Валерий Халилов Главный военный дирижер РФ: биография, достижения, фото. Валерий Халилов: «Дирижер военного оркестра воспитывает не только своих оркестрантов, но и всех слушателей

Главный военный дирижер.
Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ.
Художественный руководитель Академического ансамбля
песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Валерий Халилов родился 30 января 1952 года в городе Термез, Республика Узбекистан. Вырос в семье военного дирижера. В четыре года начал сочинять музыку. С 11 лет стал воспитанником военно-музыкального училища в городе Москва. С 1970 по 1975 года обучался на военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе профессора Г.П. Алявдина.

Его первым местом службы, в качестве дирижера, стал оркестр Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1980 году оркестр под управлением Халилова занял первое место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа. В 1981 году Халилов перевели преподавателем на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В 1984 году перешел в управление военно-оркестровой службы ВС СССР.

С 2002 по 2016 года Халилов занимал пост Начальника военно-оркестровой службы Российской Федерации и Главного военного дирижера. В этой должности неоднократно выступал в качестве дирижера сводного военного оркестра, принимавшего участие в Парадах, посвященных Дню Победы на Красной площади. Позднее вошел в состав попечительского совета «Академии праздничной культуры».

В декабре 2006 года получил звание генерал-майора. В 2010 году удостоен звания генерал-лейтенанта. Состоял в Союзе композиторов России.

Валерия Халилова в апреле 2016 года назначили на должность Начальника ансамбля - художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Халилов выступал организатором многих праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали как военные духовые оркестры России, так и коллективы из многих стран мира. Среди этих мероприятий были такие международные военно-музыкальные фестивали, как «Кремлевская зоря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным руководитель международных военно-музыкальных фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» в городе Хабаровск, «Марш столетия», Международного военно-музыкального фестиваль в городе Южно-Сахалинск.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Перу Халилова принадлежат произведения для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», марши - «Кадет», «Молодежный», «Рында», «Улан», романсы и песни.

Валерий Михайлович Халилов погиб 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе самолета Минобороны России в городе Сочи, направлявшегося в Сирию. Всего погибло 92 человека, в том числе 64 артиста возглавляемого им ансамбля имени Александрова, почти весь хор и часть музыкантов оркестра - баянисты и балалаечники.

За заслуги в профессиональной деятельности удостоен Почетного звания «Народный артист Российской Федерации». Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Почета, медалями СССР и России. Лауреат премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства в номинации «Музыкальное искусство».

Имя Валерия Халилова хорошо известно хабаровчанам. На протяжении пяти лет именно он возглавляет Международный фестиваль военно-музыкальных оркестров «Амурские волны».

Погружён в музыку

Валерий Халилов родился в семье военного дирижёра, и с детства был буквально окружён музыкой.

Я из династии военных музыкантов, - рассказал Валерий Халилов, дирижёр, композитор, член Союза композиторов РФ, народный артист России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, генерал-лейтенант. - Отец был военным дирижёром, мой брат Александр -заслуженный артист России, полковник, автор музыки к знаменитой песне «Мы уходим с Востока» ВИА «Каскад», и, некоторое время, руководитель этого коллектива, а племянник - сын брата Михаил Халилов - моряк, старший лейтенант, военный дирижёр в Севастополе. Пожалуй - мы единственная семья, в которой так много военных дирижёров и музыкантов.

Валерий Михайлович с теплом вспоминает о своём детстве.

Родители к нам, детям, всегда очень хорошо, по-доброму относились, отмечает Валерий Халилов. - Когда мы переехали в Казахстан, а родился я в Узбекистане, потом семья переехала в Туркменистан, в первый класс пошёл в Джамбуле. Так вот, помню, как отец дирижирует оркестром в парке, мама в это время танцует, а я сижу за большим барабаном в конце оркестра, и за всем этим наблюдаю со сцены. Картинка в память очень сильно врезалась.

Без военщины

В детстве, конечно, Валера не представлял, что тоже будет военным музыкантом, дирижёром. Но впитывал атмосферу духового оркестра с ранних лет.

Меня баловали музыканты, носили буквально на плечах. Всё было по-семейному. Вообще отношения в те времена были другими - намного проще, - продолжает музыкант.

Валерий Халилов впитывал атмосферу духового оркестра с ранних лет. Фото: wikipedia.org

Переезжала семья Халиловых с места на место очень часто. Это, может быть, создавало неудобства быта, зато вдоволь налюбовался маленький Валера на красоту Казахстана. В памяти у него до сих пор стоит стойкий запах диких тюльпанов, которых весной было видимо-невидимо.

У нас в семье не было никакой военщины, между отцом и матерью были хорошие отношения и любовь, - утверждает главный военный дирижёр России. - Строгость была, и ремнём лупили, но за дело. А общие отношения были добрыми. Отец очень любил нас, баловал, ласкал. Мама была строже, чем он. Семья - первоисточник того, кем ты будешь. Её влияние действует лет до пяти-семи. А потом, с кем поведёшься, того и наберёшься.

Основа успеха

Валерий Халилов уверен, что служба в армии не определяет сущность человека, она не делает его другим. Ромашка не станет тюльпаном, и наоборот. В каждом человеке, по мнению Халилова, в первую очередь работают гены, а затем -накладывается среда. Как пример мой собеседник приводит своего брата, который в детстве занимался гимнастикой.

Когда мама забрала Сашу из секции и отдала учиться в суворовскую музыкальную школу (сейчас суворовское училище), тренер со слезами умолял не делать этого, - вспоминает дирижёр. - Говорил, что сделает из него легенду советского спорта. Александр оказался чрезвычайно талантливым во всём.

Не надо из воспитания детей делать головоломку. Каждая семья должна иметь цель, делает вывод Халилов. Прививайте любовь к спорту, к искусству, к технике, чтобы руками что-то смог сделать, чтобы не лентяйничал. Формула таланта - это способность плюс трудолюбие. Способности есть у всех, а трудолюбием могут похвастаться единицы. Талантливым музыкантом, инженером, спортсменом - любую профессию возьмите! - становится тот, кто много трудится.

Валерий Халилов – организатор праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали многочисленные военные духовые оркестры из разных стран мира. В эксклюзивном интервью корреспондентам ИА «Экзистенция» Марату Бекмурзаеву и Анне Качеровой Валерий Михайлович поделился воспоминаниями о годах учебы в военно-музыкальном училище, создании маршей и переменах, произошедших в военной музыке.

ИА «Экзистенция»:
Валерий Михайлович, кому принадлежит идея проведения фестиваля «Спасская башня»?

Халилов В.М.: Ставший традиционным фестиваль «Спасская башня» в 2010 году состоялся в третий раз. Первый военно-музыкальный смотр назывался «Кремлевская Зоря». Он прошел в сентябре 2007 года, разрешение на проведение было подписано Президентом РФ В.В. Путиным. Сама идея плац-концерта возникла в связи с удивительной архитектоникой Красной площади. Я считаю, что именно главная площадь столицы с историческими декорациями – стенами, башнями Кремля, Собором Василия Блаженного – является идеальной площадкой для потрясающего патриотического действа, знакомящего россиян с достижениями в области военной музыки. Основу фестиваля будут составлять военные оркестры, включающие в себя 1400 музыкантов из 15 стран. Кроме этого, как и в прошлые годы, в смотре принимали участие подразделения почетного караула – Президентского полка РФ и Республики Казахстан.

ИА «Экзистенция» : Что Вы сами ожидаете от фестиваля?

Халилов В.М.: Очень хотелось бы выстроить переход к финалу логично и «свести» все выступления высокопрофессионально. Например, оркестр Евросоюза, состоящий из 40 волынщиков, выступит по программе пятым номером. После дефиле к нему присоединится российский оркестр и исполнит номер на тему песен военных лет (в прошлом году мы играли попурри из песен легендарных The Beatles). Мы сместили акценты таким образом, чтобы сам финал – торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского и знаменитый старинный марш В.И. Агапкина «Прощание славянки» – получился цельным, без эклектики. 2010 год – юбилейный, мы празднуем 65-летие со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому особое внимание мы уделяем теме Победы. Днем 5 сентября для москвичей и гостей города ведущие военные оркестры фестиваля сыграют в Измайловском парке, Сокольниках, в парке Горького, в Александровском саду, на Поклонной горе и в Царицыно, а тем же вечером в 20.00 на Красной площади состоится благотворительный Гала-концерт «Рубежи нашей памяти», на котором барды исполнят военные песни.

ИА «Экзистенция» : Чем «Спасская башня-2010» отличается от предыдущих фестивалей?

Халилов В.М. : Несмотря на традиционность фестиваля, на нем представлено много новшеств. Впервые на Красной площади выступил Роговой оркестр из Санкт-Петербурга. Известный со времен императрицы Елизаветы Петровны, необычный состав духовых инструментов возрожден и сыграет специально созданную фанфару: 14 музыкантов протрубили о начале праздника с гульбища Спасской башни. Новой и разнообразной стала и программа фестиваля. Оркестр Бундесвера (Германия) предложил вниманию зрителей произведения Рихарда Вагнера, коллектив из США исполнил музыку Майкла Джексона, курсанты московского военно-музыкального суворовского училища сыграли «Танец с саблями» Арама Хачатуряна и эстрадную музыку.

ИА «Экзистенция» : Валерий Михайлович, Вы сделали блестящую карьеру военного дирижера, возглавили Военно-оркестровую службу Российской Армии, в этом году после парада Победы Вам присвоено звание генерал-лейтенанта. Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша музыкальная карьера? Когда Вы впервые взяли в руки дирижерскую палочку?

Халилов В.М .: Это произошло в 1970-м году. Я окончил военно-музыкальное училище, затем поступил на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Я попал в класс профессора Георгия Петровича Алявдина, ученика Ильи Александровича Мусина – самого известного российского педагога, воспитанниками которого были выдающиеся дирижеры, в том числе и Валерий Абисалович Гергиев.

ИА «Экзистенция» : На каком музыкальном инструменте Вы начинали играть?

Халилов В.М. : Я занимаюсь музыкой с четырех лет. Играл на пианино.

ИА «Экзистенция» : То есть, у Вас не было сомнений в выборе профессии?

Халилов В.М. : У папы не было. У меня же были колоссальные сомнения. Поступив в суворовское музыкальное училище, я подумал: «Куда я вообще попал?» Мне было одиннадцать лет, и меня обрили наголо. Да, я любил поиграть в футбол, похулиганить, как все мальчишки во дворе, но при этом я был домашним ребенком, занимался музыкой. В училище мне случалось даже плакать от обиды…Оценивая свой выбор через много лет, я считаю, что он был верным, ведь я продолжил семейную династию. Военно-музыкальное училище – уникальное учебное заведение: у нас был огромный конкурс – пятьдесят человек на место, на курс поступило тридцать человек со всего СССР. Поразительный факт: за семь лет учебы было отчислено всего четыре курсанта, и то по состоянию здоровья. А коллектив педагогов и студентов у нас был замечательный.

ИА «Экзистенция» : Вы поддерживаете с ними отношения?

Халилов В.М .: Конечно! Мы собираемся ежегодно в конце мая в Серебряном Бору, где располагалось училище.

ИА «Экзистенция» : Что вдохновляет Вас на создание собственных произведений?

Халилов В.М. : Вдохновением служит армия, ведь основная тематика моего творчества – армейская. Я пишу марши, мне это нравится и легко дается, я не стремлюсь к другим жанрам. Однажды я был в гостях у великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и поинтересовался: «Георгий Васильевич, а Вы бы смогли марш написать?». Он ответил: «Я же написал военный марш, в «Метели». А потом улыбнулся и говорит: «Конечно, это не военный марш. Просто тема такая. Я не смог бы написать». Я вообще не уверен, что, к примеру, известный композитор, но не армейский человек, может сочинить марш. Думаю, чтобы создать военную музыку, нужно находиться в недрах армии, впитать ее ритм. Для марша характерна определенная музыкальная форма: есть мотив, который должен быть развернут «сверху» и «снизу», есть «трио», во второй части должен быть обязательно контраст. Важно учитывать эти нюансы при создании марша. К примеру, симфонические или увертюрные музыкальные жанры – это развернутые произведения, создание которых требует большого количества времени, сосредоточения. Чтобы написать подобные произведения, необходимо учиться. А у меня нет специального образования, но есть умения, навыки и желание. Для меня творчество стало скорее хобби, во время учебы я входил в военно-научное общество по композиции, где и освоил основы композиторского письма. Это и есть мое «обучение». Меня принимала в Союз композиторов комиссия достаточно известных музыкантов. Я сыграл два своих произведения, и мне сказали: «Хватит!» Значит, этого было достаточно, чтобы признать меня композитором.

ИА «Экзистенция» : Как Вы считаете, что происходит сейчас с военной музыкой?

Халилов В.М .: В последние пять-семь лет я начал чувствовать, что действительно началось реальное возрождение военной музыки в России. Во-первых, в последние годы мы получили достаточно средств, чтобы начать обновление оркестров музыкальными инструментами. Москву и Санкт-Петербург мы уже полностью «одели» в новые комплекты отличных инструментов мирового уровня. И продолжаем обеспечивать инструментами оркестры отдаленных гарнизонов. Ведь инструмент – это оружие каждого музыканта. Во-вторых, за последние годы мы провели Всеармейский конкурс военных оркестров. Впервые за всю историю Вооруженных сил СССР и РФ все военные дирижеры собрались для обмена опытом и знакомства с достижениями в военной музыке. А до этого на протяжении 15 лет у нас был silentium (молчание): инструменты не закупались, конкурсы и смотры не проводились, потому что средства на это не выделялись. Шли девяностые, время было непростое.

ИА «Экзистенция» : На Ваш взгляд, есть ли разница между оркестрами Советского Союза и РФ?

Халилов В.М .: Мы отказались от репертуара, который много лет нам насаждали: не играем сейчас, например, песню «Широка страна моя родная». Думаю, в выборе исполняемых произведений необходимо избегать идеологической архаики, важно выбирать произведения, представляющие культурную ценность и соответствующие духу времени. В то же время, нельзя отказываться от шедевров музыкальной культуры, таких как «Священная война» Александра Васильевича Александрова. Посмотрите, что произошло: музыка гимна Советского Союза осталась основой гимна Российской Федерации. Слова изменились, но музыка-то осталась. Потому что это шедевр.

ИА «Экзистенция» : Валерий Михайлович, а Вам не кажется, что народ устал от современной музыки, от «попсы»?

Халилов В.М .: Мы все с вами и составляем российский народ, я не отношу себя к «элите». После службы я спускаюсь в метро и становлюсь таким же, как и все, ведь в гражданском никто не может различить, что я генерал. Я прихожу домой и слышу по радио или телевидению современную музыку, и она меня удручает. Я категорически против фонограммы в любом ее виде. Я еще могу понять исполнение под аккомпанемент, ведь артист иногда не может везти с собой из Москвы в регион оркестр. Но он может петь своим голосом. Пусть это будет «минусовка», но когда и артист, и аккомпанемент «не живой» – я не могу этого понять! Приходит зритель на концерт в зал, а его, извините, дурачат. Меня, музыканта-профессионала, это коробит. Исполнитель обязан показать свое мастерство.

ИА «Экзистенция» : Какие исполнители Вам нравится?

Халилов В.М. : Меня привлекают настоящие профессиональные «откровения», за которыми стоят труд и любовь к музыке, переданная по-настоящему. Недавно Игорь Бутман сказал мне такую фразу о бардах: «Поэтом можешь ты не быть, но музыкантом быть не можешь!» Да, барды не являются музыкальными профессионалами, и в то же время, я обожаю их: это музыка достаточно серьезная, глубокая, интересная, где чувства доносятся по-настоящему, через сокровенность. И мне барды, честное слово, дороже, чем профессионал, который исполняет свою музыку вымученно.

ИА «Экзистенция» : На Ваш взгляд, какую роль играет военный оркестр в жизни общества?

Халилов В.М. : Великий критик Владимир Васильевич Стасов сказал: «Военные оркестры – проводники не одной только военной, но всяческой музыки, в массу народную». Еще до революции, до эпохи радио и телевидения, военный оркестр являлся настоящим культурно-музыкальным центром, в задачи которого входило не только обеспечение строя военной музыкой или исполнение ритуальных протокольных произведений, но и выступление перед зрителями как филармонии, игра на балах, в садах и парках. У каждого полка был свой гимн в виде марша или какой-нибудь «цитаты» из классического оперного произведения. Музыку военного оркестра раньше обожали все. Вспомните популярные произведения: «Амурские волны», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», вальсы, созданные, кстати, военными дирижерами.

ИА «Экзистенция» : Какую цитату Вы произносите чаще всего?

Халилов В.М .: Слова Александра Суворова: «Музыка ведет к победе – победа ведет к славе!» Вообще-то я не строю свою жизнь по цитатам или постулатам. Я верующий человек. Конечно, в жизни есть внутренние эстетические нормы, правила, которым я следую. Знаю, что где-то пролегает грань, дальше которой идти нельзя, потому что там находится «черная дыра», к которой я просто боюсь приближаться. А если вспомнить еще цитаты, то я часто обращаюсь к строчкам Владимира Маяковского.

На борту разбившегося сегодня ТУ-154 находился Валерий Халилов, главный военный дирижер России, начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, который направлялся с составом ансамбля для организации поздравительных новогодних мероприятий на авиабазе Хмеймим.

Валерий Михайлович Халилов - начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова, народный артист Российской Федерации, генерал-лейтенант

Родился в семье военного дирижёра. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне - Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижёром оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) - стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведён в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов - начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации - главный военный дирижёр.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля - художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Валерий Халилов - музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов - член Союза композиторов России. Его творчество как композитора, в основном, связано с жанрами духовой оркестровой, хоровой, вокальной и камерно-инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, КНДР, Ливане, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Трагически погиб 25 декабря 2016 г. в результате авиационной катастрофы самолета Ту-154 RA-85572 Министерства обороны России , направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирию.

....О молитве в военном марше

Скажем, марш “Генерал Милорадович”. Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу “Генерал Милорадович”, зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш.

И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя аарьергардом не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года.

В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую. площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем.

И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые - внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен.

Так вот этот молебен я сделал - я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течении, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича.

Вот это марш, это русский марш, я его написал. В нем ничего нет такого предосудительног о, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога - такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

Валерий Халилов родился в семье военных - его отец и брат были военными дирижёрами. Отец музыканта окончил военную музыкальную школу в Ташкенте. Во время войны его отобрали в числе десяти лучших мальчиков и отправили учиться в Москву, где он окончил институт военных дирижёров. В столице он познакомился со своей будущей женой. Молодые переехали в Узбекистан, в приграничный с Афганистаном город Термез, где у них родился сын Валерий.

Когда мальчику было четыре года, семья переехала в Казахстан. Тогда начался и музыкальный путь Валерия Халилова - он обучался игре на фортепиано и довольно быстро начал выступать на сцене. Когда ему было 11 лет, семья переехала в Москву. Там Валерий поступил в московскую военно-музыкальную школу.

Позже, поступая в Московское суворовское военно- музыкальное училище, Халилов едва не "пролетел" - он получил двойку по математике, но благодаря авторитету отца мальчику всё-таки позволили пересдать экзамен.

Дирижёр с благодарностью вспоминал всех своих педагогов, говорил, что в училище был потрясающий преподавательский состав. Со своих педагогов курсанты всегда брали пример - вежливости, культуры и дисциплины.

Полтора метра таланта

Когда юный Халилов поступал на военно-дирижёрский факультет Московской консерватории, его рост был всего 156 сантиметров. В приёмной комиссии вопрошали: "Почему ты такой маленький? Тебе нужна будет высокая подставка на сцене!" Однако абитуриент блестяще сдал вступительные экзамены и был принят в консерваторию, где обучался дирижированию оркестром и параллельно играл на кларнете. Спустя всего один год Халилов резко вытянулся в росте и к концу обучения уже имел рост 176 сантиметров.

В 1974 году Халилов женился и вместе с молодой супругой отправился в Ленинградскую область - туда его отправили руководить оркестром Пушкинского военного училища радиоэлектроники. Кстати, во время Великой Отечественной войны училище имело забавную аббревиатуру - ВНОС: воздушного наблюдения, оповещения и связи. В этом же оркестре в 1940-е служил композитор Георгий Свиридов.

Спустя несколько лет, когда Халилов уже вернулся в Москву, он решил встретиться со Свиридовым - к юбилею военного училища был выпущена книга, и Халилов хотел подарить один экземпляр Свиридову, а другой подписать для себя.

– Я купил на Белорусском вокзале цветы для супруги Георгия Васильевича, очень волновался, курил тогда ещё. <...> Я спросил у него: "Почему вы военные марши не писали? Ведь во время войны служили". Он ответил: "Чтобы писать марши, надо много служить. Тогда поймёшь, что это такое". Он был прав.

Главный военный дирижёр России

Более 14 лет Валерий Халилов был главным военным дирижёром России - с 2002 по 2016 год возглавлял военно-оркестровую службу Вооружённых сил Российской Федерации (иначе это называли ансамбль, или оркестр, Минобороны России). В мае 2016 года он был назначен директором и художественным руководителем Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, оставаясь по-прежнему для многих главным военным дирижёром России.

Дирижёр должен быть диктатором. Хорошим диктатором. Он должен быть очень требовательным, иначе просто ничего не получится, ведь у нас колоссальное количество людей и минимальное количество времени. Если в этот период я буду проявлять мягкость, это приведёт к моральному расслаблению коллектива. И это всё-таки воинские подразделения, которые привыкли к командам. Так и нужно

Валерий Халилов

Но Халилов был требователен и к себе. Он очень много работал, в том числе и ради популяризации военных оркестров. С 2007 года по его инициативе начали проводить фестиваль "Спасская башня". Халилов стал музыкальным руководителем фестиваля, на который ежегодно съезжаются лучшие военные музыканты из разных стран мира. Масштабные церемонии открытия и закрытия фестивалей проходили на Красной площади и привлекали десятки тысяч зрителей.

Начиная с 2009 года гостьей каждого фестиваля была знаменитая певица Мирей Матье, которая всегда с радостью принимала предложение Валерия Халилова выступить на "Спасской башне".

Сейчас трудно представить кого-то, кто сможет с такой же самоотдачей и с таким же азартом заниматься возрождением выступлений военных оркестров на открытых площадках. В 2017 году с 26 августа по 3 сентября Халилов планировал провести десятый, юбилейный фестиваль "Спасская башня", который должен был стать крупнейшим музыкальным событием в жизни Москвы и России. Теперь, судя по всему, фестиваль будет посвящён не только юбилею, но и памяти Валерия Халилова.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.