Проблема эмоций в конфликте и психологической несовместимости

Типы семейных конфликтов

Теория конфликтологии гласит, что у любого конфликта есть объективная и субъективная сторона, есть причина и повод конфликта. Однако в семейных конфликтах часто бывает так, что повод со временем становится причиной конфликта, субъективное и объективное часто меняются местами, сам конфликт может быть самоцелью и протекать по заранее определенному сценарию, составленному одной из сторон. Человеку неподготовленному или просто далекому от системы отношений в конкретной семье бывает практически невозможно разобраться в причине и особенностях конкретного конфликта. Тем не менее большинство конфликтов довольно типичны, каждый подпадает под определенный тип семейного конфликта.

Демонстративный конфликт

В этом конфликте оба участника играют на публику. Обычно к демонстративному конфликту склонны люди с высокой эмоциональной лабильностью, по характеру демонстранты. Отличить этот конфликт сравнительно легко, если имеются достоверные сведения о том, что супруги (или другие члены семьи) в приватной ситуации ведут себя мирно и дружелюбно.

Эмоциональный конфликт

В любом конфликте имеются эмоциональные компоненты, где-то сильнее, где-то слабее. Суть же чисто эмоционального конфликта заключается в том, что участники переживают не из-за объективных обстоятельств, а исключительно из-за своих собственных эмоций. Характерной особенностью эмоционального конфликта является то, что он протекает по замкнутому кругу. Выйдя из состояния равновесия, человек начинает переживать это, тем самым еще сильнее выходя из равновесия.

Эмоциональные конфликты часты в семьях, в которых имеются больные люди. Уверенность в том, что им нельзя волноваться, усиливает страх перед эмоциональным возбуждением. Вплоть до паники.

Конфликт зависти

Близок по структуре к эмоциональному. Успехи одного члена семьи становятся предметом зависти другого (других). Хорошее настроение первого может усилиться при осознании того, что ему завидуют. Понимание этого обстоятельства противной стороной усиливают зависть и формирует обиду.

Битва за ресурсы

Здесь имеется в виду сугубо объективный конфликт, проявляющийся в том, что участники его что-то не поделили: территорию, деньги, свободное время, вещи и т.п. Если этот конфликт в чистом виде битва за ресурсы, то после прихода к компромиссу конфликт полностью исчерпывает себя.

Однако часто бывает, что битва за ресурсы может переродиться в другой вид конфликта (например эмоциональный). Со временем участники конфликта могут уже забыть про первоначальную причину ссоры.

Конфликт по сценарию

Характерной особенностью этого типа конфликта является то, что одна из сторон имеет четкое представление о том, как конфликт начнется, как он будет продолжаться, чем закончится и какие выгоды из этой ситуации можно получить. Фактически конфликт по сценарию - сложный вид манипулирования, при котором одна сторона очень хорошо знает другую (или думает, что хорошо знает), чтобы уметь прогнозировать нужный исход. Часто этот псевдо-конфликт используют женщины, рассчитывающие на щедрые подарки в конце.

Конфликт раздражения

Любой человек имеет какие-то неприятные для окружающих манеры поведения: кто-то храпит, кто-то неприятно говорит, кто-то не блещет интересом. Со временем эти манеры могут всё более раздражать близких людей. Это раздражение похоже на то, как развивается аллергическая реакция. Это раздражение может быть вполне болезненным для его владельца, и тогда это раздражение "выплескивается" на свою причину.

Такого рода конфликты носят характер взаимных обвинений ("А ты... - А ты..."), сопровождаются интонациями злости и брюзжания. Чаще всего эти конфликты не заканчиваются разрешением, в силу невозможности сразу избавиться от причины конфликта. Во времени они часто повторяются.

Рассмотрим психологические приемы управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов. Следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации. Это может в последствие отрицательно повлиять на ваше здоровье, ваше настроение или самочувствие. Конечно же следует не допускать их проявления. Как же этому научиться? Ведь избежать конфликтных ситуаций в жизни мы не можем, а вот правильно реагировать на негатив мы все — таки в состоянии.

Правила управления чувствами и эмоциями в конфликте

Первое правило управления эмоциями в конфликте: Спокойно реагировать на эмоциональные действия или «выпады» вашего оппонента.

Когда ваш оппонент находится в состоянии эмоционального накала, вы ни в коем случае не должны поддаться действию «психологического закона заражения» и не допустить ответных проявлений. Лучше остановите себя и задайте себе следующие вопросы: «Почему он себя так ведет?», «Чего он добивается?», «Связано ли его поведение с его характером или есть другая причина его негативизма?».

Задавая себе подобные вопросы и отвечая на них вы достигнете некоторых преимуществ:

Во — первых, в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым защищаете себя от эмоционального взрыва. Главный принцип в управлении своими эмоциями. Во — вторых, своим спокойным отношением вы даете своему оппоненту выпустить пар.

В — третьих, вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации (высказанных обид, упреков и т. п.), высказанной вашим партнером. И, наконец в — четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу — ищете причины конфликта, пытаясь понять мотивы оппонента.

Положительный эффект дает обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, чувствах, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, и ни в коем случае не в оскорбительном тоне. Это и есть суть управления своими эмоциями в конфликте.

В ходе конфликта, в процессе обмена эмоциями, партнеры должны осознавать смысл происходящего, обеспечивая дальнейшие конструктивные решения переговоров. Условно, данная технология в психологии управления эмоциями называется рационализацией эмоций.

Следующее правило управления эмоциями в конфликте

Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения.

Следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе переговоров. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах. Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров часто является занижение их самооценки.

Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты. Психология управления эмоциями гласит, чтобы исключить эмоциональные реакции следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у партнера.

Ещё одно правило управления эмоциями в конфликте состоит в следующем:

Поддержание высокой самооценки — это основа конструктивного поведения в любом переговорном процессе в конфликте.

Конфликтологи выделяют типичные модели поведения людей в конфликте:

1. Избегающая модель поведения. Партнер отказывается обсуждать проблемы, стремится уйти от этой темы и изменить предмет общения. Оппонент стремиться избежать конфликта.

Способы управления эмоциями в таком случае:

  • проявлять настойчивость, быть активным, обладать инициативой
  • заинтересовать партнера показом вариантов решения проблемы и возможности положительного решения

2. Отрицающая модель. Оппонент утверждает, что проблема не актуальна, что конфликт решится сам собой. Партнёр не проявляет усилий для достижения согласия.

Ваши способы управления эмоциями:

  • всячески указывать на наличие противоречий, сложность их и опасность
  • проявлять инициативу в обсуждении сложной проблемы
  • создать благоприятную атмосферу для обсуждения ваших противоречий
  • показывать пути и возможности для разрешения проблемы

3. Уступающая модель. Партнер соглашается на любое ваше предложение, в том числе, и не выгодное для себя. Мотивом такого согласия может послужить стремление избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтной ситуацией.

Способы управления эмоциями должны быть:

  • всестороннее обсуждение принимаемых решений
  • выяснение степени заинтересованности партнера в соглашении, указание на его выгоду
  • четко оговорите сроки выполнения и формы контроля за реализацией соглашения

4. Наступающая модель. Ваш оппонент стремится к успеху, а именно, к принятию решения в свою пользу. Он отвергает все ваши аргументы и доводы. Проявляет напор, и даже агрессию. Мотивами такого поведения могут быть неосознанное стремление взять вверх, завышенная значимость предмета конфликта.

Ваши действия и способы управления эмоциями:

  • необходимо проявлять спокойствие и осмотрительность
  • не сдаваться, и демонстрировать свою твердость и убедительность
  • давать понять, что односторонних уступок не может быть
  • предлагать свои варианты компромисса в разрешении конфликта

Стресс (от англ. stress – напряжение) – вызванное сверхсильным воздействием нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс – тотальная мобилизация сил на поиск выхода из очень трудного, опасного положения. (Звучит резкий сигнал тревоги на корабле, который уже начинает давать крен. Пассажиры мечутся по палубе корабля… Автомобиль попал в аварию… – таковы типичные картины стрессовой ситуации).

Состояние стресса характеризуется общей мобилизацией всех ресурсов организма на приспособление к сверхсложным условиям.

Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержания сахара в крови и т. д.) – организм подготавливается к интенсивным действиям В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом приспособительных реакций.

Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях внезапного возникновения угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке. Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 – 1982 гг.). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

В развитии стрессового состояния Г. Селье выделил три этапа:

  1. тревога;
  2. сопротивление;
  3. истощение.

Реакция тревоги (алярм-реакция ) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения, зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие психического (эмоционального) стресса*. Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т. п

Характер стрессовой реакции зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.).

Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств – силы нервной системы.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности – интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип «жертвы» и тип «достойного поведения».

Стресс опасен для жизни, но он и необходим для нее: при австрессе («хорошем» стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

Особую разновидность стресса составляет «стресс жизни» – острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами – крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д.

При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры). Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия – жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.

Если стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция – возникает активное непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностным особенностям партнеров. Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповай «грызня», члены группы начинают искать индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.

Возможен и неадаптивный «уход» от стрессовой ситуации – индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от «давления жизни» в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.

Итак, может оказывать как мобилизующее влияние – австресс (буквально: «хороший стресс»), так и угнетающее влияние – (от англ. distress – горе, истощение). Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них. Австресс обеспечивает мобилизацию жизненных сил индивида на преодоление жизненных трудностей. Однако стратегические защитные психофизиологические резервы организма нужно использовать лишь в решающих жизненных ситуациях; необходимо адекватно оценивать встречающиеся на жизненном пути трудности и правильно определять место и время для генеральных жизненных «сражений».

Негативно-стрессовые явления возникают в случаях длительного пребывания индивида или социальной общности в условиях нормативной неопределенности, затяжного ценностного противоборства, разнонаправденности социально значимых целей, интересов и устремлений, конфликта норм.

Стрессогенный характер может приобрести длительная изоляция социальной группы. При этом снижается уровень внутригрупповой солидарности, возникает межличностная, разобщенность, замкнутость отдельных индивидов. Ситуация становится взрывоопасной.

Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникать внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с целью соответствующей психологической защиты. Одним из таких приемов является рационализация надвигающегося отрицательного события, всесторонний его анализ, снижение степени его неопределенности, оживание в него, предварительное привыкание к нему, устранение эффекта внезапности. Можно снизить психотравматическое воздействие стрессовых ситуаций, имеющих личностную значимость, путем их обесценивания, снижения значения.

Существует и прием предельного мысленного усиления возможных отрицательных последствий предстоящих событий, формирование установки на худшее. Реальность же может быть легче ожидаемых кризисных ситуаций. (Военный разведчик, длительное время пребывая во враждебном окружении, со временем стал бояться разоблачения. Стремясь овладеть эмоциональным состоянием, он умышленно усилил его, внушая себе, что когда-нибудь он обязательно будет раскрыт. Чувство страха у него стало таким сильным, что он как бы пережил свою смерть. И после этого уже и не испытывал страха, владел собой в самых рискованных ситуациях.) Стресс следует отличать от аффекта.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – это внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект – эмоциональный взрыв в условиях дефицита информации, необходимой для адекватного поведения. Глубокая обида от тяжкого для данного человека оскорбления, внезапное возникновение большой опасности, грубое физическое насилие – все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия.

В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление.

Это «сужение сознания» при аффекте, с нейрофизиологической точки зрения, связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. В состоянии аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбуждение начинает беспорядочно распространяться в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкорковые образования при аффектах приобретают определенную самостоятельность, что и выражается в бурных примитивных реакциях. «Человек выявляется своими инстинктами, какой он есть, без… социальной покрышки при помощи больших полушарий.

Аффект вызывает резкое нарушение уравновешенности нервных процессов, «сшибку» нервных процессов, сопровождается сдвигами в системе нервных связей, значительными изменениями химизма крови, нарушениями в деятельности вегетативной нервной системы и сердечной деятельности, в психомоторной регуляции (жестикуляция, специфические мимические выражения, резкий крик, плач и т. п.). Состояние аффекта связано с нарушением ясности сознания и сопровождается частичной амнезией – расстройством памяти.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии. На первой стадии резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности. На второй – перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями. На заключительной стадии спадает нервное напряжение, возникает состояние депрессии, слабости.

Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Однако самое важное условие преодоления отрицательных аффектов – определенные моральные качества личности, жизненный опыт и его воспитание. Люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффект может возникать в результате воспоминаний о травмирующем событии (следовой аффект), а также накопления чувств.

Аффективные действия эмоционально-импульсивны, то есть побуждаются чувствами: они не имеют осознанного мотива. Сильное, захватывающее всю личность чувство само по себе и является побуждением к действию.

Действия в состоянии аффекта не отличаются ни наличием осознанных конкретных целей, ни осознанной тактикой.

Используемые при этом средства ограничиваются объектами, случайно попавшими в поле крайне суженного сознания. Общее направление хаотичных действий при аффекте – стремление устранить травмирующий раздражитель.

Еще И. Кант отмечал, что при аффекте чувства не оставляют места для разума.

Волевая регуляция поведения человека может проявиться лишь в стадии возникновения аффекта. На дальнейших стадиях человек утрачивает волевой контроль.

Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварительного осознания цели. И если в действии была осознанная цель, то именно по данному признаку действие нельзя считать совершенным в состоянии аффекта.

Поскольку состояние аффекта влияет на квалификацию преступления и меру наказания, это состояние подлежит доказыванию и для его установления требуется судебно-психологическая экспертиза.

Физиологический аффект следует отличать от патологического аффекта – болезненного нервно-психического перевозбуждения, связанного с полным помрачением сознания и парализацией воли.

Аффективные состояния могут проявляться в различной форме. Рассмотрим некоторые из них.

Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм. Животные инстинктивно боятся быстро приближающихся объектов, всего того, что может повредить целостность организма. Многие из врожденных страхов сохраняются и у людей, хотя в условиях цивилизации они несколько изменены. У многих людей страх – астеническая эмоция, вызывающая понижение мышечного тонуса, при этом лицо принимает масковидное выражение.

В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха.)

Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, – ужас .

Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением («двигательная буря»). В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения. Поэтому такие действия в ряде случаев не образуют состава преступления.

Лица с ослабленной психикой (психастеники) могут иметь навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности – фобии (боязнь высоты, острых предметов и т. п.).

Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев.

В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие. Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются и в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация (от лат. frustratio – неудача, обман) – конфликтное отрицательно-эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими непреодолимыми препятствиями на пути достижения высокозначимых целей.

Фрустрация часто связана с агрессивным поведением, направленным против фрустратора – источника фрустрации. В случае неустранимости причин фрустрации (невозвратимости потерь) может возникнуть глубокое депрессивное состояние, связанное со значительной и продолжительной дезорганизацией психики (ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п.).

Трудноопределимость фрустрации связана с тем, что человек не может устранить причины такого состояния. Поэтому в состоянии фрустрации человек ищет какие-либо компенсирующие выходы, уходит в мир грез, иногда возвращается к более ранним стадиям психического развития (регрессирует).

Эмоциональное возбуждение мешает соперникам понять друг друга, оно не позволяет им четко, доходчиво изложить свои мысли. Подчас они не слушают друг друга. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий становления на путь разрешения конфликта .

Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влияют на наше состояние. Несмотря на это большинство конфликтующих людей, обычно настаивают на праве на негативные переживания. Призыв привести в порядок свои эмоции воспринимается ими как призыв к поражению.

Тем не менее, ряд причин требует взять эмоции под контроль.

Во-первых, стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождающийся сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля сознания над поведением и к психологическому регрессу. Контроль конфликтной ситуации будет осуществлять тот оппонент, который сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему анализировать возможные варианты развития события и выбрать наилучшую стратегию поведения.

Во-вторых, по мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности. Каждое эмоционально насыщенное действие будет провоцировать встречные агрессивные реакции, которые сам оппонент будет воспринимать как ответные, вынужденные. Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности и сохранит возможность выхода на конструктивное взаимодействие.

В-третьих, длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие, -- разрушающими переживаниями.

H.Н. Васильев выделяет следующие этапы в протекании эмоций в конфликте .

Рисунок 1 - Этапы в протекании эмоций в конфликте

I. Процесс восприятия события, формирование психического образа и символизация его в сознании.

  • 2. Эмоциональная оценка события.
  • 3. Внутреннее эмоциональное переживание.
  • 4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция.
  • 5. Эмоциональный след после выхода из ситуации.

Локализация этапов позволяет выработать систему мер, которая способна оказать действенное влияние на эмоции, сопровождающие конфликтное поведение, что имеет существенно важное значение для адекватной оценки конфликтной ситуации оппонентами и принятия взвешенных и по возможности неконфликтных решений.

В соответствии с этими этапами Н. Н. Васильев предлагает методы управления эмоциями, направленные на изменение :

  • - процесса восприятия события;
  • - эмоциональной оценки воспринятого события;
  • - процесса внутреннего эмоционального переживания события;
  • - внешней, доступной для наблюдения реакции;
  • - эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия.

Возможности снижения агрессии в конфликте (по М. С. Миримановой)


Рисунок 2 - Приемы снижения агрессивности в споре

Особо остановимся на таком феномене, как агрессия. В литературе агрессию определяют как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб или вызывающее психологический дискомфорт. Агрессивное поведение рассматривается как одна из форм реагирования оппонентов на конфликтную ситуацию. Вызывая для вовлеченных в нее лиц деструктивные последствия, она требует выработки адекватных мер противостояния.

Можно выделить следующие способы снижения агрессии в конфликте, как собственной, так и оппонента.

Пассивный способ предполагает возможность кому-то поплакаться, выговориться. Слезы облегчают страдания, снимают внутреннее напряжение.

Активный способ состоит в двигательной активности человека. Адреналин - спутник агрессии - сгорает от физической нагрузки.

Логический способ годится только для людей сугубо рациональных, желающих докопаться до сути, что позволяет посмотреть на ситуацию со стороны.

Человек использует три основных способа ответа на агрессию.

  • 1. Ответная атака -- аналогичный ответ на реплики оппонента, что моментально создает порочный круг вербальной агрессии, служит доказательством достижения агрессором своей цели -- привлечение внимания жертвы и самоутверждение за ее счет.
  • 2. Логически обоснованный спор -- попытка убедить оппонента путем подкрепления своей точки зрения доказанными или общепризнанными фактами. У жертвы появляется небольшой шанс остановить агрессию, если агрессор действительно хочет понять суть происходящего.
  • 3. Просьбы и мольбы в большинстве случаев приводят к обратному результату -- поощрению агрессора, сигнализируя ему о том, что он добился своей цели.

М.С. Мириманова предлагает несколько приемов, которые помогают не просто противодействовать агрессии в трудной ситуации, но и пытаться влиять на агрессивность оппонента .

  • 1. Разрядка вопроса (снятие остроты): «Вопрос поставлен так, что в нем содержится еще несколько вопросов. Надо, очевидно, выделить, какой из них нужно считать самым главным... » и т. п.
  • 2. Перевод вопроса на другой предмет: «Вопрос поставлен так, что на него трудно дать однозначный ответ. Для того чтобы ответить на него, нужно обратиться к другому вопросу». Далее идет обстоятельный разговор, уводящий в сторону от заданного вопроса.
  • 3. Снижение значимости вопроса: «Было бы неверно ставить вопрос именно так», «Вероятно, данный вопрос не совсем корректен по форме» и т. п.
  • 4. Затягивание ответа на вопрос (поиск времени на обдумывание): «С ходу ответить на этот вопрос трудно. Нужно в нем разобраться».
  • 5. Придание вопросу явно бессмысленного характера: «Стоит ли разбираться в этом вопросе? Ответ и так очевиден».

Чем выше уровень конфликтоустойчивости и конфликтологической компетентности, тем лучше человек способен справиться с эскалацией конфликта.

Под технологиями управления собственным поведением в конфликте противоборствующих сторон следует понимать совокупность методов психологического сдерживания, направленного на обеспечение конструктивного взаимодействия субъектов конфликта, на основе самоконтроля эмоций и соблюдения норм организационной культуры и этики деловых отношений.

Самоконтроль над эмоциями в конфликтном контакте можно осуществлять, например, при помощи технологий избавления от гнева, предлагаемых Дж. Скотт. Автор приводит четыре способа избавления от гнева .

Первый способ - визуализация. Сводится к тому, чтобы представлять себя делающим или говорящим что-либо в состоянии гнева. Это позволяет увидеть себя со стороны и, как правило, стимулирует сдержанность собственного поведения.

Второй способ - избавление от гнева с помощью заземления. Вы представляете гнев, входящий в вас, как пучок отрицательной энергии. Затем вы представляете, как эта энергия опускается по вашему телу и спокойно уходит в землю.

Третий способ - проецирование гнева и уничтожение его проекции. Вы как бы излучаете свой гнев, проецируя его на воображаемый экран, и при помощи воображаемой лучевой пушки стреляете в него. Это дает выход желанию осуществить насильственные действия, так как с каждым нападением ваш гнев постепенно исчезает.

Четвертый способ состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. Стоя или сидя вы делаете ряд движений руками над головой, как бы очищая этими движениями энергетическую оболочку вокруг нее. Одновременно необходимо заставить себя почувствовать что вы вынимаете из себя раздражение, все отрицательные эмоции и стряхиваете их с себя соответствующим движением рук.

Овладение названными технологиями управления своим поведением достигается специальными тренировками.

С.М. Емельянов сформулировал три правила самоконтроля эмоций, которые доступны каждому и не требуют специальной подготовки .

Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера - первое правило самоконтроля эмоций.

Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы должны соблюдать эмоциональную выдержку и не входить в такое состояние сами. Удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, задайте себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т.п. Отвечая на эти вопросы, вы достигаете следующего: заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; даете возможность противнику «выпустить пар»; отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть соперник в возбужденном состоянии; ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы поведение своего оппонента.

психологический конфликт эмоциональный поведенческий

Термин «эмоциональные конфликты» возникает от слова эмоции, которые, как известно, присущи людям и животным; но относительно человека термин «эмоции» возможно изменить термином «чувство». В психологии чувства — это возбуждение, реакции психики человека на внешние и внутренние расчеты в форме гнева, страха, беспокойства, враждебности и т.д.
Эмоциональные конфликты намного сложнее понятие чем деловые, — они имеют значительное отличие.

Деловые конфликты — это конфликты между двумя субъектами, сторонами относительно одного общего объекта удовлетворения потребностей. Эмоциональный конфликт — это конфликт внутри личности, это внутренний конфликт личности. Однако между двумя такими разными понятиями существует много общего. По содержанию эмоциональной конфликт — это тоже противоречие интересов, а точнее — потребностей, т.е. противоречие потребностей внутри одной личности. (Возможно говорить и о контакте, однако этот контакт реализуется как бы автоматически). По сути, эмоциональной конфликт — это тоже столкновение интересов (а точнее — потребностей) в середине одной личности.

Итак, после всего сказанного можно дать следующее определение эмоционального конфликта: эмоциональный конфликт — это внутренний конфликт личности между ее различными потребностями, или-между потребностями и возможностями их удовлетворения, которое сопровождается негативными эмоциями.

Уже из определения эмоционального конфликта возможно привести детальный анализ различий отдельного конфликта. Во-первых, вообще они отличаются как внутренний и внешний конфликт (по отношению к личностям, сторон, субъектов). По сути, они имеют значительные различия: если сущность деловых конфликтов — это столкновение интересов двух сторон, то сущность эмоционального — столкновение различных потребностей (или потребностей и возможностей) внутри одной личности 3 точки зрения различий элементов содержания: если деловой конфликт включать три основных элемента (противоречие интересов сторон, контакт сторон и объект удовлетворения общих интересов сторон), то в эмоциональном конфликте фактически нет смысла рассматривать второй и третий элемент, то есть, контакт сторон и объект общих интересов, потому что здесь речь идет об одной стороне (личность). Можно рассматривать только сходство одного элемента — противоречия. Однако в деловом конфликте это противоречие интересов двух сторон, а эмоциональном — противоречие не интересов, а потребностей причем внутри одной личности. Более того, в эмоциональном конфликте существует противоречие не только между различными потребностями, но и — потребностями и возможностями.

Противоречие между потребностями и возможностями внутри одной личности может выглядеть и как противоречие (конфликт) между двумя личностями, сторонами, т.е. — может восприниматься как деловой конфликт. Однако, это не так, это не конфликт между двумя сторонами, так как в деловом конфликте — это противоречие интересов двух равноправных относительно общего объекта сторон, т.е. одна сторона нуждается аналогичные, тождественны потребностям другой стороны конфликта. В эмоциональном же конфликте другая сторона может быть только препятствием для согласования внутренних потребностей и возможностей первой стороны, личности, внутри которой существует эмоциональный конфликт. Более того, у второй стороны вообще мощь отсутствовать аналогичные потребности, — она??действительно может выполнять лишь роль преграды на пути устранения противоречия потребностей и возможностей самой личности (даже стороны конфликта). Вторая личность может быть также (и только) источником отрицательных эмоций первой личности, но не более того.

Таким образом, даже в похожем первом элементе содержания обоих типов конфликтов (деловой и эмоциональном) существуют не только сходные черты, но и различия.

Но главным отличием делового и эмоционального конфликта является не только различие сущности и содержания в этих двух понятий — в эмоциональном конфликте существует то, что вообще не характерно для самого делового конфликта, — это негативные эмоции. Это принципиальное отличие данных различных конфликтов.

Какова же роль и место негативных эмоций в эмоциональном конфликте. Это важный вопрос не только теории, но и практики управления конфликтами. Именно негативные эмоции, а не потребности внутри личности, имеют внешнее проявление, т.е. то, что влияет на поведение самой личности, так и на характер ее делового общения с другим человеком, в частности на эффективность решения делового конфликта. Отрицательные эмоции, эмоциональный конфликт может просто заблокировать или отодвинуть время решения делового конфликта.

Вот почему такое чисто теоретическое вопрос о роли и месте негативных эмоций в эмоциональном конфликте приобретает важное практическое значение.

Это сложная проблема, это в какой-то степени философский вопрос, ибо оно нуждается в глубоком философском подходе, требует философского анализа, знание основных элементов теории познания.В данном случае в отличие от большинства других, аналогичных данному, для формирования наиболее полного, глубокого и всестороннего понятие «эмоциональный конфликт.

Во-первых, встает вопрос: возможна или нет считать самые негативные эмоции сущности эмоционального конфликта? Ответ может быть только отрицательным. А возможно или нет отнесения отрицательных эмоций к элементу содержания эмоционального конфликта? Ответ такой же, аналогичная: нет, нельзя.

Решение проблемы вытекает из всей логики нашего предыдущего анализа, из которого следует, что негативные эмоции — это что-то близкое к сущности и содержания понятия «эмоциональные конфликты», что негативные эмоции появляются какой-то неотъемлемой свойством их. Таким свойством в нашем случае может быть только «форма» . Именно формой появляются негативные эмоции по отношению к эмоциональному конфликту. Так, негативные эмоции есть форма, внешнее проявление эмоционального конфликта. Они как и всякая форма тесно связаны с содержанием. Вот несколько характеристик формы как философской категории форма отражает связь и способ организации взаимодействия элементов содержания, форма и содержание всегда соответствуют, адекватны друг другу: говорят, какая форма, такой и содержание, форма наиболее подвижная, переменная чем смысл, который отличается консерватизмом. Коротко говоря, форма — это оболочка, одежда содержания.

Так, негативные эмоции есть форма противоречий каких-то внутренних потребностей личности, или — потребностей и возможностей их удовлетворения.

Вконтакте

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.