecco forte

mf

не очень громко

Forte

f

Fortissimo

ff

очень громко

Forte fortissimo

fff

предельно громко

Обозначения и з м е н е н и я силы звучания:
    Crescendo - cresc . - усиливая
    Sforzando - sforc., sfc., sf .- внезапно усиливая
    Subito forte - sub.f. - внезапно громко
    Diminuendo - dim . - уменьшая, ослабляя звук
    Decrescendo -decresc . - ослабляя
    Smorzando - smorc . - замирая
    Morendo - morendo - замирая
Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой к у л ь м и н а ц и и. Динамическая кульминация - это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения. 5. РИТМ Ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности. Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы , из которых складывается ритмический рисунок произведения. Виды ритмических рисунков:
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ. В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер. Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки. Реже встречаются следующие ритмические фигуры: Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение. Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности. Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.
6. МЕТР М е т р – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация) . В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя - какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (т а к т - отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами. Основные типы метра:

Строгий метр

сильные и слабые доли такта чередуются

равномерно

Свободный метр акценты распределяются неравномерно , в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты
Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/- ) напр., полька или марш. Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/-- ), напр., вальс. Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.Переменный метр - меняется на протяжении произведения.
В зависимости от количества сильных долей метры бывают:
    Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 2 4 или трехдольные, напр. 3 4 или 3 8 ). Сложные - сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 4 4 = 2 4 + 2 4 или только трехдольных, напр. 6 8 = 3 8 + 3 8). Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 5 4 = 2 4 + 3 4 , или 3 4 + 2 4 , либо 7 4 = 2 4 + 2 4 + 3 4 и др.).
Язык поэзии также метрически организован. Сочетание сильных и слабых слогов в стихотворном метре называется с т о п а . Cтихотворные стопы:

Хорей (/ -)

Ямб (- /)

Дактиль (/ - -)

Бу- ря мгло- ю

не- бо кро- ет.

В ле-су ро-ди -лась е -лоч-ка

Слы- шу ли го- лос твой

звон- кий и лаc- ко-вый

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:
    Полька - 2 4 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами. Вальс - 3 4 , аккомпанемент с акцентом на первой доле. Марш - 4 4 , пунктирный ритм.
Задания и вопросы: 1. Найди и выпиши из стихотворений примеры стихотворных стоп!

Ямб: Хорей: Дактиль:

2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калс o нс при обработке латышской народной песни «А r meitām dancot gāju » ?..................................................................................................................................................

..................................................................................................................................................

Р . Калсонс . Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot g ā ju”

3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 2 4 и 3 4 , затем сыграй или спой:

4. Дополни текст!

Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши , темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .

5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:
..............………….джo, ........................... чe, ....................... шендо ?

    Подумай:
если non troppo = не слишком, то Allegro non troppo = marcia (читается: марча ) = марш, то Marciale = ............................................................... если assai, = очень, то Lento assai = .............................................................................................. 7. Успокоительные лекарства называются транквилизаторами, что может означать Tranquillo? ....................................................... 8. Brio - это название чистящего средства, что может означать Con brio ? ........................................................... 9. Что может означать Tempo di marcia, Tempo di valsе, Tempa di polca? ................................................................................................................................................................. 10. Что может означать Brillante, Grazioso, Energico? ......................................................... .................................................................................................................................................................... 11. С помощью словаря музыкальных терминов переведи с итальянского языка слова в этом маленьком рассказе! ... Скоро закончится pause перед уроком маткматики. Класс molto agitato . В начале piano, затем poco a poco crescendo звучат голоса учеников. Новый maestro математики одному из наших одноклассников energico e risoluto сообщил, что сейчас нас ожидает piccolo контрольная работа. Так subito ! "Я вчера даже не открывала свой libretto ," doloroso e lacrimoso протянула наша отличница. "Ну, задания будут ведь non troppo pesante ," успокаивает ее одноклассница. "Ерунда," grazioso e scherzoso прощебетала prima donn а нашего классa. "Я ему улыбнусь так dolce e amoroso , что он даже забуде про контрольную!" "Ну bravo !" furioso e feroce чеканит староста класса. "У учителей нет права на такие subito контрольные! Удираем! Prima volta , - обойдется! Ну - Vivo, Presto , accelerando. .." Aх, слишком поздно! Fermata ! Уже alla marcia шагом festivo входит наш Maestro . "Пожалуйста, tutti по местам," deciso e marcato звучит его голос. И урок начинается... Oh, mamma mia , с контрольной работы... 7. ЛАД Л а д – это система звуков, различных по высоте и тяготеющих друг к другу .Тоника – это главный устойчивый звук лада, к которому тяготеют все остальные. Устойчивые звуки лада образуют тоническое трезвучие – главный устойчивый аккорд лада.Гаммa – это звуки лада, раположенные в поступенном - восходящем или нисходящем - порядке от тоники в пределах октавы.Toнальность – это лад с определенной тоникой. Лады могут состоять из разного количества звуков:

    трихорд - лад, состоящий из трех звуков.

    тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.

    пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.

    семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).

Главные лады:

Лады без полутонов

Семиступенные лады

Лады с двумя и более полутонами подряд
Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции. Пе н татоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма» , т.к. он часто встречается в восточной музыке).Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора» . Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски. Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски. Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия): -параллельные (напр. Дo мажор – ля минор) - одноименные (напр. Соль мажор - соль минор) лады. Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский ) Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века).
8. ГАРМОНИЯ В переводе с греческого harmonia означает созвучие. Гармония это объединение звуков в различные созвучия (аккорды ) и их последовательности . Главный элемент гармонии - это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности .

Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки.

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Все эти элементы – средства музыкальной выразительности.

Элементы музыкальной выразительности
Мелодия

Иногда мы ловим себя на мысли, что в голове у нас звучит навязчивый мотив, или мы напеваем понравившуюся песенку. В этих случаях звучит мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. Звучащая без аккомпанемента мелодия может быть самостоятельным произведением, например, народные песни. И характер этих песен разнообразен – от грустных, скорбных, печальных до веселых, удалых. Мелодия – основа музыкального искусства, в ней, как уже было сказано, выражается музыкальная мысль.

У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Звуки могут быть разными по высоте – низкими, средними, высокими. Они могут быть долгими и короткими. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно. Если мелодию составляют короткие звуки, она превратится в подвижное, стремительное и кружевное полотно.

Лад

Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Устойчивые звуки звучат ясно, они опорные, а неустойчивые – звучат настойчиво. Остановка мелодии на неустойчивом звуке требует продолжения и перехода в устойчивые звуки. Или как говорят: неустойчивые звуки стремятся перейти в звуки устойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад . Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию.

Ладов в музыке много, на самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.

Регистры

По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний .

Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет. Например, у Глинки в песне «Жаворонок» в высоком регистре рояля звучит мелодия с короткими длительностями, мелкими украшениями. Эта мелодия напоминает птичьи переливы.

С помощью низких звуков мы можем изобразить медведя в малиннике, раскаты грома. Мусоргский, например, очень правдоподобно изобразил тяжелую повозку в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки».

Ритм

Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом . В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая.

Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание. Ритмично чередуются поры года, сменяются день и ночь. Ритмичны шаги и стук колес. Равномерно движутся стрелки часов и мелькают кадры фильма.

Движение Земли определяет ритм всей нашей жизни: в сутках 24 часа – за это время Земля совершает оборот вокруг своей оси. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.

Есть ритм и в музыке. Ритм – важный музыкальный элемент. Именно по ритму мы можем различить вальс, польку, марш. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.

Метр

При всем разнообразии ритма отдельные звуки в мелодии – ударные, более тяжеловесные и появляются через равные промежутки времени. В вальсе, например, мы слышим чередование – раз, два, три. И зрительно ощущаем поворот кружащейся в танце пары. А когда движемся под звуки марша, мы чувствуем равномерное чередование – раз, два, раз, два.

Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром . В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями.

В начале произведения указывается размер произведения, например, две четверти, три четверти, четыре четверти. Если размер три четверти, то это означает, что в произведении будут постоянно повторяться три доли-удара: первая – сильная, ударная, вторая и третья – слабые, безударные. И каждая доля-шаг будет равна четвертной длительности. А в каком темпе будут двигаться доли-шаги — композитор указывает в начале произведения – медленно, быстро, спокойно, умеренно.

Сегодня мы поговорили о средствах музыкальной выразительности – мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре. разберем музыкальные средства выразительности: темп, гармонию, нюансы, штрихи, тембр и форму.

До встречи!

С уважением, Ирина Анищенко

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.