Значение слова бельканто. Школа вокала Ирины Ульевой "Bel Canto Mobile"

КОМПОЗИТОРЫ ЭПОХИ BELCANTO.

BELCANTO. ИТАЛИЯ. ОПЕРА. Заманчивая, зелёная страна под бездонным, голубым небом, почти со всех сторон окруженная тёплым и ласковым морем... И название у неё чудесное - мягкое и певучее, словно наполненное ароматным и прохладным воздухом - И-та-ли-я. Это слово ассоциируется у нас с творениями великих художников эпохи Возрождения, великолепной архитектурой и, конечно, с музыкой. О музыкальности итальянцев ходят легенды. Генрих Гейне писал: "Музыка - душа этих людей, их национальное дело. Здесь в Италии музыка стала народом". Канцоны и серенады, сицилианы и шуточные песни и их оригинальной мелодикой и ритмикой постоянно звенели под высоким небом этой прекрасной страны.

На рубеже XVI-XVII веков Италия явила миру новый, удивительно объёмный жанр - оперу, - гармонично сочетающий в себе музыку и слово, движение и танец, искусство декорирования. Расцвет оперного искусства Италии связывают с именами композиторов XIX века: Россини, Верди, Леонковалло, Доницетти. Уроженец Сицилии Винченцо Беллини - потомственный музыкант, проживший очень короткую жизнь (34 года). Его музыка полна пленительной мелодичности и глубокой выразительности, особенно в передаче мечтательно - грустных настроений. Со времени премьеры в 1831 году оперы Беллини "Норма", повествующей о дохристианских временах, об обычиях друидов, о любви и верности, ария главной героини оперы Нормы "Casta Diva" (прекрасная дева) восхищала и вдохновляла людей на прекрасные поступки.

Иван Александрович Гончаров считал эту арию лучшим сочинением в мировой музыке. Его герой Илья Ильич Обломов переживает восторги чувств, открывает в себе любовь к Ольге именно во время её исполнения "CastaDiva": "Боже мой, что слышится в этом пении. Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы и порывы счастья"... Он изнемог, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик". Русские композиторы, в разное время путешествовавшие и жившие в Италии, всю жизнь хранили в душе маленький светлый уголок этой страны, с восторгом вспоминали её природу, её людей, умеющих трудиться и самозабвенно веселиться. Эти воспоминания своеобразно претворились в фортепианной музыке П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, в цикле итальянских романсов М.И. Глинки.


Belcanto - легкий и изящный стиль пения, родившийся в Италии в XVII веке, в эпоху формирования итальянской оперы. Бельканто требует от певца совершенной техники владения голосом: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, красивого певческого тона. Возникновение бельканто связано с формированием итальянской оперы в начале 17 в. В дальнейшем бельканто обогащалось новыми художественными приемами. Ранний, т.н. патетический стиль бельканто (оперы К.Монтеверди, Ф.Кавалли, А.Скарлатти) основан на выразительной кантилене, возвышенном поэтическом тексте, небольших колоратурных украшениях; вокальное исполнение отличалось чувствительностью и патетичностью. К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использования развернутой колоратуры. Т.н. бравурный стиль бельканто, распространенный в 18 в. и просуществовавший до первой четверти 19 в, - это блестящий виртуозный стиль. К концу 18 в. итальянская опера становится оперой «звезд», подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов.


Требования стиля бельканто обусловили определенную систему воспитания певцов. Наиболее значительной школой была Болонская школа Ф.Пистокки. Из других школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в которой работали Скарлатти, Н.Порпора и др. Новый период в развитии бельканто наступает благодаря творчеству Дж. Россини, В.Беллини, Г.Доницетти. Хотя вокальные партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистическая передача чувств живых персонажей. Конец эпохи классического бельканто связан с появлением опер Дж. Верди. Засилье колоратуры исчезает. Украшения в вокальных партиях остаются только у сопрано, в более поздних его операх вообще не встречаются. Стиль бельканто оказал влияние на большинство европейских вокальных школ, в том числе на русскую. Современное итальянское бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и др. видов звуковедения. На нем основано искусство лучших певцов мира (Д.Сезерленд, М.Каллас, Б.Нильсон, Н.Гяуров и др.). http://www.krugosvet.ru/ Взглянем на определение бельканто из англоязычной Википедии: "Пение бельканто характеризуется выровненностью голоса во всех регистрах, плавностью легато, лёгкостью верхнего регистра, необычайной подвижностью и гибкостью и особым мягким, "лирическим" тембром звука. Операм бельканто присущи виртуозные и богато украшенные вокальные номера, требующие быстроты гамм и каденций. В стиле бельканто техника ценится выше объёма звука. Образцом бельканто является упражнение, когда певец может поднести к губам зажжённую свечу и спеть так, чтобы пламя не шелохнулось." Джоаккино Россини (Rossini) (1792 - 1868)

Итальянский оперный композитор, автор бессмертного Севильского цирюльника. Родился 29 февраля 1792 г. в Пезаро. Отец - городской трубач, впоследствии оркестрант небольшой театральной труппы; мать - певица. Обладая голосом редкостной красоты, маленький Россини поет в церковных хорах Пезаро и Луго. Систематические занятия музыкой начинает в 12-летнем возрасте под руководством А. Тезеи (гармония и контрапункт). В 14 лет Россини - дирижер и хормейстер оперной труппы, в 16 лет - автор кантаты. Среди итальянских композиторов XIX в. Россини занимает особое место. Начало его творческого пути приходится на ту пору, когда оперное искусство Италии, еще не так давно главенствовавшее в Европе, стало сдавать свои позиции. Опера-buffa тонула в бездумной развлекательности, а опера-seria вырождалась в ходульное и бессодержательное представление. Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства прошлого столетия. "Божественный маэстро" - так назвал великого итальянского композитора Г. Гейне, видевший в Россини "солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру".

С "Севильским цирюльником" слава композитора вышла за пределы Италии. Блестящий россиниевский стиль освежил искусство Европы кипучей жизнерадостностью, искрящимся остроумием, пенящейся страстью. "Мой "Цирюльник" с каждым днем пользуется все большим успехом, - писал Россини, - и даже к самым заядлым противникам новой школы он сумел так подлизнуться, что они против своей воли начинают все сильнее любить этого ловкого парня". "Вильгельм Телль" завершил музыкально-сценическое творчество Россини. Последовавшее за ним оперное молчание гениального маэстро, имевшего за плечами около 40 опер, современники называли загадкой века, окружая это обстоятельство всевозможными домыслами. Сам же композитор впоследствии писал: "Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить". Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti) (1797 - 1848) Родился 29 ноября 1797 в Бергамо. В молодости Доницетти пришлось противостоять родительскому запрету на выбор профессии, и, преследуя свою цель, он завербовался в австрийскую армию. Здесь у него оказалось достаточно свободного времени, чтобы заниматься композицией и даже написать первую оперу (1818).

Успешная постановка четвертой по счету оперы позволила композитору оставить военную службу, и затем он многие годы зарабатывал на жизнь сочинением опер для разных итальянских театров. В 1835 Доницетти начал преподавать полифонию в Королевском музыкальном колледже Милана, а через два года стал директором этого заведения. Впоследствии жил в Париже; в 1845 его разбил паралич. Композитора перевезли в Италию на лечение, но училия врачей оказались безуспешными. Умер Доницетти в Бергамо 8 апреля 1848. Из 65 опер и оперетт Доницетти наиболее известны - Любовный напиток (L"Elisir d"amore, 1832), Лючия ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor, 1835); Дочь полка (La Fille du rgiment, 1840); Линда ди Шамуни (Linda di Chamounix, 1842) и Дон Паскуале (Don Pascuale, 1843). Трагическая Лючия - вершина творчества композитора, а Дон Паскуале и Любовный напиток - отличные комические оперы. В наследии Доницетти также две мессы и еще ряд церковных произведений, 12 опусов для струнного квартета, несколько кантат, песни, оркестровые и фортепианные произведения. Винченцо Беллини (Bellini) (1801 - 1835) Родился 3 ноября 1801 г. в городе Катанья (Сицилия) в семье музыканта. Окончил Неаполитанскую консерваторию по классу композитора Н. Цингарелли. Дебютировал оперой "Адельсон и Сальвини" (1825), затем - опера "Бьянка и Фернандо" (1826) на сцене театра "Сан-Карло" в Неаполе; в 1827 г. написал оперу "Пират" для миланского театра "Ла Скала". Оба последних произведения имели успех и доставили молодому автору признание широкой итальянской аудитории. Из числа дальнейших оперных работ композитра необходимо отметить: "Чужестранку" (Милан, 1829), "Капулети и Монтекки" (Венеция, 1830), "Сомнамбулу" и "Норму" (обе - Милан, 1831), "Беатриче ди Тенда" (Венеция, 1833). 1833-1834 гг. проходят в разъездах: Беллини посещает Лондон, затем Париж, где создает свою последнюю оперу - "Пуритане" (Theatre italien, 1835). Композитор безвременно скончался 24 сентября 1835 г. в Пюто (близ Парижа), в расцвете своего незаурядного дарования. Светлый, изящный лиризм, романтическая взволнованность, созерцание, нега, мечта - отличительные признаки искусства Беллини. Следуя национальным традициям стиля bel canto, являясь - наряду с А. Скарлатти и Дж. Россини - непревзойденным мастером этого стиля, композитор пленяет своими обаятельными, вдохновенными мелодиями; влияния их не избежали многие музыканты, в том числе Ф. Шопен.

Джузеппе Верди (Verdi) (1813 - 1901) Гениальный итальянский оперный композитор Джузеппе Верди - последний великий классик в трехвековой истории итальянского оперного искусства. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Верди. «Риголетто», «Травиата», «Аида» и другие принадлежат к популярнейшим операм и пользуются любовью в самых широких массах слушателей. Многие мелодии из опер Верди стали всесветно знаменитыми, а на родине композитора, в Италии, поются как народные песни.

Большой творческий путь прошел Верди. Двадцать шесть опер создано им на протяжении почти шестидесяти лет - от 30-х до 90-х годов XIX века. ...Ставшему национальной славой Италии, почитаемому больше даже как государственная, нежели как музыкальная величина, Верди были суждены завидный и почти постоянный успех у публики в течение всей его долгой жизни и такая же посмертная слава, которая нисколько не уменьшается. Frederica von Stade sings Cherubino"s "Voi che sapete"

итал. bel canto, belcanto, букв. - прекрасное пение

Блестящий лёгкий и изящный стиль пения, характерный для итальянского вокального искусства середины 17 - 1-й половины 19 вв.; в более широком современном понимании - певучесть вокального исполнения.

Бельканто требует от певца совершенной техники владения голосом: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, эмоционально насыщенного красивого певческого тона.

Возникновение бельканто связано с развитием гомофонного стиля вокальной музыки, формированием итальянской оперы (начало 17 в.). В дальнейшем, сохраняя художественно-эстетическую основу, итальянское бельканто эволюционировало, обогащалось новыми художественными приёмами, красками. Ранний, т. н. патетический, стиль бельканто (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Чести, А. Скарлатти) основан на выразительной кантилене, приподнятом поэтическом тексте, небольших колоратурных украшениях, вводящихся для усиления драматического эффекта; вокальное исполнение отличалось чувствительностью, патетичностью.

Среди выдающихся певцов-мастеров бельканто второй половины 17 в. - П. Този, А. Страделла, Ф. А. Пистокки, Б. Ферри и др. (большинство из них было одновременно композиторами и вокальными педагогами).

К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использовании развёрнутой колоратуры. т.н. бравурный стиль бельканто (распространённый в 18 в. и просуществовавший до 1-й четверти 19 в.) - блестящий виртуозный стиль, в котором преобладает колоратура.

Искусство пения в этот период было подчинено главным образом задаче выявления высокоразвитых вокально-технических возможностей певца - длительности дыхания, мастерства филировки, умения исполнять труднейшие пассажи, каденции, трели (их насчитывалось 8 видов); певцы соревновались в силе и длительности звука с трубой и другими инструментами оркестра.

В «патетическом стиле» бельканто певец должен был в арии da capo варьировать вторую часть, а количество и искусность исполнения вариаций служили показателем его мастерства; украшения арий полагалось менять при каждом выступлении. В «бравурном стиле» бельканто эта черта стала доминирующей. Таким образом, помимо совершенного владения голосом, искусство бельканто требовало от певца широкого музыкально-артистического развития, способности варьировать мелодию композитора, импровизировать (так продолжалось до появления опер Дж. Россини, который сам стал сочинять все каденции и колоратуры).

К концу 18 в. итальянская опера становится оперой «звёзд», целиком подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов.

Выдающимися представителями бельканто были: певцы-кастраты А. М. Бернакки, Дж. Крешентини, А. Уберти (Порпорино), Каффарелли, Сенезино, Фаринелли, Л. Маркези, Г. Гваданьи, Г. Пакьяротти, Дж. Веллути; певицы - Ф. Бордони, Р. Минготти, К. Габриелли, А. Каталани, Ч. Кольтелини; певцы - Д. Джицци, А. Нодзари, Дж. Давид и др.

Требования стиля бельканто обусловили определённую систему воспитания певцов. Как и в 17 в., композиторы 18 в. были одновременно и вокальными педагогами (А. Скарлатти, Л. Винчи, Дж. Перголези, Н. Порпора, Л. Лео и др.). Обучение велось в консерваториях (которые представляли собой учебные заведения и одновременно общежития, где учителя жили вместе с учениками) в течение 6-9 лет, при ежедневных занятиях с утра до позднего вечера. Если у ребёнка был выдающийся голос, то его подвергали кастрации в надежде сохранить после мутации прежние качества голоса; в случае удачи получались певцы с феноменальными голосами и техникой (см. Кастраты-певцы).

Наиболее значительной вокальной школой была Болонская школа Ф. Пистокки (открыта в 1700). Из других школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в которой работали А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео.

Новый период в развитии бельканто наступает, когда опера вновь обретает утраченную цельность и получает новое развитие благодаря творчеству Дж. Россини, С. Меркаданте, В. Беллини, Г. Доницетти. Хотя вокальные партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистическая передача чувств живых персонажей; повышение тесситуры партий, бо льшая насыщенность оркестрового сопровождения предъявляют к голосу повышенные динамические требования. Бельканто обогащается палитрой новых тембровых и динамических красок. Выдающиеся певцы этого времени - Дж. Паста, А. Каталани, сёстры (Джудитта, Джулия) Гризи, Э. Тадолини, Дж. Рубини, Дж. Марио, Л. Лаблаш, Ф. и Д. Ронкони.

Конец эпохи классического бельканто связан с появлением опер Дж. Верди . Засилие колоратуры, характерное для стиля бельканто, исчезает. Украшения в вокальных партиях опер Верди остаются только у сопрано, а в последних операх композитора (как позднее и у веристов - см. Веризм) вообще не встречаются. Кантилена, продолжая занимать основное место, развиваясь, сильно драматизируется, обогащается более тонкими психологическими нюансами. Изменяется общая динамическая палитра вокальных партий в сторону повышения звучности; от певца требуется двухоктавный диапазон ровного звучания голоса с сильными верхними нотами. Термин «бельканто» теряет первоначальный смысл, им начинают обозначать совершенное владение голосовыми средствами и прежде всего кантиленой.

Выдающиеся представители бельканто этого периода - И. Кольбран, Л. Джиральдони, Б. Маркизио, А. Котоньи, С. Гайярре, В. Морель, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, позднее Э. Карузо, Л. Бори, А. Бончи, Дж. Мартинелли, Т. Скипа, Б. Джильи, Э. Пинца, Дж. Лаури-Вольпи, Э. Стиньяни, Т. Даль Монте, А. Пертиле, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, Р. Тебальди, Д. Семионато, Ф. Барбьери, Э. Бастианини, Д. Гвельфи, П.Сьепи, Н. Росси-Лемени, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, Г. Туччи, Ф. Корелли, Д. Раймонди, С. Брускантини, П. Капучилли, Т. Гобби.

Стиль бельканто оказал влияние на большинство европейских национальных вокальных школ, в т.ч. на русскую. Многие представители искусства бельканто гастролировали и преподавали в России. Русская вокальная школа, развиваясь самобытным путём, минуя период формального увлечения певческим звуком, использовала технические принципы итальянского пения. Оставаясь глубоко национальными художниками, выдающиеся русские артисты Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. владели в совершенстве искусством бельканто.

Современное итальянское бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и других видов звуковедения. На нём основано искусство лучших певцов мира (Д. Сезерленд, М. Каллас, Б. Нильсон, Б. Христов, Н. Гяуров и др.).

Литература: Мазурин К., Методология пения, т. 1-2, М., 1902-1903; Багадуров В., Очерки из истории вокальной методологии, вып. I, M., 1929, вып. II-III, M., 1932-1956; Назаренко И., Искусство пения, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Laurens J., Belcanto et йmission italien, P., 1950; Duey Ph. A., Belcanto in its golden age, N. У., 1951; Maragliano Mori R., I maestri dei belcanto, Roma, 1953; Valdornini U., Belcanto, P., 1956; Merlin A., Le belcanto, P., 1961.

Л. Б. Дмитриев

bel canto - «красивое пение») - техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бель канто голос - инструмент певца.

Термин

Слова bel canto не связывались ни с каким конкретным стилем пения до начала 1860-х, когда писатели стали обозначать ими в ностальгическом смысле манеру пения, начавшую исчезать около 1830 г . В XIX веке термин bel canto не встречается ни в одном словаре - ни в словарях общей лексики, ни в музыкальных. В настоящее время термин используется не в единственном значении.

История

Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бель канто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства.

Распространение арий для одного голоса дало возможность композиторам и исполнителям уделить большее внимание искусству пения. Это выразилось в создании упражнений, называемых сольфеджио, предназначенных для тренировки голоса и улучшения исполнения произведений.

Подобный стиль характеризуется ровностью голоса, отличным легато, чуть более высоким регистром, необычной подвижностью и гибкостью, и мягким тембром. Технике уделялось большее внимание, чем громкости, и это привело к тому, что стиль бель канто долго ассоциировался с упражнением, которое подтверждало бравуру исполнителя: такой певец должен был держать перед собой свечу, петь, и пламя свечи не должно было двигаться. Это делалось для контроля правильности певческого дыхания: оно не должно быть форсированным и колебать пламя свечи. А сила, красота тембра, легкость и полётность голоса достигалась не нажимом дыхания на гортань, а эффективным использованием певцом резонансных свойств голосового аппарата. Техника бельканто - это резонансная техника пения .

Техника бель канто культивировалась многими композиторами, среди которых - Алессандро Скарлатти , Джованни Баттиста Перголези , Георг Фридрих Гендель и Иоганн Адольф Хассе . Во многие сольфеджио Скарлатти достаточно добавить текст, чтобы превратить их в арии, и наоборот.

В первые десятилетия девятнадцатого века эстетический и стилистический аспекты бель канто будут постепенно оставлены, пока практически полностью не исчезнут примерно в середине девятнадцатого века (последние следы этого аспекта бельканто можно найти в раннем творчестве Джузеппе Верди).

Но с техническо-вокальным аспектом дело обстоит по-другому. Итальянское бель канто, будучи техникой свободного натурального физиологичного произведения звука, идеально синтонизированной с акустической точки зрения, представляет собой сущность пения, это главное направление самых крупных школ и певцов до 1930-х годов. Энрико Карузо , Аурелиано Пертиле , Джакомо Лаури-Вольпи , Беньямино Джильи и Тито Скипа являются её наиболее известными представителями. Их вокальной техникой в полной мере можно считать бель канто. Точнее, речь идет о технике, которая глубоко работает с природой голоса и делает возможным синтез противоположностей: нежность звука и мощность, пронзительность голоса и драматический акцент.

С начала 30-х годов 20-го века в Италии начинают распространяться новые техники, основанные на других принципах, тем самым способствующие упадку итальянского бель канто.

Этапы развития бельканто

  • зарождение итальянской оперы (К. Монтеверди);
  • расцвет «неаполитанской школы» (Алессандро Скарлатти);
  • период творческой деятельности В. Беллини и Г. Доницетти ;
  • творчество Дж. Верди
  • веристская школа (Пуччини, Леонкавалло, Масканьи и т. д.)

Примечания

Литература

  • Antonio Juvarra, "I segreti del belcanto. Storia delle tecniche e dei metodi vocali dal "700 ai nostri giorni", Curci, 2006
  • Mathilde Marchesi , Bel Canto: A Theoretical and Practical Vocal Method , Dover, 1970 - ISBN 0-486-22315-9
  • James A. Stark, Bel Canto , University of Toronto Press, 2003 - ISBN 0-8020-8614-4
  • Leonardo Ciampa , The Twilight of Belcanto , AuthorHouse, 2ª ed. 2005 - ISBN 1-4184-5956-9
  • Cornelius L. Reid, Bel Canto: Principles and Practices , Joseph Patelson Music House, 1950 - ISBN 0-915282-01-1
  • Морозов В. П. Искусство резонансного пения.

Мелодичные пассажи и фиоритуры, поразительное владение голосом и отточенная красота виртуозного пения. На рубеже XVI-XVII веков в Италии возникла певческая школа, подарившая миру исполнительскую вокальную технику, которой падкие до вычурных терминов итальянцы дали название bel canto (бельканто) - «красивое пение». Не преувеличим, обозначив этот период началом расцвета театрального вокала и отправной точкой дальнейшего развития оперного жанра.

Зарождение оперы: Флоренция

Появившиеся в описываемый временной отрезок первые оперы обязаны своим рождением членам небольшого кружка любителей античного искусства, образовавшегося во Флоренции и вошедшего в музыкальную историю под названием «Флорентийская камерата». Поклонники древнегреческой трагедии мечтали возродить былую славу этого жанра и придерживались мнения, что актеры не проговаривали, а пропевали слова, используя для воспроизведения текста речитатив, мелодичный плавный переход звуков.

Первые произведения, написанные на сюжет древнегреческого стали импульсом для рождения нового музыкального жанра — оперы. А служившие ее составной частью сольные вокальные партии (арии) заставили певцов серьезно заняться тренировкой голоса, что и стало причиной появления искусства красивого пения — бельканто. Это подразумевало способность исполнения протяжных мелодичных фрагментов на длинном дыхании с сохранением плавности звукоизвлечения на протяжении всей музыкальной фразы.

Неаполитанская школа

В конце XVII века сформировалась неаполитанская оперная традиция, окончательно утвердившая на театральной сцене искусство бельканто. Это было одновременно и развитие замысла флорентинцев, и его изменение. В Неаполе главной составляющей спектакля стали музыка и пение, а не поэзия, которой до этого времени отдавали главенствующую роль. Такая новация пришлась по вкусу зрителям и вызывала бурные восторги.

Неаполитанские композиторы структурно преобразовали оперу. Они не отказались от использования речитативов, которые разделили на различные виды: аккомпанированный (сопровождавшийся оркестром) и сухой, содержавший информацию, подаваемую в разговорной манере под редкие аккорды клавесина для удержания музыкальной тональности. Обучение вокалу, ставшее обязательным для исполнителей, повысило популярность сольных номеров, форма которых также претерпела изменения. Появились типовые арии, в которых герои выражали чувства обобщенно, применительно к ситуации, а не исходя из образа или характера. Скорбные, буффонадные, бытовые, страстные, арии мести — внутреннее пространство неаполитанской оперы наполнялось живым содержанием.

Алессандро Скарлатти (1660-1725)

Выдающийся композитор и энтузиаст Скарлатти вошел в историю как основоположник оперной школы Неаполя. Им созданы более 60 произведений. Жанр серьезной оперы (opera seria), созданный Скарлатти, с помощью мифологического или исторического сюжета рассказывал о жизни знаменитых героев. Оперное пение оттесняло на второй план драматическую линию спектакля, а речитативы уступали место ариям.

Широкий диапазон вокальных партий в серьезной опере расширил требования, которым должны были соответствовать оперные голоса. Исполнители совершенствовались в искусстве пения, хотя иногда это приводило к курьезам — каждый из них желал, чтобы композитор непременно включил в оперу арии, выгодно подчеркивающие достоинства голоса. В результате получался набор не связанных друг с другом сольных номеров, из-за чего opera seria стали называть «концертом в костюмах».

Красота и мастерство

Еще одним вкладом неаполитанской оперной школы в развитие bel canto стало применение в вокальных партиях орнаментальных (колоратурных) украшений музыкальной палитры. Колоратура использовалась в окончании арий и помогала исполнителям продемонстрировать слушателям степень владения голосом. Большие скачки, трели, диапазонные пассажи, применение секвенции (повторение музыкальной фразы или мелодического оборота в отличающихся регистрах или тональностях) — таким образом увеличивалась выразительная палитра, используемая виртуозами бельканто. Это привело к тому, что степень мастерства певца нередко оценивалась по сложности исполняемых им колоратур.

Итальянская предъявляла высокие требования. Голоса знаменитых певцов отличались красотой и насыщенностью тембра. Обучение вокалу помогало совершенствовать исполнительскую технику, добиваться ровности и беглости звука во всех диапазонах.

Первые консерватории

Спрос на bel canto привел к образованию первых учебных заведений, в которых готовили певцов. Сиротские приюты — консерватории — стали первыми музыкальными школами средневековой Италии. Техника бельканто преподавалась в них на основе подражания, повторения за педагогом. Этим объясняется высокий уровень подготовки певцов того времени. Ведь они обучались у признанных мастеров, таких как Клаудио Монтеверди (1567-1643) или Франческо Кавалли (1602-1676).

Ученикам сочинялись специальные упражнения для развития голоса, сольфеджио, которые надлежало повторять, совершенствуя певческую технику и развивая дыхание — навыки, столь необходимые для бельканто. Это приводило к тому, что, начав обучение в 7-8 лет, к 17 годам из стен консерватории выходили профессиональные исполнители для оперных подмостков.

Джоакино Россини (1792-1868)

Своим появлением итальянское бельканто предопределило тенденцию развития оперной музыкальной культуры на три последующих столетия. Этапным в его развитии стало творчество итальянского композитора Дж. Россини. Ритмическая энергия, блеск и подвижность вокальных партий потребовали от исполнителей насыщенного тембрального разнообразия, виртуозности и исключительной певческой школы. Даже распевные арии и речитативы в сочинениях Россини требовали полной отдачи.

Мелодизм Россини проложил путь классическому bel canto, отличающемуся законченностью фраз, нежной и воздушно чистой, свободно льющейся плавной мелодией (кантиленой) и чувственно-возвышенной пылкостью. Примечательно, что сам композитор знал об искусстве пения не понаслышке. В детские годы он пел в церковном хоре, а в зрелом возрасте, помимо сочинительства, увлеченно отдавался педагогике вокала и даже написал несколько книг, посвященных этому вопросу.

Педагогика

Итальянское оперное пение, ставшее символом европейской музыкальной культуры XVII-XIX веков, появилось благодаря труду одаренных педагогов-новаторов, изучавших вокал и экспериментировавших с человеческим голосом, доводя его звучание до совершенства. Описанные в их трудах приемы до сих пор используются при подготовке певцов.

От внимания преподавателей не ускользала ни одна мелочь. Ученики постигали секреты свободного и легкого певческого дыхания. Вокальная подготовка предполагала умеренную громкость звука, короткие мелодические фразы и узкие интервалы, что давало возможность использовать речевое дыхание, характеризующееся быстрым и глубоким вдохом с последующим медленным выдохом. Разрабатывались комплексы упражнений для тренировки однородного звукоизвлечения в высоких и низких регистрах. Даже тренировки перед зеркалом входили в учебный курс начинающих исполнителей — излишняя мимика и напряженное выражение лица выдавали судорожную работу голосового аппарата. Рекомендовалось же держаться свободно, стоять ровно и с помощью улыбки добиваться звучания ясного и близкого.

Новые приемы пения

Сложные вокальные партии, драматургия и театрализация спектаклей ставили перед певцами сложные задачи. Музыка отражала внутренний мир героев, и голос становился неотъемлемой частью общего сценического образа. Это ярко проявилось в операх Дж. Россини и Дж. Верди, творчество которых ознаменовало взлет стиля бельканто. Классическая школа считала приемлемым использование фальцета на высоких нотах. Однако драматургия отвергала подобный подход — в героической сцене мужской фальцет входил в эстетический диссонанс с эмоциональной окраской действия. Первым преодолел этот голосовой порог француз Луи Дюпре, который стал пользоваться манерой звукообразования, устанавливающей физиологические (сужение гортани) и фонетические (язык в «ы-образном» положении) механизмы защиты голосового аппарата и получившей в дальнейшем название «прикрытой». Она позволила формировать верхний участок звукового диапазона без перехода на фальцет.

Джузеппе Верди (1813-1901)

Обозревая оперное вокальное искусство, немыслимо обойти стороной фигуру и творческое наследие великого итальянского композитора Дж. Верди. Он преобразил и реформировал оперу, ввел сюжетные контрасты и противопоставления. Первым из композиторов принял деятельное участие в проработке сюжета, сценического оформления и постановки. В его операх главенствовали теза и антитеза, бушевали чувства и контрасты, соединялось будничное и героическое. Подобный подход диктовал новые требования, предъявляемые к вокалистам.

Композитор критически относился к колоратуре и говорил, что трели, форшлаги и группетто не способны становиться основой мелодии. В сочинениях почти отсутствуют орнаментальные украшения, оставаясь лишь в партиях сопрано, а позднее полностью исчезнув из оперных партитур. Мужские партии в кульминационных моментах переходили в с использованием уже описанного ранее «прикрытого звука». Исполнители баритональных партий вынуждены были перестраивать работу голосового аппарата из высокой тесситуры (высотного расположения звуков относительно певческого диапазона), продиктованной отражением эмоционального состояния героев. Это привело к возникновению нового термина — «вердиевский баритон». Творчество Дж. Верди, 26 прекрасных опер, поставленных в театре Ла Скала, ознаменовало второе рождение бельканто - искусства доведенного до совершенства владения голосом.

Мировое турне

Легкий и изящный вокальный стиль невозможно удержать в границах одного государства. Под его очарованием постепенно оказалась большая часть Европы. Красивое пение покорило мировые и оказало влияние на развитие музыкальной европейской культуры. Сформировалось оперное направление, получившее название «белькантовое». Стиль раздвинул границы своего применения и шагнул в инструментальную музыку.

Виртуозная мелодика Ф. Шопена (1810-1849) синтезировала польскую народную поэтику и итальянское оперное bel canto. Мечтательные и нежные героини опер Ж. Масне (1842-1912) наполнены белькантовым очарованием. Воздействие стиля оказалось столь велико, что его влияние на музыку стало поистине грандиозным, простираясь от классицизма до романтизма.

Соединение культур

Основоположником русской классики стал великий композитор М. И. Глинка (1804-1857). Его оркестровое письмо — возвышенно-лирическое и одновременно монументальное — наполнено мелодикой, в которой просматриваются и народные песенные традиции, и белькантовая изысканность итальянских арий. Свойственная им кантилена оказалась схожей с напевностью протяжных русских песен — правдивых и выразительных. Преобладание мелодии над текстом, внутрислоговые распевы (певческое акцентирование отдельных слогов), речевые повторы, создающие протяжность напева, — все это в сочинениях М. И. Глинки (и других русских композиторов) поразительным образом гармонично соединилось с традициями итальянской оперы. Протяжные народные песни, по мнению критиков, заслуживали титула «русского бельканто».

В репертуаре звезд

Блестящая эпоха итальянского бельканто завершилась в 20-х годах XX века. Военные и революционные потрясения первой четверти столетия перечеркнули нормативную сущность романтического оперного мышления, на смену ему пришел неоклассицизм и разделенные по направлениям импрессионизм, модернизм, футуризм и другие. И все же прославленные оперные голоса не переставали обращаться к шедеврам итальянского классического вокала. Искусством «прекрасного пения» блестяще владели А. В. Нежданова и Ф. И. Шаляпин. Непревзойденным мастером этого певческого направления был которого называли послом бельканто в России. Великая (США) и удостоенная от коллег титула «голос столетия» Джоан Сазерленд (Австралия), лирический тенор Лучано Паваротти (Италия) и непревзойденный бас Николай Гяуров (Болгария) - их искусство зиждилось на художественно-эстетической основе итальянского бельканто.

Заключение

Новые течения в музыкальной культуре не сумели затмить блеск классической итальянской белькантовой оперы. Молодые исполнители по крупицам выискивают сохранившиеся в записках мэтров прежних лет сведения о правильном дыхании, звукоизвлечении, скульптуре голоса и других тонкостях. Это не праздный интерес. У искушенной публики проснулась потребность не услышать современное прочтение классических произведений, а окунуться в достоверное временное пространство безупречного певческого искусства. Возможно, в этом кроется попытка разгадать тайну феномена бельканто — каким образом в эпоху запрета на женские голоса и предпочтения высокого мужского регистра смогло родиться певческое направление, пережившее столетия и превратившееся в стройную систему, заложившую на несколько веков основу подготовки профессиональных вокалистов.

Бельканто (итал. bel canto «красивое пение») техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковидения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка.итал. В бельканто голос это инструмент певца.


Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства.


Распространение арий для одного голоса дало возможность композиторам и исполнителям уделить большее внимание искусству пения. Это выразилось в создании упражнений, называемых сольфеджио, предназначенных для тренировки голоса и улучшения исполнения произведений.


Технике уделялось большее внимание, чем громкости, и это привело к тому, что стиль бельканто долго ассоциировался с упражнением, которое подтверждало бравуру исполнителя: такой певец должен был держать перед собой зажжённую свечу, петь, и пламя свечи не должно было двигаться. Это делалось для контроля правильности певческого дыхания: оно не должно быть форсированным и колебать пламя свечи.


Техника бельканто культивировалась многими гениальными композиторами, среди которых Алессандро Скарлатти, Джованни Баттиста Перголези, Георг Фридрих Гендель и Иоганн Адольф Хассе. Во многие сольфеджио Скарлатти достаточно добавить текст, чтобы превратить их в арии, и наоборот. Алессандро Скарлатти Джованни Баттиста Перголези Георг Фридрих Гендель Иоганн Адольф Хассе


Стиль пения бельканто, сложился в Италии к середине XVII в. и господствовавший до 1-й пол. XIX в. (эпоха бельканто). В современном понимании эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение. Бельканто требует от певца кантилены, безукоризненной колоратуры, владения филировкой, динамическими и тембровыми нюансами, «инструментальной» ровности звучания.


Появление бельканто связано с развитием гомофонного стиля и формированием итальянской оперы. Раннее бельканто, или canto spianato (ровное пение), отличалось чувствительностью, патетичностью исполнения, для него характерны выразительная кантилена, небольшие колоратурные украшения, усиливающие драматический эффект (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести).


Классическое бельканто, или canto fiorito (расцвеченное пение), развивается с конца XVIII в. Это блестящий виртуозный стиль, в котором господствует колоратура, постепенно становящаяся самоцелью певцов. Техническое совершенство голоса длительность дыхания, владение всеми видами колоратуры, мастерство филировки, блеск исполнения труднейших пассажей, умение импровизировать украшения ценится превыше всего.


Подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов, музыка многих опер конца XVIII начала XIX вв. теряет цельность, художественную значимость. Выдающиеся представители этого периода бельканто А. Бернакки, А. Уберти (Порпорино), Дж. Веллути, К. Габриелли, А. Каталани, А. Нодзари. Альфредо Каталани Антонио Бернакки Нодзари в роли Полифлеганта в опере Симона Майра «Сон Партенопы»


Новый период развития бельканто связан с творчеством Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, оперы которых потребовали от певцов, наряду с совершенной техникой кантилены и колоратуры бельканто, мастерства в передаче чувств персонажей. Этот период выдвинул плеяду выдающихся певиц и певцов, показавших феноменальные возможности владения голосом. Среди них Дж. Паста, сестры Гризи, Дж. Рубини, Л. Лаблаш. М. Каракаш в роли Фигаро (1913)


С появлением опер Дж. Верди связан конец классического бельканто. Исчезает засилье колоратуры, совсем не встречающейся в поздних операх Верди и в произведениях Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини, П. Масканьи. Большое развитие получает кантилена, которая сильно драматизируется и обогащается психологическими нюансами. Повышаются требования к звучности голоса и насыщенному звучанию верхних нот. Термин «бельканто» начинает употребляться в современном его понимании. «Отелло» во Вроцлавском оперном театре


Современные вокальные школы сохраняют и продолжают традиции бельканто. К мастерам бельканто можно отнести таких певцов, как Р. Тебальди, М. Каллас, Р. Скотто, Дж. Сазерленд, М. Кабалье, И. Архипова, Л. Паваротти, П. Доминго, Н. Гяуров, 3. Соткилава, В. Атлантов, Е. Нестеренко и др. МОНСЕРРАТ КАБАЛЬЕ МАРИЯ КАЛЛАС ИРИНА АРХИПОВА

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.