План-конспект занятия (старшая группа) на тему: НОД "Моя малая Родина" старшая группа. «Моя малая Родина». Конспект нод по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.29.11.2015

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 37

село Запрудное

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

СТАРШАЯ ГРУППА

« СОЛНЫШКО»

ТЕМА: «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

Воспитатель: Калинеченко Ольга Алексеевна

с.Запрудное, 2015 год

Цель:

Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине –село Запрудное.

Задачи:

Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация);

Уточнять и расширять знания детей о родном поселке;

Прививать уважение к традициям и обычаям своей малой Родины.

Присутствовало детей: 10 человек

Словарная работа: родной, родная; родная сторона; Родина; Россия; малая Родина.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята к нам сегодня пришло письмо. Давайте посмотрим, что там. (открываем). В этом письме говорится, о том, что ребята из другого города хотят узнать о малой Родине. А рассказывая детям об этом, мы будем выполняя интересные задания.

1.Д/и: «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край.

2.Воспитатель: - Ребята, как вы понимаете выражение «Родная сторона»?

- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.

Такое место по-другому еще называют - «Родина».

Послушайте стихотворение: (читает воспитатель).

«С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что в поле,

Под ветром склоняясь, растет.

3. Воспитатель:

Д/и: «Назови ласково» (с клубочком)

Дети передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того как образовался круг, воспитатель говорит:

У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живем мы вместе, в детский сад ходим вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке, живем в одной стране.

Как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).

Да, наша Родина – Россия.

Давайте рассмотрим флаг и герб нашей страны. Из каких цветов состоит флаг России?

Дети: Белый; синий, надежда; красный.

4. Воспитатель:

Страна наша огромная, а кто руководит нашей страной? (Ответы детей)

А как его зовут? (Ответы детей)

Воспитатель : - Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

Воспитатель: - У каждого из нас есть малая Родина.

А сейчас необходимо правильно вставить в пропущенные места гласные звуки, тогда мы с вами сможем прочитать, о чем дальше будем говорить. (с.Запрудное). Как же называется село, в котором, мы все с вами живем? (с.Запрудное).

Я предлагаю послушать песню – «У моей России длинные косички» (прослушивание отрывка)

5. Физминутка:

Раз- подняться, подтянутся

Два - согнуться, разогнуться.

Три- в ладошки три хлопка, головою три кивка.

На четыре-ноги шире

Пять- руками помахать

Шесть- на стул тихонько сесть.


6. Просмотр иллюстраций «Достопримечательности нашего села». (Под музыку «Гимн России»)

7. Воспитатель: - А сейчас мне очень интересно узнать какие они те улицы, на которых вы живете? (дети называют улицы)

А давайте сейчас вспомним, о чем мы говорили, какие задания выполнили?

Я думаю, что дети много узнали о малой Родине. Правда, ребята?

8. Воспитатель: Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю вам взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наше село.

Игра «Передай сердечко и скажи словечко».

(игра проходит под спокойную музыку)

Дети говорят, за что они любят свой город и передают игрушку-сердечко.

Я люблю свой поселок, потому что он красивый.

Я люблю свой поселок, потому что он зелёный.

Я люблю свой поселок, потому что уютный и т.д.


Молодцы, ребята! Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша

малая Родина –с. Запрудное оставался таким же прекрасным и только хорошел год от года?

Ответы детей: Любить свой поселок, заботиться о нем, не мусорить, не

ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.

Воспитатель: Ребята, если посмотреть с птичьего полета, то наши дома будут похожи на квадраты. А как выглядят на самом деле дома? Я предлагаю вам нарисовать свой дом, свою улицу.

Дети рисуют в сопровождении музыкального произведения «У России длинные косички»



На этом наше занятие заканчивается, надеюсь, вам понравилось. Спасибо

всем!

Занятие в старшей группе «Моя малая Родина»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая.

Цель : Расширение знаний о родном городе и его историческом прошлом.

Задачи:

Развивающие: Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада.

Образовательные: Познакомить детей с историей возникновения города. Объяснить, что город - результат труда людей разных поколений. Активизировать словарь, познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитывать чувство уважения к людям, воспитывать бережное отношение к своему городу. Воспитывать гордость за город, в котором живешь.

Предварительная работа :

Посещение краеведческого музея,

Организация выставки рисунков детей на тему “Мой город”

Оборудование: Презентация «Мой родной город»

Заходим в зал и встаем вместе с детьми в круг.

Я рада видеть вас сегодня с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.

Сегодня к нам приехали иностранные гости, давайте их встретим дружно и весело, чтобы они поняли какие гостеприимные люди живут у нас. А сейчас мы поздороваемся с гостями и с друг с другом. Повторяйте все слова и движения за мной (звучит медленная музыка) Приветствие:

Здравствуйте мои друзья,

Рада видеть здесь вас я,

Я живу в родном краю,

И вас всех приветствую.

Послушайте пожалуйста песню.

(Звучит песня «Родина моя)

Вопросы к детям:

О чём поётся в этой песне?

Как вы думаете, что такое Родина?

У каждого жителя Земли есть своя Родина - это место где он родился и живёт. Как называется наша Родина? (ответы детей)

Да, мы с вами живём в городе Ртищево, для нас он родной и любимый.

И сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по нашему городу. Но экскурсия у нас будет необычная. Ее мы проведем по страницам волшебной книги «Город в котором мы живем».

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, садик, котенок и я!

Наш край родной,

Наш отчий дом,

Нам хорошо живется в нем!

Береги наш общий дом.

Здесь родился, живешь, уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

Вос-ль: Ребята, сейчас мы с вами слушали стихотворение о большой Родине, о стране, в которой мы живем, но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями. Словом, малая Родина у каждого своя!

Ребенок читает стихотворение: «Малая родина» -Малая родина- Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели. Яблоня кудрявая, А под ней скамья. Ласковая родина малая моя!

Вос-ль: Что является нашей малой родиной?

1страница «Историческая», давайте вспомним, что мы о нем знаем.

Дети, сегодня я хочу вам рассказать о том, как появился на Земле наш город Ртищево. Но прежде чем говорить об истории города

Предлагаю викторину «Угадайка! »

Как называется наш город?

Кто живет в домах и квартирах?

Как называют людей, живущих в Ртищево?

Что должно иметь каждое здание?

Что имеет каждый город?

Молодцы! Правильно, у каждого города есть своя история и г. Ртищево не исключение. Послушайте, пожалуйста.

В центральной части Саратовской области на берегу Ольшанки расположился город Ртищево.

Что они увидели первым, как только попали на территорию нашего района (конечно табличку).

Ртищево основан в 1765 году. Сначала он назывался поселок Ртищево.

Наш город имеет свой герб на котором изображена подкова и две стрелы на зеленом поле.

Как вы думаете, что означает зеленый фон?

Наш город расположен рядом с какой рекой.

Давайте мы с вами изобразим эти волны (игра «Волна»). Для этого нужно построиться в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и опускать руки в тот момент, когда следующая пара поднимает руки, чтобы получилась река с бегущей волной, сначала медленно, затем быстрее (звучит музыка плеск реки) - Молодцы!

Очень хорошо. Продолжаем путешествие.

Физкультминутка.

Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку.

Территория нашей области очень большая (руки в стороны) .

По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны) .

В лесах растут высокие деревья (руки вверх) .

В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей, серые зайцы (прыжки на месте, рыжие лисицы (изображают лисиц) .

На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек, прыгают зеленые кузнечики (прыжки) .

2 страница «Строители»

В городе Ртищево живет очень много людей - детей и взрослых.

Чем же они занимаются?

Кем работают ваши родители? (ответы детей) .

В нашем городе строятся новые дома, делают красивую мебель, шьют удобную одежду и обувь, делают другие красивые и необходимые для людей вещи.

Чтобы все жители нашего города имели жилье, надо построить для людей дома, для детей - детские сады, для школьников - школы. Еще нужно много всего, чтобы люди могли жить и работать. Кто же строил? (ответы) (Рассказ воспитателя о объектах)

Все это создавали наши прадеды, деды, сейчас ваши родители. А придет время - строить будете вы. И я предлагаю вам поиграть построить детский сад для детей.

Игра «Построим новый детский сад»(Крупный строительный конструктор)

Молодцы! Продолжаем.

Жизнь человека на Земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать так много полезного для других, что их имена долго вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы. В нашем городе есть улицы, названные в честь великих людей.

Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт Земли, который облетел на корабле «Восток» вокруг нашей планеты. День первого полета человека в космос, 12 апреля, стал днем космонавтики. Ему присвоено звание героя Советского Союза. Имя Гагарина носит - одна из улиц нашего города и после своего полета в космос приземлился на территории Саратовской области.

Кто знает имя этого человека?

Это И.М. Яблочков – он изобрел электрическую лампочку, родился в с. Сапожок недалеко от города Ртищево.

А в честь всех воинов погибших на малых войнах стоит памятник в нашем городе. Давайте чтить и помнить их.

А как называются основные улицы нашего города? Как вы думаете, что надо делать, чтоб и дальше наша улица, малая Родина оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года? Любить свой город, заботиться о нем, не мусорить, не ломать, благоустраивать его, сажать цветы, деревья.

Вос-ль : Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наш город.

Игра «Передай сердечко и скажи словечко». (игра проходит под спокойную музыку)

Вос-ль

Страница «Чистый город»

Дети, давайте рассмотрим карту Саратовской области. Посмотрите, какая большая наша область, а город наш маленький. Так что же больше, область или город? Как вы думаете, чей он город Ртищево? Кто хозяин города? –

(Мы - хозяева города). А хозяева должны свой город беречь, заботиться о нем. Как вы считаете, ртищевцы хорошие хозяева?(ответы детей). Если бы все - и дети, и взрослые - не бросали на улице обертки от конфет, от мороженого, бутылки и пакеты, не ломали бы скамейки, то город был бы чистым и красивым.

Человек сам решает, как ему поступать, хорошо или плохо. И вы тоже сами решаете можно ли бросать мусор, вставать на скамейку ногами. Каким будет родной город, зависит от нас. И сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Очисти свой город».

Посмотрите, дети, как намусорили люди в нашем парке, нужно привести его в порядок.

Игра «Очисти свой город»

Дети кто вперед соберет «мусор» в корзину? (дети под веселую музыку собирают фантики от конфет) молодцы хорошо потрудились.

На этом наша экскурсия заканчивается, но мы смогли рассказать только маленькую часть того, что могли бы рассказать и показать нашим гостям. Историю нашего города хранит и собирает музей, который нужно посетить каждому и гостям и нам жителям Ртищева.

Страница «Детский сад»

А скажите мне, пожалуйста, а на какой улице находится наш детский сад? Как он называется?

Детский сад имеет свой адрес, назовите его?

Кто из вас живет на этой улице?

С каждым годом хорошеет наш город. Мы все должны гордиться, что живем в таком красивом городе.

Что вы запомнили на занятии? (как раньше назывался наш город, как называется река рядом с которой находится наш город) .Названия, каких улиц вы теперь знаете? Что понравилось?

На прощанье дети прочитают стихи

1. В зеленом уборе сады и бульвары

И прелесть летних цветов.

Любуюсь твоей красотою, друг старый,

Мой город родной.

«Любимый, цвети и расти! ».

2. Как много самобытного, родного

Вместил в себя родимый городок!

Он нам дороже города любого -

Большой России малый уголок.

3. Не найдете нигде по свету

Среди сотен иных городов

Лучше нашего, где рассветы

Улыбаются в окна домов!

4. Мы город свой с любовью украшаем,

Чтоб чисто и уютно было в нем

Ведь мы одна семья, семья большая,

Пусть хорошеет наш любимый дом.

5. Полюбуйтесь, как прекрасен

Город наш родной!

Не увидите нигде вы

Красоты такой!

Солнце ласково сияет

В небе голубом.

Мы о городе любимом

Звонко песню пропоем!

Песня о Родине

Вос-ль: Для вас ребята я приготовила вот такое сердце, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю каждому взять это сердце и сказать лишь одно слово, за что мы любим наш город. Игра «Передай сердечко и скажи словечко». (игра проходит под спокойную музыку) Вос-ль : Молодцы. А сейчас давайте вспомним, о чём мы сегодня беседовали? Как называется наша страна? А область где мы живём? А район?

А теперь на память о нашем городе хочу вам подарить медали с изображением герба г.Ртищево.

Проект "Моя малая Родина Усть-Уда" для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание.
Введение
Глава 1.Гражданско-патриотическое воспитание дошкольника.
Глава 2.Педагогическое обоснование методы и формы работы над проектом.
2.1 План реализации творческого проекта «Моя малая Родина Усть-Уда»
2.2 Практическая реализация проекта «Моя малая Родина Усть-Уда».
Заключение.
Список литературы
Приложение

Введение:

Формирование понятия малая - Родина с детьми дошкольного возраста:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский)
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование ----чувство любви к своему Отечеству.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
Для более успешной работы по патриотическому воспитанию я взяла метод проекта. Проект-это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и взрослых.
Проект «Моя малая Родина Усть-Уда» способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.

Актуальность темы проекта: мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому-к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –гражданином России, и только потом-жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Одним из перспективных методов, способствующих задач гражданско -патриотического воспитания дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, формирует навыки сотрудничества, воспитывает любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него.

Метод проектирование деятельности дошкольников позволяет совершенствовать навыки целепологания и проблематизации, что несомненно способствует вхождению ребенка в окружающий мир. Этнос имеет огромное значение на способность ребенка благоприятно социализироваться. Проводя образовательную ситуацию по теме «Мои соседи» при организованной образовательной деятельности по теме «Моя малая родина», выявила недостаточность знаний о знаменитых людях своего посёлка, о достопримечательностях и памятниках, которые находятся на территории поселения дошкольники имели очень скудные знания поэтому, разработан проект «Моя малая Родина» Этот проект значим для всех участников проекта:
У детей формируются навыки самостоятельности, активности,
инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков
в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своем родном поселке, о полезных ископаемых, добываемых на территории поселения, традициях и истории возникновения.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности,который даёт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника, и привлечь родителей для пополнения
предметно развивающей среды группы и знаний детей.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников, уважение к людям труда, ветеранам ВОВ.
Совместно с детьми мы составляли альбомы «Село родное – край мой дорогой», «Дорога от дома до детского сада», в которые вошли продукты творчества детей, родителей и педагогов. Важную роль в развитии толерантности, терпимость одного народа к другому, в воспитании уважения к сверстникам и взрослым играет чтение доступных для детей этого возраста текстов художественных произведений, рассказывание им сказок и других произведений устного творчества народов разных национальностей, так как группу посещают дети бурятской и русской национальности. Проводились беседы с родителями и детьми о посёлке Усть-Уда.
Данный проект целесообразно использовать для развития толерантности и патриотизма старших дошкольников.
Привлечь детей и взрослых к составлению альбома «Моя Усть-Уда», сделать их активными участниками проекта.
Результатом их деятельности в рамках проекта должен стать альбом (рисунки домов, фотографии или рисунки зданий где работают родители).
Гипотеза: воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом - большое благо. Всё хорошее начинается с сродного дома и матери-хранительнице очага.
Цель проекта: Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта
Обогатить знания о достопримечательностях родного посёлка.
Воспитывать гордость за свой поселок.
Формирование любви к родному посёлку Привлечение родителей к сотрудничеству с ДУ.
Активизация творческого потенциала родителей.
Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса.
Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами национальных подвижных игр.
Создать наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
Способствовать объединению детей и взрослых различного положения.
Обеспечить условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Активизация познавательного интереса к объектам социального мира.
Формирование системы краеведческих знаний: о традициях нашего посёлка, особенностях ландшафта, застройки посёлка «деревянные дома», зданий определяющие архитектурный облик нашего посёлка.
Соблюдать права ребёнка на игру, досуг, на свою территорию
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Предполагаемый результат

Дети могут знать и называть место проживания: посёлок, некоторые предприятия родного посёлка и их значимость;
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение ветеранам и пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.
Получение первого опыта рефлексии(самооценки)
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия. Пополнение развивающей среды группы альбомом о посёлке, исторических местах посёлка.
В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов - рисунками детей и родителей. Каждый дом – мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.
Для настроенности на выполнение задания предлагаются темы, понятные каждому и важные для всех.
«Мой дом – моя крепость»
«Самый красивый дом»
«Дом моей мечты»
«Счастливый дом»
«Сказочный дом»
«Дом на самой красивой улице».

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Она (идея патриотизма) отражена в частности, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Федеральной программе развития образования – в них отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора по патриотическому воспитанию дошкольников выделяют национально-региональный компонент. Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувства любви к Родине формулируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи.
Слово «патриотизм» образовано от греческого «патрис»- «родина». Преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село - моя страна - моя планета) .
Поставив перед собой эту задачу, я столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно:
для педагогов была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.
На начальном этапе работы над темой мы столкнулись со следующими проблемами:
-мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретными регионами;
-отсутствие пособий, методики по приобщению к нашей малой Родине.
-отсутствие наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр,
-систематизированного художественного слова.
Мы должны продумывать, о чём рассказывать детям, особо выделяя характерные особенности нашей местности, доступно показать связь родного села со всей страной.
Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.
Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Усть-Уде, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.
Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.
Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;
- сформировать представление о своём селе, как части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях. Помимо познавательных занятий предусмотрен ряд мероприятий. Материал проекта представлен блоками:
-познавательно-краеведческим,
-эколого-краеведческим
-художественно-эстетическим,
-физкультурно-познавательным.
Результаты работы в ходе реализации проекта:
- подобран литературный материал о малой Родине, сделан альбом со стихотворениями о Родине, о крае, о родной земле, стихотворения местных поэтов о селе Усть-Уда, о нашей реке Ангаре, пословицы и поговорки о труде, Родине.
- приобретён и изготовлен иллюстративный материал по теме (Карта Российской Федерации, Символика России: это герб, изображение флага, изображение президента РФ-Путина В.В. ;
- фотографии достопримечательностей нашего села; карта Иркутской области, герб.
- изготовлены дидактические игры;
Со всеми участниками проекта проведены различные мероприятия:
- обсуждение проекта с детьми, педагогами, согласование с родителями (родители признали тему актуальной и приняли активное участие в реализации проекта) ;
- проводятся познавательные занятия со старшими дошкольниками, беседы, экскурсии, целевые прогулки;
- организация игровой деятельности (дидактических и словесных игр) ;
- изготовление и демонстрация продуктов детской деятельности (организация выставок) .
Сформировалось ли у детей чувство любви к Родине, об этом говорить пока рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории села, культуре малой Родины появились.
Я считаю, что патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с родным селом, краем - не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине.

Меняются времена, эпохи,люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Самое большое счастье для родителей –вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - это и есть воспитание нравственно патриотических чувств у дошкольников. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы. средства, технологии. Использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Формы работы с детьми по проекту:
1.Целевые прогулки к памятникам боевой славы, улицам, экскурсия в музей.
2.Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
3.Чтение художественной литературы-о защитниках родной земли, Отечества.
4.Использование аудио и ИКТ для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильма о подвигах русских людей.
5.Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего посёлка.
6.Встреча с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях «День матери», «День победы», «Папин праздник».
7.Подготовка тематических выставок, посвящённые памятным датам, изготовление сувениров, коллажей, альбомов, буклетов.

Тип проекта.

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
По числу участников проекта: групповой (15-20, все желающие)
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум-библиотека.
По профилю знаний: область социализация.
По типу объекта проектирования: социальный.

План реализации проекта.

Встреча и регистрация участников.
Объяснение задания.
Изображение своего дома.
Здания в которых работают родители.
Монтаж рисунков и фотографий в альбом.
Выставка, обсуждение альбома, придумывание названия.

Этапы работы над проектом.

1 – этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Рассмотреть иллюстрации достопримечательностей посёлка Усть-Уда.
Вопросы к детям:
Как называется наш посёлок?
Как называется улица на которой вы живете?
Что больше всего нравится в посёлке?
Что изображено на флаге и гербе нашей Иркутской области?
2 – этап: Разработка проекта.
Цель: довести до участников проекта важность данной темы.
Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?
Подобрать литературу и иллюстрации по теме.

Составить план мероприятий.
Работа с родителями: Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.
3 – этап: Реализация проекта.
Познавательное развитие.
Цель: Дать научно – достоверные знания об истории посёлка, о жителях, о достопримечательностях, о предприятиях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными.

Формы работы:

Просмотр фото, видеоматериалов о городе о посёлке Усть-Уда.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Знакомство с разными профессиями жителей нашего посёлка.
Посещение краеведческого музея.
Пригласить в группу людей разных профессий.
Речевое развитие.
Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.
Формы работы:
Разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине.
Пальчиковые игры: Наш посёлок. Сколько жителей у нас.
Составление творческих рассказов.
Чтение стихов и рассказов жителей нашего посёлка.
Составление описательных рассказов о достопримечательностях посёлка

Художественное творчество:

Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.
Формы работы:
Рисование по теме «Мой дом», « Моя семья», « Улицы моего посёлка».
Коллективная работа « Наш детский сад».
Конструирование из строительного материала.
Изготовление аппликации «Посёлок будущего».
Выставка поделок, рисунков, фотографий.
Игровая деятельность.
Цель: Закрепить образные обороты речи.

Формы работы:

Дидактические и настольные игры: « Найди флаг».
Сюжетно ролевые игры: « Библиотека», « Парикмахерская», «Магазин».
Музыкально – театрализованная деятельность.
Цель: Развивать творческие способности детей.
Формы работы:
Разучивание песни « О дружбе». «Усть-Уда»
Прослушивание авторских песен о нашем посёлке
Передача образов людей разных профессий.
Игра – драматизация « Все мы жители посёлка»
Работа с родителями.
Цель: Привлечь родителей к мероприятиям проводимым в группе.
Формы работы:
Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина»
Попросить родителей посетить вместе с детьми краеведческий музей.
Подбор интересных сведений о посёлке
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в посёлка.
Попросить принести фотографии родителей бабушек, дедушек на предприятиях нашего посёлка. Выполнение домашних творческих работ.
4 – этап: Анализ
Обработка и оформление материалов.
Оценка результатов работы всех участников проекта.
5 – этап: Презентация проекта.
Итоговое мероприятие « Моя малая родина».
Выставка работ по теме « Моя малая родина»

Образовательная деятельность: познание, социализация, коммуникация: сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Детский сад» «Семья», «Кто работает в детском саду?», «День рождения», «Профессии моих родителей». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живём в детском саду», « Моё имя», «Моя комната». Коммуникативные игры: «Я расту», «Назови ласково», «У меня есть голова». Познание, коммуникация, социализация, речь и речевое развитие: составление рассказов на тему: «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мой папа, мама, бабушка, дедушка», «Моё любимое занятие», « Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» Сотворчество детей и родителей по теме проекта. Чтение художественной литературы, литературная речь, словесное искусство: чтение рассказов: «Моя бабушка», С.Капутикян; «Мой дедушка» Р.Газматов, «Мама» Ю.Яковлев, «О мальчиках и девочках» С.Маршак, «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Ушинский. Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Е.Успенский, «Бабушкины руки» Л.Квитко, «Не мешайте мне трудится» Е.Благинина..
Художественное творчество: рисование «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи». Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад»»Мы любим трудиться». Сотворчество детей и родителей: «встреча гостей», «Мой дом».
Организованная образовательная деятельность: «Состав семьи», «Работа моих родителей»; беседы: «Любимый отдых членов моей семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», экскурсии по детскому саду.
Социализация, коммуникация, художественное творчество: выпуски семейных газет; создание альбомов; создание библиотеки: книги о родном крае, Москве, наборы открыток.
Здоровье, физическая культура: беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Микробы и мыло», составление правил безопасного поведения на улице, в группе и дома. Физкультурный досуг «Зимние забавы»
Музыка: проведение праздников «Мамин день», «День защитника Отечества», «День победы», разучивание песен о детском саде, доме, о маме.
Взаимодействие с родителями: создание эмоционально-благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?». Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. Соблюдение прав ребёнка на игру, досуг, труд. Составление альбома «Моя малая Родина Усть-Уда».

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну-наш общий дом.
В.Степанов.

Перспективный план работы по проекту «Моя малая Родина Усть-Уда».

Сентябрь:
Целевая прогулка по близлежащим улицам: в посёлке много улиц, у каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера.
Мой родной посёлок.
Беседа о домашних адресах.
Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
Беседы: «О названиях улиц», чтение стихотворений о родном посёлке.
Подбирать материал к созданию альбома «Моя малая Родина Усть-Уда».
Цель:
Формировать представление о родном посёлке, своём районе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного посёлка, желание помогать взрослым в благоустройстве посёлка.
Октябрь:
Целевая прогулка по близлежащей улице. Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад.
Целевая прогулка по близлежащей улицы. Обратить внимание на работу дворника, на чистоту территории детского сада.
Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины.
Беседа о том, что полезного сделали люди. Напомнить, что всё сделано руками человека и всё надо беречь.
Дидактические игры: «Кто где работает?», «Где люди живут?»,
Беседы: «О домашних адресах», о профессиях (где и кем работают родители)
Продолжать собирать материал по созданию альбома.
Цель:
Формировать представления детей о посёлке в котором они живут, уточнить знания о своей улице, воспитывать любовь к своему посёлку.
Ноябрь:
Занятие «Город-посёлок».
Рассматривание иллюстраций в книжном уголке на тему: «Город-посёлок».
Экскурсия к памятникам нашего посёлка.
Вспомнить с детьми их домашний адрес, напомнить, что в посёлке много улиц с разными названиями. Пополнение альбома материалом.
Дидактические игры: «Угадай, где и кем я работаю?»
Рассматривание иллюстраций, фотографий, о зданиях нашего посёлка.
Беседа: конструирование образовательной ситуации «Где строят города, посёлки, деревни» (в плодородной местности, где много воды; у источников воды; на пересечении дорог; рядом с лесом, так как древесиной можно отапливать дома, готовить пищу; на холмах, для защиты от врагов; рядом с шахтами, портами-рабочие города и посёлки; там, где люди предпочитают отдыхать, курортные города и посёлки; где находится правительство страны, столица нашей Родины-Москва).
Цель:
Формировать представление о родном посёлке, о его достопримечательностях, уютных его уголках, закреплять навыки поведения на улицах родного посёлка, воспитывать любовь к родному посёлку.
Декабрь:
Побеседовать с детьми, кто где был в родном посёлке, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии.
Проблемные ситуации на тему, почему нужно знать свой домашний адрес: название улицы, номер дома, фамилию.
Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад и названия улиц, на которых живут дети.
Предложить родителям, чтобы они с детьми сходили в музей, и посмотрели материал, как появился наш посёлок.
Дидактические игры: «Угадай, кем я работаю?», «Что предмет расскажет о себе».
Беседа: «Кто заботится о нас в детском саду», «О помощи взрослым».
Пополнение альбома.
Цель:
Формировать представление о том, что наш посёлок это маленькая частица нашей большой Родины-России, познакомить с историческим прошлым нашего посёлка.
Январь:
Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе.
Показать красивые здания.
Беседа с детьми о правилах движения по улицам посёлка, рассказать что означают те или иные знаки дорожного движения.
Чтение стихотворений о нашем посёлке, познакомит с писателями, кто написал эти стихотворения.
Рассказы детей об улицах на которых они живут.
Дидактические игры: «Где находится памятник?», «Кем быть?».
Беседы: «Я и взрослые люди», «Я и моя семья», «Быт и основные занятия русских людей». Познавательное сообщение «Природа и города России».
Работа со схемой «Как дойти до детского сада и по каким улицам».
Цель:
Дать представление о Родине-России, развивать умение ориентироваться по карте, находить свою страну, свой посёлок, воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Февраль:
Целевая прогулка по улице, на которой расположен детский сад, рассматривание здания детского сада, из какого материала сделан детский сад.
Рассматривание памятника героям, павшим, защищая Родину, фотографий и иллюстраций.
Предложить родителям посетить вместе с детьми памятник, кто погиб защищая Родину.
Беседа с детьми, которые были с родителями у памятника героям, погибшим, защищая своё отечество, предложить им рассказать, что они видели.
Дидактическая игра: «Где я живу», «Узнай по описанию».
Беседа «Детский сад-моя вторая семья», Традиции нашего посёлка».
Работа с родителями: рассказать детям о прохождении службы в армии, в каких частях, в каком городе они служили.
Цель:
Формировать представление о Великой Отечественной войне, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному посёлку.
Март:
Беседа с детьми о родном посёлке, как называется, что детям нравится, где они были.
Беседа о труде тех, кто строит дома.
Беседа с детьми о том, как называют жителей родного посёлка. Что делают его жители, чтобы родной посёлок был красивее, что могут сделать дети.
Рассматривание иллюстраций о городе и о посёлке. Закрепление знаний. Чтение главы из книги Л.Воронковой «Солнечный денёк».
Дидактические игры: «Кто где работает», «Что из чего сделано».
Беседы: «Наши имена и фамилии», «Я и моя семья», «Сколько мам в твоей семье?».
Рассматривание фотографий современной застройки нашего посёлка.
Работа с картой Иркутской области.
Цель:
Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости, за свою страну Россию, продолжать знакомить с символикой: российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России, нашего посёлка.
Апрель:
Уточнение домашних адресов детей; напомнить, что в посёлке много улиц, и у каждой есть своё название.
Рассмотреть в книжном уголке иллюстрационный материал о родном посёлке.
Целевая прогулка по близлежащим улицам. Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству посёлка.
Беседа с родителями о приближающемся празднике Дне Победы. Посоветовать посетить с детьми праздник посвящённый Дню Победы.
Дидактические игры: «Кем быть?» «Знаешь ли ты свой посёлок?».
Беседы: «Без семьи нет счастья», «О помощи старшим», «Человек без Родины - что соловей без песни».
Создание макета: «Прошлое жилище». Конкурс рисунков на тему: «Посёлок в котором я живу».
Цель:
Продолжать знакомить детей с нашей огромной страной, воспитывать любовь к нашей малой Родине, где родились, где живём.
Май:
Занятие «Наша малая Родина Усть-Уда»
Беседа с детьми о том, как жители посёлка весной стараются сделать посёлок красивым.
Закрепление знаний о нашем посёлке, о нашей малой Родине, рассмотреть иллюстрации, фотографии.
Подведение итогов работы по проекту «Моя малая Родина Усть-Уда»
Дидактические игры: «Где я живу», «Кому что нужно для работы», «Назови свой адрес»
Беседы: «Мой дом-моя крепость»
Рассматривание альбома о родном посёлке.
Конкурс знатоков родного посёлка. Прослушивание песен о доме, игр.
Выставка детских работ на тему: «Мой праздничный посёлок»
Цель:
Закрепить знания детей о своей малой Родине. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать восхищение красотой русской природы. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

Стихи о нашем замечательном посёлке написала Татьяна Фёдоровна Макагон. Жительница нашего прекрасного, удивительного посёлка.

Ты- России частица.

С ясным солнцем играет
В волнах моря вода.
С добрым утром, родная,
Ты, моя Усть - Уда!

Ты –России частица,
Мой посёлок родной.
Будем вечно гордиться
Мы твоей красотой.

Сколько ярких талантов,
Вдохновенья, труда,
Мастериц, музыкантов
Ты дала Усть-Уда!

Чайки вьются над морем,
Славят песней тебя.
Расцветай год от года
Ты, моя Усть-Уда!
Сентябрь 2007год.

А эти строки написала Екатерина Гамаюнова о нашей малой Родине, о наших земляках, о красивых местах.

Край таёжный, край полей и рек.

Усть -удинская земля родная,
Край таёжный, край полей и рек,
Широту твоих просторов знает,
Каждый, здесь живущий человек.

Ты –Иркутской области частица,
А она России регион.
В Ангаре –байкальская водица,
В мире нет таких озёр, как он.
Мы трудом гордимся поколений,
Помним не вернувшихся с войны.
Мы воздвигли храм Богоявленья-
Дела большие издали видны.

Край прекрасный и зимой, и летом,
Дорогая родина моя,
Нет тебя милее на всём свете,
Суровая сибирская земля.

Главное богатство-Люди!
Усть - удинскую землю прославили многие замечательные люди, уроженцы района, а также те, чьим трудом гордятся земляки, один из них это писатель Распутин В.Г. Всемирно известный писатель, Герой Социалистического труда, дважды лауреат Государственной премии СССР и многих других премий, уроженец нашего района.
Он написал такие строки:
«Чем мы больше всего гордимся из своего прошлого? Да, тем, что несмотря на все невзгоды, сохраняли и до сих пор сохранили дух сой, своё лицо, словом, свою особливость, дающую нам право называться своим именем. Всякий народ жив до тех пор, пока он сохранит сомозвучание и самостояние. не будет этого в языке, культуре, образе жизни и образе мысли---заглохнет и имя. Заглохнет имя---не станет народа. Давайте же понимать и помогать тем, кто добивается, чтобы этого не случилось».

Заключение:

Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, получать результаты. В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.
1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья» «Мой дом».
2.Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности.
3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.
4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем посёлке, «Малой Родины Усть-Уды».
5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности.

6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

Список литературы:

1.Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина-Россия»
7. Интернет ресурсы.
8.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.

Приложение.

Анкета для родителей.
(какими навыками владеет ребёнок)
Знает и называет адрес.
Знает называет свой номер телефона
Называет улицу и номер дома.
Называет название посёлка.
Может назвать своё имя, отчество, фамилию.
Может назвать имя, отчество мамы и папы.
Знает своих бабушек и дедушек.
Где работают родители.
Знают и называют нашу красавицу Ангару.
Показывают на карте Иркутскую область, Россию.
Называют города Иркутск, Москва, Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское.
Называют памятники и мемориальные доски нашего посёлка.
Называют название нашего детского сада «Колокольчик».

Анкета для детей:
Как называется наша страна?
Как называется на посёлок в котором ты живёшь?
Сколько лет посёлку? Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента образовательной программы дошкольного образования «Детство», обеспечивающего требования образовательной области «Познавательное развитие» по теме «Александровск-Сахалинский – наша малая Родина» с детьми старшей группы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Используемые технологии : интерактивная технология, ИКТ, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия.

Форма проведения:

Игра – путешествие.

Цель: формирование первичных представлений о малой Родине, Отечестве.

Задачи:

Уточнить и закрепить знания детей о родном городе («Познавательное -развитие»);

Способствовать формированию у детей понятия «Малая Родина» («Познавательное развитие»);

Способствовать развитию познавательных процессов детей: зрительного восприятия, памяти, внимания детей («Познавательное развитие»);

Активизировать развитие речевого творчества детей, умение отвечать на вопросы простым распространённым предложением («Речевое развитие»);

Способствовать развитию речевого слуха дошкольников, умению сочетать слова с движениями («Речевое развитие»);

Способствовать развитию общей моторике воспитанников, профилактике нервно-эмоционального напряжения («Физическое развитие»);

Совершенствовать развитие конструкторских умений и навыков, подбирать нужные детали по цвету и форме, соблюдая пропорции задуманной постройки («Художественно-эстетическое развитие»);

Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую Родину-родной город, желание сделать свой город лучше («Социально-коммуникативное развитие»);

Прививать уважение и любовь, чувство привязанности к своему городу, бережного отношения к своей малой Родине («Социально-коммуникативное развитие»).

Словарная работа:

Малая Родина, герб, символ.

Предварительная работа:

Беседы о родном городе Александровск-Сахалинский; рассматривание иллюстраций, открыток, картинок с изображениями культурных мест города, достопримечательностями, мест отдыха; экскурсии по городу (посещение культурных и памятных мест); чтение стихов о Родине; рисование на тему «Наш любимый город»; словесные игры по теме; сюжетно-ролевые игры детей («Дом Культуры», «В больнице», «Музей», «Ателье», «АЗС»)

Методы и приемы НОД:

  • Практические – игровое упражнение, развивающая игра, двигательное упражнение, конструирование;
  • Наглядные – рассматривание слайдов, изображений гербов;
  • Словесные – констатирующие и познавательные вопросы, рассказ воспитателя, художественное слово (загадка), объяснение, беседа, интерактивная игра.

Место проведения:

Групповая комната (музыкальный зал).

Этапы занятия:

  • Ход непосредственно-образовательной деятельности состоит из 3-х основных этапов: организационный этап обеспечивает погружение в тему, вовлечение детей в игровую ситуацию-путешествие. Здесь мы использовали художественное слово (стихотворение), игру на внимание.
  • В основном этапе НОД по ходу путешествия выполняют задания дидактического характера, предложены речевые игры, игры малой подвижности, где дети отвечают на вопросы воспитателя, слушают рассказ и дополняют его, рассматривают слайды; используется физкультминутка (координация речи с движениями).
  • Заключительная часть способствует снятию напряжения и подведению общего итога деятельности. Детям дается возможность высказать свои впечатления.

Материалы и оборудование:

мультимедиа, презентация «Мой город»; карта Сахалинской области, изображение герба города, Сахалинской области, России; игрушка «сердечко», мяч, красный, желтый флажки, несколько видов конструктора (деревянный, лего, полифункциональный игровой материал; наборы мини – игрушек, макеты деревьев, домов для конструирования; музыкальное сопровождение («Россия – родина моя» сл. Светлана Ранда муз.), песня «Снова зовет меня и манит Сахалин», «Дорогою добра» сл. Ю. Энтина, муз. М. Минков.

Виды, формы и методы организации совместной деятельности:

  • Двигательная – физкультминутка «Мы по городу шагали», двигательные движения с мячом, имитация движения на автобусе.
  • Игровая – развивающие игры «Будь внимателен», «Назови свой домашний адрес», «Назови ласково», «Что такое малая Родина?», интерактивная игра «Передай сердечко и скажи словечко».
  • Коммуникативная – констатирующие и познавательные вопросы, рассказ воспитателя, объяснение, загадывание загадок, речевая игра «Что такое малая Родина?».
  • Музыкальная – музыкальный фон (песня «Россия – ты моя земля», «Снова зовёт меня и манит Сахалин»), «Дорогою добра» слова Ю. Энтина, музыка М. Минкова.
  • Познавательно – исследовательская – конструирование, просмотр презентации о родном городе.

Логика образовательной деятельности:

Вводная часть.

Воспитатель включает мелодию «Россия – ты моя земля». Акцентирует внимание детей на предстоящей деятельности. Создан положительный эмоциональный настрой, привлечено внимание детей.

На широком просторе,

Предрассветной порой,

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья.

— О чём, ребята говорится в стихотворении? (Ответы детей. Отвечают простыми распространёнными предложениями).

— У каждого человека на земле есть малая родина.

Словесная игра «Что такое малая Родина?».

Дети говорят и передают красный флажок друг другу.

(Предполагаемые ответы детей: малая Родина – это место, где мы родились и живём; это земля, на которой жили и трудились наши дедушки и бабушки; это наш город – Александровск – Сахалинский; это место, где живут близкие и дорогие нам люди – мама, папа, брат, сестра; это место, где стоит наш детский сад; это место, где скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне).

Основная часть.

Воспитатель предлагает посмотреть на карту Сахалинской области, организует рассматривание карты, привлекая внимание детей, используя кисть руки, к той её части, о которой идёт речь. Дети рассматривают карту Сахалинской области, отвечают на вопрос.

— Посмотрите на карту, как величав и красив наш остров Сахалин. Это наша Сахалинская область. Это наша малая Родина. Но есть место, где мы родились и растём – это наш родной город.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения.

— Ты жемчужина области всей

Город наш уютный и милый,

Сколько радости и теплоты,

И веселья, сколько здесь было?!

Здесь живут горожане и те,

Каждый день, кто встают рано утром;

Убирают газоны, сажают цветы,

Город делают чистым, уютным.

Сколько зданий красивых вокруг,

Тротуары блестят чистотой.

Город мой, ты мне ближе, чем друг.

Я люблю тебя, это не скрою.

— Как вы думаете о каком городе идёт речь? Где расположен наш город? Как называется наш город, в котором мы живём? Игра с мячом «Какой наш город Александровск – Сахалинский?»

(Предполагаемые ответы детей: Город Александровск – Сахалинский – это наш родной город, наша малая Родина. Расположен наш город в Сахалинской области. Он большой, красивый, зелёный, чистый, с широкими улицами).

Воспитатель организовывает детей на развивающую игру «Будь внимателен». (Приложение 1).

Детям предлагаются изображения гербов: города Александровск –Сахалинского, Сахалинской области, России.

— У каждого города, области, страны есть свой герб. А давайте вспомним и найдём герб нашего города. Выберите из предложенных вам гербов, герб нашего города. (дети выполняют поисковые действия, находят герб, даёт объяснение).

Звучит фонограмма песни «Снова зовёт меня и манит Сахалин». Воспитатель далее предлагает попутешествовать.

— Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать и предлагаю совершить экскурсию по нашему городу. Обычно, чтобы посмотреть город, какой нам для этого понадобиться транспорт, чтобы мы все туда вместились? (Автобус) Вы, готовы, поехали! (дети имитируют езду на автобусе)

Музыка заканчивается, и воспитатель объявляет первую остановку «Достопримечательности нашего города».

Показ презентации. (Приложение 2). Рассказ воспитателя по ходу презентации. (Дети смотрят слайды и называют достопримечательности, памятные и культурные места города).

Физкультминутка «Мы по городу шагали».

Дети встают полукругом, повторяют слова и движения за воспитателем.

— Мы по городу шагали,

Много нового узнали,

Но, теперь мы подустали,

И присели отдохнуть.

В старом парке посидели,

И на речку поглядели,

Отдохнули мы немного,

А теперь продолжим путь.

Звучит фонограмма, дети продолжают путь. (Дети двигаются по кругу). Воспитатель объявляет вторую остановку.

Игра «Назови свой домашний адрес».

(Дети передают флажок жёлтого цвета и называют свой домашний адрес). Воспитатель задаёт вопросы: — А какая главная улица у нас в городе? Что есть на этой улице? (Предполагаемые ответы детей (дом культуры, магазины, центральная площадь, сбербанк, аптека, торговый центр).

Воспитатель объявляет посадку для дальнейшей поездки. Под музыку дети продолжают путь. (Двигаются по кругу, закреплённой территории). Вторая остановка. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и найти отгадки на предложенных картинках. (Приложение 3).

(Дети отгадывают загадки, находят картинки с правильным изображением).

— Стоит дом, кто в него войдет,

тот знания приобретет (школа)

— Снаружи смотришь –дом, как дом.

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные,

стоят рядами тесными(библиотека).

— Тут хожу я как каждый день,

так нужно, даже если лень,

там всех уже пять лет я знаю,

я с ними ем и сплю, играю.

Туда ходить я очень рад, там мой любимый … (детский сад)

— Возвышаясь над рекой,

Он стоит такой большой!

Куполами смотрит в небо сам

Наш величественный …(храм)

— Письма и газеты в дом

Доставляет быстро он

Наш любимый… (почтальон)

— В нашем городе памятных мест масса,

Есть и сберегательная…(касса)

— Чтобы помнили всегда

И ценили подвиги

Чтоб не повторять всегда,

Люди возводят…(памятники).

Звучит фонограмма. (Дети двигаются по кругу). Путешествие проходит дальше. Воспитатель объявляет третью остановку , читает стихотворение.

— Малая Родина – островок земли.

Под окном смородина,

Деревья расцвели.

Берёза кудрявая,

А под ней скамья.

Ласковая Родина малая моя!

— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая, малая Родина – наш город Александровск – Сахалинский. Наш город красивый, уютный, зелёный, чистый. Вы любите свой город? Давайте подумаем представим, за что мы так любим свой город, свою малую Родину – город Александровск – Сахалинский? Потренируемся в составлении предложений о нашем городе.

Игра «Передай сердечко и скажи словечко».

(Дети передают игрушку – сердечко и говорят за что они любят свой город).

(Предполагаемые ответы детей: Я люблю свой город, потому что он красивый. Я люблю свой город, потому что он зелёный.)

— Ребята, а как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наш город оставался таким же прекрасным и только и только хорошел год от года?

(Предполагаемые ответы детей: Любить свой город, заботиться о нём, не мусорить, не ломать деревья, строить новые здания, сажать цветы, деревья.)

— Ребята, посмотрите, что ещё интересного у нас здесь есть? (Разнообразный конструктор). А как вы думаете, для чего он нам? (Для строительства, игры).

Да, я вам предлагаю пофантазировать и построить «Город будущего». Выложить свой вариант города и попутешествовать со своими любимыми игрушками, персонажами.

(Звучит спокойная музыка «Дорогою добра» сл. Ю. Энтина, муз. М. Минков. Дети самостоятельно делятся на группы и строят из предложенного конструктора свои задуманные постройки).

— Ребята, любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать об её истории, берегите её природу, храните её обычаи, живите и трудитесь ради её блага!

Используемая литература:

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебное – методического объединения по общему образованию протокол от 20 мая 2015 г. №2/15).

3.Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебное – методическое пособие/ научный редактор А.Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012. – 256 с

4.Образовательная область «Социализация. Игра». Как работать по программе «Детство»: Учебное – методическое пособие/научный редактор: А.Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012. – 176 с.

5. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебное – методическое пособие/научный редактор А.Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012 – 208 с.

Приложение 1.

Герб Александровск-Сахалинского района

Дата принятия: 28.03.2007

Герб выполнен на геральдическом щите так называемой французской формы. Лазоревое поле щита наделено белой каймой, а так же белой линией, такой же ширины, которая делит его на две части.
В нижней части герба расположен вензель Александра II, в честь которого и был заложен, назван, в 60-х годах XIX века пост Александровский, впоследствии, ставший городом Александровск-Сахалинский. Кандалы свидетельствуют, что поселение было административным центром Сахалинской каторги в период с 1869 по 1906 годы. А разрыв в цепях символизирует победу в борьбе за свободу.
В центральной части гербового поля находится композиция из следующих частей: самый узнаваемый в Сахалинской области природный памятник — скалы Три брата, на фоне солнечного диска, как символ надежности, незыблемости традиций, всего того, что практически вечно во времени. Символ того, что было вчера, есть сегодня и будет завтра, Солнце символизирует истину и изобилие, в том числе изобилие природных ресурсов района.
И завершает, как в буквальном, так и в переносном смысле этого слова, композицию — чайка. Белоснежная птица чистоты помыслов и надежды, деталь, подчеркивающая морскую тематику герба. Чайка напоминает о творчестве А.П. Чехова, который посещал наш город.
Лаконичность цветовой палитры подчеркивает формы и линии герба, выполненного в нарочито упрощенном стиле присущем геральдике.

Основные цвета, использованные в гербе и их толкование в геральдике: белый: (серебряный): чистота, невинность, мудрость, радость. Черный: постоянство, скромность, мир, покой.
Голубой: (лазоревый,): слава, честь, верность, искренность.

Герб Сахалинской области

Дата принятия: 25.04.1997

Герб Сахалинской области представляет собой изображение в серебряном щите лазоревого (синего) столба, обремененного золотым, обращенным влево русским казачьим кочем XVII века, плывущим по серебряным волнам, и сопровождаемого с каждой из сторон черной сопкой — вулканом с одним червленым (красным) языком пламени, выходящим из жерла.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Приложение 3.






Данная презентация адресована педагогам ДОУ. Интересно будет посмотреть достопримечательности города, места отдыха, вид города. Город с давней интересной историей развития ещё с каторжанских времён. Наличие памятных мест, как туннель, говорит о том, что в царские времена, её строили каторжане. Памятник А.П Чехову о его приезде на остров Сахалин. Изображение обелиска раскроет историю о японской войне на острове Сахалин. Символ города скалы «Три брата» может рассказать легенду об их возникновении, трех братьях.

Презентация является вторым приложением в конспекте «Моя Малая Родина». В конспекте приложение 2.

Скачать презентацию

Ольга Кобзева
Открытое занятие на тему: «Моя малая Родина» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.

Программное содержание:

формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;познакомить детей с историей названия города, воспитывать чувство гордости за своих земляков; познакомить с дикими животными, живущими в наших лесах;познакомить детей с Екатериной Кейб, известной спортсменкой нашего города. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.

Предварительная работа: беседы о городе;экскурсии по городурассматривание фотографий с видами города;

Материалы: фотографии с видами города;аудиозапись песни о Балашове,картинки листы ватмана, фломастеры.

Звучит аудиозапись песни о Балашове

Воспитатель. Здравствуй небо голубое) Здравствуй солнце золотое Здравствуй вольный ветерок, Здравствуй маленький дубок. Мы живём в родном краю, Всех я вас приветствую. Почему мы любим свою Родину Россию? Потому что нет нигде Родины красивей! Ребята, посмотрите, это карта нашей страны. А как называется наша страна (Россия) Карта может многое рассказать о нашей стране. Россия это большое и сильное государство, в котором много городов,озер, рек, лесов. Мы гордимся нашей страной. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы родились, выросли, где находится наш дом.

Ребёнок: Малая Родина – островок Земли. Под окном смородина, вишни расцвели. И берёзка белая, а под ней скамья. Ласковая, малая Родина моя! Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе? (ответы детей)

(красивые клумбы, современные детские площадки, спортивные площадки, фонтаны)Сегодня к нам в гости пришли представители многодетных семей: это Наталия Анатольевна Седова, и Елена Владимировна Жаркова. Расскажите нам пожалуйста,есть ли у вашей семьи любимые места в нашем городе?Куда вы водите своих детей в выходные дни (слово гостям).

А ведь так было не всегда. Вы можете себе представить, что когда-то давно на этом месте, где сейчас расположен наш город, ничего не было?

Рассказ воспитателя. Ребята, а как же называется наш город? (Балашов)А почему его так назвали?Наш город по одной из легенд назвали в честь Василия Балашка, который в первой половине 18 века жил на хуторе. Он был молодой, работящий. Занимался земледелием, скотоводством, на дикой не занятой земле. Постепенно к нему переселились 300 крестьян и получилась деревня, названная Балашово. .Были люди храбрые удалые и умели жить ладно и дружно. И вот по указу царицы Екатерины 2 село Балашово было преобразовано в город Балашов. (показать фото «Старого Балашова»

Каждый, живущий в нашем городе, считает его самым красивым, самым уютным и старается сделать что-то полезное, нужное, оставить после себя добрую память Много у нас есть людей, наших земляков, которые делают все для того, чтобы город становился красивее, богаче, мы гордимся теми учителями и врачами, которые учат и лечат людей, нашими спортсменами, которые участвуют в различных соревнованиях, поэтами, которые сочиняют такие чудесные поэмы, стихотворения. Это все наши с вами земляки, которые живут рядом с нами, с кого мы можем брать пример, кем мы можем гордиться. Пока вы еще дошкольники, вам еще предстоит делать великие, добрые дела. А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит знать его.

Давайте поиграем в игру: “Что вы знаете о своем городе?”

Чьим именем назван наш город? ()

Как называется улица, на которой ты живешь()

На какой улице находится наш детский сад? ()

Что находится рядом с детским садом? (школа, детский сад, жилые дома)

Какие улицы города мы знаем? (.)

Какая школа находится рядом с детским садом? ()

Сколько в нашем городе детских садов? ()

Как должны люди, дети относиться к своему родному городу? (бережно, соблюдать чистоту) Показ фото современного Балашова. А теперь я приглашаю вас в современный, сегодняшний Балашов: это учебные заведения нашего города: Университет, музыкальное училище, медицинское училище, сельскохозяйственный техникум, ПТУ. В нашем городе много студентов,они учатся разным профессиям. А ещё в нашем городе есть памятники (воинам ВОВ, воинам Афганцам и пограничникам)

Вижу, что вы неплохо знаете свой город. А сейчас я предлагаю вам послушать высказывания и определить, верны ли они. Если нет, докажите, что это не так.

Игра “Все ли верно, докажи”.

Мы живём в Америке? (в России)Показать флаг России,и герб.

В России живут россияне?

Наш город называется Воронеж? (Балашов)Показать герб Балашова

У нас в городе есть памятники? Какие?

Глава нашего города В. В. Путин?

Вокруг нашего города растет лес?

Дети отвечают.

Воспитатель. Верно, вокруг нашего города растет лес. Давайте мы отправимся туда.

Физминутка “Осенний лес”.(звуки леса)

Мы пришли в осенний лес!

Сколько тут вокруг чудес!

Справа – березка в наряде стоит.

Слева – елка на нас глядит.

Вот зайчишка поскакал

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет теперь он нас.

Пролетают воробьи синицы

Как красивы наши птицы!

Кругом – тишина и покой,

Ну, а нам пора домой.

Ребята,а сейчас мы поиграем в игру «Кто живёт у нас в лесу?» Дети подходят к столу и выбирают только тех животных,которые водятся у нас в лесу. Молодцы. Всё знаете о природе нашего края. Природу нужно любить,беречь и охранять. Ведь солнце, воздух и вода наши лучшие друзья! Так? А что ещё нужно людям,чтобы они были красивыми и здоровыми (заниматься спортом)А вы спортом занимаетесь? И вот сегодня к нам в гости пришла известная спортсменка Екатерина Кейб - трёхкратный чемпион мира, неоднократный победитель первенства Европы, неоднократный призёр чемпионатов Европы по сумо,она сейчас вам расскажет о том чем она занимается

Воспитатель. Мы сегодня говорили о том, как начинал строиться наш город каков он сейчас. Вы своими ответами показали, что знаете и любите свой родной Балашов. Завершая наш разговор, давайте помечтаем о том, что вы захотите сделать для города, когда вырастете. Наша игра-мечта так и будет называться “Мечтатели” ее можно начинать словами: “Когда я вырасту. ”

(Когда я вырасту, стану строителем и построю в городе бассейн.

Когда я вырасту, стану бизнесменом и куплю много красивых игрушек для всех детских садов нашего города.)

Какие прекрасные у вас мечты!

Я думаю, что каждому из вас обязательно удастся осуществить свою мечту. А пока вы можете сделать это на бумаге, используя фломастеры. Представьте, что в центре города построили огромную площадь Солнца. Каждый солнечный лучик – это ваша мечта. Я вам предлагаю нарисовать вашу мечту на концах каждого лучика.

На заранее подготовленном материале из 4 листов ватмана нарисовано солнце с отходящими от него лучами, на конце которых дети рисуют свою мечту Закончив рисовать, дети идут вокруг стола, рассматривая рисунки друг друга. Один подготовленный ребенок читает стихотворение о Родине.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.