Музыкальный образ в музыке франца шуберта. "музыкальный образ в произведении франца шуберта" Музыкальные образы песен шуберта

Создавал на протяжении всей жизни. В его наследии насчитывается более шестисот сольных песен. Конечно, все они далеко не равноценны. Не раз Шуберт, бесконечно деликатный, писал музыку на мало вдохновлявшие его тексты, которые принадлежали собратьям по искусству или были рекомендованы друзьями и просто знакомыми. Это отнюдь не значит, что он относился небрежно к отбору стихотворных текстов. Шуберт необычайно чутко воспринимал красоту во всех ее проявлениях, будь то природа или искусство; о том, как воспламеняли его творческий дух образы настоящей высокой поэзии, существует немало свидетельств современников.

В поэтических текстах Шуберт искал отзвуки мыслей, чувств, переполнявших его самого. Особенно он обращал внимание на музыкальность стиха. Поэт Грильпарцер говорил, что стихи друга Шуберта Майрхофера, «всегда похожи на текст к музыке», а Вильгельм Мюллер, на чьи слова написаны шубертовские песенные циклы, сам предназначал свои стихи для пения.

В историю вокальной лирики Шуберт вошел с песнями Гёте, закончил свою короткую жизнь песнями на слова Гейне. Самое совершенное, что создал Шуберт в период ранней зрелости, вдохновлено поэзией Гёте. По словам Шпауна, обращенным к поэту, гётевским «прекрасным творениям он (Шуберт. - В. Г. ) обязан не только возникновением большей части своих произведений, но в значительной степени и тем, что он стал певцом немецких песен».

Ведущее место в шубертовских песнях принадлежит вокальной мелодии. В ней отразилось новое романтическое отношение к синтезу поэзии и музыки, при котором они как бы меняются ролями: слово «поет», а мелодия «говорит». Шуберт, тонко соединяя интонации распевные, песенные с декламационными, речевыми (отзвуки оперных влияний), создает новый род выразительной вокальной мелодики, который становится главенствующим в музыке XIX века. Он получает дальнейшее развитие в вокальной лирике Шумана, затем Брамса, одновременно захватывает сферу инструментальной музыки, заново трансформируясь в творчестве Шопена. Шуберт в своих вокальных произведениях не стремится следовать за каждым словом, не ищет полного совпадения, адекватности слова и звука. Тем не менее его мелодии способны реагировать на разные повороты текста, оттеняя его нюансы.

Несмотря на «привилегии», которыми наделена вокальная партия, роль аккомпанемента чрезвычайно значительна. Фортепианную партию Шуберт трактует как могучий фактор художественной характеристики, как элемент, обладающий своим «секретом» выразительности, без которого невозможно существование художественного целого.

(Шуберта не раз упрекали за, якобы, непреодолимые трудности аккомпанемента. На современном уровне пианизма такие упреки кажутся необоснованными, хотя сопровождение «Лесного царя » и сейчас требует виртуозного владения фортепианной техникой. Шуберт считался прежде всего с требованиями, выдвигаемыми конкретной художественной задачей, хотя не исключал иногда возможности и более облегченного варианта. Ко многому обязывали скромные исполнительские возможности любителей музыки, которым преимущественно адресовался тогда композитор песенно-романсного жанра. Часто издатели с целью большего распространения и доступности поручали перекладывать фортепианный аккомпанемент для гитары. Да и самому Шуберту принадлежат некоторые вокальные произведения с сопровождением этого инструмента, широко бытующего в кругу любителей.)

Шуберту всегда было присуще тонкое чувство формы, порождаемой характером, движением музыкально-поэтического образа. Он часто пользуется песенной куплетной формой, но в каждом конкретном случае нередко вводит изменения, иногда существенные, иногда еле уловимые, что делает замкнутую, «стоячую» форму эластичной и подвижной. Наряду с разнообразно претворенной, часто варьированной куплетностью, у Шуберта есть и песни-монологи, песни-сцены, где цельность формы достигается сквозным драматическим развитием. Но даже и в сложно разработанных формах для Шуберта типична симметричность, пластичность, завершенность.

Найденные Шубертом новые принципы вокальной мелодики, фортепианной партии, песенных жанров и форм легли в основу дальнейшего развития, стимулировали всю дальнейшую эволюцию вокальной лирики.

Первый сборник из шестнадцати песен, который в 1816 году друзья Шуберта предполагали послать поэту, содержал уже такие совершенные произведения, как «Гретхен за прялкой », «Полевая розочка », «Лесной царь », «Жалоба пастуха». Немало прекрасных песен на стихи Гете не вошли в эту первую тетрадь. Безыскусственность народной песни и изысканную простоту, пластичность и емкость художественных образов гётевской поэзии бесконечно умножает красота шубертовской музыки. Тем не менее каждая из созданных Шубертом песен обладает собственной концепцией. Музыкальные образы, вдохновленные поэзией Гёте, живут уже своей самостоятельной жизнью, независимо от их первоисточника.

Песни на стихи Гёте показывают, с какой чуткостью проникал Шуберт в сокровенный смысл поэтических образов, как разнообразны и индивидуальны его музыкальные приемы и средства воплощения. Уже в раннем творчестве наряду с балладой, драматической песней или просто куплетной песенкой встречаются произведения, представляющие новую разновидность вокальной лирики. Имеются в виду песни арфиста на стихи Гете из «Вильгельма Мейстера» - «Кто со слезами хлеб не ел», «Кто одиноким хочет быть». Скорбная мудрость, вложенная в уста бродячего музыканта, насытила образы шубертовских песен значительностью философской лирики. Шуберт выступает здесь как провозвестник нового музыкального жанра - элегии.

Особое место в вокальной лирике Шуберта принадлежит песенным циклам.

Его предшественником в этом новом виде вокальной музыки был Бетховен . В 1816 году появились песни Бетховена «К далекой возлюбленной». Желание показать разные моменты душевных переживаний одного человека подсказало форму песенного цикла, в котором несколько законченных песен объединяет общность замысла.

Развитие и утверждение циклических форм - явление симптоматичное для романтического искусства с его тягой к самовысказыванию, автобиографичности. В литературе и поэзии конца XVIII и особенно первой трети XIX века появляются лирические повести, имеющие характер дневниковых записей, большие стихотворные циклы. В романтической музыке возникают песенные циклы; их расцвет связан с творчеством Шуберта и Шумана.

Стихотворные циклы Вильгельма Мюллера для Шуберта, Генриха Гейне для Шумана были и творческим стимулом и поэтической основой. Из поэзии заимствуются самые принципы формообразования романтического цикла - наличие и развитие сюжетной линии. Этапы развертывания сюжета раскрываются в последовательно сменяющихся песнях, передающих мысли одного героя. Повествуя обычно от первого лица, автор вносит в такие произведения значительный элемент автобиографичности. Так же, как и в литературе, циклы приобретают характер исповеди, дневника, «романа в песнях».

Два цикла песен Шуберта - «Прекрасная мельничиха » и «Зимний путь » - новая страница в истории вокальных жанров.

Между ними есть непосредственная и тесная связи. Стихотворный текст принадлежит одному поэту - Вильгельму Мюллеру. В обоих случаях «действует» одно лицо - скиталец, странник; он ищет в жизнн счастья и любви, но постоянное непонимание, человеческая разобщенность обрекают его на горе и одиночество. В «Прекрасной мельничихе» герой произведения - юноша, бодро и радостно вступающий в жизнь. В «Зимнем пути» - это уже надломленный, разочарованный человек, у которого все в прошлом. В обоих циклах жизнь и переживания человека тесно сплетены с жизнью природы. Первый цикл развертывается на фоне весенней природы, второй - сурового зимнего пейзажа. Молодость с ее надеждами, иллюзиями отождествляется с цветущей весной, душевная опустошенность, холод одиночества - со скованной снегами зимней природой.

Последний сборник шубертовских песен был составлен и издан друзьями композитора после его смерти. Полагая, что найденные в наследии Шуберта песни были написаны им незадолго до смерти, друзья назвали этот сборник «Лебединой песней ». Туда вошли семь песен на слова Рельштаба, из которых самую широкую популярность приобрели «Вечерняя серенада» и «Приют»; шесть песен на слова Гейне: «Атлас», «Ее портрет», «Рыбачка», «Город», «У моря», «Двойник» и одна песня на слова Зейдля - «Голубиная почта».

Песни на слова Генриха Гейне - вершина эволюции шубертовской вокальной лирики и во многом отправной момент последующего развития песенно-романсного жанра.

Тематика и музыкальные образы, композиционные принципы, средства выразительности, известные по лучшим песням «Зимнего пути», кристаллизуются в песнях на слова Гейне. Это уже свободно построенные драматические вокальные миниатюры, сквозное развитие которых сосредоточено на углубленной передаче психологического состояния.

Каждая из шести гейновских песен - несравненное художественное произведение, ярко индивидуальное и интересное многими подробностями. Но «Двойник » - одно из последних вокальных сочинений Шуберта - обобщает его искания в области новых вокальных жанров.

Тема урока: « Образы песен зарубежных композиторов. Ф. Шуберт»

Проблемный вопрос: В чем современность музыки Ф. Шуберта?

Цель урока:

познакомиться с песенным творчеством австрийского композитора-романтика Ф. Шуберта в записи великих певцов разных стран мира, сумевшими передать в своем исполнении всю новизну и прелесть жанра песни Ф. Шуберта.

Музыкальный и видео материал:

Ф. Шуберт «Форель».

Ф. Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

«Санта Лючия» Ф. Шуберт. Р. Лоретти.

«Аве Мария» Ф. Шуберт. А. Каллас.

«Серенада». Ф. Шуберт. И. Архипова.

Изобразительный материал: «Рыбаки» А. Гийомена.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

Письменная работа по карточкам

III . Введение в тему урока.

Тот без крыльев на земле живет:

Кажется, что это небо дышит,

Кажется, что даль тебя зовет… В. Семернин

2. Звучит «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти.

Санта Лючия (итал. Santa Lucia) - популярная народная неаполитанская песня. Была опубликована Теодоро Коттрау (1827-1879) в 1849 году. Текст песни описывает красочное прибрежное местечко Санта Лючия недалеко от восточного побережья, примерно в 200 км находится городок Санта Лючия (Santa Lucia) с одноименным озером (ЮАР) Спасшийся после кораблекрушения португальский моряк Мануэл Перестелу добрался до озера и назвал его этим красивым именем. Сейчас территория вокруг Санта Лючии является одновременно парком и центром развлечений. глубиной – не более полтора метра и длиной восемьдесят пять километров - находится под охраной ЮНЕСКО и включает в себя пять различных экосистем. В озере в естественной среде живут более тысячи бегемотов, и несколько тысяч крокодилов. Берега озера – сплошные заповедные субтропические леса с множеством диких животных и птиц.
В Санта Лючии рассказывают про поверие: Адам и Ева, как всем нам известно, согрешили в раю, после этого они пришли к Богу с повинной, и он их изгнал из рая на землю. Потом образовалось человечество, ну, дальше Вы знаете. Но сам Бог очень пожалел об этом, он скучал по людям и готов был их принять назад, и только его гордость не дала этого сделать. И тогда он сказал так: «Я создам рай на земле и назову его Санта Лючия. Как бы ни согрешили люди в этом райском месте, им все будет прощено. А все хорошее будет трижды благословимо!»
Тут действительно райское место!

Было время, когда в нашей стране почти изо всех открытых окон слышны были «O sole mio», «Джамайка» и другие известные песни в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти . Он начал петь чуть ли не с самого рождения, что для Италии не так уж и необычно. В этой стране поют все, и у большинства итальянцев красивые сильные голоса. Ребенка же ждало другое будущее, и его голос был не просто красивым и сильным. Он был уникальным. Поэтому уже в шесть лет мальчик стал солистом церковного хора, а в восемь – пел в хоре Римского оперного театра.

Предлагаю вам мысленно перенестись в Италию. Что вы знаете об этой стране? Чем она прославилась? (Исторические памятники, композиторы, певцы, появление оперы.)

IV . Работа по теме урока.

1. Поэзия - звучащее искусство. Публичное чтение стихов в салонах, гостиных и просто в интимном быту составляет ее живое существование. Мода на чтение стихов в салоне рождает особый жанр: декламация под музыкальное сопровождение фортепиано получает наименование мелодекламация.

В 17 веке особой популярностью пользуется такой жанр как песня.

Что такое песня?

2. Сообщение темы урока

Первым и самым плодовитым романтическим композитором в жанре песни является Франц Шуберт. Песня как жанр занимает ведущее место в его творчестве. За свою короткую жизнь (1797-1828) он написал более 600 песен, что сказалось на распространении этого жанра в Европе. Его песни - это небольшие сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент аккомпанировал, а иногда иллюстрировал смысл слов. Шуберт использовал в своих песнях тексты около сотни поэтов. Его жизнь всегда была тяжелой, его музыка всегда была светлой и радостной. Значительное место в песенном творчестве Шуберта занимают образы природы, находя отражение и в инструментальных сочинениях.

И это становится манифестом композиторов-романтиков, раскрывающих порывы души через метафоры пейзажей, цветов, природных стихий.

3. уберта о его песнях.

«Я пел песни и пел их много, много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел о страдании – оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу».

4. Слушание

Фрагмент «Ave Maria» Ф. Шуберта в исполнении М. Каллас;

Фрагмент «Серенады» Ф. Шуберта в исполнении И. Архиповой

5. Слушание песни «Форель».

6. Вопросы к учащимся:

Какой образ запечатлён в песне «Форель»? (Легкий, веселый, беззаботный , игривый.)

Какую картину помогает нарисовать сопровождение? (Плескание воды, движение воды, движение рыбки.)

7. Восприятие картины А. Гийомена «Рыбаки».

Французский живописец-импрессионист Арман Гийомен по специальности был торговым агентом и с 1860 работал в железнодорожной компании "Париж-Орлеан". Однако любовь к живописи привела его в Академию Сюиса в Париже. Там он встретился с К. Писсарро и П. Сезанном, благодаря которым научился работать на пленэре. Художник любил писать на Атлантическом побережье Франции, Лазурном берегу. В отличие от многих импрессионистов Гийомен работал широкими кистями, использовал интенсивные, яркие цвета, которыми покрывал большие плоскости. Он работал преимущественно в жанре пейзажа. Представленная картина экспонировалась впервые в 1886 и относится к зрелым работам художника, когда он, очарованный пленэрной живописью, создал лучшие свои произведения. Другие известные произведения: "Сена". 1867-1868выставлялись в Эрмитаже Санкт-Петербурга; "Пейзаж с руинами". 1897 в ГМИИ им. в г. Москва…

8. Беседа на выявление особенности воплощения музыкального и художественного образа.

Сравните эту песню с картиной «Рыбаки» А. Гийомена. Есть в них что-либо сходное? (содержание….)

Что можно сказать об их выразительности? (красочные, в мажорном ладу…)

Какое чувство и настроение выражены в картине, а какое - в песне? (В картине выражено напряжение, ожидание, предвкушение чего-то …; в песне - радость, кокетливость, игривость, счастье…)

4. Слушание «Фореллен – квинтет» Ф. Шуберта

Каким изменениям подвергся музыкальный образ песни? (меняется настроение, характер…)

V . Итог урока.

Понравилась ли вам музыка Ф. Шуберта?

Что способствовало распространению песенного жанра в Европе? (уберта.)

Какое место в творчестве Ф. Шуберта занимает песня? (Ведущее, главное.)

Что отличает песни Ф. Шуберта? (Это небольшие сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент аккомпанировал, а иногда иллюстрировал смысл слов.)

В чем современность музыки Ф. Шуберта? (современный человек способен любоваться природой, окружающей жизнью, переживать чувство прекрасного)

Какую роль в вашей жизни она может сыграть? (Может открыть нам красоту мира и чувств)

Что больше всего запомнилось? Что заинтересовало? (музыка Ф. Шуберта, бельканто)

VII . Д/З

Задание

Мини-проект «Песенное творчество Ф. Шуберта».

Список использованной литературы :

Уроки музыки. Поурочные разработки 5-6 классы (, «Просвещение», 2013)

Творческая тетрадь «Музыка», 6 класс (, «Просвещение», 2012)

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Музыкальный материал:

1. Фонохрестоматия для 6 класса (,)

2. http://www. /track/robertino-loretti/mp3/santa-lucia/ - «Санта Лючия» Робертино Лоретти

3. http:///search/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%81%20ave%20maria – Мария Каллас, «Ave Maria» Ф. Шуберта

4. http:///search/%D0%A8%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82%20%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B0 – «Серенада» Ф. Шуберта, И. Архипова

Источники заимствования картинок:

1. http:///p/w1280h1024/28/fea2/d1e345d7fc0d8fd6c5a842b326bd13cf. jpg

–портрет Ф. Шуберта

2. http://i1.2photo. ru/k/b/384032.jpg - фон слайда

3. http://sr. gallerix. ru/1284574174/G/1112689204/ - картина «Рыбаки» А. Гийомена

4. http://www. wallpapersdb. org/wallpapers/world/village_1920x1440.jpg - фон слайда

5. http:///zemlya-i-nedvijimost/zemlya-i-nedvijimost-v-mire/37-nedvizhimost-v-italii. html –Колизей

6. http://img. mota. ru/upload/wallpapers/2011/10/05/10/05/27885/mota_ru_1100515-crop. jpg - Италия

7. http://www. /source/images/articles/406.jpg - Италия

8. http://planetaa. org/images/Kultyra/11610000.jpg - Италия

9. http://everytour. ro/poze/oferte/opera_scala8591.jpg - Миланский театр

10. http://www. /article/the-opening-of-the-bolshoi-theater/5.jpg?5245997148256952516 – Большой театр

Дополнительный материал:

1.http://www. /watch? v=ZG2chV_cNxI – видео «Фореллен-квинтет» Ф. Шуберта

Старинной песни мир - коричневый, зелёный,
Не только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
(О. Мандельштам)
Как известно, для того, чтобы музыка жила, необходимы три действующих лица - композитор, исполнитель и слушатель. Композитор вкладывает свои чувства и мысли в нотную запись. Исполнитель стремится наиболее точно передать всё зашифрованное в нотах и неизбежно добавляет что-то своё. Для внимательного слушателя общение с прекрасной музыкой может стать шагом к открытию чего-то нового в себе и в окружающем мире.Сегодня мы познакомимся с выдающимися образцами композиторского и исполнительского мастерства. Стать выдающимися слушателями предстоит вам. Это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Нужно просто сосредоточиться и постараться понять, что скрывается за музыкальным образом.
Послушайте песню
австрийского композитора Франца Шуберта "Двойник" в исполнении великого русского певца Фёдора Ивановича Шаляпина."Ноты - это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор," - так говорил Ф. И. Шаляпин, стремившийся добиться наибольшей правды в своём исполнении. "Только правдивое - прекрасно," - ещё одна фраза знаменитого певца.
___________________________________________________________________________________________________________________________________

Творчество Франца Шуберта

способствовало распространению песенного жанра в Европе. Песни Шуберта - это небольшие музыкальные сцены с определённым сюжетом. Аккомпанемент как бы комментирует, иногда иллюстрирует содержание.

Большую часть своих произведений Шуберт написал для венских обществ любителей музыки, для встреч с друзьями, которые он называл "шубертиадами".

М. фон Швинд. Шубертовский вечер (Шуберт за фортепиано).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особой разновидностью песни является баллада .
Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. В музыкальной балладе повествовательный характер сочетается с картинностью изображения, драматичностью выражения чувств. Нередко повествование строится на сопоставлении контрастных образов при непрерывном развитии музыки. Одно из самых знаменитых произведений композитора - баллада "Лесной царь" на стихи И. В. Гёте.
Шуберт сочинил её, когда ему было 18 лет. Вот как один из друзей композитора рассказывал о процессе сочинения произведения:
"Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке "Лесного царя". Он прошёлся с книжкой несколько раз
взад и вперёд по комнате , внезапно сел - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге".
Послушайте балладу "Лесной царь". Обратите внимание на то, как сочетаются мелодия и сопровождение, на изобразительность и выразительность аккомпанемента.

ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
И. В. Гёте. перевод В. А. Жуковского

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" -
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой". -
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит". -
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей". -
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой". -
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.



__________________________________________________________________________________________________________________________________
Жанр баллады живёт и в наше время. Примером современной баллады можно назвать песню О. Фельцмана на слова Р. Рождественского "Огромное небо" ,
в которой описывается случай, реально произошедший с нашими пилотами, служившими в Германии.
____________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание.
1.Какой композитор считается создателем жанра вокальной баллады?
2.Какая из двух картин в приложении наиболее созвучна балладе "Лесной царь"?
3. Почему песню "Огромное небо" можно назвать балладой?
4*.Назовите хотя бы один адрес в Санкт-Петербурге, связанный с именем Ф. И. Шаляпина.

Слайд 2

Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта

  • Слайд 3

    1. Кто такой Франц Шуберт? 2. Когда и где родился Шуберт? 3. Кем были родители Шуберта? 4. Где Шуберт получил музыкальное образование? 5. Во сколько лет Шуберта приняли в придворную капеллу? 6. Во сколько лет Шуберт начал сочинять? 7. Какие произведения получили наибольшую известность при жизни Шуберта? 8. Сколько песен написал Ф. Шуберт? 9. Какую роль в песнях Шуберта играет фортепианное сопровождение? 10. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? 11. Каким человеком был Шуберт? 12. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? 13. Какого композитора Шуберт боготворил? 14. Представителем какого музыкального направления был Шуберт? 15. Когда к Шуберту пришел настоящий успех? 16. Сколько лет прожил Шуберт?

    Слайд 4

    В возрасте одиннадцати лет В церковно-певческой школе - конвикте Школьный учитель и дочь слесаря 31 января 1797 г. в Австрии Австрийский композитор

    Слайд 5

    Песни исполнял певец Михаэль Фогль Фортепианное сопровождение носит изобразительный характер, участвует в создании музыкального образа Написал около 600 песен Жанр песни В возрасте тринадцати лет

    Слайд 6

    Всего 31 год Незадолго до смерти Представитель музыкального романтизма Людвига ван Бетховена «Шубертиады» Застенчивый, сдержанный, избегал похвалы

    Слайд 7

    Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта

    Какие чувства выражает музыка? Какой образ передал в своей музыке композитор? - Кто исполняет это музыкальное произведение?

    Слайд 8

    ПЕСНЯ – БАЛЛАДА - сольное музыкальное произведение повествовательного характера с элементами фантастики

    Слайд 9

    Музыкальный образ в произведении Франца Шуберта

    Реальное в балладе сочетается с фантастическим Описываемое событие часто носит драматический характер В балладе большую роль играют пейзаж и диалог Особенно важны в балладе чувства автора, эмоциональный настрой, которые передаются слушателю Баллада отличается пристрастием к чудесам, ужасному, к тому, что неподвластно логике и разуму

    Слайд 10

    Слайд 11

    Каким образом Шуберт смог передать трагедию, боль и крик человеческой души? - Как происходит развитие сюжета в балладе? - Какую роль в произведении играет фортепиано?

    Слайд 12

    И. В. Гёте В. А. Жуковский

    Слайд 13

    « Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой несколько раз взад и вперед по комнате, внезапно сел, и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

    Слайд 14

    7. Какой характер имеет баллада в целом? А). Тихий и спокойный Б). Взволнованный и тревожный В). Веселый и озорной 6. Какого персонажа характеризует плавная, закругленная, певучая мелодия? А). Отца Б). Сына В). Лесного царя 5. Как звучит речь автора, отца и сына? А). Взволнованно Б). Завлекательно В). Вкрадчиво 7. Какие образы повлияли на построение всего музыкального произведения? А). Любовь и ненависть Б). Жизнь и смерть В). Война и мир 6. Что в музыкальном сопровождении баллады помогает вам прочувствовать драматический образ? А). Пунктирный ритм Б). Ритм марша В). Ритм бешеной скачки 5. Речь какого персонажа баллады звучит ласково, вкрадчиво, мягко, завлекательно? А). Отца Б). Лесного царя В). Сына 4. Сколько характеров в песне-балладе «Лесной царь»? А). 4 Б). 5 В). 6 4. Какой образ в песне-балладе «Лесной царь»? А). Лирический Б). Драматический В). Эпический 3. Кто автор немецкого текста баллады? А). Шиллер Б). Гёте В). Шекспир 3. Кто сделал лучший перевод баллады? А). Пушкин Б). Лермонтов В). Жуковский 2. Сколько песен написал Ф. Шуберт? А). 600 Б). 500 В). 400 2. Во сколько лет Ф. Шуберт написал «Лесного царя»? А). 28 Б). 23 В). 18 В какой стране родился Франц Шуберт? А). Франция Б). Италия В). Австрия Сколько лет прожил Франц Шуберт? А). 27 Б). 31 В). 37

    Франц Шуберт. Песни и танцы

    Австрийский композитор Франц Шуберт, современник Моцарта и Бетховена, Шуберт прожил очень мало – всего 31 год. Но зато его наследие огромно. За свою короткую и притом нелёгкую жизнь Шуберт успел создать более тысячи произведений и в них одарил человечество настоящими россыпями музыкальных драгоценностей.

    Это прежде всего его песни для голоса с фортепиано, которых он написал более шести сотен, подняв жанр на небывалую художественную высоту. Много шедевров и среди других его произведений - симфоний, фортепианных сонат и пьес, камерных инструментальных ансамблей.

    Однако самыми популярными его сочинениями остаются песни и фортепианные пьесы. Никто из юных музыкантов не прошёл мимо вальсов или других его танцев для фортепиано.

    Очень жаль, что композитор прожил такую недолгую жизнь. Но и то, как он её прожил, заставляет говорить о настоящем творческом подвиге.

    Юный Франц Шуберт ещё в школьные годы начал сочинять музыку, причём он делал это настолько профессионально, что это вызывало у его отца тревогу. Отец Шуберта хорошо знал, как труден был путь музыкантов, даже всемирно признанных, таких, как Моцарт и Бетховен. Отец хотел уберечь своего сына от подобной участи, и его усилия вылились в серьёзную ссору с сыном, в результате чего юный Шуберт был вынужден уйти из дома.

    В течении всей жизни композитор не имел своего собственного угла. Он проживал то у одного из своих приятелей, то у другого. Большей частью он жил в столице Австрии – городе Вене. И венцы узнали и полюбили его музыку. Главным образом его песни. Секрет их выразительности заключался в близости к народным – австрийским, венгерским, славянским.

    Песни занимали в творчестве Шуберта главное место. Интересно отметить, что в своих произведениях Шуберт выводит нового героя – простого скромного человека, который рассказывает с помощью музыки о своих маленьких жизненных событиях, об эпизодах счастья или страданий. Словом, песни Шуберта повествуют о том, с чем в жизни обычно сталкивается каждый человек.

    Часто единственным другом героя Шуберта становится природа. Природе он поверяет свои мысли, надежды и печали. Поэтому в песнях присутствуют образы ручейка, леса, цветов, птиц, ночного простора. Эти художественные образы окружают героя песен, разделяют его странствия, радости и горести.

    Одна из песен называется «В путь». Эта песня открывает целый музыкальный цикл Шуберта под названием «Прекрасная мельничиха». Юноша-мельник отправляется в путь на поиски счастья. Это рассказ о первой встрече на пути странника – встрече радостной, созвучной его настроению.

    Музыкальное сопровождение песни «В путь» рисует игру воды в ласковом и приветливом ручейке. Водяная мельница с крутящимися колёсами, бегущей водой создаёт образ весёлого движения. Простая бесхитростная мелодия очень хорошо передаёт радостное настроение мельника.

    Песня Шуберта «Форель» - одна из самых популярных его произведений. В песне говорится о том, как поэт наблюдает за игрой весёлой серебристой рыбки в горном ручье. Но рыбак, ловящий рыбу, чтобы поймать её, замутил воду в ручье, и бедняжка форель попалась на его удочку. Поэт сострадает бедной рыбке, описывая злорадство рыбака: «Он взял её с улыбкой, я волю дал слезам». Мелодия песни звучит на фоне быстрых скользящих вверх фраз, напоминающих всплески воды.

    Вечная материальная необеспеченность и беспрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Однако никто из его друзей не отмечал, чтобы Шуберт впадал в мрачное настроение. Маленького роста, плотный, коренастый и близорукий, Шуберт превращал встречи с друзьями в настоящие музыкальные праздники, которые даже прозвали «шубертиадами». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, на глазах у публики сочиняя свои замечательные вальсы.

    Но вместе с тем композитор был большим тружеником. Он много работал, систематически, изо дня в день. Сам он так и говорил: «Я сочиняю каждое утро. Когда кончаю одну пьесу, я начинаю другую». Были дни, когда он сочинял до десяти песен в день!

    Также Шуберт мог к одним и тем же словам написать по нескольку различных мелодий. Так, к одному варианту текста он однажды сочинил семь различных мелодий. Музыкальные мысли посещали его даже во время сна. Тогда он просыпался и стремился скорее их записать. Поэтому он даже спал в очках! А друзья старались помогать ему в покупке нотной бумаги.

    Настоящей жемчужиной вокальной лирики является «Серенада» Ф. Шуберта. Песни под названием серенада обычно исполнялись влюблёнными юношами под окнами у возлюбленных. Пелись они в вечернее или ночное время. Исполнители серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине. Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Её мелодия льётся плавно и неторопливо, а написана она в мягком ритме вальса. Фортепианное сопровождение серенады напоминает нам звучание гитары.

    «Ave, Maria» - одно из самых светлых и лирических вокальных произведений Ф. Шуберта. Неземная красота этой музыки сделала молитву Деве Марии наиболее популярным религиозным сочинением Шуберта. «Ave Maria» - начальные слова католической молитвы, обращённой к Святой Деве Марии, которую у нас называют Богородицей.

    Текст для этой песни Шуберт взял из поэмы «Дева озера» английского писателя Вальтера Скотта - автора «Айвенго» и многих других увлекательных романов. В поэме, действие которой происходит в XVI веке, это слова песни, которую поёт юная девушка Эллен. Вместе с отцом, храбрым воином, оклеветанным перед королём Шотландии и изгнанным им, и верным старым бардом она скрывается в глухих дебрях - краю диких скал, мрачных лесов и хрустальных озёр. (В средневековой Шотландии бардами называли странствующих поэтов-певцов.) В своей песне, которой бард аккомпанирует на арфе, Эллен обращается к Деве Марии, прося защиты от жестоких преследователей.

    Песня Шуберта пленяет красотой своей плавной мелодии, сочетающей лирическую выразительность, женственность и возвышенность настроения.

    Музыкальный момент - это небольшая инструментальная пьеса, в которой могут быть выражены разные переживания человека: лёгкая грусть и грусть-скорбь, взволнованность и тревога. Впервые в музыке это название - музыкальный момент - появилось у Франца Шуберта.

    Исключительной популярностью пользуется «Музыкальный момент» фа минор. Он представляет собой один из немногих образцов лирически опоэтизированного чешского народного танца - польки. Лет через десять после возникновения этой очаровательной небольшой пьесы Шуберта полька стала приобретать широкую известность во многих странах Европы, включая Россию, как развесёлый бальный танец с характерной задорной припрыжкой. Под музыку же Шуберта может танцевать, пожалуй, кто-то юный - и грациозный, и застенчивый, лишь робко обнаруживающий свою ласковую, иногда чуть лукавую игривость.

    Пьеса звучит то с нежной грустью, то шутливо, то ярко, решительно, игриво, то очень хрупко и легко. В этой музыке много украшений (мелких, лёгких звуков), которые придают ей утончённость и изысканность, делают её очень красивой. Этой пьесой любуешься как драгоценной, тонко и с мастерством сделанной вещью, хочется рассматривать в ней каждый узор и завиток, следить, как она искрится и переливается.

    Город Вена, в котором жил композитор, всегда славился вальсами. Такие танцевальные пьесы сочинял и сам Шуберт. Обычно их мелодии возникали у него на вечерах «шубертиадах», на балах или загородных прогулках. Там он импровизировал, сопровождая танцы или просто радуя своей игрой друзей. Жаль, что не все свои музыкальные пьесы он успевал записывать. Но вот один из вальсов – си минор – наверняка знают юные музыканты. Этот вальс несложен, у него есть особенное светлое, мягкое звучание. Но в середине вальс меняет свою тональность с минорной на мажорную, становится более бодрым, решительным. Наверное, сочиняя этот вальс, Шуберт вспоминал что-то радостное из своей жизни, а может быть, мечтал о своём будущем.

    Музыка Шуберта сама была похожа на ручеёк, который неоднократно звенел в его песнях. Подобно светлому ручейку, она передавалась от певца к певцу, и простые люди, которые жили в предместьях Вены, полюбили её. Надеемся, что и Вы полюбите музыку Франца Шуберта.

    Вопросы и задания:

    1. Сколько песен написано Шубертом?
    2. Кто является «героем» песен Шуберта?
    3. Сделалось ли в шубертовских песнях более тесным единение музыки и поэзии?
    4. Какая роль стала принадлежать фортепианной партии в песнях Шуберта?
    5. Что представляет собой по содержанию жанр серенады? Какой характер имеет вокальная мелодия и какой - фортепианная партия в «Серенаде» Шуберта?
    6. Из какого литературного произведения взяты слова песни Шуберта «Аве Мария»? Каково содержание этой песни и каков её характер?
    7. К каким жанрам в области фортепианной музыки обращался Шуберт?
    8. Какие жанры в этой области он ввёл первым?
    9. Какие черты характерны для произведений Шуберта для фортепиано?
    10. Чем примечателен по своему характеру Вальс си минор?
    11. Какой танцевальный жанр опоэтизировал Шуберт в «Музыкальном моменте» фа минор?

    Презентация

    В комплекте:
    1. Презентация - 18 слайдов, ppsx;
    2. Звуки музыки:
    « Аве, Мария!» (2 варианта исполнения), mp3;
    « В путь» из цикла « Прекрасная мельничиха» , mp3;
    Вальс си минор, mp3;
    Музыкальный момент № 3 фа минор, mp3;
    Серенада (2 варианта исполнения), mp3;
    « Форель» , mp3;
    3. Сопровождающая статья, docx.

  • 2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.