Мероприятия ко дню славянской письменности детские библиотеки. Сценарий праздника «День славянской письменности. Оборудование и технические средства

24 мая мы отмечаем День славянской письменности и культуры. В библиотеках Сысертского городского округа традиционно к этому дню оформляются книжные выставки, разрабатываются буклеты, проводятся познавательные часы, беседы, викторины, флешмобы, показывают тематические презентации и видео.

День славянской письменности и культуры – это праздник просвещения, культуры, родного слова. В этот день вспоминают создателей славянского алфавита – Кирилла и Мефодия. Именно они стали основоположниками славянской письменности. Каждый человек, который говорит на русском языке, должен гордиться и дорожить своей культурой и историей, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей. Об этом и многом другом можно узнать из книг, представленных на выставке в Сысертской районной библиотеке «Живое слово мудрости», которая предлагает читателям окунуться в мир наших предков. Вы познакомитесь с историей письма и русской книжности, а также развитием библиотек от Древней Руси до современности. Ведь именно библиотеки являются кладезем мудрости, сохраняя бесценные сокровища литературы.

В Никольской сельской библиотеке прошёл флешмоб «Мы любим библиотеку» с учащимися младших классов, приуроченный ко Дню славянской письменности и Юбилею библиотеки, которой в этом году исполняется 70 лет. Ребята дружно отвечали на вопросы книжной викторины, ответили, как звали библиотекаря патриаршей библиотеки в Константинополе, который вместе с братом Мефодием придумал славянскую азбуку и что российские комиксы в старину назывались «лубок». Узнали и много интересного, что в библиотеках древности стояли вёдра для свитков, монахами были первые создатели рукописных книг на Руси. Затем участники взяли плакаты и воздушные шары, и вышли на улицу. Каждый сказал мудрые мысли о книге и чтении: Любите книгу – источник знаний М. Горький, Испокон века книга растит человека, Книги не говорят, а правду сказывают, Книги читать – скуки не знать, а главными были слова Сергея Михалкова «Я к вам обращаюсь, товарищи дети. Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума!».

Также в Никольской библиотеке представлена книжная выставка «Живой язык, родное слово». «Аз, буки, веди…» на протяжении многих веков с этих букв начиналось первое знакомство русского человека с книгой. И тысячу лет тому назад эта азбука, названная в честь своего создателя кириллицей, стала основой русского алфавита. Тысячелетиями накапливались и вечно живут в слове несметные богатства человеческой мысли и опыта. Книги, представленные вниманию читателей, позволяют познакомиться с мудрыми пословицами и хитрыми загадками, торжественными былинами, говорившими о славных подвигах богатырей, героическими волшебными и бытовыми сказками, русской народной мифологической прозой, бытом русского народа. Адресована широкому кругу читателей.

24 мая в читальном зале Кашинской сельской библиотеки для учащихся младших классов прошёл час интересной информации «Аз и Буки – основа науки». Цель мероприятия – развитие интереса к истории русского языка, привитие любви к земле, своим предкам. Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто людьми без памяти. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. Ребята узнали о празднике, его истории и значении для культуры России. С интересом слушали рассказ о жизни святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, о памятниках древнерусской письменности, о зарождении славянской письменности. В конце мероприятия была проведена викторина, и самые активные ребята.

Верхнебоевская сельская библиотека совместно с Домом культуры провели творческую игру для детей «Алфавит в загадках». Участников игры ознакомили с историей праздника День славянской письменности и культуры в РФ. Затем провели ряд игр, загадывали загадки. Библиотекарь Мишарина Н.И. провела викторину «Сказочный алфавит». В заключении, все получили небольшие призы, а победители – подарки. Извините, что не могла выслать отчёт вчера, не было электричества.

В Большеседельниковской сельской библиотеке прошел исторический час «Путешествие азбуки». Дети погрузились во времена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, «посетили» г. Фессалоники, в котором родились знаменитые Кирилл и Мефодий и узнали об их жизни, учились говорить по-славянски, читать по-гречески. Затем отправились в г. Константинополь, Херсонес, куда отправились братья составлять славянскую азбуку и стали первыми славянскими учителями. В ходе чего, дети познакомились с тайной глаголицы и кириллицы, узнали о Крещении Руси, как появились христианские имена на Руси. Дети разгадывали загадки, учились писать пером и тушью, составляли пословицы.

В Бородулинской сельской библиотеке для детей проведен обзор книжно-иллюстративной выставки «Бесценное наследие славянских народов». Шел разговор о становлении славянской письменности, наследницей которой является наше современное письмо. Познакомились с литературой выставки, с биографией и творчеством Кирилла и Мефодия, с церковно-славянскими буквами. Читали стихи: В. Сидорова “Кириллица”, И. Бунина “Слово”, С. Крыжановского “Старославянский язык”. Провели викторину на основе полученных знаний. В конце зачитали слова гимна “Кирилл и Мефодий” С. Михайловского.

Двуреченские сельские библиотеки провели акцию для учащихся школы искусств «Читай, Двуреченск. Для ребят провели экскурсию по библиотеке, была показана презентация об истории праздника, показан видеоролик «Книги – юбиляры 2018».

В Асбестовской сельской библиотеке прошел познавательный час для детей “Апостолы слова”. Познакомились со славянской азбукой – кириллицей и историей ее создания, возникновения письменности.

В Октябрьской сельской библиотеке оформлены выставки «Мы славяне», «Великое служение славянам».

Post Views: 1 767

Сценарий мероприятия к празднику славянской письменности и культуры "Свет и добро святых Кирилла и Мефодия"

Матвиенко Валентина Николаевна, преподаватель междисциплинарного курса «Русский язык с
методикой преподавания», преподаватель-методист
Место работы: ГПОУ "Макеевский педагогический колледж"

Сценарий общеколледжного внеаудиторного мероприятия (литературно-историческая композиция) Свет и добро святых Кирилла и Мефодия

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей будущих специалистов, приобщение их к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.
Задачи:
Познакомить с просветительской деятельностью св. рвнп. Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение славянских народов.
Развивать способности и пробуждать интерес, направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своего Отечества, к истории родного языка.
Развивать культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас студентов.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, чувство красоты, благоговение перед тайной познания.
Сформировать нравственные качества студента, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к родному слову, патриотические чувства).
Оборудование:
1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
2.Видео: «Мой Донбасс», «Пресвятая Богородица», «Молитва Богородице».
3.Мультимедийная презентация
4.Изображения святых Кирилла и Мефодия
5.Церковнославянский алфавит (кириллица)
6.Репродукции из рукотворных книг, плакаты с пословицами и поговорками о славянской азбуке
Ход мероприятия
(Видео «Наш Донбасс»)
Ведущий 1. Родина…Что такое Родина?
Ведущий 2. Это – мой любимый Донбасс!
Донецкий край, тебя милее нет!
Ты – колыбель степной травы и запахи полыни.
Закат лиловый, солнечный рассвет,
Ты неба серого и радость, и унынье.
Ведущий 3. Твой воздух, запыленный, чище слез девичьих,
Рябины горькой вкус знакомый с детских лет.
Проснешься на рассвете в звонком пенье птичьем –
Клин журавлиный с неба шлет тебе привет.


Ведущий 4. Поля пшеницы – словно реки золотые,
Зеленые леса и пышные сады.
Пленяющим ароматом травы полевые
Оставят в сердце навсегда следы.


Ведущий 1. Донецкий край, тебя милее нет!
Ты – край заводов, шахт и терриконов.
Ты – край несломленных и доблестных людей.
Ты – глыба мощи, красоты и силы.


Ведущий 2. Что такое Родина? Родина – это и наш родной язык, великий, могучий русский язык!


Ведущий 3. Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Ведущий 4. В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща: свет сквозной,
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
К. Бальмонт
Ведущий 1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам
жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи.
Н.В. Гоголь


Ведущий 2. Под пером наших писателей и поэтов оживает все богатство и великолепие русского языка.
Ведущий 3. Под пером ученых рождаются научные трактаты.
Ведущий 4. Как здорово, что к нам дошли великие творения человеческого разума, как здорово, что мы можем
это прочитать.
Ведущий 1. Как здорово, что у нас есть письменная речь. Многие из нас никогда не задумывались над тем,
как же появилась письменность, кто придумал буквы – графические знаки, передающие звучащую
речь; кто же создал русский алфавит?
(Видео. Колокола и флейта)


Лингвист 1. Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории.
У славянской письменности удивительное происхождение.
Лингвист 2. Не каждый знает, что 24 мая – особенный день. 24 мая – День славянской письменности и
культуры, День почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту
письменность, тот алфавит, которым мы пользуемся до сих пор.


Ведущий 1. Для тех, кто слышит имена их в первый раз, мы начинаем свой рассказ.

Историк 1. Было это давно – в IX веке. На границе с Болгарией, находилась одна из крупнейших провинций
Византии, столицей которой был город Солуний (Солуни). В семье военного начальника было
семеро детей. Отец был болгарином, мать – гречанкой; поэтому, в семье было два родных языка
– греческий и болгарский.


Историк 2. Старшим в семье был Михаил, младшим – Константин. Именно они впоследствии станут известны
как просветители Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки.


Историк 1. Михаил Солунский – старший из братьев пошел по стопам отца и выбрал себе военную карьеру. В
20 лет он уже был управляющим Славинии, находившейся в подчинении Византии. Но через 10 лет
он решил изменить свою жизнь.

Чтец 1. Но слышится все чаще мне
Чудесный голос в тишине,
Словно божественная лира
Зовет меня уйти от мира,
Жить в небольшом монастыре
В трудах и долгих размышленьях,
Молиться Богу на заре,
Дни проводя в уединенье.
Историк 2. Михаил оставил военную службу и отправился на Афон.Постригся в монахи и получил имя Мефодий.
Историк 1. Константин был на 12 лет младше своего брата. Как способный юноша был принят в школу при
дворе византийского императора Михаила III. Там он изучал философию, грамматику, риторику,
все эллинские художества, а также изучал языки. Знал он 22 языка. Константин был лучшим
учеником и прозвали его Философом.
Историк 2. Окончив курс наук, Константин стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете
философию.


Историк 1. Но уготована ему была судьба иная – нести веру христианскую на земли славянские, на земли
язычников.
Историк 2. Византийский император отправил братьев Соунских в царство Хазарское, а затем в славянскую
страну Моравию, к князю Ростиславу, чтобы принести этому народу свет истины, свет
христианства, веру христианскую.


Историк 1. Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и
соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут даром. Славяне не могли
просвещать свой разум.
Историк 2. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут
прочесть ни Священного Писания, ни других святых книг!
Историк 1. По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию Славянской
Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию.
Чтец 2. Тихо тлеет огонек лампады,
Дремлет тишина в монастыре,
Только слышно, как звенят цикады
В зарослях колючих на горе.
Хорошо навек уединиться
Средь седых и величавых гор,
Размышлять о Боге, и молиться,
И смотреть в сияющий простор.
(Видео. Молитва Богородице – песня Малышев)


Чтец 1. Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты научила младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг еще нет.
Дай им веру, любовь, и свободу,
И ученья христианского свет!
(Звучит тихая музыка)
Ведущий 1. В храме было очень тихо, мерцали свечи, а в окно смотрели крупные южные звезды. Константину
стало вдруг радостно на душе: он почувствовал, что его молитва услышана Самой Богородицей!
(Молитва Богородице)


Ведущий 2. После молебна братья и пятеро их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки.
Все получалось у них легко, потому что Сам Господь руководил ими. Азбука складывалась, как
мозаичная картина.
Лингвист 1. Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В
азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание –
совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ – я, БУКИ –
буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза: АЗ БУКИ
ВЕДИ – я знаю буквы. ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ – слово – это достояние. ЖИВИТЕ – значит жить в
труде, а не прозябать. ЗЕЛО – усердно. ЗЕМЛЯ – планета Земля и ее обитатели – земляне. И –
союз и. ИЖЕ – те, которые они же. КА́КО – как, подобно. ЛЮДИ – существа разумные. Эта часть
азбуки означала: Живете зело, земля, и иже ка́ко люди – живите, трудясь усердно, земляне, и
как подобает людям. МЫСЛЕТЕ НАШ ОН ПОКОЙ – постигайте наше мироздание.
Лингвист 2. РЦЫ – повелительное наклонение глагола говори, изрекай, читай вслух. СЛОВО – передающее
знание. ТВЕРДО – уверенно, убежденно. Так три слова складываются во фразу: рцы слово твердо
– неси знания убежденно. УК – основа знания. Сравним: наука, учить, навык, обычай. ФЕРТ –
оплодотворяет. Азбука зафиксировала различия звуков «п» и «ф». В середине века
южноевропейцев, произносивших «ф» вместо «П» на Руси звали фрягами именно из-за особенностей
речи. В немецком языке слово «герр» обозначает господин, Бог, в греческом «иеро»
переводится – божественный, в английском HERO Герой, а также русское имя бога – Хорос.
Выходит, что буква ХЕР имела значение «божественный, данный свыше». УК ФЕРТ ХЕР: знание –
дар Божий.
Лингвист 1. «ЦЫ ЧЕРВЕ ШТА ЕРА ЮС ЯТИ» расшифровывается как «дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет
постичь»!
Ведущий 2. Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям,
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание – дар божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!


Ведущий 3. Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего
великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания,
нашего бытия как русской нации.
Ведущий 4. После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян и, наконец,
Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было
Слово…».


Чтец 2. Помолившись Богу поутру,
Наклонившись над листом святой,
Буквы подносил к его перу
Лучезарный Ангел золотой.
И ложилась букв славянских вязь,
И строка бежала за строкой,
Книгою великой становясь,
Посланной Всевышнею рукой.
И казалась, блеск небесных звезд
Эта книга бережно хранит,
И казалась, Сам Иисус Христос
По-славянски с нами говорит!
Историк 1. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и
Мефодий усердно просвещали славян, обучали грамоте и основывали новые церкви.
Историк 2. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы.
Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия.
Ведущий 1. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке,
создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!




Ведущий 2. Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская связь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Ведущий 3. Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
Ведущий 4. Перед упокоением Константин принял схиму с именем Кирилл.Константин прожил всего 42 года.
Православная Церковь почитает братьев Кирилла и Мефодия как равноапостольных святых и считает
первыми славянскими учителями.


Чтец 1. По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Чтец 2. Спасибо Вам, святые наши братья,
За ваши непрестанные труды,
За азбуку, преподанную нам,
А главное – за Библию святую.
Чтец 3. Прошли года, и просвещенье
Меж русских светочем зажглось
От поколенья к поколенью…
От предков наших, как сынам,
Оно завещано и нам.
Чтец 4. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Чтец 5. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Лингвист 1. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели
постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для
письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва
увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. В славянской азбуке было 43 буквы.
Лингвист 2. Лишь при Петре I изменилось количество букв, их стало 36. Внесли новые буквы – Ё и Й.
Лингвист 1. В 1918 г. была проведена реформа русского языка – алфавит упростили: в нем оставили 33
буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
Чтец 1. С кириллицы начал родное слово,
И изучив его от А до Я,
Нет лучшего, чем языка родного,
Пока звучит родимая земля.
Чтец 2. Она звучит Есенина стихами,
Здесь Маяковских, словом режет звук,
Любимый Пушкин ежедневно с нами,
И Фет и Тютчев с ними нет разлук!
Чтец 3. А сколько в прозе русского звучанья,
Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,
Ведут нас, словом к радости сознанья,
Что русские они все, как и я!
Чтец 4. Благодарю Мефодия, Кирилла
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Что к языку нам русскому привили
Огромную, бескрайнюю любовь!
О.Я. Яковенко



Ведущий 1. Язык – это наследие, получаемое от предков, к которому надо относиться, как к чему-то
священному, неоценимому и недоступному для оскорбление.
Ф. Ницше
Ведущий 2. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучения и
сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной
необходимостью.
А. Куприн
Ведущий 3. Взывают к нам великие поэты и писатели, учёные-лингвисты, философы сберечь русский язык, его
красоту, богатство, величие, стройность.
Ведущий 4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках
умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И. Тургенев
Ведущий 1. Наш язык – это русской культуры великой основа,
И его нужно нам охранять, развивать и беречь –
Очень важно избавить его от всего наносного,
Защитить от «словесного мусора» русскую речь.
М. Крюков
Ведущий 2. Звуча у Пушкину так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке.
Е. Евтушенко
Ведущий 3. А мы, будущие учителя и воспитатели, как мы изучаем русский язык, как мы к нему относимся,
как мы его бережем?
Ведущий 4. Да, особенный наш молодежный язык, в основе которого явно чувствуется блатной жаргон.
Напомнить некоторые наши слова? Начнем с самых безобидных: стипуха, общага, училка, шпора,
бурса.


Ведущий 1. А какими словами мы выражаем свои эмоции!
Прикольно, клёво, круто, зашибись, офигенно, балдежно, вау, супер, отстой, стремно, кайфово,
кумарит.
Ведущий 2. Продолжим?
Блин, задрало, по фиг, фигня, в лом, жесть, капец.
Ведущий 3. До бесконечности можно приводить примеры жаргонных слов. О, а как «прикольно» наши юноши
обращаются к девушкам: деваха, гёрл, чувиха…


Ведущий 4. А девушки - к юношам: баклан, чувак, чел, паря…
Да, чу́дная наша речь!


Ведущий 1. Мир, любовь, добро, восхищение природой, чудом жизни имеют нескончаемые языковые сре́дства.
Богат язык и выражениями враждебности, грубости, осуждения, обвинения, подавления, обиды,
оскорбления. Богат и резкими выражениями крайней досады и гнева – ругательствами.
Ведущий 2. Наш язык постоянно вульгаризируется. Особенно это опасно в связи с тотальным внедрением в
нашу речь грубой брани, «ненормативной лексики», как любят теперь корректно выражаться, то
есть обычной матерщины.


Ведущий 3. Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и
фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого м любо.
А. Чехов
Лингвист 1. Убогий язык непременно связан с примитивным мышлением, а это соответствует нередко и
недостойное поведение. Убогий язык – это и примитивная, убогая душа.
Лингвист 2. А если в нашей речи много жаргонной и ненормативной лексики – имеем ли мы право учить детей?
Имеем ли мы право их воспитывать?
Историк 1. Святитель Игнатий (Брянчани́нов) нас предостерегал: «Божественная цель слова в писателях, во
всех учителях…Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и
спасения в средство развращения и погубления!»


Историк 2. Алексей Толстой предостерегал нас: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно.»
Ведущий 4. «Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,наш дар бессмертный - речь…»
Случайно ли – в тяжкое время ленинградской блокады Анна Ахматова как бы откликнулась на
призыв своего старшего современника:
Мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
НАВЕКИ!
Чтец 1. Глубокий смысл этих строк: сохраним СЛОВО! Не дом, не жизнь, не родину даже – но: слово.
Чтец 2. Потому что в слове – всё. И ДОМ, И ЖИЗНЬ, И РОДИНА, И ВЕРА!

Игра для школьников ко Дню славянской письменности и культуры

Данное мероприятие - результат выполнения социально значимого проекта "Свет дневной - есть слово книжное". Участники проекта - учащиеся ГБОУ СОШ "ОЦ" пос. Серноводск.

Цель проекта: формирование положительного образа библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; содействие воспитанию у подрастающего поколения интереса к истории своего села, уважительного отношения к людям труда. Развитие интереса к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Свет дневной – есть слово книжное»

Цель: показать значение изобретения азбуки Кирилла и Мефодия для современности, формировать положительный образ библиотеки как современного, компетентного в своей области учреждения и надежного партнера для образовательного учреждения, общественности и широких слоев населения; развивать интерес к творчеству, к «живой» исполнительской деятельности среди учащихся.

В: Здравствуйте, дорогие ребята! Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны – юный и древний – День славянской письменности и культуры. А 27 мая – День библиотеки. Попробуем представить себе, какой бы была наша жизнь, если бы когда-то, тысячи лет назад, люди не изобрели письмо, не придумали,как записывать свои мысли, закреплять в документах все, что нужно запомнить. Мы жили бы без книг и газет. Весь накопленный людьми опыт передавался из поколения в поколение только устно. Развитие человечества шло бы очень медленно, буквально черепашьим шагом. Нет, совершенно невозможно представить себе нечто подобное.

В: Простая речь, а сколько в ней ума.

Звучат слова не на года, а на века.

На бересте,на глиняных досках

Мы записали то, что на устах.

С древнейших лет и до сих пор жива

Бегущая словестная строка…

(Е.Завьялова)

В: Возникновение письменности относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Не сразу появились те системы письма, которые существуют ныне. Одно из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. показ слайдов

В: Первым историком славянской письменности был болгарский книжник, учёный – монах, черноризец Храбр. Жил он в Х столетии при дворе болгарского царя Симеона. Храбр говорит о двух этапах развития славянского письма. Первый- « когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали при помощи черт и резов». Второй –« когда они крестились, то стали писать римскими и греческими письмами» , но было это письмо «без устроения», не приспособленное для славянской речи.

В: В 1899 году на Украине при раскопках археологи нашли глиняный сосуд с необычным орнаментом.(слайд) возможно,что эти рисунки – именно те знаки, которые Храбр называет «чертами и резами». Такие знаки появились у славян в III - VI веках. Но это не стало основой нашего современного алфавита. Современный алфавит – прямой потомок того, что был создан великими просветителями – братьями Кириллом и Мефодием.

В: Попробуйте проверить свои знания и ответить на вопросы викторины:

  1. Как современники называли Кирилла за его учёность? (Философ)
  2. Кору, какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (Береста, кора берёзы)
  3. На территории, какой современной страны изобрели бумагу? (Китай)
  4. Какой русский царь ввёл новый гражданский шрифт и сделал буквы похожими на современные? (Пётр I)
  5. Как называлась первая печатная газета в России? («Ведомости»)
  6. Как называется редкая древняя книга? (Антикварная.)
  7. Какой город стал родиной пергаментных книг? (Пергам)
  8. Первый писчий материал? (Папирус)
  9. Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (Свиток)
  10. Как звали двух известных братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий).
  11. Как называется одна из славянских азбук, которая стала основой русского алфавита? (Кириллица)

В: Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв, но была крайне неудобной для чтения. Братья Солунские – Кирилл и Мефодий, часть букв позаимствовали из греческого алфавита, часть придумали сами. За подвиг-создание славянской письменности братья были причислены к лику святых. Славянскую азбуку стали называть кириллицей.

В: В давние времена книги писались от руки. Чтобы написать одну книгу, забрать её в драгоценный оклад, нарисовать иллюстрации,- на все это уходило около 5-6 лет кропотливого труда. Рукописные книги были подлинными произведениями искусства. Естественно, такая книга была очень редкой и дорогой.

Печатные книги возникли не сразу:

Писец переписывал каждую фразу.

Глаза уставали, дрожала рука.

И так продолжалось века и века.

В: Чтобы книжные знания стали достоянием народа, потребовалось упростить процесс изготовления книги. В середине 14 века на Русь пришло книгопечатание. Первый русский первопечатник Иван Федоров в 1564 году выпустил первую печатную книгу на русском языке « Апостол».

В: Грамотные люди во все времена ценились на Руси. О них складывались пословицы и поговорки. Давайте вспомним пословицы о грамоте и учении.

Доскажи пословицу.

1. Что написано пером – не вырубишь топором.

2. Не красна книга письмом – а красна …умом.

3. Азбука наука – а ребятам … мука.

4. Грамоте учиться – всегда … пригодиться.

5. Ученье – красота, а неученье …простота.

6. Корень ученья горек – да плод … его сладок.

7. Книга мала – а ума … придала.

В: Все, что создано умом,

Все, к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно храниться. (Ю.Ваган)

В: С тех пор как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам, и с незапамятных времен появились на нашей земле библиотеки – кладовые мудростей.

Попав однажды в плен чудесный,

Не вырвешься уже вовек!

Мир бесконечно интересный,

Волшебный мир библиотек!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Серноводская библиотека была открыта в 1953 году. К сожалению, не сохранилось фотографий и данных о составе книжного фонда.

Сегодня библиотека располагается на втором этаже в доме культуры. В ее фонде насчитывается более 12,5 тыс. экземпляров.

Библиотека состоит из абонемента и читального зал.

На абонементе книги выдаются на дом: взрослым – на месяц, детям – на 10 дней. Здесь фонд разделен на возрастные категории:

Читатели 8-9 лет – «Острова книжных сокровищ»

И читатели 10-15 лет «Библиоград».

Читальный зал – это место, где можно почитать книгу в комфортной обстановке.

Кроме того, для детей существует Зал электронных ресурсов, где пользователь может бесплатно посетить обучающие сайты и скопировать или распечатать нужную информацию.

Для взрослых ведет работу Общественный центр доступа к социально-значимым сайтам.

Для маленького пользователя выделен свой фонд, где можно не только полистать книгу, но и поиграть.

Красочные журналы, энциклопедии – это увлекательное чтение для многих посетителей!

Библиотека - слово то какое,

Оно почти как Библия - святое

Для тех, кто любит книгу, чтение в тиши,

Недаром говорят: "Аптека для души".

Библиотека, в том ее значение,

В котором она издревле была,

Что находили в ней мы вдохновенье,

И чтоб душа раскрыться здесь могла!

С течением времени библиотека развивается и пополняется новыми изданиями. А в этом году учащимися 6 класса под руководством Александровой И.А. на базе серноводской библиотеки было проведено исследование.

Посмотрите, какой была библиотека в 1954 году и какой она стала сейчас!

Книжный фонд

2 481

12 603

Поступление за год

Выбыло за год

Число читателей

1402

Книговыдача

2935

36326

Выставки

В результате кропотливой работы был выявлен самый читаемый автор.

Им стал А.С. Пушкин, который в свою очередь писал о книге так:

«Книга – окно в мир. Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил данным–давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями».

ШКОЛА

1 чт: Пушкин! Это солнечное имя входит в твою жизнь, кажется, с момента, рождения. Оно врывается с первым криком и остается с тобой до конца, покидая лишь с последним вздохом. Оно наполняет твою жизнь так же естественно - необходимо, как свет, как воздух, как счастье и радость, как любовь и доброта, столь нужные нам для того, чтобы ежеминутно ощущать всю прелесть самого бесхитростного бытия.

2 чт: Пушкин - это то, что было до тебя – будет после! Он - сама жизнь! Пушкиным представлена вся гамма человеческих переживаний и чувств!

1чт: Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения переписываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды на щеках, скажет: это Пушкин.

2чт: Уже 176 лет прошло со дня смерти Пушкина (он умер в 1837 году), а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его всё растёт.

Вот и сегодня мы хотели вспомнить Александра Сергеевича и его творения, ведь 6 июня Александру Сергеевичу исполнилось бы 215 лет!

3чт: Что же сделал Пушкин, чем заслужил такую всемирную славу и такую горячую любовь?

Пушкин писал для взрослых, но он умел писать так просто и в, то, же время так интересно, что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко.

1чт : Кто из детей не знает стихотворения Пушкина о снежной буре, которая то, как зверь завоет, то заплачет как дитя, и о печальном поэте, слушающем эти звуки, сидя в ветхой лачужке вдвоём со своей старой няней?

2чт: Кто не читал смешной сказки о попе и о работнике его Балде, сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о золотом петушке?

3чт: Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьёзные и трудные произведения Пушкина, а, перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое этакое, чего раньше не понимали. И тогда нам ещё ближе, ещё дороже становится Пушкин.

1чт: А знаете ли вы, Пушкин написал единственную басню «Художник и сапожник» и вас есть уникальная возможность познакомиться с ней.

Художник и сапожник

Продолжительность: 4 минуты; количество актеров: от 1 до 3.

Действующие лица :

Сапожник

Художник

Рассказчик

Мастерская с открытым окном. Посреди сцены стоит мольберт на нем холст с изображением разряженного щеголя и девушки в шелковой тунике. Художник, напевая себе под нос мелодию, водит по холсту кистью.

Рассказчик

Один художник, явно из великих,

Чье мастерство прославится в веках,

Писал картину «Сны об Эвридике»,

И танцевала кисть в его руках.

Пылало вдохновенье, словно пламя –

Его раздул в нем дьявол или Бог?

Но всё же и житейскими делами

Пренебрегать художник наш не мог.

Раздается ритмичный стук железякой по пустой банке.

Художник высовывается в окно.

Художник Зайди, любезный! Работенка есть!

Сапожник заходит в мастерскую и ставит на пол свой ящик с инструментами. Художник достает ботинок с оторванной подошвой и протягивает его Сапожнику.

Сапожник (рассматривая ботинок)

Так-так! Посмотрим… Обувь неплохая,

Поправим дело. Можно тут присесть?

Сапожник достает молоток, садится на свой ящик, стучит им по ботинку и возвращает его хозяину.

Сапожник Годок послужит.

Художник Много благодарен!

Художник протягивает Сапожнику деньги. Сапожник смотрит на картину.

Сапожник

Занятное, я вижу, ремесло.

И много платят за такое баре?

Художник Да как кому со вкусом повезло.

Сапожник подходит ближе к картине и рассматривает ее.

Сапожник (насмешливо) Позволь заметить, ты рисуешь франта,

Весь разодет он в шелк и кружева,

А сапоги-то у него без ранта.

Сапожник тычет пальцем в картину.

Сапожник Надел бы он такие черта с два!

Художник смотрит на картину.

Художник (озабоченно)

Без ранта? Да, я вижу, точно-точно...

Наметан у тебя, пройдоха, глаз!

Сейчас исправлю.

Художник водит кистью по холсту. Сапожник заглядывает ему через плечо.

Сапожник (деловито) Чуть пониже строчку!

Художник снова проводит кистью по холсту.

Художник И что б, любезный, делал я без вас?

Сапожник (высокомерно с видом знатока)

А тут еще лицо немного криво…

Девицы грудь не слишком ли нага?

Художник (насмешливо)

Однако, критик из тебя ретивый!

Суди, дружок, не выше сапога!

Художник выталкивает Сапожника за дверь.

Рассказчик

Немало есть любителей на свете

Судить о неизвестном им предмете

Амбициозно, с видом знатоков.

Друзья, не позволяйте дурням этим,

Моральных вам навешать тумаков!

2чт : Почти на все крупные произведения А.С. Пушкина написаны оперы. «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

3чт: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Дубровский» и «Барышня – крестьянка».

1чт: Обращение к произведению А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка» - наш скромный знак признания, поклонения, благодарности и безграничной любви к величайшему из творцов.

Инсценировка «Барышня - крестьянка»

В: Как свидетельствует история, библиотека - была и будет Священным храмом живых печатных слов. Ведь неспроста два праздника: День славянской культуры и письменности, который мы празднуем 24 мая и День библиотек 27 мая - всегда рядом.

В: Английский писатель Уильям Теккерей сказал замечательные слова о библиотеке: « Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу».

В: Пусть библиотека наполнит вашу духовную чашу! А сейчас для вас прозвучит песня: « Есть по соседству библиотека»

http://www.olesya-emelyanova.ru/index-piesy-hudozhnik_i_sapozhnik.html


День славянской письменности и культуры достаточно широко отмечается в нашей стране 24 мая 2020 года. Он посвящен памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые разработали для записи текстов на славянском языке азбуку.

В этот день в православных храмах проходят торжественные богослужения. К празднику также приурочены лекции, круглые столы, семинары, выставки и концерты, тематические показы документальных и художественных фильмов, различные мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры в школе.

Сценарий Дня славянской письменности в школе

Школьное мероприятие по случаю празднования Дня славянской письменности может включать рассказ об истории этого праздника, развитии письменности в нашей стране, чтение стихов, посвященных алфавиту, русскому языку и др.

Ведущий поздравит ребят с праздником и расскажет о Кирилле и Мефодии – просветителях славян, создателях славянской азбуки, христианских проповедниках.

– Они родились в городе Солуни (Салоники), который находится в Греции, и были очень образованными людьми. Для записи текстов на славянском языке они создали азбуку, пользуясь которой, выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и нескольких богослужебных книг.

– Святой Кирилл и брат Мефодий
Создали письменность славян.
Кириллицей зовут в народе,
Родной язык у многих стран.

Праздник в школе, посвященный Дню славянской письменности и культуры продолжит рассказ об истории этого праздника:
– День памяти святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью с глубокой древности. Сейчас в Болгарии этот день является официальным национальным праздником.

– Подобные торжества проходят в Чехии, Македонии, России и других странах. В нашей стране этот праздник стали отмечать с 1863 года по решению Святейшего Синода «в память совершения тысящелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою».

– По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных –
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

– В 1985 году, в год 1100-летия со дня смерти Мефодия, в СССР был учрежден праздник славянской культуры и письменности, который мы сегодня отмечаем.

– Со второй половины 1980-х годов проводятся «Дни славянской культуры и письменности». Каждый год столицей праздника становился один из городов.

– Впервые он прошел в Мурманске, затем в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, Владимире, Белгороде и других. С 2010 года столицей праздника является Москва, где проходят основные торжества.

Затем на школьном празднике «День славянской письменности и культуры» прозвучит рассказ об азбуке:
– Глаголица и кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «глаголица» происходит от слова «глагол», который обозначает «речь». А «кириллица» названа в честь ее создателя Кирилла.

– Послушайте, ребята, как назывались буквы старинной азбуки: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди… Названия букв должны были напоминать о словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой.

– А знаете ли вы, какими были первые школы на Руси?
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.

Затем ведущие прочтут стихи об алфавите:
– Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!

– Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!

– Он просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые – Ё и Й.

– А после установления советской власти, в 1918 году была проведена реформа русского языка, в результате которой алфавит упростили. В нем осталось лишь 33 буквы, которые мы используем по сей день.

Затем на мероприятии проводящемся в школе в честь Дня славянской письменности и культуры можно рассказать об истории книжного дела в нашей стране.

– В прежние времена книг не существовало. Люди просто рассказывали друг другу удивительные истории. Но вот появился алфавит. Писцы стали вести записи о том, что происходило. Так появились первые рукописные книги.

– Материалом для русских книг до ХIV века служил пергамент – кожа особой выделки. А еще люди писали на бересте – так называется верхний слой коры березы. Делались записи даже на глиняных табличках, пока не была изобретена бумага.

– С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словесная строка…
Простая речь, а сколько в ней ума!
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте, на глиняных досках
Мы записали то, что на устах.

– Но и после изобретения бумаги выпускать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой медленно выводил писец. Это была очень трудоемкая работа. Купить рукописные книги могли позволить себе только очень богатые люди.

– В ХV веке немец Иоган Гутенберг создал технологию, которая позволяла печатать книги. Текст в них набирался с помощью металлических букв. Это изобретение дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг.

– В России первый печатный станок разработал Иван Федоров. В результате книги в нашей стране стали выходить большими тиражами.

– И теперь благодаря трудам Кирилла и Мефодия, создавших славянский алфавит, трудам изобретателей книгопечатания и других людей мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

Сценарий Дня славянской письменности для школьников может включать и практические задания, например, посвященные пословицам и поговоркам о языке.

Ведущий:
– Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Ребята должны будут продолжить пословицы:

  • Век живи, (век учись).
  • Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь).
  • За одного ученого (двух неученых дают).
  • Что написано пером, (не вырубишь топором).
  • Грамоте учиться (всегда пригодится).
  • Не красна книга письмом, (а красна умом).
  • Корень ученья горек, (да плод его сладок).
  • Книга мала, (а ума придала).
  • Ученье – свет, (а неученье – тьма).

Ведущий:
– Есть и другие пословицы и поговорки о языке. Скажите, ребята, что они означают?

  • По речи узнают человека.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • Не бросай слов на ветер.
  • Твоими бы устами да мед пить.

– А теперь отгадайте загадки:

***
33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.
(Буквы).

***
Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней.
(Книга).

Также можно предложить ребятам принять участие в играх на развитие речи: «Лишнее слово», «Подбери словечко», «Замени букву» и другие.

В продолжение цикла, посвященного Дню славянской письменности и культуры, в ростовских библиотеках прошли совместные мероприятия для детей и родителей, а также семейной тематики для разных категорий читателей.

22 мая сотрудники абонемента ЦГБ им.М.Горького провели для читателей устный журнал «Святое дело просветителей славянских», приуроченный ко Дню славянской письменности и культуры.
Читатели узнали о вкладе солунских братьев в православную культуру. Рассказ библиотекаря сопровождался электронной презентацией «Великое наследие Кирилла и Мефодия».
Просмотр фильма «Кирилл и Мефодий» позволил участникам мероприятия побывать на родине просветителей в Солониках, подробнее узнать об их духовном подвиге.
Свои знания о зарождении славянской письменности читатели смогли проверить, отвечая на вопросы викторины «Сокровища родного языка».
Затем участники мероприятия познакомились с электронной выставкой новых книг по языкознанию.
В рамках мероприятия на улицах города прошла библиоакция «Откуда азбука пошла?». Ростовчане узнали об истории праздника День славянской письменности и культуры, пробовали прочитать тексты на глаголице и кириллице.
В течение дня для посетителей библиотеки демонстрировалась книжная выставка «Святое дело просветителей славянских».
С 17 по 23 мая в детской библиотеке имени М.И.Ульяновой для школьников прошли беседы «Заветы Кирилла и Мефодия», посвященные Дню славянской письменности.
Ребята вспомнили имена создателей славянской письменности, подробнее узнали о жизни и делах братьев-просветителей, увидели места, связанные с их детством и юностью – город Салоники (Греция), Константинополь (Стамбул, Турция).
Дети также узнали, почему еще в юности Кирилл получил прозвище Философа, как появилась идея создать письменность для славян, и с какими опасностями пришлось столкнуться создателям азбуки в Великой Моравии.
Игру-путешествие об истории книг и древних славян провёл 22 мая детский отдел библиотеки имени А.В.Калининадля учеников МБОУ СОШ №90.
Самой яркой частью мероприятия стала командная игра, посвященная истории быта и нравов древних славян. Ребята отвечали на вопросы, расположенные на игровом табло, и получали за это баллы. По итогам интеллектуальной игры команда-победитель была награждена красочными закладками.
В БИЦ имени А.И.Герцена открылась книжная выставка «Отцы писания…Кирилл и Мефодий».
Выставка состоит из нескольких разделов, в основном представлены издания о христианских проповедниках, создателях славянской азбуки и церковно-славянского языка Кирилле и Мефодии, имена которых навсегда будут связаны с истоками русской письменности. Также, на выставке есть книги по русскому языку, который является преемником кириллицы, книги по истории Древней Руси и православная литература.
23 мая в библиотечном центре для учащихся РТЭК прошел показ документального фильма «Тайна библиотеки Ивана Грозного» о загадке древних книг. Легендарную библиотеку ищут уже несколько столетий, выдвигая о ее местонахождении одну версию за другой. Но ясно только одно - когда-то эта библиотека на самом деле существовала. Учащиеся с очевидным интересом смотрели фильм, выдвигая свои собственные гипотезы о пропавших манускриптах.
24 мая интересной темой для заседания клуба «Островок» в ЦСОН Кировского района г. Ростова-на-Дону стало знаменательное событие – 1155 лет возникновения славянской письменности. Заседание клуба с темой «По следам солунских братьев» провели сотрудники читального зала Центральной городской библиотеки имени М.Горького.
В ходе мероприятия библиотекари познакомили присутствующих с историей возникновения праздника, с создателями славянской азбуки святыми братьями Кириллом и Мефодием и с первопечатником Иваном Федоровым.
Во второй части встречи, к предстоящему празднику Святой Троицы (Пятидесятницы), который в этом году выпадает на 27 мая, сотрудники читального зала рассказали присутствующим об иконописце преподобном Андрее Рублёве, о его жизни и истории создания его самого знаменитого произведения – иконы «Троица».
В конце мероприятия всем были розданы буклеты «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий».
Устный журнал «Как слово зародилось» проведен 23 мая детской библиотекой имени В.П.Чкалова для воспитанников социально-реабилитационного центра несовершеннолетних.
С помощью электронной презентации ребята узнали о тысячелетней истории развития письменности разных народов мира и этапах создания русской азбуки, просветительской деятельности Кирилла и Мефодия.
23 мая в детской библиотеки имени А.Л.Барто прошла беседа «Рождение славянской письменности», с учениками 4 «В» класса МБОУ «Школа № 18».
Большое внимание было уделено личностям Кирилла иМефодия, впамять которых учрежден День славянской письменности икультуры. Ребята открыли длясебя много нового, узнав обистоках этого праздника и просветительской деятельности создателей славянской азбуки.
Мероприятие сопровождалось мультимедийной презентацией «Создатели славянской азбуки», демонстрацией изображений древних рукописей и первых книг. Также ребятам было предложено найти в древнерусском алфавите изображение первой буквы своего имени и создать первую букву своего имени в древнерусском стиле.
В заключение прослушана запись гимна «Кирилл и Мефодий» болгарского композитора Стояна Михайловского.
Час информации «Откуда есть азбука пошла», прошёл 23 мая в детской библиотеке имени А.В.Луначарского для учащихся начальных классов.
На фоне электронной презентации «Кто знает Аз да Буки, тому и книги в руки» библиотекарь рассказала об истории создания славянской азбуки и письменности.
В ходе мероприятия дети вспоминали пословицы об учении, знаниях и чтении. В завершение дети стали настоящими дизайнерами книг в старославянском стиле, они должны были нарисовать заглавную букву «буквицу». В конце мероприятия работы оценивало жюри, выбрав трёх победителей, которые были награждены памятными подарками.
Познавательный час «Язык моих предков угаснуть не должен» прошёл 23 мая в библиотеке имени А.М.Листопадовадля учащихся школы №94 и читателей библиотеки.
Книжная выставка «От глиняной таблички до печатной странички» познакомила читателей с документами из фонда библиотеки, посвященными Дню славянской письменности и культуры.
Со вступительным словом «Всё начиналось с таблички, свитка, бересты» выступила сотрудник библиотеки имени А.М. Листопадова.
Посетителям был показан видеоролик «Кирилл и Мефодий — первоучители и просветители славянские».
В заключение сотрудники библиотеки провели викторину «Аз и буки – основа науки».

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.