Зачем нам нужны стихи? Какая от них польза? Что людям могут дать стихи? Как вы относитесь к поэтам и стихам? Нужны ли нам поэты

- У современных девушек, в большинстве случаев, хобби - это фотографирование или занятия фитнесом. Почему так мало тех, кто выбирает поэзию? Почему не рождаются новые Пушкины и Ахматовы?

Потому что современная девушка должна иметь идеальное тело, карьеру, деньги. Это стереотипы, которые навязываются нам с детства. Когда ты ещё в таком возрасте, в котором не знаешь всех своих возможностей, выбираешь то, что видишь вокруг. Поэзия считается бестолковым занятием, не знаю почему. Этот миф несколько рассеивают Вера Полозкова и иже с ней. За что им спасибо. Но с другой стороны они же играют серьёзную роль в другой, не столь приятной истории. Я имею ввиду массовое «опопсение» поэзии. Многие девочки, которые занимаются фитнесом и фотографируют, сейчас ещё и ходят на поэтические вечера каких-нибудь Ах А стаховых и тому подобных. Они являются массой, на которую рассчитана такая поэзия, а значит, сами формируют её. То есть делают востребованными графоманию и некачественные стихи. Поэтому новые Пушкины и не рождаются. Т о есть они может и есть, но девочкам это не особо интересно.

- Ты много общаешься в поэтических кругах, встречались тебе те, для кого написание стихотворений было основной деятельностью? Возможно ли из этого увлечения получить какую-то финансовую выгоду?

Добиться реального финансового успеха, занимаясь поэзией, очень сложно. Случаи единичны. Это уже упомянутая Вера Николаевна Полозкова, Ах Астахова, Сола Монова. Таких людей немного, но всё же зарабатывать реально. Я знаю лично парочку человек, которые получают выгоду, занимаясь созданием стихотворений.



- Расскажи историю своего первого стихотворения, что подтолкнуло его написать?

Кажется, это было в самых младших классах школы, на уроках. Однажды я попробовала написать в стихотворной форме какое-то домашнее задание, у меня получилось. И понеслась. Стало интересно делать это просто так, на свободную тему, на тему, которая волнует именно меня. Чем дальше, тем больше я открывала для себя приёмов, форм, и тем интереснее становилось писать. Понятия не имею, как это получилось, никто из моей семьи никак не связан с искусством, мой папа - физик, мама - биолог.

- Ты не похожа на стереотипную девушку-поэтессу.

Я довольно мягкий и чувствительный человек, хотя моя работа достаточно жёсткая: я татуировщик. Очень люблю перемены: люблю менять внешний облик, обстановку вокруг себя, место локации и так далее. Совершенно не могу находиться на одном месте, мне нужно всегда куда-то двигаться. Могу двинуть автостопом за тридевять земель с огромным рюкзаком, могу на острове три дня прожить, могу спать на обочине, мыться в ледяной воде, прыгать с крыши с верёвкой и ещё много чего. Наверное, я неприхотлива. А может, просто открыта ко всему новому.


- Как ты определяешь свой стиль письма?

Никак. Чем меньше рамок, в которые ты себя вгоняешь, тем легче жить. Я могу только сказать, что бывают тексты личные, в которых каждое слово пережито, осознано, каждое слово - правда. А бывают тексты, которые называют «способом общения с миром». Они - наблюдение за какими-то явлениями, за окружающими людьми, попытка понять их, примерить на себя их роли, представить и пофантазировать. Это исследование, и предметом может быть что угодно.

- Насколько важна обратная связь?

Очень важна. Играет решающую роль. Объясняется это очень просто - эгоцентрической моделью мира каждого человека. Если ты не получаешь отклик, положительные отзывы и тому подобное, то в какой-то момент перестаёшь видеть смысл в том, что делаешь. Берегитесь поэтов, которые говорят, что им неважна обратная связь. Они влюблены в себя ещё больше, чем все остальные.

- Каким может быть рост творческого пути у поэта в нашей стране? Какие перспективы, как считаешь?

Перспективы не особенно греют. Пробиваться легче, если ты живёшь в Москве или Питере, важно вложиться в рекламу, без этого шага никак. На этапе раскрутки «ВКонтакте» нужно понимать, что недостаточно набить себе побольше подписчиков в паблике, наивно думать, что это приведёт к успеху. Творческий путь на то и творческий, нужно пройти его не так, как сотни до тебя. Возможность добиться успеха, конечно, есть, но прежде, чем выбрать эту деятельность, нужно крепко задуматься, надо ли оно тебе.

Мне всё снится крыльцо,
Трава и яблоня у окна,
И у печки дрова, и радио на столе.
Мне всё снится, что беды
Не смогут добраться к нам,
Что крыжовник всегда будет
Сладким, а мы проживём сто лет.

Мне всё снится глоток молока
Парного, качели, тюль,
И малина с куста, и дым из печной трубы,
Мухобойка и запись в тетрадке:
«Седьмое число, июль».
Земляника, варенье,
Корзинка, а в ней - грибы.

Мне всё снится, как
Счастье сильно сжимало грудь,
Как не падала с велика,
Вниз с горы, затаив дыхание, устремясь,
И как бабушка пела -
(Ведь с колыбельной легче всего уснуть),
Как к разбитой коленке
Опять прилипала грязь.

Мне всё снится, как ветер
Слыл отъявленным подлецом
И панамку срывал с головы,
Если сильно спешить, когда на столе обед.
Мне всё снится в стекле веранды
Бабушкино лицо,
Часто снится, но
Бабушки больше нет.

Мне всё снится чердак
И в книжке подчёркнутая строка,
Ключевая вода, молочная каша,
Калоши и дождевик,
Я всё чувствую, как меня по затылку
Гладит бабушкина рука.
Это только мгновение,
Самый бесценный миг.

Мне всё снятся ладошки липкие,
Ягодой усыпанные кусты,
И косынка, и на плечах
Простой шерстяной жилет.
Знаешь, бабушка, мне всё
Снишься и снишься ты.
И детская вера, что
Мы проживём сто лет.

Стихи и фото из архива Киры Бергвинд

Мне нравится статья! 15

Вы берете томик поэзии, чтобы почитать стихи, начинаете читать, но… оказывается, что в стихах нет рифмы. Кажется, что это обычный текст, проза, почему-то записанная строчками. Зачем? Что это? Это верлибр.

Что такое верлибр?

Это – настоящая поэзия, которая ничем не хуже, а наоборот – даже лучше той, к которой мы привыкли. Слово «верлибр» происходит, как и большинство терминов в литературе – от французского. Vers libre – «вольный стих». Стих, свободный от рифмы. Все больше современных поэтов начинают писать в этом жанре, полностью отказываясь от рифмы. Почему?

В «Евгении Онегине» Пушкина есть одно интересное четверостишье:

«И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)»

Читая роман, мы не обращаем на этот момент внимания, а на самом деле в нем спрятан глубокий смысл. Пушкин очень тонко подмечает слабую сторону рифмы – предсказуемость. В этих строках поэт смеется над рифмой. Мы слышим слово «морозы» – и уже знаем, что рифмой будут «розы». Читаем слово «любовь» – уверены, что скоро появится «кровь». Поэзия из года в год повторяет давно сказанное. Но ведь суть искусства – в новизне.

Почти двести лет назад Пушкин почувствовал, что рифма – это путь в никуда для поэзии. Ради рифмы поэты жертвуют смыслом стиха. В стихотворении появляются лишние слова, а иногда – даже целые строчки.

Что значит качественная поэзия? Стихотворение можно назвать качественным только тогда, когда каждое слово в нем – на своем месте, когда в тексте нет ничего лишнего. Когда смысл поэзии – концентрированный. Когда мысль сияет своей красотой и четкостью. Иначе это не поэзия, а бессмыслица, набор пустых слов. Так зачем же писать бессмыслицу, если можно заниматься искусством? Этим вопросом задались поэты – и нашли выход. Поэты отказались от рифмы.

Когда появился верлибр?

Тот, кто думает, что нерифмованный стих – изобретение современности – очень ошибается. «Корни» верлибра сокрыты в народном творчестве. Например, в заклинаниях, в текстах, которые произносили знахари над больными для «магического» выздоровления. В этих заклинаниях не было рифмы, но был своеобразный ритм. Они читались, как мантра.

В эпоху Средневековья верлибр распространился в религиозной поэзии. Шли века, и каждый автор экспериментировал, пытаясь написать поэзию без рифмы. «Мода» на верлибр пришла в начале ХХ столетия, когда поэзия окончательно «устала» от лишних слов, засоряющих текст. Поэтам надоело подстраивать свои мысли под «диктатуру» рифмы. «Свободу поэзии!» – с этим лозунгом новое поколение входило в литературу.

Американский поэт, одной фразой рассказал все о вольном стихе:

Теперь главное в поэзии – качество. Мы больше не найдем в стихотворении нелепых слов, этого «поэтического мусора».

«Но это же не настоящее стихотворение», – может возразить читатель. Настоящее. Во-первых, в верлибре остается ритм. Если обычный текст переписать строчками – верлибр не получится. На самом деле «свободную поэзию» писать достаточно сложно. Она требует мастерства. А во-вторых, красота верлибра – это его смысл.

Предлагаю вашему вниманию стихотворение Эзры Паунда :

Девушка

Дерево мне вошло в ладони
Сок взошел по моим рукам
Дерево разрослось по моим рукам
Вниз
Ветви растут из меня, словно руки.
Дерево ты,

Ты – мох,
Фиалки и ветер над ними.
Дитя – так высоко – ты.
А для мира это все – глупости.

Вы почувствовали ритм? И логику стиха: описание – вывод. Главное в этой поэзии – образ. Из сочетания слов складывается яркий образ девушки, а точнее – отношения к ней. Она с одной стороны ничто не значит для мира, но с другой – целая вселенная для поэта. Здесь нет ничего лишнего. Слово «руки» повторяется несколько раз потому, что автор специально подчеркивает их важность – руки означают желание прикоснуться, прочувствовать, взять с собой, стать ближе.

Несмотря на отсутствие рифмы, верлибры кладут на музыку. И получается очень хорошо. Например, Ив Монтан исполнил песню «Барбара».

Текст песни – стихотворение французского поэта Жака Превера . Прочитайте отрывок:

Помнишь ли ты, Барабара,
Как над Брестом шел дождь с утра,
А ты,
Такая красивая,
Промокшая и счастливая,
Ты куда-то бежала в тот день, Барбара?..
Бесконечный дождь шел над Брестом с утра,
И, когда мы случайно с тобой повстречались,
Улыбалась ты,
Улыбнулся невольно и я,
и, хотя мы не знали друг друга,
Все-таки вспомни, вспомни тот день, Барбара!

Вам показалось, что здесь есть рифма? «Барбара – с утра»? Правильно! Верлибр – это полная свобода, поэтому он ничего не отрицает. Автор здесь – царь в своем поэтическом мире, а значит, если в какой-то момент появляется рифма – то почему бы и нет? Она возникает – и так же внезапно пропадает. Это добавляет «звучания» поэзии. И интриги – ведь читатель не может предугадать, где именно появится рифма.

Еще один пример – отрывок из стихотворения Гийома Аполлинера :

Крылом орлы от жара заслоняют мое лицо и солнце
О Память Сколько же родов пришло в упадок
Нет Тиндаридов есть лишь жар горящих змей
И для меня он бесконечно сладок
Быть может змеи это просто шеи бессмертных непоющих лебедей.

Да, вы не ошиблись – это отрывок верлибра. Просто дальше в стихотворении рифма пропадает, потому что становится не нужна автору. А именно эти строчки Аполлинер хотел подчеркнуть «музыкальностью». Это самый яркий момент поэзии. А еще – Аполлинер один из первых поэтов, который отказался от запятых и других знаков препинания. Даже в конце стихотворения он не ставит точку. Потому что у автора верлибров нет никаких обязательств. А еще это символично – раз нет точки, значит, поэзия – продолжается. Поэзия вечна.

Мастера верлибра – это такие поэты: Уолт Уитмен, Вислава Шимборская, Чеслав Милош, Жак Превер, Томас Элиот, Эмиль Верхарн, Артюр Рембо, Стивен Крейн, Пауль Целан . Каждый из поэтов отличается от других неповторимым стилем, так что в этом списке вы точно найдете поэзию по вкусу. Также верлибры писали русские поэты Серебряного века .

Верлибр – это поэзия четкой мысли и яркого чувства. Это красота и качество, свобода и современность. Читайте и вдохновляйтесь.

Наслаждайтесь самой лучшей поэзией!

Сегодня существует огромный разрыв между представлениями о настоящей поэзии творческой элиты и взглядами на этот предмет широкой аудитории. Такой разрыв имеет свои закономерности: элитарная культура опережает потребности общества в культурной пище, которая является основой его ценностей и духовности, задает направление развития культуры общества. Однако, если никто не возьмет на себя ответственность за управление процессом донесения до населения представлений о настоящем искусстве, не позаботится о том, чтобы этот разрыв сокращался, массовая культура не оставит шансов элитарной культуре быть востребованной, влиять на базовые основы общества. Недостаточность институтов управления подобными процессами неминуемо приведет к кризису культуры: выхолащиванию общечеловеческих ценностей, снижению духовности. Кто должен взять на себя ответственность за эти процессы?

Общаясь с редакторами ведущих российских издательств, я столкнулась с неверием в то, что современная поэзия может быть востребована читателем. Редакторы говорят о том, что спрос есть на классику, поэтов серебряного века. Именно эти поэтические серии издаются наиболее часто. Издание же сборников современных поэтов крайне рискованно и убыточно.

Большая часть современных поэтов годами копят деньги на издание своей книги. Кому то везет больше: их книги издаются на деньги спонсоров. Но меценатов, любителей настоящей поэзии, сейчас не так много. Поэзия не может быть основой для бизнеса, она по своей сути не имеет коммерческой составляющей.

Редакторы толстых литературных журналов не считают своей миссией доносить талантливую современную поэзию до широкой аудитории, формировать, воспитывать в людях вкус к хорошей поэзии. Они видят своей миссией развитие современного поэтического творчества, работают в узких рамках профессиональной и элитарной аудитории, работая как бы на будущее.

Вот характерное мнение одного из ведущих литературных критиков: «Масса в принципе не способна воспринимать настоящую поэзию - слишком тонкая и сложная это материя. Не позволить массе насыщаться всем низкопробным невозможно - ничто другое ее не насыщает. Дайте массе высокую поэзию - она скажет, что это глупый набор слов, и потребует стишков на случай. Низкопробных. И скажет: вот хорошие стихи». Это точка зрения очень хорошего критика, к сожалению, как и другие, чувствующего свое бессилие что-либо изменить.

Точка зрения о "данности" способностей обсуждалась многими исследователями в области психологии. Чезаре Ломброзо говорил, что преступниками и проститутками рождаются, а потому бессмысленно заниматься социализацией, воспитанием тех, кто не может быть другим. Его концепция много раз подвергалась критике специалистами в области социальной психологии и педагогики. Существует множество факторов, влияющих на формирование личности и ее ценностных установок. Но если литературные критики стоят на такой жесткой позиции "они не мы, они никто", а мы "только для избранных" - это значит, что они расписываются в собственной несостоятельности в системном влиянии на культуру. Они считают, что бесполезно работать с "серой массой", "сеять разумное, доброе, вечное", "пробуждать добрые чувства лирой", искать пути воспитания в людях вкуса к поэзии. Либо это дано от природы, либо нет.

Не это ли одна из причин засилья массовой культуры, что представители элитарной культуры не видят смысла бороться за то, чтобы истинное искусство было более широко представлено в сознании людей? В результате элитарное искусство все больше сдает свои позиции, и сознание людей наполняется штампами массовой культуры, порабощая личность.

Алексей Алехин, главный редактор

  • Та самая “актуальная” поэзия, бесконечно имитирующая новизну
  • Непритязательная поэзия для “широких” (относительно) масс
  • И, наконец, существующая как всегда вопреки всему и как всегда тонкая, веточка собственно поэзии - поэзия как искусство.

А. Алехин видит, тем не менее, некий континуум поэтического творчества, имеющий право на свое существование в обществе, который ведет читателя от простого к сложному. Цель поэзии как искусства, быть главным ориентиром этого движения, задавать высокие стандарты.

По его мнению, «поэзия как искусство» - это и есть истинная поэзия, понимание которой доступно немногим. Это соответствует более общему мнению: настоящее искусство - элитно, по крайней мере, для современников. Для потомков сегодняшнее элитное искусство может приблизиться к массовому. И все же, если сейчас не позаботиться об институтах воспитания у людей вкуса к настоящей современной поэзии, потомки просто не смогут рассмотреть зерно истины в потоке все возрастающей информационной нагрузки на человека.

Ответ "массы" литературным редакторам

Размышляя над проблемой управления процессами сокращения разрыва между «элитарным и массовым», снижения негативного влияния массовой культуры на личность человека, укрепления ценностных и духовных основ общества, я решила обратиться к пользователям моего сайта edu.jobsmarket.ru и задать им вопрос: нужна ли поэзия современному человеку?

Результаты этого исследования – это только подвод поднять вопрос, вместе со всеми заинтересованными лицами сформировать видение на проблему и найти нетривиальные решения.

Кто принял участие в исследовании?

Интерес к теме опроса был огромен, за 2-е суток было заполнено более 5000 анкет.

Возраст

Размер населенного пункта, чел.

Пол

Ответы пользователей на вопросы анкеты

Вы когда-нибудь писали стихи?

Как часто вы обращаетесь к поэзии?

Как часто вы обращаетесь к поэзии? Ответили "НИКОГДА", распределение по возрастным группам в %



Что для вас является поводом обращения к поэзии?

Если вы обращаетесь к поэзии, стихи каких поэтов вы будете скорее читать?

Какая тематика стихотворений нравится вам больше других?

Какой носитель информации предпочтителен для вас при чтении стихов?

Разница предпочтений носителя информации в зависимости от возрастной группы, %

Нужна ли поэзия современному человеку?

Как часто вы обращаетесь к поэзии ? Ответили "НЕТ", распределение по возрастным группам в %



По вашему мнению, какую роль поэзия играет в культуре общества?

Из результатов этого исследования мне видится, что наша российская «масса» читателей не столь безнадежна, как это кажется редакторам толстых журналов. Очевидно, что массовый читатель не только интересуется поэзией (пусть на своем уровне ее понимания), но и видит ее роль в своей жизни и жизни общества.

Надеюсь, что это небольшое исследование будет хорошей информацией к размышлению для литературной среды, редакторов и поэтов.

Алла Носкова, генеральный директор Группы проектов JobsMarket и Рекламной сети AdFocus . Автор и разработчик крупнейшего в России портала по дополнительному профессиональному образованию http://www.edu.jobsmarket.ru/ , job-сайта http://www.jobsmarket.ru/ . Автор социальных проектов «Деньги на обучение EduMoney», конкурс грантов на обучение «Мечты сбываются! - Гранты », туристического конкурса «Мечты сбываются! – Отдых ». Лауреат конкурса PEOPLE INVESTOR-2011 , получила премию от Ассоциации менеджеров России за социально ответственный подход к бизнесу. Спонсор поэтического конкурса «Заблудившийся трамвай» имени Н.С.Гумилева. Окончила Львовский политехнический институт, факультет психологии и факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Более 10 лет психологической практики, 16 лет в менеджменте.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.