Мусоргского "Картинки с выставки". Фортепианная сюита М. Мусоргского "Картинки с выставки" Сборник пьес посвященных эскизам художника в гартмана

    Материал: учебник “Музыка” 5 класс.

    Форма работы: групповая, индивидуальная.

    Технология:

    Методы:

    Структура урока:

    1. Организационный момент.
    2. Актуализация.
    3. Объяснение материала.
    4. Физкультминутка.
    5. Рефлексия урока.

    Ход урока.

    Рисунок 1

    Рисунок 2

    2. Организационный момент.

    Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии (для кого-то оно уже наступило, а у кого-то - ещё ждет впереди) и улыбнитесь этим своим добрым мыслям. Вот теперь мы спокойны и доброжелательны. Можем начинать урок.

    3. Вводная беседа учителя.

    Учитель:

    Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга - художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

    1. «Гном»;
    2. «Старый замок»;
    3. «Тюильрийский сад»;
    4. «Быдло»;
    5. «Два еврея - богатый и бедный»;
    6. «Лиможский рынок»;
    7. «Катакомбы»;
    8. «Избушка на курьих ножках»;
    9. «Богатырские ворота».

    Учитель

    Дети: Фортепианная - написана для фортепиано. Сюита - это ряд пьес, объединенных общей темой.

    Учитель:

    Дети:

    Учитель:

    Дети:

    Учитель:

    Дети:

    Учитель: Почему он так сделал?

    Дети:

    4. Обобщение и анализ пьес.

    Учитель (читает стихотворение):


    И латал свой колпачок длинною иголкой.

    (Прослушивание пьесы “Гном”).

    Дети дают словесное рисование образа гнома и музыкальную характеристику произведения.

    Учитель:

    Дети:


    Песня грустная, песня вечная, голос печальный…

    Старая песня о счастье вновь звучит,

    Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

    Дети:

    Дети:

    Учитель:

    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей
    Избушка там на курьях ножках
    Стоит без окон и дверей.

    Дети:

    Учитель: А сейчас мы познакомимся с еще одной пьесой из сюиты - “Богатырские ворота”.

    Из того ли города из Мурома,
    Из того с подворья богатырского
    Из того села да Карачарова
    Выезжал дородный добрый молодец…

    Дети:

    5. Физминутка

    6. Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»

    Вы прослушали музыкальные произведения, сейчас я предлагаю вам посмотреть то, что вы “увидели” в музыке в виде мультфильма который создала И.Ковалевская в 1984 году на сюжеты «Картинок с выставки» художника В.Гартмана на музыку М.П. Мусоргского, в исполнении пианиста С. Рихтера.

    7. Творческая работа учащихся.

    Учитель:

    Дети:

    Учитель:

    Рисунок 3

    Дети:

    Рисунок 4

    Учитель:

    Дети: Да!

    Учитель:

    Дети: Музыка, стихи, картины

    Учитель:

    Дети: Песней.

    Учитель:

    Учитель:

    Спасибо за урок. До свидания

Просмотр содержимого документа
«фортепианная сюита М. Мусоргского "Картинки с выставки"»

Единый день внедрения инновационных пед. технологий

Подготовила : Мамычева Е.В. -учитель музыки

Киялинская средняя школа

ГУ Киялинская средняя школа

Интегрированный урок музыки в 5 классе по теме: фортепианная сюита М. Мусоргского "Картинки с выставки"

Тема четверти: Музыка народов Европы.

Тип урока: урок-обобщение.

Вид урока: урок-анализ.

Цель урока: развитие эмоций, фантазии, воображения учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных, литературных произведений.

Задачи:

    Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку, чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;

    Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением, закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ;

    Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, графическое модулирование, сравнение.

Оборудование:

Оборудование урока:

    Аудиозапись (DVD) М. П. Мусоргского «Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Балет невылупившихся цыплят», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота»

    Фортепиано.

    Плакат с музыкальными терминами.

    Портрет композитора М. П. Мусоргского.

    Портрет художника В.Гартмана

    Иллюстрации к пьесам по мотивам картин В. Гартмана

    Мультфильм по сюжетам сюиты «Картинки с выставки» в исполнении С. Рихтера. Автор сценария И. Ковалевская

    Альбомные листы, цветные карандаши.

Словарь урока:

    Сюита - это ряд пьес, объединенных общей темой.

    М. П. Мусоргский – русский композитор 19 века

    В. А. Гартман – русский художник

Материал: учебник “Музыка” 5 класс.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.

Методы: ассоциативный поиск, беседа, сравнение, анализ, вывод.

Структура урока:

    Музыкальное приветствие «здравствуйте»

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Объяснение материала.

    Физкультминутка.

    Просмотр мультфильма «Картинки с выставки»

    Практическая часть. Анализ художественных работ учащихся.

    Распевание. Исполнение песни “Урок музыки” из мюзикла “Звуки музыки” Роджерса.

    Рефлексия урока.

Ход урока.

1. Музыкальное приветствие учителя и учащихся «Здравствуйте» (в тональности до мажор)

На доске вывешен портрет композитора М. Мусоргского (рисунок 1) и иллюстрации к картинам В. Гартмана (с названиями пьес с обратной стороны, рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

2. Организационный момент.

Я рада вас всех видеть. Расправьте плечи, руки опустите вниз. Встряхните кисти рук. И пусть все ваши обиды, разочарования, беспокойство уйдут от вас вместе со взмахом рук. А теперь вспомните о самом приятном для вас событии (для кого-то оно уже наступило, а у кого-то – ещё ждет впереди) и улыбнитесь этим своим добрым мыслям. Вот теперь мы спокойны и доброжелательны. Можем начинать урок.

3. Вводная беседа учителя.

Учитель: Перед вами, ребята, портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, создавшего множество прекрасных произведений. Мы с вами поговорим о его фортепианной сюите “Картинки с выставки”.

Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:

  1. «Старый замок»;

    «Тюильрийский сад»;

  2. «Балет невылупившихся птенцов»;

    «Два еврея – богатый и бедный»;

    «Лиможский рынок»;

    «Катакомбы»;

    «Избушка на курьих ножках»;

    «Богатырские ворота».

Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Учитель : Кто из вас может объяснить, что такое фортепианная сюита?

Дети: Фортепианная – написана для фортепиано. Сюита – это ряд пьес, объединенных общей темой.

Учитель: А какие фортепианные сюиты вы еще знаете?

Дети: Детский альбом”, “Времена года” П.И. Чайковского.

Учитель: Хорошо… А как возникла у Мусоргского идея создать эту сюиту, что подтолкнуло его?

Дети: рассказывают о художнике В. Гартмане.

Учитель: Как решил написать сюиту композитор, каким образом связал все пьесы?

Дети: Пьесой “Прогулка”. Она является повторяющейся темой.

Учитель: Почему он так сделал?

Дети: рассказывают о картинной галерее, выставке (экспозиции-показе).

4. Обобщение и анализ пьес.

(Прослушивание пьесы “Прогулка”).

Учитель (читает стихотворение):

Раз сидел печальный он на пеньке под елкой
И латал свой колпачок длинною иголкой.

(Прослушивание пьесы “Гном”).

Дети дают словесное рисование образа гнома и музыкальную характеристику произведения..

Учитель: Посмотрите на доску и прочитайте стихи которые были написаны к следующей пьесе.

Дети:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный…

(Прослушивание пьесы “Старый замок”). Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?

О чем поет свою песню трубадур?

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.

Дети: дают словесное рисование образа старого замка, трубадура и музыкальную характеристику произведения.

(Прослушивание пьесы “Балет невылупившихся птенцов”).

Дети: дают словесное рисование образа невылупившихся птенцов, их попискивание, постукивание клювом и музыкальную характеристику произведения.

Учитель:

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьях ножках
Стоит без окон и дверей.

(Прослушивание пьесы “Избушка на курьях ножках”).

Дети: дают словесное рисование образа Бабы - Яги и музыкальную характеристику произведения.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с еще одной пьесой из сюиты – “Богатырские ворота”.

Из того ли города из Мурома,
Из того с подворья богатырского
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец…

(Прослушивание пьесы “Богатырские ворота”).

Дети: дают словесное рисование образа пьесы и музыкальную характеристику произведения.

5. Физминутка 6. Просмотр мультфильма «Картинки с выставки» Вы прослушали музыкальные произведения, сейчас я предлагаю вам посмотреть то, что вы “увидели” в музыке в виде мультфильма который создала И.Ковалевская в 1984 году на сюжеты «Картинок с выставки» художника В.Гартмана на музыку М.П. Мусоргского, в исполнении пианиста С. Рихтера. 7. Творческая работа учащихся.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам сделать рисунок к одной из наиболее понравившийся пьесе. Постарайтесь выразить в рисунке музыкальный образ, характер, настроение. Вы прослушали «картинки», запомнили свои эмоции, свои ощущения на каждую из них, передайте красками то, что вы «увидели»

Дети: рисуют под музыкальные фрагменты из пьес.

Учитель: Галерея открывается (разворачиваются иллюстрации на доске внешней стороной, рисунок 3).

Рисунок 3

Дети: прикрепляют свои рисунки на доске под иллюстрациями Гартмана. Несколько учащихся объясняют, почему они выбрали именно эту пьесу и изобразили именно в этой определенной цветовой гамме, рисунок 4.

Рисунок 4

Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились, и какие они все разные.

(Экспресс-выставка работ учащихся)

Вывод:

Учитель: Вы сегодня почувствовали себя творцами?

Дети: Да!

Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в своих словах, рисунках. Что помогло вам в этом?

Дети: Музыка, стихи, картины

Учитель: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?

Дети: Песней.

Учитель: Тогда давайте споем все вместе…

8. Распевание и исполнение песни

(Исполнение “Урок музыки” из мюзикла “Звуки музыки” Роджерса.)

9. Рефлексия. Итог и анализ урока.

Учитель: Давайте подведём итоги нашего урока. Сегодня мы с вами создали свою картинную галерею, в которой каждый выразил, что он почувствовал и увидел в музыке М. Мусоргского. Действительно ли музыка, литература и изобразительное искусство так тесно связаны друг с другом? Да, конечно. И ваши работы это подтверждают. Таким образом, поставленная цель нами достигнута.

Значит, мы с вами одержали ещё одну, пусть и маленькую, победу. А для кого-то она, может, и не маленькая. А человек, одерживающий победы, даже над самим собой, должен быть счастлив. Поэтому, заканчивая урок, хочу сказать вам: “Учитесь быть счастливыми! Удачи вам!” Молодцы! Очень хорошо поработали.

Спасибо за урок. До свидания

ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДТЕХНОЛОГИЙ

Интегрированный урок музыки в 5 классе

Фортепьянный цикл М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» – оригинальное, не имеющее аналогов музыкальное произведение, которое входит в репертуар самых известных пианистов всего мира.

История создания цикла

В 1873 г. внезапно умер художник В. Гартман. Ему было всего 39 лет, смерть застала его в расцвете лет и таланта, а для Мусоргского, который был другом и единомышленником художника, она была настоящим потрясением. «Что за ужас, что за горе! – писал он В. Стасову. – Эта бездарная дура смерть косит, не рассуждая…»

Скажем несколько слов о художнике В.А. Гартмане, т.к. без рассказа о нём повествование о фортепианном цикле М. Мусоргского не может быть полным.

Виктор Александрович Гартман (1834-1873)

В.А. Гартман

В.А. Гартман родился в Петербурге в семье французского штабс-лекаря. Рано осиротел и воспитывался в семье тётки, муж которой был известным архитектором – А. П. Гемилиан.

Гартман успешно окончил Академию художеств и работал в различных видах и жанрах искусства: он был архитектором, сценографом (занимался оформлением спектаклей), художником и орнаментистом, одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре. Псевдорусский стиль – это течение в русской архитектуре XIX - начала XX вв., основанное на традициях древнерусского зодчества и народного искусства, а также элементов византийской архитектуры.

Повышенный интерес к народной культуре, в частности, к крестьянскому зодчеству XVI -XVII вв. Среди самых известных построек псевдорусского стиля была и типография Мамонтова в Москве, созданная В. Гартманом.

Здание бывшей типографии Мамонтова. Современная фотография

Именно стремление в творчестве к русской самобытности и сближало Гартмана с участниками «Могучей кучки», в которую входил Мусоргский.Гартман стремился вводить в свои проекты русские народные мотивы, что поддерживал В. В. Стасов. В его доме и познакомились Мусоргский и Гартман в 1870 г., став друзьями и единомышленниками.

Вернувшись из творческой поездки по Европе, Гартман начал оформление Всероссийской мануфактурной выставки в Петербурге и получил в 1870 г. за эту работу звание академика.

Выставка

Посмертная выставка произведений В. Гартмана была организована в 1874 г. по инициативе Стасова. На ней были представлены работы художника маслом, зарисовки, акварели, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты. Были на выставке и некоторые изделия, которые Гартман сделал собственными руками: часы в виде избушки, щипцы для раскалывания орехов и др.

Литография по эскизу Гартмана

На выставке побывал Мусоргский, она произвела на него огромное впечатление. Появилась идея написать программную фортепианную сюиту, содержанием которой стали бы произведения художника.

Конечно, такой могучий талант как Мусоргский интерпретирует экспонаты выставки по-своему. Например, эскиз к балету «Трильби» изображает у Гартмана крошечных птенцов в скорлупках. У Мусоргского этот эскиз превращается в «Балет невылупившихся птенцов». Часы-избушка вдохновили композитора на музыкальный рисунок полёта Бабы-Яги и т.д.

Фортепианный цикл М. Мусоргского «Картинки с выставки»

Цикл был создан очень быстро: за три недели лета 1874 г. Работа посвящена В. Стасову.

В этом же году «Картинки» получили авторский подзаголовок «Воспоминания о Викторе Гартмане» и были подготовлены к печати, но опубликованы только в 1876 г., после смерти Мусоргского. Но прошло ещё несколько лет, пока это оригинальное произведение вошло в репертуар пианистов.

Характерно, что в пьесе «Прогулка», которая связывает отдельные пьесы цикла, композитор подразумевал себя, прогуливающегося по выставке и переходящего от картины к картине. Мусоргский в этом цикле создал психологический портрет, проник в глубину своих персонажей, чего не было, конечно, в простых зарисовках Гартмана.

Итак, «Прогулка». Но эта пьеса постоянно варьирует, показывая изменение настроения автора, меняется и её тональность, что является своеобразной подготовкой к следующей пьесе. Иногда мелодия «Прогулки» звучит тяжеловесно, что указывает на походку автора.

«Гном»

Эта пьеса написана в тональности ми-бемоль минор. Её основа – эскиз Гартмана с изображёнными на нём щипцами для колки орехов («щелкунчик») в виде гномика на кривых ножках. Сначала гном крадётся, а затем перебегает с места на место и замирает. Средняя часть пьесы показывает размышления персонажа (или его отдых), а затем он, словно испугавшись чего-то, вновь начинает свой бег с остановками. Кульминация – хроматическая линия и уход.

«Старый замок»

Тональность соль-диез минор. Пьеса создана по акварели Гартмана, созданной им во время изучения архитектуры в Италии. Рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней. Мусоргский создал красивую протяжную мелодию.

«Тюильрийский сад. Ссора детей после игры »

Тональность си мажор. Интонации, темп музыки, её мажорный лад рисуют бытовую сцену игры и ссор детей.

«Bydło» (в переводе с польского – «скот»)

Пьеса изображает польскую телегу на больших колёсах, запряжённую волами. Тяжёлый шаг этих животных передаётся монотонным ритмом и грубыми ударами клавиш нижнего регистра. Одновременно звучит невесёлый крестьянский напев.

«Балет невылупившихся птенцов»

Это одна из самых популярных пьес цикла. Она создана в тональности фа мажор по эскизам Гартмана к костюмам для балета Ю. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре (1871 г.). В эпизоде балета, как писал В. Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартманом было создано для балета 17 эскизов костюмов, 4 из них сохранились до наших дней.

В. Гартман. Эскиз костюмов к балету «Трильби»

Тема пьесы несерьёзна, мелодия шутлива, но, созданная в классической форме, она получает дополнительный комический эффект.

«Самуэль Гольденберг и Шмуйле», в русском варианте «Два еврея, богатый и бедный»

Пьеса созданы на основе подаренных Мусоргскому Гартманом двух его рисунков: «Еврей в меховой шапке. Сандомир» и «Сандомирский [еврей]», созданных в 1868 г. в Польше. По воспоминаниям Стасова, «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Эти рисунки и послужили прототипами пьесы. Композитор не только объединил два портрета в один, но и заставил этих персонажей говорить между собой, раскрывая свои характеры. Речь первого звучит уверенно, с повелительными и нравоучительными интонациями. Речь бедного еврея контрастна первому: на верхних нотах с дребезжащим оттенком (форшлаги), с жалобными и просительными интонациями. Затем обе темы звучат одновременно в двух разных тональностях (ре-бемоль миноре и си-бемоль миноре). Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву, можно предположить, что последнее слово осталось за богатым.

«Лимож. Рынок . Большая новость »

Рисунок Гартмана не сохранился, но мелодия пьесы в ми-бемоль мажоре передаёт шумную суету рынка, где можно узнать все последние новости и обсудить их.

«Катакомбы. Римская гробница »

Гартман изобразил себя, В. А. Кенеля (российский архитектор) и проводника с фонарём в руке в римских катакомбах в Париже. В правой части картины видны слабо освещённые черепа.

В. Гартман «Парижские катакомбы»

Подземелье с гробницей изображено в музыке соответствующими теме унисонами в две октавы и тихими «эхо». Мелодия появляется среди этих аккордов как тени прошлого.

«Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)»

У Гартмана – эскиз изящных бронзовых часов. У Мусоргского – яркий, запоминающийся образ Бабы-Яги. Он нарисован диссонансами. Вначале звучат несколько аккордов, затем они учащаются, имитируя «разбег» – и полёт в ступе. Звуковая «живопись» очень ярко изображает образ Бабы-Яги, её хромую походку (всё-таки «костяная нога»).

«Богатырские ворота»

Пьеса основана на эскизе Гартмана к архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (по старому стилю) апреля 1866 г. было совершено неудачное покушение на Александра II, которое в дальнейшем стали официально называть «событие 4 апреля». В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Проект Гартмана был создан в древнерусском стиле: глава со звонницей в виде богатырского шлема и украшение над воротами в форме кокошника. Но впоследствии конкурс был отменён, и проекты не были реализованы.

В. Гартман. Эскиз к проекту ворот в Киеве

Пьеса Мусоргского рисует картину народного торжества. Медленный ритм придаёт пьесе величие и торжественность. Широкая русская мелодия сменяется тихой темой, напоминающей церковное пение. Затем первая тема вступает с новой силой, в неё добавляется ещё один голос, а во второй части раздаётся настоящий колокольный звон, созданный звуками фортепиано. Сначала звон слышен в миноре, а затем переходит в мажор. К большому колоколу присоединяются колокола всё меньше и меньше, а в конце звучат маленькие колокольчики.

Оркестровки цикла М. Мусоргского

Яркие и живописные «Картинки с выставки», написанные для фортепьяно, были неоднократно переложены для симфонического оркестра. Первую оркестровку сделал ученик Римского-Корсакова М. Тушмалов. Сам Римский-Корсаков тоже делал оркестровку одной пьесы цикла – «Старого замка». Но самым известным оркестровым воплощением «Картинок» была работа Мориса Равеля, страстного поклонника творчества Мусоргского. Созданная в 1922 г. оркестровка Равеля стала столь же популярна, как и авторская фортепьянная версия.

В состав оркестра в оркестровой аранжировке Равеля входят 3 флейты, флейта-пикколо, 3 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрафагот, саксофон-альт, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, бич, трещотка, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, колокол, ксилофон, челеста, 2 арфы, струнные.

Жанр: сюита для фортепиано.

Год создания: июнь 1874 года.

Первое издание: 1886, в редакции Н. А. Римского-Корсакова.

Посвящено: В. В. Стасову.

История создания и публикации

Поводом для создания «Картинок с выставки» послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора Виктора Гартмана (1834 - 1873), которая была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника . На этой выставке картины Гартмана продавались. Из тех работ художника, по которым написаны «Картинки» Мусоргского, в наше время сохранилосьвсегошесть.

Виктор Александрович Гартман (1834 - 1873) был выдающимся русским архитектором и художником. Он окончил курс в Академии художеств, после изучения практически строительного дела, преимущественно под руководством своего дяди П. Гемильена, провел несколько лет за границей, повсюду делалзарисовки памятников архитектуры, фиксировал карандашом и акварелью народные типы и сцены уличной жизни. Приглашенный затем к участию в устройстве всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Петербурге, сделал около 600 рисунков, по которым были сооружены разные павильоны выставки. Эти рисунки, демонстрируют неистощимую фантазию, тонкий вкус, большую оригинальность художника. Именно за эту работу он в 1872 году был достоин звания академика. После того он создал несколько архитектурных проектов (ворот, предполагавшихся к постройке в Киеве, в память события 4 апреля 1866 года, Народного театра в Петербурге и другие), сделал рисунки декораций и костюмов для оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», участвовал в устройстве московской политехнической выставки 1872 года. По его проектам построены дом для типографии Мамонтова и К о, загородная дача для Мамонтова и несколько частных домов.

Мусоргский, хорошо знавший художника, был потрясен его кончиной. Он писал В. Стасову (2 августа 1873 года): «Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких случаях мудрые: «его» не существует, но то, что он успел сделать, существует и будет существовать; а мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю - не быть забытыми. Опять биток (с хреном для слезы) из человеческого самолюбьица. Да черт с твоею мудростью! Если «он» не попусту жил, а создавал , так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением «утешения» примиряться с тем, что «он» перестал создавать . Нет и не может быть покоя, нет и не должно быть утешений - это дрябло».

Несколько лет спустя, в 1887 году, когда была предпринята попытка второго издания «Картинок с выставки» (первое, под редакцией Н. А. Римского-Корсакова упрекали в отходе от авторскогозамысла; некоторые изэтихотступлений мы отметим в нашихкомментариях), В. Стасов в предисловии писал: …бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных их сферы того, что неслось и кружилось вокруг него - на улицах и в церквах, в парижских катакомбах и польских монастырях, в римских переулках и лиможских деревнях, типы карнавальные à la Gavarni , рабочие в блузе и патеры верхом на осле с зонтиком под мышкой, французские молящиеся старухи, улыбающиеся из-под ермолки евреи, парижские тряпичники, милые ослики, трущиеся о дерево, пейзажи с живописной руиной, чудесные дали с панорамой города…»

Над «Картинками» Мусоргский работал с необычайным воодушевлением. В одном из писем (к тому же В. Стасову) он писал: «Гартман кипит, как кипел «Борис», - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге (…). Хочу скорее и надежнее сделать. Моя физиономия в интермедиях видна… Как хорошо работается». Пока Мусоргский работал над этим циклом, произведение упоминалось как «Гартман»; название «Картинки с выставки» появилось позднее.

Многие современники находили авторскую – фортепианную – версию «Картинок» произведением нефортепианным, не удобным для исполнения. Доля истины в этом есть.В «Энциклопедическиом словаре» Брокгауза и Ефрона читаем: «Укажем еще на ряд музыкальных эскизов под заглавием «Картинки с выставки», написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Гартмана». Не случайно существует много оркестровок этого сочинения. Оркестровка М. Равеля, сделанная в 1922 году,самая известная, к тому же именно в этой оркестровке «Картинки с выставки» получили признание на Западе. Более того, даже среди пианистов нет единства вомнении: одни исполняют произведение в авторской версии, другие, в частности, В. Горовиц, делают его транскрипцию. В нашей коллекции «Картинки с выставки» представлены в двух версиях – оригинальной фортепианной (С. Рихтер) и в оркестровке М. Равеля, чтодает возможность их сравнить.

Сюжеты и музыка

«Картинки с выставки» являют собой сюиту из десяти пьес – каждая навеяна одним их сюжетов Гартмана. Мусоргский «изобрел» совершенно замечательный способ объединить эти свои музыкальныекартинки в единое художественное целое: для этой цели он использовал музыкальный материал вступления, и поскольку по выставкеобычно гуляют, онназвал этовступление «Прогулкой».

Итак, нас приглашают на выставку…

Прогулка

Это вступление не составляет основной – содержательной – части выставки, ноявляется существенным элементом всей музыкальной композиции. В первый раз музыкальный материалэтоговступления излагается полностью; в дальнейшеммотив «Прогулки» в разных вариантах – то спокойном, то более взволнованном – используется в качестве интерлюдий между пьесами, что замечательно выражает психологическое состояние зрителя на выставке, когда он переходит от одной картины к другой. При этом Мусоргский достигает создания ощущения единства всего произведения при максимальном контрасте музыкального - и мы ясно ощущаем, что и зрительного тоже (картины В. Гартмана) - содержания пьес. По поводу своей находки, как соединить пьесы, Мусоргский высказался (в цитированном выше письме к В. Стасову): «связки хороши (на “promenade ” [это и есть по-французски - прогулка ]) (...) Моя физиономия в интермедиях видна».

Сразу обращает на себя внимание колорит «Прогулки» - ее отчетливо ощутимый русский характер. Композитор своей ремаркой дает указание: nel modo russico [итал. - в русском стиле]. Но одной этой ремарки было бы не достаточно, чтобы создать такое ощущение. Мусоргский достигает этого несколькими средствами: во-первых, посредством музыкального лад: «Прогулка», по крайней мере, поначалу написана в так называемом пентатоническом ладу, то есть с использованием только пяти звуков (отсюда термин, в основе которого слово «пента», то есть «пять») – исключены звуки, образующие с соседними так называемый полутон . Оставшиеся и используемые в теме, отстоят другот друга на целый тон . Исключенные в данном случае звуки - ля и ми-бемоль. Дальше, когда характер намечен, композитор использует уже все звуки звукоряда. Пентатоника уже сама по себе придает музыке отчетливо выраженный народный характер (здесь не возможно вдаваться в объяснение причин такого ощущения, но они имеются и хорошо известны). Во-вторых, ритмическая структура: поначалу борются (или чередуются?) нечетный размер (5 / 4) и четный (6 / 4; вторая половина пьесы именно уже вся в этом, четном, размере). Эта кажущаяся неопределенность ритмической структуры, вернее, отсутствие в ней квадратности - также одна из особенностей склада русской народной музыки.

Мусоргский снабдил это свое произведение довольно подробными ремарками, касающимися характера исполнения – темпов, настроений и т. д. Для этого ониспользовал, как принято в музыке, итальянский язык. Ремарка для первого проведения «Прогулки» такова: Allegro giusto , nel modo russico , senza allergezza , ma poco sostenuto . В изданиях, дающих переводы подобных итальянских ремарок, можно увидеть такой ее перевод: «Скоро, в русском стиле, без торопливости, несколько сдержанно». В таком наборе слов мало смысла. Как же играть: «скоро», «без торопливости» или «несколькосдержанно»? Дело в том, что, во-первых, в таком переводе без внимания осталось важное словоgiusto , которое буквально означает «правильно», «соразмерно» «точно»;применительнок интерпретации -«темп, соответствующий характеру пьесы». Характер же этой пьесы определяет первое слово ремарки - Allegro , и понимать его в данном случаенужно в смысле «бодро» (а не «быстро»). Тогда все становится на свои места, и вся ремарка переводится: играть «бодро в соответствующем этому темпе, в русском духе, безторопливости, несколько сдержанно». Вероятно, каждый согласится, что именно этодушевное состояния обычно владеет нами, когда мы только входим на выставку. Другое дело, наши ощущенияот новыхвпечатлений от увиденного…

В одних случаях мотив «Прогулки» оказывается связующим для соседних пьес (так происходит при переходе от № 1 «Гном» к № 2 «Старый замок» или от №2 к № 3 «Тюильрийский сад»; этот ряд легко продолжить – по ходу произведения эти переходы, в прямом и переносном смысле, безошибочно узнаются), в других - наоборот – резко разделяющим (в таких случаях «Прогулка» обозначается как более или менее самостоятельный раздел, как, например, между № 6 «Два еврея, богатый и бедный» и № 7 «Лимож. Рынок»). Всякий раз, в зависимости от контекста, в котором предстает мотив «Прогулки», Мусоргский находит для него особые выразительные средства: то мотив близок к своему первоначальному варианту, как это мы слышим после № 1 (мы еще не далеко ушли в своей прогулке по выставке), то звучит не так умеренно и даже грузно (после «Старогозамка»; ремарка в нотах: pesante [у Мусоргского –pesamento – некий гибрид французскогои итальянского] -итал. тяжело ).

М. Мусоргский так выстраивает весь цикл, что совершенно избегает какой бы тони было симметричности и предсказуемости. Это характеризует и трактовку музыкального материала «Прогулки»: слушатель (он же зритель) то остается под впечатлением услышанного (= увиденного), то, наоборот, как бы стряхивает ссебя мысли и ощущения от увиденной картины. И нигде одно и то же настроение не повторяется в точности. И все это при единстве тематического материала «Прогулки»! Мусоргский в этом цикле предстает на редкость тонким психологом.

Рисунок Гартмана изображал елочную игрушку: щипцы для колки орехов в виде маленького гнома. У Мусоргского эта пьеса производит впечатление чего-то более зловещего, чем просто елочная игрушка: аналогия с нибелунгами (порода карликов, живущих глубоко в горных пещерах -персонажи «Кольца нибелунга» Р. Вагнера) не кажется такой уж нелепой. Во всяком случае, гном Мусоргского ожесточеннее гномов Листа или Грига. В музыке - резкие контрасты: fortissimo [итал. – очень громко] сменяется piano [итал. - тихо], оживленные (в исполнении С. Рихтера - стремительные) фразы чередуются с остановками движения, мелодии в унисон противопоставляются эпизодам, изложенным аккордово. Если не знать авторского названия этой пьесы, то в оркестровке – чрезвычайноизобретательной – М. Равеля она предстает скорее портретом сказочного великана (а не гнома) и уж, во всяком случае, никак не музыкальным воплощением образа елочной игрушки (как это у Гартмана).

Гартман, как известно, путешествовал по Европе, и один из его рисунков изображал старинный замок. Чтобы передать его масштаб, художник изобразил на егофоне певца – трубадура с лютней. Так поясняет этот рисунок В. Стасов (в каталоге посмертной выставки художника такогорисунка не значится). Из картины не следует, что трубадур поет песню полную грусти и безнадежности. Но именно такое настроение передает музыка Мусоргского.

Поразительна композиция пьесы: все ее 107 тактов построены на одном неизменном басовом звуке – соль-диез ! Этот прием в музыке называется органный пункт, и используется весьма часто; как правило, он предваряет наступление репризы, то есть того раздела произведения, в котором после определенного развития возвращается первоначальный музыкальный материал. Но трудно найти другое произведение классического музыкального репертуара, в котором все произведение от начала и до конца было бы построено на органном пункте. И это не просто технический эксперимент Мусоргского - композитор создал подлинный шедевр. Этот прием в высшей степени уместен в пьесе с данным сюжетом, то есть для музыкального воплощения образа средневекового трубадура: инструменты, на которых аккомпанировали себе музыканты того времени, обладали басовой струной (если речь идет о струнном инструменте, например, фиделе) или трубкой (если о духовом - например, волынке), которыеиздавали только один звук - густой глубокий бас. Его звучание в течение долгого времени создавало настроение некой застылости. Именно эту безысходность – безнадежность мольбы трубадура – нарисовал звуками Мусоргский.

Законы психологии требуют контраста, чтобы художественное и эмоциональное впечатление было ярким. И этот контраст вносит данная пьеса. Тюильрийский сад или точнее Сад Тюильри (кстати, именно так во французском варианте названия) это место в центре Парижа. Он простирается приблизительно на одинкилометр от площади Карусель до площади Согласия . Этот сад (сейчас его скорее следовало бы называть сквером) -излюбленное место прогулок парижан с детьми. Картина Гартмана изображала этот сад с множеством детей и нянек. Тюильриский сад, запечатленный Гартманом-Мусоргским, это примерно то же самое, что Невский проспект, запечатленный Гоголем: «В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций с своими питомцами в батистовых воротничках. Английские Джонсы и французские Коки идут под руку с вверенными их родительскому попечению питомцами и с приличною солидностию изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что находится в самых магазинах. Гувернантки, бледные миссы и розовые славянки, идут величаво позади своих легеньких, вертлявых девчонок, приказывая им поднимать несколько выше плечо и держаться прямее; короче сказать, в это время Невский проспект - педагогический Невский проспект» .

Эта пьеса очень точно передает настроение того времени дня, когда этот сад оккупировали дети, причем, любопытно, что подмеченная Гоголем «вертлявость» (девчонок), нашла отражение в ремарке Мусоргского: capriccioso (итал. - капризно ).

Примечательно, что эта пьеса написана в трехчастной форме, причем, как этои положено в такой форме, средняя часть образует определенный контраст с крайними. Осознание этого в общем простого факта важно не само по себе, а по тем выводам, которые из этого проистекают: сравнение фортепианной версии (в исполнении С. Рихтера) с оркестровой (инструментовкой М. Равеля) наводит на мысль, что у Рихтера, который этот контраст скорее сглаживает, нежели подчеркивает, участниками сцены являются только дети, быть может мальчики (их коллективный портрет нарисован в крайнихчастях) и девочки (средняя часть, более грациозная по ритму и мелодическому рисунку). Что касается оркестровой версии, то в средней части пьесы в сознании возникает образнянюшек, то есть кого-то взрослого, кто старается мягко уладить ссору детей (увещевательныеинтонации струнных).

В. Стасов, представляя публике «Картинки» и давая пояснения к пьесам этой сюиты, уточнил, что быдло - это польская телега на огромных колесах, запряженная волами. Тупая монотонность работы волов передана остинатным, то есть неизменно повторяющимся, элементарным ритмом – четыре ровных удара в такте. И так на протяжении всей пьесы. Сами аккорды помещены в нижний регистр, звучат fortissimo (итал. - очень громко ). Так в оригинальной рукописи Мусоргского; в издании Римского-Корсакова - piano . На фоне аккордов звучит заунывная мелодия, изображающая возницу. Движение довольно медленное и тяжелое. Авторская ремарка: sempre moderato , pesante (итал. – все время умеренно, тяжело ). Неизменно монотонное звучание передает безысходность. И волы это лишь «аллегорическая фигура» - мы, слушатели, явственно ощущаем опустошающее воздействие на душу всякого тупого изнуряющего бессмысленного (сизифова) труда .

Возница на своих волах уезжает: звучание стихает (до ppp ), аккорды проряжаются, «усыхая»доинтервалов (то есть двух одновременно звучащих звуков) и, в конце концов, до одного - того же, чтов начале пьесы - звука; движение тоже замедляется – два (вместо четырех) ударав такте. Авторская ремарка здесь – perdendosi (итал. - замирая ).

NB ! Три пьесы- «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Быдло» - представляют собой небольшой триптих внутри всей сюиты. В крайних его частях общая тональность- соль диез минор; в средней части – параллельный мажор (си мажор). При этом эти тональности, будучи по природе своей родственными, выражают, благодаря фантазии и таланту композитора, полярные эмоциональных состояний: отчаяние и безысходность в крайних частях (в сфере тихого и в сфере громкого звучания) и приподнятую возбужденность – в средней пьесе.

Мы переходим к другой картине… (Тема «Прогулки» звучит спокойно).

Заглавие вписанов автограф карандашом М. Мусоргским.

Вновь контраст: волов сменяют птенцы. Другое все: вместо moderato , pesante vivo leggiero (итал. – живо и легко ), вместо массивныхаккордов fortissimo в нижнем регистре – игривые форшлаги (мелкие нотки, как бы щелкающие вместе с основными аккордами) в верхнем регистре на piano (тихо). Все это призвано дать представление о маленькихшустрых существах, к тому же еще… не вылупившихся. Надо отдать должное изобретательности Гартмана, сумевшего найти форму для невылупившихся птенцов; этот его рисунок, представляющий эскиз костюмов для персонажей балета Г. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году.)

И снова максимальный контраст с предыдущей пьесой.

Известно, что при жизни Гартман подарил композитору два своих рисунка, сделанных, когда художник был в Польше - «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Сандомир». Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Так что, эта пьеса, строго говоря, не является картинкой «с выставки» (а, скорее из личного собрания Мусоргского). Но, конечно, это обстоятельство никак не влияет на наше восприятие музыкального содержания «Картинок». В этой пьесеМусоргский едва ли не балансирует на грани шаржирования. И здесь эта его способность – передать самую суть характера - проявилась необычайно ярко, едва ли не зримее, чем в лучших творениях крупнейших художников (передвижников). Известны высказывания современников, что он обладал способностью что угодно изобразить звуками.

Мусоргский внес свою лепту в разработку одной из самых старых тем в искусстве и литературе, как, впрочем, и в жизни, получившей различное оформление: либо в виде сюжета «счастливцев и несчастливцев» , либо «толстый и тонкий», либо «принц и нищий», либо «кухня жирных и кухня тощих».

Для звуковой характеристики богатого еврея Мусоргский использует баритональный регистр, причем мелодия звучит в октавном удвоении. Национальный колорит достигнут использованием особого звукоряда. Ремарки для этого образа: Andante . Grave energico (итал. – неторопливо; важно, энергично ). Речь персонажа передана указаниями разнообразной артикуляции (эти указания чрезвычайно важны для исполнителя). Звучание громкое. Все производит впечатление внушительности: сентенции богатого не терпят возражений.

Бедный еврей обрисован во второй части пьесы. Он ведет себя буквально как Порфирий (чеховский тонкий ) с его «хи-хи-с» (как замечательно это лебезение передано быстро повторяющейся нотой с «пристегнутыми» к ней форшлагами), когда тот вдруг осознает, каких «высот», оказывается, достиг его в прошлом приятель по гимназии. В третьей часть пьесы оба музыкальных образа соединяются – монологи персонажей здесь превращаются в диалог или, быть может, вернее – это те же монологи, произносимые одновременно: каждый утверждает свое. Вдруг оба умолкают, неожиданно осознав, что не слушаю друг друга (генеральная пауза). И вот, последняя фраза бедного : мотив полный тоски и безысходности (ремарка: con dolore [итал. – с тоской; печально ]) - и ответ богатого: громко (fortissimo ), решительнои безапелляционно.

Пьеса производит щемящее, может быть, даже гнетущее впечатление, как бывает всегда, когда сталкиваешься с вопиющей социальной несправедливостью.

Мы достигли середины цикла – не столько в арифметическом выражении (по числу уже прозвучавших и еще остающихся номеров), а по тому художественному впечатлению, которое дает нам это произведение в целом. И Мусоргский, ясно осознавая это, позволяет слушателю более продолжительный отдых: здесь звучит «Прогулка» почти в точности в том варианте, в каком она звучала в начале произведения (продлен на один «лишний» такт последний звук: своеобразный театральный жест – поднятый вверх указательный палец: «То-то еще будет!...»).

В автографе имеется ремарка (по-французски, позднее зачеркнутая Мусоргским): «Большая новость: господин Пимпан из Понта-Понталеон только что нашел свою корову: Беглянку. “Да, сударыня, этобыловчера. – Нет, сударыня, это было третьего дня. Ну да, сударыня, корова бродила по соседству. – Ну, нет, сударыня, корова вовсене бродила. И т. д.”».

Сюжет пьесы комичени простоват. Взгляд на нотныестраницы невольнонаводит на мысль, что«французское» в этом цикле – сад Тюильрии рынок в Лиможе – Гартману-Мусоргскому виделись в одном эмоциональном ключе. Прочтение же исполнителями высвечивают эти пьесы по-разному. Данная пьеса, изображающая «базарных баб» и ихспор, звучит более энергично, чем детская ссора. При этом нельзя не отметить, что исполнители, желая усилить эффект и обострить контрасты, в определенном смысле игнорируют указания композитора: и у С. Рихтера, и в исполнении Госоркестра под управлением Е. Светланова темп очень быстрый, в сущности, это Presto . Создается ощущение стремительного движения куда-то. Мусоргского же предписано Allegretto . Он звуками живописует оживленную сцену, происходящую на одном месте в окружении «броунова движения» толып, как это можно наблюдать на всяком многолюдном и оживленном рынке . Мы слышим поток скороговорной речи, резкие нарастания звучности (crescendi ), острые акценты (sforzandi ). В конце в исполнении этой пьесы движение еще большее ускоряется, и на гребне этоговихря мы «падаем»в…

…Как не вспомнить строки А. Майкова!

Ex tenebris lux
Скорбит душа твоя. Из дня - Из солнечного дня - упал Ты прямо в ночь и, всё кляня, За смертный взялся уж фиал...

Перед этим номером в автографе имеется ремарка Мусоргскогона русском языке: «NB : латинский текст: с мертвыми на мертвом языке. Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо захвастались».

Рисунок Гартмана - один из немногих сохранившихся, по которым Мусоргский писал свои «Картинки». На нем изображен сам художник со своим спутником и еще одним человеком, который их сопровождает, освещая путь фонарем. Кругом стеллажи с черепами.

В. Стасов так описал эту пьесу в письме к Н. Римскому-Корсакову: «В этой же второй части [«Картинок с выставки». – А. М. ] есть несколько строк необыкновенно поэтических. Это музыка на картинку Гартмана «Катакомбы парижские», все состоящие из черепов. У Мусорянина (так Стасов ласково называл Мусоргского. – А. М .) сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами ). Потом на тремоландо идёт в миноре тема первой променады - это засветились огоньки в черепах, и тут-то вдруг раздаётся волшебный, поэтический призыв Гартмана к Мусоргскому».

Рисунок Гартмана изображал часы в виде избушки Бабы-Яги на курьих ножках, Мусоргский прибавил поезд Бабы-Яги в ступе.

Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Так в данной пьесе мы найдем сочетание зловещих, мистически-черных красок с одной стороны и светлых - с другой. И интонации здесь двух типов: с одной стороны, злобно-залихватские, пугающие, пронзительно-резкие, с другой – бодрые, весело призывные. Одна группа интонаций как бы угнетает, вторая, наоборот, воодушевляет, активизирует. Образ Бабы-Яги , согласно народным поверьям, есть средоточие всего жестокого, разрушающего добрые побуждения, мешающего осуществлению хороших, благих дел. Однако композитор, показав Бабу-Ягу с этой стороны (ремарка в начале пьесы: feroce [итал. - свирепо ]), повел повествование и в иную плоскость, противопоставив идее разрушения идею роста и победы добрых начал. К концу пьесы музыка становится все импульсивнее, радостный звоннарастает, и, в концеконцов, из недр темных регистров фортепиано рождается огромная звуковая волна, окончательно растворяющая всякие мрачные импульсы и самозабвенно готовящая пришествие самогопобедного, самого ликующего образа цикла – гимна «Богатырских ворот».

Эта пьеса открывает собой ряд образов и произведений, изображающих всяческую чертовщину, нечистую силу и наваждение – «Ночь на Лысой горе» самого М. Мусоргского, «Баба-Яга» и «Кикимора» А. Лядова, Леший в «Снегурочке» Н. Римского-Корсакова, «Наваждение» С. Прокофьева…

Поводом для написания этой пьесы послужил эскиз Гартмана для городских воротв Киеве, которые должны были быть установлены в ознаменование того, что императору Александру II удалось избежать смерти во время покушения на него 4 апреля 1866 года.

В музыке М. Мусоргского нашла яркое выражение традиция подобных финальных праздничных сцен в русских операх. Пьеса воспринимается именно как такого рода оперный финал. Можно даже указать на конкретный прототип – хор «Славься», которым завершается «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. Глинки. Заключительная пьеса цикла Мусоргского - интонационная, динамическая, фактурная кульминация всего произведения. Сам композитор обозначил характер музыки словами: Maestoso . Con grandezza (итал. – торжественно, величественно ). Тема пьесы – не что иное, как ликующий вариант мелодии «Прогулки». Заканчивается всепроизведение праздничнои радостно, мощным перезвоном колоколов. Мусоргский положил начало традиции подобныхколокольныхзвонов, воссоздаваемых не колокольными средствами – Первый фортепианный концерт си бемоль минор П. Чайковского, Второй фортепианный концерт, до минор С. Рахманинова, его же первая Прелюдия додиезминор для фортепиано…

«Картинки с выставки» М. Мусоргского произведение совершенно новаторское. В нем ново все – музыкальный язык, форма, приемы звукописи. Замечательное как произведение фортепианного репертуара (хотя долго именно пианистами считавшееся «непианистичным» - опять-таки, в силу новизны многихприемов, например, тремоло во 2-й половине пьесы «С мертвыми на мертвом языке»), оно предстает во всем своем блеске в оркестровых аранжировках. Их существует, помимо, той, что сделана М. Равелем,довольно много, и среди них наиболее часто исполняемая - С. П. Горчакова (1954). Транскрипции «Картинок» были сделаны для разных инструментов и для разныхсоставов исполнителей. Одна изсамыхблестящих – транскрипция для органа, сделанная выдающимся французским органистом Жаном Гийю. Отдельные пьесы из этой сюиты у многих на слуху даже вне контекста этого творения М. Мусоргского. Так, тема из «Богатырских ворот» служит позывными радиостанции «Голос России ».

© Александр МАЙКАПАР

Минеева Ирина Валентиновна

Учитель музыки МОУ СОШ № 3, с. Высокая Гора, Республики Татарстан

Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее.

План – конспект конкурсного урока

5 класс .

Тема полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

тема 3 четверти: «Можем ли мы увидеть музыку».

Тема: «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский

Цель: Сравнить выразительные средства музыкальных и живописных картинок и эскизов.

Задачи: 1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Воспитывать чувство уважения и любви к

творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.

2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3.Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

Оборудование урока: аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, нотные таблицы по В.А.Шереметьеву, карты настроений.

Синтезатор, музыкальный центр, мультимедийная установка

Тип урока: комбинированный.

Технологии, используемые на уроке:

        1. Личностно-ориентированная.

  1. Технология развивающего обучения.

    Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

    Технология ассоциативно-образного мышления.

    Технология использования УМК.

    Технология ИКТ.

Методы:

    1. Метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.).

      Метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).

      Метод «забегания» вперед и возвращение к пройденному (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).

      Метод пластического интонирования.

      Метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений.

      Прием вокального интонирования.

7. Метод использования ассоциаций

План урока

    Организационный момент

    Распевка.

    Работа по таблицам В.А.Шереметьева. (Нотная грамота)

    Блиц-опрос и игра «Картинки». (Проверка пройденного материала).

    Сюита «Картинки с выставки», М.П.Мусоргский, В.А.Гартман. (Ознакомление с новым материалом).

    Физминутка.

    Пьесы из сюиты: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота» - слушание и анализ.

    Работа по картам настроений.

    Осмысление и закрепление пройденной темы. (Ответы на вопросы).

    Рефлексия.

    Вместе весело шагать. В. Шаинский. (Подарок от учителя).

    Домашнее задание.

    Подведение итогов. Оценки.

Ход урока

    Организационный момент:

    • музыкальное приветствие;

      знакомство с ребятами;

    Распевка. «Я пою, хорошо пою», «Мы перебегали берега».

    Нотная грамота. Разбор и исполнение упражнений из таблиц В.А.Шереметьева.

    Проверка пройденного материала.

    • Сегодня я предлагаю вам посетить картинную галерею. Но для того чтобы туда попасть, нам нужно найти ключ. Готовы? Тогда начинаем.

(Учитель делит класс на несколько групп. Вопросы задаёт по очереди каждой группе. За правильный ответ можно начислять очки, давать карточки – всё, что угодно на усмотрение педагога.)

Блиц-опрос

    Что такое «программное произведение»?

    Вступление бывает в начале или в конце произведения?

    Сколько нот в музыке?

    Что такое «темп»?

    Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?

    Что такое «опера»?

    Как называется большое количество людей, поющих вместе?

    Что такое «динамика»?

    Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?

    Какую форму имеет песня?

Молодцы. Нам осталось пройти совсем немножко до заветного ключа. Теперь задание для всего класса.

Игра «Картинки»

(На слайдах 2-6 изображены предметы-ассоциации. По ним нужно вспомнить песню и исполнить один куплет)

    Поздравляю вас, пройдя нелёгкий путь, вы получаете ключ. Давайте откроем дверь и посмотрим, что же интересного на выставке. (Слайд 7).

Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.)

    Правильно. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок русский композитор ХI Х века М.П.Мусоргский сочинил пьесу. (Слайд 8). Составил из этих пьес цикл и назвал его «Картинки с выставки». (Слайд 9). В музыке такое явление носит название сюита – от французского «последовательность», «ряд».

    А сейчас откроем тетради и запишем, что такое сюита. Это цикл пьес разных по характеру, но объединённых одним художественным замыслом.

    М.П.Мусоргский был очень необычным человеком. Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья-композиторы часто жестоко критиковали написанное им. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов, юмора и музыкальных шалостей.

    Фортепианная сюита «Картинки с выставки» была написана на работы художника и архитектора В.А.Гартмана. (Слайд 10) Он был одним из немногих друзей Мусоргского. К сожалению он умер, когда ему было всего 39 лет. Через год после смерти была организованна выставка работ талантливого художника. Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал эту сюиту для фортепиано. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения; в основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.

    Давайте поподробнее познакомимся с этим циклом и попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «музыкальные картинки», порой совсем не похожие на зарисовки Гартмана, предложил своё видение. (Слайд 11) Каждая из 10 пьес – это небольшая сценка. Скрепляет цикл-сюиту пьеса-связка «Прогулка», где композитор изобразил себя, переходящего от картины к картине.

Но прежде мы немного отдохнём. Физминутка.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два.

Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,

Крепко их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

    Всего картинок - десять, но мы остановимся на трёх. (Слайд 12.) «Балет невылупившихся птенцов»

    • Виктор Гартман нарисовал 17 эскизов к балету, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку и подумаем - какой характер этой музыки? Используем словарь эстетических эмоций.

(Звучит пьеса «Балет невылупившихся птенцов»)

    Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (Слайд 13) (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый острый ритм, много украшений)

    Верно. А теперь взгляните на эту картину (сказочная избушка.) (Слайд 14) (Название не говорим). Что вы здесь видите? (Красивый, яркий домик. Он как будто сделан из чего-то вкусного.)

    Молодцы. Действительно, праздничная избушка. Мусоргский изобразил хозяйку этого домика, и получилась совсем другая история, абсолютно не похожая на рисунок Гартмана. Послушайте и подумайте, как зовут хозяйку избушки.

(Звучит пьеса «Избушка на курьих ножках»)

    Как зовут хозяйку? (Баба-яга)

    Почему вы так решили? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в этой музыке? (Пьеса начинается тихо, а потом доходит до очень громкого звучания с завываниями и прыжками)

    Правильно. Так и кажется, что летит она на своей метле со свистом и шумом. Скажите, в этой пьесе похожи рисунок и музыка? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)

    Как вы думаете, могла ли музыка стать продолжением картины? (Можно предложить сочинить мини-сказки и оформить их дома.)

    Завершает сюиту картинка «Богатырские ворота» по эскизу художника Гартмана «Городские ворота в Киеве». (Слайд 15.) Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Давайте послушаем и определим характер этой музыки

(Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота»)

    Какую же характеристику вы нашли в словаре эстетических

эмоций для этого фрагмента? (Характер величавый, торжественный.)

    Эта музыка символизирует мощь русского народа.

    Скажите, какая пьеса вам запомнилась больше всего? И почему?

    Что по вашему мнению, сделало её такой яркой и запоминающейся?

    Скажите, все ли «музыкальные картинки» совпали по содержанию с рисунками художника? Какие отличались?

    Смогли ли мы доказать, что Мусоргский предложил своё видение, иногда отличающееся от эскизов своего друга?

На доске вы видите разные лица, которые передают разные настроения. У вас на листочках тоже они есть. Среди этих карт настроений выберите те, которые соответствуют нашим пьесам.

    «Радость».

    «Гнев».

    «Внимание». Оказывается, вот какие настроения вызвала у нас эта музыка. Да, ребята, разная музыка может влиять на нас по-разному. И лучше всё-таки слушать добрую, красивую музыку.

Закрепление пройденной темы.

Что нового вы сегодня узнали? (Слайд 16.)

    Как называется сюита по эскизам и картинкам художника Гартмана? («Картинки с выставки»)

    Какой русский композитор сочинил эту сюиту? (М.П.Мусоргский.)

    Вспомните название прослушанных пьес. («Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».)

    Сколько всего пьес в цикле-сюите? (10 пьес.) (Слайд 17.)

    Для какого инструмента был написан цикл «Картинки с выставки»? (Для фортепиано.)

    Рефлексия.

    • У вас осталось на парте солнышко. Изобразите условно на нём ваше настроение от урока. Дорисуйте у солнышка очертание рта. (Слайд 18.)

    Подарок – песня.

    • Ребята, вы любите подарки? В подарок от меня – песня композитора-песенника ХХ века Владимира Шаинского (Слайд 19.) «Вместе весело шагать по просторам». Песня о дружбе. Ведь дружба помогает людям быть добрыми и отзывчивыми.

А вы мне поможете подпевать. (Слайд 20.) (Слайд 21.)

12.Дом. задание: Открыли дневники записали - придумать мини-сказку и попробовать её оформить как книжку-малышку. Оценки.

Тема четверти: В концертном зале.

Тип урока: урок-обобщение.

Вид урока: урок-анализ.

Цели урока: развитие эмоций, фантазии, воображения учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных, литературных произведений.

Задачи: научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов; закрепление понятий характер, интонация, темп, динамика, образ.

Методы: беседа, диалог, словесное рисование, графическое модулирование, сравнение.

Оборудование: аудиозапись, синтезатор, альбомные листы, цветные карандаши, иллюстрации к пьесам по мотивам картин В. Гартмана, портрет М. Мусоргского.

Материал: учебник “Музыка” 4 класс.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.

Ход урока.

На доске вывешен портрет композитора М. Мусоргского (рисунок 1) и иллюстрации к картинам В. Гартмана (с названиями пьес с обратной стороны, рисунок 2).

Рисунок 1

Рисунок 2

1. Организационный момент.

2. Музыкальное приветствие (в тональности до мажор).

3. Вводная беседа учителя.

Учитель: Перед вами, ребята, портрет великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, создавшего множество прекрасных произведений. Мы с вами поговорим о его фортепианной сюите “Картинки с выставки”. Кто из вас может объяснить, что такое фортепианная сюита?

Дети: Фортепианная – написана для фортепиано. Сюита – это ряд пьес, объединенных общей темой.

Учитель: А какие фортепианные сюиты вы еще знаете?

Дети: “Детский альбом”, “Времена года” П.И. Чайковского.

Учитель: Хорошо… А как возникла у Мусоргского идея создать эту сюиту, что подтолкнуло его?

Дети: рассказывают о художнике В. Гартмане.

Учитель: Как решил написать сюиту композитор, каким образом связал все пьесы?

Дети: Пьесой “Прогулка”. Она является повторяющейся темой.

Учитель: Почему он так сделал?

Дети: рассказывают о картинной галерее, выставке (экспозиции-показе).

4. Обобщение и анализ пьес.

(Прослушивание пьесы “Прогулка”).

Учитель (читает стихотворение):

Раз сидел печальный он на пеньке под елкой
И латал свой колпачок длинною иголкой.

(Прослушивание пьесы “Гном”).

Дети:словесное рисование образа гнома. Музыкальная характеристика пьесы.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 79 и прочитайте стихи которые были написаны к следующей пьесе.

Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный…

(Прослушивание пьесы “Старый замок”).

(Прослушивание пьесы “Балет невылупившихся птенцов”).

Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьях ножках
Стоит без окон и дверей.

(Прослушивание пьесы “Избушка на курьях ножках”).

Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с еще одной пьесой из сюиты – “Богатырские ворота”.

Из того ли города из Мурома,
Из того с подворья богатырского
Из того села да Карачарова
Выезжал дородный добрый молодец…

(Прослушивание пьесы “Богатырские ворота”).

Дети: словесное рисование образа. Музыкальная характеристика.

Учитель: Ребята, я предлагаю вам сделать рисунок к одной из наиболее понравившийся пьесы. Постарайтесь выразить в рисунке музыкальный образ, характер, настроение.

5. Творческая работа учащихся.

Дети: рисуют под музыкальные фрагменты из пьес.

Учитель: Галерея открывается (разворачивает иллюстрации на доске внешней стороной, рисунок 3).

Рисунок 3

Дети: прикрепляют свои рисунки на доске под иллюстрациями Гартмана. Несколько учащихся объясняют, почему они выбрали именно эту пьесу и изобразили именно в этой определенной цветовой гамме, рисунок 4.

Рисунок 4

Вывод:

Учитель: Вы сегодня почувствовали себя творцами?

Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в своих рисунках. Что помогло вам в этом?

Дети: Музыка, стихи, картины.

Учитель: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?

Дети: Песней.

Учитель: Тогда давайте споем все вместе…

(Исполнение “Урок музыки” из мюзикла “Звуки музыки” Роджерса. Песня “Если б не было школ”).

6. Итог и анализ урока.

Учитель: Сегодня мы с вами создали свою картинную галерею, в которой каждый выразил, что он почувствовал и увидел в музыке М. Мусоргского. Молодцы! Очень хорошо поработали. Спасибо. Урок окончен.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.