Сценарий вечера русского романса, посвященного году литературы «русская поэзия в музыке». Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Высоким слогом русского романса


Современный романс


в исполнении Оксаны Поповой

Сценарий мероприятия « Вечер русского романса »

Как часто в концертах, по радио, телевидению мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью: яркой мелодикой, образным поэтическим словом, редким слиянием идеи поэтической и музыкальной. Эти произведения часто коротки по объёму, голос их негромок и обращён не к массовой аудитории слушателей, а к каждому сидящему в зале, так просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения называются романсами.

Родиной романса является Испания. Там в 12-14 веках и зародился новый песенный жар в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приёмы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Певцы - трубадуры исполняли песни на родном романском языке. Отсюда родилось и название - «романс», что определяло не только особый жанр стихотворного произведения, традиции исполнения, но и характерный тип мелодии вокальной пьесы, исполняющейся в сопровождении музыкального инструмента.

В 18 веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства. В родословной русского романса сплелись многие корни: красота и распевность русских протяжных песен, стройность и благозвучность петровских кантов, глубина русской хоровой музыки, образность и яркость русской речи. От испанского происхождения в русском романсе остались название да образы и ритмы Испании в некоторых авторских произведениях. Вместе с развитием русской поэзии и русской музыки совершенствовался и русский романс, достигший высот в творчестве А.С.Пушкина и М.И.Глинки.

/Звучит романс: «Я помню чудное мгновенье»/

Это М.И.Глинка в 1825 году пишет свой знаменитый романс, пленившись красотой и очарованием дочери Анны Петровны Керн - Екатерины. И если А.С.Пушкин посвятил своё стихотворение матери, то Глинка в музыке не менее гениально выразил свои чувства, адресованные дочери. Лишь этот один романс напомнил нам исторически подтверждённую поэтическую страницу биографий двух великих людей – поэта и композитора. А сколько прекрасных мгновений запечатлели романсы прошлого и сегодняшнего времени, навеянные импульсом, взрывом чувств, порывом вдохновения! И совсем неважно, сколько с тех пор прошло лет!

Например, композитор А.С.Даргомыжский написал на стихи А.С.Пушкина один из лучших своих романсов « Я Вас любил», а было это почти 150 лет назад. Романс этот и сегодня звучит в концертах, радуя совершенным слиянием поэзии и музыки, оставаясь понятным и людям нашего времени.

/ звучит романс «Я вас любил»/

В 19 веке широкое распространение получил бытовой русский романс, среди творцов которого были свои замечательные таланты. Произведения этой ветви жанра звучат и исполняются с огромным успехом и сегодня.

Отчего, скажи, мой любимый серп,

Почернел ты весь –

Что коса моя?

Иль обрызган ты

В скуке горести

По милом дружке

Слезой девичьей?

Этот один из известнейших бытовых романсов 19 века принадлежит композитору А. Л. Гурилеву(1803-1858). Крепостной музыкант графа Орлова, он лишь в 28 лет получил «вольную». Многие произведения Гурилева написаны на стихи А. В. Кольцова. « На заре туманной юности», «Вьется ласточка сизокрылая», « Не шуми ты, рожь» и др.

Яркий след в русском романсе оставило самобытное творчество А. В. Кольцова. Многие композиторы – Гурилев, Варламов, Даргомыжский, Балакирев – обращались к стихам народного поэта. А сего было создано свыше 700 произведений на его стихи. Такое его стихотворение как «Соловей» было положено на стихи 10 раз. Можно вспомнить и романс М. А. Балакирева « Обойми, поцелуй», так же написанный на стихи Кольцова.

Обойми, поцелуй. Приголубь, приласкай.

Ещё раз, поскорей, поцелуй горячей.

О романсах П.И. Чайковского академик Асафьев говорил: « В чудовищных условиях российской действительности, в особенности провинциальной…среди людей, страдавших от мелочной и пошлой жизни, нужна была музыка, непосредственного и искреннего чувства, которая давала бы возможность «отвести душу». Музыка Чайковского пришла вовремя и открыла полную возможность такого рода интенсивного эмоционального общения». Романсы Чайковского – это маленькие человеческие драмы, рассказанные с подлинным вдохновением, страстным чувством.

Забыть так скоро, боже мой,

Всё счастье жизни прожитой!

Все наши встречи, разговоры,

Забыть так скоро,

Забыть так скоро!

Музыка романса написана на стихи Алексея Апухтина в 1870 году после перенесённой П.И.Чайковским личной драмы – крушение сердечных отношений с известной французской певицей Дезире Арто.

Бытовой русский романс внёс свои краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних чувств, в многообразное русское вокальное творчество. Разве не прекрасен романс Александра Егоровича Варламова «Красный сарафан», созданный в 1800-х годах на слова Н.Цыганова:

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.

Не входи, родимая, попусту в изъян…

Бытовой романс – это и документальная повесть. Слушая эти произведения, мы многое узнаём о жизни, интересах, мыслях и надеждах людей того поколения. Среди мастеров бытового романса выделялся Пётр Петрович Булахов(1822-1885). Многим из вас, да, наверное, всем знаком романс «Гори, гори, моя звезда»

/звучит романс: «Гори, гори, моя звезда»/

Всю жизнь этот талантливый композитор, отягощённый острой нуждой и болезнями, боролся за утверждение своего искусства. Под конец жизни его из милости приютили Шереметьевы в своей графской усадьбе «Кусково», где он и скончался. С тех пор прошло много лет, но мелодии Булахова, его замечательные романсы живут до сих пор.

Предлагаем вам продолжить название романса…

Я…. (вас любил)

Я…..(встретил Вас)

Гори…….(моя звезда)

Весенние….(воды)

Белеет …. (парус одинокий)

Однозвучно ….(гремит колокольчик)

Выхожу…..(один я на дорогу)

Женщине…..(которую люблю)

Обойми…(поцелуй)

Белая …. (акация)

Зимний….(вечер)

Утро…..(туманное)

Отцвели…….(хризантемы)

Темно – вишневая ……………(шаль)

Не отрекаются…………….(любя)

Не шуми………………(ты, рожь)

Я помню…………………(звука вальс прелестный)

Не пой ……….(красавица при мне)

Я тебя ………..(никогда не забуду)

Только раз…………….(бывают в жизни встречи)

Новый прилив творческого интереса к жанру романса был вызван душевным откликом на безвременную кончину одного из лирических поэтов России – Сергея Есенина(1895-1925). Известие потрясло многих. Оказалось, что Есенин – любимый народный поэт и, эта его преждевременная кончина в 30 лет пробудила волну небывалого интереса к его жизни и творчеству. Особенно активно обратились к стихам поэта композиторы, создав за короткий срок много интересных сочинений, в т.ч. и романсов. Вот один из романсов Александрова на стихи Сергея Есенина.

/звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу»/

Композитор Евгений Попов в своей мягкой неторопливой мелодии раскрыл истинную красоту поэзии Есенина, воспевающую Россию.

/звучит романс «Над окошком месяц»/

Это новый музыкальный жанр – песня-романс, близко стоящий и к песне по чередованию куплетов с одной и той же мелодией, и к романсу – по более утончённой трактовке поэтических образов, по близости музыкального языка к профессиональной музыке, по обязательности музыкального сопровождения. Песней-романсом можно назвать и монолог героя фильма «Весёлые ребята» Кости Потехина (в исполнении Леонида Утёсова), созданный Дунаевским в танцевальных ритмах 30-х годов.

/звучит песня-романс «Как много девушек хороших»/

В 30-х годах композитором Мясковским было написано 12 романсов на стихи М.Ю.Лермонтова. Среди них наибольшую известность получили: «Казачья колыбельная»(Спи младенец, мой прекрасный, баюшки-баю»), «Выхожу один я на дорогу».

В годы великой Отечественной войны многие музыканты, оставив мирные занятия, пошли воевать с врагом с оружием в руках, а многие взялись за своё творческое «оружие», страстной и призывной музыкой участвуя в общенародной борьбе. Так появились романсы-баллады, сурового призывного звучания. В такой манере написана и «Священная война» композитором А.В.Александровым на слова Лебедева-Кумача. В годы войны появились также такие песни-романсы, как «Тёмная ночь», «Жди меня», «Соловьи».

Потребность в душевной музыке всегда была присуща русскому народу. В 1950-1960-х годах появились произведения Г.В. Свиридова на стихи Есенина, Блока, Маяковского. Первой исполнительницей многих новых сочинений композитора стала Елена Васильевна Образцова. Героями многих романсов Свиридова явились разные персонажи: это и деревенский парень, и поэт, и герой есенинских песен и романсов, олицетворяющий собой образ поэта и отчасти самого композитора, с его думами о России.

Песни-романсы есть и в творчестве А.Пахмутовой: «Нежность», «Мелодия». Есть немало произведений романсного характера и в творчестве Э.С.Колмановского. Известен всем «Вальс о вальсе» на стихи Е.Евтушенко (Вальс устарел, - говорит кое-кто смеясь). Большой нежностью отмечен романс «Женщине, которую люблю», созданный на слова Кайсына Кулиева. Многие молодые композиторы Марк Минков, Давид Тухманов, Алексей Рыбников, Олег Иванов и др. продолжили развитие романсовой интонации в своих произведениях. Например, романс А.Рыбникова из музыки к спектаклю «Юнона и Авось»: «Я тебя никогда не забуду» или «Не отрекаются, любя» композитора М.Минкова на слова Вероники Тушновой.

И в заключение хотелось бы сказать об исполнителях романсов. Вот мастера старших поколений: А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, М.П.Максакова, Е.К. Катульская, И.С.Козловский, М.Д, Михайлов, С.Я.Лемешев. Позже появились новые имена: И. Архипова, Е. Образцова, Ведерников, Нестеренко, Борис Штоколов, Богачёва, Лисовский, Синявская, Милашкина, Атлантов, Калинина, Сафиулин и мн.др.

С жизнью исполнителей русского романса, их творчеством, вы можете познакомиться на нашей книжной выставке «Романс звучит – светлей дорога, и кои веки не до сна»,

А теперь прозвучит современный русский романс в исполнении Оксаны Поповой, методиста МЦК этнографического центра «Вольница».

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Сценарий музыкальной гостиной
«Романса свежее дыханье»

Выполнила: Дедова Анжелика Анатольевна – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, специального фортепиано, концертмейстер

г. Александровск-Сахалинский
2013г.
Цели
Познакомить учащихся и зрителей с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. Расширить формы творческого сотрудничества.
Задачи
Обучающие:Познакомить:
- с историей возникновения и развития жанра классического и бытового романса;
- с творчеством русских композиторов и поэтов;- с русскими национальными традициями;
- с языком современного романса;Развивающие:- развитие представления о жанре романса;- расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;- расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;- развитие культуры поведения и общения;- развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;- подготовка к успешной социализации в обществе.Воспитательные:- воспитание любви к русской национальной культуре, традициям;
- влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;- развитие организационных навыков и работа в коллективе с разновозрастным составом;
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Предварительная работа:

· Разработка сценария.

· Подбор музыкального материала.

· Репетиционно - постановочная работа.

Исполняемый репертуар

М. Яковлев, сл. А. Пушкина «Зимний вечер»
А. Варламов, сл. А. Фета «На заре ты ее не буди»
М. Глинка, сл. А. Баратынского «Не искушай»
А. Даргомыжский, сл. Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»
А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова (из Гете) «Горные вершины»
М. Шишкин «Ночь светла»
«Тихо, так тихо», музыка и слова неизвестного автора
Д. Алигьери «Дождь стучит по крыше»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Снег выпал»
В. Синенко, сл. В. Понуриной «Я положу любовь на ноты»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Не приучай меня к рукам»

Сценарий вечера

Звучит «Романс о романсе» в исполнении Пелагеи (1-2 куплеты), на фоне инструментального проигрыша стихи:
Сегодня я нисколько не боюсьС двадцатым веком временно расстаться,Позвольте, я в любви Вам объяснюсьВысоким слогом русского романса.
Грустит романс тревожно и светло,И к вам непостижимо в слове каждомПриходит откровение само,Как Вы в мою судьбу вошли однажды.

О, русский романс, восхищаюсь тобой.За то, что красив ты и светел.За то, что на все, что случилось с судьбойТы просто и ясно ответил.
2. За то, что умна твоя старая грусть.
И я перед нею немею.
За то, что я знаю тебя наизусть
И лучше сказать не сумею. Я счастлив тем, что встретил Вас,Неповторимый и прекрасный.И, значит, жил я не напрасно...Благодарю, волшебный мой Романс!

Список использованной литературы
Золотая коллекция русского романса. – Москва, «Современная музыка», 2001.
Лирический альбом. Вокальные ансамбли русских композиторов. Автор-составитель Л.И.Чустова. – Москва, Владос, 2004.
Синенко В. «Мне с вами хорошо». Избранные романсы для голоса в сопровождении фортепиано. – Владивосток, 2004.
Интернет-источники: www.romance.ru
ђђЗаголовок 215

Цель: открыть для современных школьников малоизвестные станицы русской литературы, приобщить их к культурному наследию страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные, театральные способности с неизвестной для них самих стороны, укрепить взаиморасположение школьников и педагогов.

Задачи:

Обучающие: знакомство с новым литературным жанром, творчеством А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; знакомство с творчеством русских композиторов и цыганским романсом; знакомство с новыми тенденциями в развитии литературы в России после реформы 1861 года.

Развивающие: систематизация знаний по литературе второй половины XIX века; развитие представления о жанрах русской литературы; обобщение знаний о культуре пореформенной России; расширение связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой; развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, подготовка к успешной социализации в обществе.

Воспитательные : воспитание любви к русской национальной культуре, знакомство с её традициями; влияние русской литературы XIX века на становление и развитие личности современного молодого поколения; открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры; патриотическое воспитание; развитие организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников; укрепление связей школьников и педагогов, создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Действующие лица:

1. Ведущие – 2 пары
2. Инсценировка по мотивам пьесы А.Н. Островского “Бесприданница”:

  • Лариса Дмитриевна
  • Харита Игнатьевна
  • Кнуров
  • Паратов

3. Инсценировка по мотивам пьесы Л.Н. Толстого “Живой труп”:

  • Офицер

4. Вокалисты – 4 человека, учителя и ученики
5. Вокальная группа
6. Гости в салоне

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов. Стенгазеты вывешиваются за неделю до Спектакля в кабинете русского языка или фойе.

Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.
Музыка “Отвори потихоньку калитку…”.

Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о, милый, люблю.

Ведущий: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

Ведущая: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу второй половины 19 века.

Ведущий: В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины XVIII века. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока: классический, “профессиональный” романс и романс бытовой, любительский (т.е. создаваемый музыкантами-любителями).

Ведущая: Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.

Ведущий: Бытовой романс по своему характеру и большей простоте формы был ближе песням. Хотя композиторы-классики обращались к бытовому романсу, все же творили в этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

Ведущая: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н. Островского “Бесприданница”.

Ведущие уходят.
Справа появляются действующие лица первой инсценировки
под музыку “Нет, не любил он…”

Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван.
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов: Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?

Лариса: Мне что-то нездоровится.

Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же просьбу.

Лариса: Право же, господа, прошу простить, мне действительно нездоровится.

Огудалова: Спой, Лариса, уважь дорогих гостей.

Паратов: (подносит гитару и становится на колено) Просим!

Кнуров, Паратов, Огудалова: Просим! Просим!

Лариса: Подыграйте мне.

Поет романс “Нет, не любил он”
(Аккомпанирует Бойко О.Н. – учитель музыкальной школы.)

Выходят ведущие – вторая пара.

Ведущая: Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены прежде всего произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого, Льва Мея, великого князя Константина Романова.

Ведущий: Вокальным шедевром по праву считается романс Сергея Рахманинова “Весенние воды” на стихи Ф.И. Тютчева.

Ведущая: Стихи А.К. Толстого вдохновили к написанию великолепных романсов Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Ведущая: Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе “Дворянское гнездо”.

Ведущий: Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить “берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.

Ведущий: Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.

Ведущая: Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.

Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…

Вокальная группа исполняет романс “Утро туманное”

Выходят ведущие – первая пара

Ведущая: Романс – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира. Содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик развития романса в России пришелся на XIX – XX вв.

Ведущий: Корни же романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII – XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – “романс”.

Ведущая: Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов.

Ведущий: В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа.

Звучит романс “Я помню вальса звук прелестный”.
Во время исполнения две пары – кадеты и девушки
с хореографического отделения – танцуют вальс.

Выходят ведущие – вторая пара

Ведущий: Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами.

Ведущая: Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно, представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю”. Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией “Слушайте, если хотите” (стихи его же) и “Ночь светла” на стихи Николая Языкова.

Ведущий: К этому же периоду относятся сочинения близких к цыганским кругам аранжировщиков и авторов Н.Пашкова, Н. Зубова, Я.Пригожего. Безыскусственная песня-романс Н.Пашкова (на собственные стихи) “Не уезжай ты, мой голубчик” сочетает в себе мелодические интонации романсов начала XIX века. Романс Н.Зубова “Побудь со мной”, получивший “второе рождение” в конце XX века, также находится в русле цыганских песенных традиций.

Ведущая: Цыганские романсы в исполнении Веры Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания, погружали в атмосферу страстной любви. Удивительный образ цыганки-исполнительницы романсов создал в своей пьесе “Живой труп” Лев Николаевич Толстой.

Вторая инсценировка. Маша, Офицер, Федя Протасов.
Цыганки и цыгане сидят вокруг.
Звучит музыка – романс “Пассия Прэ Чар (Легла речка)” - аудиозапись.
Протасов сидит с закрытыми глазами.

Офицер: Федя! Спишь?

Федя: Не разговаривайте! Это степь, это десятый век, это не свобода, а воля… Спой еще, Маша!

Офицер: Спой мою похоронную!

Федя: Отчего похоронную?!

Офицер: А это оттого, что когда я умру…понимаешь, умру, в гробу буду лежать, придут цыгане... Так жене завещаю. И запоют – так я из гроба вскочу. Понимаешь?

Федя: Ах, Маша, Маша, как ты мне разворачиваешь нутро все.

Маша: Что вы, Федор Васильевич?

Федя: Ты мне небо открываешь. Ты сама не понимаешь, что делаешь!

Маша: Как не понимать я понимаю, что кого люблю, для того и стараюсь и пою лучше.

Поет романс “Не говорите мне о нем…”

Выходят ведущие – первая пара.

Ведущий: Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем забылись. Среди этих сочинений “Очи черные”, “Темно-вишневая шаль”.

Ведущая: Особенно хочется отметить один анонимный шедевр – романс на стихи Ф.И. Тютчева “Я встретил Вас”. Только благодаря тому, что он сохранился в памяти великого певца И.С. Козловского, который и сделал обработку напева, мы имеем возможность радоваться этому прекрасному сочинению.

Исполняется романс “Я встретил Вас…”

Выходят ведущие – все четверо

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш вечер.

Ведущая 1: Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями.

Ведущий 2: Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса.

Ведущая 2: Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.

Перед парадным входом в дом Нечаевых-Мальцевых расположены несколько столиков за одним из них сидит сам хозяин с гитарой и что-то тихо наигрывает. Из-за угла выходят несколько дам.

СВЕТА Т. Ах, Софья Сергеевна! Какой же у вас замечательный сад.

СВЕТА Ф. Мы так чудесно прогулялись.

НАТАША П. Юрий Степанович, очень жаль, что вы не составили нам компанию.

СОФЬЯ. А с делами, смотрю, вы уже покончили? Музицировать изволите?

НЕЧАЕВ. Да вот, вышел смотрю кто-то гитару в саду забыть изволил…

СОФЬЯ. Не оправдывайся, монами. Юрий Степанович, а не пора ли уже открывать нашу музыкальную гостиную. Чаю я уже все собрались.

МАШЕНЬКА. Ой, смотрите, господин Градоначальник прибыли. Здравствуйте, Валерий Иванович!

СОФЬЯ. Очень Вам, признательны. Юрий Степанович, встречайте гостей!

НЕЧАЕВ. Ну что ж. Господа, усаживайтесь поудобнее, пора и начинать.

СВЕТА Т. Ах, я так волнуюсь, так волнуюсь!

НАТАША К. Глафира Андреевна, голубушка! Вы что тоже сегодня петь будете?

СВЕТА Т. Ой, ну что вы! Я просто так волнуюсь, что же мы сегодня услышим.

МАШЕНЬКА. Тетушка, мы не можем начинать.

СОФЬЯ. Почему, ангел мой?

СОФЬЯ. Спасибо, что напомнила. Я хочу познакомить вас с очаровательными дамами, которые сегодня будут оценивать мастерство и красоту исполнения замечательных романсов.

ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВЫНА КВЕКВЕСКИРИ.

Преподаватель школы искусств имени Андрея Плотнова по классу вокала

ИРИНА НИКОЛАЕВНА АТАБЕКЯН.

Руководитель ансамбля русской песни «Придонье», концертмейстер народного ансамбля песни и пляски «Вольный Дон»,

композитор Олег Анатольевич Евдокимов.

НЕЧАЕВ. Сегодня наши гости представят нам пение в четырех номинациях: Старинный романс, Ансамбли, Авторский романс и современный городской романс.

СОФЬЯ. Старинные русские романсы разнообразны по содержанию и настроению, но среди них всегда было больше печальных, чем радостных и весёлых. Даже в безудержной лихости непременно слышится своя грустная, часто запрятанная вглубь, но всегда так остро колющая сердце нота.

НЕЧАЕВ. С большим удовольствием я хочу предложить всем послушать романс «Темно-вишневая шаль» в исполнении Татьяны Шебановой. Прошу Вас Татьяна Васильевна.

1. «ТЕМНО-ВИШНЕВАЯ ШАЛЬ»

МАРИ. В исполнении Елены Голубевой прозвучит романс Александра Алябьева на слова Пьера Беранже, перевод Дмитрия Ленского. «Нищая».

Пожалуйста Елена Васильевна.

2. «НИЩАЯ»

СОФЬЯ. Романс «Белой акации гроздья душистые» в обработке Штейнберга прозвучит в исполнении Ольги Фатеевой.

Прошу Вас Ольга Валерьевна.

3. «БЕЛОЙ АКАЦИИ ГРОЗДЬЯ ДУШИСТЫЕ

МАРИ Романс «Ямщик, не гони лошадей» слова Николая Риттера музыка Якова Фельдмана прозвучит в исполнении Валерия Глаголева. Прошу вас Валерий Иванович!

СОФЬЯ. Машенька, а что вы можете сказать о нашей следующей номинации?

МАШЕНЬКА. Только то, что ансамбль – это французское слово и означает оно – вместе, то есть совместное исполнение.

НЕЧАЕВ. Старинный казачий романс «Отчего так быстро вянут розы…» исполнит ансамбль русской народной песни «Оберег» под руководством Юлии Соболь. Прошу Вас, дамы.

(без музыкального сопровождения).

1. «ОТЧЕГО ТАК БЫСТРО ВЯНУТ РОЗЫ»

МАРИ. Музыка Андрея Петрова на слова Евгения Баратынского «Не растравляй моей души». Исполняет Дуэт Татьяны Вальцевой и Валерия Кузовлева.

Прошу Вас Татьяна Вячеславовна и Валерий Владимирович.

2. «НЕ РАСТРАВЛЯЙ МОЕЙ ДУШИ»

СОФИЯ. Я бы сказала, не самый смелый, а самый удачливый. Ведь быть первым всегда почетно.

НЕЧАЕВ. Ну а мне еще и приятно вдвойне.

СОФИЯ. Конечно! Ведь сейчас мы услышим Вашего друга Алексея Мартынова с романсом на слова Геннадия Игнатова «женщина-осень».

Прошу Вас Алексей Иванович!

1. «ЖЕНЩИНА-ОСЕНЬ»

МАРИ. Ну а я с не меньшим удовольствием приглашу на сцену Игоря Нестерова с романсом «Мой цветочек аленький»

Прошу вас Игорь Александрович!

2. «МОЙ ЦВЕТОЧЕК АЛЕНЬКИЙ»

НЕЧАЕВ. Вот мы и подошли к нашей последней номинации Городской романс.

СОФЬЯ. Он более гармоничен с литературной точки зрения, исполняется в основном в миноре и испытал большое влияние цыганского романса, а также столь любимой тобой, Машенька, оперетты.

МАРИ. Тогда я представляю романс Михаила Звездинского на слова Николая Заболоцкого «Очарована, околдована» в исполнении Дмитрия Печенкина

Прошу Вас Дмитрий Владимирович!

1. «ОЧАРОВАНА. ОКОЛДОВАНА»

НЕЧАЕВ. Я представлю романс Арины Ли на слова Евгения Баратынского «Сей поцелуй, дарованный тобой» в исполнении Валентины Матиевой.

Прошу Вас Валентина Павловна!

2. «СЕЙ ПОЦЕЛУЙ, ДАРОВАННЫЙ СУДЬБОЙ»

СОФЬЯ. С романсом на стихи иеромонаха Романа нас познакомит Ольга Тришина.

Прошу Вас Ольга Андреевна!

3. «АХ, КАК ПТИЦЫ ПОЮТ»

НЕЧАЕВ. Романс Александра Шоуа «Не плачь» для нас исполнит Кирилл Невзоров.

Прошу Вас Кирилл Александрович!

4. «НЕ ПЛАЧЬ»

Дамы за столиком начинают громко спорить.

СВЕТА Ф. Нет, я с вами не согласна.

СВЕТА Т. Да вы просто ничего не понимаете в архитектуре.

СВЕТА Ф. Это не архитектура. Это инженерия.

НЕЧАЕВ. Дамы, дамы, успокойтесь. А можно поинтересоваться о причинах столь бурного спора?

СВЕТА Т. Ах, Юрий Степанович, Анна Андреевна считает вашу водонапорную башню ожившим кошмаром.

СВЕТА Ф. Ну не преувеличивайте. Я просто сказала, что она страшненькая.

НАТАША К. Эдак вам может быть и Эйфелева башня не нравится.

СВЕТА Ф. Совсем не нравится. Весь вид портит.

НАТАША П. Может быть вам и новое изобретение господ Люмьеров не нравится?

СВЕТА Ф. Это вы про тот кошмар с паровозом, который хочет всех задавить?

НАТАША П. Ну почему же. У них есть и другие чудесные фильмы, «Вольтижировка», «Кормление младенца», «Вид с гондолы в Венеции», «Атака австрийских уланов», да у них уже около 750 сюжетов.

МАШЕНЬКА. Говорят, что Операторы Люмьеров приезжали и в Россию, ими даже была зафиксирована давка на Ходынском поле во время коронации Николая II, но полиция арестовала плёнку.

СОФИЯ. Дамы, мы кажется отвлеклись. Но, впрочем, этот разговор весьма кстати, потому что сейчас мы услышим романс, который был специально написан Андреем Петровым на слова Марины Цветаевой для кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово». В исполнении Галины Шебановой звучит «романс Настеньки».

Романс - один из самых популярных жанров в нашей стране на протяжении более двух столетий. История романса в России в контексте концерта-беседы.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Новгородская детская музыкальная школа №1 им. С.В. Рахманинова»

Вместо предисловия.

Предлагаемый сценарий школьного вечера позволяет в новой форме еще раз встретиться с таким популярным жанром, каким является романс. В данном тексте заложен большой объем информации, он, несомненно, предполагает корректировку в зависимости от состава номеров концерта, количества участников и возраста слушателей. Нам показалось интересным проследить историю развития романса в нашей стране вне рамок предмета «Музыкальная литература», а более широко.

«Когда звучит напев старинный,

Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс.

Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть…»

Дорогие друзья!

I). Введение

Представьте себе человека, хорошо вам знакомого на протяжении многих лет. Представьте себе, что каждый раз вы узнаете о нем что-то новое, и ваши встречи становятся все увлекательнее. О романсе можно сказать то же самое.

Ни один из музыкальных жанров не был так популярен в России, как романс, и интерес к нему не угасает до сих пор.

II). Немного истории.

Термин « романс» возник в Испании в эпоху Средневековья и первоначально обозначал стихотворение на местном «романском» наречии, а не на латинском языке, принятом в церковных песнопениях. Романсом называли также народную песню лирического или героического содержания, описывающую, например, исторические события, подвиги легендарных национальных героев, бедствия войны, сражения с маврами и т.д. Сборники таких песен, порой объединённых общим сюжетом, носили название «романсеро».

Романс развивался благодаря большому количеству странствующих поэтов-певцов в XIII-XIV веках, исполнявших свои произведения под аккомпанемент скрипки, флейты, гитары или арфы.

Распространившись в других странах, термин «романс» стал обозначать с одной стороны особо напевное лирическое стихотворение, а с другой - жанр вокальной музыки.

Начиная с XVIII века во Франции, затем в Германии и других европейских странах словом «романс» стали называть небольшое музыкально-поэтическое сочинение для солиста и аккомпанирующего инструмента, чаще всего гитары, клавесина и, наконец, фортепиано. Иногда певцу аккомпанировал инструментальный ансамбль и даже оркестр. Расширилось и содержание романсов: наряду с любовной лирикой использовались стихи сентиментального характера, вызывающие у слушателей слезы и восторг умиления, появились сценки из пастушьей жизни, обыгрывались комические ситуации.

В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая, австрийская, французская. Правда, за рубежом эти произведения назывались словом «lied» - песня. Не будет преувеличением сказать, что самым известным композитором, создавшим более 600 вокальных сочинений, является австриец Франц Шуберт. Не признанный при жизни, композитор приобрел всемирную славу после смерти.

Мы с вами послушаем переложение для фортепиано фрагмента вокального цикла «Прекрасная мельничиха». И хотя мы не услышим ни одного слова, музыка расскажет нам, как юноша-подмастерье поведал ручью историю своей несчастной любви.

Слушаем: Шуберт «Мельник и ручей», исп. Максимов Александр

III). Россия

В России романс появился позднее, чем в Европе, во второй половине XVIII века, после реформ царя Петра I, коснувшихся всех сторон жизни Российского государства и музыки в том числе. Музыка разделилась на духовную и светскую (развлекательную). Предшественником романса стал лирический кант - особый вид трехголосного хорового пения. Первые романсы писались исключительно на французском языке, а произведения с русским текстом назывались «российскими песнями».

С конца XVIII века в России процветает творчество композиторов - любителей. Кто же сочинял романсы в России? Удивительно, но среди них сенатор , действительный тайный советник , Действительный член Академии наук и художеств Григорий Теплов, генерал-майор Алексей Титов, банкир Федор Дубянский, юрист Михаил Яковлев, чиновник Алексей Верстовский. Текстами романсов чаще всего становились популярные лирические стихи поэтов-современников.

Романсы постепенно усложнялись, позже их поделили на несколько видов: городской, классический, жестокий, цыганский, казачий и др. Романсы предназначались для домашнего музицирования, особой любовью пользовались дуэты. Представьте себе картину: вечер, уютная гостиная, горят свечи, две юные барышни поют дуэтом под аккомпанемент фортепиано. Что может быть поэтичнее?

Слушаем: Г. Гладков «Романс Дианы» из к/ф «Собака на сене»,

исп. Дарья Вольнова и Дарья Безручко.


Любопытный исторический факт: на развитие жанра городского романса огромное влияние оказали три Александра: учитель пения Варламов, крепостной Гурилев, офицер Алябьев. Популярность романсов этих авторов объясняется простотой содержания, хорошо запоминающейся мелодией, несложным аккомпанементом, пригодным для домашнего музицирования.

А. Варламов окончил придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, прекрасно пел сам, издал первое в России учебное пособие по вокалу «Школу пения», занимал должность «композитора музыки московских императорских театров». Его романсы мелодичны, легко узнаваемы и пользовались большим успехом у слушателей.

Мы с вами послушаем переложение для флейты романса Варламова «На заре ты ее не буди». Речь в нем идет о девушке, всю ночь при луне мечтавшей о любви и заснувшей только под утро.

Слушаем: А. Варламов «На заре ты ее не буди», исп. Ксения Сенина

А. Гурилев был сыном известного в свое время композитора Льва Гурилева — крепостного музыканта графа В. Орлова. С шестилетнего возраста он начал заниматься музыкой под руководством отца. Затем учился у знаменитых московских педагогов — Дж. Филда и И. Геништы. С юных лет Гурилев играл в оркестре графа, одном из лучших крепостных оркестров того времени, на скрипке и альте. Все годы детства, отрочества и юности композитор оставался крепостным. После смерти графа Орлова семейство Гурилевых получило вольную и обосновалось в Москве. Гурилеву было тогда 28 лет.

С этого времени начинается интенсивная композиторская и педагогическая деятельность Гурилева. Вскоре его сочинения становятся популярными, многие его романсы буквально «уходят в народ». Гурилев приобретает известность и как видный фортепианный педагог. Однако популярность не избавила композитора от жестокой нужды, которая угнетала его в течение всей жизни. Трудные условия существования сломили музыканта и привели его к тяжелому психическому заболеванию.

Романсы Гурилева обладают своими, особенными чертами: безысходная грусть, отчаянный порыв к счастью, тема одиночества, грустные размышления о женской доле.

Слушаем: А. Гурилев, сл. Полежаева «Сарафанчик», автор слов неизвестен «Вам не понять моей печали», исп. Галина Иванова

Трагична судьба А. Алябьева - героя Отечественной войны 1812 года. Он был ранен, награжден за храбрость, ушел в отставку в чине подполковника. В возрасте 38 лет был арестован по подозрению в убийстве и, несмотря на недоказанность обвинения, был приговорен к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Ссылка длилась 18 лет.

Все источники придерживаются версии, что самый известный романс «Соловей» на слова Дельвига был написан Алябьевым в тюрьме. И фортепьяно было доставлено ему как узнику прямо в камеру. В сырости подземелья композитор заболел ревматизмом и стал слепнуть, единственным спасением был музыкальный инструмент. По некоторым сведениям этот романс композитор посвятил Екатерине Римской-Корсаковой, в которую влюбился с первого взгляда на новогоднем балу и с которой не успел объясниться. Через много лет они вновь встретились и обвенчались.

Образ соловья - это те невидимые узы, которые связывают насильно разлученных - влюбленных ли, родных ли, друзей - неважно. Это разлука с теми, кто дороги человеку.

Слушаем: Алябьев «Соловей», переложение для ф-но, исп. Карина Кун

IV). М.И. Глинка

Новая страница в истории романса открывается творчеством Михаила Ивановича Глинки. Друзья называли Глинку «ленивым барином» за то, что, по их мнению, он мало сочинял, но романсов у композитора - 80! Михаил Иванович одним из первых стал обращаться к творчеству Пушкина, с которым был лично знаком. Два гения подарили миру такие шедевры как романсы «Адель», «Мери», «Я помню чудное мгновенье».

Глинка много путешествовал. Перед очередной поездкой за границу Михаил Иванович написал вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на слова своего друга Нестора Кукольника. Одним из самых известных романсов этого цикла является «Жаворонок».

Слушаем: М. Глинка, сл. Кукольника «Жаворонок», исп. Александр Сипайло.

«Не искушай меня без нужды», переложение для кларнета, исп. Иван Пушкин и Николай Занин

Что нового внес Глинка в жанр романса? Это, прежде всего, внимательное отношение к слову, стремление к красоте, великолепный мелодизм, более сложный уровень аккомпанемента. Михаил Иванович сам был вокальным педагогом, знал возможности певческих голосов, поэтому при внешней простоте его романсы сложно исполнять. Одним из самых престижных вокальных конкурсов считается конкурс имени Глинки. Среди его лауреатов такие имена как Елена Образцова, Евгений Нестеренко, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко.

V). В истории романсов немало загадок. Одна из них связана с очень популярным романсом «Я встретил вас». Стихи написаны Федором Ивановичем Тютчевым, а вот с авторством музыки возникло много вопросов.

Первым написал музыку на стихи Тютчева С. Донауров. Потом эти стихи положили на музыку А. Спиро и Ю. Шапорин. Но ни один из них не является автором чрезвычайно популярного ныне варианта романса «Я встретил вас», который исполнял выдающийся певец Иван Семенович Козловский. Козловский услышал мелодию этого варианта от замечательного актера МХАТа И.М. Москвина и сам аранжировал напев. Еще недавно выходили пластинки с записью романса в исполнении Козловского, и на этикетках значилось: «Автор музыки неизвестен». Но благодаря разысканиям музыковеда Г. Павловой удалось доказать, что композитор, написавший музыку, очень близкую той, что поет Козловский, - Леонид Дмитриевич Малашкин.

Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

Слушаем: «Я встретил Вас», переложение для флейты, исп. Анастасия Яковлева и Никита Вихров

VI). Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков

В конце XIX века классический романс претерпевает существенные изменения, значительно возросла роль аккомпанемента. Особенно явно это прослеживается в творчестве Петра Ильича Чайковского. Петр Ильич создавал романсы самого разного характера на протяжении всей своей творческой жизни. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов 19 века, его современников, среди авторов был даже брат царя великий князь Константин Романов, некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N. Музыкальные критики писали о том, что композитор не требователен к выбору текста. Но Чайковский подчеркивал: "Главное в вокальной музыке - правдивость воспроизведения чувств и настроений".

Сейчас прозвучит романс «Серенада». Серенадой называется вечерняя песня в чью-то честь, серенады часто встречаются в романсовой лирике, это не удивительно, потому что речь идет о любви.

Слушаем: П. Чайковский, сл. Тюркетти «Серенада», исп. Галина Иванова

Среди романсов Чайковского преобладают романсы лирического склада, с темой любви во всем богатстве чувств и настроений. Его романсы, а их более 100, нередко приближаются к оперной арии. Певцы упрекали композитора за то, что внимание слушателей направлено не только на пение, но и на сопровождение.

Этот тип романса характерен и для Сергея Васильевича Рахманинова. Кстати, Рахманинов впервые представил романс в виде музыкальной пьесы, знаменитый «Вокализ», написанный для певицы Антонины Неждановой. Романс постепенно выходит за рамки камерного жанра, приближается к вокально-симфоническому направлению. Но эта форма сложнее как для исполнения, так и для восприятия, романсы эти находят отклик у подготовленной, а не массовой публики. Так, постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою лёгкость и простодушие.

Слушаем: С. Рахманинов, сл. Бекетовой «Сирень», исп. вокальный ансамбль хора девочек

В 1862 году в Санкт-Петербурге была открыта первая русская консерватория, спустя 4 года открыта консерватория в Москве. Между ними до сих пор идет негласное соперничество.

Чайковский и Рахманинов - представители московской композиторской школы. А сейчас мы услышим музыку композитора петербургской школы - Николая Андреевича Римского-Корсакова. Римский-Корсаков известен в основном как автор симфонической и оперной музыки, но к жанру романса он тоже обращался. Романс «Не ветер, вея с высоты» признан вокальным шедевром композитора.

Слушаем: сл. Толстого «Не ветер, вея с высоты», исп. вокальный ансамбль хора девочек

VII). Кино

ХХ век дал миру великое изобретение братьев Люмьер - кино. В тридцатые годы в кино появился звук, герои фильмов заговорили и запели. Через песни и романсы они выражали свои чувства, переживания, мечты. Композиторы стали полноправными создателями фильмов наряду со сценаристами, режиссерами, операторами и художниками. Выдающуюся киномузыку создавали Дунаевский, Шостакович, Свиридов, из современных авторов - Рыбников, Крылатов, Гладков. Знаменитый кинофильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» буквально напоен прекрасной музыкой, поют в нем и главные герои, и цыганский хор.

Слушаем: А. Петров, слова М. Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа», исп. Анна Гальвас

VIII).Заключение

За 3 века своего развития романс вышел за рамки камерного вокального жанра. Романсы мы встретим в операх, в драматических спектаклях, в симфонических сюитах. Романсами нередко называются пьесы лирического характера. В них нет слов, но поэтическое содержание мы почувствуем в музыке. Композиторы XIX и XX веков создали немало подобных инструментальных сочинений для фортепиано, струнных и духовых инструментов.

Слушаем: Р. Глиэр «Романс», исп. Никита Вихров

-«Золотой век» русского романса на эстраде пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как Александр Вертинский, Варвара Панина, Анастасия Вяльцева. Позднее традиции романса продолжали Пётр Лещенко , Изабелла Юрьева, Вадим Козин .

В советское время, особенно с конца 1930-х годов, романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Тем не менее, вариация городского романса продолжила своё существование, получив распространение в годы Великой Отечественной войны , и позже дала начало деятельности бардов, исполнителей авторской песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Вероники Долиной, Новеллы Матвеевой.

Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е годы, когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.

В наше время интерес к романсам невероятно возрос. На телеканале «Культура» каждую субботу идет передача «Романтика романса» - цикл концертов, посвященных миру песен и романсов. Каждая передача - это знакомство с новыми или хорошо забытыми старыми романсами и песнями в исполнении как маститых, так и молодых артистов. Кроме традиционного классического романса в исполнении певцов академического вокала, звучат бардовские песни, джазовые импровизации, авторская песня и рок - композиции.

В заключение нашей встречи прозвучит один из самых известных инструментальных романсов.

Слушаем: Д. Шостакович, романс из к/фильма «Овод», исп. ансамбль скрипачей.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.