Современные авторы о вов. Знаменитые писатели-фронтовики. Для начальных классов

Ставшая в истории человечества самой кровопролитной и продолжавшаяся почти 4 года, отразилась в сердце каждого жестокой трагедией, унесшей жизни миллионов людей.

Люди пера: правда о войне

Несмотря на растущее временное расстояние между теми далекими событиями, интерес к теме войны постоянно возрастает; нынешнее поколение не остается равнодушным к мужеству и подвигам советских солдат. Большую роль в правдивости описания событий военных лет сыграло слово писателей и поэтов, меткое, возвышающее, направляюще-вдохновляющее. Именно они - писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь. Литераторы кровавого военного времени правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь в тылу, крепкую солдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое дезертирство.

Творческое поколение, рожденное войной

Писатели-фронтовики - это отдельное поколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и послевоенного периода. Некоторые из них погибли на фронте, другие прожили дольше и умерли, как говорится, не от старости, а от старых ран.

1924 год был ознаменован рождением целого поколения фронтовиков, известных всей стране: Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Булат Окуджава, Василь Быков. Эти писатели-фронтовики, список которых далеко не полон, с войной столкнулись в момент, когда им только лишь исполнилось по 17 лет.

Борис Васильев - чрезвычайный человек

Почти всем мальчишкам и девчонкам 20-х годов не удалось спастись в страшное военное время. Выжило всего лишь 3%, среди которых чудом оказался Борис Васильев.

Он мог погибнуть в 34-м году от тифа, в 41-м в окружении, в 43-м - от минной растяжки. На фронт мальчишка ушел добровольцем, прошел кавалерийскую и пулеметную полковые школы, воевал в воздушно-десантном полку, учился в Военной академии. В послевоенный период работал на Урале испытателем гусеничных и колесных машин. Был демобилизован в звании инженер-капитана в 1954 году; причина демобилизации - желание заниматься литературной деятельностью.

Военной теме автор посвятил такие произведения, как «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Не стреляйте в белых лебедей». Известным Борис Васильев стал после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…», поставленной в 1971 году на сцене театра на Таганке Юрием Любимовым и экранизированной в 1972 году. По сценариям писателя было снято приблизительно 20 фильмов, среди которых «Офицеры», «Завтра была война», «Аты-баты, шли солдаты…».

Писатели-фронтовики: биография Виктора Астафьева

Виктор Астафьев, как и многие писатели-фронтовики Великой Отечественной войны, в своем творчестве показал войну как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата - человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной. Этот собирательный, наполовину автобиографичный образ фронтовика, живущего одной жизнью с товарищами и приучившегося бесстрашно смотреть смерти в глаза, Астафьев во многом списал с себя и своих фронтовых друзей, противопоставив его приживалам-тыловикам, в большинстве своем обитавших в относительно неопасной прифронтовой зоне на протяжении всей войны. Именно к ним он, как и остальные поэты и писатели-фронтовики ВОВ, испытывал глубочайшее презрение.

Автор таких известных произведений, как «Царь Рыба», «Прокляты и убиты», «Последний поклон» за свою якобы приверженность к Западу и склонность к шовинизму, которую критики усмотрели в его произведениях, на склоне лет был брошен на произвол судьбы государством, за которое воевал, и отправлен умирать в свою родную деревню. Именно такую горькую цену пришлось заплатить Виктору Астафьеву - человеку, который никогда не отказывался от написанного, за желание говорить правду, горькую и печальную. Правду, о которой не молчали в своих произведениях писатели-фронтовики Великой Отечественной войны; они говорили о том, что русский народ, который не только победил, но и потерял многое в себе самом, одновременно с воздействием фашизма испытывал гнетущее влияние советской системы и собственных внутренних сил.

Булат Окуджава: сто раз закат краснел…

Стихи и песни Булата Окуджавы («Молитва», «Полночный троллейбус», «Веселый барабанщик», «Песенка о солдатских сапогах») знает вся страна; его повести «Будь здоров, школяр», «Свидание с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» находятся в ряде лучших произведений русских прозаиков. Известные кинофильмы - «Женя, Женечка и Катюша», «Верность», сценаристом которых он был, посмотрело не одно поколение, равно как и знаменитый «Белорусский вокзал», где он выступал автором песен. В репертуаре и певца значится около 200 песен, каждая из которых наполнена собственной историей.

Булат Окуджава, как и остальные писатели-фронтовики (фото можно увидеть выше) являлся ярким символом своего времени; его концерты всегда проходили с аншлагами, несмотря на отсутствие афиш о его выступлениях. Зрители делились впечатлениями и приводили своих друзей и знакомых. Песню «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал» пела вся страна.

С войной Булат познакомился в семнадцатилетнем возрасте, уйдя после девятого класса на фронт добровольцем. Рядовой, солдат, минометчик, воевавший в основном на Северо-Кавказском фронте, был ранен из самолета противника, а после излечения попал в тяжелую артиллерию Главного командования. Как говорил Булат Окуджава (и с ним соглашались его коллеги - писатели-фронтовики), на войне боялись все, даже те, кто считал себя храбрее остальных.

Война глазами Василя Быкова

Выходец из белорусской крестьянской семьи, Василь Быков ушел на фронт в 18-летнем возрасте и воевал до Победы, пройдя такие страны, как Румыния, Венгрия, Австрия. Был ранен дважды; после демобилизации жил в Белоруссии, в городе Гродно. Главной темой его произведений являлась не сама война (о ней должны писать историки, а не писатели-фронтовики), а возможности человеческого духа, проявляющегося в таких тяжелых условиях. Человек всегда должен оставаться человеком и жить по совести, только в таком случае способен выжить человеческий род.

Особенности прозы Быкова стали поводом для обвинений советских критиков в осквернении советского лада. В прессе была устроена широкая травля, цензура на выход его произведений, их запрещение. По причине такой травли и резкого ухудшения здоровья автор был вынужден покинуть Родину и некоторое время жить в Чехии (стране его симпатий), потом в Финляндии и ФРГ.

Самые известные произведения писателя: «Смерть человека», «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Круглянский мост», «Мертвым не больно». Как говорил Чингиз Айтматов, Быков был сбережен судьбой для честного и правдивого творчества от имени целого поколения. Некоторые произведения были экранизированы: «Дожить до рассвета», «Третья ракета».

Писатели-фронтовики: о войне стихотворной строкой

На фронт талантливая девушка Юлия Друнина, как и многие писатели-фронтовики, пошла добровольцем. В 1943 году получила тяжелое ранение, по причине которого была признана инвалидом и комиссована. Затем последовало возвращение на фронт, Юлия воевала в Прибалтике и Псковской области. В 1944 году она вновь была контужена и признана непригодной для дальнейшей службы. С присвоенным званием старшины, и медалью «За отвагу» Юлия после войны выпустила стихотворный сборник «В солдатской шинели», посвященный фронтовому времени. Ее приняли в Союз писателей и навсегда зачислили в ряды поэтов-фронтовиков, отнеся к военному поколению.

Наряду с творчеством и выпуском таких сборников, как «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна - юность», «Окопная звезда», Юлия Друнина активно занималась литературно-общественной работой, была награждена престижными премиями, не раз избиралась членом редколлегий центральных газет и журналов, секретарем правления различных союзов писателей. Несмотря на всеобщее уважение и признание, себя полностью Юлия отдавала поэзии, описывая в стихах роль женщины в войне, ее мужество и терпимость, а также несовместимость животворящего женского начала с убийством и разрушениями.

судьба человека

Писатели-фронтовики и их произведения внесли весомый вклад в литературу, донеся до потомков правдивость событий военных лет. Возможно, кто-либо из наших близких и родственников воевал с ними плечом к плечу и стал прототипом рассказов или повестей.

В 1941 году Юрий Бондарев - будущий писатель - наряду со своими сверстниками участвовал в возведении оборонительных укреплений; после окончания пехотного училища воевал под Сталинградом в качестве командира минометного расчета. Затем контузия, легкое обморожение и ранение в спину, не ставшее помехой для возвращения на фронт, участие в прошел долгий путь до Польши и Чехословакии. После демобилизации Юрий Бондарев поступил в им. Горького, где ему довелось попасть на творческий семинар под руководством Константина Паустовского, привившего будущему писателю любовь к великому искусству пера и умению сказать свое слово.

Всю жизнь Юрий помнил запах мерзлого, твердого как камень хлеба и аромат ожоги стужи в степях Сталинграда, ледяной холод прокаленных морозом орудий, металл которых чувствовался через рукавицы, пороховой смрад стреляных гильз и пустынное безмолвие ночного звездного неба. Творчество писателей-фронтовиков пронизано остротой единения человека с Вселенной, его беспомощностью и одновременно невероятной силой и упорством, в стократ увеличивающимися перед страшной опасностью.

Широкую известность Юрию Бондареву принесли повести «Последние залпы» и «Батальоны просят огня», ярко отобразившие действительность военного времени. К теме сталинских репрессий было обращено произведение «Тишина», высоко оцененное критиками. В самом знаменитом романе «Горячий снег» остро поднята тема героизма советского народа в период самых тяжелых для него испытаний; автор описал последние дни Сталинградской битвы и людей, ставших на защиту своей Родины и собственных семей от фашистских захватчиков. Красной линией проходит Сталинград во всех произведениях фронтовика-писателя как символ солдатской стойкости и мужества. Бондарев никогда не приукрашивал войну и показывал «маленьких великих людей», которые делали свое дело: защищали Родину.

На войне Юрий Бондарев окончательно понял, что человек рождается не для ненависти, а для любви. Именно во фронтовых условиях в сознание писателя вошли кристально чистые заповеди любви к Родине, верности и порядочности. Ведь в бою все обнажено, добро и зло различимо, и каждый делал свой осознанный выбор. Как считает Юрий Бондарев, человеку жизнь дана не просто так, а для выполнения определенной миссии, и важно не растрачивать себя по пустякам, а воспитывать собственную душу, борясь за свободное существование и во имя справедливости.

Повести и романы писателя переведены более чем на 70 языков, причем за период с 1958 по 1980 годы за рубежом более 130 произведений Юрия Бондарева было опубликовано, а снятые по ним картины («Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня») посмотрела огромная зрительская аудитория.

Деятельность писателя отмечен многими общественными и государственными наградами, в том числе самой главной - всеобщим признанием и читательской любовью.

«Пядь земли» Григория Бакланова

Григорий Бакланов - автор таких произведений, как «Июль 41-го года», «Был месяц май…», «Пядь земли», «Друзья», «Я не был убит на войне». В войну служил в гаубичном артиллерийском полку, затем в звании офицера командовал батареей и сражался на Юго-Западном фронте до конца войны, которую описывает глазами воевавших на передовой, с ее грозными фронтовыми буднями. Причины тяжелых поражений на начальном этапе войны Бакланов объясняет массовыми репрессиями, атмосферой всеобщей подозрительности и страха, властвовавшего в довоенное время. Реквиемом по сгубленному войной молодому поколению, непомерной высокой цене за победу, стала повесть «Навеки - девятнадцатилетние».

В произведениях, посвященных мирному периоду, Бакланов возвращается к судьбам бывших фронтовиков, которые оказались исковерканными беспощадной тоталитарной системой. Особенно ярко это показано в повести «Карпухин», где жизнь героя произведения сломало казенное бездушие. По сценариям писателя было снято 8 фильмов; лучшая экранизация - «Был месяц май…».

Военная литература - детям

Детские писатели-фронтовики внесли весомый вклад в литературу, написав для подростков произведения об их сверстниках - таких же, как они, мальчишках и девчонках, которым довелось жить в военное время.

  • А. Митяев «Шестой неполный».
  • А. Очкин «Иван - я, Федоровы - мы».
  • С. Алексеев «От Москвы до Берлина».
  • Л. Кассиль «Твои защитники».
  • А. Гайдар «Клятва Тимура».
  • В. Катаев «Сын полка».
  • Л. Никольская «Должна остаться живой».

Писатели-фронтовики, список которых, приведенный выше, далеко не полный, доступным и понятным для детей языком донесли страшную реальность войны, трагические судьбы людей и проявленные ними мужество и героизм. Данные произведения воспитывают дух патриотизма и любви к Родине, учат ценить близких и родных, беречь мир на нашей планете.

Много десятилетий отдаляют нас от страшных событий 1941-45 годов, но тема человеческих страданий в годы Великой Отечественной войны никогда не утратит своей актуальности. Об этом нужно помнить всегда, чтобы подобная трагедия никогда больше не повторилась.

Особая роль в сохранении принадлежит литераторам, вместе с народом испытавшим весь ужас военного времени и сумевшим правдиво отобразить его в своих произведениях. Мастера слова полностью перечеркнули известные слова: «Когда пушки говорят, музы молчат».

Произведения литературы о войне: основные периоды, жанры, герои

Страшная новость 22 июня 1941 года болью отозвалась в сердцах всех советских людей, и первыми на нее откликнулись писатели и поэты. Более чем на два десятилетия тема войны стала одной из основных в советской литературе.

Первые произведения на тему войны были проникнуты болью за судьбу страны и наполнены решимостью отстоять свободу. Многие литераторы сразу же отправились на фронт в качестве корреспондентов и оттуда вели хронику событий, по горячим следам создавали свои произведения. Сначала это были оперативные, короткие жанры: стихотворения, рассказы, публицистические очерки и статьи. Их ждали с нетерпением и перечитывали как в тылу, так и на фронте.

Со временем произведения о войне становились объемнее, это были уже повести, пьесы, романы, героями которых становились сильные духом люди: простые солдаты и офицеры, труженики полей и заводов. После Победы начинается переосмысление пережитого: авторы хроникальных произведений пытались передать масштабы исторической трагедии.

В конце 50-х - начале 60-х годов произведения на тему войны пишут «младшие» писатели-фронтовики, побывавшие на передовой и прошедшие все тяготы солдатской жизни. В это время появляется так называемая «лейтенантская проза» о судьбе вчерашних мальчишек, оказавшихся вдруг перед лицом смерти.

«Вставай, страна огромная…»

Пожалуй, в России не найти человека, который не узнал бы призывных слов и мелодии «Священной войны». Эта песня была первым отзывом на страшное известие и стала гимном воюющего народа на все четыре года. Уже на третий день войны по радио прозвучали стихи А спустя неделю они уже исполнялись под музыку А. Александрова. Под звуки этой песни, наполненной необыкновенным патриотизмом и словно вырывавшейся из души русского народа, отправлялись на фронт первые эшелоны. В одном из них был другой известный поэт - А. Сурков. Это ему принадлежат не менее известные «Песня смелых» и «В землянке».

Прошли войну поэты К. Симонов («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», «Жди меня»), Ю. Друнина («Зинка», «И откуда вдруг берутся силы…»), А. Твардовский («Я убит подо Ржевом») и многие другие. Их произведения о войне проникнуты болью народа, тревогой за судьбу страны и непоколебимой верой в победу. А еще теплыми воспоминаниями о родном доме и оставшихся там близких людях, верой в счастье и в силу любви, способной сотворить чудо. Солдаты знали их стихи наизусть и читали (или напевали) в короткие минуты между боями. Это вселяло надежду и помогало выжить в нечеловеческих условиях.

«Книга о бойце»

Особое место среди произведений, созданных в годы войны, занимает поэма А.Твардовского «Василий Теркин».

Она - прямое свидетельство всего того, что пришлось пережить простому русскому солдату.

Главный герой - это собирательный образ, в котором воплотились все лучшие качества советского воина: отвага и мужество, готовность стоять до конца, бесстрашие, человечность и вместе с тем необыкновенная жизнерадостность, которая сохраняется даже перед лицом смерти. Автор сам прошел всю войну в качестве корреспондента, поэтому хорошо знал, что видел и чувствовал человек на войне. Произведения Твардовского определяют «меру личности», как сказал сам поэт, ее душевный мир, который невозможно сломать в самых трудных ситуациях.

«Это мы, Господи!» - исповедь бывшего военнопленного

Воевал на фронте и побывал в плену Пережитое в лагерях и стало основой повести, начатой в 1943 году. Главный герой, Сергей Костров, рассказывает о настоящих муках ада, через которые пришлось пройти ему и его товарищам, попавшим в плен к фашистам (неслучайно один из лагерей имел название «Долина смерти»). Люди, измученные физически и духовно, но не потерявшие веры и человечности даже в самые страшные минуты жизни, предстают на страницах произведения.

О войне писали много, но мало кто из писателей в условиях тоталитарного режима рассказывал именно о судьбе военнопленных. К. Воробьев сумел выйти из уготованных ему испытаний с чистой совестью, верой в справедливость и безмерной любовью к Родине. Такими же качествами наделены его герои. И хотя повесть не была завершена, В. Астафьев справедливо отметил, что и в таком виде она должна стоять «на одной полке с классикой».

«На войне узнаешь людей по-настоящему…»

Настоящей сенсацией стала и повесть «В окопах Сталинграда» писателя-фронтовика В. Некрасова. Напечатанная в 1946 году, она поразила многих необычайной реалистичностью в изображении войны. Для бывших солдат это стало воспоминаниями о страшных, ничем не завуалированных событиях, которые им пришлось пережить. Те, кто не бывал на фронте, перечитывали повесть и поражались откровенности, с которой рассказывалось о страшных боях за Сталинград в 1942 году. Главное, что отметил автор произведения о войне 1941-1945 годов - это то, что она обнажила истинные чувства людей и показала их настоящую ценность.

Сила русского характера - шаг к победе

Спустя 12 лет после великой победы вышел рассказа М.Шолохова. Его название - «Судьба человека» - символично: перед нами проходит полная испытаний и нечеловеческих страданий жизнь обычного шофера. С первых же дней войны А. Соколов оказывается на войне. За 4 года он прошел через муки плена, не раз ходил на волосок от смерти. Все его поступки - свидетельство непоколебимой любви к Родине, стойкости. Вернувшись домой, он увидел лишь пепелище - это все, что осталось от его дома и семьи. Но и здесь герой смог устоять перед ударом: маленький Ванюша, которого он приютил, вдохнул в него жизнь и дал надежду. Так забота о мальчике-сироте притупила боль от собственного горя.

Рассказ «Судьба человека», как и другие произведения о войне, показал истинную силу и красоту русского человека, способность устоять перед любыми препятствиями.

Легко ли оставаться человеком

В. Кондратьев - писатель-фронтовик. Его повесть «Сашка», опубликованная в 1979 году, из числа так называемой лейтенантской прозы. В ней без прикрас показана жизнь простого солдата, оказавшегося в жарких боях подо Ржевом. Несмотря на то что это еще совсем юнец - всего два месяца на фронте, он смог остаться человеком и не уронить достоинства. Преодолевая страх перед близкой смертью, мечтая выбраться из пекла, в котором оказался, он ни на минуту не задумывается о себе, когда речь идет о жизни других людей. Его гуманизм проявляется даже в отношении к безоружному пленному немцу, в которого ему не позволяет стрелять совесть. Художественные произведения о войне, подобные «Сашке», повествуют о простых и отважных ребятах, делавших тяжелый в окопах и в сложных отношениях с окружающими и таким образом решавших судьбу собственную и всего народа в этой кровавой войне.

Помнить, чтобы жить…

Многие поэты и писатели не вернулись с полей сражений. Другие прошли всю войну бок о бок с солдатами. Они были свидетелями того, как ведут себя люди в критической ситуации. Одни смиряются или используют любые средства, чтобы выжить. Другие готовы умереть, но не потерять чувства собственного достоинства.

Произведения о войне 1941-1945 годов - это осмысление всего увиденного, попытка показать мужество и героизм народа, вставшего на защиту своего Отечества, напоминание всем живым о страданиях и разрушениях, которые несет борьба за власть и всемирное господство.

«Аэропорт» - это не хроника, не расследование, не летопись. Это художественный вымысел, основанный на реальных фактах. В книге много персонажей, много переплетающихся драматических сюжетных линий. Роман не только и не столько о войне. Он и про любовь, про предательство, страсть, измену, ненависть, ярость, нежность, отвагу, боль и смерть. Иными словами, про нашу сегодняшнюю и вчерашнюю жизнь. Действие романа начинается в Аэропорту и разворачивается по минутам в течение последних пяти дней более чем 240-дневной осады. Хотя роман основан на реальных фактах, все персонажи - плод художественного вымысла, как и название Аэропорта. Маленький украинский гарнизон Аэропорта денно и нощно отражает атаки противника, многократно превосходящего его в живой силе и технике. В этом разрушенном до основания Аэропорту коварные и жестокие враги сталкиваются с тем, чего не ожидали и чему не могут поверить. С киборгами. Враги сами так назвали защитников Аэропорта за их нечеловеческую живучесть и упрямство обреченных. Киборги, в свою очередь, врагов прозвали орками. Вместе с киборгами в Аэропорту находится американский фотограф, который по ряду причин переживает эту необязательную войну как личную драму. Его глазами, словно в калейдоскопе, в перерывах между боями в Аэропорту читатель также увидит всю историю того, что объективные историки назовут не иначе как российско-украинской войной.

В основу книги положена история жизни реального человека. Бывшего заключённого, бойца штрафной роты, а потом подпоручика РОА и одного из руководителей Кенгирского восстания заключённых ГУЛАГа, Энгельса Ивановича Слученкова. Есть удивительные судьбы. Они похожи нa приключенческие ромaны, сопровождaющиеся фaнтaстическими эскaпaдaми и невероятными поворотaми. Судьбa Энгельса Слученкова былa из этого рядa. Вокруг его имени нагромождены завалы из лжи. Его судьба с одной стороны выглядит, как подвиг, с другой, как предательство. Но он и с aм сознaтельно или неосознанно был виновником этих путaных метаморфоз .

Но чтобы понять Слученкова, как человека, чтобы не оправдать, а лишь понять , каким образом стало возможно , что он советский гражданин и советский солдат пошёл воевать против Сталина. Для того, чтобы понять причины того, что многие тысячи советских граждан во время Второй мировой войны решились одеть вражескую форму и взять в руки оружие , против своих же братьев и друзей, мы должны прожить их жизнь. Оказаться на их месте и в их шкуре. Мы должны перенестись в те времена, когда человек вынужден был думать одно, говорить другое и, в конце концов, делать третье. И при этом сохранить в себе способность к готовности однажды воспротивиться таким правилам поведения, восстать и пожертвовать при этом не только своей жизнью, но и добрым именем.

Романы Владимира Першанина "Штрафник из танковой роты", "Штрафник, танкист, смертник" и "Последний бой штрафника" это история советского человека в годы Великой Отечественной войны. Вчерашний студент, которому в июне 41 года выпало идти в танковое училище и пройдя страшные испытания войны, стать настоящим Танкистом.

В центре романа "Семейщина" - судьба главного героя Ивана Финогеновича Леонова, деда писателя, в её непосредственной связи с крупнейшими событиями в ныне существующем селе Никольском от конца 19 до 30-х годов 20 века. Масштабность произведния, новизна материала, редкое знание быта старообрядцев, верное понимание социальной обстановки выдвинули роман в ряд значительных произведений о крестьянстве Сибири

В августе 1968 года в Рязанском училище ВДВ по новому штату было сформировано два батальона курсантов (по 4 роты в каждом) и отдельная рота курсантов частей спецназначения (9-я рота). Основная задача последней - подготовка командиров групп для частей и соединений спецназа ГРУ

Девятая рота, пожалуй, единственная, ушедшая в легенду целым подразделением, а не конкретным списочным составом. Прошло уже больше тридцати лет с тех пор, как она перестала существовать, но слава о ней не угасает, а скорее, наоборот, растёт.

Андрей Бронников был курсантом легендарной 9-й роты в 1976–1980 годах. Спустя много лет он честно и подробно рассказал обо всем, что с ним произошло за это время. Начиная с момента поступления и заканчивая вручением лейтенантских погон…

Среди многочисленных художественных произведений о Великой Отечественной войне роман Акулова «Крещение» выделяется той неподкупной объективной правдой, в которой как в монолите соединено трагическое и героическое. Такое мог создать только одаренный художник слова, лично прошедший через шквал огня и металла, через окропленные кровью морозные снега, не однажды видевший смерть в лицо. Значимость и силу роману «Крещение» придает не только событийная правда, но и классическая художественность, богатство русского народного языка, объемность и разнообразие созданных характеров и образов.

Его персонажи, как рядовые, так и офицеры, высвечены ярким светом, проникающим в их психологию и духовный мир.

Роман воссоздает события первых месяцев Великой Отечественной войны - наступление гитлеровцев под Москвой осенью 1941 года и отпор, который дали ему советские воины. Автор показывает, как порой трудно и запутанно складываются человеческие судьбы. Одни становятся героями, другие встают на гибельный путь предательства. Через все произведение проходит образ белой березы - любимого дерева на Руси. Первое издание романа вышло в 1947 году и вскоре получило Сталинскую премию 1-й степени и поистине всенародное признание.

Военная проза

Война. От этого слова исходит смерть, голод, лишения, бедствия. Сколько бы ни прошло времени после её окончания люди будут долго о ней вспоминать и оплакивать потери. Писательский долг не скрывать правду, а говорить как всё на войне было на самом деле, вспоминать подвиги героев .

Что такое военная проза?

Военная проза — это художественное произведение, затрагивающее тему войны и место человека в ней. Военная проза зачастую автобиографична или записана со слов очевидцев событий. В произведениях про войну поднимаются общечеловеческие, нравственные, социальные, психологические и даже философские темы.

Это важно делать, чтобы поколение, которое не соприкоснулось с войной знало через что прошли их предки. Военная проза делится на два периода. Первый — это написание рассказов, повестей, романов во время военных действий. Второй относится к послевоенному периоду написания. Это время переосмысления произошедшего и непредвзятого взгляда со стороны.

В современной литературе можно выделить два основных направления произведений:

  1. Панорамные . Действие в них происходит на разных участках фронта одновременно: на передовой, в тылу, в штабе. Писатели в этом случае используют подлинные документы, карты, приказы и так далее.
  2. Суженные . В таких книгах ведётся рассказ об одном или нескольких главных героях.

Основные темы, которые раскрываются в книгах про войну:

  • Военные действия на передовой;
  • Партизанское сопротивление;
  • Гражданская жизнь в тылу врага;
  • Жизнь заключённых в концлагерях;
  • Жизнь молодых солдат на войне.

Человек и война

Многих писателей интересует не столько достоверно описать выполненные боевые задачи бойцов, сколько исследовать их нравственные качества. Поведение людей в экстремальных условиях сильно отличается от привычного им образа спокойной жизни.

На войне многие проявляют себя лучшей стороны, другие же, напротив, не выдерживают испытаний и «ломаются». Задача авторов исследовать логику поведения и внутренний мир тех и других персонажей . В этом заключается главная роль писателей — помочь сделать правильный вывод читателям.

В чём важность литературы про войну?

На фоне ужасов войны на первом плане выступает человек со своими проблемами и переживаниями. Главные герои не только совершают подвиги на передовой, но и совершают героические поступки в тылу врага и сидя в концлагерях.

Конечно, все мы должны помнить какая цена заплачена за победу и делать из этого вывод ы. Каждый найдёт пользу для себя, читая литературу про войну. В нашей электронной библиотеке есть множество книг на эту тему.

  • Лев Кассиль ;

    Новый отец Лизель оказался порядочным человеком. Он ненавидел нацистов и скрывал в подвале беглого еврея. Также он привил Лизель любовь к книгам, которые в те времена нещадно уничтожали. О буднях немцев во времена войны читать очень интересно. Многие вещи после прочтения переосмысливаешь.

    Мы рады, что вы обратились на наш сайт в поиске интересующей информации. Надеемся, что она была полезной. Читать онлайн бесплатно книги в жанре военная проза можно на сайте.

Самые популярные книги о войне написаны очевидцами страшных военных лет:

Трое самых популярных писателей, осветивших события военных лет:

  1. Известный советский писатель Борис Васильев ушел на фронт в 41-году, будучи еще школьником. Самым известным его произведением можно считать повесть "А зори здесь тихие", по данной книге был снят фильм, который занимает в нашем рейтинге ТОП 70 лучших фильмов о войне почетное 1-е место. Борис Васильев написал не мало интересных книг о войне, которые в последствие легли в основу фильмов.
  2. Не менее популярный белорусский писатель Василь Быков. Он так же, как и Борис Васильев был еще совсем юным, когда началась Великая Отечественная война. В июне 41-го года В. быков оканчивает 10 класс, в 42-м году призван на фронт. Он участвовал в боевых сражениях. Известность ему принесли произведения: "Сотников", "Дожить до рассвета", "Пойти и не вернуться" и другие.
  3. Константин Симонов - еще один известный советский писатель военной тематики. С началом войны призван в армию. Был военным корреспондентом и побывал на всех фронтах. В 43-м году ему присвоено звание подполковника, после войны полковника. Константин Симонов написал не одну из самых лучших книг о войне. Не даром в нашем списке его имя встречается часто.

В нашем списке лучших книг о войне вы увидите произведения известных писателей, таких как Ю.Бондарев, М.Шолохов, Б.Полевой, В.Пикуль и другие.

Великие сражения описаны в многих произведениях о войне. По этим художественным книгам можно узнать много исторических фактов. По этому они очень полезны для прочтения подросткам и школьникам. Патриотиз и мужество описан и в стихах о войне, такие стихи заставляют задуматься каждого .

Лучшие книги о битвах и сражениях

  • «В окопах Сталинграда" - Виктор Некрасов
  • «Живые и мертвые» - Константин Симонов
  • «Солдатами не рождаются» - Константин Симонов
  • «Последнее лето» - Константин Симанов
  • «Горячий снег» - Юрий Бондарев
  • «Батальоны просят огня" - Юрий Бондарев
  • «Блокадная книга» - Алесь Адамович, Даниил Гранин
  • «Они сражались за Родину» - Михаил Шолохов
  • «Дорога жизни» - Н. Ходза
  • «В списках не значился» - Борис Васильев
  • «Брестская крепость» - Сергей Смирнов
  • «Балтийское небо» - Николай Чуковский
  • «Сталинград» - Виктор Некрасов

Героизм простого человека, во время войны - не так грандиозно, не не менее важно, ведь именно благодаря русскому народу мы одержали великую победу над фашизмом.

Лучшие книги о героизме и судьбах людей

  • «Сотников» - Василь Быков
  • «Василий Теркин» - Александр Твардовский
  • «Обелиск» - Василь Быков
  • «Дожить до рассвета» - Василя Быкова
  • «Прокляты и убиты» - Виктор Астафьев
  • «Жизнь и судьба» - Василий Гроссман
  • «Живи и помни» - Валентин Распутин
  • «Штрафбат» - Эдуард Володарский
  • «На войне как на войне» - Виктор Курочкин
  • «Офицеры» - Борис Васильев
  • «Аты-баты шли солдаты» - Борис Васильев
  • «Знак беды» - Василь Быков
  • «Болото» - Василь Быков
  • «Повесть о настоящем человеке» - Борис Полевой

Советские разведчики, внесли не малый вклад во время Великой Отечественной войны, по этому столько книг написано про подвиги советских разведчиков. Мы подобрали для вас самые лучшие книги этой тематики.

Лучшие книги о разведчиках

  • "Момент истины" - Владимир Богомолов.
  • "Семнадцать мгновений весны" - Ю. Семёнов
  • «Сильные духом» - Дмитрий Николаевич Медведев
  • «Щит и меч» - Вадим Кожевников
  • «Взять живым» - Владимир Карпов
  • «На краю пропасти»- Ю.Иванов
  • «Океанский патруль» - Валентин Пикуль

Роль руской женщины во время войны. Они сражались наравне с мужчинами, недаром их героизм описан в лучших книгах о войне.

Лучшие книги о подвигах женщин

  • "А зори здесь тихие" - Борис Васильев
  • «У войны не женское лицо» - Светлана Алексеевич
  • «Мадонна с пайковым хлебом» - Мария Глушко
  • «Четвертая высота» - Елена Ильина
  • "Пойти и не вернуться" - Василя Быкова
  • «Повесть о Зое и Шуре» - Любовь Космодемьянская
  • «Матерь человеческая» - Виталий Закрутин
  • «Партизанка Лара» - Надежда Надеждина
  • «Девичья команда» - П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Война глазами детей и подростков. Как рано им пришлось повзраслеть.

Лучшие книги о подвигах детей и молодежи

  • «Молодая гвардия» - Александр Фадеев
  • «Последние свидетели. Соло для детского голоса» - Светлана Алексеевич
  • «Улица младшего сына» - Лев Кассиль, Макс Поляновский
  • «Сын полка» - Валентин Катаев
  • «Мальчики с бантиками» - Валентин Пикуль

Мирная жизнь до военных лет. Романтика, любовь и надежды - все это оборвала война.

Лучшие книги о жизни до войны

  • «Завтра была война» - Борис Васильев
  • «До свиданья мальчики» - Борис Балтер

Возможно вы захотите дополнить наш список лучших книг о войне. Оставляйте свои комментарии

художественных произведений

о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.
Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие

не пришли с войны,

В том, что они - кто старше,

кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог,

но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же,

все же, все же...

Александр Твардовский
Тема Великой Отечественной, появившись с самого начала войны в нашей литературе, до сих пор волнует как писателей, так и читателей. К сожалению, постепенно уходят из жизни авторы, которые знали о войне не понаслышке, но они оставили для нас в талантливых произведениях своё проникновенное видение событий, сумев передать атмосферу горьких, ужасных и вместе с тем торжественных и героических лет.

Книги о войне надо читать с детства, чтобы не утерять нить памяти о доблести наших соотечественников, подаривших нам жизнь. Предлагаем вам аннотированный рекомендательный список лучших произведений о Великой Отечественной. Список составлен в порядке алфавита авторов. Все представленные литературные шедевры имеют в Интернете полнотекстовой аналог.

Для начальных классов


Воронкова Л.Ф. Девочка из города
Повесть «Девочка из города», написанная в суровом 1943 году, до сих пор трогает сердца детей и взрослых. Всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это подтверждает история маленькой беженки Валентинки, оказавшейся среди чужих людей в незнакомом селе.



Гайдар А.П. Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове

Героическая сказка замечательного детского писателя. В Мальчише-Кибальчише воплощены все лучшие черты наших мальчишек, мечтающих о совершении настоящего подвига во имя Родины.

Большая Победа не была бы завоёвана, если бы не находились вот такие большие и маленькие герои. Разве судьба пионеров-героев не повторила судьбу Мальчиша-Кибальчиша?




Кассиль Л. Улица младшего сына
Повесть о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина - героя Великой Отечественной войны.



Катаев В. Сын полка
Мальчик-сирота Ваня Солнцев волей судьбы попал в военную часть к разведчикам. Его упрямый характер, чистая душа и мальчишеская смелость смогли перебороть сопротивление суровых военных людей и помогли ему остаться на фронте, стать сыном полка.



Михалков С. Быль для детей
Несмотря на известную идеологическую направленность, «Быль для детей» - хорошее произведение о войне, способное донести до современных ребят перенесённое нашей страной в то страшное время. Поэма охватывает события 1941 - 1945 гг. Данный ресурс представляет собой отсканированные страницы книги (Детская литература, М., 1969) с рисунками Н.Кочергина.



Осеева В.А. Васек Трубачев и его товарищи
Герои трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи» жили, учились, озорничали, дружили и ссорились несколько десятилетий назад, но тем интереснее совершить путешествие на «машине времени» и заглянуть в их мир. Вот только безоблачная пора детства для Трубачёва и его друзей оказалась слишком короткой: её оборвала Великая Отечественная война.



Паустовский К. Г. Похождения жука-носорога

Солдат носил с собой в походной сумке жука-носорога, которого ему подарил на память перед уходом на фронт сын. Этот жук стал солдату добрым товарищем в ратной жизни. Прошли они вместе немало, обоим есть что вспомнить.




Платонов А. Никита
Рассказ назван по имени главного героя - маленького мальчика Никиты. Писатель Андрей Платонов был из тех, кто навсегда запомнил, какой он был в детстве человек, - а это помнят не все. Наверно, Платонову в детстве никогда не говорили: ты ещё не дорос, это тебе не по уму. Поэтому и он рассказывает нам про маленьких людей, а уважает их как больших. И они тоже сами себя уважают в его рассказах, даже видят, что они, может быть, тут и есть самые главные на земле...



Платонов А. Цветок на земле
Мир широк, он вмещает в себя много интересного. Маленький человек делает открытия каждый день. Герой рассказа "Цветок на земле" вдруг посмотрел на обычный цветок совершенно другими глазами. Дедушка помог внуку увидеть в цветке святого труженика.



Симонов К. Сын артиллериста
Баллада К.Симонова основана на реальных событиях. Стихотворное повествование о майоре Дееве и Лёньке запоминается с первого прочтения, настолько просто, ясно и впечатляюще оно написано.



Яковлев Ю. Девочки с Васильевского острова
Юрий Яковлев в своих рассказах открывает детям всю правду жизни как она есть, не прячась от решения проблем за внешней увлекательностью сюжета. Книга «Девочки с Васильевского острова» – рассказ о маленькой Тане Савичевой, умершей от голода, написан на основе ее сохранившихся записей.

Для 5-7 классов



Богомолов В.О. Иван
Трагическая и правдивая повесть об отважном мальчике-разведчике, каждый день жертвующем собой, сознательно неся взрослую службу, которая по силам не каждому взрослому бойцу.




Козлов В. Витька с Чапаевской улицы
Книга рассказывает о подростках, которые ушли в поход перед самым началом войны. Они в полной мере пережили трудности и опасности войны, как и весь русский народ. Так пришло к ним взросление. Повестью «Витька с Чапаевской улицы» В.Козлова зачитывалось не одно поколение мальчишек и девчонок.



Корольков Ю. Пионеры-Герои. Лёня Голиков
В годы Великой Отечественной войны, когда фашисты вторглись на новгородскую землю, Леня Голиков встал в ряды народных мстителей. Рассказ основан на реальных событиях. Текст сопровождается рисунками В.Юдина.



Платонов А. Дерево Родины
Это не столько рассказ, сколько притча, в которой говорится о противоестественности войны, о бессилии смерти перед упорным стремлением Солдата выстоять во имя жизни, защитить свою мать, землю, Родину – всё, что ему дорого и свято.



Платонов А. Cампо
«Сампо» - сказочная самомольная мельница, которая способна прокормить всех желающих задаром. В притче Андрея Платонова рассказывается о маленьком колхозе под названием «Добрая жизнь», где жили трудолюбивые люди, не мечтающие о чудесной мельнице. Всё, что они имели, добывалось трудом. Но этого оказалось мало для того, чтобы защитить «Добрую жизнь» от злого врага



Очкин А. Я. Иван - я, Федоровы – мы
В этой повести подлинные события и почти все подлинные имена. Автор описывает боевые дела своего друга, «братишки» Вани Федорова, погибшего в Сталинграде смертью героя. Сам Алексей Яковлевич Очкин начал войну на Дону, участвовал в Сталинградской битве, на Курской дуге повторил подвиг Александра Матросова, еще не однажды был тяжело ранен, но дошел по дорогам войны до конца: участвовал в штурме Берлина и освобождении Праги.



Рудный В. Дети капитана Гранина
Полуостров Гангут, расположенный при входе в Финский залив, с первых дней Великой Отечественной войны стал важнейшим стратегическим пунктом. Его защитники не только не пропустили в Финский залив ни одного крупного вражеского корабля, который мог бы представлять серьезную угрозу для Ленинграда, но и оттянули на себя в самый решительный момент значительные силы противника.



Толстой А.Н. Русский характер
Во время Курского побоища лейтенант Егор Дрёмов еле успел спастись из горящего танка. Он выжил и даже сохранил зрение, но обгоревшее лицо его после нескольких операций изменилось до неузнаваемости. Вот таким он и прибыл в родной дом. Об этом возвращении мы узнаём из рассказа «Русский характер».

Для 8-9 классов




Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий». Документальная хроника основана на воспоминаниях и дневниках сотен ленинградцев, переживших блокаду.



Адамович А. Хатынская повесть
В Белоруссии фашисты зверствовали как нигде: уничтожено более 9200 деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы. «Хатынская повесть» написана на документальном материале. Она посвящена борьбе белорусских партизан. Один из них – Флера – вспоминает события прошедшей войны.



Айтматов Ч.Т. Ранние журавли
Суровые годы Великой Отечественной войны. Далекий киргизский аул. Мужчины - на фронте. Герои повести - школьники. Лучшие, сильнейшие из них должны поднять заброшенные поля, дать хлеб фронту, семьям. И дети глубоко понимают это. Война стала суровым испытанием для подростков, но она не убила в них умение радоваться жизни, видеть прекрасное, делиться радостью с другими



Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние
Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. В книге параллельно повествованию идёт фоторассказ. «Людей, которые на этих фотографиях, - пишет автор, - я не встречал на фронте и не знал. Их запечатлели фотокорреспонденты и, может быть, это все, что осталось от них».



Васильев Б.Л. А зори здесь тихие...
Это произведение – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Светлые образы девушек – главных героинь повести, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая никого не щадит.



Казакевич Э. Звезда
Это произведение создано на основе пережитого автором в боевом накале фронта, при виде страданий и гибели людей. Трагически-печальная и светлая повесть о группе дивизионных разведчиков звучит как откровение и проникает в души людей.



Космодемьянская Л.Т. Повесть о Зое и Шуре
Дети Л.Т. Космодемьянской погибли в борьбе с фашизмом, защищая свободу и независимость своего народа. О них она рассказывает в повести. По книге можно день за днем проследить жизнь Зои и Шуры Космодемьянских, узнать их интересы, думы, мечты.



Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
«Повесть о настоящем человеке» - повесть Б. Н. Полевого 1946 года о советском летчике Мересьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны. После тяжёлого ранения, врачи ампутировали ему обе ноги. Но он решил, что будет летать.



Твардовский А.Т. Василий Тёркин
В глубоко правдивой, исполненной юмора, классически ясной по своей поэтической форме поэме «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский создал бессмертный образ советского бойца. Это произведение стало ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.



Шолохов А.

Судьба человека
Рассказ в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» - это повествование о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на жизнь и свободу Родине. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального характера.


Для старших классов



Адамович А. Каратели
«Каратели» - кровавая хроника уничтожения батальоном гитлеровского карателя Дирлевангера семи мирных деревень на территории временно оккупированной Белоруссии. Главы носят соответствующие названия: «Поселок первый», «Поселок второй», «Между третьим и четвертым поселком» и т. д. В каждой главе помещены выдержки из документов о деятельности карательных отрядов и их участников.



Богомолов В. Момент истины
Сюжет развивается на основе напряжённого противостояния офицеров СМЕРШ и группы немецких диверсантов. «Момент истины» – самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны, переведён более чем на 30 языков.



Быков В. Сотников

Для всего творчества В.Быкова характерна проблема нравственного выбора героя на войне. В повести «Сотников» сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои произведения – Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Читателю предстоит вместе с автором задуматься о вечных философских вопросах: цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики - одна из самых сильных сторон повести.

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви.




Воробьев К. Убиты под Москвой
Повесть «Убиты под Москвой» стала первым произведением К. Воробьева из разряда тех, которые были названы критиками «лейтенантской прозой». Воробьев рассказывал о той «невероятной яви войны», которой сам стал свидетелем во время боев под Москвой зимой 1941. Война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее.



Кондратьев В. Сашка
События в повести «Сашка» происходят в 1942г. Автор сам является фронтовиком и воевал подо Ржевом, так же, как и его герой. Повесть показывает людей на войне и в жизни. Писатель считал своим долгом донести горькую военную правду до читателей. Он во всех деталях воспроизводит военный быт, что придает его повествованию особую реалистичность, делает читателя соучастником событий. Для людей, воюющих здесь, даже самая незначительная мелочь навсегда врезается в память.



Некрасов В. В окопах Сталинграда
Сталинградская битва, решившая исход Великой Отечественной войны, запечатлена во многих произведениях искусства. Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и сегодня потрясает глубиной и правдивостью. Великие и простые герои Сталинграда воочию предстают перед нами.



Платонов А. Взыскание погибших
Андрей Платонов в годы войны был военным корреспондентом. Он писал о том, что видел сам. Рассказ "Взыскание погибших" стал вершиной военной прозы А.Платонова. Посвящен героической переправе через Днепр. И в то же время он повествует о святости матери, идущей на могилу своих детей, святости, рожденной страданием.



Тендряков В. Ф. Люди или нелюди
В. Тендряков ушёл на фронт добровольцем после окончания школы в 17-летнем возрасте. Был связистом. Некоторые факты его военной биографии отражены в эссе «Люди или нелюди». Это размышление писателя о том, как быстро происходит трансформация людей в нелюдей. Не щадя ни своих соотечественников, ни фашистов, автор показывает трагическую относительность человечности и нечеловечности в человеке в зависимости от обстоятельств.



Фадеев А.А. Молодая гвардия
Роман о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках.

Большинство главных героев романа: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Сергей Тюленин и др. - реально существовавшие люди.




Шолохов М.А. Они сражались за Родину
Страницы романа «Они сражались за Родину» воссоздают один из самых трагических моментов войны – отступление наших войск на Дону летом 1942 года.
Уникальность этого произведения в особой шолоховской способности сочетать крупномасштабность и эпичность изображения (традиция, идущая от «Войны и мира» Л. Толстого) с детализированностью повествования, с острым ощущением неповторимости человеческого характера.
В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей - шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Отчизне.
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.