Программа «триз» (теория решения изобретательских задач). Триз в дошкольном образовании

Разнообразие современных систем воспитания детей, порой, приводит многих родителей в замешательство при выборе воспитательной парадигмы для своего ребенка. Все педагогические системы в настоящее время поддерживают идею гармоничного развития, в равной мере уделяющего внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально-нравственной и другим сферам личности ребенка. А главная задача развивающего воспитания – максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить его справляться с непредсказуемыми ситуациями, в которые он будет попадать в ходе своей жизни, и здесь решающее значение играет способность быстро принимать эффективные, а зачастую, и нестандартные решения.

Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог создать свою теорию, которую нередко называют не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной методики дает очень эффективные результаты. Это не мешает использовать ТРИЗ и во «взрослой» жизни – в инженерном деле, бизнесе, политике и даже в творчестве. На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации. В настоящее время активно используются даже аналитические компьютерные программы, построенные на основе технологии ТРИЗ, и имеющие возможность предоставлять готовые решения для любых областей человеческой деятельности.

Суть технологии ТРИЗ

Обычно, попадая в ситуацию, требующую от нас принятия какого-либо решения, поиска выхода из затруднительного положения, мы можем начать поиск оптимального варианта решения проблемы лишь опираясь на уже имеющийся опыт, используя метод проб и ошибок, ну и, конечно же, логику. Такой подход не является очень эффективным и при необходимости нестандартного решения может занять продолжительное время и вовсе не гарантирует успеха. Но что, если бы мы владели универсальными принципами поиска нестандартных решений, применимых к любой ситуации и сфере деятельности? Принципами, которые позволили бы вам подойти к проблеме системно, а не ситуативно? Именно этому и учит ТРИЗ.

Поиск решения, выхода из ситуации на основе технологии ТРИЗ основан на стандартизированных логических операциях, вырастающих из общих законов развития любых технических систем. Основная предпосылка ТРИЗ – любые, даже самые сложные технически, системы возникают не сами по себе, а на основе единых закономерностей, которые можно познать и использовать для рождения новых систем, а также для решения текущих задач. Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение.

ТРИЗ в детском саду

Хотя технология ТРИЗ эффективно применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, начинать формировать системное мышление лучше всего с самого раннего детства. Именно поэтому во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления - ТРИЗ-педагогике.

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений любой ситуации.

Мы не будем сейчас подробно посвящать вас в тонкости разнообразных вариантов воспитательных программ для дошкольного возраста, созданных на основе ТРИЗ, это не сложно сделать самостоятельно изучив любую из предложенных в конце данной статьи книг по теории изобретательских задач. Отметим лишь, что их немало, и каждая предполагает подробные методические рекомендации для воспитателей по конкретному воплощению теории. В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной воспитателем задачи. При этом ТРИЗ-ориентированные воспитательные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.

Основное средство, используемое в ТРИЗ не только для дошкольников, но и для более старших детей, - педагогический поиск . Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска.

Методы ТРИЗ

Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это дает возможность выявить новые, до сих пор неизвестные начинающему исследователю черты какого-либо объекта или системы в целом.

Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это:

  • Метод маленьких человечков – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами.
  • Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
  • Системный оператор – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
  • Ресурсы – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя.
  • Противоречия – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
  • Фантазирование – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное – эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребенка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.

Игры ТРИЗ в детском саду

Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ – не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:

  • «Много-Мало» - детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом - достаточно) свое отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это…», «Ведро воды для слона – это…», «Ведро воды для воробья – это…» и так далее.
  • «Хорошо-Плохо» - дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее… и так далее.
  • «Разбежались» - группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому-либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо, кого не папа – налево.

В рамках данной статьи мы смогли изложить лишь самые общие моменты теории изобретательских задач. Чтобы познакомиться с этой системой поближе, вы можете прочитать одну из многочисленных книг по ТРИЗ, тем более, что это в большинстве случаев не только познавательное, но и увлекательное чтение. В качестве обязательных к прочтению книг мы можем рекомендовать вам:

  • «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
  • «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., ШУстерман М.Н.;
  • «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
  • «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
  • «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
  • «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
  • «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
  • «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
  • «ТРИЗ в детском саду» Гин.С.;
  • «Мир фантазии» серия книг;
  • «Мир загадок» серия книг.

Таким образом, ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира.

А напоследочек, ролик о том, как в петразоводском детском саду пользуются и активно внедряют методы ТРИЗ. Интересно)))

Разработки специалистов ТРИЗ для дошкольного образования:

От "почемучек" к "потомучкам"
Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуалъного труда прежде всего в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г.С.Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления.

Основная концепция: знания отдельных предметов не передаются на уроке, а добываются учащимися в ходе учебного процесса и выступают не целью, а средством для формирования качеств творческой личности. В учебном процессе это позволяет преподавателям-предметникам излагать свой предмет как реальную проблему, а также обеспечивает широкие возможности для разработки и внедрения интегрированного обучения. В настоящее время разработан комплекс упражнений на основе ТРИЗ, в состав которого входят методы и приемы, развивающие творческое мышление и его основной компонент - воображение. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления. Культура мышления - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получить наиболее эффективные решения проблемных ситуаций. Такое воздействие на субъект может выполнять система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться знаниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни.

Биография Г.С.Альтшуллера: Родился 15 октября 1926 года в Ташкенте. Затем жил в Баку. Окончил Азербайджанский индустриальный институт. Первая публикация (совместно с Р. Шапиро), посвященная теории изобретательства - Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. "О психологии изобретательского творчества"//Вопросы психологии, 1956, №6. Изобретатель, Автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), разработчик деловой игры "Жизненная Стратегия Творческой Личности" (ЖСТЛ), системы приемов по развитию творческого воображения (РТВ). Писатель. Научно-фантастические произведения (под псевдонимом Генрих Альтов) начал публиковать в 1957 году. Дебютная публикация - рассказ "Зиночка" в соавторстве с Вячеславом Фелицыным. Один из ведущих отечественных писателей-фантастов первой половины 1960-х годов. Автор "Регистра фантастических идей" (своеобразного патентного фонда идей мировой фантастики). Умер 24 сентября 1998 года в Петрозаводске.

Согласовано: Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО: Зам. директора по УВР Директор МОУ «СОШ№43»

_____/ К.М.Музафарова _____/И. А. Фархутдинова __________/В.В. Мороз

«___»________2015г «___»________2015г «____»_________2015г

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №43»

города Магнитогорска

Программа

дополнительного образования

кружка «ТРИЗ»

на 2015-2018 учебный год

Учитель начальных классов:

Музафарова Куляш Молдабаевна

Пояснительная записка

Обществу нужны самостоятельные, интеллектуально смелые, творческие люди, которые умеют принимать нестандартные решения и не боятся этого делать.

Среди известных сегодня способов формирования творческой личности, одним из наиболее сильных инструментов является Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С. Альтшуллер, так считают и его последователи.

Новый нестандартный стиль обучения творчеству на уроках ТРИЗ во внеурочной деятельности – это доступные способы работы с детьми младшего школьного возраста, которые были бы интересны ребёнку и вызывали у него положительные эмоции. Весь учебный процесс на занятиях ТРИЗ – это творчество, и в качестве творцов, исследователей, изобретателей и конструкторов выступают сами дети.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет разрешить противоречие между требованиями программ начального общего образования и потребностями учащихся в дополнительном материале, который дети смогли бы быстро перенести на другие предметы и использовать при решении любых жизненных проблем.

Программа «Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Программа начала реализовываться в школе в качестве внеурочной деятельности «Теория Решения Изобретательских Задач» для 1-классов четырёхлетней начальной школы с 2015/2016 учебного года.

Программа составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребёнка, позволяет ребёнку проявить себя и выявить свой творческий потенциал.

Одной из основных задач образования в рамках стандарта второго поколения является овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими универсальных способов принятия решений в различных ситуациях и развитие интеллекта, приобретение навыков самостоятельной деятельности.

Цель курса – создание воспитательной среды для формирования творческой личности, подготовленной к решению проблем в различных жизненных ситуациях.

Задачи курса:

Формировать нравственные и эстетические представления, целостную систему взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе под девизом «Не навреди!»

Формировать потребности в самопознании, саморазвитии младшего

школьника через приобщение его к творчеству на занятиях ТРИЗ.

Создать условия для личностного развития младшего школьника через формирование творческого воображения и диалектического, системного, ассоциативного, творческого мышления младшего школьника.

Способствовать овладению специальными и эффективными методами изобретательской деятельности на занятиях ТРИЗ в начальной школе.

Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материалов таких программ начального образования, как «Перспективная начальная школа», «Школа России» и ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учётом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом.

Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения русскому языку и литературному чтению, математике и информатике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, с воспитанием творческой личности и развитием творческого потенциала младшего школьника.

Основным достоинством программы ТРИЗ является её максимальная практическая ориентированность. Принцип преемственности данного курса на последующих этапах обучения можно реализовать в таких образовательных областях как естествознание (биология, физика, химия),

искусство (музыкальное и изобразительное), технология, филология и т.д.

Программа является вариативной . Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведённое на изучение конкретных тем, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность

Учащихся и условия работы в данном классе. Целесообразно проводить

занятия в той последовательности, которая изложена далее, т.к. положенный в основу принцип систематичности и последовательности является основополагающей базой, на которой построен курс занятий по ТРИЗу на последующих годах обучения.

Преподавание ТРИЗ в начальной школе в рамках перехода на новые стандарты строится на основе деятельностного подход а и нашло своё применение в использовании проблемно-диалогической технологии. Данная технология обеспечивает широкие возможности учащихся овладению знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Особенности реализации программы «Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы заключаются в том, она состоит из трёх содержательных линий, каждая из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлена на решение своих целей.

Первая содержательная линия. «Развитие творческого воображения (РТВ)» - 1-2 классы.

Цель – научить целенаправленному фантазированию через систему дидактических игр.

В его основу положен тренинг поиска ассоциаций («похож на …»). Используются приёмы фантазирования Джанни Родари. Младшие школьники выполняют упражнения по развитию творческого воображения и мышления. Через постановку проблемы и поиска её решения младшие школьники учатся грамотно создавать фантастические предметы, образы,

истории. В процессе создания фантастики у обучающихся формируются нравственные и эстетические представления, целостная система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе под девизом «Не навреди!»

Вторая содержательная линия. «Системное мышление» - 3 класс

Цель – активизировать логику мышления ребёнка, умение видеть предметы и явления во взаимосвязи с другими объектами, его творческий потенциал, заложить основу для фундамента диалектического мышления через специальные упражнения РТВ, основанных на главных понятиях ТРИЗ.

На данном этапе дети учатся составлять загадки по опорным схемам, знакомятся с одним из основных понятий системного мышления «девятиэкранкой», с её составными компонентами и функциями.

Третья содержательная линия. «Диалектическая составляющая мышления». – 4 класс.

Цель – научить детей анализировать и решать изобретательские задачи (ИЗ), используя основные принципы и приёмы ТРИЗ, направленные на развитие диалектического мышления, т.е. процесса развития предмета или явления.

На данном этапе, в доступной для младшего школьного возраста форме, дети знакомятся с принципами и приёмами разрешения противоречий и учатся решать изобретательские задачи сказочного и бытового вида.

Формы организации внеурочной деятельности по итогам изученных тем на занятиях ТРИЗ разнообразны:

По результату: поделки (игрушки, рисунки, модели, макеты и т.д.)

По мероприятиям: спектакли, викторины, конкурсы, выставки…

По количеству детей: индивидуальные, групповые или коллективные презентации.

По использованию информационных технологий: создание рисунков, живых картинок, текстов на компьютере.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащён современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у школьников и создавая условия для успешной деятельности каждого ребёнка.

Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (спектакли, викторины, конкурсы, выставки, совместные праздники с родителями и т.п.)

Занятия могут проводиться как со всем классом, так и по группам, подгруппам, индивидуально.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть преподаватель планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приёмы игрового обучения, изобразительной, литературно-художественной, физической и проектной деятельности.

Режим проведения занятий, количество часов:

Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет, реализуется за четыре года.

Количество обучающихся 10-25 человек.

1-й год обучения один раз в неделю по 1 часу (всего 33 часа).

2-й год обучения один раз в неделю по 1 часу (всего 34часа).

3-й год обучения один раз в неделю по 1 часу (всего 34часа).

4-й год обучения один раз в неделю по 1 часу (всего 34часа).

Программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (общеинтеллектуальное направление).

Место проведения занятий: Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в игровой комнате, спортивном и актовом зале и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).

Виды деятельности :

Игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);

Литературно-художественная деятельность;

Изобразительная деятельность;

Выполнение упражнений на релаксацию, на развитие творческого воображения и диалектического, системного, ассоциативного, творческого, логического мышления; проектная деятельность.

Эффективность и результативность программы «Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» для I-IV классов четырёхлетней начальной школы зависит от соблюдения следующих условий :

Добровольность участия и желание проявить себя;

Занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;

Сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;

Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;

Наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;

Гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями»

Привлечение родителей и учащихся старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися младшего возраста.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа школы.

В результате реализации данной программы обучающийся должен:

Первый год обучения

Знать :

Что такое РТВ?

Для чего нужны занятия по РТВ;

Что означает девиз «Не навреди!»;

Игры на развитие творческого воображения;

Приёмы фантазирования через изобразительную деятельность;

Алгоритм изображения фантастического предмета.

Уметь :

Создавать предметы и картины, используя алгоритм изображения фантастического предмета;

-«записывать» истории при помощи пиктограмм;

Уметь пересказывать сказку по схемам-моделям (пиктограммы).

Высказывать своё мнение;

Требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе ТРИЗ.

Второй год обучения

Знать :

Что такое комикс;

Алгоритм создания комикса;

Приёмы фантазирования Джанни Родари;

Приёмы фантазирования, основанные на главных понятиях ТРИЗ.

Уметь :

- «записывать» истории в виде комикса;

Играть в игры, направленные на развитие творческого воображения;

Сочинять сказки, фантастические истории, используя ранее изученные приёмы фантазирования;

Описывать ситуацию с точки зрения объекта.

Уважать мнение других людей;

Применять полученные знания в жизни под девизом «Не навреди!»

Требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе ТРИЗ.

Третий год обучения

Знать:

Логику рассуждения игры «Да-Нетка».

Уметь:

Слушать друг друга, высказывать свои мысли, не перебивая друг друга.

Задавать вопросы, сразу отсеивающие большое поле неизвестности;

Сочинять сказочные истории, используя приёмы «Морфологический ящик», «Морфологический анализ», «девятиэкранку»;

Придумывать игры, используя приём «Морфологический анализ»;

Представлять предметы, используя Метод «Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ)».

Высказывать свою точку зрения;

Уважать мнение других людей;

Применять полученные знания в жизни под девизом «Не навреди!»

Требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе ТРИЗ.

Четвёртый год обучения

Знать:

Определение понятий «противоречие», «принципы разрешения противоречий»;

Определение понятия «изобретательская задача (ИЗ)»;

Определение понятия «Идеальный Конечный Результат (ИКР)»;

Определение понятия «Вещественно-полевые Ресурсы (ВПР)»;

Приёмы разрешения противоречий: «Инверсия», «Фазовый переход», «Переход в другое состояние», «Заранее подложенной подушки», «Матрёшка», «Дробление-объединение», «Проскока», «Обратить вред в пользу».

Уметь:

Устанавливать логические связи между явлениями и предметами;

Находить и разрешать противоречия в ИЗ, используя изученные принципы;

Решать ИЗ, используя приёмы разрешения противоречий;

Применять полученные знания в жизни под девизом «Не навреди!»;

Стремиться к Большой Достойной Цели в жизни.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по программе «Теория Решения Изобретательских Задач» для 1-4 классах четырёхлетней начальной школы:

Познавательная, творческая, общественная активность;

Готовность действия в нестандартных ситуациях;

Самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

Коммуникабельность;

Толерантность;

Уважение к себе и другим;

Личная и взаимная ответственность.

Система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы «Теория Решения Изобретательских Задач» для 1-4 классах четырёхлетней начальной школы

С целью выявления результатов в развитии детей целесообразно проводить на протяжении каждого года обучения следующие задания:

Творческое воображение

Тест Е. Торренса – О.Дьяченко «Дорисуй рисунок до образа»

Оборудование: фломастеры, лист с фигурами на каждого ребёнка. Размер листа 15х20.

Инструкция: Художник начал рисовать картину и не успел её закончить. Поможем ему дорисовать картину, закончить работу. Лист можно переворачивать. Время выполнения 15 минут.

Ключ к тестам с заданиями по дорисовке:

Уровни воображения:

0 баллов – тест не воспринимается как задание. Рисунок рисует что-нибудь своё.

1 баллов – объект изображается, но без деталей (например, у дома нет окон…).

2 баллов – на изображаемом объекте прорисовываются детали.

3 баллов – изображаются несколько объектов, но они не связаны в сюжет.

4 баллов – на рисунке несколько объектов, они объединены в сюжет.

5 баллов – в рисунке единый сюжет. Заданная фигура – часть изображаемого предмета. Оригинальный связный рассказ ребёнка по сюжету рисунка.

В течение текущего, контрольного, тестирования можно взять другие фигуры

Интерпретация та же.

Самые удачные работы отбираются в « со Портфель достижений».

Системное и творческое мышление

С целью выявления результатов в развитии системного мышления детей целесообразно проводить задания:

1. Установление общего признака, общего свойства понятий – умеют ли дети обобщать различные явления или факты, устанавливать связи между ними.

1.1. «Найди общее»

Задаются два предмета или явления, явно не связанных друг с другом, например, «кастрюля» и «лодка». Задание – найти наибольшее количество общих признаков.

1.2. «Другими словами»

Задаётся несложная фраза, например, «Нынешнее лето, будет очень жарким». Задание – найти наибольшее число фраз, вариантов передачи содержания без использования слов из исходной фразы.

1.3. Задание на стереотипную ответную реакцию

*Лётчик сообщает по радио: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Мы постараемся помочь вам!» Аварии удалось избежать. Как это объяснить? (Самолёт ещё не взлетел.)

* Как глухонемой может объяснить в магазине, что ему нужен молоток? (Дети показывают, как забивают гвоздь). А как слепому попросить ножницы? (Большинство детей тут же начинают резать пальцами воздух, хотя слепой может и сказать).

* Как записать строчку цифр «5» не отрывая руки? (Нужно писать пятёрки римскими цифрами).

2. Задания на выявление глубины и критичности мышления - проникновение в суть задачи, сопоставление условий, отбрасывание несущественных свойств информации, вызванных предположением.

Формы заданий - сочинение фантастических произведений: рисунков, историй, сказок, загадок, их презентация и последующая рефлексия.

Суть такой творческой деятельности - не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше своих собственных оригинальных решений, не бояться свободно, высказывать их, направлять своё воображение на поиск нового, доводить задуманное до конца.

Тут же прививается и некоторая критичность. Все истории обсуждаются с детьми: насколько интересна каждая история, насколько наполнена деталями, насколько хорошо можно представит себе всё, что в ней произошло.

Самые удачные работы отбираются в «Портфель достижений».

3 .Задания на выявление гибкости мышления – отсутствие прикованности к известному способу мышления, скорость перехода от одного способа к другому.

3.1. «Исключи лишнее»

Задаются три предмета или явления, явно не связанные между собой, например, «собака», «помидор», «солнце». Задание – найти наибольшее количество признаков, отличающихся один предмет от пары других, которые этим признаком обладают.

3.2. «Обобщённость мышления»

Цель. Выявление уровней воображения младшего школьника.

Оборудование: фломастеры, листы с 30 парами прямых, параллельных, вертикальных линий фигурами на каждого ребёнка. Размер листа 15х20.

Инструкция: За 10 минут построй как можно больше предметов или рассказиков из каждой пары, данных на этих страницах. Прямые линии должны составлять основную часть твоей картинки. Можно рисовать между линиями, над линиями, где хочешь. Постарайся сделать самые интересные картинки, подпиши их.

Если с заданием справляются сразу, то результаты говорят о гибкости мышления.

4. Выявление творческого мышления, интеллектуальной инициативы, основанных на ключевых понятиях ТРИЗ – умение самостоятельно ставить цели, освобождаясь от стереотипов.

Тест «Уровень логических операций»

Блок 1. Выявление осведомлённости

Инструкция. Выбери и подчеркни слово, которое подходит по смыслу для завершения фразы:

1. Время суток …

Год, месяц, неделя, день, понедельник.

2.Арифметические действия …

Уменьшаемое, вычитаемое, сумма, вычитание, произведение.

3. Пассажирский транспорт …

Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

4. У сапога всегда есть …

Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

5 В тёплых краях живёт …

Пингвин, олень, волк, верблюд, медведь.

6. В году …

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

7. Отец старше своего сына …

Всегда, иногда, редко, часто, никогда.

8. У деревьев всегда есть …

Листья, цветы, плоды, корень, тень.

9. Время года …

Август, осень, суббота, утро, каникулы.

10. В нашей стране не живёт…

Соловей, бурый медведь, белый медведь, коала.

Блок 2. Подбор аналогий

Инструкция. Догадайся, по какому признаку составлена пара слов в первом столбике. Выбери и подчеркни слово во втором столбике, поэтому же признаку.

1. огурец гвоздика

Овощ сорняк, цветок, земля, садик

2. учитель врач

Ученик очки, больница, палата, больной

3. стул игла

Деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

4. огород сад

Морковь забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.

5. цветок птица

Ваза клюв, чайка, гнездо, перья, хвост.

6. перчатка сапог

Рука чулки, подошва, кожа, нога, щётка

7. тёмный мокрый

Светлый солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный

8. машина лодка

Мотор река, маяк, парус, волна, берег

9. стол пол

Скатерть мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди

10. часы градусник

Время стекло, больной, кровать, врач, температура

Блок 3. Умение классифицировать

Инструкция. Выбери и подчеркни слово, которое не подходит ко всем остальным.

1.Число, деление, сложение, вычитание, умножение

2. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

3. Курица, петух, орёл, гусь, индюк.

4. Тюльпан, лилия, фасоль, фиалка, ромашка.

5. Река, озеро, море, мост, пруд.

6. Кукла, прыгалка, песок, мяч, скала.

7. Стол, ковёр, кресло, табурет, кровать.

8. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.

9. Саша, Витя, Петров, Стасик, Коля.

10. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.

Блок 4. Умение обобщать

Инструкция. Угадай, как назвать одним словом те предметы, о которых идёт речь и впиши его.

1. Сирень, орешник …….

2. День, ночь …….

3. Курица, белок …….

4. Окунь, карась …….

5. Метла, лопата ……

6. Лето, зима ……

7. Огурец, помидор ……

8. Шкаф, диван ……

10. Слон, муравей …..

По каждому блоку подсчитывается количество правильных ответов. Каждое правильное задание оценивается в 1 балл. Суммируя баллы, получаем общий показатель развития логических операций.

Ключ к заданиям:

19 баллов и менее – низкий уровень

20 – 25 балов - ниже среднего

26 – 31 балл - средний уровень

32 – 35 балл – выше среднего

36 – 40 баллов – высокий уровень

В течение текущего, контрольного тестирования можно заменить содержание заданий. Интерпретация та же.

Способами определения результативности программы «Теория Решения Изобретательских Задач» являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде тестов и заданий, выставки работ, презентация проекта.

Форма подведения итогов

Итоговой работой по завершению каждой темы являются конкурсы, открытые занятия, презентация проектов.

После каждого года обучения обучающиеся выполняют тестовые задания, направленных на выявление знаний, и умений по предмету.

В качестве итоговой оценки ученика используется «Портфель достижений» - собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижение ученика (в т. ч. и по ТРИЗу).

Требования к универсальным учебным действиям (УУД), которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе «Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)» для I-IV классов четырёхлетней начальной школы.

Личностные результаты освоения программы «Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)»

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных норм;

- постепенно понимать , что жизнь не похожа на «сказки» и невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»;

Осмысление

Объяснять , почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил;

Самоосознание

Объяснять самому себе: что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы), что у меня получается хорошо, а что нет (результаты);

Самоопределение

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

- испытывать чувство гордости за «своих» - близких и друзей;

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе сопереживания в радостях и бедах за «своих»: близких, друзей, одноклассников;

Поступки

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе

сопереживания чувствам других, не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ;

Признавать свои плохие поступки.

Ученик получит возможность научиться:

Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых общечеловеческих ценностей (справедливости, свободы), российских гражданских ценностей, важности учёбы и познания нового, важности бережного отношения к здоровью человека и к природе потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;

Отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди):

Отмечать поступки и ситуации, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или как плохие;

Осмысление

Объяснять , почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей;

Самоосознание

Объяснять самому себе: что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (цели, мотивы), что я могу (результаты);

Осознавать себя гражданином России (что связывает меня с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России);

Самоопределение

- испытывать чувство гордости за свой народ и проявлять эти чувства в добрых поступках;

Осознавать себя ценной частью многоликого мира, уважать иное мнение, не допускать оскорблений, высмеиваний;

Формулировать самому правила поведения, общие для всех людей, всех граждан России;

Поступки

Выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе правил и идей (ценностей) важных для всех людей, в том числе ради «своих», но вопреки собственным интересам;

Признавать свои плохие поступки и отвечать за них.

Метапредметные результаты универсальных учебных действий на этапах освоения программы «Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)»

Регулятивные универсальные действия

Первый год обучения

Ученик научиться:

Принимать учебную задачу в готовом виде, а также учиться определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на занятии, в ходе решения задачи;

Ученик получит возможность научиться:

Высказывать своё предположение (версию);

Работать по предложенному плану;

Отличать верно, выполненное задание от неверного через сравнение цели и результата;

Совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

В диалоге признавать свою ошибку или неудачу при выполнении задания.

Второй год обучения

Ученик научиться:

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя или самостоятельно;

Высказывать свою версию, пытаясь предлагать способы её проверки;

Использовать необходимые средства (детский конструктор, пластилин, фломастеры, и т.д.), работая по предложенному плану;

Ученик получит возможность научиться:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

По ходу работы сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки совместно с учителем:

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, сравнивая результат с целью.

Третий и четвёртый года обучения

Ученик научиться:

Выдвигать версии решения проблемы (противоречие), осознать конечный результат (ИКР), выбирать из изученных приёмов разрешения противоречий нужный и самостоятельно использовать средства достижения разрешения противоречия;

Составлять план решения изобретательских задач, решения проблем творческого характера совместно с учителем;

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, различая результат и способы действий;

В диалоге осознавать причины своего успеха и неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Ученик получит возможность научиться:

Обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятельности, проекта (тему) с помощью учителя и самостоятельно;

Выдвигать версии решения проблемы, прогнозировать результат, самостоятельно искать средства достижения цели;

Планировать решение проблемы, учебной задачи, осуществление проекта совместно с учителем;

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, приборы, средства ИКТ);

Сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки по ходу работы с помощью учителя и самостоятельно;

Определять степень успешности решения учебной задачи, проблемы, осуществления проекта, исходя из цели и имеющихся критериев;

В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Коммуникативные универсальные действия

Первый и второй года обучения

Ученик научиться:

Высказывать свою мысль (в беседе, в ходе выполнения задания) в виде одного предложения или небольшого текста;

Учиться задавать с помощью учителя вопросы на понимание устного высказывания или составленного рассказа;

Объяснять смысл основных понятий РТВ и ТРИЗ;

Воспринимать на слух информацию, данную в явном виде;

Замечать различия своей и иной точек зрения;

Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Совместно договариваться о правилах в общения и поведения в группе и следовать им.

Ученик получит возможность научиться:

Воспринимать на слух информацию, данную в НЕявном виде;

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Третий и четвёртый года обучения

Ученик научиться:

Высказывать своё мнение (в монологе или диалоге) и обосновать его, приводя аргументы (разные средства, в т.ч. ИКТ);

Вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего»;

Принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;

Интерпретировать (понимать и оценивать) текст творческого характера;

Распределять и выполнять различные роли (лидер, исполнитель, критик, и д.р.) в коллективном решении проблемы, задачи;

Вырабатывать и принимать коллективные решения;

Предотвращать и преодолевать конфликты, в том числе уважительно относится к позиции другого человека, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга через взаимный контроль и оценку действий.

Ученик получит возможность научиться:

Высказывать и при необходимости отстаивать своё мнение, подтверждая его аргументами, а их – фактами (учитывая ситуацию, задачу, используя разные средства, в т. ч. ИКТ);

Самостоятельно вести диалог с собеседником, выступая в функции «автора» и «понимающего»;

Понимать другую, не похожую на свою точку зрения;

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

Предвидеть (прогнозировать), последствия коллективных решений;

Взглянуть на ситуацию с иной позиции и договориться с людьми иных позиций.

Познавательные универсальные действия

Первый год обучения

Ученик научиться:

Извлекать информацию из текста, рисунка, схематического рисунка (пиктограммы);

Находить ответы на вопросы, используя свой небольшой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Сравнивать и группировать предметы по одному основанию;

Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;

Называть последовательность простых знакомых действий при использовании алгоритма изображения фантастического предмета;

Составлять ответы- высказывания;

Рассказывать небольшие по объёму тексты.

Второй год обучения

Ученик научиться:

Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям;

Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков;

Приводить примеры последовательности действий сочинённых сказок на основе приёмов фантазирования Джанни Родари;

Составлять небольшие письменные тексты, ответы на вопросы, результаты выполнения работы (устно и письменно).

Третий и четвёртый года обучения

Ученик научиться:

Самостоятельно предполагать или с помощью учителя, какая информация нужна для решения изобретательской задачи;

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, ресурсы Интернет и т.д.);

Сравнивать, классифицировать, объединять факты и явления, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ;

Определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний;

Создавать модели объекта, используя метод «Моделирования Маленькими Человечками» объекта и представлять его в знаково-символической форме;

Представлять информацию в виде таблицы, схемы, в том числе ИКТ.

Ученик получит возможность научиться:

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения изобретательской задачи;

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

Анализировать, сравнивать, классифицировать, объединять факты, абстрактные понятия, относить объекты к известным понятиям ТРИЗ;

Использовать полученную информацию на занятиях ТРИЗ в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;

Развитие творческого воображения (33 часа)

Вводное занятие (2 часа)

Что такое РТВ? Упражнения на выявление творческого воображения. «Таланты» - поощрения за фантастические идеи.

Конкурс «Мой любимый сказочный герой»;

Понятие «фантазия». Роль фантазии в жизни людей. Сочинение сказки о любом предмете, который нас окружает. Новизна и убедительность – специальные показатели фантазии. Фантазия по творчеству: создание в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Использование девиза «Не навреди!» при создании сказочных историй и фантастических предметов.

Практическая и игровая деятельность:

Экскурсия в природу «На что похожи облака?»;

Подвижные игры «Волшебная поляна», «Мир вокруг», «Вообрази, что ты…», и т. д.

Игры «Этот предмет похож на …». Игры «Поиграем с точкой», «Дорисуй картинку», «Новогодние подарки», «Волшебные картинки», «Обведи ладонь и оживи её»;

Моделирование фантастических предметов из разных по цвету, размеру, форме геометрических фигур;

Создание фантастических предметов из конструктора лего или из пластилина;

Индивидуальные, групповые презентации сочинённых сказок о любом предмете.

Создание в воображении образа на заданную тему. Понятие о цвете как характеристики персонажа, как приём передачи настроения.

Сочинение историй по вопросам: Из чего там всё сделано? Кто там живёт? Какой у них характер? Чем любят заниматься?

Практическая и игровая деятельность:

Экскурсия в природу « Ледяная страна»;

Рисование в альбомах или на ватмане: «Кляксоград», «Мы приехали в город Рукоград», «В стране Вообразили», «Бумажный город», «Мыльная планета», «Страна добрых глупостей – Оксюморония»;

Аппликация «Газетный зоопарк»;

Игры: «Рисует компьютер», «Механический робот», «Фоторобот», «Сказочный инопланетянин»;

Игры: «Волшебные кляксы». Игры «Волшебные очки», «Использование предметов», «Винегрет», «Фантастический образ», «Неоконченные рассказы»;

Моделирование фантастических городов, стран, планет из конструктора лего или из пластилина;

Экскурсия в природу « Снежный город».

Приёмы создания фантастического предмета из обычного: «Оживление»,«Наоборот»,«Увеличить-Уменьшить»,«Универсализирование», «Раздробление – Объединение», «Изменение закона природы», «Внести внутрь – вынести наружу».

Рисование «следами» фантастического предмета «точками», «контурами», «штрихами», «различными линиями», «пятнами» и т. д.

Алгоритм изображения фантастического предмета.

История возникновения пиктографии. Пиктограммы – запись «рисунками» любых историй, объединённых одним сюжетом.

Практическая и игровая деятельность :

Индивидуальные, групповые презентации фантастических предметов, нарисованных в альбомах или на ватмане;

Индивидуальные, групповые презентации фантастических историй, записанных при помощи пиктограмм.

Проверка знаний и умений учащихся по предмету.

Подведение итогов обучения.

Практическая и игровая деятельность:

Подготовка рисунков, поделок, моделей, макетов по предмету РТВ;

Оформление выставки работ;

Конкурс «Сто фантазий в голове».

Грамматика фантазии (34 часа)

Вводное занятие (2 часа)

Для чего нужны занятия по РТВ. Что означает девиз «Не навреди!» Новизна и убедительность – специальные показатели фантазии.

Алгоритм создание комикса: Тема. Ход событий. Список действующих лиц. Роли и характеры героев. Рисование кадров истории. Запись речи героев.

Новизна, убедительность, оригинальность собственных комиксов.

Практическая и игровая деятельность:

Изготовление книжки-самоделки по придуманному комиксу;

Индивидуальные презентации собственных комиксов.

Книга Джанни Родари «Грамматика фантазии» – книга об искусстве придумывания сказок. Приёмы фантазирования Джанни Родари для сочинения фантастических историй и сказок.

Сочинение истории через фразу: «Что было бы, если …»

Приём «Круги по воде». Последовательность работы: Выбор слова. Написание рядом с каждой буквой произвольных существительных, начинающихся на эту букву. Составление рассказа с использованием всех слов. Название рассказа – исходное слово.

Приём «Бином фантазии». Составление интересных словосочетаний из двух слов, которые не связаны между собой. Сочинение истории на основе оригинального словосочетания.

Приставки: анти -, супер-, макси-, мини-, полу-, микро-, сверх-, и т.д. Образование необычных слов с помощью различных приставок.

Приём «Творческая ошибка». Сочинение истории, сказки, рассказа из письменных ошибок, допущенных в своих работах.

Приём «Завиральные истории». Ошибка в известной сказке. Сочинение новой сказки на основе приёма.

Приём «Знакомые незнакомцы». Сочинение новой сказки на основе известной сказки с добавлением слова, которое не относится к ней.

Сказки «наизнанку». Составление сюжета на основе изменения характеров главных героев.

Приём «Что было потом?». Придумывание продолжения к известной сказке. Приём «Салат из сказок». Герои разных сказок – герои одной истории.

Приём «Смешные истории». Сказка, где у героев смешные имена.

Практическая и игровая деятельность:

Индивидуальные и групповые презентации сочинённых сказок;

Викторина «Угадай сказку».

Отождествление себя с элементом проблемной ситуации. Вхождение в образ. Последовательность работы: О чём ты мечтаешь? Кого боишься? С кем бы ты подружился?

Практическая и игровая деятельность:

Игры «Представь себя на месте …», «Если я был бы маленький-маленький …», «Рыбка в аквариуме»;

Работа в группах. Рисование себя большим, при условии, что все предметы остаются прежнего размера.

Привычные объекты начинают обладать необычными свойствами. Сравнение результатов придумывания нового объекта «просто так» и с использованием приёма МФО. Новизна и разнообразие придуманных объектов. Упражнение «Где можно использовать?»

Практическая и игровая деятельность:

Подвижная игра «Невпопад: Кто? Что делает?»;

Работа в группах. Задание: используя приём МФО, придумать и изготовить необычный стул.

Приём «Кит-Кот». Последовательность работы: Выбор двух слов, схожих по звучанию. Поменять их местами. Объяснение, как такое может быть. Развитие сюжета.

Практическая и игровая деятельность:

Игра – пантомима «Покажи слова, схожие по звучанию»

Сочинение сказки по приёму «Кит-Кот».

Конкурс «Планета сказок»;

Закрепление и подведение итогов (3 часа)

Подведение итогов обучения. Проверка знаний и умений учащихся по предмету.

Практическая и игровая деятельность:

Подготовка и показ спектакля по мотивам лучшей сказки конкурса

«Планета сказок»;

Развитие системного мышления (34 часа)

Вводное занятие (2 часа)

Что такое РТВ? Упражнения на выявление творческого воображения. «Таланты» - поощрения за фантастические идеи. Приёмы фантазирования Джанни Родари.

Приёмы фантазирования, основанные на главных понятиях ТРИЗ.

Практическая и игровая деятельность:

Викторина « Приёмы фантазирования».

Системное мышление (4 часа)

Система – это всё, что нас окружает. Это нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей, входящих в более высокую систему, имеющее прошлое и будущее. Любой предмет природного и рукотворного мира – система.

Работа над понятиями «системный оператор», «волшебный экран», «девятиэкранка», «система», «надсистема», «подсистема», «функция», «прошлое системы», «будущее системы», «антисистема», «сосистема», «несистема». Упражнения на развитие системного мышления.

Практическая и игровая деятельность:

Игры «Найди общее», «Зеркало», «Движение по системному лифту», «Исключи лишнее», «Найди способ применения», «Другими словами», «Укажи системное свойство», «Найди систему, подсистему, надсистему»;

Сочинение сказочных историй на тему: «Баба-Яга будущего», «Детство Кощея Бессмертного»;

Досуг «Как создаётся книга?»

Морфологический анализ, морфологический ящик - способы, как получать разнообразные варианты объектов. Фантазирование несуществующих в реальности объектов. Придумывание новых игр с помощью приёма «Морфологический анализ».

Практическая и игровая деятельность:

Игра-рисование «Превращалки»:

Соревнование-эстафета «Кто быстрее превратит зайца в лису»;

Работа в группах «Фоторобот»;

Сочинение сказок;

Проект «Школьный кабинет будущего»;

Страна Загадок (15 часов)

Систематизация предметов и явлений через придумывание загадок. Ассоциативные загадки – на что похож предмет?

Упражнение «Цепочка ассоциаций». Критерии оценивания: длина цепочки и оригинальность. Алгоритмы сочинения загадок.

Практическая и игровая деятельность:

Путешествие по городам: «Город Самых Простых Загадок», «Город Пяти Чувств», «Город Похожестей и Непохожестей», «Город Загадочных Мест», «Город Загадочных Дел», «Загадочная школа».

Конкурс загадок «Угадай одноклассника»;

Конкурс «Лучшая ассоциативная цепочка»;

Проект «Как легко запомнить словарные слова».

Метод «Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ)» (3 часа)

Агрегатные состояния веществ. Представление любого предмета или явления в виде «человечков». Осмысление явлений живой и неживой природы, свойств предметов и вещей окружающего мира.

Практическая и игровая деятельность:

Моделирование предметов с помощью ММЧ на карточках или рисунком;

Игры « ММЧ стакана воды, в которой растворили гуашь», « ММЧ кастрюли, в которой кипит суп» и т.д.

Метод «Чёрный ящик» (3 часа)

Угадывание предметов. Рассматривание характерных свойств предметов через систему вопросов, на которые можно получить ответ «Да» или «Нет». Предметы рукотворного и природного мира. Физические, биологические, механические и химические свойства предметов. Функциональность, местонахождение предмета или вещи.

Практическая и игровая деятельность:

Игры в командах, группах «Назови вещь в мешке», «Отгадай, что лежит в сундуке»;

Угадывание сказочного героя с помощью игры «Да-нетка».

Подведение итогов обучения. Проверка знаний и умений учащихся.

Практическая и игровая деятельность:

Конкурс «И тут появился изобретатель».

Знать – понимать:

Определения понятий «системный оператор», «волшебный экран», «девятиэкранка», «система», «надсистема», «подсистема», «функция», «прошлое системы», «будущее системы», «антисистема», «сосистема», «несистема»;

Алгоритмы сочинения загадок;

Алгоритмы сочинения сказочных историй, игр на основе приёма «Морфологический ящик»;

Логику рассуждения игры «Да-Нетка»;

Теория Решения Изобретательских Задач

Диалектическая составляющая мышления (34 часа)

Вводное занятие (2 часа)

Приёмы фантазирования, основанные на главных понятиях ТРИЗ. Логика рассуждения игры «Да-Нетка». Представление любого предмета или явления в виде «маленьких человечков».

Практическая и игровая деятельность:

Угадывание сказочного героя с помощью игры «Да-нетка»;

Моделирование предметов с помощью ММЧ на карточках или рисунком.

Родословная предметов. Их прошлое, настоящее, будущее.

Метод проб и ошибок (МПиО). Перебор вариантов решения проблем.

Чёткая формулировка противоречивых свойств и явлений.

Понятие «противоречие». Принципы разрешения противоречий: в пространстве, во времени, переход от одного объекта к объединению нескольких объектов.

Понятие «изобретательская задача (ИЗ)». Изобретательские задачи в сказках.

Понятие «Идеальный Конечный Результат (ИКР)». Решение ИЗ с использованием ИКР.

Понятие «Вещественно-полевые Ресурсы (ВПР)». Их максимальное использование при решении ИЗ.

Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ) – инструмент решения ИЗ. Его основные составляющие и линия анализа.

Практическая и игровая деятельность:

Аукцион «Назначение предмета»;

Игра «Хорошо-Плохо»;

Игры «Наоборот», «Перевёртыши»;

Сочинение «Вредных советов»;

Путешествие в Город «Противоречий»;

Приёмы «Инверсия», «Фазовый переход», «Переход в другое состояние», «Заранее подложенной подушки», «Матрёшка», «Дробление-объединение», «Проскока», «Обратить вред в пользу». Применение данных приёмов при решении изобретательских задач: сказочных и бытовых.

Практическая и игровая деятельность:

Решение ИЗ

Закрепление и подведение итогов (2 часа)

Подведение итогов обучения. Проверка знаний и умений учащихся. «Портфель достижений по ТРИЗ».

Практическая и игровая деятельность:

Праздник «Одиссея разума».

Учебно-тематический план первого года обучения

п./п.

Темы

Количество часов

Тео

рия

Прак

тика

Всего

Вводное занятие

Упражнения на развитие творческого воображения (8 часов)

Понятие о фантазировании

Чудесные превращения

Что на что похоже?

Путешествие по фантастическим городам, странам, планетам (12 часов)

Путешествие в «Кляксоград»

В стране Вообразили

Мы приехали в город «Рукоград»

«Бумажный» город. Газетный зоопарк

Страна добрых глупостей – «Оксюморония».

Путешествие на «Мыльную планету»

Упражнения на использование приёмов фантазирования через изобразительную деятельность (10 часов)

Приём «Оживление», приём «Наоборот».

Приём «Увеличить-уменьшить», приём «Раздробление – Объединение»

Приём «Изменение закона природы», приём «Внести внутрь – вынести наружу»

Приём «Универсализирование»

Итого

Учебно-тематический план второго года обучения

п./п.

Темы

Количество часов

Тео

рия

Прак

тика

Всего

Вводное занятие

Приёмы фантазирования Джанни Родари (22 часа)

Приём «Фантастическая гипотеза».

Приём «Круги по воде».

Приём «Бином фантазии».

Приём «Фантастический префикс».

Приём «Творческая ошибка».

Приём «Завиральные истории».

Приём «Знакомые незнакомцы».

Сказки «наизнанку».

Приём «Что было потом?».

Приём «Салат из сказок».

Приём «Смешные истории».

Упражнения по РТВ, основанные на главных понятиях ТРИЗ (8 часов)

Приём «эмпатия» (Личностная аналогия).

1

1

2

Приём «Метод фокальных объектов (МФО)»

1

3

4

Приём «Кит-Кот».

1

1

2

4

Закрепление и подведение итогов

1

2

3

Итого

16

18

34

Системный оператор.

1

1

2

Девятиэкранка.

1

1

2

3

Морфологический анализ (5 часов)

Приёмы «Морфологический анализ», «Морфологический ящик»

1

1

2

Проект «Школьный кабинет будущего»

1

2

3

4

Страна Загадок (15часов)

Город «Самых Простых Загадок»

1

1

2

Город «Пяти Чувств»

1

1

2

Город «Похожестей и Непохожестей»

1

1

2

Город «Загадочных Мест»

1

1

2

Город «Загадочных Дел»

1

1

2

«Загадочная школа»

1

1

2

Проект «Как легко запомнить словарные слова»

1

2

3

5

Метод «Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ)»(3 часа)

ММЧ. Моделирование предметов.

1

2

3

6

Метод «Чёрный ящик» (3 часа)

Игра «Да-Нетка»

1

2

3

Закрепление и подведение итогов

1

1

2

Итого

15

19

34

Учебно-тематический план четвёртого года обучения

п./п.

Темы

Количество часов

Тео

рия

Прак

тика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Диалектическая составляющая мышления (18 часов)

Родословная предметов

1

1

2

Метод проб и ошибок (МПиО)

1

1

2

Игра «Хорошо-Плохо»

1

1

2

Путешествие в Город «Противоречий»

1

1

2

Принципы разрешения противоречий

1

1

2

Изобретательская задача (ИЗ). ИЗ в сказках.

1

1

2

Идеальный Конечный Результат (ИКР)».

1

1

2

Вещественно-полевые Ресурсы (ВПР)».

1

1

2

Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ)

1

1

2

3

Приёмы разрешения противоречий (12 часов)

Приём «Инверсия». Решение ИЗ.

1

1

2

Приём «Фазовый переход». Решение ИЗ.

1

1

2

Приём «Переход в другое состояние». Решение ИЗ.

1

1

2

Приём «Заранее подложенной подушки», приём «Проскока». Решение ИЗ.

1

1

2

Приём «Матрёшка», приём «Дробление-объединение». Решение ИЗ.

1

1

2

Приём «Обратить вред в пользу». Решение ИЗ.

1

1

2

Закрепление и подведение итогов

1

1

2

Итого

1 7

17

34

Список основной литературы

1. Вольтов А.В. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 110 с.

2. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010. – 64 с.

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010.- 223 с.

4. Димитрова Т.В. Сто фантазий в голове. Самара, 1996. – 131 с.

5. Зайка Е.В. Попробуй использовать на занятиях РТВ. // ТРИЗ № 3.2.92 с. 83.

6. Нестеренко А.А. «Кит и кот»// ТРИЗ № 2.2.91.с 60.

7. Нестеренко А.А. Страна загадок. Петрозаводск, 1994.

8. Родари Джанни Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.

9. Фельдштейн Д.И. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование. – М.: Баласс, 2011. – 192 с.

10. Флореску Р.С. Приёмы фантазирования в ИЗО. // ТРИЗ № 2.2.91.

Список литературы для учителя

1. Абатьянова Л.А., Иванова Т.А.. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников конспекты занятий, упражнения и задания. – Волгоград: Учитель, 2010. – 87 с.

2. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей начальной школы. Библиотека учителя начальной школы.- М.: Вита-Пресс, 2001.-128 с.

3. Димитрова Т.В. Сто фантазий в голове. Самара, 1996. – 131 с.

4. Нестеренко А.А. «Кит и кот»// ТРИЗ № 2.2.91.с 60.

5. Нестеренко А.А. Страна загадок. Петрозаводск, 1994.

6. Родари, Джанни Грамматика фантазии/ Джанни Родари; пер. с итал. Ю.А. Добровольской. - М.: Самокат, 2011. – 240 с.

Список литературы для обучающихся

1. Кислов А.В. Развивающие рассказы для дошкольников и младших школьников «Приключения в мире идей школьника Микки и его друзей». – СПб: Речь, 2008. – 128 с., илл.

2.Некрасов А. Приключения Капитана Врунгеля. М.: НПО «Геолит», 1992. – 191с.

3. Распэ Э. Приключения барона Мюнхаузена. М, Дом, 1992. – 104 с.

4. Родари Джанни Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.

5. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких. М.: Прогресс, 1993.

6. Шустерман М.Н. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребёнка. – СПб.: Речь, 2006. – 208 с.


Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах. Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ - это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих даже не подозревая об этом.

ТРИЗ для дошкольников - программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.

У истоков теории

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер - советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные "Икар и Дедал", "Баллада о звездах", "Легенды о звездных капитанах" и многие другие.

Ситуация сегодня

На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.

Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей

Суть методики

ТРИЗ для дошкольников - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.

Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.

Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ - это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию".

Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) - не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Основные методы и приемы ТРИЗ

Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.

Основными из них можно назвать следующие.

  1. Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
  2. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
  3. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
  4. "Да-нет-ка" - своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
  5. Синектика - метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
  6. необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
  7. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
  8. Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Какие цели ставятся в процессе занятий?

Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.

Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

Этапы проведения занятий

В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

  1. На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
  2. Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
  3. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
  4. Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

Два главных правила занятий по ТРИЗ

Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.

  1. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
  2. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

Взаимодействие между воспитателем и ребенком

Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
  • Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Какие игры бывают в ТРИЗ

Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

  1. "Да-нет-ка". Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное "да" или "нет", пока не будет получен правильный ответ.
  2. "Черно-белое". Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
  3. "Перевертыши". Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
  4. "Маша-растеряша". Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.