Когда был основан большой театр. Большой театр – гордость России

История

Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. На первом этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое. Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов - до приглашенных из-за границы звезд.

В формировании оперно-драматической труппы большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. Были учреждены Театральные классы при Московском воспитательном доме, которые также поставляли кадры в новую труппу.

Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название - Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром). Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г. Давали торжественный пролог «Странники», написанный А. Аблесимовым, и большой пантомимический балет «Волшебная школа», поставленный Л. Парадизом на музыку Й. Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.

Петровский театр, возведенный в рекордные сроки - меньше, чем за полгода, стал первым построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства. К моменту его открытия князь Урусов, правда, уже был вынужден уступить свои права компаньону, и в дальнейшем «привилегия» была продлена только одному Медоксу.

Однако и его ожидали разочарования. Вынужденный постоянно испрашивать займы у Опекунского совета, Медокс не вылезал из долгов. К тому же, и мнение властей - ранее весьма высокое - о качестве его антрепренерской деятельности изменилось радикально. В 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета.

В 1802-03 гг. театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских домашних театральных трупп. А в 1804 г., когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета, Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».

Уже в 1805 г. возник проект создать в Москве театральную дирекцию «по образу и подобию» петербургской. В 1806 г. он был реализован - и московский театр обрел статус императорского, перейдя в ведение единой Дирекции императорских театров.

В 1806 г. школа, которую имел Петровский театр, была реорганизована в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров (в 1911 г. оно стало хореографическим).

Осенью 1805 г. здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах. А с 1808 г. - на сцене нового Арбатского театра, построенного по проекту К. Росси. Это деревянное здание тоже погибло в огне пожара - во время Отечественной войны 1812 г.

В 1819 г. был объявлен конкурс на проект нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, признанный, однако, слишком дорогостоящим. В результате, московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал архитектору Осипу Бове исправить его, что тот и сделал, причем, значительно улучшив.

В июле 1820 г. началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой - Аполлоном на колеснице с тремя конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь, что способствовало ей много к украшенью.

В 1822–23 гг. московские театры были выделены из общей Дирекции императорских театров и переданы в ведение московского генерал-губернатора, получившего полномочия назначать московских директоров императорских театров.

«Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»
М. Лермонтов, юношеское сочинение «Панорама Москвы»

6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие нового Петровского театра - куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским. Исполнялись написанный специально по случаю пролог «Торжество муз» в стихах (М. Дмитриева), с хорами и танцами на музыку А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Шольца, а также балет «Сандрильона» поставленный приглашенной из Франции танцовщицей и балетмейстером Ф.В. Гюллень-Сор на музыку ее мужа Ф. Сора. Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, и, предводительствуемые Гением России, роль которого исполнял двадцатипятилетний Павел Мочалов, возрождали из пепла новый храм искусства. И хотя театр был действительно очень большим, вместить всех желающих он не мог. Подчеркивая важность момента и снисходя к переживаниям страждущих, триумфальное представление целиком повторили на следующий день.

Новый театр, превзошедший величиной даже столичный, петербургский Большой каменный театр, отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Он оказался очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, - и получался прекрасный «танцпол».

В 1842 г. московские театры были вновь отданы в подчинение общей Дирекции императорских театров. Директором тогда был А. Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой назначили знаменитого композитора А. Верстовского. Годы, когда он был «у власти» (1842–59), получили наименование «эпохи Верстовского».

И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты. Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, из русских композиторов - и Верстовского, и Глинки (в 1842г. состоялась московская премьера «Жизни за царя», в 1846 г. - оперы «Руслан и Людмила»).

Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации... Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.

В конкурсе на восстановление театра приняли участие три видных российских архитектора. Выиграл его профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Он и специализировался в основном на театральных зданиях, прекрасно разбирался в театральной технологии и в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой и с итальянскими и французскими типами лож.

Восстановительные работы продвигались стремительно. В мае 1855 г. была закончена разборка руин и началась реконструкция здания. А в августе 1856 г. оно уже распахнуло свои двери для публики. Подобная скорость объяснялась тем, что строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II. Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными изменениями по сравнению с прежним зданием, открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини.

Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.

Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части. Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов - в этом зале все работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.

Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи - маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене. Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, - как в первые годы существования Большого театра, так и десятилетия спустя.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».
Альберт Кавос

Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы». Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз - музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи - с палитрой и кистью в руках.

Парадный подъемно-опускной занавес был создан итальянским художником, профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузи. Из трех эскизов был выбран тот, что изображал «Въезд Минина и Пожарского в Москву». В 1896 г. его заменили новым - «Видом на Москву с Воробьевых гор» (выполненного П. Ламбиным по рисунку М. Бочарова), использовавшимся в начале и в конце спектакля. А для антрактов был выполнен еще один занавес - «Торжество муз» по эскизу П. Ламбина (единственный сохранившийся сегодня в театре занавес XIX века).

После революции 1917 г. занавесы императорского театра отправили в изгнание. В 1920 г. театральный художник Ф. Федоровский, работая над постановкой оперы «Лоэнгрин», выполнил раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, который стал использоваться затем в качестве основного. В 1935 г. по эскизу Ф. Федоровского был выполнен новый занавес, на котором были вытканы революционные даты - «1871, 1905, 1917». В 1955 г. на полвека в театре воцарился знаменитый золотой «советский» занавес Ф.Федоровского - с вытканной государственной символикой СССР.

Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало. Осушительные работы понизили уровень грунтовых вод. Верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания. В 1895 и 1898 гг. был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить происходящие разрушения.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

После Октябрьской революции не только фундаменты, но и само существование театра оказалось под угрозой. Несколько лет ушло на то, чтобы власть победившего пролетариата навсегда оставила идею закрыть Большой театр и погубить его здание. В 1919 г. она присвоила ему звание академического, что по тем временам еще не давало гарантию даже на безопасность, поскольку уже через несколько дней вновь горячо дебатировался вопрос о его закрытии.

Однако в 1922 г. правительство большевиков все-таки находит закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. К тому времени оно уже вовсю «приспосабливало» здание к своим нуждам. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны - СССР - тоже было провозглашено со сцены Большого театра.

Еще в 1921 г. специальная правительственная комиссия, обследовав здание театра, нашла его состояние катастрофическим. Было решено развернуть противоаварийные работы, руководителем которых был назначен архитектор И. Рерберг. Тогда были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.

Генеральный план реконструкции Москвы 1940-41 гг. предусматривал снос всех домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста. На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность и вентиляции. В апреле 1941г.Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ. А через два месяца началась Великая Отечественная война.

Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.

22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», с которой сняли клеймо монархической и признали патриотической и народной, правда, для этого понадобилось пересмотреть ее либретто и дать новое благонадежное название - «Иван Сусанин».

Косметический ремонт в театре проводился ежегодно. Регулярно предпринимались и более масштабные работы. Но по-прежнему катастрофически не хватало репетиционных помещений.

В 1960 г. в здании театра был сооружен и открыт большой репетиционный зал - под самой крышей, в помещении бывшего декорационного зала.

В 1975 г. к празднованию 200-летия театра были проведены некоторые реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. Однако главные проблемы - неустойчивость фундаментов и нехватка помещений внутри театра - решены не были.

Наконец в 1987 г. постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что в целях сохранения труппы театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал. Однако прошло восемь лет прежде, чем был заложен первый камень в основание его фундамента. И еще семь прежде, чем здание Новой сцены было построено.

29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, постановкой вполне соответствующей духу и предназначению нового здания, то есть новаторской, экспериментальной.

В 2005 г. Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию. Но об этом отдельная глава летописи Большого театра.

Продолжение следует...

Распечатать

Большой театр: история создания

Датой рождения театра считается 1776 год. Именно в этот день князь Петр Урусов получил разрешение от Екатерины Второй на проведение балов и маскарадов, а также различных спектаклей и иных мероприятий. Поначалу количество артистов не превышало и пятидесяти человек. История здания Большого театра в Москве особенно интересна. В то время труппа не располагала пространством для выступлений, и все представления проходили в доме Воронцовых. Тогда зрители впервые увидели оперную постановку “Перерождение”. Позже началось строительство самого здания, а поскольку фасад строения был направлен на Петровскую улицу, то и название театр получил соответствующее - Петровский. Архитектором стал Х. Розберг. Преимущественно здесь показывались музыкальные представления - неудивительно, что со временем театр стали называть Оперным домом.

Большой театр: история первого пожара

1805 - роковой год для Большого театра. В это время случился пожар, который полностью разрушил творение Х. Розберга. Театральной труппе пришлось искать приют в других культурных заведениях. Тогда их выступления проходили в доме Апраксина, Пашкова, в новом Арбатском театре.

Начало XIX века

Новый проект здания был разработан А. Михайловым, а его реализацией занялся О. Бове. В скором времени на месте пожара появилось новое здание, которое превосходило предыдущую постройку своими масштабами и величественностью. По своим размерам оно уступало лишь театру “La Scala” в Милане.

Второй пожар

В 1853 году снова вспыхнул пожар, причины возникновения которого до сих пор неизвестны. Пламя огня за короткое время уничтожило практически все здание. Театру был нанесен колоссальный урон. Спустя два года на этом месте уже начали строительство нового культурного учреждения под руководством А. Кавоса. В процессе создания знаменитых статуй и занавеса принимал участие знаменитый скульптор П. Клодт и профессиональный живописец Козрое-Дузи из Венеции.

Середина XIX столетия - первая половина XX века

Этот время характеризуется творческим подъемом. В Большом театре все большую популярность приобретает музыкальное искусство. Главными вокалистами становятся такие известные оперные певцы, как Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов. Реперутар театр преображается, появляются новые интересные произведения.

Великая Отечественная война

Работа Большого театра была приостановлена. Часть коллектива была переправлена в Самару. Те, кто остался в столице, продолжили давать выступления. Представления зачастую прерывались из-за бомбардировок: зрители прятались в защитных сооружениях. Во время войны один из снарядов разрушил фасадную часть театра. Годом спустя она было уже отреставрирована.

Времена СССР

В это время количество спектаклей на сцене Большого театра увеличилось в несколько раз. В здании был построен новый зал для репетиций, который расположился на самом верху. На тот момент было много недочетов в конструкции здания - необходимо было реанимировать фундамент и решить проблему с количеством зрительных мест в зале. Было принято решение о реставрации Большого и возведении Новой сцены. Приступить к исполнению поставленной задачи удалось лишь в 1993 году. В 2005 театр закрыли на реконструкцию.

В настоящее время ГАБТ располагает тремя вместительными залами, каждый из которых соответствует современным тенденциям. Благодаря проведенному ремонту в стенах театра установили новые визуальные и акустические конструкции, выполненные по новейшим технологиям. Размеры сцен поражают своей масштабностью и монументальностью.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Старейший театр оперы и балета в России. Официальное название - Государственный академический Большой театр России. В разговорной речи театр называют просто Большой .


Большой театр - памятник архитектуры. Современное здание театра выстроено в стиле ампир. Фасад украшают 8 колонн, на портике - статуя древнегреческого бога искусств Аполлона, управляющего квадригой - двухколесной колесницей, запряженной в ряд четверкой коней (работа П.К. Клодта). Интерьеры театра богато украшены бронзой, позолотой, красным бархатом, зеркалами. Украшают зрительный зал хрустальные люстры, вышитый золотом занавес, роспись потолка, на котором изображены 9 муз - покровительниц разных видов искусства.
Год рождения театра - 1776 г., когда в Москве была организована первая профессиональная театральная труппа. В театре шли оперные, балетные и драматические спектакли. Собственного помещения труппа не имела, до 1780 г. спектакли ставились в доме графа Воронцова на Знаменке. Поэтому первоначально театр называли Знаменским, а также «театром Медокса» (по фамилии директора театра М. Медокса). В конце 1780 г. на Петровской улице было построено первое здание театра (архитектор Х. Розберг), и он стал называться Петровским. В 1805 г. здание театра сгорело, и в течение 20 лет спектакли шли на различных площадках Москвы: в Доме Пашкова , в Новом Арбатском театре и др. В 1824 г. архитектором О.И. Бове для Петровского театра было построено новое большое здание, второе по размерам после миланского «Ла Скала», поэтому театр стал называться Большим Петровским. Открытие театра состоялось в январе 1825 г. Тогда же драматическая труппа отделилась от оперной и балетной и переехала в новый - , построенный рядом с Большим.
В начале ХIХ в. в Большом театре ставились в основном произведения французских авторов, но вскоре появились первые оперы и балеты русских композиторов А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева , А.Е. Варламова . Руководителем балетной труппы был ученик Ш. Дидло - А.П. Глушковский. В середине века на сцене театра появились знаменитые европейские романтические балеты «Сильфида» Ж. Шнейцгофера, «Жизель» А. Адана, «Эсмеральда» Ц. Пуни.
Главным событием первой половины ХIХ в. стали премьеры двух опер М.И. Глинки - «Жизнь за царя» (1842 г.) и «Руслан и Людмила» (1846 г.).
В 1853 г. театр, построенный О.И. Бове, уничтожил пожар. Погибли декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека. В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос . По его проекту было построено здание, которое стоит до сих пор. В августе 1856 г. новый Большой театр открылся. В нем выступали оперные знаменитости Европы. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти съезжалась вся Москва.
Во второй половине века расширился и русский оперный репертуар: была поставлена «Русалка» А.С. Даргомыжского (1858 г.), оперы А.Н. Серова - «Юдифь» (1865 г.) и «Рогнеда» (1868 г.); в 1870–1880-х гг. - «Демон» А.Г. Рубинштейна (1879 г.), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1881 г.), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1888 г.); в конце века - «Пиковая дама» (1891 г.) и «Иоланта» (1893 г.) Чайковского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (1893 г.), «Князь Игорь» А.П. Бородина (1898 г.). Это способствовало тому, что в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В конце ХIХ - начале XX в. в Большом театре пели Федор Шаляпин , Леонид Собинов , Антонина Нежданова , прославившие русскую оперную школу.
В великолепной профессиональной форме в конце XIX в. был и балет Большого театра. В эти годы здесь были поставлены , «Спящая красавица», Чайковского. Эти произведения стали символом русского балета, и с тех пор они постоянно в репертуаре Большого театра. В 1899 г. в Большом дебютировал балетмейстер А.А. Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX в.
В XX в. в Большом театре танцевали великие балерины - Галина Уланова и Майя Плисецкая . На оперной сцене выступали кумиры публики - Сергей Лемешев , Иван Козловский , Ирина Архипова , Елена Образцова . Много лет в театре проработали выдающиеся деятели российского театра - режиссер Б.А. Покровский , дирижер Е.Ф. Светланов , балетмейстер Ю.Н. Григорович .
Начало XXI в. в Большом театре связано с обновлением репертуара, приглашением для постановок знаменитых театральных режиссеров и балетмейстеров разных стран, а также с работой ведущих солистов труппы на сценах зарубежных театров.
В Большом театре проводятся Международные конкурсы артистов балета. При театре работает Хореографическое училище.
На зарубежных гастролях балет Большого театра часто называют The Bolshoi ballet. Это наименование в русском варианте - Большой балет - в последние годы стало использоваться и в России.
Здание Большого театра на Театральной площади в Москве:

Зал Большого театра:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "БОЛЬШОЙ ТЕАТР" в других словарях:

    Большой Театр - Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

    Большой театр - Большой театр. Москва. Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) (, 2), крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 (см.). Первоначальное название Петровский … Москва (энциклопедия)

    Большой театр - Государственный академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой музыкальной театральной культуры. Современное здание театра построено в 1820 24… … Художественная энциклопедия

    Большой театр - Большой театр. Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856 . Картина А. Садовникова. БОЛЬШОЙ ТЕАТР Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К.… … Русская история

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О.И. Бове; реконструировано в 1856, архитектором А.К.… … Современная энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К. Кавос). Ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С.… … Большой Энциклопедический словарь

    Большой театр - У этого термина существуют и другие значения, см. Большой театр (значения). Большой театр … Википедия

    Большой театр - БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, старейший рус. муз театр, крупнейший центр муз. театральной культуры, здание к рого являлось также местом проведения съездов, торжеств. заседании и др. обществ. мероприятий. Осн … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Большой театр. Культура и политика. Новая история , Волков Соломон Моисеевич. Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным…

Большой театр – великая достопримечательность Москвы. Государственный академический Большой театр, находящийся на Театральной площади в центре Москвы, является не только крупнейшим театром России. Этот храм культуры стоит в одном ряду с такими мировыми «титанами», как итальянская «Ла Скала» и английский «Ковент Гарден».

В Большом театре впечатляет все: и его величественное здание, и бессмертный репертуар, и невероятная атмосфера, и, конечно же, драматическая история.

Сложная история

У Большого театра два дня рождения. Днем, в который эта грандиозная достопримечательность Москвы была открыта, считается 30 декабря 1780 года. Первое здание театра построили по инициативе князя Петра Урусова, которого Екатерина II наделила полномочиями проводить зрелищные мероприятия различного рода. Поскольку вход в театр находился на улице Петровка, его стали называть Петровским. Но просуществовал он недолго – в 1805 году здание выгорело дотла.

Через 11 лет московским губернатором Дмитрием Голицыным было принято решение возродить театр. Проект нового строения поручили профессору Андрею Михайлову, но он оказался слишком дорогим. После корректировок, произведенных архитектором Осипом Бове, который не только снизил стоимость строительства, но внес множество улучшений в планировку, работы по возведению начались.

Второй день рождения Большого театра – 6 января 1825 года. Стараниями зодчих Михайлова и Бове было построено монументальное здание с восьмью колоннами и колесницей Аполлона под портиком, ставшее центром городской площади. Величина храма искусства, гармония его форм и роскошное внутреннее убранство поразили современников. Театр перестали называть просто Петровским, к этому слову добавился эпитет Большой, ведь он превзошел по своим размерам даже Каменный театр в Петербурге.

В 1853 году Большой театр снова загорелся. Пожар, который не могли потушить три дня, сильно повредил здание. Его реконструкцию возглавил Альберт Кавос – главный архитектор всех имперских театров. Поскольку приближалась коронация Александра II, на восстановления храма искусства не жалели средств. Он был открыт всего лишь через три года после пожара и стал называться Императорским. Кавосу удалось сделать не только великолепную сцену и шикарный зрительный зал, но и уникальную акустику в помещении.

После Октябрьской революции над Большим театром, который стал именоваться Государственным, а затем Академическим, нависла угроза закрытия. Только в 1922 году удалось получить законное основание для сохранения театра: его официально признали памятником культуры.

Во времена Второй мировой войны эта достопримечательность Москвы снова пострадала – в здание попала бомба. Но уже в 1943 году после восстановительных работ состоялось открытие сезона. С тех пор в Большом театре время от времени проводили реставрационные работы, но самая грандиозная реконструкция осуществлялась с 2005 по 2011 год. В ней участвовали лучшие мировые специалисты, задачей которых было не только усовершенствование сцены и зрительного зала, но и сохранение легендарных черт Большого театра.

Архитектурная ценность и роскошь интерьеров

Здание Большого театра является образцом русской классической архитектуры. Оно представляет собой прямоугольное строение с двухскатной крышей и восьмиколонным портиком, выдвигающимся в сторону Театральной площади. Высота колонн портика – 15 метров.

Внутри здания располагаются сцена, пятиярусный зрительный зал, вмещающий почти 1800 людей, а также целый ряд других помещений: фойе, гримерные, буфет и так далее. Кроме того, есть подземный концертный зал, находящийся под площадью.

Интерьеры этого храма искусства поражают своей роскошью и красотой. Во время реставрации мастера старались восстановить исторический облик помещений. Основные цвета внутреннего убранства – это красный и золотой. На декорирование всего театра ушло около четырех килограмм золота. Полы здания покрыты мозаикой и плиткой, а потолки украшает лепнина и роспись. Люстра в зрительном зале, диаметр которой превышает 6 метров, весит две тонны и состоит из тысяч хрустальных подвесок.

Большой театр – достопримечательность Москвы, которая впечатляет не то только богатством внутреннего и внешнего убранства, но и уровнем технического совершенства. Обновленные подмостки состоят из семи двухуровневых динамичных площадок, благодаря которым сцена может становиться ступенчатой или наклонной. Оснащение пространства около сцены позволяет использовать во время представлений звуковые и визуальные спецэффекты. А оркестровая яма способна вместить больше сотни музыкантов.

Культурно-историческое значение

Красота и запутанная история Большого театра меркнут по сравнению с его культурной ценностью. На протяжении всего своего существования он был местом рождения лучших оперных и балетных произведений. Здесь работали наиболее выдающиеся композиторы, актеры и дирижеры разных времен. Симфонический оркестр Большого театра считается одним из самых виртуозных в мире.

С этим храмом искусства связаны такие имена, как Петр Чайковский, Антон Рубинштейн, Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Майя Плисецкая, Галина Уланова и многие другие. А самые громкие представления, происходившие в его стенах – это «Евгений Онегин», «Лебединое Озеро», «Спящая красавица», «Борис Годунов», «Жизнь за царя» и так далее.

Большой театр – это не только достопримечательность Москвы, но и символ богатой духовной культуры всей России. Обладающий невероятно величественной атмосферой, он привлекает к себе множество посетителей и дает им возможность окунуться в красоту мира оперы и балета.

БОЛЬШО́Й ТЕА́ТР России государственный академический (ГАБТ), один из старейших театров страны (Москва). С 1919 академический. История Большого театра восходит к 1776, когда князь П. В. Урусов получил правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений» с обязательством построить каменный театр, «чтобы городу он мог служить украшением, и сверх того, дом для публичных маскарадов, комедий и опер комических». В том же году Урусов привлёк к участию в расходах выходца из Англии М. Медокса. Спектакли шли в Оперном доме на Знаменке, находившемся во владении графа Р. И. Воронцова (в летнее время – в «воксале» во владении графа А. С. Строганова «под Андрониковым монастырём»). Оперные, балетные и драматические спектакли осуществлялись силами актёров и музыкантов, вышедших из театральной труппы Московского университета, крепостных трупп Н. С. Титова и П. В. Урусова.

После того, как в 1780 Оперный дом сгорел, в том же году на улице Петровке за 5 мес возведено театральное здание в стиле екатерининского классицизма – Петровский театр (архитектор Х. Розберг; см. Медокса театр ). С 1789 он находился в ведении Опекунского совета. В 1805 здание Петровского театра сгорело. В 1806 труппа перешла в ведение Дирекции московских императорских театров, продолжала выступать в разных помещениях. В 1816 принят проект перестройки Театральной площади архитектора О. И. Бове ; в 1821 императором Александром I утверждён проект нового театрального здания архитектора А. А. Михайлова. Т. н. Большой Петровский театр в стиле ампир построен Бове по этому проекту (с некоторыми изменениями и с использованием фундамента Петровского театра); открыт в 1825. В прямоугольный объём здания был вписан подковообразный зрительный зал, сценическое помещение по площади равнялось залу и имело большие кулуары. Главный фасад был акцентирован монументальным 8-колонным ионическим портиком с треугольным фронтоном, увенчанным скульптурной алебастровой группой «Квадрига Аполлона» (размещена на фоне полуциркульной ниши). Сооружение стало главной композиционной доминантой ансамбля Театральной площади.

После пожара 1853 Большой театр восстанавливался по проекту архитектора А. К. Кавоса (с заменой скульптурной группы работой в бронзе П. К. Клодта ), строительство завершено в 1856. Реконструкция значительно изменила его внешний облик, но сохранила планировку; архитектура Большого театра приобрела черты эклектизма . В таком виде он сохранился до 2005, за исключением небольших внутренних и внешних перестроек (зрительный зал вмещает св. 2000 чел.). В 1924–59 работал филиал Большого театра (в помещении бывшей Оперы С. И. Зимина на Большой Дмитровке). В 1920 в бывшем императорском фойе театра открылся концертный зал – т. н. Бетховенский (в 2012 ему возвращено историческое название «Императорское фойе»). В годы Великой Отечественной войны часть коллектива Большого театра находилась в эвакуации в Куйбышеве (1941–43), часть давала спектакли в помещении филиала. В 1961–89 некоторые спектакли Большого театра проходили на сцене Кремлёвского дворца съездов. Во время реконструкции основного здания театра (2005–11) спектакли шли только на Новой сцене в специально построенном здании (по проекту архитектора А. В. Маслова; функционирует с 2002). Основная (т. н. Историческая) сцена Большого театра открыта в 2011, с этого времени спектакли идут на двух сценах. В 2012 начались концерты в новом Бетховенском зале.

Значительную роль в истории Большого театра сыграла деятельность директоров императорских театров – И. А. Всеволожского (1881–99), князя С. М. Волконского (1899–1901), В. А. Теляковского (1901–17). В 1882 проведена реорганизация императорских театров, в Большом театре появились должности главного дирижёра (капельмейстера; им стал И. К. Альтани , 1882–1906), главного режиссёра (А. И. Барцал , 1882–1903) и главного хормейстера (У. И. Авранек , 1882–1929). Оформление спектаклей усложнялось и постепенно выходило за рамки простого украшения сцены; в качестве главного машиниста и декоратора прославился К. Ф. Вальц (1861–1910).

В дальнейшем музыкальными руководителями были: главные дирижёры – В. И. Сук (1906–33), А. Ф. Арендс (главный дирижёр балета, 1900–24), С. А. Самосуд (1936–43), А. М. Пазовский (1943–48), Н. С. Голованов (1948–53), А. Ш. Мелик-Пашаев (1953–63), Е. Ф. Светланов (1963–65), Г. Н. Рождественский (1965–70), Ю. И. Симонов (1970–85), А. Н. Лазарев (1987–95), художественный руководитель оркестра П. Феранец (1995–98), музыкальный руководитель Большого театра , художественный руководитель оркестра М. Ф. Эрмлер (1998–2000), художественный руководитель Г. Н. Рождественский (2000–01), музыкальный руководитель и главный дирижёр А. А. Ведерников (2001–09), музыкальный руководитель Л. А. Десятников (2009–10), музыкальные руководители и главные дирижёры – В. С. Синайский (2010–13), Т. Т. Сохиев (с 2014).

Главные режиссёры: В. А. Лосский (1920–28), Н. В. Смолич (1930–36), Б. А. Мордвинов (1936–40), Л. В. Баратов (1944–49), И. М. Туманов (1964–70), Б. А. Покровский (1952, 1955 – 63, 1970–82); руководитель режиссёрской группы Г. П. Ансимов (1995–2000).

Главные хормейстеры: В. П. Степанов (1926–36), М. А. Купер (1936–44), М. Г. Шорин (1944–58), А. В. Рыбнов (1958–88), С. М. Лыков (1988–95; в 1995–2003 художественный руководитель хора), В. В. Борисов (с 2003).

Главные художники: М. И. Курилко (1925–27), Ф. Ф. Федоровский (1927–29, 1947–53), В. В. Дмитриев (1930–41), П. В. Вильямс (1941–47), В. Ф. Рындин (1953–70), Н. Н. Золотарёв (1971–88), В. Я. Левенталь (1988–95), С. М. Бархин (1995–2000; также художественный руководитель, сценограф); руководитель службы художников – А. Ю. Пикалова (с 2000).

Художественный руководитель театра в 1995–2000 – В. В. Васильев . Генеральные директора – А. Г. Иксанов (2000– 13), В. Г. Урин (с 2013).

Художественные руководители оперной труппы: Б. А. Руденко (1995–99), В. П. Андропов (2000–02), М. Ф. Касрашвили (в 2002–14 возглавляла творческие коллективы оперной труппы ), Л. В. Таликова (с 2014, заведующая оперной труппой).

Опера в Большом театре

В 1779 на сцене Оперного дома на Знаменке появилась одна из первых русских опер «Мельник – колдун, обманщик и сват» (текст А. О. Аблесимова, музыка М. М. Соколовского). В Петровском театре поставлены аллегорический пролог «Странники» (текст Аблесимова, музыка Е. И. Фомина), исполненный в день открытия 30.12.1780 (10.1.1781), оперные спектакли «Несчастье от кареты» (1780), «Скупой» (1782), «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1783) В. А. Пашкевича. Влияние на развитие оперного театра оказали гастроли итальянской (1780–82) и французской (1784–1785) трупп. В труппе Петровского театра состояли актёры и певцы Е. С. Сандунова , М. С. Синявская, А. Г. Ожогин, П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин и др. Большой Петровский театр открылся 6(18).1.1825 прологом «Торжество муз» А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского. В оперном репертуаре с этого времени всё большее место занимали произведения отечественных авторов, главным образом оперы-водевили. Св. 30 лет работа оперной труппы была связана с деятельностью А. Н. Верстовского – инспектора Дирекции императорских театров и композитора, автора опер «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение 12 спящих дев» (1832), «Аскольдова могила» (1835), «Тоска по родине» (1839). В 1840-х гг. поставлены русские классические оперы «Жизнь за царя» (1842) и «Руслан и Людмила» (1846) М. И. Глинки. В 1856 вновь отстроенный Большой театр открылся оперой В. Беллини «Пуритане» в исполнении итальянской труппы. 1860-е гг. отмечены усилением западноевропейского влияния (новая Дирекция императорских театров благоволила к итальянской опере и музыкантам-иностранцам). Из отечественных опер поставлены «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868) А. Н. Серова, «Русалка» А. С. Даргомыжского (1859, 1865), с 1869 шли оперы П. И. Чайковского. Подъём русской музыкальной культуры в Большом театре связан с первой постановкой на большой оперной сцене «Евгения Онегина» (1881), а также других произведений Чайковского, опер петербургских композиторов – Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского. Одновременно ставились лучшие произведения зарубежных композиторов – В. А. Моцарта, Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера. Среди певцов кон. 19 – нач. 20 вв.: М. Г. Гукова, Е. П. Кадмина, Н. В. Салина , А. И. Барцал, И. В. Грызунов, В. Р. Петров , П. А. Хохлов. Этапной для театра стала дирижёрская деятельность С. В. Рахманинова (1904–06). Расцвет Большого театра в 1901–17 во многом связан с именами Ф. И. Шаляпина , Л. В. Собинова и А. В. Неждановой , К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко , К. А. Коровина и А. Я. Головина .

В 1906–33 фактическим главой Большого театра был В. И. Сук, продолживший работу над русской и зарубежной оперной классикой совместно с режиссёрами В. А. Лосским («Аида» Дж. Верди, 1922; «Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1923; «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1927) и Л. В. Баратовым, художником Ф. Ф. Федоровским. В 1920–30-е гг. спектаклями дирижировали Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Б. Э. Хайкин , на сцене пели В. В. Барсова , К. Г. Держинская , Е. Д. Кругликова, М. П. Максакова , Н. А. Обухова , Е. А. Степанова, А. И. Батурин, И. С. Козловский , С. Я. Лемешев , М. Д. Михайлов , П. М. Норцов, А. С. Пирогов. Состоялись премьеры советских опер: «Декабристы» В. А. Золотарёва (1925), «Сын солнца» С. Н. Василенко и «Тупейный художник» И. П. Шишова (обе 1929), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1930); в 1935 поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича. В кон. 1940 поставлена «Валькирия» Вагнера (режиссёр С. М. Эйзенштейн ). Последняя предвоенная постановка – «Хованщина» Мусоргского (13.2.1941). В 1918–22 в Большом театре функционировала Оперная студия под руководством К. С. Станиславского .

В сентябре 1943 Большой театр открыл сезон в Москве оперой «Иван Сусанин» М. И. Глинки. В 1940–50-е гг. ставился русский и европейский классический репертуар, а также оперы композиторов стран Восточной Европы – Б. Сметаны, С. Монюшко, Л. Яначека, Ф. Эркеля. С 1943 с театром связано имя режиссёра Б. А. Покровского, более 50 лет определявшего художественный уровень оперных спектаклей; эталонными считаются его постановки опер «Война и мир» (1959), «Семён Котко» (1970) и «Игрок» (1974) С. С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» Глинки (1972), «Отелло» Дж. Верди (1978). В целом для оперного репертуара 1970-х – нач. 1980-х гг. характерно стилевое многообразие: от опер 18 в. («Юлий Цезарь» Г. Ф. Генделя, 1979; «Ифигения в Авлиде» К. В. Глюка, 1983), оперной классики 19 в. («Золото Рейна» Р. Вагнера, 1979) до советской оперы («Мёртвые души» Р. К. Щедрина, 1977; «Обручение в монастыре» Прокофьева, 1982). В лучших спектаклях 1950–70-х гг. пели И. К. Архипова , Г. П. Вишневская , М. Ф. Касрашвили, Т. А. Милашкина , Е. В. Образцова , Б. А. Руденко, Т. И. Синявская , В. А. Атлантов , А. А. Ведерников , А. Ф. Кривченя , С. Я. Лемешев, П. Г. Лисициан , Ю. А. Мазурок , Е. Е. Нестеренко , А. П. Огнивцев , И. И. Петров , М. О. Рейзен , З. Л. Соткилава , А. А. Эйзен , дирижировали Е. Ф. Светланов, Г. Н. Рождественский, К. А. Симеонов и др. С исключением должности главного режиссёра (1982) и уходом из театра Ю. И. Симонова начался период нестабильности; до 1988 осуществлено всего несколько оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (режиссёр Р. И. Тихомиров) и «Сказка о царе Салтане» (режиссёр Г. П. Ансимов) Н. А. Римского-Корсакова, «Вертер» Ж. Массне (режиссёр Е. В. Образцова), «Мазепа» П. И. Чайковского (режиссёр С. Ф. Бондарчук ).

С кон. 1980-х гг. оперную репертуарную политику определяла ориентация на редко исполняемые произведения: «Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло (1986, дирижёр В. Е. Вайс, режиссёр Г. М. Геловани), оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1988, дирижёр Е. Ф. Светланов, режиссёр Г. П. Ансимов), «Млада» (1988, впервые на этой сцене; дирижёр А. Н. Лазарев, режиссёр Б. А. Покровский), «Ночь перед Рождеством» (1990, дирижёр Лазарев, режиссёр А. Б. Титель ), «Орлеанская дева» Чайковского (1990, впервые на этой сцене; дирижёр Лазарев, режиссёр Покровский), «Алеко» и «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова (обе 1994, дирижёр Лазарев, режиссёр Н. И. Кузнецов). Среди постановок – опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (редакция Е. М. Левашёва; 1992, совместная постановка с театром «Карло Феличе» в Генуе; дирижёр Лазарев, режиссёр Покровский). В эти годы начался массовый отъезд певцов за рубеж, что (при отсутствии должности главного режиссёра) привело к снижению качества спектаклей.

В 1995–2000 основа репертуара – русские оперы 19 в., среди постановок: «Иван Сусанин» М. И. Глинки (возобновление постановки Л. В. Баратова 1945, режиссёр В. Г. Милков), «Иоланта» П. И. Чайковского (режиссёр Г. П. Ансимов; обе 1997), «Франческа да Римини» С. В. Рахманинова (1998, дирижёр А. Н. Чистяков, режиссёр Б. А. Покровский). С 1995 зарубежные оперы в Большом театре исполняются на языке оригинала. По инициативе Б. А. Руденко состоялось концертное исполнение опер «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (дирижёр П. Феранец) и «Норма» В. Беллини (дирижёр Чистяков; обе 1998). Среди других опер: «Хованщина» М. П. Мусоргского (1995, дирижёр М. Л. Ростропович, режиссёр Б. А. Покровский), «Игроки» Д. Д. Шостаковича (1996, концертное исполнение, впервые на этой сцене, дирижёр Чистяков), наиболее удачная постановка этих лет – «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (1997, режиссёр П. Устинов ).

В 2001 впервые в Большом театре поставлена опера «Набукко» Дж. Верди (дирижёр М. Ф. Эрмлер, режиссёр М. С. Кисляров), под руководством Г. Н. Рождественского состоялась премьера 1-й редакции оперы «Игрок» С. С. Прокофьева (режиссёр А. Б. Титель). Основы репертуарной и кадровой политики (с 2001): антрепризный принцип работы над спектаклем, приглашение исполнителей на контрактной основе (при постепенном сокращении основной труппы), прокат зарубежных спектаклей («Сила судьбы» Дж. Верди, 2001, аренда постановки театра «Сан-Карло», Неаполь); «Адриенна Лекуврёр» Ф. Чилеа (2002, впервые на этой сцене, в сценической версии театра «Ла Скала»), «Фальстаф» Верди (2005, аренда спектакля театра «Ла Скала», режиссёр Дж. Стрелер ). Из отечественных опер поставлены «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (с участием «исторических» инструментов в оркестре, дирижёр А. А. Ведерников, режиссёр В. М. Крамер; 2003), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (2004, впервые в Большом театре; дирижёр Ведерников, режиссёр Ф. Замбелло).

В 2002 открыта Новая сцена, первый спектакль – «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр Н. Г. Алексеев, режиссёр Д. В. Белов). Среди постановок: «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (2003, впервые в Большом театре; дирижёр А. В. Титов, режиссёр Д. Ф. Черняков), «Летучий Голландец» Р. Вагнера в 1-й редакции (2004, совместно с Баварской государственной оперой ; дирижёр А. А. Ведерников, режиссёр П. Конвичный). Тонкое минималистское сценическое решение отличало постановку оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (2005, режиссёр и художник Р. Уилсон ). Огромный опыт дирижёрской работы над музыкой П. И. Чайковского принёс М. В. Плетнёв в постановку «Пиковой дамы» (2007, режиссёр В. В. Фокин). К постановке «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского в редакции Д. Д. Шостаковича (2007) был приглашён режиссёр А. Н. Сокуров , для которого это был первый опыт работы в оперном театре. Среди постановок этих лет – оперы «Макбет» Дж. Верди (2003, дирижёр М. Панни, режиссёр Э. Некрошюс ), «Дети Розенталя» Л. А. Десятникова (2005, мировая премьера; дирижёр Ведерников, режиссёр Некрошюс), «Евгений Онегин» Чайковского (2006, дирижёр Ведерников, режиссёр Черняков), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (2008, совместно с театром «Лирико» г. Кальяри, Италия; дирижёр Ведерников, режиссёр Некрошюс), «Воццек» А. Берга (2009, впервые в Москве; дирижёр Т. Курентзис , режиссёр и художник Черняков).

С 2009 в Большом театре начала работать Молодёжная оперная программа, участники которой стажируются в течение 2 лет и принимают участие в спектаклях театра. С 2010 во всех постановках обязательно присутствуют зарубежные постановщики и исполнители. В 2010 поставлены оперетта «Летучая мышь» И. Штрауса (впервые на этой сцене), опера «Дон Жуан» В. А. Моцарта (совместно с Международным фестивалем в Экс-ан-Провансе, театром «Реал» в Мадриде и Канадским оперным театром в Торонто; дирижёр Курентзис, режиссёр и художник Черняков), в 2011 – опера «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (дирижёр В. С. Синайский, режиссёр К. С. Серебренников).

Первая постановка на Основной (Исторической) сцене, открытой после реконструкции в 2011, – «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (дирижёр В. М. Юровский , режиссёр и художник Д. Ф. Черняков) – из-за шокирующего сценического решения оперы сопровождалась скандалом. В «противовес» ей в том же году возобновлена постановка «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского в редакции Н. А. Римского-Корсакова (1948, режиссёр Л.В. Баратов). В 2012 осуществлена первая в Москве постановка оперы «Кавалер розы» Р. Штрауса (дирижёр В. С. Синайский, режиссёр С. Лоулесс), первое в Большом театре сценическое исполнение оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля (дирижёр А. А. Соловьев, режиссёр и художник Э. Макдональд), вновь поставлен «Князь Игорь» А. П. Бородина (в новой редакции П. В. Карманова, консультант В. И. Мартынов , дирижёр Синайски, режиссёр Ю . П. Любимов ), а также «Чародейка» П. И. Чайковского, «Сомнамбула» В. Беллини и др. В 2013 осуществлена постановка оперы «Дон Карлос» Дж. Верди (дирижёр Р. Тревиньо, режиссёр Э. Ноубл), в 2014 – «Царская невеста» Римского-Корсакова (дирижёр Г. Н. Рождественский, поставлена по мотивам сценографии Ф. Ф. Федоровского, 1955), «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (концертное исполнение, дирижёр Т. Т. Сохиев), впервые в Большом театре – «История Кая и Герды» С. П. Баневича. В числе постановок последних лет – «Роделинда» Г. Ф. Генделя (2015, впервые в Москве, совместно с Английской национальной оперой ; дирижёр К. Мулдс, режиссёр Р. Джонс), «Манон Леско» Дж. Пуччини (впервые в Большом театре; дирижёр Я. Биньямини, режиссёр А. Я. Шапиро), «Билли Бадд» Б. Бриттена (впервые в Большом театре совместно с Английской национальной оперой и Немецкой оперой в Берлине ; дирижёр У. Лейси, режиссёр Д. Олден; обе 2016).

Балет Большого театра

В 1784 в труппу Петровского театра вошли ученики балетного класса, открытого в 1773 в Воспитательном доме. Первыми хореографами были итальянцы и французы (Л. Парадиз, Ф. и К. Морелли, П. Пинюччи, Дж. Соломони ). Репертуар включал их собственные постановки и перенесённые спектакли Ж. Ж. Новерра , жанровые комедийные балеты.

В развитии балетного искусства Большого театра 1-й трети 19 в. наибольшее значение имела деятельность А. П. Глушковского , возглавлявшего балетную труппу в 1812–39. Он ставил спектакли различных жанров, в т. ч. на сюжеты А. С. Пушкина («Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Е. Шольца, 1821; «Чёрная шаль, или Наказанная неверность» на сборную музыку, 1831), а также перенёс на московскую сцену многие петербургские работы Ш. Л. Дидло . Романтизм утвердился на сцене Большого театра благодаря хореографу Ф. Гюллень-Сор , работавшей здесь в 1823–39 и перенёсшей из Парижа ряд балетов («Сильфида» Ж. Шнейцхоффера, хореография Ф. Тальони, 1837, и др.). Среди её учеников и наиболее известных исполнителей: Е. А. Санковская , Т. И. Глушковская, Д. С. Лопухина, А. И. Воронина-Иванова, И. Н. Никитин. Особое значение имели выступления в 1850 австрийской танцовщицы Ф. Эльслер , благодаря которой в репертуар вошли балеты Ж. Ж. Перро («Эсмеральда» Ч. Пуньи, и др.).

С сер. 19 в. романтические балеты стали терять своё значение, несмотря на то что в труппе сохранялись тяготевшие к ним артисты: П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, в 1870-х гг. – А. И. Собещанская. На протяжении 1860–90-х гг. в Большом театре сменилось несколько балетмейстеров, руководивших труппой или ставивших отдельные спектакли. В 1861–63 в нём работал К. Блазис , получивший известность лишь как педагог. Наиболее репертуарными в 1860-х гг. были балеты А. Сен-Леона , перенёсшего из Санкт-Петербурга спектакль «Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи (1866). Значительное достижение театра – балет «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, поставленный М. И. Петипа в 1869. В 1867–69 осуществил несколько постановок С. П. Соколов («Папоротник, или Ночь на Ивана Купалу» Ю. Г. Гербера, и др.). В 1877 приехавший из Германии известный балетмейстер В. Рейзингер стал постановщиком 1-й (малоудачной) редакции «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В 1880–90-х гг. хореографами в Большом театре были Й. Хансен, Х. Мендес, А. Н. Богданов, И. Н. Хлюстин . К кон. 19 в., несмотря на наличие в труппе сильных танцовщиков (Л. Н. Гейтен, Л. А. Рославлева, Н. Ф. Манохин, Н. П. Домашёв), балет Большого театра переживал кризис: Москва не видела балетов П. И. Чайковского (только в 1899 балет «Спящая красавица» был перенесён в Большой театр А. А. Горским), лучших постановок Петипа и Л. И. Иванова . Ставился даже вопрос о ликвидации труппы, в 1882 сокращённой вдвое. Причиной этого были отчасти малое внимание Дирекции императорских театров к труппе (считавшейся тогда провинциальной), неталантливые руководители, игнорировавшие традиции московского балета, обновление которого стало возможным в эпоху реформ в русском искусстве нач. 20 в.

В 1902 балетную труппу возглавил А. А. Горский. Его деятельность способствовала возрождению и расцвету балета Большого театра. Хореограф стремился наполнить балет драматическим содержанием, добивался логики и стройности действия, точности национального колорита, исторической достоверности. Свою балетмейстерскую работу в Москве Горский начал с переработок чужих балетов [«Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (по мотивам петербургской постановки М. И. Петипа), 1900; «Лебединое озеро» (по петербургскому спектаклю Петипа и Л. И. Иванова, 1901]. В этих постановках во многом сохранялись структурные формы академического балета (вариации, малые ансамбли, кордебалетные номера), а в «Лебедином озере» – и петербургская хореография. Наиболее полное воплощение идеи Горского получили в мимодраме «Дочь Гудулы» А. Ю. Симона (1902). Лучшими оригинальными постановками Горского стали «Саламбо» А. Ф. Арендса (1910), «Любовь быстра!» на музыку Э. Грига (1913). Большое значение имели также переделки классических балетов. Однако находки в области режиссуры и характерного танца, новаторские рисунки массовых номеров, нарушавшие традиционную симметрию, порой сопровождались в них неоправданным умалением прав классического танца, немотивированными изменениями хореографии предшественников, эклектическим сочетанием приёмов, идущих от различных художественных течений первых десятилетий 20 в. Единомышленниками Горского были ведущие танцовщики театра М. М. Мордкин , В. А. Каралли , А. М. Балашова, С. В. Фёдорова, мастера пантомимы В. А. Рябцев, И. Е. Сидоров. С ним работали также Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров , танцовщики А. Е. Волинин, Л. Л. Новиков, но в целом Горский не стремился к тесному сотрудничеству с артистами академического направления. К концу его творческой деятельности труппа Большого театра, последовательно перестраивавшаяся под его влиянием, во многом утратила навыки исполнения больших спектаклей старого репертуара.

В 1920–30-х гг. наметилась тенденция возвращения к классике. Руководство балетом в это время фактически (а с 1925 по должности) осуществлял В. Д. Тихомиров. Он вернул хореографию М. И. Петипа в 3-й акт «Баядерки» Л. Ф. Минкуса (1923), возобновил в собственных редакциях, приближенных к классическим петербургским, балеты «Спящая красавица» (1924), «Эсмеральда» (1926, новая музыкальная редакция Р. М. Глиэра).

1920-е гг. в России – время поисков новых форм во всех видах искусства, в т. ч. и в танцевальном. Однако хореографы-новаторы редко допускались в Большой театр. В 1925 К. Я. Голейзовский поставил на сцене филиала театра балет «Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко, содержавший немало новшеств в отборе и сочетании танцевальных движений и построении групп, с конструктивистским оформлением Б. Р. Эрдмана . Официально признанным достижением считалась постановка В. Д. Тихомирова и Л. А. Лащилина «Красный мак» на музыку Р. М. Глиэра (1927), где злободневное содержание было облечено в традиционную форму (балетный «сон», каноническое па-де-де, элементы феерии). Традиции творчества А. А. Горского продолжил в это время И. А. Моисеев , поставивший балеты В. А. Оранского «Футболист» (1930, совместно с Лащилиным) и «Три толстяка» (1935), а также новую версию «Саламбо» А. Ф. Арендса (1932).

С кон. 1920-х гг. роль Большого театра – теперь столичного, «главного» театра страны – возрастает. В 1930-х гг. сюда перевели из Ленинграда балетмейстеров, педагогов и артистов, перенесли лучшие спектакли. М. Т. Семёнова и А. Н. Ермолаев стали ведущими исполнителями наряду с москвичами О. В. Лепешинской , А. М. Мессерером , М. М. Габовичем . В театр и школу пришли ленинградские педагоги Е. П. Гердт , А. М. Монахов, В. А. Семёнов, балетмейстер А. И. Чекрыгин. Это способствовало повышению технического мастерства московского балета, сценической культуры его спектаклей, но в то же время в какой-то мере вело к утрате собственного московского исполнительского стиля и постановочных традиций.

В 1930 – 40-е гг. в репертуар включены балеты «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева в хореографии В. И. Вайнонена и шедевры драмбалета – «Бахчисарайский фонтан» Асафьева в хореографии Р. В. Захарова и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в хореографии Л. М. Лавровского (перенесён в Москву в 1946, после того как в 1944 в Большой театр перешла Г. С. Уланова ), а также работы балетмейстеров, продолжавших в своём творчестве традиции русского академизма: Вайнонена («Щелкунчик» П. И. Чайковского) Ф. В. Лопухова («Светлый ручей» Д. Д. Шостаковича), В. М. Чабукиани («Лауренсия» А. А. Крейна). В 1944 занявший пост главного балетмейстера Лавровский поставил в Большом театре «Жизель» А. Адана.

Начиная с 1930-х гг. и до сер. 1950-х гг. основной тенденцией развития балета было его сближение с реалистическим драматическим театром. К сер. 1950-х гг. жанр драмбалета изжил себя. Появилась группа молодых хореографов, стремившихся к преобразованиям, возвращению хореографическому спектаклю его специфики, раскрытию образов и конфликтов средствами танца. В 1959 в Большой театр перенесён один из первенцев нового направления – балет «Каменный цветок» С. С. Прокофьева в хореографии Ю. Н. Григоровича и оформлении С. Б. Вирсаладзе (премьера состоялась в 1957 в ленинградском ГАТОБ). В нач . 1960-х гг. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв поставили в Большом театре одноактные балеты Н. Н. Каретникова («Ванина Ванини», 1962; «Геологи», 1964), И. Ф. Стравинского («Весна священная», 1965).

С кон. 1950-х гг. балетная труппа Большого театра начала регулярно выступать за рубежом, где приобрела широчайшую популярность. Последующие два десятилетия – период расцвета театра , богатого яркими индивидуальностями, демонстрировавшего во всём мире свой постановочный и исполнительский стиль, который ориентировался на широкого и притом интернационального зрителя. Показанные на гастролях постановки повлияли на зарубежные редакции классики, а также на оригинальное творчество европейских балетмейстеров К. Макмиллана , Дж. Кранко и др.

Ю. Н. Григорович, руководивший балетной труппой в 1964–95, начал свою деятельность с переноса «Легенды о любви» А. Д. Меликова (1965), ранее поставленной им в Ленинграде и Новосибирске (оба 1961). В последующие 20 лет появился ряд оригинальных постановок, созданных в сотрудничестве с С. Б. Вирсаладзе: «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1966), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1968), «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (1975), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976), «Ромео и Джульетта» Прокофьева (1979). В 1982 Григорович поставил в Большом театре свой последний оригинальный балет – «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Эти масштабные спектакли с большими массовыми сценами требовали особого стиля исполнения – экспрессивного, героического, подчас высокопарного. Наряду с сочинением собственных спектаклей, Григорович активно занимался редактурой классического наследия. Две его постановки «Спящей красавицы» (1963 и 1973) опирались на оригинал М. И. Петипа. Григоровичем были существенно переосмыслены «Лебединое озеро» Чайковского (1969), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984). Постановка «Баядерки» Л. Ф. Минкуса (1991, по редакции ГАТОБ) вернула в репертуар спектакль, долгие годы не шедший на московской сцене. Менее принципиальным изменениям подверглись «Жизель» (1987) и «Корсар» (1994, по осуществлённой в 1992 в Большом театре редакции К. М. , Ю. К. Владимиров , А. Б. Годунов и др. Однако преобладание постановок Григоровича имело и оборотную сторону – привело к однообразию репертуара. Ориентация исключительно на классический танец и в его рамках – на лексику героического плана (большие прыжки и позы адажио, акробатические поддержки) при почти полном исключении из постановок характерных, историко-бытовых, гротескных номеров и пантомимных сцен сузили творческие возможности труппы. В новых постановках и редакциях балетов наследия практически не задействовались характерные танцовщики и мимисты, что закономерно привело к упадку искусства характерного танца и пантомимы. Старые балеты и спектакли др. хореографов исполнялись всё реже, традиционные в прошлом для Москвы комедийные балеты исчезли со сцены Большого театра. За годы руководства Григоровича со сцены были сняты не потерявшие своей художественной ценности постановки Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва («Весна священная» И. Ф. Стравинского), В. И. Вайнонена («Пламя Парижа» Б. В. Асафьева), А. Алонсо («Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. К. Щедрина), А.И. Радунского («Конёк-Горбунок» Щедрина), Л. М. Лавровского («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева), исчезли также составлявшие гордость труппы старомосковские редакции «Лебединого озера» Чайковского и «Дон Кихота» Минкуса. До сер. 1990-х гг. в Большом театре не работали крупные современные балетмейстеры. Отдельные спектакли ставили В. В. Васильев, М. М. Плисецкая, А. Б. Аштона [«Тщетная предосторожность» Ф. (Л. Ф.) Герольда, 2002], Дж. Ноймайера («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, 2004). Специально для Большого театра сочиняли балеты крупнейшие французские балетмейстеры П. Лакотт («Дочь фараона» Ч. Пуньи, по мотивам спектакля М. И. Петипа, 2000) и Р. Пети («Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского, 2001). Из классики 19–20 вв. в эти годы были восстановлены «Ромео и Джульетта» Л. М. Лавровского, старомосковская редакция «Дон Кихота». Собственные редакции классических спектаклей («Лебединое озеро», 1996; «Жизель», 1997) подготовил В. В. Васильев (художественный руководитель – директор театра в 1995–2000). В сер. 2000-х гг. в репертуаре появились новые постановки балетов С. С. Прокофьева («Ромео и Джульетта» Р. Поклитару и Д. Доннеллана, 2003;«Золушка» Ю. М. Посохова и Ю. О. Борисова, 2006) и Д. Д. Шостаковича («Светлый ручей», 2003; «Болт», 2005; оба – в постановке А. О. Ратманского ), осуществлённые с использованием современных выразительных средств хореографии.

Значительное место в репертуаре первых лет 21 в. занимали работы Ратманского (в 2004–09 художественный руководитель балета Большого театра). Кроме перечисленных выше, он поставил и перенёс на московскую сцену свои спектакли: «Леа» на музыку Л. Бернстайна (2004), «Игра в карты» И. Ф. Стравинского (2005), «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (2008, с использованием фрагментов хореографии В. И. Вайнонена), «Русские сезоны» на музыку Л. А. Десятникова (2008).

С 2007 Большой театр начал работу по восстановлению классических балетов на основе исторических материалов. Особенно активно она велась в 2009–11, когда художественным руководителем труппы был знаток старинной хореографии Ю. П. Бурлака: «Корсар» А. Адана (2007, постановщики А. О. Ратманский и Бурлака по М. И. Петипа), Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Ф. Минкуса (2008, постановщик Бурлака по Петипа), «Коппелия» Л. Делиба (2009, постановщик С. Г. Вихарев по Петипа), «Эсмеральда» Ч. Пуньи (2009, постановщики Бурлака и В. М. Медведев по Петипа), «Петрушка» И. Ф. Стравинского (2010, постановщик Вихарев на основе редакции МАЛЕГОТа).

В 2009 в Большой театр на пост балетмейстера вернулся Ю. Н. Григорович, он возобновил несколько своих спектаклей («Ромео и Джульетта», 2010; «Иван Грозный», 2012; «Легенда о любви», 2014; «Золотой век», 2016 ), подготовил новую редакцию «Спящей красавицы» (2011).

С конца 2000-х гг. в области современного репертуара наметился поворот в сторону больших сюжетных спектаклей («Утраченные иллюзии» Л. А. Десятникова в хореографии А. О. Ратманского, 2011; «Онегин» на музыку П. И. Чайковского в хореографии Дж. Кранко, 2013; «Марко Спада, или Дочь бандита» Д. Обера в хореографии П. Лакотта, 2013; «Дама с камелиями» на музыку Ф. Шопена в хореографии Дж. Ноймайера, 2014; «Укрощение строптивой» на музыку Д. Д. Шостаковича в хореографии Ж. К. Майо, 2014; «Герой нашего времени» И. А. Демуцкого в хореографии Ю. М. Посохова, 2015; «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в хореографии Ратманского, 2017; 2-й (2007) и 1-й (2013) степеней, орденом Святого апостола Андрея Первозванного (2017).

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.