Как научится играть на бас гитаре. Уроки игры на бас-гитаре с нуля для начинающих. Пальцы VS медиатор

Основы бас-гитаризма для чайников или обучение игре на басу за десять минут - новости на:::сайт:::

Основы бас-гитаризма для чайников или обучение игре на басу за десять минут

Матерым басюгам воспринимать как юмор! Хотя если только сегодня с утра узнали что вам предстоит играть на басу, то эта статья вам пригодится. Упорно бытует мнение что играть на басу так же как сидеть за ударкой обычно достается тем, кто ничего не умеет делать. Эта статья для тех, кто взял бас в руки впервые в жизни. И срочно надо научиться играть.

Ну действительно, а чего там колбасишь по одной струне - даже думать не надо. В ритм попадай, аккорды учить не надо главное запомнить на каком ладу когда четвертую струну зажать. Даже такой простой бас, который тем не менее часто используется позволяет получить солидное звучание. В общем с таким басом можно уже тру-блэк играть. (На самом деле играть тру-блэк очень тяжело, ибо надо хорошую физическую форму иметь, чтоб колбасить).

Приходит мальчик домой и говорит, "папа а я выучил 12 нот на четвертой струне на басу"
Ну папа ессесмно говорит ему что он молодец.
На следущий день:"папа а я выучил 12 нот на третей струне"
На следущий"папа а я выучил 12 нот на второй струне"
На следующей"папа а я выучил 12 нот на первой струне"
Тут папа его спрашивает, а сделал ли он уроки.
Мальчик: "Какие уроки, у нас завтра концерт"

Надеюсь вы когда-нибудь играли на гитаре. Бас настроен обычно на октаву ниже гитары (если он четырехструнный 4 струна соответствует шестой гитарной 3-5 итд. на пяти- и шестиструнниках добавляется еще струна си). Для начала попробуйте узнать у гитариста какие аккорды он играет. Для начала играйте тоники которые он играет. Главное попадать в ритм. Для незатейливого панка этого уже хватит. А уж если будете попадать в ноты, то это ваще супер.

Как играть?

При игре пальцАми рука должна опираться на деку и почти прямыми пальцами дергаются струны. Если рука не будет лежать на деке это грозит тем, что вы можете промахнуться мимо струны ибо вам будет трудно контролировать свою руку (это крайне неприятно), и кроме того рука у вас быстро устанет и вы начнете лажать с ритмом (а это уже смертельно). При этом если струны стоят низко то у вас может возникнуть звук характерный для слэпа. Если подобный звук чем-либо нежелателен, то можно слегка согнуть кисть так, чтобы колебания струн происходили в плоскости параллельной деке.
Большинство начинающих басистов понтуются тем, что умеют слэпить. Раскрываю страшный секрет как это делается. Расслабленная рука поворачивается на 90 градусов и большим пальцем наносится хлесткий удар по струне. Игра здесь идет за счет движениявсей руки от локтя (соответственно получается довольно большая сила удара). Можно комбинировать слэп с подцепом. В момент когда отводится рука для слэпа указательный и средний пальцы могут подцепить другие струны. Соответственно не нужно каких-либо лишних движений для игры на дополнительных струнах.
Видео об этом можно посмотреть на warwickbass.com в разделе уроков. Немного рекламы, кроме уроков у них еще неплохие инструменты;).

Что играть?

Играть по тоникам вы считаете что неприкольно, ну тогда можно попробовать немного разнообразить ваши партии.
Первое на что стоит обратить внимание это на квинту.

Квинта крайне редко будет диссонировать с тем что кто-либо еще может играть в это время в своей партии.

Тоника обозначена красной точкой квинта синей. Можно так же играть квинта-октава (если брать еще тонику на октаву выше). Подобные приемы довольно характерны для блюза. А рок по большей части пошел именно из блюза. На подобных интервалах построены очень многие басовые партии когда они несут только ритмическую нагрузку. Большая чать power-metall"a punk"a etc использует партии баса построенные на этих интервалах. Бас в большинстве групп не солирующий инструмент, его не слышно, он чувтвуется (например желудком), соответственно надо играть что-то простое, но хорошо.

Поиграв немного вы поняли, что вам все-таки не очень интересно устраивать тупое рубилово. Подумайте еще, возможно вы просто завидуете соло-гитаристу. Для проверки попробуйте хоть раз прекратить играть на репетиции. Чувствуете, что сразу куда-то пропал драйв, музыка перестала "качать".(Соответственно даже если начинаете вдруг лажать не останавливайтесь, а старайтесь снова вернуться в ритм. Тогда возможно посчитают что вы решили сыграть синкопированный бас с нестандартными гармониями) А когда затыкаются соло-гитаристы что происходит? Правильно все вздыхают спокойно. Ибо каждый гитарист мечтает играть соло. Потому, что в соло можно как угодно лажать и все будут считать что это такая фишка. Вообще наблюдение многих музыкантов и звукорежиссеров, что лажа по высоким частотам гораздо менее заметна чем по низким. От сюда следует очень ризонное замечание - басист не должен лажать! Да возможно большинство не заметит кто лажает. Но все почувствуют что идет глобальная лажа. Если басист, ритм-гитарист и ударник будут играть слаженно (то есть лажать вместе одновременно и одинаково) то успех уже почти обеспечен.
Ладно, как вижу я вас не переубедил играть сложные бас-партии. Ну чтож, тогда видимо вы готовы к тому, что вам выскажут все ваши одногруппники.
Во первых, надо выучить расположение всех нот на грифе. Да я знаю, что это много, но вы сами отказались от легкого пути. Далее было бы крайне неплохо получить музыкальное образование. Слово сольфеджио вас не пугает? А зря. Хотя если уже не пугает, то это хорошо.

Ну чтож. Бас это инструмент который позволяет довольно легко получить определенное звучание. Обычно каждый аккорд обыгрывается определенным образом.
При этом обычно используются

Тоника отмечена красным. На сильные доли играется тоника, далее идет обыгрывание по отмеченным ладам данного аккорда. Только не увлекайтесь. При обыгрывании можно менять длительность. В произведениях на 2/4 можно например играть 1/4-1/8-1/8. Звучит круто. Но длинной старайтесь делат тонику. Вот наверное и все основные советы. А дальше стоит почитать литературу о построении гитарного соло, это почти одно и то же что навороченный бас. Только когда играешь бас все-таки желательно играть одинаковые элементы каждый раз. Ибо бас все-таки не даром входит в ритм-секцию. А еще играйте блюз. Там все есть и рок и металл и попса. Все это пошло от туда. Удачи!

Старый Рокер Dr. Andrew

    Добавил Dr. Andrew 26.11.2004//=date("j",$res["date"])?>//=$monthArray)]?>//=date("Y",$res["date"])?>

Известно, что бас гитара пришла на смену контрабасу. Предполагалось, что техника игры останется схожей. Но бас гитара, самый молодой из струнных инструментов, стала стремительно развиваться и продолжает свое развитие. Растет мастерство исполнителей, рождаются все новые стили, жанры и направления музыки, требующие другого подхода к построению композиций, и изменения роли инструмента в группе.

Если Вы решили играть на бас гитаре, и находитесь в самом начале пути, то несколько советов и практических упражнений должны помочь в освоении инструмента.

Расположение нот на грифе бас гитары . Скучно, но необходимо выучить. Вы должны легко находить любую ноту минимум в трех местах грифа, это одна из основ импровизации. Большая часть теории по акустической гитаре нам подходит. На бас гитаре все даже проще: бас имеет симметричный квартовый строй, ноты открытых струн отстоят друг от друга на четыре ступени. Поэтому, все закономерности расположения нот более наглядны и очевидны.

Положение и постановка рук , при игре сидя, тоже мало отличаются от гитарных .

При игре стоя , бас может быть подвешен высоко, на уровне груди. Так принято в джазе, фанке, блюзе, диско. Удобней играть слепом, приемом большой палец вверх. А также при сольной игре выше 12 го лада.

Бас расположен на уровне пояса - встречается наиболее часто, удобно для медиаторной игры.

Низко подвешенный бас . Подходит для слепа, приемом большой палец вниз. В большей степени имиджевый способ, яркий пример -Фли из RHCP.

Техника правой руки.

При игре пальцами применяются:

  • Способ без опоры. Предплечье лежит на деке, пальцы согнуты в суставах, перпендикулярны струнам. Этот способ наиболее трудный,но дает большую свободу. Позволяет изменять тембр, играя на разном расстоянии от бриджа. Позволяет использовать большой палец (существуют особые техники большого пальца).
  • Способ с опорой большим пальцем на верхнюю струну.
  • Способ с опорой на звукосниматель. Самый простой. По началу возможны неудобства быстро нырнуть через одну или две струны.

Пальцы VS медиатор.

Вечная война кланов. Бесполезный спор, кто истинный басист, во многом основанный на мифах.

Миф первый : Медиатором играть проще. На самом деле, требуется немало времени, чтобы освоить безупречный штрих (направление удара), и получить настоящий медиаторный звук. Нужно добиться одинаковой силы атаки при разном направлении удара и на разных струнах.

Требуются упорные тренировки, чтобы развить так впечатляющую Вас огромную скорость. Техники используются для решения абсолютно разных задач. Хотя я знаю исключения. Медиатор подразумевает использование некоторых гитарных приемов в игре. Ими не помешает владеть.

Миф второй : Басисты, играющие пальцами, пришли с контрабаса, а использующие медиатор, гитаристы-неудачники.

Бывает. Но, во-первых, Вы много назовете современных басистов, особенно в рок музыке, которые держали в руках контрабас? Во-вторых, много тех, кто изначально и сознательно выбрали бас, минуя гитару. Она им просто не нравится. А есть еще медиаторные басисты, в свободное время играющие на акустике. Пальцевыми техниками, типа фингерстайл.

Миф третий : Необходимо одинаково хорошо владеть обеими техниками. Да, это статусно, и в теории верно, но на практике, почти никто не применяет обе техники одинаково часто, используя что-то одно. Более того, есть басисты, например Alex Webster, Steve Harris, Lemmy или наш Виталий Дубинин, которые признаются, что играть по другому просто не умеют.

Техника левой руки и позиции.

Поставьте пальцы на четвертую струну. Каждому ладу соответствует свой палец (аппликатура). Вы можете сыграть последовательно четыре ноты подряд четырьмя пальцами, на четырех ладах, на каждой струне. Это называется позиция. Чтобы сыграть другие 16 нот (или 20,или 24) необходимо сместить кисть вдоль грифа. Это смена позиции.

Игра в позициях - один из основных принципов игры на бас гитаре. Бас так устроен, чтобы было удобно исполнять много вариантов партий, в любом стиле, с минимальным количеством перемещений вдоль грифа. Выбор позиции зависит от тональности исполняемого произведения.

Виталий Мякотин 2014 г.


Бас-гитаристы терпят множество насмешек за свою музыкальную карьеру – то мы в 6 струнах разобраться не можем, то у нас все ноты одинаково звучат, то еще что-то. Но сколько бы желчи на нас ни вылили, мы-то с вами знаем, что ни один коллектив без баса обойтись не сможет. Без – запросто, без ударных – тоже не проблема, но без баса – нет.

Уникальность бас гитары (и контрабаса) заключается в том, что она является связующим звеном между гармонией и ритмом или, другими словами, между мелодией и грувом. Находясь в золотой середине музыкального потока, бас выполняет сопровождающую функцию для всех инструментов. Например, крайне важно играть вместе с ударником, но при этом не долбить одну ноту всю дорогу, а в нужный момент сыграть красивую фразу, которая правильно подчеркнет мелодию композиции. Именно подобная комбинация является краеугольным камнем хорошей игры басиста в команде.

Если вы уже практикующий бас-гитарист или только собираетесь взять в руки “весло”, рекомендуем ознакомиться с приведенными ниже способами улучшения качества вашей игры.

1. Планируйте занятие

Не садитесь за инструмент просто так – вы потратите время зря. У вас должна быть четкая цель для каждого урока. Например, сегодня я учу арпеджио в разных позициях, завтра играю двухоктавные гаммы, а послезавтра играю под аккомпанемент. Создавайте себе планы на неделю, исправно занимайтесь каждый день, и уже через месяц ваши коллеги по бэнду приятно удивятся вашему прогрессу.

2. Играйте с метрономом

Как ни крути, а басист должен быть “чОтким и ровным”. Каждое занятие должно начинаться и заканчиваться под стук метронома. Начинайте разучивать упражнение или пьесу с медленного темпа, постепенно ускоряясь. Помните, если вы можете сыграть медленно, то можете сыграть и быстро.

3. Найдите учителя

Запишитесь в музыкальную школу или пойдите к преподавателю – это мгновенно улучшит ваш рабочий процесс, и вы быстро выйдете на качественно новый уровень. Опытный преподаватель сумеет различить ваши сильные и слабые стороны, поможет, если вы застряли в освоении нового материала. Кроме того, подобные занятия привносят дополнительную мотивацию – неподготовленным на урок идти стыдно.

4. Сделайте из техники музыку

Конечно, гаммы – “наше все”, но разучивая очередной крутой прием, постарайтесь оживить упражнение, превратив его в музыку. Если вы осваиваете, например, слэп, используйте его в контексте мелодии или партии, которую вы хорошо знаете. Таким образом вы не просто овладеете теорией, а и сразу примените прием на практике.

5. Учите мелодию композиции

Конечно, проще овладеть непосредственно бас-партией, но для улучшения качества своего исполнения и, что немаловажно, мышления, необходимо уметь играть мелодию песни. Способ достаточно простой – возьмите любимую тему и постарайтесь “снять” ее мелодию. Не стоит от своих первых попыток ожидать идеального результата, поначалу достаточно малого. Изучение всех аспектов композиции даст вам полную картину музыки, которую вы играете и позволит взглянуть на свою игру с другой стороны.

6. Занимайтесь с радио

Бас-гитара дает уникальную возможность музыканту играть “на шару”. “На шару”, конечно, играть плохо, но иногда случаются ситуации, когда это необходимо. Например, вы выходите на кабацкую сцену, и из зала заказывают песню, которую из команды не знаете только вы. Не беда, на помощь приходит шара. Вам говорят аккорды, приблизительную структуру, и погнали. Причем тут радио? При том, что уже после нескольких занятий вы поймете, насколько похожа и однотипна современная рок и поп музыка по своей структуре. В ходе занятий “под радио” вы научитесь предугадывать развитие песни и составлять на ходу несложные, но эффективные партии.

7. Вычищайте свой звук

Все посторонние шумы и призвуки должны быть устранены на корню. Если в хоть в какой-то позиции на грифе вы слышите, как бьются струны об порожки лада – отрегулируйте высоту струн. Инструмент должен быть отстроен “от и до”. Также помните, что необходимо глушить открытые четвертую и третью струны, иначе характерного гула при игре не избежать.

8. Работайте над звукоизвлечением

Ваша игра должна быть плавной, без рывков и “корявчиков”. Если вы не можете сыграть партию без халтуры, упростите ее – она пока вам не по зубам, а сыграть сложно вы еще успеете. Работайте над улучшением техники левой руки, выполняйте упражнения на координацию. Если вы играете пальцами (правая рука), убедитесь, что ход у вас ровный. Это касается и медиатора.

9. Найдите свой стиль

Вторым Вутеном или Фли вы вряд ли станете. Да и кому это нужно, если есть оригинал? Конечно, использовать их приемы никто не запрещает, но гораздо круче отыскать свое “я” в игре на инструменте. Бас гитара очень молода, и всех ее возможностей и тонкостей музыканты пока не изучили. Впереди еще масса открытий и, возможно, именно вам предстоит отыскать кардинально новый подход к инструменту, как это в свое время сделал великий Жако Пасториус.

На этом все. Долговечных вам струн и симпатичных фанаток! До скорого!

Приветствую вас, уважаемые любители, такого замечательного и многогранного инструмента как — гитара. Разновидностей гитары существует довольно много, ну взять хотя бы самые известные: классическая гитара, акустическая гитара, электрогитара, бас-гитара. В сегодняшней статье мы поговорим как раз о последней из выше предложенного списка. Как играть на бас гитаре? Такой вопрос задают себе все начинающие музыканты, решившие освоить этот замечательный и разнообразный инструмент.

Самое распространённое заблуждение, касающееся бас-гитары – научиться играть на бас гитаре гораздо легче, чем научиться играть на акустической или на электрогитаре. Игра на бас гитаре предполагает не только наличие слуха, но и наличие чувства ритма, ведь именно бас-гитара вкупе с барабанной установкой задают ритм партию любой композиции.

В этой статье мы рассмотрим самые простые, самые основные моменты игры на бас-гитаре, а именно : как правильно держать данный инструмент, разучим правильную постановку правой руки и узнаем еще много различных интересных моментов касающихся бас-гитары.

Как правильно держать инструмент

Обучение игры на любой гитаре начинается с урока о том — как правильно держать инструмент. Ведь от того насколько правильно вы держите гитару зависит то, насколько быстро и правильно вы ее освоите. А то насколько правильно вы ее освоите, напрямую влияет на технику и скорость вашей игры, так, что рекомендую отнестись к данному уроку очень серьезно.

Итак, следуйте приведенным ниже пунктам :

  • Играть на бас гитаре можно в двух положениях: сидя и стоя. Принципиальной разницы между двумя этими положениями нет, но все же, некоторые различия есть. Предпочтительнее сидячий вариант, но для некоторых музыкантов, например для бас-гитаристов выступающих на сцене с группой – такой вариант неприемлем;
  • Для начала рассмотрим сидячий вариант. Сядьте на стул (стул должен быть средней высоты), слегка раздвиньте ноги и разместите между ними инструмент таким образом, чтобы головка грифа располагалась на уровне плеча или немножко выше, таки образом вам будет удобно играть;
  • Правая рука должна быть расположена на деке гитары таким образом, чтобы локоть “лежал” на основании корпуса;
  • Для того, чтобы играть на босу стоя, вам нужен специальный ремень. Предположим, он у вас есть, теперь нужно настроить его длину советующим образом: головка грифа должна быть на уровне плеча (по аналогии с сидячей позицией), правая рука должна свободно двигаться, чтобы была возможность удобно играть на всех четырех струнах инструмента.

Надеюсь, вы разобрались с тем как правильно держать инструмент, если нет, то рекомендую еще раз прочитать вышепредложенной текст.

Приемы игры

Всего существует три основных приема игры на бас гитаре, ниже вы можете ознакомиться с названиями и описаниями приемов:

  • Пиццикато – этом термином обозначается игра “щипком”. При использовании этой техники гитара звучит мягко и красиво, часто используется для исполнения “легких” гитарных партий, например в джазе. Играть можно любым пальцем, кроме мизинца. При игре вы выполняете щипковое движение;
  • Слеп – техника данной игры заключается в ударе боковой стороной большого пальца по струнам, возможно, вы уже видели, как данным стилем играет какой-нибудь бас-гитарист;
  • Игра медиатором – при использовании данной техники игры, звук получается более отчётливым и жестким, нежели при использовании приемов: пиццикато или слепа. Лучше всего подходит музыкантам, исполняющим тяжелую музыку.

Подберите для себя наиболее интересный для вас способ игры.


Упражнения для начинающих

Перед тем как мы приступим к упражнениям, я расскажу — как обозначаются пальцы на бас-гитаре (в отличие от обычной гитары, пальцы на бас-гитаре обозначаются не цифрами, а буквами ):

  • Латинская буква “p” – большой палец;
  • Латинская буква “i” – указательный палец;
  • Латинская буква “m” – средний палец;
  • Латинская буква “a” – безымянный палец.

Чтобы закрепить пройденный материал, давайте начнем выполнять простые упражнения, которые как раз подойдут человеку только начинающему осваивать гитару.

Итак, простые упражнения для начинающих :

  • Начинайте играть первую струну четыре раза, при этом чередуя указательный палец со средним пальцем, т.е. 1 — “i”-2-“m”-3-“i”-“m”;
  • После того, как отыграна первая струна, переходите ко второй, далее к третьей, четвертной;
  • После того, как все струны пройдены до конца, начинайте выполнять то же упражнение в обратном порядке, прибавляя палец “a”.
Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

В этой статье рассмотрим основные приемы игры на бас-гитаре.

Бас-гитара

С трунный щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих музыкальных стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в популярной музыке.
Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист.

Устройство, особенности бас-гитары

Основная область применения бас-гитары — современная популярная и джазовая музыка, в классической музыке бас-гитара используется реже обычной шестиструнной гитары. Роль бас-гитары в ансамбле также отличается от роли обычной гитары — бас-гитара чаще используется для аккомпанемента и ритмической поддержки, чем в качестве солирующего инструмента.

Звучит бас-гитара на октаву ниже обычной гитары , и настраивается по квартам (то есть каждая следующая открытая струна звучит на кварту ниже предыдущей), таким образом стандартная настройка бас-гитары совпадает с настройкой четырех басовых струн обычной гитары, только на октаву ниже. Диапазон обычной четырёхструнной бас-гитары составляет почти три октавы — от Ми контроктавы до Соль первой октавы.

Низкочастотные звуки из диапазона бас-гитары плохо звучат вместе, что обуславливает мелодический характер басовых партий. Гармонические гитарные приемы, такие как игра аккордами, интервалами, арпеджио и т. п. редко применяются при игре на бас-гитаре.

В отличие от остальных разновидностей гитар бас-гитара имеет следующие конструктивные особенности , обусловленные необходимостью получить более низкий диапазон звучания:

  • Большие размеры;
  • Увеличенная мензура (864 мм против 650 мм у классической гитары);
  • Более толстые струны;
  • Уменьшеное число струн (наиболее распространены 4-струнные бас-гитары).

Исторически бас-гитара впервые появилась как электрогитара и только затем был создан акустический вариант, в отличие от обычной гитары, где все было наоборот — сначала возникновение акустической гитары, а затем преобразование её в электрогитару.

Техники игры на бас-гитар

Пиццикато — самая распространенная техника. Заключается в том, что большой палец кладется на звукосниматель или струну, а указательным и средним пальцами извлекаются звуки. Некоторые виртуозные музыканты используют, помимо указательного и среднего, еще безымянный и даже мизинец.

Игра медиатором — довольно популярная техника, при которой на басу играют так же, как и на обычной гитаре .

Рэкинг — игра одним пальцем. Применяется в некоторых переходах, в которых использование двух и более пальцев отвлекает внимание басиста.

Хаммер-он — техника, при которой звук возникает от резкого и сильного прижимания струны к грифу левой рукой.

Пулл-офф — техника, при которой звук возникает от резкого «дергания» струны левой рукой. Получается как бы «съезжание» с зажатого лада.

Слайд — техника, также используемая на других гитарах. После извлечения звука правой рукой, левая рука скользит по грифу вверх и вниз, но не отпускает струну.

Слэп — техника, при которой звук извлекается с помощью двух приёмов: быстрого удара по струне, называемого слэп (slap) и подцепа струны снизу в направлении от корпуса инструмента, называемого поп(pop). Обычно эти два приёма чередуются при игре линии, но есть музыканты тяготеющие к какому-то одному приёму. Получаемое звучание довольно резкое, звенящее, хорошо артикулированое. Данная техника характерна для музыкального стиля фанк, но также используется и во множестве других стилей, в основном в качестве акцента в партии, но иногда и в чистом виде. Как пример музыканта, исполняющего партии слэпом можно назвать американского бас-гитариста Майкла Бальзари, известного как Фли из Рэд Хот Чили Пепперс (Michael Balzary aka Flea from Red Hot Chili Peppers).

Дабл-тампинг — техника игры такая же как и слэп, только выполняется в двух направлениях большим пальцем. Как пример великолепного владения данной техникой, можно назвать одного из лучших в мире бас-гитаристов — Виктора Вутена (Victor Wooten).

Тэппинг — особая техника, заключающаяся в прижимании струн к грифу пальцами. При этом щипок не производится, а звук происходит от ударов струн о лады. Играть тэппингом можно как одной рукой, так и двумя. В случае игры одной рукой техника аналогична хаммеру. При игре двуручным тэппингом звук извлекается также и другой рукой, при этом манера извлечения тоже аналогична хаммеру, но постановка руки, разумеется, иная.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.