Большой театр из чего построен. История здания государственного академического большого театра (габт)

Самый знаменитый театр в России и один из известных театров мира - это Большой театр. Где находится главный театр страны? Ну, конечно же, в главном городе - в Москве. В его репертуар входят оперные и балетные постановки российских и зарубежных композиторов-классиков. Помимо классического репертуара, театр постоянно экспериментирует и с новаторскими современными постановками. История Большого театра весьма богатая и связана с именами значимых для нашей страны людей. В марте 2015 года театру исполняется уже 239 лет.

С чего всё начиналось

Родоначальником Большого театра считается князь Пётр Васильевич Урусов, он был губернским прокурором и при этом располагал собственной театральной труппой. Он был единственным, кому было дозволено организовывать спектакли, маскарады, концерты и прочие увеселения. Более никому не дозволялось заниматься подобным делом, чтобы не было у князя конкурентов. Но эта привилегия накладывала на него и обязательство - построить для труппы красивое здание, в котором бы проходили все представления. У князя был компаньон по фамилии Медокс, который был иностранцем, он преподавал математику Великому князю Павлу - будущему российскому императору. Влюбившись в театральное дело, он остался в России и вплотную занялся развитием театра. Князь Урусов не сумел построить театр, поскольку разорился, привилегия держателя театра, как и обязательство построить здание, перешла к Медоксу, в результате чего именно он и построил Большой театр. Где находится театр, созданный Медоксом, известно каждому второму жителю России, он расположился на пересечении Театральной площади и Петровки.

Строительство театра

Под постройку театра Медокс выбрал участок, принадлежавший князю Ростоцкому, который у него и выкупил. Это была улица с названием Петровская, самое её начало, тут и был построен Большой театр. Адрес театра сейчас - Театральная площадь, дом 1. Театр был построен в рекордно короткие сроки, всего лишь за 5 месяцев, что даже для нашего времени со всеми его современными технологиями и строительными материалами является удивительным и потрясающим. Разработал проект строительства театрального здания Христиан Розберг. Театр был великолепным внутри, зрительный зал поражал своей красотой, а напротив, был скромным, непримечательным и практически никак не декорированным. Театр получил своё первое название - Петровский.

Открытие театра

Здание Большого театра было открыто в 1780 году, 30 декабря. В этот день состоялось самое первое представление театральной труппы в собственном здании. Все газеты только и писали об открытии, театральные мэтры и прославленные архитекторы как один рассыпались комплиментами в адрес здания, характеризуя его как прочное, огромное, выгодное, красивое, безопасное и превосходящее по всем параметрам большинство знаменитых театров Европы. Губернатор города был настолько доволен постройкой, что привилегия, которая давала Медоксу право проведения увеселений, была продлена ещё на 10 лет.

Внутреннее убранство

Для проведения представлений был построен круглый зал, так называемая ротонда. Зал украшали многочисленные зеркала и освещали сорок две хрустальных люстры. Проектировал зал сам Медокс. Рядом со сценой, как и полагается, располагалась оркестровая яма. Ближе всего к сцене стояли табуреты для почётных гостей театра и постоянных зрителей, большинство из которых были владельцами крепостных трупп. Их мнение было важно для Медокса, по этой причине их приглашали на генеральные репетиции, после чего они привлекались к обсуждению готовящейся постановки.

В год театр показывал около 100 представлений. Купить билеты на одно представление было невозможно, для посещения театра зрители приобретали годовой абонемент.

Со временем посещаемость театра ухудшилась, прибыль стала меньше, актёры начали уходить из театра, а здание приходило в упадок. В результате чего Большой оперный театр стал государственным и получил новое имя - Императорский.

Временный закат

История Большого театра не всегда была столь прекрасна, были в ней и трагические моменты. В 1805 году театр сгорел после 25 лет своего существования. Сохранились лишь несущие стены и то частично. Реконструкция началась только в 1821 году, когда велось восстановление Москвы после нашествия Наполеоновских войск. Главным архитектором, которому было поручено восстановить центральную часть города, в том числе и театр, был Осип Бове. Он был новатором, по его проекту улицы начали застраивать по-другому, теперь особняки стали выходить фасадами на улицу, а не внутрь двора. Бове руководил восстановлением Александровского сада, площади около театра. Реконструкция Большого театра стала самым успешным его проектом. Новое здание было возведено в стиле ампир. По словам современников архитектора, словно феникс восстал из пепла Большой театр.

Метро находится совсем рядом с театром, поэтому добираться до театра очень удобно из любой точки Москвы.

Реконструкция здания театра

Восстановление театра началось в 1821 году и длилось оно несколько лет. Изначально план обновлённого здания театра разработал известный в Санкт-Петербурге зодчий Андрей Михайлов, губернатор Москвы одобрил этот план. Михайлов разработал здание театра в форме прямоугольника, а также портик из восьми колонн и Аполлона в колеснице на вершине портика, зал предусматривался вместимостью до двух тысяч зрителей. Осип Бове переработал проект Михайлова, где Большой театр стал ниже, изменились пропорции здания. Также Бове принял решение отказаться от размещения на первом этаже так как посчитал, что это неэстетично. Зал стал многоярусным, убранство зала - богатым. Необходимая акустика здания была соблюдена. У Бове была даже весьма оригинальная идея - сделать зеркальный занавес, но воплотить в жизнь такую идею, конечно, нереально, так как такой занавес был бы неимоверно тяжёл.

Второе рождение

Реконструкция театра была завершена к концу 1824 года, в январе 1825 года обновлённое здание театра было торжественно открыто. Состоялось первое представление, в программу которого входил балет «Сандрильона» и специально написанный к открытию театра Алябьевым и Верстовским пролог «Торжество муз». Бове был в центре внимания, зрители приветствовали его бурными аплодисментами в знак благодарности. Новый театр был просто поразителен по своей красоте. Теперь театр получил название «Большой Петровский театр». Все постановки театра шли с неизменным успехом. Теперь ещё более блистательным стал Большой театр.

Метро - самый удобный способ добраться до Большого театра. Ближайшие станции к театру - это станции «Театральная», «Площадь Революции», «Охотный ряд» и «Александровский сад». Какую станцию из них выбрать - зависит от начальной точки маршрута.

И вновь пожар

Весной 1853 года в театре снова случился пожар, он был очень сильным и длился двое суток. Небо настолько заволокло чёрным дымом, что он был виден во всех уголках города. На Театральной площади растаял весь снег. Здание сгорело практически полностью, остались только несущие стены и портик. Огонь уничтожил декорации, костюмы, нотную библиотеку, музыкальные инструменты, среди которых были и редкие экземпляры. В очередной раз пострадал от пожара Большой театр.

Где находится театр, найти несложно, он расположился на Театральной площади и рядом с ним очень много достопримечательностей: Малый драматический театр, Молодёжный театр, театральное училище имени Щепкина, Кабаре «Метрополь», Дом Союзов, Охотный ряд, ЦУМ, напротив театра находится памятник Карлу Марксу.

Восстановительные работы

Архитектором, который занимался возрождением театра к жизни, стал Альберт Кавос, по его проекту построен Мариинский театр в Санкт-Петербурге. К сожалению, об этом архитекторе до наших дней дошло мало информации. Денег на восстановление театра было недостаточно, но работа продвигалась быстро и заняла чуть больше года. Театр был открыт 20 августа 1856 года, теперь уже он носил название "Большой Императорский театр". Премьерным спектаклем восстановленного театра стала опера «Пуритане» итальянского композитора К новому театру отношение сложилось различное. Горожане считали его великолепным и гордились им, что же касается инженеров и архитекторов, то некоторые из них считали, что реконструкция, проведённая Кавосом, слишком отличалась от того, каким театр задумали Михайлов и Бове, особенно это касается фасадов и некоторых интерьеров. Стоит отдать архитектору должное, благодаря его перепланировке зала акустика в Большом театре стала одной из лучших в мире.

В театре шли не только представления, в нём устраивались балы и маскарады. Таким стал Большой театр. Адрес театра - Город площадь, дом 1.

Наши дни

В 20 век театр вступил в изрядно обветшавшем состоянии, с осевшим фундаментом и трещинами на стенах. Но несколько реконструкций, проведённых в театре в 20 веке, одна из которых завершилась совсем недавно (длилась 6 лет), сделали своё дело - и теперь театр блистает всеми своими гранями. В репертуар театра, помимо опер и балетов, входят и оперетты. А также можно совершить экскурсию по театру - посмотреть зал и несколько других весьма интересных помещений. Человеку приезжему, желающему посетить Большой театр, где находится он, возможно, будет проблемно найти, хотя на самом деле он находится в самом центре города и найти его не составит никакого труда, недалеко от него расположилась другая достопримечательность столицы, которая известна всему миру - Красная площадь.

Наравне с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Историческим музеем, храмом Христа Спасителя, Московским Кремлем Большой театр является объектом культурного наследия и одной из выдающихся достопримечательностей города Москвы. История создания Большого театра видела и светлые, и темные периоды, периоды расцвета и упадка. С самого своего основания в 1776 году театр подвергался многочисленным реставрациям: пожары были беспощадны к дому искусства.

Начало становления. Театр Меддокса

Отправной точкой в истории становления театра принято считать 1776 год, когда императрица Екатерина II разрешила князю П. В. Урусову заниматься содержанием и развитием театральных представлений. На улице Петровке был построен небольшой театр, названный в честь улицы Петровским. Однако он был уничтожен пожаром еще до своего официального открытия.

П. В. Урусов передает право владения театром своему другу, предпринимателю из Англии - Майклу Меддоксу. Полгода строительства под руководством архитектора Большого театра Христиана Розберга и 130 тысяч серебряных рублей позволили к 1780 году создать театр вместительностью в тысячу человек. В период с 1780 по 1794 было поставлено более 400 представлений. В 1805 году театр Меддокса сгорел, и актерская труппа до 1808 года была вынуждена давать представления в частных театрах. С 1808 по 1812 год деревянный театр, спроектированный К. И. Росси, находился на Он сгорел в период Отечественной войны, в московском пожаре.

Период с 1812 по 1853 год

После пожара 1812 г. к вопросу восстановления театра власти Москвы вернулись только в 1816 году. В организованном конкурсе приняли участие виднейшие архитекторы того времени, среди которых победителем стал А. А. Михайлов. Однако его проект оказался довольно дорогостоящим, поэтому дело перепоручили О. И. Бове - специалисту, входившему в Комиссию о строении Москвы. Архитектор Большого Театра Бове взял за основу план Михайлова, немного его видоизменив. Предполагаемая высота театра была уменьшена на 4 метра до уровня 37 метров, внутренняя отделка также подверглась пересмотру.

Проект был утвержден властями в 1821 году, и спустя 4 года на сцене театра было торжественно представлено произведение «Творчество муз», повествующее о возрождении Большого театра из пепла. В период с 1825 по 1853 год афиши Большого театра приглашали ценителей высокого искусства на комедийные пьесы - водевили («Деревенский философ», «Забавы калифа»). Особенно в то время было популярно оперное творчество: произведения А. Н. Верстовского («Пан Твардовский», «Аскольдова могила»), М. И. Глинки (знаменитые оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), а также произведения Моцарта, Бетховена, Россини. В 1853 году театр был вновь объят пламенем и почти полностью выгорел.

Реконструкции второй половины XX-ого века

Здание Большого театра после пожара 1853 г. было сильно повреждено. Конкурс на его реконструкцию выиграл Альберт Катеринович Кавос - выдающийся архитектор, под попечением которого находились Императорские театры. Он увеличил здание в высоту и ширину, переработал внутреннее и внешнее убранство, разбавив классический архитектурный стиль элементами ранней эклектики. Скульптуру Аполлона над входом в театр заменили на бронзовую квадригу (колесницу), созданную Петром Клодтом. На данный момент архитектурным стилем Большого театра в Москве принято считать неоклассицизм.

В 1890 гг. здание театра вновь нуждалось в ремонте: выяснилось, что его фундамент находился на еле держащихся деревянных сваях. Также театр остро нуждался в электрификации. Согласно проекту архитекторов Большого театра - И. И. Рерберга и К. В. Терского, полусгнившие деревянные сваи были заменены новыми уже к 1898 году. Это на время замедлило осадку здания.

С 1919 по 1922 год в Москве велись споры о возможности закрытия Большого театра. Этого, однако, не случилось. В 1921 году была проведена масштабная проверка конструкций и всего здания театра. Она выявила крупные проблемы у одной из стен зрительного зала. В этом же году начались реставрационные работы под руководством архитектора Большого театра того времени - И. И. Рерберга. Был укреплен фундамент здания, что позволило прекратить его осадку.

На время Великой Отечественной войны, в период с 1941 по 1943 год, здание Большого театра пустовало и было закрыто защитной маскировкой. Вся актерская труппа была переведена в Куйбышев (современная Самара), где под помещение театра был выделен жилой дом, расположенный на Некрасовской улице. После завершения войны в здании театра в Москве проводилась реконструкция: внутреннее убранство пополнилось роскошным и чрезвычайно дорогим занавесом, сделанным из парчи. Он долгое время служил главной изюминкой исторической сцены.

Реконструкции 2000-х годов

Начало 2000-х годов отметилось для Большого театра историческим событием: в здании появилась Новая сцена, созданная по последнему слову техники, с комфортабельными креслами и продуманной акустикой. На ней ставился весь репертуар Большого театра. Новая сцена начала работать в 2002 году, ее открытие сопровождалось оперой «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова.

В 2005 году началась грандиозная реконструкция Исторической сцены, которая длилась вплоть до 2011 года, несмотря на изначальные расчеты закончить работы еще в 2008 году. Последним представлением на Исторической сцене перед ее закрытием стала опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов». За время реставрации техникам удалось компьютеризировать все процессы в здании театра, а восстановление внутреннего убранства потребовало порядка 5 кг золота и кропотливой работы сотен лучших реставраторов России. Однако основные черты и характерные особенности внешней и внутренней отделки архитекторами Большого театра были сохранены. Здание по площади было увеличено в два раза, что в итоге составило 80 тыс. м 2 .

Новая сцена Большого театра

В 2002 году, 29 ноября, спустя 7 лет строительства, была торжественно открыта Новая сцена. Она менее роскошна и помпезна, чем Историческая сцена, однако на ней все равно ставится большая часть репертуара. На афишах Большого театра, зазывающих зрителей на Новую сцену, можно увидеть отрывки из различных балетов и опер. Особенно популярны балетные постановки Д. Шостаковича: «Светлый ручей» и «Болт». Оперные постановки представлены творчеством П. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама») и Н. Римского-Корсакова («Золотой петушок», «Снегурочка»). Цена билетов на Новую сцену, в отличие от Исторической, как правило, ниже - от 750 до 4000 рублей.

Историческая сцена Большого театра

Историческая сцена по праву считается гордостью Большого театра. Зрительный зал, включающий в себя 5 ярусов, вмещает порядка 2100 человек. Площадь сцены составляет около 360 м 2 . На Исторической сцене проводятся наиболее знаменитые постановки оперы и балета: «Борис Годунов», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Кандид» и другие. Приобрести билет, однако, может позволить себе далеко не каждый. Обычно минимальная цена на билет составляет 4000 рублей, максимальная же может доходить до 35000 рублей и выше.

Общий вывод

Большой театр в Москве является достоянием и одной из главных достопримечательностей не только города, но и всей России. История его становления с 1776 года испещрена и светлыми, и печальными моментами. Сильные пожары уничтожили несколько предшественников Большого театра. Некоторые историки отсчитывают историю театра с 1853 года, с театра, возрожденного архитектором А. К. Кавосом. Его история знала и войны: Отечественную, Великую Отечественную, однако театр смог выстоять. Поэтому и сейчас ценители высокого искусства могут увидеть лучшие оперные и балетные постановки на Новой и Исторической сцене.

185 лет назад торжественно открылся Большой театр.

Датой основания Большого театра принято считать 28 марта (17 марта) 1776 года, когда известный меценат московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать...театральные всякого рода представления". Урусовым и его компаньоном Михаилом Медоксом в Москве была создана первая постоянная труппа. Она была организована из актеров ранее существовавшей московской театральной труппы, воспитанников Московского университета и из вновь принятых крепостных актеров.
Театр первоначально не имел самостоятельного здания, поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. Но в 1780 году театр перешел в специально построенное по проекту Христиана Розбергана каменное театральное здание на месте современного Большого театра. Для постройки здания театра Медокс выкупил земельный участок в начале Петровской улицы, бывший во владении князя Лобанова-Ростоцкого. Каменное трехэтажное, с тесовой крышей, здание так называемого Театра Медокса было возведено всего за пять месяцев.

По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским" .

Репертуар этого первого профессионального театра в Москве составили драматические, оперные и балетные спектакли. Но особенным вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом". Труппа театра не делилась на оперную и драматическую: одни и те же артисты выступали и в драматических и в оперных спектаклях.

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли ставились на различных театральных площадках.

В начале 20-х годов XIX века Петровская площадь (ныне Театральная) была полностью перестроена в стиле классицизма по замыслу архитектора Осипа Бове. Согласно этому проекту возникла ее ныне существующая композиция, доминантой которой стало здание Большого театра. Здание было построено по проекту Осипа Бове в 1824 году на месте бывшего Петровского. Новый театр частично включал стены сгоревшего Петровского театра.

Строительство Большого Петровского театра стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Прекрасное восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Его открытие состоялось 6 (18) января 1825 года. В честь этого события был дан пролог "Торжество муз" Михаила Дмитриева с музыкой Александра Алябьева и Алексея Верстовского. В нем аллегорически изображалось, как Гений России при помощи муз на развалинах театра Медокса создает новый прекрасный храм искусства - Большой Петровский театр.

Новое здание горожане называли "Колизей". Проходившие здесь спектакли неизменно имели успех, собирая великосветское московское общество.

11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и здание театра.

Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом. После пожара сохранились стены и колонны портиков. При разработке нового проекта архитектор Альберто Кавос принял за основу объемно-пространственную структуру театра Бове. Кавос тщательно подошел к вопросу акустики. Оптимальным он считал устройство зрительного зала по принципу музыкального инструмента: деревянными были дека плафона, дека пола партера, стенные панели, конструкции балконов. Акустика Кавоса была совершенной. Ему пришлось выдержать много баталий и с современниками-архитекторами, и с пожарными, доказывая, что устройство металлического потолка (как, например, в Александринском театре архитектора Росси) может стать губительным для акустики театра.

Сохранив планировку и объем здания, Кавос увеличил высоту, изменил пропорции и переработал архитектурный декор; по бокам здания были сооружены стройные чугунные галереи с лампами. При реконструкции зрительного зала Кавос изменил форму зала, сузив его к сцене, изменил размеры зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч зрителей Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Осипа Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Альберто Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В театре Кавоса не хватало помещений для хранения декораций и реквизита, и в 1859 году архитектор Никитин сделал проект двухэтажной пристройки к северному фасаду, согласно которому все капители северного портика были перекрыты. Проект был реализован в 1870-х годах. А в 1890-х к пристройке добавили еще один этаж, тем самым увеличив полезную площадь. В таком виде Большой театр сохранился до наших дней, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек.

После забора речки Неглинки в трубу грунтовые воды отступили, деревянные сваи фундамента попали под воздействие атмосферного воздуха и стали гнить. В 1920 году вся полуциркульная стена зрительного зала осела прямо во время спектакля, двери заклинило, зрителей пришлось эвакуировать через барьеры лож. Это заставило архитектора и инженера Ивана Рерберга в конце 1920-х подвести под зрительный зал бетонную плиту на центральной опоре, по форме напоминающую гриб. Однако бетон испортил акустику.

К 1990-м годам здание крайне обветшало, его износ оценивался в 60%. Театр пришел в упадок как в конструктивном отношении, так и в отделочном. За время жизни театра к нему бесконечно что-то пристраивали, его улучшали, пытались сделать более современным. В здании театра сосуществовали элементы всех трех театров. Их фундаменты находились на разных отметках, и соответственно и на фундаментах, и на стенах, и затем на отделке интерьеров стали появляться трещины. Кирпичная кладка фасадов и стены зрительного зала находились в аварийном состоянии. То же и с главным портиком. Колонны отклонились от вертикали до 30 см. Наклон был зафиксирован еще в конце XIX века, и с тех пор все увеличивался. Эти колонны из блоков белого камня пытались "лечить" весь ХХ век - влажность вызывала видимые черные пятна внизу колонн на высоте до 6 метров.

Безнадежно отстала от современного уровня техника: например, до конца ХХ века здесь работала лебедка для декораций фирмы "Сименс" производства 1902 года (сейчас ее сдали в Политехнический музей).

В 1993 году правительство России приняло постановление о реконструкции комплекса сооружений Большого театра.
В 2002 году при участии правительства Москвы на Театральной площади была открыта Новая сцена ГАБТа. Этот зал в два с лишним раза меньше исторического и способен принять лишь треть репертуара театра. Пуск Новой сцены дал возможность начать реконструкцию основного здания.

По плану, внешний облик здания театра почти не изменится. Только лишится своих пристроек северный фасад, уже в течение долгих лет закрытый складскими помещениями, где хранятся декорации. Здание Большого театра углубится в землю на 26 метров, в старом-новом здании даже найдется место огромным конструкциям декораций - их опустят на третий подземный уровень. Под землю упрячут и Камерный зал на 300 мест. После реконструкции Новая и Основная сцены, которые находятся на расстоянии 150 метров друг от друга, соединятся между собой и с административным и репетиционным зданиями подземными переходами. Всего театр будет иметь 6 подземных ярусов. Хранилище будет перенесено под землю, что позволит привести задний фасад в надлежащий вид.

Ведутся уникальные работы по укреплению подземной части театральных сооружений, с гарантией от строителей на ближайшие 100 лет, с параллельным размещением и современным техническим оснащением паркингов под главным зданием комплекса, что даст возможность разгрузить от машин сложнейшую развязку города - Театральную площадь.

В историческом интерьере здания будет воссоздано все, что было утрачено в советские времена. Одна из основных задач реконструкции восстановить первоначальную, во многом утраченную легендарную акустику Большого театра и максимально удобным сделать покрытие сценического пола. Впервые в российском театре пол будет меняться в зависимости от жанровой принадлежности показываемого спектакля. У оперы будет свой пол, у балета - свой. По технологическому оснащению театр станет одним из лучших в Европе и мире.

Здание Большого театра является памятником истории и архитектуры, поэтому значительную часть работ составляет научная реставрация. Автор проекта реставрации, заслуженный архитектор России, директор научно-реставрационного центра "Реставратор-М" Елена Степанова.

По словам министра культуры РФ Александра Авдеева, реконструкция Большого театра будет завершена к концу 2010 - началу 2011 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Одним из символов театрального искусства по праву является Большой театр в . Театр расположен на Театральной площади - в самом сердце столицы. Во всем мире известны талантливейшие исполнители театра: артисты и вокалисты балета, балетмейстеры и композиторы, оставившие заметный след в мировом театральном искусстве. За все время на его сцене было поставлено свыше 800 произведений. От первых русских опер до произведений таких титанов как Верди и Вагнер, Берлиоза и Равеля, Доницетти и Беллини. На сцене театра проходили мировые премьеры опер и , Аренского и .
театра берет свое начало в марте 1736 года, когда князь Петр Васильевич Урусов дал распоряжение о строительстве театрального здания на углу Петровки. Тогда же он и получил свое первое название - Петровский. Но завершить строительство, Петру Урусову было не суждено, так как театральное здание сгорело при пожаре. Это славное дело завершил английский предприниматель и компаньон князя Майкл Медокс. Петровский театр распахнул свои двери перед московской публикой 30 декабря 1780 года. Фактически с этого момента берет свое начало первый профессиональный театр в России. В тот день прошла постановка «Я». Парадиза балет-пантомима «Волшебная лавка». Особой популярностью пользовались и балеты с национальным колоритом, в том числе «Взятие Очакова» и «Деревенская простота». Труппа театра состояла в основном из воспитанников балетной московской школы и крепостных актеров труппы Е. Головкиной. Петровский театр просуществовал только лишь 25 лет. При пожаре 1805 года здание погибло.
В период с 1821 - 1825 гг. строится новый театр на прежнем месте, по проекту А. Михайлова. Руководителем строительства стал знаменитый архитектор О. Бове. Оно значительно было увеличено в размерах, благодаря чему и получило название Большой театр. Первой постановкой стала «Торжество муз», отправившей новое здание в увлекательное театральное путешествие, продолжающееся уже более 185 лет. Новый пожар постиг театр в 1853 году, после чего его здание восстанавливали около трех лет под руководством архитектора А. Кавоса.
При восстановлении Большого театра в 1856г. здание было основательно переделано и его украсили белокаменный портик с восемью колоннами и поныне являющееся его символом. Также помимо внешнего облика значительно изменилась внутренняя отделка театра. Известна на весь мир и, конечно, бронзовая колесница Аполлона, которая увенчала здание театра и стала его вечным символом. Благодаря творческому таланту Альберта Кавоса, здание Большого театра прекрасно вписалось в окружающий его архитектурный ансамбль центра Москвы.
С 2005 года началась глобальная реконструкция театра, и после 6 лет кропотливых и трудоемких работ 28 октября 2011 года произошло долгожданное открытие главной сцены страны.

Большой театр – великая достопримечательность Москвы. Государственный академический Большой театр, находящийся на Театральной площади в центре Москвы, является не только крупнейшим театром России. Этот храм культуры стоит в одном ряду с такими мировыми «титанами», как итальянская «Ла Скала» и английский «Ковент Гарден».

В Большом театре впечатляет все: и его величественное здание, и бессмертный репертуар, и невероятная атмосфера, и, конечно же, драматическая история.

Сложная история

У Большого театра два дня рождения. Днем, в который эта грандиозная достопримечательность Москвы была открыта, считается 30 декабря 1780 года. Первое здание театра построили по инициативе князя Петра Урусова, которого Екатерина II наделила полномочиями проводить зрелищные мероприятия различного рода. Поскольку вход в театр находился на улице Петровка, его стали называть Петровским. Но просуществовал он недолго – в 1805 году здание выгорело дотла.

Через 11 лет московским губернатором Дмитрием Голицыным было принято решение возродить театр. Проект нового строения поручили профессору Андрею Михайлову, но он оказался слишком дорогим. После корректировок, произведенных архитектором Осипом Бове, который не только снизил стоимость строительства, но внес множество улучшений в планировку, работы по возведению начались.

Второй день рождения Большого театра – 6 января 1825 года. Стараниями зодчих Михайлова и Бове было построено монументальное здание с восьмью колоннами и колесницей Аполлона под портиком, ставшее центром городской площади. Величина храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поразили современников. Театр перестали называть просто Петровским, к этому слову добавился эпитет Большой, ведь он превзошел по своим размерам даже Каменный театр в Петербурге.

В 1853 году Большой театр снова загорелся. Пожар, который не могли потушить три дня, сильно повредил здание. Его реконструкцию возглавил Альберт Кавос – главный архитектор всех имперских театров. Поскольку приближалась коронация Александра II, на восстановления храма искусства не жалели средств. Он был открыт всего лишь через три года после пожара и стал называться Императорским. Кавосу удалось сделать не только великолепную сцену и шикарный зрительный зал, но и уникальную акустику в помещении.

После Октябрьской революции над Большим театром, который стал именоваться Государственным, а затем Академическим, нависла угроза закрытия. Только в 1922 году удалось получить законное основание для сохранения театра: его официально признали памятником культуры.

Во времена Второй мировой войны эта достопримечательность Москвы снова пострадала – в здание попала бомба. Но уже в 1943 году после восстановительных работ состоялось открытие сезона. С тех пор в Большом театре время от времени проводили реставрационные работы, но самая грандиозная реконструкция осуществлялась с 2005 по 2011 год. В ней участвовали лучшие мировые специалисты, задачей которых было не только усовершенствование сцены и зрительного зала, но и сохранение легендарных черт Большого театра.

Архитектурная ценность и роскошь интерьеров

Здание Большого театра является образцом русской классической архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное строение с двухскатной крышей и восьмиколонным портиком, выдвигающимся в сторону Театральной площади. Высота колонн портика – 15 метров.

Внутри здания располагаются сцена, пятиярусный зрительный зал, вмещающий почти 1800 людей, а также целый ряд других помещений: фойе, гримерные, буфет и так далее. Кроме того, есть подземный концертный зал, находящийся под площадью.

Интерьеры этого храма искусства поражают своей роскошью и красотой. Во время реставрации мастера старались восстановить исторический облик помещений. Основные цвета внутреннего убранства – это красный и золотой. На декорирование всего театра ушло около четырех килограмм золота. Полы здания покрыты мозаикой и плиткой, а потолки украшает лепнина и роспись. Люстра в зрительном зале, диаметр которой превышает 6 метров, весит две тонны и состоит из тысяч хрустальных подвесок.

Большой театр – достопримечательность Москвы, которая впечатляет не то только богатством внутреннего и внешнего убранства, но и уровнем технического совершенства. Обновленные подмостки состоят из семи двухуровневых динамичных площадок, благодаря которым сцена может становиться ступенчатой или наклонной. Оснащение пространства около сцены позволяет использовать во время представлений звуковые и визуальные спецэффекты. А оркестровая яма способна вместить больше сотни музыкантов.

Культурно-историческое значение

Красота и запутанная история Большого театра меркнут по сравнению с его культурной ценностью. На протяжении всего своего существования он был местом рождения лучших оперных и балетных произведений. Здесь работали наиболее выдающиеся композиторы, актеры и дирижеры разных времен. Симфонический оркестр Большого театра считается одним из самых виртуозных в мире.

С этим храмом искусства связаны такие имена, как Петр Чайковский, Антон Рубинштейн, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Майя Плисецкая, Галина Уланова и многие другие. А самые громкие представления, происходившие в его стенах – это «Евгений Онегин», «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», «Борис Годунов», «Жизнь за царя» и так далее.

Большой театр – это не только достопримечательность Москвы, но и символ богатой духовной культуры всей России. Обладающий невероятно величественной атмосферой, он привлекает к себе множество посетителей и дает им возможность окунуться в красоту мира оперы и балета.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.