Развитие и становление российского государства. Основные этапы становления российской государственности

Объединение русских земель в единое централизованное многонациональное государство и его характеристика

Процесс формирования российской государственности сложен и многообразен.

Начало этому процессу было положено в V - VIII веках, когда на европейской части России стали появляться и утверждаться союзы племен древних славян.

На основе союза славянских княжеств к началу IX века в Среднем Приднепровье сложилось государственное образование, носившее название Русь. По имени столицы - Киева - она стала называться Киевская Русь.

Возникновение государства протекало в непростых условиях. Постоянно приходилось бороться с проникавшими на Русь отрядами иноземных завоевателей. Воспрепятствовать им могло лишь объединение восточных славян.

Основателем Киевской Державы стал князь Владимир Святославович, прозванный в русских былинах Красным Солнышком. Для объединения древнерусских земель и укрепления княжеской власти он в 988 году устанавливает христианство на Руси.

В первой половине XI века одновременно с укреплением государственности происходит формирование древнерусского права. Наиболее выдающимся памятником из дошедших до наших времен документов является "Правда Русская".

Со второй половины XI века на степных границах Руси появился опасный враг - воинственные орды половцев. Это послужило толчком к укреплению единства раздираемых внутренними междоусобицами княжеств. Половецкий натиск был отбит объединенными дружинами русичей под предводительством князя Владимира Мономаха. Он укрепил внутренне положение страны и преодолел межкняжеские распри.

В XII веке Киевская Русь начинает распадаться на отдельные "великие княжества" - "земли", дробившиеся в свою очередь на более мелкие - "волости".

На юго-западе Руси постепенно возвысилось Галицко-Волынское княжество, на северо-востоке - Владимиро-Суздальская земля, на северо-западе - Новгородская ("Господин Великий Новгород")

Наиболее активно обустраивали свои земли владимиро-суздальские князья. Сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий заложил и построил в 1147 году Москву. В 1155 году он владел Киевом и повел борьбу за общерусский великокняжеский стол. Его сын Андрей Боголюбский продолжил политику отца.

В первой половине XIII века наметившийся объединительный процесс на северо-востоке Руси был прерван нашествием монголо-татар. Русские земли надолго попали под ордынскую зависимость.

В ожесточенной борьбе по свержению ордынского ига (Куликовская битва 1380 год) роль национального политического центра объединения русских земель сыграла Москва. В конце XIV века с падением ордынского владычества была восстановлена российская государственность.

Со времени правления великого князя Московского Василия I Дмитриевича (1389 - 1425) изображение всадника - святого Георгия Победоносца на великокняжеских печатях приобретает наследный характер и становится московским гербом.

Исторический этап XV - XVIII вв. - это время создания и упрочения Российского централизованного единого многонационального государства.

Каковы причины его образования?

Это восстановление разрушенного междоусобными войнами и монголо-татарским нашествием хозяйства. Увеличивается количество земледельческих районов на северо-западе, у Новгорода, в центральной России, преимущественно вокруг Москвы. Хотя сельское хозяйство оставалось натуральным, экономические связи между городами и княжествами росли. Укреплялись торговые отношения.

Центром объединения русских земель стала Москва. Она отстояла это право в борьбе с великим княжеством Литовским, Тверью, Новгородом и Рязанью. Москва занимала исключительно важное геополитическое положение.

В середине XV века великий князь московский является самым могущественным правителем на Руси. Иван III, присоединивший к Москве Ярославское и Ростовское княжества, стал титуловать себя "великим князем и государем всея Руси".

При Иване III значительно возросла власть московского князя и роль центрального аппарата управления страной. Всей державой и ее войском руководил великий князь.

Ивану III удалось фактически решить задачу освобождения русских земель от ордынского ига.

Вместе с созданием единого государства стали вводиться и единые законы для всей страны. В 1497 году при Иване III был составлен сборник законов - судебник.

Российское государство сформировалось как многонациональное. Основную массу населения составляли русские, но в состав России вошли многие народы севера и Поволжья (мордва, чуваши и т.д.). Во главе государства находился великий князь.

Иван III создал систему административного и политического управления страной. Главной политической силой управления была Боярская Дума. Русская православная церковь тоже сделала шаг к самостоятельности: с 1448 г. митрополит, которого прежде назначали из Византии, стал избираться "собором" (собранием) русских епископов.

Исключительно важные решения по укреплению централизованного государства были реализованы при Иване VI, прозванном Грозным, в XVIвеке. Это было трудное, сложное время для страны и для русского народа, но, вместе с тем развивается земледелие, растет количество городов (их стало 160). Россия развивает международные торговые связи.

Для укрепления государства Иван VI предпринял ряд шагов, которые по мере реализации переросли в комплекс реформ. 16 января 1547 г. он был венчан на царство, то есть стал первым официальным царем в России. Для укрепления царской власти расширилась ее социальная база - военно-служивое сословие - дворянство; собирались представители высших сословий (первый земский собор 1549г.

Территориальные приобретения Ивана Грозного соответствовали государственным интересам быстро развивающейся России. Торговый путь по реке Волге открыл широкие возможности для распространения военно-политического влияния на Среднюю Азию, Кавказ, Сибирь. Строились города Тюмень, Тобольск, русские землепроходцы шли к границам Китая и к берегам Тихого океана.

Начало XVII века для Московского государства было сопряжено с тяжелейшими испытаниями. Период правления "боярских" царей Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского получил название Смутного времени, в течение которого страна была значительно разорена.

По сути, в стране развернулась крупномасштабная гражданская война.

Народное ополчение, сформированное в Нижнем Новгороде в 1611 году посадским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, поставило задачу очистить Москву от польских интервентов и создать новое правительство. Весной 1612 года ополчение двинулось к Москве, которая была полностью освобождена в октябре.

Главное внимание властей было направлено на Восток. Потери на Западе следовало компенсировать. В состав государства были включены новые земли Сибири, Южного Приуралья. Способствовало укреплению государства и воссоединение с Украиной.

В период царствования Алексея Михайловича (1645 - 1676) состоялся Земский собор, который выработал и принял Соборное уложение - кодекс общероссийских законов. Они сохраняли свое практическое значение более двухсот лет.

К исходу XVII века Россия достигла заметного прогресса в экономическом, политическом и культурном развитии. Однако отставание от стран победившей буржуазии (Англии, Голландии) было очевидным.

Императорская Россия в XVIII - XX вв

Следующий период развития российской государственности, имперский , охватывает два столетия отечественной истории. Создание в XVIII веке Российской империи связано с именем крупнейшего преобразователя Петра Великого, а эпоха правления Екатерины II стала временем ее наивысшего расцвета.

Реформы Петра I (1682 - 1725) охватили буквально все сферы государственной, политической, общественно-экономической и общественной жизни, определив на длительную перспективу развитие страны по пути великодержавия.

Процесс начался в экономике. Центром новой промышленности - Урал. За первые 20 лет XVIII века здесь было построено 10 металлургических заводов, которые давали ежегодно свыше 570 тысяч пудов чугуна. В это же время осваиваются Восточная Сибирь, Карелия. Постепенно Россия становится экспортером стратегических, по меркам тех времен, материалов.

Экономические преобразования в этот период неразрывно связаны с политической жизнью страны, с изменениями в системе управления государством.

Символом "нового времени" стал перенос столицы Российской державы из Москвы, основанный в 1703 году в устье реки Невы Санкт-Петербург.

Вместо Боярской Думы в 1711 году был создан Правительственный сенат - высший административный орган. В 1718 году в сфере центрального управления учреждаются коллегии, каждая из которых ведала определенной государственной финансово-экономической отраслью. Важнейшими являлись коллегии иностранных дел, воинская, адмиралтейская.

Прежде всего, была серьезно усилена социальная база абсолютизма - дворянство.

Начало XVIII века отмечается также активным ростом нового класса - буржуазии.

Петр I осуществил ряд крупных военно-административных реформ:

  • - Реформа исполнительной власти предусматривала прежде всего сокращение управленческого аппарата и его модернизацию.
  • - Был реформирован местный аппарат управления. В 1719 году территория страны была поделена на 10 губерний, ответственность за положение дел в которых персонально несли генерал-губернаторы.
  • - Коренным образом реформировалась армия. Она становится регулярной и модернизируется от организации и вооружения до быта и одежды.

В государстве сложилась дворянско-чиновничья монархия.

Политический строй России окончательно принимает абсолютистский характер. Выражением его утверждения явился акт присвоения в 1721 году Петру I титула "Императора великого и Отца Отечества". Так, Россия стала империей, обрела статус великой державы, а ее международный авторитет неизменно вырос.

После смерти Петра I на протяжении века государство сотрясали многочисленные дворцовые перевороты, частая смена на престоле царей и цариц. В целом, вторая четверть XVIII столетия для России характерна отходом от реформаторской деятельности.

С приходом к власти Екатерины II (1762 - 1796) стремительно упрочивается власть самодержца. В осуществлении реформ внутренней и внешней политики Екатерина Великая опиралась на широкий круг способных государственных деятелей, дипломатов и военачальников.

Проводится реформа сената, целью которой было ограничение его функций в управлении государством.

В 1785 году Екатерина II подписала жалованные грамоты дворянству и городам, значительно укрепившие и расширившие их права и привилегии.

К концу столетия к Российской империи были присоединены Северное Причерноморье, Приазовье и Крым.

В период правления Павла I (1796 - 1801) "золотой век" дворянства закончился. Оно было поставлено под жесткий контроль администрации. В то же время было несколько ограничена и власть помещиков над крепостными крестьянами.

XIX век занимает важнейшее положение в содержании имперского этапа развития российской государственности.

Начало реформ М.М. Сперанского относится к 1801 году и связано прежде всего с радикальной перестройкой системы управления. Прежние коллегии заменяются министерствами. Исключительно важным является шаг по созданию конституции страны. Работа над ней началась после победы в Отечественной войне 1812 года. В 1818 году ее положения начали внедряться в Польше (часть Российской Империи). Однако декабрьское восстание 1825 года перечеркнуло процесс начавшейся демократизации и резко изменило характер развития государственности.

Самым же положительным событием на этом историческом отрезке стала работа над "Сводом законов Российской империи". Он был введен в действие и регламентировал жизнедеятельность российского общества и государства вплоть до 1917 года.

Значительные реформы, проводились в 60 - 70 гг. XIXвека.

Активизация капитализма, появление новых мощных социальных сил потребовали от императора Александра II коренным образом перестраивать как внутриполитические, так и систему общественных отношений.

Прежде всего, это касалось отмены крепостного права в 1861 году. Крестьяне наделялись землей и получали личную свободу.

Принимались меры по улучшению положения рабочих. За период с 1850 по 1870 год были созданы государственные комитеты по изучению жизни и труда рабочих. Закон 1866 года обязал владельцев крупных предприятий организовать им бесплатную медицинскую помощь, с 1882 года был запрещен труд детей.

Серьезным шагом на пути либерализации государственности стала земская реформа. Земство становится всесословным органом местного самоуправления.

Одним из наиболее значимых для российской государственности стала судебная реформа (самая демократичная в мировой исторической практике второй половины XIX века). С 1864 года стали создаваться суды присяжных.

После поражения в Крымской войне (1853 - 1856 гг.) встал вопрос о необходимости реформирования вооруженных сил. Сложная, взрывоопасная международная обстановка требовала мощных, боеспособных армии и флота. С января 1874 года вводится всеобщая воинскаяповинность (рекрутская система была отменена).

Активно развивалось народное образование. Начальное образование давали государственные, земские, церковно-приходские, воскресные школы. Среднее образование - классические гимназии и реальные училища.

К концу XIX века Россия завершила многовековой труд государственного и территориального обустройства.

Российская государственность в XX веке

Наступил XX век, а вместе с ним череда потрясений - революций и войн. Попытки царского режима воспрепятствовать нарастающему всестороннему кризису в обществе не принесли успеха. В то же время появившиеся идеи революционного преобразования находят понимание у части населения страны, что и предопределило крах системы старого порядка.

С отречением 3 марта 1917 года императора Николая II от престола прекратило свое существование российское самодержавие.

Февральская революция 1917 года открыла историческую перспективу свободного демократического развития. Однако ситуация развивалась так, что в стране сложился режим двоевластия: через учредительное собрание, которое готовило Временное правительство или через Советы.

25 октября (7 ноября) 1917 года после вооруженного захвата резиденции Временного правительства - Зимнего дворца - и ареста министров этого правительства, власть окончательно переходит в руки Советов рабочих и солдатских депутатов.

Основные контуры советской государственности были закреплены в первой конституции Российской Советской Федеративной социалистической республики (РСФСР), принятой летом 1918 года.

Несмотря на некоторые временные ограничения демократических прав и свобод для отдельных слоев населения, нельзя не признать, что первые годы Советской Власти ознаменовали собой такой громадный скачек в развитии демократии для народа, какого не знала история за все времена существования российской государственности.

В годы гражданской войны (1918 - 1922 гг.) государственное строительство характеризуется резким ограничением демократических начал, распространением принуждения и революционного насилия.

Дорога к единому союзному государству оказалась сложной и противоречивой. Большевикам, нужно отдать им должное, пришлось немало потрудиться в интересах сплочения народов бывшей российской империи, чтобы создать новое государство на постимперском пространстве.

Особенно активно этот процесс развивался в конце 1921 года и в течение 1922 года. В самой правящей партии. И.В. Сталин, считавшийся тогда одним из заметных специалистов в национальном вопросе, выдвинул идею "автономизации", т.е. создание единого федерального государства с явными тенденциями к унитаризму. Суть проекта сводилась к тому, чтобы обеспечить добровольное объединение в рамках РСФСР на правах автономии всех советских республик.

Однако эта идея встретила серьезные возражения со стороны республик Закавказья, особенно Грузии, а также Украины и др. Развернулась острая борьба по вопросу о будущем советском государстве. В этих условиях была найдена новая формула - все республики входили в состав союза на равных условиях.

Важным этапом в развитии советской государственности и национально-территориального устройства стало принятие в 1936 году Конституции СССР, которая закрепила федеральную систему, состоящую из разных субъектов.

Событием мировой исторической значимости стала победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. После войны существенно изменилось и международное положение страны, социализм превратился в мировую систему. Неизмеримо выросли международный авторитет и влияние СССР. В этих условиях на повестку дня встал вопрос разработки новой конституции СССР. Разработка проекта началась в 1947 году, однако осуществить задуманное тогда не удалось. Разработка новой конституции началась лишь спустя 30 лет.

После смерти Сталина в 1953 году, который руководил страной без малого 30 лет, его наследник Н.С. Хрущев пытался реформировать государственное устройство СССР. Но его противоречивые и двойственные реформы (1956 - 1964 гг.) носили порой разрушительный характер и таили в себе опасность для самой системы управления страной. В результате он был отстранен от управления страной своими же соратниками.

На смену ему пришел Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.

С середины 60-х до середины 80-х годов никаких принципиальных изменений государственное устройство и система государственного управления в СССР не претерпела.

К маю 1977 года был подготовлен проект новой Конституции СССР.

Советская государственность получила дальнейшее развитие. Провозглашено, что вся власть в СССР принадлежит народу.

Прошло не более 10 лет после принятия Конституции и на повестку дня были поставлены вопросы реформирования, а затем и капитальной перестройки политической системы общества.

Высшим органом государственной власти становится съезд народных депутатов с широкими полномочиями. Съезд народных депутатов формировал Верховный Совет. Исполнительные органы власти формировались под контролем съезда и Верховного совета.

Выборы проводились на альтернативной основе.

Созданная система оказалась плохо управляемой. На повестку дня встал вопрос о ее дальнейшем реформировании. Был введен институт президента. Первым Президентом Советского Союза стал М.С. Горбачев.

Начало реформирования политической системы привело к ослаблению руководящей роли КПСС и ослаблению государства как такового. Быстро стали набирать силу центробежные силы.

1989 - 1991 гг. стали годами трагедии для многих народов страны.

Предпринимавшиеся попытки спасти союзное государство путем "Огаревских встреч" к политическим результатам не привели. Новоогаревские собеседники были больше озабочены собственным имиджем, чем интересами Великой страны.

В середине 1991 года всеобщий кризис охватил Советский Союз.

8 декабря 1991 г. главы Республики Беларусь, РСФСР и Украины заявили о создании содружества Независимых Государств.

История перестройки, которая так славно началась в 1983 году, так громко объявившая о себе в 1985-м и так стыдливо скончавшаяся в декабре 1991-го вошла в историю и в сознание людей.

Начало нового этапа развития российской государственности связано с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации. Россия получила возможность встать на путь становления и развития демократического государства, обеспечения свободы экономической деятельности, реализации равноправия всех граждан, безусловного осуществления ими своих обязанностей перед Родиной.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература.

Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.

С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.

Все это привело к образованию великорусской нации.

В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа.

На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

Еще по теме 2. Этапы развития российской государственности. Характеристика подходов.:

  1. ГЛАВА 1.ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГОФЕДЕРАЛИЗМА
  2. 1.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. 4.3. История развития отечественного конституционализма и этапы конституционной реформы в Российской Федерации

В. Бурякова

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Предлагаем вам познакомиться с одним из вариантов выделения важных периодов становления и развития российской государственност и. Это поможет проследить основные вехи и закономерную тенденцию развития государства в России.

Любая государственность пре дставляет собой чрезвычайно сложное явление:
это и определенный тип государственного устройства и соответствующая ему политическая система, которая закреплена законодательно;
государственный аппарат управления и система правоохранительных, судебных органов и учреждений, а также система государственной безопасности и обороны;
корпус государственных служащих (чиновников), обслуживающих государственную «машину» и тесно связанных с функционированием всего механизма управления;
наконец, это идеологическая модель, являющаяся в широком смысле идейным каркасом государственной организации и оформленная в виде государственной идеологии, которая определяет основные цели развития общества.

Становление и развитие российской государственности насчитывает много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития:

    Древняя Русь, середина IX - середина XV в.

    Московское государство, середина XV - конец XVII в.

    Российская империя, конец XVII - начало XX в.

    Советское государство, февраль 1917 г. - декабрь 1991 г.

    Российская Федерация, декабрь 1991 г. - по настоящее время.

Древняя Русь

Вот что сообщает «Повесть временных лет» под 862 г.: «В лето 6370. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами собе володети, и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвут-ся свие, друзии нее урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Реша русь, чюдь, сло-вени, и кривичи и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ. Да пойдете княжить и володети нами». И изъ-брашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрикъ, седе Новегороде, а другий, Сине-усъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от техъ варягъ прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо беша словени».

Летописец рассказал, что причиной приглашения на Русь иноземцев явилась нескончаемая междоусобица в местной племенной конфедерации славян, определил, кто такие варяги, откуда они явились. Усилиями Рюрика и его преемников в Европе образовалось мощное восточнославянское государство. Именно от Рюрика русские князья вели свою родословную и вплоть до Федора Ивановича (когда в конце XVI в. пресеклась правящая династия) гордо называли себя Рюриковичами.

Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX в. и существовало до середины XV в. В этот период происходило объединение северных и южных земель Руси, утверждение основных начал ее государственности, расширение территории Киевского государства. Возрастало его военно-политическое и международное влияние. Принятие православия в качестве государственной религии способствовало распространению грамотности, развитию живописи и литературы. Древнейший памятник русского права - «Русская Правда» - достаточно полно отразил гражданский порядок Древней Руси.

Политическая и феодальная раздробленность, утрата централизованного управления, нападения врагов привели к тому, что Древняя Русь прекратила свое существование как государственная общность.

С XIV в. во Владимиро-Суздальской земле стало возрастать значение Московского княжества, которое выступило центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле.

Однако понадобилось еще почти 100 лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

Московское государство

Московское государство существовало с середины XV до конца XVII в. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости от Золотой Орды. Завершение процесса «собирания земель» вокруг Москвы превратило Московское княжество в национальное великорусское государство, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия.

Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось в 1547 г. торжественное венчание на царство Ивана IV, который в первый период своего правления пытался вместе с Избранной радой реализовать идеи европейского абсолютизма. Последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви.

Но добиться эффективного управления демократическими мерами Иван Грозный не смог. В результате опричнины, учиненных погромов в стране в 1569-1571 гг. начался голод, гибли сотни тысяч людей, происходило массовое бегство крестьян и горожан на окраины государства.
Со смертью бездетного Федора Ивановича (1598) окончился род московских царей - Рюриковичей.

В конце XVI - начале XVII в. Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». В стране возникла уникальная ситуация, когда власть фактически оказалась в руках общества.

В 1613 г. в Москве был собран самый представительный за всю историю страны Земский собор для выборов нового царя.

В связи с избранием на престол Михаила Романова во всех городах и уездах России впервые был проведен своего рода «референдум»: в избирательной грамоте было указано, что Михаила выбрали на царство «все православные христиане всего Московского государства».

Начало правления избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось постепенным восстановлением силы государства, территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа. Вместе с тем русское общество оставалось преданным идее самовластия царя и рабского повиновения царской воле. Поэтому назревшие преобразования проходили в традиционных формах, закреплявших деспотический характер политического строя. Соборное уложение 1649 г. укрепляло централизованное государственное управление и самодержавную власть царя. После его принятия упала роль сословного представительства. Начинавшаяся европеизация имела поначалу довольно узкие задачи.
На протяжении XVII в. в стране формировались основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

Российская империя

Российская империя - государство, существовавшее с конца XVII до начала XX в. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Переломным периодом в истории России явилась эпоха Петра I. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон. Выражением полновластия Петра I стало принятие им в 1721 г. титула императора.

После смерти Петра I Российская империя вступила в полосу дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 г. на российском престоле сменились шесть самодержцев. В эпоху женщин-императриц огромное значение в управлении империей приобрели всесильные временщики.

Правление Екатерины II (1762-1796) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», манифестом которого стал «Наказ» императрицы. Его радикальные, революционные положения остались нереализованными. Тем не менее реформы Екатерины II (губернская, городская и др.) имели принципиальное значение для российского законодательства, в котором понятие права было поставлено выше понятия обязанности.

Попытки Павла I (1796-1801) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия, противостоять либеральной политике, основанной на самоуправлении сословий, их правах и привилегиях, привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.

В XIX в. Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем.
Александр I (1801-1825) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Был намечен план либеральных преобразований, проведение программы реформ, составленной М.М. Сперанским. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - отказом от либеральных реформ, стремлением опереться на консервативные силы.

Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции, зарождение в стране революционного либерализма.

Политика Николая I (1825-1855), вопреки требованиям эпохи препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX в.

Время правления Александра II (1855-1881) характеризовалось либерализацией политической и общественной жизни, в стране произошли коренные изменения. Было отменено крепостное право. За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования. Возник диалог власти и общественных сил, который был прерван убийством Александра II революционерами-народовольцами.

Контрреформы Александра III (1881-1894) были нацелены на стабилизацию государственно-политического строя самодержавной России. Они нанесли сильный удар по либеральному движению. Под напором «официальной народности» либерализм становился все более западническим, атеистическим и этим все более отдалялся от народа. В результате ближе к крестьянству стали революционеры-народники. Это имело далеко идущие последствия.

При Николае II (1895-1917), который был глубоким приверженцем основ самодержавия, нарастало противостояние общества и власти. Его правление ознаменовалось невиданным размахом революционного движения, результатом которого стали Манифест 17 октября, выборы и деятельность законодательных представительных органов - Государственных дум.

2 марта 1917 г. Николай II был вынужден отречься от престола. В России сложилось двоевластие. Противостояние Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов завершилось 25- 26 октября 1917 г. принятием II Съездом Советов декретов о мире и о земле, созданием нового правительства - Совета народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.

Советское государство

Советское государство существовало с февраля 1917 г. до конца 1991 г.
В годы Гражданской войны (1918-1920) функции органов государственной власти фактически исполняла партия большевиков - РКП(б). В период 1918-1920 гг. происходил процесс советизации национальных окраин России, в результате которого 30 декабря 1922 г. был образован СССР.

После X съезда партии (1921) в стране утвердилась однопартийная политическая система. В 1920-х гг. в руководстве страны развернулась острая политическая борьба за власть. К концу 1930-х гг. сторонники И.В. Сталина полностью подчинили себе структуры правящей партии, в СССР сложился тоталитарный режим. Во главе страны стоял единоличный лидер, принимавший все важнейшие решения.
В этот период окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой, образовав административно-командную систему управления со строгой вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни.

На XX съезде КПСС (1956) Н.С. Хрущев выступил с критикой культа личности И.В. Сталина. Наступила так называемая хрущевская оттепель (1953-1964), началась реабилитация жертв репрессий, политическая обстановка внутри страны стала более мягкой.

Вместе с тем вопрос о существовании самой тоталитарной системы не ставился, в постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий» отмечалось, что культ личности Сталина «не изменил природу» социализма и не увел страну «в сторону от правильного пути развития к коммунизму». Многие представители интеллигенции восприняли доклад Хрущева как призыв к гласности; появился самиздат, при этом позволялось изобличать только «культ личности», но критика КПСС и существующего строя по-прежнему запрещалась.

В 1964 г. Н.С. Хрущев был отстранен от власти, произошел поворот в сторону свертывания остатков оттепели.
С приходом к власти Л.И. Брежнева (1964-1982) органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием (процесс Синявского - Даниэля, Пражская весна 1968 г., отставка А.Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» и др.). Выдвинутый лозунг «стабильность кадров» означал безнаказанность руководителей, пожизненность номенклатурных постов, старение кадров. Был усилен партийный контроль за деятельностью государственных органов, глушилась критика, власти арестовывали и ссылали лидеров правозащитного движения.

Стало неизбежным зарождение оппозиции. Возникновение широкого диссидентского движения, инакомыслия в армии (революционное воззвание замполита противолодочного корабля «Сторожевой») свидетельствовали об углублении противоречий между властью и обществом.

В годы перестройки (1985-1991), провозглашенной М.С. Горбачевым, были проведены значительные перемены во всех сферах общественной жизни. В политической системе декларировалось соединение социалистических ценностей с политической доктриной либерализма.

Значительное внимание уделялось развитию демократии. Было изменено избирательное законодательство, вводились альтернативные выборы. По новому избирательному закону были проведены выборы народных депутатов СССР в 1989 г. На I съезде народных депутатов СССР М.С.Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, III съезд народных депутатов СССР избрал его Президентом СССР. Отмена статьи 6 Конституции способствовала формированию в стране многопартийности.

В ходе перестройки резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также противостояние по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

Большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете. В течение 1990-1991 гг. произошел так называемый парад суверенитетов, в ходе которого все союзные и многие автономные республики приняли декларации о суверенитете, оспаривающие приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что породило «войну законов».

Попытка переворота, предпринятая ГКЧП в августе 1991 г., была сорвана благодаря массовому выступлению москвичей, занявших по призыву Президента РСФСР Б.Н. Ельцина оборону вокруг Белого дома.
Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР. В декабре 1991 г. главы трех республик - основателей СССР (Белоруссии, России и Украины) собрались в Беловежской Пуще. 8 декабря 1991 г. они констатировали, что СССР прекращает свое существование, и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Подписание соглашения вызвало негативную реакцию М.С. Горбачева, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. 25 декабря 1991 г. Горбачев официально сложил с себя полномочия Президента СССР.

Российская Федерация

Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 г. и продолжается по настоящее время.
С начала 1992 г. обновленное российское правительство занялось реальными социально-экономическими преобразованиями, начав с либерализации цен в стране. Это повлекло за собой инфляцию и обесценивание денежных вкладов большей части населения. Экономические и социальные трудности неизбежно привели к обострению политической борьбы в обществе. Трагическую форму она приобрела осенью 1993 г. - произошел разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета России (расстрел Белого дома). 12 декабря 1993 г. в России прошли выборы в новый законодательный орган - Федеральное Собрание России.
Важнейшим итогом выборов 12 декабря стало принятие новой российской Конституции, предложенной президентом на референдуме. Согласно ей Россия стала президентской республикой, в которой президент как глава государства обладает всей полнотой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Была ликвидирована система власти Советов, новый парламент наделялся исключительно законодательными функциями. Основной закон провозгласил право частной собственности, гарантировал права и свободы граждан России. Пятая в истории нашей страны конституция подвела черту под советским периодом развития государственности, определила новую политическую систему России.

В 1990-е гг. происходило становление российского парламентаризма, завершилось формирование системы законодательной власти. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

В это десятилетие серьезным дестабилизирующим фактором политической жизни России был чеченский кризис (две чеченские войны). В 1999 г. Б.Н. Ельцин в канун нового, 2000 г. заявил о своей добровольной отставке и возложил исполнение президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, который в результате президентских выборов 2000 г. вступил в должность Президента РФ.

В период двухсрочного президентства В.В. Путина и правящего тандема В.В.Путин - Д.А. Медведев были проведены административная реформа (образование семи федеральных округов), реформы верхней палаты Федерального Собрания и Правительства РФ, образован Госсовет, приняты поправки в Конституцию РФ и др.
Произошло укрепление вертикали исполнительной власти, выделение правящей партии «Единая Россия» (получившейся в результате слияния политических блоков), которая по итогам думских выборов 2003, 2007 и 2011 гг. заняла большинство мест в Государственной Думе и поддерживает ключевые решения президента и правительства.

Политическая система современной России переживает сложное состояние переходного периода. Все основные части этой системы - государственность, политические партии и партийная система, основные элементы гражданского общества - еще не сформировались. По мнению ряда политологов, пока неясно, каковы будут характер, формы всех элементов, какими будут взаимоотношения новой политической системы с обществом.

В России сложилась традиция сильной деспотической власти. Народ и государство жили в параллельных мирах. При всех отклонениях и колебаниях главный вектор развития государства в России - централизация власти, попытка ее упорядочивания.

Отсутствие воздействия общества на государственно-политические органы власти сформировало такой феномен, как российский национальный менталитет (образ мышления), соответствующий авторитарно-тоталитарной форме правления. Поэтому идеи гражданского общества, важнейшие институты которого неоднократно пытались ввести в России крупнейшие реформаторы, не находили в нашей стране должного отклика.

Все попытки реформирования государственных структур, а тем более - осуществление коренных преобразований системы государственной власти и управления, оказывались реализованными лишь частично. Характерно, что вслед за реформаторскими усилиями неизбежно следовали так называемые контрреформы.

Основными особенностями российской государственности, по мнению ряда политологов, являются:
решающая роль государства в регулировании общественных процессов;
высокая степень выживаемости этатистских (этатизм - от фр. etat - государство; огосударствление всех сфер жизни общества, особенно экономической) и авторитарных механизмов функционирования власти.


"История и обществознание для школьников" . - 2013 . - № 1 . - С. 35-45.

Российская государственность имеет тысячелетнюю историю.

Основные этапы становления российской государственности.

1 этап - становление раннефеодальной монархии. IX- XIV вв.

2 этап - формирование сословной монархии. XV -XVII вв.

3 этап - становление и развитие абсолютной монархии. XVIII в. -XIX в.

4 этап - конституционная монархия. 1905 г. по февраль 1917 г.

6 этап - с октября 1917 г. до 1991 г.- Советская республика.

7 этап - с декабря 1993 г., когда была принята Конституция РФ до настоящего времени, строительство Президентской республики.

Современное Российское государство - это не СССР и не Российская империя до 1917 г., хотя оно и унаследовало от Российской империи свое название.

С распадом СССР не стало и России, существовавшей как единое могучее государство, великая держава на протяжении 500 лет.

Россия в современных границах образовалась на основе одной республики, РСФСР, потеряв при этом 50% территории населения, столько же экономического потенциала, 25% территорий в наиболее благоприятных южных широтах, которыми владела Россия до 1917 г. и СССР до 1991 г., потеряла основные порты в Балтийском и Черном морях.

Сегодня уже всем ясна оценка формирования новой Российской государственности - это итог борьбы в высших эшелонах власти. Никаких объективных причин необходимости распада СССР не было, более того процесс распада противоречил общемировым тенденциям экономической и политической интеграции.

В июне 1990 г. съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. 31 октября 1990 г. - Верховный Совет РСФСР принимает закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». (Фактически Закон разрушал Центр, переводил под юрисдикцию России все, что находилось на ее территории, объявлял раздел собственности, в том числе и золото- валютный, алмазный запас СССР, между республиками). В ноябре 1991 г. принимается решение о ликвидации министерств и ведомств Союза.

8 декабря 1991 г. три республики обнародовали соглашение о создании Содружества Независимых государств. Единогласно депутаты республиканских советов проголосовали за денонсацию Договора об образовании в 1922 г СССР, ратифицировали соглашение о создании СНГ.

С 1992 г. начинается парад суверенитетов. Тува, Татарстан, Краснодарский край, Дагестан, Чечня создавали свои силы безопасности, подписывали международные соглашения. Якутия ввела английский язык в качестве официального, Бурятия, Карелия Осетия приняли законы, дающие право введения Чрезвычайного положения. Башкорстан признал суверенитет грузинской обособившейся территории. Вопреки мировой практике государственного регулирования органы российского управления оставляли все сферы экономики, отпуская российскую экономику в свободное плавание стихийно формировавшихся рыночных отношений. В этот период началось проведение неподготовленной политики разгосударствления и приватизации. Все это способствовало сепаратизму, растаскиванию бюджетных средств, уклонения от налогов, незаконной приватизации государственной собственности.



В этих условиях наиболее оптимальной для России формой государственного устройства могла быть только Федерация. В марте 1992 г. подписан Федеративный договор. Его подписали все республики, кроме Чечни и Татарстана, и все края, области, автономии.

Федерацию образовали административно- территориальные и национально- территориальные единицы: республики, края, области. Города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые стали субъектами РФ.

12 декабря 1993г. была принята Конституция РФ, которая закрепила принципы федеративного государства как единства правового поля. Она определила основные принципы федеративного устройства: верховенство Конституции РФ и федеральных законов, соответствие законов, конституций республик и уставов других субъектов Конституции РФ. Незыблемость территориальной целостности государства.

Недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта, общность экономического пространства: система налогов, пошлин, таможенных границ и др.

После 1993г. был принят ряд законов, направленных на укрепление системы государственного управления. Однако федерация с самого начала строилась непоследовательно, больше подчиняясь политической целесообразности, без четкой стратегии. Поэтому современный федерализм имеет переходную форму:



Не преодолены последствия первых лет реформирования, которые ослабляли центральную власть.

Продолжают действовать факторы, угрожающие целостности РФ.

Наличие анклавных территорий (Анкла́в (лат. inclavatus - «закрытый, запертый», лат. clavis - «ключ») - часть территории государства, полностью окружённая территорией других государств. Части государства, полностью окружённые другой (одной) страной, называются по́лными анкла́вами. Понятие территории включает в себя как сухопутную территорию, так и территориальные воды. С точки зрения самого государства, которому принадлежит данная территория, она называется «эксклав», понятие «анклав» используется другими государствами.

Таких государств три: Ватикан и Сан-Марино внутри Италии, Лесото внутри ЮАР. Ряд признаков государственности имеет также Мальтийский орден, владеющий территорией-анклавом внутри Италии.

Сохраняется нестабильность в Чечне.

Сохраняется сложность внутреннего и внешнего экономического и геополитического положения.

Низкий уровень жизни у большинства населения.

Амбиции политических лидеров. В последние годы в научных и политических дискуссиях не однократно поднимался вопрос о создании Уральской, Дальневосточной Русской республик, о приобретении за долги дальневосточных территорий иностранными кредиторами, иностранцам были предоставлены полномочия по извлечению полезных ископаемых из недр.

В последние годы приведены в действие факторы, укрепляющие централизованное начало государственного управления. Что было сделано:

Устранены несоответствия между федеративными и региональными законами.

Указом Президента от 13 мая 2000 г. утвержден перечень семи федеральных округов. Создан институт полномочных представителей Президента в субъектах РФ с надзорными функциями, который преобразован в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Проведено лишение глав региональной исполнительной власти статуса законодателей.

Принятие правового механизма федерального вмешательства в деятельность глав региональной исполнительной власти и представительной власти.

Повышение доли средств, направляемой в федеральный бюджет.

Россия во многом повторила путь Европы послевоенного периода, когда для предотвращения возможной реставрации тоталитарных режимов в основу новой европейской государственности были положены принципы децентрализации власти, приоритетного развития местного самоуправления, становления гражданского общества. В настоящее время идет процесс централизации власти, а это значит и укрепление государственности.

Административная реформа, которая проводится в Российской Федерации в настоящее время, включает:

Реформирование высших органов государственного управления.

Распределение полномочий между уровнями власти

Реформирование государственной службы.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.