Социально активные люди: мнение психолога. Социализация личности. Социальная роль, статус и активность личности

Человек, как принято считать - существо социальное. Чтобы комфортно чувствовать себя в социуме, нужно знать, как правильно общаться с людьми. Сегодня мы поговорим о том, как стать социальным человеком и полностью реализовать себя через общение с другими людьми.

Как стать социально активным

Скорей всего, человек, который несколько лет находился в тени общества, не проявлял никакой социальной активности, в конце концов захочет проявить себя, но перед ним может встать вопрос, как стать социальным. И для этого есть небольшие советы, чтобы помочь человеку раскрыться.

  1. Не будьте консервативными: пользуйтесь современными гаджетами, следите за модными новинками - пускай в вашем гардеробе появится несколько трендовых вещей, читайте современные книги, ходите на премьеры в кино. Одним словом, будьте на волне с современным обществом.
  2. Не бойтесь заводить знакомства, ведь социальная активность возможна только среди людей. Знакомиться можно как и в социальных сетях, так и в реале. Найдите в интернете социальные группы, которые вам интересны, вступите в них, ведите активные диалоги с участниками. Сейчас знакомства через интернет совершенно обычное и естественное явление. Вас может объединить с кем-либо движение за спасение природы или какие-нибудь благотворительные мероприятия. Узнайте, где можно поучаствовать в таких благотворительных акциях. Как правило, там встречаются открытые и добродушные люди.
  3. Если вы хотите занимать активную социальную позицию, то участвуйте в жизни своего города, страны. Ходите на выборы, поддерживайте социальные акции в вашем городе. Помогайте бездомным животным, ведь можно стать волонтером в приюте вашего города. Это вполне подходящее занятие, чтобы стать социальным человеком.

Как правильно общаться

Чтобы стать приятным собеседником, нужно научиться слушать своего оппонента. Обычно люди больше любят говорить о себе, нежели слушать другого. Поэтому будьте внимательны при разговоре, не перебивайте и старайтесь не переспрашивать вашего собеседника. Будьте доброжелательным и вежливым, а также придерживайтесь основных правил:

Знание, как вести грамотный диалог и быть хорошим собеседником, поможет вам успешно устанавливать коммуникацию с обществом.

Если вы всерьез решили поработать над собой, то вам может быть интересен раздел на нашем сайте.

23/09/2016

Социальная активность - это и мировоззрение, и особое состояние души. Быть в центре общественной жизни человека побуждают неравнодушие, обостренное чувство справедливости, невозможность мириться со злоупотреблениями, желание помогать другим, работать на благо села, города, страны… Мы уделим внимание не крупным общественным деятелям, а тем активистам, которые совсем рядом с нами. мы уже писали

Активист со знаком «плюс»

О качествах, которыми должен обладать идеальный общественный деятель, говорили на одном из тренингов, прошедших в Киево-Святошинском центре социально-психологической реабилитации населения (г. Боярка). Предлагаем читателям резюме по мотивам высказываний членов общественных организаций города.

Активист должен быть:

  • патриотом, социальным оптимистом, немного романтиком;
  • неравнодушным, отзывчивым, доброжелательным;
  • спокойным, уравновешенным, самодостаточным;
  • честным, неподкупным, верным своим принципам и идеалам;
  • стойким, смелым, чуть-чуть авантюристом;
  • информированным, компетентным, креативным;
  • организованным, целеустремленным, готовым к действиям;
  • уверенным в себе, коммуникабельным, дипломатичным;
  • открытым к переменам.

Активист должен уметь:

  • вести системную, созидательную и результативную деятельность;
  • взаимодействовать с местной властью, представителями бизнеса и общественных организаций;
  • объединяться с единомышленниками, работать в команде, находить общий язык с представителями разных слоев общества;
  • оформлять свою деятельность в программы и проекты, искать для них финансирование;
    общаться с представителями СМИ, давать интервью, освещать свою деятельность;
  • выбирать сферу деятельности с учетом своих способностей и знаний;
  • соразмерять свои силы, выстраивать приоритеты, дозировать нагрузки;
  • предугадывать результаты своих действий, противостоять попыткам манипулировать собой;
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес, объективно оценивать, в чем она справедлива, учиться на собственных ошибках.

Читайте также:

Активист должен быть готов:

  • постоянно учиться, уважать законы, действовать в правовом поле;
  • вести свою деятельность в русле современных тенденций социального и технического прогресса;
  • корректировать свою позицию в зависимости от изменившихся обстоятельств;
  • переключаться на новые направления, если они значимы для города или страны;
  • быть публичной личностью, объектом несправедливых нападок и даже клеветы;
  • держать удар и защищаться;
  • следить за своим физическим и психическим здоровьем, обращаться при необходимости за помощью к врачу или психологу.

Активист должен обладать:

  • системным мышлением, стратегическим видением, практическими навыками общественной деятельности;
  • позитивным настроем, конструктивным подходом, широтой взглядов;
  • адекватной самооценкой, здоровой самоиронией и чувством юмора.

И это, конечно, далеко не все качества, присущие идеальному активисту, ибо совершенству нет предела.

Активист со знаком «минус»

К сожалению, реальная жизнь далека от идеала. Вот и среди активистов попадаются совершенно разные люди (впрочем, как и среди представителей любых иных сфер деятельности). Болезненной социальной активностью отличаются те, кого нередко называют «городскими сумасшедшими»: люди демонстративные, истеричные, любящие быть в центре внимания, постоянно провоцирующие публичные склоки и свары. Скандальную протестную деятельность ведут также «вечные революционеры», понимающие только язык борьбы, проплаченные провокаторы из числа наемников политических сил или бизнес-структур, работники спецслужб (в том числе зарубежных), всякого рода дельцы, которые решают свои проблемы, прикрываясь красивыми лозунгами. Встречаются также закомплексованные неудачники, стремящиеся самоутвердиться за счет других. К счастью, нормальных, адекватных и просто хороших людей в общественной жизни намного больше. При этом, как ни парадоксально, именно они часто становятся мишенью для нападок и необоснованных обвинений.

Почему нас порой раздражают социально активные люди?

Так уж устроен мир, что двигателем социального прогресса всегда были люди думающие, неравнодушные, идущие впереди своего времени: активисты, общественники, борцы за справедливость, правозащитники, диссиденты. Эти «возмутители спокойствия» не всегда удобны, нарушают привычное течение жизни, так называемую стабильность. К ним чаще всего относятся как к чудакам - с недоумением, раздражением, непониманием. И вместо того, чтобы оказывать активистам посильную помощь в служении обществу, многие, напротив, враждебно настроены против них, обвиняя во всех смертных грехах.

Объяснение лежит в области человеческой психологии. К сожалению, больше всего раздражают те, кто лучше нас, активнее, успешнее. Бесят те, кто нарушают нашу зону комфорта, вскрывают факты несправедливости, заставляют усомниться в правильности нашей жизни, устыдиться собственного бездействия. В результате правозащитники воспринимаются как кляузники, пламенные борцы - как истерики, последовательные - как зацикленные.

Что нужно знать об активистах?

Предлагаем несколько тезисов, которые помогут адекватно воспринимать социально активных людей.

  • Активист - это обычный человек, который часть своего личного времени безвозмездно тратит на нужды сообщества. Он действует по велению души, сердца, собственных принципов, убеждений и представлений о справедливости.
  • Никто не вправе указывать социально активному человеку, чем ему и в каком объеме заниматься. Это его ответственность и его личный выбор – какой сфере деятельности отдавать предпочтение, сколько времени и средств отнимать у своей семьи, какой частью своего досуга жертвовать.
  • Жертвуя свое время и силы, активист не обязан нести еще и материальные потери. Честь ему и хвала, если он умеет хоть частично компенсировать расходы на свою деятельность (программы, проекты, международные гранты, пожертвования).
  • Внимательно следите за тем, кто больше всего настраивает сообщество против конкретных активистов. Спросите себя, что нужно этим людям или силам: прийти/вернуться к власти или сохранить ее; бесконтрольно распоряжаться ресурсами (местным бюджетом, землей и пр.); скрыть факты злоупотребления, свою неэффективность и некомпетентность; решить свои коммерческие вопросы.
  • Перед тем как критиковать активиста, спросите себя: 1) по какому праву вы это делаете; 2) обладаете ли всей полнотой информации относительно его личности, деятельности и собственно сути вопроса; 3) готовы ли сами заняться тем, что советуете ему; 4) чем именно вы можете помочь.

И пусть вы пока не участвуете в общественной жизни, но если при этом вы внимательно следите за деятельностью других и знаете проблемы своего населенного пункта, вас уже можно причислить к начинающим активистам. И даже если вам кажется, что в большинстве своем они занимаются не тем, чем следует, это свидетельствует о том, что вы уже выстраиваете приоритеты и готовы перейти от слов к делу.

В условиях качественного преобразования общества проблема социальной активности масс и личности приобретает особое значение. "

Процесс радикального обновления невозможен без вовлечения

в него самых широких масс, без развития новых нетрадиционных форм социальной активности. Между тем эта потребность общества не удовлетворяется. Обостряется противоречие между необходимостью развития конструктивной творческой активности и реальным состоянием -активности масс, между этой потребностью и деструктивными, негативными и дестабилизирующими факторами проявления активности. ^

Что же такое социальная активность?

Исходным, отправным в понимании социальной активности является уяснение ее связи с социальностью личности. Социальность личности в широком смысле этого слова - это ее связь с социально

ЛИЧНОСТЬ

целым: обществом, социальными общностями, человечеством. Со-

циальность может быть. раскрыта только через изучение системы социальных связей личности с самыми разнообразными общностями:

классовыми, профессиональными, поселенческими, демографическими, этническими, культурологическими, статусными и т.д. Интересы, потребности, ценности этих групп многообразны. Понятие социальной активности дает представление о качестве социальности, уровне

и характере ее реализации.

В условиях качественных изменений особенно важно выяснить уровень, характер социальности личности. Ощущает ли, понимает ли личность потребности, интересы социума и в связи с этим цели и

задачи социальных движений? Принимает ли их в качестве собственных? Бездумно ли следует им, или способна осознать, самостоятельно осмыслить? Как реализует? Осознает ли себя в качестве субъекта общественных отношений? Насколько развито человеческое в человеке, усвоен ли опыт его исторического социального развития? Нельзя ответить на эти вопросы без обращения к категории социальной активности.

Социальная активность личности - системное социальное качество, в котором выражается и реализуется уровень ее социальности,

т.е. глубина и полнота связей личности с социумом, уровень превращения личности в субъекта общественных отношений.

Социальная активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности.

Интересы личности, ценности, которые^на принимает, могут вступать в противоречие с интересами более широких общностей,

общества в целом, но это отнюдь не означает, что личность не является социально активной. Высокий уровень социальной активности предполагает не бездумное следование интересам социума, автоматическое принятие его ценностей.

Социальная активность - это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность,

умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта.

Важнейшими признаками социальной активности личности (в

противоположность личности пассивной) является сильное, устой-

  • 4 5-275

личность чивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы

(в конечном счете общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок,

его формы, стороны. И по своему содержанию, направленности на определенные ценности, и по уровню их осмысления, и по характеру

и уровню реализации социальная активность многообразна. Представляется, что именно анализ ее связи с социальностью позволит выявить определенные типы социальной активности. Можно выделить, исходя из особенностей этой связи, три основных критерия социальной активности .

Первый критерий позволяет выявить широту, диапазон ценностей личности, уровень социальности в плане ориентации на инте-

Направленность на определенные интересы, потребности, ценности. Характер и уровень принятия интересов, потребностей, ценностей. Характер и уровень реализации интересов, потребностей, ценностей.

ресы не только узкой социальной группы, но и более широких общностей, общества в целом, человечества. Социальная активность может иметь эгоцентрическую направленность, замыкая человека в

пространстве его личной субъективности; альтероцентрическую, подчиняющую жизнь служению близким; социоцентрическую, направленную на реализацию общественных потребностей разного уровня,

делающую жизнь человека неотделимой от забот и проблем широких социальных общностей. В современных условиях возрастает значение ориентации на общечеловеческие ценности. Для социально активной личности они являются исходными, определяющими. Таким образом, первый критерий выявляет характер побудительных сил,

потребностей, ценностей, лежащих в основе социальной активности.

Активная личность - личность, для которой наивысшей ценностью является жизнь во имя общественных интересов, жизнь в гуще социальных событий, жизнь, субъективно включенная в движение и

развитие общественных организмов и общественных процессов.

В основе социальной активности лежат особые характеристики самосознания личности, идентифицирующие ее с социумом и рас-

ЛИЧНОСТЬ

сматривающие ее в качестве субъекта, выражающего и защищающего интересы общности как собственные. Продуктивным является понятие генеральной ценностной направленности личности, которая ин-

"тегрирует в целостное единство все ценности, представления. Зная содержание генеральной ценностной направленности индивида, нельзя

с уверенностью предсказать его поступки на определенных, дискретных отрезках жизненного пути (они могут быть следствием влияния многих факторов), но можно с уверенностью прогнозировать общие линии его социальной активности в длительной жизненной перспективе .

Второй критерий характеризует меру, глубину принятия, усвоения ценностей. При этом исходным методологическим принципом понимания социальной активности является выделение трех ее сторон: рациональной, чувственно-эмоциональной, волевой. Личность

Может принимать ценности на уровне чувств, настроений, знаний или волевых устремлений. Как правило, на уровне эмоций личность усваивает ценности поверхностно, хотя и в яркой эмоциональной форме. На уровне знаний происходит более глубокое и конкретное усвоение ценностей. На уровне волевых устремлений формируются социальные установки, т.е. готовность к действию, к реализации потребностей, ценностей. Только в единстве все эти уровни дают действительно полное и глубокое принятие ценностей. Ярким выражением органической связи знаний, Чувств и воли, обеспечивающим подлинную социальную активность, являются убеждения личности, ее социальные установки. Показателями высокого уровня социальной активности является осознанная включенность в социальную жизнь,

высокая личная значимость интересов общества в целом и конкретных общностей, осознание личностью своего места в обществе, персональной ответственности за происходящие в нем процессы.

Третий критерий раскрывает особенности реализации ценностей. Показателями уровня реализации выступают характер и масштабы, результаты, формы деятельности.

При анализе характера особенно важно выяснить, реализуются ли интересы, социальные роли чисто формально, стандартно или творчески, каков уровень творчества, новаций в методах, способах реализации. Является ли реализация внутренне непротиворечивым процессом, когда реализуются ценностные ориентации личности, ее социальные установки, или существует разрыв между ценностями, ценностными ориентациями личности, ее социальными установками и

деятельностью, когда на базе ситуационных мотивов реализуются иные

личность ценности. Выявление внутреннего единства процесса реализации достигается в результате сопоставления ценностных ориентации, социальных ^установок и деятельности личности.

При изучении масштабов необходимо выявить, берет ли личность на себя в связи с ориентацией на определенные ценности цели,

дополнительные обязательства, более весомые специализированные роли или лишь добросовестно либо инициативно выполняет ранее ей присущие.

При изучении форм активности - самое существенное уяснение одноплановости или многоплановости выражений социальной активности. Реализуются ли определенные ценности, интересы, цели

в одной или многообразных формах? В современных условиях продуктивным является сопоставление уровня развития форм активности и выявление их связи.

Тесная связь, взаимопроникновение форм социальной активности является необходимым условием ее существования и развития.

И, напротив, активность приобретает ущербный характер, когда формы рассогласованы, не дополняют, а противостоят друг другу. В современных условиях мы сталкиваемся с противостоянием политической

и нравственной активности. Развитие нравственной активности отстает, и это приводит к превращению политической активности в

квазиактивность, порождающую вредные в нравственном и во всех иных планах последствия.

Можно дать следующую схему основных показателей социальной активности личности (см. рис. ь6).

При системном подходе социальная активность предстает как внутренне многогранное явление, как единство субъективного и объективного, как система ориентации и ценностей, выражающих интересы тех или иных социальных общностей, как система чувств, знаний, волевых компонентов, как творческое отношение, предполагающее новации в понимании и реализации ценностей в многообразных формах;

Социальная активность - это системообразующее качество,

характеризующее целостность личности. О его уровне свидетельствует согласованность элементов, не столько уровень их развития, сколько характер их взаимосвязи, единство.

Поэтому при измерении качества, уровня зрелости активности плодотворным является использование в качестве интегративного показателя культуры личности. Чаще всего культура определяется как совокупность определенных ориентации, ценностей, реализуемых в

личность

(Эгоцентрическая и альтероцентрическая направленность Моносоциоцентрическия направленность Направленность на определенные интересы, потребности. ценности

Полисоциоцентрическ;?я напрасленность Ориентация на общечеловеческие ценности

Принятие на уроцне чукств Принятие на "уровне знаний Принятие на уровневолевых устрем-лений, ^Принятие на уровне чувств, . знаний, волевых устремлс-ншй Хириктер и уровень принятия интересов, ценностей

Принятие на уровне чувств и волевых устремлений Принятие на уровне знаний ц чувств Принятие на уровне знаний и волевых устремлений

Характер творческий, нетворческий противоречивый и непротиворечивыйМасштабы и результаты (социальные роли и эффективность деятельности)Формы (ориентация на-многоплановое и однопланоиое пыражеине, связь форм) Характери уровень реализации потребностей интересов," ценностей

личность преобразующей деятельности. По А. Молю, культура личности - это ее духовное оснащение . Думается, что эти определения не являются достаточно точными. Культура - это более общее понятие,

это качественно зрелое проявление социальности личности измеряемое через согласованность элементов духовного мира личности, это общий способ освоения личностью социального опыта, социальных ролей, функций. Культура - это не только направленность, настроенность сознания, не просто совокупность знаний, а определенное состояние их продуктивной реализации, выражение социальной активности и социальной инициативы личности. Это реализация духовного оснащения. Это способ восприятия мира, видов деятельности, который складывается на основе определенных ценностных ориентации, знаний, убеждений, определенной деятельности и является выражением внутренне присущих личности социальных свойств. Ос-

новными структурными элементами культуры личности являются убеждения, качества личности, характер деятельности, ее навыки и

умения. Поэтому мы судим о культуре личности прежде всего по уровню освоения и реализации ею социальных ролей, выполнению определенных функций, по владению в этом плане механизмами усвоения и развития социального опыта. Обращение к культуре как интегративному показателю ориентирует на изучение моментов активности личности, выражающих ее целостную направленность, взаимосвязь,

Структурную упорядоченность, системность качеств, целостность деятельности.

Изучение механизма становления социальной активности личности в современных условиях требует прежде всего анализа влияния новаций общественной жизни, формирования новых экономических,

социальных и политических структур, новых моментов духовного развития, характерных для нашего общества в настоящее время. Важно сопоставить это влияние с воздействием старых консервативных структур и традиционных форм.

В социологии рассматривается несколько видов социальной активности – явление, состояние и отношение. С психологической точки зрения основным видом социальной активности считается состояние. Оно базируется на интересах общества и его потребностях в данный период времени и рассматривается как внутренняя готовность к действию.

Особенность социальной активности заключается в преобразовании убеждений и идей в действия общества. Социальная активность общества зависит от его лидера. Он оказывает сильное влияние на убеждения и идеи общества в тот или иной период времени. От этого зависит уровень социальной активности общества. Проявление социальной активности происходит, когда личность осознает свою общественную значимость и действует в совокупности общественных и личностных мотивов. Это невозможно без определенной свободы общества, которая состоит в том, что граждан имеет право участвовать в развитии общества или в местном самоуправлении, без принуждения.

Типы проявления социальной активности

Иждивенческая активность – жалобы и запросы, заключающиеся в требовании от административных органов, решить проблемы граждан. Зачастую это запросы и жалобы, которые не входят в компетенцию административных органов. Конструктивная активность – предложения и идеи изменения деятельности административных органов, для улучшения условий жизни населения и благоприятного устройства территорий. Партнерские отношения администрации и населения. Фиктивно-демонстративная активность – для повышения статистических данных привлекаются . Оплачиваются определенные публикации в средствах массовой информации. Протестная активность – противостояние общества деятельности административных органов, не предлагая альтернативных решений. Представляется в форме митингов, забастовок, бойкотов или голодовок.

Социальная активность российского общества

В наше время социальная активность российского общества весьма низка.
Исключая выборы, всего четверть населения принимает участие в других формах социальной активности. Остальные граждане считают, что их социальная активность бессмысленна. Согласно исследованиям в России, социальная активность принимает фиктивно-демонстративную форму. Это объясняется тем, что большинство граждан считают, что все уже решено и осталось сделать видимость принятия решения. Из-за этого возникает низкий уровень социальной активности общества.

Активность личности (субъекта отношений) - передача сигнала субъекту отношений (объекту воздействия) во взаимозависимости по установлению (восприятию) нормы.

Подходы к определению понятия активности личности [ | ]

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение , активист , активный элемент системы . Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями , взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы , когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом , но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем дело с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:

  • форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
  • деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
  • личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой - с другой;
  • деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
  • качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремлением и желанием действовать, целеустремлённостью и настойчивостью, энергичностью и инициативой.

Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции . Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив . Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву . Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия . Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности.

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество - качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций - внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу - мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение .

Примечания [ | ]

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.