Программа: Приветствие команд. Разминка. Математический калейдоскоп. Конкурс капитанов. Конкурс «Кто больше? Учебно-методический материал на тему: Математический бой

«Математический турнир»

8 класс

Тем, кто учит математику,

Тем, кто учит математике,

Тем, кто любит математику,

Тем, кто ещё не знает,

Что может любить математику,

Наш турнир математический посвящаем!

Цели:

  • активизировать познавательный интерес к предмету;
  • обобщить и систематизировать теоретические и практические знания учащихся;
  • развивать познавательную и творческую активность;
  • формировать заинтересованность в приобретении новых знаний, умение нестандартно мыслить;
  • способствовать формированию чувства сплоченности, солидарности и здорового соперничества.

Ведущий:

Всем! Всем! Всем! Сегодня состоится математический турнир! Приглашаем всех отправиться в интересную и веселую страну, которая называется математикой! Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность и конечно хорошее настроение!

Вы встретились здесь вместе-

Кто смекалистей решить,

Дело класса, дело чести

В этой встрече защитить.

Вы сражаться должны дружно, с ясной целью победить,

Оправдать надежды нужно и себя не посрамить!

Девизом нашего турнира стали слова немецкого математика Г.В.Лейбница:

«Кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймёт».

Правила игры.

В игре принимают участие 2 команды. Первая команда - «Треугольник», вторая- «Квадрат». У каждого из членов команд отличительные знаки-эмблемы, по которым можно понять, кого представляет данный ученик

Ведущий: Сегодня мы проводим турнир, посвящённый математике-«царице всех наук».

Славим математику

Математика, тебя сегодня славим,

И хотим спасибо мы сказать,

Ведь о тех, кто приложил старанья,

Ты заботишься, как ласковая мать.

Развиваешь ум и память нашу,

Учишь сравнивать, трудиться, рассуждать,

А подбросив трудную задачку,

Учишь нас трудности преодолевать.

Ты нас пробуждаешь, окрыляешь,

Быть настойчивыми учишь неустанно.

И познаний жажду разжигаешь,

Предлагая неразгаданные тайны.

О. Панишева

Ведущий:

Итак, турнир я открываю,

Вам успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать,

Быстро всё в уме считать!

Представление команды.

Счётный конкурс начинаю,

Добрый день, мои друзья!

Две команды на турнире,

Их сейчас представлю я.

1.Вот команда «Треугольник»:

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

2.Про команду №2

Разошлась уже молва.

Называется «Квадрат»,

Им любой учёный рад.

Слово предоставляется командам.

Каждая команда во главе с капитаном знакомит с названием своей команды, девизом, приветствием.

Приветствие команд.

Конкурс: «Мы желаем Вам».

Команда: «Треугольник».

Девиз: «В треугольнике друзей лучше считать,

легче решить и победить!»

1.Сегоднишний турнир мы выиграть хотим.

И просто вам победу не дадим.

Придётся попотеть и постараться

За каждое очко мы будем драться.

2.Мы смекалку проявим и отвагу,

А если вдруг не повезёт?

Победа всех когда-нибудь найдёт!

3.Пусть сильней кипит борьба.

Сильней соревнованье,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

4. Этот турнир сейчас

Науке посвящается,

Что математикой у нас

С любовью называется.

5.Она поможет воспитать

Такую точность мысли.

Чтоб в нашей жизни всё познать.

Измерить и исчислить.

Команда: «Квадрат».

Девиз: «У нашего квадрата

Все стороны равны,

Наши ребята дружбой сильны!»

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

2. Этот турнир ждали мы,

По нему истосковались умы

Дружно будем задачи решать-

Мы хотим математику знать.

3.Как же нам не веселиться?

Не смеяться, не шутить?

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!

4. Наша команда «Квадрат»-

Приветствует всех собравшихся ребят.

Желаем всем победить,

А себе не проиграть!

5. И соревнуясь вместе с вами.

Мы остаёмся друзьями.

И так пусть борьба кипит сильней

И наша дружба крепнет с ней.

Ведущий:

И жюри мы пожелаем

Справедливей, строже быть,

Ибо сами понимаем,

Как трудно вам всех оценить!

(Жюри оценивает эмблему, девиз, приветствие каждой команды. Максимальный балл -3).

Ведущий:

Для решения большинства задач недостаточно одних знаний, необходимы находчивость и внимательность.

Разминка.

«Повторение - мать учения».

Каждая команда отвечает на вопросы. (За верный ответ - 1балл).

Команда «Треугольник».

Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).

Сколько корней имеет уравнение =0? (1).

Кривая, являющаяся графиком функции у =. (гипербола)

Что меньше или ? (равны).

Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырёхугольника? (диагональ).

6. Мера веса в старой России, равная 16.04кг (пуд).

7. Цифры, которые употребляли в Древнем Риме около 2500лет назад (римские).

8. Нахождение корней уравнения (решение).

Команда «Квадрат».

Самая большая хорда в круге (диаметр).

Прямоугольник. у которого все стороны равны (квадрат)).

Сколько корней имеет уравнение = 2 ? (2).

График функции у = (парабола).

Что общего у трапеции и прямоугольника?

Что больше или (равны).

Точки, из которых выходят стороны четырёхугольника (вершины).

Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой (радиус).

(После ответов обеих команд жюри подсчитывает баллы).

I . Первый тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Конкурс: «Один за всех, все за одного».

Разгадывание шарад.

Команды должны быстро, верно и самое главное дружно дать ответ.

(Конкурс оценивается в 2 балла.)

1.Когда меня ты режешь, то не плачешь,

И всё - таки слезу смахнёшь с лица,

А сменишь букву, - выгляжу иначе:

С началом стану я, но без конца.

(лук - луч).

2.Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь

во многих строчках.

Лишь «о» ты вставишь, зная как,

И я - географическая точка.

(плюс - полюс).

3.Слово первое - почётный титул,

Им даже Монте -Кристо называли.

А второе часто говорим мы,

Если очень сильно замерзаем.

(граф - ик).

4.Предлог в моём стоит начале.

В конце же - пригородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом. (за-дача)

Конкурс: «Шевели мозгами».

(за 2 минуты переставить буквы и получить новые слова)

РЕНИУАНВЕ (УРАВНЕНИЕ)

ЬДОРБ (ДРОБЬ)

ТЕООРЗК (ОТРЕЗОК)

МАМРГ (ГРАММ)

МЕЛЬДО (МОДЕЛЬ)

Подведение итогов.

Ведущий:

Пока команды думают над своим заданием, вы, болельщики, можете помочь заработать очки своим командам.

Назовите математические термины, понятия, символы, знаки на букву «П»

(например: прямая, пропорция, пять, подобие,…). Каждое слово-1 балл

II . Тур второй: пусть всякий знает,

Кто же лучше вычисляет?

Мне задачки прочитать,

Вам же думать и считать.

Конкурс «Наш конструктор числовой - поработай головой».

1. Реши:.

Решение:

2. Докажи, что

( + ) : ( = 0,78) = 6.

Решение: (15 + 33) : (.0,3 + 0,78.10) = 6.

Игра «Где ошибка?»

Дикобраз в подарок сыну

Сделал новую машину,

К сожалению она

Недостаточна точна.

Результаты перед вами -

Быстро всё исправьте сами.

Ведущий:

Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилось коза. А вместо утюга - слон. Чтобы решать уравнения, нужно совершать ряд преобразований, и делать это очень осмотрительно.

«Найди ошибку!»

1. 5х - 20=9х - 36

5(х - 4)=9(х - 4); разделить на (х - 4)

5=9

Ответ: корней нет.

2.Выполняя задания на преобразование выражений, содержащих степени, ученик допустил ошибки:

5*5*5*5=4 5 4. 2 3 +2 7 =2 10

2 3 *2 7 =4 10 5. 7 1 =1

2 30 /2 10 =2 3 6. (2х) 3 =2х 3

Какие определения, свойства, правила не знает ученик?

Конкурс: «Книга - книгой, а мозгами двигай».

На доске прикрепляются геометрические фигуры. Нужно каждой фигуре найти её пару - карточку с нахождением её площади. На обратной стороне карточки буква. Составив слово, должны угадать учёного математика, на могиле которого был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200лет по этому чертежу

Вызываются по 2 участника из команд. ( За верный ответ - 1балл.)

а h

а h

а h

ав

(а+в) h

А

Р

Х

И

М

Е

Д

Жюри проверяет конкурс, объявляет его результат.

III . Третий тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Будут трудные задачи,

Пожелаем всем удачи!

И вот, наконец, конкурс капитанов: «Почтовый ящик».

Капитаны каждой команды достают задачи и после размышления дают ответ. (Каждый ответ оценивается в 1 балл).

1.В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10).

2. От куска материи длиной 200 метров отрезали каждый раз по 20м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (Через 9 дней).

3. Угол в 1 градус рассматривают в лупу, дающую 4-х кратное увеличение. Какой величины окажется угол? (В 1 градус).

4. Любой месяц начинается с 1 и кончается на 30 или 31. Какой месяц имеет число 28?

5.Что надо сделать, чтобы 4 парня остались в одном сапоге? (Снять 1 сапог).

6.Профессор ложится спать в 20 часов. Ставит будильник на 9 часов утра.

Сколько часов проспит профессор? (1 час).

Домашнее задание.

Галерея замечательных чисел.

«Дождь звёзд и синие поля послушны числам».

Велимир Хлебников

Ведущий: Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.

Самые древние по происхождению числа - натуральные. «Ручейки» натуральных чисел, сливаясь, порождают безбрежный океан вещественных и разного рода особых специальных чисел

(Каждая команда представляет своё число. Максимальная оценка - 5баллов).)

IV . Вы ребята, все устали.

Много думали, считали,

Отдохнуть уже пора!

Так четвёртый тур - «Игра!»

Проведём игру « Узнай слово!» Решив примеры, вы должны узнать учёного, который ввёл запись степеней.

1. д

3. К

4. А

5. Х 5 =243 Р

512 Т

КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

(Участвуют болельщики обеих команд). Болельщики могут принести команде очки, если правильно справятся с заданием.

Конкурс «Геометрия трав».

Назовите слова математического происхождения, которые есть в стихотворении.

Математик несбывшийся, странник.

Оглядись, удивляясь стократ:

В травах - срез волчеца - пятигранник,

А сеченье душицы - квадрат.

Всё на свете покажется внове

Под гольцом, чья вершина в снегу:

Водосбор - треуголен в основе

На цветущем альпийском лугу!

Где же круг?

Возле иглистой розы,

Там, где луг поднебесный скалист,

Вижу - с ветром играет берёзы

Треугольноромбический лист…

Подмечайте математику вокруг себя - в быту и природе. Для наблюдательного человека даже простые срезы растений - красивые геометрические фигуры.

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился

И в турнире отличился?

Пока жюри поводит итог вопрос для всех.

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.

Подсказки:

Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.

Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.

Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.

Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывается ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.

Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.

В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5. (египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение 3 2 + 4 2 = 5 2 , т.е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора).

Подведение итогов. Объявление победителей. Вручение призов.

Спасибо всем за участие!

Ведущий:

Пришел час расставанья,

Пусть мат.турнир в сердцах живет!

Давайте скажем «До свиданья»!

До встречи через год!

Литература:

  1. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика.5 - 11кл. Волгоград: Учитель, 2004.
  2. Гончарова Л.В. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель,2003.
  3. Иченская М.А. Отдыхаем с математикой.5 - 11кл. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Кордемский В.Г. Удивительный мир чисел. Книга для учителя.Москва: Просвещение, 1986.
  5. Лепёхина Т.А. Математическое ассорти. Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка.Москва:1988.
  7. Панищева О.В.. Математика в стихах Волгоград: Учитель, 2008.

Часовских Тамара Васильевна

учитель математики высшей квалификационной категории

Математический турнир: «Весёлый час»

Цели проведения турнира:
развитие творческих способностей учащихся; сплочение детского коллектива; пробуждение желания заниматься изучением одной из интереснейших наук, расширение кругозора учащихся.
Девиз: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!»

Подготовка к турниру.
1. Выбрать участников турнира.
2. Предложить подготовить домашнее задание.
3. Подготовить номера художественной самодеятельности.
4. Подготовить математические газеты для оформления класса.

Правила проведения турнира:
1. В турнире участвуют команды от двух классов:8А и 8В.
2. В каждой команде по 6 человек, из которых выбирают капитана.
3. Жюри и ведущий - старшеклассники.
4. За каждый конкурс жюри подсчитывает баллы и определяет победителя.

Программа:
1. Приветствие команд.
2. Разминка.

4. Конкурс капитанов.
5. Конкурс «Кто больше?»
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов и награждение команды- победителя и наиболее отличившихся участников.

Ход проведения турнира
I. Вступительное слово учителя.
Дорогие гости и учащиеся! Для кого же мы сегодня проводим турнир «Весёлый час»?
Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга, подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем – провели время с пользой.
Я хочу, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть.
Итак, мы начинаем турнир.
II. Проведение конкурсов и игр.
Ведущий:
Уже готово всё к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представлю грозный суд (представляет жюри).

Болельщиков предупреждаем,
Что встреча будет горяча,
И поэтому мы вам желаем
Болеть без вызова врача.

1. Приветствие команд.
Команда 1-ая: БАМ.
Наш девиз: «Будем активнее мыслить»
Приветствие на мотив песни «Орлёнок»:
Смелей, математик, взлети над трибуной,
Жюри с высоты огляди.
Мы нашей команде победу добудем,
Оставив вас всех позади.

Команда 2-ая: ПУПС.
Наш девиз: «Пусть ум победит силу»
Приветствие на мотив песни «Московские окна»:
Мы приветствуем команду БАМ,
Мы приветствуем, конечно, зал,
И, конечно, же жюри,
Справедливо чтоб они
Оценки ставить нам сейчас могли!

2. Разминка.
Ведущий:
Чтобы всё в турнире прошло без заминки,
Его мы начнём...
Ну, конечно, с разминки!
Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором находятся вопросы.

Вопросы команде БАМ:
1) 1% от 1тыс. рублей? (10руб.)
2) Единица скорости на море (узел)
3) Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да)
4) Чему равен 1 пуд? (16кг)
5) Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф. Виет)
6) Наименьшее натуральное число (1).
7) Периметр квадрата – 20см. Чему равна его площадь? (25〖см〗^2)
8) Как найти неизвестное делимое?
9) Как называется вторая координата точки? (ордината)
10) Что больше √20 или 2√5? (равны)
11) Найти третью часть от 60. (20)
12) Найти корень уравнения: IxI= –4 (нет корней).
13) Как называется функция вида: y = kx + b ? (линейная)
14) Параллелограмм, у которого все углы прямые? (прямоугольник)
15) Отрезок, соединяющий две любые точки окружности? (хорда)

Вопросы команде ПУПС:
1) Как называется сотая часть числа? (процент)
2) Как найти неизвестный делитель?
3) Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат)
4) Первая женщина-математик. (Софья Ковалевская)
5) Назовите наибольшее отрицательное число. (–1)
6) Площадь квадрата 49 м^(2). Чему равен его периметр? (28
7) Как найти неизвестное вычитаемое?
8)Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (планиметрия)
9)Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)
10) Как называется первая координата точки? (абсцисса)
11) Что больше 5 или √28 ? (√28)
12)Разделите 100 на половину. (200)
13) Как называется функция вида: y = ax^2+ bx+c? (квадратичная)
14) Найдите корень уравнения: x2 = – 9 (нет корней)
15) Четырёхугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (трапеция)
Ведущий: А пока жюри совещается, оценивает конкурсы, послушаем басню.
Выступает один из участников 1-ой команды.
Медвежья услуга
У волка, зайца и медведя
Настали трудные деньки,
Крот перестал учиться в школе
И им – готовят дневники!
За всех учёный крот трудился,
Решал задачи и примеры,
И выручал он нерадивых,
Подсказывая им без меры.
Крот заболел – у всех беда,
Уж очень строг учитель Дрозд.
На математике, пожалуй.
Получит кто-то лишний «хвост»!
Медведь решил подзаниматься:
Где подучить, а где – схитрить.
Но, в общем, в чём-то постараться
Дрозда решил перехитрить.
Дрозд вызвал Зайца отвечать:
«Скажи, любезный, что ты знаешь
О треугольнике и круге?»
Зайчишка, чтобы не молчать,
Поддержку ищет в сильном друге.
Медведь, стараясь угодить
Трусливому Зайчишке,
Повёл себя перед Дроздом
Проказливым мальчишкой.
Он стал кривляться и шептать
Старательно и нудно.
А Заяц – на доске писать,
Хотя и было трудно.
Медведю, видно, как всегда.
Не всё учить хотелось,
Его подсказка иногда
На языке вертелась.
Так и сейчас, сказав не то,
Помог он плохо другу,
Он оказал ему опять
Медвежью услугу!

Жюри объявляет каждой команде баллы.
3. Математический калейдоскоп.
Слайд 1. Формулы 1-ой команде: Слайд 2. Формулы для 2-ой команды:
1. x^(2 _) y2=(x-y)(x+y) 1. (x – y)(x +y) = x2 – y2
2.〖(x+y)〗^2=x2 +2xy + y2 2. (x – y)2 = x2 – 2xy +y2
3. c2 = a2 + b2 3. a2 = c2 – b2
4. Д = b2– 4ac 4. x=(-b±√(b^2-4ac))/2a
5. am an = am+n 5. am: an = am– n
6. S = a2 6. a⁰ = ?
7. S = 1/2 ab 7. S = ab
8. sin 30⁰ =? 8. cos 60⁰ = ?
Ведущий: пока жюри оценивает этот конкурс,
участники 2-ой команды выступают с частушками.

1. Мы весёлые ребята, 2. В нашем классе все ребята 3.Математика поможет
Очень весело живём: Хороши, как на подбор Вам отличниками стать,
И задачи мы решаем, Математику не знают, Научитесь вы, ребята,
И частушки вам споём. «Хорошистов» недобор. Уравнения решать.

4.Мы задачи на движенье 5. «Нам нужны одни пятёрки» – 6. Говорила Двойка Тройке,
Порешать всегда хотим, Говорят отличники. Что она красавица.
Наше в классе поведенье Ну а чем другие хуже Потому, наверное,
Всем известно – не молчим. Ох, единоличники! Ребятам очень нравится.

7. Мы подружки-хохотушки
С вами распрощаемся
Потом снова на турнире
Скоро повстречаемся.
Жюри объявляет результаты конкурса «Калейдоскоп» и общее количество баллов.

4. Конкурс капитанов.
Капитанам необходимо выбрать конверт с заданием.
Задания для капитана 1-ой команды:
1) Разгадать кроссворд:

1. Зависимость одной величины от другой. (Функция)
2. Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб)
3. Тригонометрическая функция. (Косинус)
4. Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями. (Куб)
5. ... абсцисс. (Ось)

2) Отгадать загадку.
Я приношу с собою боль,
В лице – большое искаженье.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То превращусь я в знак сложения. (Флюс – плюс)
3) Написать математические термины на букву «с» (за каждое слово один балл)

Задания для капитана 2-ой команды:
1) Разгадать кроссворд.

1.Абсолютная величина числа. (Модуль)
2. График квадратичной функции. (Парабола)
3. Теорема, не требующая доказательства. (Аксиома)
4. .... определения функции. (Область)
5. Бином... (Ньютона).
2) Аналогично (отгадать загадку).
3) Написать математические термины на букву «д» (за каждое слово один балл)

Пока жюри подчитывает баллы, ведущий проводит конкурсы с болельщиками.
1) Ответьте на вопросы. Назовите имена:
- трёх поросят из сказки «три поросёнка». (Наф- Наф; Ниф-Ниф; Нуф-Нуф);
-трёх толстяков из сказки Ю. Олеши «Три толстяка». (Без имён);
- трёх мушкетёров, из романа А. Дюма «Три мушкетёра». (Атос, Портос, Арамис);
- трёх былинных героев на картине художника Васнецова «три богатыря». (Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец);
- трёх медведей из сказки Л. Толстого «Три медведя».(Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)
2) Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.
3) Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.
1. «Учат в школе». (К 4 + 2)
2. «Вместе весело шагать по просторам». (Раз дощечка, два – дощечка)
3. «Крокодил Гена». (И подарит 500 эскимо)
4. «В траве сидел кузнечик». (он ел одну лишь травку)
5. «Там вдали за рекой». (Сотня юных бойцов)
6. «Золотая свадьба». (40 правнуков и 25 внучат)
7. «Жили у бабуси». (Два весёлых гуся»)
8. «Три белых коня».
9. «Песенка про зарядку». (1, 2, 3, 4 – хобот выше, уши шире)
Жюри объявляет результаты после конкурса капитанов и общее количество баллов у обеих команд.

5. Конкурс «Кто больше?».
Ведущий: Нелёгкий вопрос-то,
Но верь одному:
Всё сложно и просто,
Считай по уму!
Команды выбирают конверты с заданием.
Вопросы для 1-ой команды:
1) В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (Прямоугольном)
2) Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр)
3) В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (Сто)
4) Дробь, меньшая единицы? (Правильная)
5) Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (30⁰)
6) Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной? (Уравнение)
7)Луч, делящий угол пополам? (биссектриса)
8) Сколько вершин у куба? (8)
9) Бревно распилили на8 частей. Сколько сделали распилов? (7)
10) Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? (3)
11) Треугольник со сторонами 3, 4, 5 ? (Египетский)
12) Угол, на который поворачивается солдат при команде «кругом» ? (180⁰)
Вопросы 2-ой команде:
1) Сколько кг в половине тонны? (500)
2) Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (Перпендикуляр)
3) Отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через её центр? (Диаметр)
4) Количество делителей простого числа? (Два)
5) Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, отличное от нуля? (Сокращение)
6) Число, на которое делят? (Делитель)
7) Какая цифра в переводе латинского языка означает «ничего»? (0)
8) Произведение трёх измерений прямоугольного параллелепипеда? (Объём)
9) Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало? (Угол)
10) Вид графика x2 + y2 = r2 ? (Окружность)
11) Равенство двух отношений? (Пропорция)
12) Сколько градусов содержит угол, если он составляет половину развёрнутого угла? (90⁰)

Ведущий: пока жюри подсчитывает баллы, у нас
несколько интересных сообщений с подсказками:
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает –
Тот вечно хнычет и скучает.
Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте её.
Подсказки:
1. Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.
2. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.
3. Учёный, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.
4. Этому учёному, кроме данной теоремы, приписывают ещё ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.
5. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам ещё до её открытия.
6. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4, 5.
У математиков арабского Востока эта теорема получила название «теоремой невесты», за сходство чертежа с пчёлкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимание на чертёж, перевёл слово «нимфа» как «невеста», а не «бабочка».
Жюри объявляет результаты конкурса.

6. Домашнее задание (музыкальный конкурс).
Ведущий: И стоит в стране чудесной
Новый город со дворцом,
А во дворце златоглавом
Знаки дружно там живут,
Знаки терем стерегут,
Вместе песенку поют.
Исполняет 1-ая команда песню на мотив «Зайка моя»
1. Плюсик ты мой, я – твой минус,
Косинус ты, я – твой синус,
Ты аксиома, я – теорема,
Следствие ты, а я – лемма.
Ма-те-ма-ти-ка моя...
Припев:
Я ночами плохо сплю,
Математику я так люблю,
Математику я так давно, давно люблю.
Я и днём теперь не сплю,
Я и вечером не сплю,
Всё учу, учу, учу, учу, учу.
Ведущий: За высокими горами,
За синими морями,
В тридесятом государстве
Живёт прекрасная страна
Математика.
Исполняет 2-ая команда песню на мотив «Коммунальная квартира».
1. Эх, страна моя родная,
Край загадок и чудес!
Где ещё такое счастье,
Где ещё такой прогресс?!
Под одной огромной крышей
И просторней и светлей,
Ни к чему нам дом отдельный,
Вместе будет веселей.
Припев:
Это математики, математики квартира
Это математики, математики страна.
Ведущий: И отныне ежедневно
Вместе будим непременно
Математику прославлять
И почёт ей воздавать.
Обе команды исполняют гимн математике (на мотив песни «Чему учат в школе»).
Гимн математике
Уравнения решать, радикалы вычислять – Геометрия нужна, нона ведь так сложна!
Интересная у алгебры задача! То фигура, то тела –не разберёшься.
Интегралы добывать, Аксиомы нам нужны,
Дробь делить и умножать Теоремы так важны,
Постараешься – придёт к тебе удача! Их учи – и результата ты добьёшься!

Все науки хороши
Для развития души.
Их и сами все вы знаете, конечно,
Для развития ума математика нужна,
Это было, это будет, это вечно!

7. Подведение итогов.
III. Заключительное слово учителя.
Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Приветствие командам от учащихся в зале. Выходят четыре ученика.
1. Мы сегодня в этом зале 2. Мы подумали и вместе порешили,
Встречались с шутками, друзья. Находили верный мы ответ.
Посмеялись с вами, помечтали, И от всех, сидящих в этом зале
Многое узнали для себя. Я передаю вам всем привет.

3. Здесь смекалку вашу всю познали, 4. Вы ещё не раз скрестите шпаги.
И мы поклоняемся все ей. И не раз победа к вам придёт.
Я приветствую от всех сидящих в зале Турнира поднимите флаги,
Всех играющих в турнире здесь. Бросьте клич:
«К познанью! В путь! Вперёд!»
Жюри объявляет результаты турнира. Награждаются команды за победу и наиболее активные участники.

Данные об авторе

Добрынина О.В., Колосовский Н.В.

Место работы, должность:

Учителя - математики и физики

Иркутская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Алгебра

Предмет(ы):

Геометрия

Предмет(ы):

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Тип ресурса:

Сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса:

Физико-математический турнир в форме состязания 2 команд 7-8 классов. Учащимся предлагаются интересные задачи по физике и математике.

Физико-математический турнир «Эрудит» .

Цели:

  • Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся;
  • Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классе учащихся.

(Звучит веселая музыка)

О.В. : Здравствуйте, дорогие гости и участники игры!

Сегодняшний физико-математический турнир мы проводимв форме состязания 2 команд - проводим его, конечно, для вас, наши.

Н.В. : Физика - это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как им трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим?

О.В. : Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Я, думаю, что сегодня здесь собрались те, кто любит физику и математику. Ну а тем, кто еще равнодушен к этим наукам, сегодняшний турнир поможет изменить свою точку зрения.

О.В. Представляю членов жюри _____________

_______________________________________________________________

Жюри должно быть справедливым,
Очки не зря должно давать.
И будет тот в бою счастливым,

Кто сможет честно побеждать.

Н.В. :
Сегодня в турнире соревнуются команды: Команда “Архимеды», и капитан команды ___________________. Команда “ Электроны ”, и капитан команды _________________.

О.В. : Каждое задание в игре жюри сможет оценить от 1 до 10 баллов. Первый конкурс. Приветствие команд . (мах оценка 3 балла) , Жюри будет учитывать приветствие, эмблемы, форму участников.

Приветствие команды “ Архимеды ”

«Не составит нам проблем

Выиграть это состязанье,

Хоть сейчас готовы в бой,

Свято верим в наши знанья!

Приветствие команды “ Электроны ”

Мы в математике сильны,

Законы физики мы знаем тоже,

Сражаться будем до конца,

Тверды мы все как электроны!

Н.В. : Для любого начинания требуется разминка . Разминка — гимнастика ума. Мы будем задавать вопросы, а вы отвечать. Кто быстрее поднимет руку, тот и отвечает. Ответы не выкрикивать, за это будут снижаться баллы. За каждый правильный ответ в разминке команда получает 1 балл.

Разминка (задаем вопросы по очереди)

О.В. :

1. Наименьшее четное число (2)

2. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой. Это - (Радиус).

3. Луч, который делит угол на 2 равных угла? (биссектриса)

4 . Последовательность действий, необходимая для решения задачи (алгоритм)

5. Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля? (ноль)

Н.В. :

1. Имя Ломоносова (Михаил)

2. одна шестидесятая минуты (секунда)

3. Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джинн? (В газообразном).

4. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (В простуженных, так как температура тела выше).

5. Какое явление мешает остановиться машине мгновенно. (Инерция).

О.В. : Просим жюри подвести первые итоги.

Н. В. : Конкурс Домашнее задание.

Тема домашнего задания: «Ученые - физики, математики ». Командам заранее были даны вопросы, на которые надо было найти ответы. Проверим, как команды с этим заданием справились.

О.В. : 1.Кто из представленных ученых сказал:
«Математика - царица всех наук, а арифметика - царица математики»?

  • Карл Фридрих Гаусс
  • Немецкий математик, астроном, физик, геодезист.
  • Выдающиеся математические способности обнаружил в раннем детстве.
  • Его многочисленные исследования в области математики оказали серьезное влияние на развитие других наук.

Н.В. : 2. Кто считается «крестным отцом» физики? (Аристотель 384 до н. э.)

  • Древнегреческий философ, основатель естествознания
  • Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского
  • Разработал все отрасли знания того времени

О.В. : 3.Кому принадлежат эти строки:
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»?

  • Михаил Васильевич

Ломоносов (1711 - 1765)

  • - великий ученый: химик, физик, математик, поэт, основатель российской науки, Московского Государственного Университета.

Н.В. : 4. Кто считается основоположником физического эксперимента?

  • Галилео Галилей (1564-1642) Итальянский физик, математик, астроном, философ
  • Проводил опыты, бросая тела разного веса с Пизанской башни
  • Создал трубу-телескоп, который давал увеличение более чем в 30 раз

О.В. : 5. Вслед за кем мы горделиво восклицаем: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»?

  • Архимед около 287 до н.э Древнегреческий математик, механик, инженер
  • Соорудил систему блоков для спуска в воду корабля Египетского царя Птолемея

Н.В.: Просим жюри подвести итог.

Конкурс «Знатоки физики».

Н.В. : задача 1.

А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листке.

Одинокий физик, почесав темя,

Измеряет длину, массу и время.

Парочка физиков мечтает вдвоём

Измерять температуру, плотность, объем.

Трое физиков, построившись в ряд,

Измеряют энергию, скорость, заряд.

Четыре физика в хорошем настроении

Измеряют давление, а в плохом - ускорение.

Пять физиков выбегают на площадь,

Измеряют импульс, частоту, силу и площадь.

Итак, вопрос: сколько физических величин названо в данном стихотворении? собрать листы, передать в жюри.

Учитель называет верный результат. (15)

Задача 2.

Вот черный ящик перед вами,

Подумайте и рассчитайте сами.

Амперметр силу тока вам покажет,

А вольтметр напряжение подскажет.

Все, что надо нам, фиксируют они,

Но как резисторы соединены?

Их в ящике всего лишь два

И по два Ома каждый.

Конкурс «Знатоки математики»

О.В. :

Задача 1.

Археологи далекого будущего когда- нибудь раскопают два окаменевших дневника с большим количеством двоек. В Мишином дневнике они найдут 234 двойки, а в Толином 2/3 числа этих двоек. Сколько всего двоек будет найдено в 2 дневниках?

  1. 234*2/3 = 156 - «2» в Толином дневнике.
  2. 156+234 = 390 - всего

Задача 2. Ответ и решение записать на листочке.

Листки с решёнными заданиями передаются жюри.

  • Хозяйка швейной мастерской взяла на работу 20 девушек и разместила их в 8 комнатах.
  • По вечерам она проверяла, чтобы в комнатах на каждой стороне дома было по 7 девушек.
  • В гости к девушкам приехали 4 подруги. Все 24 девушки разместились так, что хозяйка насчитала снова в комнатах по каждой стороне дома по 7 девушек. Как разместились девушки в комнатах с подругами?

20 девушек

24 девушки

Задача 3. (на запас)

Как- то рано поутру

Птицы плавали в пруду.

Белоснежных лебедей

Втрое больше, чем гусей,

Уток было восемь пар -

Вдвое больше, чем гагар.

Сколько было птиц всего,

Если нам еще дано,

Что всех уток и гусей

Столько, сколько лебедей! (лебедей - 24, уток - 16, гусей - 8, гагар - 8).
Решение.

  • гусей - х, лебедей - з х, уток - 16, гагар - 8
  • х + 16 = 3 х, - 2х = - 16, Х=8

Н.В. : Следующий конкурс мы назвали “ Черный ящик”.

Вы должны узнать, что находится в черном ящике.

Черный ящик

О.В. : То, что лежит в чёрном ящике, изобрёли еще в Древней Греции.

  • В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком большого ума.
  • Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
  • За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась.
  • В наше время им умеет пользоваться любой школьник.

Н.В. : Это используют в системах и механизмах для нагрева и охлаждения.

  • используют для уменьшения трения.
  • Со всеми тремя агрегатными состояниями этого вещества вы довольно часто встречаетесь.
  • Это вещество называют соком жизни на Земле.

О.В. Вопрос: что находится в чёрном ящике? (Циркуль, вода). Слово жюри.

Конкурс « Знатоки логики »

Н.В. : Задача со спичками.

Спичечный рак ползёт вверх, Переложите 3 спички так, чтобы он пополз вниз.

О.В. : Просим жюри проверить правильность выполнения задания

Н.В.. : И, наконец, разберемся: кто же такой капитан, ведь впереди конкурс капитанов.

О.В. : Капитан - начальник и старший тренер команды. До турнира работает с командой, как вол, а во время игры дерется с жюри, как лев. Конкурс капитанов

Н.В. Капитаны, прошу подойти ко мне. Вам предлагается решить задачку про репку.

Ответ и решение выполните письменно.

Кто из капитанов будет готов ответить, поднимите руку, чтобы жюри увидели, что Вы первый.

Задача. Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, Жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой и в одну и ту же сторону?

Справилась бы с репкой вся эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н?

(ответ: Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, будет равен 792 Н. Вклад мускулистой мышки в этот могучий порыв равен 2 Н, так что без мышкиных ньютонов дело не пойдет!

О.В. : Пока капитаны решают задачу, для команд конкурс Рассказки с подсказками

Вы должны отгадать слово. Мы даем вам подсказки, с каждой подсказкой вы теряете один балл. Максимальное количество баллов, который вы можете принести в копилку своей команды 5 баллов.

Подсказки №1:

  1. Этот прибор есть в каждом кабинете математики
  2. На нем есть черточки с делениями, но он не прямой.
  3. Прибор этот имеет отношение к геометрии
  4. Им умеют пользоваться школьники уже с 5 класса
  5. Им измеряют углы (транспортир)

Н.В. :

Подсказки №2:

  1. Претендентов на эту поездку было много, но выбор пал на него.
  2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
  3. Учащийся ремесленного училища, курсант аэроклуба.
  4. Ему принадлежит историческая фраза: « Поехали!», сказанная перед стартом.
  5. Первый в мире человек, совершивший полет в космос. (Ю.А. Гагарин).

О.В.: Капитаны, дайте ответ и передайте ваши решения жюри.

Наше веселое состязание подходит к концу, просим жюри подвести общий итог турнира и выявить команду - победителя.

О.В. :

Все известно вокруг
Тем не менее,
На Земле еще много того,
Что достойно, поверь удивления.

Н.В. :

Удивляйся росе,
Удивляйся цветам,
Удивляйся упругости стали,
Удивляйся тому,
Чему люди порой
Удивляться уже перестали.

О.В. :

Слово жюри для награждения.

Спасибо всем за игру! До свидания, ребята!

Самоанализ внеклассного мероприятия « Турнир эрудитов»

Мероприятие проводилось в 8 классе, учащиеся класса не являются сильными по математике и физике и основной целью данного мероприятия было изменить их мнение в изучении данных предметов, показать, что и математика, и физика могут быть интересными.

Основные цели, которые мы ставили -это:

  • На основе соревновательной игры развивать смекалку, сообразительность и активность учащихся;
  • Развить познавательный интерес к учебному материалу, индивидуальные способности учащихся, развивать логическое мышление;
  • Поднять престиж умных, но не всегда популярных в классе учащихся.(так как в классе есть отрицательные лидеры, которые «тянут» вниз всех остальных.
  1. Повысить мотивацию к учебе
  2. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах.

Форма проведения мероприятия - интеллектуально- развлекательная игра.

Мероприятие проводилось с применениемпрезентации для наглядности, для тех детей, которые неочень воспринимают текст наслайдах презентации, все задания были продублированы на карточках.

Формы работы на мероприятии -фронтальная, групповая, индивидуальная.

Результативность. Ребята работали -- активно, показали, что в команде они работать --умеют.

С заданиями на логическое мышление (рак, черный ящик) справились _________

(хорошо?)_____.

В ходе игры ребята прислушивались в первую очередь к «сильным» учащимся.

Недостатки, обнаруженные в ходе проведения мероприятия _____________, причины и пути устранения _____________________________.

Думаем, что данное внеклассное мероприятие поставленных целей достигло (?).

Математический бой

Турнир умников


Визитная карточка команды

  • Приветствие
  • Девиз

I I тур

«Разминка»

  • Какой раздел математики изучает действия с числами?
  • Как называется равенство с переменными?
  • Назовите график квадратичной функции?
  • Результат какого действия называется суммой?
  • Какая функция называется линейной?
  • Назовите наименьшее простое число?
  • Как называется дробь, числитель которой меньше знаменателя?

  • Назовите наименьшее натуральное число?
  • Как называется функция вида y = ax² + bx + c?
  • Чему равна сумма чисел от -200 до 200?
  • Какие три одинаковых числа нужно сложить, чтобы получить 18?
  • Как называются числа при умножении?
  • Чему равен арифметический квадратный корень из 169.
  • Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа.
  • Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант больше нуля?
  • Что больше или 2 ?

I I I тур

«Кто быстрее?»

  • x 2 − 2x − 3 = 0
  • -=0
  • sin (- x) = sin (-)
  • 1,2(3 b +5)=2(2,4 b – 3,6)

I V тур

«Конкурс зрителей»

  • Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и охотники?
  • Какую часть часа составляют 15 минут?
  • Как называется результат сложения?
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней?
  • Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа?
  • Гусь весит 1 кг, сколько он будет весить стоя на двух ногах?

I V тур

«Конкурс зрителей»

  • Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
  • Сколько орехов в пустом стакане?
  • В семье 6 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье?
  • Как называются прямые, которые никогда не пересекутся?
  • Какой знак надо поставить между числами 2 и 3 , чтобы получилось число большее двух, но меньшее трех?
  • Как называется луч, делящий угол пополам?

I V тур

«Конкурс зрителей»

  • Как называется операция обратная делению?
  • Сколько человек не ждут одного?
  • Назовите три дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами.
  • На березе росло 90 яблок. Подул сильный ветер, и 10 яблок упало. Сколько осталось?
  • Какое колесо не крутится при правом повороте?
  • Как правильно сказать: "9 и 7 будет 15" или "9 плюс 7 равно 15"?
  • В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами?

V тур

«Разгадайте ребус»


СИЛАЧ

5,2,1,3,



ЗНАМ


Рисунки Савченко Е.М.

СТВО



ОДИН

ЦА Ь


VI тур

«Головоломка»

Найдите имена

трех ученых-математиков

П

И


Вот закончилась игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в турнире отличился?



Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать. Ведь в математике, друзья, Без логики никак нельзя.


«Задачи шутки»

Крышка стола имеет 4 угла. Один отпилили. Сколько углов стало у стола?

5 углов


«Задачи шутки»

Что больше произведение всех цифр или их сумма?

Сумма


«Задачи шутки»

К 7 прибавить 5. Как правильно записать: « одиннадцать » или « адиннадцать »?

Двенадцать


Благодарим наших великолепных участников за игру

Спасибо ВСЕМ!!!


Тип : познавательная игра.

Форма : соревнование.

Краткое описание : в качестве участников выступают 2 команды учащихся 8 классов.

^ Участники КВН : жюри, зрители, ведущий. У участников конкурса эмблемы команды. Реквизит - пакеты заданий для каждой команды, лист с верными решениями и ответами для жюри, чистые листы и ручки, подготовленные кроссворды для болельщиков (зрителей), цветные мелки.

^ Поэтапное описание : подготовительный этап. Формируются команды из учащихся 8 классов. Выбираются капитаны команд. На стенде помещается объявление о месте и времени проведения математического КВН. Разрабатываются задания для конкурсов. Участники команд знакомятся с условиями игры, придумывают эмблемы, представление команды. Разрабатывается бальная система оценивания работы команд на КВНе. Игровое действие.

План:


  1. Вступительная часть;

  2. Представление и приветствие команд;

  3. Разминка «Веселый урок»;

  4. Конкурс капитанов;

  5. Конкурсы на знания и смекалку;

  6. Конкурс художников;

  7. Геометрический конкурс;

  8. Домашнее задание. Конкурс художественной самодеятельности;

  9. Подведение итогов.
Ход конкурсов:

  1. Вступительная часть.
Ведущий . Дорогие ребята! Сегодня состоится открытие нашего клуба веселых и находчивых.

А что такое клуб? (Это общество друзей, которых объединяет одно общее интересное дело).

Что такое «веселые» вам объяснять не надо. Ведь вы какие ребята? Конечно, веселые.

А что значит находчивость? (Когда в трудную минуту быстро найдешь верный выход, проявишь умение и примешь правильное решение).

Итак, друзья начнем программу.

Затей у нас большой запас,

А для кого они? - Для вас!

^ Поют обе команды (на мотив «Улыбка»)

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить,

Математику учить

И себя не подводить

Мы, конечно же, всё это понимаем.

Ведущий.

Счетный конкурс открываю

Добрый день, мои друзья.

Две команды - в КВНе

Их сейчас представлю я.

^ 2) Представление и приветствие команд.

Команда 1: «Дважды-два»

Готовы бой принять мы смело

И свой девиз мы дарим вам

Ну а победа - только нам!

Песня:

Мы частушки вам споем

Про нашу математику,

Про задачи, уравненья

И про сложные примеры.

Я с Ромашкою дружу,

В гости я к нему хожу.

Он задачи мне решает,

А я рядышком сижу.
Начинается урок,

Математика идет.

Стоит Саня у доски,

Мучает свои мозги.

Дорешал большой пример,

Повернулся и запел.

«Математика – наука

Без тебя нам жизни нет», -

Так сказали все ребята

В нашем классе, наконец.

Команда 2: «Эврика»

Сегодня в этом зале

Идем мы в наступленье

Ни шага назад, ни шага на месте,

И только вперед и дружно все вместе.


Школа нам мотает нервы

Утром, вечером и днем

Мы подумали - решили:

В КВН играть пойдем.

Может быть мы проиграем

Или первыми придем

Мы подумали – решили

Да мы за пояс вас заткнем.

Мы сражаемся сегодня

Наши споры горячи

Вам совет дает соперник

Математику учи.

Ведущий.

Все конкурсы оценивает уважаемое жюри

Чтоб игра пошла как надо

Я жюри представить рада,

Тот, что справа - Ломоносов

Математик и философ.

Лобачевский - слева здесь,

Гордость русская и честь.

Третья им как раз под стать -

Софьей Ковалевской звать!

Команда 1: «Дважды-два»

Синей скатертью стол большой накрыт,

А за столом всё жюри сидит.

Жюри милое, справедливое,

Вы судите нас, но и милуйте.

Команда 2: «Эврика»

О, жюри, жюри, о, могучее

Очи черные, очи жгучие

Как мы любим вас, как мы ценим вас

Не губите нас в этот трудный час.

^ Приветствие болельщикам (поют обе команды)

Нам без тебя прожить нельзя,

Болельщик ты мой, хороший.

Мы ведь с тобой давно друзья,

Хлопай громче в ладоши.

Не проиграем - ты не жди,

Будет иначе стыдно,

Два не поставят нам, поди,

Но проиграть обидно.

^ Обращение к сопернику:

Команда 1: «Дважды-два»

Соперник бывает кусачий только от жизни собачей.

Только от жизни, от жизни собачей

Соперник бывает кусачий.

(подарок - бутылка молока с соской)

Пейте дети молоко, проиграете легко.

Команда 2: «Эврика»

Ты проиграешь, но не плачь,

С тобой мы дружим с детства

Всё же старайся проиграть

Желаем тебе от всего сердца.

(Подарок - пух.)

Да поможет нам Аллах,

Разнести вас в пух и прах.
3.Разминка «Веселый урок» (командный конкурс)

Если не отвечает команда, то поможет ответить болельщик.


  1. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птичек улетели. Улетел ли хоть один воробей? (да, улетел, т.к. синиц всего 5).

  2. Горели 6 свечей.1 из них погасли. Сколько свечей осталось? (осталось 2 свечи, остальные сгорели) .

  3. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. А сколько всего? (3 яблока).

  4. В каком городе впервые 3 тысячи лет назад стали измерять углы в градусах? Ответ в отгадке ребуса

  5. 60 листов книги имеют толщину 1 см. какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц? (2 см)

  6. Чему равен угол в квадрате? (90°)

  7. Чему равен смежный угол для угла 79°? (101°)

  8. Чему равны длины сторон египетского треугольника? (3,4,5)

4.Конкурс капитанов.

Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.

«Учат в школе» (к четырем прибавить два)

«Вместе весело шагать по просторам» (раз дощечка, два дощечка)

«Крокодил Гена» (и подарит 500 эскимо)

«В траве сидел кузнечик» (он ел одну лишь травку)

«Там вдали за рекой…» (сотня юных бойцов)
5. Конкурсы на знания и смекалку


1. О ком эти строки: (Пифагор)

Во мгле веков под нашим вздором блеснула истина.

Она до наших дней еще верна.

Найдя разгадку, мудрый старец

Был благодарен небесам.

Он сто быков велел зажарить

И в жертву принести богам.

С тех пор быки тревожно дышат,

Они, кляня, дары богов,

О новой истине услышав, ужасный поднимают рев.

Их старца имя потрясает,

Их истины лучи слепят

И, новой жертвы ожидая, быки,

Зажмурившись, дрожат.

^ 2. Составьте самое длинное математическое слово из букв: (число )

к л е с н и ч о в

3. Известно, что бегемот весит 1 т 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина грузоподъемностью 5 т? (2 бегемота)

4. «Математический словарь».

Кто в терминах не знает затрудненья,

Напишет все сейчас без промедленья.

(За 3 минуты написать математические термины на буквы. Выиграет тот, кто успеет больше вспомнить и записать)

Команда 1: «Дважды-два» - буква К

Команда 2: «Эврика» - буква С

5. Конкурс художников .


  1. Нарисовать одновременно двумя руками: одной круг, а другой - прямоугольник.

  2. По команде ведущего нарисовать с закрытыми глазами человечка. Точка - точка - запятая - минус - рожица кривая - палка - палка - огуречик. Вот и вышел человечек!

6. Геометрический конкурс.


  1. Сколько лучей на рисунке? (20 лучей)

  • Сколько углов на рисунке? (18 углов)

    1. Сколько отрезков на рисунке? (10 отрезков)

    1. Сколько ромбов на рисунке? (14 ромбов)

    7. Домашнее задание.

    Конкурс художественной самодеятельности.
    8. Подведение итогов.

    Каждый конкурс оценивается жюри определенным количеством баллов, и после его окончания жюри объявляет результаты. В КВНе выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсов.

    КВН наш окончен, пора по домам.

    Но это друзья не помеха,

    И в час расставанья желаю я вам

    В учебе хороших успехов.
    «Час веселой математики»- 9 класс

    Предмет математики настолько серьезен,

    что полезно не упускать случая

    сделать его немного занимательным.

    Б. Паскаль

    Цели:


    • Мотивация познавательной деятельности, развитие сообразительности, любознательности, логического и творческого мышления.

    • Развитие и укрепление интереса к математике, содействие развития культуры коллективного труда, формирование доброжелательных и дружеских отношений.
    ХОД ИГРЫ:

    1. В игре участвуют две команды по 5 человек, которые выбираются путем жеребьевки. Команды получают названия и за 5 минут должны придумать свой девиз, пока происходит дальнейшая подготовка к игре.

    2. Определяется жюри. Остальные учащиеся зрители и болельщики.

    Начинается игра. Учитель представляет команды участников. Учащимся предлагается для выбора следующие конкурсы:


    • «Звездный час»;

    • «Счастливый случай»;

    • «Поле чудес»;

    • «Брейн-ринг»;

    • «Подумай! Сообрази!».
    Представители от команд, поочередно делают свой выбор.
    Задания для конкурсов:

    1. «Звездный час»

    каждая команда получает набор цифр (от 1 до 10). На интерактивной доске написаны имена ученых математиков под номерами: 1 – Пифагор; 2 – Эйлер; 3 – Ада Байрон; 4 – Герон; 5 – Виет; 6 – Гипатия; 7 – Лепот; 8 – Галуа; 9 – Евклид; 10 – Декарт. Ведущий задает вопросы, а команды, кто быстрее, должны поднять табличку с верным номером. За каждый верный ответ команда получает 5 баллов.


    Вопрос

    Ответ

    1. Современный вид тригонометрии придал швейцарский ученый – математик, живший в 18 веке. Он был соратником М. В. Лобачевского, работал с 20-летнего возраста в Российской академии наук. Последние 17 лет ученый был слепым, но работу не бросал: диктовал свои мысли ученикам, они же вели вычисления. Кто этот ученый?

    № 2 – Леонард Эйлер

    1. Этот гениальный математик, который, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий в математике, но, к сожалению, был убит на дуэли в 21 год. Кто это?

    № 8 – Эварист Галуа

    1. От трудов этого ученого шли все замыслы дальнейшего, более совершенного обоснования геометрии. Ему принадлежат слова: «В математике нет царской дороги». Назовите имя учёного.

    № 9 – Евклид

    1. По дошедшим до нас сведениям первая женщина – математик была гречанка, жившая в Александрии от 370 до 415 года. Назовите её имя?

    № 6 – Гипатия

    1. Ее именем назван цветок, привезенный из Индии. Это великая французская вычислительница. Ёе имя?

    № 7-Гортензия Лепот

    1. Если повторять древние легенды, то этот ученый в честь своего открытия принес в жертву быка, а может 100 быков. Его именем названо величайшее открытие. Его имя?

    № 1 – Пифагор

    1. Единственная дочь английского поэта, творчество которого любили Пушкин, Лермонтов, Белинский, тоже занималась математикой. Кто эта женщина?

    № 3 – Ада Байрон

    1. В "Метрике" даны правила и формулы для точного и приближённого расчёта различных геометрических фигур, для определения площади треугольника по трём сторонам, правила численного решения квадратных уравнений и приближённого извлечения квадратных и кубических корней. Кто это?

    №4 - Герон

    1. По профессии юрист. В 1591 ввёл буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений. Ему принадлежит установление единообразного приёма решения уравнений 2-й, 3-й и 4-й степеней. Кто это?

    №5 – Франсуа Виет

    1. «Брейн-ринг »
    - ведущий задает вопрос. Участникам команд дается 1 минута на обсуждение. Если команда готова ответить раньше, то она поднимет руку. Вопросы задаются поочередно. Если одна команда не знает ответа, то может ответить другая. За каждый верный ответ – 3 балла.

    Вопрос

    Ответ

    1. Прибор для измерения углов на местности.

    Астролябия

    1. Что означает в переводе с греческого «октаэдр»?

    Восьмиугольник

    1. От греческого слова «матема» произошло слово математика. Что это означает?

    Наука

    1. В каком городе есть улицы Пифагора, Ньютона, Архимеда?

    Амстердам

    1. В 1685 г. в Париже было введено математическое обозначение благодаря типографской опечатки. Какое это обозначение?

    Знак «%»

    1. По арабскому приданию формулу Герона открыл не сам Герон. А кто?

    Архимед

    1. Новая построенная геометрия была названа «воображаемой». Гаусс назвал ее «неевклидовой». Как мы ее называем сейчас?

    Геометрия Лобачевского

    1. «Не знающий геометрии да не войдет в Академию». Кто автор этих слов?

    Философ античного мира – Платон

    1. Что означает слово тригонометрия?

    Измерение углов

    1. С именем, какого ученого связано привычная для нас прямоугольная система координат?

    Рене Декарт

    1. Кто из древних математиков был первым олимпийским чемпионом по кулачному бою?

    Пифагор

    1. Кто из ученых – математиков впервые установил существование односторонних поверхностей?

    Мёбиус

    1. Немецкий ученый, которого называют «королем математики»?

    Гаусс

    1. В какой стране впервые появились отрицательные числа?

    Древний Китай

    1. «Поле чудес»
    - на интерактивной доске нарисованы пустые квадратики, обозначающие количество букв слова. Участникам задается вопрос и разрешается открыть любые 3 буквы (участники называют буквы, если они есть в слове, то ведущий записывает их на доске). После этого дается минута на обсуждение. Если команда не ответила или ответила неверно, то может попытаться вторая команда. За верно отгаданное слово команда получает 3 балла.

    • Как древние греки называли раздел математики, который занимался пропорциями?

    • Великий математик, который в 1700 году Петром I, был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобновероятным способом…» Назовите фамилию этого математика.

      1. «Подумай! Сообрази!»
      - в конкурсе участвует один учащийся. Ему предлагается список математических терминов, которые необходимо попытаться передать без слов. Команда должна угадать. За верно угаданное слово – 5 баллов.
      Задания I команде: треугольник, эллипс, неравенство, доска, угол, фигура, сложение, мел, периметр, ученик, диагональ.

      Задания II команде: круг, вычитание, уравнение, график, парта, скобки, циркуль, вектор, учитель, градус, тетрадь.


      1. «Счастливый случай»
      - команды за определенное время отвечают на вопросы. Чем больше вопросов, тем лучше. Верно отгаданный вопрос – 2 балла.

      1 команда

      2 команда

      Чему равна 1/4 часа?

      15 минут

      Какую часть часа составляет 20 минут?

      1/3

      1% метра?

      1 см

      Что такое астролябия?

      Прибор для измерения углов

      Наибольшее натуральное число?

      Нет

      Наименьшее натуральное число?

      1

      Масса 1 м 3 воды?

      Тонна

      Что такое 1%?

      1/100 часть

      Утверждение, принимаемое без доказательства.

      Аксиома

      Мог ли Лобачевский быть учеником Евклида?

      Нет

      Чему равна длина окружности радиуса 5?

      10

      Что легче 1 кг ваты или 1 кг соли?

      Равны

      В каком Европейском городе есть улица Коперника?

      Амстердам

      Отрезок, соединяющий две не соседние вершины четырехугольника?

      Диагональ

      Что такое абак?

      Счеты

      Третья буква греческого алфавита?



      Что представляет график функции y = r/x?

      Гипербола

      Что представляет график функции y = x 2 ?

      Парабола

      Как называется вторая координата точка?

      Ордината

      Как называется первая координата точки?

      Абсцисса

      Отрезок, соединяющий две точки окружности?

      Хорда

      Прибор для измерения и построения углов?

      Транспортир

      Прибор для построения окружности.

      Циркуль

      Чему равен угол в квадрате?

      90 o

      Чему равен 1 фунт?

      400 гр

      Может ли при делении получиться 0?

      Да

      Единица массы драгоценных камней?

      Карат

      Чьи штаны во все стороны равны?

      Пифагора

      Может ли при умножении быть 0?

      Да

      Чему равен объем 1 кг воды?

      1 литр

      Игра оканчивается, подводятся итоги, награждаются победители.
    2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.