Рассказ новогодняя быль. С.Михалков «Новогодняя быль», А.Барто «Дело было в январе…. Закрепление нового материала

Михалков С., сказка "Елочка. Новогодняя быль"

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки "Елочка. Новогодняя быль" и их характеристика

  1. Елочка. Молодая, красивая, робкая.
  2. Сорока. Зловредная, завистливая, жестокая.
  3. Лесник. Добрый, заботливый.
План пересказа сказки "Елочка. Новогодняя быль"
  1. Молодая Елочка
  2. Предсказание Сороки.
  3. Страхи Елочки
  4. Многоснежная зима
  5. Последний день декабря
  6. Лесник и Елочка
  7. Нарядная красавица
  8. Взрослое дерево
Кратчайшее содержание сказки "Елочка. Новогодняя быль" для читательского дневника в 6 предложений
  1. В лесу родилась Елочка и росла посреди лесной поляны
  2. От Сороки Елочка узнала, что ее могут срубить на Новый год.
  3. Она весь год думала об этом и боялась.
  4. В последний день декабря к Елочке пришел лесничий и она потеряла сознание
  5. Когда елочка очнулась, она росла на том же месте, но была украшена по-новогоднему.
  6. Через много лет Елочка с удовольствием вспоминала свое детство.
Главная мысль сказки "Елочка. Новогодняя быль"
Не надо рубить елочки на новый год, ими лучше любоваться в лесу.

Чему учит сказка "Елочка. Новогодняя быль"
Сказка учит бережному, заботливому отношению к природе, а конкретно к елочкам. Учит не губить молодые красивые деревья ради одной новогодней ночи. Учит быть добрым и отзывчивым.

Отзыв на сказку "Елочка. Новогодняя быль"
Мне понравилась эта сказка, у которой есть подзаголовок Быль. Видимо автор придумал эту историю, взяв за основу что-то реально произошедшее. Но главное в этой сказке - это то, что Елочка осталась жива. И она еще долго приносила пользу и радость людям и планете. Это очень хороший поступок лесничего - нарядить елочку прямо в лесу.

Пословицы к сказке "Елочка. Новогодняя быль"
Взгляни на елочку и она согреет твое сердце.
Большое дерево и от дождя, и от снега спрячет.
Дерево скоро садят, да не скоро от него плоды едят.
Сломить дерево секунда, вырастить - годы.
Не беречь поросли, не видать и дерева.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Елочка. Новогодняя быль"
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла молодая и красивая Елочка. Летом ее поливали дожди, зимой заносило снегом. Она росла как все остальные елочки.
Однажды под ее ветвями переночевал заяц, а в другой раз прилетела сорока.
Сорока уселась на макушку и стала ее раскачивать и Елочка забеспокоилась. Она стала просить Сороку, чтобы та не сломала ей макушки, а сорока надменно сказала, что Елочку все равно срубят.
Елочка пришла в ужас и спросила, кто ее срубит и зачем.
Сорока ответила, что в лес под новый год всегда приходят люди и рубят красивые елочки.
Елочка робко сказала, что растет уже не первый год и никто ее не рубил, а Сорока грубо предсказала, что все равно срубят.
Все лето и осень Елочка думала о словах сороки и переживала. А когда начался декабрь она и вовсе потеряла покой.
В ту зиму было много снега и даже у высоких елей под тяжестью снега обламывались ветки, а маленькую Елочку засыпало по самую макушку. И Елочку это только радовало, она думала, что теперь ее точно не заметят люди.
И от пришло 31 декабря. Елочка мечтала пережить этот день, как вдруг увидела человека, который направлялся прямо к ней. Это был лесничий. Он подошел к Елочке и с силой встряхнул ее ветви. Потом он залюбовался красивой Елочкой и сказал сам себе, что правильно выбрал дерево.
Елочка от страха лишилась сознания.
А когда Елочка пришла в себя, она очень удивилась. Оказывается, она по прежнему росла посреди полянки, но все ее ветки оказались украшены разноцветными шарами, окутаны серебряными нитями, а на макушке блестела звезда.
Утром первого января из домика лесника вышли двое детей и направились на лыжах к Елочке. Они подошли к Елочке и долго на нее смотрели. А потом мальчик сказал сестре, что это будет их елочка и они каждый новый год будут ее наряжать.
Прошло много лет, давно не стало лесника, давно выросли его дети, а красивое и стройное дерево возвышается посреди лесной полянки и с улыбкой вспоминает свое детство.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Елочка. Новогодняя быль"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2Б КЛАССЕ

ФИО (полностью)

Кошман Галина Анатольевна

Место работы

МБОУ-СОШ №6 г. Клинцы

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

Тема и номер урока в теме

С.Михалков «Новогодняя быль» 2 урок

Базовый учебник

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий – Литературное чтение

    Цель урока: продолжить работу над произведением Михалкова « Новогодняя быль», отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, развивать внимание, память, речь, умение работать с текстом.

9. Задачи:

- обучающие – продолжить знакомство с произведением Михалкова, отрабатывать навыки быстрого, беглого осознанного чтения, умению работать с текстом, работать над выразительностью.

-развивающие – развивать внимание, память, устную речь, образное мышление.

-воспитательные – воспитывать любовь к природе, окружающему миру, бережное отношение к ней.

    Формы работы учащихся: фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа.

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, звуковые колонки, набор ЦОРов из Единой коллекции ЦОР

    Структура и ход урока

Таблица 1.

Технологическая карта урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент

Фонограмма песни Елочка Елка…

Прозвенел звонок на урок. Улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение и тихо сядем

Уч. приветствуют друг друга, эмоционально настраиваются на урок

Актуализация

новых знаний

Слайд №1

Слайд №2

Почему в начале урока прозвучала эта песня?

Куда мы сегодня отправимся в путешествие?

Чему бы вы хотели научиться на этом уроке?

Ответы учащихся:

а) выразительному чтению

б) умению пересказывать

г) работать с текстом

Проверка домашнего задания

Слайд №3 (тест)

Давайте узнаем на сколько внимательно вы читали дома сказку. Для этого ответим на вопросы теста.

Дети читают слайды выбирают нужный ответ.

Речевая разминка

Слайд №4

Сначала выполним упражнение, которое поможет читать выразительно без ошибок Елка, Елка, Елочка колючая иголочка.

Дети читают:

а) хором

б) рядами

в) по одному

Работа по теме урока

Слайд №5

Слайд №6

Откроем сказку и приготовим красиво отвечать на вопросы словами из текста

– Где происходят события в сказке?

Как жилось елочке в лесу?

Найдите слова, рассказывающее о деревце как о человеке (росла, грелась, дрожала, знакомилась, была не одинока) Елочку автор наделил человеческими чертами он использовал олицетворение.

Посмотрите на иллюстрацию из учебника. Она подскажет характер героев.

Какая наша елочка?

Какая наша сорока?

Работают с текстом, выборочное чтение.

Работа с толковым словарем Ожегова.

Дается характеристика героев.

Физ. Минутка.

Слайд №6

Елочки зеленые на ветру качаются, низко наклоняются. Сколько елочек зеленых, столько сделаем наклонов. Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас. Сколько красненьких кружков, столько сделаем прыжков.

Выполняются движения.

Закрепление изученного. Чтение по ролям. Инсценирование.

Чтение диалога « Сороки и Елочки» (работа в парах)

Работа в паре, отработка выразительности чтения.

Постановка проблемы.

Слайд №7 «Заповедник Брянский лес»

Представьте что нашей елки в лесу не стало

Что произойдет?

Как вы думаете, смогли бы мы помочь еле, что бы их не рубили?

Сообщение о заповеднике Брянский лес.

Дети высказывают предположения, дают толкование слова заповедник слушают информацию о пользе хвойных лесов.

Анализ сказки

Знакомство со стихотворением С.Михалкова « Событие»

Что произошло с елочкой в канун нового года

Подчеркните главные слова елки. (очнулась, живая, украшенная, стройная)

Зачитывают текст (часть №4, находят слова в тексте)

Рефлексия

Слайд №8

Выбери и продолжи любое предложение

Я узнал…

Я похвалил бы себя…

Я хочу знать…

Ответы учащихся

Итог урока

Слайд №9

Слайд №10 « Спешите делать добро!»

Почему произведение С.Михалкова назвали «Новогодняя быль», а не « Новогодняя сказка»

Ответы учащихся. Это было и должно быть всегда, поэтому « Спешите делать добро»

Домашнее задание

Слайд №11

Пересказать сказку от лица Елочки, используя слова выделенные на уроке.

Самоанализ урока

Урок литературного чтения во втором классе по традиционной системе, по программе « Школа России» (ФГОС) автор учебника Л.В.Климанова, В.Г.Горецкий. Раздел « Как хорошо уметь читать», произведение С.Михалкова «Новогодняя быль». На данное произведении отводится 2 часа.

Тип урока : повторение и обобщение полученных знаний.

На уроке решались следующие задачи:

Обучающие: закреплять умение выстраивать цепь событий в произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализировать произведение.

Воспитательные: установление психологического и эмоционального контакта с детьми, воспитании интереса к чтению, воспитание положительного отношения к окружающему миру, людям, учить детей анализировать свое поведение через поступки литературных героев.

Развивающие: развивать умение видеть в героях недостатки, объяснять их, развивать эмоциональное восприятия при чтении по ролям.

Использовалось следующее оборудование:

1 Экран

2 Компьютер

3 Мультимедийный проектор

4 Словарь Ожегова

5 Листы с отпечатанными тестами на каждого ученика

6 компьютерная презентация

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

Этап самоопределения: Цель: привлечь внимание учащихся, для чего нужны уроки чтения.

Подготовка к активной познавательной деятельности. Цель: постановка проблемы, сообщение цели урока.

Основной этап урока: выстраивание последовательности событий, выразительное чтение и анализ событий, чтение по ролям, распределение персонажей их характеристика.

Этап рефлексии. Подведение итогов урока

На уроке были использованы МЕТОДЫ (по виду источника информации):

словесные (беседа, при анализе эпизодов, на этапе рефлексии)

наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при анализе эпизодов, на основном этапе)

практические (работа по выделению слов в тексте, характеризующих персонажей сказки)

По виду учебной деятельности:

Самостоятельная работа « Работа в парах, работа с текстом»

Проблемно поисковый метод.

Формы познавательной деятельности:

Групповая (работа в парах, индивидуальная). Задействованы на уроке наглядные технические средства обучения. На уроке осуществлялась тесное межпредметная связь. Введение в урок дополнительных сведений о хвойных лесах (сообщение о Государственном Биосферном заповеднике в Брянской области, о роли хвойных лесов для человека, окружающего мира) позволило наиболее полно и ярко представить события сказки.

Стимулирование и мотивация осуществлялось через создание ситуации заинтересованности новизны, опоры на жизненный опыт, создание ситуаций, эмоционально – нравственных переживаний.

Содержание учебного материала и вида работы, используемые на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся. Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация. Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье – сберегающие технологии – физ. минутки. с воспитательной точки зрения урок способствовал формированию детей интереса к чтению, положительному отношению к людям и окружающему миру. Урок поставленной задачи достиг. Все этапы взаимосвязаны с собой.

План-конспект урока по чтению.

Тема урока: С.В. Михалков «Новогодняя быль».

Цели урока : Обучающие: ознакомить детей с произведением С.В. Михалкова.

Развивающие: отрабатывать навыки беглого осознанного чтения;

развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение работать над иллюстрацией.

Воспитательные: привитие интереса и любви к чтению; расширение читательского кругозора.

Оборудование: использование презентации Путешествие по книге С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем…»

    Орг. момент.

    Проверка домашнего задания.

    Постановка целей урока.

Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)

Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.

Откройте учебники, прочитайте название.

4. Изучение нового материала .

1. Первичное чтение.

Читает учитель, дети следят по учебнику.

2. Беседа после чтения.

Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

Понравилась ли вам сказка?

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Какие чувства пробудила у вас эта сказка?

Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опиши этот момент.

От какого лица идет повествование в сказке? (От лица автора)

5. Физкультминутка.

6. Закрепление нового материала.

1 . Подготовительная работа перед чтением.

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.

На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться

По-зна-ко-ми-лась – познакомилась

Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся

Бес-по-кой-ство – беспокойство

Спря-тать-ся – спрятаться

Об-ла-мы-ва-лись – обламывались

При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося

Читайте целыми словами:

Лес – лесная, лесничий

Ночь – переночевал

Цвет – цветные

Стекло – стеклянные

Серебро – серебряные

2 . Выразительное чтение.

3 . Анализ произведения.

Где происходили события?

Где жила ёлочка?

Были ли у нее друзья?

Как жилось Елочке одной в лесу?

Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)

Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?

Какой характер был у Елочки?

Подтверди свой ответ примером из текста?

Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)

Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?

Прочитай диалог Сороки и Ёлочки. Попробуй передать его своими словами.(Работа в парах.)

7. Физкультминутка.

8.Работа над иллюстрацией.

Рассмотри иллюстрацию в учебнике.

Кто изображен на этой иллюстрации?

Какой эпизод изобразил художник?

Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

Какой художник изобразил елочку?

Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?

Как эти чувства нам помог увидеть художник?

9. Расширение кругозора.

Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.

(Чтение стихотворения подготовленными учащимися.)

С.В.Михалков «Событие»

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Понравилось вам стихотворение?

Ребята, а какие стихи С.В. Михалкова знаете вы?

10. Использование презентации С.В. Михалков «Мы едем, едем, едем…».

Используется презентация для хорового чтения.

1 слайд.

Знакомство с портретом писателя С.В.Михалкова.

Знакомы ли вы с писателем?

2 слайд.

Отправимся в путешествие по книге С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем…».

3 слайд, 4 слайд .

«Мой щенок».

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

5 слайд, 6 слайд.

«Бумажный змей»

Я взял бумагу, щепки, клей,

Весь день сидел, потел,

Бумажный змей – воздушный змей

Я смастерить хотел.

7 слайд, 8 слайд.

«А что у вас?»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

9 слайд, 10 слайд .

«Прививка»

На прививку! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас!.. –

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и – пошёл…

11слайд, 12 слайд.

«Бараны»

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

13-14 слайд.

«Песенка друзей»

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Весёлые друзья.

15слайд, 16 слайд.

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

17слайд, 18 слайд.

В снегу стояла ёлочка –

Зелёненькая чёлочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Нарисуй иллюстрации к произведению.

12. Итоги урока.

Какие произведения С.В. Михалкова вам понравились?

Нарисовать иллюстрацию к произведению.

Новогодняя быль

Сергей Михалков
Новогодняя быль

В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.
Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…
Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
- Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку!
- А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят!
- Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка.
- А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!..
- Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка.
- Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.
А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
- Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит!
Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря.
- Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.
- Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:
– Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!..
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…

Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1)
Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к
литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха,
памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова
«Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение,
используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и
знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения
действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным
произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая
общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы
для каждого ученика; словари по русскому языку; выставка рисунков
учащихся, карандаши.
I. Мотивация учебной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам
литературного чтения.
Регулятивные УУ
Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в
действие после его завершения на основе оценки учителя.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по
теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и
сопоставляя его ответы.

I.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Н. Некрасов)
­ Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).
II. Проверка домашнего задания.
1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза».
2)Объяснить одну из пословиц:
«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть
калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит»,
«Береги нос в большой мороз».
III.Актуализация знаний.
­ Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года вы читали произведения на
последних уроках литературного чтения? (о зиме) Слад 2
­ Вы любите зиму? Почему?
­ Ребята. Сегодня утром по дороге я увидела на снегу под деревом странные
слова. Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил.
Слайд 3
­ Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова (праздник, подарки, веселье)
­ К чему бы это? О каком празднике мы можем вспомнить, прочитав эти
слова? (О Новом годе)
­ А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта
(начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1
сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад
царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый
год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым
годом!”, “С новым счастьем!”
1V. Постановка целей урока.
­ Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник?
(Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма

деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные –
сказочные события.)
­ Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
Определение темы урока.
­Откройте учебник на странице 203.
­Определите тему урока.
V Организация познавательной деятельности
1) Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний.
­Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.
­ Кто автор произведения?
Какие произведения С. Михалкова вы помните?(слайд 4­6)
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в
семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи
Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске.
В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было
опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался
в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым
была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны поэт
находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.
Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены:
"Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", ­ также принадлежит
Михалкову.
После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою
литературную деятельность и прожил долгую интересную жизнь.
2) Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)
а) Проговорите скороговорку
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже
­ Начните читать медленно и постепенно ускоряя темп.
б) ­Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
На­лю­бо­вать­ся – налюбоваться
По­зна­ко­ми­лась – познакомилась
Рас­ка­чи­вай­ся – раскачивайся
Бес­по­кой­ство – беспокойство
Спря­тать­ся – спрятаться
Об­ла­мы­ва­лись – обламывались
При­бли­жа­ю­ще­го­ся – приближающегося
­Читайте целыми словами: (слайд 8)

Лес – лесная, лесничий
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные
­ Какие это слова?(однокоренные)
V1Этап первичного восприятия текста
1) Открытие нового знания. Первичное знакомство с рассказом С.
Михалкова
Сказку читает учитель, Проверка усвоения понимания
1 часть
 Где жила ёлочка?
 Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
 Были ли у неё друзья?
2 часть
 Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
 О чем рассказала сорока?
 Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
 Какой характер был у елочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила,
тихо прошептала, неуверенно возразила)
 Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
3 часть
 О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
 Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
 Для чего срубают ёлки под новый год?
 Что может случиться, если перед новым годом будут производить
массовую вырубку ёлок?
 Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в
строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов;
из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
 Что нужно сделать, чтобы росли елки?

 Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к
ёлке)
 Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
 Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250-300, редко 500 лет,
достигает высоты 20-50 м и в диаметре до 1 м.)
VII Физ. минутка.
Дети проговаривают чистоговорки и выполняют синхронные движения
­ ма­ма­ма – пришла снежная зима,
– ег­ег­ег – все засыпал белый снег,
– ки­ки­ки – любим мы играть в снежки,
– оз­оз­оз – щиплет щеки нам мороз,
– лю­лю­лю – зиму снежную люблю.
Этап Осмысления, анализа художественного текста
­ Помогите мне разобраться с некоторыми словами: Слайд 6
1.Лесничий 1. Верхняя оконечность, вершина чего­либо.
2.Копошиться 2.Специалист по защите, использованию и сохранению
лесного
хозяйства.
3.Макушка 3. Шевелиться, двигаться в разных направлениях.
(читают слово и соответствующее значение
Вторичное чтение.
­ Выразите своё мнение о произведении одним словом.
­ Докажите, что это сказка.
­ Почему автор назвал эту сказку былью?
­ Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки
изображён?
­ Что произошло с Ёлочкой дальше?
­ Что с ней случилось, когда она очнулась?
­ Что вам особенно понравилось в этой истории?
­ Какова основная мысль сказки?
­ От чьего лица ведётся рассказ?
­ Чему учит это произведение?

­ Принесла ли Ёлочка кому­нибудь радость? Почему?
­ Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой
3)Художественный анализ
Выборочное чтение
Откройте свои учебники на странице 203.
­ Какой вид работы нам может сейчас пригодиться?
­ Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего)
­ Прочитайте, как автор описывает Елочку. Какая она была?
(Она была стройная и красивая)
­ Чувствовала ли себя Ёлочка одинокой? Докажите словами из текста.
­ Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?
­ Ёлочку­дерево автор наделил человеческими чертами.
­ Вспомните, как называется этот приём в литературе (олицетворение)
­ Что же заставило Елочку забеспокоиться?
­Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки.
­ Какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку? (ёлочка ­ добрая, тихая,
вежливая, доверчивая; сорока ­ болтливая, назойливая)
­ Кто может прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки,
чтением выразить свое к ним отношение? (читают в масках)
­ Оцените работу своих товарищей, похлопайте в ладоши, если вам
понравилось их чтение.
­ Сорока улетела. А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой?
Прочитайте.
­ Долго ли Ёлочка жила в беспокойстве и тревоге? (до тридцать первого
декабря)
­ Что случилось 31 декабря? (в лес пришёл человек)
­ Как вёл себя человек, пришедший в лес? Прочитайте.

­ Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста:
“Он даже не заметил,…”.
­А что значит «потеряла сознание»? (ничего не видела и не слышала)
­ Что вы можете сказать об этом леснике? (добрый)
­ Какое слово использовал автор, после чтения которого стало понятно,
какой человек пришел в лес? (улыбнулся)
­ Что увидела ёлочка, когда очнулась? Прочитайте.
­ Какие чувства испытала Ёлочка?
­ Какой подарок лесничий сделал Елочке? (игрушки, жизнь – самый лучший
подарок)
­ Кто радовался вместе с Ёлочкой?
Работа с картинным планом.(слайд 9)
­Я приготовила для вас иллюстрации к “Новогодней были”.
Назовите их по порядку.Озаглавьте
­На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая
из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
 Добро помни, а зло забывай.
 За всякое дело берись умело
 Все хорошо, что хорошо кончается.
­ С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение
(читает подготовленный ученик).
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…

И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда­то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!...
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
­ Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
X. Постановка учебной проблемы. Применение нового знания. . Тест.
(слайд 10)
Дети работают над тестом в парах.
1. Кто автор сказки?
а) С.Маршак;
б) С.Михалков;
в) Н.Сладков.
2. Недалеко от чего росла ёлочка?
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесника.
3. С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
4. Кто рассказал ёлочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
5. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
6. Когда нашли Ёлочку?
а) 30 декабря;
б) 31 декабря;
в) 1 января.

7. Ёлочку:
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
­ Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.
XI. Рефлексия.
­ Что у вас особенно получилось на уроке?
­ За что вы похвалили бы себя?
­ Где пригодятся знания, полученные на уроке?
XII. Подведение итогов урока.
­ Какое произведение читали на уроке?
­ Что хотел донести до нас С.Михалков?
­ О чём должен помнить каждый человек на планете?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.