Франц Петер Шуберт — музыкальный гений XIX столетия. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь Музыкальные произведения шуберта

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в семье учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей девять умерли в раннем возрасте , а один из братьев Франца - Фердинанд также посвятил себя музыке .

    Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке , а старший брат Игнац - на фортепиано . С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению ..

    Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас , позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816 года) . Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта , так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

    Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни .

    В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь , и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году . Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года) . В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена . Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в 1814 году.

    Зрелость

    Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем . Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах . Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году . В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать - песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори) .

    Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт , певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь .

    В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов .

    В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел , но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

    Последние годы

    В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили научно выверенное издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были либо пропагандистами творчества Шуберта, либо делали аллюзии на его сочинения в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты .

    Неоконченная симфония

    Время создания симфонии си минор DV 759 («Неоконченной») - осень 1822 года. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце , и Шуберт представил две её части в 1824 году .

    Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил в концерте в 1865 году. (Прозвучали завершённые Шубертом первые две части, а вместо отсутствующих 3-й и 4-й частей была исполнена финальная часть из ранней Третьей симфонии Шуберта ре мажор.) Опубликована симфония была в 1866 году в виде первых двух частей.

    До сих пор неясны причины, по­чему Шуберт не завершил «Неоконченную» симфонию. По-видимому, он был намерен довести её до логического конца: первые две части были полностью закончены, а 3-я часть (в характере скерцо) осталась в набросках. Какие-либо эскизы к финалу отсутствуют (или они, возможно, утрачены).

    Долгое время существовала точка зрения, что «Неоконченная» симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. В качестве сравнения говорили о сонатах Бетховена из двух частей и о том, что позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением . Однако против этой версии говорит то, что завершённые Шубертом первые две части написаны в разных, далёких друг от друга тональностях. (Такие случаи не встречались ни до, ни после него.)

    Есть также мнение, что в качестве финала могла быть задумана музыка, ставшая одним из антрактов к «Розамунде», написанная в сонатной форме, в тональности си минор и имеющая драматический характер. Но эта точка зрения не имеет документальных подтверждений.

    В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (англ. Brian Newbould ) и российского композитора Антона Сафронова).

    Сочинения

    • Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в том числе Граф фон Гляйхен, и другие;
    • Зингшпили (7), в том числе Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
    • Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
    • Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-1828), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в том числе Победная песнь Мирьям (1828);
    • Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
    • Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-1817), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-1826), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824), Интродукция и вариации на тему песни «Засохшие цветы» («Trockene Blumen» D 802) для флейты и фортепиано и др.;
    • Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в том числе 6 незавершённых; 1815-1828), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-1828), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы , лендлеры , немецкие танцы, менуэты, экосезы , галопы и др.; 1812-1827);
    • Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши.
    • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
    • Песни для голоса с фортепиано (более 600), в том числе циклы «Прекрасная мельничиха » (1823) и «Зимний путь » (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен » («Ellens dritter Gesang», также известная как «Ave Maria Шуберта»), «Лесной царь» («Erlkönig», на стихи И. В. Гёте, 1816).

    Каталог произведений

    Поскольку при жизни композитора было опубликовано относительно мало его работ, лишь немногие из них имеют свой номер опуса , но и в таких случаях номер не вполне точно отражает время создания произведения. В 1951 году музыковед Отто Эрих Дойч опубликовал каталог произведений Шуберта, где все сочинения композитора расположены в хронологическом порядке согласно времени их написания .

    Память

    В честь музыкальной пьесы Франца Шуберта «Розамунда» назван астероид (540) Розамунда , открытый в 1904 году [ ] .

    См. также

    Примечания

    1. , с. 609.
    2. Шуберт Франц Петер / Ю. Н. Хохлов // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
    3. Шуберт Франц (неопр.) . Энциклопедия Кольера. - Открытое общество. 2000.. Дата обращения 24 марта 2012. Архивировано 31 мая 2012 года.
    4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    5. Walther Dürr, Andreas Krause (Hrsg.): Schubert Handbuch , Bärenreiter/Metzler, Kassel u.a. bzw. Stuttgart u.a., 2. Aufl. 2007, S. 68, ISBN 978-3-7618-2041-4
    6. Dietmar Grieser: Der Onkel aus Preßburg. Auf österreichischen Spuren durch die Slowakei , Amalthea-Verlag, Wien 2009, ISBN 978-3-85002-684-0 , S. 184
    7. Andreas Otte, Konrad Wink. Kerners Krankheiten großer Musiker. - Schattauer, Stuttgart/New York, 6. Aufl. 2008, S. 169,

    Которого известна всем деятелям музыкального искусства, появился на свет 31 января 1797 года в пригороде столицы Австрии Вены. Он был четвертым сыном школьного учителя и виолончелиста. Все преподаватели будущего музыканта отмечали его талант и усердие, с которыми он легко овладевал знаниями в области музыки.

    Образование

    Успехи и прекрасное владение голосом помогли Шуберту поступить в Императорскую капеллу, а затем и в одну из лучших школ Вены - Конвикт. В тринадцатилетнем возрасте он начал писать первые сочинения: песни, фортепианные пьесы, симфонии и оперы. В 1812 году Франц познакомился со знаменитым Сальери, который заинтересовался талантливым юношей. На протяжении пяти лет они совместно занимались созданием композиций.

    Композитор Франц Шуберт сформировался именно в период своих занятий с Сальери - с 1812 по 1817 годы. В 1813 году он стал учеником учительской семинарии, а спустя еще год - стал учителем школы, где когда-то работал его отец. Именно тогда он сочинил одну из своих первых месс и положил стихотворения Гете на музыку.

    Творчество

    В 1815-1816 годах Франц Шуберт, биография которого сегодня изучается в школах на уроках музыки, был достаточно продуктивен. В этот период он сочинил более 250 песен, четыре симфонии, три мессы и несколько оперетт и струнных квартетов. Именно тогда были созданы песни, получившие распространение по всему миру - "Лесной царь" и "Скиталец".

    Но несмотря на все это, Франц Шуберт, произведения которого сегодня считаются классикой мировой музыки, был беден, как церковная крыса. С помощью своего знакомого Й. фон Шпауна композитор познакомился с поэтом Ф. фон Шобером, который, в свою очередь, смог организовать встречу Шуберта и популярного в те времена баритона М. Фогля.

    Франц продолжал трудиться в школе, но летом 1818 года принял решение оставить свою службу и отправился в поместье графа Эстерхази, где на протяжении нескольких месяцев работал в качестве учителя музыки. В 1819 году Шуберт закончил знаменитую Шестую симфонию, а затем сочинил несколько вариаций на французскую песню, которые посвятил Бетховену.

    Вернувшись в Вену, Франц Шуберт, биография которого оказалась слишком короткой, создал по заказу оперу «Братья-близнецы». Она была впервые поставлена летом 1820 года в «Кертнертортеатре». Лето 1819 года Шуберт провел совместно с баритоном Фоглем, именно тогда ему удалось сочинить "Форель" (ля мажор) - популярный квинтет для фортепиано.

    Следующие годы для композитора оказались достаточно трудными, поскольку он не был приспособлен к тому, чтобы добиваться покровительства влиятельных чиновников и деятелей мира искусства. В 1823 году он достаточно тяжело болел и находился в состоянии уныния. Его оперы никто не хотел ставить, однако Франц взял себя в руки и написал вокальный цикл под названием «Прекрасная мельничиха».

    В 1825 году Франц Шуберт, биография которого знакома многим любителям классической музыки, сумел восстановить свое здоровье. Появились на свет его новые опусы для фортепиано. Вплоть до 1828 года композитор упорно трудился над созданием своих

    В начале 1828 года Шуберта начало подводить здоровье. По всей видимости, композитор предчувствовал скорую смерть, поэтому старался писать в лихорадочном темпе. Именно в 1828 году он создал огромное количество шедевров, которые получили популярность уже после смерти автора. Франц Шуберт скончался 19 ноября 1828 года от тифа.

    Франц Петер Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор. За такую короткую жизнь он успел сочинить 9 симфоний, множество камерной и сольной музыки для фортепиано, около 600 вокальных композиций. По праву считается одним из основоположников романтизма в музыке. Его сочинения до сих пор, спустя два столетия, остаются одними из основных в классической музыке.

    Детство

    Его папа, Франц Теодор Шуберт, был музыкантом-любителем, в приходской школе Лихтенталя работал учителем, имел крестьянское происхождение. Он был очень трудолюбивым и добропорядочным человеком, представления о жизненной стезе связывал только с трудом, в этом духе Теодор воспитывал своих детей.

    Мама музыканта – Элизабет Шуберт (девичья фамилия Фиц). Её отец был слесарем из Силезии.

    Всего в семье родилось четырнадцать детишек, но девятерых из них супруги похоронили ещё в раннем возрасте. Брат Франца, Фердинанд Шуберт, также связал свою жизнь с музыкой.

    В семье Шубертов музыку очень любили, часто у них дома устраивались музыкальные вечера, а по праздникам собирался целый кружок музыкантов-любителей. Папа играл на виолончели, сыновья тоже были обучены игре на разных музыкальных инструментах.

    Способности к музыке у Франца обнаружились в раннем детском возрасте. Отец стал учить его игре на скрипке, а старший брат обучал малыша играть на фортепиано и клавире. И уже совсем скоро маленький Франц стал постоянным участником семейного струнного квартета, он исполнял партию альта.

    Обучение

    В шестилетнем возрасте мальчик пошёл в приходскую школу. Здесь обнаружился не только его удивительный музыкальный слух, но ещё и потрясающий голос. Ребёнка взяли петь в церковный хор, где он исполнял довольно сложные сольные партии. Церковный регент, часто бывавший в семье Шубертов на музыкальных вечеринках, учил Франца пению, теории музыки и игре на органе. Вскоре все окружающие поняли, что Франц – одарённый ребёнок. Особенно таким достижениям сыночка радовался папа.

    В одиннадцатилетнем возрасте мальчика отдали в школу с пансионом, где готовили певчих в церковь, она называлась в то время конвикт. Даже сама обстановка в школе благоприятствовала, чтобы музыкальные таланты Франца развивались.

    В школе был ученический оркестр, его сразу определили в группу первых скрипок, изредка Францу даже доверяли дирижировать. Репертуар в оркестре отличался своим разнообразием, ребёнок познал в нём разные жанры музыкальных произведений: увертюры и сочинения для вокала, квартеты и симфонии. Друзьям он рассказывал, что наибольшее впечатление на него произвела моцартовская симфония соль минор. А сочинения Бетховена были для ребёнка наивысшим образцом музыкальных произведений.

    В этот период Франц начал сам сочинять, он делал это с огромным увлечением, что даже ставило музыку в ущерб остальным школьным предметам. Особенно тяжело давались ему латынь с математикой. Отца насторожило такое чрезмерное увлечение Франца музыкой, он стал тревожиться, зная путь всемирно известных музыкантов, от такой участи своего ребёнка ему хотелось оградить. Он даже придумал наказание – запрет приезда домой на выходные и праздничные дни. Но на развитие дарования юного композитора не влияли никакие запреты.

    А потом, как говорится, всё случилось само собой: в 1813 году у подростка сломался голос, ему пришлось покинуть церковный хор. Франц приехал домой к родителям, где начал обучение в учительской семинарии.

    Зрелые годы

    Окончив в 1814 году семинарию, парень устроился на работу в ту же приходскую школу, где трудился его отец. В течение трёх лет Франц работал помощником учителя, учил детишек предметам начальной школы и грамоте. Только от этого никак не слабела любовь к музыке, желание творить было всё сильнее. И именно в это время, с 1814 по 1817 годы (как он сам называл, в период школьной каторги), им было создано огромное количество музыкальных сочинений.

    Только в одном 1815 году Франц сочинил:

    • 2 сонаты для фортепиано и струнный квартет;
    • 2 симфонии и 2 мессы;
    • 144 песни и 4 оперы.

    Ему хотелось утвердиться как композитору. Но в 1816 году при подаче заявки на должность капельмейстера в Лайбах ему отказали.

    Музыка

    Францу было 13 лет, когда он написал своё первое музыкальное произведение. А уже к 16 годам в его копилке было несколько написанных песен и фортепианных пьес, симфония и опера. На такие выдающиеся способности Шуберта обратил внимание даже придворный композитор, знаменитый Сальери, он занимался с Францем почти в течение года.

    В 1814 году Шуберт создал первые свои значительные сочинения в музыке:

    • месса фа мажор;
    • опера «Увеселительный замок сатаны».

    В 1816 году в жизни Франца произошло знаковое для него знакомство со знаменитым баритоном Фоглем Иоганном Михаэлем. Фогль исполнял произведения Франца, которые довольно быстро обрели популярность в салонах Вены. В этом же году Франц переложил на музыку балладу Гёте «Лесной царь», и это произведение имело невероятный успех.

    Наконец-то, в начале 1818 года вышла в печать первая композиция Шуберта.

    Не удалось сбыться мечтам отца о тихой и скромной жизни сына с маленьким, но надёжным учительским заработком. Франц бросил преподавание в школе и решил всю свою жизнь посвятить только музыке.

    Он поссорился с отцом, жил в лишениях и постоянной нужде, но неизменно творил, сочиняя одно произведение за другим. Ему приходилось жить поочерёдно у своих товарищей.

    В 1818 году Францу повезло, он переехал к графу Иоганну Эстерхази, в его летнюю резиденцию, где преподавал музыку графским дочерям.

    Проработал он у графа недолго и снова вернулся в Вену, чтобы заниматься любимым делом – творить бесценные музыкальные произведения.

    Личная жизнь

    Нужда стала помехой в женитьбе на любимой девушке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, девушку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.

    Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И девушка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.

    Последние годы

    К сожалению, в 1820 году Франца стало беспокоить здоровье. Он тяжело заболел в конце 1822 года, но после лечения в больнице его здоровье немного поправилось.

    Единственное, чего он успел достичь при жизни, ‒ это публичный концерт в 1828 году. Успех был оглушительным, но вскоре после этого у него началась брюшная лихорадка. Две недели она трясла его, и 26 марта 1828 года композитор скончался. Он оставил завещание похоронить его на одном кладбище с Бетховеном. Оно было исполнено. И если в лице Бетховена тут упокоилось «прекрасное сокровище», то в лице Франца «прекрасные надежды». Он был слишком молодым на момент смерти и так многое ещё мог сотворить.

    В 1888 году прах Франца Шуберта и прах Бетховена перенесли на Центральное Венское кладбище.

    После смерти композитора осталось много неизданных произведений, все они были опубликованы и нашли признание своего слушателя. Особенно почитаемой является его пьеса «Розамунда», в честь неё назван астероид, который был открыт в 1904 году.

    Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

      Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).

      Проникновение песенности в другие жанры.

    Шуберт – создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной). Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть – г.п., п.п.. II-я часть – п.п.), принцип развития – форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

    Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием – вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.

    Жизненный путь.

    Родился в 1797 г. в предместье Вены – в городе Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент – пению и теории.

    1808-1813 гг.

    Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки – симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение – 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлёкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

    1813-1817 гг.

    Написал первые песенные шедевры (“Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.

    В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удаётся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате и т.д.

    В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.

    Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей – поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер.Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом – Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу “Альфонс и Эстрелла”).

    Часто были собрания друзей Шуберта – Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

    Начало 20-х годов.

    Рассвет творчества – 22-23 г. В это время он написал цикл “Прекрасная мельничиха”, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия “Скиталец”. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

    1826-1828 гг.

    Последние годы. Тяжёлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль. В

    песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт ещё раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. Вноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

    Песенное творчество Шуберта

    600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.

    Жанр – вокальная баллада: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).

    В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.

    Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

    Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.

    Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).

    Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”

    1823 г.. 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последниепесни отражаютумиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.

    1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.

    2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

    6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.

    1-я часть – “Ни звёзды, ни цветочки”.

    2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью – 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор. Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор.

    Схема формы песни

    A - C

    CBC

    11 песня – “Моя”. В ней идёт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням.

    12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне № 14 (Охотник) – c-moll. Складнапоминает охотничью музыку (6\8, параллельные секстаккорды). Дальше (в следующих песнях) идёт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии.

    15 песня – “Ревность и гордость”. Отражает отчаяние, смятение (g-moll). 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

    16 песня – “Любимый цвет”. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла. В музыке есть застылость (астинатный ритм), постоянное повторение фа#, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова: “В зелёную прохладу….”. В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма.

    Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление.

    19 песня – “Мельник и ручей”. g-moll. 3-х частная форма. Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза – опять поёт мельник, опять g-moll, но остаётся журчанье ручья. В конце просветление – G-dur.

    20 песня – “Колыбельная песня ручья”. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта (“Песня Липа” в “Зимнем пути”, 2-я часть неоконченной симфонии). Куплетная форма. Слова: “Спи, усни” от лица ручья.

    Вокальный цикл “Зимний Путь”

    Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившееШуберта.

    Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он (зимой) уходит из города. Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора.Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.

    Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

    Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы (“У ручья”).

    Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: “Липа”, “Весенний Сон” (кульминация цикла, № 11) – здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел – смех над самим собой и над своими чувствами.

    1 песня – “Спокойно спи” d-moll. Мерный ритм июля. “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет – d-moll – “Нельзя мне медлить доле”. 3-1 куплет – “Здесь больше ждать не стоит”. 4-й куплет – D-dur – “К чему мешать покою”. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.

    3-я песня – “Застывшие слёзы” (f-moll). Гнетущая, тяжёлое настроение – “Из глаз струятся слёзы и стынут на щеках”. В мелодии сильно заметно усиление речитативности – “О, эти слёзы”. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой.

    4-я песня – “Оцепенение”, c-moll. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. “Её следы ищу я”. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. “Хочу припасть к земле я”. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. “О где цветы былые?”. Реприза – 1-я и 2-я тема.

    5-я песня – “Липа”. E-dur. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет – “У входа в город липа”. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. “И в путь спеша далёкий”. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. “Вот ветки зашумели”. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. “Стенной, холодный ветер”. 3-й куплет. “Теперь уже я далеко брожу в стране чужой”. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета.

    7-я песня – “У ручья”. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. “О мой ручей бурливый”. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове “теперь”. Средняя часть. “На льду я камнем острым”. E-dur (речь о любимой). Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. “Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду”. Реприза сильно изменена. Сильно расширена – в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив “В ручье застывшем себя я узнаю”. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений – e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll – fis-mollg-moll.

    11 песня – “Весенний сон”. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы:

      воспоминания, сон

      внезапное пробуждение

      насмешка над своими мечтами.

    1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

    2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей – e-moll – d-moll – g-moll – a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации (встречаются ноны).

    3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.

    Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

    14 песня – “Седины”. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней (“Спокойно спи”), но в искажённом обострённом варианте. Слова: “Украсил иней мне чело…”.

    15 песня – “Ворон”. C-moll. Трагическая просветлённость из-

    за фигураций триолями. Слова: “Чёрный ворон в путь за мной пустился дальний”. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова: “Ворон, странный чёрный друг”. Мелодия декламационная. Реприза. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре.

    20 песня – “Путевой столб”. Появляется ритм шага. Слова: “Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти?”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – f-moll. Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет – G-dur. 3-й куплет – g-moll. Важна кода. Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии (постоянное повторение одного звука). Слова: “Вижу столб – один измногих…”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – cis-moll – g-moll.

    24 песня – “Шарманщик”. Очень простая и глубоко трагичная. A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”. Встречаются уменьшённые септаккорды на тоническом органном пункте.

    Симфоническое творчество

    Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

    Неоконченная симфония

    Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части – h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2фортепианные 2-хчастные сонаты – Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла (Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта – из 2-х частей). Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла (Фантастическая симфония – 5 частей, симфония “Ромео и Джульетта” - 7 частей). Это происходит под влиянием програмности.

    Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях. Это – не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении (Г.П. – h-moll, П.П. – G-dur, а в репризе П.П. – в D-dur). Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. – E-dur, П.П. – cis-moll, а в репризе П.П. – a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей. Романтической чертой также является и вариационность тем – не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll (это тоже характерно для романтиков).

    I-я часть – h-moll. Тема вступления – как романтический вопрос. Она в нижнем регистре.

    Г.П. – h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют. Форма, как и у куплета, законченная.

    П.П. – не контрастна. Она тоже песенная, но она ещё и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями (потому, что он есть и в П.П. во II-й части). В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий (переход в c-moll). В этом переломе вторгается тема Г.П.. Это – классическая черта.

    З.П. – построена на теме П.П.. G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов.

    Экспозиция повторяется – как у классиков.

    Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления (но драматизированная) и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П.. Здесь огромна роль полифонических приёмов. В разработке 2 раздела:

    1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идёт синкопированный ритм из П.П.. Тональный план: cis-moll – d-moll – e-moll.

    2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах. Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П.. Рядом с ней соседствует мажорная кульминация – D-dur. Перед репризой идёт перекличка деревянных духовых.

    Реприза. Г.П. – h-moll. П.П. – D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. – H-dur. Переклички между разными инструментами. Каноническое проведение П.П.. На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале – в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно.

    II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма.

    Г.П. . Песенная. Тема у скрипок, а в басах – пиццикато (у контрабасов). Красочные гармонические сочетания – E-dur – e-moll – C-dur – G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частнаяформа. Она (форма) закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращённая.

    П.П. . Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент. Он связывает эти темы. Соло – тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно – cis-moll – fis-moll – D-dur – F-dur – d-moll – Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза.

    Реприза. E-dur. Г.П. – 3-х частная. П.П. – a-moll.

    Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.Звучат элементы Г.П.

    «БОЛЬШАЯ СИМФОНИЯ» ФРАНЦА ШУБЕРТА

    В течение всей жизни и достаточно долго после смерти был олицетворением не понятого гения, так и не добившегося признания. Его музыкой восхищались только друзья и близкие, а большинство произведений обнаружено и опубликовано много лет спустя после его безвременной смерти.

    Разочарованный, вечно нуждающийся Шуберт создавал божественную музыку. Будучи не очень счастливым, оставаясь одиноким и чувствуя себя изолированным от всего мира, он писал дивную, наполненную свежестью музыку. Так кем же был этот невысокий, близорукий, проживший недолгую жизнь скиталец, названный при рождении Францем Питером Шубертом ?

    Младший из сыновей

    Семья Шубертов родом из австрийской Силезии. Отец композитора перебрался в Вену и через время стал директором школы в пригороде Лихтенталя. Он женился на девушке из своей деревни, которая работала поварихой. Средств в семье не хватало, хотя нельзя сказать, что они жили в нищете. В браке родилось 14 детей, из которых только пятеро выжили. Самым младшим из сыновей был Франц Питер Шуберт .

    Благодаря своему умению играть на разных инструментах, а также преданности музыке, Шуберт вскоре получил повышение – пост первой скрипки. Он также должен был дирижировать оркестром, если отсутствовал главный дирижер.

    Непреодолимое желание

    Его музыка стремилась выйти наружу, но он держал свои порывы в секрете. Все же было очень трудно сопротивляться импульсу сочинять. Мысли потоками охватывали Франца , и у него никогда не было достаточно нотной бумаги, чтобы записать все, что рвалось наружу.

    Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то с ограниченными средствами, но особенно остро он всегда испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет он писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии… К сожалению, только некоторые из этих ранних работ увидели свет.

    У Шуберта была удивительная привычка: помечать на нотах точную дату, когда он начал сочинять произведение и когда закончил. Очень странно, что за 1812 год он написал только одну песню – «Печальная» – небольшое и не самое выдающееся его произведение. Трудно поверить, что ни одной песни не вышло из-под пера композитора в один из самых плодотворных лет его творчества. Возможно, Шуберт был настолько поглощен инструментальной музыкой, что это отвлекло его внимание от любимого жанра. А вот список инструментальной и религиозной музыки, написанный за этот же год, просто огромен.

    Не состоявшийся брак Шуберта

    1813 год считается завершающим периодом раннего творчества. В связи с переходным возрастом начал ломаться голос, и Франц больше не мог петь в придворной капелле. Император разрешил ему остаться в школе, но юный гений больше не хотел учиться. Он вернулся домой и по настоянию отца стал помощником учителя в его школе. Ему выпало работать в классе для самых маленьких, с детьми, которые еще ничего не умеют и быстро все забывают. Это было невыносимо для юного гения. Он часто выходил из себя, поправляя учеников пинками и шлепками. Несмотря на его отчаянные старания, им были всегда недовольны.

    В этот период Шуберт познакомился с Терезой Гром. Дочь мануфактурщика, мягко говоря, не была красавицей – белесая, с выцветшими, как у многих блондинок бровями, со следами перенесенной оспы на лице. Она пела в церковном хоре, и как только музыка начинала звучать – Тереза преображалась из дурнушки в приметную девушку, озаренную внутренним светом. Шуберт не смог остаться равнодушным и в 1814 году решил жениться. Однако материальные затруднения помешали ему завести семью. Шуберт с грошовой зарплатой школьного учителя не устроил мать Терезы, а та, в свою очередь, не смогла пойти против родительской воли. Поплакав, она вышла замуж за кондитера.

    Конец рутине

    Посвятив всего себя нудной работе, Шуберт ни на мгновение не переставал работать над тем, что было дано ему с рождения. Его производительность как композитора просто поражает. 1815 считается самым продуктивным годом в жизни Шуберта . Он написал более 100 песен, полдюжины опер и оперетт, несколько симфоний, церковную музыку и так далее. В это время он много работал с Сальери . Сейчас трудно даже себе представить, как и где он находил время сочинять. Многие песни, написанные в этот период, стали лучшими в его творчестве, что еще удивительнее, так это то, что он писал иногда по 5-8 песен в день.

    В конце 1815 – начале 1816 Шуберт написал одну из самых лучших его песен «Король Эрл» на стихи баллады Гете. Он прочитал ее дважды, и музыка просто полилась из него. Композитор едва успевал записывать ноты. Один из друзей застал его в процессе, и в этот же вечер песня была исполнена. Но после этого произведение пролежало в столе 6 лет, пока не исполнил ее на концерте в оперном театре. И только тогда песня получила мгновенное признание.

    За 1816 год написано очень много произведений, хотя оперный жанр несколько отодвинут перед песнями и кантатами. Кантата «Прометей» была написана на заказ, и за нее Шуберт получил свой первый гонорар, 40 австрийских флорин (очень небольшая сумма). Эта работа композитора пропала, но те, кто слушал, отмечали, что кантата была очень хороша. Сам Шуберт был очень доволен этой работой.

    Три года прошли в бесконечном самонаказании и беспрецедентном самоотвержении и, наконец, Шуберт решился освободиться от связывающей его должности. И даже, если для этого нужно было покинуть Вену, поссориться с отцом, он был готов на все.

    Новые знакомые Франца

    Франц фон Шобер

    В декабре 1815 года было принято решение присоединить к обычной школе в Лейбахе музыкальную. Открыли должность учителя с мизерной, всего 500 венских флоринов, зарплатой. Шуберт подает заявку, и хотя на была подкреплена очень весомой рекомендацией от Сальери , на должность назначили другого, и план побега из дома рухнул. Однако помощь пришла, откуда не ждали.

    Студент Шобер , рожденный в Швеции и приехавший в Германию, был так поражен песнями Шуберта , что решил во что бы то ни стало познакомиться с автором. Увидев, как поглощенный работой помощника учителя, композитор исправляет ошибки маленьких учеников, Шобер решил избавить юного гения от ненавистного замкнутого круга повседневных обязанностей и предложил занять одну из комнат квартиры, которую снимал. Так и поступили, а через какое-то время Шуберт съехался с поэтом Майрхофером, многие стихи которого потом положил на музыку. Так началась дружба и интеллектуальное общение между двумя талантами. В этой дружбе был и третий, не мене важный – , известный исполнитель венских опер.

    Шуберт становится знаменитым

    Иоганн Михаэль Фогль

    Песни Франца все больше и больше привлекали певца, и однажды он пришел к нему без приглашения и просмотрел его работы. Дружба Шуберта с Фоглем оказала огромное влияние на молодого композитора. Фогль помогал ему в выборе поэм для песен, декламировал стихи с выражением, чтобы музыка, написанная Шубертом , максимально подчеркнула идеи, выраженные в стихах. Шуберт приходил к Фоглю утром, и они или сочиняли вместе, или корректировали уже написанное. Шуберт очень полагался на мнение друга, и принимал большинство его замечаний.

    То, что не все замечания улучшили работы композитора, видно из рукописей некоторых песен, написанных Шубертом . Молодой и увлеченный гений не всегда улавливает вкус и потребности публики, а вот практикующий исполнитель обычно лучше понимает ее требования. Иоган Фогль был не совсем тем корректором, в котором нуждался гений, но с другой стороны, он стал тем, кто сделал Шуберта известным.

    Вена – королевство фортепиано

    Начиная с 1821 года в течение трех лет Шуберт писал в основном танцевальную музыку. В это же время композитору заказали написать две дополнительных части для оперы Герольда «Колокольчик, или Дьявол-паж», за что он с большим удовольствием взялся, потому что очень хотел написать что-нибудь драматическое.

    Естественное распространение популярности музыки Шуберта проходило через музыкальные круги, которые были открыты для него. Вена заслужила репутацию центра музыкального мира. В каждом доме фортепиано было незаменимой частью вечерних собраний, на которых было много музыки, танцев, чтения и дискуссий. Шуберт был одним из самых известных и желанных гостей на собраниях Бидермейеровской Вены.

    Типичная «Шубертиада» состояла из музыки и развлечений, ненавязчивой беседы, подшучиваниями над гостями. Как правило все начиналось с исполнения песен Шуберта , часто только написанных и под аккомпанемент композитора, после которых Франц и его друзья играли на фортепиано дуэтами или с веселым вокальным сопровождением. «Шубертиады» часто спонсировались высокопоставленными чиновниками. Это было самое счастливое время в жизни композитора.

    Год 1823 был одним из самых продуктивных и важных в музыкальном смысле лет в жизни Шуберта . Он провел его в Вене, неустанно работая. В результате были написаны драма «Розамунда», оперы «Фьерабрас» и «Зингшпиль». Именно в этот период написан восхитительный цикл песен «Прекрасная мельничиха». Многие из этих песен созданы в больнице, где он оказался из-за сильной болезни, развившейся после заражения сифилисом.

    Боязнь завтрашнего дня

    Годом позже все, что происходило в жизни композитора, ясно отразилось в его записях и очевидно демонстрировало все признаки депрессии, все сильнее и сильнее поглощающей Шуберта . Разбитые надежды (особенно связанные с его операми), беспросветная нищета, плохое здоровье, одиночество, боль и разочарование в любви – все это приводило в отчаяние.

    Но самым удивительным было то, что эта депрессия совсем не отразилась на его работоспособности. Он не прекращает писать музыку, создавая шедевр за шедевром.

    В 1826 году Шуберт получил письмо-благодарность с приложенными к нему сотней флоринов от комитета «Общества любителей музыки» за неустанное восхищение работами композитора. В ответ на это годом позже Шуберт отправил свою Девятую симфонию, которая, по общему признанию, считается одной из лучших его работ. Однако исполнители Общества посчитали работу слишком сложной для них, и отклонили ее как «непригодную к исполнению». Примечательно, что такое же определение часто получали поздние произведения Бетховена . И в обоих случаях только последующие поколения смогли по достоинству оценить «сложности» этих работ.

    Конец пути Франца Шуберта

    Иногда его мучили головные боли, но совсем не предвещали ничего серьезного. К сентябрю 1828 года Шуберт чувствовал постоянное головокружение. Доктора советовали спокойный образ жизни и проводить больше времени на свежем воздухе.

    3 ноября он преодолел пешком большое расстояние, чтобы послушать Латинский реквием, написанный его братом, последнее произведение, услышанное Шубертом . Вернувшись домой, после 3-часовой прогулки, он жаловался на изнеможение. Сифилис, которым был заражен композитор уже 6 лет, перешел в последнюю стадию. Обстоятельства заражения доподлинно не известны. Его лечили ртутью, что, скорее всего, и было причиной головокружений и головных болей.

    комната, в которой умер Шуберт

    Состояние композитора ухудшалось драматически. Его сознание стало терять связь с реальностью. Однажды он стал требовать, чтобы ему позволили уйти из комнаты, где находился, потому что не понимает, где он и почему он здесь.

    скончался 1828 года, не дожив до своего 32-летия. Его похоронили недалеко от Бетховена , перед которым он преклонялся всю свою короткую жизнь.

    Трагически рано покинул этот мир, оставив ему неоценимое наследие. Он создал удивительную музыку, трогающую проявлением чувств и согревающую душу. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат – только три.

    ФАКТЫ

    «Когда я хочу научить его чему-нибудь новому, я выясняю, что он уже это знает. Получается, что я ничему не учу его, только наблюдаю за ним в немом восторге», – говорил учитель хора Микаэл Холзер. Несмотря на это замечание, совершенно точно известно, что под его руководством Франц улучшил свои умения игры на басе, фортепиано и органе.

    Восхитительное сопрано и мастерство владения скрипкой не мог забыть никто, кто хотя бы однажды слышал Франца Шуберта .

    По праздникам Франц обожал ходить в театр. Больше всего ему нравились оперы Вайгля, Черубини, Глюка. В результате мальчик сам начал писать оперы.

    Шуберт испытывал глубокое уважение и почтение к таланту . Однажды, исполнив одну из своих работ, он воскликнул: «Интересно, смогу ли я когда-нибудь написать что-то действительно достойное». На что один из его друзей заметил, что он уже написал не одну весьма достойную работу. В ответ на это, Шуберт сказал: «Иногда я думаю, кто вообще может даже надеяться написать что-то стоящее после Бетховена ?!».

    Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.