Элитарная, народная и массовая культуры. Народная, массовая, элитарная культура

Мировая, национальная и этническая культуры

Исторические типы культур

1. Культура первобытной эпохи.

2. Культура Древнего Мира (древнеегипетская, шумерская, древнеиндийская, древнекитайская и др.).

3. Культура средних веков.

4. Культура эпохи Возрождения.

5. Культура Нового времени.

6. Культура новейшего времени.

Задание: подготовить доклады и рефераты по этой тематике.

В зависимости от субъекта (носителя) культуры она подразделяется на мировую, национальную и этническую.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур и культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура – это культура тех или иных наций, выступающая, в свою очередь, синтезом культур различных классов, социальных групп соответствующего общества (страны). Другими словами, это характеристика культуры через призму ее национальной принадлежности. Она характеризуется своеобразием ценностей, норм, верований, знаний, образцов поведения, менталитета, присущих той или иной нации.

Поскольку к этническим общностям людей помимо наций (как основной современной этнической общности) относятся также народности, народ, родоплеменные общности, то выделяют также этнические культуры.

Этнические культуры – это культуры различных этнических общностей, населяющих нашу планету в прошлом и настоящем (родоплеменных групп, народностей).

Ø элитарная,

Ø народная,

Ø массовая.

Элитарная (или высокая) культура – культура, создаваемая привилегированной частью общества (элитой) либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает в себя изящное искусство (классическую музыку, классическую литературу, шедевры в области живописи, скульптуры, архитектуры и т.п.), модельную одежду, инновационную технику и пр. Как правило, элитарное искусство опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком. Оно обладает высокой художественной ценностью, выражая утонченные, изысканные вкусы элиты.

Народная культура (фольклор), в отличие от элитарной, создается анонимными творцами (народом), не имеющими профессиональной подготовки. В настоящее время ее также называют любительской. Народная культура включает в себя мифы, легенды, сказки, эпос, пословицы, поговорки, песни, танцы, карнавалы и др.

Массовая , или общедоступная культура – культура, предназначенная для употребления массами людей. Это культура для каждого, для массового потребителя, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Наибольший размах массовая культура получила, начиная с сер. ХХ в., в связи с развитием СМИ, что сделало ее общедоступной.



Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной она обладает большей аудиторией. Массовая культура призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любые новые события и стремится их отобразить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды.

Несмотря на кажущуюся демократичность массовая культура таит в себе реальную угрозу низведения человека до уровня запрограммированного манекена, марионетки, стандартного, серого человека. Характерные черты массовой культуры:

· шаблонность,

· примитивизм,

· развлекательный характер,

· культ посредственности и вещизма

· культ сильной личности, успеха.

Формы существования культуры (народной, элитарной и массовой культуры).

Читайте также:
  1. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  2. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 1 страница
  3. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 10 страница
  4. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 11 страница
  5. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 12 страница

Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

1) по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

2) по функциональной роли - на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);

3) по генезису - на народную и элитарную;

4) по видам - на материальную и духовную;

5) по характеру - на религиозную и светскую.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает духовную деятельность и ее продукты. Она объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию. Нематериальная (духовная) культура включает в себя идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Духовная культура также характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.

Нематериальная, или духовная культура объединяет в себе знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т.д.

Элементы материальной и нематериальной культуры тесно связаны между собой: знания (явления духовной культуры) передаются через книги (явления материальной культуры). Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная культура: объекты материальной культуры могут быть разрушены (в результате войны, катастрофы, например), но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство. В то же время утрата объектов нематериальной культуры невосполнима. Для социологии интересна в первую очередь именно нематериальная, духовная культура.

Материальная культура включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Она состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и других предметов, которые постоянно изменяются и используются людьми. Нематериальную культуру можно рассматривать как способ адаптации общества к биофизическому окружению путем его соответствующего преобразования.

Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры Разрушения, причиненные Второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, не разрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную.



В зависимости от того, кто производит культурные эталоны, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей - высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры - поднимать общий уровень культуры членов общества.



Элитарная культура. Ее элементы создаются профессионалами, она ориентирована на подготовленную аудиторию.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества - фольклор. Фольклор тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование неотделимы от повседневной жизни.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но у массовой культуры самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект - её разновидность.

Массовая культура. Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Возникновение массовой культуры обусловлено определенными предпосылками:

1) прогрессирующим процессом демократизации (уничтожение сословий);

2) индустриализацией и связанной с ней урбанизацией (увеличивается плотность контактов);

3) прогрессирующим развитием средств коммуникации (потребностью совместной деятельности и отдыха).

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, массовую, народную.

Элитарная культура (от фр. élite - отборное, выбранное, лучшее) - культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.

Специфические черты: 1) носит маргинальный (отмеченный, помеченный) характер в рамках любого исторического или национального типа культуры; сознательно противостоит культуре большинства, но нуждается в последней, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, разрушая ее шаблоны; 2) отличает высокий уровень инноваций (нововведений): творчески вырабатывает собственные, принципиально новые механизмы саморегуляции и ценностно-смысловые критерии, выходящие за рамки социальных и политических требований (например, создание особых языков науки, экспериментирование с литературным языком); 3) культурная элита не совпадает с властью и часто противостоит ей (Сократ, Платон, Пушкин, отказывавшийся «служить царю, служить народу», Л. Толстой), хотя между ними возможны хрупкие альянсы (расцвет наук и искусств при дворе Лоренцо Великолепного; поддержка научных и образовательных проектов Екатериной II; союз русской ин­теллигенции и советской власти в 20-е гг.). Сферы проявления: искусство, религия, наука.

Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».

В целом, элитарная культура выступает как инициативное и продуктивное начало в любой культуре, выполняя преимущественно творческую функцию в ней.

Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудиторией. Понятие «массовой культуры» непосредственно связано с понятием «масса». Масса - это специфическая форма общности людей, которой свойственны агрессивность, примитивность стремлений, пониженная интеллектуальность и повышенная эмоциональность, спонтанность, готовность подчиниться волевому окрику, переменчивость и пр.

Причины появления массовой культуры:

По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения: 1) появление на заре христианской цивилизации упрощенных вариантов Священных книг, рассчитанных на массовую аудиторию; 2) появление в европейской литературе XVII - XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. (Д. Дефо «Робинзон Крузо» и др.); 3) принятый в 1870 г. в Великобритании закон об обязательной всеоб­щей грамотности, позволивший многим освоить главный жанр художественного творчества XIX в. – роман.

В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX - XX вв. Она затронула все сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Роль массовой культуры в развитии общества была проанализирована в ряде философских сочинений XX в. (испанский философ X. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» (1930 г.), американский социолог, про­фессор Колумбийского университета Д. Белл «Конец идеологии» (1960 г.)).

Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферы художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.

Специфические черты: 1) массовая культура принадлежит большинству; это культура повседневной жизни; 2) масскульт - это не культура социальных «низов», она существует помимо и «поверх» соци­альных образований; 3) направлена на ущемление творчества личности и подавление её свободы; 4) стандартна и стереотипна; 5) ограничена консервативно­стью (неспособна быстро и адекватно реагировать на изменения в культуре); 6) носит чаще потребительский характер, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека; происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и, прежде всего, чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения; 7) в массовой культуре присутствует механическое тиражирование духовных ценностей.

Сферы проявления: СМИ, система государственной идеологии (манипулирующая сознание), массовые политические движения, общеобразовательная школа, система организации и стимулирования массового потребительского спроса, система формирования имиджа, досуг и др.

Народная культура состоит из двух видов - популярной и фольклорной культуры. Когда компания подвыпивших друзей распевает песни Аллы Пугачевой или «Шумел камыш», то речь идет о популярной культуре, а когда этнографическая экспедиция из глубин России привозит материал о колядных праздниках или русских причитаниях, то говорят о фольклорной культуре. В итоге популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная - его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значит, часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторических преданий постоянно пополняется новообразованиями, например современным городским фольклором.

Таким образом, в народной культуре, в свою очередь, можно выделить два уровня - высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой.

Авторы народных творений (сказов, причитаний, былин) зачастую неизвестны, но это высокохудожест­венные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим тво­рениям народной культуры. Их нельзя отнести к эли­тарной культуре только потому, что они созданы ано­нимными народными творцами: «Народная культура возникла в глубокой древности. Ее субъектом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В этом плане можно говорить о народном искусстве (народные песни, сказки, легенды), народной медицине (лекарственные травы, заговоры), народной педаго­гике, суть которой часто выражается в пословицах, поговорках».

По исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Аудитория народной культуры - всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе.

В зависимости от социальной структуры общества выделяют следующие виды культуры:

1) элитная субкультура (в ней зарождаются новые культурные образцы);

2) поддерживающие субкультуры (они адаптируют элитную субкультуру к массам потребителей);

3) основная субкультура – «субкультура публики» (часть общества, понимающая высококультурные ценности, интеллигенция);

4) массовая культура – субкультура массового потребителя: нерациональна, имеет развлекательный характер, отдельные культурные образцы – товар для удовлетворения потребителей;

5) традиционная культура – она над всеми культурами стоит, неподвластна времени, имеет неповторимость.

Наряду с отмеченными видами культуры социологи выделяют ряд ее разновидностей по отдельным социальным груп­пам. В связи с этим используются понятия «доминирующая культура», «субкультура» и «контркультура».

1) Доминирующая культура - это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу. Без такой общепри­нятой системы культурных норм и ценностей не может нормаль­но функционировать ни одно общество.

По отдельным социальным группам в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”. Поскольку общество распадается на множество социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные общества получили название субкультур.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. Молодежная субкультура - культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.

2) Субкультура - это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения. Это - своеобразный малый культурный мир, который отражает особенности образа жизни различных сообществ людей.

Выделяют множество субкультур: возрастные, профессиональные, территориальные, национальные, конфессиональные. В силу ряда социальных, политических или экономических причин субкультура может трансформироваться в контркультуру.

3) Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но находится с ней в составе открытого конфликта (хиппи – это контркультура).

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. На сегодняшний день контркультура - это тип протестующего мироощущения, альтернативный стиль жизни, антитрадиционные формы художественного творчества (Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).

Субкультуры. Это части культуры, присущие определенным социальным группам или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.

Глава III . Культура народная, элитарная и массовая

Субстанциональный – существен-ный, основной (от лат. substantia сущность), функциональный (от лат. function деятельность, отправление), деятельностный.

Как уже подчеркивалось в предыдущих разделах учебника, культура - это созданная человеком вторая, т. е. искусственная природа (Гегель). Первая, естественная , природа без человека, лежит вне культуры и ее не знает. Сложный, многогранный, многоликий мир культуры – это «возделанная» , «взращенная» среда обитания людей, созданная посредством различных форм и способов их деятельности и насыщенная разнообразными продуктами (результатами) этой деятельности. Каждая культура на планете воплощает в себе специфический набор способов социальной практики, которая всегда соответствует конкретно-историческому типу общества. Культура существует в жизни, в истории, во времени и, следовательно, в развитии только благодаря людям . А это значит, что культура есть характеристика человеческого общества, его людей, прошлого (истории) и настоящего. Изучать любую культуру, рассчитывая на успех, можно лишь в органическом единстве с соответствующим типом общества, жизнью и деятельностью людей.

Субъект

(создатель, носитель, хранитель) культуры и ее структурная дифференциация

Но здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, культура, с одной стороны, выступает как сложная и взаимосвязанная целостность , а с другой, как совокупность многих культурных элементов, составляющих ее строение (структуру ), функционирующий организм. Всю совокупность элементов культуры принято разделять на два «блока»: субстанциональный и функциональный . Морфологическое изучение этих «блоков» составляющих структуру культуры, по мнению ученых, предполагает несколько взаимосвязанных направлений исследовательской деятельности :

Морфология - (от греч. morphe – форма, logos – понятие, учение) – наука (учение) о закономерностях строения, процессах формообразования явлений, организмов в их развитии.

1) генетическое рождение и становление культурных форм;

2) историческое динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени ;

3) микродинамическое динамика современных культурных форм (в пределах жизни трех поколений);

4) структурно-функциональное принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества;

5) технологическое распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве .

Субъект (лат. subjectus ­– лежащий визу, находящийся в основе) – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект. Объект (лат. objectum предмет) – то, что противостоит субъекту и на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность .

Во-вторых, при изучении феномена культуры, неизбежно встает вопрос о ее субъекте , т. е. о том, кто ее создает, хранит, воспроизводит и передает во времени и пространстве. В-третьих, возникает и проблема объекта – того, что и как, каким образом создается в мире культуры. В культурологии предметы, механизмы, способы их создания, использования, сохранения культурных достижений и опыта принято называть «культурным текстом ».

Культурный текст – это не текст в обычном понимании (т. е. письменный, графический текст). Под культурным текстом понимается: образ жизни, соционормативные, хозяйственно-бытовые, эстетико-художе-ственные и прочие представления, практические навыки, верования, знания и т. д., а также предметная среда (жилище, орудия тру-да, домашняя утварь).

Итак, культура существует и развивается как живой организм, пока активно действует человек. Он – цель и средство, начало и результат ее функционирования. Человек создает, трансформирует, сохраняет, распространяет, потребляет материальные и духовные продукты культуры. Но он создает культуру не в одиночку: человеческая жизнь и деятельность по своей природе коллективны и потому предполагают взаимодействие между участниками (творцами) социального процесса. Начиная с воспроизводства рода и воспитания потомства, включая все формы совместных действий и кончая игрой, человек действует во взаимосвязях с другими людьми. Поэтому главным («генеральным») субъектом (творцом) культуры, как и самой истории и всей общественной жизни, выступает народ, творящий, хранящий, приумножающий все многообразие культурных ценностей. Но народ – это не безликая, застывшая однородная масса, а сложное социальное образование со своей организацией и иерархической структурой (половозрастной, поселенческой, имущественной, социально-профессионально-культурной и т. д.). В нем в ходе исторического процесса формируются различные социальные группы, слои, классы, которые в свою очередь выступают тоже субъектами в создании многообразных культурных феноменов, образующих в конечном итоге сложную целостную систему – культуру.

Структура культуры: субстанциональный и функциональный «блоки»

«Блок» субстанциональный

«Блок» функциональный

Слобода – пригородное селение.

Рассмотрение такого сложного и многообразного явления как культура, требует систематизации, обобщения материала, ее типологизации . Понятие «тип» (от греч. typos – отпечаток, образец для группы явлений) используется для обозначения совокупности явлений, процессов, объединенных на основе общности черт, свойств, признаков (критериев) культурных явлений. Это идеальная, абстрактная категория, но она в обобщенном, схематизированном виде указывает на существенные, повторяющиеся (типические) черты реальных культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Главное условие типологизации – единство критерия. Например, с точки зрения территориальной принадлежности можно выделить городскую, сельскую, слободскую культурную разновидности ; исходя из способа трансляции культурного опыта, навыков, знаний можно говорить о специализированной (профессиональной ) и неспециализированной (непрофессиональной ) культуре и т. д.

С точки зрения носителя – субъекта культуры можно получить разные структурные варианты.

По национально-этнической принадлежности – это:

– этническая,

– национальная,

мировая культура;

по социально-культурному критерию:

– народная,

– элитарная,

– массовая и многие другие варианты культуры.

В современном мире функционируют, параллельно сосуществуют различные типы культуры, имеющие своих носителей-субъектов, свои культурные тексты, отличительные черты. Это делает культуру неоднородной, разнообразной. В ее сложной структуре ученые выделяют и анализируют прежде всего главные типологические разновидности:

– народную культуру,

– элитарную,

– массовую.

Каждая из них характеризуется своими особенностями (культурными текстами, носителями и т. д.) и отличиями. Так, в следующей таблице обозначены различия носителей, в конечном итоге определяющие тот или иной тип культуры, его специфические черты.

Народная культура, ее субъект и

отличительные особенности

Народная культура на протяжении длительной истории человечества была и остается основой, фундаментом всей многообразной социокультурной системы, каждого сообщества на Земле, мировой цивилизации в целом. Народная культура (или традиционная , непрофессиональная , фольклорная ) является исторически первой «базовой » типологической разновидностью культурной деятельности людей. Она создается самим народом и передается из поколения в поколение в процессе совместной жизни и деятельности через традиции, устное предание и воспитание. Народ – ее великий творец, носитель и хранитель: он не только сила, создающая все материальные ценности, он единственный, неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них – историю культуры ().

Народная культура – феномен многогранный, многоаспектный. Она включает в свой состав (содержание) самые различные достижения и свершения:

§ народное миросозерцание и миропонимание (идеи, смыслы, представления, знания о природе, о мире в целом, о человеке и т. д.), ценностные ориентации и устремления;

§ уклад и образ жизни, прикладные эмпирические знания и умения в сфере материального производства;



Результат творчества обретает самостоятельное бытие и ориентацию на аудиторию (потребителей), которая разделяет творческие установки авторов и предъявляет особые требования к профессионализации, уровню мастерства, уникального авторского почерка, образного видения в искусстве, оригинальных подходов и решений в науке и технике. Это вызывает необходимость специального обучения в рамках художественно-эстетического, научного, технического, этико-правового, политического и пр. творчества. Авторская самобытность, искусность, талант всегда есть «штучный товар». Авторским становится творчество во всех видах деятельности, включая материальное производство, но в художественном творчестве: литературе, живописи, скульптуре, музыке и пр., оно особенно значимо.

Эзотерический (esoterikos - внут-ренний) тайный, скрытый.

Элитарная культура в узком смысле иногда понимается как субкультура: принципиально замкнутые области, направления, течения, ориентированные на узкий круг знатоков и сторонников с ярко выраженной ориентацией на эксперимент, новации. Это - результат специализации труда, расслоения общества. В этом случае элитарная культура – «суверенная», подчас противостоящая общенациональной культуре, в определенной мере изолированная от нее. Она проявляет себя в интеллектуальной (научной, философской, религиозной и пр.) и особенно художественной деятельности. Спектр такого рода направлений в искусстве достаточно широк: импрессионизм, абстракционизм , футуризм, кубизм и другие модернистские течения и пр. Она характеризуется относительной закрытостью, эзотеричностью, вырабатывает свои нормы, идеалы, язык, знаковые системы. Несмотря на их сущностные различия, есть основание говорить об общности идейно-эстетических позиций:

§ сложность языка, образность структур, инновационность;

§ индивидуализация и жесткость системы норм, ценностей, принимаемых данным направлением в качестве обязательных для «посвященных»;

§ усложнение социально-культурной, знаково-семантической системы, нарочито субъективный ее характер;

§ смысловая закрытость, обособленность элитарной культуры, ее «сакрализация» (освящение), «эзотеризация».

Внутри такого рода элитарной культуры, особенно ее художественных направлений, обозначилось противопоставление академического традиционализма и авангардизма (авангардизм - собирательное название для тенденций, отрицавших реализм, провозгласивших независимость искусства от действительности, бунт против традиций, разрушение их, неустанный поиск новых идей, технологий, смыслов – в науке, технике, искусстве и пр.).

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет обосновывает целесообразность такого рода течений тем, что искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. Художник «ставит целью дерзко деформировать реальность, разбить ее, разбить человеческий аспект, дегуманизировать ее» . Эти цели в той или иной мере реализуются в рамках модернистских направлений.

Перспективы элитарных направлений могут быть различны.

Ø Во-первых, возможна их демократизация через включение в более широкий социально-культурный контекст. Пример – сближение русской дворянской культуры с народной, давшей миру самобытное национальное искусство XIX века.

Ø Во-вторых, возможно замыкание в узком кругу единомышленников на почве творческих экспериментов, углубления в мир субъективных представлений, интуитивных прозрений и, в итоге, отрешение от жизненных реалий, от человека, например, сюрреализм (сверхреализм), супрематизм и пр.

Элитарная культура противоречива. В ней уживаются поиск нового и установка на сохранение уже известного. Протест против абсурда жизни выливается в противостояние достижениям прошлого, но при этом обогащает образно-содержательную канву, расширяет спектр выразительных средств, идеалов, представлений, идей, теорий.

Элитарная культура входит в разные сферы культурной практики, выполняя в ней разные функции (роли): информационно-познавательную, пополняя сокровищницу знаний, технических достижений, художественных новаций; социализационную, включая человека в мир культуры; нормативно-регулятивную и др. Но особая роль принадлежит культуротворчеству, функции самореализации, самоактуализации личности; в сфере эстетико-демонстрационной – представление образцов авторского творчества широкой публике. Авторство становится ценностью, и мастер стремится запечатлеть и сохранить собственное имя в своем творении.

Массовая культура, ее субъект и отличительные особенности

Массовая культура – порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи , связанная с формированием массового общества и массового производства и потребления. Не только техника, но экономические (частная собственность ), политические и социокультурные условия буржуазного общества стали почвой для ее формирования в конце XIX-XX вв. Это профессиональная культура, создаваемая профессионалами для масс. Ее понимают как «массовидный» способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид «культурной индустрии», производящий культурную продукцию, часто коммерческую, каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненную ему как своей цели, которая распространяется по каналам, включающим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации. Ее появление относят к концу XIX в. в США. Известный американский политолог и общественный деятель З. Бжезинский говорил: если Рим дал миру право, Англия – парламентскую деятельность, Франция – культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру.

Предпосылки и условия формирования массовой культуры

Ø Усиление урбанизации, научно-технического прогресса.

Ø Рост населения, концентрация его в относительно ограниченном пространстве - путь к массовизации общества.

Ø Развитие крупного механизированного и автоматизированного, постоянно совершенствующегося производства.

Ø Превращение коллективов работников в безличную, пассивную, управляемую массу.

Ø Появление коммерческого типа «культурной индустрии», ориентированной на получение прибыли, на коммерческий успех.



Миграция населения, стремительное изменение технологий СМИ, их широкое распространение привели к смешиванию культур, ценностей, эталонов и образов жизни. Для приспособления к новой, информационной разновидности культуры вырабатывается особый механизм, формируется способность массового, недифференцированного множества адаптироваться к изменившимся условиям. Этим механизмом стала массовая культура, которая возникает на определенной, достаточно высокой стадии развития общества, в особенности ступени информационной культуры .

Маркузе Г. (1 – нем.-америк. философ, социолог. Сотрудничал с русским центром при Гарвардском университете, занимался антифашистской пропагандой.

В настоящее время субъект массовой культуры утрачивает свою целостность и распадается на несколько составляющих – создателей, хранителей, трансляторов, потребителей.

Среди них:

а) властные структуры общества;

б) коммерческие звенья;

г) шоу-бизнесэлита;

д) сами потребители, которые не только потребляют, но и распространяют масскультуру.

Белл Д. (Bell ) (1919-) – американский социолог, специалист по теории и истории общественной мысли, политических течений.

В условиях усложнения социально-культурной жизни усложняются, дифференцируются все составляющие феномена массовой культуры. Раздробленным становится субъект-носитель масскульта, компоненты его составляющие, артефакты (артефакт - искусственно сделанный ). Создатели-профессионалы противостоят массе потребителей предлагаемой продукции, целенаправленно формируют эту массу, массового человека, массовое сознание . Они знают свое ремесло, цели и требования заказчиков, принимают их условия, ориентируются на них, при этом сами могут исповедовать другие ценности, например, элитарные .

В итоге они создают некие стандарты, образцы персонажей, удачливых в бизнесе, не стесненных моральными нормами при достижении коммерческих, карьерных и пр. целей, беспринципных головорезов, суперменов.

Массы (потребители) как недифференцированное множество не имеют организации, не принимают решений (Д. Белл). Это толпа, которая не рассуждает, а повинуется. Массовый человек, усредненный, обезличенный, не отличается от тысяч и миллионов других, становится потребителем массовой культуры и объектом манипуляции со стороны создателей-профессионалов и заказчиков . Приобретая черты стадности, унифицированности, шаблонности, он утрачивает свою индивидуальность и личную ответственность и погружается в предлагаемую, столь же аморфную, недифференцированную продукцию, усваивая предлагаемые ему эталоны и ценности. Человек становится не целью, а средством (песчинкой) в общей массе потребителей. «Одномерным человеком» называет его Г. Маркузе, считая порождением одномерного общества, следствием чего стало возрастание агрессии, которая отразилась в массовой культуре, где на первый план вышли эстетизация ужасного, страшного, сверхнасилия, порока.

Тексты массовой продукции ориентированы на «человека массы », среднего человека как своего адресата , что ведет к их упрощению, усреднению. Таковы, например, «попсовые» обработки классических музыкальных произведений (например, и др.), или превращение «Макбета» Шекспира в занимательный детектив, а романа Л. Толстого «Анна Каренина» в комикс. При этом происходит размывание личного авторства (деиндивидуализация), примитивизация языка, образного строя.

При усилении специализации знаний, усложнении творческой деятельности, знаковых систем не все достижения, ценности, смыслы, идеи элитарной, да и народной культуры доступны широкой аудитории. Их в упрощенном виде распространяет массовая культура. Тем самым она осуществляет связь между обыденным, повседневным и специализированным сознанием, став одним из средств, которые способствуют передаче идей, значений, необходимых правящей элите.

При этом появляется еще один весьма специфический для массовой культуры элемент – посредник-коммуникатор , использующий мощный арсенал технических средств. Это менеджеры, продюсеры и пр. Без них невозможно создание произведений, организация выставок, шоу, фестивалей, хотя, по словам французского эстетика Ш. Лало, «они лишь продают одних и покупают других, заботясь о непосредственной выгоде » , а также о постоянном стимулировании потребителя. Для этого происходит целенаправленное формирование его вкусов, запросов и создается культ разного рода идолов («звезд» кино, эстрады, спорта и пр.), культ вещей, образцов для подражания, которым поклоняются как богам или полубогам.

Таким образом, массовая культура находит свою нишу, становится одним из механизмов реализации нормативно-регулятивной, ценностно-ориентационной, социализационной функций. Это позволяет массовой культуре занять свою нишу и стать одним из механизмов управления массами, массовым сознанием. Она дает возможность массовому человеку, переводя сложные образцы, нормы на доступный ему язык, адаптироваться и ориентироваться в сложной социокультурной среде, усвоить предлагаемые ему эталоны, идеалы, способы поведения. Здесь на первый план выходит достижение коммерческого успеха, получение прибыли. На это «работает» установка поиска развлечений, создающая иллюзию преодоления чувства одиночества в условиях социально-культурного отчуждения, нацеленность на уход от действительности (эскейпизм ) посредством погружения в призрачный мир безоблачного счастья, материального достатка, разнообразия впечатлений и доступности любых предметов потребления.

Цель в этом случае – потреблять (консьюмеризм), не затрачивая особых интеллектуальных усилии, поэтому предлагаемые человеку образцы просты, даже примитивны, легко воспринимаемы. Так, «массовая культура воспитывает потребителя, убивая гражданина» .

В этом, по всей вероятности, причины хорошей приспособляемости масскульта к быстро меняющимся социокультурным условиям и причины его живучести.

Литература

Ашин теории элиты: критический очерк. М., 1985.

Бердяев России. М.- Харьков. 2000..

Громыко русской деревни. М., 1991

Громыко нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х в. М., 1986.

Гуревич культуры. М., 1994. Гл. 13.

Давыдов и элита. М., 1966.

Зоркая и тиражированное. М., 1981.

Козлова масс и вкус интеллектуалов // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

, Лазутин устное народное творчество. М., 1977

Костина культура как феномен постиндустриального общества. М., 2003.

Костина. М., 2008.

Кукаркин массовая культура (теории, идеи, разновидности, образы). М., 1985.

Культурология как общая теория культуры. М., 2002.

Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1998.

Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

Народная культура в современных условиях. М., 2000.

Некрасова искусство как часть культуры. М., 1983

Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.,1997.

Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1981.

Путилов и народная культура. СПб., 1994.

Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура. М. 2000.

Сапрыкин культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность. М., 2005.

Шестаков ХХ века. М., 1988.

Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.

Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуры античного Рима. М., 1993. С. 17, 28.

См.: Морфология культуры // Культурология. Энциклопедия. ХХ век. Т. II. М., 1998. С. 64.

Судьба России. М., 2000. С. 582-583.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1981. С. 222, 233.

Цит. по.: Кукаркин А. В. «Буржуазная массовая культура. М., 1978. С. 70.

Мифология XX века. М., 1988. С. 33.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Элитарная (высокая) и народная (низовая) культура. Авторство и анонимность, новаторство и традиционность. Массовая культура как феномен ХХ века. Предпосылки появления массовой культуры. Современные формы массовой культуры, ее механизмы и принципы. Культурологические концепции массового общества: апологетическая (Т. Парсонс, Л. Уайт) и социально-критическая (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, М. Маклюэн. Э. Фромм). Масскульт как пародия на высокую культуру (Д. Макдональд). Формы массовой культуры: массовое искусство, средства массовой информации, массовая социальная мифология, массовые политические движения, "индустрия детства". Потребность в массовом зрелище как антропологическая данность. Масса и толпа, масса и элита.

Элитарная культура. Культура элиты: глубина, утонченность, рафинированность, узкая специализация, творчество, уникальность, неповторимость, разобщенность, индивидуализм, непонимание и нежелание услышать другого. Проблема имиджа. Идеология "искусства для искусства". Элитарная культура и классическое искусство. Кич как потеря вкуса и как массовое искусство для избранных.

Элитарная , или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

Элитарная культура.

Субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях - фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры. В этом отношении Э.к. - характерно маргинальный феномен в рамках любого истор. или нац. типа культуры и всегда - вторична, производна по отношению к культуре большинства.

В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные - элементы элитарной концепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).

В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных трудах элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.

Совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни.

Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве». Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности.

Эта культура принципиально обращается только к элите. Она не стремится к тому, чтобы быть понятой всеми: она замкнута, герметична, доступна лишь незаурядным людям. У массы излюбленным является такое искусство, в центре внимания которого находится человек и его страсти.

Долгое время особенности элитарной культуры рассматривались "от противного", точкой отсчета была массовая культура. Унифицированности и тривиальности последней элитарная культура противопоставляет оригинальность и индивидуальность в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных кодов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д.

Но главное отличие элитарной культуры от массовой состоит в том, что истинно творческой является культура элитарная: именно здесь создаются новые культурные формы и определяются пути дальнейшего развития. Знаменитый "Улисс" Дж.Джойса, произведения Г.Гессе и Х.Л.Борхеса, французский "новый роман"; картины П.Пикассо, К.Малевича, В.Кандинского; фильмы А.Тарковского, А.Сокурова, Дж.Джармуша, П.Гринуэя; музыка Дж.Кейджа и Э.Денисова являются тому примером.

В элитарной составляющей культуры происходит апробация того, что, спустя годы, станет общедоступной классикой, а возможно и перейдет в разряд тривиального искусства (к которому исследователи относят так называемую "поп-классику" - "Танец маленьких лебедей" П.Чайковского, "Времена года" А.Вивальди, например, или еще какое-нибудь чрезмерно растиражированное произведение искусства). Время стирает границы между массовой и элитарной культурами. То новое в искусстве, что сегодня является уделом немногих, через столетие будет понятно уже значительно большему числу реципиентов, а еще позже может стать в культуре общим местом.

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры - фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков:
примитивизацией отношений между людьми;
развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;
натуралистическим смакованием насилия и секса;
культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;
культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные специфические признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес - основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры - “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор - ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.



Массовая культура

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура - сленговое название массовой культуры, а китч - ее разновидность.

Экранная культура - вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.).

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры:

Доминирующая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура - вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство.

Основные направления искусства:

ü Музыка,

ü Живопись, скульптура,

ü Архитектура,

ü Литература и фольклор,

ü Театр и кино,

ü Спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи - цвет, в музыке - звук, в скульптуре - объемно-пространственные формы.

Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ).

СМИ - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.