Музыкальная фактура и ее виды (23). Фактура, музыкальный склад, фактурное преобразование гармонии, неаккордовые звуки Какая фактура относится к полифонической

Какой бывает музыкальная фактура

  1. Фактура как способ изложения музыки.
  2. Различные варианты фактурного воплощения (на примере фрагментов нотной записи)
  3. Одноголосная, фактура (на примере Первой песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова).
  4. Мелодия с сопровождением (на примере романса С. Рахманинова «Сирень»).
  5. «Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Музыкальный материал:

  1. Н. Римский-Корсаков. Первая песня Леля из оперы «Снегурочка» (слушание);
  2. С. Рахманинов, стихи Е. Бекетовой. «Сирень» (слушание);
  3. Г. Струве, стихи С. Маршака. «Пожелание друзьям» (пение);
  4. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. «До чего дошёл прогресс!» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях.
  2. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения.
  3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них.

Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.

Прежде чем понять, что означает выражение «музыкальная фактура», давайте рассмотрим нотные примеры.

Мы видим, что все примеры отличаются своим графическим изложением.

Первый пример представляет собой вертикальные «аккордовые столбы», второй – волнообразную линию, третий – своеобразное трёхэтажное построение, четвёртый – похожий на кардиограмму (кардиограмма – графическое изображение работы сердца) музыкальный рисунок.

Именно способ изложения музыки называется фактурой.

Может быть, оттого, что фактура наиболее ярко выражает область музыкального художества - линии, рисунки, нотную графику, - она получила множество различных определений.

«Музыкальная ткань», «узор», «орнамент», «контур», «фактурные пласты», «фактурные этажи» - эти образные определения указывают на зрительность, живописность, пространственность фактуры.

Выбор определённой фактуры зависит от многих причин – от музыкального содержания, от того, где исполняется данная музыка, от тембрового состава. Например, полифоническая музыка, предназначенная для звучания в храме, требует значительного фактурного пространства. Лирическая музыка, связанная с передачей чувств человека, как правило, одноголосна. Её звучание представляет сжатие фактуры до одного-единственного голоса, поющего свою одинокую песнь.

Иногда одноголосное изложение мелодии используется композиторами для выражения красоты того или иного тембра. Так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки.

Юный пастушок Лель является олицетворением искусства музыки и солнечной, неотразимо влекущей любовной силы. Любовь и искусство - дары Ярилы и одновременно выражение неиссякаемых творческих сил человека.
В том, что Лель - простой пастух, в том, что его песни народны, заключён глубокий смысл. В образе Леля Островский и Римский-Корсаков прославили народное искусство и подчеркнули его жизнеутверждающую сущность. Не случайно Лель, единственный из ведущих действующих лиц оперы, охарактеризован почти исключительно песнями - сольными и хоровыми, где он выступает запевалой. Инструментальная сторона в музыкальной характеристике Леля представлена многочисленными пастушескими наигрышами. Иные из них - подлинно народные.
Звучание деревянных духовых инструментов и чаще всего солирующего кларнета (подражание пастушескому рожку) придаёт музыке Леля яркую народную окраску.
Первая песня Леля «Земляничка-ягодка» - протяжная заунывная. В ней Римский-Корсаков с замечательным искусством передал характер и музыкальные особенности лирических народных песен: плавную распевность, часто встречающуюся вокализацию, неполные (без терции) созвучия и унисоны в концах фраз. Большую прелесть и своеобразие придают песне многочисленные «разводы» - наигрыши флейты и английского рожка с их народным тембровым колоритом.

Однако исключительно одноголосная фактура – явление достаточно редкое. Гораздо чаще мы видим другой тип фактуры – мелодию с сопровождением, которые, как правило, дополняют друг друга. Вспомните песню Ф. Шуберта «В путь». В ней звучит не только бодрая мелодия, но и вращение мельничного жёрнова в партии фортепиано, создающего яркое зрительное впечатление.

Песня Ф. Шуберта «В путь» открывает цикл «Прекрасная мельничиха». В нём рассказывается о том, как мельник отправился в путь, о любви молодого простодушного героя - это очередная романтическая история одинокой души. Счастье человека так близко, его надежды так светлы, но им не суждено сбыться, и лишь ручей, ставший с первых минут другом мельника, утешает его, печалясь вместе с ним. Он как бы влечёт юношу за собой в путь. На фоне этого журчания звучит простая, народная по характеру мелодия.

Богатство музыкальных образов позволяет использовать разные приёмы фактуры. Так, в романсе С. Рахманинова «Сирень» рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка сирени. Музыка романса светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада:

Поутру, на заре, по росистой траве
Я пойду свежим утром дышать;
И в душистую тень,
Где теснится сирень,
Я пойду своё счастье искать...
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт;
На зелёных ветвях,
На душистых кистях
Моё бедное счастье цветёт.

Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».

Что же ещё, какие чувства и настроения заставляют фактуру то сжиматься, то оформляться в пространство, то принимать форму прелестного весеннего цветка?

Вероятно, ответ на этот вопрос следует искать в живом обаянии образа, в его дыхании, красках, неповторимом облике, а главное - в том переживании образа, которое вносит в свою музыку сам композитор. Никогда музыкант не обращается к теме, которая ему не близка и не находит отклика в его душе. Не случайно многие композиторы признавались, что никогда не писали о том, чего не пережили, не прочувствовали сами.

Поэтому, когда зацветает сирень или земля покрывается снегом, когда восходит солнце или струи быстрой воды начинают играть разноцветными бликами, художник испытывает те же чувства, какие испытывали миллионы людей во все времена.

Он так же радуется, грустит, любуется и восхищается безграничной красотой мира и его чудесными превращениями. Свои чувства он воплощает в звуках, красках и рисунках музыки, наполняя её дыханием жизни.

И если его музыка волнует людей, значит, в ней не просто ярко запечатлены образы сирени, утреннего солнца или реки, но угаданы те переживания, которые испокон веков испытывают люди при соприкосновении с красотой.

Поэтому, наверное, не будет преувеличением сказать, что каждое такое произведение, как бы ни были сокровенны чувства, вдохновившие автора, - памятник всем цветам мира, всем его рекам и восходам солнца, всему безмерному человеческому восхищению и любви.

Вопросы и задания:

  1. Что обозначает слово «фактура» в музыке?
  2. Какие образные определения применимы к различным видам фактуры?
  3. Почему в Первой песне Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова используется одноголосная фактура?
  4. Как содержание музыкального произведения влияет на его фактурную запись? Расскажите на примере романса «Сирень» С. Рахманинова.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Паспье (из цикла Бергамасская сюита), mp3;
Денисов. Плач-оповещание (из цикла Плачи), mp3;
Мессиан. Этюд № 2 (из цикла 4 ритмических этюда), mp3;
Рахманинов. Сирень. (в исп. Т. Синявской), mp3;
Римский-Корсаков. Первая песня Леля (из оперы Снегурочка), mp3;
Шостакович. Прелюдия C-dur (из цикла 24 прелюдии и фуги), mp3;
Шуберт. В путь (из цикла Прекрасная мельничиха), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В этой статье познакомимся с определением музыкальной фактуры и рассмотрим её базовые виды.

Любая музыкальная мысль абстрактна, до тех пор, пока она каким-либо образом не будет зафиксирована.
Не важно, что для этого используется: нотный лист, рекодер или секвенсор. В любом случае, даже самая простая музыкальная идея не может существовать без фактуры.
Существует пять основных слоев из которых состоит музыка:

Без фактуры не может существовать не один из них. Может отсутствовать гармония, мелодия, но фактура никогда.

Для музыки фактура это тело, а идея душа.

Фактура это строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Синонимами слова фактура являются: склад, изложение, музыкальная ткань, письмо.

Можно сказать, что мастерство это умение выражать свои абстрактные идеи в том виде фактуры, который наиболее соответствует образу. Все идеи касающиеся гармонии, формы, мелодии и ритма должны быть выражены определенным способом.

Также можно сказать, что фактура на 90% определяет стиль музыки.

Например, блюз и рок-н-ролл имеют одну гармоническую основу, но тип фактуры (а также выбор инструментов) у них разный.

В среде музыкантов обычно говорят о плотности и разряженности фактуры, однако это больше относится к области инструментовки в то время, как фактура имеет следующие виды и подвиды:

  1. Монодия древнейший вид одноголосья.

Монодийной была музыка Древней Греции, Древнего Рима, песни европейских менестрелей - трубадуров, труверов и миннезингеров, древнейшие традиции богослужебного пения в христианской церкви: григорианский хорал, византийские и древнерусские распевы, средневековые паралитургические песни - итальянские лауды, испанские и португальские кантиги, одноголосные кондукты, все региональные формы восточного макамата (азербайджанский мугам, персидский дестгях, арабский макам и т.д.).

Не следует путать монодию с одноголосно изложенной современной мелодией, так как это две абсолютно разные фактуры. Как правило, немонодийные мелодии подразумевают гармонизацию и могут содержать элементы скрытой полифонии. Монодия же появилась задолго до рождения полифонии.

Пример монодии

2. Органум
Наиболее ранняя форма многоголосия. С развития органума берет начало полифония. В этом жанре зародились правила голосоведения, ритмического констатирования и много другого.

Типы органума:

  • параллельный (главный, заданный голос дублируется в один совершенных консонансов: октаву, квинту, кварту);
  • свободный (органный голос по фактурной функции независим от главного, присочиняется к нему гоморитмически, в технике «нота-против-ноты»);
  • мелизматический (на один звук главного голоса приходится несколько звуков второго голоса); нижний (по тесситуре) выдерживаемый тон такого органума называется bordunus (бурдон);
  • метризованный (главный голос, выдержанный большими длительностям, гармонизуется двумя-тремя другими, сочинёнными в технике ритмических модусов).

Изложение характерное для народной музыки. Особый вид многоголосия при котором кроме основного (ведущего) голоса существует еще один или несколько подчиненных (подголоски).
Подголосочная:

Гетерофонная фактура получила распространение в современной музыки в виде приема для наложения голосов без приурочения их друг друг, что позволяет создавать диссонантное звучание не по принципам гармонии, а по принципам гетерофонии. Для этого подголосок может например при сохранении ритма играть совершенно противоположную мелодию, либо дублировать в септиму и т.д.
Пример современной гетерофонии:

4. — сочетание индивидуальных голосов, равноправных либо подчиненных. В полифонии главное значение имеет горизонтальное движение, а не вертикальное, а также индивидуализированность и самостоятельность голосов.

Подразделяется на два важных вида:

  • Имитационная

Имитацией называется проведение темы в различных голосах. Может быть точной и неточной (в увеличении, обращении и т.д.). Выcшей формой развития имитационной полифонии является фуга.

  • Неимитационная (контрастную).

Для создания контрастной полифонии используются разные мелодии, непохожие, часто противоположные (пример: Интернационал и Чижик-Пыжик могут быть наложены друг на друга).

5. Гомофонно-гармонический склад

Подразумевает наличие мелодии и подчиненных ей голосов (гармония) изложенных в виде . Фактура состоит из трех слоев:

  • мелодия
  • гармония

6. Гомофонно-полифонический склад

Сочетание гомофонно-гармонического склада и полифонии, которая регулируется правилами гармонии. Для гомофонно-полифонического изложения характерна полимелодичность. Это один из самых распространенных типов фактуры в современной музыке, поскольку сочетает в себе несколько основных и позволяет воплощать реализовывать масштабные и сложные идеи.
Пример.

Имитация отмечена скобкой.

7. Полифония пластов

Вид многоголосия в котором контрапунктируют не отдельные голоса, а комплексы фактур (например, один оркестр играет вместе с другим разным материал). Изначально данный вид фактуры появился в опере, однако позже распространился в инструментальной музыке и перерос в другой тип фактуры

Полифоническая фактура, включающая в себя больше голосов, чем может охватить наше восприятие, которое пытается отслеживать линию каждого голоса. Количество голосов от 10 до 80. При звучании 20-80 голосов любая полифония утрачивает свою индивидуальность, а звучание превращается в одно большое звуковое пятно.
Пример: Лигети Атмосферы

9. Пуантилизм
Представляет собой фактуру рассыпанную на звукоточки, как правило, один инструмент играет одну (либо несколько но не больше мотива) ноту. Характерно отсутствие фигураций, дублировок, фона, декоративных элементов. Часто используются широкие скачки, в вокальной музыке расчленение на слоги.

Пространство фактуры

  1. Стремительное движение фигурационой фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».
  2. Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Музыкальный материал:

  1. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева. «Весенние воды» (слушание);
  2. Ж. Бизе. «Утро в горах». Антракт к III действию из оперы «Кармен» (слушание)

Характеристика видов деятельности:

  1. Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  2. Рассуждать о яркости образов в музыке.
  3. Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Известно, что фактура - дословно «изготовление», «обработка» (лат.), а в музыке - музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса - аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая фактура называется гомофонно-гармонической. Гомофония (от греч. Homos - один и phone - звук, голос) – тип многоголосия с разделением голосов на главный и сопровождающие.

Она имеет множество разновидностей. Основные из них:

  1. Мелодия с аккордовым сопровождением;
  2. Аккордовая фактура; это последовательность аккордов, в которых верхний голос представляет собой мелодию;
  3. Унисонная фактура; мелодия излагается одноголосно или в унисон (лат. один звук).

Другой важнейший тип - полифоническая фактура, что значит «многоголосная». Каждый голос полифонической фактуры - самостоятельная мелодия. Полифоническая фактура связана прежде всего с полифонической музыкой. Двух - и трёхголосные инвенции И. С. Баха, написаны в полифонической фактуре.

Такие понятия, как «имитация», «фуга», упоминавшиеся ранее, относятся к полифонической музыке. Сочетание гомофонно-гармонической и полифонической фактуры можно найти в различных произведениях.

Таким образом, фактура - это способ изложения музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т. д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает: ведь factura, как мы уже сказали, есть обработка. Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

Обратимся к романсу С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор. Движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью.

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов.

Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего. Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение.

Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! –
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
Дух жизни, силы и свободы
Возносит, обвевает нас! ..
И радость в душу пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как Бога животворный глас! ..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева - «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Огромную роль выполняет фактура в тех произведениях, где необходимо передать идею музыкального пространства.

Одним из примеров может служить Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен», которая называется «Утро в горах».

Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.

Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.

Начальное проведение мелодии даётся в высоком регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее проведение мелодии даётся по нисходящей линии – голоса сближаются, динамика нарастает, наступает кульминация.

Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, стремительное движение воды или бескрайнее горное пространство – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

Вопросы и задания:

  1. Какие чувства выражены в романсе «Весенние воды» С. Рахманинова? Как эти чувства выражаются в фактурном изложении произведения?
  2. За счёт чего создаётся впечатление музыкального пространства в музыкальном антракте «Утро в горах» Ж. Бизе?
  3. Вспомните, в каких музыкальных жанрах используется фактурное пространство значительного диапазона. С чем это связано?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бизе. Утро в горах. Оркестровый антракт, mp3;
Рахманинов. Весенние воды в исп. Д. Хворостовского, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.


Фактура

Фактура (factura – обработка от facio – делаю – лат.) – строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Как синонимы применяются термины склад, изложение, музыкальная ткань» (Холопова В.Н.). Фактура рассматривается как явление индивидуальное. Понятие «склад» имеет обобщенное значение.

Основные виды фактур европейской музыки, взятые в хронологическом порядке, таковы: монодия, подголосочность, гетерофония, имитационная полифония, разнотемная полифония, гомофония, аккордовый склад, гомофонно-полифонический склад, полифония пластов, пуантилизм, сверхмногоголосие. Эти виды неодинаковы по своей исторической роли и художественным достижениям.

Монодическая фактура - древнейшая по происхождению. Образцы монодии - древнегреческая музыка, грегорианское и знаменное пение.

Монодическая фактура не всегда одноголосна. Несколько голосов или тембров могут сливаться в удвоениях и дублировках, такая музыкальная ткань все равно воспринимается как однолинейная.

Многоголосие предполагает развитую систему фактурных разновидностей. Полифония – многоголосие, в котором голоса тяготеют к равноправию и самостоятельному выразительному значению. Подголосочность и гетерофония, характерные для народного многоголосия, сходны друг с другом как виды вариантного многоголосия и различны по степени самостоятельности голосов.

Гетерофония (с греческого - другой звук) генетически восходит к унисону, подвергаемому своеобразному «расщеплению». В гетерофонии голоса равноправны. Гетерофония возникает при совместном исполнении мелодии, при котором в одном или нескольких голосах происходят отступления от основного напева. Отступления обусловлены естественными различиями исполнительских возможностей голосов и инструментов, а также фантазией исполнителей.

Подголосочная фактура - самобытное народно-песенное многоголосие, возникшее у славянских народов. При хоровом пении происходит ответвление от основного напева, образуются самостоятельные варианты мелодии - подголоски. Подголосок может поддерживать основную мелодию снизу (басует), может оттенять её, орнаментируя сверху (дишкант, падводчык), может противостоять ей, образуя временный контраст. Для подголосочной фактуры характерно переменное количество голосов, их свободное включение и выключение, одновременное произнесение слогов текста, свободное использование диссонансов при преобладании консонансов, унисонные (октавные) окончания. Русская народная песня «Повадился Иван"

Имитационная полифония основана на поочередном проведении в разных голосах одной и той же мелодии. Несмотря на тематическую тождественность, голоса неравноправны: первый ведущий (proposta , dux - вождь), остальные подчиненные.

Разнотемная полифония предполагает сочетание самостоятельных голосов, достигающих разной степени контраста. Разграничение на имитационную и разнотемную полифонию условно в силу большой текучести, свойственной полифонической музыке.

Музыка XX века пор века породила новые типы полифонической фактуры, которые связаны со сверхмногоголосием. Комплементарно-сонорная полифония складывается из неиндивидуализированных мелодических линий, которые образуют подвижные кластерные тутти. Комплементарно-сонорная полифония может иметь имитационную основу (Шостакович Симфония №8, ч.1, ц.28) или контрапунктическую, неимитационную. Еще одно нововведение музыки XX века – ритмическая полифония . Каждая линия включает минимум звуков, которые постоянно ритмически варьируются. Линейная подвижность создает алеаторно-импровизационный эффект. Ритмическая полифония открыта Стравинским и впервые применена в «Весне священной».

В аккордовой фактуре голоса моноритмично дублируют линию либо верхнего голоса, либо баса. Функций голосов только две: бас и гармонические голоса. В такой фактуре возможны различные формы регистрового расположения аккордов, дублирование аккордовых пластов, различные структуры самих аккордов, контрасты в фактурном следовании аккордовых комплексов.

Гомофонная фактура опирается на ведущую формообразующую роль гармонии, а также на стремление к устойчивому расположению в пространстве мелодического рельефа и аккомпанирующего фона. Нормативными атрибутами гомофонной фактуры являются ведущий солирующий голос, линия баса и наполняющие ткань гармонические голоса. Гомофония открывает эпоху господства индивидуализированного мелоса. Гомофонно-гармонический склад имеет два основных вида:

1. гомофонная фактура с различными типами фигуративного наполнения;

2. гомофонная фактура с участием дублировок.

Фигурация (лат. – придавать вид или форму, образовывать, делать) – фактурный рисунок голосов музыкальной ткани. Три основных вида фигураций: гармоническая, мелодическая и ритмическая, а также многочисленные смешанные комбинации. Гармоническая фигурация – движение голоса по звукам аккорда.

Мелодическая фигурация - движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам различных видов (задержание, проходящий звук, вспомогательный звук, предъем). Мелодическая фигурация повышает выразительность аккомпанирующих голосов.

Ритмическая фигурация используется для придания своеобразного рисунка аккомпанирующим голосам. Равномерная ритмическая фигурация – одна из типичнейших фактурных формул аккомпанемента вокальной музыки и ее претворения в инструментальной сфере (Рахманинов «Мелодия», Шуман «Я не сержусь»). Наряду с этим жанрово-типизированным применением встречаются ритмические фигурации ярко индивидуальные, характерные, изобразительные. Характерность возникает даже при опоре на равномерные ритмические движения.

Важнейшей особенностью фактуры являются дублировки – удвоения каким-либо созвучием - интервалом или аккордом. Самая распространенная дублировка – это октавное удвоение различных голосов фактуры, которое применяется для усиления звучности, полноты звучания. Дублировка может быть также и многооктавной (Глинка «Иван Сусанин», начало увертюры).

Возникающие при этом параллельные октавы и квинты не воспринимаются как нарушение нормативов голосоведения, так как служат фоническому эффекту. Квинтовые и квартовые дублировки, составляющие сущность раннего многоголосия, лишь к началу XX века вновь стали нормативными вместе с введением параллельных созвучий у Дебюсси и Равеля. Дублировки в диссонирующие интервалы стали нормой XX века вместе утверждением диссонантного стиля в гармонии. Примеры: Скрябин Этюды ор.65 – дублировки в большую нону и большую септиму, Стравинский «Петрушка», «Ах вы сени, мои сени» - дублировка в тритон. Аналогично интервальным дублировкам применяются и аккордовые наслоения. Примеры: Шостакович Симфония№7, одна из вариаций разработки – дублировка мажорными трезвучиями, Прокофьев Третий концерт, ч.1, побочная партия – дублировка неполными большими и малыми септаккордами. Оформление гармонии в виде многозвучных дублировок, не свойственное классическому стилю, стало достоянием европейской гармонии, начиная от рубежа XIX – XX веков и во многих стилях XX века (Пуччини, Дебюсси, Равель, Прокофьев, Стравинский, Барток, Мессиан и другие композиторы).

Гомофонно-полифоническая фактура также опирается на функциональную триаду: главный голос, побочные голоса и бас. Особенностью является богатое развитие побочных голосов, которые могут представлять собой мелодизированные или фигурационные контрапункты, имитирующие голоса, подголоски, гармонические звуки, органный пункт, дублировку, характеристический голос или пласт.

Полифония пластов

5. Музыкальная фактура

Из главных средств музыкальной выразительности складывается «лицо» любого музыкального произведения. Но у каждого лица может быть множество выражений. И «выражением лица» «ведают» дополнительные средства. Фактура - одно из них.

Дословно «фактура» означает «обработка». Мы знаем, что фактура есть, например, у ткани. На ощупь, по фактуре, можно отличить одну ткань от другой. У каждого музыкального произведения тоже есть своя «звуковая ткань». Когда мы слышим красивую мелодию или необычную гармонию, то нам кажется, что эти средства выразительны сами по себе. Однако, чтобы мелодия или гармония зазвучала выразительно, композиторы используют различные приёмы и способы обработки музыкального материала, разные виды музыкальной фактуры.

В черновых рукописях Иоганна Себастьяна Баха есть такой набросок:

Эта последовательность аккордов, гармоническая цепочка не что иное, как заготовка для Прелюдии до мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира». Что это за сборник и почему он так длинно и странно называется, мы будем говорить в 5-м классе, изучая творчество Баха. А начало прелюдии звучит так:

От начала до конца музыка этой прелюдии построена на переборах разложенных аккордов заготовленной гармонической схемы (заготовка Баха — это схема прелюдии. Он не раз пользовался подобными схемами).

Так как же Бах превратил схему в красивую, нежную, будто «журчащую» музыку? Он изменил в своей схеме только фактуру. Фактура стала основным средством выразительности в этой пьесе. (Только не путайте основные средства в музыкальном произведении с главными в системе всех средств музыкальной выразительности. В этой системе фактура остаётся дополнительным средством.)

А есть ли мелодия в прелюдии Баха? Это как раз тот редкий случай, когда музыка смогла обойтись без мелодии. Французский композитор Шарль Гуно , живший полтора столетия спустя после Баха, решил «исправить ошибку» и сочинил «поверх» этой прелюдии красивую мелодию. Но при этом прелюдия превратилась в фон , и её собственная красота стала меньше слышна. А ведь помните, как Шопен специально «останавливает» гармонию, чтобы послушать мелодию, и наоборот?

Вспомним ещё раз уже знакомое вам начало Пятой сонаты Моцарта (а если забыли, см. пример 5 ). Вот что играет в первых тактах левая рука:

Пример 41а

Соберём в аккорды звуки каждого такта, как в схеме Баха:

Пример 41б

Здесь Моцарт использует тот же фактурный приём — разложенные аккорды. Это «журчание» аккомпанемента выразительно оттеняет лёгкость и беззаботность начальных фраз, которые как бы насвистываются. Но затем фразы в мелодии становятся всё более энергичными, «настырными». И Моцарт подчёркивает это сменой фактуры: разложенные аккорды собираются в гармонические интервалы, звучащие несколько жёстко, даже слегка «ударно».

С помощью одной только фактуры можно очень изменить характер звучания. Вот как начинается маленькая пьеса Арама Ильича Хачатуряна «Андантино»:

Мерная, спокойная ритмическая пульсация аккомпанемента придаёт музыке задумчивый характер и помогает расслышать переливающуюся краску хроматически (то есть по полутонам) «сползающих» терций.

А вот начало второго раздела пьесы:

Мелодия и гармония почти не изменились. В мелодии изменилась только октава и направление первой интонации. В гармонии те же самые интервалы взяты в виде обращений (терции «перевернулись» в сексты). Но как неузнаваемо изменилась фактура! Теперь пульсируют не ровные четверти, а острые ритмические фигурки, затейливо разложенные на два голоса. И характер музыки из-за этого совсем другой — изящный, танцевальный, более оживлённый (хотя темп остался тот же).

Мы убедились, что фактура влияет на характер музыки не менее сильно, чем мелодия, ритм или гармония. Но как бы ни изменять фактуру, лицо музыки будет только изменять выражения, но само не изменится. На этом свойстве музыки основана форма вариаций , которая состоит из темы («лица») и ряда её изменений («выражений»). Огромную роль в варьировании (изменении) темы играют её фактурные преобразования . Второй раздел «Андантино» Хачатуряна — это тоже маленькая вариация на тему первого раздела.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.