Музыка моцарта улучшает память и способность решать задачи. Музыка и танец. Правое ухо, левое ухо

Прослушивание музыкальных произведений, композитором которых является Вольфганг Амадей Моцарт, стимулирует деятельность мозга. Об этом свидетельствуют исследования, построенные на IQ-тестировании людей, показатели которых были выше, чем у людей, слушающих другую музыку. Эти знания нашли применение в воспитании детей раннего возраста, так как клетки головного мозга развиваются на 80% именно до 3 лет. Существует множество мнений насчет «Эффекта Моцарта»: одни люди, доверяя этому заявлению, покупали диски с музыкой композитора для своих новорожденный детей, другие проверяли его в реальности.

Изучение эффекта музыки Моцарта

На сегодняшний день теория о влиянии музыки на мозг опять популярна. Впервые эту тему подняли в Калифорнии ученый Гордон Шоу и его помощник Ленг. Их опыт с мозговыми клетками, моделируемыми компьютером, показал, что нервные клетки мозга выделяют некие сигналы, которые похожи на музыкальный ритм. Ученые задались вопросом: «может ли классическая музыка стимулировать мозговую деятельность?»

Горд Шоу решил организовать эксперимент, в котором принимали участие студенты. Их разделили на 3 группы, лишь 1 из которых слушала музыку Моцарта. В результате математического теста больше всего правильных ответов дала именно группа, которая слушала Вольфганга. Ученый выбрал именно этого композитора, потому что Моцарт сам начал писать музыку с 4 лет. Данный эксперимент вызвал бурю сомнений среди скептиков. Ученый Кристофер Чабрис повторил этот опыт. В его тесте принимало участие более 100 человек, и результат не оправдал ожиданий, так как показатели в группах ничем существенным не отличались друг от друга. Он объяснил результат опыта Гордрна тем, что слушающие Моцарта получали удовольствие от звучания музыки, а не музыка стимулировала мозг к продуктивной работе.

Некоторые скептики по истечению нескольких лет изменили взгляд на «эффект Моцарта». Так, один педагог из Гарвардского института провел анализ успеваемости учащихся. Он пришел к выводу, что студенты, которые слушали композитора, отличались высокими оценками по дисциплинам и быстрее справлялись с поставленными задачами.

Многих ученых волнует вопрос, почему именно Моцарт? Как говорилось ранее, композитор начал писать музыку в раннем возрасте, и именно эти ритмы ближе к цепочкам образования нервных клеток мозга в детском организме. Для более ясной картины были проведены исследования по данному вопросу, в которых были использованы музыкальные произведения таких композиторов, как Шопен, Бах, Вивальди и Сальери. Но желаемого эффекта удалось достичь только с музыкой, композитором которой является Моцарт, потому что произведения других авторов возбуждала или участок, отвечающий за слух, или за эмоции, а работы Вольфганга активизировала почти ВСЮ кору головного мозга.

Для того чтобы понять причину такого воздействия на мозг, ученые произвели анализ, показавший, что звуковые волны в музыке Моцарта выше, чем у других. Цикл повторений этих волн равен 30 секундам, что свойственно нервной системе человека. Получается, что эти ритмы родственны между собой.

Польза музыки Моцарта

  • улучшает пищеварение,
  • успокаивает и расслабляет,
  • снимает стресс,
  • помогает при депрессии,
  • активизирует работу мозга,
  • улучшает концентрацию и внимание,
  • улучшает слух и речь,
  • активизирует творческое мышление,
  • способствует изучению иностранных языков (для малышей).


Эффект Моцарта для малышей

Среди обилия методик раннего развития детей невозможно найти хоть одну, которая бы не твердила о важности первых 3 лет в жизни ребенка. Дети раннего возраста более подвержены музыкальному влиянию, безусловно оказывающему положительный эффект. При наблюдении за способностями детей, которые слушали музыку Моцарта, выявилось, что у них возрастала способность к мышлению в пространстве, они были способнее своих сверстников.

Сейчас многие мамочки включают своим малютка. Она весьма положительно сказывается на малышей: сон у них более спокойный и продолжительный.

Отдельным вопросом можно рассматривать изучение языков в раннем возрасте. Многие ученые утверждают, что если ребенок до 3 лет слушает и родную, и иностранную речь, то ключ к разговору и пониманию иностранного языка сохраняется в мозгу. Впоследствии ребенку не составит труда овладеть им в совершенстве. Маленькие дети способны впитывать до нескольких десятков иностранных языков. Это объясняется тем, что мозговые клетки, отвечающие за речь, закладываются у детей до года.

Эффект Моцарта — Музыка для детей

Лечебный эффект Моцарта в медицине

Давно используют для лечения многих заболеваний, успокоения и поднятия жизненного тонуса. С этой целью чаще всего используют композиции Моцарта. Его мелодии не быстрые и не медленные, не тихие и не громкие, плавные и не монотонные. «Эффектом» рекомендуется пользоваться для избавления головных болей, душевных переживаний, депрессии и стресса. Например, «Соната для фортепиано №11 ля мажор» приводит в тонус, повышает настроение и избавляет от головной боли. А по мнению невролога из штата США Висконсин Франа Роше «Соната для двух фортепиано до мажор» улучшает способности обучающихся, и помогает хорошо сдать экзамены. Композиции лучше всего слушать в тихом режиме.

Данные о влиянии музыки Моцарта на мозг нашли применение и в медицине, в том числе у больных эпилепсией. При наблюдении за их здоровьем выяснилось, что приступы эпилепсии становились слабее сразу после того, как музыка была включена. Через некоторое время после ежедневных прослушиваний, количество эпилептических атак и вовсе уменьшалось.

В США, больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, на 10 мин включали произведения Вольфганга. Результат был поражающим: люди смогли выполнять легкие движения рук.

Врачи клиник Швеции уверены, что композиции Моцарта снижают уровень детской смертности, поэтому новорожденным малышам дают слушать эту волшебную музыку.

Эффект Моцарта «Обнуление стресса » слушать:

Верить или нет «Эффекту Моцарта» — дело каждого из вас. Но то, что происходят легкие изменения в сознании во время прослушивания мелодий Вольфганга, нет сомнений. В этом можно убедиться, прослушав композиции автора, и понаблюдать за своим состоянием и чувствами.

Видео «Эффект Моцарта»:

Здравствуйте, дорогие мамочки! В этой статье хочу вам рассказать о гениальной музыке великого австрийского композитора Моцарта и ее влиянии на гармоничное развитие ребенка, о феномене под названием «Эффект Моцарта».

Музыка великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта своей кристальной чистотой, простотой восприятия, светом, который в себе несет, словно создана для того, чтобы зарядить положительной энергией маленьких детей. Как известно, Моцарт сам начал сочинять музыку с 5 лет, и часть детского мировоззрения так и осталась в его произведениях. Не зря его называют «солнечным композитором».

Великий русский композитор А.Г. Рубинштейн сказал: «Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе Моцарт». Его музыка успокаивает, повышает настроение, изгоняет депрессии. Интересен тот факт, что музыка Моцарта повышает умственные способности у всех слушающих, при чем как у ее фанатов, так и у тех, кто таковым не является! При чем не только у людей! Так были проведены опыты над крысами, (да, да!) которым по 12 часов в день проигрывали музыку Моцарта. И что же вы думаете? Крысы заметно «поумнели»! А именно, те грызуны которые были «музыкально обработаны» стали пробегать на 27% быстрее лабиринт, чем их собратья, которые не получали свою «дозу» моцартовских творений!

Во всем мире наследие гения используют, если так можно сказать, в медицинских целях. Например, американские ученые провели сканирование головного мозга во время прослушивания различной музыки, в том числе и Моцарта. И обнаружили потрясающий факт: у человека при прослушивании его произведений начинает светиться кора головного мозга, что свидетельствует об активизации всех отделов и участков мозга. В Европе ученые доказали, что уже после 5 минут у людей увеличивается концентрация внимания, а через 10 минут интеллектуальный уровень повышается на 10 единиц! А в Канаде на государственно - официальном уровне на площадях звучат симфонии и сонаты Моцарта для снижения количества аварий на улицах!

Что же касается влияния его музыки на развитие детей - это отдельный, интересный вопрос. Музыка великого композитора оказывает огромное положительное воздействие на формирование психики, интеллекта, моторики, воображения, памяти и просто гармоничной личности. В Швеции, к примеру, всем беременным включают для прослушивания его записи, считая, что тем самым снижается детская смертность во время родов.

Сама я с «эффектом Моцарта» столкнулась еще в детстве. Я заметила, что какие бы неприятности и трудности не возникали в моей, тогда ещё детской жизни, проигрывание моцартовских сонат на фортепиано очень поднимало мне настроение, создавало внутренний позитив, тем самым удаляя все негативные эмоции. А во время моей беременности я обратила внимание на то, что при прослушивании сочинений Моцарта, ребенок внутри успокаивался и переставал пинаться. При чем такая реакция плода проявлялась только при звучании мелодий этого композитора!

Так что, дорогие мамочки, включайте своим малышам музыку этого величайшего гения фоном для игр в детской комнате; вечером на ночь (это особенно полезно для спокойного детского сна); утром, чтобы повысить настроение себе и ребенку.

А вот некоторые произведения, которые можно рекомендовать к прослушиванию детям:

Итак, улыбайтесь и заряжайтесь светом и энергией этого гения вместе с вашим малышом, наслаждайтесь воздействием, которое оказывает «эффект Моцарта»!

В одном британском монастыре во время дойки коров включали музыку Моцарта и было отмечено значительное увеличение надоев молока! Канадцы прибегают к привлечению небольших квартетов, исполняющих произведения великого австрийца на улицах городов, для упорядочивания уличного движения.

музыка Моцарта повышает интеллект

Еще в девяностых, многие зарубежные научные общества занялись изучением влияния музыки Моцарта на интеллектуальную способность студентов к запоминанию учебного материала и пришли к выводу, что это и есть то, что способно стимулировать работу мозга и в общем ЦНС! Одним словом, простое волшебство музыки! Согласно исследованиям ученых любой музыке свойственно возбуждать слуховой центр мозга головного иногда и центры, ответственные за эмоции, но лишь одной музыке – произведениям великого австрийца, свойственно активизировать полностью кору мозга головного . Согласно выражению ученых кора в это время издает «свечение»! И сие чудом вовсе не считают, называя такую реакцию объективным процессом, улучшающим память и мышление — .

И опять же понятно всем – мозговой активности свойственно содействовать росту интеллекта . Согласно выводам американских ученых, прослушивание произведений Моцарта на протяжении всего десяти минут, приводит к росту IQ до десяти единиц! Вот пример эксперимента о влиянии музыки композитора на умственные способности студентов во время тестирования. Одна группа студентов работала в тихом помещении, второй предложили прослушать аудиокнигу, третьей — одну из сонат австрийского композитора. Результат эксперимента оказался поразительным - рост умственных способностей первой и второй групп студентов составили от четырнадцати до одиннадцати процентов, ну а студенты, наслаждающиеся музыкой, показали результат свыше шестидесяти процентов.

Причем влияние музыки Моцарта позитивно сказывается в любом случае, то есть независимо от того, как человек относится к классической музыке – хватает пяти минут прослушивания, чтобы значительно улучшить память и концентрацию. Несомненно и то, что музыка талантливого композитора оздоравливает людей, способствует исцелению от большинства болезней – об этом свидетельствуют ученые, психологи и врачи всей нашей планеты — лечебный эффект музыки Моцарта !

Слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют повышение интеллекта. Это обнаруженное некоторыми учёными явление получило название "Эффект Моцарта“ . Из него были тотчас сделаны далеко идущие выводы, особенно в отношении воспитания детей, первые три года жизни которых были провозглашены определяющими для их будущего интеллекта.

Эта теория получила такой сильный общественный резонанс, что компакт-диски Моцарта, с соответствующими рекомендациями родителей, попали в самое начало списков бестселлеров, а губернатор американского штата Джорджия преподносил моцартовский компакт-диск каждой новой матери в своём штате.

Правда, возбуждение несколько улеглось после того, как некоторые скептики попытались проверить „эффект Моцарта“ и не получили предсказанного результата. Что же касается детей, то в своей книге авторитетный специалист по исследованию мозга и познания Джона Бруера показывает, что „миф о первых трёх годах“ жизни не имеет оснований и человеческий мозг продолжает изменяться и учиться в течение всей жизни.

Тем не менее интригующая гипотеза о влиянии музыки на мозговую активность не только сохраняет хождение, но в последние годы даже получила целый ряд новых веских свидетельств, как субъективных, так и объективных.

Что же здесь правда, что просто ложь, а что - статистика?

Впервые на эту идею натолкнулись более десяти лет назад нейробиолог Гордон Шоу из Калифорнийского университета (США) и его аспирант Ленг во время первых попыток моделировать работу мозга на компьютере.

Известно, что различные группы нервных клеток в мозгу совершают разного рода мыслительные операции. Шоу и Ленг создавали в компьютере модели некой такой группы „клеток“ (на самом деле - электронных блоков) и проверяли, что будет, если менять пути соединения этих „клеток“ друг с другом.

Они обнаружили, что каждая схема соединений, то есть каждая очередная „сеть“, образованная одними и теми же клетками, порождает выходные сигналы иной формы и ритма. Однажды им пришло в голову преобразовать эти выходные сигналы в звуковые. К их величайшему удивлению оказалось, что все эти сигналы имели некий музыкальный характер, то есть напоминали некую музыку, и более того - при каждом изменении путей соединения клеток в сеть характер этой „музыки“ менялся: иногда она напоминала медитативные мелодии типа „Нью Эйдж“, иногда - восточные мотивы, а то и классическую музыку.

Но если совершение мыслительных операций в мозгу имеет „музыкальный“ характер, подумал Гордон Шоу, то не может ли быть так, что и музыка, в свою очередь, способна влиять на мыслительную деятельность, возбуждая те или иные нейронные сети?

Поскольку эти сети образуются в детском возрасте, Шоу решил использовать для проверки своей гипотезы произведения Моцарта, который, как известно, начал сочинять музыку в возрасте четырёх лет. Если что и может повлиять на врождённую нейронную структуру, рассуждал учёный, то это должна быть детская музыка Моцарта.

Гордон Шоу и его коллега психолог Френсис Раушер решили использовать для эксперимента стандартный IQ-тест, чтобы проверить, может ли музыка Моцарта стимулировать способность к мысленному манипулированию геометрическими формами.

Умение представлять в воображении разные стереоскопические предметы при изменении их положения в пространстве (например, повороте вокруг своей оси) необходимо в ряде точных наук, например, в математике.

По окончании теста студенты были разделены на три группы. Студенты первой группы 10 минут сидели в полной тишине, вторая группа всё это время слушала записанный на плёнку рассказ или повторяющуюся примитивную музыку; студенты третьей группы слушали фортепианную сонату Моцарта.

После этого все участники эксперимента повторили тест. И вот результаты. В то время как первая группа улучшила свои результаты на 14, а вторая - на 11 процентов, моцартовская группа правильно предсказала на 62 процента больше форм, чем в первом тесте.

Другая сотрудница Гордона Шоу, Жюльен Джонсон из Института старения мозга в Калифорнийском университете, провела тот же тест со складыванием бумаги и вырезанием фигур среди альцхаймеровских больных, у которых часто ослаблено пространственное представление.

В предварительном эксперименте один из больных после получения десятиминутной „дозы“ Моцарта улучшил свои результаты на три-четыре правильных ответа (из восьми возможных). Тишина или популярная музыка тридцатых годов не давали такого эффекта.

Однако эксперимент Шоу и Раушер вызвал критику со стороны других исследователей. Кеннет Стил, психолог из университета штата Северная Каролина (США), сообщил, что он повторил этот тест среди 125 человек, но не обнаружил признаков влияния музыки Моцарта на испытуемых.

Другой психолог, Кристофер Чабрис из Гарварда, исследовал группу, содержавшую 714 участников. По его словам, анализ результатов тестирования также не выявил никакой пользы от слушания музыки. Чабрис высказал предположение, что действительной причиной лучшего выполнения задачи в эксперименте Шоу-Раушер было возбуждение, вызванное удовольствием от музыки Моцарта, а не изменения, произведённые ею в нервных сетях. При повышенном настроении люди лучше работают - это всем известно.

С другой стороны, некоторые скептики после более близкого знакомства с вопросом изменили своё отношение к эффекту Моцарта. Так, Луиз Хетланд из Гарвардского педагогического колледжа обработала весь объём полученных на данный момент результатов тестирований, в сумме включавших 1014 человек.

Полученные ею результаты были, естественно, более достоверны. Она нашла, что слушатели Моцарта обгоняли другие группы в исполнении поставленной задачи чаще, чем это могло быть объяснено чистой случайностью. При этом обнаруженный ею эффект был значительно слабее, чем у Шоу и Раушер. Но и этот небольшой эффект, по мнению Хетланд, производит значительное впечатление.

Для проверки своих предположений Раушер поставила специальный опыт над крысами, которые заведомо не обладают эмоциональной реакцией на музыку. Группа из 30 крыс была помещена в помещение, где в течение двух с лишним месяцев по 12 часов подряд звучала моцартовская соната до-мажор.

Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 процентов быстрее и с меньшим на 37 процентов количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся среди случайного шума или в тишине. По мнению Раушер, этот эксперимент подтверждает нейрологический, а не эмоциональный характер эффекта Моцарта.

Правда, Кеннета Стила (который, кстати, является специалистом по обучению животных) эти данные не убедили. Крысы должны реагировать на крысиный писк, а не на человеческую музыку, считает он.

С точки зрения современной эволюционной или психологической теории нет никаких причин, по которым крысиные мозги должны реагировать на Моцарта так же, как человеческие.

Раушер соглашается с тем, что, возможно, музыка может просто обеспечивать подопытным крысам более стимулирующую обстановку. Сейчас она начала новую серию опытов, в которой собирается сравнить крыс, посаженных на жёсткую моцартовскую „диету“, с их собратьями в других клетках, тоже получающими стимулирование, но в виде социальных контактов и крысиных „игрушек“, а не музыки.

Были получены и другие свидетельства воздействия моцартовской музыки на мозг. Нейролог из Медицинского центра при Университете штата Иллинойс (США) Джон Хьюс провел эксперимент на 36 тяжёлых эпилептических больных, которые страдали от почти постоянных припадков.

В процессе наблюдения за больными учёный включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникающие во время приступа, становились слабее и реже вскоре после включения музыки.

„Скептики могут критиковать исследования, проведенные с помощью тестов IQ,- говорит Хьюс,- но здесь результаты объективны, они зафиксированы на бумаге: вы можете посчитать количество и амплитуду электрических волн, возбуждающих мозг, и наблюдать их уменьшение во время слушания Моцарта“.

Интересно отметить, что когда вместо Моцарта эти же больные слушали музыку некоторых других композиторов, популярные ритмы тридцатых годов или полную тишину, у них не наблюдалось никакого улучшения.

И это приводит к интригующему вопросу: почему именно Моцарт? Почему не Сальери, а также не Бах, Шопен или многие другие? Как мы уже упоминали в начале статьи, Гордон Шоу первым обратился к музыке этого композитора потому, что Моцарт начал сочинять свою музыку в раннем детском возрасте и поэтому она могла быть по своим ритмическим свойствам ближе к тем процессам, что происходят при возникновении нейронных сетей в детском мозгу. Но не нашли ли учёные другие, более объективные объяснения этого странного явления? Оказывается, такие объяснения существуют.

Тот же Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анджелесского отделения Калифорнийского университета нейробиолог Марк Боднер использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на слушание музыки Моцарта, Бетховена („Элизе“) и поп-музыки тридцатых годов. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры мозга (центр слуха), который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами, и иногда возбуждали части мозга, связанные с эмоциями.

Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.

В чём причина такого различия? Определенный свет на эту проблему могут пролить исследования уже упомянутого нейролога Джона Хьюса в сотрудничестве с музыковедами. Учёные проанализировали сотни музыкальных произведений Моцарта, Шопена и 55 других композиторов.

Результаты они представили в виде таблицы, в которой указывалось, как часто поднимаются и опускаются волны громкости музыкального звучания, продолжающиеся 10 секунд и более. Анализ показал, что более примитивная поп-музыка располагается в самом низу этой шкалы, в то время как Моцарт занимает в два-три раза более высокое место.

По предсказанию Хьюса, самую сильную реакцию в мозгу должны вызывать последовательности волн, повторяющихся каждые 20–30 секунд. Это предсказание основано на том, что многие функции центральной нервной системы также имеют цикличность в 30 секунд (такова, например, периодичность волн активности нейронных сетей).

Оказалось, что из всех проанализированных видов музыки именно в моцартовской пики громкости с частотой, наиболее близкой к 30 секундам, повторяются чаще, чем во всех остальных. Может быть, возникающий эффект можно сравнить с резонансом? На следующем этапе своей работы доктор Хьюс собирается проверить, действительно ли выбранные в соответствии с этим предсказанием отрывки музыки оказывают самый сильный эффект на мозг.

Но вернёмся к тем экспериментам, которые демонстрируют описанное выше позитивное воздействие музыки Моцарта на здоровых и больных людей. Все обнаруженные при этом улучшения имели кратковременный характер. С другой стороны, во всех этих экспериментах участвовали взрослые люди с уже сформировавшимся мозгом.

На этом основании некоторые исследователи высказали предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными сетями, слушание Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности. Такого мнения придерживается, в частности, психолог Френсис Раушер.

И действительно, Раушер как будто бы обнаружила такое влияние в процессе пятилетнего наблюдения за детьми. У детей, получавших уроки музыки в течение двух лет, улучшились способности к пространственному мышлению, причем этот эффект не исчезал со временем.

Раушер высказала предположение, что музыка может оказывать структурное влияние на образование нейронных цепей в детском мозгу. Из чего следовало, что музыкальное воздействие в детстве может дать человеку интеллектуальные преимущества во взрослом состоянии.

Изучение моцартовского эффекта на детях и другие эксперименты по воздействию на развитие детского мозга дали толчок широкому распространению в американском обществе идей так называемого детского детерминизма - теории, согласно которой первые три года жизни являются определяющими для умственного формирования ребенка. Родителей учили заботиться об образовании нейронных сетей в мозгу ребенка уже в самом раннем возрасте.

Начало этой новой кампании положил Роб Рейнер в книге под названием „Я ваш ребёнок“. Первые годы жизни остаются навсегда, сообщал он читателям. И это потому, что именно в первые годы жизни детский мозг образует триллионы синапсов (связей, соединяющих мозговые нервные клетки).

Следовательно, стимулирующие условия развития в раннем детском возрасте, до окончательного формирования мозговых структур, являются критичными для образования синапсов и тем самым для формирования умственных, музыкальных и артистических способностей.

Детский сад - это уже слишком поздно. Иначе говоря, согласно этой идее, наша судьба зависит не от генов и даже не от воспоминаний счастливого детства, а от тех первых трёх лет жизни, когда, предположительно, образуются нейронные сети в мозгу. Любая колыбельная песня, гульканье или ладушки вызывают вспышки вдоль нейронных путей, образуя базу для того, что впоследствии может стать талантом к искусству или любовью к футболу.

Не удивительно, что, получив такую информацию, миллионы родителей впали в панику. Подумать только, если вы пропустите критический младенческий возраст, пригодный для стимулирования интеллекта, ваш ребёнок может никогда не попасть в Гарвард! И вы будете в этом виноваты!

Подробной и последовательной критике „Мифа первых трёх лет“ посвятил свою одноимённую книгу Джон Бруер, президент Фонда Мак-Доннелла в Сан-Луисе (американский штат Миссури). Этот фонд финансирует исследования в области нейрологии и познания.

Бруер детально и последовательно проанализировал те аспекты развития детского мозга, которые уже были и ещё не были изучены исследователями, освещая при этом связи между исследованием, политическими соображениями и социальной политикой.

Прежде всего, он предостерегает от нежелательных последствий неоправданного шума, который окружает исследования „эффекта Моцарта“, и вообще от преувеличений, неизбежно сопровождающихся искажением того, что нейрологам сегодня известно о развитии мозга.

Шумиха вокруг „первых трёх лет“ заставляет родителей и работников образования уделять несоразмерно большое внимание тем „правильным“ условиям, стимулирующим развитие ребенка до трёхлетнего возраста, которые якобы обеспечат его дальнейшее интеллектуальное развитие.

Бруер утверждает, что „детский детерминизм“ основан на необоснованно расширенной интерпретации результатов определённых исследований головного мозга, на сильно завышенной оценке их значимости не только со стороны учёных, но и в особенности со стороны энтузиастов детского образования и их сторонников.

Одним из главных обоснований „детского детерминизма“ являются исследования, показывающие, что большинство нейронных соединений, или синапсов образуется в мозгу ребенка до трёхлетнего возраста.

Действительно, младенец рождается с относительно небольшим количеством синапсов, их количество резко увеличивается примерно до трёхлетнего возраста, затем уменьшается и к четырём-пяти годам стабилизируется, больше уже не меняясь на протяжении жизни человека. Эта картина не вызывает разногласий. Но „мифотворцы“ настаивают на том, что стимулирование образования синапсов, причём только в период их роста, закладывает основу интеллектуальных способностей на всю жизнь.

Такая интерпретация, говорит Бруер, представляется весьма сомнительной. Во-первых, нет никаких свидетельств того, что наличие большего количества синапсов улучшает способности к обучению.

Более того, повышенное количество синапсов может привести к затруднениям в обучении. Такое явление было обнаружено при изучении определённого синдрома, вызываемого наследственно передаваемым дефектом Х-хромосомы, который сопровождается психической неполноценностью и увеличенным количеством синапсов в мозгу.

Вдобавок к этому хорошо известно, что юность - возраст, когда количество синапсов уже неизменно,- является самым главным периодом для обучения и формирования характера и поведения. Сторонники „мифа трёх лет“ ссылаются также на то, что у лабораторных крысят, вырастающих в благоприятной обстановке, площадь коры головного мозга больше, чем у тех, кто развивался в скудных условиях.

Исследователи обнаружили также, что у таких крыс каждый нейрон имеет на 25 процентов больше синаптических связей. Эти данные не вызывают сомнений, но чуть более глубокий их анализ показывает, что значительные изменения в крысиных мозгах происходят в основном в зрительной зоне, которая не связана непосредственно с обучением. Таким образом, выводы о явной зависимости между синапсами и способностями являются, как минимум, слишком упрощенными.

Это утверждение находит своё обоснование в недавних замечательных открытиях нейробиологов, которые экспериментально обнаружили, что, вопреки прежним представлениям об окончательном формировании мозга в детском возрасте, мозг развивается в течение всей жизни, постоянно образуя новые нервные клетки.

Эта пластичность мозга обеспечивает нам возможность учиться в любом возрасте. Это не значит, конечно, что тяжёлые длительные лишения в раннем возрасте не окажут отрицательного воздействия на интеллект. Но долговременные наблюдения показали, что со временем даже и такое неблагоприятное начало может быть во многом скомпенсировано.

В вопросе о детском воспитании особое место занимает изучение языков. Большинство людей могут выучить языки и совершенствоваться в них в любом возрасте. Но детские годы считаются критичными для овладения вторым языком без акцента.

Новые исследования показывают, что от того, в каком возрасте человек учил язык, зависит, в каком регионе мозга он будет „храниться“. Впервые исследователи натолкнулись на эту мысль при работе с больными, перенёсшими частичный паралич мозга.

Характерен случай, происшедший с пациенткой североитальянской больницы. Больная Е. все свои 68 лет жизни говорила на родном североитальянском веронезском диалекте, очень отличающемся от стандартного итальянского - её второго языка, который она изучала в школе, но почти никогда не использовала. В результате инсульта больная лишилась речи и в течение двух недель не произнесла ни слова.

Потом дар речи вернулся к ней. Казалось, произошло полное восстановление. Но пришедшие навестить её родственники были поражены тем, что она отвечает им на своём втором, полузабытом, стандартном итальянском языке. На родном веронезском диалекте, на котором она говорила каждый день всю жизнь, она не могла произнести ни одной фразы, хотя и понимала обращавшихся к ней. Дело обстояло так, словно после того как болезнь „стёрла“ участок мозга, где был „записан“ родной, веронезский диалект, в работу вступил какой-то другой участок, вернувший в память давно забытый второй язык.

Этот и подобные случаи дали учёным основание предположить, что родной и выученный языки хранятся в разных участках мозга. При этом у истинно двуязычных людей, которые в детстве начали говорить на двух языках одновременно, схема их хранения в памяти отлична от хранения языков у тех людей, которые начали учить язык в возрасте после десяти лет.

Исследователи предполагают, что основы организации этих схем закладываются у детей очень рано, ещё до того, как они начинают говорить. Изучив, что происходит при этом в мозгу, учёные надеются объяснить, почему дети усваивают язык настолько лучше, чем взрослые. И, может быть, найти способ преодоления этого ограничения.

Дети могут воспринимать любой язык потому, что они различают любые звуки. Новорождённый ребёнок имеет неограниченный потенциал для восприятия языка. Дети могут освоить любой язык, на котором с ними говорят, и, в отличие от взрослых, различать любые звуки. Так, шестимесячный японский ребёнок ясно слышит разницу между звуками „р“ и „л“, в то время как взрослые японцы не различают эти звуки. И те звуки, которые ребёнок слышит регулярно, каким-то образом закрепляются в памяти, а остальные - стираются.

Мария Чеор из отдела исследования познавательных способностей мозга при Хельсинкском университете получила первые нейрофизиологические свидетельства того, что нейронные пути для восприятия звуков, специфичных для каждого языка, закладываются в возрасте до одного года.

Она измеряла активность слухового отдела мозговой коры с помощью электродов, прикладываемых к черепу. У шестимесячного ребёнка на фонограмме ясно различались все звуки, в то время как у годовалого некоторые различия стирались и воспринимались лишь звуки, характерные для того языка, который он слышал вокруг себя, то есть его родного языка.

Это наблюдение показывает, что ранний период (и даже, как видим, не до трёх лет, а до одного года), действительно, является критичным для восприятия языка, особенно его фонетических структур, которые составляют главный этап в изучении языка.

Короче говоря, после достижения десяти лет вы никогда не будете говорить на новом языке так же, как на родном. Правило это, однако, не абсолютно. Ведь мы знаем взрослых людей, которые в совершенстве овладели иностранными языками и даже говорят без акцента.

Сейчас нам достаточно заключить, что, как показывают новейшие эксперименты, языковые - а также некоторые визуальные - способности человека действительно формируются в некий „критический“ период раннего детства.

Но от этого до „мифа первых трёх лет“, как справедливо утверждает Джон Бруер, дистанция огромного размера.

Ал. Бухбиндер

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбург. Музыкальный гений Моцарта проявился уже в раннем детстве, Он написал свою первую симфонию, когда ему еще не было 10 лет, а первую успешную оперу - к 12 годам. За короткую жизнь (Моцарт умер в возрасте 35 лет) композитор создал 40 симфоний, 22 оперы и еще более пятисот произведений в других жанрах. 10 из 35 лет жизни он провел, путешествуя по более чем 200 городам Европы.

За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал сотни сольных и оркестровых музыкальных произведений, вдохновивших Бетховена, Вагнера и других композиторов.

"Моцарт - это что-то непостижимое в музыке, - сказал Гете своему другу Иоганну-Петеру Эккерману, - это - образ, настолько манящий, что каждый стремится к нему, и настолько великий, что никто не может его достичь".

Каждый день мы слушаем музыку для собственного удовольствия, но, оказывается, ее звуки могут помочь людям при лечении тех или иных заболеваний .

Целебные свойства музыки было известно издавна. К примеру, в Библии описывается, как царь Израиля Саул, одержимый злым духом, позвал Давида и попросил сыграть на арфе. «Давид взял арфу, играл, и лучше становилось Саулу».

Одним из тех, кто первым заявил, что музыка лечит болезни и научно объяснил целебный эффект музыки, был... Пифагор , утверждавший, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию. Однажды Пифагору даже удалось с помощью музыки успокоить разгневанного мужа, в припадке ревности пытающегося сжечь дом, в то время как никто из родных не мог его остановить. А древнегреческий врач Гиппократ лечил музыкой безсонницу и эпилепсию.

В начале XX века известный психоневролог Владимир Михайлович Бехтерев начал изучать влияние музыки на организм человека. Ученый пришел к выводу, что музыка лечит болезни - может избавлять от усталости и заряжать человека энергией, положительно влиять на систему кровообращения и дыхания. Академик Бехтерев считал, что матери недаром поют своим малышам. «Без колыбельной вообще невозможно полноценное развитие ребенка», — писал ученый.

В последнее время методы музыкотерапии (использование музыки для лечения больных с определенными психологическими или соматическими проблемами) получили широкую популярность. На Западе (и даже кое-где в Украине) уже подготовлено много специалистов, изучающих методы музыкотерапии.

Различают пассивную и активную музыкотерапию . При первой пациенту предлагают прослушать различные музыкальные композиции, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. При второй человек сам принимает участие в исполнении музыки: играет на музыкальных инструментах, поет, отбивает такт ногой или хлопает в ладоши.

Музыкотерапевты отмечают, что для каждого конкретного пациента нужно подбирать индивидуальные мелодии, но существуют и «мелодии-целители» для определенного психологического состояния или заболевания.

Какая музыка лечит? - Классическая музыка лечит.

К примеру, для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта, «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды» Джузеппе Верди. Забыть о неприятностях и проблемах вам поможет «Аве Мария» Франца Шуберта и «Колыбельная» Иоганнеса Брамса.

Если вам тяжело вставать по утрам , сонливость прогонят концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта.

Ощущением утренней свежести наполнят вашу душу «Утро» Рихарда Штрауса, «Утреннее расположение духа» Эдварда Грига, симфонический эскиз «Море» Клода Дебюсси, «Пробуждение птиц» Оливье Мессиана.

При нарушении сна помогут «Пьесы» Петра Чайковского, «Мелодия» Кристофа Глюка, «Мечты» Роберта Шумана и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса.

Религиозная музыка дарит людям ощущение покоя и духовной просветленности, помогает побеждать или облегчает боль.

"Вальс цветов» Чайковского и музыка Моцарта лечат язву желудка и двенадцатиперстной кишки . Мигрень помогут одолеть «Юморески» Антонина Дворжака и Джорджа Гершвина, «Весенняя песня» Феликса Мендельсона, а головная боль , связанная с эмоциональной перегрузкой, уменьшится при прослушивании сюиты «Маскарад» Арама Хачатуряна, «Венгерской рапсодии» Ференца Листа и «Дон Жуана» Вольфганга Амадея Моцарта.

Волшебная музыка Моцарта

Не знаю, правда ли, что ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха, но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют только Моцарта. /Карл Барт/

Музыка Моцарта вообще особая. Нейробиолог Гордон Шоу после ряда экспериментов утверждает, что музыка Моцарта мобилизует возможности человеческого мозга . Ученый считает, что «столь яркая и разнообразная музыка облегчает работу головного мозга, в частности помогает математикам и шахматистам».

Такой положительный эффект объясняется тем, что музыкальные произведения этого композитора выдерживают 30-секундный интервал «громко-тихо», а он точно соответствует характеру биотоков головного мозга человека. Гениальный австрийский композитор писал свою музыку преимущественно в мажорных тонах, поэтому она постоянно привлекает внимание слушателей. Его симфонии и скрипичные концерты кажутся настолько радостными и искренними, что возникает естественное желание поддаться этому радостному настрою и подпевать.

Французский врач А.Томатис в своей книге «Почему именно Моцарт?» пишет: «Сила Моцарта недоступна другим. Его музыка освобождает душу. Лечебные свойства ее настолько сильны, что это делает Моцарта величайшим из композиторов».

Музыку Вольфганга Амадея Моцарта полезно слушать всем. Она успокаивает грудных младенцев и будущих мам. Детям она помогает развивать речь, успокаиваться при нервном возбуждении и лучше учиться.

Ученые доказали: если при изучении материала делать 10-минутные музыкальные паузы с Моцартом, эффективность обучения повышается. А взрослым музыкальные произведения Моцарта помогут преодолеть душевные проблемы, улучшат слух и красноречие.

А это слушать не нужно

Но даже среди классической встречается музыка, безполезная для эмоционального здоровья человека. После ее прослушивания человек ощущает себя слабым и измученным. Например, некоторые ноктюрны Фредерика Шопена (при их безусловной высокой эстетической ценности) навевают слушателям глубокую печаль и ностальгию. Считается, что в этих произведениях композитор дал мощный выход собственной меланхолии.

Вместо таблеток - музыкальные инструменты

Чувствовать себя лучше человеку помогают не только определенные мелодии, но и определенные инструменты. Так, считается, что арфа гармонично влияет на работу сердца.

Барабан также помогает больному сердцу нормализовать ритм и лечит кроветворную систему.

Нежная скрипка исцеляет душу и способствует самопознанию человека.

Благородный орган гармонизирует деятельность позвоночника и «наводит порядок в голове».

Недаром на нем исполняли произведения преимущественно в церквях и храмах, после чего люди выходили с прояснившимся сознанием и чистыми мыслями.

Пианино нормализует работу щитовидной железы, флейта расширяет и очищает легкие, а таинственный саксофон оправдывает репутацию самого сексуального инструмента, поскольку под его влиянием активизируется сексуальная энергия человека.

Как слушать

И напоследок несколько советов о том, как слушать музыкальные произведения. Большое значение при прослушивании музыки имеет ваша собственная интуиция. Если мелодия, которая у других улучшает расположение духа, у вас отнимает силы, лучше не слушать ее, а найти для себя мелодию, с которой можно было бы идти по жизни.

Лучше всего слушать музыку не напрягаясь, в удобном положении, с закрытыми глазами . Не так уж трудно уделить 10—15 минут в день, чтобы соединить полезное с приятным. Музыка помогает именно тогда, когда ее слушают, словно бы пропуская через себя, заполняя мелодией мысли и сознание.

Регулируйте звук . Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку — это вредно для организма.

Не перестарайтесь . Если слушать симфонии Бетховена больше часа, эффект может быть противоположным. Такое прослушивание не только не расслабит, но и вызовет усталость и раздражение. Для одного сеанса достаточно десяти минут.

Моцарт помогает растить детей и... бактерии

На очистных сооружениях в Германии ввели «экологическое» новшество: в технологический процесс вводится проигрывание музыки великого Моцарта. Так как результаты проведенных немецкими учеными экспериментов в небольшой немецкой компании Mundus показали, что музыка австрийского композитора, благодаря особенному соотношению гармоний и ритма, стимулирует деятельность крошечных организмов, которые расщепляют отходы.

Почему именно Моцарт?

Уникальность музыки великого композитора и утилитарное ее влияние на живые организмы, к слову сказать, давно уже будоражат ученые умы. Так как уже давно люди заметили, что, например, младенцы, слушающие Моцарта, успокаиваются, а школьники лучше учатся. Эксперты выяснили, что концерты и симфонии Моцарта содержат много высоких частот и, тем самым, несут в себе повышенный энергетический заряд. Компьютерный анализ его музыки подтвердил, что композитор предпочитал в основном мажорные тона.

Кроме того, музыка великого композитора чиста, гармонична и эмоциональна, она не заставляет мозг «перенапрягаться», распутывая сложные звуковые ряды, которые присутствуют, например, в произведениях Баха или Бетховена.

В 1993 году в американском колледже был проведен эксперимент, который показал, что учащиеся колледжа лучше справлялись с пространственно-временными задачами, если слушали сонату австрийского композитора по 10 минут в день. Это явление получило название «эффекта Моцарта».

Австрийские ученые давно уже используют «эффект Моцарта» в терапевтических целях, составляя в каждом конкретном случае индивидуальные программы из отрывков или целых музыкальных произведений Моцарта, содержащих нужные частоты. Тем самым человеческое ухо постепенно привыкает улавливать те частоты, которые прежде не воспринимало. Более того, такая тренировка слуха облегчает изучение иностранных языков, для каждого из которых характерен особый набор типичных частот. Английский, например, дается легче тому, кто лучше воспринимает высокие частоты. У детей с помощью таких тренировок преодолеваются нарушения координации движений и речи, уходит нервное возбуждение. Взрослым Моцарт также помогает улучшить слух и успокоить нервы.

Поразительный эффект музыки Моцарта давно уже «перешагнул» рамки Австрии. Российский учитель Вадим Ширин заставляет своих учеников слушать Моцарта, и уверяет, что это повышает иммунитет детей. С ним согласны и школьные медики. А многочисленные эксперименты показывают, что даже непродолжительное прослушивание любого произведения Моцарта ощутимо повышает результаты тестов IQ испытуемого.

Чудо? Нет, обыкновенная физика

Нейробиолог Гордон Шоу из Калифорнийского университета установил, что отдельные клетки мозга человека и их соединения образуют выходные сигналы определенной частоты и формы. Преобразовав эти сигналы в звуковые, ученый обнаружил, что они имеют музыкальный характер. Для проверки обратного эффекта, т. е. влияния музыки на мыслительные процессы, были использованы различные музыкальные произведения классиков. Результаты от музыки Моцарта превзошли все ожидания! В то время как прослушивание произведений других композиторов не оказало практически никакого воздействия на мозговую активность человека.

Израильские ученые из университета Тель-Авива смогли установить, что прослушивание сонат композитора плодотворно влияет на выхаживание недоношенных детей: они быстрее набирали вес и восстанавливали свою именную систему, по сравнению с малышами, не слушавшими Моцарта.

Исследования ученых уже взяли на вооружение спортсмены «интеллектуальных» видов спорта, таких как шахматы или покер. В целом же резюме ученых гласит, что духовная и физическая сила музыки Вольфганга Амадея Моцарта способствует более эффективному решению человеком проблем практически во всех сферах его деятельности: от запоминания иностранных слов до работы со сложным технологическим оборудованием, везде, где требуется повышенная концентрация внимания и активизация мыслительный процессов.

Вообще все системы живого организма работают, подчиняясь строгим ритмам . Пульс - это тоже ритм. Еще в древности доктора пытались уловить ритм пульса и подчинить ритму музыкальному. Существовал даже специальный медицинский театр , где лечили разными мелодиями. Звуки свирели Эскулап рекомендовал пациентам в подавленном настроении. Депрессии, как сказали бы мы сегодня. А уроки пения лечили страдающих астмой.

Французский врач Жозеф Рекамье рекомендовал своим пациентам принимать еду под звуки барабана, т.к. выяснилось, что «желудок любит ритм». Сегодня музыкотерапия наиболее востребована в психиатрии и неврологии. Психопатологической личности для изменения поведения дают слушать Чайковского, Шопена, Шуберта. «Карнавальная прелюдия» Дворжака помогает при депрессивном психозе, меланхоликов возрождает к жизни «Ода к радости» Бетховена, а чувство гнева проходит под хор пилигримов Вагнера.

Однако все ученые сходятся во мнении, что музыка Моцарта обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит различные «болевые» точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого человека.

Концерт-холл для бактерий

Экологическая биотехнология давно предложила использование живых организмов для переработки опасных отходов и борьбы с загрязнением окружающей среды. Например, некоторые грибки применяются для нейтрализации токсичных побочных продуктов бумажной промышленности. Другие микроорганизмы, населяющие свалки ядовитых отходов, расщепляют такие соединения, как полихлорированные бифенилы, на безвредные соединения. Сейчас изучаются технологии, с помощью которых микроорганизмы, населяющие устья рек, могли бы очищать воду от химических загрязнений.

Методы экологической биотехнологии обезпечивают более эффективное по сравнению с традиционными подходами обезвреживание разнообразных токсических отходов, а также значительно снижают нашу зависимость от таких методов утилизации мусора как сжигание и создание хранилищ токсических отходов.

Уже более ста лет смешанные бактериальные популяции используются для очистки сточных вод. Все живые организмы (животные, растения, бактерии и др.) для поддержания жизни поглощают и переваривают питательные вещества и выделяют в окружающую среду образующиеся при этом продукты жизнедеятельности. Разным организмам для поддержания жизни необходимы разные питательные вещества. Некоторые бактерии с удовольствием поглощают химические соединения, содержащиеся в отходах, другие - питаются токсическими химикатами, такими как метиленхлорид, детергенты и креозот.

В некоторых случаях продукты жизнедеятельности микроорганизмов - борцов за чистоту окружающей среды - сами обладают полезными свойствами. Например, бактерии, расщепляющие образующиеся в процессе производства бумаги соединения серы, выделяют метан.

В настоящее время специалисты в области охраны окружающей среды пользуются двумя методами биовосстановления зараженных органическими отходами земель: вносят в зараженную почву специализированные штаммы бактерий, либо питательные вещества, стимулирующие активность уже присутствующих там микроорганизмов. Бактерии поглощают токсины и разлагают их до безвредных продуктов жизнедеятельности. После того, как весь запас токсических соединений переработан, численность популяции бактерий-очистителей возвращается к нормальному уровню, либо они умирают.

Теперь вот для ускорения процессов такой полезной жизнедеятельности экологических бактерий собираются использовать музыку. В качестве эксперимента на очистной станции в городе Тройенбритцен (Германия) диск с музыкой Моцарта проигрывался каждый день в течение двух месяцев. И оказалось, что одновременно с искусственным насыщением сточных вод кислородом музыка заставляла бактерии активнее перерабатывать органические остатки. Кроме того, инженеры станции отметили, что за два месяца эксперимента резко снизился уровень отложений ила!

В Mundus подсчитали, что таким образом очистные предприятия смогут экономить на электроэнергии, необходимой для переработки отходов, до тысячи евро в месяц! При этом аренда оборудования, необходимого для воспроизведения музыки, будет обходиться заводам примерно в 400 евро ежемесячно.

Недавно в СМИ прокатилась волна «разоблачительных статей», говорящих о том, что музыка Моцарта не делает детей умнее. Но этого ведь никто никогда и не утверждал, делая упор на то, что эта музыка лишь позитивно влияет на организм, помогая ему развиваться и совершенствоваться. Что лишний раз подтвердили немецкие бактерии.

Елена Непокора

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.