Егэ по литературе что там. Семь советов для подготовки к егэ по литературе

Первое, что необходимо при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля - это знание текстов. Надо очень много читать.

Литература – предмет накопительный, можно сказать, археологичный. Например, программа для студентов русского отделения журфака МГУ рассчитана так, что они читают по 6-7 часов каждый день, в течение пяти лет. И если ты не накопил этого ресурса в большом количестве, то просто не будешь знать, на что опираться.

На ЕГЭ по литературе, в отличие от математики, нет единственно правильных ответов на вопросы. Тебе может казаться, что твой ответ прекрасен, - а он окажется бессодержательным. Значит, надо не просто читать. Надо знать, на что направить фокус внимания. Надо получать обратную связь любым способом.

Как же готовиться к ЕГЭ по литературе с нуля?

Литература базируется на знании текстов. Если готовишься к ЕГЭ по литературе, тебе нужно хотя бы два года. Если хочешь успеть за год, у тебя должны быть “начитаны” все основные тексты.

И при этом важно не просто “ознакомиться с сюжетом”, но и запомнить все детали и структуру произведения.

Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:

Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»?
Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).

Сколько частей в «Обломове»?
Ответ: Четыре! Как времен года.

Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»

Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.

Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала - предисловие к роману. Потом - первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».

Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм - хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” - гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.

Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.

Дальше, надо помнить и не путать имена персонажей, место действия, детали биографий героев. Давайте проверим себя:

Как звали Базарова?
Ответ: Евгений Васильевич.
Как звали Печорина?
Ответ: Григорий Александрович.
Как звали по отчеству Татьяну Ларину?
Ответ: Татьяна Дмитриевна.
Как называлась крепость, где происходили основные события в «Капитанской дочке»?
Ответ: Крепость называлась Белогорская. Выпускники пишут то “Белгородская”, то “Белозерская” и теряют баллы. Это типичные ошибки на ЕГЭ.
Где живут родители Петруши в той же “Капитанской дочке”?
Ответ: В деревне в Симбирской губернии.
Какой город осаждается?
Ответ: Оренбург.

И это только первый шаг в подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Второе, что необходимо, - аналитический склад ума. У ЕГЭ по литературе есть своя специфика. Нужно понимать, что есть некий алгоритм, или технология.

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за год?

Да, за год можно успеть, если у вас очень хороший тайм-менеджмент. Это действительно значит, что надо каждый день хотя бы час уделять этой работе. Буквально ставить таймер. Честно проверять то, что написали, по критериям. Показывать стороннему наблюдателю - например, школьному учителю или репетитору.

На первом этапе мы изучаем тексты. На втором - пишем варианты ЕГЭ и проверяем по всем критериям.

В этом году издательство “Феникс” выпустило мою книгу “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. В ней я подробно рассказываю о подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.

Основные литературоведческие понятия:

Тема - это то, о чем идет речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения. Совокупность тем называется тематикой.

Тему можно:

Определять

По-разному решать

Формулировать

Излагать

Развивать

Осмысливать

Раскрывать

Трактовать

Конкретизировать

Тема может быть:

Основной

Философской

Актуальной

Общечеловеческой

Глубокой

Главной

Общественно значимой

Частной

Побочной

Фоновой

Созвучной

Излюбленной

Сквозной

Полностью исчерпанной

Лирической

Устойчивой

Тема может:

Взаимодействовать с другими темами

Варьироваться в зависимости от замысла автора

Преломляться в различных героях и ситуациях

Проходить через все произведение

Выделяться среди множества других тем

Решаться по-разному

Сменяться другими темами

Воплощаться в отдельном произведении

Появляться в творчестве писателя и т. д.

Проблема - это основной вопрос, который поднял автор.

Проблема может быть:

Злободневной

Актуальной

Серьезной

Основной

Назревшей

Неразрешимой

Наболевшей

Главной

Сложной

Проблематика - это круг вопросов.

Проблематика может быть:

Социально-политической

Культурно-бытовой

Нравственно-этической

Философской

Национально-исторической

Эстетической

Литературной и т. д.

Идею можно:

Формулировать

Выражать

Высказывать

Определять

Идея может:

Обретать жизнь

Выступать через систему образов

Звучать в заглавии текста, рассуждениях автора, финале и т. д.

Сливаться с темой в нерасторжимое целое

Являться ведущим началом в композиционном рас­положении работы

Жить в образах

Воздействовать на наше сознание

Восприниматься читателями

Углубляться т. д.

Пафос - эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств.

Пафос может быть:

Драматическим

Сатирическим

Трагическим

Комическим и т. д.

Композиция - определенная организация, построе­ние текста, расположение его частей. Например, ваше сочинение будет состоять из следующих частей:

а) вступление

б) основная часть (определение основного содержания текста и позиции автора, анализ языковых средств, ис­пользованных автором, выражение своего отношения к поднятой проблеме);

в) заключение.

Жанр - вид произведения, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Троп - слово или оборот в переносном, иносказа­тельном смысле.

Изобразительно-выразительные средства ЕГЭ

Изобразительно-выразительные средства языка услов­но можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

Антонимы - разные слова, относящиеся к одной ча­сти речи, но противоположные по значению (добрый - злой, могучая - бессильная). Противопоставление анто­нимов в речи является ярким источником речевой экс­прессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значе­нию и являются антонимами только в тексте: Ум и серд­це - лед и пламень - вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола - образное выражение, преувеличиваю­щее какое-либо действие, предмет, явление. Употребля­ется в целях усиления художественного впечатления: Снег валил с неба пудами.

Индивидуально-авторские неологизмы благодаря сво­ей новизне позволяют создавать определенные художе­ственные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: ...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын).

Использование литературных образов помогает авто­ру лучше пояснить какое-либо положение, явление, дру­гой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же вре­мя различающиеся оттенками значения: влюбленность - любовь, приятель - друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоно­сов - гений - любимое дитя природы (В. Белинский).

Стилистические синонимы - отличаются стилисти­ческой окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - засмеялся - заржал.

Синтаксические синонимы - параллельные синтак­сические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.

Метафора - скрытое сравнение, основанное на сход­стве между далекими явлениями и предметами. В осно­ве всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

В метафоре автор создает образ - художественное представление о предметах, явлениях, которые он опи­сывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы... опрокинулся и затонул.

Метонимия - перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к сте­ганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион при­знавал превосходство Д.И. Писарева;

Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на воспри­ятие противоречивых, сложных явлений, нередко - борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон пе­редает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось...

Олицетворение - один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевлен­ным предметам приписываются действия, которые до­ступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Перифраза - использование описания вместо соб­ственного имени или названия; описательное выраже­ние, оборот речи, заменяющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город на Неве прию­тил Гоголя.

Сравнение - одно из средств выразительности язы­ка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явле­нием. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образного описания самых различных признаков предметов, ка­честв, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Часто встречается форма сравнения, выраженного су­ществительным в творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.

Бывают сравнения, которые передаются формой срав­нительной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним.

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов похож, подобен, напоминает: ...бабочки похожи на цветы.

Сравнение может представлять и несколько предло­жений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:

1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в ко­тором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любо­пытных глаз они устремились к земле, тысячами свет­лячков зажгли ночь;

2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом «так»): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох че­ловек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опас­ность.

Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они - важное экспрессивное сред­ство языка, используемое писателями как готовые об­разные определения, сравнения, как эмоционально- изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты из других произведений помогают автору до­казать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональ­ной, выразительной: А.С. Пушкина, «как первую лю­бовь», не забудет не только «России сердце», но и ми­ровая культура.

Эпитет - слово, выделяющее в предмете или явле­нии какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяе­мом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определе­ние к другому:

1) существительное: болтушка сорока;

2) прилагательное: роковые часы;

3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в перенос­ном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Авторская пунктуация - это постановка знаков пре­пинания, не предусмотренная пунктуационными прави­лами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве автор­ских знаков используется тире, которое либо подчерки­вает противопоставление: Рожденный ползать - ле­тать не может, либо особо выделяет вторую после зна­ка часть: Любовь - главнее всех. Авторские восклица­тельные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие, - это повторение от­дельных слов или оборотов в начале предложений. Ис­пользуется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Антитеза - стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, об­разов, создающий эффект резкого контраста. Она помо­гает лучше передать, изобразить противоречия, противо­поставить явления. Служит способом выражения автор­ского взгляда на описываемые явления, образы и т. д.

Восклицательные частицы - способ выражения эмо­ционального настроя автора, прием создания эмоциональ­ного пафоса текста: О как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения выражают эмоцио­нальное отношение автора к описываемому (гнев, иро­нию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное от­ношение! Как можно не беречь счастье! Восклицатель­ные предложения выражают также побуждение к дей­ствию: Сбережем свою душу как святыню!

Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослабле­нии сравнений, образов, эпитетов, метафор и других вы­разительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества - берегите мир!

Инверсия - обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуе­мому, согласованное определение стоит перед определяе­мым словом, несогласованное - после него, дополне­ние - после управляющего слова, обстоятельство образа действия - перед глаголом: Современная молодежь бы­стро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установле­но грамматическими правилами. Это сильное вырази­тельное средство, употребляемое в эмоциональной, взвол­нованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!

Композиционный стык - это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Многосоюзие - риторическая фигура, состоящая в на­меренном повторении сочинительных союзов для логиче­ского и эмоционального выделения перечисляемых поня­тий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Односоставные, неполные предложения делают ав­торскую речь более выразительной, эмоциональной, уси­ливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. ... Ни одного мазка, - слышу я слова. - Нет мазков. Как живая.

Парцелляция - прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель - придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произ­несения: Поэт внезапно встал. Побледнел.

Повтор - сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т. д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции - построение тек­ста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса тек­ста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встре­чающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклица­ния - особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бес­полезную жалобу на притеснение, грубость и неисправ­ность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?

Какое лето, что за лето! Да это просто колдов­ство!

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предло­жений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джо­конде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрач­ков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды име­ют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека... а в углублении шеи при вниматель­ном взгляде можно видеть биение пульса... И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».

«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств... В центральном зале экспозиции - тридцать пять картин великого романтика».

Синтаксический параллелизм - одинаковое построе­ние нескольких рядом расположенных предложений С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать - это начало всех начал. Мать - это чудо земное. Мать - это слово святое.

Эпифора - одинаковая концовка нескольких предло­жений, усиливающая значение этого образа, понятия и т. д.: Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

Основные литературоведческие термины:

Авангардизм - движение в художественной культуре XX века, порывающее с существующими нормами и тра­дициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.

Авторская речь - в прозаическом произведении речь автора, т. е. текст произведения без речи персонажей. Не всегда совпадает с позицией самого автора, ведущего повествование, избравшего определенный художествен­ный угол зрения на описываемые события.

Акмеизм - течение в русской поэзии 1910-х годов (С. Городецкий, М. Кузмин, ранние Н. Гумилев, А. Ах­матова, О. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, возврат к матери­альному миру, предмету, стихии «естества», точному значению слова.

Аллегория - изображение конкретного предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное по­нятие или мысль. Так, изображение змеи и чаши - А. медицины. В отличие от символа, А. однозначна. Широко используется в художественной литературе как средство усиления поэтической выразительности.

Амфибрахий - в силлабо-тоническом стихосложе­нии - трехсложная стопа, в которой ударный слог на­ходится между двумя безударными: «О милые плуты! Кто часто их видел, / Тот, верю я, любит крестьянских детей...» (Н. Некрасов).

Анапест - в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложная стопа, в которой два первые слога - безу­дарные, а последний - ударный: «Меж высоких хлебов затерялося / Небогатое наше село...» (Н. Некрасов).

Антитеза - резко выраженное противопоставление понятий, положений и образов: «Не отстать тебе. Я - острожник, / Ты - конвойный. Судьба одна» (М. Цветаева).

Антиутопия - произведение, изображающее вымыш­ленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства (Роман Е. Замятина «Мы»).

Архаизмы - слова и выражения, вышедшие из ак­тивного употребления и использующиеся для воссоздания исторического колорита эпохи, а также в торжественной речи; для комического эффекта; для речевой характери­стики персонажа: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, / Исполнись волею моей / И, обходя моря и земли, / Гла­голом жги сердца людей» (А.С. Пушкин).

Афоризм - краткое изречение, выражающее глубо­кую мысль определенного автора, отличающееся выра­зительностью и неожиданностью: «Знание - сила». (Ф. Бэкон).

Баллада - жанр лирической поэзии, носящий пове­ствовательный сюжетный характер («Светлана» В.А. Жу­ковского, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина).

Басня - малый повествовательный жанр, преимуще­ственно стихотворный, нравоучительного, сатирического характера. Широко использует олицетворение. Действу­ющими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В начале или конце басни краткая «мораль» (И.А. Крылов).

Былины - русские народные героико-эпические песни-сказания. Слагались Б. преимущественно в XI- XVI вв.; повествуют о богатырях - защитниках роди­ны; отражают нравственные идеалы народа.

Вымысел художественный - одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло быть в действительности.Герой произведения - одно из главных действую­щих лиц литературного произведения (в отличие от пер­сонажа). Развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решаю­щую роль в развертывании сюжета и композиции про­изведения, в раскрытии его темы и идеи.

Гипербола - чрезмерное преувеличение («реки кро­ви»). Обратная гипербола - художественное преумень­шение - литота («мальчик с пальчик»).

Гротеск - изображение людей и явлений в фанта­стически преувеличенном, уродливо-комическом виде: «Сидят людей половины» (В. Маяковский, «Прозаседав­шиеся»).

Дактиль - в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложная стопа с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).

Драма - 1) жанр; 2) литературный род действия, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе. Особенность драмы составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, от­сутствие повествовательного начала. Драматические кон­фликты воплощаются в поведении героев и их поступках и прежде всего в монологах и диалогах.

В драме изображается частная жизнь человека в его остроконфликтных отношениях с обществом или собой. В отличие от трагедии, эти отношения не безысходны («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горько­го). Трагическое начало присуще исторической драме.

Жанр - исторически сложившаяся, устойчивая раз­новидность художественных произведений, существую­щая внутри определенного вида литературы (эпоса, ли­рики, драмы).

Завязка - начало конфликта, составляющего основу сюжета художественного произведения.

Идея произведения - главная мысль художественно­го произведения, отражающая отношение автора к дей­ствительности, воплощенная в системе образов.

Имажинизм - русская литературная группировка 1920-х годов. Имажинисты провозглашали победу само­ценного образа над смыслом и идеей. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но должно было быть насыщено словесными образами. Одно время к имажинистам принадлежал С. Есенин.

Классика - литературное наследие писателей, при­знанных лучшими в мировой литературе (Пушкин, Гете, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Шекспир и др.).

Классицизм - метод и направление в литературе XVII - начала XIX в., обратившееся к античному на­следию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма - конфликт общественных и личных на­чал, долга и чувства.

Классицизм стремился к выражению большого обще­ственного содержания, возвышенных героических и нрав­ственных идеалов, к организованности логических, ясных и гармоничных образов.

Вместе с тем классицизму были свойственны черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса.

Представители русского классицизма: Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов.

Комедия - жанр драматургии, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех («Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Го­голя).

Композиция - построение художественного произве­дения, система организации образов, их связей и отно­шений.

Конфликт - противоборство, противоречие между изображенными в художественном произведении дей­ствующими силами: характерами, характером и обстоя­тельствами, различными сторонами характера.

Концовка - заключительная часть художественного произведения.

Критический реализм - художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX веке.

Главная его особенность - изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоя­тельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека.

Представители русского критического реализма: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, JI.H. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов.

Кульминация - высшая точка напряжения в разви­тии действия художественного произведения.

Лирика - один из трех родов художественной лите­ратуры (наряду с эпосом и драмой). Рисует отдельные состояния характера в определенные моменты жизни, собственное «я» поэта.

Охватывает множество стихотворных жанров, напри­мер: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие в лирике воспроизводится в форме собственного переживания. Однако самовыражение поэ­та, благодаря масштабности и глубине личности автора, обретает общечеловеческое значение (лирика А.С. Пуш­кина, А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского).

Лирический герой - образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены. Лирический герой не отождествляется с образом автора. На основе образа лирического героя создается представление о творчестве поэта, но не о его личности.

Лиро-эпический жанр - жанр, объединяющий сю­жетность эпического повествования с лиризмом, эмоцио­нальностью («Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

Литература, художественная литература - вид ис­кусства, отражающий жизнь при помощи слова, пись­менного или устного (фольклора).

Литературный род - обобщенный тип литературы, основной способ построения произведений, отличающий­ся от других таких же способов соотношения мира и че­ловека в создаваемых картинах жизни. Для каждого литературного рода выделяется основной признак - ро­довая доминанта: это повествование о событиях (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диа­логическое изображение событий (драма).

Метафора - вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: «Вознеслась ты под свод голубой / Над бродячей толпой облаков...» (А. Фет).

Метонимия - вид тропа, в котором одно слово за­меняется другим на основе связи их значений по смеж­ности («Театр рукоплескал» - вместо «публика руко­плескала»).

Миф - предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества, повествование о богах, духах и обожествленных героях. Миф отражает стремление людей уяснить себе смысл и причины наблю­даемых явлений, исходя из убежденности в существова­нии божественных сил. По форме миф напоминает сказ­ку, близок к легенде. Но, в отличие от сказки, в мифе все события описаны как реально происходившие.

Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX в., выражающих кризис буржуазной культуры и характеризующихся раз­рывом с традициями реализма.

Монолог - речь действующего лица, обращенная к себе или другим, но, в отличие от диалога, не завися­щая от их реплик.

Мотив - простейшая единица сюжетного развития. Любой сюжет сводится к переплетению мотивов. Один и тот же мотив может лежать в основе различных сю­жетов и обладать разным смыслом (мотив бегства, мотив исполнения желаний, мотив одиночества и т. д.).

Новелла - небольшой прозаический жанр, разновид­ность рассказа, отличающаяся строгостью сюжета и ком­позиции, отсутствием описательности и психологической рефлексии, необыденностью события, элементами симво­лики.

Образ автора - способ авторского существования в пределах произведения, концентрированное воплоще­ние сути произведения. Образ автора не тождествен об­разу повествователя или образу рассказчика. Он объеди­няет всю систему образов произведения - и персона­жей, и рассказчика. Первый опыт создания образа авто­ра в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину («Евгений Онегин»).

Образ рассказчика - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рас­сказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае «нейтрального», «объективно­го» повествования (Петр Андреевич Гринев в «Капитан­ской дочке», холодно-страстный Печорин в печоринском «Журнале» из «Героя нашего времени» и добродушный Максим Максимыч из «Бэлы»).

Ода - жанр лирической поэзии, в классицизме - торжественное прославляющее произведение. В XVI- XVIII вв. - жанр высокой лирики (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).

Олицетворение - такое изображение неодушевлен­ных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: «О чем ты веешь, ветер ночной, / О чем так сетуешь безумно?» (Ф.И. Тютчев).

Онегинская строфа - принадлежащая А.С. Пушки­ну форма строфы, которой написан роман «Евгений Оне­гин»; 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввггдееджж». Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, не утомляю­щей читателя и удерживающей стройность большого ро­мана.

Памфлет - злободневное сатирическое произведение, цель и пафос которого - конкретное, гражданское, пре­имущественно социально-политическое обличение. Пу­блицистичность нередко сочетается с художественными достоинствами. Памфлетность может проникать в раз­личные художественные жанры (пьеса-памфлет, роман- памфлет и др.).

Повесть - прозаический жанр неустойчивого объема (среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету и композиции. В повести нет интриги и расчлененности (в отличие от романа), сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в эпизодах. Естественное тече­ние жизни во времени и пространстве, как бы лишенные авторского вымысла и драматического сгущения собы­тия - специфическая установка автора повести («Веш­ние воды» И.С. Тургенева).

Поговорка - широко распространенное образное вы­ражение, определяющее какое-либо жизненное явление; в отличие от пословицы, поговорка лишена назидатель­ности («Когда рак на горе свистнет»).

Пословица - сжатое образное грамматически и ло­гически законченное изречение с поучительным смыс­лом: «Что посеешь, то и пожнешь».

Поэма - поэтический жанр большого объема. В древ­ности и в Средние века отличительными чертами поэмы были историчность и героичность содержания, его леген­дарность. Со времени романтизма в поэмах происходит столкновение судьбы и позиции личности с историче­скими или социальными силами («Медный всадник» А.С. Пушкина). В современной поэме автор - участник или вдохновенный комментатор событий (В. Маяков­ский, А. Твардовский). В XX в. утверждается также бессюжетно-лирическая поэма.

Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. По своему характеру притча близка к басне, но смысл притчи всег­да глубже.

Пролог - вступление к литературному произведению, непосредственно не связанное с развивающимся действием, но как бы предваряющее его рассказом о предшествующих событиях и их смысле (пролог в «Фаусте» Гете, в «Снегу­рочке» А.Н. Островского).

Развязка - разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий.

Рассказ - малая форма эпического рода литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых собы­тий, малое число действующих лиц - особенность рас­сказа.

Реализм - понятие, характеризующее познаватель­ную функцию искусства: правдивое, объективное отобра­жение действительности.

Основные принципы реализма: объективное отобра­жение существующих сторон жизни в сочетании с ав­торским идеалом; воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художе­ственной фантазии (мифа, символа, гротеска).

Реализм XIX века развил и углубил воспринятую от романтизма критику материального прогресса и буржу­азной цивилизации, поэтому его назвали критическим реализмом (определение М. Горького).

Ритм - повторяемость однородных звуковых элемен­тов, чередование ударных и безударных слогов. Ритм служит основой стиха.

Рифма - созвучие концов стихов. По месту ударения рифма бывает мужская (с ударением на последнем сло­ге), женская (с ударением на предпоследнем слоге) и дактилическая (рифма с ударением на третьем от кон­ца слоге); по взаимному расположению строк - смеж­ная (аабб), охватная (абба) и перекрестная (абаб).

Роман - форма эпического рода литературы, раскры­вающая историю нескольких, иногда многих человече­ских судеб на протяжении длительного времени, по­рою - целых поколений. Имеет несколько сюжетных линий, широко охватывает действительность, позволяет передать наиболее глубокие и сложные процессы жизни.

Романтизм - художественный метод, сложившийся в конце XVIII - начале XIX в. Для романтизма харак­терен особый интерес к личности и ее отношению к окру­жающей действительности, а также противопоставление реальному миру - идеального. Стремление художника выразить свое отношение к изображаемому преобладает над точностью передачи действительных фактов, и это придает художественному произведению повышенную эмоциональность («Кавказский пленник» А.С. Пушки­на, «Демон» М.Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького, «Алые паруса» А. Грина).

Сатира - способ проявления комического в искус­стве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными.

Сила сатиры зависит от эффективности сатирических методов: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллего­рии, пародии и др. Сатирическим может быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры - Мольер, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Сентиментализм - течение в европейской и амери­канской литературе второй половины XVIII - начала XIX в. Провозглашал культ естественного чувства, при­роды, был не чужд патриархальной идеализации. Пред­ставитель сентиментализма в России - Н.М. Карам­зин.

Символ - образ, максимально обобщенно и экспрес­сивно выражающий идею или отличительные черты какого-либо события или явления, например символ Прекрасной Дамы у А.А. Блока.

Символизм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов; сосредоточено преимуще­ственно на художественном выражении посредством сим­вола «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться к «скры­тым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетлен­ной Красоте», символизм выразил неприятие буржуазно­го образа жизни, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов.

Главные представители символизма в русской литера­туре - В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Ф. Сологуб.

Синекдоха - название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборо

Необходимую для . Для этого, бесспорно, понадобится количество времени и сил, однако, в таком случае вы можете небезосновательно рассчитывать на большое количество .

Конспектируйте объемные произведения. Краткое содержание, написанное собственноручно, облегчит вам повторение пройденного материала непосредственно перед экзаменом. Прочитав его, вы освежите в памяти основные моменты произведения. Не перегружайте конспект ненужными подробностями, излишними описаниями природы и малозначительными диалогами. Однако подробнее опишите характеры героев и жизненные перипетии, ставшие центральным сюжетом произведения. Конспектируйте материал блоками - например, классифицируйте произведения по жанру. Перед ЕГЭ по просмотрите конспект, акцентируя на них внимание – так писать ответы на вопросы будет гораздо легче.

Интересуйтесь смежными науками - историей, философией, культурологией, . Это даст вам возможность развивать гуманитарное мышление и свободно ориентироваться в исторических романах, философских проблемах произведений и нормах права и морали.Написание ЕГЭ по литературе предполагает умение изъяснить свои мысли не только в пределах этого предмета, но и опираясь на , понятия правовой культуры и принципы .

Подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе предполагает также выполнение пробных тестов. Вы сможете ознакомиться с примерным перечнем вопросов и продумать заранее возможные варианты ответов. На полноценном экзамене вы будете чувствовать себя комфортнее, свободно ориентироваться в заданиях. Экзаменационная работа разбита на три части. Первая часть предполагает выполнение 20 заданий, смысл их состоит в выборе одного верного ответа из четырех возможных вариантов. Ответы на второй блок вопросов предполагают высказывание собственного мнения в формате кратких ответов на поставленные вопросы. Третья часть представляет собой - развернутый ответ на поставленный в том или ином произведении вопрос.

Видео по теме

Экзамен по литературе является одним из самых сложных экзаменов, так как при его выполнении вам придется столкнуться со множеством письменных заданий. Чтобы написать сочинения по темам, предложенным экзаменаторами, а также выполнить несколько тестовых заданий, вам необходимо тщательно подготовиться. Вам придется много читать и изучать различные литературные термины. Поэтому перед началом учебы нужно подготовить себя к тому, что придется уделять много внимания данному предмету, а также самостоятельно готовиться к предстоящему экзамену.

1. Посещайте школьные уроки по литературе и дополнительные занятия.

Учитель литературы должен стать вашим помощником в процессе подготовки к экзамену. Заранее скажите ему о том, что вы решили сдавать экзамен по его предмету и попросите оказывать помощь в случае необходимости. Если ваш учитель настроен дружелюбно, вы также можете попросить его о дополнительных занятиях, на которых он даст вам ряд советов по выполнению заданий. Не бойтесь просить о помощи и интересоваться новыми материалами.

Как правило, такой список содержится в документе, который называется "Кодификатор". Вы сможете найти его на сайте ФИПИ. В кодификаторе представлен список литературы, которую вам рекомендуют прочитать экзаменаторы для подготовки к экзамену по литературе. Там будут содержаться произведения отечественной литературы, классика и поэзия. Но не стоит ограничиваться только этими произведениями. Вы также можете читать те книги, которые вас привлекают. Они также могут пригодиться вам при написании сочинений.

3. Запоминайте героев книги, основные события.

В ЕГЭ существует задание на знание персонажей различных произведений. Чтобы к нему подготовиться, вам нужно завести тетрадь, куда вы будете выписывать персонажей и события, с которыми они связаны. Не стоит делать слишком обширных конспектов. Минимизируйте информацию и делайте ее более доступной для запоминания.

4. Сами придумывайте клише для написания сочинений.

При написании сочинений вам будет необходимо пользоваться клише. Например, создавая переходы от одной части к другой, рекомендуется использовать различные связующие фразы. В интернете существует великое множество таких фраз, которые встречаются в работах миллионов школьников и не придают им особой оригинальности. Для того чтобы разнообразить свои письменные работы, разработайте самостоятельно несколько фраз, которыми вы будете пользоваться на экзамене.

5. Пополняйте свой словарный запас.

Экзаменаторы в ходе проверки сочинений учитывают не только соблюдение различных критериев его написания, но и лингвистические навыки, уровень владения речевыми оборотами, интересными фактами. Для того чтобы учесть этот важный фактор, вам необходимо работать со словарем. Запоминайте новые слова и их определения. Они обязательно пригодятся вам в экзаменационной работе.

На сегодняшний день литература не является самым распространенным предметом для сдачи ЕГЭ, ведь многие выбирают либо информатику, либо английский язык. Однако максимальное количество человек, сдавших экзамен на 100 баллов , было зафиксировано по литературе. Согласно с новым проектом, демоверсия ФИПИ ЕГЭ по литературе 2019 года подтверждает отсутствие изменений в структуре и содержании экзаменационной работы по литературе. Минимальный балл остается на уровне тридцати двух , а касательно критериев оценки развернутого ответа – ведутся работы по усовершенствованию.

Структура заданий ЕГЭ 2019 года по литературе

Экзамен будет состоять из двух частей: 16 тестов в первой и 1 – во второй . Первая часть включает в себя задания, которыеподразумевают под собой краткий или развернутый ответ. Следующий этап – задания типа С, которые требуют открытых ответов на вопросы по произведениям. Во второй части от ученика требуется написать сочинение на одну из 4 возможных тем. Его объем не должен быть меньше, чем 200 слов .

Максимальный балл, который можно было получить за ЕГЭ по литературе 2019 года – 57 , а минимальный (32) приравнивается к 8 первичным правильным ответам.

Сочинение в ЕГЭ по литературе 2019 года

Структура сочинения должна быть простой и понятной. Помимо отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок, тема должна быть хорошо раскрыта. Логичность, цельность и правильный порядок (введение, аргумент, пример, заключение) обязательно должны присутствовать наряду со следованиями нормам речи и использованием терминов из программы литературы.

Вступление должно содержать несколько предложений из биографии писателя или об истории создания самого произведения. Если в сочинении лаконично будет употреблена цитата, ваши баллы только улучшатся.

Основная часть должна раскрывать ваш личный взгляд на тему сочинения, выбранного вами и ответ на него. Формулировка тезисов и аргументов, а также взгляд автора на этот вопрос должны быть раскрыты. Обязательным является использование литературных понятий и цитаты из сочинения с комментариями к ним. Отсутствие примеров может быть существенным недостатком, поэтому всегда следует подкреплять аргументами, цитатами из текста или фактами.

Итог сочинения должен кратко обобщить все вышеизложенное и еще раз четко выразить ваше личное отношения к вопросу, который был раскрыт в сочинении.

Для написания качественного сочинения следует скачать список произведений , необходимых для прочтения по программе 2019 года и прочитать не только каждое из них, но и узнать дополнительную информацию: факты из жизни автора, история написания, ключевые моменты, использованные художественные приемы.

Категории сдающих ЕГЭ по литературе

Проект расписания проведения ЕГЭ в 2018 году устанавливает дату досрочного экзамена по литературе на 4 апреля, а основного этапа 20 июня.

К сдаче ЕГЭ в 2019 году допускаются:

  • те, кто выпускался в прошлых годах;
  • ученики, которые получают среднее специальное образование;
  • получающие среднее специальное обучение в иностранных организациях;
  • те, у кого есть результаты ЕГЭ с прошлых лет.

Сдавать досрочно ЕГЭ вправе:

  • обучающиеся в заведениях закрытого типа;
  • пребывающие в заведениях для людей с ограниченными возможностями;
  • интегрированные в места ограничения свободы;
  • в полном объеме выполнившие учебный план досрочно;
  • имеющие проблемы со здоровьем.

Как стать участником ЕГЭ 2019 года

Выпускники учреждений 2019 учебного года и те, кто обучается в специальных заведениях СПО, а также НПО (начальное профессиональное образование) должны зарегистрироваться у администрации своего учебного заведения. Для регистрации необходимо принести с собой заявление с указанным в нем списком планируемых предметов для сдачи ЕГЭ. В самом верху на листочке должны стоять инициалы руководителя учебного заведения (то есть заявление должно быть подано на его имя).

Выпускавшимся в прошлых годах, которые имеют документ о среднем образовании, а также тем, кто получил среднее образование в учреждениях другого государства, подавать заявление следует в городские органы управления образованием своего региона. Для регистрации необходимо иметь при себе следующий пакет документов:

  • заявление с указанным в нем перечнем планируемых предметов для сдачи ЕГЭ;
  • документ, подтверждающий личность (паспорт, вид на жительство, военный билет);
  • документ об образовании.

После регистрации заявления должно быть выдано подтверждение вашим действиям, где будет указана дата регистрации и адрес, где надо будет получить пропуск на государственный экзамен.

Досрочная сдача ЕГЭ по литературе в 2019 году

Полное право сдавать ЕГЭ досрочно имеют:

  • те, кто по медицинским показаниям не могут и не имеют возможности присутствовать во время основной сдачи государственного экзамена, но только после предъявления медицинской справки;
  • кого призывают досрочно на военную службу;
  • те, кто будет принимать участие в международных олимпиадах, спортивных конкурсах и соревнованиях высокого уровня в числах сдачи основной сессии ЕГЭ.

Досрочный этап сдачи в 2019 году начинался 21 марта . ЕГЭ по литературе стартует одним из последних – 4апреля.

Нельзя точно сказать, есть ли определенные плюсы или минусы досрочной сдачи экзамена. Он проводится под строгим контролем и наблюдением, все настроено на максимально честную сдачу ЕГЭ. Однако учебные заведения вынуждены работать в напряженном режиме, и у учеников из-за отмены занятий могут возникнуть трудности с выполнением календарно-тематического плана самостоятельно .

Дополнительная информация о ЕГЭ 2019 года

Во время сдачи ЕГЭ по литературе запрещено использовать дополнительные материалы и оборудования. Если будут обнаружены справочные материалы или считывающие/передающие информацию устройства или другие средства коммуникации, работа участника будет аннулирована без возможности пересдачи.

Помимо этого участнику разрешено взять прозрачную бутылку с водой и ручку. Все вещи надо будет оставить возле входа в кабинет. Если в сумке будет находиться включенное электронное устройство, которое будет издавать шум во время написания экзамена, это может послужить выговору и дальнейшим проблемам. Поэтому лучше удостовериться, что все средства коммуникации будут выключены и будут пребывать в нерабочем состоянии.

Запрещено поворачиваться, разговаривать с теми, кто сидит спереди или сзади. Запрещено вставать и ходить по кабинету во время ЕГЭ, а также отвлекать других. Запрещается проносить с собой вещества, способные навредить и приборы, на которые возможна реакция металлоискателя.

Минимум, который необходимо набрать для поступления в ВУЗы составлял в 2018 году 32 балла . В общей сложности задания должны быть выполнены за 4 часа .

Если вы не набрали проходной балл за ЕГЭ по литературе, то вариантов не много. Пересдача предметов, которые выбираются, может быть проведена лишь через год. Однако итоговые результаты за этот экзамен не будут нигде отображаться, и ничто не будет указывать на неудачную сдачу ЕГЭ.

Если вам существенно занизят баллы или поставят неудовлетворительную оценку, вы имеете право подать апелляцию и получить разрешение на пересчет результатов. Но важно помнить, что баллы могут быть либо прибавлены, либо снижены.

Процесс подачи апелляции состоит из таких частей:

  • спустя 48 часов после оглашения результатов следует заполнить заявление в любой форме в двух экземплярах;
  • на одном из бланков организатор ЕГЭ должен поставить печать и подпись, удостоверяющие факт принятия заявления об апелляции, и отдать выпускнику. Второй бланк остается там;
  • в указанное время нужно приехать на апелляцию с документом, подтверждающим личность и пропуском с экзамена. Если приехать нет возможности, процедура будет проведена в любом случае, а итог – оглашен позже.

Сертификат ЕГЭ по литературе может быть действителен в течение 4 лет . То есть, сдающие экзамен по литературе имеют право использовать сертификат до 2020 года включительно.

Как подготовиться к ЕГЭ 2019 года по литературе

Подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и получить ответы на тревожащие вас вопросы помогут следующие пособия по литературе:

  • «Выпускное сочинение. Итоговая аттестация» Сигова В. К. – содержит все необходимые материалы для качественной подготовки к экзамену;
  • «ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания» Ерохиной Е. Л. – в пособии предлагается к рассмотрению 10 вариантов тестовых заданий, каждый из которых составлен на основе предыдущих экзаменов.

Чтобы ознакомиться с видами заданий и уровнем их сложности, можно использовать демонстрационный вариант для проведения ЕГЭ по литературе. Демоверсия ЕГЭ по литературе 2019 года , если начинать подготовку не заранее, а в 11 классе , то это поможет лучше составить представление о предстоящем экзамене.

Определиться со своими слабыми сторонами поможет прохождение онлайн тестов за требованиями экзаменационных работ . Пробные варианты ЕГЭ помогут получить ответы на специфические вопросы и рассчитать свои баллы за примерами прошлых лет.

Секрет успешной сдачи ЕГЭ по литературе прост – нужно своевременно прочитать необходимый материал и идти на экзамен с уверенностью, что все необходимые знания имеются. Ни в коем случае не нужно бояться, следует отнестись к экзамену спокойно, тщательно читая задания и отвечая на них. Если время еще не закончилось, а вы настроены сдавать работу, следует еще раз проверить ответы на наличие описок или элементарных ошибок. Нужно верить в себя и свои силы, не бояться и быть внимательным. Если на первый взгляд задание вам кажется неподъемным, вернитесь к нему через 20 минут и возможно тогда вы вспомните ответ на вопрос.

Статистика сдачи ЕГЭ по литературе за прошлые годы

Средний тестовый балл за ЕГЭ по литературе в 2016 году составлял 53,6 . А в 2017 году он значительно увеличился и составлял 56,9. Количество сдавших экзамен на 100 баллов в 2016 году составляло 457 учеников, в 2017 – 457 человек . В 2016 году ЕГЭ не сдало на минимальный балл 5,6% от общего количества.

Расписание экзаменов

Досрочный этап сдачи егэ по литературе в 2019 году – уточняется.

Основной этап сдачи егэ по литературе в 2019 году – уточняется.

Единый государственный экзамен представляет собой стандартизованную форму выпускных испытаний для учеников средних общеобразовательных школ. Ряд таких экзаменов, например, русский язык и математика, являются обязательными, тогда как из других предметов ученик может самостоятельно выбрать для сдачи те, которые знакомы ему лучше других.

Несмотря на в целом стандартную форму проведения экзамена, год от года детали его организации несколько меняются. За пересмотр этих деталей отвечает Рособрнадзор, который анализирует итоги испытаний, проведенных в предыдущие годы, и уточняет порядок их проведения в следующем году с тем, чтобы обеспечить ученикам условия сдачи экзамена, позволяющие максимально проявить приобретенные за годы учебы знания. В каждом конкретном году правила проведения ЕГЭ, включая перечень экзаменационных предметов, время, отведенное на написание экзамена по каждому из них, и другие параметры, утверждаются специальным приказом.

Продолжительность ЕГЭ

Общая продолжительность времени, отведенного на выполнение заданий единого государственного экзамена по конкретному предмету, также определяется Рособрнадзором в зависимости от нескольких факторов, например, сложности экзаменационных заданий, общего объема материала, который необходимо знать ученику для того, чтобы успешно сдать экзамен, и других. При этом продолжительность времени для ЕГЭ включает в себя только время работы над заданиями: предварительный инструктаж, вскрытие конвертов с текстами и прочие подготовительные процедуры не учитываются в общей продолжительности экзамена.

Время, отведенное на написание различных экзаменов, может существенно различаться. Так, в 2014 году наиболее короткий промежуток времени, составляющий всего три часа, то есть 180 минут, был отведен на выполнение заданий ЕГЭ по таким предметам как биология, география, химия и иностранные языки. Таким образом, все предметы, относящиеся к этой категории, представляли собой предметы, сдаваемые учениками по выбору.

На выполнение заданий по одному из обязательных предметов - русскому языку, а также на написание экзаменов по истории и обществознанию в 2014 году было выделено по 3,5 часа, то есть по 210 минут. При этом в категорию самых продолжительных экзаменов, длительность которых составляла по 235 минут, также один из обязательных предметов - математика, а наряду с ней - физика, информатика и литература. При этом стоит отметить, что ранее время, отводимое на выполнение заданий по этим предметам, составляло 240 минут, однако в 2012 году Рособрнадзор принял решение о сокращении этого промежутка времени на 5 минут в связи с санитарными нормами и правилами.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.