Высшее образование в россии и европейское образовательное пространство. Европейское образовательное пространство: Болонский процесс
Единое экономическое пространство … Википедия
Двухуровневая система образования - В июне 1999 года в городе Болонья была подписана конвенция, которая положила начало так называемому Болонскому процессу. Его участниками стали тогда 29 государств Европы, сформулировавшие задачу создать к 2010 году Единое европейское пространство … Энциклопедия ньюсмейкеров
У этого термина существуют и другие значения, см. Государственная премия. Государственная премия Украины в области образования … Википедия
Логотип Болонский процесс процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства вы … Википедия
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Союзное государство (значения). рус. Союзное государство белор. Саюзная дзяржава … Википедия
Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия
Интеграция в Евразии … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Таможенный союз. Таможенный союз ЕврАзЭС … Википедия
Книги
- Болонский процесс. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство , Гретченко Анатолий Иванович, Гретченко Александр Анатольевич. Рассмотрены цели и основные задачи процесса структурных реформ европейского высшего образования в свете реализации Болонского соглашения. Показана объективная необходимость интеграции России…
- Болонский процесс Интеграция России в в европейское и мировое образовательное пространство , Гретченко А., Гретченко А.. Рассмотрены цели и основные задачи процесса структурных реформ европейского высшего образования в свете реализации Болонского соглашения. Показана объективная необходимость интеграции России…
Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
В настоящее время процесс включает в себя 47 стран – участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954).
Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Россия присоединения к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинском встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларация. Казахстан – первое центрально азиатское государство, признанное полноправным членов европейского образовательного пространства.
«Сорбонская декларация» была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификации современным требованиям на рынке труда.
Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.
Следующая конференция на уровне министров состоялась в Берлине в 2003 году. Основные положения этого берлинского коммюнике рассматривают возможности превращения Европейского пространства высшего образования в Европейское научное пространство, а также меры по содействию обеспечения качественного обучения.
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определенные обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
· с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
· до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия. Таким образом, Монако и Сан-Марино – единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе. Все страны – члены Европейского союза задействованы в процессе.
Достоинства Болонского процесса:
· расширение доступа к высшему образованию,
· дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования,
· расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы обеспечения возможности взаимного призвания документов об образовании стран Европы и Америки.
По оценкам российских экспертов в области образования, присоединения России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами. Работодателей, которые учились во времена СССР, нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для педагогической или научной деятельности в ВУЗе, например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствуют.
Нормативным документом, регулирующим процесс создания единого культурного пространства в Европе, является Европейская культурная конвенция Европы (19.12.1954).
Европейская культурная конвенция Совета Европы, цель принятия которой в том, чтобы граждане всех государств-членов Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, других европейских государств, которые могут присоединиться к ней, изучали языки, историю и культуру других стран и культуру, общую для всех них.
Документ о присоединении СССР к Конвенции сдан на хранение Генеральному секретарю Совета Европы 21 февраля 1991 года. Конвенция вступила в силу для СССР 21 февраля 1991 г.
Основные положения Конвенции:
Статья 1. Каждая Договаривающаяся Сторона принимает надлежащие меры для защиты и поощрения развития своего национального вклада в общее культурное достояние Европы.
Статья 2. Каждая Договаривающаяся Сторона, насколько это возможно:
а) поощряет изучение своими гражданами языков, истории и культурны других Договаривающихся Сторон и предоставляет этим Сторонам соответствующие средства для того, чтобы способствовать такому изучению на ее территории, а также
б) стремиться поощрять изучение своего языка или языков, истории и культуры на территории других Договаривающихся Сторон и предоставляет гражданам этих Сторон соответствующие средства для того, чтобы проводить такое изучение на ее территории.
1.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира;
2.Болонский процесс;Основные положения Болонской декларации;
3.Присоединение к процессу;
4.Формирование единого образовательного и культурного пространства.
5.Достоинства и недостатки.
6.Российская Федерация в Болонском процессе.
1. Составление конспекта по плану:
1.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира.
Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".
2.Болонский процесс;Основные положения Болонской декларации.
Начало формирования единого образовательного и культурного пространства (Болонский процесс) можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками.
3.Присоединение к процессу.
Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.
В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия парижского университета Сорбонна, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998).. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.
Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.
На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
4.Достоинства и недостатки.
Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит семь ключевых положений:
1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий
6. Внедрение внутри вузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, меж институционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
5.Российская Федерация в Болонском процессе.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан - первое центрально - азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства
Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.
Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
Ø с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам[источник не указан 726 дней] бакалавра и магистра;
Ø до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
2.Беседа по вопросам:
1.К какому периоду можно отнести начало формирования единого образовательного и культурного пространства (Болонский процесс)?
2.Назовите цель Болонской декларации;
3.Почему «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства?
4.Что дает России присоединение к Болонскому процессу?
5.Основные положения Болонской декларации;
6.Назовите участников Болонского процесса;
7.Определитедостоинства и недостатки Болонской декларации;
8.Роль Российской Федерации в Болонском процессе.
9.Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз.
10. Ваше представление об образовательных проектах с 1992 г. - с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.
Знать термины и понятия: Болонская декларация; Болонский процесс (единое образовательное и культурное пространство); Модернизация высшего профессионального образования.
В современной Европе процессы, связанные с объединением, затрагивают различные сферы и выходят за рамки ЕС. Более того, появляются новые области, которые начинают развиваться по единым правилам. К таким новым областям относится высшее образование. Причем, если ЕС сегодня насчитывает 25 членов и почти 60-летнюю историю, то интеграционные процессы в области высшего образования, получившие названия Болонского процесса и начавшиеся в самом конце 1990-х гг., охватывают в настоящее время 40 европейских государств. Иными словами, интеграция в области высшего образования стала той сферой, которая развивается крайне интенсивно, несмотря на языковой барьер, наличие национальных особенностей в области образования, которые складывались столетиями, и т.п. В чем причины таких темпов интеграции?
Европа во второй половине XX столетия пережила, по крайней мере, два периода, во время которых она столкнулась с проблемой своего отставания от других регионов. Некоторое технологическое отставание европейских стран от США и Японии наметилось в 1960-1970-е гг. Это дало о себе знать и в последующие годы. В результате в Европе позднее и медленнее, чем, например, в США, внедрялись банковские пластиковые карты и связанные с ними услуги, развивалась сотовая телефонная сеть, вводился Интернет. Следует заметить, что по массовому использованию ряда технологических инноваций развитые европейские страны в начале 1990-х гг. стали уступать не только США и Японии, но и, например, таким странам, как ЮАР, где еще в начале 1990-х гг. широкое распространение получила система банкоматов, оплаты коммунальных услуг по компьютеру через национальную сеть, а также развитие сотовой телефонной сети.
Своеобразным «вторым звонком» для европейцев послужил тот факт, что США, а также Австралия начинают интенсивно предоставлять образовательные услуги. Эта статья становится значимой статьей их экспорта. В частности, В.И. Байденко пишет, что с начала 1990-х гг. число европейских студентов, которые обучались в США, превысило число американских студентов, обучающихся в Европе.
Факт отставания европейского образования имел не только экономическое значение. Европа, с ее культурными историческими традициями, неотъемлемой частью которых было университетское образование, стала именно в этой области уступать место «нуворишам».
Все это и заставило европейцев в конце 1990-х гг. серьезно заняться реформой в области высшего образования. Ее инициаторами выступили Великобритания, Германия, Италия и Франция. На встрече в Сорбонне в 1998 г. министры образования этих стран подписали Сорбоннскую декларацию, положившую начало интеграции высшего образовательного пространства в Европе. В ее основу была положена Университетская Хартия (Magna Charta Universitetum), принятая в 1988 г. в Болонье в связи с празднованием 900-летия старейшего европейского университета. Университетская Хартия подчеркивала автономность университета, его независимость от политических и идеологических догм, связь исследования и образования, отказ от нетерпимости и ориентация на диалог.
Своеобразным «оформлением» процесса создания единого образовательного пространства стало подписание Болонской декларации 1999 г., давшей название самому процессу. В основу этой декларации положены следующие принципы:
■ двухуровневое высшее образование, первый уровень ориентирован на получение степени бакалавра, второй - магистра;
■ кредитная система, представляющая собой единый учет процесса обучения во всех государствах (какие курсы и в каком объеме прослушаны студентом);
■ независимый контроль качества образования, в основу которого положено не количество часов, потраченных на обучение, а уровень знаний и умений;
■ мобильность студентов и преподавателей, предполагающая, что для обогащения опытом преподаватели могут определенный период работать, а студенты - обучаться в университетах различных европейских стран;
■ применимость знаний выпускников университетов в Европе, означающая, что специальности, по которым готовятся кадры, будут востребованы там, а подготовленные специалисты - трудоустроены;
■ привлекательность европейского образования (планируется, что нововведения будут способствовать заинтересованности европейцев, а также граждан стран других регионов в получении европейского образования).
Россия подписала Болонскую декларацию в сентябре 2003 г. и начала процесс реформирования высшего образования.
Перестройка высшего образования во всех странах, включенных в Болонский процесс, идет далеко не просто по многим причинам, в том числе связанным с необходимостью «ломки» многих сложившихся традиций, структур, методов преподавания. Во всех странах, включенных в Болонский процесс, ведутся дискуссии по вопросам интеграции общеевропейского пространства, появились ее как активные сторонники, так и противники. Главное, что стоит за спорами, - те социально-политические последствия, которые повлечет за собой создание общеевропейского образовательного пространства.
Болонский процесс, несомненно, будет углублять и расширять общеевропейскую интеграцию. Сопоставимость основных параметров технологии высшего образования (уровни образования, сроки и т.п.) даст возможность, с одной стороны, сделать понятным уровень квалификации выпускников, с другой - сформировать в рамках Европы по каждой специальности общие требования к знаниям и умениям выпускников, обеспечивая тем самым высокую мобильность квалифицированной рабочей силы. Более того, Болонский процесс, предполагающий партнерские отношения между европейскими университетами, позволит готовить единую европейскую политическую, экономическую, техническую, научную и другую элиту. Этому же процессу будет способствовать мобильность студентов и преподавателей, которая также предусмотрена Болонским процессом. В результате выпускники европейских университетов войдут в профессиональную сферу с множеством межличностных контактов, установленных еще в период обучения со своими однокурсниками из разных государств.
Включенность в единое общеевропейское образовательное пространство позволит решить, или по крайней мере смягчить, ряд проблем, которые существуют между государствами, в том числе и на постсоветском пространстве. Один из примеров - отношения России с государствами Балтии в связи с русским языком в этих странах, в частности в Латвии. Оба государства присоединились к Болонскому процессу: Латвия - с 1999 г., Россия - с 2003 г. Латвия с 2004 г. является членом ЕС, а в рамках программ сотрудничества Россия - ЕС образование занимает одно из приоритетных мест. Обе страны в течение длительного время имели единую систему высшего образования, поэтому Латвия хорошо представляет российское образование. Системы образования обеих стран в начале 1990-х гг. столкнулись во многом со сходными проблемами. Все это способствует развитию сотрудничества в области высшего образования между Россией и Латвией, а хорошее знание русского языка жителями Латвии становится важным преимуществом Латвии при развитии такого сотрудничества. Одновременно, для русскоязычного населения Латвии в рамках Болонского процесса, предусматривающего мобильность студентов и преподавателей, открываются новые возможности обучения и преподавания в России.
Развитие интеграции в области образования способствует и развитию демократизации. В свое время университеты сыграли немалую роль для становления и развития демократии в Европе. Сегодня университет, являясь, согласно Сорбоннской декларации, основной структурной единицей Болонского процесса, потенциально способен вновь сыграть важную роль в этой области. Университетское сообщество является по своей природе сетевым, а демократия подразумевает преимущественно сетевые социальные связи и отношения. Повышение роли образования (соответственно, университетов) в социально-экономической и политической жизни Европы будет вести к дальнейшему развитию сетевых отношений в различных сферах.
Наряду с положительными моментами Болонский процесс повлечет за собой и ряд проблем. Одну из групп составляют проблемы, связанные с различными видами расслоения европейского общества, что в принципе характерно и для других регионов, однако в рамках интенсивно ведущейся образовательной реформы они могут проявляться с особой силой.
Повышение качества высшего образования приведет к усилению различий между образованной элитой и остальными слоями населения, что в свою очередь будет побуждать менее квалифицированные и более консервативные слои населения к отказу от дальнейшего развития европейской интеграции, росту национализма. Учитывая то, что сегодня это расслоение уже довольно отчетливо проявляется, усиление этих процессов может оказаться критическим. Впрочем, многое зависит от университетов. Если будут разработаны различные программы, в соответствии с которыми университеты станут не только важнейшими единицами интеграции высшего образования, но и частью гражданского общества, что подразумевает просветительскую, экспертную, консультативную деятельность, т.е. открытость университетов обществу, то этот социально-культурный разрыв может быть значительно уменьшен.
Увеличение числа европейцев с дипломами высшего образования повлечет за собой новый поток менее квалифицированной рабочей силы из арабских, азиатских и африканских стран. Изменение этнического состава Европы, сопровождающееся распространением иных культурных норм и ценностей, является проблемой (в конце 2005 г. Европа уже столкнулась здесь с проявлениями насилия) и требует разработки соответствующих социально-экономических программ.
Болонский процесс повлечет за собой перестройку университетского сообщества, в котором выделятся по крайне мере три страты. Первая страта - наиболее успешные и престижные университеты (по отдельным направлениям или в целом), полностью включенные в Болонский процесс, которые, учитывая, что образовательные услуги становятся все более значимой статьей дохода, будут формировать своего рода «консорциумы», стараясь монополизировать образовательную сферу. Вторая страта - университеты, которые отчасти будут принадлежать «первому кругу», но стремящиеся войти в него полностью. Наконец, третья страта - университеты-«аутсайдеры», работающие на грани выживания. Границы между стратами будут подвижными, и кроме кооперативных связей и отношений между ними развернется жесткая конкурентная борьба. Разумеется, конкуренция между университетами существует и сегодня, однако в условиях корпоративных отношений она будет иметь более жесткий характер.
Социально-политическими последствиями интеграции образовательного пространства в Европе может стать изменение роли регионов и городов. С одной стороны, можно ожидать интенсивное развитие городов, в которых находятся крупнейшие университетские центры, с другой - специализацию этих университетов в зависимости от профиля города или региона, поскольку это дает целый ряд преимуществ (приглашение высокопрофессиональных специалистов в университет, прохождение студентами практики в соответствующих организациях и т.д.). Так, если взять сферу международных политических и экономических отношений, то проблемы многосторонней дипломатии, международных организаций и многосторонних переговоров оказываются профильными для женевских университетов, вопросы европейской интеграции - университетов Брюсселя, а международных финансов - Лондона. В результате можно ожидать усиление регионализации и даже своеобразную «мегаполизацию» Европы, что означает существенное изменение социально-политического и экономического облика континента.
Развитие Болонского процесса в Европе стимулировало постановку вопросов об объединении образовательных пространств в других государствах, где оно в значительной степени децентрализовано (в частности, в США), и регионах. Это влечет за собой проблему «состыковки» образовательной системы Европы с образовательными системами других стран и регионов мира, «состыковки» систем высшего образования и среднего, а также требований и норм одних договоров и организаций и других (в ВТО, например, образование рассматривается как услуга).
Таким образом, образование все отчетливее становится той сферой, где фокусируются наиболее важные социально-экономические и политические проблемы современности, что ставит задачу проведения многоуровневых международных переговоров по всему комплексу проблем образования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какое место занимают образование и знания в современном мире?
2. Как изменились материальные и временные затраты на образование к концу XX столетия, а также доходы лиц, имеющих различный уровень образования?
3. Каково влияние новых технологий на процесс образования?
4. В чем проявляется глобализация в образовании?
5.Каковы основные характеристики Болонского процесса?
5. Что такое децентрализация образования?
6. Чем обусловлены процессы коммерциализации и приватизации образования?
7. Каковы роль государства в современном образовательном процессе и основные задачи, которые оно решает?
1. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие: документы международных форумов и мнения зарубежных экспертов / под ред. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Российский новый университет, 2002.
2. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. М. : Оргсервис, 2006.
3. Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества. М. : Academia, 1998.
4. Иноземцев ВЛ. Расколотая цивилизация. М.: Academia: Наука, 1999.
5. Ларионова М.В. Основные события в сфере образовательной политики в ЕС во второй половине 2007 г. // Вестник международных организаций. 2008. № 2.
6. Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире // Мировая экономика и мировая политика. 2006. № 10.
7. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России // Вестник МГИМО (У). 2009. № 4.
Глобализация, интеграционные процессы в Европе актуализировали необходимость модернизации национальных систем образования. Изменения затронули содержание образования, средства и методы обучения, управленческие механизмы, систему оценки качества образования, систему профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности.
Создание единого рынка в Европе, в частности, единого рынка труда, требует, чтобы носители квалификации могли перемещаться через национальные границы, поэтому Европейский Союз в разных сферах предпринял ряд действий, направленных на создание системы сравнения квалификаций. В сфере высшего образования, эта деятельность известна как Болонский процесс.
Под ним понимают развитие единого европейского пространства высшего образования, основанного на общих системах ученых степеней и измерения трудоемкости дисциплин, единых критериях и методологиях, используемых в высшем образовании, а также интенсификации мобильности среди студентов и преподавателей. Иными словами, с конца 1990-х годов на уровне межгосударственного диалога, на уровне министров образования ведется создание глобальной системы, требующей значительной унификации национальных образовательных систем.
Главной задачей Болонского процесса является создание в Европе конкурентноспособной экономики, основанной на высоком уровне образования специалистов. Общая цель Болонского процесса — усовершенствовать сферу высшего образования в Европе и создать единое европейское образовательное пространство. Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) (англ. European Higher Education Area (EHEA)) - единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе, в области высшего образования.
Собственно, Болонский процесс начинается с подписания в 1999 году 29 странами Европы в Болонье «Декларации о Европейском пространстве для высшего образования». Принятие Болонской декларации, явившееся поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы, выражает поиск совместного подхода к разрешению общих проблем высшего образования. Основные даты:
Подписание Болонской декларации – 1999 год (29 стран);
Международные форумы:
- 2001 год – Прага (количество стран-участниц увеличилось до 33);
- 2003 год – Берлин (40 стран); 2005 год – Берген (45 стран);
- 2007 год – Лондон (46 стран);
- 2009 год – Бенилюкс.
«Середина» Болонского процесса (2003-2004) примечательна тем, что его полноправным участником стала Россия.
Основные пункты Болонского процесса:
- Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.
- Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.
- Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
- Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.
- Содействие изучению общеевропейских проблем.
Воспитание молодежи, управление ее мотивацией и картиной мира - это важнейший стратегический вопрос для любого государства. Россия, как государство с высоким уровнем развития высшего образования также является участником Болонского процесса. Для этого также реформировалась национальная законодательная система. Здесь уместно отметить те возможности для введения инноваций, которые были предоставлены нам на тот период законом «Об образовании». Это крайне важно для развития образования, чтобы закон предвосхищал инновации, а не тормозил их, требуя введения поправок вслед назревшим инновационным решениям. В то же время, наряду с активизирующим воздействием Болонского процесса, нельзя не сказать о весьма неоднозначном отношении к нему в российской образовательной среде. Социологические опросы в этой области наглядно свидетельствуют о крайне противоречивом восприятии идей Болонского процесса различными слоями нашего академического сообщества.
Рассмотрим некоторые противоречивые мнения относительно вступления России в Болонский процесс.
В 2003 году Россия присоединилась к Болонской декларации «Зона европейского высшего образования» 1999 года, тем самым вступив в так называемый Болонский процесс. Разрушительные тенденции в высшем образовании в России сложно отделить от Болонского процесса. Так, согласно распространенной точке зрения, Болонская система стала инструментом для скорейшего культурного поглощения стран бывшего СССР. Вступление РФ в Болонский процесс необходимо рассматривать в контексте радикальных изменений в области образования (в том числе высшего) в России.
Охарактеризуем основные последствия Болонского процесса для России:
Многие университеты сохраняют свои традиции, однако унификация измерения трудоемкости дисциплин (посредством системы условных зачетных единиц - «кредитов») и обязательного введения двухциклового образования потребовало перекройки образовательных стандартов, учебных планов и прочего В России необходимость такой перекройки привела в ряде случаев к радикальной трансформации содержания.
Размывание «системности» образования. Студент имеет возможность путешествовать между университетскими кампусами различных городов и стран мира, накапливая объем «кредитов». Кредиты, или условные зачетные единицы, призваны измерить трудоемкость образовательной услуги. В РФ условная единица приравнена к 36 часам обучения (при этом теоретически все 36 часов могут быть отнесены к самостоятельной работе). В большинстве европейских и азиатских вузов стремятся соблюдать правило: количество зачетных единиц по дисциплине соответствует количеству часов на данную дисциплину в неделю в течение одного семестра обучения. В сущности, это означает условное принятие идеи однородности образовательных услуг. Одна дисциплина весомее другой, потому что в ней больше «кредитов», и равноценна третьей дисциплине, поскольку они равны по объему зачетных единиц.
Вуз обязуется далее разрабатывать для студента индивидуальные учебные планы, обеспечивая его индивидуальную образовательную траекторию. Число «мобильных» учащихся растет, что означает проблематизацию статуса образовательной программы, в которой заложены идеи последовательности обучения, единства познавательных традиций в духе ведущих научных школ и т. п. Индивидуальная образовательная траектория существенно ослабляет вузовскую образовательную программу.
Принятые стандарты высшего образования сводят к минимуму перечень предписанных для изучения дисциплин: «Физкультура», «Безопасность жизнедеятельности», «Иностранный язык», «История», «Философия». Всё остальное определяет вуз, прикрепляя к дисциплинам и практикам заложенные в стандарт компетенции.
Сокращение специалитета. Дипломированный специалист получал в течение 5 или 6 лет ту или иную профессию, осваивая при этом круг фундаментальных предметов. Университетские курсы специалистов строились на последовательном, поэтапном освоении знаний и профессии. Бакалавриат стал «ухудшенным» специалитетом: вузы стремятся в 4 года обучения «сжать» пятилетний план. Значение магистратуры остается неясным как для преподавателей, так и для студентов. Образовательные программы магистратуры зачастую либо чрезмерно узки, либо крайне широки. Двухлетняя магистратура состоит из большого количества производственных и иных практик, подготовки магистерской диссертации и авторских, по сути, курсов. В результате во множестве вузов мы имеем бакалавриат как «недоспециалитет» неясно организованную магистратуру.
Таким образом, присоединение к Болонскому процессу нельзя рассматривать однозначно. Есть свои преимущества и недостатки, главное адаптировать новую систему образования с российскими национальными чертами образования.