«Музыкальная культура и традиции казаков Ставрополья. Музыкальные традиции моей семьи Музыкальные традиции моей семьи. Частушки
Музыкальные традиции моей семьи. Частушки.
Вечеринка" href="/text/category/vecherinka/" rel="bookmark">вечеринки , и когда просто одиноким вьюжным зимним вечером хочется петь, аккомпанируя себе на фортепиано. Особый почет у нас отводится – народным русским песням. Знаем их множество, поём, раскладывая песню на голоса, мужские, женские, детские... и всё-таки об одном жанре русской музыки, любимом всеми членами нашей семьи, мне хочется рассказать подробнее:
«В песне радость, в песне горе,
В песне и весельице.
Только в песне нахожу
Сердечку утешеньице» -
узнали? Конечно это частушки! Нет такого человека в России, который не знал бы частушек. Не помнил хотя бы одну из этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или деревенский. Каких только оттенков, переживаний, озорства и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка - это огромный мир, искрометный и озорной. «Маленькие да удаленькие»- говорят о частушках, потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Частушка - это веселая история, маленький музыкальный рассказ. Новый год, Масленица, Пасха, Троица, день рожденья - ни один наш семейный праздник не обходится без частушек.
Традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку , «под язык» или без музыкального сопровождения. Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в ХVII – ХVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. В знаменитом четырехтомном толковом словаре Даля слова “частушка” (в смысле “короткая песенка”) нет, поэтому вторая точка зрения мне кажется более убедительной.
«…Она как человек живет,
И ей в народе нет забвенья.
Её все любят и передают
Из поколенья в поколенье.
Услышишь раз - покоя нет,
Всю жизнь с такою будешь вместе.
Вам малыши, всего семь лет,
Частушке 100, а может 200!»
В то время пели их только молодые парни и девушки во время пляски, на гулянье. В тесном кругу парни и девчонки, притопывая, под звуки гармошки, приговаривали частушки.
Слово «частушка» придумал русский писатель Глеб Успенский, до этого как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня», «причудка». Большинство частушек очень весёлые, недаром частушку прозвали - музыкальная шутка. В давние времена пожилые люди не считали частушки серьезными песнями, считали их забавой молодых, но время шло, молодые старели, а песен своей молодости не забывали. Постепенно частушка становилась песней всех возрастов: идут девчонки в лес за грибами да ягодами, запевают частушки лесные, провожают бойца на войну, запевают частушки фронтовые, есть частушки – нескладушки:
«На березу трактор лез,
Все коленки ободрал,
Ну кому какое дело,
Может там его гнездо!» -
и все же главная тема частушечной шутки - любовь и влюбленные. Встречи, ухаживания, свидания, расставания. Частушки о любви называются «страдания». С особой теплотой звучат страдания в исполнении моей мамы:
«Постоим с тобою рядом
Плечико о плечико,
Чтоб не ныло, не страдало
По тебе сердечико…»
К песне в нашей семье подходят с душой. Иначе нельзя…
В лучших своих образцах частушка не только хранит неисчерпаемые богатства русской речи, но и охотно вбирает в себя слова и выражения, принесенные новым временем. Постоянно создаются совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, привычная форма и неистощимый народный юмор.
В музыкальном плане специфика частушки состоит в отсутствии индивидуального напева. Существуют местные типы напевов, на которые исполняется большинство частушек того или иного региона, населенного пункта. Знакомьтесь «Павловские частушки» - результат нашего семейного творчества, музыка народная, слова – Орлюковых.
Павловские частушки
Городок наш небольшой,
Павловом зовется.
Мы поем о нём с душой,
Песня так и льется.
Краше Павловской земли
Во всем свете не найти.
Здесь народ мастеровитый-
Металлисты, кустари.
Не скучает круглый год
И танцует, и поёт
Павловчанин, павловчанка-
Удивительный народ!
Вся Россия знает нас,
Выпускает город ПАЗ.
Полстраны ругаются,
Тормоза ломаются!
Павловские улочки,
Кривые переулочки,
Разговоры окские,
Гусаки бойцовские.
Кто-то едет заграницу,
На морские берега,
Ну а нас волной ласкает
Синеглазая Ока.
Желтый Павловский лимон
Для России всей знаком.
Из земли растет в горшке,
Кусочек солнца на окне.
Значит денег миллион,
А в Павловской стороне
Лимоны зреют на окне.
Промыслы народные,
Люди благородные,
От старого до малого
Вам шлём привет из Павлова!!!
Эмоциональный тон большинства частушек - мажорный, музыкальная основа - короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие - Россия. Всё, буквально всё, можно выразить в частушке, эти коротенькие песенки: лукавые, бойкие, задушевные, веселые и грустные любимы многими. И в наше время каждый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка - ответит утвердительно, а возможно, и исполнит одну из них.
Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде, на вечеринке с друзьями, на семейном торжестве и в походе у костра. И то, что спеть их могут и взрослые, и молодежь, и дети. Русская частушка удивительна. Слово «частушка» понятно всем без исключенья. Так пусть живет частушка, разгоняет печаль - тоску, учит уму - разуму. Давайте сбережем её в своем сердце - задиристую, подковыристую и озорную, она того заслуживает!
Литература:
«Певучая Россия» издательство «Советский композитор», Москва 1989год.
Данная разработка урока может быть использована для разработки серии уроков, знакомящих учеников с культурой и бытом казачества Ставропольского края. Ученики становятся активными участниками урока, показывая на уроке материал о разных сторонах культуры казаков, подготовленный самостоятельно. Форма проведения урока зависит от творчества учителя.
Открытый урок по музыке в 5-ом классе по теме «Музыка и литература»
(с использованием регионального компонента)
Тема урока: «Музыкальная культура и традиции казаков Ставрополья».
Цель урока: формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке родного края, познание ее духовных основ, заложенных поколениями далеких предков, через процесс восприятия казачьей песни.
Задачи образовательные: формирование у учащихся интереса к истории своего народа; способствовать представлению о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы; совершенствование умения давать полную характеристику прослушанной музыке.
Задачи развивающие: развитие представления о музыкальной культуре родного края; создание условий дляформирования учебной самостоятельности, придания личностного смысла знаниям о музыкальных традициях казаков; стимулирования творческой деятельности, возможности реализовать идеи и замыслы; развитие слушательской и исполнительской культуры как способности переживать нравственно-эстетическое содержание музыки и воплощать его в различных видах музыкальной деятельности; развитие вокально-хоровых навыков.
Задачи воспитывающие: создание условий для формирования интереса к истории своего края; воспитание уважения к музыкально-культурному наследию своей малой Родины; воспитание чувства патриотизма, уважения к истории родного края; рефлексивного отношения к предмету.
Структура урока.
Повторение изученного материала,
Объяснение новой темы,
Слушание,
Физминутка,
Творческое задание,
Вокально-хоровая работа,
Подведение итогов урока.
Виды деятельности учащихся.
Слушание,
Инструментальное музицирование,
Выполнение творческих заданий,
Вокально-хоровая работа.
Методы обучения.
Словесные, наглядно-слуховые; стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления, ситуации успеха, проблемно-поисковых ситуаций; обобщение, анализ.
Ход урока.
(Слайд 1)
Организационный момент.
Под весёлую музыку учащиеся входят в класс. Звучит музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!»
(Дети отвечают).
Постановка цели и задач урока.
Ребята, как вы понимаете фразу «песня – душа народа»?
Правильно, песня отражала уклад жизни народа, исторические события. В народных песнях всегда воспевалась красота родного края; пелось о народных героях, любви к своему Отечеству.
Ребята, а как вы понимаете слово «Отечество»? (дети отвечают). Отчий дом – дом нашего отца, Отечество – земля наших отцов и дедов. Без любви к своему дому, улице, селу – не будет и любви к Отечеству. (Слайд 2, 3)
А для нас наше Отечество - наш родной Ставропольский край. (Слайд 4)
Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине и о людях, ставшими основателями городов и станиц нашего края. А Родина – это, прежде всего, живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.
На Ставрополье с давних времён жили терские казаки. (Слайд 5)
Мы познакомимся с музыкальной культурой казаков, их нравами, обычаями. (Слайд 6) Ну а так, как мы говорим о связи музыки и литературы, то начнём урок со строк, посвящённых нашему краю.
(Слайд 7)
Мое родное Ставрополье –
Орлиный солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи снежных гор.
Люблю, продутые ветрами,
Твои курганы и поля,
Казачьи песни над дворами,
Где рукоплещут тополя.
Люблю орлов, парящих в сини,
Колосья нив, и шум садов,
И зноем пахнущие дыни
На рынках шумных городов.
Мое родное Ставрополье,
Люблю тебя я с давних пор.
Во мне живут твои раздолья,
Твои папахи снежных гор.
Откуда появилось слово «казак»?
Дети отвечают- (из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды);
В переводе с татарского языка – удалой, вольный человек.
Давайте вспомним, как появились казаки на Ставрополье. (Слайд 8)
О казаках можно рассказывать очень долго, но так как у нас урок музыки, мы с вами поговорим о музыкальной культуре казаков Ставрополья.
Своеобразный быт и служба формировали особую песенную и певческую культуру русского воинства. В казачьих песнях переплетаются русские, украинские и кавказские музыкальные традиции. Ребята, а как вы понимаете слово «традиция»? Правильно, процесс передачи от одного поколения к другому.
Шли века, менялись поколения, но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. А какие казачьи обряды и традиции вы знаете?
Дети:
1. Когда в семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили лук, стрелы, ружье, патроны.
2. Когда мальчику исполнялся один год, его сажали на неоседланного коня, покрытого шелковым платком, и провозили вокруг церкви. (Слайд 9)
3. Если ребенок плакал и падал с коня, считалось, что он будет слабым казакам.
4. Если хватался за гриву и крепко сидел, значит вырастет сильным и смелым казаком.
5. Трехлетки уже самостоятельно ездили верхом по двору.
6. А пятилетние казачата вовсю скакали по улицам.
7. Стреляли из лука, играли в «войнушку».
Но самой святой традицией была защита Отечества! Главная казачья заповедь: «Люби Родину, ибо она твоя мать!». (Слайд 10) Так провожали казаков.
Песня «Если хочешь быть военным». (Слайд 11)
Первая песня в жизни человека – колыбельная. Одну такую колыбельную мы знаем. Она вроде бы казачья, но написал её человек, не бывший казаком. Кто? Что за песня? Какое отношение Лермонтов имел к терским казакам? Как вы думаете, почему его стихотворение стало казачьей песней? Наверно очень точно передал Л. казачий дух, суть воспитания казака и дальнейшей его жизни, что стало это стих-е колыбельной. А что вы знаете о том, как воспитывали детей в казачьих семьях?
ДЕТИ: Мальчик до семи лет воспитывался на женской половине. В семилетнем возрасте мальчик переходил жить с женской половины на мужскую. Его считали полуказаком. В отсутствии отца и братьев он нес ответственность за хозяйство и женщин в доме. Мальчика воспитывали строго. С раннего возраста жизнь была заполнена трудом и обучением. Даже игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.
Много вы знаете о воспитании мальчиков в казачьей семье, а какие обязанности были у девочек?
Дети:
1. Девочки начинали работать с очень раннего возраста.
2. В пять лет девочка уже могла быть нянькой.
3. Постарше уже помогала матери по - хозяйству.
4. Ее учили вышивать, шить, вязать на спицах и крючком.
5. Это умела каждая хозяйка.
Весь уклад жизни казаков был подчинён тому, что казак всегда должен быть готов стать на защиту Отечества и своего народа. И стихи М. Ю. Лермонтова рассказывают об этом.
Исполнение «Колыбельной»
В какие игры играли казачата?
Дети: На праздниках молодежь показывала свою силу, ловкость, выносливость и выдержку, при этом часто при помощи лошади, все то, чему их учили отцы и старшие братья. Казацкие спортивные состязания представляли собой интереснейшие зрелища.
Ребята играли в такие спортивные игры, как «Перетягивание каната», «Борьба на поясах», «Борьба всадников». Трусость для юноши-казака считалась позором.
И песни казачьи рассказывают о военной жизни.
(Просмотр видео Кубанский хор «Когда мы были на войне»- начало до 0.12, с 02.00)
Ну, а теперь, я предлагаю вам поиграть в казачьи игры.
Игра в Бандуру
Самый сильный вожак играющих, обыкновенно начинает так: «Ребята, по местам! В бандуру играть!» Все садятся в ряд, где-нибудь на завалинке или просто на голую землю и пристально смотрят на своего вожака. Он начинает приговор:«Пошел бандура спать на полать, приказал всем молчать»
. С последним словом все надувают щеки и стараются как можно дольше сдерживать дыхание. На первого, кто переведет дух, кидаются все, и колотя его по спине кулаками приговаривают:
«Чертогам, тоган, тоган, разудалым казакам, Малолеточкам!
Что попили, что поели, То подайте-ка сюда»
Если играющие согласны, то игра опять начинается с того же.
А теперь мы отдохнем да загадки разберем.
1.Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год. Месяцы.)
2. Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)
3. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)
4. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)
5. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)
Продолжим наш разговор о жизни казаков. Традиционное жилище казаков. (Слайд 12, 13) Одежда казаков. (Слайд 14, 15, 16, 17, 18) ДЕТИ
Все казачьи праздники, обряды непременно сопровождались песней (несколько слов о жанрах). У казаков есть об этом поговорки.
1. Казак без песен, что виноградная лоза без гроздей.
2. На Дону казаку и камешек подпевает.
3. Веселы привалы, где казаки запевали.
4 . Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать.
Ребята, я хочу отметить, что у нас на Ставрополье существует много профессиональных казачьих коллективов. (Слайд 19)
Послушаем казачью песню и рассмотрим костюмы.
(Просмотр видео - анс. «Ставрополье» - «Распрягайте, хлопцы, коней» - с 02.36, анс. «Слобода» - 02.20 лезгинка, 04.51 игра)
Мы тоже знаем казачью игру.
Игра «А у нас нонче Михайлов день».
Много у казаков было суеверий и поверий.
Дети:
Веником не надо бить, больному быть.
Нож подать другому человеку лезвием, значить желать зло.
В понедельник рубашку не меняют, беда будет.
Аксинья: Если икота нападет, то взять себя за ухо и приговаривать:
«Икота-икота, иди до воды,
А кто около воды, того за ухо приведи».
Говорят, помогает.
А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;
- Степь да воля - казачья доля.
- Казаком быть – не разиня рот ходить.
- Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Я за родную Русь и смерти не боюсь.
- Бог не без милости, казак не без счастья.
- Хлеб, соль ешь, а правду режь.
- Чти отца своего и матерь свою.
- Зипуны у казака серые, да умы бархатные.
- Грамота даром не дается, грамота трудом дается.
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Казак с конем и ночью и днем.
А знаете ли вы, какие казачьи песни поют в нашем селе? Ведь у нас тоже живут потомки казаков.
Ответы учеников
Как называются песни, в которых поётся о Родине? Патриотические, правильно. Какие качества им присущи? (На доске).
Песня в исполнении Курбановой Айшат «О Родине». (Слайд 20, 21, 22)
Вот и познакомились мы общими усилиями с культурой казачества.
Наш народ духовно и нравственно богат, нам есть чем гордиться, есть что любить, к чему стремиться! (Слайд 23, 24)
Заглянули в старину мы
Может быть не до конца.
Хороша казачья песня,
Всем затронула сердца.
Всех не спеть сегодня песен,
Добрых слов всех не сказать.
Ставропольский край - чудесен,
Как и вся Россия – Мать!
Рефлексия. Вывод урока.
Что интересного вы сегодня узнали?
Кто такие казаки?
Что полезного вы можете взять от казачьей культуры?
И кому же, как не нам, хранить уникальную самобытную культуру нашего народа, музыкальные традиции малой Родины, традиции нашего Отечества! Закончим урок казачьей песней.
(Видео - Игорь Неверов, «Ставрополье» - с 0.20)
(Дети подпевают)
Если ты казак, значит не простак,
Можно на тебя положиться!
Значит молодец, смелый ты боец,
И тобою можно гордиться!