Музейный урок посвященный дню народного единства. Шаховская средняя общеобразовательная школа при иу. Просмотр содержимого презентации «226801»


Методическая разработка урока для учащихся начальных классов.
Автор: Елизарова Мария Алексеевна, учитель начальных классов, муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Россия, Свердловская область, Камышловский район, село Галкинское, 2016г.
Класс: 1-4
Тема: «День народного единства».
Форма проведения: Урок-путешествие
Цель: Формирование знаний учащихся об истории праздника День народного единства, посредством беседы с проблемными вопросами.
Задачи:
Сформировать общее представление о событиях, связанных с 1612 г.;
развивать умение анализировать исторические факты, сопоставлять, делать выводы; формировать навыки самоконтроля;
воспитывать чувство гордости за Родину на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского.
Планируемый результат:
Личностный: проявляют любовь и уважительное отношение к Родине,понимают роль сплочения и единства в жизни человека.
Метапредметный: обучающихся проявляют личностные УУД(осуществляют самоопределение к теме классного часа, оценивают усваиваемое содержание; осуществляют самооценку); регулятивные УУД(саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; обучающиеся осуществляют самоконтроль.); коммуникативные УУД (высказывают свою точку зрения, чётко и полно аргументируя свои мысли, умеют работать в коллективе); познавательные УУД (формулируют цель, анализируют, сравнивают предложенную информацию, осуществляют поиск и выделение информации, формулируют проблему)
Предметный: демонстрируют знания об истории праздника «День народного единства», понимают значение единства в жизни человека.
План урока:
Организационный момент 2 минуты
Мотивационно-целевой этап. Остановка «Целевая». 5 минут
Основной этап. Изучение нового материала. Остановка «Толковая». 5 минут
Физ.Минутка. 3 минуты
Продолжение изучения нового материала. Остановка «Историческая». 10 минут
Закрепление полученных знаний. Остановка «Знатоки» 5 минут.
Остановка «Печатная машинка» 5 минут
Подведение итогов. 5 минут
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «День народного единства».
Ход занятия:
Орг. Момент
(слайд 1)
Учитель читает стихотворение.
С историей не спорят, С историей живут,Она объединяетНа подвиг и на трудЕдино государство,Когда един народ,Когда великой силойОн движется вперед.Врага он побеждает,Объединившись в бой,И Русь освобождает,И жертвует собой.Во славу тех героевЖивем одной судьбой,Сегодня День единстваМы празднуем с тобой!
Мотивационно-целевой этап
- Для каждого из нас очень важно знать историю своей Родины. Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.
(слайд 2)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на машине времени в прошлое. Но для того, чтобы нам вернуться обратно в настоящее время, нам будет необходимо посетить все остановки нашей машины.
- В путь? (ДА)
- Закрываем глаза, садимся поудобнее и отсчитываем 10 волшебных секунд в прошлое: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1… Вот мы прибыли.
(слайд 3)
1) Остановка «Целевая».
- Первая остановка «Целевая». На ней нам необходимо определить цель нашего прибытия сюда.
(слайд 3: щелчок мыши)
- Посмотрите, на машине времени появилась надпись. Прочитайте её. (День Народного Единства).
- Что же это? Может быть какой-то праздник?
- Сформулируйте тему и цель нашей деятельности? (Тема: праздник День народного единства. Цель: узнать историю праздника, значение слова «единство») - Молодцы, едем дальше….
3. Основной этап. Изучение нового материала.
2) Остановка «Толковая».
(слайд 4)
- Следующая остановка «Толковая». Нам необходимо узнать значение слова «единство».
- Что же такое единство? (мнения детей)
- Где мы можем узнать значение этого слова? (В толковом словаре).
- Давайте заглянем в толковый словарь.
1. Общность, полное сходство. единство взглядов.
2. Цельность, сплочённость. единство. нации,
3. Неразрывность, взаимная связь. единство теории и практики.
(слайд 5)
- Как вы думаете, к чему же тогда призывает нас праздник День народного единства? (К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России).- Скажите, а в наше время едины ли люди? Все ли они дружны?
- К сожалению нет. Сейчас в мире происходят конфликты и войны: Украина, США, Франция, Сирия, вам в пример. Всё это из-за разногласии, неуважения и борьбы за власть. Что же нужно делать, чтобы избежать конфликтов и войн? (Мнения детей).
- Верно, нужно уважать друг друга, быть дружными, уметь находить компромисс, оставаться всегда Человеком.
- Молодцы, продолжаем наше путешествие…
4. Физ.минутка.
(слайд 6)
- Но мы не можем двигаться дальше. У нашей машины заканчивается энергия. Давайте её зарядим. Попрыгаем, побегаем, похлопаем, потопаем. Наша машина заряжена, едем дальше…
(слад 7)
5. Продолжение изучение нового материала. Беседа об истории праздника.
3) Остановка «Историческая».
(слайд 8)
- Перед нами остановка «Историческая». Здесь, вы внимательно послушаете историю становления праздника, ведь следующая остановка «Знатоки», где нам предстоит ответить на вопросы.
- На этой остановке так темно и мрачно. Что же здесь произошло? (Мнения детей). Давайте узнаем.
- Сейчас мы находимся в 1612 году, в это время в России началась Смута Великая.
- Скажите, на сколько лет назад мы вернулись, если сейчас 2016 год? Посчитаем? Верно, на 404 года назад.(слайд 9)
- А что же это за время – Смута? Так называли беспокойное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве, столице нашей Родины. Над государством нависла смертельная угроза. Польские войска выжигали государство Русское, опустошали, людей убивали. Вздохи и рыдания раздавались вокруг.Тогда и наступил конец терпению нашего народа. Русский народ решил слиться в одно единое для изгнания с родной земли противников.(слайд 10)
Именно 4 ноября народное ополчение – вооруженные силы страны, во главе нижегородского воеводы – воинского начальника – Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского успешно штурмовало (атаковало) Китай-город – район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, вынудив командование польской армии подписать немедленную капитуляцию, т.е.отказаться от предстоящей борьбы, признать своё поражение.
(слайд 11)
Первым в освобожденный город вступил Дмитрий Пожарский со священной иконой Казанской Божьей Матери в руках.
(слайд 12)
Именно она, как свято верили на Руси, и помогла отстоять Государство Московское от польского нашествия.
(слайд 13)
В честь дня Казанской иконы Божьей матери и славной победы русской армии над польскими захватчиками, президент РФ В. Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника, Дня народного единства.
(слайд 14)
В 2005 году центром празднования стал Нижний Новгород. Там состоялось открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому.
(слайд 15: просмотр отрывка фильма)
В 2007 году Владимир Хотинеко, российский кинорежиссер, снял исторический фильм «1612», где показаны жизнь и судьбы событий Смуты – времён мятежей, беспорядков, волнений.
(слайд 16)
В этот день 4 ноября обязательно устраивается торжественный правительственный прием в Большом Кремлевском зале, на котором награждаются люди, внесшие большой вклад в развитие и процветание России.
(слайд 17)
Сейчас в России День народного единства становится все популярней. Ведь гордость за свою Родину, за ее прошлое и настоящее, и вера в ее счастливое будущее – это то, что неизменно объединяет людей и делает их единым народом.
Посмотрите вокруг, всё посветлело, посвежело. Мы продолжаем наше путешествие.
6. Закрепление полученных знаний
- А проверим, как внимательно вы слушали.
(слайд 18)
4) Остановка «Знатоки».
В каком году началась Смута Великая? (1612)
Какой народ враждовал с русским народом? (Поляки)
Во главе, с какими воеводами русский народ штурмовал Китай-город? (Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский)
С какой иконой вступил в освобожденный город Дмитрий Пожарский? (икона Казанской Божьей Матери)
В каком году президент РФ Путин В.В. подписал указ об учреждении праздника День народного единства в России? (2005)
В каком городе в 2005 году был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому? (Нижний Новгород)
Как называется фильм российского кинорежиссера, посвященный событиям времен Смуты? (1612)
Вот в честь этого события и празднуется День Народного Единства.Прошло 400 лет, за это время много раз разные страны пытались захватить Россию, но ничего у них не получилось, все люди вставали на защиту своей страны.
(слайд 19)
5) Остановка «Печатная машинка».
Нам вскоре предстоит вернуться в наше время, однако у нас осталась ещё одна остановка «Печатная машинка».
Учитель даёт буквы каждому ребенку. Буквы, составляют фразу «Сплочен и един, наш народ непобедим». Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.
- Посмотрите, только общими усилиями, когда мы объединились, сплотились, мы смогли пройти эту остановку. Молодцы! А что же значит, фраза, которую вы произносили? (Мнения детей).
- Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, что наша сила – в нашем единстве, в нашей сплоченности. Абсолютно не важно, какую фамилию носит тот или иной человек, какой он национальности, важно, чтобы все мы относились друг к другу уважительно, ведь только вместе мы способны на большее, чем в одиночку.
7.Завершение деятельности.
Рефлексия.
- Мы проехали все остановки, выполнили все задания. Пора возвращаться в наше время. Закрываем глаза, беремся за руки и считаем 10 волшебных секунд вперед: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
(слайд 20)
- Вот мы и вернулись в 2016 год. Давайте подведем итог. Какую цель мы поставили перед собой?
- Как вы считаете, мы достигли цели?
(слайд 21)
- Какой вывод мы с вами можем сделать? Какую роль играют сплоченность и единство в жизни человека?
-Я надеюсь, что теперь вы будете уважать друг друга, выслушивать и помогать.
(слайд 22)
- Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК.

АННОТАЦИЯ:

  • Классный час проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между учителем и учениками в форме диспута, обсуждения. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием.

ЦЕЛЬ:

  • формирование представлений о новом российском празднике, его истоках и значении.

ЗАДАЧИ:

  • знакомство учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
  • развитие чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории Российского государства;
  • воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства;
  • активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала, а также анализа символов Российского государства.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;

· знать основные события и периоды отечественной истории; о героических страницах и подвигах людей;

· рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках; давать развернутое описание исторических объектов, памятников.

ПЛАН:

  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

a)ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА;

b)ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ;

c)СИМВОЛИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА;

d)РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ;

e)ВИКТОРИНА.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНПИЕ:

· портреты К.Минина и Д.Пожарского;

· фото Казанского собора на Красной площади в Москве;

· наглядные пособия;

· Эпиграф к классному часу:

«Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».

П.А.Столыпин.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

· актовый зал.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.

Что же означает название этого праздника?

Почему возникла необходимость возродить этот праздник?

Какие события стали основой народного единения, и кто был во главе национального единства?

В Москве на Красной площади стоит памятник. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия. В лето 1818 года»

В день 4 ноября мы чтим память о военном подвиге наших предков под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, спасших в 1612 году от гибели русское государство и продемонстрировавших образец героизма и сплоченности независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Так было и во время войны с Наполеоном, в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками. Сыны отечества не раз показывали примеры самопожертвования ради своей Родины.

Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.

Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.


С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд.

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.


Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,

И жертвует собой.
Во славу тех героев

Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА.

Давайте углубимся в историю событий конца 16 века. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

v Начало смутного времени .

В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время, московский трон зашатался.

Старший сын Ивана Грозного - Дмитрий Иванович (1552-1553), наследник отца умер в младенчестве.

Второй сын – Иван Иванович (1554-1581), по одной из версий, погиб во время ссоры с отцом, по другой версии, умер в результате болезни.

Третий сын Федор Иванович (1557 – 1598), прозванный блаженным - хилый да слабый, недолго процарствовал.

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности. По некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который после смерти Фёдора стал его преемником.

Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия:

Годунов Борис Фёдорович!

Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

v Цари – самозванцы.

Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

В Москве воцарился Самозванец.

Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили.

заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

Тогда и наступил конец терпению народа.

v Народное единство .

Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель - Прокопий Ляпунов - погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

Услышали его и в Нижнем Новгороде.

Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города.

Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Ополчение Минина и Пожарского остановилось в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

v Так и случилось!

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского.

Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России.

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной»

v Национальный герой.

П оистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин.

В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.

Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.

А вы помните, что 4 ноября празднуется как день Казанской иконы Божией Матери.

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Казанский собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича.

Чтимая икона была обретена 21 июля (по новому стилю) 1579 года в Казани. Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

По своему типу она икона - Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

СИМВОЛИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА .

У каждого государства есть своя символика, и Россия в этом плане не является исключением.

Символика государства постоянно окружает нас в повседневной жизни.

Что к ней относится? (Герб, гимн, флаг).

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн менялся несколько раз за российскую историю, что было связано с формой государственного устройства, теми, кто руководил страной. Музыка гимна величавая, торжественная. Гимн слушают и поют стоя, сняв головные уборы.

Флаг - трёхцветный триколор появился в эпоху Петра I , каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести;

синий – небо, верность, вера, правда;

красный – власть, огонь, отвага.

В годы советской власти флаг был красного цвета с серпом и молотом.

В 1991 году произошло возвращение к триколору.

Герб – символический опознавательный символ государства, официальная эмблема, составленная по определённым правилам. Герб можно увидеть на знамёнах, печатях, денежных знаках, официальных документа, вывесках государственных учреждений.

РОССИЯ СЕГОДНЯ.

Говорят, история ничему не учит, и люди, сколько ни живут, не извлекают из нее полезных уроков.

Казалось бы, как много было в истории России повторов, как часто через одно, два или три столетия опять происходило то же самое, что уже случалось в прошлом. К примеру, после каж­ дой волны преобразований вслед за обновлением и подъемом почему-то непременно наступали мрачные времена.

А военные победы, давшиеся ценой такой большой крови? Почему далеко не всегда Россия могла воспользоваться их пло­ дами? Почему снова и снова легко и быстро теряла то, что так долго и столь тяжело завоевывала?

Неужели история и впрямь – всего лишь череда случайностей, цепь не зависящих от нас событий, и человечеству вечно суждено ходить кругами и совершать одни и те же ошибки?

На эти вопросы нет простых ответов. Но нет и единого взгляда на минувшее. Нет одинаковых оценок того, что было и делалось давным–давно и совсем недавно. Ведь кто–то убежден, что история спишет и кровь, и жертвы, а в памяти потомков останутся лишь великие деяния и свершения. Что из того, что Санкт–Петербург был построен на костях? Зато какой прекрасный город получился. И Ленина со Сталиным незачем обвинять в том, что на их совести миллионы загубленных жизней. Ведь они создали могучую и сильную державу – Советский Союз.

Но, слава Богу, не все так рассуждают и не все согласны с таким подходом к истории.

В нашей истории много светлых и славных страниц, но, увы, не меньше – темных и скорбных. Нам есть чем и кем гордиться, кого благодарить, но есть о чем и о ком сожалеть и кого проклинать.

Но есть в истории любого государства события, оценка которых не подлежит сомнению, не изменяется веками и не изменится никогда.

Одним из таких дней в истории России является день 4 ноября. За эти славные страницы российской истории не будет стыдно ни одному русскому человеку. Вы скажете, что в нашем государстве, кроме православных, проживают народы и других религий. Но разве под знаменами Минина и Пожарского вместе с православными не сражались русские, калмыки, татары, башкиры, мордва и другие народы. И потом, мы ведь отмечаем День народного единства , а кто станет спорить, что за свободу и независимость России во все времена отдавали жизни народы всех религиозных конфессий.

Сегодняшняя Россия далека от процветания и благоденствия, но хочется верить, что впереди у нашего Отечества счастливая судьба. Ведь в русской истории не раз бывало, когда тяжелые годы бед и невзгод оставались позади, и жизнь потихоньку налаживалась и входила в свою колею.

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ.

Нет более святого чувства, чем любовь к Родине. Мы знаем много пословиц и поговорок, которые показывают отношение людей к своей Родине.

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

«Человек без Родины – что соловей без песни»,

«В своем доме и стены помогают»,

«Жить – Родине служить»,

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»,

«Нет в мире краше Родины нашей».

Посмотрите, как похожи пословицы разных народов. Все они говорят о любви к Родине, богатстве и дружбе.

3. РЕФЛЕКСИЯ .

РИСОВАНИЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ.

Представьте, вам на время дали земной шар.

Прикрепите те рисунки, какой бы вы хотели видеть нашу планету!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

· К чему призывает нас этот праздник? Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

· В чем состоит суть дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

· Для чего нам нужно единство? Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

· Какие еще названия имеет этот праздник? День воинской славы России. День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел , а не сомнительных маршей.


В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая.

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов.

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль.

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II.

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

    Земли родной народную судьбу,

    Своих мужей великих поминают

    2 эпиграф.

    Единство - возвестил оракул наших дней, -

    Ход мероприятия:

    1 учащийся:

    Ушли в историю года,

    Цари менялись и народы,

    Но время смутное, невзгоды

    Русь не забудет никогда.

    4 ноября - стал, по предложению Госдумы новым российским праздником - Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

    2 учащийся:

    Победой вписана строка,

    И славит стих былых героев,

    Поверг народ врагов-изгоев,

    Обрел свободу на века!

    3 учащийся:

    Россия начиналась не с меча,

    А потому, что русского плеча

    Ни разу в жизни злоба не касалась.

    И стрелами звеневшие бои

    Недаром конь могучего Ильи

    По добродушью иногда не сразу

    Возмездие вздымалось. Это да.

Просмотр содержимого документа
«День народного единства»

Тема: «Слава Родины нашей отважным сынам»

Цель: Познакомить учащихся с историей Дня народного единства

    Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ

    Показать современную идею Дня народного единства

    Воспитывать уважение к русским национальным героям

    Развивать у учащихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны

Пусть ведают потомки православных

Земли родной народную судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу, доброту.

2 эпиграф.

Единство – возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью!

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф.)

Ход мероприятия:

1 учащийся:

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда.

4 ноября – стал, по предложению Госдумы новым российским праздником – Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

В этот день Россия прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.

Этот праздник был установлен при Михаиле Федоровиче Романове и на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения. Отменен он был после революции 1917 г. Поэтому в определенной степени речь идет не об установлении нового праздника, а о возрождении традиции, прерванной в 1917 году. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны.

2 учащийся:

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

Учитель. Итак, обо всем по порядку.

3 учащийся:

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу. (Слайд 3)

(Звучит песня «Россия» Слова: С. Бехтеев в исп.: Жанны Бичевской)

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами: (Слайд 4)

Учащийся. Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия 17 века. (Слайд 5)

Учащийся. В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей. Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова. (Слайд 6)

Учитель. Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране.

Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за "незаконного" царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.

Годунов оказался неудачливым царем, а значит – и незаконным.

4 учащийся:

«Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Они любить умеют только мертвых…
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы -
Они ж меня, беснуясь, проклинали!» (Слайд 7)

Учитель. Еще в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва приписала Борису Годунову организацию этого убийства с целью захвата власти. (Слайд 8)

В обстановке всеобщего недовольства Борисом Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за него. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Он тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку – Псков, Новгород, другие земли. (Слайд 9)

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. 20 июня 1605 г. 13 апреля 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, был отравлен). Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. Он стал вторым царем Смутного времени. По требованию самозванца Федор был убит дворянами.

Лжедмитрий был провозглашен царем. (Слайд 10)

5 учащийся:

«К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь Борис.
И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал.
Хоть был он парень бравый
И даже не дурак,
Но под его державой
Стал бунтовать поляк.
А то нам не по сердцу;
И вот однажды в ночь
Мы задали им перцу
И всех прогнали прочь». (Слайд 11)

Учитель. В мае 1606 г. Возник заговор против Лжедмитрия, при попытке скрыться от заговорщиков он был убит. На Земском соборе царем избран боярский царь Василий Шуйский. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Авторитет Шуйского падает, в результате заговора во главе с Захаром Ляпуновым был свергнут с престола. (Слайд 12)

Летом 1607 года поляки направили в Россию очередного самозванца – Лжедмитрия II , происхождение которого неизвестно. Тушинский лагерь стал центром альтернативного государства с отдельными правительством, церковной иерархией, органами административного государственного управления - приказами.
К новому «царю»пришли большие польско-литовские войска, а Шуйский обратился за военной помощью к шведскому королю Карлу IX . Польша, находясь в состоянии войны со Швецией, начинает открытую интервенцию против России. (Слайд 13)

После свержения Шуйского власть переходит к семи московским боярам (семибоярщина). В 1610 - Василий Шуйский насильно пострижен в монахи. Бояре пригласили на царство польского королевича Владислава и в сентябре тайно впустили польские отряды в Москву.

На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. (Слайд 14)

Независимость и территориальная целостность страны оказались под угрозой.

Учащийся. На севере шведы начали интервенцию, в Москве - поляки. Первое ополчение против интервентов возглавил Ляпунов, но был убит. Ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем. (Слайд 15)

Учащийся. 1 октября 1611 года на базарной площади Нижнего Новгорода по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев. (Слайды 16-18)

1 учащийся:

Кто на Руси за правду ополчится?

Кто чист пред богом? Только чистый может

Святое дело честно совершить.

Народ страдает, кровь отмщенья просит,

На небо вопиет. А кто подымет,

Кто поведет народ? Он без вождя,

Как стадо робкое, рассеян розно.

(Двое учащихся представляют руководителей ополчения – К.Минина и Д. Пожарского)

Учитель. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села. В Ярославле сформировали «Совет всей земли» и ввели налог «5-я деньга». (Слайд 20)

22 октября, на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, войска штурмом взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября) интервенты открыли ворота Кремля и сдались.

Народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность. (Слайд 21-22)

Икона Казанской Богоматери сопровождала ополчение в походе к столице, сотворив «многая чудеса». (Слайд 23)

(Выступление учащегося «Икона Казанской Божьей матери – заступница Земли русской»)

Учитель. После освобождения Кремля, кн. Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, а летом 1613 года сообщил о чудотворениях иконы царю Михаилу и его матери. В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа - Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин - были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй - в думные дворяне (отчество - Минин - теперь стало фамилией).

В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. Формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Н. Р. Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Фактически же их избрание всех устроило. (Слайды 24 25)

В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. В 1632 году на средства Дмитрия Пожарского для иконы был построен отдельный каменный собор на Красной площади.

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. (Слайд 26)

(Выступление учащегося «История Казанского собора»)

Учитель.Так два праздника на Руси слились в один. А сегодня в России празднование этих событий восстановлено.

День 4 ноября – День народного единства, День Славы русского оружия и День возрождения Российской государственности (Слайд 27)

В 1818году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому. Автор – Мартос Иван Петрович (1750-1835), скульптор, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств. (Слайд 28)

(Выступление учащегося «История памятника»)

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды.
Памятник мещанину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому создан по проекту художника И. П. Мартоса и отлит из бронзы литейным мастером Академии Художеств В. П. Екимовым, открыт 20 февраля 1818. (Слайд 29-30)

Учитель. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

Ополчение Минина и Пожарского – яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.

Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото. По преданию, таким образом, он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова. (Слайд 31)

Звучит финал оперы «Иван Сусанин» со знаменитым хором «Славься!» и звоном колоколов)

Учащийся:

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

В дате 4 ноября важна жертвенность русского многонационального и многоконфессионального народа, различных слоёв его. Объединение вне зависимости от национальности, вероисповедания.

Современная идея Дня народного единства состоит в том, чтобы объединить людей ради развития своей страны. Россия сильна не только экономическими успехами и авторитетом в мире, но, прежде всего, благодаря народному единству и, конечно, благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей - талантливых, квалифицированных и искренне желающих принести пользу своему народу. (Слайд 32)

Вопросы викторины:

1. Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)

2. Почему в опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики? (предполагают, что по приказу Бориса был убит царевич Дмитрий, наследник царя Федора)

3. Кем на самом деле был монах Филарет? (племянник жены Ивана Грозного, Федор Романов, кандидат на престол после прекращения династии Рюриквичей)

4. Какую фамилию носила жена Ивана Грозного? (Романова)

5. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)

6. Кем был Кузьма Минин? (земский староста)

7. Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)

8. Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)

9. Какие города удалось захватить врагам?

11. Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)

12. Какому событию посвящена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»?

(Михаил не знал, что его избрали царем. Он проживал с матушкой под Костромой. Его пришлось разыскивать специальному посольству. Одновременно его искали и поляки, чтобы убить. Недалеко от села Домнино поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали показать им дорогу. Сусанин согласился, но завел их в болото. Поляки поняли хитрость крестьянина и жестоко расправились с ним. Этому подвигу посвящена опера Глинки, а также стихи К.Ф.Рылеева)

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрытая стеной меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий припомнить надо

Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,

Песочный берез с низким ивняком.
Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть.. Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

(К. Симонов)

ИСТОРИЯ КАЗАНСКОГО СОБОРА

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. После пожара 1635 года вместо деревянного собора мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым) был построен каменный на средства государя Михаила Федоровича и освящен патриархом Иосифом 15 октября 1636 года.

Со времени постройки храм стал одной из важнейших Московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве. В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.

В 1925-1930 годах под руководством архитектора Петра Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, сняты чертежи и замеры.

Вскоре Казанский собор закрыли. Там были столовая, склад, а летом 1936 года его сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная.

Казанский собор в Москве восстановлен в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Просмотр содержимого презентации
«226801»

«Слава Родины нашей отважным сынам»

День народного единства

Внеклассное мероприятие

Преподаватель Стребко Т.П.




Минин Кузьма (? – 1616)

Нижегородский посадский человек. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II в составе нижегородского ополчения. С 1611 г. – земский староста. Инициатор созыва Второго ополчения, вместе с Д. М. Пожарским возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. Участвовал в сражениях ополчения с поляками под Москвой. С 1613 г. – думный дворянин.


Пожарский Дмитрий Михайлович

(1578–1642)

Князь, полководец. Участник Первого ополчения 1611 г., военный руководитель Второго ополчения 1612 г. Совместно с К. Мининым возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. С 1613 г. – боярин. Руководил военными действиями против поляков в 1612–1618 гг. Возглавлял ряд приказов.



Дмитрий Пожарский

Воззвание Минина

Кузьма Минин




Казанский собор

Этот собор был построен в память освобождения Москвы от поляков. Но на деньги князя Дмитрия Пожарского.



Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве

Скульптор И. Мартоса



  • Иван Осипович Сусанин, крестьянин Костромского уезда, прославился тем, что зимой 1613года спасая царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками. Подвигу Сусанина М.И Глинка посвятил оперу «Жизнь за царя».



Шефер Анна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.

Тема: День народного единства.

Цели: Закрепить представление о том, что наша страна огромная, многонациональная, называется РФ, Россия. Закрепить знания о географическом положении страны на карте. Расширять представление о государственных праздниках, о празднике День народного единства, значении и истории его возникновения. Сообщить элементарные сведения об истории России. Формировать знания о многонациональности нашей страны, воспитывать уважение к другим народам и культурам. Закрепить знания о флаге, гербе и гимне. Учить рассказывать об истории и культуре своего народа. Развивать слуховое внимание и память.

Ход образовательной деятельности:

1. Прослушивание аудиозаписи гимна Российской Федерации.

Скажите ребята, как называется эта музыка? Правильно – это гимн - главное музыкальное произведение нашей страны. Он исполняется по самым торжественным случаям и все люди при этом встают в знак уважения и гордости за свою страну.

2. «Знаешь ли ты столицу, свою страну?»

Воспитатель: А кто знает, как называется столица России? (Москва)

Москва – огромный, красивый город, в котором есть много удивительных мест. Перед вами, ребята, центральное место Москвы - Красная площадь, на которой стоит Московский Кремль. В Кремле работает наше Правительство и его глава – Российский президент. Кто знает, как зовут нашего президента? Наш президент решает важные государственные вопросы, утверждает законы, заботится обо всех нас и о всей России, потому что он очень любит свою страну. А вы любите свою страну? (ответы) А за что? … Кто может ответить на этот вопрос? Потому что любовь к родине граждане страны испытывают просто потому, что живут в ней. Ведь родина у нас всех одна. Она объединяет людей, а вместе люди гораздо сильнее, у них больше возможностей делать великие дела!

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Каждый Россиянин знает и уважает основные символы своей страны – гимн, герб и флаг. Гимн мы уже слышали. Вот перед нами – герб России. Что изображено на нашем гербе? (ответы).

Чтение стихотворения «Герб России».

У России величавый

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(В. Степанов)

Обратите внимание, что на нашем гербе у орла две головы, значит, он не пропустит ни одного врага. В лапах орла символы власти скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. А это – наш флаг. Ребята, перечислите из каких цветов, он состоит.

Чтение стихотворения «Флаг России».

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

(В. Степанов)

Белая полоска – символ чистоты намерений и благородства – означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса – символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоска – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

Россия занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики. Наша страна многонациональная, в ней живут не только русские люди, но и многие другие: осетины, черкесы, татары, мордва, якуты, ханты, буряты.

Россией зовется наш общий дом

Пусть будет уютно каждому в нем

Любые мы трудности вместе осилим

И только в Единстве сила России.

Как вы думаете, какая национальность лучше? Все национальности равны, имеют ценную культуру.

3. Физминутка

В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

Реки глубокие (присели,

Степи широкие (руки в стороны,

Леса большие (руками описываем круг,

А мы - ребята вот такие!

4. Рассказ воспитателя о возникновения праздника – День единства.

4 ноября вся наша страна будет отмечать День народного единства. Хотите узнать, что это за праздник? В Москве на Красной площади стоит памятник Минину и Пожарскому (показать на фотографию памятника Минину и Пожарскому.) - На постаменте его начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Эти люди спасли свою страну от врагов, которые захватили ее.

Не всегда народы России жили в единстве. К сожалению, на протяжении всей истории Россия много раз подвергалась испытанию на прочность, не раз переживала времена, когда нарушалось ее единство, когда в стране царили вражда и голод. 400 лет назад вражеские нашествия разорили страну дотла. Русская земля была занята врагами-поляками. Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.

Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.

Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!

Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.

Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.

Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

Теперь мы празднуем День народного ополчения как свой заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее.

5. А сейчас, я хочу предложить вам, вспомнить мудрые пословицы о войне и мире…

Худой мир лучше доброй брани.

Войной да огнем не шутят.

Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.

Вражда не делает добра.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Если хочешь мира, будь готов к войне.

Мир - дело великое

Без смелости не возьмешь крепости.

Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

Бой отвагу любит.

Бой - святое дело, иди на врага смело.

Умелый боец везде молодец.

Храбрость - пестра победы.

Воспитатель - Молодцы, много пословиц мы сегодня вспомнили…. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, и забывать обиды.

Сегодня в честь Дня народного единства мы проведем акцию «Давайте жить дружно».

Я для вас приготовила ватманы, вам нужно будет расположить силуэты людей рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это будет символизировать, то, что мы вместе, мы едины, а значит и непобедимы!

6. Чтение стихотворений.

ЕДИНСТВО НАВСЕГДА

Ушли в историю года, цари менялись и года

Но время смутное, невзгоды, Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка, и славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев, обрел свободу на века

И поднималась Русь с колен, в руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой, под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города, с поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу, и День единства навсегда!

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят, с историей живут,

Она объединяет, на подвиг и на труд.

Едино государство, когда един народ,

Когда великой силой, он движется вперед.

Врага он побеждает, объединившись в бой,

И Русь освобождает, жертвует собой.

Во славу тех героев, живем одной судьбой,

Сегодня День единства, мы празднуем с тобой!

В заключение нашего занятия мы дружным хороводом спляшем польку для души!

Шире круг, шире круг

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат птицы в вышине

Дружат рыбы в глубине

Дружит с небом океан,

Дружат дети разных стран.

Шире круг, шире круг

Музыка зовет

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

Дружат солнце и весна

Дружат звезды и луна,

Дружат в море корабли

Дружат дети всей земли.

8. Рефлексия. Ребята, вам понравилось наше занятие? Что было наиболее интересным? Чего нового вы узнали? Я думаю, что все, о чем мы сегодня с вами говорили, вы запомните, и будете любить свою Родину, держаться всегда вместе, и помогать друг другу, на этом наше сегодняшнее занятие окончено, спасибо всем, кто принял активное участие!

Дети слушают гимн Российской Федерации.


Физминутка.












Открытый урок, посвященный самому молодому государственному празднику России - Дню народного единства, состоялся в субботу, 25 октября, в средней общеобразовательной школе №63 (улица Крауля, 82 «а»).

Почетными гостями познавательного урока стал ректор Института международных связей, член Общественной палаты Екатеринбурга Олег Скворцов.

Провел урок учитель истории Виктор Якушев. В доступной форме с использованием видеопрезентации школьники ознакомились с событиями начала XVII века, с окончанием смутного времени в России.

О страшных испытаниях, выпавших на долю народа и о спасительной силе в лице героев ополчения, рассказали старшеклассники. Выдержки из сообщения одного из ребят: «Все те страшные испытания, выпавшие на долю народа, привели к необходимости объединиться и сообща изгнать из государства иноземных захватчиков. В этот момент, когда, казалось, спасения ждать было уже не от кого, в Нижнем Новгороде началось формирование Второго народного ополчения. Инициатива его создания исходила от земского старосты Кузьмы Минина. Именно он обратился к жителям Нижнего Новгорода с воззванием жертвовать ради спасения Отечества своим имуществом. Сам Кузьма Минин подал пример. Однако формирующемуся ополчению нужны были не только денежные средства и продовольствие, но и предводитель, имеющий серьезный боевой опыт. Военное руководство формирующимся ополчением было предложено князю Дмитрию Пожарскому».

Школьники подчеркивали, что благодаря воинам народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского был положен конец смутного времени на Руси. «В июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на освобождение Москвы с клятвой: "Умрем за Русь Святую". Храбро сражались ополченцы. В этих словах воедино слились все сердца и души нашего народа. Но исход битвы был не ясен. Выручил Минин, бросивший 300 воинов на неприятеля с тыла, в самую гущу поляков. Этот маневр разобщил противников и мы смогли одержать первую победу над польскими интервентами. 24 августа 1612 года части польского гарнизона все еще сидели в стенах Кремля. В течение двух месяцев ополченцы вели тяжелейшую осаду крепости. 22 октября по старому стилю - 4 ноября по новому стилю Кремль был освобожден, поляки бежали из Москвы. Российскому государству не дали умереть», - с особой гордостью рассказали школьники - участники открытого урока.

Исторические события начала XVII века стали основанием учреждения в 2005 году нового праздника - Дня народного единства, который является данью памяти и уважения предкам, отстоявшим независимость страны.

В ходе открытого урока ребята прочитали стихи на тему предстоящего праздника, а также ответили, пожалуй, на самый главный вопрос: что помогало русским воинам на протяжении многих битв одерживать победу? «Храбрость, мужество, сильная вера, единство», - с уверенностью ответили школьники.

Завершился открытый урок выступлением творческого коллектива «Палитра здоровья».

Стоит отметить, что педагогический коллектив школы №63 особое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей. В частности, в образовательном учреждении действует музей боевой славы, а в преддверии Дня защитника Отечества отличившиеся ребята получают знак «Патриот школы».

Материалы по теме

Александр Якоб: 10 тысяч человек приняли участие в праздничных мероприятиях 4 ноября 5 ноября 2014 14:17
Сергей Тушин принял участие в церемонии подъема и установки креста на купол храма покровительницы Екатеринбурга 4 ноября 2014 16:10
«В единстве мощь России»: в Екатеринбурге прошел праздничный концерт, посвященный 4 ноября 4 ноября 2014 15:11
День народного единства: общественность Екатеринбурга отмечает праздник 195-го пехотного Оровайского полка 4 ноября 2014 15:01
Студенты Екатеринбурга выразили поддержку российской государственности 4 ноября 2014 13:17
Александр Мяконьких о Дне народного единства: этот праздник с каждым годом становится все более популярным 3 ноября 2014 11:45
Эльвира Гончаренко о Дне народного единства: праздник должен объединять всех 2 ноября 2014 12:34
В ночь на 4 ноября екатеринбургские музеи откроют свои двери 31 октября 2014 18:40
Где и как отметить День народного единства в Екатеринбурге? 31 октября 2014 15:55
Александр Якоб поздравил горожан с Днем народного единства 31 октября 2014 08:00
Екатеринбургские мусульмане примут активное участие в праздновании Дня народного единства 30 октября 2014 19:44
Светлана Учайкина о Дне народного единства: 4 ноября - нужный праздник, и хорошо, что он есть! 30 октября 2014 19:13
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.