Вандер певец. Стиви Уандер – поцелованный богом

Впитавший с младых ногтей уникальный саунд лейбла Motown Стиви Уандер продолжил традицию этой звукозаписывающей студии. Первое время его репертуар составляли композиции в жанрах поп-музыка и соул. Позднее Уандер предложил слушателям амбициозный гибрид из аккордов Tin Pan Alley (прим.ред. – собирательное название американской коммерческой музыкальной индустрии), энергии R&B с яркими вкраплениями джаза, регги и африканских ритмов.

Стиви Уандер – новатор в области студийной звукозаписи и первопроходец в использовании синтезаторов. Он является одним из немногих музыкантов, исполняющих на своих пластинках, партии практически всех инструментов, причем делающий это виртуозно и непринужденно.

Стиви Уандер – биография, факты, фото

Песни Уандера отличаются социально значимыми темами о жизни в гетто и о нарушении гражданских прав.

Уандер на студии Motown

Активный сторонник ненасильственных политических изменений, последователь Мартина Лютера Кинга и Махатмы Ганди Уандер олицетворяет собой наивный утопизм 60-х. В то же время исполнитель оставался абсолютно современным в своих музыкальных экспериментах.

Little Stevie Wonder

Стиви и Бэрри

Выдающийся талант Стиви Морриса (настоящее имя музыканта) одним из первых оценил Ронни Уайт из группы The Miracles.

Он случайно услышал, как 10-летний слепой мальчик играет на гармонике, и познакомил юное дарование с генеральным директором и президентом фирмы Motown, легендарным Бэрри Горди-младшим.

Тот, в свою очередь, тоже был покорен талантом вундеркинда. Назвав мальчика Little Stevie Wonder – Маленьким Чудом Стиви, – Горди-младший предложил ему контракт.

8 месяцев спустя сингл Уандера Fingertips возглавил чарт R&B. И на студийных записях, и на концертах юный Стиви не только пел, но и играл на гармонике, ударных, фортепиано и органе.

Первые 3 года в шоу-бизнесе мальчика представляли публике как превосходного R&B-исполнителя «в стиле Рэя Чарльза» не в последнюю очередь из-за того, что оба музыканта были слепыми.

Уандер олицетворяет собой наивный утопизм 60-х

Кадр из фильма со Стиви Уандером

Кадр фильма Muscle Beach Party

В 1964 году Стиви Уандер появляется на киноэкране в фильмах Muscle Beach Party и его сиквеле Bikini Beach.

К концу 70-х стиль Уандера становится более разнообразным. В репертуаре появляется кавер-версия на дилановскую Blowin’ in the Wind, оптимистичная A Place in the Sun и инструментальная версия Alfie Берта Баккарака. В 1969 году баллады My Cherie Amour и Yester-Me, Yester-You, Yesterday достигают верхних позиций хит-парада.

Свой путь

Повзрослев, Стиви Уандер решил взять развитие карьеры под свой контроль. К моменту выпуска Sealed & Delivered он фактически являлся собственным продюсером и аранжировщиком, исполнял партии большей части инструментов, а новый материал писал в содружестве со своей женой Сайритой Райт.


Свадьба Стиви Уандера и Сайриты Райт

В этот период были записаны еще 3 сингла: Signed, Sealed, Delivered I’m Yours, Heaven Help Us All и If You Really Love Me.

В 1971-м, по достижении 21 года, Уандер заключил новый контракт с Motown, согласно которому он стал первым артистом, получившим полный творческий контроль, а также деньги, которые заработал, будучи несовершеннолетним. Правда, из заработанных 30 миллионов долларов, ему достался всего 1 – таковы были условия первого контракта.

В то время его песни поддерживали корпоративную традицию лейбла выпускать жизнерадостные треки, которые радиостанции охотно берут в ротацию. Но тем не менее они все же отличались от основной массы, выделяясь социально значимыми темами. Тексты были о трудностях в жизни в гетто или нарушении гражданских прав.

Начиная с Music of My Mind, музыкальная палитра альбомов Уандера значительно расширяется. В музыке слышно влияние госпела, рок-н-ролла, джаза, африканских и латино-американских ритмов.

Арсенал инструментов обогащается синтезаторами, которые становятся отличительной особенностью его саунда.


Стиви Уандер и Мик Джаггер (1972)

Благодаря совместному туру с The Rolling Stones в 1972 году значительно расширилась аудитория его поклонников. Через несколько месяцев две композиции Уандера уверенно возглавили хит-парады. Речь идет о Superstition, изначально написанной для Джеффа Бека, и You Are the Sunshine of My Life из альбома Talking Book.

В 1972-м его брак с Сайритой Райт, продлившийся всего год, распался. В следующем году он попал в серьезную автокатастрофу, после которой на 4 дня впал в кому.

Хиты Стиви Уандера

В 80-е Уандер сократил студийную деятельность и большую часть времени гастролировал

В последующие 4 года Уандер выпустил три альбома, в которые к тому же вошли 3 топ-сингла (You Haven’t Done Nothin; I Wish; Sir Duke), каждый из которых разошелся миллионными тиражами. За это время Уандер получил 15 премий «Грэмми».

На песни Уандера записывались и продолжают записываться многочисленные кавер-версии. Множество музыкантов признавали его влияние на их творчество – от Джеффа Бека и до Боба Марли.


Стиви Уандер и Би Би Кинг (1972)

Работая с , братьями Джексон, группой The Supremes, Минни Риппертон, Руфусом и Сайритой Райт, Уандер зарекомендовал себя как автор песен и продюсер.

Пластинка Songs in the Key of Life , выпущенная по новому контракту с Motown (на сумму 13 миллионов долларов), стала настоящим проявлением артистической зрелости и мощи. На 14 недель альбом утвердился на вершине чартов.

Поиски нового звучания

Следующий диск, Journey Through the Secret Life of Plants , запись которого продолжалась 3 года, являлся саунтдреком к одноименному документальному фильму. Преимущественно инструментальный альбом не вызвал особого интереса в то время. Сегодня вполне может рассматриваться как предшественник музыки жанра New Age.


Hotter Than July
стал своеобразным возвращением к танцевальному духу ранних альбомов, обновленному современными веяниями, вроде регги и рэпа. Он содержал Master Blaster (Jammin’) и Happy Birthday – своеобразный призыв артиста о придании дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника.


Стиви Уандер со студентами театра в Гарлеме

В 1982-м поклонники творчества Уандера, уже давно ожидавшие альбома с новым материалом, услышали That Girl, Do I Do, дуэт с Полом Маккартни Ebony and Ivory и ретроспективу лучших песен Musiquarium.

В 80-е Уандер резко сократил студийную деятельность, однако продолжал гастролировать.

Стиви Уандер стал первым артистом лейбла Motown, выступившим в странах Восточного блока.


Стиви Уандре и Боб Дилан

В 1982 году вместе с Бобом Диланом и Джексоном Брауном Уандер принял участие в концерте-митинге Peace Sunday (Мирное воскресенье) на стадионе Rose Bowl, призывающем к прекращению гонки ядерных вооружений.

Двумя годами позже он получил символические ключи от Детройта, где прошло его детство, и впоследствии даже подумывал принять участие в выборах на пост мэра города.


Элтон Джон и Стиви Уандер 1973 год

Из других событий десятилетия стоит отметить:

З апись партии гармоники в треке Элтона Джона I Guess That’s Why They Call It the Blues.

У частие в записи композиции We Are the World.

О скар за лучшую песню I Just Called to Say I Love You, вошедшую в саундтрек к фильму «Женщина в красном».

Посвятив награду Нельсону Манделе, Уандер настолько разозлил южно-африканские власти, что вся его музыка была запрещена для трансляции на местных радиостанциях.

Part-Time Lover стал первым синглом, одновременно возглавившим хит-парады разных направлений – поп-музыки, R&B, диско.

Альбом In Square Circle , в который вошел этот трек, достиг 5-й строчки чарта и принес Уандеру «Грэмми» в категории «Лучшее мужское вокальное исполнение в стиле R&B».

Критики и публика благосклонно относилась к творчеству Уандера. Успех этих работ не мог сравниться с всеобщим признанием, которого достигли его пластинки 70-х.

Стиви Уандер и Майкл Джексон

Стиви Уандер и Майкл Джексон

Благодаря дуэтам с Майклом Джексоном (Get It) и Хулио Иглесиасом (My Love), записанным в 1988 году, имя Уандера по-прежнему оставалось на слуху.

Годом позже он был торжественно включен в Зал славы рок-н-ролла. Список наград пополнился «Грэмми» «За музыкальные достижения всей жизни».

В 1995-м, через 4 года после получения Nelson Mandela Courage Award, он выпустил альбом Conversation Peace, над которым трудился с конца 80-х.

Реакция критиков на 74-минутную работу была смешанной, но в целом положительной. Все радовались самому факту возвращения Уандера к студийной работе после 8-летнего перерыва.


Стиви Уандер и Майлс Дэвис

В 1999 году Уандер выступил в концертной программе Супербоула, а также оказался среди тех, кто получил ежегодную награду за достижения жизни и вклад в американскую культуру Kennedy Center Honors.

К радости поклонников, он появился в часовом ток-шоу Donny & Marie, где исполнил несколько хитов, в основном аккомпанируя себе на клавишных.

Завершая декаду и столетие в целом, в ноябре 1999 года Уандер выпустил бокс-сет из четырех дисков At the Close of the Century. На нем в хронологическом порядке были собраны его лучшие песни за 40 лет.

A Time to Love

В 2005 году знаменитый музыкант записал первый за более чем десятилетие альбом с оригинальным материалом A Time to Love.

  • В записи заглавного трека приняли участие Пол Маккартни и Индиа.Ари.
  • В So What the Fuss слышна гитара и вокал девушек из En Vogue.
  • На How Will I Know к Уандеру присоединилась его дочь Аиша Моррис.
  • Сингл From the Bottom of My Heart принес музыканту очередную награду «Грэмми» – «За лучшее мужское вокальное поп-исполнение». На церемонии вручения награды он исполнил знаменитую Higher Ground в дуэте с Алишей Киз.

Уандер и Маккартни

В том же году Уандер принял участие в концерте Live 8 в Филадельфии и исполнил попурри из своих хитов перед началом Супербоула в родном Детройте.

Следующий год ознаменовался участием в телешоу American Idol, где Уандер выступил в качестве наставника. В рамках проекта каждый из 12 участников исполнил один из его хитов перед многомиллионной телеаудиторией. В 2007 году артист предпринял первый концертный тур за 10 лет, A Wonder Summer’s Night, выступив сначала в США, а затем в Европе.

В интервью Rolling Stone тогдашний кандидат в президенты США Барак Обама назвал Уандера своим «музыкальным героем», и тот вскоре вернул комплимент, выступив на Демократической национальной конвенции 2008 года в Денвере.

Композиция Signed, Sealed, Delivered I’m Yours стала неофициальным предвыборным гимном Обамы.

В январе 2009 года Уандер выступал на церемонии празднования инаугурации Обамы в Мемориале Линкольна, а так же на одном из десяти инаугурационных балов. Месяц спустя на специальной церемонии в Белом доме Обама наградил Уандера премией Гершвина «За достижения жизни».

Барак Обама награждает Стиви Уандера премией Гершвина

Награждение Стиви Уандера в Белом доме

В 2009 году артист выдал серию ярких выступлений, первым из которых стало совместное с Jonas Brothers исполнение Superstition на вручении 51-й премии «Грэмми». В июле Уандер принял участие в прощании с Майклом Джексоном в Лос-Анджелесском Staples Center, исполнив Never Dreamed You’d Leave in Summer и They Won’t Go When I Go.


Уандер и сэр Элтон Джон
В своей гуманитарной деятельности Стиви Уандер сосредоточен:
  • на борьбе с распространением СПИДа и апартеидом,
  • на участии в кампаниях против вождения в нетрезвом состоянии и злоупотреблении наркотиками,
  • на сборе средств для слепых детей и детей с особенностями развития,
  • на помощи бездомным.

Перевод Эллы Веселковой. Статья журналиста Дэниэла Крепса из «Энциклопедии рок-н-ролла журнала Rolling Stone» (2001), опубликованной издательством Simon & Schuster.

Стиви Уандер – музыкант американского происхождения, от рождения слепой. Основоположник классического стиля соул и R’n’B. Певец с диапазоном голоса в 4 октавы, мультиинструменталист, композитор, продюсер. 25 раз становился лауреатом «Грэмми».

Будущий певец родился 13 марта 1950 года в городе Сагино в штате Мичиган. В семье воспитывалось шестеро детей, третьим из которых стал Стиви. Мальчик, которому дали имя Стивленд Хардэуэй Джадкинс, появился на свет раньше срока и был помещен в инкубатор для недоношенных. Слабое от природы зрение окончательно испортилось после того, как врачи не рассчитали подачу кислорода ребенку.


Молодой Стиви Уандер с губной гармошкой

Лула Мэй Джадкинс, мать Стиви, не стала зацикливаться на недуге сына, а всеми способами помогала мальчику приспособиться к окружающему миру. Стиви научился самостоятельно передвигаться, изучил грамоту по обычному букварю, в котором нащупывал печатные буквы.


В 1954 году Лула Мэй вышла замуж второй раз и переехала с детьми от первого брака в Детройт, поменяв фамилию на Моррис. В 9 лет мальчику подарили губную гармошку, а затем в доме появилось пианино, на котором Стиви быстро научился подбирать знакомые музыкальные композиции и Сэма Кука. Помимо занятий на инструментах мальчик пел в церковном хоре.

Музыка

Однажды на воскресном богослужении подростка заметил Джеральд Уайт, брат Ронни Уайта из группы The Miracles, и пригласил на прослушивание. Вскоре Стиви познакомился с основателем Motown Records Бэрри Горди. Продюсер сразу же дал мальчику псевдоним – Little Stevie Wonder - и подписал контракт, по которому Стиви отправился в 4-месячные гастроли. Вместе с музыкантами компании Motown Стиви выступил в 94 концертах.


В 11-летнем возрасте под руководством Кларенса Пола, продюсера фирмы, Стиви записал первый хит «I Call It Pretty Music, But the Old People Call It the Blues», через год появился первый альбом юного музыканта «The Jazz Soul of Little Stevie» и синглы «Little Water Boy» и «Contract on Love». С началом концертной деятельности Стиви Уандер забросил школу, но, чтобы получить диплом, мальчику пришлось отучиться в спецшколе для слепых по ускоренному курсу.

В 13 лет Стиви засветился с хитом «Fingertips», который исполнил вместе с Марвином Гэем, песня сразу же заняла первые строчки поп- и R"n"B чартов. В этом же году вышел концертный альбом певца «Little Stevie Wonder the 12 Year Genius. Recorded Live».

В 1964 году на экранах состоялась премьера картины «Muscle Beach Party» с участием Стиви Уандера в главной роли, еще через год музыкант появился в продолжении франшизы – фильме «Bikini Beach». Помимо работы в кинематографе Стиви выпустил ряд синглов: «Pretty Little Angel», «Castles in the Sand», «Hey Harmonica Man», «Happy Street» и альбом «Stevie at the Beach», в который вошли песни из кинофильмов. Хит Смоки Робинсона из The Miracles «Tears of a Clown», который сочинил Стиви Уандер в рамках работы в компании Motown, занял первые позиции в музыкальных чартах.


В 1971 году Стиви Уандер создал первый концептуальный R&B-диск «Where I’m Coming From», который отличался от предыдущих сборников особым музыкальным стилем автора, лишенным сентиментальности. Певец не только самостоятельно написал и аранжировал все композиции для пластинки, но и полностью спродюсировал альбом. После выхода диска Стиви заканчивает сотрудничество с Motown по первому контракту.

Пересмотрев отношения с главной звездой лейбла, президент компании Берри Горди подписывает с Уандером второй договор, по которому певец получает полную свободу творчества. Экономическая независимость позволяет музыканту отдаться концептуальным проектам. В 1972 году появляются сразу два альбома автора - «Music Of My Mind» и «Talking Book», приближенных по звучанию к року.


Для записи песен Стиви Уандер использовал большое количество инструментов, в том числе и синтезатор, на которых играл сам. Певец применил технику наложения голоса, что позволило записать все вокальные партии самостоятельно. В текстах Стиви, помимо романтических сюжетов, обратился к мистическим, политическим и социальным темам.

В 2003 году альбомы «Music Of My Mind» и «Talking Book» заняли 284 и 90 место соответственно в списке «500 величайших музыкальных композиций всех времен» издания Rolling Stone. За две музыкальные композиции из второго сборника Стиви Уандер получил три премии «Грэмми». В это время музыкант начал сотрудничать с группой Rolling Stones и отправился с рокерами в мировое турне.


Стиви Уандер и Мик Джаггер из группы "Rolling Stones"

Диск «Innervisions» 1973 года выпуска трижды стал лауреатом премии «Грэмми», в том числе и в номинации «альбом года», и был признан критиками лучшим диском классического периода музыканта. Звезды эстрады Рэй Чарльз, Red Hot Chili Peppers и другие использовали музыкальные композиции из сборника для создания кавер-версий.

Релиз альбома совпал с автокатастрофой, в которую попал Стиви Уандер. Певец пролежал неделю в коме, после чего утратил обоняние. Восстановившись, Стиви продолжил заниматься музыкой. Через год артист записал диск «Fulfillingness" First Finale», отличающийся от предыдущих пластинок большей самоуглубленностью. За создание альбома автор удостоился 4 премий «Грэмми».


В 1976 году появляется альбом «Songs In The Key Of Life», который занял 1 позицию в музыкальном рейтинге Billboard 200 и стал самым кассовым среди всех альбомов, созданных за творческую биографию Стиви Уандера. В 80-е годы музыкант записывает три альбома: «Hotter than July», «In Square Circle» и «Characters».

В эти годы певец начинает тесно сотрудничать со звездами мировой эстрады , . Выходят первые клипы певца: «Lately», «Happy Birthday», «That Girl», «I Just Called to Say I Love You», «Love Light in Flight», «You Will Know», «Free», «Funday».

В 1987 году британский певец создает хит «Fragile» после скандального убийства боевиками группировки Contras в Никарагуа, которую поддерживало американское правительство, инженера Бена Линдера, работавшего на гидроэлектростанции в Южной Америке.

Релиз песни прошел незамеченным, но в 2001 году композиция обрела вторую жизнь после трагедии 11 сентября 2001 года, когда к Стингу присоединился американский музыкант Стиви Уандер. Видео концерта, на котором выступили две звезды, собрало 5,6 миллионов просмотров на хостинге YouTube.

Почти на 20 лет Стиви Уандер отходит от концертной деятельности, регулярно переиздавая сборники с лучшими композициями прошлых лет. В 2007 году артист объявил о большом гастрольном туре «A Wonder Summer’s Night» по городам США. Турне артист устроил в память о матери, которая умерла годом ранее. Все сборы от продажи билетов пошли на благотворительность. В 2007 году певец посетил фестиваль «Новая волна» в Юрмале, через год дал большой концерт в Лондоне, который позднее был выпущен в DVD-формате.

Личная жизнь

Стиви Уандер всегда пользовался вниманием у женщин и отвечал взаимностью. Впервые музыкант женился в 1970 году на сотруднице бренда Motown Сайрите Райт, которая стала соавтором первого самостоятельного альбома Уандера. Через год союз распался.


Долгое время Стиви жил в гражданском браке вместе с Иоландой Симмонс, которая стала матерью первых двух детей певца. После очередного расставания Стиви начал встречаться с певицей Мелоди Маккалли, матерью третьего ребенка Уандера.


Вскоре музыкант взял в жены Карен Миллард. В новой семье родилось двоих детей. Следующая муза Стиви Уандера – модель Томика Робин Брэйси - подарила певцу двух дочерей. По слухам, у звезды есть еще двое детей от возлюбленной, имя которой неизвестно прессе.

Стиви Уандер сейчас

Сейчас Стиви Уандер отпраздновал 67-летний юбилей и в июне узаконил отношения с возлюбленной Томикой Робин Брэйси, с которой живет уже 5 лет.


Закрытая свадебная церемония прошла 17 июня 2017 года на Ямайке. На мероприятии по замыслу должны были собраться все дети певца, а также друзья из шоу-бизнеса.

Дискография

  • «The Jazz Soul of Little Stevie» - 1962
  • «Down to Earth» - 1966
  • «Someday at Christmas» - 1967
  • «My Cherie Amour» - 1960
  • «Music of My Mind» - 1972
  • «Talking Book» - 1972
  • «Innervisions» - 1973
  • «Fulfillingness’ First Finale» - 1974
  • «Songs in the Key of Life» - 1976
  • «Hotter than July» - 1980
  • «In Square Circle» - 1985
  • «Conversation Peace» - 1995
  • «A Time to Love» - 2005

Биография Стиви Уандера (Stevie Wonder)

Настоящее имя: Стивлэнд Джадкинс (Steveland Judkins) или Стивлэнд Моррисом.
Родился: 13 мая в 1950 г. в городе Сагинау, штат Мичиган.
Мать: Лула Хардэуэй.
Инструменты: мультиинструменталист.

Доказано, что через зрительный аппарат человек получает до 90 процентов всей информации о внешнем мире. Но это вовсе не значит, что лишенные столь мощного информационного канала не могут быть такими же развитыми, как их зрячие братья и сестры. Ведь не все человек приобретает за время жизни. Кое-что ему дарит природа вместе с первым криком и лучом солнца, озаряющим родильную палату, и это не отнять пугающей темноте и черным очкам. Но лишь немногим удается не замкнуться на своем физическом недуге, очистить болезненное воображение , которое давно уже стало внутренним миром, от абстракций и кошмарных картин, отыскать иной источник удовлетворения жажды жизни и развить свои таланты до высочайшего уровня мастерства, неподвластного заурядному человеку.

Стиви Уандер, один из немногих исполнителей, который может вызвать улыбку на лице даже против вашего желания, вот уже 36 лет. Не зная уныния, он несет свою карму гениального музыканта. Видно так и должно было случиться однажды, когда в инкубационную камеру к младенцу, который родился на месяц раньше положенного срока, подали чрезмерную дозу кислорода, и он ослеп, так толком и не рассмотрев этот мир. Его безутешная мать Лула Хардэуэй безуспешно пыталась исправить роковую ошибку медперсонала, обращалась к профессорам, знахарям и шарлатанам, пока Стиви не вырос и не убедил ее в том, что «он счастлив, будучи слепым». Он назвал это божьим даром и попросил маму успокоиться и не искать своей вины в случившемся.

Стивлэнд Джадкинс.

Стивлэнду Джадкинсу (Steveland Judkins, р. 13.05.1950 г. в Сагинау, штат Мичиган) едва исполнилось 3 года, когда Хардэуэи в поисках лучшей доли переехали жить в индустриальную столицу Америки город Детройт. Вскоре он стал Стивлэндом Моррисом, и так же внезапно у него оказалось целых пять сводных братьев и сестер. Объяснение тому одно: как однажды выразился Стиви, «его любимой мамочке повезло быть замужем больше чем за одним мужчиной». Жизнь складывалась по-разному. В худшие времена они всей семьей рыскали по речным докам, чтобы стащить немного угля для растопки домашней печки. Когда удавалось что-то скопить, детям покупали новую одежду (естественно, на несколько размеров больше). Однажды, когда Стиви справлял свой девятый день рождения, родители подарили ему губную гармошку. Прибавим к этому съехавшего соседа, который оставил мальчугану целое пианино, о котором он мечтал с 7 лет, и ударную установку, что приобрела для бедного слепого мальчика ассоциация местных предпринимателей их района. И вот он — вундеркинд-мультиинструменталист, которому не было 10 лет. Он практически в совершенстве овладел этими инструментами, слушая Рэя Чарльза и Сэма Кука по своему транзистору , пел на улицах и в церковном хоре,

Им заинтересовались солидные люди из мира шоу-бизнеса. Джерольд Уайт, брат знаменитого Ронни Уайта из группы Смоки Робинсона THE MIRACLES, сходил в воскресенье помолиться. Он был поражен голосом темнокожего паренька в темных очках лет десяти. Стиви получил аудиенцию в доме этого ничем не примечательного для него дядьки. Вундеркинд понравился его другу Брайану Холланду из мотауновской группы HOLLAND-DOZIER-HOLLAND, который нанял юное дарование для работы в своей студии. Слухи о маленьком незрячем гении дошли и до легендарного Бэрри Горди.

Бывший боксер и поэт-песенник Горди основал лейбл Tamla Motown Records, будущее пристанище для Марвина Гейя, Смоки Робинсона и THE MIRACLES, THE FOUR TOPS, Дайены Росс и THE SUPREMES и HOLLAND-DOZIER-HOLLAND, в 1959 году, а в 1988 году за 61 миллион долларов США он переуступил свое детище МСА. Бэрри обладал потрясающим чутьем на таланты, чувствовал музыкальный рынок и стабильно отслеживал его запросы. Услышав голос Стиви и его игру, Бэрри был лаконичен: «Этот парень — настоящее чудо». Так Стивлэнд Моррис стал Little Stevie Wonder и в 10 лет заключил с Motown стандартный для несовершеннолетних музыкантов контракт, по которому все его гонорары будут помещаться на накопительные счета в банке до момента, пока ему не исполниться 21 год (совершеннолетие в США).

Little Stevie Wonder.

Один росчерк пера — и ты в другом мире. Прощай, отчий дом и полуголодное детство! Месяц в Мичиганской школе для слепых — и ты в дороге в одной компании с именитыми музыкантами. Четыре месяца турне с Марвином Гейем, THE SUPREMES и THE MARVELETTES, 94 концерта и всего три дня выходных за все это время. Тут взрослые часто опускали руки, а маленький Стиви всегда смотрелся бодро и успевал даже сочинять песни в гастрольном автобусе , когда его старшие коллеги мирно посапывали. В общем, вундеркинд быстро адаптировался в большой и дружной семье и вскоре даже принял привычный для всех облик, надев строгий костюм с галстуком. Его попечителем сделали автора и продюсера Кларенса Пола, который в известной манере муштровал его и курировал все его ранние альбомы.

Интересно, что Стиви с очень раннего возраста тянуло в женские компании. Услышав приятный женский голос, он буквально расцветал в улыбке, гримасничал и пытался шутить. В основном все его шутки сводились к типичным розыгрышам слепых, которые предварительно детально расспрашивают своих знакомых об обстановке данной комнаты или цвете вещей, надетых конкретным человеком. Потом они заводят этого человека в данную комнату и глубокомысленно высказываются насчет целесообразных перестановок мебели и добавляют, что эта сексуально расстегнутая малиновая блузка очень гармонирует с темными волосами обворожительной собеседницы. Уандер очень долго не мог ступить и шагу без опекунства Пола. Это напоминало парню средневековые традиции сопровождения пожилыми дамами молодых девушек на бал. Но больнее всего было, когда Кларенс уводил у Стиви его подружек, которых он с таким трудом привораживал. Дело обычно происходило вечером, и Пол в приказном порядке отсылал парня спать, а сам предлагал девушке развлечься в его компании.

Став постарше, Стиви начал было покурить марихуану, но, быстро теряя контроль над своим сознанием, переключился на более чувственные удовольствия, которые пропагандировались рок-н-роллом. Сексом он мог заниматься весь день и всю ночь. И так всю неделю напролет. Где-то к 19-20 годам у него уже было с десяток подружек. Когда он действительно испытывал сильное влечение к партнерше, рождались такие романтичные вещи, как «Angie Girl» или «My Cherie Amour» (первоначально песня именовалась «Oh My Marsha»). А вообще ему нравились страстные негритянки с интеллигентными манерами.

Правда, с возрастом он становился серьезнее. Встреча с Мартином Лютером Кингом перевернула все его восприятие белого и черного мира. Он стал интересоваться политикой, но Motown уготовил ему иную роль, нежели музыкального борца за права чернокожего населения. Не секрет, что Горди был обыкновенным расчетливым бизнесменом и в первую очередь видел в произведениях Уандера отличный товар. Коммерчески выгодным предприятием считал Стиви и его второй музыкальный директор, сменивший Кларенса Пола, Джин Кис. У Стиви были другие планы, и он об этом сразу же открыто заявил: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру. Мне кажется, вы меня неважно знаете и плохо представляете, откуда я пришел» .

Stevie Wonder .

История умалчивает, восприняли ли всерьез тогда боссы заявление молодого музыканта, который избавился от прозвища «Little» еще в 1964 году. Стиви, как и обещал, на следующее утро после грандиозной вечеринки в честь совершеннолетия, устроенной Бэрри Горди в его детройтской резиденции, на столе у главы и основателя Motown лежало письмо от адвоката, который от имени своего клиента сообщал Горди, что все контракты с Motown и его продюсерскими отростками он расторгает. Горди в шоке. Уандер, кстати, тоже. Адвокат явно поспешил и был немедленно уволен, но его слова остались в силе. Стиви получил по старому контракту причитающийся ему миллион долларов, в то время как лейбл заработал на нем за прошедшие восемь лет никак не меньше 30 миллионов.

Посмотрим, что пошло с молотка за 1 миллион зеленых хрустящих бумажек. Сингловый дебют Маленького Стиви Уандера состоялся в августе 1962 года работой «I Call It Pretty Music But The Old People Call It The Blues» с тем же Марвином Гейем на ударных. Неплохо для начала, но сингл провалился в чартах. Далее, Стиви записывает альбом очень сырых каверов Рэйя Чарльза. Он записал его для себя. Горди верит в звезду Уандера и поручает Полу использовать инструментальный потенциал мальчика. На свет появляется полуджазовый альбом «Jazz Soul Of Little Stevie Wonder», где Стиви отведена роль биг-бэнда с фортепьянными и органными партиями, ударными и гармоникой. Не за горами продолжение запоминающихся флейтовых кульбитов в «Fingertips 2», а это уже живой звук двойного «Recorded Live — The Twelve-Year Old Genius» и юмористические экспромты между концертными песнями. Альбом впервые в истории Motown возглавляет US R & B Hot 100, и уже за это Горди безмерно благодарен Стиви.

Затем следуют тщетные попытки повторить успех «Fingertips 2», но все, чего удается добиться, — это довольно средний интерес к синглу «When You Wish Upon A Star» c монументальной оркестровой поддержкой и ставшие уже традиционными соло Уандера на губной гармошке. И вот когда народ уже окончательно пресытился его звучанием, на свет появился танцевальный сингл «Uptight (Everything Alright)», который Стиви написал в соавторстве с Генри Косби и Силвией Мой, и практически одноименный альбом, где выделялись «Ain’t That Asking For Trouble» и дилановская «Blowin’ In The Wind». Альбом зачал прекрасную хитовую серию, продлившуюся без малого шесть лет (с перерывами на Рождество). Несмотря на то, что в 1966-1970 годах его репертуар все еще составлялся и одобрялся наверху и представлял собой во многом стандартизированный поп-соул. Уандер получил статус птицы высокого полета и с 1967 года стал соавтором практически всех своих синглов.

Первым хитовым альбомом «I Was Made To Love Her» Стиви ставит планку своей карьеры на новую высоту и берет ее с большим запасом годом позже, когда решается продюсировать собственные песни в альбоме «For Once In My Life». Здесь же он дебютирует как кларнетист, а Motown наконец-то понимает, что Уандер лучше исполняет свое, чем чужое. Это же примечают другие артисты лейбла, и Стиви участвует в сотворении двух классических хитов Smokie Robinson & THE MIRACLES «Tears Of A Clown» и THE SPINNERS «It’s A Shame». Несколько авантюрной ему кажется идея записи инструментального альбома под его гармонику, поэтому он записывает его под псевдонимом Eivets Rednow, и получается какой-то джаз-блюз с примечательной композицией «How Can You Believe», одной из первых полностью написанных им самим.

Интересно, что причиной выпустить целый альбом «My Cherie Amour» стал успех одноименной песни, которая в 1966 году была забракована знаменитым мотауновским ОТК, а в 1969 году, будучи на обратной стороне сингла «I Don’t Know Why», с легкостью превзошла по популярности заглавную песню. А за «Signed, Sealed And Delivered», на котором он продюсировал пять композиций и написал семь, как за лучший соул-альбом года, Уандер был удостоен своей первой награды «Грэмми». Хитов здесь было хоть отбавляй: «Sugar» — это классика Motown, «Signed, Sealed, Delivered I’m Yours» — первый опыт совместной работы с будущей женой Сайритой Райт, протестантский китч «Heaven Help Us All» и маниакальная переделка THE BEATLES «We Can Work It Out». Работа на первый взгляд кажется коммерческой, но все-таки парень стал гораздо самостоятельней, и сейчас мы проследим развязку этого поступательного движения к творческой свободе.

В 1971 году в добавление к его совершеннолетию и первой более или менее достойной зарплате истекает срок действия основного контракта Уандера с Motown. Все ждут от него продления, казалось бы, взаимовыгодных отношений, но чудо-Стиви, не найдя поддержки своим свободолюбивым порывам, забирает кровно заработанный миллион и открывает две собственные продюсерские и паблишинговые компании Taurus Production (Стиви явно доверяет астрологии!) и Black Bull Publishing. Он договорился с паблишинговой компанией Бэрри Горди Jobete (кстати, которой он и поныне заведует) о равном разделении издательских прав на все его предыдущие музыкальные творения.

Полежи, гармошка! Посинтезируем немножко!

Теперь его мысли устремлены в будущее соул-музыки, и он ищет техническое воплощение тех не вполне ясных идей, которые крутятся в его голове. В их реальном воплощении Уандеру помогают двое из Нью-Йорка — Малколм Сесил и Роберт Маргулефф из группы TONTO’S EXPANDING HEAD BAND, только что выпустившей полуреволюционный лонгплэй «Zero Time», и ранние модели простейших синтезаторов (те, что были до «Moog»). Так как Стиви имел дело со множеством музыкальных инструментов, ему очень понравилась идея соединить их всех в одном. Но он не верил, что такое возможно, и попросил продемонстрировать ему действие их «Муга». После последнего аккорда Уандер назвал этот инструмент чудом техники и горько признал, что ему никогда не справиться с таким огромным количеством клавиш и переключателей одновременно.

Но любопытство взяло верх, и с помощью нью-йоркцев Стиви вновь оказался одним из первых там, где практически не касались руки черного человека. Он не пожалел четверть своего миллиона, чтобы купить студийное время в «Electric Ladyland», работал как муравей, спал по четыре часа в сутки, и через год в их каталоге было 35 полностью законченных вещи и еще 200 начатых (в различной стадии работы)!

Опуская подробности содержимого переходного альбома «Where I’m Coming From», ассимилировавшего все его прошлые стилистические влияния (от BEATLES до ритм-энд-блюза), план записи которого летал в мыслях Уандера еще до того, как он съездил в Нью-Йорк. Хочется отметить, что четыре последовавших за ним работы ознаменовали едва ли не самый плодотворный и апофеозный момент в его карьере, когда Стиви Уандер «узаконил» применение синтезаторов в черной музыке и, что самое главное, очеловечил синтетические звуки, заставив их выражать эмоции не хуже гитары или саксофона.

Стиви впервые по-настоящему не боялся блуждать по стилям в поисках звучания нового десятилетия, хотя и очевидно, что в «Music Of My Mind» синтезатор для него еще является новомодной игрушкой, но он все-таки сохранил свою знаменитую спонтанность . Другое дело в «Talking Book» и «Innervisions», где все полифонично и полиритмично (от рэгги до классики) и доработано до совершенства. Плюс подкреплено первоклассными хитами («You Are The Sunshine Of My Life», «Superstition», «You And I», «Blame It On The Sun», «Higher Ground», «Jesus Children Of America», «Golden Lady», «All In Love Is Fair»). А также в нем было много новых трезвых политических и духовных проблем и смелых воззрений («Big Brother», «Living For The City», «You Haven’t Done Nothin"»). В 1972 году Уандер открывает концерты находящихся в зените славы «роллингов», и это здорово помогает ему на пути к белой аудитории и европейскому признанию , в отличие от тех нелепых попыток Motown просунуть его в популярные среди белых телесериалы в середине 60-х.

В его следующем альбоме «Fulfillingness’ First Finale» также все выверено и сфокусировано на деталях. Не будем забывать, что во время его записи Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой четыре дня его не могли вывести из комы, а на голове после операции остались множественные шрамы. Об этом балансировании на грани жизни и смерти в альбоме есть специальная композиция «It Ain’t No Use». Не зря же Стиви отхватил аж по четыре «Грэмми» за этот диск и за «Innervisions»!..

Нужно сказать, что все эти годы без Motown Уандер вел тайные переговоры со многими мэйджор-лейблами Америки, и в 1976 году его старый друг Горди не стал больше испытывать судьбу и ждать, пока у него из-под носа уведут, как им искренне казалось, ими же взращенного гения. Стиви заключил беспрецедентный по тем временам 7-летний контракт на сумму 13 миллионов долларов. Это сообщение потрясло Америку, но Горди сразу же заявил, что работа со Стиви безусловно стоит этих огромных по тем временам денег. Примечательно, что и дальше Уандер имел какую-то необыкновенную власть над Бэрри, причем Горди даже советовался со своим протеже, когда дважды в начале 80-х пытался продать по частям свою компанию. В обоих случаях Стиви был категорически против, и эту его позицию очень точно характеризуют слова, которыми он наградил Motown и которыми объяснил причину своего возвращения туда: «Я остаюсь с Motown, потому что, на мой взгляд, это единственная выжившая, проверенная временем компания в звукозаписывающей индустрии, у которой темнокожий владелец. Это жизненно важно, что в Motown эмоционально стабильный внутренний климат, сильный дух и экономическое благосостояние…» .

Итак, с 1976 года Уандер вновь работал на престиж Motown, но уже без Сесила и Маргулеффа и потихоньку превращался в музыкального пастыря («Have A Talk With God», «Black Man» — стандартный пример бессмысленных причитаний). Двойной альбом «Songs In The Key Of Life», наряду с очень сильными композициями («Isn’t She Lovely», «Golden Lady», «Summersoft», «Knocks Me Off My Feet»), которые стали лицом целого десятилетия, содержащее веселые, жизнеутверждающие посвящения его джазовому кумиру Дьюку Эллингтону в «Sir Duke». Здесь можно было услышать песню («Pastime Paradise»), из которой рэппер Кулио (Coolio) выстрогал «свой» знаменитый хит «Gangsta’s Paradise». Этот альбом заканчивает серию из 5 золотых альбомов.

Личная жизнь.

Теперь несколько слов о личной жизни Стиви. Как я уже говорил, страшный недуг никогда не мешал Уандеру на любовном фронте. Здесь он был ненасытен, но, как ни странно, женился в очень раннем по американским стандартам возрасте. 14 сентября 1970 года Стиви взял в жены коллегу по лейблу, талантливую певицу и поэтессу Сайриту Райт (Syreeta Wright). Через полгода после свадьбы они переехали из Детройта в Нью-Йорк и поселились в роскошных апартаментах суперсовременного отеля Говарда Джонсона в Манхеттене. В результате их совместных усилий были написаны такие вещи, как «Signed Sealed Delivered (I’m Yours)», «Believe (When I Fall In Love It Will Be Forever)», «Blame It To The Sun» и два сольника Сайриты. Все было прекрасно, не считая двух вроде бы несущественных проблем: его ненасытного сексуального аппетита, достойного пояса верности, и ее вполне резонной суперревнивости. В общем, однажды Сайрита поймала Стиви в постели с другой у себя дома, хлопнула дверью и подала на развод. Долгое время они поддерживали дружеские отношения, а он некоторое время очень переживал, да так больше ни разу не женился, хотя и имел двух детей от своей подружки Иоланды Симмонс (Yolanda Simmons), которой, кстати, посвящена «Isn’t She Lovely».

Жизнь продолжается.

Уандер, по 5 золотых дисков, почему-то залег на дно и лишь через три года закончил работу над гигантским саундтреком к документальной картине «The Secret Life Of Plants», так никогда и не появившейся на большом экране. Этот по большей части инструментальный двойник («Journey Through The Secret Life Of Plants») представлял собой любопытную для конца 70-х попытку со стороны Уандера написать цельную поп-симфонию с мультикультурными тенденциями («Voyage To India»). Стиви вновь экспериментировал, и это, безусловно, заслуживало уважения, но в Motown на первый план всегда ставился коммерческий успех. Поэтому второму великому слепому (после Паниковского) пришлось спешным порядком записывать в следующем году новый лонгплэй «Hotter Than July», который частично вернул ему старые позиции с бесподобными мелодиями и хуками («Lately», «Did I Hear You Say You Love Me» и «As If You Read My Mind» с вокалом Сайриты). В это время появляется рэгги «Master Blaster (Jamming)» и трибьют Мартину Лютеру Кингу «Happy Birthday» (сопровождавшемуся общественной кампанией за придание дню рождения легендарного борца за права темнокожего населения статуса государственного праздника, что и случилось в 1986 году).

Уандер продолжал топтаться на месте и все больше затягивать релизы свежих работ. Альбом с рабочим названием «People Moving Human Play» должен был появиться в 1983 году. Вместо этого у него вышел еще один ретроспективный двойник «Original Musiquarium Vol. 1» (лучшие песни 1971-1982 годов), содержавший четыре новые песни среднего уровня, и новый саундтрек к картине «Woman In Red», еще один попсово-коммерческий проект, в джунглях которого родилась его знаменитая баллада «I Just Call To Say I Love You». Как это ни парадоксально выглядит, но эта вещь в компании с «Part-Time Lover» из следующего альбома «In Square Circle» признаются нашими современниками, как лучшие и самые примечательные композиции из богатой песенной коллекции Уандера. Действительно, «I Just Call To Say I Love You» шесть недель лидировала в английском хит-параде и до сих пор входит в десятку самых продажных синглов Британии. А «Part-Time Lover» — пожалуй, самый известный танцевальный хит маэстро и тоже имеет в своем активе феноменальное достижение — в 1985 году он одновременно возглавлял хит-парад «Биллборда» по четырем разделам (поп, ритм-энд-блюз, современная взрослая и танцевальная музыка)!

Альбом «In Square Circle» абсолютно не оправдывал пяти лет ожидания. Не помог и авторский союз с талантливой Дионн Уоруик. Казалось, Уандер позабыл секрет своего волшебства и беспомощно копировал себя, делая упор на уже порядком приевшееся синтезаторное звучание. В 1987 году с диском «Characters» он, как один из лучших ударников планеты и ученик легендарного мотауновского чудо-барабанщика Бенни Бенджамина, зачем-то увлекся драм-машиной. Хотя и без этого Стиви был в неплохой форме и мог снабдить народ новым зарядом своего классического фанка и балладного романтизма («With Each Beat Of My Heart», «Free» и «Skeletons»). Но слушать, а главное понимать и принимать Уандера становилось все сложнее. Поэтому не он уже писал законы в музыкальной конституции 80-х, а тот же живчик Майкл Джексон, с которым Стиви записал «Get It» и «Just Good Friends». Впрочем, Уандер и сам это чувствовал и стал больше уделять времени благотворительным проектам (USA FOR AFRICA), кампании против распространения СПИД (чем вообще никто среди черных не занимался в то время) и писать и продюсировать для других (Пол МакКартни «Ebony And Ivory», Элтон Джон, EURYTHMICS, Гэри Берд).

На закате тысячелетия.

Неудивительно, что на запись нового альбома он потратил аж восемь лет и как всегда на половине пути отметился саундтреком («Jungle Fever»). Видно и слышно, что Стиви было время подумать и додумать. Вновь появляется тяга к разностильности (соул-поп «Make Sure You’re Sure», техно-поп Chemical Love» и даже хип-хоп «Each Others Throat»), чувствуется энтузиазм и поиск нового звучания. А на бэк-вокале вновь Сайрита.

А дальше «гуд-бай, Америка!» и добро пожаловать в Гану, африканскую страну, куда Уандер давно хотел эмигрировать, но пока не решился. Атмосфера умиротворения и близости к природе всегда питали его вдохновение, так что, когда он на полтора месяца слетал туда в 1993 году, эффект был ошеломляющим — поправленное чистым воздухом здоровье и 40 новых песен, которые оказались в памяти его компьютера по приезде в Детройт. Альбом «Conversation Peace» получился эдаким монолитным строением в стиле социоромантики, где все принадлежит перу Уандера (а за его спиной массивная музыкальная поддержка), бэк-вокалистки (включая его дочь Аишу), притом, что на большинстве инструментов все-таки играет он сам. Он шутит с мелодиями, пытается не потерять романтичности в 45 лет («For Your Love», «Edge Of Eternity»), но его главные слова носят социальный подтекст («Rain Your Love Down», «My Love Is With You»), хотя его трудно обвинить в пессимизме.

Стиви явно вновь нашел себя в мире музыки, снова стал расти, и этот рост ярко продемонстрировал концертный двойник «Natural Wonder». Для него он переписал около тридцати своих лучших песен часто в сопровождении симфонического оркестра, дополнив список совсем свежими композициями («Kiss Lonely Goodbye», римейк песни Боба Марли «Redemption Song», «Stay Gold») из саундтреков с его участием. Потом были ничем не примечательный альбом лучших вещей «Song Review» без единой новой песни. Он участвовал в благотворительном проекте Лучано Паваротти «Pavarotti & Friends», в сейшенах с тинейджерской поп-соул-группой 98 DEGREES (композиция «True To Your Heart» вошла в саундтрек к диснеевскому полнометражному мультфильму «Mulan») и в конце бокс-сет на четырех дисках, охватывающий всю замечательную карьеру Уандера.

Мы вновь вынуждены томиться в ожидании новой работы слишком долго. Что это будет и когда она появится в продаже, тоже загадка. Не думаю, что это будет что-то традиционное для Уандера. В последние годы он много раз заявлял, что назад дороги нет и что его должны оценить новые поколения. На протяжении своей долгой карьеры он неизменно оставлял после себя музыкальные произведения, которые характеризовали эпоху. В 60-х это была «Uptight», в 70-х — «Superstition», в 80-х «I Just Call To Say I Love You», в 90-х годах — не знаю еще, скорее всего «Kiss Lonely Goodbye». Быть может, в новом веке и тысячелетии он больше не будет соул-мистером Стиви Уандером, которого все мы хорошо знаем. Он как-то признался, что не прочь написать мюзикл, записать джазовый и госпельный альбом.

Дискография Стиви Уандера :

  • 1962 «A Tribute To Uncle Ray»
  • 1963 «Jazz Soul Of Little Stevie Wonder»
  • 1963 «Recorded Live — The Twelve-Year Old Genius»
  • 1963 «With A Song In My Heart»
  • 1964 «Stevie At The Beach»
  • 1966 «Uptight» 1966 «Down To Earth»
  • 1967 «I Was Made To Love Her» 1967 «Someday At Christmas»
  • 1968 «Greatest Hits»
  • 1968 «For Once In My Life»
  • 1968 «Eivets Rednow Featuring Alfie» (под псевдонимом Eivets Rednow)
  • 1969 «My Cherie Amour»
  • 1970 «Live In Person»
  • 1970 «Stevie Wonder Live»
  • 1970 «Signed, Sealed And Delivered»
  • 1971 «Where I’m Coming From»
  • 1971 «Greatest Hits Vol. 2»
  • 1972 «Music Of My Mind»
  • 1972 «Talking Book» 1973 «Innervisions»
  • 1974 «Fulfillingness’ First Finale»
  • 1976 «Songs In The Key Of Life»
  • 1977 «Looking Back» (известный также как Anthology)
  • 1979 «Journey Through The Secret Life Of Plants» (саундтрек)
  • 1980 «Hotter Than July»
  • 1982 «Original Musiquarium Vol. 1»
  • 1984 «The Woman In Red» (саундтрек)
  • 1985 «In Square Circle» 1985 «Love Songs — 20 Classic Hits»
  • 1987 «Characters»
  • 1991 «Jungle Fever» (саундтрек)
  • 1994 «Motown Legends: I Was Made To Love Her — Uptight»
  • 1995 «Conversation Peace»
  • 1995 «Natural Wonder»
  • 1996 «Song Review»
  • 1998 «Songs In The Key Of Life» (видеосборник)
  • 1999 «Ballad Collection»
  • 1999 «At The Close Of A Century » (4CD box-set)

СТИВИ УАНДЕР – СЛЕПОЕ ЧУДО

В отношении понятие «гений» употребляется регулярно и как нечто само собой разумеющееся.

Только представьте, до 90 % всей информации о внешнем мире человек получает зрительно. Но это вовсе не значит, что лишенные столь мощного канала не могут быть такими же развитыми, как другие. Легендарный – один из таких людей. Он смог стать одним из основоположником классического соула и R’n’B, его постоянно включают в «списки лучших вокалистов всех времен» и заслуженно награждают музыкальными премиями.

Маленький Стиви

Наверное, так должно было случиться, когда в инкубационную камеру к младенцу, который родился на месяц раньше положенного срока, 1950 года, подали чрезмерную дозу кислорода, и он ослеп. Мать будущего гения Лула Хардэуэй безуспешно пыталась исправить роковую ошибку медперсонала, обращалась к профессорам, знахарям и шарлатанам, пока Стиви не вырос и не убедил ее в том, что «он счастлив, будучи слепым». Он назвал это божьим даром, попросил маму успокоиться и не искать своей вины в случившемся.

Стивлэнду Джадкинсу едва исполнилось 3 года, когда семья в поисках лучшей доли переехала жить в индустриальную столицу Америки – Детройт. Вскоре он стал Стивлэндом Моррисом, и так же внезапно у него оказалось пять сводных братьев и сестер.

Жизнь складывалась по-разному. В худшие времена они всей семьей рыскали по речным докам, чтобы стащить немного угля для растопки домашней печки. Если удавалось что-то скопить, детям покупали новую одежду. А когда Стиви справлял свой девятый день рождения, родители подарили ему губную гармошку. Прибавим к этому соседа, который оставил мальчугану целое пианино, а ударную установку приобрела для слепого мальчика ассоциация местных предпринимателей.

Он практически в совершенстве овладел этими инструментами, слушая Рэя Чарльза и Сэма Кука по своему , пел на улицах и в церковном хоре. Джерольд Уайт, брат знаменитого Ронни Уайта из группы The Miracles, решил в воскресенье помолиться. Он был поражен голосом темнокожего слепого паренька лет десяти. Стиви получил аудиенцию в доме этого ничем не примечательного для него дяденьки. Вундеркинд понравился его другу, который нанял юное дарование для работы в своей студии. Слухи о незрячем гении дошли и до легендарного Бэрри Горди.

Услышав голос Стиви и его игру, Бэрри был лаконичен: «Этот парень – настоящее чудо». Так Стивлэнд Моррис превратился в Little Stevie Wonder и в 10 лет заключил стандартный для несовершеннолетних музыкантов контракт. Все его гонорары помещались на накопительные счета в банке до совершеннолетия.

Один росчерк пера – и ты в другом мире. Прощай, отчий дом и полуголодное детство! Четыре месяца турне с именитыми музыкантами, 94 концерта и всего три дня выходных за все это время. Тут взрослые часто опускали руки, а маленький Стиви всегда смотрелся бодро и успевал даже сочинять песни в гастрольном автобусе, когда его старшие коллеги мирно посапывали. В общем, вундеркинд быстро адаптировался в большой и дружной семье и вскоре даже принял привычный для всех облик, надев строгий костюм с галстуком.

Став постарше, Стиви начал было курить марихуану, но, быстро теряя контроль над своим сознанием, переключился на более чувственные удовольствия, которые пропагандировались рок-н-роллом.

Стиви Уандер – сам себе продюсер

Встреча с Мартином Лютером Кингом перевернула все его восприятие белого и черного мира. Он стал интересоваться политикой, но работодатель уготовил ему иную роль, нежели музыкального борца за права чернокожего населения. Не секрет, что Горди был обыкновенным расчетливым бизнесменом и в первую очередь видел в произведениях Уандера отличный товар. У Стиви были другие планы, и он об этом сразу же открыто заявил: «Когда мне исполнится 21 год, я собираюсь взять под контроль свою карьеру».

История умалчивает, серьезно ли восприняли тогда боссы заявление молодого музыканта, который избавился от прозвища Little еще в 1964 году. Как и обещал Стиви , на следующее утро после грандиозной вечеринки в честь совершеннолетия на столе у шефа лежало письмо от адвоката, который сообщал, что все контракты его клиент расторгает. Горди был в шоке. Уандер , кстати, тоже. Адвокат явно поспешил и был немедленно уволен, но его слова остались в силе. Стиви получил по старому контракту причитающийся ему миллион долларов, в то время как фирма заработала на нем не меньше 30.

Первым хитовым альбомом «I Was Made To Love Her» Стиви ставит планку своей карьеры на новую высоту и берет ее с большим запасом годом позже, кода решается продюсировать собственные песни в следующем альбоме. Здесь же он дебютирует как кларнетист, а фирма Горди Motown наконец-то понимает, что Уандер лучше исполняет свое, чем чужое.

В 1971 году все ждут от него продления, казалось бы, взаимовыгодных отношений, но чудо-Стиви, не найдя поддержки своим свободолюбивым порывам, забирает кровно заработанный миллион и открывает две собственные продюсерские компании.

Закоренелый трудоголик Стиви Уандер

Теперь его мысли устремлены в будущее соул-музыки, и он ищет техническое воплощение тех не вполне ясных идей, которые крутятся в его голове. В их реализации Уандеру помогают двое из Нью-Йорка – Малколм Сесил и Роберт Маргудефф. Поскольку Стиви имел дело со множеством музыкальных инструментов, ему очень понравилась идея соединить их все в одном. Но он не верил, что такое возможно, и попросил продемонстрировать ему действие синтезатора. После последнего аккорда Уандер назвал этот инструмент чудом техники и горько признал, что ему никогда не справиться с таким огромным количеством клавиш и переключателей одновременно.

Но любопытство взяло верх, и с помощью нью-йоркцев Стиви вновь оказался одним из первых там, где практически не касались руки черного человека. Он не пожалел четверть своего миллиона, чтобы купить студийное время, работал как муравей, спал по четыре часа в сутки, и через год в его арсенале было 35 полностью завершенных композиций и еще 200 начатых!

И снова Горди

Хочется отметить, что четыре следующих работы ознаменовали едва ли не самый плодотворный и апофеозный момент в его карьере. «узаконил» применение синтезаторов в «черной» музыке и, что самое главное, очеловечил синтетические звуки, заставив их выражать эмоции не хуже гитары или саксофона.

В 1972 году Уандер открывает концерты находящихся в зените славы «роллингов», и это здорово помогает ему на пути к белой аудитории и европейскому признанию. В его следующем альбоме «Innervisions» также все выверено и сфокусировано на деталях. Кстати, во время его записи Уандер попал в страшнейшую автомобильную аварию, после которой его четыре дня не могли вывести из комы, а на голове после операции остались множественные шрамы. Именно за этот альбом получил целых три премии Grammy, и его популярность с годами только растет.

Все эти годы без фирмы Motown Уандер вел тайные переговоры со многими звукозаписывающими компаниями Америки, и в 1976 году его старый друг Горди не стал больше испытывать судьбу и ждать, пока у него из-под носа уведут гения. Стиви заключил беспрецедентный по тем временам 7-летний контракт на 13 миллионов долларов. Это сообщение потрясло Америку, но Горди сразу же заявил, что работа со Стиви , безусловно, стоит этих огромных денег.

Стиви Уандер – любимчик женщин

Теперь несколько слов о личной жизни Стиви . Как мы уже говорили, страшный недуг никогда не мешал Уандеру на любовном фронте. Женился он в очень раннем по американским стандартам возрасте. В 1970 году Стиви взял в жены коллегу по фирме, талантливую певицу и поэтессу Сайриту Райт. Все было прекрасно, не считая двух вроде бы несущественных проблем: достойного пояса верности и ее вполне резонной суперревнивости. В общем, однажды Сайрита поймала Стиви , хлопнула дверью и подала на развод. Они поддерживали дружеские отношения, а он так больше ни разу и не женился, хотя и имел детей от своей подружки Иоланды Симмоне.

с женой Сайритой Райт

P. S. стал уделять больше времени благотворительным проектам, кампании против распространения СПИДа (чем вообще никто среди чернокожих не занимался в то время), писать и продюсировать для других: , Eurithmics. Неудивительно, что на запись нового альбома он потратил целых восемь лет.

Активную музыкальную деятельность после 20-летнего перерыва продолжил в 2007 году турне по Америке. На протяжении своей долгой карьеры он неизменно оставлял после себя музыкальные произведения, которые характеризовали эпоху.

ФАКТЫ

С 1962 по 2005 год музыкант записал 30 альбомов. За свою карьеру он 26 раз получал премию Grammy. стал одним из музыкантов, фактически определивших популярные стили «черной» музыки – рэп, ритм-энд-блюз, фанк и соул конца ХХ века.

Имя Уандера увековечено в «Зале славы рок-н-ролла» (1989) и «Зале славы композиторов» (1983). Он также является лауреатом премии.

Известен не только как музыкант, но и как политический активист и защитник прав афроамериканцев. Он, например, был участником кампании 1980 года, выступающей за придание дню рождения Мартина Лютера Кинга статуса национального праздника в США. По этому случаю Уандер записал песню «Happy Birthday» в поддержку праздника.

Одна из самых популярных композиций «I Just Called to Say I Love You» стала саундтреком в фильме «Женщина в красном» и завоевала «Оскар» и «Золотой глобус» как лучшая песня к фильму. посвятил эту награду Нельсону Манделе (известному борцу за права человека и политическому деятелю ЮАР). Мандела в то время находился в заключении, и власти ЮАР в ответ на заявление Уандера запретили в стране его песни.

Обновлено: Август 28, 2018 автором: Елена

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.