Что такое крепостной театр. Русский крепостной театр и крепостные актеры. Чем занимался «крепостной» в императорских театрах

Михаил Семенович Щепкин

В истории русской культуры имя М.С. Щепкина (6 (18) ноября 1788 -- 11(23) августа 1863) по праву принадлежит слава театрального искусства. «Актёр могучих возможностей, он исчерпывающе осуществил задачи, которые были выдвинуты общим ходом русской театральной истории, и непреложность его открытий выразила закономерности, определившие основные линии дальнейшего развития русского театра», -- так охарактеризовал значимость личности М.С. Щепкина исследователь его творчества О.М. Фельдман. Род. в семье крепостного, управляющего графским имением. Отец смог отдать Щепкин в уч-ще в уездном г. Судже. Здесь учениками была поставлена комедия А.П. Сумарокова "Вздорщица". Сыгранная Щепкиным роль в этом спектакле в февр. 1800 повлияла на всю его жизнь ("Мне было так хорошо, так весело, что и сказать нельзя"). В 1801 - 1803 обучался в Курском губернском уч-ще и играл в графском домашнем театре. С 1805 совмещал обязанности секретаря графа с профессиональной артистической деятельностью. В 1818 вместе с группой актеров основал в Полтаве "вольный театр". Сыграв множество ролей на провинциальной сцене, он был выкуплен из крепостной неволи после проведенной подписки "в награду таланта актера". Щепкин смог уехать в Москву, где в 1823 был зачислен в труппу Моск. (Малого) театра. По мнению современников, Щепкин представлял собой живую энциклопедию русской жизни, в мастерстве передачи к-рой не имел себе равных. Реформатор актерского мастерства, добивавшийся перевоплощения в сценический образ, оказавший огромное влияние на становление и развитие реалистического театрального искусства, Щепкин был дружен с А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, В.Г. Белинским, А.И. Герценом л др. По настоянию А.С. Пушкина, написавшего заголовок и первую фразу, Щепкиным были созданы интересные воспоминания. Человек своего времени, он не принял пьесы А.Н. Островского "Гроза" и отговаривал А.И. Герцена заниматься политикой; не создал законченных трудов по проблемам сценического искусства, но после его смерти А.И. Герцен написал: ."...он был великий артист, артист по призванию и по труду. Он создал правду на русской сцене, он первый стал не театрален на театре".

Семенова Екатерина Семеновна

Семенова Екатерина Семеновна (1786-1849). Дочь крепостной крестьянки. Ведущая трагическая актриса петербургской сцены. Дебютировала в 1803 и покинула сцену в 1826 году. По свидетельству современника, «самое пылкое воображение живописца не могло бы придумать прекраснейшего идеала женской красоты для трагических ролей».

Сам А.С. Пушкин был горячим поклонником Семеновой. Ее игре он посвятил восторженные строки в статье «Мои замечания об русском театре» (1820): «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только об ней. Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою... Игра всегда свободная, всегда ясная...» И в первой главе «Евгения Онегина». (Черейский., 1999) Современники Пушкина с 93-94

Успех и поклонники избаловали Семёнову: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему способствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем И.А. Гагариным, человеком очень богатым и пользовавшимся высоким положением, как на службе, так и в литературных кружках. Появление нового рода драматических произведений, романтического направления, нередко писанных прозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры Семёновой. Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже за комические роли, но безуспешно. В 1826 году Семёнова окончательно простилась с публикой в трагедии Крюковского «Пожарский». Переехав в Москву, Семёнова согласилась обвенчаться со своим покровителем. Дом Гагариных посещали многие прежние поклонники Семёновой: Пушкин, Аксаков, Надеждин, Погодин. В 1832 году умер князь Гагарин; последние годы жизни Семёновой были омрачены семейными неприятностями.

Екатерина Семёнова скончалась 1 (13) марта 1849 года в Петербурге. Похоронена на Митрофаниевском кладбище. В связи с полным уничтожением Митрофаньевского кладбища Е.С. Семенова была перезахоронена в 1936 г. на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Жемчугова Прасковья Ивановна

Ковалева (Жемчугова) Прасковья Ивановна (1768-1803), актриса крепостного театра графов Шереметевых. Дочь кузнеца из подмосковного села Кусково, принадлежавшего Шереметевым. В семь лет была взята в барский дом и воспитывалась там среди других детей, определенных к театру. Обладая редким по красоте голосом (лирическое сопрано), драматическим талантом, великолепными сценическими данными и мастерством, Ковалева (по сцене Жемчугова) с н. 1780-х стала первой актрисой шереметевского театра. С огромным успехом выступила в опере Гретри “Браки самнитян”. Тяготение к трагедийному, героическому репертуару, борьба сильных чувств и больших идей отразились в созданном ею образе мужественной самнитской девушки, боровшейся за свое право на счастье. Личная судьба крепостной актрисы сложилась непросто. До 1798 она была крепостной. Ее брак с обер-гофмаршалом Н.П. Шереметевым (1752 -- 1809) был официально оформлен только за два года до ее смерти. Напряженная работа в театре, тяжелые личные переживания подорвали здоровье актрисы. Она умерла в 1803, вскоре после рождения сына. В память о ней Н.П. Шереметев построил Странноприимный дом (ныне в этом здании -- Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Кратко пересказав судьбы известнейших крепостных актёров, также хочется сказать, что судьбы многих других людей участвовавших в театральной жизни были сломаны из-за жестокости помещиков и скрытая сторона жизни крепостных актёров и актрис настолько ужасна, наверное, поэтому не многие добились всероссийского успеха.

Целью данного реферата является систематизация, накопление и закрепление знаний о крепостном театре в России в 18 веке.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть историю крепостного театра;

Охарактеризовать театральных деятелей - Щепкина, Семенову, Жемчугова;

Подвести основные итоги реферата.

В процессе написания реферата мною были изучены учебники по мировой художественной культуре, очерки истории русской культуры XVIII века, статьи о театральных деятелях.

Крепостной театр существовал в России на протяжении примерно столетия (с середины 18 в. до середины 19 в.). Крепостной театр был двух типов – усадебный и городской. Первый представлял собой хорошо устроенные помещения с большим репертуаром, большой труппой артистов, с детства подготавливаемых к театральной деятельности, оркестром, балетом, хором и солистами. К этому же типу относятся и так называемые «балаганные театры», показывавшие свои спектакли на больших ярмарках в уездных городах, в посадах при монастырях и т.д. Ко второму типу относятся усадебные театры, носившие замкнутый характер – для забавы самих господ и приглашенных гостей. Лишь на первый взгляд такие крепостные сцены существовали замкнуто: очевидна их живая связь с общественной и культурной жизнью России.

Рождение национального профессионального театра связано с именем Ф.Г. Волкова (1729-1763) и городом Ярославлем, где он впервые поставил драмы своего великого земляка Д. Ростовского, а затем первые трагедии А.П. Сумарокова. С 1756 года публичный театр открывает свой занавес и в Санкт-Петербурге. Создателем репертуара и директором театра был драматург Сумароков. А гениальным актером и режиссером был Федор Григорьевич Волков. Подтверждением его гениальности служит последнее его творение - «Торжествующая Минерва», в котором проявились многочисленные таланты Волкова. «Театральное искусство знал он в высшей степени»,- вспоминали современники. Ставился этот грандиозный праздник по случаю восшествия на престол Екатерины II. Во время торжества Ф. Волков простудился и безвременно скончался «к великому и общему всех сожалению».

В труппе Волкова начал свою актерскую карьеру знаменитый актер И.А. Дмитриевский (1736-1821), который с 1779 руководил частным театром на Царицыном лугу. На сцене этого театра впервые была поставлена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», в которой сам И.А. Дмитриевский сыграл роль Стародума.

В Москве существовал университетский театр с итальянской труппой Д. Локателли. А в 1780 году открылся Петровский театр, в репертуаре которого были как драматические, так и оперные спектакли.

Своеобразным явлением культурной жизни второй половины XVIII в. был крепостной театр.

В конце XVIII в. роль театра в общественной жизни значительно выросла и стала предметом публичных обсуждений.

Все названные вопросы требуют дальнейшего подробного рассмотрения и изучения.

1. История крепостного театра

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет “игра” в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины “игрище” и “игра” в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Первый общедоступный театр появился в Москве в 1702 году. Это был театр Кунста-Фгорста, так называемая «комедийная храмина». Просуществовал он недолго. Популярностью у москвичей не пользовался. Петр I придавал театру особое значение в связи с тем, что требовал от театра пропагандировать идеи государственности и через театральные подмостки провозглашать свою внутреннюю и внешнюю политику. Поэтому при Петре I широкое распространение получают всенародные масштабные действия: три-умфачьные шествия, маскарады, фейерверки. Петр I «выдвинул театр из царского дворца на площадь».

В 1730-е годы в Москве появлялись «публичные игрища» на масленицу, на которых представляли «Евдона и Берфу», «Соломона и Гаера». А с 1742 года в Москве представляла «Немецкая комедия» - постоянно действующий городской театр, на чьи спектакли ходило много народа.

Подневольных актеров обучали профессиональные артисты, композиторы, балетмейстеры. Нередко крепостные артисты воспитывались в казенных театральных и балетных школах, а свободные артисты играли рядом с ними на крепостной сцене. Случалось, что крепостные, сданные своими владельцами «напрокат», появлялись и на императорской сцене (в таких случаях в афишах и программах крепостных не называли «господином» или «госпожой», а просто писали фамилии). Известны случаи, когда крепостные артисты выкупались казной для зачисления на императорскую сцену, – столыпинские крепостные вместе с дворовыми актерами помещиков П.М.Волконского и Н.И.Демидова вошли в труппу образованного в 1806 казенного театра, известного ныне как Малый театр. Из крепостных артистов вышли М.С.Щепкин, С.Мочалов (отец трагика П.С.Мочалова), Е.Семенова, по словам А.С.Пушкина, «единодержавшая царица трагической сцены», и многие другие.

Широко известны такие крепостные труппы, как театр графа С.М.Каменского в Орле. Специальная постройка имела партер, бельэтаж, ложи, галерею. Капельдинеры были одеты в особые ливрейные фраки с разноцветными воротниками. В графской ложе, перед его креслом, лежала специальная книга для записи во время спектакля промахов артистов и оркестрантов, а на стене за креслом висели плетки для наказания. В течение полугода в 1817, по сообщению «Друга Россиян», в театре графа Каменского «к увеселению публики города Орла было поставлено 82 пьесы, из коих было 18 опер, 15 драм, 41 комедия, 6 балетов и 2 трагедии». Имение графа не сохранилось, но в Орловском драматическом театре им. И.С.Тургенева с конца 1980-х годов существует мемориальная «сцена графа Каменского» с реконструированной сценической площадкой, небольшим залом, занавесом, музейной и гримировальной комнатой. Здесь играют камерные спектакли, а над креслом последнего ряда висит портрет графа и розги для наказания.

К такому же типу публичных крепостных театров принадлежал и театр князя Шаховского, постоянная резиденция которого находилась в специально обустроенном помещении в Нижнем Новгороде. Ежегодно в июле князь привозил свой театр на Макарьевскую ярмарку. Репертуар крепостного театра включал спектакли драматические, оперные, балетные. Подобный тип театра изображен в повести Вл.А.Сологуба Воспитанница – нравы и быт театральных деятелей начала 19 в. передан здесь с тем же трагизмом, что и в повести А.И.Герцена Сорока-воровка . Имеются достаточно точные сведения о репертуаре крепостных театров в 1790-х годов, в основном это сочинения В.Левшина и И.Карцелли: комические оперы Король на охоте , Свадьба господина Волдырева , Своя ноша не тянет , Мнимые вдовцы и др.

Более сложным репертуаром и устройством отличались театры при господских усадьбах. В своем исследовании В.Г.Сахновский отмечает, что устраивались они «чаще как забава, как развлечение или стремление ответить господствующей моде, реже, а для правильной оценки искуства театра в России, да и для оценки художественной культуры в России вообще тем существенней – как потребность в формах театра выразить свое жизнеощущение, миропонимание и, следовательно, утолить страсть к искусству сцены». Наибольшую роль в развитии «инстинкта театральности» в русском дворянстве играл, по общему мнению исследователей темы, уездный господский театр. Самыми известными театрами вельмож екатерининского и александровского времени в Москве и Санкт-Петербурге был театр князя Юсупова на Мойке и в подмосковном Архангельском, графов Шуваловых на Фонтанке, Потемкина в Таврическом дворце, графов Шереметевых в Кускове (позже в Останкине), графов Апраксиных в Ольгове, графов Закревских в Ивановском, графов Паниных в Марфине (Н.М.Карамзин, посещавший этот театр, написал для крепостного театра пьесу с пометкой «только для Марфина»), графов Загряжских в Яропольце Волоколамском.

2. Щепкин Михаил Семенович (1788–1863)

Русский актер. Родился 6 ноября 1788 в с.Красное Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г.С.Волькенштейна. В 1800 году во время учебы в Судженском народном училище (1799–1801) Щепкин исполнил роль слуги Розмарина в комедии А.П.Сумарокова Вздорщица , в 1801–1802 играл на домашнем театре графа Волькенштейна, в том числе Актера (роль «с трансформацией») в комедии Н.Р.Судовщикова Опыт искусства , Степана-сбитенщика и помещика-галломана Фирюлина в комических операх Я.Б.Княжнина Сбитенщик и Несчастье от кареты . Учась в Курском народном училище (1801–1803), попал за кулисы городского театра братьев М.Е., А.Е. и П.Е.Барсовых – переписывал тексты ролей, суфлировал, в 1805, в бенефис актрисы П.Г.Лыковой, с успехом заменил проигравшегося и запившего актера в роли Андрея-почтаря в Зоа Л.-С.Мерсье. Несколько лет Щепкин совмещал обязанности секретаря своего помещика, графа Волькенштейна, с артистической деятельностью в труппе Барсовых. В 1816 вступил в труппу И.Ф.Штейна и О.И.Калиновского, игравшую в городах южной и юго-западной России. В 1818 перешел в Полтавский театр, руководимый писателем И.П.Котляревским. Специально для Щепкина, сразу занявшего ведущее положение в труппе, Котляревский написал роли выборного Макогоненко и поселянина Михайло Чупруна в «малороссийских операх» Наталка-Полтавка и Москаль-Чаровник . После распада театра в 1821 актер вернулся в труппу Штейна, возглавлявшего в то время Тульский театр.

Нашим современникам, фанатеющим по исполнителям ролей в блокбастерах и телесериалах, трудно представить, что когда-то профессия артистов была тяжким, подневольным и неоплачиваемым трудом. О вековом бремени, легшем на плечи самой зависимой профессии, в «домашних» театрах крепостной России и пойдет дальше речь.

Когда существовали «крепостные театры»?

«Крепостной», часто называемым «домашним», театр существовал почти полторы сотни лет. Корни явления уходят в петровские времена, когда активно прививались новые формы развлечений знати. Так, один из российских исследователей темы Татьяна Дынник называет датой рождения явления - день бракосочетания королевы Екатерины II, когда актер стал «ревизской душой». И в доказательство приводится отрывок из воспоминаний современника, описывающего день 15 ноября 1722 года с упоминанием о приказании герцогини Мекленбургской одного из провинившихся актеров наказать двумя сотнями ударов батагов, применявшихся по отношению к крепостным. О завершении эпохи свидетельствует документ 1844 года о совещании Комитета по устройству «сословия дворовых людей», на котором Николай I выразил мнение, что крепостные «театральные труппы, оркестры и пр., теперь везде уже почти вывелись или выводятся. В Петербурге, сколько знаю, это есть уже только у Юсупова и Шереметева; у последнего, впрочем, не по вкусу, а потому, что он не знает, куда с этими людьми деваться».

Крепостной театр в Кусково

Что это за явление?

Театр крепостных для именитых семейств был движимым имуществом, которым они распоряжались на правах собственности в целях развлечений и коммерции. Афиша наполнялась оперными сочинениями, балетами, комедиями и драмами. И сама затея оказывалась частью городской, а не усадебной жизни. К началу XIХ века в России на 155 коллективов только 52 располагались в усадьбах, а 103 в городских особняках: в Москве - 53, Петербурге – 27, и в других городах - 23. Хозяева прикладывали немалые усилия, чтобы их «домашние радости» казались «столичными».

Стоит отдельно отметить, что дотация подобных коллективов считалась роскошью и подразумевала значительные траты, ввиду чего подобное баловство могли позволить лишь владельцы очень больших состояний.


Крепостной театр Шереметевых в Фонтанном доме

Самые известные крепостные театры

* князя Г.А.Потемкина в Таврическом дворце (Шпалерная ул., дом 47, Санкт-Петербург),
* в Юсуповском дворце на Мойке, дом 94 (Санкт-Петербург),
* во дворце Нарышкиных-Шуваловых на Фонтанке, дом 21 (Санкт-Петербург),
* наследника престола Павла Петровича (усадьба в селе Павловское),
* графа Б.П. Шереметева в Фонтанном доме - 34 (Санкт-Петербург),
* князя Н. Б. Юсупова (подмосковное село Архангельское),
* генерала С. С. Апраксина (Ольгово),
* графини Д. П. Салтыковой (Марфино),
* «Наполеоновский театр» П. А. Познякова в доме на Никитской (Москва) и др.


Крепостной театр Гонзаго в селе Архангельское

Кого отбирали в артисты?

Актерское дело оказалось трудом подневольным, палочным, носило часто временный характер. Штат исполнителей набирался из крепостных по главному критерию – претендент должен быть «видным собою», в смысле, красиво сложенным, иметь статную фигуру. Согласно указу Шереметева, исполнительницы домашних театральных постановок брались из девочек-сирот 15-16 лет, «лицом и корпусом не развращены и притом и грамоте умеющие». Однако часто соблюдалось только первое требование, отчего большинство артистов были малообразованы. Так, в письме Шереметеву один из преподавателей декламации в доме графа, знаменитый актер Иван Дмитревский отмечал у учащихся невероятно низкий уровень владения русским языком, без которого «актером хорошим быть весьма трудно».

Как проходили репетиции?

Учитывая тот факт, что грамотных крепостных не каждый мог себе позволить, отобранных исполнителей мучили разучиванием ролей «с голоса» и бессмысленными повторами репетиций, проводимые даже ночью.


Крепостной театр Н. А. Дурасова в Люблино

Чему учили еще?

Мастерству актера, декламации, пению, музицированию, правописанию, истории литературы, иностранным языкам, общему курсу естественных наук. Для этого в труппу набирали молодых людей, способных к обучению.

Где жили актеры?

Беспокойный народ артистов жил изолированно, в отдельных флигелях, где-нибудь на задворках, «подальше от глаз», но под пристальным оком строгого контроля и армейской дисциплины.

«Делать нечего , - говорит у А. И. Герцена один владелец крепостного театра, - порядок в нашем деле - половина успеха; ослабь сколько-нибудь вожжи - беда: артисты - люди беспокойные. Вы знаете, может быть, что французы говорят: легче армией целой управлять, нежели труппой актеров ».


Крепостной театр графа Шереметева в Останкино

Сколько получали крепостные артисты?

Учитывая, что «принимающая» сторона, брала на себя «полную дотацию», т.е. затраты на размещение, проживание и еду, артисту не доставалось на руки ничего. Лишь у состоятельных вельмож возникали поощрения и подарки, но это считалось большой редкостью.

Особый случай - домашний театр графа Шереметева, где актерам было положено жалование от 10 до 60 рублей в год. Столько мог получать опытный камердинер или управитель. Граф для всей челяди установил три уровня окладов: «низовая», т.е. дотация соответствовала самой низкой ставке, затем «дача против лакеев», т.е. равная с лакеями, и «верховная дача», которая и определяла привилегированный статус причастных к театру.


Неизвестный крепостной художник. Дворец в Марьине. 1816

Какие применялись наказания?

Поддерживали жесткие правила дисциплины суровые наказания за всякие нарушения и провинности. Николай Лесков в новелле «Тупейный художник» описал несколько реалистичных примеров графской тирании хозяина крепостного театра в Орловской губернии, графа Сергея Каменского, который был невероятно жесток с крепостными. Граф лично работал кассиром и продавал билеты. Кроме развлечения гости получали угощения в виде долек зефира, моченых яблок и меда. Все замечания по игре граф записывал и прямо во время антракта ходил за кулисы, где специально приготовленными плетками проводил расчеты с нерадивыми исполнителями так жестко, что их крики доносились до утонченного слуха почетных гостей.

Однако наказания в виде телесных порок чаще применялись только к мужчинам. Женщин преследовала иная участь. Так, например, за графом Шереметевым водилась привычка забывать платок во время обхода опочивален актрис, о котором внезапно вспоминал ночью, неожиданно посещая девичьи спальни, отчего довольно скоро обзавелся большим количеством внебрачного потомства.

При этом сам жестоко наказывал за всякие нарушения «приличных правил». Так, например, ученица его домашнего театра Беляева отправилась как-то на обучение в дом актера Сандунова в одной бричке с учеником Травиным. Граф обрушил свой страстный гнев на голову обоих, возмущаясь тем, что «девка ездила вместе с холостым», после чего их строго наказал.


Крепостной помещика Н.Н.Демидова, великий русский актер Степан Мочалов (1775-1823)

Чего актеры боялись больше всего?

Ходили многочисленные легенды об ужасающих инцидентах, коими сопровождались наказания артистов за провинности. Так, например, во время одной сцены на играющего мнимое чудовище актера набросилась собака, которая разрывала исполнителя на куски. Хозяин дома запретил всем вмешиваться, дав «покончить дело», после чего велел повесить псину и сослать подальше артиста.

Как описывает И.Арсеньев, странная привычка была у графа Н.Б.Юсупова, развлекавшего своих московских гостей после окончания представления тем, что сам выходил в светло-синем фраке с напудренным париком с косичкой, а кордебалет являлся в «природном виде». Еще один пример того, как часто «домашний театр» реализовывал представления владельца о развлечениях, коих тому недоставало.


Фрагмент иконы «Страшный суд»

Чем поощряли настоящий талант?

Кроме ценных подарков и денежных премий особой же благодатью считалась перемена фамилии. Так, например, после прохождения уроков декламации знаменитого актера Ивана Дмитревского юным девицам поменяли фамилии: Кучерявинкова стала Изумрудовой, Ковалева - Жемчуговой, Буянова - Гранатовой, Чечевицина - Яхонтовой. А грубо именующиеся мужчины получили фамилии Каменев, Мраморнов, Сердоликов и пр.

Прима Шереметьевского театра Прасковья Жемчугова (Ковалева) после концерта перед Павлом I в феврале 1797 года настолько поразила красотой и нежностью тембра лирического сопрано, что получила в подарок «императорский дар» - перстень в тысячу рублей. А в 1801 году актриса стала супругой графа Шереметева. Однако о тайном браке стало известно только в 1803, после рождения первенца Дмитрия, которому достались несметные богатства и полторы сотни тысяч крепостных душ. Но через двадцать дней великая актриса скоропостижно скончалась от чахотки.

Какие дополнительные преимущества получал владелец?

Екатерина II после спектакля знаменитого крепостного театра в шереметевском имении при селе Кусково выразила невероятное удивление от великолепного зрелища, «приятно выделяющегося изо всего, что ради нее устраивалось ». Что позволило графу Николаю Шереметеву последнее десятилетие XVIII века целый год проводить в Петербурге, в своем Фонтанном доме, куда вместе с ним приезжали артисты, оркестранты, художники и балетные танцовщики.

Как «крепостные» становились «служащими»?


В 1820-х годах коллективы крепостных театров постепенно расформировывались. Разорение многих знатных фамилий позволило Дирекции императорских театров приобрести несколько крепостных исполнителей, музыкантов, цирюльников и швей. Но положение при переходе крепостного от помещика в профессиональный коллектив не изменилось. Введенный 17 декабря 1817 года закон об «исключении артистов и других театральных служителей из подушного оклада», благодаря которому таланты получали свободу от «ревизской» зависимости, положения зависимых талантов не изменил. Новые руководители из дирекции тоже относились к ним, как к вещи.

Почём «крепостной» талант?

В 1828 году Дирекция приобрела у князя Чернышева коллектив музыкантов за 54 тысячи рублей. Две тысячи за душу. Но выяснилось, что исполнители оркестра либо «не игрывали», либо «играли худо», отчего часть отдали на переучивание, часть - в «турецкую музыку», а остальных - в переписчиков нот. Определили жалование от 250 до 500 рублей в год (при том, что вольным платили 1000), расквартированы во пристройку к Аничкову дворцу, плюс женатым с детьми прибавили полста рублей. Это плачевное состояние вынудило крепостных даже написать письмо министру двора Волконскому с просьбой «принять под покров несчастных», но силы не имело и перемен участи не принесло.

Чем занимался «крепостной» в императорских театрах?


Распорядок дня служащего императорского театра традиционен и для сегодняшнего дня: утренние репетиции, дневные занятия по «совершенствованию себя в искусстве» и вечерний выход на публику. При этом невероятно короткий репетиционный период при большом репертуаре и никаких «халтур» или дополнительного заработка.

Отчего многие служащие страдали от пьянства. Показателен случай декабря 1833 года с гобоистом Черниковым, который вернулся после трехдневного отсутствия голым. В объяснительной виновный рассказал, что тонул в развратной и разгульной жизни, оказавшийся должником в разных местах, ввиду чего оставлял у владельцев трактиров «плащ у проживающего у Синего моста в подмастерьях у мастера Мильса - Карла Ивановича, жилет, манишка и галстук в царицынском трактире, брюки - в Екатерингофской ресторации, а казенный театральный гобой - в трактире «Отель дю Нор»... Инструмент заложен у маркера Ивана за 30 руб., а брато денег не более 14 р., остальные все проценты».

Еще одного музыканта за пьянство посадили в тюремную камеру при Большом театре и выдали наказание плетями с предупреждением, что при повторном подобном случае будет уволен и отправлен в солдаты.

Как угасала традиция?


«Гости слушают цыганский хор» (гравюра Л. Серебрякова по рисунку В. Шрейдера, 1871 год)

К моменту отмены крепостного права в 1861 году крепостной театр сохранялся лишь в музыкальном варианте праздничных песнопений, когда выступали умеющие петь лакеи и девки. Их творчество стало истоком для хождения «народной песни», а также невероятно популярных тогда сентиментальных романсов. В церемонии прогулок или гуляния на лодках или за городом хоры считали обязательными атрибутом, так же как и группа певчих в домашних церквах знати. В случае особой крайности достатка заводили «лакея», способного во время гулянок по реке или лесу управляться «со скрипицей». Вот одно типичное объявление из «Ведомостей»: «Продается человек 25 лет, большого росту, умеющий писать и играть на скрипице и годный в лакейскую должность. Видеть его и о цене узнать на Галерном дворе, в Английском трактире у г. Фавля». Но и этой традиции был положен конец Указом Николая I 1841 года о запрете продажи крепостных поодиночке.

Что такое «Крепостной театр ГУЛАГА»?


Термин «крепостной театр» использовался и в ХХ веке, и обозначал пример черного юмора советского диссидентства по отношению распространенного в советской репрессивной системе явления. Неожиданное возвращение традиции «крепостных художников» образовалось в череде массовых арестов тоталитарного режима из попавших в заключение профессиональных актеров, режиссеров, музыкантов, танцоров и других деятелей театральных профессий. Из плодов их труда администрация зоны придумала поощрительную систему, когда за «стахановские» достижения в лагерном труде заключенный получал дополнительные льготы в виде клубного билета с хорошими местами на просмотр спектаклей и литературных вечеров. «Крепостные труппы Гулага» тоже считались элементами не только развлечения, но и престижа.

Крепостные театры – барская блажь или любовь к искусству? July 22nd, 2016

Крепостные театры - исконно русское изобретение. Нигде больше в мире таких культурных чудес не было. Впрочем, особый вопрос, стоит ли этим гордиться.

Начнем с того, что ключевое слово здесь: «крепостные». Это означает, что весь театр, включая актеров, был собственностью помещика. Крепостной театр возникал по прихоти помещика. Помещик же являлся полновластным хозяином, как на сцене, так и за кулисами, и в зрительном зале тоже. Хозяин выбирал для своего театра репертуар, распределял роли и даже режиссировал спектакли, хотя в те времена работа режиссера была совсем не славной и не почетной.

Таким образом, крепостной театр был частным дворянским театром. Это и определяло его назначение. Делался он не столько с целью заработка, сколько для развлечения себя, друзей и соседей. Развлечение здесь следует понимать в очень широком смысле, о чем и будет сказано ниже.

Уникальность явления крепостного театра определялось словом «крепостной». В середине 18-го века, когда такие театры начали возникать, из всех европейских стран крепостное состояние (то есть, говоря без обиняков, рабство) было только в Российской империи. Естественно, что нигде, кроме России крепостных театров затеять было нельзя по причине отсутствия крепостных. Причем, в некоторых частях Российской империи, где крепостное право было отменено « в рабочем порядке» (Прибалтика и Финляндия), или же где оно никогда не существовало (Поморье, Сибирь, казачьи области), подобных, с позволения сказать, «очагов культуры» тоже завести было невозможно. Но в прочих местах крепостных имелось в достаточном количестве, чтобы могли появиться крепостные театры.


Можно выделить 3 типа крепостных театров. В театрах первого типа играли сами дворяне, а также их дети. Крепостные были заняты на технических работах: поднимать и опускать занавес, менять декорации. Оркестр, в котором играли крепостные, мог сопровождать спектакли. В принципе это был не крепостной, а любительский дворянский театр. В театрах второго типа наряду с дворянами-любителями на сцену выпускали крепостных актёров, которые играли второстепенные роли. Наконец, театры третьего типа можно было без всякой скидки назвать крепостными. Все роли, и главные, и второстепенные, исполняли крепостные актеры.

Обычно зимой крепостные театры играли в городских барских усадьбах. Летом же вместе с хозяевами театр перемещался в загородные имения.

Много ли было крепостных театров? Изрядное количество. В конце 18-го - начале 19-го века были известны и популярны театры С.С.Апраксина, Г.И.Бибикова, Н. А. и В. А. Всеволожских И. А. Гагарина, П. Б. и Н. П. Шереметевых, Н. Б. Юсупова в Москве и многие другие.

Пожалуй, самый известный из крепостных театров - театр графов Шереметевых. Свою деятельность он начал в 1765 году в Петербурге. В то время это был дворянский любительский театр. К концу 1770-х годов театр обосновался в московском доме Шереметевых на Большой Никольской улице. В этом районе в самом центре Москвы, совсем недалеко от Кремля, позже находился знаменитый ресторан «Славянский базар», который в 1993 году сгорел. На лето театр переезжал в подмосковное имение Шереметевых Кусково, а потом переместился в специально построенное для него здание в другом имении, в Останкино.

Крепостных у Шереметевых насчитывались десятки тысяч. Поэтому было из кого подобрать актеров, работников сцены и обслуживающий персонал. Для постановки спектаклей приглашали прославленных мастеров. В репертуар Шереметевского театра входило более ста пьес. В основном это были комические оперы, водевили и балеты. В середине 1780-х годов, при Н.П.Шереметеве, театр достиг своего расцвета. В первую очередь это было связано с тем, что Николай Петрович Шереметев (1751—1809) оказался вельможей просвещенным, талантливым музыкантом и большим любителем театрального искусства. О другой стороне деятельности Н.П.Шереметева, благотворительности, рассказано в статье «Как в Москве появился странноприимный дом на Большой Сухаревской площади?» от 30.06.2016.

Другой известный в начале 19-го века крепостной театр находился в имении Н. Б. Юсупова «Архангльское». Здесь давались пышные оперные и балетные представления. Имелись крепостные театры и в провинции: в Нижнем Новгороде, в Казани, в Орле и даже в городе Шклове Могилевской губернии.

Радостно ли было быть крепостным актером? Ответ здесь более всего зависел от характера помещика и... от пола актера. То, что многие хозяева крепостных театров развлекались не только зрелищами но и прелестными крепостными актрисами - не злые выдумки, а горькая правда. «Записки и письма» М. С. Щепкина (который сам был крепостным актером), рассказы «Тупейный художник» Н. С. Лескова и «Сорока-воровка» А. И. Герцена. Судьба крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, ставшей женой Н.П.Шереметева - редчайшее исключение.

Если же крепостной актер / актриса чем-то не понравились барину, список наказаний для них был так же широк, как и для прочих крепостных. В лучшем случае удаление в какое-нибудь дальнее именье, в худшем случае - телесные наказания и продажа другому хозяину.

Рассказ Н.Лескова «Тупейный художник», хотя и не списан с реальности, имеет под собой вполне реальную основу. В Орле был крепостной театр графа Каменского. Каменский отличался жестокостью. Актеров, допустивших какую-нибудь оплошность, лично наказывал плетью. Так что крики наказываемых в антракте актеров доносились до зрителя. Все крепостные актрисы образовывали у графа своеобразный гарем. Но - искусство превыше всего. Новую фаворитку всегда приводили к Каменскому в костюме святой Цецилии. В общем не медом была жизнь крепостного актера, совсем не медом!

Хотя князь Петр Андреевич Вяземский, человек образованный и умный, друг и любимый собеседник А.С.Пушкина находил положительные стороны даже в крепостных театрах. По его мнению, такие театры прививали крепостным начатки просвещения, грамотность и знакомство с искусствами. Кроме того, благодаря театру дворовые люди становились широко известными, что, в конечном счете, способствовало их выкупу на волю. Знаменитые русские актеры М.С.Щепкин и П.С.Мочалов именно так, родившись крепостными, в последствии стали свободными.

По мнению П.А.Вяземского, театральные и музыкальные представления оказывали благотворное влияние и на помещиков, отвлекая их от забав грубых: попоек, карт и псовой охоты.

Полезные ссылки:

  1. Крепостной театр в Википедии

  2. Кріпацький театр в Вiкiпедii

  3. Презентация

Как жили актеры до изобретения кино, до системы Станиславского и даже до отмены крепостного права, в те времена, когда одним из самых популярных развлечений был театр, а его "звезды" были рабами?
Первый театр появился на Руси при Алексее Михайловиче. Царь захотел завести собственный театр, узнав о комедиях во Флоренции. Своих специалистов тогда у нас не было, а по приглашению в Московию никто ехать не захотел. В 1672 году решили сделать спектакль своими силами, и поручили эту миссию немцу Иоганну Грегори из немецкой слободы. Пьеса тоже была немецкая. Говорят, что представление так понравилось Алексею Михайловичу, что смотрел он его 10 часов подряд. Тогда же Грегори стал обучать актерскому мастерству, неизвестно только, где он обучился ему сам. До нас дошла челобитная царю от одного из актеров Грегори, содержащая такие строки: "...а твоего великого государева жалованья, корму нам, холопям твоим ничего не учинено, и ныне мы, платьишком ободрались и сапожишками обносились, а пить-есть нечего, и помираем мы, холопи твои, голодной смертью...". Какие уж тут миллионы рублей от государства, когда даже "корма" не давали.
Дворяне потихоньку начали повторять за царем, и каждый уважающий себя помещик должен был иметь крепостной театр. Они не жалели денег на пышные декорации и роскошные костюмы - в то время это был один из самых популярных способов демонстрации своего богатства. В Москве к началу XVIII века было 53 крепостных театра. Из крепостного театра князя Урусова, например, когда-то вышли Малый и Большой театры.
Часто крепостные театры представляли собой настоящие застенки, тюрьмы и гаремы. Власть помещика над актерами никем не ограничивалась, поэтому большинство крепостных трупп напоминали кукольный театр Карабаса-Барабаса. Судьба актера зависела только от воли хозяина. Актеров продавали и покупали, как и других крепостных, но стоили они дороже. Цена талантливого актера или актрисы достигала 5 000 рублей, тогда как за простую девушку-горничную давали 80 рублей, а за мужчину, годного в рекруты, 120.
Вот что известно, например, о театре графа С.М. Каменского в Орле. Граф во время спектакля, сидя в ложе, записывал все ошибки, которые он замечал по ходу действия, затем в антракте брал плетку и отправлялся за кулисы наказывать забывчивых актеров. Зрители слышали из-за закрытого занавеса вопли наказуемых. Каменский не жалел денег на декорации, а его артисты жили впроголодь и ходили побираться в город. Еще граф не спускал глаз с молодых актрис. Он лично каждый вечер запирал их комнаты и держал ключ всегда при себе, запрещал им смотреть в зал (когда по пьесе требовалось обратиться в зал они должны были зажмуриваться) и жестоко наказывал за малейшие проступки. Театр в итоге разорил Каменского. В 1835 году не осталось денег даже на похороны графа.
У театра В.Г. Гладкова в Пензе тоже была дурная слава. То есть актеры и спектакли достаточно высоко ценились, а владелец театра был известен своей жестокостью и пьянством. Актеры часто выходили на сцену с синяками и заплаканными глазами. Гладков любил громко комментировать из личной ложи события спектакля и игру актеров. Не стесняясь помещик отбирал у крепостных актеров жен, насиловал приглянувшихся актрис. На Гладкова писали жалобы, но благодаря высокопоставленному родственнику в Петербурге, пензенскому рабовладельцу все сходило с рук. В 1829 году одна из жалоб попала в руки к Н.А. Радищеву (сыну писателя Радищева), и он дал ей ход. Гладкову назначили церковное покаяние(!) и взяли имение под опеку.
Владельца театра в Выксе И.Д. Шепелева за жестокость прозвали "Нероном". Актеры Шепелева страдали от изнурительных репетиций и невыполнимых требований тирана. За малейшую провинность он избивал их камышовой тростью, а особое удовольствие он находил в издевательствах над балеринами. Окна комнат актрис были зарешечены, а для провинившихся отправляли в темный и сырой карцер. Целая сеть стукачей сообщала барину о любом случайном взгляде актрисы на мужчину. Как-то раз одна балерина отправила любовную записку крепостному капельмейстеру. Узнав об этом, Шепелев устранил обоих - у капельмейстера якобы случился удар, а актриса пропала без вести. Шепелев также владел металлургическими заводами, и рабочие вместе с крепостными пробовали протестовать против адских условий труда, но все их попытки бунта подавлялись войсками. На поведение "Нерона" обратили внимание лишь когда все хозяйство пришло в полный упадок. Шепелева не посадили в тюрьму и не казнили, а всего лишь выслали в Москву, где он доживал свой век, постепенно теряя остатки рассудка.
Неизвестно, сколько талантов было загублено в театрах этих безумных рабовладельцев. Сколько еще Щепкиных и Мочаловых (оба тоже были крепостными) могло бы украсить русскую театральную сцену. Но были и вполне адекватные владельцы крепостных театров, например, князь Н.Г. Шаховский, Н.П. Шереметев, Б.Г. Юсупов и многие другие, которые помогали талантливым актерам и актрисам, давали им хорошее образование, относились к ним с уважением, ценили, сохраняли и развивали театральное искусство в России.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.