Культура Византии IV—XV вв. Культура византийской империи

Византия считала себя законной наследницей Рима. Ее жители называли себя ромеями, хотя как государство она имела неоднородную территориальную и этническую структуру с преобладанием греческого населения. Целостность Византии как культуры определяло православие. В самом названии этого направления в христианстве отразилась убежденность его приверженцев в правильности, изначальной истинности православного вероучения, провозгласившего верность древности. На первых вселенских соборах был принят «Символ веры» («собирание вместе» Священного Писания - Библии и Священного Предания - постановления Вселенских соборов и отцов Церкви), оставляемый в христианстве без изменений. Если дана истина, то в ней ничего нельзя менять, иначе она станет ложью. Отсюда ориентировка византийской культуры на прошлое, на старину, и соответственно, замедление темпов развития. Византийский мир стал результатом овосточивания античной традиции на базе ортодоксального христианства. Синтез, искусное соединение несоединимых, с точки зрения рациональности противоречащих друг другу начал (восточного - мифического и западного - логического), распространенное на все сферы жизни, стало характерной чертой византийской культуры, и до сих пор понимается под туманным термином «византийство».

Переживая мощные подъемы и жесточайшие кризисы, Византия просуществовала почти одиннадцать веков, в течение которых религиозное единство и мощное централизованное государство сохраняли ее целостность. Государственным строем Византии была военно-бюрократическая монархия. Вся полнота власти принадлежала императору, наделяемому священными качествами и опирающемуся на разветвленный бюрократический аппарат. Важная роль армии определялась тем, что власть не была наследственной. Императора провозглашали армия, Сенат и народ, хотя часто это было номинально - сильный император обеспечивал власть своему преемнику. Государство в соответствии с чисто восточной традицией вмешивалось и контролировало практически все сферы жизни. Взаимоотношения власти и общества стали строиться на принципах подданства, а не гражданства. Значимость человека определялась той ролью, которую он играл в иерархической системе. Единоличная, ничем не ограниченная власть освящалась церковью. Это противоречило античному представлению о свободе и частной собственности. Выход был найден в том, что свобода стала пониматься как добровольное посвящение себя духовным идеалам, а право собственности освящалось или нет императором, поскольку его власть имела божественное происхождение. Высшие права собственности стали принадлежать государству, но благодаря античному наследию развитие права, в том числе и имущественного, было необычайно высоким. В годы правления императора Юстиниана (527-565 гг.), когда Византия достигла вершин своего расцвета, был создан свод гражданского права, позволивший даже некоторым исследователям характеризовать ее как правовое государство (что сомнительно), но главное, оказавший значительное влияние на дальнейшее развитие права.

В начальный период существования Византии империя и церковь вступили в долгий спор за свое главенство, вылившийся в православную идею симфонии властей. Огромная роль церкви, ее воздействие на все средневековое общество определялось христианским постулатом о том, что человек от природы слаб и склонен к греху и не может спастись без помощи церкви. Считалось, что наряду с единым богом и единой церковью должна существовать и единая империя, обретающая сакральные функции спасения всего человечества. Особая роль государственного начала в византийской культуре привела к тому, что император в соответствии с симфонией властей не мог вносить изменения в Символ Веры и совершать культовые действия, но, обладая правом назначать и смещать патриархов, стал подлинным главой церкви. Византийские императоры соединяли в своем лице роль законных наследников языческих римских цезарей и боголюбивых покровителей церкви.

Общественная система в Византии под влиянием восточных культур возвратила себе корпоративный характер, но на другой экономической основе. Рабовладельческие отношения постепенно сменились раннефеодальными, сформировался государственный феодализм. Крестьянская община, уплачивающая государству налоги, стала корпоративной структурой. К XI в. крестьяне рассматривались властью уже как государственные. К этому же времени ослабла роль крупных земельных латифундий, основанных на рабском труде. Ремесленники и торговцы также организуются в корпорации, находящиеся в полной зависимости от государственной власти. Церковь становится богатой организацией, строящейся по тому же корпоративному принципу.

Духовная жизнь в Византии была чрезвычайно богата, хотя и находилась под контролем церкви и государства. Важную роль играли идеалы монашества, мистицизм, распространены были традиции аскетизма - «жизни на началах духа». Идеи исихазма - особенно сурового аскетизма - обосновывали необходимость внутреннего самоуглубления, которое только и открывает путь к истине и создает состояние покоя. Но традиции грамотности, образования и развития наук, утвердившиеся в Античности, не были утрачены. Достижения византийской культуры в области математики, литературы, книжном деле, живописи, архитектуре оказали мощнейшее влияние на дальнейшее развитие славянского мира и Западной Европы. Византия сохранила достижения древности, создала величайшую православную культуру и погибла под натиском турок-мусульман в 1453 г.

План уроков

  • ? 1. Особенности культуры Византии. Периодизация.
  • ? 2. Система образования.
  • ? 3. Архитектура Византии:
    • а) базилика;
    • б) Софийский собор в Константинополе;
    • в) крестово-купольный храм.
  • ? 4. Живопись: фрески, мозаики, иконы.
  • ? 5. Иконоборческое движение.
  • ? 6. Влияние византийской культуры на соседние народы. Данный вариант изучения темы предлагается для классов с

углубленным изучением истории, так как он предполагает включение ряда теоретических положений. На первом уроке целесообразно рассмотреть особенности культуры Византии и систему образования, а на втором уроке на основе видеоряда изучать искусство Византии и влияние византийской культуры на соседние народы. Для общеобразовательных классов можно сократить объем материала, оставив следующие позиции: особенности культуры Византии; система образования в Византии; искусство Византии: архитектура, мозаика, иконопись.

Г Вводное слово учителе

Учитель обращает внимание учеников на тот факт, что не только хозяйственная и политическая жизнь Византии имела свои особенности, но и ее культура также сильно отличалась от западноевропейской в изучаемый период. Выявить эти особенности и необходимо на последующих уроках.

Первый урок

Урок с элементами практической работы.

1. Урок начинается с формулировки задания для учащихся: «Изучив политическую историю Византии, вы сами сможете определить две особенности, во многом определившие характер византийской культуры. Они видны уже в самом названии Византии - «Ромейское царство». Проанализируйте это словосочетание и сделайте выводы».

В ходе обсуждения учитель подводит учащихся к пониманию того, что, во-первых, Византия была единственным в средневековой Европе более или менее стабильным централизованным государством. Во-вторых, Византия, будучи средневековым государством с соответствующими социально-экономическими отношениями, аналогичными западноевропейским феодальным порядкам, и соответствующей христианской идеологией... тем не менее сознательно ориентировалась на прошлое, постоянно подражая античной классике и соразмеряя себя с Грецией и Римом. Античные традиции пропитывали все: лексику, образную систему, принципы обучения, право. Гомер был в Византии образцом и наставником почти в такой же мере, как и Библия. Античные мраморы были как бы «включены в тело» византийских зданий, и даже христианские церкви подчас опирались на колонны языческих храмов.

Материалы для учителя ^

V-VI вв. - расцвет культуры, разнообразие, наличие прямо противоположных идейных течений и взглядов, нескольких культурных центров (Александрия, Бейрут, Афины, Константинополь). Это время существенных новшеств: именно в эти столетия совершается замена старой книги-свитка новым типом рукописной книги, так называемым кодексом; строительное искусство решает ряд важных задач, в том числе возведение купола над прямоугольным в плане зданием; изобретен «греческий огонь» - горючая жидкость, направляемая из сифонов и обладавшая удивительным свойством не гаснуть в воде. Христианское богословие отличалось чрезвычайной творческой активностью: к этому времени относится деятельность «отцов церкви»..,

VII-IX вв. - упадок государства и культуры. Замирает строительная деятельность, сокращается чеканка монеты, переписка книг, литературное творчество обедняется, упрощается язык, в упадок приходит система образования, закрываются университеты. На эти «темные века» византийской истории приходится идейно-политическое движение - иконоборчество.

IX-XI вв. - экономический и культурный подъем, затронувший прежде всего Константинополь. Оживляется денежное дело, разворачивается строительство, возрождается книжное дело, увеличивается количество школ. Вырабатывается единообразие церковной архитектуры - крестово-купольный храм 67 .

2. Вопрос о системе образования в Византии можно изучить на основе подборки заданий и комментариев учителя. По ходу решения задач и выполнения заданий учащиеся заполняют часть сравнительной таблицы 14 «Система образования в раннее средневековье». Они выписывают в тетрадь основные черты византийского образования.

Материалы для учителя

а) «В IV-VI вв. Константинополь не был не только единственным, но даже наиболее важным культурным центром. Он переживал еще стадию роста. В столицу свозили памятники с разных концов страны. Уже в середине IV в. в Константинополе была основана библиотека со скрипторием при ней, появился и университет, профессора которого состояли на государственной службе.

Сюда из Греции, Сирии, Малой Азии, Африки прибывают грамматики, риторы, философы либо самостоятельно, либо по вызову правительства. В столице открываются частные и общественные школы, где обучают греческой и латинской грамматике, красноречию и философии. Существование их подтверждает закон Феодосия II от 27 февраля 425 г.

Тогда же в столице был основан университет. В нем были учреждены кафедры греческой и латинской грамматики и риторики, права и философии. Обучение велось на греческом и латинском языках. Общее число преподавателей было определено в 31 человека» 68 .

б) «После упадка VII-IX вв. школы в Константинополе оживляются. Преподаватели школ обычно назначались или утверждались самим императором. В середине XI в. в Константинополе возрождается университет - философская и юридическая высшая школа.

Наряду с частными учебными заведениями в Константинополе функционировали называемые иногда «университетами» высшие школы, организуемые императорами... Это были государственные учреждения, возникавшие благодаря покровительству просвещенного правителя, увлеченного науками и стремящегося возродить их изучение. На содержание профессоров, занимавших весьма видное место в обществе, и студентов выделялись значительные средства. Обучение в них было бесплатным и теоретически было доступным представителям всех социальных слоев в империи. В действительности же здесь получала образование византийская элита, так как поступающие в них должны были обладать определенным минимумом знаний, приобретаемых на более низких ступенях обучения, большей частью платных. Главной задачей, стоящей перед государственными школами, была подготовка чиновников государственного аппарата. Основное внимание уделялось преподаванию семи свободных искусств... Богословие среди них отсутствовало. Высшие

J государственные школы имели светский характер

  • 1. Начальные и средние школы в Византии были в большинстве своем частными и государственными, а не церковными и монастырскими, как в Западной Европе. Чтобы получить образование, многие люди в Византии готовы были идти на большие жертвы: некоторые родители распродавали имущество, чтобы вносить плату за обучение своих сыновей. Какие выгоды мог извлечь из своих знаний образованный византиец? Почему в Византии по-иному относились к знаниям, чем в Западной Европе в раннее средневековье?
  • 2. Характеризуя императоров, историк Михаил Пселл обязательно сообщает об уровне образованности каждого из них, например: «Его речь не была гладкой, он не округлял фраз и не распространял периодов, запинался и делал короткие паузы, скорее как деревенщина, нежели человек образованный» (Василий II); «С науками он не был знаком и лишь слегка, по-ученически был причастен к эллинской образованности, владея бойким и изящным слогом» (Константин VIII); «Этот муж был воспитан на эллинских науках и приобщен к знаниям, которые доставляются наукой латинской, отличался изящной речью» (Роман III). О чем свидетельствуют такие характеристики? Каково отношение историка к образованию?
  • 3. Знатные и богатые византийцы гордились своей образованностью и любили к месту блеснуть цитатой из сочинений древних авторов. Грамотные люди встречались даже среди крестьян и ремесленников. Сравните уровень образованности в Византии и Западной Европе в VI- XI вв. Чем объясняется различие?
  • 4. Рассказав о сильном землетрясении в отдельных районах Византии в 967 г., историк Лев Диакон рассуждает, почему оно случилось: «Причиной такого сотрясения и движения являются, согласно выдумкам ученых, некие дыхания и испарения, скрытые в недрах земли, узость выходов не дает им возможности сразу вырваться наружу, и они образуют бурные вихри... Но так объясняло это явление пустословие эллинов. Я же полагаю... что столь сильное сотрясение возникает от промысла Божьего, который неусыпно следит за нашими уклонениями от божественного завета». Как относился средневековый историк к объяснению причин землетрясений античными учеными? Какой точки зрения он сам придерживался? В чем эти поиски причин принципиально различались?
  • 5. На каких языках велось обучение в византийских школах? Почему в Восточной Римской империи греческий язык постепенно вытеснил латынь?
  • 6. В сборнике для византийской школы была помещена арифметическая задача: «Господин берет со своих зависимых крестьян 4,5 меры зерна с каждых 8 мер [урожая]. На долю господина пришлось 60 мер. Сколько получит крестьянин?». Подумайте, какие выводы может сделать историк о жизни в Византии на основе этой и подобной ей задач. Данные каких источников ему помогут подтвердить или опровергнуть эти выводы?

После того как задания будут выполнены в классе, учитель организует самостоятельную работу по заполнению второй части таблицы, касающейся системы западноевропейского образования. Данный материал уже был пройден на предыдущих уроках, однако, если необходимо, можно указать соответствующие страницы в учебнике, где содержатся необходимые сведения. Если осталось мало времени на уроке, эту часть работы можно проделать дома.

Таблица U. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

В Византии

В Западной Ев one

  • 1. Образование было не церковным, а светским.
  • 2. Оно было необходимо для того, чтобы стать чиновником.
  • 3. Образованный человек пользовался большим уважением.
  • 4. Образованных людей было больше, чем в Западной Европе, они встречались даже среди крестьян.
  • 5. Сохранялось значение древнеримских и греческих знаний и литературы.
  • 6. Распространялось христианское объяснение мира, отвергавшее античные знания.
  • 7. Обучение велось на греческом (реже латинском) языке.
  • 1. Школы были в основном при церквах и монастырях.
  • 2. Образование было необходимо, как правило, только священнослужителям.
  • 3. Ученость уважалась, но знатному человеку необязательно быть грамотным.
  • 4. Образованных людей было мало.
  • 5. Значение древнеримских и греческих знаний и литературы было невелико.
  • 6. Христианское объяснение мира было основным и не допускало иных точек зрения.
  • 7. Обучение велось на латыни.
  • 1. Что общего и какие различия имели системы образования в Западной Европе и Византии в раннее средневековье?
  • 2. Чем можно объяснить эти различия?
  • 3. Какими особенностями государства и культуры определились особенности системы образования в Византии?

Задания для домашней работы:

  • а) закончить заполнение таблицы 14;
  • б) составить рассказ «Один день ученика византийской школы», отразив в нем следующие моменты: имя ученика; для чего его отдали учиться; предметы, которые он изучает; на каком языке ведется обучение; некоторые конкретные знания, полученные в школе в этот день.

Второй урок

Видеоурок с элементами практической работы.

Искусство Византии лучше всего изучать на основе зрительного ряда. Это могут быть слайды «Культура Византии», либо подборка иллюстраций (рисунки из учебников, учебные картины, фотографии из журналов), либо записанные на видеокассету необходимые изображения из книг по художественной культуре. Желательно иллюстрации раздать на парты учащимся и использовать возможности учебников.

Оборудование урока:

  • а) возможный перечень иллюстраций следующий :
    • 1. План раннехристианской базилики.
    • 2. План Софийского собора, его внешний и внутренний вид.
    • 3. План и внешний вид крестово-купольного храма.
    • 4. Примеры византийских мозаик (лучше изображения Юстиниана и Феодоры).
    • 5. Византийские иконы (можно взять репродукции в книгах по древнерусскому искусству, так как на Руси в это время были в основном византийские иконы).
  • б) словарь специальных терминов (они встретятся при изучении нового материала, и ученики смогут обращаться к словарю для их понимания).

Алтарь (лат. altaria

Апсида (гр. apsis (apsidos) свод, арка) - полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, имеющая собственное перекрытие.

Базилика (лат. basilica

Икона (гр. eikon изображение, образ) - видимый символ невидимого мира.

Мозаика - изображение или орнамент, выполненные из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла (смальты), цветных камней, дерева и других материалов.

Неф (фр. nef корабль) - продольная часть христианского храма, обычно расчлененного колоннадой или аркой на главный, более широкий и высокий неф и боковые нефы.

Парус - треугольная конструкция, являющаяся переходом от прямоугольного основания здания к круглому куполу.

Порфир (гр. porphyreos пурпурный) - общее название для изверженных горных пород, характеризующихся выделением крупных кристаллов силикатов или кварца, вкрапленных в Основную мелкозернистую массу; применяется как строительный, иногда как декоративный камень.

Фреска - роспись стен или потолков по сырой штукатурке водяными красками.

3. Учитель характеризует архитектуру, сопровождая свой рассказ показом соответствующих иллюстраций и вопросами к учащимся.

Материалы для учителя ^

а) До нас дошли в основном церковные постройки, а о светской архитектуре можно судить лишь по письменным источникам и остаткам оборонительных сооружений и построек, обнаруженных археологами. Наиболее распространенной формой церковных построек в ранней Византии была базилика (см. словарь).

Церковная базилика завершалась полукруглым или граненым выступом в восточной части - алтарем (апсидой).

Перекрытие базилик в западных областях империи было деревянным. Восточные, в частности сирийские, базилики строились почти исключительно из камня, каменными бывали и перекрытия - арки (показать основные части базилики на плане).

Постепенно все большее значение стали приобретать здания с центрическим планом. Первоначально это были усыпальницы и крещальни. Позже, особенно на Востоке - в Сирии, в Малой Азии, в Закавказье, - строятся церкви квадратного плана, увенчанные куполом. Переход от квадрата основания к круглому куполу осуществлялся при помощи так называемых парусов. В некоторых случаях сочетались принципы базилики и здания с центрическим планом.

Период царствования Юстиниана связан с большими строительными работами в Константинополе, Равенне и других городах империи. Венцом зодчества этого времени является константинопольская София.

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Посмотрите в словаре, что такое базилика, алтарь, апсида, парус. Найдите на иллюстрациях эту форму и части здания.
  • 2. Почему алтарь помещался всегда на востоке?
  • 3. В чем преимущества каменных перекрытий? Как византийцам удавалось строить каменные перекрытия (вспомните одно изобретение римлян)?
  • 4. Почему Юстиниан так много строил? Какие цели он преследовал? 6) Храм Св. Софии в Константинополе. В 532 г. в столице

Византии вспыхнуло восстание, известное под названием «Ника». Во время этого восстания сгорела построенная еще Константином базилика «Святой премудрости», или Св. Софии. Юстиниан задумал создать на ее месте грандиозный храм, который воплощал бы в себе силу его империи и могущество христианского бога. В замысле храма Св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца, торжествует идея зависимости церкви от императорской власти. К строительству были привлечены малоазийские зодчие - Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, руководившие постройкой в 532-537 гг.

Внешний вид храма Св. Софии с его гладкими стенами и огромными контрфорсами отличается простотой и массивностью форм (показать внешний вид храма). Но когда зритель входит внутрь храма, впечатление сразу же резко меняется (показать внутренний вид и план собора). Перед ним развертывается грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром кольца - 31,5 метра. Длина храма - 77 метров. Благодаря гениальному расположению примыкающих к куполу по- лукуполов взор зрителя охватывает все это пространство целиком, и он кажется ему, при всей своей грандиозности, необычайно легким, простым и свободным в конструкции. Ни в одном здании мира до тех пор человеческий гений не добивался столь совершенной победы над материалом.

В основу здания зодчими был положен план трехнефной базилики (показать план собора). Центральный неф был перекрыт куполом. Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках, которые опираются на столбы по углам центрального квадрата. Купол образован сорока радиальными арками, которые позволили прорезать в нем сорок окон. Промежутки между окнами рассчитаны так, что, когда солнце заливает светом подкупольное пространство, купол кажется парящим в воздухе.

Грандиозности архитектурного облика соответствует богатство внутреннего оформления здания. Стены нефов, галерей и подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора, боковые аркады и своды галерей опираются на малахитовые и порфировые колонны, взятые для постройки из ряда крупнейших храмов Малой Азии и Египта. Таких колонн в соборе более 100, причем малахитовые колонны нижних боковых арок имеют диаметр 1,33 метра. Своды притвора (входное помещение), а также некоторые другие части здания при Юстиниане были украшены декоративными мозаиками с символическим изображением креста. Поверхность стен над аркадами и колоннами и капители покрыты изумительным по тонкости кружевным, выполненном в мраморе узором. Позднее, на протяжении IX-XIII вв., собор внутри украшался мозаичными росписями, содержащими различные религиозные композиции и портретные изображения императоров и членов их семей. Все эти мозаики, закрашенные турками после взятия Константинополя, ныне раскрываются в процессе реставрационных работ 70 .

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Какое впечатление производит храм Св. Софии на зрителя, какие чувства вызывает: восторг, радость, успокоенность, тревогу, величие, подавленность или др.?
  • 2. Попробуйте объяснить, чем вызвано это впечатление; обратите внимание на общий вид храма, его силуэт, пропорциональность и соразмерность частей, материал, поверхность стен, украшения, детали архитектуры.
  • в) В IX-X вв. вырабатывается «стандартизованный» тип так называемой крестово-купольной церкви, названной так потому, что ее план был подобием греческого креста, центральная часть которого перекрывалась куполом, покоившимся на барабане, в свою очередь опиравшимся на четыре колонны, образуя в интерьере «паруса» - сферические треугольники (показать план и внешний вид крестово-купольного храма). Такие храмы распространяются не только в Византии, но и за ее пределами - в Болгарии, на Руси, в Закавказье.

Единообразие византийской церковной архитектуры определялось и тем, что около 900 г. в Константинополе вырабатывается и распространяется по всей империи устойчивый стереотип художественного оформления интерьера - канон (см. словарь). В отличие от западного храма, где центральным изображением было скульптурное распятие, византийская церковь украшалась живописно: мозаиками, фресками, полированным мрамором. В доминирующем пункте храма, на куполе помещали образ Спаса-Вседержителя.

С купола взор входящего переносился к полусводу апсиды, где можно было видеть Богородицу с младенцем, а на столбах, отделявших центральный неф от боковых, размещались «праздники» - J сцены из евангельской истории Христа.

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Рассмотрите план и внешний вид крестово-купольного храма. Определите его архитектурные особенности.
  • 2. Вспомните, есть ли крестово-купольные храмы в местности, где вы живете?
  • 4. Живопись Византии представлена мозаиками, фресками, иконами и миниатюрами. В основном сохранились произведения на религиозные сюжеты. Однако во время раскопок «Большого дворца» в Константинополе открыты многообразные по содержанию мозаики пола: сцены охоты, изображения реальных и фантастических животных, дети, едущие на верблюдах, музыканты, рыболовы, фигуры пастухов и играющих ребят. Все произведения живописи следуют античной традиции (об этом свидетельствуют непосредственность в изображении, острая наблюдательность, характер композиций, разнообразие цветов, отсутствие линейных контуров, чувственность).

ч Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Кто изображен на мозаиках? Кого или что, как правило, на них изображали?
  • 2. Каким образом авторам удавалось достичь четкости изображений?
  • 3. Как решалась проблема цвета в мозаиках?
  • 4. Удавалось ли авторам передать какие-либо чувства в своих произведениях?
  • 5. Сделайте вывод об уровне мозаичного искусства в Византии.

В X-XII вв. византийское искусство переживает очередной подъем. Именно в этот период распространяется иконопись. Иконы - это особый вид искусства, которого не было в Западной Европе. Иконы стали основными в оформлении христианских храмов на Востоке. По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом («Спас Нерукотворный»), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой, изображение первых христианских святых художниками, которые лично знали и помнили их облик). Давайте посмотрим на несколько икон и попытаемся определить их особенности. В ходе рассмотрения икон и беседы с учащимися учитель формулирует следующие особенности иконописи, которые записываются учениками в тетради:

  • 1. Четкое соблюдение канона.
  • 2. Условность изображения (она должна была подчеркнуть в облике изображаемых на иконе лиц их неземную сущность, духовность):
    • а) фигуры плоские и неподвижные;
    • б) обратная перспектива в изображении пространства;
    • в) вневременное изображение;
    • г) фигуры, не отбрасывающие теней.
  • 3. Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет 71 .
  • 5. Но не всегда процветала в Византии иконопись. На «темные века» византийской истории (середина VII - начало IX в.) приходится идейно-политическое движение, получившее название иконоборчества. Его подъем относится к 726-780 гг., вторая волна падает на 813-842 гг. Идеологи иконоборчества выступали не против изобразительного искусства вообще, нет, они допускали изображения светских сцен, например ристаний (скачек), декоративных узоров, символов, например креста на Голгофе. То, что подлежало искоренению, с их точки зрения, - это антропоморфизм религиозного искусства (представление богов в человеческом образе). В антропоморфных изображениях Христа, Богородицы, святых иконоборцы видели только идолов, а культ икон трактовали как идолопоклонство, поскольку художник мог передать только внешнюю, плотскую субстанцию объекта, но отнюдь не божественную природу Христа. Божественное начало представлялось иконоборцам нетолько неописуемым в логических категориях, но и неизобразимым. В полемике с иконоборцами вожди иконопочитателей (Иоанн Да- маскин, Феодор Студит) разрабатывали теорию образа, который понимался ими не как единосущностный архетипу, но лишь как его подобие. Человек поклоняется не иконе, не идолу, настаивали они, но через икону тому, кто на ней представлен. В 843 г. иконопочита- ние было восстановлено.

ч Вопросы для учащихся

  • 1. В чем суть споров иконопочитателей и иконоборцев? Какое течение победило?
  • 2. Существуют ли сейчас иконы в православных храмах?
  • 6. Пйдводя итоги изучению византийской культуры, учитель должен обратить внимание на то сильное влияние, которое оказала она на культуру соседних народов - Болгарии, Сербии, Руси, стран Закавказья (Армении и Грузии), принявших христианство от Византии и постоянно поддерживавших связи с ее церковью.

Задания для домашней работы:

  • а) подготовить сообщения о влиянии византийской культуры на культуру Киевской Руси или другого государства (опережающее задание, так как история России ими еще не изучалась) по направлениям: архитектура, живопись, книгописание;
  • б) попытаться самостоятельно узнать у верующих людей, что для них означают иконы, записать результаты своего исследования;
  • в) проанализировать стихотворение О. Мандельштама «Айя-София»:

Айя-София - здесь остановиться Судил Господь народам и царям!

Ведь купол твой, по слову очевидца,

Как на цепи, подвешен к небесам.

Но что же думал твой строитель щедрый.

Когда, душой и помыслом высок,

Расположил апсиды и акседры,

Им указав на запад и восток?

Прекрасен храм, купающийся в мире,

И сорок окон - света торжество;

На парусах, под куполом четыре Архангела прекраснее всего.

И мудрое сферическое зданье.

Народы и века переживет,

И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.

Вопросы и задания для учащихся

  • 1. Какие архитектурные термины упоминает автор? Объясните их значение, воспользовавшись словарем.
  • 2. Какие особенности Софийского собора описывает автор?
  • 3. Кого имеет в виду автор под словами «строитель щедрый»?
  • 4. Сравните описание собора у О. Мандельштама и в научном труде. Чем отличается восприятие архитектурного сооружения художником или поэтом от восприятия ученого?

Византийская цивилизация занимает особое место в истории. На протяжении всего средневековья византийская культура по уровню своего развития превосходила западноевропейскую; византийцы сохранили наследие античности, благодаря чему стало возможным Возрождение, в становлении же русской культуры роль Византии просто огромна.

Византия, т.е. Восточная Римская империя, образовалась в IV в.: в 324 г. римский император Константин перенес столицу своего государства на Босфор, в древнюю греческую колонию Византий, на месте которой был воздвигнут новый имперский центр – Константинополь, а в 395 г. Римская империя окончательно была разделена на Восточную и Западную. Западная Римская империя через полвека пала под натиском варваров, а Восточная вступила в новый, средневековый период своей истории в качестве самостоятельного государства Византии. Впрочем, вплоть до VII в. новое государство оставалось, по сути, обломком древнего Рима, причем обломком весьма солидных размеров: территория Византии в это время превышала 750 тыс. км 2 , численность населения достигала 65 млн. чел. Жители Византии продолжали именовать себя “ромеями”, т.е. римлянами (хотя официальным языком был греческий), сама империя называлась Ромейской, т.е. Римской, а ее столица Константинополь именовалась Новым Римом; вплоть до начала IX в. и варварские королевства, образовавшиеся на территории бывшей Западной Римской империи, номинально признавали власть византийского – т.е. римского, императора. Социально-экономические институты коренным образом не изменились: развитые города, ремесло, торговля, рабовладение, римское право, — все сохранялось таким, как в поздней Римской империи. Однако со второй половины VI в. положение начинает меняться: с севера на территорию империи вторгаются славянские племена, которые вскоре заселили весь Балканский полуостров, затем арабы-мусульмане отняли у византийцев весь Восток, от их владений в Италии тоже почти ничего не осталось; в результате территория Восточной Римской империи сократилась в 3 раза. Начался экономический упадок, выражавшийся в натурализация хозяйства и перенесении центра тяжести экономики из города в деревню, следствием чего стала коренная перестройка социально-экономических отношений: место развитого городского строя и крупного землевладения занимают сельские общины и колонисты-стратиоты, получающие земельные наделы за военную службу; иными словами, рабовладельческий строй постепенно сменяется феодальным.

В рассматриваемый период происходит становление византийской культуры, главной чертой которой был синтез наследия античности с новым, христианским мировоззрением. Этот синтез происходит во всех сферах культуры, от политики до искусства. Византия становится центром православной ойкумены, ее император – защитником и покровителем всех христиан; от императора требуются теперь не только сила и храбрость, но и справедливость, христианское благочестие и милосердие, так что политическая жизнь в идеале должна теперь строиться на христианских основаниях, а государство – быть своего рода alter ego церкви. Церковная и государственная сферы общественной жизни сливаются воедино: монарх заботится о церкви, церковь служит интересам государства; оборотной стороной христианизации политики становится политизация христианства, в результате чего теологические разногласия выливаются в настоящие гражданские войны между православными и сторонниками многочисленных ересей. Споры о природе Христа, о месте его в Троице, об иконопочитании и др. приводят в движение сотни тысяч людей, которые идут на смерть ради победы той или иной точки зрения; напряженная духовная жизнь чрезвычайно характерна для данного, да и других периодов истории Византии.

Меняется сама картина мира – люди теперь воспринимают пространство и время, жизнь и смерть, мир природы и мир человека иначе, чем в античную эпоху. Вместо античной теории цикличности исторического развития утверждается концепция линейного времени, отсчитываемого от сотворения мира; исчезает противопоставление греков (римлян) и “варваров” (сменяющееся противопоставлением христиан и язычников, а также православных и еретиков), рождается идея всемирно-исторического развития; меняются этические и эстетические идеалы – на смену античному идеалу гражданина приходит средневековый идеал истинного христианина, красоту теперь видят не в прекрасном теле, а в глубоких внутренних движениях человеческой души, дух празднует победу над телом. Человек теперь видит себя не героем, ничего не боящимся и ни на что не надеющимся в мире, которым правит слепая судьба, а униженным и слабым грешником, который, однако, создан по образу и подобию божьему, который может надеяться на спасение и жизнь вечную; свобода от судьбы, от неизбежной причинности и бездушной необходимости, надежда на милость Господа, свобода и надежда вообще – вот чем отличалось новое христианское видение мира от старого античного.

Однако античное наследие не было отброшено и забыто; напротив, оно сохранялось и использовалось, ведь античность воспринималась в Византии как свое собственное прошлое, и традиционность византийской культуры означала прежде всего сохранение античных традиций. В литературе, философии – точнее, богословии, системе образования, науке, искусстве – во всех сферах культуры византийское христианство вбирало в себя опыт предшествующих веков. Нельзя, конечно, сказать, что этот процесс был бесконфликтным и безболезненным: многое было отброшено, против многого велась ожесточенная борьба, в некоторых сферах, как, например, географии и других естественных науках, произошел регресс; на смену позднеантичному индивидуализму приходит средневековый коллективизм и корпоративизм, в культурном творчестве снижается роль авторского принципа. Кроме того, собственно христианская культура была все же новой, оригинальной, состоявшей не из одного только переосмысленного наследия Рима и Греции: в литературе возникли новые жанры (литургическая поэзия, агиография и др.), историки стали писать всемирные хроники, архитекторы и художники создают особый византийский стиль в искусстве, отличающийся аристократической утонченностью и аскетическим спиритуализмом. Но византийская культура все же представляла собой особое явление в эпоху средневековья: она не стала полностью церковной и до конца своего существования сохраняла преемственность с античностью.

В VIII – IX вв. в Византийской империи происходит феодализация социально-экономической жизни: крестьяне из мелких собственников превращаются в наследственных держателей земель знати, в городах развивается ремесло и торговля объединенных в корпорации мелких производителей, в государственном аппарате земельная аристократия ведет борьбу с чиновной знатью. В следующий период, в X – XII вв. византийское общество становится полностью феодальным, хотя власть крупных феодалов-вотчинников еще ограничивается по-прежнему централизованным государственным аппаратом. Во внешней политике Византия ведет борьбу с Болгарией, турками-сельджуками, норманнами, степными кочевниками; успех сопутствует то той, то другой стороне, однако Восточной Римской империи удается сохранить независимость.

Одной из главных основ византийской была развитая система науки и образования. К образованию, науке, знанию вообще византийцы относились с огромным уважением; правда, во всем этом они ценили в первую очередь теоретическую, умозрительную сторону, а прикладные и технические знания считали ремесленными. К теоретическим наукам относились богословие, математика и естествознание, к практическим этика и политика; науками считались также грамматика, риторика, диалектика, астрономия, музыка и юриспруденция. Дети в возрасте 6 – 7 лет поступали в начальную школу, где обучались чтению (по Псалтири), письму и счету; начальных школ – частных, церковных, монастырских, городских, было много, и общий уровень грамотности был для того времени очень высок. Желающие могли продолжить образование в школах грамматики, где, как и в античное время, штудировали греческих авторов, а позднее поступить в высшую школу – например, столичный университет с его тремя факультетами – юридическим, философским и медицинским. Изучение философии рассматривалось как подготовка к занятиям теологией, но и в таком качестве философия давала знание важнейших античных систем, в первую очередь Платона и Аристотеля. Кроме того, само византийское богословие в лице таких его представителей, как Иоанн Дамаскин и др., органически включало в себя элементы древнегреческой философии. В богословско-философской мысли периода ее расцвета выделялись два течения: одно интересовалось устройством природного мира, утверждало силу человеческого разума и постоянно обращалось к наследию античной мысли (Михаил Пселл, Иоанн Итал и др.), другое сосредоточивалось на внутреннем мире человека и стремилось к христианскому самосовершенствованию с помощью различных мистических практик (Симеон Новый Богослов и др.).

В естественных науках, математики и астрономии также сталкивались христианские умозрительные концепции с рационалистическим, технически-прикладным подходом; наряду с комментированием древних авторов развивалось и оригинальное научное творчество. Ученый Лев Математик заложил основы алгебры и сконструировал множество механизмов; он же создал световой телеграф. В географии представления Косьмы Индикоплова о том, что Земля представляет собой плоский четырехугольник, окруженный водой и прикрытый колпаком небесного свода, не могли серьезно конкурировать с сохранявшимися и комментировавшимися работами эллинистических и римских ученых. Астрономия также строилась на античных разработках, в первую очередь, на трудах Клавдия Птолемея, будучи при этом тесно связанной с астрологией (надо сказать, что астрология также была создана и распространена в античности, а церковь в средние века боролась с этой “наукой” – правда, безуспешно).

Весьма богата византийская историография: следует назвать такие работы, как “Хронография” Феофана, “Бревиарий” патриарха Никифора, “Хроника” Георгия Амартола, “История” Льва Диакона и др. Большое распространение имели сочинения энциклопедического характера – как по истории, так и по другим наукам и отраслям знания. Патриарх Фотий создал “Миробиблион”, где были даны характеристики творчества 280 античных и ранневизантийских авторов вместе с обширными выдержками из их произведений. Перу императора Константина Багрянородного принадлежат сочинения “Об управлении государством”, “О церемониях византийского двора”. “Лексикон” Суды представлял собой огромного размера словарь, статьи которого содержали выдержки из трудов античных и византийских авторов, посвященные литературе, истории, грамматике и философии. Интересны памятники мемуарной литературы, написанные разными авторами – “Советы и рассказы” полководца Кекавмена, “Исторические записки” императрицы Анны Комнины и др.

Византийская литература представлена, с одной стороны, церковными произведениями и сочинениями светских авторов, следовавших античной традиции, с другой стороны, популярными произведениями, воспроизводящими формы устного народного творчества. Очень распространенным жанром были жития святых, которые были в X в. собраны в один гигантский свод Симеоном Метафрастом. Изысканными метафорами и сложными аллегориями отличаются поэмы Иоанна Кириота; античная традиция живет в сочинениях Михаила Акомината и Феодора Метохита, так же, как и в многочисленных творениях Феодора Продрома, воскресившего жанр античного романа. Вершиной народной литературы Византии является поэма о Дигенисе Акрите – эпос, свободный от книжных античных реминисценций и потому отражающий мысли и чувства людей подлинной средневековой христианской Византии.

Высочайшие достижения имела византийская культура в области архитектуры и изобразительного искусства. В архитектуре византийцы создали оригинальный тип крестово-купольного храма, одним из самых ранних памятников которого стал собор св. Софии в Константинополе с его парящим в небе огромным куполом диаметром свыше 30 м. Не менее значительными были успехи и в области светской архитектуры – императорские дворцы в Константинополе – Большой дворец, Вуколеон, Влахернский дворец, поражали воображение современников. Византийское изобразительное искусство подчинялось строгим нормам церковного канона, закрепившего в своих правилах глубоко спиритуалистическую эстетику Византии. Византийское искусство прославляло в человеке не телесную красоту, а духовное величие и аскетическую чистоту; художник стремится запечатлеть не столько тело, сколько душу, не столько внешний облик, сколько внутреннюю духовную жизнь. Это искусство рассчитано на отрешенное созерцание, образы здесь выполняют роль символов, видимо говорящих о том, что недоступно для глаза; лица святых с их высокими лбами, тонкими сухими губами и огромными глазами с экстатически расширенными зрачками действительно способны убедить зрителя, что иной мир куда более реален, чем этот.

Византийцы довели до совершенства искусство мозаики, прекрасными памятниками которого являются мозаики Софии Константинопольской, Нового монастыря на острове Хиос, монастыря Дафни близ Афин и др.; здесь же представлены и великолепные образцы фресковой росписи, чистые и нежные оттенки которой в соединении с серебром и золотом дают изысканную цветовую палитру. Византийская иконопись, книжная миниатюра, замечательные памятники прикладного искусства – ювелирного дела, резьбы по кости и камню, изделия из стекла, керамика, художественные ткани – все эти виды византийского искусства находились на высочайшем уровне развития, недостижимом для стран Западной и Восточной Европы вплоть до XIII в.

Трудно переоценить тот вклад, который внесла Византия в становление русской культуры. Политические отношения между Русью и Византией нередко бывали достаточно натянутыми, особенно во второй половине IX – первой половине X вв., когда они только устанавливались. Однако даже войны, происходившие между Русью и Византией, имели своей целью не захват или подчинение, а достижение приемлемых условий в торговле: Византия была основным торговым партнером Киевской Руси. Однако в ту эпоху торговые связи еще не приводили к серьезным изменениям в сфере культуры: экономика еще не стояла на первом месте в системе общественных интересов и приоритетов. Это место тогда занимала религия, и потому решающую роль в развитии русско-византийских культурных связей сыграло крещение Руси, т.е. обращение подчинявшихся киевским князьям восточнославянских племен в православную веру.

Значение этого шага огромно: по масштабу изменений в культуре принятие Русью византийского православия превосходит все позднейшие социально-культурные сдвиги, включая последствия монгольского ига и реформы Петра I. Обращение в веру византийцев определило собой сам тип русской культуры на весь тысячелетний период ее исторического существования; собственно, Русь стала частью единой восточнохристианской цивилизации – вместе с Болгарией, Сербией и самой Византией. Это был особый историко-культурный тип, отличный как от нехристианских цивилизаций Востока, так и католической цивилизации Запада: византийцы, русские, болгары и сербы вплоть до монгольского завоевания Руси и турецкого завоевания Византии и южнославянских стран составляли собой своего рода суперэтнос, историко-географическую и культурную общность, подобную Западной Европе, Леванту или Мезоамерике.

Трудно назвать такую сферу социально-культурной жизни древней Руси, в которой не обнаруживалось бы значительного влияния византийской культуры. Это даже трудно назвать влиянием: произошел процесс трансплантации целых культурных институтов, пересадка самостоятельных сфер и систем культуры, в результате чего культура Древней Руси стала своего рода дочерним ответвлением культуры Византии. Так, русская церковь была составной частью византийской (одной из 60 митрополий константинопольского патриархата – хотя и самой крупной), киевского митрополита утверждал константинопольский патриарх, и митрополичью кафедру чаще всего занимали греки. Немало греков было и среди епископата и верхушки клира вообще; естественно, что при каждом таком духовном лице находился соответствующий штат – от писцов до иконописцев, так что византийцы отнюдь не были на Руси редкими гостями. С другой стороны, и русские люди часто бывали в Византии: священники, монахи, купцы, воины – всем находилось занятие в культурной столице восточнохристианского мира. Церковный суд на Руси судил по византийскому праву, отношения светской и церковной власти выстраивались по византийской модели, само понимание государства, его предназначения и функций, тоже было византийским. Русская письменная литература началась с перевода византийских книг; вся система жанров перешла в русскую литературу от византийской; собственно, имеет смысл говорить не столько о русской литературе как особом явлении и предмете рассмотрения, сколько о русском варианте единой восточноправославной, т.е. византийско-южнославянско-русской литературы. То же можно сказать о культовой каменной архитектуре и живописи: первые каменные соборы, первые фрески и иконы создавали на Руси византийцы, и даже много позднее артели византийских мастеров продолжали работать на Руси. Византийцы были учителями русских зодчих, художников, ювелиров и других мастеров прикладного искусства: так, Феофан Грек был учителем Андрея Рублева. Палладиум Руси, икона “Владимирской Богоматери” привезена из Византии – и т.д.; о влиянии византийской культуры, о значении этого влияния для Руси можно говорить очень долго, но главное при этом – понимать, что это нисколько не противоречит самобытности и не умаляет оригинальности русской культуры. Заимствуются только формы культуры – вкладываемое в них содержание всегда является своим; Византия дала нашей культуре форму, а русские создали ее содержание.

Отношения Византии с миром западноевропейских государств были сложными и противоречивыми: с одной стороны, византийская культура на всех этапах своего развития оказывала большое влияние на культуру католической Европы, с другой стороны, между католицизмом и православием существовало постоянное взаимное отталкивание, имевшее как политические, так и собственно культурные формы выражения. В первые века существования Византии ее императоры стремились к восстановлению единой Римской империи путем присоединения западноевропейских варварских королевств, и этим попыткам в какой-то степени сопутствовала удача – так, византийцы захватили всю Италию. В эпоху раннего средневековья весь Запад был под сильнейшим влиянием византийской культуры: сам Рим в VII – VIII вв. был полувизантийским городом – там был особый греческий квартал с церквами и монастырями; в архитектуре старой и новой римских столиц – Рима и Равенны, доминировали византийские тенденции. Сами западные королевства номинально считались подчиненными византийскому императору – Константинополь до конца VIII в. оставался центром всего христианского мира; здесь жили античные традиции, в том числе и традиция рассматривать западноевропейцев, т.е. слившихся в единое общество потомков германских завоевателей и латинского населения бывшей Западной Римской империи, как варваров. Национально-конфессиональная психология западноевропейцев начала формироваться именно в этих условиях, и в ее основание лег комплекс неполноценности по отношению к византийскому Востоку, закономерно компенсировавшийся комплексом превосходства по отношению к нему же. Сферой, в которой находило свою форму стремление к взаимному отталкиванию двух частей бывшей Римской империи, была тогда религия и церковь.

Различия между Востоком и Западом христианского мира выражались в догматике вероучения, обрядности, церковной организации, типе отношений между церковью и государством. Самым существенным различием здесь было то, что на Западе церковь в условиях распада римского общества и государства взяла на себя исполнение некоторых политических функций, в результате чего она заняла самостоятельную и очень активную социальную и политическую позицию, а на Востоке, где централизованная монархия была по-прежнему сильна, церковь подчинилась государству, точнее, была в него интегрирована, и никогда не вела своей собственной политики. До VIII в. христианская церковь оставалась единой, хотя римские папы порой и конфликтовали с константинопольскими патриархами; но в середине этого века в Италии возникло светское государство пап (Папское государство), и отношения между двумя основными церковными центрами стали быстро ухудшаться.

Изменилась в это время и политическая ситуация: в 800 г. папа римский венчал короля франков императорской короной, т.е. возникла новая империя; это вызвало большой конфликт с Византией, так как византийцы считали наследниками старой Римской империи только себя – а теперь западные варвары становились на один уровень с ними. Однако в руках у византийцев к этому времени находились лишь Южная Италия и Сицилия, поэтому новую империю пришлось признать. Теперь, когда христианский мир разделился на две империи, церкви трудно было бы сохранить свое единство, тем более, что римский папа и константинопольский патриарх никак не могли поделить между собой славянскую паству – и тот, и другой стремились, чтобы болгары, моравы, сербы, русичи приняли веру именно от него (это сулило разнообразные, в том числе политические и финансовые дивиденды). В середине IX в. дело дошло до взаимного анафематствования – папа и патриарх неоднократно прокляли друг друга. Некоторое время номинальное единство церкви еще сохранялось; однако в середине XI в., когда норманны захватили Сицилию, а вскоре и Южную Италию (византийские владения), папство подчинило эти территории своему церковному влиянию и предъявило претензии на другие земли, после чего сохранение единства стало невозможным. В 1054 г. папа и патриарх снова анафематствовали друг друга, произошел официальный разрыв церквей – схизма; католики и православные теперь рассматривали друг друга как схизматиков, т.е. раскольников.

Однако влияние византийской культуры на Западную Европу в течение всего этого времени и даже позднее, до конца XII в., оставалось очень сильным. Византийское искусство служило образцом для подражания не только в Сицилии и Южной Италии, но и в Венеции, соборы которой строили и украшали греческие архитекторы и мозаичисты. Более того: византийское влияние сказывается в искусстве Франции, Германии, Англии, византийский придворный ритуал перенимается императорами Священной Римской империи, даже захватившие принадлежавшую византийцам Сицилию норманнские короли с гордостью носят облачение византийских императоров; Константинополь продолжает оставаться для западноевропейцев городом-сказкой, золотым чудом, которое притягивает их, как магнит, ибо ничего подобного в Европе еще нет.

Правда, это представление о Константинополе как о городе сказочных богатств (что в значительной мере соответствовало истине) сыграло роковую роль для византийцев: в 1204 г. рыцари, участвовавшие в Четвертом крестовом походе, взяли столицу Византии штурмом. Восточная Римская империя распалась, на ее территории образовалась несколько латинских (основанных завоевателями) и греческих государств. Только через полвека борьба византийцев за независимость начала приносить плоды, и в 1261 г. Византия была восстановлена; однако это было лишь жалкое подобие бывшей огромной и могучей империи. Императорам из последней византийской династии Палеологов приходилось опасаться и венецианцев, и монголов, и вышедших из подчинения болгар и сербов, и особенно турок, которые последовательно захватывают одну страну за другой. В попытке получить помощь на Западе Палеологи стремятся установить союз с папским престолом; неоднократно делаются попытки объединения (унии) православной и католической церквей – естественно, на условиях признания верховенства папы. Однако партия латинофилов даже тогда, когда она возглавлялась императорами и некоторыми патриархами, встречала сильную оппозицию православной партии, выступавшей за сохранение чистоты веры; в то же время крестовые походы против турок, предпринимавшиеся европейскими королями по инициативе папы римского, чаще всего заканчивались поражением крестоносцев. В 1439 г. была окончательно установлена уния православной и католической церкви (православная церковь признала примат папы и приняла католическую догматику), но в 1444 г. армия крестоносцев была уничтожена османами в битве при Варне, Константинополь остался без защиты, и в 1453 г. был взят турками штурмом. Через два десятка лет все было кончено – турки покорили последние осколки некогда великой империи; просуществовавшая десять с половиной веков Восточная Римская империя исчезла с лица земли.

Но даже в это тяжелое для Византии время византийская культура продолжала оказывать большое влияние на культуру Запада. В XIV – XV вв. в Византии творила целая плеяда ученых-гуманистов – Феодор Метохит, Никифор Григора, Димитрий Кидонис, Георгий Плифон, Виссарион Никейский и др., идеи которых были восприняты и развиты в Европе. Византийские ученые ездили в Европу, посещали итальянские, французские, английские университеты, в то время, как многие итальянцы учились в Византии. Византийцы, владевшие древнегреческим языком и прекрасно знавшие античную литературу, стояли у истоков Возрождения в Италии и Европе в целом. Они переводили античных авторов на латынь, преподавали в итальянских университетах, вокруг них формировались кружки итальянских гуманистов, положившие начало Ренессансу. Таким образом, византийская культура, пронесшая через века наследие античности, сыграла огромную роль для культуры Запада и всего мира; благодаря Византии была сохранена преемственность между культурой Греции и Рима и культурой Европы Нового времени, обеспечено историческое единство европейской цивилизации.

В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.

1. Развитие образования. В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.

В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.

2. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых - медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, - они должны были поражать воображение иноземных послов.

Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» - зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор - помещение у западного, главного входа; неф (по-французски корабль) - вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами - полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой - местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.

Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении - барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.

4. Живопись. В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой - изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла - смальты. Смальту

укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками - картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон - строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод - обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах - треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле - Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы - его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица - все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц - торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания - меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

В храмах и жилищах помещали иконы - живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон - «Владимирская Богоматерь» - была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран.

Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары (см. ниже). С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.

Византия – это восточная Римская империя. Первоначально основным центром была колония Византий, затем им стал Константинополь. В Византию входили территории: Балканского п-ова, Малая Азия, Месопотамия, Индия с Палестиной, Сирия, Сев. Африка, Сев. Причерноморье. Просуществовала эта империя с 4 в до н.э. – сер 15 века, пока не была разрушена турками-сельджуками.

Она наследница греко-римской культуры. Культура противоречива , т.к. пыталась совместить идеалы античнoсти и христианства. Мир воспринимался как прекрасное Божие творение. Выделяли Божественную сущность человеческой души.

Роль городов. В 4-5 веках крупнейшими городами были: Александрия, Антиохия (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея (Малая Азия), Фессалоники и Коринф (Европейская часть).

Особую роль играл Константинополь (расположен в проливе Босфор). Уже в 4 в. он стал крупнейшим торгово-ремесленным центром, его называли «Мастерской вселенной». В порт прибывали суда из разных стран. Росло также Его значение как культурного и религиозного центра. Шло строительство светских зданий, зрелищных сооружений, храмов.

Роль церкви. Византия – это государство-империя. Император имел неограниченную власть. Он считался смертным, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Императоры показывали себя верными сынами церкви, хотя оказывали глубокое влияние. Церковь воздействовала на общество. Церковь вела борьбу с ересями (отклонялись от официального учения). В 9 в. Восточная церковь (православная) обособилась от Западной (католической). В 11 в. произошел раскол церкви, они стали независимыми ответвлениями от христианства. Сама Византия отделилась от западного христианство.

Период раннего средневековья .

Образование было на высшем уровне. Предпочтение отдавалось энциклопедическим знаниям. Изучались Законы Божии, музыка, эстетика, физическое воспитание.

В Византии развивается институт монашества , особенно в 7-9 веках. Появляется много религиозной литературы жития святых. Была открыта первая высшая школа в 9 веке в Константинополе (закрытая в 7), и медицинское училище.

Наука.

В географии – чертили карты морей, стран, городов, это для Запада было непостижимым.

Значительные успехи в медицине: врач Орибазий составил медицинскую энциклопедию из 70 книг. После утверждения христианства, научные деятели подверглись гонениям, были закрыты школы, уничтожена часть Александрийской библиотеки. Наука становится богословской.

В сер. 6 в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию» (форма земли плоский четырехугольник).

В 6-7 в. господствовала алхимия в поисках божественного эликсира (металл в золото, лечить любые болезни, возвращать молодость). Развивалась химия : краски для живописи и тканей, керамики, мозаик, эмалей.

В 7 в Византийцы изобрели «божественный огонь» - смесь, которая горела на воде, он применялся в осаде крепостей.

Ученый Лев Математик усовершенствовал световой телеграф .

Врач Никита составил сборник по хирургии 9в.

Философия.

В 4-5 веке распространен неоплатонизм – сочетание стоического, эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля. Представители: Прокл и Иоанн Филоспон или Грамматик.

Литература.

Светские поэты пересказывают античные мифы, используют античную метрику, и церковные поэты. Больше евангельским сюжетам.

Стихотворный размер народный стих – это церковная поэзия народным языком (Роман Сладкопевец).

Поэмы о борьбе с врагами – поэма о Дигенисе Акрите.

Животный эпос – сатирическое изображение господ.

Сохранилась практически только богословская литература: Косма Магомский (8в - песнопевец), Иоанн Дамаскин (каноны –гимы из 9 песней), Феодор Студит (каноны, гимны). Написан «Мириобиблион» автор - Фотий – это аннотации к 280 античным и ранневизантийским преданиям с комментариями.

Искусство и Архитектура.

Задачи Византийского искусства – воплотить в художественных образах божественные идеи и красоту человеческого духа.

В архитектуре появляются округлые формы, возникает ротонда, базилика, купола. Самый знаменитый – Собор Святой Марии (6 в. Константинополь), был построен Анфимием и Исидором. По форме это купольная базилика.

Складывается стиль настенной живописи – мозаика. Мозаика церкви св. Виталия в Равенне, мозаика Софии Константинопольской 9в.

Рождается иконопис ь – она изображает Божественный мир в образах земной реальности (Богоматерь с младенцем, Иисус).

Скульптуры из слоновой кости – консульские диптихи.

Музыка.

Гимны – это религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая мистику с эмоциональным содержанием (Иоанн Дамаскин).

Период Македонской династии и династии Комников .

Пробуждается интерес к классической литературе и философии.

Наука и образование .

В 9 в. возрождается ун иверситет – это центр светского образования для всей империи.

В 10 в. созданы сборники и энциклопедии (исторические, с/х, медицинские и ветеринарные).

~ 975 г. создана Суда – 30 тыс. статей объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т.п.

Литература.

Представители: Константин VII Багрянородный, Симеон Метафраст, приспосабливали культурное наследие к интересам господствующей элиты.

В 11 в Михаил Пселл – сочинения по истории, богословию, математике, стихи, оды («Хронография»).

Искусство и архитектура.

Вместо базилики – крестово-купольный храм, это стало доминировать в 10-12в. Храмы становятся меньше, но выше. Купол смотрелся изнутри – символизировал Вселенную. Новый облик храмов – облицовываются. Первый новый тип – базилика Василия Македонянина «Новая церковь».

В искусстве 10-11 в. господствует пышная декоративность .

В 11-12 в. церковная роспись складывается в схему – все храмы расписываются по ней.

11-12 в. подъем в искусстве иконописи – икона Владимирской Богоматери, относится к типу умиление. Высокое мастерство в обработке золота, парчовые ткани, изделия из стекла, резьба из слоновой кости.

Музыка - церковное пение.

Эпоха Палеологов.

В 13 в. Константинополь захвачен крестоносцами. Спад культуры . Уничтожались культурные ценности.

Крупный историк – Никита Хониат, автор труда из 21 книги.

География – Никифор Влеммид, автор «История земли», «Всеобщая география».

Максим Плануд указал на индийское происхождение арабской системы цифр «Счетное искусство по индийскому образцу».

Математика – Николай Артабасд Рабд.

Философия

15 в. - Георгий Гемист Плифон, гуманистическое мировоззрение. Поздневизантийскую философскую мистику представляли Григорий Синаит, Николай Кавасил, Григорий Палама.

Литература.

Представители – Никифор Григор, Лапиф, Акиндин.

Первые итальянские гуманисты - Мануил Хрисолор, Плифон и Виссарион Никейский.

Искусство и архитектура.

Храмы более живописны, пропорции более хрупкие – церковь Апостолов в Солуни. Живопись – драматическое переживание евангельской истории. Цвета более приглушенные, фреска, миниатюра, икона. 14 в Феофан Грек – роспись Спасо-Преображенского собора в Новгороде.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.