Самая известная советская балерина. Кто она? Примы Большого театра. Самые известные балерины современности Известные балерины и балетмейстеры

За воздушным и легким танцем балерины стоит колоссальный ежедневный труд из классов и репетиций. Недаром раньше балериной называли лишь ту танцовщицу, которой удалось достичь вершины хореографического мастерства и удостоиться исполнять ведущие партии в классических спектаклях. «Красота не терпит дилетантства. Служить ей - значит посвятить себя ей целиком, без остатка»- говорила великая Анна Павлова. И биографии по-настоящему великих танцовщиц подтверждают ее мнение. Русская балетная школа по сей день считается образцовой, поэтому среди множества именитых танцовщиц мы выбрали лишь ее воспитанниц.

Авдотья Истомина

Легендарную петербургскую балерину воспел Пушкин в «Евгении Онегине», а также собирался посвятить ей повесть. Авдотья Истомина раскрыла свой талант в раннем возрасте и еще будучи ученицей Петербургской балетной школы выступала в императорском театре. В 17 лет танцовщица завоевала первенство в труппе после дебюта «Ацис и Галатея». Репертуар Истоминой был разнообразен, так как артистка также обладала незаурядным драматическим талантом. Она также играла в водевилях, блестяще справлялась с разговорными ролями. Помимо своего сценического дара, балерина также прославилась умением очаровывать мужчин — ее всегда окружали толпы поклонников. Именно она стала причиной знаменитой четвертной дуэли между Завадовским и Шереметьевым и их секундантами Грибоедовым и Якубовичем.

Тамара Карсавина

Дочь артиста балета, Тамара Карсавина пошла по стопам отца: окончив Императорское театральное училище, присоединилась к труппе Мариинского театра и быстро заполучила статус примы. Карсавина с успехом танцевала партии в классических спектаклях — «Жизели», «Спящей красавице», «Баядерке» — а также вдохновляла хореографов создавать спектакли «под себя». Для нее ставили Михаил Фокин и Леонид Мясин, а Сергей Дягилев, пригласив ее в свою труппу, отдавал лучшие партии. К слову, Тамара Карсавина была близкой подругой и советчиком создателя «Русских сезонов». В 1918 году балерина навсегда уехала из России и поселилась в Англии, где преподавала классический танец, актерское мастерство и работала над постановками.

Анна Павлова

О детстве балерины известно мало — Павлова всю жизнь скрывала собственное происхождение. Тем не менее, ее карьера была такой насыщенной, а талант — ярким, что подробности ее ранней биографии можно оставить без внимания без зазрения совести. Выпускница Императорского театрального училища, Анна Павлова была ведущей танцовщицей труппы Мариинского театра, где исполняла партии в классических балетах. Мировую известность балерина обрела после участия в «Русских сезонах» Дягилева, правда, проработав с ним один сезон, основала собственную труппу. Тем не менее, афиша с силуэтом Павловой так и осталась символом знаменитой серии гастрольных выступлений. Наиболее известный образ балерины — лебедь в миниатюре, поставленной для нее Михаилом Фокиным. С 1914 года Анна Павлова жила в Англии и успешно гастролировала в Европе, Америке и даже Индии. Скончалась великая танцовщица от пневмонии. Говорят, что последние ее слова были: «Приготовьте мне мой костюм лебедя!»

Публикации раздела Театры

Современные российские балерины. Топ-5

В предлагаемую пятерку ведущих балерин вошли артистки, которые начали карьеру в главных музыкальных театрах нашей страны - Мариинском и Большом - в 90-х годах, когда ситуация в политике, а за ней и в культуре стремительно менялась. Балетный театр становился более открытым за счет расширения репертуара, прихода новых хореографов, появления дополнительных возможностей на Западе и одновременно более требовательным к исполнительскому мастерству.

Этот короткий список звезд нового поколения открывает Ульяна Лопаткина, которая пришла в Мариинский театр в 1991-м и сейчас практически завершает карьеру. В конце списка - Виктория Терёшкина, которая также начала работать в эпоху перестройки в балетном искусстве. И сразу за ней идет следующее поколение танцовщиц, для которых советское наследие - лишь одно из многих направлений. Это Екатерина Кондаурова, Екатерина Крысанова, Олеся Новикова, Наталья Осипова, Оксана Кардаш, но о них в другой раз.

Ульяна Лопаткина

Сегодняшние СМИ называют ученицу Наталии Дудинской Ульяну Лопаткину (род. в 1973) «иконой стиля» русского балета. В этом броском определении есть зерно истины. Она - идеальная Одетта–Одиллия, подлинная «двуликая» героиня «Лебединого озера» в холодновато-рафинированной советской версии Константина Сергеева, сумевшая также развить и убедительно воплотить на сцене другой лебединый образ в декадентской миниатюре Михаила Фокина «Умирающий лебедь» Камиля Сен-Санса. По этим двум ее работам, зафиксированным на видео, Лопаткину узнают на улице тысячи поклонников во всем мире, а сотни юных балетных учениц стараются постичь ремесло и разгадать тайну перевоплощения. Утонченная и чувственная Лебедь - это Ульяна, и еще долго, даже когда новое поколение танцовщиц затмит гениальную плеяду балерин 1990–2000-х, Одетта–Лопаткина будет ворожить. Также она была недостижима, точна технически и выразительна в «Раймонде» Александра Глазунова, «Легенде о любви» Арифа Меликова. Ее бы не назвали «иконой стиля» и без вклада в балеты Джорджа Баланчина, чье американское наследие, напитанное культурой русского императорского балета, Мариинский театр осваивал, когда Лопаткина была на самом пике карьеры (1999–2010). Ее лучшими ролями, именно ролями, а не партиями, так как Лопаткина умеет драматически наполнять бессюжетные композиции, стали сольные работы в «Бриллиантах», «Фортепианном концерте №2», «Теме с вариациями» на музыку Петра Чайковского , «Вальсе» Мориса Равеля. Балерина участвовала и во всех авангардных проектах театра и по результатам сотрудничества с современными хореографами даст фору многим.

Ульяна Лопаткина в хореографической миниатюре «Умирающий лебедь»

Документальный фильм «Ульяна Лопаткина, или Танцы по будням и в праздники»

Диана Вишнёва

Вторая в силу рождения, всего лишь на три года младше Лопаткиной, ученица легендарной Людмилы Ковалёвой Диана Вишнёва (род. в 1976) в реальности никогда не «приходила» второй, но только первой. Так сложилось, что Лопаткина, Вишнёва и Захарова, отделенные друг от друга тремя годами, шли бок о бок рядом в Мариинском театре, полные здорового соперничества и одновременно восхищения огромными, но совершенно разными возможностями друг друга. Там, где Лопаткина царила томной грациозной Лебедью, а Захарова формировала новый - урбанистический - образ романтичной Жизели, Вишнёва выполняла функцию богини ветра. Еще не окончив Академию русского балета, она уже танцевала на сцене Мариинки Китри - главную героиню в «Дон Кихоте», еще несколько месяцев спустя показала свои достижения в Москве на сцене Большого театра . А в 20 лет стала прима-балериной Мариинского театра, хотя многим приходится ждать повышения до этого статуса до 30 и более лет. В 18 (!) Вишнёва примерила на себя роль Кармен в номере, сочиненном специального для нее Игорем Бельским. В конце 90-х Вишнёва по праву считалась лучшей Джульеттой в канонической редакции Леонида Лавровского, она же стала самой грациозной Манон Леско в одноименном балете Кеннета МакМиллана. С начала 2000-х параллельно с Петербургом, где участвовала во многих постановках таких хореографов, как Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Уильям Форсайт, Алексей Ратманский, Анжелен Прельжокаж, начала выступать за рубежом как приглашенная этуаль («звезда балета»). Сейчас Вишнёва чаще работает в собственных проектах, заказывая балеты для себя известным хореографам (Джон Ноймайер, Алексей Ратманский, Каролин Карлсон, Мозес Пендлтон, Дуайт Роден, Жан-Кристоф Майо). Балерина регулярно танцует в премьерах московских театров. Огромный успех сопутствовал Вишнёвой в балете Большого театра в хореографии Матса Эка «Квартира» (2013) и спектакле Джона Ноймайера «Татьяна» по «Евгению Онегину» Александра Пушкина в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в 2014-м. В 2013-м стала одним из организаторов ноябрьского фестиваля современного танца Context, который с 2016 года проходит не только в Москве, но и в Петербурге.

Документальный фильм «Всегда в движении. Диана Вишнёва»

Светлана Захарова

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова , «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа , реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов - с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии - балет Ла Скала - предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым - она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени» .

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»

Мария Александрова

В то же самое время, когда триада петербургских танцовщиц покоряла Северную Пальмиру, в Москве взошла звезда Марии Александровой (род. в 1978). Ее карьера развивалась с небольшим опозданием: когда она пришла в театр, свой век дотанцовывали балерины предыдущего поколения - Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Галина Степаненко. В балетах с их участием Александрова - яркая, темпераментная, даже экзотичная - была на вторых ролях, зато именно ей доставались все экспериментальные премьеры театра. Совсем еще юную балерину критики увидели в балете Алексея Ратманского «Сны о Японии», вскоре она уже интерпретировала Екатерину II в балете Бориса Эйфмана «Русский Гамлет» и др. А дебюты в главных партиях таких балетов, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Легенда о любви», она терпеливо ждала годы.

Судьбоносным стал 2003 год, когда Александрову выбрал в качестве Джульетты хореограф новой волны Раду Поклитару. Это был важный спектакль, открывший дорогу новой хореографии (без пуантов, без классических позиций) в Большом театре, и революционное знамя держала Александрова. В 2014-м она повторила свой успех в другом шекспировском балете - «Укрощение строптивой» в хореографии Майо. В 2015-м Александрова начала сотрудничество с хореографом Вячеславом Самодуровым. Он поставил на нее балет про театральное закулисье - «Занавес» в Екатеринбурге, а летом 2016 года выбрал на роль Ундины в одноименном балете в Большом театре. Балерина сумела использовать вынужденное время ожидания для оттачивания драматической стороны роли. Тайный источник ее креативной энергии, направленной на лицедейство, не иссякает, и Александрова всегда находится в боевой готовности.

Документальный фильм «Монологи о себе. Мария Александрова»

Виктория Терёшкина

Как и Александрова в Большом, Виктория Терёшкина (род. в 1983) находилась в тени вышеупомянутой тройки балерин. Но она не ждала чьего-то ухода на пенсию, она начала энергично захватывать параллельные пространства: экспериментировала с начинающими хореографами, не терялась в трудных балетах Уильяма Форсайта («Приблизительная соната», например). Часто делала то, за что другие не брались, или брались, но не справлялись, а у Терёшкиной получалось и получается абсолютно всё. Её главным коньком было безупречное владение техникой, помогла выносливость и присутствие рядом надежного педагога - Любови Кунаковой. Любопытно, что в отличие от Александровой, ушедшей в подлинный драматизм, который только возможен на балетной сцене, Терёшкина «поставила» на усовершенствование техники и возвела в культ торжествующую бессюжетность. Ее любимый сюжет, который она всегда разыгрывает на сцене, вырастает из чувства формы.

Документальный фильм «Царская ложа. Виктория Терёшкина»

Кто самая известная советская балерина? Кто-то назовет Майю Плисецкую, другие - третьи - Галину Уланову. Все они были выдающимися танцовщицами ХХ века. Советские балерины, фото которых приведены ниже, своим мастерством сумели возвести советский балет на небывалую высоту во всем мире. Каждая из них прошла свой особый путь к вершине славы.

Галина Уланова

Известная советская балерина родилась в Санкт-Петербурге в семье балетных артистов Мариинского театра в 1909 году. С 9 лет Галина стала обучаться балетному искусству в Петроградском хореографическом училище, где работала хореографом ее мама. На занятия она ходила без особой охоты, однако врожденное чувство долго не позволяло ей расслабляться, и она с упорством отрабатывала балетные позы. После окончания училища в 1928 году ее взяли в труппу ленинградского Театра оперы и балета. Через год она уже танцевала ведущую партию в “Лебедином озере” и произвела как на балетных критиков, так и на публику большое впечатление. О ней стали говорить как о будущей звезде. До 1944 года Галина была примой Кировского театра. Ее репертуар включал роли Джульетты, Жизели, Маши из “Щелкунчика”. Во время Отечественной войны известная советская балерина вместе с труппой театра была эвакуирована в Алма-Ату. В 1943 году она была номинирована на звание Народной артистки После войны Уланову перевели в Москву в труппу Большого театра. Она была первой из советских балерин, которая совершила зарубежное турне. Она выступила на авторитетных балетных сценах европейских Лондона, Парижа и т.д. Советская балерина Галина Уланова считалась достоянием мирового балетного искусства. Ее благосклонности добивались многие влиятельные люди планеты, однако она была неприступной и замкнутой. Она держала всех на определенной дистанции, ни с кем не дружила, мало общалась, за что ее прозвали “Великой Немой”. пожалуй, - самая одаренная со стороны государства советская балерина. Ей были присвоены звания Народной артисткой РСФСР и СССР, она стала дважды героем Социалистического труда, лауреатом различных авторитетных премий. При жизни Галине Улановой были установлены два памятника: один на ее родине - в Санкт-Петербурге, а другой - в Стокгольме. Галина Уланова умерла в возрасте 89 лет. До конца жизни она выглядела безупречно элегантной, ходила на каблуках и делала разминку у Ее тело покоится на Новодевичьем кладбище.

Ольга Лепешинская

Другая известная советская балерина, дворянка по происхождению, родилась в Киеве в 1916 году. Для получения хореографического образования она с семьей переехала в Москву и поступила в Московское хореографическое училище. Ее врожденный талант сразу же бросился в глаза ее преподавателям, и сразу же по окончанию училища ее взяли в труппу Большого театра. Она исполняла ведущие партии в балетах П. И. Чайковского: Маши в “Щелкунчике”, Одетты - Одиллии в “Лебедином озере” и др. Ее балетными партнерами были такие известные танцовщики, как Асаф Мессерер, Алексей Ермолаев и Петр Гусев. Ольга Лепешинская снялась в первом советском фильме-балете “Граф Нулин”. После ухода со сцены великая балерина занялась педагогической деятельностью и взрастила не одно поколение балерин. Она ушла из жизни в возрасте 94 лет.

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая родилась в состоятельной еврейской семье в 1925 году в Москве. Ее отец всегда занимал ответственные государственные посты, однако в 1938 году был обвинен по статье "Враг народа" и расстрелян, а ее мать - актриса немого кино - была сослана в Казахстан. Для того чтобы девочка не попала в детдом, ее тетя, артистка Большого театра удочерила Майю. Ее дядя - Асаф Мессерер - также был знаменитым танцовщиком Большого театра. Так девочка росла среди двух артистов и приобщалась к балетному искусству. Став выпускницей Московского хореографического училища, она поступила на службу в Большой театр. В течение 5 лет Майя танцевала второстепенные партии, однако после исполнения роли Жизели она стала примой Большого театра. В 1958 году известная советская балерина Майя Плисецкая и популярный композитор поженились. Майя снималась во многих советских фильмах-балетах, а после ухода со сцены стала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а затем и Мадридского балета. Сегодня Майя Плисецкая является председателем ежегодной международной балетной премии “Майя”.


Лучшие представительницы русского балета - Анна Павлова и Галина Уланова.

Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова

Анна Павлова - выдающаяся русская балерина.

Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.


Анна Павлова в роли умирающего лебедя.

Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед вами лебедь».

Галина Уланова

Галина Уланова - выдающаяся балерина, которой ставили памятники еще при жизни.

Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.


Галина Уланова исполняет партию Жизель.

Галина Уланова достигла небывалых высот в мастерстве исполнения. Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская


Ольга Лепешинская - артистка балета и балетный педагог.

За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.


Ольга Лепешинская - балерина со страстным темпераментом

Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая - российская и советская артистка балета

Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.


Майя Плисецкая - выдающаяся балерина.

Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и невероятная любовь к своей профессии позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка

Людмила Семеняка - российская и советская балерина.

Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.


Людмила Семеняка, Андрис Лиепа и Галина Уланова на репетиции.

В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.