Тайны сбывшихся предсказаний писателей-фантастов. Пять писателей фантастов, предсказавших будущее

В литературе очень часто обсуждается феномен предвидения, который встречается в произведениях различных авторов. Исследователи творчества Жуля Верна насчитали 98 сбывшихся предвидений из 108, которые он сделал. Но это научная фантастика, и можно сказать, что и о подводных лодках, и о полетах на Луну мечтал не только он. В тоже время подобные мысли высказывались и другими людьми. Но, а как быть с гибелью парохода Титан из романа «Тщетность», написанного в 1898 г. малоизвестным писателем-фантастом Морганом Робертсоном. Действия разворачиваются на корабле «Титан». Основные характеристики судна такие: длина 243 метра, водоизмещение 70 тысяч тонн, мощность двигателей 50 тысяч лошадиных сил, скорость 25 узлов, 4 трубы, 3 винта. Холодной апрельской ночью корабль сталкивается с айсбергом и гибнет. Такова суть содержания романа. Поразительнее всего то, что через 12 лет этот сценарий полностью осуществился в реальной жизни с пароходом «Титаник». Совпали все технические параметры пароходов, место и причины гибели и даже большая часть фамилий погибших при крушении людей.

Для нас может быть интересен факт пророчества российских писателей.

Почти за сто лет до революции и того, что последовало за ней, Михаил Лермонтов написал пророческие строки:

Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон...

Михаил Лермонтов в стихотворении «Сон» описал даже собственную гибель:

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

Не прошло и года, как поэт погиб на дуэли во время своего пребывания на Кавказе.

У многих поэтов и писателей часто появлялись пророчества относительно своей судьбы помимо воли авторов из случайных, брошенных ненароком слов, но слова эти были зафиксированы на бумаге и, стало быть, обрели жизнь самостоятельную. А у жизни слов - свои законы и последствия. В первую очередь эти последствия касаются тех, кто данные слова произнес. Вот несколько примеров:

Пророчество в стихотворении Николая Рубцова: «Я умру в крещенские морозы». Он погиб 19 января - в тот самый день, когда отмечается православное Крещение.

Драматург Александр Вампилов написал в своей записной книжке: «Я знаю - старым я никогда не буду». Так и вышло: он утонул в Байкале за несколько дней до своего 35-летия. Поэт и музыкант Юрий Визбор в 1978 году написал песню «Памяти ушедших», где есть такая строка: «Как хочется прожить еще сто лет - ну пусть не сто, хотя бы половину». Визбор будто сам отмерил себе земной срок - прожил ровно 50 лет.



Владимир Высоцкий в одном из своих стихотворении предсказал время своей смерти: «Жизнь - алфавит: я где-то уже в «це-че-ше-ще» - уйду я в это лето в малиновом плаще». Стихи написаны в начале 1980 года. Летом этого года, 25 июля, Высоцкого не стало.

После смерти Валентина Пикуля жена нашла в его библиотеке книгу со слепым корешком, и в ней было творческое завещание, которое заканчивалось словами: «Писал это Пикуль Валентин Савич, русский, родился 13 июля 1928 года, умер 13 июля 19... года». Написано это в 1959 году, а умер он 16 июля 1990 года, ошибившись в числе всего на три дня.

Борис Пастернак заподозрил, что написанное слово может стать программой дальнейшей жизни и предостерегал своих современников-поэтов от того, чтобы предсказывать в стихах собственную смерть.

Достоевский также обладал даром предвидения и в его «Дневнике писателя» за 1877 год есть такие строки: «Предвидеться страшная, колоссальная… революция, которая потрясет все страны изменением лика мира. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови… Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств, Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются». Здесь же писатель предсказал примерное количество жертв грядущей революции (100 миллионов), а в «Бесах» - и ее сроки. Петенька Верховенский на вопрос: «Когда все начнется?» - ответил: « Лет через пятьдесят… Начнется на Масленице (февраль), кончится после Покрова (октябрь)».

Интересны предсказания русского писателя Александра Богданова, в повести «Красная звезда», в которой еще в 1904 году он предугадал не только черты надвигавшегося тоталитарного правления, но и даже его символику, вынесенную в заглавие романа.

Среди пророчеств и неслучайных совпадений есть такие, когда русский человек не знает - плакать ему или смеяться. За полвека до большевистской революции сатирик Салтыков-Щедрин написал повесть «История одного города», где под «городом Глуповом» не одно поколение русских читателей узнавало страну, в которой они жили. Губернатор-тиран, повествует Щедрин, едва приняв власть над несчастным городом, отменил все праздники, оставив только два. Один отмечался весной, другой - осенью. Именно так в первые же годы своего правления поступили большевики, отменив в стране все традиционные праздники. Из нововведенных ими праздников один отмечался весной (1 мая), другой - осенью (7 ноября). Совпадения не кончаются на этом. У Щедрина весенний праздник «служит приготовлением к предстоящим бедствиям». У большевиков 1 Мая всегда был «днем смотра боевых сил пролетариата» и сопровождался призывами к усилению классовой борьбы и к свержению капитализма. Иначе говоря, был ориентирован на бедствия грядущие. Что касается осеннего праздника, то, по Щедрину, он посвящен «воспоминаниям о бедствиях уже испытанных». И словно нарочно или в насмешку 7 Ноября - праздник, установленный большевиками, - был посвящен памяти о кровопролитиях революции.

Интересны литературные произведения академика АН СССР Ивана Ефремова. Он занимался вопросами палеонтологии. Многие находки не вписывались в существующую тогда парадигму, поэтому о их существовании он говорл в своих фантастических произведениях. Кроме того, следует учесть, что у И. Ефремова, кроме предвидения были и прогнозы, основанные на наличие научных фактов. Это касается, например, открытия алмазного месторождения в Сибири.

Ниже приведен список сбывшихся «предсказаний» Ивана Ефремова:

Открытие месторождения алмазов в Якутии - в рассказе «Алмазная труба» (до Ефремова в 1840 году геолог Р.К. Маак в своём докладе сделал вывод, что на реке Вилюй должны быть кимберлитовые трубки и алмазные россыпи.

Открытие крупного месторождения ртутных руд на Южном Алтае - в рассказе «Озеро горных духов».

Открытие голографии - в рассказе «Тень минувшего».

Особенность поведения жидких кристаллов - в рассказе «Атолл Факаофо».

Трехмерное телевидение с параболическим вогнутым экраном в романе «Туманность Андромеды» (по другой версии, оно уже было известно).

Геостационарный спутник, который всегда находится над одной точкой земной поверхности - в романе «Туманность Андромеды». В романе он называется - суточный спутник.

Экзокостюм («прыгающий скелет»), который позволяет людям преодолевать повышенное гравитационное притяжение (в романе «Туманность Андромеды»).

Микрокибернетическое лечащее устройство, заглатываемое больными. Ставит диагноз и лечит изнутри (в романе «Сердце Змеи»).

Но Ефремов был ученым и его предсказания могли основываться на экстраполяции уже известных фактов в будущие с учетом их возможного развития, поэтому предсказания Ефремова следует отнести к особому виду интуиции ученого.

В 1945 г. А. Кларк опубликовал статью под названием «Космические ретрансляторы», в которой высказал пророческую идею об использовании искусственных спутников Земли в радио- и телевизионных передачах. В то не такое уж далекое время на статью А. Кларка не обратили внимания, считая ее фантазией писателя. А спустя восемнадцать лет институт Франклина присудил ему золотую медаль за разработку идеи космической связи.

В 1947 г. Кларк написал первый рассказ о посадке на Луну, предсказав ее географические характеристики и посещение ее человеком.

Прошло немного времени, и фантазия писателя стала действительностью. Более того, в своих произведениях Кларк нередко описывает такие события, которые практически невозможно предсказать, основываясь на опыте нашей жизни. Вот пример, подтверждающий сказанное.

В своей книге «2001 год: космическая Одиссея» фантаст рассказывает об астронавтах, отправляющихся в глубины Вселенной в поисках доказательств того, что в далеком прошлом инопланетяне участвовали в зарождении и развитии разумной жизни на Земле. Путь астронавтов лежал мимо планеты Юпитер, их ждали большие трудности, связанные с огромным загадочным черным монолитом.

С момента опубликования книги А. Кларка прошло немного времени, и представитель Земли действительно побывал в иных мирах, ступив даже на лунную поверхность. Особенно удивительным в предсказаниях писателя явилось и то, что экипаж корабля «Аполонн-8», стартовавший к Луне, в самом деле видел в космосе черный монолит.

А как можно предсказать подобные события?

Интересна судьба американского писателя Дж. Колинза. Он в последнем своем рассказе описал собственную гибель. Колинз был еще и летчиком испытателем и испытывал самолет "Грумман Хеллдей". Ему предстояло последнее испытание самолета. Необходимо было выяснить как самолет выходит из пикирования. Все шло хорошо, но закончилось точно так, как он описал в рассказе. Самолет не смог выйти из пике. Правда в последнем случае трудно сказать был ли рассказ предвидением трагических событий, или события развернулись так, как это было запрограммировано в мозге Колинза. Не исключено, что он настолько вписался в образ, что уже не смог справиться с подсознанием и самолетом так, как с самолетом не справился и его герой.


Предсказания в искусстве

Литература


Русские народные сказки

Русский народ всегда верил в чудеса. Поэтому во всех наших сказках имеются волшебные предметы: сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, ковер-самолет, чудо-зеркальце, летучий корабль и т.д.



Писатели-мыслители, такие, как Верн, Уэллс, Лем, Альтов, Ефремов, Стэплдон, способны предвидеть будущее лучше, чем футурологи, астрологи и прочие пророки современности. Причина проста: авторы прогностической фантастики пишут о качественных скачках в развитии человечества. Они не движутся по кругу идей, как цирковая лошадь, подгоняемая кнутом воображения, - они выходят за пределы.

Можно выделить две группы писателей-фантастов. В первую включить авторов, которые цель своего творчества видели в том, чтобы представить, каким может стать будущее человечества. Во вторую группу - авторов, для которых фантастика лишь метод, антураж, фон для создания «сказания о человеке». Авторами, относившимися к первой категории, были Александр Беляев, Генрих Альтов, Иван Ефремов (из советских писателей) и Жюль Верн, Герберт Уэллс, Хьюго Гернсбек, Олаф Стэплдон, Станислав Лем (из писателей западных).


Жюль Габриэ́ль Верн

8 февраля 1828, Нант, Франция - французский географ и писатель, классик, один из основоположников научной фантастики. Член Французского Географического общества.

«С Земли на Луну» (1865)

«Путешествие к центру Земли» (1864)

«Вокруг Луны»(1869,

«20 000 льё под водой»( 1870)


Люди, приписывающие поэтам способность предсказывать будущее, часто приводят стихотворение М.Ю. Лермонтова «Предсказание» (1830). В действительности это не пророчество о русской революционной смуте, а переживание тех тревожных и бедственных событий, которые принес Европе и России 1830 год. По южным и юго-восточным губерниям России прошли «холерные бунты». 3 июня 1830 года во время одного из них был убит губернатор Севастополя Н.А. Столыпин – родной брат бабушки Лермонтова.

В Польше вспыхнуло восстание, во Франции произошла революция. Это дало особое настроение 16-летнему поэту.

Он пытается спроецировать на Россию опыт кровавой Французской революции 1789–1794 годов. Важно обратить внимание, что в автографе стихотворения рядом с названием имеется авторская приписка: «Это мечта».


В поэтической ткани стихотворения хорошо видны нити прошлых исторических событий.

Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь; Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел, Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек, И ты его узнаешь – и поймешь, Зачем в руке его булатный нож: И горе для тебя! – твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.


Эдгар По

19.01.1809 – 01.10.1849

Американский писатель, поэт, эссеист, литературный критик и редактор, представитель американского романтизма.

Создатель формы современного детектива и жанра психологической прозы.

Некоторые работы Эдгара По способствовали формированию и развитию научной фантастики.

«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» (1838)


Герберт Уэллс

родился 21 сентября 1866 года в пригороде Лондона Бромли (графство Кент). На протяжении творческой жизни (с 1895) Уэллс написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более, 3 книги для детей и автобиографию.

В 1895 году Уэллс написал своё первое художественное произведение - роман «Машина времени» о путешествии изобретателя в отдалённое будущее.

«Война миров», «Человек-неведимка»


В 1914 году Герберт Уэллс написал свой пророческий роман «Освобожденный мир», в котором предсказал применение ядерного оружия массового поражения и неконтролируемые последствия этого шага. Уэллс-то писал просто поучительную историю о ядерном кошмаре и массовой смерти,

но, возможно, роман повлиял на развитие ядерного оружия. В 1932 году книгу прочитал физик Лео Силард, год спустя он разработал концепцию нейтронной цепной реакции, а 1943 году получил патент


Морган Эндрю Робертсон (1861 -1915) Американский писатель в жанре фантастики.

Самым известным произведением Робертсона стала повесть, впервые изданная в 1898 году под названием «Тщетность» («Futility» ) , и переизданная с небольшими изменениями в 1912 году под названием «Тщетность, или крушение Титана» .

В ней описывается последнее плавание корабля «Титан», считавшегося непотопляемым и затонувшего в третьем обратном рейсе, при попытке поставить рекорд скорости в пересечении Атлантического океана .


Известность «Тщетность» получила через 14 лет, когда в апреле 1912 года от столкновения с айсбергом затонул лайнер «Титаник».

  • почти полностью совпадают основные технические характеристики «Титана» Робертсона и реального «Титаника»,
  • время крушения (апрельская полночь),
  • причина крушения (предельная скорость в сложной ледовой обстановке и, как следствие, столкновение с айсбергом и сильные повреждения правого борта)
  • главная причина большого числа жертв (нехватка шлюпок из-за уверенности судовладельцев в непотопляемости судна).

  • С одной стороны, книга принесла своему автору небывалую популярность,
  • а с другой – он стал объектом ненависти со стороны пассажиров «Титаника» и родственников погибших. Для них Морган Робертсон был скорее антигероем. После катастрофы ему начали приходить сотни писем, в которых писателя проклинали вместе с его романом. Многие даже обвиняли его во всем случившемся.
  • Морган Робертсон умер в 1915 году, лишь на три года пережив "Титаник".

Алекса́ндр Рома́нович Беля́ев

(4 (16) марта 1884) - 6 января 1942) - советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы. Среди наиболее известных его романов: «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Ариэль», «Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) и многие другие (всего более 70 научно-фантастических произведений, в том числе 13 романов). Иногда его называют российским «Жюль Верном».


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

(29 декабря 1882 (10 января1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская империя - 23 февраля1945, Москва) - русский советский писатель и общественный деятель, граф. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений. («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита»).

Н. Гумилев

Этими идеалами мужественного романтизма навеяны стихи, в которых поэт говорит о своей смерти. У необычного человека и смерть должна быть необычна. Но погибнуть в России в 1921 году не было делом необычным для человека, который не стремился приспособиться к той действительности. Николай Гумилев был арестован 3 августа 1921 года как участник заговора профессора географии Владимира Николаевича Таганцева (1889–1921). 24 августа 1921 года Петргубчека вынесла приговор замечательному поэту Николаю Гумилеву: «Гумилев Николай Степанович, 35 л., б. дворянин, филолог, член коллегии изд-ва ”Всемирная литература”, женат, беспартийный, бывший офицер. Участник Петроградской боевой контрреволюционной организации. Активно содействовал составлению прокламаций контрреволюционного содержания, обещал связать с организацией

в момент восстания группу интеллигентов, кадровых офицеров,

которые активно примут участие в восстании, получил от

организации деньги на технические надобности… Приговорить

к высшей мере наказания – расстрелу».

Из стихотворения «Я и Вы»:

И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый, Протестантский, прибранный рай, А туда, где разбойник, мытарь И блудница крикнут: Вставай!

Из книги: «Африканская охота. Из путевого дневника»: «А ночью мне приснилось, что за участие в каком-то абиссинском дворцовом перевороте мне отрубили голову, и я, истекая кровью, аплодирую уменью палача и радуюсь, как все это просто, хорошо и совсем не больно».


Рэймонд Дуглас Брэдбери

22.08.1920-05.06.2012

«Люди просят меня предсказывать будущее, а я хочу всего лишь предотвратить его»

Американский писатель, считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки. За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений.

«451 градус по Фаренгейту»

«Марсианские хроники»

«Вино из одуванчиков»

«Вельд»



Бенжамин Парравичини

1898-1974

Аргентинский художник и скульптор

Предсказания в искусстве

Искусство. 9 класс

Тема: Искусство предвосхищает будущее.



Предсказание - это сообщение о некотором событии, которое непременно произойдет в будущем.


Художественное мышление, лучше чем у других людей, развито у художников, композиторов, писателей, чьей профессией является творческое достраивание реальности. Именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, которые часто через некоторое время сбываются.

Произведения искусства не раз предвосхищали исторические события, научные открытия, развитие технического прогресса.



Минковского, он объявил, что наша реальность есть четырёхмерное пространство –время («Машина времени»).



"Машина времени" - первый научно-фантастический роман Герберта Уэллса, описывающий путешествие в мир будущего, населенный двумя видами существ, в которые превратился человек: морлоков, обитающих в подземном мире и обслуживающих машины, и хрупких элоев совершенно не приспособленных для труда. За тысячелетия и те и другие практически лишились разума, превратившись в полуживотных.



В 1898 году предсказал войны с применением отравляющих газов, авиации и устройства вроде лазера

«Война миров»

«Война в воздухе»

« Когда спящий проснется»


В 1905 году описал цивилизацию разумных муравьёв «Царство муравьёв»


В романе «Мир освобождённый» (1914) упоминаются Вторая мировая война, развязанная в 1940-е годы. Там же есть «атомная бомба» сбрасываемая с самолёта и основанная на расщеплении атома


В 1923 году Уэллс первый ввёл в фантастику параллельные миры «Люди как боги»


«Первые люди на Луне»

Уэллс открыл также такие идеи, как антигравитация, ускоритель темпа жизни и многое другое .


Александр Романович Беляев

советский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.




«Звезда КЭЦ» (КЭЦ - инициалы Константина Эдуардовича Циолковского) Иногда его называют российским «Жюль Верном»


Алексе́й Никола́евич Толсто́й

русский советский писатель и общественный деятель, граф.


Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.



Изобразительное искусство


Леонардо да Винчи был поистине гением. Яркий представитель типа «универсального человека», вместивший в себе все ключевые моменты эпохи и выразивший их в своей деятельности, он сделал поистине громадный вклад в развитие науки.


Сконструировав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию. Так, прообразом современного танка стал разработанный гением XV века тяжелый фургон, окованный броней и вооруженный со всех сторон пушками.


Леонардо да Винчи известен как конструктор ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и землеройных машин, приборов для шлифовки стекла, металлургических печей. После наблюдения за сценами военных сражений Леонардо создал портативную лестницу, идеально подходящую для штурма дворцов и крепостей. В наши дни это приспособление применяется при спасении людей на пожарах.


Изобретения

  • Парашют
  • Колесцовый замок
  • Велосипед
  • Танк
  • Лёгкие переносные мосты для армии.
  • Прожектор
  • Катапульта
  • Робот
  • Двухлинзовый телескоп.
  • Изобретения

Зеркальное письмо Была ли это уловка для сохранения конфиденциальности своих записей или просто необходимость избежать размазывания чернил, ведь Леонардо писал левой рукой?

Какими бы ни были причины, большая часть записей Леонардо да Винчи сделана в зеркальном отражении.

Акваланг Увлечение Да Винчи морем вылилось во множество набросков устройств для изучения подводной жизни. Его костюм для погружений под воду был выполнен из кожи и присоединен к тростниковой трубке, ведущей к колоколу на поверхности.

Практичность художника доказывает проработка даже таких деталей, как емкость для сбора мочи ныряльщика.


Вращающийся мост Этот тип мостов, разработанный Леонардо да Винчи, мог бы пригодиться армиям того времени. Состоящий из одного пролета мост крепился к берегу вертикальным шарниром, что позволяло ему вращаться. Такие мосты могли быть довольно быстро установлены. Крылатый планер Покорение стихии воздушной интересовало гения не менее чем покорение стихии морской. Вот один из планеров, разработанных Да Винчи. Планер с открытой кабиной был оборудован системой управления для пилота, но приводился в движение двигающимися крыльями.

Трехствольная пушка Несмотря на свой, в общем-то, миролюбивый нрав, Леонардо разрабатывал и военные машины. Например, более эффективные пушки. Этот легкий концепт вполне мог бы стать страшным оружием на поле боя.



"Апокалипсис"


Накануне 16 века художник вернулся в Нюрнберг после первого путешествия в Италию.

В это время Германия переживала большие потрясения: неурожай, голод, жестокие поборы. По всей стране поднималась волна народных бунтов, жестоко пресекаемых князьями и инквизицией.

В эти дни Дюрер создает серию гравюр на дереве "Апокалипсис" . Серия включает в себя 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова. Персонажи гравюр одеты в костюмы его времени, канонические образы лишены святости..


Хотя популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году, «Апокалипсис» имеет мощный политический подтекст. Художник недвусмысленно намекает на то, что в событиях, происходивших в Германии, виноваты князья и церковники - именно этих людей ждет страшная кара. «Четыре всадника» Апокалипсиса символизируют войну, мор, суд и смерть.


Все четыре всадника являются олицетворением известных библейских образов. Первый – лучник – это Победитель.




Исследование математической модели картин великого голландского художника Винсента Ван Гога показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например, при истечении газа из сопла реактивного двигателя.





К. Ф. Юон до революции уже сложился как художник.

Москва и московские посады, русская провинция и древнерусские города с их своеобразной архитектурой и пестрыми толпами людей.



Революционные события художник перевел в космический, фантастический план.

В картине нет реальных примет жизни. Здесь изображено приближение некой неведомой планеты к Земле. В ее лучах в испуге мечутся маленькие фигурки людей. Так передал художник события и потрясения революционного времени.


Примером такого явления, как предсказание в искусстве можно считать картину «Большевик» Б. М. Кустодиева.


Б.М. КУСТОДИЕВ

«БОЛЬШЕВИК»

Главный герой картины – большевик, изображен на фоне города. Большевик выше всех домов и даже церкви, а его красное знамя заслоняет голубое небо. На фоне большевика народ смотрится ничтожно. В своей картине Б. М. Кустодиев применил метафору, которую многие годы не могли разгадать.



В начальный период творчества К.С.Петров-Водкин испытал сильное влияние зарубежных мастеров. С 1910-х годов он перешёл от аллегорических к целостным монументально-декоративным произведениям.


«Купание красного коня»

Это полотно воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер "Купания красного коня", то потомки уже уверенно и убежденно заявляли о значении картины, объявив ее " буревестником революции в живописи ".




В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Чарльза Айвза (1874-1954)


Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский).

Эта пьеса, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Домашнее задание

Послушайте музыку Ч. Айвза. Какое впечатление она произвела на вас? (письменно)


ТЕСТ

1.Жюль Верн его произведения

  • Человек-неведимка
  • Человек –амфибия
  • Машина времени
  • Аэлита
  • 20 000 льё под водой
  • тест

В картине «Купание красного коня» Петрова-Водкина конь является символом

  • отваги
  • молодости
  • судьбы России
  • солнца
  • революции

Юон «Новая планета» художник хотел изобразить

  • новые открытия в науке
  • события и потрясения революционного времени
  • фантастический пейзаж

А.Толстой его произведения

А -Война миров

Б - Гиперболоид инженера Гарина

В - Путешествие к центру Земли

Г- Голова профессора Доуэля


Какие изобретения сделал Леонардо Да Винчи

  • акваланг
  • телефон
  • лазер
  • робот

Многие из нас в детстве читали научно-фантастические рассказы и с трудом верили, что многое из них может быть реальным.

Прошло совсем немного времени, и то, что тогда нам казалось фантастикой, стало явью.

Теперь мы не удивляется предсказанным Жюлем Верном космическим ракетам, а мобильные телефоны стали настолько обычными, что мало кто вспомнить первый фурор в связи с их появлением в сериале «Стартрек».

Многое из созданного воображением писателей-фантастов сегодня – обыденность – спутники, подводные лодки, планшеты и даже водяные матрацы.

Научно-фантастические предсказания из книг, которые сбылись в наше время

Космические ракеты

В книге Жюля Верна «С Земли на Луну», изданной в 1865 году можно было прочесть о лунных модулях, солнечных парусах и высадке человека на Луну. Спустя сто лет эти «предсказания» известного фантаста стали правдой.

Спутники

Научный фантаст Артур Кларк в своей книге «Мир без проводов» за десятилетия до появления спутников «ввел» их в наш мир. По его мнению, любая продвинутая технология неотличима от магии.

Субмарины

В 1870 году свет увидела другая очень популярная книга Жюля Верна «20 тысяч лье под водой». На тот момент уже существовали подводные лодки, приводимые в движение человеческой силой. Верн придумал «Наутилус», ставший вдохновением для создания современных баллистических субмарин с независимой двигательной системой. Переносная система для погружения капитана Немо в романе Верна представляла собой прообраз акваланга.

Водяные матрацы

Впервые упоминание о водяных матрацах встречается в книге Роберта Хайнлайна 1961 года «Чужак в чужой стране». Первая водяная кровать появилась спустя семь лет после выхода книги.

Невидимость

В 1897 году была издана одна из научно-фантастических новелл Герберта Уэллса «Человек-невидимка». Сегодня изобретены стелс-самолеты, невидимые для радаров, метавещественный камуфляж – субстанцию, способную изгибать часть светового спектра вокруг себя, оставаясь невидимой для окружающего глаза. По слухам, существуют и невидимые танки. Однако в силу своей военной важности, такая информация строго засекречена.

Летающие автомобили

Во многих фантастических произведениях герои передвигаются на летающих автомобилях. Сегодня это вполне реальная вещь. «Terrafugia Transition Roadable Aircraft» – первая коммерчески доступная летающая машина, ее цена ожидается в районе 279 000 долларов. Летающая машина способна превращаться из самолета в автомобиль и обратно.

Инопланетяне

В романе Герберта Уэллса 1898 года «Война миров» нашему вниманию предстоит конфликт людей с инопланетянами. Пришельцев по задумке автора убьет простая бактерия. В планах NASA сегодня миссии на Марс и Европу с целью поиска других цивилизаций. Пока что не известно о встречах с инопланетными организмами.

Мобильные телефоны и Bluetooth

«Кирк Энтерпрайзу; приём Энтерпрайз» – эту фразу Джеймс Кирк говорил в устройство, сегодня именуемое Bluetooth. Устройства, используемые в Star Trek по механизму работы не отличаются от современных мобильных телефонов, разве что возможностью интергалактического роуминга.

Лучевое оружие

«Война миров» Герберта Уэллса принесла нам еще и информацию о тепловых лучах, с помощью которых уничтожали своих противников пришельцы. Сегодня некоторые разновидности военных лазеров сбивают летящие ракеты. Звуковые пушки, подобные «Long Range Acoustic Device» (LRAD), используются войсками, охраняющими Олимпийские игры 2012 года.

Роботы

Карел Чапек в 1920 году вместе со сценарием «Россумовские универсальные роботы» подарил миру идею искусственных людей, введя термин «роботы». Сегодня роботы – часть нашего мира. Пока безобидная. Взять, к примеру, чистильщика ковров «Roomba» или непилотируемые боевые самолеты «BAE’s Taranis». Самые близкие к облику человека роботы – ASIMO, названные в честь Айзека Азимова, разработавшего знаменитые «Три закона робототехники».

Космические путешествия

Сегодня этот вид туризма набирает обороты. Впервые мы узнали о нем из фильма Стэнли Кубрика 1968 года «Космическая одиссея». Пассажиры с достаточных количеством финансов сегодня могут полететь на Международную космическую станцию. Частные компании принимают заявки на орбитальные и суб-орбитальные полеты.

Астероидный апокалипсис

Ранее никого не тревожила угроза астероидов. В фильмах-катастрофах, таких как, «Армагеддон» и «Столкновение с бездной» мы видим устрашающие картины. Сегодня NASA всерьез занимается изучением наиболее опасных астероидов, расположенных близко к Земле.

Дети из пробирок и генная инженерия

В романе Олдоса Хаксли 1932 года «Дивный новый мир» предсказано все то, чем мы живем сегодня. Хаксли сумел угадать аспекты генной инженерии – детей из пробирок, клонирование. Также в «Дивном мире» встречается упоминание о наркотиках хорошего самочувствия, схожих с сегодняшними антидепрессантами.

Интерактивные планшеты

Нашу повседневную жизнь сегодня тяжело представить без высокотехнологичных устройств. Электронные книги, телефоны с тачскрином – сегодня наши неизменные атрибуты. В 60-х годах прошлого столетия члены экипажа корабля «Энтерпрайз» использовали PADD (персональное дисплейное устройство доступа) для доступа к своим компьютерам. «Путеводитель автостопщика по Галактике» (действительный электронный гид, который использовался в книге) очень похож на iPad с настоящим галактическим Wi-Fi доступом.

Тотальная слежка

Тотальная слежка, наряду с другими элементами антиутопии Джорджа Оруэлла «1984», сегодня не вызывает удивления. В 2009 году количество камер видеонаблюдения составляло 1 на каждых 14 британцев. Метки и куки интернет сайтов позволяют собирать информацию о ваших привычках и интересах. Новостные передачи – еще одно доказательство существования «докторов правды», уверяющих нас в том, что «война – это мир, свобода – это рабство, а незнание – это сила».

Судьба является довольно сложным понятием и пока еще никем полностью не изученным. Одни считают, что свою судьбу человек вершит сам, другие же придерживаются мнения о том, что существует некий Высший разум, Бог, который определяет продолжительность жизни человека, а также события, которые в ней происходят. Но к какой из этих категорий можно отнести предсказания, которые были сделаны писателями-фантастами на страницах своих произведений? Ведь очень часто бывает так, что события, описанные авторами в своих книгах, сбываются спустя годы, а то и столетия.

По сей день остается загадкой, как и почему писателям-фантастам удалось предсказать многие события будущего. В качестве наиболее яркого примера можно привести роман, написанный Морганом Робертсоном, «Тщетность». Действия романа разворачиваются на борту судна «Титан». Сюжет очень схож с реальными событиями, которые произошли с пароходом «Титаник» 14 лет спустя. Совпадения между пароходами поразительные – помимо одинаковых названий, у них приблизительно одинаковая длина. На обоих пароходах было почти одинаковое количество пассажиров, у обоих кораблей было по 3 винта и 4 трубы – характеристики судов практически идентичны. Ко всему прочему, они оба затонули в апреле. Автор романа после гибели «Титаника» был назван одним из величайших провидцев XX века. Это пророчество является одним из самых невероятных в истории человечества, настолько точно оно описывает произошедшие с «Титаником» события. Количество совпадений поражает.

Идея написания этой книги возникла у Робертсона во время болезни. Сам он утверждал, что гигантский корабль внезапно явился ему в мыслях. Он очень четко видел гибель корабля и слышал душераздирающие крики утопающих. Так что же это – предвидение событий или простое совпадение? По мнению одних, это лишь случайное совпадение, по мнению других – провидение. Так или иначе, но это совпадение поражает своей точностью.

У этой истории есть и продолжение. Моряк Уильям Ривз в апреле 1935 года стоял на вахте на носу судна под названием «Титаниан», который направлялся в Канаду. Ривз находился под впечатлением от недавно прочитанного романа Робертсона «Тщетность» и вдруг понял, что между вымышленным событием и катастрофой «Титаника» наблюдается шокирующее сходство. После этого у моряка мелькнула мысль, что в настоящий момент и его судно пересекает океан там, где и «Титаник», и «Титан» обрели свой вечный покой. Он вспомнил точную дату погружения «Титаника» под воду и его охватил неописуемый ужас. Ривз, находясь под сильным впечатлением, подал сигнал опасности. Матросы были шокированы, когда увидели, что их корабль остановился прямо перед айсбергом. Судно могло повторить судьбу «Титаника», если бы Ривз просто отмахнулся от своих мыслей.

И подобных примеров очень много. Когда-то поклонники творчества Герберта Уэллса и Жюля Верна считали невероятным применение лазерного луча или полет на Луну. Но прошло время, и изобретения, предсказанные фантастами, появились в действительности. Многое из того, что сейчас существует в реальности, в свое время предсказал Жюль Верн. Так, в 1865 году вышел его роман «С Земли на Луну», в которой описывается, как путешественники отправляются на ракете на Луну. Удивительным является то, что писатель смог правильно описать начальную скорость, которая необходима для того, чтобы преодолеть земное притяжение. Спустя век после выхода книги, американский космический корабль опустился на Луну.

Но писатель не ограничился только этим пророчеством. Ему также принадлежит роман «20000 лье под водой», в котором рассказывается про капитана Немо, который путешествовал на своем подводном электрическом корабле. Поразительно, что писатель, помимо такой подводной лодки, предугадал и высоковольтную защиту ее корпуса. Первую электрическую подводную лодку назвали именно в честь этого фантастического когда-то корабля – «Наутилус».

Существенный вклад в описание фантастического будущего, которое вдруг стало настоящим, внесли и другие писатели XIX века. Так, в 1898 году Герберт Уэллс выпустил роман «Война миров». Здесь присутствуют идеи введения в кровь питательных веществ, прообраз лазера, а также создана концепция ведения биологической войны. Задолго до мировых войн, Уэллс в книге «Война в воздухе» четко описал картину катастроф, ожидающих человечество. В то время они казались людям нереальными. Автор описал экономические катастрофы, безработное, голодающее население, правительственные кризисы, обесценение денег. Удивительно, но в реальности все произошло именно по этому сценарию. Уэллс предсказал также эскалаторы, аэропланы, электростанции и многое другое.

Одним из самых великих писателей, также подаривших миру множество фантастических романов с большим количеством предсказаний, является Роберт Хайнлайн. Описываемый в его книгах мир настолько близок нашему, что трудно представить, что эти книги были написаны десятилетия назад. Фантаст предугадал появление микроволновой печи, карманного мобильного телефона, водяного матраса, поисковых систем в Интернете.

Айзек Азимов поведал миру о проездном билете в виде кредитной пластиковой карты, саморазогревающихся консервах, атомных часах.

Еще в 1945 году Артуром Кларком было предсказано появление искусственного спутника. Кроме того, он предположил, период обращения спутника вокруг земли будет 24 часа, если он будет размещен на высоте почти 36 000 км над землей на круговой экваториальной орбите. На сегодняшний день во всем мире применяются подобные спутники для ретрансляции ТВ сигнала.

В СССР одним из самых известных зарубежных фантастов был Рей Бредбери. В его известном романе «451° по Фаренгейту» присутствует дверной замок, открываемый с помощью отпечатков пальцев хозяина, ушной приемник, компактный плеер.

Перед эпохой виртуальной реальности и появления компьютеров писатели также сделали множество пророческих предсказаний. В книге Джона Бранера «Оседлавший волну шока», которая вышла в 1975 году, впервые появилось такое понятие как «червь» — компьютерный вирус. Именно благодаря этой книге в нашу жизнь вошел термин «червь». Кроме всего этого, фантасты предвидели и другие вещи, например – появление хакеров, автоматическая рассылка компьютерными программами спама, электронные книги.

Одним из наиболее удивительных примеров того, как писатели могли предвидеть будущее, является и книга американского писателя Эдгара По под названием «Приключения Артура Гордона Пима». Книга была написана в 1838 году, в ней рассказывается о том, как четверо выживших после кораблекрушения матросов оказываются в открытом море. Трое из них, доведенные до отчаяния голодом, убивают четвертого и съедают его. Его имя в книге – Ричард Паркер. Спустя почти полвека корабль «Магнонетт» терпит кораблекрушение. Как и герои Эдгара По, спасшиеся матросы, оказались в одной шлюпке. Они много дней скитались в открытом море, и, обезумев от голода, трое из них съедают четвертого. Как это ни странно, но четвертого матроса звали Ричард Паркер.

После таких удивительных историй, возникает вопрос – кем же в действительности являются фантасты – предсказателями, обладающими хорошим литературным языком и способными писать книги, просто удачливыми писателями, которые смогли случайно попасть в точку или же пророками? Может писатели делали свои предсказания намеренно, подготавливая человечество к определенному развитию событий и наставляя его, либо все это получилось совершенно спонтанно, без заднего умысла писателей? Такие загадочные и даже мистические совпадения заставляют задуматься о том, что человечество живет в мире, где случайно ничего не происходит, и все события запланированы заранее Высшими Силами.

No related links found


2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.