Краткое содержание жанр. Типы художественной литературы для взрослых. Лирические жанры литературы

Затем, чтобы:

а) учиться мастерству именно в своем жанре;
б) точно знать, какому издателю предложить рукопись;
в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не «вообще всем», а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы.

Что такое художественная литература?

Под художественной литературой понимаются все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев: романы, рассказы, повести и пьесы.

Мемуары относятся к нехудожественной литературе, потому что речь идет о невыдуманных событиях, однако они пишутся по канонам художественной литературы - с сюжетом, героями и пр.

А вот поэзия, в том числе и тексты песен, - это художественная литература, даже если автор вспоминает о былой любви, которая приключилась на самом деле.

Типы художественной литературы для взрослых

Художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу.

Жанровая литература

В жанровой литературе первую скрипку играет сюжет, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки.

Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны быть предсказуемыми. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных условиях создать уникальный мир, незабываемых героев и интересный способ добраться из пункта «А» (завязка) в пункт «Б» (развязка).

Как правило, жанровое произведение кончается на позитивной ноте, автор не углубляется в психологию и прочие высокие материи и старается просто развлечь читателей.

Основные сюжетные схемы в жанровой литературе

Детектив: преступление - расследование - изобличение преступника.

Любовный роман : герои встречаются - влюбляются - сражаются за любовь - соединяют сердца.

Триллер: герой жил своей обычной жизнью - возникает угроза - герой пытается спастись - герой избавляется от опасности.

Приключения: герой ставит перед собой цель и, преодолев множество препятствий, добивается желаемого.

Когда мы говорим о фантастике, фэнтези, историческом или современном романе, речь идет не столько о сюжете, сколько о декорациях, поэтому при определении жанра используются два или три термина, которые позволяют ответить на вопросы: «Что происходит в романе?» и «Где происходит?». Если речь идет о детской литературе, то делается соответствующая пометка.

Примеры: «современный любовный роман», «фантастический боевик» (боевик - это приключения), «исторический детектив», «детская приключенческая повесть», «сказка для младшего школьного возраста».

Жанровая проза, как правило, публикуется сериями - либо авторскими, либо общими.

Мейнстрим

В мейнстриме (от англ. mainstream - основной поток) читатели ждут от автора неожиданных решений. Для этого типа книг самое главное - нравственное развитие героев, философия и идеология. Требования к автору мейнстрима гораздо выше, чем к писателям, работающим с жанровой прозой: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем.

Еще один важный признак мейнстрима - такие книги пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что «Унесенные ветром» - это только любовный роман или только историческая драма.

Кстати, сама по себе драма, то есть рассказ о трагическом опыте героев, - это тоже признак мейнстрима.

Как правило, романы этого типа выпускаются вне серий. Это связано с тем, что серьезные произведения пишутся долго и сформировать из них серию довольно проблематично. Более того, авторы мейнстрима настолько отличаются друг от друга, что их книги сложно сгруппировать по какому-либо признаку, кроме «хорошая книга».

При указании жанра в мейнстрим-романах обычно делается упор не столько на сюжет, сколько на некие отличительные признаки книги: историческая драма, роман в письмах, фантастическая сага и пр.

Возникновение термина

Сам термин «мейнстрим» возник благодаря американскому писателю и критику Уильяму Дину Хоуэллсу (1837–1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов своего времени, The Atlantic Monthly , он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах.

Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли мейнстримом. Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию.

Интеллектуальная проза

В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой и выпускается вне серий.

Основные жанры художественной литературы

Примерная классификация

При подаче заявки в издательство мы должны указывать жанр - чтобы нашу рукопись отправили соответствующему редактору.

Ниже приведен примерный перечень жанров, как их понимают в издательствах и книжных магазинах.

  • Авангардная литература. Характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой.
  • Боевик. Ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета - драки, погони, спасение красоток и т.п.
  • Детектив. Основная сюжетная линия - раскрытие преступления.
  • Исторический роман . Время действия - прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям.
  • Любовный роман. Герои обретают любовь.
  • Мистика. Основа сюжета - сверхъестественные события.
  • Приключения. Герои ввязываются в авантюру и/или отправляются в рискованное путешествие.
  • Триллер/ужасы. Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться.
  • Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики - альтернативная история.
  • Фэнтези/сказки. Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре.

Что такое нехудожественная литература?

Нехудожественные книги классифицируются по темам (например, садоводство, история и т.п.) и типам (научная монография, сборник статей, фотоальбом и пр.).

Ниже приведена классификация книг нон-фикшн, как это делается в книжных магазинах. При подаче заявки в издательство указывайте тему и тип книги - например, учебник по писательскому мастерству.

Классификафия нехудожественной литературы

  • автобиографии, биографии и мемуары;
  • архитектура и искусство;
  • астрология и эзотерика;
  • бизнес и финансы;
  • вооруженные силы;
  • воспитание и образование;
  • дом, сад, огород;
  • здоровье;
  • история;
  • карьера;
  • компьютеры;
  • краеведение;
  • любовь и семейные отношения;
  • мода и красота;
  • музыка, кино, радио;
  • наука и техника;
  • питание и кулинария;
  • подарочные издания;
  • политика, экономика, право;
  • путеводители и тревелоги;
  • религия;
  • саморазвитие и психология;
  • сельское хозяйство;
  • словари и энциклопедии;
  • спорт;
  • философия;
  • хобби;
  • школьные учебники;
  • языкознание и литература.

Понятие жанра. Принципы жанровой классификации

Литературные жанры (фр. genre – род, вид) – это сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений. Очевидно, проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема классификации произведений, выявления в них общих – жанровых – признаков. Основные трудности классификации связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией жанров.

Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) –величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о Жанах. Так, для трагедии в реалистической драме XIX-XX вв. не обязательны многие признаки классицистической трагедии. В эпоху реализма трагедией считается любое драматическое произведение, раскрывающее трагический конфликт и выражающее соответствующий пафос. Таким образом, можно говорить об уменьшении жанрового объема трагедии от классицизма к реализму.

Большинство жанров возникло еще в глубокой древности. Эволюционируя в лит. процессе, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. Сами жанровые обозначения часто входящие в текст произведения, в его название («Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками лит. традиции; они вызывают в читателе определенное жанровое ожидание.

При изучении жанров следует разграничивать их наиболее устойчивые и преходящие признаки. В рамках теоретико-литературного курса основное внимание уделяется характеристике наиболее устойчивых жанровых признаков. Однако важно помнить, что лит. процессе жанр всегда предстает элементом жанровой системы, принципы которой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Так, в древних литературах развитие авторского самосознания было медленными, определяясь устойчивостью традиций и общими темпами национальной жизни. Поэтому жанровые системы древних литератур, отличаясь сложностью и разветвленностью, характеризуются большей устойчивостью по сравнению с литературами нового времени.

Подлинное освобождение от жестокого жанрового регламента стало возможным лишь с развитием реализма, оно было связано с преодолением субъективной односторонности в самом творчестве. А реалистической литературе, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанровой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

Основные принципы жанровой классификации литературных произведений. Жанровые признаки, имеющие наиболее устойчивый, исторически повторимый характер, кладутся в основу литературоведческой классификации произведений. В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения – басня, баллада, поэма и т. д. –стихийно возникавшие в литературе и обраставшие в процессе жанровой эволюции широким кругом ассоциаций.

Важнейшим жанровым признаком произведений является его принадлежностью к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды– устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами. Они дифференцируются в зависимости от организации речи в произведении – стихотворной или прозаической, от объема текста. Кроме того, основание для выделения родовых форм в эпосе могут быть принципы сюжетосложения, в стихотворной лирике – твердые строфические формы (сонет, рондо, триолет), в драме- то или иное отношение к театру (драма для чтения, для кукольного театре) и т. п.

Эпические жанры. Вследствие широты и многогранности изображения характеров в эпических произведениях, по сравнению с драмой и лирикой, особенно отчетливо и ярко выступает их жанровая проблематика. Она раскрывается в самых разных родовых формах. Так, национально-историческими по своей проблематике могут быть и песня, и сказка, и рассказ.

В классификации родовых форм важны различия в объеме текстов произведений. Наряду с малой (рассказ) и средней (повесть) прозаическими формами выделяют большую эпическую форму, которую часто называют романов. Объем текста произведения в эпосе определяется полнотой воссоздания характеров и отношений, а отсюда масштабами сюжета. В отличие от повести, рассказу не свойственны развернутая система персонажей, нет сложной эволюции характеров и подробной индивидуализации.

Героическая народная песня.

Повести, рассказы (новеллы, очерки)

Сатирические, бытовые сказки, басни

Драматические жанры. С характерной для них краткостью времени исполнения на сцене и вытекающими отсюда единством и концентрированностью конфликта создают благоприятную почву для выражения на определенных разновидностей пафоса в действиях и переживаниях персонажей. Поэтому деление драмы на жанры связано с пафосом пьесы. Но пафос вытекает из конфликта.

Дополнительным содержательными критерием деления в драме являются особенности жанровой проблематики.

1)Трагедия –конфликт между личными стремлениями и сверхличными «законами» жизни происходит в сознании главного героя (героев) и весь сюжет пьесы создается для развития и разрешения этого конфликта. Герой трагедии находится в состоянии конфликта не только с другими персонажами, он борется прежде всего с самим собой. Трагедия заканчивается обычного гибелью героя, хотя, как писал Белинский, «Сущность трагического не в кровавой развязке».

А)нравоописательные – в трагедиях Эсхила и Софокла персонажи выступают как носители определенных нравственно-гражданских норм, отражают столкновения старых и новых, более человечных, норм морали.

Б)национально-исторические(«Персы» Эсхила, «Борис Годунов» Пушкина)

2)Драма –самый разнообразный по тематике, отличающейся большой широтой изображаемых жизненных конфликтов. Пафос драматизма порождают столкновения персонажей с такими силами жизни, которые противостоят им извне. Однако конфликт в драме может быть также очень серьезным и острым и может приводить к страданиям, а иногда и к гибели героя.

А)национально-исторический конфликт («Воевода» Островского, «Враги» Горького)

Б)социально бытовым (романическим) («Венецианский купец» Шекспира, «Васса Железнова» Горького).

3) Комедия –пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. Такой пафос порожден комическими противоречиями воссоздаваемых характеров. Комизм характеров раскрывается с помощью сюжетных конфликтов, часто основанных на случайности. При этом сами характеры комедийных персонажей не меняются в связи с ходом событий. В комедии нет развития характеров. Изображение внутренней несостоятельности, нелепости, неполноценности комических характеров, их сатирическое или юмористическое отрицание- такова основная идейная направленность комедии.

Лирические жанры. Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигается на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. Это ясно видно не только в произведениях, в которых отсутствуют сколько-нибудь наглядные образы внешнего мира, но и в описательной, повествовательной лирике, здесь переживание передано через эмоциональную экспрессию речи, характер тропов и др. Поэтому основой содержательного жанрового деления в лирике оказывается сам характер переживаний. Но переживание в лирике может быть предметов типологии в другом отношении. Как в эпосе и драме, в лирике могут быть прослежены различия в жанровой проблематике –национально-исторической, нравоописательной, романической, которые проявляются здесь через типизацию самого переживания лирического героя.

Жанры литературной лирики сформировались на основе народной лирической песни, в ее различных разновидностях.

1) Ода –стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет. В оде поэт приобщается прежде всего к чувствам коллективным – патриотическим, гражданским. Жанровая проблематика в оде может быть национально-исторической или нравоописательной.

2) Сатира –стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна по жанровой проблематике, поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием.

3) Элегия –стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью. Грусть может быть вызвана какой-то причиной («Скорбные элегии» Овидия). Но возможна элегия, в которой воссоздаваемое переживание не имеет конкретной мотивировки(«Я пережил свои желанья…» Пушкина).

4)Эпиграмма, эпитафия, мадригал – малые формы лирик. В истории литературы известны широкое (древнегреческое) и узкое (позднейшее) значения эпиграммы. Древнегреческая эпиграмма (дословно «надпись») ведет свое начало от надписей на предметах культа. Видом эпиграммы была эпитафия – надпись на надгробии. Содержание, эмоциональный тон древнегреческих эпиграмм были разными. Оригинальность мысли и лаконизм ее выражения – вот что всегда ценилось в эпиграмме. Второе, узкое значение эпиграммы, закрепившееся за ней с 1 века н.э.– короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо. Антиподом эпиграммы (вузком значении слова) является мадригал – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме).

Лиро-эпические жанры. Сочетание лирической медитации и эпического повествования нередко встречается в произведениях разных жанров (например, в романтической поэме). Но есть жанры, природа которых всегда лиро-эпична.

1)Басня – нравоописательный жанры, заключающей в себе краткое аллегорическое повествование и вытекающие из него поучение («мораль»). Если даже поучение не «Формулируется» в тексте басни, оно подразумевается; взаимосвязь поучения с сюжетом басни и составляет ее лиро-эпическую основу.

2)Баллада – небольшое стихотворное сюжетное произведение, в котором само повествование пронизано лиризмом. В отличие от басни, где можно выделить лирическую («мораль») и эпическую (сюжет) частями, баллада представляет нерасторжимое слияние лирического и эпического начала. Жанровая проблематика в балладе может быть национально-исторической и романической.

Жанр это вид содержательной формы, обуславливающий целостность литературного произведения, которая определяется единством темы, композиции и стиля; исторически сложившаяся группа литературных произведений, объединенная совокупностью признаков содержания и формы.

Жанр в литературе

В художественной структуре категория жанра является модификацией литературного вида; вид, в свою очередь, – разновидность литературного рода. Существует и другой подход к родовидовой связи: – жанр – жанровая разновидность, модификация или форма ; в отдельных случаях предлагается различать только род и жанр.
Принадлежность жанров к традиционным литературным родам (эпос, лирика, драма, лиро-эпика) определяет их содержание и тематическую направленность.

Жанр в античной литературе

В античной литературе жанр являлся идеальной художественной нормой. Античные представления о жанровой норме были обращены преимущественно к стихотворным формам, проза не учитывалась, так как считалась тривиальным чтивом. Поэты часто следовали художественным образцам своих предшественников, пытаясь превзойти первооткрывателей жанра. Древнеримская литература опиралась на поэтический опыт древнегреческих авторов. Вергилий (І в. до н. э.) продолжил эпическую традицию Гомера (VIII в. до н. э.), поскольку «Энеида» ориентирована на «Одиссею» и «Илиаду». Горацию (І в. до н. э.) принадлежат оды, написанные в манере древнегреческих поэтов Ариона (VII–VI в. до н. э.) и Пиндара (VI–V вв. до н. э.). Сенека (І в. до н. э.) развивал драматическое искусство, возрождая творчество Эсхила (VI–V в. до н. э.) и Еврипида (V в. до н. э.).

Истоки систематизации жанров восходят к трактатам Аристотеля «Поэтика» и Горация «Наука поэзии», в которых жанр обозначал набор художественных норм, их закономерную и закрепленную систему, а цель автора полагала в соответствии сочинения свойствам выбранного жанра. Понимание жанра как сконструированной модели произведения обусловило появление в дальнейшем ряда нормативных поэтик, включающих в себя догмы и законы поэзии.

Обновление европейской жанровой системы в ХІ–XVII веков

Европейская жанровая система начала свое обновление в эпоху Средневековья. В XI в. возникли новые лирические жанры поэтов-трубадуров (серенады, альбы), позднее зародился жанр средневекового романа (рыцарские романы о короле Артуре, Ланселоте, Тристане и Изольде). В XIV в. итальянские поэты оказали существенное влияние на развитие новых жанров: Данте Алигьери написал поэму «Божественная комедия» (1307–1321 гг.), соединяющую повествование и жанр видения, Франческо Петрарка утвердил жанр сонета («Книга песен», 1327–1374 гг.), Джованни Боккаччо канонизировал жанр новеллы («Декамерон», 1350–1353 гг.). На рубеже XVI–XVII вв. жанровые разновидности драмы расширил английский поэт и драматург У. Шекспир, знаменитые пьесы которого – «Гамлет» (1600–1601 гг.), «Король Лир» (1608 г.), «Макбет» (1603–1606 гг.) – содержат в себе признаки трагедии и комедии и относятся к трагикомедиям.

Свод и иерархия жанров в классицизме

Наиболее полный, систематический и значимый свод жанровых норм образовался в XVII в. с появлением поэмы-трактата французского поэта Николя Буало-Депрео «Поэтическое искусство» (1674 г.). В сочинении определена жанровая система классицизма, регламентируемая разумом, общепонятным стилем с разделением литературных жанров на эпический, драматический, лирический роды. Структура канонических жанров классицизма восходит к античным формам и образам.

Литературе классицизма была свойственна строгая иерархия жанров, разграничивающая их на высокие (ода, эпопея, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). Смешивание жанровых признаков не допускалось.

Жанры литературной эстетики романтизма

Литература эпохи Романтизма в XVIII в. не подчинялась канонам классицизма, вследствие чего традиционная жанровая система утратила свое преимущество. В условиях смены литературных направлений, отступления от правил нормативных поэтик происходит переосмысление классических жанров, вследствие чего некоторые из них перестали существовать, а другие, наоборот, закрепились.

На рубеже XVIII–XIX вв. в центре литературной эстетики романтизма находились лирические жанры – ода («Ода на взятие Хотина» М. Ломоносова», 1742 г.; «Фелица» Г. Р. Державина, 1782 г., «Ода к радости» Ф. Шиллера, 1785 г.), романтическая поэма («Цыганы» А. С. Пушкина, 1824 г.), баллада («Людмила» (1808 г.), «Светлана» (1813 г.) В. А. Жуковского), элегия («Сельское кладбище» В. А. Жуковского, 1808 г.); в драме преобладала комедия («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1825 г.).

Расцвета достигли прозаические жанры: роман-эпопея, повесть, рассказ. Самым распространенным видом эпической литературы XIX в. считался роман, который называли «вечным жанром». Значительное влияние на европейский эпос оказали романы русских писателей Л. Н. Толстого («Война и мир», 1865–1869 гг.; «Анна Каренина», 1875–1877 гг.; «Воскресение», 1899 гг.) и Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», 1866 г.; «Идиот», 1868 г.; «Бесы», 1871–1872 гг.; «Братья Карамазовы», 1879–1880 гг.).

Формирование жанров в литературе ХХ века

Формирование массовой литературы в ХХ веке, ее необходимость в устойчивых тематических, композиционных и стилистических предписаниях привели к образованию новой системы жанров, основанной прежде всего на «абсолютном центре жанровой системы литературы» по мнению русского ученого М. М. Бахтина – романе.
В рамках популярной литературы сложились новые жанры: любовный роман, сентиментальный роман, криминальный роман (боевик, триллер), роман-антиутопия, антироман, научная фантастика, фэнтези и т. д.

Современные литературные жанры не являются частью предзаданной структуры, они возникают в результате воплощения авторских идей в словесно-художественных произведениях.

Истоки появления жанровых разновидностей

Появление жанровых разновидностей может быть связано как с литературным направлением, течением, школой – романтическая поэма, классицистическая ода, символистская драма и т. п., так и с именами отдельных авторов, которые внедрили в литературный оборот жанрово-стилистические формы художественного целого (пиндарическая ода, байроновская поэма, бальзаковский роман и т. п.), образующие традиции, а это значит и возможность разных видов их усвоения (подражание, стилизация и т. д.).

Слово жанр произошло от французского genre, что в переводе означает род, вид.

Инструкция

Изучите эпический род литературы. К нему относятся следующие :- рассказ: сравнительно небольшое по объему прозаическое произведение (от 1 до 20 страниц), описывающее случай, маленькое происшествие или острую драматическую ситуацию, в которую попадает герой. Действие рассказа обычно занимает не больше одного-двух дней по продолжительности. Место действия может не меняться на протяжении всего рассказа;
- повесть: достаточно произведение (в среднем 100 страниц), где рассматривается от 1 до 10 героев. Место действия может меняться. Время действия может охватывать значительный период, от одного месяца до года и больше. История в повести живо разворачивается во времени и пространстве. В жизни героев могут происходить значительные перемены - переезды, и встречи;
- роман: крупная эпическая форма от 200 страниц. Роман может прослеживать жизнь героев от самого и до . Включает в себя разветвленную систему сюжетных линий. Время может затрагивать прошедшие эпохи и уноситься далеко в будущее;
- роман-эпопея может рассматривать жизнь нескольких поколений.

Ознакомьтесь с лирическим родом литературы. К нему относят следующие жанры:
- ода: стихотворная форма, темой которой является прославление какой-то личности или события;
- сатира: стихотворная форма, ставящая задачей высмеять какой-либо порок, ситуацию или персону, достойную осмеяния
- сонет: стихотворная форма, имеющая строгую композиционную структуру. Например, английская модель сонета, имеющая в своем завершении две обязательные строфы, содержащие в себе какой-то афоризм;
- также известны следующие стихотворные жанры - элегия, эпиграмма, верлибр, хокку и т.д.

К драматическому роду литературы относят следующие жанры:- трагедия: драматическое произведение, в финале которого присутствует гибель героя. Такой финал для трагедии является единственным возможным разрешением драматической ситуации;
- : драматическое произведение, в котором основным смыслом и сутью является смех. Он может быть сатирическим или более добрым , но каждое происшествие в вызывает у зрителя/читателя смех;
- драма: драматическое произведение, в центре которого находится внутренний мир человека, проблема выбора, поиск истины. Драма является самым распространенным жанром в наше время.

Обратите внимание

В некоторых случаях жанры могут смешиваться. Особенно это распространено в драматургии. Вы, наверное, слышали такие определения жанров кино, как комедийная мелодрама, комедийный боевик, сатирическая драма и т.д. Те же самые процессы возможны и в литературе.

Полезный совет

Ознакомьтесь с трудами Аристотеля «Поэтика», М.М. Бахтина «Эстетика и теория литературы» и другими сочинениями, посвященными проблеме родов и жанров в литературе.

В современной литературе множество разнообразных жанров , каждый из которых уникален и самобытен. Но если трагедию или комедию достаточно легко идентифицировать, то дать точное определение жанру драмы не всегда представляется возможным. Так что же представляет из себя драматическое произведение и как не перепутать его с чем-то другим?

В отличие от , в драме показаны жизненные переживания и различные хитросплетения судьбы. Конечно, жизнь людей, их нравы и характеры могут быть достаточно яркими и в комедийных произведениях, но драме не так присуще высмеивание пороков и комическое выставление каких-либо действий персонажей. Здесь на ставится сама жизнь героя, его мысли и чувства. Драматические произведения очень реалистичны, поскольку показывают человека именно таким, какой он есть без аллегорий, гротеска и прикрас. Именно поэтому драма считается наиболее сложным и, в то же время, одним из самых и интересных литературы.Иногда драма очень сильно напоминает трагедию, ведь здесь оголяются острые углы и проливается свет на многие неприятные подробности жизни героев. Часто драма становится настолько напряженной и тяжелой, что отличить ее от практически невозможно. Но трагические произведения сейчас уже не так популярны и никогда не имеют шанса на благополучную развязку. А вот драма может окончиться хорошо, несмотря на все хитросплетения сюжета и непростые судьбы героев.В нашем языке само слово «драма» прочно стало сочетаться с трагическим сюжетом или жизненной драмой персонажей, в то время как исторически значение этого слова вовсе не имеет подобного значения. Любое драматическое произведение, независимо от его содержания, показывает настоящую жизнь простых людей, их горести, радости, переживания и светлые моменты. Вовсе необязательно, что читателю будет весело по ходу сюжета, но и запугать или заставить расплакаться драма не должна. Она – всего лишь часть жизни, ничуть не страшней или неприглядней реальности.Интересно, что само понятие драмы, как в художественных произведениях, еще в 18 веке. Она была весьма среди просветленных ученых мужей, политиков и философов. Первоначально драматические произведения были прочно связаны с трагедиями, трагикомедиями, фарсом и даже костюмированными представлениями в масках. Но спустя столетия драма стала частью художественного воспроизведения и получила своей собственное, отдельное от других жанров , место.Драматические произведения поражают своей реалистичностью и неподдельностью сюжета. Мало где еще можно встретить судьбу не выдуманную, а похожую на твою собственную, как две капли воды. В драмах, разумеется, встречаются и , но и такие драмы необходимы, поскольку учат нас добру и вере в лучшее и светлое. Любите драму, ведь она основывается на жизни.

Видео по теме

Источники:

  • драма как жанр

Чтобы определить человека по смеху , совсем не обязательно быть профессиональным психологом. Сила смеха, его интенсивность, а также действия, которые его сопровождают, – все это может многое рассказать о человеке.

Инструкция

Смех от души говорит о веселом нраве и покладистом характер е. Смех до хрипа, до слез снимает любое нервное напряжение.

Тихий, мягкий смех имеют люди со слабой волей.

Негромкий короткий смех – свидетельство силы, большого ума, воли. Такие люди часто бывают отличными рассказчиками. Они легко справляются с большими нагрузками.

Беззвучный смех – признак скрытности, осторожности, расчетливости и хитрости.

Отрывистым смехом обычно отличаются нервные люди с неспокойным характер ом.

Грубый смех – признак властности, эгоизма, животной натуры. Нередко эти люди смеются наедине с собой.

Смех, оканчивающийся вздохом, свидетельствует о склонности к истерии, подверженности резким перепадам настроения, слабой воле.

Человек, смеющийся открыто и громко, уверен в себе и умеет получать удовольствие от жизни. Правда, иногда эти люди проявляют грубость и сарказм. Они любят посмеяться над другими.

Если человек смеется негромко, слегка наклоняя голову, – он не слишком уверен в себе. Люди с таким смехом пытаются подстроиться под обстановку и угодить окружающим.

Человек, который прищуривает веки, уравновешен и уверен в себе. Он упорный и настойчивый, всегда добивается поставленной цели.

Если во время смеха ваш собеседник морщит нос, значит, он склонен к частой смене взглядов. Такие люди эмоциональны, капризны, действуют в зависимости от настроения.

Человек, прикрывающий рот рукой, застенчив и робок. Ему не нравится быть в центре внимания. Люди с таким смехом довольно зажаты и не могут открыться малознакомому человеку.

Смех, сопровождающийся касанием лица, характер изует своего обладателя как мечтателя и фантазера. Такой человек эмоционален, иногда даже излишне. Он с трудом ориентируется в реальном мире.

Если человек часто сдерживает смех, он надежен и уверен в себе. Такие люди уравновешенны, не размениваются на пустяки, твердо идут к поставленной цели.

Ваш собеседник не улыбается, а ухмыляется, перекосив рот направо. Будьте внимательны! Перед вами грубый, толстокожий и ненадежный человек, склонный к обману и жестокости.

Видео по теме

До сих пор люди, далекие от литературоведения как науки, считают, что «роман» и «романтичный» - это близкие понятия, а значит, романы - это то, что о любви. Разумеется, это далеко не так. Роман - это древний, сложный и неоднозначный литературный жанр, к которому относятся и «Преступление и наказание» Достоевского, и «Бойцовский клуб» Паланика, и «Золотой осел» Апулея. Но это, разумеется, очень и очень разные романы.

Романами, были как бы противопоставлены латинской литературной модели, поэтому так могли называться и формы, по сути романами вовсе не являющиеся – историографии, басни, видения, новеллы.

Но возникновение романа как жанра относят еще к античности. Например, таковыми являются произведения «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Сатирикон» Петрония.

Второе рождение роман получил в Средневековье, он так и – или рыцарский роман. К таким относятся, например, о короле Артуре, о Тристане и Изольде и т.д.

Что можно назвать романом

Роман – это очень сложный и неоднозначный жанр, изучение которого до сих пор представляет трудность для литературоведов. По словам исследователя М.М. Бахтина, это происходит потому, что все другие , кроме романа уже устоялись, имеют свои определенные каноны и отличительные , тогда как роман – до сих пор очень подвижный, постоянно изменяющийся жанр, уже много сотен лет находящийся на стадии становления.

Отличительные черты романа можно выделить лишь очень приблизительно. Как правило, это эпическое произведение крупной формы, в центре которой – отдельная личность. Чаще всего эта личность изображена в переломный, кризисный момент своей жизни. В зависимости от литературного течения, к которому принадлежит роман, личность может развиваться (например, известный прием «диалектики души» у Л.Н. Толстого), попадать в нестандартные ситуации и переживать приключения (в авантюрном или приключенческом романе), переживать любовные перипетии (в любовном романе).

Роман должен быть построен на конфликте – межличностном, внутриличностном, социальном и т.д.

Единой классификации видов романа не существует по сей день, но их по разным . Например, по содержанию чаще всего выделяют:

Социальный,
- нравописательный,
- культурно-исторический,
- психологический,
- роман идей,
- приключенческий.

В последнее время появляются все новые и новые виды романов, например роман- . Многие из романов сочетают в себе признаки того и другого.

Некоторые литературные произведения, по сути являющиеся романами, авторы относят к жанру повесть, а повести и рассказы частенько записывают в романы.

Жанр в литературе - это такой подбор текстов, которые обладают схожей структурой, близки по содержанию. Их достаточно много, но существует разделение по родам, по форме и содержанию.

Классификация жанров в литературе.

Деление по родам

При такой классификации следует рассматривать отношение самого автора к интересующему читателя тексту. Первым попробовал разделить литературные произведения на четыре жанра, у каждого имеются свои внутренние деления:

  • эпические (романы, повести, эпопеи, новеллы, рассказы, сказки, былины),
  • лирические (оды, элегии, послания, эпиграммы),
  • драматические (драмы, комедии, трагедии),
  • лиро-эпические (баллады, поэмы).

Деление по содержанию

По этому принципу разделения появились три группы:

  • Комедии,
  • Трагедии,
  • Драмы.

Две последние группы говорят о трагической судьбе, о конфликте в произведении. А комедии следует разделить на более мелкие подгруппы: пародия, фарс, водевиль, комедия положений, интермедия.

Разделение по форме

Группа разнообразна и многочисленна. Жанров в этой группе насчитывается тринадцать штук:

  • эпопею,
  • эпос,
  • роман,
  • повесть,
  • новеллу,
  • рассказ,
  • скетч,
  • пьесу,
  • очерк,
  • эссе,
  • опус,
  • видения.

В прозе такого чёткого разделения нет

Непросто сразу определить, какого жанра то или иное произведение. Как воздействует на читателя прочитанное произведение? Какие чувства вызывает? Присутствует ли автор, знакомит ли со своими личными переживаниями, ведётся ли простое повествование без добавления анализа описанных событий. Все эти вопросы требуют конкретных ответов для вынесения окончательного вердикта о принадлежности текста к определённому виду литературного жанра.

Жанры рассказывают о себе

Чтобы начать разбираться в жанровом многообразии литературы, следует знать характеристику каждого из них.

  1. Группы по форме, пожалуй, самые интересные. Пьеса - произведение, написанное специально для сцены. Рассказ - прозаическое повествовательное небольшое по объёму произведение. Роман отличает его масштабность. Повесть - промежуточный, стоящий между рассказом и романом, жанр, в котором рассказывается о судьбе одного героя.
  2. Группы по содержанию малочисленны, поэтому запомнить их очень легко. Комедия имеет юмористический и сатирический характер. Трагедия всегда заканчивается ожидаемо неприятно. Драма основана на конфликте между человеческой жизнью и обществом.
  3. Типология жанров по роду содержит только три структуры:
    1. Эпос рассказывает о прошлом, не выражая своего личностного мнения о происходящем.
    2. Лирика всегда содержит чувства и переживания лирического героя, то есть, самого автора.
    3. Драма раскрывает свой сюжет через общение героев между собой.
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.