Биография Шопена и его творчество. Какие произведения написал Шопен? Современное- состояние проблемы изучения произведений. романтического стиля в музыкальной педагогике

Кафедра истории зарубежной музыки
Кафедра истории и теории исполнительского искусства
Научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания Московской консерватории

Научная конференция
«Наследие романтизма в современной науке:
Шуман, Шопен, Лист»

Программа конференции

  • 1 декабря, четверг

12.30 - 14.00
Открытие конференции

Лекция проф. Ээро Тарасти (Хельсинкский университет)
Фантазия До мажор (ор.17) Роберта Шумана в свете экзистенциальной семиотики

14.00 -15.00 Перерыв

15.00
Сергей Владимирович Грохотов (Московская консерватория)
Фридерик Шопен и культура бидермейера. К постановке проблемы

Константин Владимирович Зенкин (Московская консерватория)
О подвижности структур в произведениях Листа. От романтической формы-процесса к «открытой» форме

16. 00
Екатерина Михайловна Царева (Московская консерватория)
Шуман и Лист о Шопене

Владимир Петрович Чинаев (Московская консерватория)
Автор — соавтор — интерпретатор. Парадокс романтического нотного текста

17. 00
Круглый стол

  • 2 декабря, пятница

15. 00
Константин Анатольевич Жабинский (Ростовская консерватория)
Музыкальные диалоги Шопена и Шумана (посвящения и рефлексии)

Ольга Павловна Сайгушкина (Санкт-Петербургская консерватория)
Каприччи Паганини в транскрипциях Шумана и Листа

16. 00
Александр Михайлович Меркулов (Московская консерватория)
Фортепианные обработки музыки Шумана: история и современность

Ольга Владимировна Лосева (Московская консерватория)
Русские против Шумана, или «Как не должно оркестровать»

17. 00
Ирина Арнольдовна Скворцова (Московская консерватория)
Шопен. Лядов. Скрябин. Сквозь призму жанра мазурки

Круглый стол

  • 3 декабря, суббота

12. 00
Людмила Михайловна Кокорева (Московская консерватория)
«Я весь вышел из Четвертой баллады Шопена» (Дебюсси)

Екатерина Владимировна Иванова (Московская консерватория)
Две редакции Ф. Листа «Фантазии и фуги на тему BACH»

13. 00
Дмитрий Анатольевич Шумилин (Российский институт истории искусств, Санкт-Петербург)
Ученица Ф. Шопена М. А. Гардер

Елена Марковна Шабшаевич (Московская консерватория)
Московская гастроль Листа

Александр Владимирович Наумов (Московская консерватория)
Между тайной недоброжелательностью и явным отрицанием. Музыка Ф. Шопена и Ф. Листа в спектакле Вс. Мейерхольда «Учитель Бубус»

Круглый стол

Конференция проводится при поддержке компании BP

Заявки с формулировкой темы и тезисы объемом от 4500 до 5000 знаков принимаются до 1 октября 2011 по адресу

Убедительная просьба:

  • присылать заявки только в случае возможности Вашего участия в большей части заседаний конференции;
  • вместе с формулировкой темы указать одну из перечисленных ниже тематических рубрик.

Тематика конференции (все формулировки предполагают освещение творчества и деятельности Шумана, Шопена или Листа).

  • Индивидуальный композиторский стиль и стиль эпохи
  • Композитор-романтик в контексте искусств
  • Национальное как проблема музыкального искусства
  • Специфика романтической программности
  • Феномены раннего или позднего творчества композитора.
  • Композитор-романтик и религиозная вера
  • Композитор — человек и художник
  • Вопросы интерпретации и редактирования
  • Композитор и традиции романтического пианизма
  • Специфика романтического нотного текста и его исполнительское толкование
  • Нотный автограф и его редакции
  • Композитор в музыкальном искусстве 20-21 веков
  • Композитор в современных научных концепциях

В начале ноября Оргкомитет примет решение о составе участников и сформирует программу конференции.
Проезд участников конференции осуществляется на средства направляющих организаций.
Вопрос о предоставлении бесплатной гостиницы будет решаться Оргкомитетом.

От Оргкомитета,
К.В.Зенкин

«Мы подверглись ярости разнузданного московского сброда. Ах, почему я не могу уничтожить хотя бы одного москаля!» Кто мог сказать эти слова? Семён Петлюра ? Степан Бандера ? Нет. Автор этих слов - один из величайших композиторов XIX столетия - Фридерик Шопен . Фрыдерык Францышек, а именно так назвали младенца, родился в местечке Желязова Воля, что около Варшавы, в семье подданных Российской империи - французского эмигранта Николя Шопена и Юстины Кржижановской . Произошло это событие в 1810 г., а вот точную дату определить затруднительно. Метрика не сходится с семейными архивами - то ли 22 февраля, то ли 1 марта. Как бы там ни было, мальчику повезло - его мать была большой любительницей музыки и незаурядной пианисткой. По её настоянию муж Николя приобрёл довольно дорогую по тем временам вещь - фортепиано.

19-летний Фредерик Шопен. 1829 год. Фото: www.globallookpress.com

Гений нечистых кровей

И Фрыдерык ещё в восьмилетнем возрасте осознавал, что своей карьерой он обязан прежде всего матери. На первом же публичном выступлении в Варшаве, где Шопен играл полонез собственного сочинения, он был удостоен восторженных оваций публики. После концерта он подбежал к матери со словами благодарности. «Мама, ты слышала, как они хлопали? Это потому, что ты пришила к коричневой курточке белый кружевной воротничок - очень красиво!» - сцена, как будто списанная с нынешней рекламы отбеливающих средств.

Официальная же реакция на этот музыкальный прорыв отнюдь не страдала детской наивностью: «Шопен - настоящий гений музыки, сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе настоящее, большое внимание».

Похоже, что родители Шопена, да и он сам, были с этим вполне согласны - последующая музыкальная карьера композитора складывалась вдали от Польши, в тогдашней «столице мира» - Париже. Там же его застают события, заставившие произнести речи, которые сейчас можно квалифицировать как разжигание межнациональной розни. Польское восстание 1830-1831 гг. начиналось довольно бодро и радостно. Гордым шляхтичам вполне успешно удалось вырезать русские гарнизоны, личный состав которых проходил по армейским ведомостям как «инвалидная команда». Но потом москали вновь овладели Варшавой и лишили Польшу всех привилегий, в частности Конституции. Горе и боль Шопена не поддаются описанию. Особенно его тяготит то, что вновь увидеть родину вряд ли удастся.

Шопен, 1849 год. Единственная сохранившаяся фотография. Фото: Commons.wikimedia.org / Louis-Auguste Bisson

Что бы его ждало в Польше? Соотечественники могли восхищаться его дарованием, но в высший свет ему, плебею, сыну француза-гувернёра, хода не было. Когда он хотел жениться на аристократке Марысе Водьзиньской, её родители дали понять, что ничего не выйдет. «Жалею, что ваша фамилия не Шопиньский», - так писала мать Марыси композитору, чьё имя уже гремело на всю Европу.

Прощай, оружие!

Париж - иное дело. Здешний бомонд принимает Шопена с восторгом. Он водит дружбу с такими гигантами, как Гейне, Берлиоз, Беллини. Им восхищается живописец Эжен Делакруа . Тёплые отношения связывают его с Мендельсоном. А вот ещё с одним современником, Ференцем Листом, отношения не заладились.

В 1836 г. в салоне Мари д’Агу Шопен знакомится со знаменитой писательницей Жорж Санд . Вот как он описывает эту встречу: «Лицо госпожи Дюдеван , известной под именем Жорж Санд, несимпатично. Она мне совсем не понравилась. В ней есть даже что-то отталкивающее». Однако самой Санд Шопен был необходим до крайности. В чём же дело? Зачем она так хотела заполучить себе этого поляка? Причина проста. Мари д’Агу числила у себя в любовниках знаменитого виртуоза и композитора Ференца Листа .

Её подруга, Жорж Санд, которой, видимо, не хватало не только литературной славы, но хотелось ещё и славы женской, отчаянно завидовала Мари. Ей срочно нужно было обзавестись не менее знаменитым любовником. И тут появляется Шопен... Две дамы сбрасывают маски светской дружбы и начинают затяжную дуэль, оружием в которой служат два гения. Но Жорж Санд не повезло. Её «оружие» по поражающим факторам было выше всех похвал, однако в плане физического здоровья Шопен сильно уступал Листу. Чахотка - плохой помощник в публичных выступлениях. Но Жорж Санд до здоровья Шопена не было никакого дела. Когда Лист даёт свой триумфальный концерт в зале Парижской консерватории, Санд предпринимает решительную контратаку и устраивает камерное выступление Шопена в зале Плейеля. Тот, несмотря на открывшееся кровохарканье и нечеловеческую усталость, вынужден согласиться. Концерт проходит великолепно. Генрих Гейне называет Шопена «Рафаэлем фортепьяно», Жорж Санд торжествует...

Постоянные выступления окончательно подорвали здоровье композитора. «Оружие» вышло из строя. Что обычно делают, когда инструмент приходит в негодность? Правильно - его выбрасывают. Точно такая же судьба была уготована Шопену. В 1847 г. Жорж Санд, осознав, что дуэль проиграна, бросает своего возлюбленного.

Благодарная родина?

Через два года Шопен умирает. Но писательница продолжает мстить ему, как не оправдавшему надежд, даже после смерти. По её настоянию парный портрет, где Эжен Делакруа изобразил Шопена импровизирующим на фортепьяно и Жорж Санд в роли слушателя, был разрезан надвое.

Жорж Санд велела разрезать это полотно надвое...

Посмертная судьба Шопена полна возвышенной романтики и горькой иронии. Тело композитора покоится на парижском кладбище Пер-Лашез, а сердце, согласно его воле, было отправлено в Варшаву, где по сегодняшний день находится в церкви Святого Креста. Но к самому Шопену у поляков отношение было странным. Спустя меньше чем полвека после его смерти соотечественники умудрились забыть о нём окончательно. Русский композитор Милий Балакирев, большой почитатель таланта Шопена, приехав в Варшаву, был поражён. «Домик, в котором родился гениальный Фридерик, я застал в ужасном состоянии заброшенности, а нынешний владелец деревушки вообще не знал, кто такой Шопен... Результатом моей деятельности явилось учреждение памятника в Желязовой Воле, которое состоялось 14 октября 1894 г.». Ирония судьбы - проклинаемые Шопеном «москали, эти восточные варвары» заботились о сохранении его наследия едва ли не больше, чем гордые шляхтичи...

Начало «Ноктюрна» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, Op.62 № 2. Фото: Commons.wikimedia.org

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Происхождение и семья, детство и юность польского композитора и пианиста-виртуоза, педагога Фредерика Шопена. Место в его творчестве национальных танцев: мазурки, полонезов. Увековечение памяти великого композитора, наиболее известные произведения.

    реферат , добавлен 23.10.2015

    Изучение жизненного пути и творчества композитора и пианиста Ф. Шопена. Фортепианное исполнение Шопена, где сочетаются глубина и искренность чувств с изяществом, техническим совершенством. Артистическая деятельность, музыкальное наследие. Музей Ф. Шопена.

    презентация , добавлен 03.02.2011

    Краткий очерк жизни и творческой деятельности Ф. Шопена как великого польского композитора и пианиста-виртуоза, педагога. Анализ самых известных произведений автора, их значение в мировой истории музыки. Факторы, повлиявшие на формирование его стиля.

    презентация , добавлен 13.09.2016

    Жизненный путь Фредерика Шопена - выдающегося польского композитора. Рассказы в балладах музыканта о красотах пейзажей и трагическом прошлом Польши. Творческие достижения: создание фортепианной баллады, превращение скерцо в самостоятельное произведение.

    презентация , добавлен 31.01.2012

    Фредерик Шопен - польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Биография: происхождение и семья, творчество. Ноктюрн - характерный жанр романтической музыки, разновидность лирической миниатюры. Композиционное строение и жанровые черты ноктюрнов Шопена.

    реферат , добавлен 25.02.2017

    Краткие сведения о жизненном пути и творчестве гениального польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Новаторский синтез как характерная особенность его музыкального языка. Жанры и формы фортепианного творчества Шопена, их характеристика.

    реферат , добавлен 21.11.2014

    Фредерік Франсуа Шопен - найвидатніший польський композитор та піаніст. Дитинство і юність видатного композитора. Кар"єра Ф. Шопена в Парижі. Сімейні відносини Шопена і Жорж Санд. Значення творчості, пам"ять та об"єкти, що носять імена Ф. Шопена.

    презентация , добавлен 14.04.2012

    Творчий шлях польського композитора та піаніста Фредеріка Шопена. Ліризм, тонкість у передачі настроїв, широта національно-фольклорних і жанрових зв"язків у музичних творах Шопена. Добровільне вигнання Шопена. Поруч із Жорж Санд, останні роки композитора.

    На правах рукописи

    МОРДАСОВА ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА

    Творческое наследие Ф.Шопена

    в теории и практике преподавания музыки

    13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

    Диссертации на соискание ученой степени

    Кандидата педагогических наук

    Москва - 2011

    Работа выполнена в Тамбовском государственном

    Музыкально-педагогическом институте им.С.В.Рахманинова

    На кафедре музыкальной педагогики

    Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

    Сухова Лариса Георгиевна

    ^ Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

    Мариупольская Татьяна Геннадьевна

    Доктор педагогических наук, профессор

    ^ Хазанов Павел Абрамович

    Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский городской

    педагогический университет»

    Защита состоится «09» ноября 2011 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16-18.

    С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16-18.

    Ученый секретарь

    диссертационного совета,

    кандидат педагогических наук,

    Доцент Н.Р.Геворгян

    ^ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

    Для российской музыкально-педагогической практики в настоящий момент характерна ярко выраженная ориентация на развитие исполнительской технологии, понимаемой как моторно-двигательный потенциал учащегося. Приоритет совершенствования игровых навыков как необходимого компонента обучения исполнителя имеет несомненную практическую ценность, однако, с другой стороны, способствует формированию узкоспециальных профессиональных навыков, не обеспечивая при этом разностороннего и гармоничного развития учащегося. Особенную значимость данное противоречие приобретает в процессе формирования понимания музыкального стиля у учащихся исполнительских классов. Понимание как активная включенность всех личностных структур ученика в образовательный процесс требует вовлечения в постижение музыкального стиля не только двигательно-моторной, но и эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер личности учащихся. Отсюда – необходимость поиска и применения в музыкально-исполнительском учебном процессе приемов и методов, способствующих такому вовлечению и, в конечном итоге, разностороннему, сбалансированному развитию личности учащегося.

    В целях разрешения данной проблемы при формировании и развитии понимания музыкальных стилей у учащихся исполнительских классов представляется целесообразным обратиться к творческой деятельности крупнейших музыкантов, повлиявших на формирование стилевого облика современной им эпохи. Среди них особое место занимает фигура Фридерика Шопена, творческое наследие которого включает в себя результаты его деятельности как композитора, исполнителя и педагога. Через изучение творческого наследия Ф.Шопена как комплекса композиторского, исполнительского и педагогического аспектов его деятельности представляется возможным максимально наглядно для учащихся рассмотреть фортепианную технологию композитора как результат реализации особенностей его музыкального мышления, а также раскрыть основные закономерности, при­сущие музыке композиторов-романтиков в целом, достигая, таким образом, углубленного понимания романтического стиля. Сказанным определяется актуальность темы настоящей работы.

    Цель данного исследования - выявление и обоснование дидактической ценности творческого наследия Ф.Шопена в теории и практике обучения музыке при изучении романтиче­ского фортепианного стиля в исполнительских классах вузов.

    Объектом исследования выступает учебный процесс в музыкально-исполнительских клас­сах педагогических вузов.

    Предмет исследования - творческое наследие Ф.Шопена, понимаемое как комплекс композиторского, исполнительского и педагогического аспектов его деятельности, используемый при изучении произведений романтического стиля в исполнительских классах в целях формирования у студентов его углубленного понимания.

    ^ Гипотеза исследования:

    В рамках настоящей работы выдвинуто предположение о том, что дидактическая ценность творческого наследия Ф.Шопена как комплекса композиторского, исполнительского и педагогического аспектов его деятельности, применяемого при изучении романтического стиля в исполнительских классах вузов, может быть раскрыта в следующих позициях:

    Становится возможным качественно новый уровень постижения студентами фортепианного стиля Шопена благодаря усвоению специфики творческого мышления музыканта через раскрытие развитых взаимозависимостей между различными сторонами его творчества;

    Достигается развитие у учащихся представлений о романтизме как музыкальном стиле эпохи через изучение его атрибутивных черт, воплощенных в шопеновском творчестве, а также о влиянии наследия Шопена на деятельность музыкантов разных стран в последующие эпохи;

    Происходит активизация творческого мышления учащихся посредством создания ими нескольких стилистически грамотных вариантов интерпретации изучаемого произведения, основанных на имманентном творчеству Шопена принципе варьирования;

    Восполняются негативные последствия обучения, ориентированного на развитие двигательно-моторного компонента, благодаря разностороннему и гармоничному развитию учащегося в процессе формирования углубленного понимания романтического стиля в музыке.

    В соответствии с це­лью и гипотезой исследования был сформулирован ряд задач:

    Проанализировать современное состояния проблемы изучения произведений ро­мантического стиля в теории и практике обучения игре на фортепиано;

    Рассмотреть творческое наследие Ф.Шопена как художественно-стилевой феномен романтической музыкальной эпохи, в котором атрибутивные черты романтического стиля выражены через индивидуальную творческую манеру в композиторской, исполнительской и педагогической деятельности;

    Выявить взаимосвязи между композиторским и исполнительским творчеством Ф.Шопена и поло­жениями его педагогической системы;

    Разработать методику комплексного использования творческого наследия Ф.Шопена в рамках освоения романтического стиля в музыке и экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

    ^ Методы исследования включают в себя:

    Изучение и анализ научных источников по дидактике, педагогической психологии, теории музыки, теории и ме­тодики обучения музыкальному исполнительству;

    Обобщение передового музыкально-исполнительского и музыкально-педагогического опыта;

    Комплексный анализ творческого наследия Ф.Шопена (композитора, ис­полнителя, педагога); выявление внутренних взаимосвязей, обу­словленных логикой его художественно-образного мышления;

    Обобщение и систематизация личного исполнительского и педагогического опыта авто­ра диссертации;

    Методы эмпирического уровня - педагогические наблюдения, собеседо­вания, анкетирование, интервьюирование, обучающий эксперимент.

    ^ Методологическую основу исследования составляют:

    Общедидактические принципы, обусловливающие цели, задачи и содер­жание обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, М.Н.Скаткин и др.);

    Базовые положения теории и методики обучения игре на фортепиано, содержащиеся в работах А.Д.Алексеева, Л.А. Баренбойма, Н.И.Го­лубовской, Г.М.Когана, А.В.Малинковской, Г.Г.Нейгауза, С.Е.Фейнберга, Г.М.Цыпина и др.

    Исследования проблем музыкального стиля (М.К.Михайлов, Е.В.Назайкинский, С.С.Скреб­ков и др.), работы, освещающие стиль эпохи романтизма, его харак­терные особенности, систему его стилевых признаков (В.Ванслов, А.И.Демченко, М.С.Друскин, Д.В.Житомирский, К.В.Зенкин, В.Д.Конен, Ю.Н.Хохлов и др.), труды, посвященные исполнительскому стилю (А.А. Кандинский-Рыбников, А.И. Николаева, Д.А.Рабинович и др.);

    Монографические исследования жизни и творческого наследия Ф.Шопена, особенностей его стиля и его педагогической системы (Ф.Лист, Ф.Никс, И.С.Бэлза, Ю.А.Кремлев, Л.А.Мазель, А.Корто, Я.И.Миль­штейн, В.А.Николаев и др.).

    ^ Достоверность исследования обеспечена опорой на фундаментальные науч­ные труды в области педагогики, психологии, музыкознания, использованием масштабных исследований творчества Ф.Шопена; применением комплекса ме­тодов теоретического и эмпирического уровня, соответствующих объекту и предмету исследования, его целям и задачам; оптимальным соотношением теоретического и опытно-экспериментального аспектов исследования; проверкой основных положений и методов исследования в процессе педагогических наблюдений, анкетирования и применения других методов эмпирического уровня.

    ^ Научная новизна настоящего исследования заключается в следующем:

    Творческое наследие Шопена исследовано как необходимый компонент профессионального обучения пианиста на основе анализа места и роли творчества Шопена в общей эволюции романтического искусства, а также влияния шопеновской эстетики на творчество российских и зарубежных композиторов второй половины XIX – начала ХХ столетий.

    Шопеновский фортепианный стиль рассмотрен в диссертации как образцовое воплощение атрибутивных черт романтического музыкального искусства (взаимопроникновение различных типов интонирования, импровизационность, значительная роль фольклорного начала и т.д.); на основании трактовки стиля как интегративного единства определенного направления в музыкальном искусстве и, одновременно, как выражения индивидуальной творческой манеры композитора, определены особенности изучения стиля Шопена в исполнительских классах в контексте постижения музыкального романтизма как стиля эпохи.

    В произведениях Шопена прослежены взаимосвязи между их содержанием, формо-структурой, комплексом выразительных средств, исполнительскими установками и педагогическими подходами музыканта к воспитанию и профессиональному развитию учащихся-пианистов; на основании данных взаимосвязей выявлена возможность использования педагогических установок Шопена как средства углубленного постижения его композиторского стиля.

    Дан критический анализ тенденций, основанных на приоритете рационального («технологического») начала в художественно-творческом воспитании и образовании современной молодежи; обосновано значение творчества Шопена как средства компенсации негативных черт рационалистского, избыточно технологизированного подхода к обучению в музыкально-исполнительских классах.

    ^ Теоретическая значимость исследования.

    Конкретизировано значение стилевого подхода в музыкальной педагогике как средства профессионального и личностного развития студентов исполнительских классов. Обосновано и экспериментально подтверждено теоретическое положение о возможности использования результатов комплексного анализа различных аспектов деятельности Шопена на прикладном уровне при изучении романтического музыкального стиля в исполнительских классах вузов. Методика освоения музыкального стиля в исполнительском классе (А.И.Николаева) модифицирована применительно к особенностям музыкального романтизма: уточены особенности использования общепедагогических методов (эвристический, проблемного изложения и т.д.), расширено содержание приемов, обеспечивающих действие специальных педагогических методов (изучение музыкального текста и внетекстовой информации).

    ^ Практическая значимость исследования.

    Предложены и обоснованы конкретные методические рекомендации, направленные на выработку у учащихся адекватных представлений и понятий о стилевых особенностях творчества Шопена в контексте музыкального романтизма в целом. Уточнены и экспериментально проверены педагогические установки, связанные с изучением произведений Шопена в фортепианных классах и повышением эффективности этого процесса. Материалы исследова­ния также могут быть использованы в рамках лекционных курсов «История фортепианного исполнительства», «Методика обучения игре на фортепиано», «Теория и методика музыкального воспитания и образования», а также в программах повышения квалификации работников музыкального образования.

    ^ На защиту выносятся следующие положения:

    Характерный для современного исполнительского искусства и музыкальной педаго­гики приоритет развития двигательно-технического потенциала, обладая несомненной практической ценностью, является в определенной степени односторонним подходом к обучению. При соблюдении условия выработки у студентов исполнительских классов адекватных представлений о романтическом музыкальном стиле, в наибольшей степени (по сравнению с другими стилевыми моделями) требующем сотворчества исполнителя с композитором, изучение данных произведений является действенным способом восполнения недостатков технологического подхода, проявляющихся в виде одностороннего, узкопрофессионального развития учащегося-музыканта.

    В музыке Шопена органично сочетаются ассимилированные им музыкальные традиции классической эпохи и атрибутивные черты романтического стиля, преломленные в соответствии с индивидуальной творческой манерой, благодаря чему шопеновское творчество оказало значительное влияние как на современников автора, так и на музыкантов последующих эпох. Через изучение произведений Шопена учащийся постигает стиль ро­мантического пианизма вообще, приобретая исполнительские навыки, необходимые для изучения и интерпретации большинства произведений, отно­сящихся к данному направлению. Указанные качества позволяют рассматривать творчество Шопена в качестве образцовой стилевой модели романтического музыкального искусства. Кроме того, творчество Шопена оказало значительное влияние на деятельность композиторов разных стран периода второй половины XIX – начала XX вв., что делает его освоение необходимым компонентом воспитания профессионального пианиста.

    Педагогические взгляды Шопена при комплексном их рассмотрении выстраиваются в единую систему педагогических принципов, которые основаны на идеях, определявших композиторское и исполнительское творчество музыканта (музыкальный образ как смысловое, определяющее начало для комплекса выразительных средств; родство музыкальной интонации с устной речью; вариантность как всеобъемлющий подход в творчестве и т.д.). Педагогические воззрения Шопена при их экстраполяции на музыкальный текст шопеновских сочинений поясняют указанные идеи, раскрывая для учащегося как эстетические установки композитора, так и особенности его исполнительского стиля.

    Методика комплексного использования творческого наследия Ф.Шопена, основанная на раскрытии реализации исполнительских и педагогических принципов Шопена в его произведениях, способствует развитию адекватных представлений о романтическом музыкальном стиле и активизации творческого мышления учащегося, что позволяет добиться гармоничного развития его личности в процессе обучения. В целях достижения данного результата следует рассматривать творчество Шопена в русле общеэстетических установок романтического искусства, в частности, литературы и живописи, что способствует постижению шопеновского творчества как универсального художественно-стилевого явления.

    Апробация результатов исследования осуществлялась в форме публикаций по теме диссертации; основные положения и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры музыкальной педагогики ТГМПИ им.С.В.Рахманинова; докладывались на IV Международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, пе­дагогика, исполнительство» (г. Тамбов, 2008 г); на V Международной научно-практической конференции «Музыка в современном мире: наука, пе­дагогика, исполнительство» (г. Тамбов, 2009 г); на педагогических чтениях (г. Тамбов, 2010 г.).

    ^ Этапы исследования. 2006-2007 гг. - сбор теоретического и экспериментального материала, определе­ние целей и задач, объекта, предмета и методов исследования;

    2007-2009 гг. - дальнейшая разработка теоретических материалов; формирова­ние концепции исследования; работа над текстом диссертации; проведение опытно-экспериментальных исследований;

    2009-2010 гг. - обработка данных, полученных в ходе проведения опытно-экспе­риментальных исследований; завершение обучающего эксперимента; оформле­ние и редактирование основного текста диссертации.

    Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений.

    ^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель, объект, предмет, задачи исследования; определяется гипотеза и положения, выносимые на защиту; раскрывается теоретическая и практическая значимость работы, а также ее новизна; приводятся данные, относящиеся к достоверности работы и ее апробации.

    Первая глава диссертации - Творческое наследие Ф.Шопена как комплекс композиторского, исполнительского и педагогического аспектов деятельности и его роль в процессе изучения романтического фортепианного стиля в исполнительских классах - состоит из четырех параграфов. Первый параграф посвящен современному состоянию проблемы изучения произведений романтического стиля в музыкальной педагогике.

    В ХХ столетии новая система выразительных средств, которая сформировалась в сфере музыкальной композиции, ознаменовала собой изменения, в первую очередь, в эстетической концепции. Эти изменения направили музыкальное мышление композиторов в новое русло, отличное от романтической традиции. Д.А. Рабинович указывает на закономерные изменения в музыкальной стилистике ХХ века: «Ее (стилистику) подсказал весь ход умственного и собственно эстетического развития нашего столетия с его общей тягой к интеллектуализму»1. Требования, предъявляемые сочинениями, выдержанными в новых стилевых и эстетических рамках, приводят к доминирующей роли интеллекта в исполнительском процессе, что с неизбежностью отразилось и на музыкальной педагогике.

    Другим значимым фактором, определившим положение романтического музыкального наследия в современном исполнительском искусстве и музыкально-педагогической практике, явился приоритет развития двигательно-технического потенциала учащихся исполнительских классов как устоявшийся подход в отечественной музыкальной педагогике. Существующая тенденция к концентрации на развитии двигательно-технического потенциала имеет давнее происхождение в истории российского музыкального образования.

    Так, в исследовании, посвященном проблеме национальных традиций в преподавании музыки, Т.Г.Мариупольская отмечает, что, несмотря на присущий российской музыкально-педагогической традиции приоритет художественно-содержательного начала при работе над произведениями, в практике преподавания сохраняется узкоспециализированная, «ремесленническая» направленность обучения, что следует признать негативным фактором профессионализации музыкального образования. Профессиональная специализация в обучении, сти­мулируя формирование определенных умений и навыков, вместе с тем детерминирует известную одномерность обучения, и как результат - формирование «профессионально компетентного, но бездуховного индивида»2.

    В свою очередь, широко распространенная в настоящее время практика участия студентов исполнительских классов вузов в музыкальных конкурсах, являясь важным условием профессионального становления и развития учащегося-музыканта, выступает показательным примером как положительных, так и отрицательных сторон укоренившегося в музыкально-педагогической практике одностороннего рационально-технологического подхода. Ориентируя как учащихся, так и их педагогов на создание интерпретации, не подверженной внезапным изменениям в условиях публичного выступления, участие в музыкальном состя­зании формирует установку на достижение в исполнении некоторого заранее определенного результата надлежащего качества.

    По мнению крупных музыкантов, участвующих в составе жюри профессиональных фортепианных конкурсов, ориентирование на техническую стабильность выступления ведет к пренебрежению му­зыкальностью, эмоциональностью, особенностями стиля исполняемых произве­дений. Более того, значительно нивелируется и исполнительская индивидуальность, само­бытность, уступая место демонстрации виртуозно-технических возможностей: становится все более затруднительно отличить одно исполнение от другого в силу значи­тельной унификации исполнительского облика конкурсантов, которыми, как правило, являются студенты музыкальных учебных заведений.

    В результате вышеописанных явлений в исполнительских классах возникают значительные трудности при изучении произведений романтического стиля. Характерное для романтизма главенство эмоциональной сферы в музыкальном содержании оказывается сложным для усвоения современными студентами, чей менталитет сформировался в условиях приоритета рационально-прагматической эстетики, определяющей современную культуру. Ориентация на преодоление сугубо технических сложностей, обедняющая творческий процесс и ведущая к утрате индивидуальности исполнения, в наибольшей мере лишает музыкального смысла романтические сочинения. Однако свойства романтического музыкального текста, требующие от исполнителя наибольшей, в сравнении с произведениями других стилей, сотворческой инициативы, позволяют рассматривать данные сочинения в качестве средства компенсации минусов избыточного рационализма и технологизма в преподавании музыкально-исполнительских дисциплин. Восполнение указанных недостатков становится возможным при условии формирования у учащихся исполнительских классов адекватных представлений об основных принципах романтического стиля и их реализации в музыкальном тексте.

    Во втором параграфе главы - Творческое наследие Ф.Шопена как художественно-стилевой феномен эпохи романтизма - рассматривается шопеновское творчество, а именно - сформировавшийся в его рамках индивидуальный творческий стиль композитора как явление в высшей мере показательное с точки зрения эстетических позиций романтической культуры в целом. В работах, посвященных романтизму как стилю эпохи, неоднократно подчеркивается, что романтизм по сравнению с хронологически предшествующими стилями (барокко, классицизм) обладает заметно меньшей внутренней монолитностью. Данное явление, основанное на утверждаемой эстетикой романтизма значимости человеческой личности, выразилось в широком спектре «идейно-эстетических тенденций, в котором историческая ситуация, страна, интересы художника создавали те или иные акценты, определяли различные цели и средства»3. В связи с большим разнообразием индивидуальных стилей, возникновению внутри романтизма различных школ и направлений необходимость освоения базовых закономерностей при изучении романтического стиля учащимися-музыкантами является особенно насущной.

    В силу главенства эмоционального начала, стремления передать постоянные изменения внутреннего состояния личности в романтическом искусстве большое значение в нем приобрело такое качество, как импровизационность, присущая в первую очередь исполнительскому искусству эпохи. В композиторском творчестве романтиков, в свою очередь, данное качество отразилось в вариационной манере изложения музыкального текста, которая предоставляла исполнителям значительные возможности для разнообразных вариантов трактовки. Композиторское творчество Шопена, пронизанное принципом вариационности на всех уровнях музыкального текста (отражая также исполнительскую манеру самого музыканта), вместе с тем может выступать наиболее наглядным примером значения эмоциональной сферы в эстетике романтического искусства.

    Творчество композиторов-романтиков при всех присущих ему новациях сохраняло опору на основополагающие принципы классической эпохи. Творчество Шопена также прочно связано с классическими традициями. Характерным качеством стиля Шопена в данном аспекте по сравнению с композиторами-современниками является то, что в его творчестве классические и романтические принципы не просто суммируются, но и взаимообогащают друг друга: «…он (Шопен. – Е.М.) - единственный романтик, сумевший и в мелких и в крупных произведениях сочетать наиболее яркие проявления романтического стиля с той динамичностью и интенсивностью развития музыкальной мысли и с тем единством, логикой и органичностью музыкальной формы, которые отличают лучшие произведения Бетховена»4. Новаторство Шопена в области гармонии и формы основано на классической логике музыкального мышления, подразумевающей сочетание внутреннего единства произведения с динамичным и органичным его развитием в рамках формы.

    Кроме того, нельзя не упомянуть жанровое новаторство Шопена, неоднократно отмеченное исследователями его наследия. Шопен обогатил фортепианную литературу новой трактовкой характерных для творчества романтиков жанров (этюды, прелюдии, ноктюрны, экспромты, танцевальные жанры) и введением новых (баллада, скерцо). Синтез черт различных жанров, в свою очередь, является характерной чертой шопеновского творчества.

    Национальный колорит был очень тонко претворен Шопеном в его мелодике, вобравшей в себя такие черты польского фольклора, как интонационное богатство, сочетание песенного и танцевального начала, сообщающее мелодии ритмическую остроту, использование инструментальных типов варьирования. При этом шопеновские пассажи сочетают в себе как инструментальное, так и вокальное начало, что порождает их сходство с вокальными руладами, присущими оперному стилю bel canto. В мелодике Шопена, таким образом, проявляются такие показательные для музыкального романтизма качества, как взаимопроникновение свойств вокальных и инструментальных жанров, а также влияние национального элемента.

    Фактура сочинений композитора демонстрирует особое свойство, проявляющееся в связи с мелодизацией сопровождения основных тем. В сопровождающих аккордах и пассажах у Шопена зачастую содержатся интонационные зерна основной мелодии. Интонации эти подчас настолько ярки, что из пассажей превращаются в тематические образования, а затем снова растворяются в фигурациях сопровождения. Здесь находит выражение принцип взаимопревращения различных типов интонирования, также характерный для романтической музыки в целом.

    Воплощение в фортепианном творчестве композитора атрибутивных черт музыкального романтизма (в соответствии с творческой индивидуальностью автора) с одной стороны и влияние, которое оказал шопеновский стиль на творчество современников и последователей - с другой, позволяют интерпретировать творческое наследие Шопена как образцовую стилевую модель романтической музыкальной культуры, дающую учащимся исполнительских классов ключ к постижению сферы музыкального романтизма в целом, а также к пониманию влияния, оказанного шопеновским творчеством на весь дальнейший путь развития музыкального искусства. Указанные свойства предопределяют роль шопеновских произведений как необходимого компонента обучения профессионального музыканта.

    В третьем параграфе диссертации исследуются педагогические принципы Ф.Шопена и их взаимосвязь с его композиторским и исполнительским творчеством. Новаторская для его времени педагогическая систе­ма Шопена с необходимостью отражала взгляды композитора на содержание музы­кальных произведений. В его собственных сочинениях музыкальные средства определяются художественной идеей, и, в свою очередь, определяют техническую сторону как средство реализации этой идеи. Именно шопеновская система педагогических принципов явилась первой подлинно фортепианной методикой, в отличие от современных Шопену руководств фортепианной игры, в которых в значитель­ной мере наследовалась традиция клавирного исполнительства, что предопреде­ляло их меньшую эффективность в новых условиях по сравнению с методикой Шопена.

    На формирование и развитие педагогических взглядов Шопена оказала несомненное влияние его исполнительская деятельность, принципы которой можно назвать идентично равными его педагогическим установкам. В структуре основополагающих принципов шопеновского исполнительства и педагогики можно выделить три уровня: а) приоритет художественного образа и его определяющее значение по отношению к технике игры; б) рациональный подход к занятиям на всех уровнях педагогической системы и соответствующая организация фортепианной технологии – естественное положение руки на клавиатуре (включая подбор естественной аппликатуры), логичная фразировка и агоги­ка, особая манера звукоизвлечения, новаторский принцип педализации; в) развитие художественного вкуса учащегося и поощрение его творческой индивидуальности.

    Подтверждение значимости данных принципов для педагогической системы Шопена можно найти, с одной стороны, в сохранившихся набросках его неоконченного методи­ческого труда, с другой стороны – в воспоминаниях учеников и современников самого Шопена. Педагогические взгляды Шопена при комплексном их рассмотрении выстраиваются в единую систему педагогических принципов, которые основаны на тех же особенностях музыкального мышления, что и композиторское и исполнительское творчество музыканта.

    Взаимосвязь между всеми тремя компонентами шопеновского творчества раскрывается следующим образом. Наиболее целесообразно организовать процесс игры на фортепиано Шопену помогло то, что постановка его рук, как и манера игры в целом, были «слухозависимы». В отношении данной закономерности, в частности, Д.К.Кирнарская в своей работе, посвященной генезису музыкальных способностей, отмечает: «Ведущая роль слуха в возникновении слухо-моторных связей приводит к тому, что эти связи легко образуются - музыка сама содержит в себе оптимальные движения, ее выражающие, они зашифрованы в ее интонационном облике, в ее ритмическом рисунке (курсив наш. – Е.М.)»5.

    Фактура шопеновских сочинений, презентующая стиль композитора как комплекс средств художественной выразительности, обусловливает адекватные ей исполнительские решения. Изучение педагогических установок Шопена позволяет проследить процесс организации игровых движений, отражающих особенности шопеновской исполнительской технологии, включая обусловившие ее эстетические принципы музыканта. Изучая шопеновский музыкальный текст на основе полученных знаний, учащийся осознает не только обусловливаемый элементом фактуры прием исполнения, но и выражаемый через данный элемент музыкальный смысл. Таким образом, постигая во взаимосвязанном изучении шопеновского творчества строй его творческого мышления, студент поднимается на новый уровень понимания музыкального стиля. Следствием является достижение учащимся исполнительской стилевой адекватности, понимаемой как «воссоздание смыслового мира композитора с помощью необходимых исполнительских средств»6. Иными словами, у учащихся-музыкантов формируется комплекс исполнительских средств, соответствующий стилю изучаемого произведения и основанный на понимании его содержания.

    Несомненная дидактическая ценность шопеновского творчества заключается в том, что его произведения предоставляют возможность способствовать развитию понимания стиля композитора, особенностей его музыкального текста и фортепианной технологии через обращение к его педагогическим принципам. Также многоуровневая вариантность изложения сочинений Шопена предоставляют богатый выбор возможностей реализации индивидуальных исполнительских особенностей учащегося-музыканта.

    Четвертый параграф первой главы посвящен методическим подходам к комплексному использованию творческого наследия Ф.Шопена с учетом общедидактических концепций развивающего обучения. Исходя из сложившейся в музыкально-педагогической и исполнительской практике ситуации, рассмотренной в параграфе 1.1 исследования, особую актуальность приобретает развитие эмоционально-образного мышления учащегося как компенсация негативных аспектов профессионализации обучения в исполнительских классах. Для наилучшего постижения эмоционально-образного содержания музыкального произведения, в свою очередь, необходимо его всестороннее изучение в историко-культурном контексте с позиций восприятия (слушания), анализа текста и исполнительской трактовки. Необходимость соотносить музыкальное произведение с общеэстетическим контекстом эпохи его создания и личностью его создателя приводит, в свою очередь, к необходимости использовать целый комплекс методов обучения, сочетающий, в соответствии с классификацией М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера, репродуктивные (информационно-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские) методы обучения.

    Содержание методических подходов, сформированных на основе методики освоения музыкального стиля в исполнительском классе, предложенной А.И.Николаевой, раскрывается в следующих позициях. При выборе сочинения Шопена необходимо, ориентируясь на репертуарный багаж учащегося, подобрать по возможности такое произведение, при изучении которого было бы возможно максимально наглядно проиллюстрировать взаимосвязи между чертами стиля композиторов эпох барокко и классицизма и стилем Шопена. Сходным образом решается вопрос о включении в репертуар произведений композиторов, испытавших в своем творчестве влияние шопеновского фортепианного стиля. Такой подход позволяет учащемуся на примере собственного репертуара пронаблюдать как влияние стиля композиторов-классиков на творчество Шопена, так и влияние шопеновского стиля, испытанное такими композиторами, как Дебюсси, Равель, Скрябин, Лядов и др.

    Работе над сочинениями Шопена должен предшествовать этап предварительного знакомства со средой, в которой возникло конкретное изучаемое сочинение. При необходимости следует восполнить пробелы в познаниях учащегося о культурно-исторической ситуации романтизма; целесообразно осветить для учащегося вопрос взаимодействия различных видов романтического искусства. От общих сведений о музыкальном романтизме следует перейти к характеристике шопеновского творчества и его места в романтической культуре. Особое внимание следует уделить системе педагогических принципов Шопена в общем контексте его творчества, раскрывая взаимодействие композиторского, исполнительского и педагогического аспектов деятельности музыканта.

    После описанного этапа предварительной подготовки необходимо перейти к стадии разбора нотного текста изучаемого произведения, который должен сопровождаться тщательным анализом особенностей авторского текста, выраженных через исполнительские указания. Взаимосвязанная последовательность изучения авторского текста выглядит следующим образом: выявление особенностей строения музыкальных фраз, включая изучение ритмических особенностей музыкального изложения; анализ артикуляционной картины нотного текста; подбор аппликатуры с учетом изученных качеств текста.

    Постижение описанных аспектов музыкального изложения и исполнения целесообразно иллюстрировать сведениями о педагогической деятельности Шопена следующим образом: во-первых, указывать, каким образом тот или иной фрагмент музыкального текста иллюстрирует то или иное положение шопеновской педагогической системы (изложение, диктующее определенный выбор аппликатурных вариантов, особенности фразировки, определяющие наиболее целесообразные движения рук, шт

    Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.
    С. Рихтер

    По словам А. Рубинштейна, «Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано». С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе: ее трепетность, утонченность, «пение» всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной «дымкой». Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста выразилось в фортепианной музыке (произведений с участием других инструментов, человеческого голоса или оркестра у Шопена совсем немного). Контрасты и даже полярные противоположности романтизма у Шопена претворились в высшую гармонию: пламенное воодушевление, повышенная эмоциональная «температура» - и строгая логика развития, интимная доверительность лирики - и концепционность симфонических масштабов, артистизм, доведенный до аристократической изысканности, и рядом - первозданная чистота «народных картинок». Вообще своеобразие польского фольклора (его ладов, мелодий, ритмов) пропитало собой всю музыку Шопена, ставшего музыкальным классиком Польши.

    Шопен родился неподалеку от Варшавы, в Желязовой Воле, где его отец, выходец из Франции, работал домашним учителем в графской семье. Вскоре после рождения Фридерика семья Шопенов переезжает в Варшаву. Феноменальная музыкальная одаренность проявляется уже в раннем детстве, в 6 лет мальчик сочиняет первое произведение (полонез), а в 7 впервые выступает как пианист. Общее образование Шопен получает в Лицее, он также берет уроки фортепианной игры у В. Живного. Формирование музыканта-профессионала завершается в Варшавской консерватории (1826-29) под руководством Ю. Эльснера. Одаренность Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. На всю жизнь Шопен сохранил дар карикатуриста: он мог так нарисовать или даже изобразить кого-нибудь мимикой лица, что все безошибочно узнавали этого человека.

    Художественная жизнь Варшавы давала множество впечатлений начинающему музыканту. Итальянская и польская национальная опера, гастроли крупнейших артистов (Н. Паганини, И. Гуммеля) вдохновляли Шопена, открывали перед ним новые горизонты. Часто во время летних каникул Фридерик бывал в загородных имениях у своих друзей, где не только слушал игру деревенских музыкантов, но иногда и сам играл на каком-нибудь инструменте. Первые композиторские опыты Шопена - опоэтизированные танцы польского быта (полонез , мазурка), вальсы , а также ноктюрны - миниатюры лирико-созерцательного характера. Обращается он и к жанрам, составлявшим основу репертуара тогдашних пианистов-виртуозов - концертным вариациям, фантазиям, рондо. Материалом для таких произведений служили, как правило, темы из популярных опер или народные польские мелодии. встретили горячий отклик Р. Шумана, написавшего о них восторженную статью. Шуману принадлежат и следующие слова: «...Если в наше время родится гений, подобный Моцарту, он станет писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские». 2 концерта (особенно ми-минорный) стали высшим достижением раннего творчества Шопена, отразили все грани художественного мира двадцатилетнего композитора. Элегическая лирика, родственная и русскому романсу тех лет, оттеняется блеском виртуозности и по-весеннему светлыми народно-жанровыми темами. Моцартовски совершенные формы проникаются духом романтизма.

    Во время гастрольной поездки в Вену и по городам Германии Шопена настигла весть о поражении польского восстания (1830-31 гг.). Трагедия Польши стала сильнейшей личной трагедией, соединилась с невозможностью возвращения на родину (Шопен был другом некоторых участников освободительного движения). Как отметил Б. Асафьев, «коллизии, волновавшие его, сосредоточились на различного рода стадиях любовных томлений и на ярчайшем взрыве отчаяния в связи с гибелью отечества». Отныне в его музыку проникает подлинный драматизм (Баллада соль минор , Скерцо си минор , до-минорный Этюд , часто называемый «Революционным»). Шуман пишет, что «...Шопен, ввел бетховенский дух в концертный зал». Баллада и скерцо - жанры, новые для фортепианной музыки. Балладами назывались развернутые романсы повествовательно-драматического характера; у Шопена это крупные произведения поэмного типа (написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум). Переосмысливается и скерцо (обычно бывшее частью цикла) - теперь оно стало существовать как самостоятельный жанр (совсем не шуточного, а чаще - стихийно-демонического содержания).

    Последующая жизнь Шопена связана с Парижем, куда он попадает в 1831 г. В этом кипучем центре художественной жизни Шопен встречается с людьми искусства из разных стран Европы: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, Н. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, пианистом Ф. Калькбреннером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Жорж Санд, художником Э. Делакруа, написавшим портрет композитора. Париж 30-х гг. XIX века - один из очагов нового, романтического искусства, утверждавшегося в борьбе с академизмом. По словам Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Действительно, как бы далеко ни ушел Шопен в своем новаторстве (его не всегда понимали даже Шуман и Лист!), его творчество носило характер органичного развития традиции, ее как бы волшебного преображения. Кумирами польского романтика были Моцарт и в особенности И. С. Бах. К современной ему музыке Шопен относился в целом неодобрительно. Вероятно, здесь сказался его классически-строгий, рафинированный вкус, не допускавший никаких резкостей, грубостей и крайностей выражения. При всей светской общительности и дружелюбии он был сдержан и не любил открывать свой внутренний мир. Так, о музыке, о содержании своих произведений он говорил редко и скупо, чаще всего маскируясь какой-нибудь шуткой.

    В созданных в первые годы парижской жизни этюдах Шопен дает свое понимание виртуозности (в противоположность искусству модных пианистов) - как средства, служащего выражению художественного содержания и неотрывного от него. Сам Шопен, однако, мало выступал в концертах, предпочитая большому залу камерную, более уютную обстановку светского салона. Доходов от концертов и нотных изданий недоставало, и Шопен вынужден был давать уроки фортепианной игры. В конце 30-х гг. Шопен завершает цикл прелюдий , ставших настоящей энциклопедией романтизма, отразивших основные коллизии романтического мироощущения. В прелюдиях - самых миниатюрных пьесах - достигается особая «плотность», концентрированность выражения. И снова мы видим пример нового отношения к жанру. В старинной музыке прелюдия всегда являлась вступлением к какому-то произведению. У Шопена это самоценная пьеса, сохраняющая в то же время некоторую недосказанность афоризма и «импровизационную» свободу, что так созвучно романтическому мироощущению. Цикл прелюдий был окончен на острове Майорка, куда для поправления здоровья Шопен предпринял поездку совместно с Жорж Санд (1838). Кроме этого, из Парижа Шопен выезжал в Германию (1834-1836), где встречался с Мендельсоном и Шуманом, а в Карлсбаде увиделся с родителями, и в Англию (1837).

    для фортепиано:

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.